Виды парковых дорожек. Презентация на тему: "Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий". Виды садово-парковых площадок

Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают 10-20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300 - 400 м на 1 га.

Технология устройства дорожек и площадок .

При устройстве садово-парковых дорожек и площадок с различными типами покрытий соблюдается ряд общестроительных норм и правил.

Сначала вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки с применением геодезических инструментов и приборов.

Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа. В дальнейшем проводится комплекс земляных работ по вырезке "корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами.

После подготовки дорожного полотна и корыта для площадок вновь необходимо проверить продольные уклоны поверхности.

Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом.

Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем.

Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания.

Поверхность полотна уплотняется моторными катками. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности.

Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта.

Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа.

Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классывзависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:

1класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Конструкция этого типа дорог должна быть очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов.

2 класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены для соединения различных узлов объекта и более равномерного распределения посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки.

Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.

3 класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.

4 класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы;

5 класс - дороги для конной езды ;

6 класс - хозяйственные дороги и проезды;

Каждому классу дорог соответствуют свои габариты - протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей.

Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок.

Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории:

Площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;

Площадки активного отдыха, семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;

Детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;

Спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;

Хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикопа посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.

Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.

Типы покрытий для дорожек и площадок

Покрытия из бетонных плиток. Покрытие дорожек и площадок из бетонных плит - одно из наиболее распространенных в садово-парковом строительстве.

Бетонные плиты изготавливаются индустриальным способом в заводских условиях и поэтому являются наиболее дешевым материалом для покрытий дорожек и площадок. Бетонные плитки изготавливаются методами:

Прессования;

Вибропрессования;

Вибропроката;

Вибрирования.

Возможно изготовление плит ручным способом в специальных формах, однако это приводит к удорожанию на 60 % стоимости.

Форма бетонных плиток и их размеры чрезвычайно разнообразны. Их делают по форме квадратными, круглыми, шестигранными, трапециевидными, треугольными, неправильными многогранниками.

Помимо разнообразия форм и размеров плитки изготавливаются разных цветов и оттенков, что достигается введением в бетон красителей или добавок в виде цветных цементов или цветного песка,

Поверхность плиток может быть обработана специальными матрицами, с помощью которых наносится декоративный орнамент. Фактура плиток становится чрезвычайно разнообразной.

Большим разнообразием отличаются плитки с обнаженным заполнителем, в качестве которого применяются галька, гравий различных фракций. Такие плитки изготавливаются на заводах и широко используются в садово-парковом строительстве.

Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей

При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями большое значение придается устройству опорных бровок по границам и контурам.

Бровку устраивают вдоль границ дорожки путем подсыпки валика из растительной земли, Высота валика должна составлять не менее 15 см. Валик земли плотно утрамбовывается, и по его поверхности расстилается лента дерна с наклоном в сторону дорожки или площадки.

Вместо опорной бровки из земли устраивается бордюр, или садовый поребрик, из камня, бетона. На главных дорожках и площадках производится стационарная установка бордюра бортового камня.

После установки бордюра и подготовки полотна по поверхности рассыпается слой щебня. Слой щебня выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки.

Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию.

Освещение территории.

Освещение предназначено для обеспечения безопасного движения пешеходов в вечернее время по дорожкам и аллеям, создавая тем самым комфортные условия для вечерних прогулок.

При освещении парковых территорий следует различать осветительные установки, выполняющие утилитарные и декоративные функции.

Установки утилитарного значения обеспечивают освещение путей передвижения пешеходов.

Установки декоративного значения предназначены для высвечивания сооружений, скульптур, фонтанов, водоёмов, деревьев, кустарников, цветников.

Освещению следует отводить одну из важных ролей в создании ландшафтно-архитектурного облика вечернего парка. При этом все элементы освещения должны быть эстетически привлекательными в дневное время.

При освещении парковых территорий используют разнообразные источники света. Светильники с натриевыми лампами создают освещение золотисто-оранжевого оттенка предмета и создают «тёплые» тона. Светильники с ртутными лампами освещают предметы голубовато-зелёным цветом и создают «холодные» тона.

Для освещения цветников важным является подбор спектрального состава источников света с учётом цветовой гаммы растений. Для освещения деревьев и кустарников используются лампы накаливания в 300, 400, 500 Вт, ртутные лампы в 250 Вт, расположенные на высоте в 1-1,5 м.

Ступени лестниц, участки газонов, цветники, группировки деревьев и кустарников рекомендуется освещать низко расположенными светильниками. Такие светильники могут иметь форму грибов, шаров, цилиндров различной высоты и конфигурации. В дневное время такие светильники играют роль малых архитектурных форм.

Освещение садово-паркового объекта разрабатывается по специальному проекту и создается с помощью системы подведенных к светильникам электрических кабелей, проложенных в траншее.

Выбор источника света основан на экономичности установки и правильной цветопередаче. Опоры для парковых светильников бывают металлическими или железобетонными. Их устанавливают на газонах в одном ряду с деревьями. Осветительную сеть прокладывает, подключает к источнику питания и сдает на включение заказчику специальная строительно-монтажная организация.

