Иерусалимский крест – символ христиан. Происхождение иерусалимского креста

Из любой поездки хочется привезти что-нибудь оригинальное и символичное. Особенно это касается Израиля, страны с многогранной историей и множеством святых мест. Самыми известными культовыми подарками на память о Земле Обетованной являются Иерусалимский крест или иначе крест паломника. Израиль , учитывая интересы туристов к религиозной атрибутике, в большом ассортименте предлагает подобные сувениры, которые свободно продаются во многих магазинах.

Что представляет собой Крест паломника

Большой крест, внутри которого расположены еще четыре, но меньшего размера. Есть несколько любопытных версий, почему он выглядит именно так:

  • Пять крестов символизируют Иисуса из Назарета и четыре раны, которые получил Христос от распятия: две на руках и две на ногах.
  • По второй версии Большой крест – это Спаситель, а четыре маленьких – Четыре Апостола (Евангелиста).
  • Третья версия обозначает четыре раны Спасителя (на обеих руках и ногах), а пятая – на теле Иисуса, которым проткнул его римский центурион Лонгин.
  • Последняя и самая древняя версия – это символ Креста, на котором распяли Христа и четыре гвоздя для распятия.

Иерусалимский герб являлся символом рыцарского Ордена католиков – Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Он имеет руководящий орган в Ватикане и насчитывает около 30 тысяч членов Ордена. В организацию входили такие известные люди, как Ференц Лист (австрийский композитор), Петр Врангель (русский военачальник, в одной из военных компаний получивший прозвище «черный барон»).

Готфрид Бульонский – некоронованный король Иерусалима

Основателем Ордена считается граф Готфрид Бульонский – герцог Нижней Лотарингии. Он участвовал в Первом Крестовом походе. После взятия Иерусалима крестоносцами, Готфрида объявили иерусалимским королем. Граф Бульонский принял власть, но отказался от коронации и помазания. Не мог он носить корону (венец), где Иисус Христос носил венец из тернового куста в день страдания.

Зато, получив титул «Хранителя и Защитника Гроба Господня», новый правитель Иерусалима взял герб – на серебряной основе золотой крест с Т-образными окончаниями четырех ветвей, окруженный четырьмя меньшими крестами. По законам геральдики это было нарушением всех существующих правил: нельзя было использовать наложение металла на металлическую основу и эмали на эмаль.

Считается, что Готфриду был присвоен этот герб в знак особой заслуги в Крестовом походе. Позже граф Бульонский, как правитель Иерусалимского королевства, значительно расширил границы государства. Готфрид уделял много внимания и времени, чтобы привести свое королевство в степень благосостояния и обеспечить народ надежной защитой, содержанием и достойным управлением.

Для того, чтобы узнать подробнее нужды и обычаи простого народа и иметь возможность руководить ими по праву и разуму, были специально отобраны люди. Они разведывали у жителей все необходимые сведения, собрали их воедино и в письменном виде предъявили сей документ герцогу.

Готфрид призвал для прочтения его Патриарха, князей и баронов, которые выбрали из него наиболее подходящее с точки зрения удобного правления. Отсюда образовалось нововведение: законоположение, которое получило название ассизи. Именно им руководствовалось правление королевства, чтобы народ и вассалы были охраняемы, руководимы и судимы на должном уровне.

Погиб Иерусалимский правитель во время осады Акры. Его гробница находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Знак Христианства


Иерусалимский крест в дальнейшем стал символом Христианства.
Интересно, что он присутствует на государственном флаге Грузии: красный крест на белой материи. Белый цвет в геральдике имеет значение невинности, чистоты и мудрости, а красный, как символ мужества, справедливости и любви.

Есть предположения, что такой флаг в Грузии стали использоваться при правлении Георгия V Блистательного, среди прочих заслуг которого числится освобождение от монгол. Возможно, грузинский царь этим хотел показать, что будет всегда защищать свое государство от иноверцев.

Правда, часть историков утверждают, что Иерусалимский крест прижился в Грузии после знаменательной битвы при Дидгори против войск Султана Махмуда II. В битве участвовали французские крестоносцы, которые выступали под флагом Ордена католиков с пятью крестами.


Между прочим, в Израиле подобные кресты встречаются не только на флагах, но также в Вифлееме над Храмом Рождества. А еще иерусалимский крест изображен на флаге Соловецкого монастыря.

Многие приезжие на Святую Землю покупают сувениры или талисманы, даже не подозревая, что они обладают мощной защитой от любого зла. Например, крест паломника из Израиля не рекомендуется носить, как нательный предмет. Но его можно использовать как оберег или сувенир, который подарит своему владельцу счастье и физическое здоровье. А еще он будет напоминать о волшебных мгновениях, проведенных на Земле Обетованной.

