Ч’етверо
, — ых, — ым, числительное
собирател.
1. С существительными мужского рода, обозначающими лиц, с личными местоимениями множественное число
четверо и без зависимого слова: количество четыре. Четверо братьев. Четверо санитаров. Четверо детей. Нас четверо Встретил четверых. Делить на четверых.
2. обычноименительный падеж
п. и винительный падеж
п. С существительными, имеющими только множественное число
четверо: четыре предмета. Четверо суток. Четверо саней. Четверо очков. Четверо ножниц. Четверо щипцов. Четверо штанов.
3. обычноименительный падеж
п. и винительный падеж
п. С некоторыми существительными, обозначающими предметы, существующие или носимые в паре: четыре пары. У меня не четверо глаз. Надела четверо носков.
За четверых так, как могут только четверо. Ест за четверых.
Примеры использования слова четверо в контексте
- . Когда же подул ветер рассвета, я нашёл их окоченевшие трупы… Че́тверо
!
. Свободный Народ, че́тверо было их при начале этой луны!
. Их че́тверо против одного. Тебя побьют.
. В монастыре осталось около ста человек старожилов, че́тверо сопровождающих фургоны, пустые библиотечные полки и запах надвигающейся опасности. - Шумилов П. Р. Слово о драконе
. Все че́тверо молча сидели за столом, пока официант не принес очередную порцию выпивки.
Class="clearfix">
Все помнят, конечно, фильм «Доживём до понедельника» и эпизод, когда ученица Надя Агарышева читает своё сочинение о счастье и в ответ на шутку одноклассника повторяет гордо: «Да, двоих мальчиков и двоих девочек!» И допускает при этом грамматическую ошибку, которой никто, как правило, не замечает.
Так почему же «двоих девочек» - ошибка, а «двоих мальчиков» - нет?
Оказывается, в русском языке есть группа собирательных числительных : двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро , десятеро , и эти числительные, в соответствии с правилами языка, можно употреблять только с одушевлёнными именами существительными, обозначающими лиц мужского пола или детёнышей животных. То есть можно сказать двое мальчиков (двоих мальчиков, двоим мальчикам и т.д.), трое солдат, четверо друзей, пятеро медвежат, семеро козлят и пр., причём эти слова можно употребить и в сочетании с количественными именами числительными, обозначающими целые числа: два мальчика, три солдата, четыре друга, пять медвежат, семь козлят и пр. Собирательные числительные употребляются также с существительными общего рода (сирота, неряха, невежа, задира и пр.), если они относятся к лицу мужского пола (двое сирот, трое нерях ).
А вот если мы употребляем в речи одушевлённые имена существительные женского рода, есть только один вариант: две девочки (двух девочек, двум девочкам и т.д.), три женщины , четыре подруги, пять старушек, шесть волчиц, семь коз, восемь коров, три неряхи и пр.
Интересно, что среди существительных мужского рода есть исключения . Например, слова мужчина, слуга употребляются только с собирательными числительными. Нельзя сказать «два слуги», «два мужчины», только двое слуг, двое мужчин . И наоборот, существительные маршал, профессор, президент не употребляются с собирательными числительными. Возможен только вариант два президента, три маршала, четыре профессора .
Только с собирательными числительными сочетаются имена существительные типа ворота, ножницы, брюки, сани, очки (они не имеют формы единственного числа): двое ворот, двое очков, трое саней и пр., а также существительные, обозначающие парные предметы: чулки, носки, валенки и др. Причём словосочетания двое носков, двое чулок, трое валенок обозначают две (три) пары , а два чулка, два носка, три валенка - два (три) этих предмета.
Если поразмышлять над названием фильма «Семеро смелых», мы поймём, что в нём подразумевается сочетание с именем существительным мужского рода (семеро смелых мужчин , человек, бойцов , среди которых могли быть и женщины, но они всё равно бойцы - слово мужского рода…).
Таким образом, героиня фильма «Доживём до понедельника» должна была сказать либо «двоих мальчиков и двух девочек», либо «двух мальчиков и двух девочек».
Источник задания: Решение 2741. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ПОЛУТОРА часов
пара БОТИНОК
взлетал более ВЫШЕ
ЧЕТВЕРО саней
упал с ПЛЕЧ
Решение.
Рассмотрим предложенные словосочетания и определим, в каком из них допущена ошибка.
более ПОЛУТОРА часов – количественное числительное в форме родительного падежа. Форма образована верно. Ошибочный вариант: полтора, полуторов
пара БОТИНОК – существительное в форме родительного падежа множественного числа, форма образована верно. Ошибочный вариант: ботинков
взлетал более ВЫШЕ – форма сравнительной степени наречия образована неверно. Исправляем только выделенное слово. Правильно: ВЫСОКО.
ЧЕТВЕРО саней – форма собирательного числительного образована верно, поскольку сани – существительное, которое употребляется только во множественном числе.
упал с ПЛЕЧ – существительное в форме родительного падежа множественного числа, форма образована верно. Ошибочный вариант: плечей.
Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов, чтобы не допустить ошибку.
В ответ записываем исправленное слово (исправляем только выделенное слово) заглавными буквами.
Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот
В количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
Склонение числительных тысяча, миллион, миллиард
Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на -я (типа няня); слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода на согласный (типа дом).
Склонение составных количественных числительных
При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят:
Склонение дробных числительных
И. п. | пять восьмых метра |
Р. п. | пяти восьмых метра |
Д. п. | пяти восьмым метра |
В. п. | пять восьмых метра |
Т. п. | пятью восьмыми метра |
П. п. | о пяти восьмых метра |
Запомните: при смешанном числе дробь управляет существительным, которое всегда ставится в родительном падеже единственного числа (ср.: три пятых литра, но пять литров; две седьмых килограмма, но семь килограммов).
