Опустошённость Опустошённый. Как избавиться от чувства опустошенности

Просыпаетесь по утрам с ощущением, что нет никаких причин, чтобы встать и встретить новый день? Время от времени каждый человек ощущает чувство опустошенности, от него нелегко избавиться. Если такое ощущение является постоянным, то это может служить признаком заболевания, в основе которого лежит депрессия, и если вы почти всегда ощущаете опустошенность, вам следует обратиться за помощью к квалифицированному психологу. Но существуют средства, с помощью которых вы можете побороть случайные проявления этого ощущения, например, ведение дневника, изучение чего-то нового и появление новых друзей. Читайте далее, чтобы больше узнать о том, как бороться с чувством опустошенности.

Шаги

Заполнить жизнь любовью

    Проводите время с теми, кто вас любит. Это может быть ваша семья или несколько самых близких друзей. Время, проведенное с теми, кто действительно знает вас и любят за то, кто вы есть, является средством от чувства опустошенности. Концентрируйтесь на создании и укреплении ваших связей с этими людьми. Вы можете найти смысл в обычном времяпрепровождении с любимыми людьми, которым хорошо рядом с вами. Также время, проведенное с семьей и друзьями, может ослабить стресс и дать вам более полное ощущение связи.

    • Меньше времени проводите с теми людьми, которые вас подавляют, даже если они таковыми не кажутся. Если вы обязаны проводить время рядом с кем-то, кто вредит вашей самооценке или заставляет вас чувствовать себя беспомощным, то ограничьте время этих встреч.
  1. Заведите новых друзей или начните романтические отношения. Удовольствие от встречи с тем, с кем вы устанавливаете мысленную связь, и возможность того, что эти отношения вырастут во что-то неожиданное, является потрясающим противоядием к ощущению пустоты. Новый друг или любовный интерес может помочь вам испытать новые впечатления и показать, что вы интересный человек, которого есть за что любить. Внезапно мир может показаться вам таким, будто в нем есть намного больше, чем вы раньше думали. Создание новых дружеских связей также может помочь вам ощутить более глубокое чувство цели и связи с окружающими.

    • Иногда бывает трудно завести новых друзей и знакомиться с людьми, особенно в зрелые годы, когда вы уже закончили школу. Участие в клубах, занятия в группах или проведение времени в любимом прибежище являются отличными способами встречать новых людей.
    • Пытайтесь быть более щедрым относительно вашего времени и говорить «да» в тех случаях, когда вас приглашают что-то сделать. Если вы чувствуете, что у вас нет времени на новые отношения, они и не появятся.
  2. Примите в компанию животное. Исследования показали, что наличие домашнего питомца может сделать жизнь более наполненной, более осмысленной. Те люди, у которых есть свои питомцы, меньше страдают от депрессии и могут извлечь из пребывания в их доме домашнего животного пользу для своего здоровья. Если у вас есть домашнее животное, зависящее от вас и вашей заботы, то это поможет видеть вам свою жизнь более значимой. Подумайте о том, чтобы взять к себе кошку или собаку из местного приюта, чтобы уменьшить свое ощущение опустошенности.

    Будьте добрее. Выполнение незапланированных добрых поступков может помочь вам почувствовать себя более значимым, так как ваше внимание сконцентрируется на других. Ищите те мелочи, которыми вы сможете продемонстрировать свою доброту к другим людям. Эти добрые поступки, совершенные вами, заставят других людей чувствовать радость, что и вам поможет ощущать значимость.

    Понять, почему вы ощущаете опустошенность

    1. Поговорите с другом, которому вы доверяете, о ваших чувствах. Если держать свои ощущения в себе, то это со временем нанесет вам вред. Иногда простой разговор об этом может их приуменьшить или прогнать прочь. Поговорите с кем-нибудь, кто понимает и заботится о вас, или, по крайней мере, с тем, кому вы доверяете; это может иметь большое значение.

      Начинайте вести дневник и отслеживать свои чувства и мысли. Ведение дневника может помочь вам лучше понять свое ощущение опустошенности, а также это лучший способ снять стресс. Чтобы начать вести дневник, выберите удобное место и планируйте проводить за записями около 20 минут каждый день. Вы можете начать вести дневник с того, что опишете свои чувства или мысли, или же воспользуйтесь подсказкой. Подсказками могут служить следующие наводящие вопросы:

      • Когда вы впервые заметили свою опустошенность? Как долго продолжалось это ощущение? Как долго вы ощущаете свою опустошенность?
      • Какие эмоции вы испытываете при состоянии внутренней опустошенности?
      • Склонны ли вы ощущать опустошенность в определенные периоды времени или в определенных местах? Что вы замечаете в своем окружении, находясь в наиболее сильном состоянии опустошенности?
      • Какие мысли вас посещают, когда чувствуете себя опустошенным?
    2. Следите за появлением признаков депрессии. У людей депрессия проявляется по-разному, однако плохое настроение и чувство опустошенности или собственной никчемности являются очень распространенными симптомами. Депрессия может накатывать волнами, когда вы чувствуете себя нормально какое-то время, а затем неделями или даже месяцами быть в плохом настроении, или же она может быть стабильной. Депрессия очень распространена среди людей: например, в США около 6,7% взрослого населения испытывает сильное депрессивное расстройство. Женщины на 70% чаще мужчин склонны испытывать депрессию. Если вы думаете, что у вас депрессия, то вы не одиноки в этом. Обратитесь за лечением к своему психологу или психиатру, если испытываете любой из следующих симптомов депрессии:

      • Постоянное ощущение печали, тревоги или «пустоты»
      • Пессимизм и безнадежность
      • Чувство вины, никчемности или беспомощности
      • Необычная раздражительность или беспокойство
      • Перепады настроения или поведения
      • Потеря интереса к тем вещам, которые вы раньше любили
      • Усталость
      • Изменение режимов сна
      • Изменение веса
      • Мысль навредить самому себе или окружающим
      • Боли, на которые не действуют лекарства
    3. Определитесь с тем, может ли зависимость стать проблемой. Другой причиной появления чувства опустошенности являются определенные вещества. Такие вещества, как алкоголь, наркотики и злоупотребление лекарствами, отпускаемыми по рецептам, могут вызвать физическую зависимость от них. Это может оказать серьезное влияние на ваше настроение, мысли и поведение. Зачастую люди употребляют эти вещества, чтобы заполнить ими «дыру» в своей жизни. Если вы думаете, что у вас такая проблема, то вы не одиноки в этом: в 2012 году около 7,2% населения США страдали от алкогольной зависимости (АЗ). Многие другие страдают зависимостью от психически активных веществ, таких как марихуана, стимуляторы вроде кокаина или метамфетамина, галлюциногены вроде ЛСД, наркотики вроде героина. Если вы беспокоитесь о том, что у вас есть такая проблема, задайте себе следующие вопросы. За последний год вы:

      Исследуйте свое поведение, чтобы понять, нет ли у вас пограничного расстройства личности (ПРЛ). Люди, страдающие от ПРЛ, зачастую отмечают ощущение опустошенности. Люди с пограничным расстройством личности испытывают навязчивые схемы нестабильных эмоций и поведения, что вызывает истощение или социальное расстройство. Люди с ПРЛ испытывают трудности с регулированием своего поведения и мыслей. Они склонны к безрассудному поведению и не могут сдерживать свои импульсы. Их отношения с другими людьми становятся нестабильными. Примерно у 1,6% взрослого населения США в наблюдениях за любой выбранный год диагностируют ПРЛ. ПРЛ успешно лечится под профессиональным руководством. Если вы испытываете все или некоторые из нижеперечисленных признаков ПРЛ, то вам нужно обратиться к психиатру:

