Практика нир пример. Научно-исследовательская работа студентов на практике. Основными критериями оценки для отчета выступают

В процессе прохождения учебно-клинической практики на 4-м курсе и врачебно-производственной на 5-м курсе каждому студенту кафедрами выдается задание по НИРС. Темой НИРС являются производственные испытания новых приборов, инструментов, медикаментов, вакцин, сывороток, дезинфектантов и пр., предложенных учеными университета иди другими научными учреждениями и Вузами, совершенствование диагностики, профилактики и терапии при отдельных инфекционных, незаразных болезнях животных на с/х предприятиях.

Обобщение опыта ветеринарного обслуживания и разработка мер его совершенствования

Исследовательскую работу студенты выполняют бригадами или каждый в отдельности, в соответствии с комплексными планами НИРС в институте ветеринарной медицины и биотехнологии, рассчитанными на весь период обучения, тематикой НИР кафедр.

Выполнение НИРС в период врачебно-производственной практики сводится к постановке научно-производственных опытов, сбору необходимых материалов по избранной теме и предварительной их обработке.

Материалы НИРС в дальнейшем подвергаются индивидуальной обработке и используются для подготовки докладов (дипломной работы).

IV. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ПО

ВРАЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ И ИХ ЗАЩИТЕ

Для студентов, находящихся на практике, устанавливают следую­щие формы учебных и отчетных документов:

Дневник о работе;

Отчет о врачебно-производственной практике.

Студент вместе с отчетом представляет командировочное удостоверение с отметкой о прибытии и убытии с места практики в деканат. В период практики студент ежедневно ведет дневник по фор­ме (см. приложение). Дневники и отчеты проверяют члены комиссии, созданной из преподавателей кафедр. После защиты отчета, комиссия выставляет оценку по практике.

V. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА

В первой графе записывают дату и место выполнения мероприятий, во второй - все виды проведенной работы (в форме дневника). При приеме больных животных запись в дневнике ведут в следующем порядке (сельхозучет, форма №1-вст): вид животного, инвентарный номер, владелец жи­вотного, дата заболевания, анамнез, клинические признаки, диагноз, лече­ние (назначаемые лекарственные вещества дают в рецептурной прописи), исход болезни (записывают в дальнейшем с указанием даты).

Данные о диагностических исследованиях, предохранительных при­вивках, дегельминтизации записывают в форме краткого акта (название исследований, прививок, дегельминтизаций, вид животных, метод прове­дения, используемые препараты, их дозы, количество обработанных жи­вотных, результат).

При диспансеризации животных записывают результаты по форме журналов диспансеризации (клинически осмотрено, обследовано, исследо­вано проб крови, сыворотки, мочи, кормов и т.д.). Патологоанатомическое вскрытие трупов животных регистрируют в форме краткого протокола вскрытия: вид, номер, возраст животного, патологический диагноз, заклю­чение. Результаты ветсанэкспертизы продуктов животноводства записы­вают по форме журналов (сельхозучет, формы № 23-вет, № 24-вет, № 25-вет, № 26-вет). Работу по экономике, организации и управлению сельско­хозяйственным производством, по отраслям животноводства, записывают в форме регистрации каждой работы. Работу в ветеринарной лаборатории записывают по формам журналов сельхозучета (формы № 12 -вет, № 14 -вет, № 15-вет, № 16-вет, № 17-вет, № 18-вет, № 19-вет, № 20-вет, № 21-вет, № 22-вет).

Руководитель практики проверяет дневник один раз в 10 дней и за­веряет его печатью учреждения или предприятия; в конце работу подписы­вает студент.

VI. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА

Отчет о врачебно-производственной практике пишут на основании анализа фактического материала, изложенного в дневнике, а также данных, соб­ранных из отчетов о состоянии животноводства и ветеринарного обслужи­вания в хозяйствах. Приступая к составлению отчета, студент предвари­тельно готовит таблицы, рисунки, фотоснимки, карты эпизоотического об­следования, протоколы вскрытия, акты обработок и др. иллюстрированные материалы.

