Можно ли носить христиану носить мальтийский крест? Религиозная атрибутика, сувениры Святой Земли

В прошлом году (июль 2016) в журнале «Монастырский вестник» было опубликовано интервью с настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме игуменией Георгией (Щукиной). Многие паломники, как из России, так и из других уголков мира, специально едут в обитель, чтобы испросить благословение матушки, побыть рядом с человеком, чье сердце и глаза исполнены любовью к Богу и людям. В настоящее время игумения Георгия находится в тяжелом состоянии в одной из больниц Иерусалима. Просим наших читателей помолиться о ней.

Перед каждым богородичным праздником мы слышим в храме евангельские слова: «Воставше Мариам, иде в Горняя со тщанием во град Иудов». Божия Матерь, получив известие от архангела Гавриила, поспешила из Назарета в град Иудов, что недалеко от Иерусалима, где жила ее родственница, мать святого Иоанна Предтечи Елисавета. Сейчас на месте встречи Девы Марии и праведной Елисаветы находится русский Горненский женский монастырь. Последние годы в истории обители неразрывно связаны с именем игумении Георгии, которая вот уже 25 лет несет здесь крест игуменского служения. В ноябре 2016 года матушка отметила свой 85-летний юбилей. Корреспондент МВ посетила Горненскую обитель и побеседовала с его настоятельницей о жизни и миссии русских монахинь на Святой Земле.

Святой Свет

Дорогая матушка Георгия, Христос Воскресе! Очень радостно приветствовать Вас этими словами на Святой Земле, где произошло Светлое Христово Воскресение.

Воистину Воскресе! Да, мы здесь живем в совершенно особенном месте, ведь Святую Землю называют Пятым Евангелием.

Наверное, каждый христианин мечтает о том, чтобы хоть раз в жизни пережить время Страстной седмицы и Пасхи Христовой в Иерусалиме. Если это произошло в жизни человека, все последующие годы он будет мысленно возвращаться в ту свою иерусалимскую Пасху. Как Вы думаете, почему побывать здесь столь важно для православного человека?

Находясь в паломничестве по Святой Земле, христианин своими глазами видит места евангельских событий. После этого он и Евангелие по-другому читает, воспринимает слова глубже и постепенно меняет свою жизнь на более духовную. А если посчастливится быть в Израиле на Вербное Воскресенье, в дни Страстной седмицы и Пасхи, то намного сильнее, глубже переживаешь события этих дней.

Например, вечером Лазаревой субботы мы с сестрами под звон колоколов с пальмовыми ветвями идем от того места, где Господь сел на ослика, до стен Старого города - то есть шествуем вместе со Христом в Иерусалим. В Великую Пятницу направляемся по Крестному пути Спасителя, а в Великую Субботу стремимся к Святому Гробу, чтобы увидеть и поклониться Его Святому Свету - так на Святой Земле называют Благодатный огонь. В этот день душа ликует и за все благодарит Господа.

Находясь в Иерусалиме в эти святые дни, можно особо прочувствовать, как много сделал и делает для нас Господь, и как мало мы отдаем Ему, как черство бывает наше сердце.

Попасть в храм Воскресения Христова на схождение Благодатного огня сейчас очень трудно. Но, даже получая Огонь, стоя в лабиринтах улиц Старого города, испытываешь настоящую пасхальную радость. Я бы даже сказала, что праздник Пасхи начинается в ту самую минуту, когда сходит Благодатный огонь. Поэтому время его схождения так ждет весь христианский мир.

Да, попасть к Гробу Господню с каждым годом становится все сложнее. Я в этом году впервые за 25 лет не поехала, для меня это уже тяжело. Когда я приехала на Святую Землю в 1991 году, перед Вербным Воскресеньем паломников практически не было. В свою первую Великую Субботу в Иерусалиме я стояла прямо у Кувуклии, в храме были только местные христиане. Когда сошел Святой Свет, Патриарх Иерусалимский Диодор спокойно вышел из Кувуклии, и мы прямо от его свечи зажгли свои. Сейчас все совсем по-другому.

- Говорят, во время схождения Благодатного огня весь храм освящается яркими всполохами.

Я помню, как раньше в храме Воскресения повсюду сверкали белые и розовые вспышки. Сейчас уже гораздо меньше этих всполохов. Еще на всю жизнь запомнилось, как в мою первую Пасху на Святой Земле, сразу после схождения Благодатного огня, отец Пантелеимон, который по сей день дежурит у Гроба Господня, провел меня прямо в Кувуклию. Ему сказали, что приехала новая игумения из Горненского монастыря.

И вот, я со страхом вхожу в Гроб и вижу, что вся плита - влажная, стоит благоухание (во время схождения Святого Света плита всегда становится влажной). Я счастливица, видела это чудо своими глазами, мне это очень много сил тогда придало.

Избранница Богородицы

Вы упомянули, что приехали в Иерусалим перед Вербным Воскресеньем. Как это произошло и что этому предшествовало?

Меня привез сюда Святейший Патриарх Алексей II. Мы прилетели 27 марта 1991 года. До меня пять с половиной лет игумении в Горненской обители не было. А я до этого восстанавливала Иоанновский монастырь на Карповке - обитель святого праведного Иоанна Кронштадтского. При мне, в 1990 году, в монастыре состоялось прославление дорогого батюшки (так мы называем отца Иоанна). Было огромное торжество, одних архиереев 20 человек - для тех времен это очень много. Служба проходила на улице.

На Карповке я игуменией не была, монастырь был восстановлен как Пюхтицкое подворье. Я была там старшей сестрой. Уже после прославления отца Иоанна Кронштадтского как-то звонит Святейший Патриарх Алексий II и говорит, что надо потрудиться в Горненской обители в Иерусалиме. Я стала возражать: «Святейший, я же языка не знаю, вообще ничего не знаю, как я буду?» А он отвечает: «Мать Георгия, на сегодня у меня только одна ваша кандидатура. Сколько сможете…»

- Это назначение было для Вас полной неожиданностью?

Вы знаете, я часто ездила за советом к старцу Николаю Гурьянову. Когда в Пюхтицах жила, меня игумения Варвара к нему посылала. Если были какие-то вопросы, то все к батюшке. Однажды приехала, он, как всегда, с любовью встретил. Посидели, чайку попили, а потом отец Николай говорит: «Пойдем в храм, Матери Божией помолимся».

Заходим в храм, он берет меня за руку и ведет в алтарь. Недоумеваю про себя: зачем в алтарь-то? Сбросила туфли, захожу. Кладу один поклон, второй, а после третьего чувствую, что мне не встать. Не пойму, что же случилось.

В алтаре печь была, рядом с ней стоял большой железный крест. Этот крест мне батюшка на спину положил, поэтому я встать и не могла. Отец Николай меня поднимает вместе с крестом и говорит: «Георгиюшка, неси, это твой иерусалимский крест». Я крещусь, говорю: «Какой крест, батюшка?» «Да твой, игуменский иерусалимский крест», - отвечает. Это задолго до звонка Святейшего было.

- А после звонка Его Святейшества Вы делились со старцем Николаем своими волнениями?

Да, приезжала к нему еще раз. «Батюшка, не знаю, как же я смогу?» «Не волнуйся, - отвечает, - Господь поможет, Матерь Божия тебя избрала». Говорю: «Святейший обещал, что я недолго там пробуду. Три-пять лет». «А я хочу, чтобы ты там и померла» - заключил отец Николай. И вот, уже 25 лет я на Святой Земле, не знаю, сколько Боженька еще отпустит…

Матушка, дай Бог Вам многая лета! В Вашу обитель часто приезжают служить владыки, священники из России, Грузии, Европы. Все любят Вас и Горненский. В этом году на Пасху в Иерусалим приезжала Нижегородская делегация в составе 150 человек. В Лазареву субботу монастырь посетил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов). Владыка отметил, что с Вашим именем связано возрождение Горненской обители, укрепление ее монашеского духа и благоустроение, что все это очень многотрудно и одному Богу известно, сколько это требует Ваших слез и молитв. А глядя на Вас, можно подумать, что Вы освобождены от всяких забот, потому что всегда радостны, добры, утешительны. Как Вам это удается?

Когда я жила в Пюхтицах, то еще застала старых монахинь, знавших отца Иоанна Кронштадского. Они рассказывали, что он всегда говорил: «Сестры! Безропотно несите послушание. Три шага до Царствия Небесного. Но только, безропотно!»

Я в монастыре за святое послушание. Действительно, когда Святейший Патриарх Алексий II меня привез на Святую Землю, я не знала, с чего начинать. Ни воды, ни света, ни отопления - ничего не было.