Закончив постройку дома, можно приступить к ландшафтным работам по облагораживанию участка. Начинать стоит с устройства одного из самых главных элементов, «скелета» окружающего пространства – пешеходных дорожек. При правильно выбранном направлении дорожек можно сделать акцент на нужных декоративных элементах, сгладить острые углы и, естественно, сделать удобным и комфортным ваше передвижение по саду, дачному участку или мини-парку. Устройство дорожек, точнее, то, какими они будут, должно определяться стилем, который хозяева хотят придать своему участку.

Если ландшафт создается с учетом пожеланий хозяина, то он непременно будет передавать жизненный стиль и личную индивидуальность. Проектирование этих путеводных нитей, соединяющих функциональные зоны участка, должно начинаться на стадии ландшафтного проектирования.

Важные моменты при планировании устройства дорожек

  1. При планировании нужно учесть климат вашего района, а также нужно все знать об особенностях грунта на всех участках, где будет проложена дорожка.
  2. Нужно учитывать, какие нагрузки будет испытывать дорожка по всей ее протяженности. Если нагрузки планируются разные, то и дорожку можно сделать комбинированной.
  3. Немаловажное значение имеет рельеф участка. Например, дорожку, ведущую сквозь сосновый бор, для гармоничности стоит сделать из природных материалов, таких как кора или камень.
  4. Стилистика имеющихся дворовых строений и основного здания должна тоже учитываться.
  5. Не обязательно делать так, чтобы тропинка вела только в самые функционирующие места на вашем участке. Пусть одна ветвь тропинки немного попетляет между деревьями или приведет вас к неприметной беседке, где вы с удовольствием отдохнете от забот и хлопот.

Вернуться к оглавлению

Виды технологий создания дорожек

  1. Жесткие (дорожки) – могут быть выполнены из тротуарных плиток, натурального камня или монолитного бетона.
  2. Мягкие – выполненные из щебня, гравия, отсева и даже коры деревьев.
  3. Комбинированные – здесь могут сочетаться самые различные материалы, самое главное – правильно выполнить переходы от вида к другому.

    Специальные дорожки выполняются из декоративного бетона.

    1. Деревянные покрытия, к которым относятся тротуары из досок, спилов, а также помосты и настилы. Если вы остановитесь на этом варианте, то не забудьте, что материалы нужно обязательно обработать специальными составами, которые предотвратят впитывание влаги и гниение.

    При выборе любого варианта, самое главное, чтобы пешеходная зона, была прочной и безопасной, удобной и гармонично сочетающейся с окружающим пространством. Закончив проектирование и имея на руках чертеж в соответствующем масштабе, можно приступить к разметке, для этого вам понадобятся следующие вещи.

    Инструменты и материалы для разметки и работ:

    Инструменты для укладки дорожки: турбинка с диском по камню, уровень, шнур, правило, кельма, резиновый молоток, щетка, лопата.

    1. Два длинных шнура, каждый из них должен быть равен расчетной длине дорожки.
    2. Колышки.
    3. Рулетка.
    4. Чертеж.
    5. Лопата.
    6. Уровень.
    7. Киянка.
    8. Тачка.
    9. Пустая емкость.

    Произведя разметку, выкопайте по всей длине и ширине дорожки слой дерна. Или просто снимите верхний слой грунта на глубину, равную примерно 15 см. Если нагрузка на нее предполагается большая, то эта цифра должна быть больше, например, для того чтобы она выдерживала вес легкового автомобиля, потребуется глубина в 20 см.

    Основание

    Чтобы улучшить основание, после выравнивания грунта на него укладывают геотекстиль. Затем поверх него насыпается слой песка, который тщательно утрамбовывается и смачивается обычной водой.

    Как вариант, можно уложить 3 слоя основания: 2 слоя песка и между ними щебень не крупной фракции.

    Опалубка

    Для опалубки можно использовать самые обычные доски, самое главное, чтобы они выдерживали давление залитой бетонной смеси. Здесь вам снова понадобятся колышки, можете использовать те же, что использовались при разметке, если они подходят по размеру и прочности.

    Здесь нужно учесть, что при создании крепкой и надежной дорожки, обязателен уклон. Он может быть сделан «горбом», то есть с края на край или только в одну сторону. 1 см на 1 м² для нормального уклона вполне достаточно.

    Чтобы увеличить прочность дорожки, надо делить ее на секции, а потом разделять дорожку деформационными швами. Это увеличит ее прочность, растрескивание дорожки при таких предосторожностях весьма маловероятно.

    Для разделения основания на секции, можно воспользоваться твердым пластиком, или какими-либо подходящими металлическими обрезками. Еще стоит сразу предусмотреть: оставите ли вы разделители в дорожке или после окончания работ займетесь их удалением.

    Если в планах стоит удаление, то, чтобы упростить этот процесс, разделители лучше смазать автомобильной отработкой, силиконовой смазкой или другим подходящим материалом.

    Если вы не планируете , то после укладки и уплотнения основания, вы можете приступить к выкладке отделочного материала. Но для создания более прочной и надежной дорожки, вам нужно выполнить еще несколько действий.

    Вернуться к оглавлению

    Укрепление с помощью армирования

    Устройство дорожек из бетона, делается еще и с дополнительным упрочнением при помощи армирования. Для этого совсем не обязательно упрочнять ее арматурными стержнями или сеткой рабицей, подойдет самый разнообразный материал.