Отчет составляют в следующей последовательности: введение, со­стояние животноводства, ветеринария, зоотехническая работа и заключе­ние. Во введении дают краткую характеристику места практики в геогра­фическом, почвенно-климатическом, производственно-экономическом от­ношениях. В разделе «Состояние животноводства» приводят производст­венные и экономические показатели развития животноводства по материа­лам выполнения соответствующих заданий, в разделе «Ветеринария и зоо­техническая работа» - весь материал, собранный в процессе выполнения заданий по программе каждой дисциплины в той последовательности, в какой они изложены в настоящей комплексной программе. Вначале харак­теризуют ветеринарную и зоотехническую работу в хозяйстве, приводят численность специалистов, их квалификацию, производственную нагрузку, наличие материально-технической базы ветеринарной службы (ветеринар­ных, ветеринарно-санитарных объектов, их размещение, использование оборудования, инструментов, медикаментов, биопрепаратов). Необходимо показать, как организованы работа ветеринарных учреждений, порядок приема больных животных, распорядок дня; привести статистические дан­ные о заболеваемости и падеже животных по различным группам болез­ней, затем дать развернутый анализ выполненных заданий. В конце этого раздела привести сводку о работе, выполненной в период производствен­ной практики, по форме 7 (см. приложение).

В заключении следует обобщить основные итоги практики, сделать выводы о положительных результатах выполнения программы, изложить недостатки по отдельным разделам практики, недостатки в лечении и про­филактике болезней, критические замечания и предложения по улучшению организации производственной практики.

Во время практики при оформлении дневника и отчета студент-практикант обязан постоянно пользоваться учебниками и учебными посо­биями, учебно-методической и справочной литературой.

К отчету о практике приложить:

Командировочное удостоверение с отметкой о прибытии и убытии с места практики;

Производственную характеристику, подписанную руководителем прак­тики и заверенную печатью учреждения;

План прохождения практики с отметкой о выполнении;

Копию оперативного плана работы ветеринарной службы хозяйства или ветеринарного учреждения на месяц;

Карту эпизоотического обследования хозяйства;

Протокол полного или неполного гельминтологического вскрытия од­ного трупа животного;

Копию плана профилактики хирургических болезней животных;

Копию плана мероприятий по профилактике бесплодия крупного рогатого скота;

Два протокола вскрытия трупа животных.

Правильно оформленный отчет, иллюстрированный схемами, таб­лицами, чертежами, фотографиями и рисунками, в сброшюрованном виде следует представить руководителю практики (главному ветеринарному врачу района, совхоза, колхоза, животноводческого комплекса), который проверяет дневник и отчет, визирует его, указывая должность, фамилию, дату проверки. Подпись следует заверить печатью ветеринарного учреж­дения или предприятия.

VII. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПРОВЕРКИ И ЗАЩИТЫ

ОТЧЕТОВ ПО ВРАЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

После проверки дневника и отчета ветеринарным врачом сту­дент представляет их в комиссию по защите отчетов (не позже 10 дней после окончания срока практики). Преподаватель отмечает положи­тельные стороны, недостатки в выполнении заданий и оформлении работ. Члены комиссии после проверки дневника и отчета заслушива­ют доклад студента о практике и ставят оценку в ведомость и зачет­ную книжку.

Если программа практики не выполнена, получены отрицательный отзыв или неудовлетворительная оценка на защите, а также не соблюден срок представления отчета, студент может быть отправлен на практику по­вторно, во время студенческих каникул. В некоторых случаях ректор мо­жет рассматривать вопрос о дальнейшем пребывании студента в вузе, как не выполняющего учебный план.