- Как же сестры тут жили?

Топили печки веточками разными. Воду использовали дождевую, которая во время зимнего периода собиралась в каменные цистерны. Вообще, климат в Израиле жаркий, отопление нужно только несколько недель в году. До меня сюда назначали игумению, ей климат не подошел. А мне, наоборот, хорошо (улыбается).

Я же блокадница, во время войны сильно обморозилась. Нас эвакуировали, везли по Ладожскому озеру. Потом в поезде ехали, я уже без сознания была. Когда прибыли в Орехово-Зуево, мама сдала нас в морг, как двух покойниц: меня и младшую сестричку Ниночку. Кто-то в морге заметил, что я очнулась, и отдал меня в больницу. Мне хотели ампутировать пальцы на руках и ногах. Господь помог, только на одной ноге пальцев нет. Мне 10 лет тогда было.

- Господь Вас хранил, матушка. А как Вам пришла мысль посвятить себя Богу?

Мама во время войны умерла. Я же вернулась в Ленинград, к тете. Ходила в храмы разные. Помню, на рождественской службе в храме святого князя Владимира священник сказал: «Дорогие братья и сестры, Сам Бог пришел на землю, родился, крестился, ради нашего спасения пострадал и воскрес! А что мы ему принесем?» Я стою, плачу, думаю: ничего у меня нет, кроме меня самой. «Возьми меня, Господи!», - подумала. Вот такое у меня появилось желание.

Я молилась, чтобы Матерь Божия благословила меня на монашеский путь. А тетя ни в какую не хотела опускать. Тогда я поехала к преподобному Серафиму Вырицкому. Батюшка уже лежал, не выходил, мне сказали, что можно написать ему записочку. Я подумала: как так, мне батюшку очень надо видеть. И вдруг из кельи выходят и меня приглашают.

Вокруг люди возмутились: многие уже со вчерашнего дня ждали. Я зашла в келью, встала перед отцом Серафимом на колени. Он меня благословил и спросил, что случилось. Сказала, что очень хочу в монастырь, а тетя не пускает. Отец Серафим ответил: «С Богом гряди. Матерь Божия тебя избрала. А тетушка твоя пусть ко мне приедет».

Тетя приехала к отцу Серафиму только после его второго приглашения. Он помолился, и в ней произошла перемена - она меня отпустила в монастырь.

Иде в Горний

Матушка, и преподобный Серафим Вырицкий, и старец Николай Гурьянов говорили Вам, что Вас избрала Сама Богородица. И это, действительно, так: Она привела Вас в Горняя, куда Сама пришла сразу после Благовещения. Расскажите, пожалуйста, как на этом месте появился монастырь?

Участок земли, где располагается Горненская обитель, был приобретен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным), который внес огромный вклад в становление Русской Палестины. При нем было приобретено 13 участков, среди них и место, где находится Мамврийский дуб, и участок на горе Елеон в сотне шагов от места Вознесения Господа и многие другие.

Здесь, в современном Эйн-Кареме, был дом праведных Захарии и Елисаветы, здесь у них родился святой Иоанн Предтеча, тут же три месяца гостила Дева Мария. Наиболее важные владения в Эйн-Кареме давно были приобретены францисканцами. Отец Антонин очень об этом печалился. Но в итоге, с помощью Божией, был куплен большой участок земли и католический монастырь оказался окружен русскими владениями. Фактически православные и католики разделили место дома праведных Захарии и Елисаветы.

А почему старейший храм обители назван в честь Казанской иконы Божией Матери и не связан с именами праведных Захарии и Елисаветы?

Сначала это был единственный храм в честь посещения Богородицей своей родственницы. Впоследствии храм переименовали. Связано это с одним чудом. Во время Первой мировой войны в Иерусалиме была эпидемия холеры, 8 сестер монастыря умерли. Монахини читали акафист перед образом Казанской Богоматери. Когда читали акафист в 12-й раз, икона сошла со стены, и сама обошла храм. Сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся. И болезнь, действительно, отошла.

С тех пор появилась традиция чтения акафиста 12 раз в летний престольный праздник, после всенощной. А еще каждый вечер одна из насельниц обходит монастырь с Казанской иконой в руках.

- Матушка, Горненская обитель отличается в богослужебном плане от монастырей России?

У нас в Горненском все читается и поется согласно церковному уставу, как и в российских монастырях, мы ничего не опускаем. Но у нас есть праздник, который больше нигде не отмечается - это праздник Целования.

После того, как отец Антонин основал Горненскую общину, он вынашивал мысль об учреждении специального праздника в воспоминание встречи Божией Матери и праведной Елисаветы. В 1883 году Указом Синода для Горней был утвержден праздник «Целование Мариино». Отец Антонин сам составил службу празднику.

Ежегодно 12 апреля из Троицкого Собора Русской Миссии к нам привозят икону Благовещения (в случае, если праздник Целования выпадает на Страстную седмицу, то празднование переносится, по уставу, на пятницу Светлой седмицы). Образ мы встречаем у источника, на который ходила Богородица, когда жила здесь. Все сестры при этом стоят с букетиками цветов.

Потом по дорожке, выстланной травой и цветами, мы несем икону к Казанскому храму. Образ пребывает в монастыре до дня рождества святого Иоанна Предтечи. В эти три месяца игуменией в обители являюсь не я, а сама Матерь Божия. В подтверждение этого рядом с иконой, облаченной в мантию, стоит игуменский жезл.

А еще у нас есть свой особенный образ Богоматери «Шествие Пресвятой Богородицы в Горняя». На нем изображена Дева Мария, идущая по каменистой дороге в оливковой роще.

Вы сказали, что архимандрит Антонин (Капустин) основал Горненскую общину. Так значит, раньше Горний не был монастырем? Как здесь была устроена жизнь?

Отец Антонин не хотел делать в Горней общежительный монастырь, поэтому в обители нет монастырских корпусов. Он хотел, чтобы общину возглавляла Сама Богородица, чтобы не было ни игумении, ни казначеи, ни благочинной. Когда насельница поступала в общину, она должна была заплатить Миссии за участок земли, на свои средства и на свой вкус построить дом, хозяйственные постройки к нему, развести сад, обязательно посадить кипарис и миндаль. Горняя постепенно превратилась в огромный сад - как вещественный, так и духовный. Община была преобразована в монастырь только в 1924 году.

Я правильно понимаю, что когда Вы приехали сюда, от былого великолепия мало что осталось? Однако сейчас в обители вновь цветущий оазис, обилие всевозможных вазонов с цветами, вымощенные камнем дорожки, лестницы. Невозможно налюбоваться на красоту этого места, надышаться здешним воздухом. А какой открывается вид из монастыря на холмы Иерусалима!

По приезде я застала многие домики насельниц и Казанский храм в состоянии, требующем капитального ремонта. Крыши текли, полы ходуном ходили. Общей трапезы не было, монахини сами готовили себе еду (это еще со времен основания общины так повелось), а сейчас утром, после литургии, у нас есть общая трапеза.

Территория была вся заросшая. Не было ни ограды, ни охраны, да много чего не было. Сестры зачастую жили в страхе и опасности. В начале 80-ых гг. в обители убили двух монахинь (мать и дочь) - это наши мученицы Варвара и Вероника. Их могилки на монастырском кладбище.

В общем, предстоял колоссальный объем работ. Через несколько месяцев после моего приезда Святейший Патриарх Алексий II прислал нам в помощь 20 семинаристов. Ребята начали расчищать территорию. Приходилось и местных арабов нанимать на работу, были помощники и из Пюхтиц.

- Ваш предыдущий опыт в Пюхтицах и на Карповке помог на Святой Земле?

В Пюхтицах у нас натуральное хозяйство было. Все сами делали: и огород сажали, и дрова заготавливали (матушка Георгия показывает фото огромной пюхтицкой поленницы), а тут ничего этого не было.

Питерский опыт и тот факт, что я сама из Санкт-Петербурга, очень помог. Однажды к нам совершенно неожиданно приехал тогдашний мэр Петербурга Анатолий Собчак. Уже после своего визита в Иерусалим он прислал в обитель квалифицированных рабочих, электриков, строителей.

Кажется невероятным, что удалось построить такой большой собор во имя всех святых, в земле Русской просиявших. Его золотые купола, горящие на солнце, - украшение Горнего. Они видны издалека, как маяк для паломника. У нас в паломнической группе был случай. Одна паломница очень устала в пути и решила, что хватит с нее поездок по святым местам. Так вот, мы уже выехали на автобусе в аэропорт, она обернулась, увидела купола монастыря и сказала: «Я сейчас подумала: если обернусь и увижу купола, то обязательно снова приеду».

