Гакова Елена Васильевна. К вопросу о компетенциях и компетентности обучающихся в образовательной среде университета. Elena V. Gakova. On the question of competencies and competency of students in the educational environment of the University. Стаж работы

Продолжаем нашу рубрику, где мы беседуем с сотрудниками Областного центра реабилитации инвалидов, стоявших у истоков создания учреждения. Проект приурочен к празднованию десятилетнего юбилея Центра.

Сегодня в центре внимания Елена Васильевна Шестакова. Она устроилась на работу в ОЦРИ в мае 2008 года и за десять лет прошла путь от специалиста до заместителя директора.

- Елена Васильевна, начнем с вопроса, который мы задаем всем сотрудникам, попавшим в рубрику: как вы оказались в Центре реабилитации?

Когда он открылся, я работала в Комплексном центре социального обслуживания населения Чкаловского района. Это здесь рядом. На тот момент социально-реабилитационных отделений практически не было, да и вообще по стране социальная реабилитация была не распространена. Это новая деятельность была мне очень интересна.

- С чего начался ваш трудовой путь в Центре?

Когда я устроилась сюда на работу, направление «социально-бытовая реабилитация» только формировалось. В области мы стали первыми, кто открыл отделение социально-бытовой реабилитации, а также оснастил и запустил кабинет эрготерапии.

Я пришла социальным педагогом, проработала больше двух лет, но потом уходила на три месяца в коммерческую структуру. Вернулась в Центр уже на должность заведующей отделением социально-бытовой реабилитации. Позже меня назначили заместителем директора по научно-методической работе. На этой должности я проработала полтора года. Ну а затем я стала заместителем директора по социальной реабилитации.

Я противник той концепции, когда род деятельности нужно менять каждые пять лет. В таком случае, я считаю, невозможно стать специалистом ни в одной деятельности. А когда человек работает долгое время в одном учреждении, то оно воспринимается уже больше чем просто учреждение, больше чем работа, это становится делом жизни. Человек становится вовлеченным. Мне кажется, это правильно и ценно.

- Часто сталкивались с трудностями в работе в течение этих десяти лет?

Каждый день. Трудности и нерешенные вопросы возникают каждый день.

- Кто помогает вам в преодолении трудностей или справляетесь самостоятельно?

Семья, конечно, помогает. Без поддержки семьи однозначно никуда. И коллектив у нас очень хороший. В одиночку никто ничего не сделает, ничего не добьется. Это иллюзия, человек заблуждается, если думает, что добивается каких-либо успехов самостоятельно.

- От каких достижений и успехов в работе вы испытываете самое сильное удовлетворение?

Мало кому в жизни удается быть причастным к большому делу. А мы все, кто здесь работает, причастны именно к большому делу. Мы с вами формируем направление социальной реабилитации, и не только в Свердловской области, но и на федеральном уровне в рамках пилотного проекта (прим. ред.: пилотный проект по формированию в России комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов, запущенный Минтрудом РФ). И немалая заслуга в этом нашего талантливого руководителя.

- Сильно отличалась жизнь Центра в зависимости от того, кто его возглавлял?

Каждый директор приходил в свое время. Первый директор Владимир Алексеевич Васёв стоял у истоков. На тот период он был самым нужным руководителем. Он очень много сделал для Центра. Второй директор Александр Владимирович Завражнов начал стройку второго здания, а это большая ответственность. Татьяна Сергеевна Онохова - это перемены в качественном плане. Если раньше в большой степени шло развитие хозяйственной деятельности, а направления реабилитации только формировались, то Татьяна Сергеевна внесла весомый вклад в развитие качества реабилитационного процесса. При ней мы вступили в пилот, достроили и оснастили второе здание, разработали направления социальной реабилитации.

- Что можете сказать о коллективе Центра?

Центр - уникальное учреждение. Сюда всегда приходили хорошие люди. Плохим коллектив в этом учреждении не был никогда. Первый состав был такой же сильный и профессиональный, как и сегодня. Но тот коллектив распался, и на то были разные причины: кто-то был уже в возрасте, кто-то профессионально вырос и ушел. Но есть и те, кто остались и работают до сих пор. А работать с людьми - непростая деятельность.

