На кафедре работают три профессора. Имя числительное. Вопросы для обсуждения

    Узнайте от опытных специалистов-практиков: какие технологии маркетинга и PR работают для эффективного продвижения спортсмена/клуба/команды? Реально ли обеспечить стабильный доход спортивной организации? Какими компетенциями должен обладать успешный спортивный менеджер?

    для спортивных менеджеров, маркетологов, руководителей спортивных организаций, профессиональных спортивных клубов, объединений, всех заинтересованных специалистов спортивной индустрии

    Краткое описание

    На семинаре Вы систематизируете Ваши знания в области спортивного менеджмента, а также под руководством опытных специалистов-практиков проработаете ключевые вопросы эффективного продвижения спортивных клубов, команд, спортсменов.

    В программе:

    • Оперативный менеджмент в профессиональном спорте.
    • Взаимодействие в среде "школа - клуб - федерация - органы государственной власти".
    • Управление доходами в спорте: источники доходов, работа со спонсорами.
    • Маркетинг и PR в профессиональном спорте. Работа с брендом. Управление имиджем клуба/команды/спортсмена.
    • Связи с общественностью, организация работы со СМИ.
    • Интернет как средство продвижения в спорте.
    • Международные связи и мировой опыт спортивного администрирования.

    Ведущие семинара: руководители профессиональных спортивных клубов, государственных структур, специалисты-практики с уникальным опытом работы в спортивной индустрии.

    1. Оперативный менеджмент в профессиональном спорте.
      • Функции и роли спортивного менеджера. Методы и инструменты успешного управления. Развитие лидерских навыков.
      • Эффективные внутренние коммуникации, управление стрессовыми ситуациями - основы стресс-менеджмента.
      • Управление конфликтами в спорте.
      • Руководитель как тренер: управление в стиле коучинг. Как менять стили управления.
    2. Эффективное взаимодействие в среде "школа - клуб - федерация - органы государственной власти". Часто встречающиеся проблемы и пути их решения. Современные GR-технологии на службе спортивного менеджмента.
    3. Управление доходами и работа со спонсорами.
      • Источники доходов спортивной организации в рыночных условиях: ТВ права; билеты и торговля на стадионе; спонсоры; атрибутика; призовые; трансферы.
      • Эффективная работа со спонсорами. Потребности коммерческих (рыночных) и "назначенных" спонсоров. Коммуникация В2С. Коммуникация В2В и GR. Социальная ответственность. Мотивация персонала.
      • Чем и как необходимо управлять для успешной работы со спонсорами. Информация. Персонал. Материальные активы. Коммерческая политика.
    4. Маркетинг и PR в профессиональном спорте.
      • Планирование маркетинговой и PR- деятельности как основа рационального управления. Что и как планировать - рекомендации, примеры из практики.
      • Работа с брендом как мультипликатор коммерческого эффекта.
        • Создание системы внутренних инструментов и построение принципов взаимодействия их друг с другом: внешние коммуникации, MatchDay Experience, активации спонсорства и мерчендайзинг.
        • От Спортивной команды - к Бренду: "Продукт - Инвестиции - Бренд - Отдача".
      • Коммерческая эксплуатация инфраструктуры. Источники дохода, развитие. Концепция отдельного бренда.
      • Эффективные связи с общественностью.
        • Организация работы с болельщиками. Мероприятия для болельщиков. Работа с фан-группами и клубами болельщиков.
        • Интернет как средство продвижения. Создание и управление собственными интернет-ресурсами. Продвижение в социальных сетях, работа с блогерами.
        • Подготовка новостных событий. Построение эффективного взаимодействия со СМИ. Информационное наполнение событий и мероприятий, проведение пресс-конференций.
    5. Мировой опыт развития "клубных" систем и спортивных федераций. Возможности применения зарубежного опыта спортивного администрирования в отечественной практике.
  • Ведущие семинара:

    Агеева Вера

    Специалист по кросс-культурным коммуникациям, начальник отдела аспирантуры Высшей школы менеджмента СПбГУ, кандидат политических наук.
    До 2016г. ведущий специалист по внешним связям Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. Опыт реализации международных проектов и программ в сфере физической культуры и спорта.

    Боярков Роман

    Тренер-консультант, коуч, кандидат политических наук, генеральный директор GR-агентства "Время партнерства", доцент НИУ "Высшая школа экономики - Санкт-Петербург". Опыт работы в Администрации Санкт-Петербурга - 4 года.
    Член пула тренеров подготовки персонала сферы сервиса в г. Сочи (Олимпиада "СОЧИ - 2014"), преподаватель Президентской программы подготовки управленческих кадров.

    Дворкин Эдуард

    Пресс-секретарь Комитета по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга.

    Пак Алексей

    Начальник службы по работе с коммерческими правами ФК "Зенит". До прихода в маркетинг ФК "Зенит" (2000г.) более 15 лет занимал должности в различных коммерческих службах международных компаний, таких как Марс, Wrigley и Estee Lauder. Образование: Санкт-Петербургский технический университет по специальности экономика и управление; Бизнес-школа Университета Чикаго.

Кафедра теоретической физики и механики


Общие сведения

Заведующий кафедрой - доктор физико-математических наук, профессор
Основная образовательная цель кафедры:

Подготовка высококвалифицированных специалистов в области современной теоретической физики и механики, включая такие ее разделы, как: статистическая и ядерная физика, физика элементарных частиц, теория гравитации и астрофизика, механика сплошных сред и биофизика. Преподавание курса общей медицинской физики и биофизики студентам медицинского факультета, и курса общей физики студентам аграрного факультета.

На кафедре работают: 3 профессора и 8 доцентов. Докторов наук - 3, кандидатов наук - 10 и 2 старших преподавателя.

Направления, специальности и специализации, по которым обеспечивается обучение студентов:

Направление 03.03.02 "ФИЗИКА" (бакалавриат), магистерская программа 03.04.02 "Фундаментальная и прикладная физика" (в том числе и на английском языке "Theoretical and Mathematical Physics")

Магистерские специализации
Физика нелинейных процессов. Нелинейные модели частиц в теории поля. Статистическая теория гетерогенных систем. Электромагнетизм и гравитация. Разработка теории неравновесных процессов и стохастических полей. Исследования взаимодействия полей и структуры частиц со спином. Моделирование в биофизике. Солитонные возбуждения в негейзенберговых магнетиках. Киральные модели графена. Экономическая физика.

Краткое содержание программ специализаций:

  • Статистическая физика

  • Теория фазовых переходов. Теория флуктуаций. Статистическая физика магнетиков. Теория моноатомных углеродных слоев (графен). Углеродные нанотрубки.
  • Квантовая теория и физика элементарных частиц

  • Природа корпускулярно-волнового дуализма и квантовая механика протяженных частиц. Методы релятивистского квантового описания частиц разных спинов. Релятивистские методы описания структуры частиц и их взаимодействий. Учет особенностей протекания реакций при сверхнизких и сверхвысоких энергиях сталкивающихся частиц. Учет взаимодействия магнитных моментов частиц (случаи финитного и инфинитного движений). Учет массы нейтрино и поляризаций частиц. Разработка новых эффективных методов расчета дифференциальных сечений.
  • Гравитация и космология

  • Взаимодействующие поля в общей теории относительности. Поиск новых точных решений уравнений тяготения Эйнштейна. Исследование нелинейных моделей эволюции Вселенной с устранением начальной сингулярности и изотропизацией расширения. Космические струны и их взаимодействие с веществом. Влияние гравитации на устойчивость материи. Самогравитирующие солитоны с нетривиальной топологией (кротовые норы, скирмионы, вихри) и их устойчивость. Геометрические модели электрического заряда и его квантование.
  • Нелинейная теория поля и физика солитонов

  • Топологические нелинейные модели протяженных частиц: моделирование структуры лептонов, барионов и легких ядер. Устойчивость многомерных солитонов в ядерной физике, гидродинамике, физике плазмы. Теория сильных топологических возбуждений в магнетиках: учет взаимодействия неближайших соседей и высших спиновых обменных взаимодействий. Геометрическая теория интегрируемости нелинейных дифференциальных уравнений и ее приложения к физическим моделям. Модели протяженных частиц в нелинейной электродинамике.
  • Механика сплошных сред

  • Линейные и нелинейные волны в гидродинамике и магнитной гидродинамике. Релятивистская магнитная гидродинамика. Гидродинамика вязкой жидкости. Течение жидкости в пористой среде. Теория фильтрации.
  • Биофизика

  • Молекулярная биофизика - путь к разгадке тайны живой клетки. Электродинамика клеточных мембран. Энергетика живой клетки. Физика биополимеров. Моделирование мышечных сокращений. Нелинейные химико - диффузионные системы. Авторегуляция и самоорганизация. Биосолитоны и природа нервного импульса. Проблемы гемодинамики, тромбирование кровеносных сосудов. Структура крови и проблемы ранней канцеродиагностики. Моделирование эволюции клеточной популяции. Приложение к иммунологии. Информация и мозг. Механизмы памяти.
  • Методология естественнонаучного образования для гуманитариев

  • Естественнонаучная и гуманитарная культуры: их единство и взаимодополняемость. Культурологические аспекты современной физики. Феномен квантового языка и квантовое осмысление действительности. Эволюционно - синергетические аспекты природных, социальных, политических и экономических процессов. Физическое мировоззрение как неотъемлемый элемент человеческой культуры. Физические картины мира: ведущие идеи и мотивы развития.
  • Экономическая физика

  • Изучение динамики финансовых потоков методами теории калибровочных полей. Экономическое прогнозирование, фьючерсные технологии на рынке ценных бумаг и на сырьевых биржах. Разработка инвестиционной стратегии наименьшего риска. Создание и обкатка на ЭВМ различных экономических моделей.

