Наши какое местоимение. Местоимение в русском языке. Грамматические признаки местоимений-числительных

Ч’етверо , — ых, — ым, числительное собирател.
1. С существительными мужского рода, обозначающими лиц, с личными местоимениями множественное число четверо и без зависимого слова: количество четыре. Четверо братьев. Четверо санитаров. Четверо детей. Нас четверо Встретил четверых. Делить на четверых.
2. обычноименительный падеж п. и винительный падеж п. С существительными, имеющими только множественное число четверо: четыре предмета. Четверо суток. Четверо саней. Четверо очков. Четверо ножниц. Четверо щипцов. Четверо штанов.
3. обычноименительный падеж п. и винительный падеж п. С некоторыми существительными, обозначающими предметы, существующие или носимые в паре: четыре пары. У меня не четверо глаз. Надела четверо носков.
За четверых так, как могут только четверо. Ест за четверых.

Примеры использования слова четверо в контексте

    . Когда же подул ветер рассвета, я нашёл их окоченевшие трупы… Че́тверо !
    . Свободный Народ, че́тверо было их при начале этой луны!
    . Их че́тверо против одного. Тебя побьют.
    . В монастыре осталось около ста человек старожилов, че́тверо сопровождающих фургоны, пустые библиотечные полки и запах надвигающейся опасности. - Шумилов П. Р. Слово о драконе
    . Все че́тверо молча сидели за столом, пока официант не принес очередную порцию выпивки.

Class="clearfix">

Все помнят, конечно, фильм «Доживём до понедельника» и эпизод, когда ученица Надя Агарышева читает своё сочинение о счастье и в ответ на шутку одноклассника повторяет гордо: «Да, двоих мальчиков и двоих девочек!» И допускает при этом грамматическую ошибку, которой никто, как правило, не замечает.

Так почему же «двоих девочек» - ошибка, а «двоих мальчиков» - нет?

Оказывается, в русском языке есть группа собирательных числительных : двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро , десятеро , и эти числительные, в соответствии с правилами языка, можно употреблять только с одушевлёнными именами существительными, обозначающими лиц мужского пола или детёнышей животных. То есть можно сказать двое мальчиков (двоих мальчиков, двоим мальчикам и т.д.), трое солдат, четверо друзей, пятеро медвежат, семеро козлят и пр., причём эти слова можно употребить и в сочетании с количественными именами числительными, обозначающими целые числа: два мальчика, три солдата, четыре друга, пять медвежат, семь козлят и пр. Собирательные числительные употребляются также с существительными общего рода (сирота, неряха, невежа, задира и пр.), если они относятся к лицу мужского пола (двое сирот, трое нерях ).

А вот если мы употребляем в речи одушевлённые имена существительные женского рода, есть только один вариант: две девочки (двух девочек, двум девочкам и т.д.), три женщины , четыре подруги, пять старушек, шесть волчиц, семь коз, восемь коров, три неряхи и пр.

Интересно, что среди существительных мужского рода есть исключения . Например, слова мужчина, слуга употребляются только с собирательными числительными. Нельзя сказать «два слуги», «два мужчины», только двое слуг, двое мужчин . И наоборот, существительные маршал, профессор, президент не употребляются с собирательными числительными. Возможен только вариант два президента, три маршала, четыре профессора .

Только с собирательными числительными сочетаются имена существительные типа ворота, ножницы, брюки, сани, очки (они не имеют формы единственного числа): двое ворот, двое очков, трое саней и пр., а также существительные, обозначающие парные предметы: чулки, носки, валенки и др. Причём словосочетания двое носков, двое чулок, трое валенок обозначают две (три) пары , а два чулка, два носка, три валенка - два (три) этих предмета.

Если поразмышлять над названием фильма «Семеро смелых», мы поймём, что в нём подразумевается сочетание с именем существительным мужского рода (семеро смелых мужчин , человек, бойцов , среди которых могли быть и женщины, но они всё равно бойцы - слово мужского рода…).

Таким образом, героиня фильма «Доживём до понедельника» должна была сказать либо «двоих мальчиков и двух девочек», либо «двух мальчиков и двух девочек».

Источник задания: Решение 2741. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПОЛУТОРА часов

пара БОТИНОК

взлетал более ВЫШЕ

ЧЕТВЕРО саней

упал с ПЛЕЧ

Решение.

Рассмотрим предложенные словосочетания и определим, в каком из них допущена ошибка.

более ПОЛУТОРА часов – количественное числительное в форме родительного падежа. Форма образована верно. Ошибочный вариант: полтора, полуторов

пара БОТИНОК – существительное в форме родительного падежа множественного числа, форма образована верно. Ошибочный вариант: ботинков

взлетал более ВЫШЕ – форма сравнительной степени наречия образована неверно. Исправляем только выделенное слово. Правильно: ВЫСОКО.

ЧЕТВЕРО саней – форма собирательного числительного образована верно, поскольку сани – существительное, которое употребляется только во множественном числе.

упал с ПЛЕЧ – существительное в форме родительного падежа множественного числа, форма образована верно. Ошибочный вариант: плечей.

Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку.

В ответ записываем исправленное слово (исправляем только выделенное слово) заглавными буквами.