      • Вы прилагаете неимоверные усилия, чтобы избежать отказа, реален ли он или является воображаемым. Вы часто верите в то, что вас бросят или разлучат с любимым человеком. Вы негативно реагируете, например, становитесь чрезвычайно разъяренным или полным страха, даже при временной разлуке (например, ваш супруг собирается на работу). Вы очень боитесь оставаться в одиночестве.
      • Вы чередуете идеализацию и состояние одержимости людьми, с которыми поддерживаете отношения. Люди с ПРЛ часто начинают свои отношения с того, что ставят другого человека на пьедестал, увидев в нем совершенство или идеал. Через некоторое время, вы начинаете думать, что этот человек недостаточно о вас заботится или участвует в ваших отношениях. Ваши отношения становятся нестабильными.
      • У вас нестабильное ощущение своей собственной личности. Люди с ПРЛ начинают бороться с поддержанием стабильного ощущение самих себя, своей личности и самооценки.
      • Вы очень безрассудны или импульсивны. Это особенно актуально в вопросе о суициде. Вы можете совершать безрассудные вещи, такие как вождение в нетрезвом виде, азартные игры, злоупотребление наркотиками или рискованное сексуальное поведение.
      • Вы часто раздумываете о причинении себе вреда и совершаете попытки самоубийства. Вы можете причинять себе такие повреждения, как порезы, царапины или ожоги. Или вы можете угрожать, что причините себе вред, для привлечения внимания к себе.
      • Вы часто испытываете резкие перепады настроения. Эти перепады происходят часто и очень ярко выражены, например, от радости к отчаянию.
      • Вы постоянно испытываете опустошенность. Вы часто ощущаете пустоту, или тоску, или ощущение, что вам нужно что-то сделать.
      • У вас проблемы с контролем своего гнева. Многие вещи провоцируют ваш гнев, и вы реагируете вспышками, которые могут содержать горечь, сарказм или словесный выброс эмоций. Особенно злитесь, если считаете, что кому-то безразличны.
      • Иногда у вас паранойя, или вы ощущаете «нереальность» окружающего вас мира.
    4. Займитесь медитацией и исследуйте свои ощущения опустошенности. Медитация может помочь вам установить контакт со своим чувством опустошенности и лучше его понять. Исследования показали, что 30 минут медитации в день помогут изменить поведение и деятельность мозга. Чтобы начать медитировать, усядьтесь в тихом месте, закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании. Чтобы помочь себе улучшить понимание своей целостности.

      • Обратите внимание на то, как вы себя чувствуете в данный момент. Чувствуете ли вы опустошенность или отсутствие чего-либо, например, отсутствие значимости, достоинства, ясности или отсутствия мира или любви? Примите факт существования этого чувства.
      • Обратите внимание на то, как вы ощущаете опустошенность. Где в своем теле вы ее ощущаете? И как много места она занимает?
      • Подумайте о своей опустошенности. Она приходит из воспоминаний прошлого? Какие эмоции появляются, когда вы замечаете эту опустошенность?
    5. Обратитесь за помощью к квалифицированному психиатру. Разговор с врачом о своих ощущениях может помочь вам понять и начать бороться с этой опустошенностью. Ваше ощущение опустошенности может свидетельствовать о депрессии или другом скрытом состоянии. Вам следует обязательно искать помощи у психиатра, если у вас присутствуют признаки депрессии, зависимости от каких-либо веществ, или ПРЛ.

    Поиск смысла в повседневной жизни

      Практикуйтесь в осознании. Осознание означает, что вы отдаете себе полный отчет о своих мыслях, эмоциях и происходящих в данных момент событиях без осуждения. Исследования показали значительные преимущества осознания, включая ослабление стресса и проблем с тревожными чувствами. Осознание даже может перестроить реакцию вашего мозга на стресс и помочь более полно взаимодействовать с другими. Получение навыков быть осведомленным о своих мыслях и чувствах и признавать их, не осуждая эти эмоции или себя самого, может помочь вам стать более спокойным, чутким и довольным. Вы можете практиковаться в осознанности дома, посредством медитации или посещения занятий. Вот упражнение, с которого вы сможете начать:

    1. Займитесь чем-нибудь новым. Если вы каждый день ощущаете пустоту, то возможно, вы застряли в какой-то одной колее. Какие рутинные дела и схемы могут вас тянуть вниз? Найдите способ привнести новую энергию в свою жизнь. Изменение своей повседневной рутины или выделение получаса в день на что-то новое, может помочь заполнить эту пустоту.

      • Например, если вас удручает каждый день вставать и идти в школу или на работу, то подумайте, как можно сделать этот процесс более интересным. Найдите себе новую факультативную деятельность, чтобы вновь волноваться при мысли о школе, или начните работать на общественных началах в новом проекте на работе.
      • Попробуйте то, что немного выходит за рамки вашей зоны комфорта. Улучшение в новой области даст вам повод для размышлений и поможет построить уверенность в себе.
      • Даже маленькие изменения могут на многое повлиять. Попробуйте блюдо из незнакомой вам кухни, прокатитесь на велосипеде на работу вместо машины, или начните утром перед школой заниматься йогой.
      • Также может помочь изменение в вашем личном пространстве. Свои серые шторы в спальне замените на что-то более яркое, покрасьте стены в другой цвет, наведите порядок и привнесите творчества в обстановку.
    2. Следуйте тем целям и интересам, которые важны для вас. Чтобы чувствовать смысл жизни, вам следует работать над достижением тех целей и интересов, которые много значат для вас. Не позволяйте другим контролировать, какие вам ставить цели и какие интересы выбирать. Если вы будете стараться достичь того, что вас на самом деле не интересует, то вам может понадобиться перестроить свои стремления, чтобы быть уверенным в том, что вы правильно выбрали свой путь.

      • Если вы учитесь, подумайте – изучаете ли вы то, что хотите изучить, или же это просто был выбор ваших родителей.
      • Другие виды внешнего давления также могут оказывать негативный эффект на решения, которые мы принимаем. Определитесь с тем, делаете ли вы то, что хотите делать или это просто для того, чтобы выглядеть более впечатляюще для других.
      • Если вы обнаружили, что есть силы или люди, препятствующие вашей самостоятельной жизни, предпринимайте шаги для изменения ситуации. Как только вы получите больше контроля над обстоятельствами, то можете ощутить, как стихает чувство опустошенности.

Воскресным вечером позвонил по какому-то делу прихожанке нашего храма, немолодой уже женщине. Застал ее… в рыданиях. Что случилось? Оказалось, она сегодня причастилась, но вскоре после службы разругалась с сестрой. Благодать таинства отошла, и душа женщины отреагировала на эту потерю потоком неутешных слез. Разговаривать о деле было невозможно — в трубке слышались всхлипы и вздохи, чередующиеся с приступами рыданий. Я посочувствовал, сказал какие-то слова, попрощался и положил трубку. На сердце было тяжело. Подумалось: когда же я в последний раз плакал о потере благодати?

Кто-то из современных священников заметил, что довольно много сказано и написано о подготовке к Причастию, но о том, как сохранить в себе благодать, полученную в таинстве, мы знаем гораздо меньше. А разве это не более важно? Причащаясь, мы надеемся, что Христос не только войдёт в нас, но и «обитель в нас сотворит» (ср.: Ин. 14: 23). Увы, чаще получается по-другому. Выходит так, как у моей знакомой: Христос пришел - и ушел, не найдя, где приклонить голову (Лк. 9: 58). В лучшем случае нашим уделом остаются слезы, в худшем — следует привыкание и хроническое состояние «окамененного нечувствия».