Приложение 1

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Кафедра_____________________

врачебно-производственной практики

Место практики

Дата прибытия на место _____________________________________

Дата убытия с места практики ________________________________

Приложение 2

ФОРМА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА

*дневник заполняется на развороте тетради

Приложение 3

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Брянский государственный аграрный университет

Кафедра ____________________________

о врачебно-производственной практике студента

Фамилия, имя, отчество ________________________________

Институт ветеринарной медицины и биотехнологии

Курс _________________________группа

Место практики

(наименование учреждения, предприятия)

Руководитель практики на производстве

Руководитель практики на кафедре

БРЯНСК 201_

Приложение 4

о работе, выполненной на врачебно-производственной практике

студентом V курса института ветеринарной медицины

___________________________________________________________

(фамилия, имя. отчество)

Введение
1. Понятие брачно-семейных отношений
2. Динамика брачных норм и формирование семьи
3. Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России
4. Уточнение объекта
5. Уточнение условий
6. Описание методик
Список использованных источников

Введение

Актуальность. Семейно-брачные отношения представляют собой особый интерес для исследователей, поскольку семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Состояние семьи является одновременно как следствием, так и причиной целого ряда процессов, происходящих в современном обществе. Она не просто испытывает на себе мощное влияние всех действующих факторов
социальной динамики, но во многом и сама эти факторы определяет и воспроизводит.

Современные исследования в области семьи говорят о наличии множества негативных тенденций ее развития. Происходит усиление таких негативных процессов, как: деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост числа разводов и т. д. Исследователи в своих мнениях сходятся в том, что эти процессы свидетельствуют об изменении семейных ориентаций и ценностей в современном обществе .

Актуальность данной темы связана с огромным значением института семьи в обществе. Изучение семейно-брачных установок необходимо для выявления особенностей функционирования семьи в условиях современности. Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Поэтому в рассмотрении динамики семейных ориентаций современного общества особое место занимает изучение семейных установок молодежи, отношения к семье и семейным ценностям, т. к. она выполняет важную роль в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества. Под понятием молодежи понимается особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Тенденции и перспективы развития молодого поколения представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее .

Развитие современного российского общества невозможно представить без стабильных семейных отношений, которые во многом зависят от стабильности общества, от социальной политики, проводимой государством в отношении семьи. Проблема изучения брачно-семейных установок современной молодежи является весьма актуальной, учитывая важную роль молодежи в воспроизводстве социально демографической структуры страны. Характерные для современного этапа развития общества процессы индустриализации и глобализации, изменения в системах социальных ролей, общепринятых норм, ценностей и установок затронули все социальные институты, в том числе и семью. В последние десятилетия семейные отношения изменяются под влиянием многочисленных внутрисемейных и внешних, социальных, факторов, которые приводят к трансформации ценностных ориентаций и взглядов на брак и семью у молодежи .

Семья – это первичная ячейка социальной общности людей, построенная на браке или кровном родстве, а также один из самых древних социальных институтов. Семья представляет собой сложное общественное явление, в котором соединяется всё многообразие форм общественных отношений и процессов. Ни одно другое социальное образование не может удовлетворить столько разнообразных человеческих, индивидуальных и общественных потребностей, как семья. Она представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Именно в семье происходит первое знакомство человека с миром, правилами и нормами, существующими в нем; именно семья дает ему непосредственное знание о жизни в целом, её идеалах и ценностях . Помимо этого, современная семья характеризуется достаточно внушительным процентом разводов, ростом числа сожительств, которые становятся все более популярными среди молодежи. К внутренним изменениям относятся все большее возрастание индивидуальных потребностей в иерархии жизненных ценностей супругов; увеличение ценности партнерских отношений в браке; ослабление различий мужских и женских ролей, как в семье, так и вне ее; усиление тенденции к нуклеарности семьи и, как следствие, ослабление родственных связей .

Цель исследования. Определить отношение молодежи к семье и ее готовности к созданию семьи.

Гипотеза: Представления о брачно-семейных отношениях у молодежи связано с их представлениями о любви и симпатии, о семейных ролях, а так же связано с их ценностными ориентациями, которые носят деструктивный характер.

Задачи исследования :
1) Выявить ценностные ориентации молодежи;
2) Определить готовность молодежи к созданию семьи;
3) Выявить личностные факторы, влияющие на желание вступить в брак;
4) Выявить преграды, стоящие перед молодыми парами, при создании семьи;
5) Факторы, влияющие на мнение относительно семьи.

Предмет исследования : Представления о брачно-семейных отношениях у молодежи: о любви и симпатии; семейных ролях и ценностных ориентациях.

Объект исследования : 75 испытуемых в возрасте 18-30 лет с различным опытом семейных отношений.