Дисциплины, преподаваемые на кафедре:

  • Механика, основы механики сплошных сред
  • Электродинамика
  • Квантовая теория
  • Термодинамика и статистическая физика
  • Астрофизика
  • Физика конденсированного состояния
  • Общая физика
  • Общая и медицинская физика
  • Биологическая физика
  • Физика природных явлений
  • Математическое моделирование динамических процессов, управление и стабилизация
  • Исследование САВ в задачах механики
  • Моделирование и анализ бизнес-процессов

Спецкурсы:
Бакалавриат:

  • Дополнительные главы механики (доц. М.Л.Фильченков)
  • Математические методы физики (доц. М.Л.Фильченков)
  • Теория групп (проф. Ю.П. Рыбаков)
  • Избранные главы электродинамики и статистической физики (проф. Ю.Г. Рудой)
  • Интегралы по траекториям (доц. М.Л.Фильченков)
  • Классическая теория поля (доц. М.Л.Фильченков)
  • Введение в квантовую теорию поля (проф. Ю.П. Рыбаков)
  • Введение в биофизику (проф. Ю.П. Рыбаков, доц. Г.И. Морозова)
Магистратура:
  • Современные проблемы физики (проф. Ю.П. Рыбаков)
  • Квантовая теория поля (проф. Ю.П. Рыбаков)
  • Теория атомного ядра и элементарных частиц (доц. Н.В. Самсоненко)
  • Основы квантовой хромодинамики и теории струн (проф. Ю.П. Рыбаков)
  • Методы квантовой теории распределенных систем (проф. Ю.П. Рыбаков)
  • Введение в теорию электрослабых взаимодействий (доц. Н.В. Самсоненко)
  • Математические методы в теоретической физике (проф. Ю.П. Рыбаков)
  • Структура элементарных частиц (доц. Н.В. Самсоненко)
  • Введение в теорию кварков (доц. Н.В. Самсоненко)
  • Физика нелинейных процессов(проф. В.И. Санюк)
  • Физика конденсированого состояния (проф. Ю.Г. Рудой)

Основные научные направления кафедры

  • Физика элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий
  • Развитие теории конденсированного состояния и физика магнитных явлений
  • теория гравитации и космология
  • Аналитическая механика
  • устойчивость движения
  • управление движением
  • Математическое моделирование и численные методы
  • Обратные задачи динамики
  • Системы Лагранжа, Гамильтона, Гельмгольца
  • Стабилизации связей
  • Оптические методы контроля поверхности
  • Методика преподавания в ВУЗе
  • Физика твердого тела
  • Вычислительные нанотехнологии

Научная работа кафедры ведётся по следующим основным темам:

  • Взаимодействие полей и структурных частиц со спином (Самсоненко Н.В.)
  • Нелинейные модели в теории поля и теории магнетиков (Рыбаков Ю.П., Санюк В.И.)
  • Статистическая физика (Рудой Ю.Г.)
  • Математическое моделирование и численные методы (Мухарлямов Р.Г.)
  • Оптические методы контроля поверхности (Никитин А.К., Рыжова Т.А., Головцов Н.И.)
  • Физика твердого тела (Каширский И.М.)
  • Вычислительные нанотехнологии (Шека Е.Ф.)

Кафедра является выпускающей.

При кафедре имеется аспирантура по специальности 01.04.02 - теоретическая физика, 01.02.01- теоретическая механика.

Контингент студентов, аспирантов и стажеров:

  • общее число студентов, обучающихся на кафедре - 102;
  • число студентов, специализирующихся на кафедре - 22;
  • число бакалавров и магистров, выпущенных в учебном году - 14;
  • число аспирантов - 10;

История

Кафедра теоретической физики была создана в Университете дружбы народов в сентябре 1963 года крупным физиком - теоретиком Лауреатом Ленинской и Государственной премий профессором Московского Государственного Университета Яковом Петровичем Терлецким. Коллектив кафедры был сформирован из выпускников кафедры теоретической физики физического факультета МГУ и пополнялся выпускниками аспирантуры кафедры теоретической физики Университета дружбы народов.
За годы своего существования кафедра подготовила более 390 специалистов - физиков для многих стран мира. Аспирантуру при кафедре успешно закончили, защитив кандидатские диссертации, более 115 человек. 15 выпускников кафедры защитили докторские диссертации. Среди выпускников кафедры такие известные физики, как: Чайчиан Масуд (Финляндия), Хаяси Масаки (Япония), Луис Эррера (Венесуэла), Альберто Гарсиа Диас и Максимо Агуэро (Мексика), Эрнандо Кеведо (Колумбия), Энтральго Элиас (Куба), Эжид Нтагуирумугара (Руанда), Анджан Кунду (Индия), Сиявуш Азаков (Азербайджан), Василий Курышкин, Юрий Яхно и Сергей Меркулов (Россия).
Высокий уровень образования, полученного выпускниками кафедры, позволяет им успешно работать не только в области физики, но и в самых разных областях науки, образования, промышленности и бизнеса.
В настоящее время в составе кафедры профессора, доктора физико-математических наук: Ю.П. Рыбаков (заведующий кафедрой), Ю.Г. Рудой, Р.Г.Мухарлямов, а также 8 доцентов, кандидатов физико-математических наук: Т.А.Рыжова, Л.П.Ющенко, Н.А. Ковальчуков, Н.И. Головцов, О.И. Чекмарёва, И.М. Каширский, В.А. Попова, Н.А. Попов, Н.В. Самсоненко и кандидат биологических наук Г.И. Морозова. Многие годы на кафедре проработали такие известные ученые, как: проф. Б.К. Керимов, проф. Н.В. Мицкевич, проф. Н.Ф. Нелипа, проф. В.И. Зубов, доц. В.В. Курышкин, доц. В.Б. Магалинский, доц. Ю.И. Запарованный, доц. С.А. Балашова, доц. С.Н. Сидоренко. С 1 июля 2014 года кафедры Теоретической физики, Теоретической механики и Общей физики были объеденены в одну кафедру, которая получила название кафедра Теоретической физики и механики.

