Московский государственный университет печати. Регулирование внешней торговли

Тарифные методы регулирования внешней торговли - это установление тарифных квот и таможенных пошлин (регулируется преимущественно импорт). Все прочие мето­ды -нетарифные.

Нетарифные методы подразделяются на количествен­ные - квотирование, лицензирование, ограничения; скры­тые - госзакупки, технические барьеры, налоги и сборы, требование о содержании местных компонентов; финансо­вые - субсидии, кредитование, демпинг (для экспорта).

Таможенный тариф - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взи­маемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1.фискальную;
2.протекционистскую;
3.балансировочную (для предотвращения экспорта нежелательных товаров)

Классификации таможенных пошлин. (не обязательно, мне кажется)

По способу взимания:
- адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
-специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);
- комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

По объекту обложения:
- импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
- транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:
- сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
- антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
- компенсационные - пошлины, накладываемые нa импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:
- автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений государственной власти. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются сответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
- конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГЛТГ), или соглашений о таможенном союзе;
- преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:
- постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
- переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности. Это с необходимостью предполагает использование и более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.

Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Классификация этих инструментов на тарифные и нетарифные впервые была предложена Секретариатом ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле - GATT , General Agreement оп Tariffs and Trade) в конце 60-х гг. XX столетия. Этим Соглашением нетарифные ограничения (НТО) были определены как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

К настоящему времени единая (универсальная) международная классификация нетарифных инструментов государственного регулирования внешней торговли еще не выработана и не согласована. Существуют классификации ГАТТ/ВТО, Международной торговой палаты, Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference оп Trade and Development , UNCTAD - ЮНКТАД), Международного банка реконструкции и развития, Тарифной комиссии США, отдельных ученых, исследующих данные проблемы.

В настоящее время, помимо тарифных методов государственного регулирования, ЮНКТАД классифицирует нетарифные методы регулирования внешней торговли (нетарифные ограничения) следующим образом:

  • 1) паратарифные методы;
  • 2) меры контроля за ценами;
  • 3) финансовые меры;
  • 4) меры количественного контроля;
  • 5) меры автоматического лицензирования;
  • 6) монополистические меры;
  • 7) технические меры.

Таким образом, вместе с тарифными мерами ЮНКТАД выделяет восемь основных мер (методов) тарифного и нетарифного государственного регулирования внешней торговли.

Тарифные методы являются наиболее распространенными и постоянно используемыми - в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.

Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара.

Главными составляющими ИТТ являются:

  • систематизированный перечень (номенклатура) ввозимых товаров;
  • методы определения таможенной стоимости (цены) ввозимых

товаров и взимания пошлин;

  • механизм введения, изменения или отмены пошлин;
  • правила определения страны происхождения товара;
  • пределы полномочий органов исполнительной власти в таможенной области.

ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

Активная часть ИТТ - ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные , экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто - экспортные и транзитные.

В соответствии со способом установления пошлин различаются:

  • адвалорные пошлины;
  • специфические пошлины;
  • комбинированные пошлины.

Наиболее распространенные в международной торговле адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

Существенное значение в системе импортного таможенного тарифа имеют правила определения страны происхождения товара, поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования (PHБ), в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной PH Б не применяется) должна автоматически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся к настоящему времени практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется РНБ, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), другие налоги). Административные меры включают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

НДС (value added tax - VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

Меры контроля за ценами. Это меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность {компенсационныемеры).

Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепризнанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосылки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать произвольные и часто необоснованные решения в отношении экспортеров ввозимой в страну продукции.

Принятый в рамах ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Соглашение о применении статьи VI ГАТТ-1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юридические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой {dumping margin ), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую операцию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера - она вводится только после проведения расследования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей данный товар страны.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что международная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге затем в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко осложняют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых результатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специальным решением вводит антидемпинговые пошлины.

Как показывает анализ применения антидемпинговых мер в мировой торговле, в период с 1995 г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскированный) инструмент протекционистской политики (или как один из инструментов так называемого нового протекционизма).