Если бы мы умели хранить полученную благодать, то не нуждались бы в частом причащении

Причастие само по себе неизменно. Оно не иссякает в своем действии точно так же, как неистощим в Своей спасительной благодати Христос. Если бы мы умели хранить полученную благодать, то не нуждались бы в частом причащении. Мария Египетская причастилась всего два раза в жизни — в начале своего подвига и перед самой смертью. Для нее этого оказалось достаточно. Ее жизнь между первым и вторым Причастием была наполнена отчаянной борьбой за свое спасение. Преподобная сохранила дар Божий и открыла сердце к еще большей благодати. А что же мы? Мы тоже просим Христа в молитве перед Причастием: «Освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори», то есть «сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне» (молитва вторая, святителя Иоанна Златоуста). Но всякий раз благодать отходит от нас, встретив сердечное лукавство, нечистоту ума, порабощенность страстям, отсутствие подлинного покаяния. Сила таинства остается неизменной — но мы оказываемся изменчивыми и слабыми.

Благодать отходит от нас, встретив сердечное лукавство, нечистоту ума, отсутствие подлинного покаяния

Для того чтобы сохранить благодать, прежде необходимо понять и почувствовать, как она действует. У святителя Феофана Затворника есть замечательное рассуждение о действии Христовых Таин. «Господь свет есть. Свет приносит Он с Собою и в душу, принявшую Его» . Что для нас означает приобщение этому свету? «Это — свет ведения и разумения всего Домостроительства нашего спасения». В нас входит свет богопознания, о котором поется в рождественском тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». Допустим, до Причастия мы знали что-то о Боге, пусть даже и правильно знали, — но знание было внешним, рассудочным. По принятии же таинства такое знание должно «сраствориться с существом духа нашего», то есть стать внутренним, сердечным ведением. Непрерывное стояние ума в истинах устроения нашего спасения и сердечное переживание их — это и есть хранение благодати Евхаристии. О том, как это достигается, подробно говорит святоотеческая наука о спасении — аскетика. Святитель здесь просто указывает путь.

Господь есть «сила оживляющая», — пишет далее святой. Человек, неосужденно принявший эту силу, почувствует великую ревность о спасении души. У причастника «возродится сильная энергия с направлением всех помышлений, желаний и намерений на одно доброе», причем даже «с некоторой неудержимостью», — говорит Затворник. Чувствуешь в себе ревность к добродетели? Значит, ты хранишь благодать Причастия.

Мир душевный — показатель пребывания в нас благодати Евхаристии

А еще Господь есть мир. В душе причастника должна воцариться глубокая тишина, «стройность и мерность всех действий нашего духа». Мир душевный — показатель пребывания в нас благодати Евхаристии.

А еще Господь есть «огонь поядающий». Значит, при выходе из храма мы должны ощущать некоторое горение духа, духовную теплоту. Может быть, о хранении этого внутреннего огня и пишет апостол Павел: Духа не угашайте (1 Фес. 5: 19).

Каждая мысль святителя Феофана сопровождается риторическим вопросом: «Так ли это у нас, братие»? Очевидно, вопрос святого уместен и сегодня и останется актуальным во все времена.

Мы принимаем и теряем благодать таинства, теряем и вновь принимаем. Закономерен вопрос: стоит ли причащаться чаще, или же необходимо умерить дерзновение и, подражая апостолу Петру, сказать: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5: 8)? Обратим внимание на две практические грани этой темы.

С одной стороны, сама духовная жизнь человека подсказывает ему, насколько часто следует причащаться. Если христианин всерьез берется менять себя в Церкви, если внимательно работает над собой, то он обязательно почувствует, когда его силы истощены и когда ему необходимо прибегнуть к спасительному действию таинства. Может быть, раз в неделю; может быть, два раза в месяц — неважно. Сама жизнь определит потребность полноценного участия в Литургии. Полноценного потому, что Причастие — это смысл богослужения, его высшая точка. Господь являет Себя в Святых Тайнах, чтобы войти в нас и навести у нас внутри порядок. Для этого и служится Литургия — церковное богослужение, на котором верные причащаются Тела и Крови Христовых.

Мы не имеем такой веры и решимости, чтоб причаститься один раз и успешно бороться со страстями всю жизнь

С другой стороны, частота принятия Даров влияет на интенсивность духовной жизни. Если у нас нет такой ревности, как у Марии Египетской, если мы слабы и теплохладны, то без частого приобщения никакой духовной жизни у нас не будет вообще. Мы, к сожалению, не имеем такой веры и такой внутренней решимости, чтоб причаститься один раз и успешно бороться со страстями всю жизнь. Причастившись в воскресенье, чувствуешь духовное опустошение уже в среду-четверг, а то и раньше. Что делать? Идти в воскресный день к Богу, получить силы и оружие для продолжения борьбы. Ибо оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь (2 Кор. 10: 4). Слабенький писк нашей «келейной» молитвы никогда не даст такой силы и такого оружия, как церковная молитва и Причастие.

Литургическая жизнь в сочетании с напряженной внутренней работой над собой рождает новое качество жизни духовной. Таинство на то и таинство, что оно меняет нас изнутри — невидимо, таинственно меняет. Если есть любовь к Литургии и покаянно-радостное участие в службе, все остальное выстроится. При наличии главного будет и производное. Причем каждый здесь придет к своей мере и своему распорядку.

Близится очередной воскресный день. Церковь Христова вновь соберется вокруг Чаши. Если будем живы и Бог благословит, то и мы причастимся света, силы оживляющей, мира душевного, огня поядающего. Будем просить у Господа: «Освящение Твое неотъемлемо от мене сотвори». И Он сделает все, чтоб остаться в нашем сердце, — а мы постараемся удержать Его смирением, страхом Божиим, благодарностью и вниманием к внутреннему человеку. Но — конечный итог будет зависеть от неизменности нашей любви ко Христу.

Что делать, когда радость от обретения Бога сменяется на уныние от ощущения Его потери? Почему после духовного подъема вдруг возникает пустота в душе? Как пережить этот период и не уйти из Церкви? На эти вопросы отвечает в своей беседе с прихожанами митрополит Афанасий Лимассольский .

Митрополит Афанасий – духовный сын старца Иосифа-младшего (ученика старца Иосифа Исихаста). Он был связан узами духовной дружбы и со , близко общался со многими другими известными афонскими подвижниками.
В своей митрополии на Кипре и в других епархиях он ведет активную пастырскую деятельность: в храмах, вузах, на радио проводит беседы на духовные, порой очень непростые, темы: об умной молитве, о борьбе с помыслами, о страстях, о чистоте сердца, о заповедях. Беседы особенно интересны потому, что Владыка говорит из собственного монашеского опыта.
Беседа «Духовная сухость и уныние» была проведена Владыкой для прихожан кафедрального храма города Лимассол.

Митрополит Лимассольский Афанасий

Сегодня мы вместе с вами вспомним 28-й стих 118-го псалма: Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих.

Это особая тема в духовной жизни. Во внутреннем состоянии человека не могут не происходить изменения, и иногда случается и то, о чем говорит Пророк: Воздрема душа моя от уныния . Сегодня мы поговорим о том, что нам делать и как себя вести во время этих изменений.

Есть одна западня, в которую мы с легкостью попадаем, когда хотим подвизаться, - это наше стремление следить за своими чувствами. Что я имею в виду?

Как все вы знаете, обычно происходит следующее: когда человек начинает ходить в церковь, в первое время он переживает состояние Божественной благодати, которая дается ему даром. В этот период человек испытывает божественную радость; он чувствует, как играет его сердце, движимое любовью к Богу; он с легкостью собирает свой ум; страсти в нем отступают, укрощаются; божественное просвещение осеняет его душу.

