Какие бывают внеклассные мероприятия в школе. Формы внеклассной работы с младшими школьниками

Классный час - одна из наиболее распространённых форм организации фронтальной воспитательной работы, способствующих формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного часа следует алгоритму , позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

1.Определение целей и задач.

2.Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.

3.Создание психологического контроля

4.Предварительная подготовка

5.Проведение самого мероприятия

6.Педагогический анализ мероприятия

Обсуждаемый вместе с учащимися

Обсуждаемый взрослыми участниками

Направления классных часов :

1.Гражданско-патриотическое воспитание

2.Нравственное воспитание

3.Правовое воспитание

4.Физическое и умственное развитие личности

Основные компоненты классного часа:

1.Целевой - целевые установки должны быть связаны прежде всего с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением его уникального образа жизни.

3.Организационно-деятельный -обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Предлагается активное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

4.Оценочно-аналитический -в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка.

Формы классного часа :

Гостиная - одна из форм культурно - досугового общения. Гостиные бывают театральные, музыкальные, литературные. В формате гостиной могут проводиться встречи с интересными людьми, вечера-воспоминания об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателях, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной.

Салон - это вечер для узкого круга лиц, объединённых общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времён. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в устной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях.

Методы проведения салона: костюмированный вечер; вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

Лекторий – продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике.

Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекториев, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие.

Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 месяцев вперёд. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 месяца до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.

Конкурс

Конкурсные программы - это соревнования в каком-либо виде человеческой деятельности.

Тема 3.Организация коллективного планирования в классе. Виды планов воспитательной работы .

Воспитательная работа-работа творческая. Успех её во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников.

План-это заранее намеченная система мероприятий. предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

План-это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Форма плана может быть самой различной, составить его можно на четверть, полугодие, год.

В практике известны два основных вида плана: перспективный и календарный . Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся. Цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (экономическое, политическое, нравственное, правовое, эстетическое, физическое и т.д.). Для повседневной работы такой план неудобен, поэтому используют календарный план-сетку.

Алгоритм составления перспективного плана воспитательной работы КР

Приступая к планированию, необходимо:

1.Ознакомиться с государственными документами, определяющими задачи школы.

2.Изучить методическую и педагогическую литературу.

3.Ознакомиться с планом ВР школы.

4.Изучить опыт лучших классных руководителей.

5.Определить основные задачи воспитания.

6.Определить основные виды деятельности и формы работы с классом.

Структура перспективного плана

1.Характеристика класса (общие сведения, успеваемость, состояние дисциплины, краткая характеристика коллектива, актива).



2. Воспитательные задачи, соответствующие возрасту и характеристике данного класса.

3.Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий)

4.Работа с психологом и социальным педагогом школы.

5.Работа с родителями учащихся.

План работы педагога с родителями на четверть

План работы детского коллектива на полугодие

Задание : Используя календарь знаменательных дат, составьте план воспитательной

работы на (четверть)

ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Форма воспитательной работы, по определению Е.В. Титовой - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Однако практика работы показывает, что в личной практике воспитателя преобладает, как правило, какой-то один тип форм, в то время как другие применяются крайне редко или совсем не применяются.

Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

M ероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;

Когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;

- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).

Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:

Дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа - посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т.д.;

Творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;

Коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи» (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М:, Педагогика, 1989).

Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:

- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

Эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Третьим типом форм воспитательной работы является игра . Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и меро­приятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, ша­рад, настольных и подвижных игр и т.д.).

Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии са­мих воспитанников.

К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная деятельность, то игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия - Игры - Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КУРАТОРСКИХ И КЛАССНЫХ ЧАСОВ

«Информ-дайджест» - еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый студент, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали-отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у студентов о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между студентами в группе, затем подбирается материал, и готовятся выступления.

«Информация +» - это ознакомление студентов с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме: внутренняя и внешняя политика страны; тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта. «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

Тематический информационный час - более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого - выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников (см. ниже «Формы проведения тематических информационных часов»).

каждого студента по наиболее заинтересовавшему его событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Важнейшее требование - актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе со студентами. Необходимо использовать наиболее действенные формы и методы подачи информации.

По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяю­щие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные зада­ния для студентов, уточняется порядок проведения тематического информаци­онного часа.

В роли ведущего может выступать как сам преподаватель, так и один из студентов (в зависимости от темы и формы проведения), лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех студентов в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике, при­сутствия компетентных гостей. Очень важно также научить студентов самостоятельно выделять главное в предлагаемом материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире - повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей.

Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь государства.

Формы проведения тематических информационных часов

«Беседа «за круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими студентами. Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого студенты дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.