Психодиагностические методики: Шкала любви и симпатии (автор З. Рубин, модификация Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной);

методика Рокича «Ценностные ориентации»;

Семейные роли и опросник распределения ролей в семье

(Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская).

Методы исследования: наблюдение, беседа и анкетирование.

1. Понятие брачно-семейных отношений

Понятие семьи различно у разных народов. Его значительные изменения происходили в разные периоды человеческой истории. Охрана семейных отношений регулируется множеством отраслей права, которые по-разному толкуют понятие «семья». Нет единого определения семьи и в монографических исследованиях. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 2007., c.515-516]. С. И. Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом. Домашним считается все, что относится к дому, семье и частному быту [Основы ювенального права: учеб. пособие. – Воронеж, 2006. – Т. 1., c. 58, 194]. По мнению Л. А. Колпаковой, семья – это социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями [Колпакова, Л.А. Насилие в семье: Виктимологический аспект, дифференциация ответственности и вопросы законодательной техники: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. 12.00.05 / Колпакова Людмила Александровна. – Ярославль, 2007. – 17 с.].

Г. Ф. Шершеневич указывал: «Семья есть постоянное сожительство мужа, жены и детей, то есть представляет собой союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих» [Шершеневич Г.Ф. c. 259]. При всем этом он особенно подчеркивал, что «физический и нравственный склад семьи создается помимо права… Юридический момент необходим и целесообразен в области имущественных отношений членов семьи» [Шершеневич Г.Ф. c. 259]. Русский философ Н. Бердяев определял сущность семьи в том, что она «всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода» [Бердяев, Н. c. 257].

Социолог А. Г. Харчев полагает, что семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [Харчев, А.Г. Брак и семья в СССР / А.Г. Харчев. – М, 2010., c. 75].

Когда мы говорим о важнейших социальных институтах, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно: институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Брак – институт, регулирующий отношения между полами. В обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленным законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов .

Таким образом, можно сделать вывод, что брачно-семейные отношения являются специфическими общественными отношениями, которые предполагают существование некоторых особенностей их развития.

К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:

1) воспроизводство населения – физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье;

2) воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

3) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

4) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

5) функция духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

9) функция первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми .

2. Динамика брачных норм и формирование семьи

Семейно-брачная сфера регламентируется и регулируется той или иной ценностно-нормативной системой ее субъектов и объектов. К субъективным факторам данного типа межличностного взаимодействия относится брачно-семейная установка, включающая установку на брак, рождение детей, полоролевую установку, на ценности семьи. Такого рода вариант социальной установки ученые разделяют на три типа: эгоцентричную, социоцентричную, традиционную. Несмотря на то, что возрастной цикл жизненного пути от 17 до 23 лет, преимущественно характеризуется позиционированием семьи как ценности, становится ясным согласно данным многих социологических исследований последнего десятилетия, что семейный образ жизни не является приоритетным в личных ценностно-нормативных системах студенческой молодежи.

Кроме того, существенно меняются полоролевые установки на семейную жизнь. Если в советское время девушки были преимущественно социоцентрически ориентированы в данной сфере, то есть, на сотрудничество с мужчиной, выполнение материнского долга, ответственность за семейный коллектив, то в последние годы наблюдается безнравственная переориентация на эгоцентрические установки: откровенная погоня за удовольствиями, малодетность, терпимое отношение к расторжению браков, абортам и т. п. В то же время учеными фиксируются и сугубо социально-психологические различия ценностных ориентаций современных студентов российских ВУЗов, так юноши ожидают от брака эмоциональных и развлекательных преимуществ, а девушки все же больше надеются получить в нем коммуникативный комфорт и психологический уют.

«Уменьшение брачности происходило с начала 1990-х гг. Так, если в 1980 г. было заключено 10.6 браков на тыс. населения, в 1990 г. − 8.9, в 1996 г. – 5.9, в 2000 г. − 6.2, то в 2006 г. − 7.8. В новых экономических и социокультурных условиях постсоветской России неизбежно менялся институт брака, отношение к нему» .