    1. Это может быть проволока, старые водопроводные трубы, куски железа – в общем, все, что годится по размеру и прочности.
    2. При укладке важно соблюдать, чтобы материал для упрочнения, укладывался не на грунт, а на подпорки-фиксаторы, которые можно самостоятельно изготовить из проволоки.

    Кроме того, укладывать арматуру нужно примерно в середину бетонной плиты, а не по краям ее, иначе ваша работа по уплотнению будет бесполезной, вы не добьетесь того результата, который запланировали.

    Если вы не используете укрепление арматурой, то в этом случае вам нужно обязательно увеличить толщину плиты. Устройство дорожки требует использования достаточной марки цемента, в противном случае нагрузки на нее должны быть минимальными.

    Перед залитием бетона, дно опалубки непременно выстелите пленкой для того, чтобы песок не вобрал всю влагу из него. От этого может снизиться качество бетона, а значит, и качество дорожки в целом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий Цель урока: - образовательная: изучение современных материалов для устройства садово-парковых дорожек, использование полученных знаний для дальнейшего применения на практических занятиях -воспитательная: воспитание мотивов труда, вовлечение в активную практическую деятельность; воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира; воспитание культуры учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени

2 слайд

Описание слайда:

Современный ландшафтный дизайн Современный садовый дизайн поражает своим многообразием. Сегодня можно использовать самые различные элементы, чтобы придать ландшафту оригинальность, привлекательность и уют, разделить его на отдельные функциональные зоны. Сделать их своими руками не так сложно, использовать для этого можно даже такие простые материалы, как морская либо речная галька разных оттенков

3 слайд

Описание слайда:

Назначение садово-парковых дорог Садовые дорожки являются главным элементом композиции сада; они создают перспективу, замыкают на себе зрительное восприятие участка, это не только способ передвижения по саду, но и возможность правильно разделить пространство на отдельные зоны, задать определенный тон всему дизайну сада, придать ландшафту больше привлекательности и оригинальности. Делать такие тропинки на территории участка можно из любых материалов, все они отличаются своими особенностями. Рассмотрим, как выполнить устройство садовых дорожек из камня, кирпича, бетона и даже гальки.

4 слайд

Описание слайда:

Назначение садово-парковых дорог Назначение аллей, дорог в парках, садах, скверах - обеспечивать удобные пешеходные связи входов со всеми функциональными зонами, сооружениями, устройствами и отдельными участками, раскрывать при движении эстетические достоинства зеленых насаждений, природного ландшафта.

5 слайд

Описание слайда:

Виды садовых дорожек Дорожки из гравия и песка. Гравийные и песчаные тропинки удобны и эстетичны. Они не создают пыли при ходьбе, но их поверхность придется периодически разравнивать при помощи обычных садовых грабель. Чтобы материал не рассыпался, по периметру тропинок необходимо устроить бордюр из кирпича, камня либо бетона. Основанием для дорожки лучше брать глиняную смесь с песком, которая укладывается на слой гравия малой и средней фракции.

6 слайд

Описание слайда:

Дорожки из булыжника Устройство дорожки из булыжника. Подобные схемы являются одними из самых прочных и надежных. Устройство садовых дорожек из природного булыжника отличается крайней простотой, Основание для тропинки выполняется следующим образом: 1) после разметки снимается слой дерна на требуемую глубину, учитывающую толщину камня и подсыпки; 2) на дно укладывается слой щебня, после чего выполняется подушка из смеси глины и песка, которая позволяет надежно удерживать булыжник на месте, создавая прочную, долговечную основу; 3) камень надо мостить в соответствии с выбранным типом рисунка, но в любом случае такая дорожка будет выглядеть элегантно и стильно.

7 слайд

Описание слайда:

Дорожки из натурального природного камня Тропинка из натурального камня выглядит весьма привлекательно и стильно. Использоваться для этого могут большие и малые плиты из тесанного гранита и мрамора, брусчатка и даже галька разных оттенков.

8 слайд

Описание слайда:

Процесс укладки тропинки из камня может осуществляться различными методами. Первый вариант Большие и массивные плиты из камня укладываются на песчаную подушку, предварительно выровненную и утрамбованную. Щели между плитами могут заполняться при помощи песка либо оставляться незаполненными. Все зависит от того, какой внешний вид требуется. Сегодня популярны дорожки, которые максимально приближены к природе. После выполнения разметки, необходимо снимать слой дерна такой глубины, которые имеют плиты из камня. На дно основания насыпается песок, плиты после укладки должны примерно на половину утапливаться в почву. Внешний вид такой тропинки очень привлекателен, плиты словно разбросаны среди яркой зеленой травы либо желтого песка. Второй вариант подходит для устройства тропинки из натуральной гальки. В данном случае камень скрепляется при помощи бетонного раствора. В результате получаются необычные, оригинальные дорожки, часто напоминающие каменные ручейки, петляющие среди растений сада. Подобные площадки после укладки могут напоминать красочные панно с изображениями животных и растений либо роскошные восточные ковры.

9 слайд

Описание слайда:

Процесс укладки тропинки из камня После выполнения разметки, необходимо снимать слой дерна такой глубины, которые имеют плиты из камня. Большие и массивные плиты из камня укладываются на песчаную подушку, предварительно выровненную и утрамбованную.