Постепенное усиление в некоторых странах поддержки как экспорта, так и внутреннего производства (например, в форме дотаций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отражение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и компенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономически уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и скользящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня).

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Меры количественного контроля (квотирования) связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Эти меры применяются практически всеми странами. Положения ГАТТ-1994, связанные с применением количественных ограничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени фактически не создают четкой и стройной международной правовой основы для регулирования порядка применения мер количественного контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ-1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО, должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соответствии с которыми страны - его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равновесия платежного баланса страны). В ГАТТ-1994 есть так называемые исключения из правила недискри-минации, которые позволяют странам использовать количественные ограничения избирательно против некоторых стран. В этом Соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением ЛИцензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (которое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензированию).

Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусматривается возможность создания системы автоматического лицензирования (при которой выдача соответствующей лицензии происходит автоматически).

Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарствами (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Централизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обязательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ-1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (state trading enterprises ), которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле. Эта статья не запрещает деятельность таких предприятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе общих принципов недискриминапии и руководствовались коммерческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемерно развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий.

Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

В рамках Всемирной торговой организации действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (.Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT - ТБТ). Данное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов - обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.

При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т.е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предполагается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положения данного Соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торговли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким способом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изменяет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества изделия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуация входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что производящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения положений Соглашения ТБТ.

В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действующих международных стандартах, страны - члены ВТО должны заранее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики , регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот Кодекс содержит указанные выше положения.

Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма : таможенно-тарифные и нетарифные. Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин к внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы , которых насчитывается до 50, связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.

Таможенно-тарифные методы регулирования

Наиболее распространенным и традиционным способом является таможенная пошлина.

Таможенная пошлина — это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории, и который не может изменяться в зависимости от двух факторов: от общего уровня налогообложения и от стоимости услуг, оказываемых таможней.

Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество.

Таможенная территория — это территория, на которой контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с границей государства. Например, при таможенных союзах нескольких государств. Или когда по географическим условиям установление таможенного контроля не представляется возможным или удобным. Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны.

Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во- первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичный вид пошлины) — к товарам отечественного производства. В связи с этим важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара. Принципиальная схема таможенного тарифа выглядит следующим образом:

Код товара определяется по общепринятой в мире гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). По способу начисления пошлины могут быть: 1) адвалорные; 2) специфические; 3) комбинированные.

Адвалорные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара. Специфические — в зависимости от единиц измерения товаров (за 1 т, за 1 шт., за 1 см 3 и т.п.). Комбинированная сочетает адвалорный и специфический способ начисления. Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешнеторговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная — для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная, или преференциальная, ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагаются таможенными пошлинами.

Чем выше уровень тарифа, тем надежнее он защищает национальные фирмы. Но для того, чтобы понять, кого персонально защищает тариф, необходимо рассмотреть структуру производства.

Тариф на товар какой-либо отрасли является защитой, но только в отношении фирмы, производящей его на территории страны. Он защищает также доходы рабочих и служащих, занятых в этих фирмах и создающих «добавленную стоимость». Кроме того, тариф защищает доходы отраслей, поставляющих данной отрасли сырье и материалы.

Таким образом, тариф на товар (например, холодильники) поддерживает не только фирмы по их производству, но и рабочих фирм, поставщиков деталей. Это усложняет задачу измерения влияния тарифа на фирмы, производящие товар. На положение фирм, производящих товар, влияют также тарифы на импортные товары, представляющие для них (фирм) элементы затрат, например, импортные комплектующие.

Поэтому требуется полная модель взаимодействия спроса и предложения, одновременно охватывающая несколько отраслевых рынков. Для упрощения модели применяют другой способ измерения. Этот способ количественно оценивает воздействие всей тарифной системы на добавленную стоимость единицы продукции, выпущенной данной отраслью. При этом не меняется производство отрасли и смежников, а также цены.

Таким образом, фактический уровень защитного тарифа (the effectiv rate of protection) в отдельной отрасли определяется как величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

Фактический уровень защитного тарифа в отдельной отрасли может значительно отличаться от размера тарифа, уплачиваемого потребителем «номинального уровня защитного тарифа».