Естественно, всё это рождает в нашей душе приятные, радостные чувства. Нам бывает тогда очень хорошо, мы чувствуем себя в высшей степени прекрасно. Мы действительно ощущаем себя словно в Раю, вкушаем радость Рая.

Однако приходит час, в который происходит некое изменение: вместо всего перечисленного мы вдруг ощущаем себя покинутыми, чувствуем в душе тьму, мрак, чувствуем, что Бог нас оставил или что мы оставили Его, вновь ощущаем гнет страстей, смешение помыслов. Мы больше не хотим молиться, наше существо противится молитве, не находит себе упокоения в деле Божием, через силу мы убеждаем себя пойти в церковь и т.д.

Это противление, изменение человек воспринимает очень тяжело. Часто он огорчается и скорбит: «Почему я так себя чувствую? Почему я столкнулся со всеми этими трудностями, тогда как раньше ничего подобного не было?» Он начинает искать причины: может быть, дело в этом? может быть, в том? в другом?.. Но истина не в том, что человек где-то допустил ошибку. Истина в том, что человек должен научиться жить, так сказать, более твердо.

Как говорил приснопамятный старец Паисий, Бог похож на хорошего земледельца, который посадил маленькое деревце и поливает его каждый день, поскольку деревцу необходимо достаточное количество влаги для того, чтобы пустить корни, прижиться и расти. Но постепенно земледелец начинает поливать его реже: сначала через день, потом ― через два дня, через три, через четыре, через неделю, раз в две недели, раз в месяц.

Так он поступает с целью помочь дереву пустить корни глубоко в почву, чтобы оно получало настоящую влагу прямо из земли. Ведь если оно будет расти на са мой поверхности, то, когда придут ветры, ливни и непогода, оно не сможет устоять, будет вырвано с корнем и упадет.

Поэтому человек по промыслу Божию проходит это обучительное оставление Богом (оставление лишь кажущееся), педагогическая цель которого ― чтобы человек глубоко пустил корни и устоял.

По этой причине наша душа часто пересекает пустыню, переживает период сухости. Как во время засухи всё вокруг бывает иссохшим, нигде нет ни капли воды, ― тяжелый период для природы, ― так происходит и с душой человека.

И в этот период человек должен быть крайне бдительным, чтобы, прежде всего, не потерять мужества. Он должен знать: мы верим в Бога и любим Его не потому, что Бог даровал нам те приятные, радостные чувства, какие были у нас вначале, но потому – и в этом мы абсолютно уверены, – что Бог всегда рядом с нами, и Он заслуживает того, чтобы весь наш подвиг мы совершали ради того, чтобы быть рядом с Ним.

Подвизаясь таким образом, мы пребываем верными Богу, даже если само наше существо оказывает нам сопротивление. Наше существо приводит аргументы в свою пользу: вот, ты делаешь то и то, а результата нет, ― или: ты пытаешься исполнять что-то, а внутренне испытываешь от этого большие затруднения, хотя раньше совершал это с удовольствием.

Пророк Давид в одном из псалмов говорит, что враги спрашивали его: Где есть Бог твой? (Пс. 41, 4, 11). Человек спрашивает себя: «Где есть Бог мой? Разве Бог не видит, как я страдаю, как я Его ищу, как разыскиваю, что я - сплошная пустыня?» Бог, как внешне кажется, молчит и оставляет человека одного.

В действительности это не так. Это просто субъективное переживание самого человека.

В этот период требуется большая вера. Человек должен устоять, сказав себе: «Ради любви Божией я пребуду на своем месте». Он не должен отступать и обращаться вспять: «Ну ладно, раз я делаю и не вижу никакого результата, то остановлюсь и больше ничего делать не буду. Ведь Бог мне не отвечает. Ведь Он не откликается. Ведь я столько уже подвизался, но ничего от Него не получил. Брошу я всё это».

Бог желает уберечь нас от «чувства бакалейщика», то есть от ощущения, что мы покупаем благодать. Ведь она потому и называется благо-датью, что Бог дает ее даром. Мы не покупаем ее. Мы не пускаем ее в оборот между нами и Богом. Бог просто дает нам ее. Не по какому-то закону, который мы исполнили, не по нашим делам, но по Своей любви и милости Он нас спас, и по Его благодати, данной нам даром, пришло наше спасение и наше вечное единство с Ним.

Вместе с тем в этот трудный период мы должны быть внимательными и делать всё возможное, чтобы не оставить наше правило. То малое правило, которое каждый из нас совершает ежедневно, помогает нам устоять. Пусть это будет маленькая молитва, которую мы совершаем вечером или утром, наш небольшой пост или что-то другое, что мы исполняем (причащение, исповедь) ― мы должны подвизаться за то, чтобы соблюдать всё это в точности, даже если сейчас, в трудный период, не видим от этого результата.

Если мы сохраним всё это, если пребудем на нашем месте и, несмотря на давление событий и помыслов, останемся стойкими и будем продолжать бороться, - тогда будем уверены, что Бог вновь вернется к нам (хотя в действительности Он всегда рядом с нами). И тогда человек начнет приносить сладкий спелый плод во время свое (Пс. 1, 3).

Не во мгновение ока, как мы мним в первый период духовной жизни, когда впервые познаём Бога и через неделю считаем себя уже достигшими Божественной меры. В духовной жизни человек созревает постепенно и преуспевает возрастом и благодатию (Лк. 2, 52), и строит всё духовное здание на смирении.

Период сухости ― самый лучший период нашей духовной жизни. И это мы всегда должны иметь в виду.

Когда мы переживаем период сухости ― мы переживаем самый лучший период нашей жизни, потому что в это время человек закладывает правильный фундамент. Это время смиряет человека, уничижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада. И тогда человек видит, что его дела ― ничто, и сам он ― ничто, ноль. Но он не должен от этой уничиженности впадать в безнадежие, а должен держаться такого убеждения: единственное, что для меня осталось, ― это вера и надежда на Бога.

Когда он будет так подвизаться, тогда приходит любовь, которая выше веры и надежды, и человек уже наслаждается в любви Божией. Он наслаждается, но перед этим он преодолел длительный период сухости ― испытание, которое иногда длится многие годы. Авва Исаак Сирин пишет о себе, что почти тридцать лет его душа не чувствовала действия благодати .

Господь ― хороший педагог. Как учитель, когда видит, что ребенок имеет желание учиться, но он несколько ленив и наивен, то начинает подталкивать его к занятиям, заставляет читать больше, задает ему больше уроков, иногда даже устрашает его тем, что такой-то учится лучше. Учитель видит, как продвигается его ученик, он знает его возможности, и потому, если оставит его без внимания, то, по сути, причинит ему вред. Учитель подталкивает его к тому, чтобы он приобретал еще бо льшие знания.

Так поступает и Бог, Который видит любочестивую душу человека, видит, что у нас возникает иногда благое стремление и желание, но мы не имеем сил или произволения, не хотим делать большего, лень и другое подобное нас парализует. И Бог своими «педагогическими приемами»: сухостью, испытаниями, скорбями, искушениями, помыслами ― устраивает так, что человек находится в постоянном духовном бодрствовании и движется вперед.

Я всегда вспоминаю два высказывания: одно ― древнего старца, другое ― современного.

Слово древнего старца было следующее. Как-то раз брат спросил одного монаха, достигшего великой меры непрестанной молитвы: «Как ты смог достичь столь великой меры? Кто научил тебя молиться?» И тот, улыбаясь, ответил: «Демоны. Они научили меня молиться». ― «Но как это возможно, чтобы демоны учили нас молитве?» ― «Да. Они воздвигали против меня такие невыносимые брани, что я постоянно был вынужден пребывать в бодрствовании, духовном трезвении с молитвой на устах и в уме, потому что стоило мне лишь немного оставить молитву, как тотчас же в меня вторгались помыслы, пожелания, образы и порабощали меня греху».