Слава Богу, что строительство собора началось еще до революции. Ведь новых храмов в Иерусалиме теперь строить нельзя, можно только достраивать то, что не было достроено. Стены собора без крыши простояли почти 90 лет. Внутри огромные деревья выросли. Когда мы начали расчистку территории, над нами вертолет кружил: власти смотрели, что это русские затеяли. Много раз приходилось объяснять, что нового ничего не строим. Милостью Божией, Патриарх совершил великое освящение собора в ноябре 2012 года.

- Помимо благоустройства построек и территории Вам пришлось и духовную жизнь в монастыре налаживать?

Да, службы в то время проходили в обители время от времени, когда из Миссии присылали священника. Сейчас каждый день у нас служба: утром и вечером. Всегда, когда положена литургия, она совершается. Это очень важно.

У нас постоянно живут два служащих священника: один семейный, другой монах. Они очень контрастны по характеру, но вместе создают особенную, неповторимую гармонию: протоиерей Виктор - темпераментный, яркий, харизматичный, очень любит петь и поет красиво. Иеромонах Иннокентий - скромный, тихий, вдумчивый. Оба - духовные, внимательные, замечательные священники.

В Горненском очень проникновенные службы. Честно говоря, не хочется отсюда никуда на службу уезжать. У Гроба Господня богослужение совершается на греческом языке, а все-таки очень важно понимать, что поется и читается.

Побывать на ночной литургии у Гроба Господня для паломника необходимо. Сестры стараются ездить туда практически каждую неделю. Раньше наших монахинь приглашали петь на литургии у Гроба. Теперь такого нет.

Языковой барьер присутствует, конечно. Сестры за долгие годы научились понимать греческое богослужение, а паломникам тяжело. Поэтому на большие праздники, а на Пасху особенно, наши паломники предпочитают быть на службе у нас, в русских храмах. Совершение богослужений - это важная часть нашей миссии на Святой Земле. После ночной литургии на Пасху мы все идем в трапезную. Угощение как в России: куличи, пасхи, крашеные яйца - все родное.

Матушка, Вы сами долго несли клиросное послушание в Пюхтицах и знаете, что большую роль в богослужении играет хор. Что можете сказать о клиросе в Горненском? По-моему, пение тут замечательное.

Сама я уже не пою на службах. Могу отметить, что часто нам не хватает певчих. Это связано с тем, что сестры, которые несут клиросное послушание, также ездят с паломниками в качестве гидов.

Есть у нас в Горненском свои распевы, которые нигде больше не услышать. Хор сейчас состоит в основном из молодых насельниц. Но есть в монастыре одна очень трогательная традиция: наш старейший регент, монахиня Вера, которая здесь живет уже 38 лет, регентует бессменно каждую среду. По отзывам и батюшек, и паломников, она очень молитвенно поет. Конечно, возраст дает о себе знать. Но, несмотря ни на что, даже если в среду приезжает священноначалие, поет матушка Вера.

Главная миссия - паломники

Есть какие-то особенности во времени совершения богослужений, связанные именно с тем, что монастырь находится на Святой Земле?

В Горненском свое время, мы не переходим на летнее время, как весь Израиль. Это делается потому, что на летнее время не переходит храм Гроба Господня. Когда я сюда приехала, сестры просили меня оставить все как есть, не менять время. В этом есть свои неудобства, бесспорно, так как в программе у паломников указано израильское время.

Мы назначаем расписание богослужений так, чтобы сестры и паломники смогли участвовать в тех событиях, которые происходят в Иерусалиме. К примеру, литургию Великой Субботы мы служим ночью, чтобы сразу после ее окончания все могли поехать на сошествие Благодатного огня. Есть и другие примеры.

- Пополняется ли монастырь новыми сестрами?

В 1991 году было около 50 сестер. Потом долгое время было 60, так как израильские власти не разрешали увеличивать число насельниц. Когда я была в Москве на торжествах по случаю интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, попросила его прислать нам еще сестер. Теперь нас 85 человек. Но обители все равно нужны новые молодые силы. Для начала можно приехать к нам потрудиться (обычно на три месяца).

Вы затронули тему послушаний в монастыре, а какое все-таки основное послушание русских монахинь на Святой Земле?

Святейший Алексий II, когда назначал меня в Горненский, сказал: «Матушка, ваша миссия - принимать паломников». Поэтому все наши силы направлены на то, чтобы паломники не думали о том, где им спать и что есть. Все это мы им обеспечиваем, и у человека остается больше сил на поклонение святыням Святой Земли.

В тех корпусах, где когда-то были богадельни для пожилых монахинь, мы оборудовали гостиницы с 2-х и 3-х местными номерами, есть кухня, чтобы перекусить и выпить чаю, пообщаться. В трапезной наших паломников мы кормим завтраком и ужином, а на день даем паек, чтобы люди не тратили в обед время на дорогу туда-обратно и больше побыли у святых мест.

После воскресных и праздничных литургий угощение предлагается и всем нашим прихожанам, но для них мы накрываем столы под навесом рядом с трапезной.

- Послушание гида, наверное, тяжело для монахинь, ведь приходится постоянно быть на виду.

Тут получается двояко. С одной стороны, эти сестры чаще других имеют возможность посещать святые места: Вифлеем, Фавор, а сейчас даже в Королевство Иордании ездят. Сестры молятся с паломниками, читают отрывки из Евангелия.

С другой стороны, нужно постоянно готовиться к рассказу для паломников, следить, чтобы все пришли в автобус, никого не забыть, плюс решать какие-то бытовые задачи. Все это рассеивает духовное внимание. Монахини устают. Но этот труд надо нести за святое послушание, это наша задача здесь. От сестры во многом зависит, какое впечатление останется у человека от поездки на Святую Землю, приедет ли он сюда вновь. Нужно быть чутким, внимательным, доброжелательным.

В Израиле повсюду чувствуется напряжение, в Иерусалиме - особенно. Наверное, по-другому и не может быть на земле, где распяли Господа. Но как только попадаешь в Горний, и за тобой закрываются ворота монастыря, сразу чувствуешь покой, понимаешь, что ты дома. Спаси Вас Господь за то, что Вашими трудами русский паломник может ощущать себя как дома за тысячи километров от родины. В Горненскую обитель хочется возвращаться снова и снова.

Спаси Вас Бог, приезжайте еще!

Вестник ПСТГУ Губарева Оксана Витальевна,

Серия V. Вопросы истории искусствовед, канд. культурологии, член СХ России;

и теории христианского искусства худ. рук. ювелирной компании «Акимов»

2015. Вып. 4 (20). С. 65–85 [email protected]

ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ

В ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

O. В. ГУБАРЕВА Иерусалимский крест в Православной Церкви чаще всего называют «крестом паломника». Распространено мнение, что этот крест не имеет православных корней и появился после захвата Иерусалима рыцарями Первого Крестового похода.

Но сохранились древние памятники, доказывающие, что подобные кресты были распространены в восточно-христианской церкви уже в VI–VII вв. Их равносторонняя форма восходит к кресту, явленному равноапостольному Константину, а пятисоставная композиция может быть истолкована как образ соборности Вселенской Православной Церкви.

Иерусалимский крест в Православной Церкви чаще всего называют «крестом паломника».

Такое название накрепко связывает его со Святой Землей, лишая каких-либо иных значений и смыслов, кроме одного - памятный сувенир о поездке к Гробу Господнему (ил. 1). Распространено мнение, что этот крест не имеет православных корней и появился после захвата Иерусалима рыцарями Первого Крестового похода, поэтому часто можно встретить другое его наименование - «крест крестоносцев». Однако сохранившиеся памятники свидетельствуют о том, что восточно-христианская Церковь имеет свою, не связанную с крестоносцами историю почитания креста типа «Иерусалимского».

Начнем с очевидного факта: пять крестов, один большой и четыре малых, изображены на флаге Грузии. По грузинскому преданию1, Иерусалимский крест был на одной из главных Ил. 1. Иерусалимский крест.

государственных реликвий Иверии - он освя- Современная работа.

щал боевое знамя царя Картли Вахтанга I ГорСм.: Бичикашвили И. О грузинском историческом государственном флаге и гербе // Гербовед. № 29. 1998. С. 134–141.