История школы А.С. Галиуллина Кафедра теоретической механики была организована в 1961 г. одновременно с факультетом физико-математических и естественных наук. В 1962-63 учебном году кафедра в составе трех преподавателей: заведующего кафедрой профессора А.С. Галиуллина и старших преподавателей Н.Ф. Булановой и Г.С. Болонкина приступила к учебным занятиям. Чуть позже к работе на кафедре приступил доцент В.Г.Демин, впоследствии профессор МГУ, академик, лауреат Государственной премии.
Кафедра на протяжении всех этих прошедших лет стояла у истоков становления разнообразных интересных направлений учебной и научной работы. 18 мая 1961 г. состоялось первое заседание первого в УДН научного семинара "Устойчивость и управление движением". В докладе руководителя семинара А.С. Галиуллина "О задачах динамического программирования" была изложена программа исследований и заложено новое научное направление, получившее в настоящее время широкое признание. В работе семинара принимали участие известные ученые: Г.В. Каменков, В.М. Карагодин, Л.Э. Эльсгольц, член-корреспондент АН СССР А.М. Летов, Академик АН СССР и РАН С.В. Емельянов, Б.С. Разумихин, В.И. Уткин, Академик Академии наук Республики Татарстан Т.К. Сиразетдинов, Академик РАН В.М.Матросов, Г.В.Коренев, В.Г.Демин, Е.А.Гребенников.
Исследования кафедры охватывают широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований. Это и разработка новых направлений аналитической механики: механика систем с программными связями, механика Намбу, механика Биркгофа, применение геометрических методов и групповых переменных, и решение актуальных задач моделирования динамики систем, разработки управляющих программ для станков с ЧПУ, стабилизация вращения спутника, управления роботами и проектирования адаптивных оптических систем.
Результаты исследований, проведенных учеными кафедры, высоко оцениваются коллегами. Они опубликованы в 16 научных монографиях и учебных пособиях, более чем в 500 научных статьях. На кафедре подготовлено свыше 50 кандидатов, 9 докторов наук. Многие из них занимают ответственные должности руководителей научных и учебных подразделений: среди них 1 ректор, 3 проректора, 3 декана, 9 заведующих кафедрами. Впервые в УДН четыре воспитанника кафедры: И.А.Мухаметзянов, Р.Г.Мухарлямов, А.Т.Александров, И.Ф.Фатхуллин стали докторами наук, профессорами.
Первому заведующему кафедрой профессору А.С. Галиуллину было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, а в 1994 г. он избран действительным членом Международной академии высшей школы.
Кафедрой теоретической механики была организована первая научная конференция в УДН. Она проходила в мае 1962 г. и была посвящена устойчивости и управлению движением, а по своей представительности была всесоюзной. В работе конференции принимали участие ученые Москвы, Ленинграда, Казани, Перми и других городов. Уже в 1963 г. вышел первый сборник трудов УДН. Он назывался "Теоретическая механика". 17 февраля 1967 г. на заседании Ученого Совета Университета, проходившего под председательством Ректора профессора С.В. Румянцева и состоящего из 74 ученых всех основных факультетов Университета, состоялась первая защита кандидатской диссертации. Это был И.А. Мухаметзянов, аспирант А.С. Галиуллина.
В 1979 г. в Университете был организован первый Ученый Совет по присуждению ученой степени доктора наук. Ученый Совет принимал к защите диссертации по специальностям "Теоретическая механика", "Сопротивление материалов и расчет на прочность" и "Дифференциальные уравнения". Председателем совета был А.С. Галиуллин. С 1970 г. по 1975 г. на этом совете защитили диссертации на соискание ученой степени доктора физико-математических наук В.И. Рожков, С.К. Персидский,И.А. Мухаметзянов, В.Г. Веретенников, А.Т. Александров, А.В. Волков, Б.Ф. Власов, Р.Г. Мухарлямов, Э.Ф. Фатхуллин, И.С. Козлов, А.Г. Азизов, А.С. Христенко.
Курс теоретической механики, который ведет кафедра, охватывает инженерные и математические специальности. Инженерные курсы читаются для специальности "Математика. Прикладная математика". Научно-методический потенциал преподавателей кафедры высок. Учебник А.С. Галиуллина "Аналитическая механика" стал популярным. Пособие "Иллюстрированный толковый словарь научной и технической лексики", изданное в 1994 г. при участии профессора Р.Г. Мухарлямова, широко используется в высших учебных заведениях России.
Кафедрой впервые в Университете был организован факультативный курс "Системы аналитических вычислений", который читал аспирант С.Г. Шорохов. Профессор Р.Г. Мухарлямов и доцент С.Г.Шорохов, используя символьные вычисления на компьютере, получили оригинальные результаты по решению сложных задач, связанных с большим объемом аналитических выкладок.
Все преподаватели кафедры владеют одним или двумя иностранными языками. Еще в 1964-1968 годах профессор А.С. Галиуллин читал факультативный курс "Теория устойчивости движения" на английском языке, профессор Р.Г. Мухарлямов читал на французском языке курс "Программное движение материальных систем". На кафедре ежегодно проводится прием реферативных курсовых работ на иностранных языках.
Постоянное использование в учебном процессе новых форм обучения дает свои плоды. Дипломные работы, выполненные на кафедре, награждались дипломами и премиями, занимали призовые места на конкурсах. Выпускники кафедры ведут большую работу в университетах Испании, Непала, Индии, Узбекистана, Казахстана.

История Кафедры общей физики Кафедра имеет давние традиции преподавания общей физики. Кафедра общей физики была образована 19 июня 1961 года, приблизительно через год после основания Университета дружбы народов. Первыми её сотрудниками были старшие преподаватели Хрусталёв Адонис Петрович и Воля Брандон, заведующий лабораторией Герой Советского Союза Корольков Иван Фёдорович, лаборанты Попова Галина Дмитриевна и Владимирова Людмила Сергеевна.

В 1961 году на кафедру приходят профессор Мицкевич Николай Всеволодович, старшие преподаватели Черемискин Игорь Васильевич и Смолин Александр Александрович, ассистенты Милантьев Владимир Петрович, Попов Юрий Андреевич, а в начале 1962 года - ассистент Гордеев Александр Николаевич.

С сентября 1962 года кафедрой заведует профессор доктор химических наук Кусаков Михаил Михайлович. В течение последующих двух лет пополняется преподавательский состав за счёт ассистентов Волковой Аллы Николаевны, Орловой Ирины Николаевны, Певницкой Елены Владимировны, Сурковой Лидии Ивановны, Кутузова Юрия Александровича, Гавашвили Галины Владимировны.

С физического факультета МГУ на кафедру приходит старший преподаватель Власова Антонина Александровна, которая возглавляет работу по созданию в Университете лабораторного практикума по физике. Большую помощь в этой работе, а также в организации демонстрационного кабинета оказали учебно-экспериментальные мастерские МГУ им. М.В. Ломоносова. В течение 1962 года были созданы первые лаборатории кафедры: механики, оптики, молекулярной физики, аналитического взвешивания, вакуумной техники.

В 1964 году происходит реорганизация преподавания физики: выделяется кафедра теоретической физики, заведующим которой становится профессор Терлецкий Я.П., и образуется кафедра экспериментальной физики под руководством профессора Кусакова М.М. Заведующим кафедрой общей физики избирается доцент Геворкян Рубен Георгиевич.

В 1972 году происходит объединение кафедр экспериментальной и общей физики, а в 1976 году приказом №171 от 3 августа кафедра общей физики воссоздаётся вновь. К этому времени на кафедре работало 55 человек, их них 33 преподавателя. Кафедра обеспечивала все виды учебного процесса по курсу общей физики на всех факультетах Университета. Заведовал кафедрой общей физики до 1980 года профессор Геворкян Р.Г.

С 1980 года заведующим кафедрой избирается выпускник Университета кандидат физико-математических наук доцент Тищенко Анатолий Алексеевич. С 1980 по 1986 год на кафедре работали 18 преподавателей, 4 научных сотрудника и 7 технических работников.

В сентябре 1986 года создаётся кафедра естественных наук, которой передаётся преподавание физики на подготовительном факультете, куда переводятся 9 преподавателей кафедры.

До 1987 года кафедра не имела собственных учебных лабораторий, и лабораторный практикум проводился на базе кафедры экспериментальной физики.

В 1987 году усилиями сотрудников кафедры, главным образом - усилиями заведующего лабораторией Горового Александра Васильевича, была создана учебная лаборатория по медицинской электронике. Были подготовлены учебно-методические пособия и созданы действующие модели для выполнения оригинальных лабораторных работ по реографии, электрокардиографии, ультразвуковой локации, измерению скорости кровотока и другие.

В 1988 году кафедра оборудовала 2 учебных лаборатории по общему физическому практикуму. С этого времени лабораторные занятия кафедра проводит в свих учебных лабораториях.

В 1994 году заведующий кафедрой доктор физико-математических наук профессор Тищенко Анатолий Алексеевич, с именем которого связан период наибольшего расцвета коллектива кафедры, скоропостижно скончался. После его смерти заведующим становится доцент Гордеев Александр Николаевич, получивший учёную степень доктора физико-математических наук и звание профессора.

Решением Ученого совета РУДН от 16.04.07 заведующим кафедрой избран выпускник Университета кандидат физико-математических наук доцент Ковальчуков Николай Александрович. Он руководил кафедрой до объединения с кафедрой теоретической физики в 2014 году.

Связи кафедры

Кафедра поддерживает постоянные творческие связи с ведущими научными центрами в России и за рубежом: МГУ, МИРАН, ИТЭФ, ФИРАН. ОИЯИ (Дубна), Институт ядерных исследований РАН, Институт физики высоких энергий (Протвино), Кардиологический центр им. Бакулева (Москва) Сиракузский университет (США), Парижский университет (6), Институт Анри Пуанкаре, Фонд Луи де Бройля (Франция), Институт гидродинамики Чешской АН (Прага), Институт теоретической физики при Йенском университете (Йена, Германия).
По группе теоретической механики: г. Донецк, Уханьский университет, г. Ухань, Китай, Симферопольский университет, Mahidol University, Thailand, Университет Питешты, г. Питешты, Румыния, Международный Казахско-Турецкий университет имени Ахмеда Ясави, Шымкент, Республика Казахстан. Университет Катманду (Непал), проректор - выпускник кафедры Туладхар Бхадра Ман, (в рамках договора с РУДН).

Учеба

  • Бакалавриат
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • Докторантура
При кафедре регулярно работают несколько научных семинаров и студенческий научный кружок:
  • Общий семинар кафедры (четверг, 15.30, ауд. 325, рук. проф. Ю.П. Рыбаков)
  • Общемосковский семинар по холодному ядерному синтезу (последний четверг месяца, 16.00, зал № 1, рук. доц. Н.В. Самсоненко)
Коллективом кафедры подготовлен и издан курс теоретической физики, рекомендованный Министерством высшего образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов физических специальностей университетов. Курс включает в себя следующие издания:
  • Я.П. Терлецкий. "Теоретическая механика". М.: УДН, 1987.
  • Я.П. Терлецкий, Ю.П. Рыбаков. "Электродинамика". М.: Высшая школа, 1980, 1990 (два издания).
  • Ю.П. Рыбаков, Я.П. Терлецкий. "Квантовая механика". М.: УДН, 1991.
  • Я.П. Терлецкий. "Статистическая физика". М.: Высшая школа, 1966, 1973, 1994 (три издания).

