Моя жизненная позиция вывод и рекомендации. Активная жизненная позиция — старт в успех. Как развить в себе активную жизненную

«Жанры древнерусской литературы» - Краткое содержание. Воинская повесть. Поучение. Древнерусская литература. Русской литературе более тысячи лет. Жанры Древнерусской литературы. Житие. Слово. Повесть временных лет. Особенности летописей. Поучение Владимира Мономаха. Житие Сергея Радонежского. Система жанров. Летопись. Хождение. Произведение о подвиге отважного русского купца.

«Слово о полку Игореве» - Главная идея. Историческая реальность похода. Слово о полку Игореве. Князь Игорь Святославович. Культура Руси. Культура Руси XII века. Киевская Русь. Любовь к Родине. Бегство Игоря из плена. Половцы. Второй день сражения. Памятник древнерусской литературы. Историческая реальность.

«Литература Древней Руси» - Что такое список? Истоки Древнерусской литературы. Что больше всего ценят в человеке древнерусские писатели? Как распространились книги в Древней Руси? Пергамент-специально обработанная кожа ягнят. Береста-светлый слой березовой коры. Князь Святослав. Содержание: Летописец Нестор. Жил во второй половине XI в.- начале XII в.

«Книга «Повесть временных лет»» - О древнерусском летописании. Повести временных лет. Русская земля. Текст украшался узорчатыми заглавными буквами. Повесть временных лет. О первых летописцах. Борис Годунов. Эпиграф урока. Летопись и миниатюра. Работа с текстом.

«Древние книги мира» - Египет. Древние книги. Книги на Руси. Греция. Древние книги народов мира. Правильный вариант ответа. Письменность в Египте. Прочитайте текст. Книги Китая. Книги Древней Греции. Книги и письмо в Египте. Книги Междуречья. Первые книги стран мира. Финикийский алфавит. Объедините древние книги и страну.

«Литература и музыка Древней Руси» - Музыка. Знаки. Инструментальная музыка. Жанр хождений. Рукописная книга. Литература и музыка Древней Руси. Псалмы. Жанр жития. Древнерусская церковная музыка. Повесть временных лет. Рождение знаменного пения. Антифонарий. Репертуар скоморохов. Изображение на фресках Софийского собора. Исторические жанры.

Всего в теме 23 презентации

Одно из древнейших памятников русской письменности “Слово о полку Игореве” - и кусочек нашей истории, и поэтическое сказание о наших предках живших в 12 веке…

“Слово” рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах 12 века в связи с участившимися половецкими набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь

Причерноморских степей.

Игорь в этом походе не участвовал, так как был болен, и совершил свой поход через год (1185 г.). Князь пошел на половцев ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину и взяли Игоря в плен. Игорь, по существу, сам “отворил ворота” кочевникам на Русь.

“Слово” состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь: поэт), а который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель “Слова” стремится рассказать людям суровую правду. Первая часть “Слова” - рассказ о походе Игоря. Вторая

Часть “Слова” переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: “Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим”. Великое горе принес их необдуманный поход.

Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.

Третья часть “Слова” рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу.

Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский - смелый, неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Это благородный человек. Воинская честь и чувство привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода. Выручая его, Игорь попадает в плен. Его отважный брат Всеволод, сражающийся как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице. Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор восхищается подвигами Игоря и Всеволода, он осуждает их за легкомыслие и жажду славы. Но он и сочувствует Игорю, который нужен отечеству. “Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и русской земле без Игоря”. Большая роль в поэме отводится собирательному образу дружины. Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Называя дружину “русским золотом”, автор укоряет Игоря за то, что он погубил это “богатство”. Но заканчивается поэма провозглашением славы Игорю, понявшему и тяжело пережившему свою роковую ошибку.

Обаятельна жена Игоря - Ярославна. В ее плаче, напоминающем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чья мирная жизнь, счастье и любовь нарушились ужасами войны.