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

С. В. Гнутова, заведующая сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В Святой Земле - месте паломничества богомольцев из разных частей христианского мира - создавались на протяжении многих столетий различного рода церковные реликвии: от маленьких нательных крестиков, икон и образков, используемых в качестве личной святыни, до дароносиц, дарохранительниц, напрестольных выносных крестов, употребляемых в церковных службах. Большинство этих предметов было изготовлено из перламутра - традиционного материала резчиков Палестины. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта даже школа резьбы по перламутру. Уже в первой половине XIX века А. Н. Муравьёв отмечал палестинское происхождение предметов из перламутра. Позднее А. А. Дмитриевский описывал мастерские и базары с большим количеством перламутровых изделий (1).

Будучи в 1881 году в Святой Земле, великие князья получили в благословение от Иерусалимского Патриарха Иерофея кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Об этом событии подробно написано в дневнике архимандрита Антонина (Капустина).

Кресты-мощевики с частицей Креста Господня известны с первых веков христианства. Такие кресты были у многих византийских императоров и других представителей царского рода. С первой половины XIX столетия особо именитые русские паломники получали от патриархов подобные кресты в качестве благословения, а позже - и награды.

В 1830 году от иерусалимского наместника получил малый крест на серебряной цепи с частицей Животворящего Древа А. Н. Муравьёв (2, с. 96), в 1835 году - русский путешественник и писатель А. С. Норов. В 1844 году был награждён золотым наперсным крестом на фиолетовой ленте с частью Животворящего Древа будущий начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Порфирий (Успенский) (3, с. 8), а в 1868 году - архимандрит Антонин (Капустин) (4, с. 141).

Иеромонах Вениамин, основатель Вениаминовского подворья в Иерусалиме, вместе с донесением великому князю Сергию Александровичу от 15 декабря 1894 года послал великой княгине Елизавете Фёдоровне икону, вырезанную на спиле дуба Мамврийского, - «Посещение Пресвятою Девою святой праведной Елизаветы». Чуть позже, 8 мая 1895 года, Вениамин ходатайствовал перед секретарем Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степановым об избрании врача русской больницы В. Я. Северина действительным членом ИППО. «Ещё Вам пишу, чтобы Вы уже знали, по смерти своей я все свои дорогие кресты и ордена завещаю великому князю Сергию Александровичу, так как в Миссии никто не имеет права их носить. А Ваше превосходительство прошу принять часть Мамврийского дуба, ветвь которого 30 лет назад отпала во время бури и в складе стояла без пользы, я, по смерти архимандрита Антонина, взял и по частицам отдавал как святыню в Россию, в храмы Божии» (5, с. 593).

В апреле 1891 года состоялся обряд присоединения великой княгини Елизаветы Фёдоровны к Православию. Он был совершён в домовой церкви Сергиевского дворца на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В память об этом событии Сергий Александрович подарил своей супруге золотой медальон с эмалевым изображением Спасителя, исполненный в византийском стиле. На створках были выгравированы надписи: «Аз есмь Путь и Истина и Живот», «Не бойся, только веруй». Эти евангельские слова стали заветом в дальнейшей жизни Елизаветы Фёдоровны (6, с. 17–22). Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) отправил Елизавете Фёдоровне символический подарок, сопровождая его письмом на имя великого князя Сергия Александровича, в котором, в частности, писал: «…осмеливаюсь через Ваше посредство просить Её Высочество благоволить принять на воспоминание о Палестине несколько античных вещиц, хранившихся в недрах её более тысячи лет и как бы ждавших только случая заявить собою новой поборнице Православия о Православии древнейших времён. В прошлом году, при производившихся внутри Иерусалима частных раскопках, найдены были 11 золотых монет (solidus ) византийских 518–610 годов (императоров: Юстина I, Маврикия и Фоки), два золотых браслета и золотой перстень…» (7, с. 73–74).

Перстень относится к типу византийских обручальных колец VI–X веков, его изображения и надписи достаточно точно раскрывают сущность христианского брака. На щитке в форме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием рук им на головы, или соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание).

В 2004 году в музей имени Андрея Рублёва был представлен на экспертизу крест, находящийся в деревянном футляре, видимо, исполненном иерусалимским мастером. Об этом свидетельствуют технические приёмы резьбы православных резчиков-арабов. На крышке в восьмиугольной рамке размещено резное изображение герба Иерусалимского Патриарха, под ним - буквы «Д. П. I.», означающие «Дамиан Патриарх Иерусалимский», и дата: «1904» - в этом году шли активные переговоры между Русской Духовной Миссией и Иерусалимским Патриархатом о закупке земель в Палестине. В апреле 1904 года правительство России отпустило ссуду 400 тысяч рублей, за что Патриарх Дамиан особенно благодарил русского консула А. Г. Яковлева.