- Энергетически затратно?

Да. Кто говорит, что не затратно, тот лукавит или не работает. Если вы не готовы делиться, то вы не сможете работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, с людьми с инвалидностью. К нам ведь устраивались специалисты, которые в скором времени увольнялись, так как психологически не выдерживали.

- Когда вы лично работали с клиентами и оказывали услуги, как восполняли энергию?

Как и во всех профессиях, где идет взаимодействие человека с человеком, лучшее восстановление - это удовлетворение полученным результатом.

- Судя по отзывам коллег, сложилось впечатление, что раньше коллектив Центра был, как одна большая семья, а теперь он менее сплоченный. Что думаете по этому поводу?

Раньше единовременно мы обслуживали всего 30 человек в стационарной форме и буквально несколько клиентов в полустационарной. Коллектив у нас был намного меньше. Сейчас коллектив вырос, режим работы изменился, он стал более напряженный. В сущности, мы работаем, как завод: еженедельные заезды, еженедельные выписки. Может от этого у людей и складывается такое впечатление. Лично я не ощущаю, что коллектив у нас стал менее сплоченным.

- 10 лет для такого Центра - это уже серьезный срок или только начало пути?

Нет, это только становление.

- Сколько еще должно пройти времени до полного становления?

Чтобы учреждение закрепилось, оно должно выработать свой стиль, свою школу. Есть школы, которые формировались и 30, и 40 лет. Мы должны стать отдельным направлением деятельности, определить свое место, которое будет понятно не только нам, но и нашим коллегам по межведомственному взаимодействию. Сейчас есть медицина и есть социальное обслуживание. Мы где-то посередине. Вот для чего нам нужен пилотный проект? Чтобы в первую очередь наработать теоретические основы, наработать нормативно-правовую базу. А это о чем говорит? О том, что пока нет такой области знаний, как социальная реабилитация. Есть только отдельные куски, которые нужно соединить в единое целое.

На данном этапе нам важно определить, для какого ограничения жизнедеятельности и в какой возрастной период какие технологии социальной реабилитации будут оптимально результативны. Это достаточно сложная и большая работа.

- Работы предстоит много. Планы грандиозные. Елена Васильевна, что бы вам хотелось пожелать коллегам в этот юбилейный год?

Коллегам хочу пожелать прежде всего здоровья. Род деятельности у нас такой, что нам необходимо быть и физически, и психологически здоровыми и устойчивыми. Еще хотелось бы пожелать, чтобы всем здесь работалось комфортно, чтобы на работу люди шли с удовольствием, чтобы не хотелось каждые пять лет менять работу. При кардинальной смене деятельности я не вижу перспектив профессионального роста.

В этом году Елена Васильевна отметила не только юбилей трудовой деятельности в Областном центре реабилитации инвалидов, но свой личный юбилей. Сердечно поздравляем! Фото с праздника смотрим ниже.

Татьяна Ахметьзянова

​​​В 1979 году закончила Хабаровский институт народного хозяйства по специальности "Экономика и управление материально-техническим снабжением". 1982-1986 года обучение в аспирантуре Московского института народного хозяйства им.Г.В.Плеханова. С 1986 года работала в Хабровском институте народного хзяйства. С 2003 года работает в Российском экономическом университете им. Г.В.Плеханова

Преподавательская деятельность

​Читаемые дисциплины:

1. Логистика

2. Логистика распределения

3. Управление запасами

4. Управление запасами в цепях распределения продукции (магистерская программа)

Общий стаж работы

Стаж работы по специальности

Повышение квалификации / профессиональная переподготовка

​1. ФППК ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" по программе " Коррупция: теория, проблемы, международное сотрудничество в борьбе с ней" (19.11.-01.12.2012);

2. ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г.В.плеханова" по программе "организационно-методические аспекты деятельности тьюторов в РЭУ им. Г.В.Плеханова" (21.02 - 13.05.2013г);

3. ФГБОУ ВПО " Дальневосточный государственный гуманитарный университет" по программе "Управление качеством образования: проектирование системы менеджмента качества профессионального образования" (11.11 - 22.11.2013).