Сотрудниками кафедры написано несколько монографий и учебных пособий, получивших высокую оценку специалистов:

  • Я.П. Терлецкий. "Парадоксы теории относительности". М.: Наука, 1966.
  • Ю.А. Попов. "Теория взаимодействия металлов и сплавов с коррозионно-активной средой". М.: Наука, 1995.
  • Г.Н. Шикин. "Основы теории солитонов в общей теории относительности". М.: УРСС, 1995.
  • Ю.П. Рыбаков. "Электродинамика сплошных сред". М.: УДН, 1972, 1988 (два издания).
  • Ю.П. Рыбаков. "Структура частиц в нелинейной теории поля". М.: УДН, 1985.
  • Ю.П. Рыбаков, В.И. Санюк. "Многомерные солитоны: Введение в теорию и приложения". М.: РУДН, 2001.
  • С.А. Балашова. "Классическая теория поля". М.: РУДН, 1997.
  • В.Б. Магалинский, С.Н. Сидоренко. "Приближенные методы в статистической термодинамике газов и жидкостей". М.: РУДН, 1992.
  • А.А. Бейлинсон. "Стохастические уравнения в квантовой теории и квантование нестационарных классических систем". М.: РУДН, 1997.
  • Ц.И. Гуцунаев, В.Б. Борзов, С.Л. Эльсгольц. "Вопросы электродинамики в пространствах с негалилеевой метрикой". Тверь: ТГУ, 1999.
  • В.Г. Маханьков, Ю.П. Рыбаков, В.И. Санюк. "Модель Скирма и солитоны в физике адронов". Дубна: ОИЯИ, 1989.
  • V.G. Makhankov, Yu.P. Rybakov, V.I. Sanyuk. "The Skyrme Model: Fundamentals, Methods, Applications". Berlin: Springer - Verlag, 1993, 2003 (two editions).
  • Yu.A. Popov, A.N. Sidorenko. "Theory of Interaction of Metals and Alloys with a Corrosive Environment". Cambridge: 1998.
  • Ts.I. Gutsunaev, V.A. Chernyaev. "Axisymmetric Gravitational Fields". Moscow: MCXA Press, 2004.
  • Мухарлямов Р.Г., Киргизбаев Ж.К. Моделирование динамики систем с программными связями. Шымкент. Казахстан. Изд. «Нурлы Бене». 2008. 181 с.
  • Холостова О.В. Исследование устойчивости перманентных вращений Штауде // НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Ижевский ин-т компьютерных исследований. Москва - Ижевск, 128 с.
  • Маркеев А.П. Линейные гамильтоновы системы и некоторые задачи об устойчивости движения спутника относительно центра масс. - М. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. - 396 с.
  • Н.В. Абрамов, Р.Г. Мухарлямов. Ж.К. Киргизбаев. Управление динамикой систем с программными связями: Монография. – Нижневартовск. Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. 202 с.
  • А.К. Никитин, В.В. Герасимов, Г.Н. Жижин, Б.А. Князев, И.А. Котельников, Н.А. Митина. Диагностический комплекс для исследования терагерцовых поверхностных плазмон-поляритонов на Новосибирском лазере на свободных электронах. Известия РАН. Серия физическая, 2013, т.77, №9, с.1333-1336.
  • Н.И. Головцов, И.М. Каширский, Н.А. Ковальчуков, А.К. Никитин, В.А. Попова, Н.А. Попова, Т.А. Рыжова, Л.П. Ющенко. Задачи по физике, РУДН, 2013, 159 стр.
  • И.М. Каширский. Charge Carriers Transport Mechanism in a-TNF thin layers. Вестник РУДН, серия Математика, информатика, физика, 2013, №4, стр. 165-169.
  • Е.Ф. Шека, Н.А. Попова. Molecular theory of graphene oxide. Phyz.Chem. Chem. Phyz. -2013, Vol. 27, P. 285-301.

Темы курсовых работ по кафедре теоретической физики

  1. Нелинейная электродинамика: электрон как солитон. Почему электрический заряд кратен заряду электрона?
  2. Космические струны как гравитационные линзы: модель киральной струны.
  3. Динамика солитонов во внешних полях: природа дуализма "волна - частица".
  4. Собственные гравитационные поля киральных солитонов: устойчивость в смысле Ляпунова.
  5. Сильные локализованные возбуждения в магнетиках: доменные стенки, двухмерные вихри, трехмерные топологические солитоны.
  6. Релятивистская кинематика на языке проективной геометрии.
  7. Формализм Дирака и проективная геометрия.
  8. Проблема конфайнмента и геометрия Лобачевского.
  9. Киральная симметрия в оптике, ядерной физике, биологии.
  10. Минимальные поверхности и интегрируемость.
  11. Скирмионы в физике сплошных сред и мезодинамике.
  12. Метод разделения переменных в теории гравитации.
  13. Метод сингулярных источников в гравистатике.
  14. Уравнения Максвелла во вращающейся системе отсчета.
  15. Эффект униполярной индукции во вращающейся системе отсчета.
  16. Электромагнитное поле вращающегося намагниченного шара.
  17. Квантовая статистическая теория идеального газа: вырожденный газ электронов.
  18. Нелинейная электродинамика во Вселенной Гёделя.
  19. Исследование эффекта (не)чувствительности различных полей (скалярного, спинорного, векторного) к собственному гравитационному полю.
  20. Проблема локализации плоности векторов спина и тока в плоско-симметричной и цилиндрически-симметричной метриках.
  21. Цилиндрически-симметричная черная дыра: энергетические спектры связанных состояний скалярных и спинорных частиц.
  22. Роль космологического члена в теории элементарных частиц.
  23. Проблема инфляции в анизотропных космологических моделях на основе учета взаимодействия инфлатонного (скалярного) и спинорного полей.
  24. Энергетические спектры линейного и нелинейного спинорных полей во Вселенной Гёделя и проблема барионной асимметрии Вселенной.
  25. Солитонная модель дейтерона: взаимодействие двух спинорных полей через обмен скалярным полем (частицей) и формирование локализованной конфигурации полей.
  26. Переменная эффективная гравитационная "постоянная" и проблема гравитационного отталкивания.
  27. Изучение движения скалярных, спинорных и векторных частиц в поле космической струны.
  28. Спинорные капли: дроплет и антидроплет в случае цилиндрической симметрии.
  29. Исследование устойчивости выхода на изотропный режим расширения в космологических моделях типа Бианки-I с векторным, спинорным и скалярным полями.
  30. Микроструктура пространства - времени и квантовые эффекты: квантование нестационарных классических систем.
  31. Причинная функция Грина для уравнения Дирака: методы теории обобщенных функций.
  32. Флуктуации давления и их вычисление в рамках статистической механики Гиббса и статистической термодинамики Эйнштейна.
  33. Обобщенная энтропия Реньи - Цаллиса и неканонические (степенные) равновесные распределения.
  34. Случайные блуждания, аномальная диффузия и фрактальные вероятностные распределения.
  35. Внутриклеточная динамика и солитоноподобные модели в возбужденных молекулах.
  36. Принцип отрицательной обратной связи в модели клеточного иммунитета (на примере субпопуляций Т и В лимфоцитов крови).
  37. Моделирование автоколебательного режима энергетики лимфоцита, сопряженного с изменением трех типов электрохимических потенциалов клеточных мембран.
  38. Фармакокинетическая модель (взаимодействия лекарств с клетками) с учетом трансмембранных электрических потенциалов в живых клетках.
  39. Моделирование автоволновых процессов в сердечной мышце при заданных параметрах.
  40. Моделирование механизма возбуждения тромбоцитов при захвате ксено-полимерных фрагментов (ДНК микроорганизмов).
  41. Принцип золотого сечения в процессах формообразования, его реализация в эмбриональном морфогенезе.

Сотрудники

  1. Рыбаков Ю.П. зав.кафедрой, д.ф.-м.н.
  2. Головцов Н.И. доцент-методист
  3. Каширский И.М. доцент-методист, к.ф.-м.н.
  4. Ковальчуков Н.А. доцент-методист, к.ф.-м.н.
  5. Морозова Г.И. доцент-методист, к.б.н.
  6. Мухарлямов Р.Г. профессор-исследователь, д.ф.-м.н.
  7. Мухаметзянов И.А. профессор-консультант, д.ф.-м.н.
  8. Попова В.А. доцент-исследователь, к.ф.-м.н.
  9. Попова Н.А. доцент-исследователь, к.ф.-м.н.
  10. Рудой Ю.Г. профессор международного уровня, д.ф.-м.н.
  11. Самсоненко Н.В. доцент-исследователь, к.ф.-м.н.
  12. Чекмарева О.И. ст. преподаватель
  13. Элиович А.А. доцент, к.ф.-м.н.
  14. Ющенко Л.П. ст. преподаватель
  15. Шека Е.Ф. профессор-консультант, д.ф.-м.н.