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот

В количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.

Склонение числительных тысяча, миллион, миллиард

Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на -я (типа няня); слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода на согласный (типа дом).

Склонение составных количественных числительных

При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят:

Склонение дробных числительных

И. п. пять восьмых метра
Р. п. пяти восьмых метра
Д. п. пяти восьмым метра
В. п. пять восьмых метра
Т. п. пятью восьмыми метра
П. п. о пяти восьмых метра

Запомните: при смешанном числе дробь управляет существительным, которое всегда ставится в родительном падеже единственного числа (ср.: три пятых литра, но пять литров; две седьмых килограмма, но семь килограммов).

Склонение порядковых числительных

Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон (седьмого, седьмому и т.

Д.), третья остановка, пятое место, первые месяцы. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

И. п.
Р. п. тысяча девятьсот двенадцатого года
Д. п. тысяча девятьсот двенадцатому году
В. п. тысяча девятьсот двенадцатый год
Т. п. тысяча девятьсот двенадцатым годом
П. п. (о) тысяча девятьсот двенадцатом годе

Запомните: двухтысячный год - две тысячи первый год (до) двухтысячного года - (до) две тысячи первого года (к) двухтысячному году - (к) две тысячи первому году При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря.

Упр. 94. Просклоняйте.

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упр. 95. Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га. 2) Вес третьего искусственного спутника Зем­ли был равен 1326 кг. 3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1. 4) Кедры живут до 800-850 лет. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки. 7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий - 4300 километров. 8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов. 9) Разность между 87 и 54 составляет 33. 10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек. Запомните: сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т. е. 22, 23, 24, 32, 33, 34... 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сутки, ножницы, щипцы и т. п.), в литературной речи невозможны. В случае необходимости соответствующих обозначений следует использовать синонимические замены существительных или употреблять составное числительное не в име­нительном или винительном падежах. Например: Прошло двадцать два дня, купили тридцать три штуки ножниц, в течение двадцати двух суток и т. п.

Упр. 96. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника. 2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза. 5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней. Запомните: собирательные числительные употребляются только - с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; - с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток; - с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц; - с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое; - с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли трое опоздавших, бегут двое. Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола, а также с существительными мужского рода - названиями взрослых животных. Нежелательны сочетания собирательных числительных с существительными, обозначающими высокое общественное положение лица.

Упр. 97. Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти - пятерых) женщин; (три - трое) красивых (коня - коней); (шесть - шестеро) работниц завода; (четыре - четверо) (ножницы - ножниц); (два - двое) знакомых (лица - лиц); (четыре - четверо) (студентки - студенток).

Упр. 98. Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы гото­вились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.

Местоимение самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. В русском языке выделяют девять разрядов местоимений по значению, каждый из которых включает группу слов с определенными лексическими и грамматическими признаками.

Примеры местоимений в словосочетаниях : каждый час, мои карандаши, некоторые ученики, рассказывать о себе, он пришел. В русском языке местоимения можно разделить на личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые.

Как определить, к какому разряду относится местоимение?

Чтобы узнать разряд местоимения, нужно определить его значение в речи, а также выделить грамматические признаки. Предлагаемая таблица местоимений включает список видов местоимений по значению с примерами.

Разряд Значение Грамматические признаки Примеры
Личные указывают на предмет (лицо, явление) лицо, число, падеж, род я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратные указывают, что действие обращено на говорящего (на субъект действия) падеж себя, себе
Притяжательные указывают на принадлежность род, число, падеж свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Определительные указывают на обобщенный признак каждый, другой, любой, иной, весь, сам, самый, всякий
Указательные указывают на конкретный предмет, признак или количество из множества падеж (местоимения-существительные, местоимения-числительные);род, число, падеж (местоимения-прилагательные) этот, тот, такой, такой, сей, столько
Вопросительные используются для выражения вопроса кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др.
Относительные используются для соединения частей сложноподчиненного предложения кто, что, какой, чей, сколько, каков, который и др.
Неопределенные указывают на неизвестные предметы, признаки, количества нечто, некто, весь, несколько, кто-либо, какой-нибудь и др.
Отрицательные отрицают наличие предмета, признака, количества ничей, нечего, некого, никто, ничто и др.

Обратите внимание! Неизменяемые слова когда, зачем, как, где, никак, никогда, нигде и др. некоторые лингвисты относят к местоимениям (В. В. Бабайцева), а другие к наречиям (М. Т. Баранова, М. М. Разумовская), поэтому их место в системе частей речи до конца не определено.

Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – первое лицо; ты, вы – 2-е лицо; он (она, оно, они) – 3-е лицо);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его);
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они. 2.

Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).
  • При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.

4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – употребляются в вопросительных предложениях:

  • кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
  • какой? чей? который? – местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
  • сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.); где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – местоименные наречия;
  • неизменяемые слова.

5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

  • Я знаю, кто виноват в нашем провале;
  • Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания;
  • Я знаю, где спрятаны деньги.

Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и другие – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

  • Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь:

кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

  • Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и другие – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

  • Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.
  • Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

  • тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.);
  • столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.);
  • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.

9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде и другие – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.