4.цикл лекций "Электронный документооборот" на базе системы СБИС (декабрь 2016).

5. ФГБОУ ВО "РЭУ им.Г.В.Плеханова" ​курс обучения с системой Консультант Плюс. Технология ТОП. (декабрь 2016).

6. ФГБОУ ВО "РЭУ им.Г.В.Плеханова" повышение квалификации по программе 2Современные информационные системы и технологии в научной и образовательной деятельности" (09.11-12.12 2016г.)

Научные исследования

Наименование статьи Место публикации Объем публикации
1. Взаимодействие маркетинговых и логистических каналов распределения продукции Научно-практическая конференция «Дальний Восток в международном сообществе», Хабаровск, 2012. 0,2
2. Проблемы внедрения информационных технологий в логистическую деятельность Российских компаний 0,25
3. Проблемы оптимизации заказываемых партий продукции Сборник научных статей международной научно-практической конференции СНО «Экономика и инновации», Москва, 2014 0,35
4. Формирование логистического инвестиционного проекта Сборник статей по материалам международной научно-практической заочной конференции «Совершенствование механизмов развития инновационной экономики России и ее Дальневосточных территорий», Хабаровск, 2014 0,5
5. Формирование транспортных потоков при поставке продукции Сборник статей международной конференции «Логистиката. Возможности и предзивикателства», София, 2014 0.5

Дополнительная информация

​1. Принимала участие в консалтинговом проекте " Механизм контроллинга запасами на предприятии".

2. Н аучные исследования по внутреннему гранту по теме «Формирование системы заказов для МСП» раздел 6

3. Выполняла практические задания по НИР "Разработка компетентностной модели универсального начальника отдела магазина "ОБИ" (дистанционного факультета).

Контакты

Гакова Елена Васильевна
Старший преподаватель, Российский университет дружбы народов, аспирант кафедры теории и истории педагогики, Московский городской педагогический университет, г. Москва

lenicas@ yandex. ru

К вопросу о компетенциях и компетентности обучающихся в образовательной среде университета

Аннотация
Рассматриваются понятия компетенций и компетентности в среде университета. Определена необходимость формирования профессионально - универсальных компетенций, учитывая современную парадигму высшего образования и жизненных реалий.

Ключевые слова :
компетенции, компетентность, компетентностный подход, среда университета

Современные вузы сталкиваются с невероятно сложной задачей так как в современных условиях, после подписания Болонского соглашения, они должны обеспечить молодого специалиста не только знаниями и умениями в будущей профессии, но и создать некий багаж, который бы позволил выпускникам успешно интегрироваться в социально - профессиональное пространство и стать конкурентоспособным не только в пределах нашей страны, но и при необходимости за рубежом, независимо от того, станет ли он работать непосредственно по своей специальности или нет.

Следовательно, в ходе реформирования системы высшего профессионального образования компетентностный подход становится одним из основных подходов, предложенных для улучшения качества образования, нацеленный на формирование не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и созданием условий для овладения комплексом/кластером компетенций, составляющих потенциал индивида для последующей успешной интеграции в социально-профессиональную среду.

Существует много трактовок и теорий данного подхода в отечественной и зарубежной педагогической науке, однако исследователи не едины в своих мнениях, нет единой трактовки даже основных понятий данного подхода « компетентности» и «компетенций». В этой связи необходимо отметить, что история компетентностного подхода (competency – based approach ) началась в Америке, в процессе изучения Д. МаКлилландом эффективных менеджеров, вернее, моделей их эффективного поведения. Автор стал первым, кто эмпирически доказал что знания сами по себе не говорят об успешной и эффективной деятельности их обладателя, знаниями необходимо уметь пользоваться. Таким образом, компетентностный подход изначально имеет мотивированно - поведенческую основу.

Под компетентностью в 50 годы понимали эффективную деятельность. . Однако, с течением времени эффективность стали ассоциировать с другим термином, а компетентность сейчас, в основном, рассматривают как соответствие требованиям на рабочем месте, соответствие ожиданиям работодателя [ 3 - 5 ].