Исследования гасала (446–502) и с древности являлся одним из основных государственных символов страны. Доказательством тому служит свидетельство карта венецианских картографов братьев Пицигани2 (XIV в.), на которой территория Грузии отмечена флагом с красным Иерусалимским крестом. Однако согласно другим древним картам, красный пятисоставный крест в XIV в. был эмблемой не только Грузии, но и прочих земель восточной Анатолии и Закавказья. Например, на карте-портулане Анджелино Дульсерта (Далорто) (1339) таким крестом отмечен не только город Тифлис, но и «Великая Армения» («Armenia Maior»), похожий флаг изображен над городом Себастополис. В «Книге знаний всех королевств, земель и владений в мире» (El Libro del conoscimiento de todos los reinos. XIV в.) красный Иерусалимский крест на белом фоне изображен уже над всеми указанными территориями.

С XVI в. Иерусалимский крест известен и на военных флагах России. Так, по описям Успенского собора кон. XVI в. известно, что среди крестовых знамен стрелецких полков, хранившихся в Успенском соборе Московского Кремля3, один был с Иерусалимским крестом. С двумя подобными флагами стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила ФедоровичаРоманова в 1613 г. (ил. 2)4.

Г. В. Вилинбахов приводит и другие примеры использования Иерусалимского креста в русской геральдике: «Царь Петр, возвращаясь в Москву из Архангельска, часть пути до Вологды проделал водным путем. При расставании он пожаловал архиепископу Афанасию свой струг “с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою”. Среди так называемых прикрас было три флага: один вышеописанный бело-сине-красный полосатый и два с Иерусалимскими крестами. Впоследствии эти флаги хранились в кафедральном соборе Архангельска»5. Их изображение сохранилось (ил. 3)6.

Исследователь указывает также на то, что в XVIII в. под флагом с Иерусалимским крестом ходили суда Соловецкого монастыря.

В XVI в. влияние западной культуры на государственную и военную символику России было минимальным. В то же время в связи с идеей преемственности Москвы захваченному турками Константинополю активно заимствовалась византийская геральдика. Так, флаг Византии украшал похожий на Иерусалимский равносторонний крест, но вместо малых крестов в его средокрестиях были начертаны четыре буквы «В», представлявшие собой священную аббревиатуру, Карта Франциска и Доминика Пицигани (Domenico y Francesco Pizzigan), датированная 1367 г., хранится в «Biblioteca Palatina» в Парме.

См.: Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы / Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985; Он же. Легенда о «знамении Константина» в символике русских знамен XVII–XVIII веков // Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Л., 1983. ХХIII. С. 33.

Книга об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца.

Москва, Посольский приказ, 1672–1673 гг. (ГМИИ).

Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика в России: Теория и практика. Дис. … д-ра ист. наук

СПб., 2003.

На правах рукописи

–  –  –

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции Ил. 2. Московское посольство. Иллюстрация «Книги об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея великия России самодержца. Москва, Посольский приказ, 1672–1673 гг.». Переиздание 1856 г.

–  –  –

Исследования посвященную Христу: «, » (Царь царей, царствующий над царями) (ил. 4).

Для многих духовных лидеров восточного христианства после падения в 1453 г. Византии «христианская империя, царство Божье на земле» воплотилось в России. Московское государство осталось единственным независимым православным царством, и в мировом православии развивались мессианские идеи «кочующего царства», наиболее известной из которых является концепция «Москва – Третий Рим». Утверждение вселенского значения московского царя усиливается после 1589 г., когда в России было установлено патриаршество, так как это событие восстановило каноническое число патриарших престолов в православном мире. «Устроение пятого патриарха - не произвольная историческая уступка желаниям Москвы, а восстановление полноты вселенского православия: «...яко уж и прежебысть во всем мире пять патриарх»»7. Поэтому естественно предположить, что появление символа пятисоставного Иерусалимского креста в русской традиции было связано не с католическим, а с византийским наследием. Немаловажную роль в появлении этого символа, скорее всего, сыграла его числовая символика и иконография. Пять крестов, собранных вместе, указывают на пять канонических престолов православия, соединенных вместе в образ церковного собора. Подобное символическое прочтение согласуется с композицией Иерусалимского креста, которая представляет собой проекцию крестово-купольного храма8, и заставляет вспомнить распространенное на Руси храмовое пятиглавие. Можно предположить, что именно это символическое значение повлияло на использование пятисоставного креста в качестве государственного символа в странах Закавказья и Анатолии.

Ил. 4. Участники четвертого крестового похода у стен Константинополя.

Миниатюра рукописи Жоффруа де Виллардуэн «Завоевание Константинополя».

Ок. 1330. Национальная библиотека святого Марка. Венеция Баталов А. Гроб Господень в замысле «святая святых» Бориса Годунова. С. 155 // Иерусалим в русской культуре / Отв. ред. А. Баталов, А. Лидов. М.: Наука, 1994. С. 154–171.

См.: Вагнер Г. Византийский храм как образ мира // Византийский временник. М., 1886.

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции Важно отметить, что уже в XVI в. пятисоставные равноконечные кресты в описях Успенского собора называются «Иерусалимскими». Это позволяет связать использование таких крестов на русских флагах с еще одной, может быть более важной, чем «Москва - Третий Рим», сакральной идеей, жившей на Руси в это время:«Москва - Новый Иерусалим». Наиболее ярким ее проявлением стала традиция «Шествия на осляти» в Вербное воскресенье, во время которого царь вел под уздцы осла или коня с восседающим на нем митрополитом, а впоследствии патриархом.

«В момент шествия происходило слияние Москвы и евангельского Иерусалима в единый иконный образ, в котором соединяются разные временные пласты евангельского Иерусалима и позднесредневековой Москвы»9. Очевидно, что Иерусалимский крест в символическом сознании русских был одним из знаков христианского Иерусалима, но он не воспринимался ими как палладиум крестоносцев. Равносторонняя композиция связывала его образ с главной победной святыней христианского мира - с крестом равноапостольного Константина, его лабарумом.

В течение многих веков в христианском мире почитались два образа креста - Истинный Крест Христов, найденный матерью равноап. Константина равноап. Еленой при раскопках на Голгофе, и крест, явленный Константину на небе перед Мульвийской битвой. Вытянутая форма Голгофского, или Истинного, Креста Христова с двумя или тремя поперечными перекладинами несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой. Равносторонняя же форма Константинова креста была символом охранения и победы10. Долгое время образы этих двух крестов использовались по-разному, в соответствии с их символическим значением. Так, Истинный Крест, который позднее в геральдике получил название «патриаршего», использовался в церковных богослужениях в качестве напрестольного, вышивался на святительских одеждах, водружался как поклонный и поминальный в храмах и общественных местах. Константинов крест, в геральдике именуемый «греческим», помещали на знамена, использовали в различных символических композициях, а также в качестве выносного запрестольного креста, и именно его изначально носили как тельник.

С. Гнутова в своей статье «Константинов крест»11 подробно рассказывает, как крест и монограмма Христа, которую, согласно Евсевию и Лактанцию, Константин видел сначала на солнце, а потом во сне, стала уже в IV в. изображаться преимущественно как равносторонний крест. Поначалу крест был всегда в венке - символе победы. Потом венок преобразовался в круг, а во многих памятниках и вовсе исчез. Сейчас доподлинно неизвестно, как выглядел крест, который Константину явился в видении, потому что уже древнейшие памятники представляют нам несколько разных форм, а подробного устного описания святыни в источниках не существует (ил. 5). Как отмечает Г. В. Вилинбахов, «традиция Византии в своем взгляде на форму креста, явившегося Константину, Лидов А. Иконичность и иконическое. О пространственных смыслах иконного образа // Дары: Альманах современной христианской культуры, 2015. С. 38.

См.: Вилинбахов. Крест царя Константина... С. 193.

Гнутова С. В. «Константинов крест» - древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России (URL:http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=68).

–  –  –

Ил. 5. Сон св. Константина; Видение св. Константину креста;

Обретение Животворящего Креста св. Еленой. Миниатюра из Гомилий Григория Назианзина. 879–882 г. Парижская национальная библиотека O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции по-видимому, единства не выдерживала»12. Императором за время его правления было создано множество драгоценных крестов, которые он дарил правителям и союзникам своей империи, вкладывал в храмы, украшал площади Рима и Константинополя. Исследователь К. А. Щедрина в работе, посвященной иконографии Константинова креста, говорит о том, что разнились не только сами реликвии, оставшиеся от эпохи Константина, но и предания, в которых описывалось чудо его явления13.