Опустившись в 1998 году до минимального значения – 849 тысяч, число зарегистрированных браков впоследствии росло, увеличившись в 2011 году до 1316 тысячи. Отклонения от тенденции роста отмечались в 2004 и 2008 годах. В целом за период 1998-2011 годов число заключенных браков увеличилось на 55%. Однако в 2012 году было зарегистрировано меньше браков, чем за 2011 год (1213,6 против 1316,0 тысячи) .

Причинами, по которым люди не готовы заключать брак могут быть: боязнь развода и связанных с ним эмоциональных, экономических и юридических последствий. Многие, так же боятся и социальных проблем следующих за разводом – того, что подумают и скажут родственники, друзья, коллеги. В некоторых случаях развод неприемлем также по религиозным и национально-культурным соображениям.

Существует и проблема незарегистрированности браков. «Люди, которых связывает близость и привязанность, проживают вместе и ведут совместное хозяйство, но не торопятся оформлять юридически свои отношения, по крайней мере, до рождения ребенка. Сожительствующие пары проверяют свои отношения, прежде чем вступать в брак и отношения совместной собственности». Е.М. Гурко называет такие отношения как «пробные браки» [Гурко, Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 325 с.].

3. Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России

Современные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни России, пронизывают все сферы деятельности и не могут не затрагивать процессы формирования ценностных приоритетов общества, социальных групп и личности. Трансформация российского общества, предпринятая в 90-е годы XX столетия, связана с радикальными изменениями социальных процессов, социальной структуры и систем жизненных ценностей . Перед социальными науками встала задача фиксации и объяснения происходящих процессов в социальном устройстве жизни и в ценностных ориентациях личности. При этом особо актуальными становятся вопросы формирования ценностных ориентации подрастающих поколений в процессах социализации и социального воспитания, прежде всего, трудностей в формировании у молодежи нравственной основы иерархии ценностей. Целый ряд социальных проблем, относящихся к смене социального строя в стране и к резкому расслоению общества (ухудшение здравоохранения и здоровья населения в связи с наркоманией, алкоголизмом; рост показателей социальной патологии и девиантного поведения, социального сиротства и безнадзорности, рост общей и подростковой преступности и т. д.). Одновременно с этими проблемами, по мнению многих исследователей, возникает кризис базового института социализации – семьи .

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи: ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях; растет число разводов и количество матерей-одиночек; ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей, в том числе студенческих, принципов совместного проживания старшего поколения; происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными; наблюдается распространение разнообразных форм брака: юридически оформленный, гостевой брак, повторный брак, фактический брак, групповой брак и др. Т. А. Долбик-Воробей особенно выделяет, что за последние десятилетия среди молодых людей отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям.

Социологические исследования, проведенные в конце XX века, показывают, что такая форма брака, как сожительство, с каждым годом все активнее распространяется среди студенческой молодежи (хотя все же приоритетными в студенческих кругах остаются юридически оформленные браки). В отличие от мнения большинства студентов, состоящих в свободном браке, считающих, что добрачное сожительство является лучшей формой узнавания человека в быту, приспособления друг к другу, научно доказано, что внесемейный опыт может затруднить переход от сконцентрированности на своих делах к учету потребностей и желаний других членов семьи, прежде всего детей. Сожительство не является той системой, которая успешно готовит будущих супругов к браку, так как отсутствие обязательств в несемейном домохозяйстве может привести к их отсутствию в браке .

Семья за всю свою историю существования прошла и продолжает проходить глобальные процессы изменений. В современной науке усиливается интерес к изучению семейных и брачных отношений. Это во многом обусловлено тем, что современные изменения семьи грандиозны по своим историческим последствиям .

Существуют разные точки зрения насчет изменений, происходящих в институтах семьи и брака. Согласно функционалистскому подходу современное состояние и динамика семьи и брака расцениваются как кризис, упадок, разрушение, деградация. Сторонники эволюционистского подхода убеждены, что семья и брак развиваются в русле общеэволюционных процессов . Интересной представляется точка зрения А. И. Антонова, который считает, что институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что «вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института и, в этом смысле, кризис самого общества. С другой стороны, факты невыполнения основных функций семьи, фиксируемые статистикой и данными социальных, в том числе социологических исследований, могут и не свидетельствовать о кризисе семьи, если процесс семейной дезорганизации не затрагивает ценности семьи, не связан с девальвацией ценности детей и ценности родительства» [Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления (“Братья Карич”), 1996., с. 110].