Компетенции и компетентность имеют свои трактовки в отечественной науке, так, А.А. Игнатенко рассматривает компетентность в четырех контекстах: непосредственно связанных с профессиональной деятельностью; личностный комплексный ресурс, интегрирующий различные личностные компетенции; подготовленность индивида к деятельности и характер ее выполнения; формирование в ходе деятельности. [ 6 , с.306]. И.А. Зимняя рассматривает компетентность как: «формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально -профессиональная характеристика человека». [ 7 , с.23]. В.И. Байденко рассматривает компетенции как: «больше, чем знания, которые можно проверить, и непосредственно наблюдаемые умения, они включают также взгляды, отношения или склонности ». Также, уделяется большое значение универсальным или ключевым компетенциям: «…понятие ключевые компетенции используется.. как синоним необходимых и важных компетенций.. , которые способствуют успешной жизни и хорошо функционирующему обществу, имеют отношение к различным сферам жизни и важны для всех людей». [цит. по 8 , с. 34].

Проблема определения необходимых ключевых (универсальных) компетенций также представляет собой трудность, так как и здесь нет единого мнения исследователей, однако данная проблема является важной, так как именно компетенции подразумевают готовность к последующей эффективной деятельности.

Проведя исследования современных работ по данной теме отечественных и зарубежных авторов, в ходе нашего исследования, предлагаем следующую систему универсальных компетенций будущего молодого специалиста, взяв за основу модель основоположника компетентностного подхода Р. Боятциса:

    эмоциональный интеллект (компетенции в области креативности и инноваций; компетенции в области критического мышления, принятия решений, решения проблем и адаптации, рефлексия, самоорганизация и т.д.)

    социальная компетенция (компетенции в области сотрудничества и организаторской деятельности; эмпатия, социальная объективность, воздействие; политкорректность и т.д.)

    когнитивная компетенция (профессиональная компетенция; использование опыта; учебно - исследовательские компетенции; информационно – технологические компетенции; коммуникативные компетенции и т.д.) К данной компетенции относятся некоторые технические и процессуальные компетенции, которые могут не влиять на эффективную деятельность, но без них она может быть невозможна.

Анализ исследовательских работ также показывает, что компетенции являются универсальными, так как представляют собой результат не только образования в общем, но и результат опыта человека, полученного в процессе жизнедеятельности. Следовательно, компетенция напрямую связана с человеком, а компетентность связана с техническими или функциональными навыками выполнения работы.

Профессиональная компетентность понимается исследователями, как глубокие знания, умения и навыки профессии, а также заведомо выбираемые стратегии поведения,: «... доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков; совокупности знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела» . Профессиональную компетенцию исследователи рассматривают как совокупность потенциальных свойств и качеств выпускника вуза. [ 11 , с. 19]

В рамках нашего исследования понимание профессиональной компетентности В. Г. Зарубина нам ближе всего. Автор определяет ее как: « личностно - интегрированный результат, имеющий деятельностные, поведенческие признаки: практическую, опытную, мотивационно - ценностную и когнитивно - обеспеченную готовность действовать в сфере своей компетенции» . То есть автор говорит о профессиональной деятельности в определенном кругу обязанностей, согласно определенным требованиям, для эффективности которой, профессионал задействует свои знания, умения, навыки и мотивационно – поведенческие модели (компетенции), в результате чего вырабатывается не только инновационный опыт продуктивного решения задач профессиональной среды, но и качественное изменение личности. Следовательно, компетенция трактуется как: «способность к эффективной реализации в практической деятельности своей профессиональной квалификации и опыта» . Таким образом, компетентность и компетенции взаимосвязаны и не могут развиваться независимо друг от друга, так как компетентность, детерминируемая конкретной ситуацией, эволюционирует, а компетенция, проявляемая в сущности компетентности, также постоянно модифицируется. В данном контексте мы также полагаем, что в общем компетентным человек быть не может в принципе. Следовательно, будучи компетентным в одной сфере деятельности, человек вряд ли будет считаться в полной мере компетентным в другой. Таким образом, очевидно, что компетентность - явление целостное, определяемое конкретными стандартами и определенной средой, и выделение отдельных ее видов условно.