На оборотной стороне коробки есть остатки красной сургучной печати с гербом и датой: «1895». Патриарх Дамиан возглавлял Иерусалимский Патриархат с 1897 по 1931 год. В 1921 году он совершил литию над гробом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, привезённым в храм Св. Марии Магдалины в Иерусалиме.

На наградном кресте-мощевике стоят московские клейма. Видимо, в начале XX века такие наградные кресты изготавливались в России и затем отсылались в Иерусалим, где Патриарх вкладывал частицы Животворящего Древа и от имени Иерусалимского Патриархата раздавал подобные награды.

Литература и источники

1. Дмитриевский А. А. Беседы о русском паломничестве и Православном Палестинском Обществе. СПб., 1889.

2. Путешествие в Святую Землю. М., 1994.

3. Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. М., 1996.

4. Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817–1894). М., 1997.

5. Россия в Святой Земле. Т. 1. М., 2000.

6. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Путь к Православию святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны // Отблеск Нетварного Света / Сб. ст. М., 2005.

7. Россия в Святой Земле. Т. 2. М., 2000.

Мне посчастливилось побывать в Вифлееме и приобрести нательные иерусалимские крестики для себя и племянников, после освятить их в базилике Рождества Христова на месте рождения Иисуса. Можно ли носить эти крестики? Мои родственники отнеслись к этому подарку с опаской.

Уважаемая Лилия, иерусалимский крест по форме несколько отличается от традиционных восьмиконечных или шестиконечных крестов, употребляемых в качестве нательных в Русской Православной Церкви, поэтому понятны опасения Ваших сродников в отношении употребления их как нательных крестиков.

Я бы посоветовал Вам скорее хранить их дома рядом с иконочками в качестве святынечки и воспоминания об имевшем место в Вашей жизни благодатном событии посещения Святой Земли.

Данное украшение высокохудожественно декоративно, и скорее представляет собой смесь трех крестов темпларского, мальтийского и иерусалимского.

Иерусалимский крест (Крест паломника) представляет собой Большой крест и четыре маленьких. Большой крест является символом Христа, а четыре маленьких обозначают 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света.

Пять крестов, соединенных в одном изображении символизируют самого Христа и раны, которые Он получил во время Распятия. Есть версия, что Иерусалимский крест символизирует найденные в Святой Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия, именно это значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов. Иерусалимский крест можно носить вместе с христианским крестом. Если христианский крест обычно носят под одеждой, то иерусалимский носят поверх одежды.

Мальтийский крест – символ католического рыцарского ордена госпитальеров и мальтийского ордена. Иногда называется Георгиевским крестом. Символ санитарных бригад святого Иоанна (Англия). Первый почтовый штемпель.

Темпларский крест – символ рыцарского ордена тамплиеров.

Длина цепочки 72 см, размер подвески 6.3 см.

Символ ордена Гроба Господня Иерусалимский крест


Крест крестоносцев, или как по-другому его называют – Иерусалимский крест – выполнен в виде пяти золотых крестов, размещенных на серебряном фоне. Иными словами, это один большой прямой равносторонний крест, который окружен четырьмя меньшими крестами, имеющими одинаковые размеры. Иногда этот знак красный на белом фоне. По другому сегодня иерусалимский крестназывается крестом паломника.


Этот символ пришел от норманнов, по крайней мере, так считается. Именно у них он был гербом. Специалисты-историки утверждают, что учредил его в качестве государственного герба Готфрид Бульонский. Он был графом и герцогом Нижней Лотаргинии, а также принадлежал к числу лидеров Первого Крестового похода, который проходил в период с 1096 по 1099 годы. После того, как его войска взяли Иерусалим, Готфрид был провозглашен его правителем. Однако, королем граф стать не захотел, т.к. не считал себя достойным быть правителем в месте, где был распят сам Спаситель. Вместо этого он принял другой титул – защитника и хранителя Гроба Господня. Именно поэтому им и был выбран такой герб – золотые кресты на серебряном фоне.

Сегодня, видоизмененный под один большой крест и четыре малых, этот иерусалимский крест является символом рыцарского католического ордена Святого Гроба Господня в Иерусалиме. Его штаб-квартира размещена в Ватикане. В настоящее время количество его членов насчитывает около двадцати восьми тысяч. В 2011 году руководителем Ордена назначен архиепископ Эдвин Брайен, принадлежащий к епископату Балтимора в США. В этот Орден входили в разное время такие известные личности, как Конрад Аденауэр, канцлер ФРГ; Ференц Литс, композитор; Петр Врангель, генерал, и др. Соответственно, основателем Ордена считается исторически Готфрид Бульонский.