Уже самые древние памятники с изображением не только одного креста, но соединенные с Лабарумом, венком или хризмой, напрямую возводившиеся к легенде о чуде явления на небе, разняться по форме. При преимущественно сохраняемой равносторонности они имеют разную ширину ветвей и их завершения. Некоторые из них имеют прямые ветви с засечками на концах, как в традиционном римском шрифте, другие расширяются. Расширяющиеся концы, в свою очередь, могут быть ровными, а могут раздваиваться, наподобие ласточкиного хвоста, у некоторых острые концы украшены восемью небольшими шарами. Чаще всего крест имел форму, которую можно было вписать в круг, однако многие сохранившиеся памятники такого округлого очертания не имеют. Таким образом, уже в раннюю эпоху важным оказывается не точность воспроизведения деталей какой-то конкретной святыни, связанной с видением Константина, а некий обобщенный образ креста, воспринимающийся как победный символ.

Повторяющимися деталями, заставляющими в том или ином кресте «узнавать»

крест Констанина, стали, в первую очередь, его равносторонняя композиция и наличие только двух пересекающихся перекладин, внешние углы которых часто были акцентированы деталями, визуально их вытягивающими.

Причем даже такая, казалось бы, важная составляющая, как равносторонность, не была безусловной. Крест не обязательно должен был быть с совершенно одинаковыми ветвями, но должен был «казаться» таковым (ил. 6).

Кресты, которые специалисты относят к типу константиновых, сохранились во всем христианском мире, и наиболее ранние - в его восточной части. Именно в более развитом восточном регионе складывались крестовые иконографии, которые впоследствии были заимствованы западноевропейской геральдикой. Задолго до мальтийцев откровенно мальтийскую форму, например, мы видим у крестов, украшающих храмы Грузии: на релье- Ил. 6. Крест на постаменте от неизвестного фах Болнисского Сиони (478–493) памятника. IX–X в. Иерусалим Вилинбахов. Крест царя Константина... С. 188.

См.: Щедрина К. А. «Крест императора Константина Великого» (к вопросу иконографии) // Ставрографический сборник. Кн. II: Крест в Православии / Сост., науч. ред. С. В.

Гнутова. М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. С. 55–66.

–  –  –

Ил. 10. Монументы св. Константина в Константинополе.

Реконструкция Антуана Хелберта.

Источник: http://ellinondiktyo.blogspot.ru/2014/06/h.html

–  –  –

См.: Смирнов А. П. Выносной чеканный крест греческой работы XI–XII веков // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 27–40; Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского никольского монастыря // Ставрографический сборник.

Кн. II: Крест в Православии. С. 159.

Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. 3. Гл. 49.

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции нитого запрестольного креста императора Юстиниана II (ок. 565 г.) (ил. 13), хранящийся сейчас в сокровищнице Ватикана, и многие священные для Католической Церкви украшенные драгоценными камнями кресты, объединенные общим названием «crux gemmate». Великую реликвию воспроизводили и на византийских монетах. Именно на деньгах Византии небольшая перекладина на концах ветвей этого креста получила образ поперечных завершений, которые впоследствии стали одной из значимых иконографических черт Иерусалимского и также тевтонского крестов18 (ил. 14).

Превращение небольших поперечин или расширений на концах креста в т-образные завершения связано с особенностями изготовления матрицы для штампа. При примитивной технологии Ил. 13. Ватиканский крест Юстиниана II. 2-я пол. VI в.

штамповки для возможности многократного исСобор св. Петра. Ватикан пользования матрицы изображения на ней должны прорезаться как можно глубже и иметь такую форму, чтобы она долго не снашивалась и сохраняла узнаваемый рисунок даже при длительной эксплуатации. Таким огрубленным рисунком из коротких прорезанных линий на монетах часто изображались не только детали креста, но и лица.

Чем дальше находился от Константинополя народ, чем меньше у его художников была возможность видеть знаменитый образец, тем больше видоизменений и вольностей привносили они в его образ. Тем более что представления о точности воспроизведения, как уже говорилось, тогда были весьма условны. Во многих странах о Константиновом кресте судили, скорее всего, по его изображению на монетах.

В Египте и Эфиопии почитание реликвий, связанных с Константином, оказалось соединено с почитанием местного символа жизни, креста с петлей, называемого «анх», в Сирии и Палестине - с монументом, воздвигнутым в Иерусалиме св. императором Феодосием II. Этот монуменИл. 14. Серебряная мотальный крест был памятью еще об одном чуде нета (гексаграм) импеявления креста. О нем рассказывается в хронике ратора Константина II.

Марцеллина Комита за 1 сентября 418 г. - 31 авгу- 642–647 г. Источник: http:// ста 419 г.: «Наш Господь Иисус Христос, который www.cngcoins.com/Coin.

присутствует всегда и везде, явился из облака над aspx?CoinID=231972#

–  –  –

См.: Бутырский М. Н. Крест на византийской монете // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2004. № 9 (20). С. 141–143.

Как показал в своей работе Д. И. Полывянный, в Болгарии XII–XIII вв., а через нее на Афоне, а затем и в России XVII в. формы «патриаршего» и «константинова» креста оказались объединены. Видимо, в России образ креста был дополнен и коптской символикой (см.: Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийскославянской общности IX–XV вв. Иваново, 2000. С. 133–134).

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции Таким образом, расположение маленьких крестиков вокруг центрального большого, числовая символика (пять крестов) и форма равностороннего креста с перекладиной на концах ветвей, свойственные иерусалимской крестовой иконографии, были распространены в восточно-христианской церкви уже VI– VII вв.

Единственной на сегодняшний день серьезной работой о генезисе этой формы является статья, опубликованная Herr Baurath von Schick в ежеквартальном отчете Палестинского исследовательского общества за 1883 г. В ней фон Шик возводит образ Иерусалимского креста к египетским изображениям солнца в виде равностороннего креста в круге и описывает множество древних типов раннехристианских крестов, многие из которых имеют в средокрестиях дополнительные знаки. В конце исследователь приводит слова знакомого ему армянского священника, утверждающего, что крест с четырьмя маленькими крестиками - армянский (ил. 16). Армянский священник, беседу с которым воспроизводит фон Шик, полагал, что крестоносцы заимствовали форму Иерусалимского креста у армян, так как армяне помогали им, и те в большинстве своем после образования Иерусалимского королевства женились на армянках. Мы видели, что на древних картах Армения действительно отмечена красным Иерусалимским крестом. Вполне возможно, что традиции изображения дополнительных знаков или образов между ветвями появилась в ранней Византии как осмысление еще более древних форм восточной орнаментики, палестинской, сирийской, египетской и в том числе армянской.

Сложившиеся в более развитом восточном регионе типы Константинова и Голгофского крестов распространялись на запад. К XI в. крестовая иконография в Византии становится более сложной и разнообразной. В различных формах художественно осмысляются не только сами исторические предания, но и богословские метафоры, созданные восточнохристианскими гимнографами в прославление Креста. На Западе в это время такого развития культуры еще нет, и Константинов крест в латинских памятниках сохраняет свою простую форму. Развитие крестовой иконографии в Европе начнется на 200 лет позже. Но не под воздействием гимнографии, а в связи с нуждами геральдики, требующей разнообразия гераль- Ил. 16. Хачкар на армянском соборе св. Иакова в Иерусалиме. 1440 г.

дических символов. Тогда же, в 1099 г., во времена I Крестового похода, крестоносИсследования цы пришли в Иерусалим с самыми простыми крестами на флагах, что подтверждают ранние изображения, описывающие это событие. К этому времени относится изображение креста Констанина в виде простого равностороннего креста с точками в средокрестиях. Оно помещено на воинском флаге героя норманнского завоевания Англии Юстаса II, отца Готфрида Бульонского, предводителя франков в I Крестовом походе.

Сохранился уникальный гобелен, хранящийся в г. Байё, вышитый в 1066–1070 гг., на котором подробно изображены все участники норманнского вторжения (ил. 17). Один из них - герой битвы при Гастингсе граф Юстас II, мужественные действия которого решили исход сражения. Он центральная фигура всей панорамы, держит в руках флаг с крестом, очень похожий на Иерусалимский.

Сейчас любая статья об Иерусалимском кресте начинается рассказом о завоевании Иерусалима рыцарями I Крестового похода. История происхождения пятисоставной крестовой иконографии возводится к гербу Годфруа (Godefroi de Bouillon) (1061–1100), графа Болонского, из-за вспыльчивого характера известного как Готфрид Бульонский (с фр.: кипящий), который был одним из предводителей I Крестового похода (1096–1099) и после взятия Иерусалима провозглашен его правителем21. Через год Готфрид умер. После его смерти был осноИл. 17. Юстас II во главе войска. Фрагмент гобелена из Байё. 1066–1070 гг. Англия.