1. ... обычно обозначают постоянный, вневременной, абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой.

2. ... обычно обозначают недлительное состояние, временный признак, относительный, характерный для определенной ситуации.

3. … менее свойственны разговорной речи.

4. … характерны для многих прилагательных, выражающих постоянное свойство предметов.

5. Только … характерны для многих предикативных прилагательных …

6. …. обычно не употребляются в роли именного сказуемого при обозначении погоды

7. Только …. характерны для прилагательных, обозначающих названия некоторых цветов.

8. … могут управлять существительными.

Упражнение 89. Выберите нужный вариант:

1. Татьяна Петровна, Вы (такая красивая, такие красивые) сегодня.2. Почему Вы, Алексей Николаевич, (так одинок, так одиноки)? 3. Неужели, Илья, Вы не (рад, рады)? 4. Вы, Ольга, (гордая, гордые).

Упражнение 90. Распределите данные ниже слова по ячейкам таблицы, ориентируясь на образец. Подберите по 2-3 своих примера для каждой ячейки.

Красивый, менее сдержанный, покрасивее, самый лучший, ловчее, наикрасивейший, наиболее красивый, самый красивый, красивее всех, добрейший, сдержаннее, наилучший менее красивый, получше, красивее, лучше, занятней, наиболее вкусный, лучше всех, наиглавнейший, главнее, красивейший, самый главный, главнейший, самый сдержанный.

Тема 17. Стилистика имен числительных

Цель : изучить стилистические особенности употребления имен числительных в современном русском языке.

Задачи:

  • Выявить особенности использования имен числительных в разных стилях речи.
  • Рассмотреть специфику реализации именами числительными информативной и экспрессивной функций.
  • Охарактеризовать функционально-семантические и грамматические особенности количественных, порядковых, собирательных и дробных числительных.

Ключевые понятия: количественные, порядковые, собирательные, дробные числительные; простые, сложные и составные числительные; метафорическое использование числительных; вариативные формы числительных; ограниченная сочетаемость собирательных числительных; счетные существительные; склонение числительных.

Вопросы для обсуждения

1. Место имени числительного в разных стилях речи

2. Стилистические ресурсы числительных

2.1. Количественные числительные

2.2. Собирательные числительные

3. Сочетания числительных с существительными

4. Употребление счетных существительных

5. Числительные в составе сложных слов

Методические указания

Стилистическая характеристика имен числительных должна начинаться с выявления особенностей их употребления в речи, с определения информативной и эстетической функций имен числительных и описания условий реализации этих функций. Здесь можно более подробно рассмотреть специфику использования данной части речи в художественной речи и публицистике (метафоризация числительных; связь некоторых числительных с системой изобразительно-выразительных средств устного народного творчества и т.д.).

Рассматривая стилистические особенности отдельных разрядов числительных, следует заострить внимание на трудностях, связанных с употреблением грамматических форм данного разряда:

· Количественные числительные – наличие вариантных форм в некоторых падежах (восьмью восемью );

· Порядковые числительные – возможность метафоризации с утратой основного количественного значения (первый ученик, второй сорт );

· Собирательные числительные – ограничения в сочетаемости; особенности склонения (замена собирательных числительных количественными в косвенных падежах при сочетании с неодушевленными существительными: четверо суток – около четырех суток ); узкая фера употребления;

· Дробные числительные – особенности сочетания с существительными (дробь управляет существительным: одна целая две десятых секунды ).

Особого внимания требует склонение числительных, а также некоторые случаи сочетания существительных с предложно-падежными формами (сочетания типа купили по двадцать три тетради, работали по многу дней и т.д.).

Имена числительные следует отличать от так называемых счетных слов , лишенных точного количественного значения и закрепленных чаще всего за узким кругом слов (десяток яиц, тройка лошадей ). Счетные слова, как правило, употребляются в сниженном контексте, т.к. большинство из них имеет разговорную и даже архаизированную окраску (дюжина ).

Литература

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс, 2008. – С. 256-270
  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1997. – С.469-481

Дополнительная литература

  1. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 153-158.
  2. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – С. 179-198.

Упражнения

Упражнение 91. Найдите неверные утверждения:

1. Общего значение имени числительного – указание на отвлеченные числа, количество предметов и их порядок при счете.

2. Семантические особенности числительного не допускают их метафорического использования.

3. В определенных контекстах имя числительное может стать сильным экспрессивным средством.

4. Основная функция числительных в художественном тексте – эстетическая.

5. Насыщение публицистического текста числительными зависит от авторской установки, жанра, размера публикации

6. Числительные могут вводиться в художественный текст с целью придания ему достоверности, создания иллюзии настоящей жизни.

7. Экспрессивная окраска некоторых числительных обусловлена их вовлечением в систему изобразительных средств фольклора.

8. Стилистическое освоение числительных в художественной литературе связано с достижениями писателей-романтиков.

9. Включение числительных в стихотворный язык было обусловлено расширением тематики русской поэзии, разработкой новых форм, обновлением образных средств.

10. Метафоризация лишает числительные их основного грамматического признака: обозначение точного числа или количества.

Упражнение 92. Выберите нужную форму числительного:

На кафедре работают (три профессора – трое профессоров). 2. Человек может прожить без еды более (четырех-четверых) суток. 3. У нашей кошки родилось (пятеро-пять) котят. 4. Это сложное дело вели (два судьи – двое судей). 5. Тех, кого отобрали на соревнования, было (четыре – четверо). 6. У них в семье было (десять – десятеро) детей. 7. Все (три брата – трое братьев) стали офицерами. 8. Мои (две сестры - двое сестер) живут в Москве. 9. На мой крик оглянулись (два прохожих – двое прохожих). 10. В комнату вошли (три молодых человека – трое молодых людей).

Упражнение 93. Пользуясь материалами учебника, подготовьте ответы на вопросы Справочной службы портала «Грамота. ру»:

· Как правильно сказать: с двумястами рублями или с двумяста­ми рублей?

· Какое словоупотребление соответствует современным нормам: пятьюдесятью книгами или пятидесятью книгами?

· Как правильно сказать: мать трех детей или мать троих детей? Не хватает трех ножниц или троих ножниц?

· Как согласовать слова «двадцать два» и «ясли»: двадцать две ясли? Двадцать двое ясель? Или они не согласуются?

Упражнение 94. Закончите предложения так, чтобы получились верные высказывания о собирательных числительных:

Собирательные числительные употребляются:

1. С существительными …. рода, называющими лиц …. пола: …..

2. С существительными, имеющими формы ….. числа, например: ….

3. Собирательные числительные выше …не используются. Они заменяются количественными числительными, например…

4. Со словами …, … , …, а также «» в значении «человек», например: …

5. С …. местоимениями, например: ….

6. С ….. числительными и прилагательными: ….

- 42.35 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральская государственная юридическая академия

Челябинский филиал

Кафедра «Русского, иностранных языков и культуры речи»

Контрольная работа

по дисциплине: «Культура речи юриста»

Вариант № 1

Выполнила: студентка гр. 130 ВО

Галкина Елена Александровна

Проверил:

г. Челябинск

2012 год

Часть 1. Нормы русского языка в устной и письменной речи юриста

Задание 1. Опираясь на данные орфоэпического словаря, внесите

приведенные ниже слова в таблицу. В разделе «Акцентологические нормы» поставьте ударение в словах, в разделе «Орфоэпические нормы» отметьте при помощи транскрипции особенности произношения отдельных звуков и их сочетаний (см. образец).


Аналог, бензопровод, боязнь, верование, визави, возбуждено (дело), диспансер, договор, жалюзи, закрепленный, идентификация, индустрия, каталог, квартал, кремация, компетентный, компьютер, копеечный, (на) лифте, многоженец, наем, недоуменный, новорожденный, обеспечение,

облегчить, одновременный, опека, оседлый, очечник, пресса, премировать,

Таблица №1

Акцентологические нормы

Орфоэпические нормы

Императивная норма

Диспозитивная норма

Императивная норма

Диспозитивная норма

бензопровОд

вЕрование

возбужденО (дело)

Продолжение таблицы №1

диспансЕр

диспан[сэ]р

закреплЕнный

идентификАция

и[дэ]нтификация

индустрИя и доп. индУстрия

кремАция

компетЕнтный

компьЮтер

компью[тэ]р

копЕечный

(на) лИфте

многожЕнец

недоумЕнный

новорождЕнный

обеспЕчение

облегчИть

одноврЕменный и доп. одовремЕнный

оче[шн]ик

премировАть

принУдить

Продолжение таблицы №1

пустЯчный

пустя[шн]ый

сердЕчный (друг)

серде[шн]ый

сердЕчный (приступ)

факсИмиле

ходАтайствовать

экспЕртное (заключение)


Задание 2. Выберите вариант, соответствующий современным нормам грамматики. В примерах с числительными раскройте скобки и запишите цифры словами. Проверьте себя с помощью специальных словарей и справочников.