Что касается формирования профессиональной компетентности студентов в вузе, с точки зрения нашего исследования, оно также условно и термин профессиональная компетентность студентов это скорее оценочный эталон профессиональных компетенций студентов в процессе самореализации в обще - академической деятельности в среде вуза. Отражая результат качества образования, она служит критерием его эффективности, мерой продуктивного освоения студентом основных элементов содержания профессионального образования. Мы считаем, что в контексте готовности студентов к профессиональной деятельности, более корректным будет использовать термин профессиональная компетенция (кластер компетенций).

Компетенции абстрактны (информационно – поведенческие) и формируются в процессе личностно-мотивационной интеграции знаний, а также продуктивной их отработки в процессе обучения и в приближенных к реальным профессиональным ситуациям, а также требующих решения профессиональных задач. В процессе их решения отрабатываются знания и умения, нарабатываться система работы в новых условиях и отрабатываются возможные модели поведения. Интеграция междисциплинарных связей также является важным условием формирования профессиональной компетенции студента. Следовательно, студент получает не только знания, умения и навыки в сфере его будущей профессиональной деятельности, но и развивает кругозор, критическое мышление, вырабатывает навыки собственных решений проблем, самостоятельной работе и самообразованию, саморефлексии, воздействию, а также работе в коллективе. «Формируемые компетенции задают необходимое содержание учебных дисциплин, определяют методики и технологии профессионального обучения студента, способы оценивания результатов обучения... которые позволяет каждому обучающемуся реализовать свои сильные стороны и нейтрализовать собственные недостатки» . В подобном процессе обучения уровень профессиональной компетенции студентов постоянно меняется и эволюционирует, изменяя отношение, мотивацию и ощущение себя по отношению к процессу учебной и будущей профессиональной деятельности. Компетенции будут проявляться не только через знание способов и моделей реализации действий и накопленного опыта, но и в эмоционанально - поведенческом отношении к процессу деятельности в целом. Таким образом, задача преподавателя состоит в том, чтобы во время занятий создавать такую дидактическую развивающую среду, в которой бы формирование основных профессиональных компетенций способствовало формированию универсальных компетенций для последующей успешной жизнедеятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно формирование профессионально - универсальных компетенций является целью современного высшего профессионального образования, так как компетенция обусловливает пригодность (способность) выполнять разные виды деятельности, решать задачи и проблемы, соотносимые с реальными жизненно - профессиональными ситуациями. Компетенция будет реализовываться через знание способов и средств выполнения действий и поведенческих моделей в процессе последующей эффективной деятельности. С ледовательно, весь смысл компетентностного подхода состоит в том, чтобы помочь студенту создать такой кластер профессионально - универсальных компетенций в процессе обучения, который бы способствовал продуктивному использованию полученных знаний и опыта в вузе и предвосхищал не только будущую эффективную профессиональную деятельности не зависимо от квалификации, но и жизненную успешность в целом.

Литература

    McClellandDavid C. Testing for Competence Rather Than for "Intelligence" American psychologist, 1973, 1-14

    White, R. H..Motivation reconsidered: The concept of competence,Psychological Review, 1959, 66: 279-333.

    Burgoyne, J. (1989). “Creating the Managerial Portfolio: Building on Competency Approaches to Management Development”.Management Development and Education Journal,20(1), 56-61.

    Smith, M. K. ‘Competence and competencies’, the encyclopaedia of informal education . (1996, 2005) www. infed. org/ biblio/ b- comp. htm - [Дата обращения 03.11.2013].

    Lester Stan, Professional standards, competence and capability, Higher Education, Work-based Learning and Skills, 2013. [Электронный ресурс]. – URL: http:// www. sld. demon. co. uk/ capstds. pdf - [Дата обращения 27.10. 2013].

    Игнатенко А.А. Компетентностный подход в системе ВПО // Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров: Сборник статей и тезисов докладов участников второй Межрегиональной научнопрактической конференции 17-19 ноября 2009 г. / Уральская государственная медицинская академия. Екатеринбург, 2009. 386 с., С. 296-308.

    Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Книга 2. Компетентность человека - новое качество результата образования: Материалы XIII Всероссийского совещания. М.: Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 4-13.

    Байденко В.И. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход, Москва 2009, с. 536

    Boyatzis, R.E, “Competencies in the 21st century”,Journal of Management Development, Vol. 27 No. 1, 2008. pp. 5-12.

    Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 1998. -126 с.

    Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций СПб-Москва, 2009, с 73

    Зарубин В.Г. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий. / Под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А . И . Герцена , 2007.

    Михайлова Е.В., Никитина Э.К., Подгорная А.К. Компетенции выпускника вуза (профиль «начальное образование») В области обеспечения жизни, здоровья и сотрудничества обучающихся.//Актуальные проблемы науки и образования, Франция (Марсель) , 2013, с. 79 - 80.

__________

E lena V. Gakova
Senior lecture, Peoples’ Friendship University of Russia , Postgraduate student of the Department of the Theory and History of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University , Moscow
[email protected]

On the question of competenci es and competency of students in the educational environment of the University

The article deals with competencies and competency in the high education environment. The necessity of formation of universal professional competencies is determined taking into account the modern paradigm of high education and the reality.

Key words :
competencies, competence, competency - based approach, university environment

Literatura

    McClelland David C. Testing for Competence Rather Than for "Intelligence" American psychologist, 1973, 1-14

    White R. H..Motivation reconsidered: The concept of competence, Psychological Review, 1959, 66: 279-333.

    Burgoyne, J. (1989). “Creating the Managerial Portfolio: Building on Competency Approaches to Management Development”. Management Development and Education Journal, 20 (1), 56-61.

    Smith, M. K. ‘Competence and competencies’, the encyclopaedia of informal education. (1996, 2005) . – URL: www.infed.org/biblio/b-comp.htm - .

    Lester Stan, Professional standards, competence and capability, Higher Education, Work-based Learning and Skills, 2013. . – URL: http://www.sld.demon.co.uk/capstds.pdf - .

    Ignatenko A.A. Kompetentnostny podkhod v sisteme VPO // Sotsialnaya rabota i sestrinskoye delo v sisteme zdravookhraneniya: problemy professionalnoy deyatelnosti i innovatsii v podgotovke kadrov: Sbornik statey i tezisov dokladov uchastnikov vtoroy Mezhregionalnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii 17-19 noyabrya 2009 g. / Uralskaya gosudarstvennaya meditsinskaya akademiya. Yekaterinburg, 2009. 386 s., S. 296-308.

    Zimnyaya I.A. Kompetentnost cheloveka - novoye kachestvo rezultata obrazovaniya // Problemy kachestva obrazovaniya. Kniga 2. Kompetentnost cheloveka - novoye kachestvo rezultata obrazovaniya: Materialy XIII Vserossyskogo soveshchaniya. M.: Ufa: Issledovatelsky tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2003. S. 4-13.

    Baydenko V.I. Bolonsky protsess: Rezultaty obucheniya i kompetentnostny podkhod , Moskva 2009, s. 536

    Boyatzis, R.E, “Competencies in the 21st century”, Journal of Management Development, Vol. 27 No. 1, 2008. pp. 5-12.

    Zeyer E.F. Lichnostno-oriyentirovannoye professionalnoye obrazovaniye / E. F. Zeyer. - Yekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 1998. -126 s.

    Subetto A.I. Ontologiya i epistemologiya kompetentnostnogo podkhoda, klassifikatsiya i kvalimetriya kompetentsy SPb-Moskva, 2009, s 73

    Zarubin V.G. Kompetentnostny podkhod v podgotovke kadrov v oblasti gumanitarnykh tekhnology. / Pod red. V. G. Zarubina, L. A. Gromovoy. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007.

    Mikhaylova Ye.V., Nikitina E.K., Podgornaya A.K. Kompetentsii vypusknika vuza (profil «nachalnoye obrazovaniye») V oblasti obespecheniya zhizni, zdorovya i sotrudnichestva obuchayushchikhsya.//Aktualnye problemy nauki i obrazovaniya, Frantsiya (Marsel) , 2013, S. 79 - 80.