Другой старец, современный нам, отец Ефрем Катунакский при каждой нашей встрече всегда говорил нам: «Будьте внимательны, не оставляйте пустоты между вашим умом и Богом». Многие годы я не мог понять этих слов. Что же они означают? Они означают, что наш ум должен быть настолько соединен с Богом, с памятью о Нем, чтобы в нашем общении с Ним не было ни трещинки, через которую в любой момент могут войти помыслы, желания, страсти, иначе говоря, то, что разлучает, разъединяет нас с Господом.

Это бодрствование есть то средство, которое действительно помогает нам иметь крепкие корни для того, чтобы устоять в тяжелый период засухи, и удерживает нас в контакте с благодатью на протяжении всей нашей жизни. Мы должны пребыть верными Богу. Верный человек ― это не только тот, у кого всё хорошо, и потому он верит в Бога и призывает Его. Верный ― это тот, кто в период сухости, когда всё в нем сопротивляется, когда всё говорит об обратном, когда его душа ничего не чувствует, безусловно верит, что Бог его не оставит: Бог здесь, Он не оставит меня умереть во время этой засухи.

Отцы сравнивают это состояние души с сорокалетним странствованием израильтян по пустыне. Бог вывел их из Египта и они сорок лет блуждали по Синайской пустыне и никак не могли достичь Земли обетованной, Палестины. Она была рядом ― на расстоянии двухмесячного пешего пути. Но израильтяне шли сорок лет в земли пусте, непроходне и безводнее (Пс. 62, 2). Там они подверглись многим бедствиям, невзгодам, испытаниям. И однако они остались верными. Когда они начали роптать, что в Египте им было лучше и потому стоит туда вернуться, всех их постигло бедствие. Писание говорит, что после того евреи стали говорить: лучше пусть кости наши падут в этой пустыне, чем мы вернемся в Египет.

Знаете, иногда мне приходится слышать следующие вещи: «До того, как я начал регулярно ходить в церковь, я чувствовал себя гораздо лучше. У меня не было помыслов, я никого не осуждал, всё у меня было в порядке, всё мне было понятно, а теперь я не понимаю ничего».

Наша предыдущая жизнь начинает нам представляться в лучшем свете, чем нынешняя. Сейчас, когда мы ходим в церковь, наше положение, как нам кажется, осложнилось: мы ничего не чувствуем, целыми днями осуждаем, всё у нас вверх дном ― в общем мы не ведем хорошей духовной жизни.

Мы уже иначе смотрим и на людей, живущих вне Церкви, говорим себе: «Посмотри, эти люди, которые не ходят в храм, какие они спокойные, безмятежные, их жизнь ― сплошная радость, всё у них в порядке и на работе, и в семье, они такие радостные, общительные». В нашем уме происходит перемена, нам вдруг представляется, что жизнь без Христа лучше нашей жизни, и это тянет нас обратиться вспять.

Здесь от нас требуется принять решение: пусть лучше мы умрем в пустыне этого Божия испытания и оставим в ней наши кости, чем вернемся к прежней жизни, чтобы наслаждаться той радостью, которая, как нам кажется, там есть.

Бесспорно, что человек, перенося всё это, испытывает душевные страдания. Но если ему удается преодолеть препятствия со стороны своих желаний, образов и фантазий о самом себе и смириться перед Богом, тогда он находит ключ к отдохновению. Ключ этот ― молитва со слезами.

Слезная молитва приносит успокоение человеку, имеющему глубокое смирение. Я говорю не о слезах, соединенных с жалобами и недовольством, когда человек начинает судиться и говорить «почему?», например: «Почему, Боже мой, Ты меня оставил? Почему Ты мне не помогаешь? Зачем Ты меня оставил одного, и я теперь грешу? Почему я дошел до такого скверного состояния?» Рождается много этих «почему». Но если человек всё это презрит, закроет на это глаза, падет ниц пред Богом, со слезами раскроет перед Ним свое сердце и изольет всю свою боль в молитве, тогда он находит большое утешение.

Настолько большое, что после того как пройдет период испытания, для человека наступает лето, то есть новый хороший период. И человек с ностальгией вспоминает минувшее и то сладкое утешение, которое дал ему Бог, в то время как он не имел никакого человеческого утешения.

Будем уверены в том, что Бог не презрит нашей молитвы. Он не презрит нашего стенания, нашего испытания. В этот период сухости в человеке происходит подлинная внутренняя духовная работа.

Если человек не переживает состояния сухости, если не проходит испытаний, значит, Бог еще не начинал Своей работы с ним. Значит, всё совершаемое человеком еще незрелое и сырое, он еще не вошел в печь, чтобы испечься.

В приведенном нами стихе псалма пророк Давид говорит: Воздрема душа моя от уныния. Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души ― это .

Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке ― «не хочу», приносят рыбу ― «не хочу», приносят самую лучшую еду ― «не хочу». Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу.

Подобное бывает и с душой человека от уныния. Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк, ― дремание. Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте.

Таково уныние ― стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно. Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать. Дремание от уныния ― одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией.

Откуда возникает уныние? Одна из главных причин ― это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают ― а мы того и не понимаем. Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы ― чтобы мы не могли остановиться. От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности.

Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так день за днем, день за днем. В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.

Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы. Умеренность и простота в жизни христианина ― вот главное основание для того чтобы иметь бо льшую легкость в нашем общении с Богом.

И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью. Ты ― господин вещей, а не раб их. Ты ― владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься.

Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех». Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу.

Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается…» Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он.

Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением.

С этой дремотой уныния нужно бороться. Об этом пророк Давид говорит далее: утверди мя в словесех Твоих . То есть утверди меня в вере. Ведь когда колеблется вера, тогда человек уже не сопротивляется греховному предложению.

Утверди мя в словесех Твоих означает также «Господи, покажи нам необходимость иметь в себе словеса Божии». Подобно тому, как в нашем доме есть кладовая для продуктов и, когда наступают трудные времена, мы можем жить на запасы из этой кладовой.

Старец Паисий Святогорец

Или, как говорил старец Паисий: «Смотрите, работайте хорошенько духовно, чтобы получать духовную пенсию, чтобы, когда вы уже не сможете работать, к вам приходил конверт с квитанцией на получение».

Что он хотел этим сказать? То, чтобы ты, когда у тебя духовно всё в порядке, ревностно подвизался, а во время испытания, в период духовной сухости имел духовные сбережения, собранные из поучений, из словес Божиих, из молитвы, и всё стойко выдержал. Чтобы не смог искуситель, враг, помысел убедить тебя, сказав: «Посмотри - ничего нет». Но почему вдруг нет? Вчера Бог был со мной. Вчера Он говорил со мной в моем сердце. Вчера я радовался вместе с Ним. Разве нет Его и сегодня? Есть. Вчерашний Бог, сегодняшний Бог, завтрашний Бог ― один и тот же Бог.

Поэтому молитва, поучение в слове Божием, в творениях святых отцов ― это некий вклад духовных ценностей, который мы имеем в себе, чтобы во время трудностей питаться из него. Борьба, которую мы ведем в благоприятный период ― это пища, о которой мы вспомним, когда придут испытания, говоря себе: «Посмотри, Бог нас не оставляет. Минует это испытание, и вновь Господь придет, вновь наступит день».