Есть в поэме еще один образ. Это величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в “Слове”, соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной поэзии.

Безупречен положительный герой “Слова” - киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все русские силы должны быть объединены для борьбы с врагом. Все произведение проникнуто идеей государственного единства русской земли.

"Слово о полку Игореве" — самая выдающаяся достопримечательность Киевской Руси
Мировая литература знает немного таких произведений, которые бы захватывали новые и новые поколения, пересекали границы стран и материков, приобретали все более широкую и громче славу. И именно к таким памятников принадлежит бессмертное «Слово о полку Игореве» — героический, исполненный горячей любви к родине, к своему народу произведение.

«Слово» не рассказывает о всех подробностях похода и поражения Игоря, как это сделали летописцы. Неудачный поход Новгород-Северского князя — это для автора только повод, чтобы высказать свои мучительные раздумья, свое переживание за судьбу родной земли и ее народа, чтобы осудить княжеские междоусобицы и несогласия, Главная идея «Слова …» — это призыв русских князей к единению и защиты родных земель.

Начиная рассказ о самом поход, автор подчеркивает главное — храбрость и отвагу русского войска. О своих воинов Всеволод говорит, что они с детства воспитывались для ратного жизни: «А мои те Куряны — воины ловкие, под трубами увитые, под шлемами злелияни, концом копья згодовани …», они знают свое дело и всегда готовы к бою, чтобы искать себе чести, а князю славы. И сам Всеволод предстает как былинный богатырь, как мощный буй-тур. В «Слове …» ему нет равного среди мужественных. Храбрым изображено и предводителя похода Игоря. Его мужество и решительность проявляются в том, что он ведет на врага полки, несмотря на дикие и страшные предсказания — затмение солнца, грозовую ночь, вой волков, брехання лис и зловещее кружение орлов, сопровождающие войско, ожидая его гибели. Игорь видит себя и свою судьбу рядом с судьбой всех русских воинов, готов разделить с ними и славу победы, и горечь поражения, «с вами, русичи; хочу голову положить либо напиться шлемом с Дона» Настоящий рыцарь, человек чести, он считает, что когда случится несчастье — русичей разобьют, то лучше умереть от меча, чем попасть в плен: «Братья и дружина! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть ». Мужество, героизм, слава и честь стоят в «Слове …» очень высоко. О первой победную схватку с половцами автор говорит кратко, лишь сообщая, захватившие русские воины добычи великое множество. Но главная цель Игоря — освободить Русь от лютого врага и снискать себе славы.

Но эта первая схватка решили судьбу похода. Решающая битва была впереди. Приближение ее обрисована мощными и тревожными образами стихий природы. Возвращение короля предвещают кровавые звезды, из моря надвигаются черные тучи, чтобы затмить четыре солнца — четырех князей, а в тучах трепещут синие молнии. «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дона великого? »Появление неисчислимого половецкого войска разворачивается в огромную панораму:« Земля гудит. Реки мутно текут. ПОЗИЦИЯред земли половецкой.

Не выдержав натиска вражеского войска, погиб Игорева жена, а сам князь попал в плен.
«Слово о полку Игореве» — самая выдающаяся достопримечательность литературы Киевской Руси. Мировая литература знает немного произведений, которые, подобно этому, захватывают все новые и новые поколения, пересекают океаны и языковые границы, завоевывая новых поклонников. «Слово» относится именно к таким произведениям, ибо оно полно горячей любви к родине, к своему народу, потому что поднимает общечеловеческие проблемы ответственности за свои поступки, мира и войны, единства.

Образ князя Игоря

Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Святославич. Это гордый и отважный, готовый отдать жизнь за родину рыцарь. Он презирает смерть, плен для него — величайший позор: «Лучше ведь убитым быть, — говорит он, — чем пленным …»
Игорь — волевая натура: он один сумел вернуть тысячу отступающих воинов назад, выступив на помощь Всеволоду, что изнемогал, окруженный половцами.