Эффективная ставка таможенной пошлины характеризует два основных принципа, которые лежат в основе общего эффекта протекционизма:

  • доходы отрасли или добавленная стоимость будут подвержены воздействию торговых барьеров, не только возводимых на пути импорта, но и действующих на рынке сырья и материалов отрасли;
  • при этом, если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, фактический защитный тариф превысит его номинальный уровень.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

    односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

    двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.;

    многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для мировой экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

    селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

    отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

    коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

    скрытый протекционизм- осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Задача другой части методов - форсирование экспорта.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

    фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

    протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

    балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные пошлины классифицируются по способу взимания:

    адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости);

    специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 т);

    комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).

По объекту обложения:

    импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

    экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

    транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

    сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

    антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

    компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

    автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством экономики, финансов или торговли) и одобряются правительством;

    конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как ГАТТ/ВТО, или соглашения о таможенном союзе;

    преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1972 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

    постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

    переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

    номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

    эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара, фиксируемой статистикой.

Таможенная стоимость товара - нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

Таможенная стоимость товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе цены ФОБ, т. е. практически той цены, по которой они продаются в стране отправки. Таможенная стоимость товара в западноевропейских странах - членах ЕС оценивается на базе СИФ, т. е. включает помимо цены самого товара также стоимость его страхования и транспортировки до порта назначения. Россия в вопросе определения таможенной стоимости товара стоит ближе к западноевропейским странам. За основу классификации и определения таможенной стоимости товаров обычно берется одна из международных товарных номенклатур.

Одна из наиболее распространенных в мире - вступившая в силу с 1988 г. Гармонизированная система описания и кодирования товаров - базируется на разработанных ранее Брюссельской таможенной номенклатуре и на Стандартной международной классификации ООН.

В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка.

Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, т.е. действительного.

Эффективная ставка тарифа-реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.

Алгебраически действительный уровень таможенной защиты вычисляется по формуле

Эффективный уровень таможенной защиты; - номинальная ставка тарифа на конечную продукцию; - номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты; A - доля стоимости импортированных компонентов в стоимости конечного продукта.

На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Допустим, правительство хочет защитить национальных производителей готовой продукции. Для этого необходимо сделать ставку импортного тарифа на готовую продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.

Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

Тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

Большинство стран мира являются малыми с точки зрения мировой экономики, поскольку изменение спроса с их стороны на импортные товары не приводит к сколько-нибудь существенным сдвигам в мировой цене на них.

В результате обложения импорта тарифом в малой стране возникают две группы экономических эффектов - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (эффект защиты и эффект потребления):

    эффект доходов представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;

    эффект передела представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара. Перераспределительные эффекты не приводят к ухудшению экономического положения страны в целом;

    эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все большее количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к более высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами;

    эффект потребления возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

Если импортирующая страна экономически значима, т. е. введение ею импортного тарифа может оказать воздействие на уровень мировых цен на данный товар, то воздействие импортного тарифа на ее экономику определяется следующим образом. Для большой страны импортный тариф является не столько средством защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, сколько средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Поведение большой страны сродни поведению монополиста, который ограничивает закупки товара, чтобы снизить его цену. Поскольку большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке, ограничение ее импорта с помощью импортного тарифа ощутимо снижает совокупный спрос на данный товар, в результате чего его поставщики вынуждены снижать цены. Падение цен на импортные товары при постоянном уровне цен на экспортные товары ведет к улучшению условий торговли страны. Однако и большая страна может рассчитывать на позитивный эффект импортного тарифа, только если он не перекрывается негативными эффектами потери для национальной экономики в результате его введения, которые существуют так же, как и у малой страны.