Склонение порядковых числительных
Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон (седьмого, седьмому и т.
Д.), третья остановка, пятое место, первые месяцы. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
И. п. | |
Р. п. | тысяча девятьсот двенадцатого года |
Д. п. | тысяча девятьсот двенадцатому году |
В. п. | тысяча девятьсот двенадцатый год |
Т. п. | тысяча девятьсот двенадцатым годом |
П. п. | (о) тысяча девятьсот двенадцатом годе |
Запомните: двухтысячный год - две тысячи первый год (до) двухтысячного года - (до) две тысячи первого года (к) двухтысячному году - (к) две тысячи первому году При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря.
Упр. 94. Просклоняйте.
37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.
Упр. 95. Запишите предложения, заменяя цифры словами.
1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га. 2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. 3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1. 4) Кедры живут до 800-850 лет. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс. 6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки. 7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий - 4300 километров. 8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов. 9) Разность между 87 и 54 составляет 33. 10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек. Запомните: сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т. е. 22, 23, 24, 32, 33, 34... 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе (сутки, ножницы, щипцы и т. п.), в литературной речи невозможны. В случае необходимости соответствующих обозначений следует использовать синонимические замены существительных или употреблять составное числительное не в именительном или винительном падежах. Например: Прошло двадцать два дня, купили тридцать три штуки ножниц, в течение двадцати двух суток и т. п.
Упр. 96. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.
1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника. 2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI в., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза. 5) В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней. Запомните: собирательные числительные употребляются только - с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; - с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, трое суток; - с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое незнакомых лиц; - с личными местоимениями мы, вы, они: нас двое; - с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли трое опоздавших, бегут двое. Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола, а также с существительными мужского рода - названиями взрослых животных. Нежелательны сочетания собирательных числительных с существительными, обозначающими высокое общественное положение лица.
Упр. 97. Выберите правильную форму числительного и существительного.
Для (пяти - пятерых) женщин; (три - трое) красивых (коня - коней); (шесть - шестеро) работниц завода; (четыре - четверо) (ножницы - ножниц); (два - двое) знакомых (лица - лиц); (четыре - четверо) (студентки - студенток).
Упр. 98. Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.
1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. В русском языке выделяют девять разрядов местоимений по значению, каждый из которых включает группу слов с определенными лексическими и грамматическими признаками.
Примеры местоимений в словосочетаниях : каждый час, мои карандаши, некоторые ученики, рассказывать о себе, он пришел. В русском языке местоимения можно разделить на личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределённые.
Как определить, к какому разряду относится местоимение?
Чтобы узнать разряд местоимения, нужно определить его значение в речи, а также выделить грамматические признаки. Предлагаемая таблица местоимений включает список видов местоимений по значению с примерами.
Разряд | Значение | Грамматические признаки | Примеры |
Личные | указывают на предмет (лицо, явление) | лицо, число, падеж, род | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они |
Возвратные | указывают, что действие обращено на говорящего (на субъект действия) | падеж | себя, себе |
Притяжательные | указывают на принадлежность | род, число, падеж | свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их |
Определительные | указывают на обобщенный признак | каждый, другой, любой, иной, весь, сам, самый, всякий | |
Указательные | указывают на конкретный предмет, признак или количество из множества | падеж (местоимения-существительные, местоимения-числительные);род, число, падеж (местоимения-прилагательные) | этот, тот, такой, такой, сей, столько |
Вопросительные | используются для выражения вопроса | кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др. | |
Относительные | используются для соединения частей сложноподчиненного предложения | кто, что, какой, чей, сколько, каков, который и др. | |
Неопределенные | указывают на неизвестные предметы, признаки, количества | нечто, некто, весь, несколько, кто-либо, какой-нибудь и др. | |
Отрицательные | отрицают наличие предмета, признака, количества | ничей, нечего, некого, никто, ничто и др. |
Обратите внимание! Неизменяемые слова когда, зачем, как, где, никак, никогда, нигде и др. некоторые лингвисты относят к местоимениям (В. В. Бабайцева), а другие к наречиям (М. Т. Баранова, М. М. Разумовская), поэтому их место в системе частей речи до конца не определено.
Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям
1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он (она, оно, они) – местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в речи:
- это местоимения-существительные;
- постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо (я, мы – первое лицо; ты, вы – 2-е лицо; он (она, оно, они) – 3-е лицо);
- постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го лица является число (я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
- все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово (я – меня, ты – тебя, он – его);
- местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они. 2.
Возвратное местоимение себя – местоимение которое обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:
- это местоимение-существительное;
- возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
- возвратное местоимение изменяется по падежам (себя, себе, собою).
3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:
- это местоимения-прилагательные;
- притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).
- При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их.
4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – употребляются в вопросительных предложениях:
- кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
- какой? чей? который? – местоимения-прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
- сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и пр.); где? когда? куда? откуда? зачем? и другие – местоименные наречия;
- неизменяемые слова.
5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и другие, но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:
- Я знаю, кто виноват в нашем провале;
- Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания;
- Я знаю, где спрятаны деньги.
Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.
6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и другие – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.
- Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь:
кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.
- Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.
7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и другие – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.
- Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-: кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.
- Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.
8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – это средства указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):
- тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и пр.);
- столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и пр.);
- там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и другие – местоименные наречия; неизменяемые слова.
9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде и другие – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:
- сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
- всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.