Есть день, и есть ночь: 12 часов ночи и 12 часов дня. Еще не было случая, чтобы ночь не прошла. За исключением нашей последней ночи. Но если это всё же не последняя наша ночь, то день наступит обязательно. Смена времени суток произойдет. То же и в духовной жизни. Ночь пройдет и взойдет солнце. Пройдет испытание, и после него мы увидим сладкие плоды.

Еще раз повторю и на этом закончу: самая правильная духовная деятельность бывает у человека в период испытаний и сухости . Именно тогда происходит духовная деятельность.

Какие фрукты становятся сладкими? Те, которые выросли на «безводье». Самые сладкие арбузы и дыни ― «безводные», которые не наполнены водой, как прочие. Они сладки и ароматны, потому что выросли в трудных условиях. То же самое и с человеком. Кто «испечен» в трудностях и пребывает верным Богу, не уступает, он говорит: «Я не хочу шоколада от Бога, я хочу Самого Бога. Я обрету Бога в этих испытаниях. Я не убегу от Него. Не откажусь от своего места. Даже если мне предстоит здесь умереть, я паду в борьбе, но назад не поверну ни за что».

Когда человек скажет так и пребудет в таком устроении, прилагая все свои силы, несмотря на давление искусителя, тогда Бог поистине радуется и награждает этого человека. Этот человек действительно борец, атлет. Атлет Христов. И он вкусит обильные, прекрасные и сладкие плоды, когда минует время искушения.

Примечание:

1 Слово 31: “Знай, чадо, тридцать лет вел я брань с демонами, и по истечении двадцатого года вовсе не видел себе помощи. Когда же прожил я и пятый из последних десяти, тогда начал находить упокоение. И с течением времени оно возрастало. И когда прошел седьмой год, а за ним наступил осьмой, упокоение простерлось до большей гораздо меры. В течение же тридцатого года, и когда оный приходил уже к концу, так сильно стало упокоение, что не знаю и меры, до какой оно увеличилось”. И еще присовокупил: “Когда захочу встать для совершения службы Божией, могу еще совершить одну славу; а что до остального, если буду стоять три дня, в изумлении пребываю с Богом и нимало не чувствую труда”. Вот какое ненасыщаемое упокоение порождено многотрудным и долговременным делом!”

Перевод сестер Ново-Тихвинского монастыря

Продолжаем изучать базовые принципы даосского мышления, которые используются и в практике и в жизни. Сегодня Вы ознакомитесь с принципом - Опустошение Инь. Благодаря ему Вы сможете очистить свою жизнь от всего лишнего и освободить место для нового 🙂

Что такое простота жизни и зачем она вам нужна? Большинство статей о простоте жизни, минимализме и избавлении от стресса представляют собой списки правил-заповедей, делайте то, не делайте этого и будет вам счастье. Но такие списки бесполезны для жизни, их даже запомнить тяжело. Практически каждый знает с десяток правил, которые улучшат его жизнь, но мало кто им следует 🙁

Даосское мышление базируется всего на нескольких базовых принципах, реализуя которые, вы самостоятельно придете к нужным решениям в каждой конкретной ситуации. И в этой статье я расскажу всего об одном принципе - опустошении Инь.

Закон Гармонии

Все происходящие перемены в мире происходят таким образом, чтобы восстановить баланс Инь и Ян в каждой конкретной ситуации (баланс двух базовых сил Вселенной). Если просуммировать все аспекты реальности, то на самом деле мы увидим, что мир уже находится в Гармонии. Но в каждой отдельной локальной ситуации мир находится в движении, и всякое движение меняет баланс сил Инь и Ян и ведет к изменениям на более низких и более высоких уровнях.

Наше эго и заблуждения приводят к тому, что мы в большинстве случаев удаляемся от гармонии: увеличиваем то, чего и так много и уменьшаем то, чего уже и так мало. Вселенная же всегда действует наоборот, восстанавливая гармонию: забирает там, где много, и отдает туда, где мало.

Чтобы вернуть гармонию в свою жизнь, нам следует поступать также как и Вселенная. А для этого прежде всего необходимо избавиться от своих омрачений и заблуждений, которые мешают видеть себя и свою жизнь ясно, такой какая она есть.

Опустошение Инь

С точки зрения Инь и Ян, наши омрачения и заблуждения - это проявление силы Инь (так как Инь - это мутное и неясное). Процесс накопления омрачений и заблуждений - это тоже проявление силы Инь (так как Инь - это собирание и концентрация). Именно потому, чтобы очистить свое сердце и сознание и научиться возвращаться к Гармонии, необходимо опустошать Инь.

Человек существует в трех слоях реальности: на уровне материи, уровне ци (жизненной силы) и уровне духа. Опустошать Инь следует на всех трех уровнях, но также следует понимать, что основа человека - его дух. И полностью очистить свое тело невозможно, пока не очищена ци, а ци полностью невозможно очистить, пока не очищено сердце и сознание (как проявление духа). Легче всего опустошать Инь на уровне тела, а сложнее всего - на уровне духа.

Опустошение Инь - это растворение привязанностей к материальным вещам и явлениям, это выведение из своей энергетической системы мутной ци и освобождение своего сердца и сознания от ложных идей.

В большинстве случаев, омрачения и заблуждения возникают из-за нашей привязанности к выгоде. И потому очень важно понимать разницу между выгодой и пользой!

Выгода – это то, что не имеет никаких достоинств, но все же она привлекает людей. Она зажигает людей без огня. У нее нет никаких полномочий, и все же она заставляет людей охотно трудиться. В ней нет никакой любви, и все же она не дает людям забыть о ней ни на мгновение. Выгода заставляет изучающих Путь разрушать их лучшие качества, как только они ее увидят; она заставляет высокопоставленных чиновников обходить законы, как только они ее заметят. С древних времен человеческие сердца и законы народов часто бывали испорчены стремлением к выгоде.

В перспективе большой выгоды скрыто большое зло для всего мира, но люди этого не знают. Не то, чтобы они не знали, но они ослеплены выгодой. Богатство, полученное нарушением закона, похоже на пищу, которая вызывает отравление – когда ты берешь, то беспокоишься только о том, что слишком мало взял; но когда приходит расплата, ты уже беспокоишься только о том, что набрал слишком много. Почему одно и то же явление в разное время представляется по-разному? Потому что выгода и вред следуют друг за другом. Поэтому, когда ты увидишь выгоду, подумай и о вреде, который находится в ней, и мысли о том, чтобы хватать и присваивать, неизбежно уйдут.

Конечно нам нужна выгода, так как это именно то, что мы называем результатом. Но получая результат, человек внутри, в своем сердце и в сознании может оставаться пустым, не допуская переполнения Инь. В этом случае, выгода не причиняет вред самому человеку, так как он остается в середине перемен Инь и Ян, сохраняя гармонию!

Тридцать спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста, благодаря этому и можно пользоваться колесом.
Когда формуют глину, изготавливая из нее сосуд, то делают так, чтобы в середине было пусто, благодаря этому и можно пользоваться сосудом.
Когда строят жилье, проделывают окна и двери, оставляя середину пустой, благодаря этому и можно пользоваться жильем.
И потому наполнение - это то, что приносит доход, а опустошение - это то, что приносит пользу.

Трактат Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин», 11 чжан (перевод Кувшинова)

Понятие пустоты очень важно для понимания даосского мышления! Чаще всего мы воспринимаем пустоту, как нечто ненужное, лишенное смысла. А на самом деле, пустота - это созидательный потенциал! Почему? Слышали выражение, что природа не терпит пустоты? Закон Гармонии ведет к тому, что там где мало, добавляется, а там где много, опустошается… То есть мир всегда заполняет пустоту и потому пустота это то, что приносит пользу! Пустоту можно использовать, а наполненность можно потратить.