«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с це­лью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анали­зировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.

«Тематический блиц-опрос» - представляет собой собственные видеосюжеты студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как студенты, так и сотрудники учебного заведения, случайные посетители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с выска­занным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание студентов к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» - форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира студенты делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных ма­териалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» - форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами студенты или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).

«Семинар-информация» - форма информационного часа, предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам, в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение, споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.

«Брейн-ринг» - форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период времени. Например, «Права молодежи в России», «Конституция России. Основы конституционного строя» и другие. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти пра­вильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения. «Турнир-викторина» - состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди ата­куют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).

В школьной практике применяются различные формы и методы проведения классного часа. Чаще всего его проводит сам классный руководитель. Он беседует с учащимися, знакомит их с литературным материалом, выявляет и анализирует общественное мнение классного коллектива по отдельным вопросам. Иногда классные часы проводятся в форме обсуждения текущих вопросов жизни класса, обзора газет и журналов за истекшую неделю. Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли его коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. Классный час может быть посвящен и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать своё мнение, выступить с критикой.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Выбор всевозможных форм приводится в приложении 2, «Формы проведения классных часов».

Поговорим более подробно об основных формах воспитательной работы с классным коллективом.

Классный час – час общения

Очень интересная форма проведения классного часа – час общения , который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога. На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы:

    Беседа.

    Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.

    Сюжетно-ролевая игра – форма КТД , позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры :

      определение проблемы, выбор ситуации;

      распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

      проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

      обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

    Устный журнал . Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.

    Социально-культурный проект – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

      • изучение ситуации;

        сбор информации;

        планирование;

        формирование микрогрупп и назначение ответственных;

        практические действия;

        определение приоритетных результатов;

        групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

    учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

    мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

    никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

    “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны;

    все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

Классное собрание

Классное собрание – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное его отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения (по Капустину Н.П.).

Классное собрание должно проводиться примерно 1 – 2 раза в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

Распределяет поручения;

Избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

Слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства. В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем. В 6 класс деятельность собрания расширяется. Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания. Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собрания в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Тематический классный час

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать потребностям духовного развития учащихся, их интересам, природному самовыражению.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Говоря о системности воспитательного процесса, основная форма работы с классным коллективом – тематический классный час, должна подчиняться общим целям и задачам школы, иметь определённый цикл по направлениям и темам в динамике возраста учащихся. Например, в школе ежемесячно в классах проходят классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры. Во многих образовательных учреждениях проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 75-летию Ханты-Мансийского округа-Югры, 80-летию образования Нижневартовского района. Качественно организованные и подготовленные, они сыграли большую роль в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся.

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное), с 1-11 класс, воспитание учащихся в данном направлении: программы «Вместе», «Мир спасётся красотой», «Нравственность», «Я - гражданин России», «Я – личность», «Здоровье», «Содружество» (семья и школа), «Не преступи черту», «Твой выбор» и другие.

Планируя тематические классные часы, необходимо также предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом: учитель выписывает на доске разные темы: обязательные для учащихся данной параллели и, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и т.д. Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов. Как организовать системную работу в школе при использовании классного часа поговорим в разделе «Системность в воспитательном процессе»

Ситуационный классный час

В отличии от тематического классного часа, который отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребёнка, его интересам, природному самовыражению, ситуационный классный час выполняет задачу социально-нравственной адаптации личности, поскольку на нём акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого учащегося, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности.

Методика ситуационного классного часа, разработанная Н.П. Капустиным позволяет учащимся анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте и разрабатывать стратегию поведения на будущее. Его идея состоит в том, что жизнь человека состоит из различных ситуаций, которые оказывают влияние и в которых проявляются характер, привычки, культура.

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

    информация;

    «Я – позиция», причина «Я – позиции», «Я – позиция» и общественно-значимая норм;

    дискуссия;

    рефлексия;

    свободный выбор

(см. в разделе «Системность в воспитательной работе»). За пределами классного часа лежат ещё два компонента: мотивация и реальный результат.

Ситуационный классный час может быть проведён как беседа в форме занятий по решению поведенческих задач – ситуаций с нравственным содержанием. Таким образом, происходит самоанализ, принятие собственных решений, формируется ответственность, осмысление собственных неудач и ошибок, т.е. индивидуальное рефлексивное воспитание.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения? Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащимися нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь… Поможет классному руководителю в данной работе «Методика создания школьного Словаря этики» (приложение 3 ), методические рекомендации к проведению классных часов по теме «Культура поведения учащихся» (приложение 4).

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, позволил затронуть чувства.