10 слайд

Описание слайда:

Процесс укладки тропинки из камня На дно основания расстилается геотекстиль, насыпается песок. Плиты после укладки должны примерно на половину утапливаться в почву. Внешний вид такой тропинки очень привлекателен, плиты словно разбросаны среди яркой зеленой травы либо желтого песка.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Процесс укладки тропинки из камня Щели между плитами могут заполняться при помощи песка либо оставляться незаполненными. Все зависит от того, какой внешний вид требуется. Сегодня популярны дорожки, которые максимально приближены к природе.

13 слайд

Описание слайда:

Дорожка из бетонных монолитных плит Одним из вариантов сооружения дорожки на даче является использование бетонных плит. Самый простой вариант - это применение больших монолитных железобетонных плит. Но такая дорожка не очень привлекательна, использоваться она может на хоздворе и около въезда.

14 слайд

Описание слайда:

Сооружение тропинки для сада из привлекательной бетонной плитки более востребовано. Такая плитка внешне может имитировать поверхность натуральной брусчатки, кирпича и камня, но своими руками можно сделать оригинальные и красивые изделия, благодаря которым тропинка станет настоящей изюминкой всего ландшафтного дизайна.

15 слайд

Описание слайда:

процесс производства привлекательной бетонной плитки Изготовить плитку можно, используя силиконовые формы и бетонный раствор. 1). Необходимо приготовить формы для плитки Для бетонного раствора надо взять песок, цемент, красители для бетона (плитка станет очень яркой и красивой). 2). Все компоненты смешиваются, после чего формы заполняются бетонной массой. Будущие изделия надо оставить для высыхания в помещении, надежно защищенном от солнца и осадков. 3). После того как плитка высохнет, она вынимается из форм, оставляется до полного набора прочности (примерно три-четыре недели). 4). Пока плитка для мощения дорожки высыхает, надо разметить место для работы, снять плодородный слой почвы. Укладка плитки осуществляется так: 1). насыпается слой очищенного песка, смачивается водой и уплотняется. 2). плитка выкладывается необходимым образом, 3). после мощения все щели заполняются песком, можно окрашенным при помощи пигментов. Дорожка готова! При мощении надо следить, чтобы поверхность была строго горизонтальной, не наблюдались бугры и выступы, плитка шла ровно.

16 слайд

Описание слайда:

Садовая дорожка из цветной гальки- необычный способ создания садовых тропинок, которые напоминают яркие восточные ковры Для подготовки можно брать мелкую или крупную гальку, цвет ее может быть разным, сегодня популярны дорожки с контрастными оттенками. Отсев должен быть тщательным, так как от него зависит аккуратность рисунка. Для устройства дорожки нам понадобится: Сама галька выбранного цвета в расчетном количестве Расходные материалы для подготовки основания: для замешивания бетонного раствора можно использовать пропорцию 1:4. Для замеса берется очищенный песок и цемент. Доски для сборки шаблона дорожки. Ширина такой доски должна составлять 30 см, а высота - 5 см. Крепиться такая рама будет при помощи обычных гвоздей. Инструменты для работы: лопата; ведро; мастерок; жесткая сетка, металлическая армированная сетка, размеры которой должны быть примерно на один см меньше, чем будущий размер шаблона для дорожки.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Разметка территории Начинать работы по созданию дорожки на даче необходимо с разметки территории. Самый простой вариант - это устройство прямой тропинки, для которой будет намного проще создать шаблон. Разметка - это установка по краям будущей тропинки деревянных колышков, между которыми будет натянута обычная веревка. Этапы укладки дорожки из гальки. 1). Снимаем слой плодородной почвы. Делать это необходимо из-за того, что трава, прорастая через гальку, может испортить рисунок, сделав дорожку малоразличимой и не очень привлекательной. 2). После этого, следует на дно насыпать два-три слоя просеянного песка. Каждый слой после укладки утрамбовывается и выравнивается, он послужит надежным основанием перед нанесением бетонного раствора. Сам песок рекомендуется засыпать после того, как будет собран шаблон из доски. Это позволит не только сделать заливку раствором более качественной, но и сохранить в точности контуры дорожки. Сама опалубка разбирается после того, как раствор схватится, после чего бетон будет сохнуть дальше.

Парковые дороги, аллеи и площадки в ландшафтном дизайне

При проектировании ландшафтного дизайна парка необходимо представлять размещение основных и второстепенных дорог, площадок, определять их взаимосвязи. Дорожная сеть обеспечивает связь входов в парк с функциональными зонами и площадками ландшафтной композиции. Как показывает опыт создания ландшафтного дизайна парков, в балансе территории городского парка дороги и аллеи, как правило, составляют 8…15%, площадки - 5…10% (до 20%). Густая сеть дорог не способствует ориентации на парковой территории, навязывает измельченность композиции ландшафтного дизайна, ухудшает состояние зеленых насаждений. Расчет размеров аллейной дорожной и тропиночной сети в многофункциональных парках, назначение и рекомендации по благоустройству приведены в табл. 1.

Таблица 1

Организация дорожной сети в парках

Типы парковых аллей и дорог

Ширина, м, при расчетной полосе движения человека 0,75 м

Назначение

Основные пешеходные аллеи и дороги

6,00…10,00 и более

Соединение входов, основных зон между собой. Интенсивность движения 300 чел./ч

Покрытие твердое, с обрамлением бортовым камнем, с устройством водоотвода; допускаются разделительные полосы по оси шириной 2…3 м, через каждые 25…30 м - проходы. Обрезка ветвей близко расположенных деревьев на высоту 2,5 м.