1. Oткрыв дверь, (подсудимому удалось покинуть помещение – подсудимый смог покинуть помещение). 2. Оскорбляя подчиненных, (ему не приходило в голову извиняться - он и не догадывался извиняться). 3. На кафедре работают (три профессора - трое профессоров). 4. Большое количество новых законов (должно – должны) вступить в силу в следующем году. 5. Женщина-вахтер (не хотел, не хотела) нас пропускать. 6. (Бухгалтера – бухгалтеры) выписывают фиктивные расходные (ордеры – ордера). 7. На занятии мы говорили о статье (Алексея Панасюк – Алексея Панасюка) «Психология профессиональной коммуникации юристов». 8. В каждой партии недолив продукта составлял до (1,5 литра – литров). 9. Суд определил наказание каждому подсудимому по (пять - пяти) лет лишения свободы. 10. Был просчет по кассе, не хватило (24391 рублей – рубля).

1. Oткрыв дверь, подсудимый смог покинуть помещение.

2. Оскорбляя подчиненных, он и не догадывался извиняться.

3. На кафедре работают трое профессоров.

4. Большое количество новых законов должны вступить в силу в следующем году.

5. Женщина-вахтер не хотела нас пропускать.

6. Бухгалтеры выписывают фиктивные расходные ордера.

7. На занятии мы говорили о статье Алексея Панасюка «Психология профессиональной коммуникации юристов».

8. В каждой партии недолив продукта составлял до полутора литров.

9. Суд определил наказание каждому подсудимому по пять лет лишения свободы.

10. Был просчет по кассе, не хватило двадцать четыре тысячи триста девяносто одного рубля.

Задание 3. Исправьте предложения, устраняя лексические ошибки. Укажите разновидности ошибок: выбор слова без учета его значения, речевая избыточность (тавтология или плеоназм), нарушение лексической сочетаемости, неверное использование паронимов, синонимов, антонимов.

1. Был провозглашен приговор суда. 2. Большинство выпускников нашей академии добились успешной карьеры. 3. Мы хотим сотрудничать вместе с Вами. 4. Пишите Ваши инициалы полностью. 5. Главная суть уголовного дела изложена в протоколе. 6. Отделу мониторинга было поручено разработать квалифицированные требования к экспертам областного уровня. 7. Внедрение новых технологий сыграет должный эффект в развитии экономики. 8. Преступник стал жертвой правосудия. 9. Серьезные дефекты в проведении следственных мероприятий обнаружились только на суде. 10. Верховенство права и закона – общий и заглавный принцип правового государства.

  1. Был оглашен приговор суда (неверное использование синонимов).
  2. Большинство выпускников нашей академии добились успеха (выбор слова без учета его значения).
  3. Мы хотим сотрудничать с Вами (плеоназм).
  4. Пишите Ваши инициалы (выбор слова без учета его значения).
  5. Суть уголовного дела изложена в протоколе (плеоназм).
  6. Отделу мониторинга было поручено разработать требования к экспертам областного уровня (нарушение лексической сочетаемости).
  7. Внедрение новых технологий сыграет большую роль в развитии экономики (нарушение лексической сочетаемости).
  8. Преступник стал объектом правосудия (выбор слова без учета его значения).
  9. Серьезные дефекты в проведении следственных экспериментов обнаружились только на суде (выбор слова без учета его значения).
  10. Верховенство права и закона – общий и главный принцип правового государства (неверное использование синонимов).

Часть 2. Основы стилистики русского языка в правовой коммуникации. Прочитайте текст. Выполните его функционально-стилистический анализ. Результаты анализа оформите в виде таблицы (см. учебно-методические указания к выполнению контрольной работы).

И.Я. Козаченко

КОРРУПЦИЯ: ПРИМИРИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ

Цивилизация на протяжении своего существования постоянно подвергалась и подвергается испытаниям на прочность нравственных установлений, обусловливающих высокий уровень гарантий защиты, прежде всего, общечеловеческих ценностей.

Разрушительные факторы внешнего характера, смерчем прокатывающиеся на историческом пространстве, сметая все на своем пути, не однажды ставили на грань исчезновения на Земле не только всего сознательного, но и живого. Однако не меньшей силой потрясения обладали и обладают внутренние явления, которые не менее безжалостно и жестоко разрушали и разрушают внутреннюю организацию цивилизации в целом, любой другой человеческой общности и даже отдельного человека. Внутренние коварные враги (пороки) человечества и человека во сто крат опасней любого, даже крупномасштабного природного катаклизма, так как, обладая высокой степенью мимикрии, они умело скрывают свои идентифицирующие признаки (свойства), органично сливаясь с социально-нравственной средой своего обитания, чтобы в самый неподходящий момент нанести свой роковой удар.

К разряду пороков, способных разрушить нравственный иммунитет

человека, позволяющего ему идентифицироваться в среде себе подобных,

бесспорно, можно отнести человеческую «продажность». Человек, пораженный вирусом «продажности», готов при первой возможности отдать себя и свои чувства за деньги. Осудительно, когда человек, ради достижения каких-нибудь выгод, как говорят в народе: продает себя «с потрохами», свою душу, свою честь и достоинство (при их наличии). В таких ситуациях он сам себя низводит до статуса товара, сам себя продает, сам и пожинает плоды своеобразного договора купли-продажи. Такие люди заслуживают морального осуждения и вызывают чувства брезгливости. О них, очевидно, писал в свое время великий русский поэт-гражданин Н.А. Некрасов: «Ищешь ты покупного лобзанья, ты бежишь за продажной красой». Эти люди торгуют собой. Для любого человеческого общежития опаснее другой тип людей, которых можно подкупить, готовых за вознаграждение на бесчестный поступок. В данном случае, речь идет о людях, имеющих определенный социальный статус, занимающих определенные должности, выполняющих определенные функции, реализация которых неизбежно сопряжена с публичными интересами. Если люди такой категории склонны к продажности, то они, к сожалению, торгуют не только и не столько собой, сколько теми превосходствами над другими, которые «даровали» ему служебное или должностное положение, должность, материальное преимущество и, в немалой степени, занимаемый чин. Проблема осложняется тем, что от этой многочисленной категории чиновников зависит

действительное, а не мнимое, благополучие миллионов людей. И хотя это явление уходит своими корнями в наше давнее этническое прошлое, оправдания ему нет и сегодня. Продажность и подкуп должностных лиц и политиков всех уровней, как социального явления, принято в самом общем понимании называть коррупцией. Безнравственная суть и социальная аморальность продажности должностных лиц находит свое выражение в том, что, не неся никаких материальных затрат и не внося никаких материальных авансов, они получают зачастую постоянную и баснословную прибыль лишь только за то, что они являются должностным лицом и занимают определенные должности. Вот почему в современных условиях коррупция - это не просто самопродажа и подкуп должностного лица, это своеобразная психология его мышления и деятельности, это имидж чиновника-бюрократа. В этой связи определение понятия коррупции в устойчивых ее формах в современных условиях заключается в прямом использовании должностным лицом своего должностного положения в целях личного обогащения.

Таблица №2

Параметры анализа текста

Анализ текста

Сфера употребления текста

Массовая (газеты, журналы)

Цель создания текста

Заставить читателя осознать собственную жизненную позицию и расставить знаки в заголовке в соответствии с этим

Доминирующая функция языка

Мыслеформирующая – убедить, воздействовать на сознание, чтобы воспитать активную гражданскую позицию

Вид и форма речи

Письменная

Стиль текста, стилевая разновидность (подстиль)

Публицистический,

газетный

Жанр текста

Текст-ретроспекция

Продолжение таблицы №2

Стилистические особенности текста на разных языковых уровнях

лексические особенности

«цивилизация на протяжении своего существования постоянно подвергалась…», «продает себя с «потрохами», «отдать себя и свои чувства за деньги», «продажность»

морфологические особенности

«не только…», «не меньшей…», «даже отдельного…», «лишь только…»

синтаксические особенности

«Вот почему в современных условиях коррупция - это не просто самопродажа и подкуп должностного лица, это своеобразная психология его мышления и деятельности, это имидж чиновника-бюрократа»


Часть 3. Основы юридической риторики

Задание 1. Проанализируйте предложенные отрывки из судебных выступлений с точки зрения аргументации содержащихся в них утверждений (тезисов). Сформулируйте тезис (самостоятельно или найдите его в тексте) и определите характер и разновидность аргументов (см. учебно-методические указания к выполнению контрольной работы).

Текст №1.