Все эти свойства вызывают симпатию к князьям Вместе с тем автор осуждает Игоря за неосмотрительность, недальновидность, славолюбие. Он слишком горяч, поэтому способен твердо оценить ситуацию. Его поспешность привела к трагедии: жена полностью разгромлена, сотни женщин стали вдовами, сотни детей — сиротами, князья «пересели из седла золотого и в седло невольничу», а главное — открылись настежь ворота для новых нападений половецких орд. Поэтому «тоска разлилась по русской земле», печаль буйная течет среди земли Русской », даже« никнет трава жалостью, а дерево с тоской к земле приклонилося ».

В неволе «Игорь не спит, Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до маленького Донца» и детально обдумывает план побега, ибо только следующими мудрыми действиями он может искупить свою вину перед родным краем. Этого хотят все, даже природа.

Рассказывая о походе Игорева войска, автор не остается сторонним наблюдателем, он мучительно переживает ход событий и не может удержаться от комментирования поступков Игоря, от осуждения князей за распри, которые превращают родную страну в огромное кладбище, и умоляет русичей объединиться.
«Слово о полку Игореве» составило на меня очень большое впечатление. Я научилась понимать и любить литературу того времени и узнала много нового и интересного из истории Русской земли.

Слайд 1.

развивающая:
– способствовать развитию логического мышления, образного мышления;
– учить разворачивать информацию, зашифрованную в графическом или словесном образе-символе;
– приобщение к творчеству (побуждать к сочинению стихов на заданную тему или от первой строки).

Воспитательная:
– содействовать воспитанию патриотизма, чувства уважения и благодарности защитникам Родины и их героизму,
– уважительного отношения к историческому опыту народа.
– Воспитание чувства слова, его образного звучания.

Образовательная:
– обобщение сведений о произведении, осмысление идейно-тематической направленности “Слова”, выявление авторского отношения к изображаемому. Осознание уникальности произведения и причин его актуальности до сегодняшнего дня.

Метод: беседа по проблемным вопросам, работа с опорной схемой, работа с поэтическим словом, работа по презентации.

Задуматься над тем, где в тексте произведения каждая из этих категорий набирает силу звучания.

На лирической волне.

Прослушивание арии князя Игоря из оперы Бородина “Князь Игорь” (http://www.youtube.com/watch?v=BD9gS_ckymQ)

Параллельное задание: перенести опорную схему с доски в тетрадь.

Фрагменты начала работы с учениками по опорной схеме (можно на фоне тихого музыкального сопровождения).

Всё ли вам понятно в зашифрованных в схеме графических и словесных символах?

Беглый опрос: толкование учениками графических образов.

– Все ли могут ответить на вопрос в центре графического солнца? (Повторение пройденного.)

– Автор “Слова” не известен, но об его идеалах, политических, общественных, религиозных убеждениях, нравственных принципах, даже об эстетические вкусах, выразившихся в его уникальном творении, можно судить объективно и доказательно.

– Кто они, чьи фамилии графически обозначены лучами в верхней части схемы?

– Это переводчики “Слова”. Прозаики и поэты.

– Почему их так много? Неужели нельзя перевести близко к тексту один раз?

– Тяга известных ученых, поэтов в “Слову” объяснима: на авторскую основу налагается её личностное осмысление читателем-автором-переводчиком в контексте времени. Ученые стремятся к более точному переводу, поэты – к вольному.

Теория литературы.

– Жанр “Слова”?

– Аналогов нет. Просто – Слово, в котором гармонично сливается своеобразие былины, поэмы, плача, песни.

Лирика или проза?

– До XVII века такого деления еще не знали. Лиризм ощутим, поэтому многие переводчики перелагают стихами, переведенные произведения становятся поэмами.

Слайд 4.

Задумаемся над вопросами:

– Что отличало манеру Бояна?

– Боян славословил русским князьям, а автор дает им урок политического и общественного прозрения. Манеру Бояна отличала витиеватость слога, удаленность от жизненной правды. Автор слагает текст по “былям нашего времени”, следуя историческим фактам.