Музей ковра из Байё. Франция Как исторический факт рассказывается легенда о том, что Готфрид «отказался от королевского титула, посчитав невозможным принять золотой венец в том месте, где Спаситель принял венец терновый» и принял титул «Хранителя и Защитника Гроба Господня». Хотя историками указывается, что Готфрид сам называл себя принцепсом или герцогом Иерусалима (см: Riley-Smith Jonathan. The Title of Godfrey of Bouillon // Bulletin of the Institute of Historical Research. Vol. 52. 1979. P. 83–86; Murray Alan V. The Title of Godfrey of Bouillon as Ruler of Jerusalem / Collegium Medievale. Vol. 3. 1990. P. 163–178; France John. The Election and Title of Godfrey de Bouillon // Canadian Journal of History. Vol. 18/3. 1983. P. 321–329).

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции ван рыцарский орден Святого Гроба Господнего (Ordo Equestris Sancti Sepulcri Hierosolymitani), который, немного изменив герб Готфрида, сделал своим символом красный пятисоставный крест на белом фоне. Этот крест в истории и стал называться Иерусалимским, или символом Кустодии Святой Земли. В настоящее время орден Святого Гроба Господнего - это престижный францисканский орден со штаб-квартирой в Ватикане, членами которого являются представители королевских семей, олигархи, политики. На странице организации можно почерпнуть информацию о происхождении священного символа ордена.

Францисканцы придерживаются взглядов фон Шика, возводя историю Иерусалимского креста к дохристианской символике. «Знак, который у многих ассоциируется с королевством крестоносцев, основанном в 1099 году, на самом деле изображался на монетах, печатях и флагах, не имеющих ничего общего с миром крестоносцев»22, - говорится в этой статье. Но все-таки: был ли этот крест гербом Готфрида Бульонского?

Появление формы Иерусалимского креста нельзя возводить к гербовнику семейства Болонских графов не только потому, что такие кресты, как уже было показано, существовали в восточно-христианской традициии раньше. Дело в том, что у Готфрида Бульонского скорее всего вообще не было никакого герба.

В эпоху I крестового похода в Западной Европе геральдики как таковой еще не существовало, поэтому Иерусалимский крест не мог быть гербовым. Похожий крест действительно украшал флаг Юстаса II. Но этот флаг с крестом выполнял символическую функцию победоносного лабарума св. Константина, а не герба.

Недаром изображенные на гобелене рядом с Юстасом два других норманнских рыцаря торжествующе указывают не на него, а на флаг. Их выразительные жесты как бы говорят: «С нами Бог и Его всесильная помощь!». Норманнское вторжение завершилось полной победой. Поэтому представляется естественным, что Готфрид Бульонский и его брат Болдуин могли направиться завоевывать Святую землю, заручившись помощью отцовского «победного» знамени. Но это был именно войсковой флаг, а не герб рода.

Западноевропейская геральдика в эпоКрест Святой Земли представляет собой греческий крест красного цвета, расположенный на белом фоне и окруженный четырьмя меньшими крестами. Он также известен как «Иерусалимский крест» и является символом Кустодии Святой Земли. По поводу происхождения знаменитого символа точной информации не существует. Знак, который у многих ассоциируется с королевством крестоносцев, основанном в 1099 году, на самом деле изображался на монетах, печатях и флагах, не имеющих ничего общего с миром крестоносцев. Однако верно, что благодаря крестоносцам Иерусалимский крест приобрел, наряду срелигиозным, и политическое значение, а также стал обозначать территориальную принадлежность.

Вероятнее всего, что Иерусалимский крест произошел от креста, с точками вместо нынешних малых крестиков, который использовался самыми ранними христианскими общинами на Ближнем Востоке, существовавшими еще в римскую эпоху, за тысячу лет до Крестовых походов. Действительно, многие изображения, найденные в различных областях Святой Земли, напоминают Иерусалимский крест, в том числе и мозаичные, на которых знак полностью идентичен нынешнему. Именно эта связь стала решающей при избрании данного символа францисканцами Святой Земли» (URL: http://ru.custodia.org/default.asp?id=3638(10.04.2015)).

Schick Herr Baurath von. The Jerusalem Cross // Palestine Exploration Fund - Quarterly Statement for 1894. P. 183–189.

Исследования ху крестовых походов только-только начинает формироваться. Походы не были тому причиной, но стали катализатором процесса, поскольку собранные вместе и закрытые доспехами рыцари нуждались в опознавательных знаках. Окончательно геральдика сложилось только в XIII в., первые же гербовники появились в сер. XIV в.23 Есть и другие исторические доказательства. Если бы Иерусалимский крест был гербовым знаком Болонских графов, то он бы присутствовал как отличительная черта на доспехах и одеждах Готфрида во всех его репрезентативных изображениях. Однако если мы обратимся к ранним миниатюрам, например к изображению оммажа Готфрида византийскому императору Алексею II24, и другим миниатюрам, иллюстрирующим историю Первого крестового похода (ил. 18), то увидим, что никакого Иерусалимского креста на доспехах ни у Готфрида, ни у других крестоносцев нет. Этот символ появляется в качестве герба только к XIV в., да и то постепенно. Например, на миниатюре «Пир королей»25 1378 г. в левом нижнем углу мы видим корабль Готфрида, который увенчан похожим флагом, но на нем не пять, а множество мелких крестов вокруг одного большого (ил. 19). Здесь очевидно прослеживается традиция, встречающаяся в ранних армянских хачка

URL: http://www.excurs.ru/history/Heraldry_history.htm#6 (15.05.2015).

Крестовый поход по призыву папы Урбана II начался в 1095 г., спустя всего 42 года после Великой Схизмы, то есть разделения единой Христианской Церкви на Православную, восточного обряда, и Католическую, западного обряда. В это время еще никто не думал, что это навсегда, и христианский мир представлялся пока целостным. Иерусалим и все земли Палестины веками принадлежали Византии, пока не были завоеваны турками. Во главе войска из 20 тыс. рыцарей Готфрид Иерусалимский направился в Иерусалим через Константинополь, где (конечно, не без давления со стороны императора) принес оммаж византийскому императору Алексею Комнину. Он признал православного императора своим сеньором и дал ему клятву верности, обещав все завоеванные земли вернуть под его корону. Правда, позднее он признал свою присягу недействительной в связи с тем, что император Алексей не прислал своего войска на помощь при взятии армянской (на тот момент) Эдессы.

Категория сеньориально-вассальных отношений была осевой в структуре феодального общества XI–XII вв. «Milites хроник Первого крестового похода, и milites Dei в частности - это не абстрактные воины, а рыцари, особая, во многом еще только складывающаяся субкультура военных профессионалов; для них договор с сеньором - одна из важнейших коммуникативных практик, а представление о двусторонней верности договору - важный элемент ментальности» (С.

А. Минин). Издревле знамена выполняли функцию символов власти, в первую очередь Бога и царя. В складывающейся средневековой субкультуре знамена становились и символами власти сюзерена над своими вассалами, символами объединения вассалов вокруг своего сюзерена. Для крестоносцев таким сюзереном стал Иисус Христос. По формирующемуся среди них рыцарскому кодексу чести для них представлялось естественным отказаться от клятвы Алексею, который не выполнил, в их представлении, своих обязательств сюзерена.

Таким образом, нерушимой оказывалась только клятва Христу, всегда верному своим вассалам. Знаком этой взаимной верности был крест царя Константина, помещенный на знамена.

Как пишет в своей диссертации Минин, «хронисты не только изображают крестоносцев как рыцарей Бога, но и самого Бога как верного своим обязанностям сеньора, который воюет за своих людей, защищает их и делится с ними военной добычей» (Минин С. А. Первый крестовый поход в средневековой культуре: договор Бога и человека в нарративе хронистов: автореферат дис.... канд. ист. наук: 24.00.01. М., 2009. С. 24–25).

Короли из Люксембургского дома: Карл IV, Вацлав, Сигизмунд, собрались вместе на пир в день, когда Готфрид Бульонский впервые прибыл в Святую землю.

O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции рах, символика многосоставности. В связи с этой миниатюрой вспоминаются и знаменитые граффити в виде тысяч равносторонних крестов типа «Константиновых»

на стене пещерной церкви равноапостольной Елены, расположенной под Голгофой.