Информационный классный час

Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20-25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Основные формы информационного часа:

    газетные сообщения;

    пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

    работа со словарём и справочной литературой;

    работа с политической картой;

Современный классный час

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня.

Под руководством педагога школьники включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Важно помнить, что классный час должен представлять собой диалог: учитель-ученик. Одним словом, это классный праздник, на успех которого работает каждый.

Чтобы выявить характерные черты классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Вот что по этому поводу в своих публикациях пишут известные ученые.

    Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев)

    Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)

    Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)

    Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая “клеточка” воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям... (Л.И.Маленкова)

    Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)

    Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. (Л.В. Байбородова)

Исходя из этих и других определений классного часа, можно выделить его характерные черты. К ним можно отнести следующие:

    во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

    во-вторых, это форма организации фронтальной воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

    в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия. Однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами. Например, даже собрание классного коллектива, очень схожее по ряду параметров с классным часом, не является тождественной формой воспитательной работы, так как имеет свои отличительные особенности;

    в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решать следующие задачи:

    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

    формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

    развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

    содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей;

    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Формы проведения современного классного часа.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Основные формы проведения классного часа:

    дискуссионные формы

    формы состязательного характера

    творческие формы

    игровые формы

    формы психологического просвещения

    подвижные формы

    формы работы вне школы

    Дискуссионные формы:
    - диспут,
    - дискуссия,
    - конференция,
    - круглый стол,
    - вечер вопросов и ответов,
    - встреча с приглашенными людьми,
    - лекция,
    - лекторий,
    - аукцион;

    Формы состязательного характера:
    - конкурс,
    - викторина,
    - путешествие,
    - КВН,
    - эстафета полезных дел,
    - смотр,
    - парад,
    - презентация,
    - турнир,
    - олимпиада;

    Творческие формы:
    - фестиваль,
    - выставка,
    - устный журнал,
    - живая газета,
    - творческий труд,
    - представление (проектов),
    - юморина,
    - спектакль,
    - концерт,
    - ярмарка;

    Игровые формы:
    - ролевые игры,
    - сюжетные игры,
    - интеллектуальные,
    - игры – катастрофы;

    Формы психологического просвещения:
    - тренинг,
    - исследование;

    Подвижные формы:
    - веселые старты,
    - малая олимпиада,
    - школьная олимпиада,
    - день...(атлетики, здоровья и т.д.);

    Формы работы вне школы:
    - экскурсия,
    - поход,
    - выход (концерт, цирковое, театральное представление).

Приемы технологии РКМ

(развития критического мышления)

1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова

2.Кластеры, денотатный граф

3.Инсерт

4.Дерево предсказаний

5.Дневники и бортовые журналы

6.Работа в группах

7.Дискуссии

8.Приемы проведения рефлексии

9.Стратегия «РАФТ»

10.Ранжирование

11.Пирамида приоритетов

12.Стратегия IDEAL

Приемы стадии вызова

Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)

Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)

"Ключевые слова" Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова" , по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Кла́стер (англ. cluster скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Денотатный граф -[от лат. denoto - обозначаю и греч. - пишу] - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
(вызов, осмысление, рефлексия)

Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Таблица – ЗХУ (знаю –хочу знать – узнал) (Донна Огл)

(собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их)

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

Х - что мы хотим узнать

З - что мы знаем

Работа в группах

Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

Технология проведения перекрестной дискуссии:


- Формулировка вопроса.

Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
- Составление схемы для перекрестной дискуссии.
Она выглядит так.
Вопрос - проблема?
Да (за) Нет (против)
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что…

Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".

Пирамида приоритетов

Схема

(ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации)

Составьте перечень

По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее.

На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности.

Объясните свои приоритеты.

Стратегия IDEAL

(увидеть проблему, проанализировать ее, выделить аспекты, оценить и выбрать способы решения)

Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL

Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема.

Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы)

Выдвижение гипотез

Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).

Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.

Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).

Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора.

Основные методические инновации в воспитании связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на классных часах организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Технологии интерактивного обучения.

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы ("вертушка", "большой круг", "аквариум"). Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

Наиболее простая форма группового взаимодействия - "большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

"Аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Вы и все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема - "аквариум".

Приемы и методы интерактивного обучения.

1 - работа с афоризмами;

2 - дебаты;

3 - социально-педагогические и психологические игры;

4 - социально-психологическая олимпиада;

5 - коллаж;

6 - социально-значимые проекты;

7 - социокультурное мероприятие;

8 - социально-педагогический тренинг;

9- упражения

1.Самостоятельная работа с афоризмами

Афоризм – это краткое изречение, законченная мысль, выраженная точно, оригинально, сжато и емко.