Не в казни сила, а в любви к человеку. Когда вы будете в вашей совещательной комнате обсуждать судьбу Бориса, вспомните о его нравственных страданиях, о том тяжелом уроке, который дала ему жизнь в

Краткое описание

Часть 1. Нормы русского языка в устной и письменной речи юриста
Задание 1. Опираясь на данные орфоэпического словаря, внесите
приведенные ниже слова в таблицу. В разделе «Акцентологические нормы» поставьте ударение в словах, в разделе «Орфоэпические нормы» отметьте при помощи транскрипции особенности произношения отдельных звуков и их сочетаний (см. образец).

Стилистика имени числительного включает следующие вопро­сы: сочетание числительных с существительным; употребление собирательных числительных; особенности употребления числи­тельных в составе сложных слов.

Сочетания числительных с существительными

1. Равноправны вариантные формы творительного падежа про­стых и сложных числительных н сочетаний с ними: восьмью - восемью, восьмьюдесятью - восемьюдесятью, восьмьюстами ~ во­семьюстами.

В вариантах пятьюдесятью - пятидесятью. шестьюдесятью - шестидесятые и т.л. нормативными являются первые.

В вариантах у правления г тремястами рублями - с /премясталп рублей первый, в котором числительное, в соответствии с прави­лом, согласуется и падеже с существительным, является норма­тиви ы м.

Равноправны вариантные формы тысячей - тысячью, но онг предполагают разное последующее управление; ср,: расходы ис­числяются не одной тысячей рублей (слово тысяча с предшеству­ющим числительным одна рассматривается как существительное и управляет родительным падежом следующего слова) - приеха, сюда е тысячью рублями (в качестве числительного слово тысяче обычно согласуется с последующим существительным).

2. При нормативной форме типа е пятьюстами восьмьюдеся­тью четырьмя рублями (в с о с та в н о м числительном с кл о н я ются все образующие его части: это положение обязательно лля книжно­письменной речи); упрошенная конструкция, которая встречает­ся в устной речи, имеет просторечную стилистическую окраску г и литературной речи недопустима.

Ср. нормативную форму: груз массой в тысячу пятьсот тонн (не в тысяча пятьсот тонн), но в порядковом числительном в тысяче девятьсот девяносто третьем году (не в тысячу девятьсот девяно­сто третьем году).

3. При соединении составного числительного, оканчивающе­гося на два, три, четыре (22. 23, 24, 32. 33, 34... 102. ЮЗ, 104 г г. л.). с существительными, имеющими только формы множествен­

ного числа {сутки, сани, ножницы}, возникает синтаксическая не­сочетаемость: нельзя сказать ни двадцать два суток, ни двадцать две сутки, ни двадцать двое суток. В подобных случаях, в зависи­мости от контекста, нужно заменить слова или перестроить пред­ложение. Например: вместо 22суток можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки, например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и тлі. Ср. в деловом стиле: тридцать четыре штуки ножниц-, на склад доставим гаражные ворота в количестве шести­десяти трех штук.

4. В нормативной речи строго разграничивается управление слов ода и оде во всех падежах: обоих братьев - обеих сестер-, поэтому: с обеих сторон, ио обеим сторонам и т, д.

Разговорный характер имеют также сочетания г обоих ворот, у обоих часов, не отвечающие грамматической норме, гак как форма косвенного падежа образована от несуществующей начальной формы (нет формы именительного падежа оба - обе ворота, оба - обе часы в связи с отсутствием категории рода у существитель­ных, употребляющихся только в форме множественного числа). Возможная правка: г тех и р других ворот (часов).

5. Употребление слова пара в значении два присуще разговор­ной речи: купить пару яблок, пару груш. Такой же характер имеет употребление указанного слова в значении несколько", пара дней, пара пустяков, пара слов, пара строк. В строго нормированной книж­ной речи (например, в официально-деловом или научном стиле) такое употребление недопустимо.

6. В сочетаниях два {три, четыре) и более... управляемое суще­ствительное ставится в родительный падеж единственного числа: два и более варианта, три и более трудных формы, четыре и более ценных предложения, т.е. существительное находится в зависимо­сти от числительных два, три, четыре, а не от слова более.

7. Предлог по в дистрибутивном (распределительном) значе­нии управляет дательным и винительным падежами числительно­го, ср.:

а) по одному рублю, по тысяче книг, по миллиону жителей, по миллиарду рублей (при числительных один, тысяча, миллион, милли­ард);

б) по два карандаша, по три тетради, по четыре листа бумаги, по двое ножниц, по девяносто копеек, по сто билетов, по триста рублей (при числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо, девяносто, сто. двести, триста, четыреста); встречавшиеся ранее книжные формы типа по девяноста копеек, по ста рублей воспринимаются в наше время как устаревшие.

Остальные количественные числительные (пять, шесть... десять, одиннадцать, двенадцать... двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят...) допускают в рассматриваемой конструкции двоякие формы: с да­тельным падежом (книжный вариант с оттенком устарелости) и с винительным падежом (в нейтральном употреблении г do пяти копеек - по пять копеек, по десяти раї - по десять раз. по сорока мест - по сорок мест, по семидесяти рублей - по семьдесят рублей.

Такие же варианты возможны и при числительных составных: по двадцати пяти рублей -- по двадцать пять pvo.ieu, по сорока семи копеек - по сорок семь копеек и т. п. Но если в составном числи­тельном имеются слова два. три, четыре, двести, триста, четыре­ста. то все счетное сочетание ставится в форме винительного падежа: по двадцать две копейки, по двести тридцать пять рублей.

Употребление конструкций с винительным падежом становится преобладающим. Особенно ото относится к числительным пять­сот - девятьсот.

8. Правильными являются конструкции 4б,2 (сорок шесть це­лых две десятых) процента (не.„про центов), 5,8 километра (не... километров), т.е. при смешанном числе существительным справ­ляет дробь, а не целое число. Также: 45.0 (сорок пять и ноль деся­тых) секунды, б 7/8 (шесть и семь восьмых) метра пт п.

9. В паре с полутора десятками человек - с полутора десятком человек нормативной является первая конструкция: числительное полтора во всех падежах, кроме именительного п винительного, сочетается с формой множественного числа последующего суше, ствительного.

Правильной является конструкция в полутораста километрах от областного центра (не в пояутораста километров...): числи­тельное полтораста сочетается с именами существительными гак же, как полтора, т.е. согласуется во всех падежах, кроме имени­тельного и винительного (ср.: в полутора километрах)

185. Раскройте скобки. Поставьте числительное а сушесгьительное и нужный падеж. Отметьте вариантные формы.

І.Он чувствовал себя уверенно е (400 рублей), полученными от опта на мелкие расходы. 2. Словарь представлял собой толстый том в (1800 страниц). 3. Лермонтов родился в(1814 гол). 4. На меня направлен сумрак ночи с (1000 биноклей) на оси. (В. Пл 5. Это был небольшой поселок с (3 тысячи жителей). 6, Ребенок начина­ет вполне сознательно постигать мир \же к (5 леї). ’. Экспедиция предполагалась длительной, вряд ли она закончится за (32 суток).

8, Трудно выбрать правильный из (21 вариант) решения задачи.

9. Об определенной тенденции можно говорить, если встречают­ся два и более (одинаковые случаи). 10. В курсовой работе привле­чено лишь около (полтора десятка примеров). I 1. Линия дорож­ной разметки желтого цвета длиной от (2 метра) до (2.5 метра). 12. Мы. как всегда, (обоими, обеими) руками за ото ваше пред­ложение. 13, Нашему корреспонденту удалось встретиться с (обо­ими. обеими) братьями-близнеиами.

(86. Дамп. vi и. ос t пчсаж > ю \,і ["„і к і е пі it (и к> і щедложеп н ьі х ниже ва­риант он колі і тес і itv .та- і нt-tы"кпнни

і. В "коч[тьютапнч!н класе па слачн теста ложко заходить по (I1CCKOJL.KO -■- нес КО ПЛ ЧЄ. гОЧСК). 2. і It. 1 t I III >1 П - MHOTV л НЄІ!) он бродил по таите. 2 Он заставлял рассказывать одно к то же по (ДССЯТЬ -■ ДССЧТН раЗ). 4. ,\}ы купили яблоки нелорою, всего по (пять пяти рублен) ел кидоірлмм. 5. Каждый получил по (сорок семь -- сорока семи ВОПРОСОВ) к лклімєиу. (у У (обоих, тех II дру­гих порот) в лют момент матча творилось нечто невообрапімое.

7. (Пара прекрасных шеи. тве прекрасных клеи) ветру і возникли в моек голове. 8. Мы встретимся только через (пару часов, два часа). М. Начал ы; и к прікллси.т меня в кабинет на Употребление собирательных числительных

Собора:е-лвине числительные гСы/, трос, четверо (числи іельивіе угона ппьт обычно упоіребляюі>.я вплоть,.ю Оеентеро) сочетаются: с суиісивилелічп.іми мужекою и общею рода, называющими

лир: тСое Ppyjeit. трое сиропе.