Слайд 5.

Решим проблему:

Сверить свои версии ответа с информацией на слайде:

Анализ причин трагического поражения удалого князя и его воинов подводит к выводам о том, как надо действовать, когда Родина в опасности.

Работа по схеме.

Осмысление некоторых элементов композиции произведения.

Работа по картине Н. Рериха “Князь Игорь”. Цветовая гамма и ее соответствие тексту “Слова”. Обращение к тексту. Со слов “На другой день раным-рано кровяные зори рассвет возвещают”. Живописный и словесный образы. Роль природы и солнечного затмения в произведении.

Слайд 7.

Стяги вещают: “Половцы идут!”

Беседа о врагах русичей, ответ на вопросы:

– Почему половцам удалось победить русичей во втором сражении?

– Каким образом половецкие ханы пытались удержать в плену русского князя?

– Половцы сумели объединиться, взять массой, хитростью, внезапностью. Пленного князя Игоря пытались удержать, женив его сына на половчанке.

Слайд 8.

Вспомним факты текста.

– Причины поражения Игоря во втором сражении?

– Сражение шло на земле “незнаемой”, “Русская земля – за холмом”. Расслабившиеся после первого сражения воины были застигнуты врасплох. Силы русских и половцев были неравные.

Слайды 9, 10.

Делаем выводы из прочитанного. Осмысление заявленной проблемы.

Почему поход славного князя оказался неудачным?

Беседа по вопросам:

– Чего не хватало русичам?

– Смелости?

– Дерзости?

– Любви к русской земле?

Иллюстрации слайда 10 напомнят о том, как доблестно, славно, героически, плечом к плечу защищали князья и дружинники Русь.

Слайд 11.

Сбор текстового материала.

– Какие последствия для Руси имел неудачный поход князя Игоря?

Беседа с привлечением фантов текста. Сверьте ваши выводы с информацией на слайде:

– мировой позор и бесславие русских князей

– дерзкие поборы с русичей осмелевших половцев

Слайд 12.

– гибель лучших сынов земли русской.

Работа по картине В. Васнецова “После побоища князя Игоря с половцами”.

Слайд 13.

Обобщение сказанного:

“Черная земля под копытами костьми засеяна, а кровью полита; горем взошли они на Русской земле!”

Обращение к “лесенке” категорий.

– Мы говорим о трагическом в произведении. На этой категории автор останавливает наше внимание, наверное, чтобы мы лучше поняли, к каким горестным последствиям могут привести непродуманные или амбициозные порывы.

Беседа по проблемным вопросам:

Вина и беда князя Игоря?

– Что было исходным желанием Игоря?

– В порыве удалого князя патриотическое начало соседствует с тщеславием, доблесть воина с просчетами полководца. Беда князя Игоря в том, что соседи-князья, погрязшие в спорах и дрязгах, не поддержали его желание освободить русские земли от половцев. Киевский князь Святослав корит Игоря и Всеволода за непродуманность возможных последствий, жалеет молодых полководцев и зовет к ним на выручку.

Слайд 14.

Золотое слово” Святослава.

Беседа по проблемному вопросу и работа с текстом:

Вступите же, господа, в золотые стремена
За обиду сего времени,
За землю Русскую,
За раны Игоря, храброго Святославича!

– Что вы слышите в этом воззвании?

– Призыв к объединению усилий в защите Родины. Проявляется мудрость политика, знание своих подданных, способность понять их достоинства и распознать слабости, проанализировать их причины, умение управлять ими. Чувствуется искреннее переживание патриота за судьбу многострадальной Руси.

Слайд 15.

Обращаем внимание на то, как сложно определить, где кончается слово Святослава и начинается речь автора.

О чем говорит такая композиционная слитность?

– Как вы думаете: почему “Золотое слово” Святослава соседствует с плачем Ярославны?