Традицию вырезания на ней крестиков положили первые крестоносцы. Подобные паломнические метки можно увидеть на многих древних памятниках. Но в отличие, например, от граффити в Святой Софии Константинопольской или в новгородской Нередице, где выцарапаны имена и просьбы, здесь нет слов. Воины Первого крестового похода, как известно, были безграмотными, поэтому везде вместо имени они ставили крест. Так что множество маленьких крестов вокруг центрального символа можно интерпретировать как образ множества христианских воинов, следующих за победоносным крестом Констан- Ил. 18. Избрание Готфрида Бульонского.

тина против врагов Христа. Миниатюра хроники Гийома Тирского Все, что связано с личностью Готфрида «История деяний в заморских землях».

1280 г. Лионская национальная Бульонского, сейчас сильно мифологизибиблиотека ровано, многое носит легендарный характер. В реальности с Иерусалимским крестом на одеждах Готфрид изображен впервые только на фреске Джакомо Джакуэрио в Saluzzo, Северной Италии, написанной около 1420 г. Так что флаг, с которым Готфрид Бульонский пришел в Иерусалим, стал его рыцарским гербом спустя по крайней мере два века после его смерти.

Обращает на себя внимание, что на кресте флага Юстаса II нет характерных т-образных окончаний. Известная форма ветвей Иерусалимского креста, скорее всего, появилась тогда же, когда крест стал наполняться гербовой символикой. Фон Шик, изучая историю Иерусалимского креста, обратил внимание, что перекладины центрального знака напоминают четыре буквы «Т», соединенные вместе. Это заставило его вспомнить пророческий образ видений Иезекииля, в которых говорится, что в последние времена верные будут помечены знаком креста в виде греческой буквы. Этот мессианский символ спасения особо почитался знаменитым отшельником Палестинской пустыни святым Антонием, отчего крест с тремя ветвями стал называться Антониевым. Осмысление т-образных ветвей Константинова креста как Антониевых крестов, видимо, происходит в католической традиции только в XIII в., когда св. Франциск Ассизский сделал Например, в Иерусалиме, в латинском приделе Святого Гроба, хранится меч Готфрида Бульонского, крест и стремена, которые имеют позднее происхождение и были положены туда только в 1802 г.

–  –  –

Ил. 19. Пир королей. Мастер библии Жана де Си. Миниатюра рукописи Великие хроники Карла V. 1378 г. Парижская национальная библиотека O. В. Губарева. Иерусалимский крест в восточно-христианской традиции крест св. Антония своим символом. Тогда же в католицизме начинается необыкновенное почитание самого св. Антония и даже пишутся образы Распятия, на которых Христос распят на Антониевом кресте. Видимо, в это время и начинает складываться простой и лаконичный символ латинского Иерусалима.

Символическое мышление Западного Средневековья в XIII–XIV вв. наполняло мир новыми знаками, одним из которых и стал Иерусалимский крест рыцарей Гроба Господня. Фон Шик, а следом за ним и современные авторы ищут смысл его образа в основном в западной символической системе. Например, пять крестов они интерпретируют как символ пяти ран Христа и пяти стигматов Франциска Ассизского. Другое распространенное толкование: центральный крест - это Сам Иисус Христос, а малые кресты - евангелисты. Четыре малых креста - это еще и четыре части света, просвещенных светом Евангельской Истины. Середина земли, ее пуп27, снова была в руках христиан, и свет Христова учения должен был воссиять оттуда по всему миру. С точки зрения средневекового человека, Готфрид мистически восстановил крест Христов на Голгофе, утвердил в центре земли символ победы христианства. Но по католической традиции эта победа представлялась не духовно, а вполне конкретно и воинственно. Четыре креста получали еще одно, предложенное фон Шиком толкование: они представлялись знаком четырех христианских народов, вставших вокруг Креста Христова и освободивших Святую Землю от мусульман. Здесь уместно снова вспомнить флаг Готфрида на миниатюре «Пир королей», усеянный множеством небольших крестиков. Этот символический воинственный смысл, скорее всего, и был доведен до схематической простоты в процессе развития языка геральдики Иерусалимского государства.

Геометрически четкий красный крест с т-образными завершениями ветвей на белом фоне, окруженный простыми, как знаки плюса, крестами, стал эмблемой принадлежности к ордену рыцарей Гроба Господня. Но только он, только такой крест является католическим символом (ил. 20). Любой другой пятисоставный крест такого значения не имеет. Эта древняя форма восходит к знамению победы равноапостольного Константина, к его монументу и к кресту, установленному в Иерусалиме св. византийским императором Феодосием II (401–450). И в православной традиции его символика совсем другая - это Ил. 20. Церемония посвящения образ духовного единства православных нав рыцари Ордена Святого Гроба родов, собранных вокруг Христа, символ соГосподня.

Иерусалимский крест: где его можно увидеть

Этот знак вы могли видеть на флаге Грузии. Если же вы совершали паломничество в Храм Иерусалима, то, вероятно, он особенно вам знаком. Подобный символ мог неожиданно встретиться и на буддийских монетах и храмах, и на щитах и мечах эпохи Средневековья. Имя ему - Иерусалимский Крест.

Визуальное восприятие Иерусалимского креста

Этот знак представляет собой обыкновенно один огромный и четыре маленьких креста золотого цвета, которые находятся между пересекающимися линиями большого. Все это в классическом виде изображено на серебристом фоне, в некоторых вариантах - красным по белому, что четко видно на флаге Грузии и на эмблемах рыцарей-крестоносцев. Целиком это все символизирует четырех апостолов, написавших Евангелие, окружающих Иисуса Христа, или же раны последнего, которые были получены во время распятий. Используется Иерусалимский Крест на покрывалах для алтаря. Их часто можно увидеть в различных храмах и других местах, например, на рынках Израиля, где продаются подвески с изображением этого символа. Он символизирует обретение четырех реликвий христианства - гвоздей, которыми было прибито к распятию тело Божьего Сына. Считается, что они находятся не только в Палестине, но и в других странах. Также этот знак обозначает «королевство рыцарей Священного Города».

История путешествий символа: Иерусалимский крест в эпохах и странах

Впервые Иерусалимский Крест появляется на гербе, который полностью нарушал по цветовой гамме закон геральдики наложения одного металла на другой, «Хранителя и Защитника Гроба Господнего» Годфрида Бульонского, который занял вышеуказанный пост в 1099 году после освобождения от мусульманского народа Священного Града. Поговаривают, что именно от этого символа происходит и множество других, впоследствии часто изображаемых на всяческих наградах и медалях. Несколько же модифицированный Иерусалимский Крест также является знаком орденов Гроба Господня и Храма Соломонова (то есть тамплиеров). Также медаль с идентичным названием была учреждена кайзером Вильгельмом Вторым после его путешествия с супругой на территорию Святой Земли. Выдавалась она исключительно придворным, а с 1908 по 1909 год ею были награждены только пять человек.

История возникновения

В первый же раз Иерусалимский Крест появляется примерно в 420 году нашей эры при правлении императора Феодосия Второго, поводом для чего было посланное монарху видение данного знака в небесах и проявление его на одеждах свидетелей этого события. После данного случая огромное изображение креста было возведено на холме Голгофа. Монумент стал символом победы над смертью и напоминанием о том, как распяли Иисуса Христа. Он был уничтожен в 614 году персами, а также иудеями, восстановлен в 628 году, окончательно стерт с лица Земли в 638.

Православие

Крестик из золота в форме данного символа не одобряется Православной Церковью при ношении в качестве подвески. Но церковь не против его хранения в качестве сувенира из Иерусалима, в память о таком событии, как посещение Святой Земли.

| | | | | | | | | | | | 19 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | >>
Всего: 542

182. Татьяна
195.239.5.102 195.239.5.102 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; .NET CLR 1.1.4322)
Город: Москва
E-mail: [email protected]
Время: 13.8.08 12:13
Вопрос: Многоуважаемый Павел!Не могу найти ответ на вопрос как
использовать 33 свечи, зажженные от Благодатного огня, привезенные из Иерусалима. Можно их зажигать как сретенские во время собо тяжелых периодов жизни?
Все сразу зажигать и до конца или можно по-отдельности? Может вообще строгих правил нет? Заранее благодарю и Спаси Вас бог.
Отвечает: Павел Платонов
Уважаемая Татьяна, именно в тяжелые моменты по отдельности можно зажигать эти свечи или в важные праздники и события в Вашей жизни.