Второстепенные аллеи и дороги

3,00…4,50

Соединение второстепенных входов и отдельных узлов парка. Интенсивность движения - до 300 чел./ч

Покрытие из плитки или асфальтобетона, спецсмеси, окаймление - садовый борт. Обрезка ветвей деревьев на высоте 2,0…2,5 м. Водоотвод в виде лотков. Цветочные бордюры по границам

Дополнительные пешеходные дороги

1,50…2,50

Подход к отдельным сооружениям. Интенсивность движения - до 100 чел./ч

Трассировка свободная, покрытие «мягкое» из спецсмесей, продольный уклон допускается до 0,08, повороты фиксируются группировками растений

Тропы

0,75…1,00

Дополнительная сеть дорожек для прогулок

Трассировка по склонам, через балки, овраги, ручьи; покрытие грунтовое

Велосипедные дорожки

1,50…2,25

Прогулки на велосипедах

Трассировка замкнутая (кольца, восьмерки). Покрытие твердое. Обрезка ветвей деревьев на высоте 2,5 м. Рекомендуется пункт обслуживания

Дороги для конной езды

4,00…6,00

Прогулки верхом, в экипажах, в санях

Покрытие грунтовое улучшенное, обрезка ветвей у деревьев на высоте 4 м. Продольные уклоны - не более 0,06

Автомобильная дорога

4,50…7,00

Прогулки в автомобилях (в больших парках). Допускается проезд эксплуатационного транспорта

Трассировка по периферии парка изолированно от пешеходного движения. Продольный уклон - не более 0,07. Максимальная скорость движения - 40 км/ч. Радиусы закругления - не менее 15 м. Покрытие -асфальтобетон, гравий.

При проектировании ландшафтного дизайна следует учитывать, что по основным и второстепенным аллеям и дорогам проезд транспорта может допускаться со строгим соблюдением правил безопасности движения. При проектировании дорог следует учитывать, что в ширину пешеходных аллей включаются зоны пешеходного движения, лотки, полосы и запады для установки скамеек. Устройство разделительных озеленяемых полос устраивают, как правило, при ширине аллеи 10…12 м. Дороги имеют как утилитарное, так и декоративное назначение, являются визуальными, направляющими осями парка, позволяющими воспринимать отдельные парковые картины ландшафтного дизайна в задуманной последовательности. По санитарно-техническим требованиям покрытие дорог должно быть ровным, удобным для передвижения, не ярким по цвету, сочетаемым с окружением и не пыльным. Используются покрытия из асфальтобетона (хозяйственные дороги и др.); из плиток; покрытия, стабилизированные известью, высевами гранитного щебня; из гравия; синтетические экологически чистые покрытия (типа «Геопласт»); травяные покрытия и др. Покрытия в парке должны положительно влиять на развитие растений. Плиточное покрытие способствует доступу воздуха, упрощает ремонт дорог (размеры плит - 50х50, 30х30 см и другие, толщина - 3,5…7,0 см; зазоры между плитками - 2…3 см). Меняя цвет, размер, рисунок укладки плиток, интервалы между ними, можно добиться разнообразия и придать определенную привлекательность дорожной сети и ландшафтному дизайну парка в целом.

При проектировании ландшафтного дизайна следует помнить, что начертание дорог, их плавные, повороты, без лишних искривлений, не обоснованных функциональным назначением, в сочетании с растениями являются элементом окружающего ландшафта, украшающим парковый ландшафтный дизайн. При проектировании ландшафтного дизайна парка большое значение следует придавать площадкам различного назначения. Типы парковых площадок и их примерные параметры приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Типы парковых площадок и их примерные параметры

Типы площадок

Площадь, м 2

общая

минимальная на одного посетителя

Разгрузочные площадки при входах в парк

С учетом пропускной способности примыкающих дорог и аллей

Площадка для отдыха (чтение и настольные игры, созерцательный отдых):

малые (на 1…2 чел.)

средние (на 3…5 чел.)

большие (на 6…15 чел.)

5…15

20…20

60…200

10,0

Лужайки (чтение, отдых в шезлонгах, игры):

малые

средние

большие

250…450

500…900

1000…12000

25,0

30,0

40,0

Видовые площадки

10…150

40,0

Для культурно-массовых мероприятий (лекции, концерты)

По проекту

По проекту

Танцевальные

150…500

Детские игровые

для детей до 3 лет (песочница, игры)

для детей от 4 до 5 лет (подвижные игры)

для детей от 6 до 12…14 лет (спорт)

10…100

120…300

500…2000

10,0

Спортивно-игровые (от одиночных до массовых):

для детей от 10…12 до 15 лет

для молодежи и взрослых

150…7000

100…7000

10,0

10,0

Автостоянки для посетителей парка следует размещать за пределами его территории, но не далее 400 м от входа в парк. Автостоянки проектируются из расчета 5…7 машиномест на 100 единовременных посетителей. Площади, м 2 , земельных участков автостоянок на одно место принимают:

Для легковых автомобилей……………………………………………………………………25

Для автобусов…………………………………………………………………………………40

Для велосипедов………………………………………………………………………………0,9

В указанные площади не входит площадь подъездов и разделительных полос, в которых размещаются зеленые насаждения в виде живых изгородей из устойчивых кустарников.