Основное различие воздействия тарифа на экономику большой и малой страны заключается в оценке перераспределительного эффекта дохода. Он вычисляется как произведение объема импорта после введения тарифа на размер импортной пошлины. Вследствие того, что иностранный поставщик, столкнувшись в большой стране с импортным тарифом, вынужден снизить свои цены, улучшая тем самым условия торговли большой страны, внутренние цены в большой стране в результате введения импортного тарифа растут на величину меньшую, чем размер самого тарифа. Эффект дохода в случае большой страны как бы распадается на две части - эффект внутренних доходов и эффект условий торговли.

    Эффект внутренних доходов - перераспределение доходов от местных потребителей в бюджет страны.

    Эффект условий торговли - перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику большой страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Импортный тариф несет в себе внутреннее противоречие, которое проявляется в несовпадении интересов местных производителей и потребителей. С одной стороны, производители заинтересованы в тарифе, чтобы оградиться от излишней международной конкуренции, а с другой - те же производители, которые во внерабочее время выступают потребителями, не заинтересованы в импортном тарифе, поскольку он лишает их возможности приобретать импортные товары по более низким ценам. Частично это противоречие разрешается путем использования производного инструмента таможенной политики, называемого тарифной квотой (контингентом).

Тарифная квота - разновидность переменных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа.

Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. В большинстве развитых стран экспортного тарифа просто не существует, а в США его введение даже запрещено конституцией. Экспортный тариф применяется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой и накладывается на товары традиционного экспорта (кофе в Бразилии, какао в Гане, нефть в России). Основными функциями экспортного тарифа в этих странах являются:

    фискальная - сбор денег в доход бюджета для финансирования расходных статей. В отдельных развивающихся странах за счет экспортного тарифа собирается до половины доходов бюджета;

    балансировочная - обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

В результате обложения экспорта тарифом возникают те же две группы экономических эффектов, что и при импортном тарифе, - перераспределительные эффекты (эффект доходов и эффект передела) и эффекты потери (защитный эффект и эффект потребления).

В случае большой страны, которая введением экспортных пошлин может влиять на уровень мировых цен, степень эффективности такой торговой политики в критической степени зависит от правильного определения оптимального уровня экспортной пошлины. Доход от роста мировых цен на экспортный товар должен перекрывать чистые внутренние потери, возникающие в результате введения экспортной пошлины. Крайним случаем экспортной пошлины является эмбарго (запрет) экспорта, которое использовалось, например, США по политическим мотивам в отношении таких стран, как Иран, Куба и др. Частным случаем, приводящим к экономическим эффектам, сравнимым с введением экспортной пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт.

По мере развития экономических реформ и укрепления национальной экономики ставки экспортного тарифа постепенно снижаются.

Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно слабеет . В послевоенный период входе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров. Так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 1940-х годов до 4-5% в настоящее время, а в результате реализации соглашений Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (см. гл. 9) он составил около 3%. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла, что связано со значительным расширением форм и мер нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время насчитывается не менее 50. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К началу XXI в. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим перед Всемирной торговой организацией стоит задача постепенно отменить количественные ограничения, т.е. провести так называемую тарификацию (замену количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).

Нетарифные меры, применяемые во внешнеторговой политике, многообразны, причем их роль по мере снижения таможенных тарифов не уменьшается, а возрастает. Наиболее распространены те, которые направлены на прямое ограничение импорта:

  • квотирование;
  • лицензирование;
  • добровольные ограничения экспорта;
  • технические ограничения;
  • антидемпинговое законодательство.

Особое значение имеют квотирование и лицензирование импорта и экспорта.

Квотирование

Это лимитирование размера импорта с помощью так называемых глобальных, индивидуальных, сезонных и других видов процентных ограничений.

Глобальная квота, на долю которой приходится две трети всех случаев, устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Общая величина допустимого квотой импорта по странам не разбивается.

Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты учитываются встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.

Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода представляют неконкретизированные квоты.

Квотирование вводится для сбалансирования внешней торговли и , регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

Лицензирование

Эта нетарифная мера в международной торговле отличается большим разнообразием. Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара.

Лицензирование толкуется в международной практике как временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта. В современной зарубежной практике в основном применяются генеральная и индивидуальная лицензии.

Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях.

Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда дву- мя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года).

Составным элементом лицензирования является контингентирование т.е. установление государством централизованного контроля над вызовом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия торгового баланса.

Добровольные количественные ограничения

С начала 70-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта - добровольные экспортные ограничения , когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Уже заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д., главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения бывают не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угрозы применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе добровольные количественные ограничения представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носят еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Примером может служить добровольное ограничение российского экспорта в США неочищенного урана и стали.

Технические барьеры

В числе мер нетарифного ограничения в зарубежной практике значатся специальные требования к импортным товарам, устанавливаемые для обеспечения безопасности и охраны природной среды, роль которых сегодня значительно возросла. Они предполагают соблюдение таможенных формальностей — технических стандартов и норм, требований к упаковке и маркировке товаров, нормативов санитарного и ветеринарного контроля. Сами по себе эти формальности необходимы и нейтральны, но они могут быть сформулированы таким образом, что либо становятся барьером на пути определенных товаров, либо служат целям дискриминации по отношению к отдельным странам.

Одна часть технических барьеров представляет собой запрет или ограничение импорта товаров и материалов, загрязняющих окружающую среду (химические товары, ядохимикаты, каменный уголь и нефть с высоким содержанием серы). Другая часть включает расширение протекционистских мер в отношении промышленного оборудования, транспортных средств и других видов продукции, эксплуатация которых ведет к загрязнению атмосферы и воздуха. Наконец, последняя связана с качеством товаров, и эти технические барьеры защищают интересы потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного дефектом товара, и от возможного вреда при употреблении, что относится прежде всего к импорту бытовой электротехники, медицинским препаратам и приборам, пищевым продуктам, детским товарам. Многие страны приняли законы, предусматривающие суровые санкции в отношении поставщиков импортных товаров, которые обязаны информировать покупателя в инструкциях, при маркировке или на этикетке о всех возможных рисках, связанных с потреблением товара.

Для защиты национальных производителей государство одновременно с ограничением импорта предпринимает меры, направленные на поощрение экспорта. Одна из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей - экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря таким субсидиям экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Особенности отраслевой защиты национального производителя

Даже наиболее в подавляющем большинстве практикуют очень жесткий аграрный протекционизм; показательно, что в благополучных западноевропейских странах уровень таможенного обложения ввозимых сельскохозяйственных товаров сейчас выше, чем в России. Уже на этапе создания и в первые годы деятельности ГАТТ — организации, призванной, как известно, обеспечить либерализацию мировой торговли, — эти страны договорились, что их аграрный сектор остается в основном за пределами ее компетенции. Во всех иных серьезных ситуациях, когда национальные интересы и/или национальные законодательства приходили в противоречие с международными торговыми нормами, эти государства, как правило, находили возможности для компромиссного решения. В результате за рамки «свободной» (все с теми же оговорками) международной торговли было выведено немалое число товаров и отраслей. Многие из них получили государственную поддержку в виде торговых ограничений либо субсидий, но лишь на сравнительно небольшой срок, который необходим отечественным фирмам для структурной перестройки и приспособления ктребованиям мирового рынка, а потом вновь вступили в открытую конкурентную борьбу — это так называемый воспитательный протекционизм. Другие все еще находятся под защитой государства.

Самая защищенная отрасль — сельское хозяйство. Помимо щедрого субсидирования производства, в том числе в странах с очень благоприятными климатическими условиями для развития этой сферы экономики, в довольно широких масштабах ограничивается импорт и дотируется экспорт сельскохозяйственных товаров (табл. 8.3).

Таблица 8.3. Структура внутренней поддержки сельского хозяйства, %

К мерам «зеленой корзины» поддержки национального сельхозпроизводителя по положениям ВТО относится создание государственных продовольственных запасов; прямые выплаты производителям, не связанные с производством сельхозпродукции; страхование; компенсация потерь от стихийных бедствий; выплаты по программам зашиты окружающей среды; выплаты по программам регионального содействия сельхозпроизводителям и др.