С суіІіеСНЛІЇСДЬПЬІЧП. ИХіСЮШІІЧП формы ТОЛЬКО МНОЖЄС1ВЄН- ното числа. Реое иорот. спрос но.ж ниц, чептеро сучіол,

с сучпествнтсльньїхп! ости, реояша. .ііоіііі. с существительным.tuuo в стечении четное Рное Оетеи. трое рейхт, туте МО.тРыХ ре- ОЧПІ. четверо.01 и НСОЧрСсіе.ІСії"іСісо г >0.1 і С

с личными мет: і он мен ич м и лич. пы. оно. нас. нас Оное, нас трое, ил oi,i.!U Пятеро",

v НЛВвЛНПЛЧИ ЛЄТДЩіЩєіІ ДИВОІ Н1,і.\; (>Є,оЄ ЛІСОиСЛІсаШ. трое іцеНЯПГ,

C і іатвані іями парных предметов: Оное рухавші. трое сипос в зна­чении т то.оло-то тли: норма; ннным является сочетание оное орюк (а не осе пиры орет, вызывающее представление о четырех пред­метах. іак Как брюки ечиїаюі не на пары, а на штуки); сочетания пари ори,с, чира полспни имеют рам опорный характер.

Собирательные чпе.щчельпые употребляются в значении имен су шест вп тельных: uotu.tu ikme. трое н серых ннтеаях; сестро много tie лноут.

Сочетания тина трое портпил. чете-еро учении и ни. п.е. с име­нами cyiueciвитальными ж:енского рода) не рекомендуются даже в ра и опорной речи.

При СИПОНИ чнчност и конструкции с количественными и собі і ра і ел ы і ы.мп чиє. ні і ельн ымн і п на они оруси - анис орузей воз­можен выбор одного из вариантов.

Г1 релиоч і и гє.іьио уиотрсоленпе собирательных числительных; с су Остан оптированными прилагательными му жского рола; двое

прохачі ил, три, сои иных, чет серо хоиноипых:

с существительными мужского рода, имеющими окончание -я: двое мужчин, трое юношей.

В некоторых случаях, наоборот, не используются собиратель­ные числительные, так как они вносят сниженный оттенок зна­чения: два профессора, три генерала (не двое профессоров, трое ге~ неролов).

3. В сочетании с одушевленными существительными собира­тельные числительные употребляются как в именительном, так и в косвенных падежах: трое детей, мать троих детей.

В сочетании с неодушевленными существительными использу­ется, как правило, только форма именительного-винительного падежа: двое санеіл, трое ножниц, четверо суток. В косвенных паде­жах используются формы соответствующих количественных чис­лительных: к двум саням, с тремя ножницами, около четырех суток.

При слове часы (прибор) употребляется собирательное числи­тельное {одни часы, двое часов) или добавляется слово штука (не хватает пяти штук часов). Выражение пара часов имеет просто­речный характер,

187. Раскройте скобки. Выберите числительное собирательное или количественное, свои выбор обоснуйте. Если возможны варианты, дайте их стилистическую характеристику.

I. На кафедре работают (три профессора - трое профессоров).

2. Человек может прожить без еды более (четырех - четверых) суток. 3. У нашей кошки родилось (пять - пятеро) котят. 4. Это сложное дело веди (два судьи - двое судей). 5. Тех, кого отобрали на соревнования, было (четыре - четверо). 6. Орден «Мать-геро­иня* получает женщина, имеющая (десять - десятерых) детей. 7. В нашей семье было (пятнадцать - пятнадпатеро) детей. 8. Все (три брата - трое братьев) стали офицерами и уехали из нашего городка, а (две сестры - двое сестер) остались жить поблизости от родителей, 9. Я крикнул - (два прохожих - двое прохожих) оглянулись. 10. В комнату вошли (три молодых человека - трое молодых людей).

188. Из приведенных ниже слов выберите ге, с которыми возможно употребить собирательное числительное. Свой выбор обоснуйте.

Ворота, генерал, будни, сутки, девушка, дети, шенок, прези­дент. военный, спортсмен, сестра, шахматист, бульдозер, «Вол­га*, город, деревня, зверь, компьютер, ножницы, сын, судья.

Употребление числительных в составе сложных слов

1. Равноправны варианты сложных слов, в состав которых вхо­дит элемент дву-, двух-" двуголосный - двухголосный, двудонный - двухдонный, двуклассный - двухклассный, двулетний - двухлетний, двупольный - двухпольный, двускатный - двухскатный, двусложный - двухсложный, двустволка - двухстволка, двусторонность - двухсто­ронность.

Сложные слова двубортный. двуглавый, двугривенный, двуединый, двужильный, двузначный, двузубец, двуколка, двукратный, двуличный, двуперстие, двурогий, двусмысленный, двустопный, двууглекислый, дву­член, двуязычный и некоторые другие не допускают вариантов на­писания с двух-.

Но основной массив таких сложных слов пишется с элемен­том двух-: двухатомный, двухгодичный, двухкамерный, двухлетие. двух­местный, двухпалубный, двухпроцентный, двухслойный, двухсотлет­ний, двухсуточный, двухтактный, двухтомный, двухчасовой, двухцвет­ный, двухэтажный и др.

Перед гласными, как правило, употребляется двух- во избежа­ние стечения двух гласных: двухактный, двухосный, двухъярусный, двухэлементный, но имеются отступления: двуокись, двууглекислый, двуязычие и некоторые другие.

2. Числительное пол-, имеющее значение половина, в совре­менном литературном языке не употребляется в качестве само­стоятельного слова, кроме разговорных вариантов: принимать ле­карство по пол чайной ложки; на премьеру съехалось пол театраль­ной Москвы,

В составе сложных слов числительное пол- с существительны­ми в родительном падеже, в косвенных падежах (кроме винитель­ного) принимает форму полу-: полчаса, за полчаса, в получасе ходь­бы, полгода, в течение полугода.

В именительном и винительном падежах числительное пол- в составе сложных слов согласуется с прилагательным во множе­ственном числе: каждые полгода, в первые полчаса, трудные полпу­ти, за последние полстолетия (за последнее полстолетие - ненор­мативное употребление); со сказуемым-глаголом или кратким причастием согласуется в форме множественного числа или сред­него рода: прошло полвека - прошли полвека, промелькнуло полча­са - промелькнули полчаса.

В вариантных формах родительного падежа не хватает получа­са - не хватает полчаса последний вариант является разговорным.

189. Выберите формы, стоящие в скобках. Свой выбор поясните.

1. Никто не любит, когда его обрывают на (полслове - полу­слове). 2. Мы были от города в (полчасе - получасе) езды. 3. Он ответил на письмо (пол годом - подуто дом) позже. 4. Это лекар­ство запивается (подстаканом - полустаканом) воды, 5, Для этого теста можно ограничиться (полдюжиной - полудюжиной) яиц.

6. Рефераты нужно было сдать к (первому мая - первому маю).

7. Все цветы раскупаются к (восьмому марта - восьмому марту).

8. Он обешал прийти в (полвторого - половине второго). 9. Сле-

лователю пришлось поговорить с (полутора десятком - no.ivrop; десятками) свидетелей. 10. Был доставлен груз весом и (тысяч;, пятьсот -- тысячу пятьсот) килограммов. 11. Напы фракция гото­ва предложить (два и более варианта - два и более вариантов

этого законопроекта.

190. Выбери тс первую часть сложных слов - лв\- чти двух-.

Дву, главы й орел, лву..ликий Янус. дву., палатный парламент дву,.ступенчатые выборы, дву..смыеленноеть. лву.лодпчные кур­сы. лву.лневный запас, дву..квартирный домик, дву.дранный кри­сталл, дву., персти ьпй крест, дву..сменная работа, дву..язычный сло­варь, дву..местный номер, дву..жильный провод, тву.жидьньп мужик, дву..рушник, дву..сторонние переговоры

191. Найдите стилистические ошибки, неправые их

1. Фирме требуется двое секретарш. 2. Машину вытаскивали и. болота с помощью двоих тракторов, 5. Он всегда скажет какую- нибудь двухсмысленность! 4. Москва находится в полтораста ки­лометрах отсюда. 5. Он подавал свои реплики сразу в троих чатах fe. Сразу четверо работниц подали заявления об уходе.7. Наша се­мья приютила три сироты. 8. Этот курс лекций читают двое про­фессоров, 9. Опрос показал, что в пятьдесят одном проценте слу­чаев последствия применения этого лекарства отрицательные 10, Закон принят обоими палатами парламента і I. Вес этих фрук тов иногда достигает полтора килограмма. 12. Я родился в тысячу девятьсот восьмидесятом толу, I 3. Наш городок СИЛЬНО изменІІЛСГ за последнее полстолетня. 14. У обоих ворот НИКОГО ИЗ игроков Нс было, потому что игра шла в центре поля.