Методика работы с афоризмами:

    Обсудите в группе все высказывания о привычках (или роли самообразования и т.д.) известных мыслителей прошлого и наших современников.

    Выберите три (в зависимости от количества афоризмов – можно и больше) наиболее понравившихся вам высказывания и объясните свой выбор.

    Отберите высказывания, с которыми вы не согласны или не совсем согласны и прокомментируйте их.

    Какое высказывание вызвало у вас наибольшие разногласия. Как вы думаете, почему?

    Произнесите афоризм, поставив в нем логическое ударение на разные слова.

    Произнесите афоризм, с различным настроением (грустно, весело, пафосно..)

2.Дебаты

Дебаты (от фр. Debates ) определяются как «прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании».

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису.

Проведению дебатов по социально-нравственной проблематике должна предшествовать большая предварительная работа:

    распечатка материалов;

    знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

    определение исходного тезиса дебатов;

    работа с непосредственными организаторами и участниками, распределение ролей и поручений;

    индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Кроме того, можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей доклада, выступления и т.д.

Важно пояснить участникам дебатов, что тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис.

Порядок (процедура) проведения дебатов

Дебаты организует и проводит Председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает Секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

    Справа от Председателя – защитники тезиса (4 человека);

    Слева от Председателя – противники тезиса (4 человека);

    В конце зала посередине – участники, которые не имеют определенной точки зрения (так называемые «неопределившиеся»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дебаты «Господин Председатель…»

Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Господин (Госпожа)».

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис.

    Вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

    Третьи номера опровергают аргументы соперников;

    Четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

3.Социально-педагогические и психологические игры

Игра представляет собой имитацию реальной деятельности (трудовой, познавательной, коммуникативной и т.д.) и направлена на усвоение в искусственных условиях социальных отношений и общественно-полезных норм поведения.

4. Коллаж

Коллаж (от франц. Collage – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Работа над составлением коллажа позволяет одновременно решать развивающие и воспитательные задачи: Развивающие:

Формирование художественно-оформительских способностей;

Развитие воображения, фантазии, эмоций, чувств;

Развитие творческого мышления;

Выработка оригинальных идей и дизайнерских решений;

Развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

Выработка навыков индивидуальной и коллективной (групповой) работы, партнерства;

Создание условий для раскрытия индивидуальных способностей;

Развитие личной и групповой активности, инициативы;

Создание благоприятной творческой и морально-психической атмосферы в учебном коллективе.

Методика и этапы работы над социально-значимым коллажем:

    Формирование небольших групп (не более 5 чел.)

    Выдача задания: «Найдите рисунки и надписи на тему…и сделайте коллаж»

    Наш класс

Лицом к лицу

Участники делятся на 1 группы. Одна группа молча наблюдает. Другая играет.

На двух противоположных стенах крепятся знаки +,-, то есто, согласен и несогласен.

Участники второй группы после ознакомления с предложенным тезисом, должны подойти к той или иной стене, в зависимости от выбора, отражая свою позицию. Затем происходит аргументация позиций разных сторон.

Можно предложить участникам первой группы определиться с выбором, присоединившись к той или иной группе.

Притча.

1.Читается притча, предлагаются вопросы для обсуждения.

2. Читается притча без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.

Упражнение «Два мнения»

Пригласите двух участников и предложите им спорное утверждение. Образно замените спор перетягиванием веревки. Побеждает тот, кто убедил друга поступить также.

Упражнение «Шаги»

Заготовьте утверждения-мифы, предложите участникам встать в одну линию, зачитывайте утверждения. Если участники согласны. То делают шаг вперед. Либо можно заменить шаги хлопками.

Упражнение «Паутина»

Участники становятся в круг, бросают клубок ниток, обмотав часть нити вокруг пальца. Каждый, кому кинут, называет последствия употребления алкоголя. Нельзя давать клубок рядом стоящему и одному и тому же человеку. В центре образуется паутина. Сравните ее с опасностью вредных привычек.

Упражнение «Моток пряжи»

Предложите участникам передавать клубок по кругу. Обмотав вокруг пальца часть нити, озвучивая при этом, если попался желтый фрагмент -последствия табакокурения. Красный - алкоголя. Зеленый - наркотиков. Синий- ранних сексуальных связей. А потом отказаться, сматывая клубок от всего выше перечисленного.

Упражнение «Самое дорогое»

Ведущий раздает по 2 маленьких листочка и предлагает написать самое заветное желание, на другом - имя самого дорогого человека. Листочки кладутся пред игроками, ведущий забирает один из них. Вы потеряли то, что для вас дорого, вы расстроены? Так может случиться, если вы попадете в зависимость от…

Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.