Спортивные площадки в парках проектируют в соответствии со СНиП ч. 11-2001 «Спортивные сооружения».

Многофункциональные парки активно используются и в зимнее время. С этой целью учреждения круглогодичного использования, такие как культурно-просветительские и зрелищные, рекомендуется размещать вблизи входов в парк. Расстояния между входами в крупные парки, как правило, следует принимать 500 м. В крупных (площадью более 100 га) парках необходима организация цветочно-оранжерейного хозяйства.


Назначение аллей, дорог в парках, садах, скверах - обеспечивать удобные пешеходные связи входов со всеми функциональными зонами, сооружениями, устройствами и отдельными участками, раскрывать при движении эстетические достоинства зеленых насаждений, природного ландшафта.

Прямолинейные аллеи придают участку торжественность, извилистые дорожки уместны при организации прогулочных маршрутов с видовыми точками, аллеи, проложенные по кратчайшему пути, связывают объекты. Дорожки нередко прокладывают по существующим тропам.

В общем балансе территории парка под дороги и аллеи отводится 8-15 %, площадки - 5-10 %, за городом - соответственно 2-4 % и 1-2 %. Их относительная протяженность принимается в городе 300-400 м/га, за городом 50-100 м/га. В спортивных парках эти нормативы возрастают.

Основные пешеходные аллеи и дороги соединяют главные входы с наиболее посещаемыми объектами, связывают функциональные зоны между собой. Проектируемая ширина 5-50 м с продольным уклоном до 40 % и обеспечением пропуска до 600 чел/ч. Предусматривается проезд внутрипаркового транспорта.

Второстепенные пешеходные аллеи и дороги служат внутризонным связям, соединяют второстепенные входы с объектами притяжения, распределяют посетителей по территории. Проектируемая ширина 3-12 м с продольным уклоном до 60 % и пешеходным движением с интенсивностью до 300 чел/ч. Возможен проезд транспорта.

Дополнительные пешеходные дороги и тропы ведут к отдельным парковым устройствам. Проектируют их шириной 0,75-3 м с продольным уклоном до 80 % и пешеходным движением с малой интенсивностью.

Велосипедные дорожки для прогулок проектируются шириной 1,5- 2,5 м с продольным уклоном не более 50 %, поперечным 15-25 %.

Дороги для прогулок верхом, в экипажах и санях проектируются шириной 2,5-6,5 м, продольным уклоном до 60 % и улучшенным грунтовым покрытием.

Автостоянки проектируют из расчета 2-3 машиноместа на 100 единовременных посетителей парка на первую очередь и 5-7 на расчетный срок. У лесопарков, соответственно, 2-4 и 7-10 машиномест. Автостоянки расчленяют зелеными насаждениями на сектора.

Планировка парковых аллей и дорог: а, б - основные пешеходные аллеи; в - набережная аллея; г - пересечение аллеи с велодорожкой; д - конная дорога и тропа; 1 - основная полоса движения главной дороги; 2 - дополнительная полоса движения; 3 - второстепенная дорога; 4 - дополнительная дорога или тропа; 5 - велосипедная дорожка; 6 - дорога для конной езды; 7 - цветник; 8 - газон; 9 - насаждения


Примеры примыкания дорожек. 1 - зона вытаптывания

Внутрипарковый пассажирский транспорт (экипажи с электродвигателями, подвесные канатные и монорельсовые дороги, фуникулеры, лифты-подъемники, движущиеся тротуары, узкоколейные железные дороги) создается в парках площадью свыше 300 га, а при сложном рельефе - более 100 га. Он одновременно может использоваться для осмотра достопримечательностей и служить в качестве аттракциона. Для канатных дорог наибольший продольный уклон 80 %, скорость движения до 14 км/ч, провоз в одном направлении до 1200 чел/ч. Скорость движения на монорельсовых дорогах 10-40 км/ч, а пропускная способность 20-25 тыс. чел/ч.

Ширина парковых аллей зависит от количества посетителей и принимается кратной 0,75 м - ширине одной полосы движения. ЦНИИП градостроительства рекомендует принимать пропускную способность пешеходной полосы шириной 1 м не выше 400 чел/ч, что обеспечивает комфортность и непрерывность движения посетителей. Для проведения наиболее массовых мероприятий ширину главной аллеи увеличивают за счет боковых газонных полос, допускающих разовые нагрузки. При формировании главной аллеи из трех пешеходных полос ширину средней полосы следует принимать с коэффициентом 0,8 от суммы крайних.

В крупных парках главную аллею проектируют в виде эспланады шириной 25-50 м, имеющей прямолинейное или криволинейное очертание с большим радиусом поворотов. При прохождении участков со сложным рельефом эспланада расчленяется на аллеи. Эспланада, проложенная вдоль водоема, должна следовать береговой линии и иметь асимметричный профиль. Озеленение проводится так, чтобы средняя полоса была освещена, на крайних чередовались освещенные и затененные участки, а прогулочная дорожка затенялась и защищалась от ветра.

В лечебно-оздоровительных парках прокладываются терренкуры - специальные пешеходные дороги для лечения дозированной ходьбой. По трудности такие дороги подразделяются на легкие участки длиной 500-600 м без подъема; средние - длиной 1500- 2000 м с подъемом 50-100 %, трудные - длиной 3000-3500 м с подъемом 100- 150 % и круче. Подъемы чередуют с горизонтальными участками, площадки для отдыха со скамейками размещают на коротких маршрутах через 30-50 м, на длинных - через 100- 200 м.