4. Уточнение объекта

В проведенном исследовании принимали участие 50 испытуемых в возрасте 18-30 лет с различным стажем и опытом семейных отношений, которые являются студентами разных курсов и факультетов высшего учебного заведения ИСПиП.

5. Уточнение условий

Исследование проводилось в групповой форме в специально-оборудованной аудитории во второй половине дня. На первом этапе исследования – была сформирована мотивация, которая заключается в обратной связи для каждого испытуемого. На втором этапе – составление комплекса методик для проведения исследования, подбор экспериментальных групп: I группа – это лица, состоящие в официальном браке;
II группа – это лица, проживающие в гражданском браке (сожительство);
III группа – это одинокие (свободные) люди, не имеющие на данный момент супруга или супруги. Третий этап исследования – проведение эмпирической части исследования, обработка результатов исследования. Четвертый этап – подведение итогов, выводы проведенного исследования.

6. Описание методик

Рассмотрим методики, примененные для исследования.

Опросник предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений.
Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

В окончательный вариант методики, адаптированной Л.Я.Гозманом и Ю.Е.Алешиной, включены 14 пунктов.

Баллы по каждой шкале суммируются.
Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.
Подсчет суммарного балла по обеим шкалам, дает общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов).

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ, ВЫПОЛНЯЕМОЕ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

для студента магистратуры группы ______________ _____________________

Фамилия И.О.

Задание выдал:

Руководитель практики

от университета ____________________________________________________

ученое звание, должность, Фамилия И.О.

Задание получил:

Студент группы ________ ______________ ________________________

подпись Фамилия И.О.

Согласовано:

Руководитель практики

от профильной организации

(юридическое наименование организации)_____________________________

подпись должность, Фамилия И.О.


Дневник прохождения практики

ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Фамилия И.О.

Время проведения практики с «___»________20__ г. по «___»_______20__г.

Дата Содержание выполняемых работ Отметка руководителя практики (от организации или от профильной организации, подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(при прохождении практики

в профильной организации)

Форма отзыва руководителя практики от профильной организации

ОТЗЫВ

руководителя практики от профильной организации

на студента __________________________________ группы _______

факультета МЭГУ Байкальского государственного университета, проходившего практику в/на

__________________________________________________________________

(юридическое наименование организации)

Производственная практика (НИР)

Время проведения практики с «___»________20__ г. по «___»_______20__г.

Полнота изучения всех вопросов, предусмотренных программой преддипломной практики;

Проявление студентом самостоятельности и творческого подхода к работе;

Участие студента в текущей работе или решении перспективных задач цеха, отдела, службы, бюро, предприятия;

Трудности, препятствовавшие нормальному прохождению практики;

Замечания и пожелания факультету МЭГУ ФГБОУ ВО БГУ.

Руководитель практики от профильной организации

__________________________________________________________________

(Фамилия И.О., должность, подпись, печать)

Адрес организации:

__________________________________________________________________

Контактная информация (тел., e-mail):

__________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

(обязательное)

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе прохождения практики

Бланк оценки результатов прохождения практики

студента магистратуры группы ______________ ______________________

Фамилия И.О.