– В какой тональности выдержан “плач”? Чего в нем больше: скорби или силы любви женщины и патриотки?

– Молодая княгиня достойно выносит свое горе. В ее словах – мольба и упрек даже природным стихиям, в них столько женской любви к мужу и веры в то, что сила её любви может спасти мужа.

Обращаем внимание на то, как композиционно слился плач Ярославны с побегом Игоря!

Слайд 17.

“Ярославна с утра плачет на стене города Путивля”

– К кому обращается молодая княгиня?

– Русь еще не освободилась от языческих представлений. Дочь своего времени Ярославна обращается за помощью к Ветру, Солнцу, Днепру. Она заклинает их, требует от них. Она же просто женщина, ей не дано понять сложности междоусобиц.

– Обратить внимание на то, за кого страдает и просит молодая женщина?

– Но это княгиня! Поэтому ее боль не только о своем муже, а о его дружинниках.

Обращение к тексту. Найти в плаче доказательство силы любви Ярославны.

– Текст построен так: пленный князь словно слышит ее и бежит на зов.

Работа по схеме.

– Как вы думаете: почему стрелки на схеме от вопросов идут к “Золотому слову” Святослава?

– “Золотое слово” – идейный центр. В нем идет речь о княжеской крамоле, междоусобице, распрях, феодальной раздробленности – истинной причине трагического исхода похода против половцев.

Слайд 18.

Закрепляем эту мысль о необходимости объединения Русской Земли схемой на слайде.

Слайд 19, 20, 21.

Беседа по проблемному вопросу:

– Почему “Слово” о трагическом поражении русичей заканчивается ликованием народа при возвращении Игоря?

– Слышны христианские мотивы в произведении:

Здравы будьте, князья и дружина,
выступая за християн против половцев поганых!!

Раньше упоминалась ХОРУГВЬ (религиозное знамя). По мысли автора, князь прощен потому, что он покаялся в грехах, а русский православный народ умеет прощать.

– Народ славит защитников веры.

Эта информация есть на слайде, но ее необходимо подтвердить цитатами, фактами.

Дать толкование образу-символу “СОЛНЦЕ”:

Солнце светит на небе –
Игорь-князь в Русской земле,

– Потому и жизнестоек народ, не потерявший и в годину испытаний умение радоваться и быть добрым !

– Потому что народ любит своих славных сынов, защитников Земли Русской, её свободы.

Эта информация “открывается” на слайде после раздумий учеников.

– Художественный образ-символ СОЛНЦА – лейтмотивный в произведении. Сначала оно “высвечивает” доблесть и незаурядность русских князей, а в финале солнце – символ оптимистической веры автора в будущее Руси и русского народа.

Возвращаемся к схематической “лесенке” категорий, осмысляемых в “Слове”: мы поднялись на ее верхнюю ступеньку – “оптимистическую”. На этой звучной и радостной ноте завершается Слово о походе против половцев.

Слайд 22.

Формулируем вывод. Сверим сказанное нами с текстом слайда:

“Слово” пронизано любовью к Родине и наполнено горькими раздумьями о ее страданиях, которые сочетаются с призывом прекратить междоусобицу, отстранить мелкое и частное и объединившись подняться на защиту своей земли.

Слайд 23.

Работа по картине И. Глазунова “Два князя”. Возвращение к мысли об актуальности “Слова”.

“За землю русскую”!

“Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)

творческом классе можно написать стихотворение на эту тему или “от первой строки”, например: “Есть у России “Слово” золотое…”)

Закрепление.

Слайд 24, 25.

Вопросы по теме и самопроверка по ответам.

Слайд 26.

Домашнее задание:

Сочинение (или проект) на одну из тем:

1. Каким я представляю себе автора “Слова”?
2. Как изменилась литература с появлением “Слова”?
3. “Слово” – величайший памятник прошлого.
4. Жизнь “Слова” в других видах искусства.
5. Дописать стихотворение “от первой строки”.