Радиусы закруглений при пересечениях и примыканиях дорог и аллей принимают не менее половины ширины основной дороги, а для проездов не менее 7 м. При устройстве перекрестков углы сглаживают по линии естественного движения пешеходов для предотвращения вытаптывания. В случаях соединения в одном узле нескольких дорожек, места их примыкания расширяют.

Должно быть прочным, устойчивым к атмосферным воздействиям и нагрузкам, обеспечивать отвод поверхностных, ливневых, талых вод и быть удобным в эксплуатации. Покрытие предназначается для пешеходов, поэтому оно должно быть ровным, но не скользким. Важная роль в создании гармоничных ландшафтных композиций отводится декоративным характеристикам покрытий, которые выбирают исходя из назначения участка, особенностей ландшафта и архитектурно-планировочного решения территории. Существующая классификация покрытий основана на характере применения и материале. Тип покрытий должен соответствовать назначению, санитарно-гигиеническим, эстетическим и экономическим требованиям.

Покрытия бывают сплошные, панельные и плиточные. Сплошные покрытия подразделяются на, грунтовые, из щебня или гравия и асфальтовые. Грунтовые покрытия самые несовершенные. В практике строительства садово-парковых аллей и дорог используют улучшенные грунтовые покрытия - цементно-грунтовые, известково-грунтовые и песчано-гравийные. Щебеночные более прочные. Щебенку покрывают слоем мелкой просеянной крошки (кирпичной, гранитной, туфа) и укатывают ее катками. Получаемые цветные яркие покрытия хорошо сочетаются с зеленью, но в ветреную жаркую погоду пылят, в сырую - размокают и уносятся потоками воды, особенно на склонах, зарастают травой.

В прибрежных городах для покрытия дорожек используют речную или морскую гальку. Под покрытие целесообразно уложить 1-2 слоя полиэтиленовой пленки, толя, рубероида, что избавит от сорняков. Галька - прекрасный фон для декоративных растений: ковровых, стелющихся, хвойных и лиственных кустарников, плющей. Асфальтовые покрытия долговечнее, но нагретые солнцем они размягчаются, излучают даже вечером тепло, имеют невысокие художественно-декоративные качества. После каждого вскрытия поверхности остаются следы.


Покрытия: 1 - монолитные бетонные покрытия; 2 - покрытия из естественного камня; 3 - кирпичные покрытия (а, б - вперевязку; в - плетенка; г - сетка; е - елочка); 4 - покрытие из дерева; 5 - покрытия из бетонных плит (а - без разрыва; б - с разрывом); 6 - укладка плит на углах и поворотах

Панельное бетонное покрытие бывает сборным и монолитным, может иметь различную форму с криволинейными или прямолинейными очертаниями и разные размеры. Для крупных плит (например, 1,5x1,5; 1,0x2,0 м) требуются механизмы для укладки на заранее подготовленную основу. За счет вводимых в бетон заполнителей достигается разнообразие фактуры, рисунка, цвета покрытия, повышаются его декоративные качества. Монолитные бетонные покрытия изготовляются на месте по уплотненному щебню. Они могут иметь рисунок за счет искусственных швов, которые необходимы и для погашения температурных изменений. Применяются вставки из гальки, щебня, гравия или ковровых растений.

Покрытия из естественного камня прочны и красивы, они сохраняют декоративность в течение десятилетий, их широко используют для создания интересных композиций при благоустройстве вокруг памятников, фонтанов и т. д. Для этих целей применяют плиты из твердых пород (гранит, гнейс, базальт) или из мягких, осадочных (песчаных, туф, известняк-ракушечник). В южных районах из осколков полированных мраморных плит делают наборные мозаичные плиты правильной геометрической формы.

Камень используют, учитывая его архитектурную выразительность и цвет. Разнообразные по величине и форме каменные плиты создают живописный рисунок на фоне зеленого ковра. Из каменных шашек кубической формы размером 3-7 см создают мозаичные покрытия. Шашки укладывают на песчаное основание толщиной 6-8 см. Образовавшиеся швы заполняют песком. Такие покрытия с успехом используются на дорожках со значительным уклоном. Мелкая каменная шашка применяется и при устройстве покрытий из бетонных плит для заполнения неровностей по периметру мощения, на поворотах и в швах, у водоприемных колодцев, лестниц. В дорожках из естественного камня неправильной формы швы заливаются раствором, заполняются галькой, гравием или растительной землей.

Покрытия из кирпича-клинкера. Кирпичи укладываются клеткой, елочкой, плашмя или на ребро на песчаное основание толщиной 5-10 см, которому придается небольшой уклон для стока воды с поверхности замощения. Кирпичи при укладке утрамбовывают, а швы между ними заполняют песком.

Покрытие из дерева живописно, но недолговечно, быстро загрязняется и не поддается очистке. Его можно рекомендовать для малопосещаемых участков зеленых насаждений или для декоративных целей. Деревянные покрытия распространены в городах, расположенных в лесных районах, где для этих, целей используют отходы деловой древесины. Применяют кругляк твердых пород, не поддающихся гниению (чаще хвойных), нарезанный на равные по высоте 12-16 см цилиндры диаметром 10-50 см, из которых и набирают мозаичное покрытие. Геометрический узор можно получить, используя квадратные, прямоугольные, шестиугольные шашки. Швы заполняют растительным грунтом и песком.