Оцениваемые показатели Оценка (в баллах) максимальная Оценка фактическая
Решение организационных вопросов. Разработка рабочего графика (плана) выполнения заданий во время прохождения практики. Составление индивидуального задания прохождения практики. Работа с информационными ресурсами. Определение направлений, выбор учреждений (организаций) – объектов изучения во время прохождения практики. Структура отчета о прохождении практики. Критерий: полнота, достоверность, обоснованность выбора направления исследования, четкость формулировки проблемы (до 10 баллов).
Выбор и обоснование методов исследования в соответствии с темой выпускной квалификационной работы: - выполнение обзора существующих методов исследования по выбранной теме; - обоснование выбора методов исследования в соответствии с темой выпускной квалификационной работы, целью и задачами. . Критерий: уровень детализации, качество выполненного исследования (до 25 баллов).
Выполнение обзора научной и зарубежной литературы по теме выпускной квалификационной работы: - исследование терминов в соответствии с темой; - проведение сравнения научных подходов к исследованию выбранной проблематики - рассмотрение классификации понятий (подходов) к исследованию. . Критерий: уровень детализации и качество выполненного исследования (до 25 баллов).
Ознакомление с результатами современных зарубежных научных исследований и оценка возможности их адаптации в российской практике: - выполнение обзора результатов современных зарубежных научных исследований в соответствии с темой выпускной квалификационной работы - оценить возможности адаптации зарубежных подходов по исследуемой проблематике в российской практике. . Критерий: уровень детализации и качество выполненного исследования (до 25 баллов).
Описание полученных результатов исследования. Описание выполненного индивидуального задания, формулировка выводов и предложений. Заполнение дневника прохождения практики. Представление научному руководителю материалов, собранных студентом магистратуры в ходе прохождения практики. Подготовка и оформление отчета о практике. . Критерий: согласованность выводов и предложений (до 5 баллов) полнота и системность предложений (до 10 баллов).
Общее количество баллов

Общая оценка за прохождение практики _______________________________

Комментарии и пожелания (при наличии)_______________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель практики

от университета ____________ _____________________________

подпись ученое звание, должность, Фамилия И.О.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Структура отчета о прохождении практики

Титульный лист

Рабочий график (план) (не входит в общую нумерацию)

Индивидуальное задание (не входит в общую нумерацию)

Введение

Раздел ……………

Заключение

Приложения к отчету

Дневник прохождения практики (если предусмотрен программой практики)

Отзыв руководителя практики от профильной организации (если предусмотрен программой практики)


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Титульный лист

Рабочий график (план)

Индивидуальное задание

Введение

Раздел 1. Выполнение обзора научной и зарубежной литературы по теме выпускной квалификационной работы

1.1. Исследование терминов в соответствии с темой выпускной квалификационной работы;

1.2. Проведение сравнения научных подходов к исследованию выбранной проблематики

1.3. Рассмотрение классификации понятий (подходов) к исследованию в соответствии с темой выпускной квалификационной работы

Раздел 2. Выбор и обоснование методов исследования в соответствии с темой выпускной квалификационной работы

2.1. Выполнение обзора существующих методов исследования по выбранной теме

2.2. Обоснование выбора методов исследования в соответствии с темой выпускной квалификационной работы, целью и задачами.

Раздел 3. Ознакомление с результатами современных зарубежных научных исследований и оценка возможности их адаптации в российской практике

3.1. Выполнение обзора результатов современных зарубежных научных исследований в соответствии с темой выпускной квалификационной работы

3.2. Оценить возможность адаптации зарубежных подходов по исследуемой проблематике в российской практике

Заключение

Приложения к отчету

Дневник прохождения практики

Бланк оценки результатов прохождения практики руководителем от университета.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Описаниe показателей, критериев и шкал оценивания

Сформированности компетенций при выполнении и защите отчета по практике

Характеристики работы Макс. балл
1. Подготовительный этап
1.1. Формулировка актуальности соответствующей практики До 2
1.2. Постановка цели и формулирование задач практики До 3
Всего баллов До 5
2. Планирование работы
2.1. Описание уровня изученности (разработанности) вопроса (проблемы) До 3
2.2. Понимание содержания основных этапов проведения практики До 2
Всего баллов До 5
3. Характеристика методов и хода проведения практики
3.1. Сбор материала До 10
3.2. Выбор методов и инструментов решения выявленных проблем (дисфункций) До 15
3.3. Обработка материала До 5
Всего баллов До 30
4. Оформление отчета по результатам практики
4.1. Предложение решения выявленных проблем (дисфункций) До 10
4.2. Разработка набора организационных мероприятий по внедрению выработанного управленческого решения До 20
Всего баллов До 30
5. Доклад по результатам прохождения практики
5.1 Качество доклада До 10
5.2 Качество ответов на дополнительные вопросы До 20
Всего баллов До 30
Итого До 100