Пустота - это возможности… Для тела пустота - это возможность движения и получения питания. Для энергетической системы человека пустота - это возможность наполниться свежей мощной ци. Для сердца и сознания пустота - это возможность ясно видеть мир и получать новое знание непосредственно из Бытия.

Пустота в вашей жизни дает возможность прийти новому. Чем более вы пусты, тем вам легче оставаться в точке равновесия и гармонии. Простота жизни, которая сама собой приходит по мере опустошения Инь, избавляет вас от стресса и забот, дает радость, удовлетворенность и, как ни странно, чувство полноты Бытия 🙂 А значит ваша жизнь постоянно развивается и улучшается, позволяя реализовать свой потенциал максимально полно. Если вы пусты, все перемены проходят свободно, вы ни за что не цепляетесь и все ваши дела продвигаются с максимально возможной скоростью.

Если вы потратите деньги на благие дела (растрачивая свою силу Ян), создавая таким образом пустоту, сама жизнь, согласно закону Гармонии, наполнит вашу пустоту благом (силой Ян, так как именно ее станет мало). Но если вы потратите деньги на покупку вещей и удовлетворение своих желаний (накапливая таким образом Инь), жизнь, согласно закону Гармонии, начнет убирать из вашей жизни лишнюю Инь и вы будете терпеть материальные убытки и встречать сложности, которые будут заставлять вас отбрасывать свои заблуждения (Инь).

Понимание пустоты, которая несет пользу, и наполнения, что несет выгоду, но и скрытый вред - очень важно!

Конечно это не означает, что надо одеть робу и нищенствовать до конца своих дней. Но стоит постоянно опустошать Инь, не допуская ее переполнения. Не стоит дожидаться пока сама жизнь начнет избавлять вас от заблуждений, омрачений и материальных накоплений.

Простота жизни и опустошение внешнего

Надеюсь, что вы осознали необходимость опустошения Инь и хотите восстановить гармонию в своей жизни, вместо того, чтобы постоянно ее разрушать. В этом случае проще всего начать с опустошения внешних проявлений Инь в вашей жизни. Результатом опустошения внешнего является простота жизни.

Если вы любите вещи и в вашей квартире полно хлама, можете начать очищение с него. Подумайте, что вы давно не носили, какими вещами не пользовались последние 9 месяцев и избавьтесь от них. Отдайте на благотворительность, продайте, дав объявление в интернете, или раздайте знакомым.

Тоже самое следует сделать с лишними файлами на компьютере, книгами, которые вы больше никогда не будете читать, пыльными журналами и газетами, календарями, визитками, блокнотиками и т.п. Уменьшите количество информации в вашей жизни, избавьтесь от списков дел, идей, контактов старых знакомых, которых вы видели последний раз 10 лет назад и более. Выбросьте тысячи фотографий и оставьте не более сотни, но те, которые вам действительно дороги.

Избавьте себя от лишних дел и забот. Например, въезжая в квартиру, первым делом я убираю всякую ерунду, которая стоит на подоконниках. Зачем я буду тратить время своей жизни на то, чтобы вытирать пыль со всяких статуэток, горшков с кактусами, ваз и прочего хлама. Я не планирую дела на год вперед, предпочитаю удивляться тому, что преподносит мне жизнь. Жизнь - это путешествие, и оно намного прекраснее, когда я смотрю по сторонам и откликаюсь на те приглашения, которые возникают на моем Пути, вместо того чтобы топать по маршруту, который я придумал год назад или, не дай бог, 5-10 лет назад.

Упростите свою повседневную рутину, уменьшите свои расходы, сделайте ставку на удобную одежду, на самую полезную еду, на немногочисленные, но самые комфортные вещи, которые вам доступны и которые подойдут вашей человеческой природе. Перестаньте гнаться за модой, за одобрением толпы, станьте более естественными!

Чтобы опустошить внешнее, можно руководствоваться простым принципом: не брать лишнего и чужого, того что вам не подходит, что вы не заслужили. Пусть вас окружает малое количество вещей, но это будут самые любимые вещи!

Когда вещи служат нам, мы равнодушны к приобретениям, не огорчаемся из-за потерь и всегда свободны душой. Когда мы сами служим вещам, мы гневаемся из-за неурядиц, любим, когда нам угождают, и связаны путами с ног до головы.

Трактат Хун Цзычена «Вкус корней», 95 изречение, собрание второе

Простота жизни и опустошение внутреннего

Любые внешние привязанности коренятся во внутренних. Все вещи и явления этого мира пусты по своей природе. Мы сами вкладываем в них смысл, наделяем этот смысл важностью, приоритетами и потом бегаем, пытаясь навязать этот смысл другим, защищаем его, когда другие люди навязывают нам свой.

Вот почему опустошение Инь называется опустошением, а не уменьшением! Нам нужна сила Инь, но она нужна нам без тех смыслов, которые привязывают нас к конкретным проявлениям Инь. Даосские мастера постоянно совершенствовались и накапливали и Ян ци и Инь ци, но делали это, никогда не переполняясь, не уходя из середины, поддерживая баланс Инь и Ян внутри себя. А это возможно только тогда, когда сам человек пуст и не связывает себя с конкретными проявлениями Инь и Ян, не привязывается ни к людям, ни к вещам ни к явлениям.

То есть я могу вас обрадовать, вы можете быть миллиардером, иметь сотни домов и машин, если это будет для вас естественно и если таков будет ваш Путь. Но сохранить гармонию и продолжать совершенствоваться вы сможете только в том случае, если опустошите себя (у вас не будет заблуждений, омрачений, смыслов, за которые вы цепляетесь и считаете важными и необходимыми для жизни).

Но чтобы опустошить внутреннее, вам придется как минимум временно опустошать и внешнее. Иначе как можно сказать, что человек избавился от омрачений, если он ни разу это не проявил вовне.

Корнем опустошения внутреннего проявления Инь является простота. Вам необходимо начать упрощать свои действия в повседневной рутине. Для этого вам придется взращивать скромность и растворять свою гордыню.

Даосские мастера придерживались умеренности и середины во всем. Вам вовсе не нужно становиться отшельником или нищим, не нужно забывать о своем счастье, но также не нужно истощать себя в погоне за выгодой и желаниями. Процесс такой трасформации очень долгий, то, что растет правильно, растет медленно!

Перестать наполнять события оценками «хорошо» и «плохо» весьма сложно. Мы постоянно оцениваем все с точки зрения выгоды, приобретений и потерь. Но если оставаться открытыми миру, новому, искренне следовать своему сердцу, а не эго, то постепенно для вас станет важен сам Путь, а не результат.

Например, очень многие люди работают на нелюбимой работе, ради того, чтобы кормить семью, платить за жилье, еду и одежду. Это означает, что выгода для человека ценнее, чем польза. И пока внутри будет много Инь (страхов, ложных ценностей, заблуждений), такой человек будет страдать. Часто люди в подобной ситуации искренне хотят изменить ситуацию, но не видят Пути, как это можно сделать. Заблуждения не позволяют такому человеку видеть обе половины жизни Инь и Ян. Выход из этой ситуации, начать опустошать Инь и взращивать Ян (о взращивании я напишу отдельную статью). Только приведя себя к Гармонии, вы сможете менять себя и свою жизнь. В противном случае, люди всегда действуют под давлением перемен Инь и Ян, испытывая трудности и страдания.

Даже если ты работаешь, чтобы удовлетворить свои потребности, не позволяй возникать мыслям о приобретениях и потерях; тогда, если нужно будет что-то сделать или не делать, твой ум всегда будет умиротворен. Ты так же в поиске, как и другие, но без жадности; ты так же зарабатываешь, как и другие, но не копишь. Если ты не жаден, ты не беспокоишься; если ты не копишь богатства, тебе нечего терять. Внешне ты такой же, как и другие люди, но твой ум всегда отличается от ума людей, поглощенных земными интересами. Это – суть истинной практики; и тебе необходимо приложить усилия для воплощения этого.