К мерам «желтой корзины» относится целевая поддержка сельхозпроизводителей, выплаты из расчета площади сельхозугодий; субсидии на средства производства; льготные кредиты.

К мерам «голубой корзины» относятся меры, поощряющие сокращение сельхозпроизводства (например, в странах ЕС).

Уже более трех десятилетий под опекой государства находятся текстильная и швейная отрасли. На основе соглашений о добровольном квотировании экспортерами своих поставок США ограничивали ввоз продукции этих отрасли из 28 стран, ЕС — из 19, Канада — из 22, Норвегия — из 16, Финляндия — из 7 и Австрия — из 6 стран. Позже от этих ограничений, установленных ЕС, пострадала Россия, несмотря на довольно скромные размеры своих поставок соответствующей продукции.

В привилегированном положении давно находится в Западной Европе черная металлургия, и это уже коснулось интересов России. США, ограждая своих производителей от демпинга и субсидируемого экспорта, до 1993 г. практиковали ограничение импорта черных металлов и проката на основе все тех же добровольных обязательств, полученных ими от 17 стран, а с 1993 г., когда эта система была отменена, они ввели антидемпинговые и компенсационные пошлины на ввоз этих товаров примерно из такого же количества стран. Изменилась, таким образом, только форма защиты, а не ее суть.

В разное время в западных государствах вводились ограничения на импорт легковых автомобилей, нержавеющей стали, станков, самолетов, бытовой электроники, химических товаров, обуви, кожаных изделий.

Компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования применяются к тем импортным товарам, производство и экспорт которых субсидируются государством-экспортером, поскольку этот вид пошлин нейтрализует экспортные субсидии. Среди мер нетарифного регулирования фигурируют и валютно-финансовые ограничения, связанные с валютным контролем и регулированием платежного баланса. Ограничению способствуют также дополнительные (помимо пошлин) налоги на импорт и импортные депозиты. Импортные депозиты - это форма залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара в размере части его стоимости.

Демпинг

Распространенной формой конкурентной борьбы на является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может быть, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует свой доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается того же результата путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынков путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Антидемпинговые меры сводятся к взиманию с экспортера компенсации за ущерб национальной промышленности и производителю, обычно в пользу последнего, часто в виде дополнительной пошлины. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой, или стоимостный, и экономический ущерб.

Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально. Такая пошлина назначается не автоматически: она взимается только после расследования на предмет подтверждения факта демпинга и, что важно, — выявления экономического ущерба предпринимателю импортирующей страны.

Временные антидемпинговые пошлины являются своего рода предупреждением о возможности принятия более суровых мер в отношении экспортера. Постоянные выглядят наиболее серьезной мерой, применение которой приводит к значительным потерям экспортера, а возможно, и к его полному уходу с рынка.

Наряду с перечисленными антидемпинговыми мерами используется и такая, когда экспортер принимает на себя обязательство по соблюдению минимального уровня цен («нормальной стоимости») или по ограничению количества поставляемого товара.

Однако проблема антидемпинговых мер в мировой практике продолжает оставаться довольно сложной, а способы борьбы — недостаточно эффективными. Так, среди десятков антидемпинговых и компенсационных исков, предъявляемых ежегодно в Министерство торговли США и Международную торговую комиссию, имеют место дела о несообразных приговорах, о правилах, которые легко обойти, о бездеятельности органов в реализации решений. Это приводит к нежелательным экономическим последствиям. Например, Мексика, не создавшая собственной телевизионной технологии, долгое время поставляла на американский рынок 70% импортируемых телевизоров по заниженным ценам только потому, что она обошла таможенные пошлины на цветные кинескопы, введенные США для борьбы с демпингом товаров из Японии, Кореи, Сингапура и Канады.

Претензии со стороны западных государств к виновникам демпинга таят большую угрозу, прежде всего введением количественных ограничений в отношении таких экспортеров.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции. К их числу относится торговое эмбарго - введение государством запрета на ввоз в какую- либо страну или вывоз из нее товаров, причем, как правило, по политическим мотивам. Но экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут носить и коллективный характер, например когда они вводятся по решению ООН.