Бакалавр – это полное высшее образование или нет? Уровни высшего образования. Что такое бакалавриат

В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.

Что такое бакалавриат

Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно. Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.

Сколько учатся

Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.

Программа бакалавриата

План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.

Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:

  1. Прикладная . Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
  2. Академическая . Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.

Бакалавриат в России

В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.

Что такое магистратура

Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему. Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность.

Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа. Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он - магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.

Зачем нужна

Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.

Что дает

Образование достается нелегко, но приносит множество преимуществ. Окончив магистратуру, вы получите такие возможности:

  1. Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
  2. Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
  3. Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
  4. Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
  5. Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
  6. У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.

Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата

Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:

  • диплом признается на международном уровне;
  • опыт работы с иностранными преподавателями;
  • проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
  • равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.

Как поступить на магистратуру

Получение второй ступени высшего образования возможно только по окончании бакалавриата. Необходимо будет сдать устный комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки. Его содержание, порядок проведения определяются каждым университетом, поэтому везде отличаются. Результаты оцениваются по 100-бальной шкале в соответствии с требованиями Болонской системы. Обучение длится два года. Не обязательно поступать сразу, сначала можно несколько лет поработать по специальности.

Кто может поступить

Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.

Магистратура по другой специальности

В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.

Оплачивается работодателем

В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.

Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:

  1. Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
  2. Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.

Чем отличается бакалавр от магистра

Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:

  1. В магистратуру может поступить только бакалавр.
  2. В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
  3. Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
  4. Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
  5. Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
  6. Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.

Диплом бакалавра

Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учебу лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.

С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.

Видео

Практические занятия – 48 часов (24/24; 1-2 семестр)

1 . Введение в Историю (3 часа)

Вопросы для обсуждения

· История как наука. История в системе наук

· История и культура.

· История и общество.

· Цивилизации.

· История в век глобализации

· Социальное познание и историческая наука.

· Исторический процесс.

· Едина ли всемирная история?

· Историческое событие

· Исторический факт.

· Формационный подход к истории

· Цивилизации. Цивилизационный подход к истории.

· «Новая историческая наука»

· Зачем надо знать историю?

2. Мир древних восточных обществ. (2 часа)

Вопросы для обсуждения

· Архаические цивилизации Древнего Востока – Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Общее и особенное.

· Восточная деспотия.

· Мифологическая картина мира. Культура Древнего Востока.

· Буддизм. Конфуцианство

3. Античность как основа европейской цивилизации. (4 часа)

Вопросы для обсуждения

· Зарождение античной цивилизации.

· Этапы развития Драней Греции.

· Античный полис: расцвет и кризис. Афины. Спарта.

· Эллинизм. Александр Македонский.

· Культура Древней Греции. Формирование научного мышления

· Цивилизация Древнего Рима: этапы развития.

· Римская империя: достижения и проблемы.

· Христианство.

4. Европа в Средние века. (2 часа)

Вопросы для обсуждения

· Что такое Средние века?

· Европа на пути в Средневековье. Три источника европейской цивилизации.

· Эпоха Каролингов. Особенность средневекового государства.

· Сеньориальный строй. Рыцарство. Феодализм. Сословное общество.

· Города.

· Церковь и общество.

· Человек в Средневековье.

5. Восточные славяне: от язычества к христианству. Киевская Русь (4 часа)

Вопросы для обсуждения

· Восточнославянские племена в древности

· Древнеславянский языческий пантеон; связь языческих божеств с культурно-хозяйственными приоритетами древних славян.

· Призвание варягов. Рюрик. Олег. Игорь. Ольга. Святослав.

· Владимир Святой. Крещение восточных славян.



· Историческое значение принятия христианства.

· Ярослав Мудрый

· Социально-экономическое развитие Древней Руси. Категории населения. Система управления.

· Русская правда.

· Владимир Мономах.

6. Русь в XIII-XIV вв. (2 часа)

Вопросы для обсуждения

· Русь накануне ига. Политическая раздробленность.

· Владимиро-Суздальское княжество. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо.

· Новгородская земля. Борьба новгородцев против шведской и немецкой агрессии.

· Александр Невский.

· Нашествие монголов на Русь. Особенности и характер ига.

· Образование Московского княжества. Даниил Александрович. Иван Калита.

· Дмитрий Донской, Сергий Радонежский. Куликовская битва.

· Начало возвышения Москвы.

7. Позднее европейское средневековье. Начало перехода к Новому времени . (4 часа)

Вопросы для обсуждения

· Эпоха Возрождения.

· Реформация и Контрреформация. Протестантизм.

· Великие географические открытия. Раздел мира. «Новый свет».

· Абсолютизм.

· Голландия – первая республика Европы.

· Английская революция: к парламентаризму и гражданскому обществу.

· Научная революция.

8. Европа в XVIII веке (2 часа)

Вопросы для обсуждения

· Идеи и люди эпохи Просвещения

· От просвещенного абсолютизма к Великой Французской революции.

· Борьба североамериканских колоний за независимость. Рождение США.

· Промышленный переворот и формирование индустриального общества в странах Западной Европы.

9. Московская Русь в XV-XVII вв. (4 часа)

Вопросы для обсуждения

· Василий I. Династическая война в Московском княжестве.

· Иван III. Василий III.

· Доктрина «Москва-третий Рим»

· Русь в годы правления Иван Грозного.

· Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время. Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский. Семибоярщина. Иностранная интервенция.

· Народные ополчения. Минин и Пожарский.

· Воцарение Романовых. Завершение Смутного времени.

· Первые Романовы. Правление Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

· Закрепощение крестьянства. Соборное уложение 1649 г. Земские соборы.

· Московские восстания. Церковный раскол. Восстание под предводительством Степана Разина.

· Правление Федора Алексеевича. Царевна Софья.

· Московская Русь на политической карте мира.

· Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Присоединение Левобережной Украины.

· Национальный подъем и государственно-объединительные тенденции как доминантные тенденции русского общества в XV-XVII вв.

· Культура допетровской Руси. Быт, нравы. повседневная жизнь.

10. Россия в XVIII веке. (2 часа)

Вопросы для обсуждения

· Петр I как политик и личность. Петровские реформы.

· Внешняя политика Петра.

· Органы власти и управления Российской империи в первой четверти XVIII в.

· Оценка петровских преобразований.

· Дворцовые перевороты. Екатерина I. Петр II. Анна Иоанновна.

· Правление Елизаветы Петровны.

· Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

· Восстание под предводительством Е. Пугачева.

· Становление России как великой мировой державы. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

· Русская культура и наука XVIII века.

11. Европа и мир в XIX веке. (2 часа)

· Наполеоновские войны.

· Разгром Наполеона. Венский конгресс.

· Революции в Европе.

· Восточная (Крымская) война. Парижский конгресс.

· Объединение Германии и Италии.

12. Развитие России в первой половине XIX века (2 часа)

Вопросы для обсуждения

· Правление Павла I. Противоречивый характер внутренней и внешней политики.

· Александр I. Отечественная война 1812 года.

· Заграничные походы русской армии. Венский конгресс.

· Движение декабристов.

· Правление Николая I.

· Русская культура первой половины XIX в. Славянофилы и западники.

13. Россия во второй половине XIX века (2 часа)

Вопросы для обсуждения

· Крымская война

· Александр II. Эпоха великих реформ

· Александр III.

· Особенности развития русской культуры в XIX веке.

14. Европа и мир в первой половине XX века. (2)

Вопросы для обсуждения

· Мир в начале 20 века

· Научно-технический прогресс. Индустриализация.

· Социально-политическое развитие Европы и США в начале XX века.

· Мир на пути к Первой мировой войне. Ход и итоги Первой мировой войны.

· 20-30-е годы 20 века: между демократией и тоталитаризмом, от Версаля до Мюнхена. Лига Наций.

· Мировой экономический кризис.

· Вторая мировая война и ее итоги.

15. Россия в начале 20 века. Реформы начала века. Первая мировая война. (2)

Вопросы для обсуждения

· Николай II. Деятельность Витте.

· Рост протестного движения. Радикализация общества.

· Русско-японская война.

· Революция 1905-1907 гг. Столыпин и его деятельность.

· Опыт думского парламентаризма в России. Политические партии

· Россия накануне и во время Первой мировой войны. Кризис власти.

16. Октябрьская революция. Осуществление в России модернизации советского типа. СССР в 20-е – 30-е годы XX в. (2)

Вопросы для обсуждения

· Революции 1917 года: от февраля к октябрю. Причины победы большевиков.

· Гражданская война.

· Укрепление советской власти

· Военный коммунизм.

· Новая экономическая политика.

· «Великий перелом». Сталин у руля власти.

· Индустриализация. Коллективизация. Культурная революция.

· Формирование административно-командной системы управления

17. Великая Отечественная война. СССР в 40-е – начале 50-х годов XX века (2)

Вопросы для обсуждения

· Этапы великой войны. Битвы и сражения.

· Человек и общество в годы войны. Наука и техника в годы войны. Русско-японская война.

· Освобождение Европы. Причины и цена победы для СССР.

· Ялтинские соглашения. Нюрнбергский процесс

· Послевоенное восстановление.

· Начало холодной войны.

· Последние годы правления Сталина.

· Советская политическая система

18. Европа и мир во второй половине XX века. (2)

Вопросы для обсуждения

· Послевоенный мир – послевоенная карта мира: раскол мира на две системы. Холодная война.

· Страны Западной Европы во второй половине XX века. Европейский Союз.

· Страны Восточной Европы в поисках своего пути

· США во второй половине XX века

· Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации.

· Международные отношения во второй половине XX – начале XXI век..

· От индустриального общества к постиндустриальному и информационному.

19. СССР и Россия во второй половине XX века. (2)

Вопросы для обсуждения

· Смерть Сталина. Дело Берии.

· Хрущев у власти. XX съезд КПСС. Оттепель.

· Брежнев у власти. Эпоха «застоя».

· Противоречия в социально-экономическом и культурном развитии.

· Андропов. Горбачев. Перестройка. Распад СССР.

· Россия в 90-е годы XX в. Ельцин.

· Россия на рубеже веков: Медведев и Путин

20. Россия и мир в начале XXI века. (1)

Вопросы для обсуждения

· Президентские выборы в России – 2000, 2004, 2008.

· Внутренняя и внешняя политика В.В. Путина.

· Кризис в Украине. Воссоединение Крыма с Россией (2014).

· Взаимодействие российской и западноевропейской цивилизациий.

· Глобальные проблемы современности

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.