Из книги «Даосские медитации»

Опустошение кармы

Говоря об опустошении Инь, не могу не сказать и об опустошении Кармы. Конечно, вы можете не верить в Карму, не верить в то, что мы постоянно перерождаемся в разных телах, получая каждый раз новую душу (личность), но сохраняя неизменный вечный дух. В этом случае просто пропустите этот раздел 🙂

Каждый человек создает своими мыслями, действиями и бездействием свою Карму, рождает причины, которые приведут к следствиям. Карма - это, по сути, следствие того, как вы живете. И по закону Бытия, все мы должны прожить те следствия, которые создали. При этом проживаем мы как плохие, так и хорошие следствия. То есть каждый обязан прожить и плохую и хорошую Карму.

Даосские мастера стремятся соединить себя с Дао и выйти из колеса перерождений. И потому вместе с совершенствованием себя, они стараются прожить свою Карму и больше не зарабатывать новую, иначе ее придется также проживать и выйти из колеса перерождений не получится.

Чтобы прожить Карму вам надо просто жить. При этом чем ближе вы к Гармонии, к середине, чем меньше у вас заблуждений и омрачений, тем быстрее вы проживаете свою Карму, быстрее совершенствуетесь. Еще говорят, кому многое дано, с того и спрос велик. Это как раз потому, что если вы находитесь уже на достаточно большом уровне развития, следствия ваших мыслей и поступков наступают быстрее чем у обычного человека. И если вы сделали что-то не так, вопреки закону Гармонии, то и последствия будут скорыми и безжалостными.

Чтобы не нарабатывать новую Карму, все свои добродетельные мысли и поступки даосский мастер посвящает Духовной Традиции, к которой он принадлежит, или просто Человечеству. Таким образом он не разделяет свои дела и дела всего Бытия, а значит и не берет никаких заслуг за них себе. Это также часть процесса совершенствования духа, объединения себя с Дао и тренировки Недеяния (о нем я еще напишу).

Так что если вы хотите совершенствовать свой дух, постоянно мысленно помните о Боге, Дао, Жизни, Вселенной, Природе или всем Человечестве (смотря какие у вас взгляды на Высшее) и посвящайте свои добрые дела Высшему. Совершайте их как будто выполняете поручение Вселенной, а не делаете это самостоятельно, естественно делать это следует со всей скромностью и смирением, какими вы обладаете. Сделав доброе дело не стоит о нем рассказывать или гордиться.

Опустошение Пустоты

Следует также упомянуть, что даосские мастера, достигнув весьма высокого уровня духовного развития, доходят до этапа, когда в состоянии медитации необходимо не просто стать пустым, но опустошить даже ту пустоту, которая есть внутри. По сути, это тот этап, когда практикующий даос объединяет себя с Бытием и Небытием, отказываясь не просто от своего проявления в Бытие, но отказываясь даже от разделения Бытия и Небытия.

Это сложно объяснить словами, тем более что я и сам толком не представляю какого это 🙂 Но для более полной картины вам стоит знать, что опустошение Инь заканчивается «телом света». Вспышкой света, в которой даосский мастер исчезает из Бытия, соединяясь с Дао, обретая окончательное Единство со всем, что есть и чего нет.

И новых идей, ответственные за многих, всегда восторженные, с активной жизненной позицией, имеющие семью, могут интенсивно работать в течение многих лет. И вдруг в какой-то момент перестают себя узнавать: ничего больше не получается, всё падает из рук, пустота и безразличие ко всему делают нас несчастными. Эмоциональное выгорание и опустошенность — наша тема беседы сегодня.

Чувство пустоты не позволяет ощущать всю глубину чувств, адекватно отвечать на любовь и внимание близких. Теряются контакты и привязанности, убеждения и желания уже не кажутся важными. Перестает казаться осмысленной и важной работа, семья, любовь, собственные дети и, в конце концов, сама жизнь.

Опустошенность и эмоциональное выгорание нередко называют профессиональным стрессом, т.к. перегруженность на работе зачастую приводит человека к изоляции от всех других сторон жизни.

Страдают этим синдромом эмоционального выгорания и менеджеры, и врачи, и учителя, и директора – чем выше и ответственнее у человека должность, тем более склонен он к этому нервному расстройству.

Нечто подобное бывает даже у домохозяек, которые желают быть идеальными матерями и женами, схожее чувство опустошенности могут испытывать и женщины после родов. очень схожа по симптомам с синдромом «сгорания на работе» офисного работника.

Причины эмоционального выгорания

Причиной являются завышенные требования к себе, когда человек ставит перед собой все более и более завышенные требования, при этом, не удовлетворяя своих собственных личных интересов, начиная чувствовать себя винтиком в системе. И возникает вопрос: как снова пробудить в себе желание действовать, мечтать, творить, вернуть свой прежний энтузиазм?

Ощущение пустоты и эмоциональное выгорание часто возникает у тех, кого засасывает рутина, в которую человек, по сути, погружает себя сам, когда он перестает уделять время развитию своей личности помимо деловой сферы, ведь духовная пища необходима человеку не меньше той пищи, которая питает тело.

Главное помнить, что чувство опустошенности – субъективное , которое можно и нужно преодолеть.

Профилактика эмоционального выгорания

Первым шагом на пути к самому себе может стать осмысление своей собственной личной жизни, . Необходимо начать уделять внимание своим личным стремлениям. Только, когда человек уделяет внимание себе самому и любит себя самого, он способен любить и ценить других.

Как правило, чувство опустошенности и эмоционального выгорания возникает у перфекционистов, девиз которых: «Идеально или никак». Именно это и приводит человека в тупик.

Сойти с пьедестала и перестать предъявлять к себе слишком много требований – единственно верное решение. Пусть всё идет естественным путем. Расширить круг своих интересов и видеть в досуге – не проявление лени, а источник, из которого можно черпать творческие силы, новые идеи и новые мечты – вот он выход из тупика опустошенности и апатии.

Почувствовали свое эмоциональное выгорание — перестаньте действовать как машина, робот и видеть в себе человека, имеющего право на свои слабости и ошибки, . Достаточно вспомнить детство — ребенок любопытен, ему все интересно, удивительно. Культивировать в себе этого ребенка, доверять миру и перестать себя изолировать от всех и стремиться быть идеальными сразу во всем. Найти тот источник радости.

И как ни удивительно, им может оказаться новый вид деятельности. Рисовать, играть в футбол, уйти в отпуск и отправиться к морю – неважно, главное, что это должно приносить ту радость, которую вы испытывали в детстве. Взять дополнительный выходной и сходить с ребенком в театр.

Чего вы действительно хотите? Иногда нужно время, чтобы понять это. Время, которого у вас нет, потому что мысли все время заняты работой. Для кого-то спасением является религия, понимание основного предназначения человеческой жизни.

Вместо того, чтобы размышлять о том, как успеть сделать еще больше и больше и вырваться вперед, остановитесь: а надо ли вам нестись туда галопом? По своей ли дорожке вы бежите?

Может, лучше прогуливаться по ней и с наслаждением любоваться безоблачным небом, высокими деревьями и теми, кто идет рядом, чем бежать, задыхаясь и в поту, ничего не замечая и не понимая, зачем вам все это и куда вы несетесь?

Эмоциональное выгорание и опустошенность — чувства тяжелые… Станьте не много проще, выбросить надо из головы гонку неизвестно куда и непонятно зачем!