181. владимр и ксения
79.143.230.32 79.143.230.32 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; .NET CLR 1.1.4322; .NET CLR 2.0.50727)
Город: Железногорск Курской области
E-mail: [email protected]
Время: 11.8.08 15:53
Вопрос: Очень хочу с женой поехать в Иерусалим поработать и помолиться месяца на 3 или 4.Подскажите как лучше поступить?Подскажите контактные телефоны для связи.Работа в монастыре во славу Божию.Паломничество,поклонение Православным Святыням
Отвечает: Павел Платонов
Уважаемый Владимир, если в монастыри Московской Патриархии, то надо обращаться в паломнический отдел Данилова монастыря в Москве там подскажут, если в РПЦЗ, то к архиепископу Берлинскому Марку в Мюнхене.

180. Наталья
195.189.80.51 195.189.80.51 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 7.0; Windows NT 5.1; Avant Browser)
Город: Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]
Время: 1.8.08 23:14
Вопрос: Здравствуйте!
Мы с мужем в октябре планируем обвенчатся в Израиле...Совершить обряд можно только в Ирусалиме?
Отвечает: Павел Платонов
Уважаемая Наталия, мы рады за Вас.
По вопросам венчания, крещения для российских граждан и граждан СНГ, находящихся в командировке или паломничестве, следует обращаться в Русскую Духовную Мисиию в Иерусалиме (Московская Патриархия)- понедельник-пятница с (9.00 до 17.00) по телефону 02-625-25-65, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме(Русская Православная Церковь Заграницей) - русский монастырь в Иерусалиме на горе Елеон тел. 02-6284373,

179. Наталья
90.188.131.162 90.188.131.162 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; MRA 5.1 (build 02241); MRSPUTNIK 2, 0, 0, 36 SW; InfoPath.1)
Город: Омск
Время: 30.7.08 6:02
Вопрос: Добрый день.Будьте добры, подскажите пожалуйста, мне в подарок из Иерусалима привезли крест, сказали, что это крест поломника. Выглядит он примерно так: в середине четырехконечный крест, без изображения спасителя, и в каждом так называемом углу креста есть еще маленькие кресты, т.е. вокруг одного креста расположены четыре маленьких.Сказали, что маленькие кресты символизируют части света, север, юг, запад и восток, а большой крест в центре- Иерусалим, как символ центра христианских религий.Дело в том, что на сайте крест поломника изображен совсем подругому.Я православная христианка, можно ли мне носить данный крест? Заранее благодарна за ответ.
Отвечает: Павел Платонов
Это крест паломника, такой можно Вам носить

177. Дмитрий
92.113.10.32 92.113.10.32 Opera/9.27 (Windows NT 5.1; U; ru)
Город: Крым
E-mail: [email protected]
Время: 13.7.08 9:09
Вопрос: Кого Церковь причислила в число 12 апостолов вместо Иуды?
Отвечает: Лариса Блинова
Уважаемый Дмитрий, вместо Иуды Искариота после Вознесения Христа по жребию в число 12-ти был избран Матфий, который до этого был в числе 70-ти. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9(22) августа.
http://сайт/history/ort/sv/apostol/12/matfiy/

176. Елена
85.15.181.178 85.15.181.178 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; MRSPUTNIK 2, 0, 0, 20 SW; MRA 5.0 (build 02094))
Город: г.Нефтеюганск
E-mail: [email protected]
Время: 11.7.08 11:18
Вопрос: Здравствуйте! Хочу принять обряд крещения в Иерусалиме или на реке Иордан. я буду в Израиле в период с 17 июля по 5 августа.
Отвечает: Лариса Блинова
Уважаемая Елена, мы рады за Вас.
По вопросам крещения для российских граждан и граждан СНГ, находящихся в командировке, следует обращаться в Русскую Духовную Мисиию в Иерусалиме (Московская Патриархия)- понедельник-пятница с (9.00 до 17.00) по телефону 02-625-25-65, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме(Русская Православная Церковь Заграницей) - русский монастырь в Иерусалиме на горе Елеон тел. 02-6284373,
по вопросам совершения таинств Крещения, Венчания, Отпевания, посещения больных на дому и в больнице и совершения всех церковных треб следует обращаться: в Тель-Авиве-Яффо - храм Архангела Михаила к отцу Александру - тел.050-764-42-18,
в городе Мигдаль Аэмек (Галилея) в храм свят. Николаю к отцу Роману - тел. 0505370439

175. Елена
84.229.140.44 84.229.140.44 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.0)
Город: Савьен Израиль
E-mail: [email protected]
Время: 4.7.08 11:18
Вопрос: Здравствуйте! Меня интересует вопрос о венчании в Иерусалиме-где можно узнать полную информацию как заказать,сколько это будет стоить,когда?
Отвечает: Лариса Блинова
Уважаемая Елена, по этому вопросу обратитесь в Русскую Духовную Миссию или в ближайший храм.

Крест, возможно, является самым известным символом христианства, но нигде эта иконография не имеет решающего значения или укоренилась в культуре, как в Армении. Армян часто называют людьми креста и их земли; земля креста.

Куда бы вы ни отправились, тысячи хачкаров, или армянских крестов, пронизывают горную цепь древнейшей христианской нации в мире, обеспечивая редкий взгляд на искусство армянского духовного выражения.

Начиная с 4-го века преобразование армян и установление христианства как государственной религии в 301 году н.э. издали новую эру национального самосознания.

Таким образом, крест был размещен в центре армянской иконописи. Результаты которых оставили много недоумений в свое время до сегодняшнего дня. Когда крестоносцы отваживались забраться в высокогорье Армении, они неизбежно вступили в контакт с армянским крестным почитанием.

Армяне в Киликии получили мощных союзников среди франкских крестоносцев, лидер которых Годфри де Буйон принял проект « креста» из армянской иконописи того времени.

Армянская помощь крестоносцам была описана Папой Григорием XIII в его Ecclesia Romana:

«Среди добрых дел, которые армянский народ сделал для церкви и христианского мира, особенно следует подчеркнуть, что в те времена, когда христианские князья и воины отправлялись на Святую Землю, ни один народ или нация, не проявили тот же энтузиазм, радость и веру и не пришли пришли на помощь крестоносцам, как это сделали армяне, которые снабжали крестоносцев лошадьми, обеспечение и командование. Армяне помогали воинам с полной храбростью и лояльностью присущей им во время Священных войн».

Дружеские отношения между армянами и крестоносцами были увязаны между собой между ними часто возникали смешанные браки. До того, как стать царем и основать первое государство крестоносцев, которое приняло этот символический крест, брат Годфри Болдуин из Булони был первым герцогом Эдессы (армянской Урхой, Урфа), которым он стал в результате усыновлением в качестве сына армянского принца Тороса из Урха. Болдуин также женился на дочери принца Тороса, которая стала первой Царицей .

Царство Армянской Киликии происходило в княжестве, основанном c. 1080 году династией Рубенидов, ответвлением более крупной семьи Багратидов, которая в разное время занимала престолы Армении и Грузии.

Армянский королевский дом Багратуни (грузинский Багратиони) позже утвердились как правители Иберии (современной Грузии), распространяющие использование Иерусалимского креста в Грузии в XIV веке.

Средневековый монах Томас Кемпис, по вопросу о Кресте, однажды заметил: «На Кресте — спасение; в Кресте — жизнь; на Кресте — защита от наших врагов; в Кресте — вливание небесной сладости; в Кресте — сила духа; на Кресте — радость духа; в Кресте — превосходство добродетели; в Кресте — совершенство святости … ». С 2010 года армянские Хачкары, их символизм и мастерство записаны в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Давайте посмотрим на некоторые ранние примеры креста в Армении. PeopleOfAr

Таллиннский собор является армянским кафедральным собором седьмого века в городе Талин, Армения.
Монастырь Варагаванк (XII век), с иерусалимским крестом, вырезанным на стенах.
Nor Varagavank monastery (12th century), with Jerusalem crosses carved on the entrace
St. James cathedral (12th century) Khachkar Armenian church in Jerusalem
Хачкары IV века Гегардский монастырь — Армения
Пещерная церковь Авазан (IV век) — Монастырь Гегард — Армения
Geghard Monastery (4th c.) – Armenia
Монастырь Аратес (8 век) хачкар
Geghard monastery cross-stone
Armenian Khachkars of Artzap
Armenian cross-stone at 4th century A.D. Akori monastery at the slope of mt. Ararat
Флаг Киликийского царства 1344
Флаг Corycus Cilicia
Киликийский флаг согласно европейским источникам
Flag of prince Rouben
Флаг Себастии
Военное правление царства Арцах
Флаг Царства Арцах