Бетонные, штучные плитки заводского изготовления прочны и гигиеничны, являются наиболее эффективным покрытием при благоустройстве территорий зеленых насаждений. Они разнообразны по форме (квадратные, прямоугольные, шестигранные, круглые и т. д.), цвету и фактуре. Прочность достигается за счет высоких марок цемента, хорошей смеси бетона и уплотнения. Плитку укладывают на песчаную подушку (для супесчаных грунтов 14-16 см, на водонепроницаемых грунтах до 25 см), а при слабых грунтах - на щебеночное или гравийное основание с уклоном для стока воды.

Наиболее употребляемые размеры плиток для пешеходных дорожек, см: 20x20; 25x25; 30x30; 40x40; 50x50; 75x75; 20x40; 40x60; 25x50; 50x75; шестигранные плиты с размером сторон от 20 до 50 см, круглые плиты диаметром до 50 см. Толщина плиток - в пределах 4-8 см, а для проезжей части 15-20 см. Широко применяются бетонные плитки с шероховатой, рифленой поверхностью, с обнаженным заполнением (галькой, гравием различных фракций) и из песчаного или силикатного мелкозернистых бетонов. Плитки укладывают вплотную (со швами 6-10 мм) или с промежутками не менее 5 см, которые можно заливать бетонным раствором, засыпать гравием, галькой, песком или заполнять растительной землей.

Монотонность и однообразие мощения нарушают устройством зеленых островков, вкраплением плит, отличающихся по цвету или фактуре, а также из других материалов. Большему разнообразию рисунка способствует и применение прямоугольных плит с соотношением сторон 1:2, интересны комбинации из разноразмерных плит, кладка без сплошных долевых и крестообразных швов. Начинают мощение от сооружения с параллельными или перпендикулярными фасаду швами. На поворотах стыках дорожек используют трапециевидные, конические, треугольные плиты или пользуются приемом «пилообразного» мощения по краю.

Из плиток быстро и легко составляют прямолинейные или криволинейные дорожки любого рисунка, требуемых габаритов в один или несколько рядов. При необходимости изменить направления их можно легко перенести на новое место.

В местах с интенсивным движением пешеходов поверхность лунок деревьев покрывают галькой, которая способствует проникновению в почву воздуха и воды.

Сборные бетонно-газонные покрытия улучшают гигиенические и декоративные свойства покрытия. На них не задерживается вода, они не пылят, не перегреваются на солнце. Травяной покров в промежутках между плитами и в пустых ячейках снижает температуру воздуха и повышает его влажность. Включением газона в покрытие достигается объединение дорожки с окружающим ландшафтом, создается гармоничная естественная композиция.

В покрытии «пасс-пье» плиты кладут на газоне с разрывами, соответствующими шагу человека. Круглые плиты, уложенные в два ряда шахматно, называют «слоновой» тропой.

Получили распространение керамические плитки (20x20 см) толщиной 1,5 см, из которых создают прочные декоративные покрытия. За рубежом применяют покрытия из цветного асфальта, пластмасс, резиновых плиток.

Находят широкое применение декоративные покрытия, включающие несколько материалов: бетонные плиты в сочетании с гравием, галькой, булыжником, брусчаткой, плитами из естественного камня, деревом, кирпичом; монолитный бетон с гравийным покрытием, кирпичом, естественным камнем, плитами. В этих случаях конструкция дорожки должна быть по возможности однородна для облегчения выполнения.

Для отвода поверхностных вод с дорожек организуется система водоотвода. При открытой системе вода отводится лотками. Закрытая система устраивается при высоком уровне благоустройства территории или в том случае, если открытый водоотвод не может защитить покрытие от размыва. Чем совершеннее материалы покрытия, тем легче сток воды.

Для покрытий из бетона, асфальта, плиток поперечный уклон принимается 0,015-0,02, для покрытий из мелкого щебня - 0,03-0,06. Дорожки устраивают с выпуклым двускатным или односкатным профилем. Продольный уклон принимается от 0,5 до 5-6 %. В центральных районах дорожки устраивают на одном уровне с окружающей территорией и созданием по их границам открытых лотков.

Бортовые камни укладывают на одном уровне с пешеходной частью или с приподнятой над примыкающими к ней участками на 10-12 см. Покрытия из плит и естественного камня без бортовых камней усиливают связь с озелененной территорией. В южных районах дорожки делают несколько выше окружающей территории и без лотков. Вода отводится на газоны.

Для парковых дорог с интенсивным движением нижнее основание (10-15 см) делают из щебня, гравия, кирпичного боя. На песчаных грунтах для этих целей применяют крупнозернистый песок. На влажных местах устраивают дренаж до 10 см (мелкий гравий, шлак, песок). Выравнивающий слой для этого типа дорожек делают из песка, стабилизированного цементом 10 %. Швы также заполняют песком и заливают цементным раствором. На дорожках, прогулочных тропинках с незначительной нагрузкой плиты укладывают на песчаный слой. Толщина плит при этом больше, чем для покрытий с прочным основанием. Швы заделывают песком. На влажных почвах под песчаный слой насыпают 5-10 см мелкого гравия, шлака или щебня.