Иерусалимский крест принадлежит к государственным символам, т.к. помещен на государственном флаге Грузии.

Сегодня каждый, кто приезжает в паломничество на Святую землю в Иерусалим, могут приобрести тут т.н. кресты паломника – мини-аналоги Иерусалимского креста. Разъясняется данная символика по-разному. По первой теории, большой крест – это символ Христа Спасителя, а четыре малых – Апостолы Евангелисты. По другой версии – четыре креста – это раны от гвоздей на теле распятого Спасителя, а пятый – рана, нанесенная копьем сотником Лонгином. Третья версия, которая считается наиболее достоверной, повествует о том, что именно в Палестине были обретены четыре гвоздя, которые прибили ко кресту, чтобы распять Спасителя, а также сам Крест. Иногда возникают вопросы – можно ли носить иерусалимский крест как нательный? Православная церковь не одобрительно относится к этому, хотя приобретать и хранить у себя его в качестве сувенира вполне можно.

Помимо всего прочего, существует мнение, что такой Иерусалимский крест носили в качестве нашивок крестоносцы, а от них пошла традиция наградных орденов в Европе, которые также выполняются в форме крестов, часто немного видоизмененных. Орден тамплиеров также имеет символику, где используется данное изображение. Крестоносцы же стали называться так именно по знаменитым нашивкам, о которых говорилось ранее. Этот символ говорил о христианской вере и миссии, которую должны были выполнить эти солдаты, конечно, весьма варварским способом, т.е. огнем и мечом.

Иерусалимский крест, или крест паломника

Интересным и весьма своеобразным сувениром, который Вы можете приобрести в Иерусалиме и в некоторых других местах Израиля, является , иначе называемый крестом паломника. Он представляет собой равносторонний прямой крест алого или золотого цвета на белом фоне, окруженный четырьмя крестами меньшего размера.

Как утверждают специалисты, такой крест являлся гербом Готфрида Бульонского . Готфрид, граф Бульонский, герцог Нижней Лотарингии - один из лидеров I Крестового похода (1096-1099 г.г.), провозглашенный правителем Иерусалима после взятия города крестоносцами. Готфрид Бульонский отказался от королевского титула, поскольку не счел возможным принять золотой венец в том месте, где Спаситель принял венец терновый, но согласился на титул «Хранителя и Защитника Гроба Господня ». В этом качестве новый правитель Вечного города взял в качестве герба пять золотых крестов на фоне цвета серебра.

Видоизмененный иерусалимский крест является символом католического рыцарского Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (на латыни Ordo Equestris Sancti Sepulcri Hierosolymitani), имеющего штаб-квартиру в Ватикане и насчитывающего по состоянию на 2010 год более 28 тысяч членов. С 29 августа 2011 года Орденом руководит архиепископ Балтимора (США) Эдвин О`Брайен. К Ордену в разное время принадлежали такие известные люди, как композитор Ференц Лист, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, генерал Петр Николаевич Врангель. Своим основателем Орден считает все того же Готфрида Бульонского.

Иерусалимский крест присутствует даже на государственном флаге (Грузия).

Имеется несколько о различных объяснений символики креста паломника . Большой крест символизирует Христа, а четыре меньших — четыре Апостола-евангелиста. Кресты могут означать раны христовы: четыре раны — от гвоздей на руках и ногах, а пятая — на теле от копья сотника Лонгина. Наверное, самым старым является толкование иерусалимского креста как символа обретенных в Палестине и соседних землях реликвий — четыре гвоздя, которыми тело Спасителя было прибито к кресту, и сам Крест.

Хотя Русская Православная Церковь не одобряет ношение иерусалимского креста в качестве нательного, но этот сувенир, крест паломника, поможет Вам сохранить память о посещении Иерусалима и святой земли.

Продукция интернет-магазина - не как реклама, но для общей информации "Какие они, эти Иерусалимские крестики?" и "Где их можно приобрести?". Ну а курс гривны Украины к рублю РФ сейчас приблизительно 1 гривня = 4 рубля.

Драгоценный нагрудный крест IX века, из собрания музея Голда, США, является наиболее ранней вещью, известной как «Иерусалимский крест». Вероятнее всего он так назван по месту его изготовления. А его принадлежность, какому то лицу - неизвестна.

Но до начала крестовых походов, ради «освобождения гроба Господня» о более поздней форме «Иерусалимского креста» не могло быть и речи. Т.к. иудеям форма любого креста почему-то была неприятна. Рыцари выступавшие в поход нашивали на свои светлые плащи обычные, преимущественно прямые кресты из красной ткани и неодинаковой формы. Они были отличительным знаком участника Крестовых походов. После освобождения Иерусалима от власти мусульман (, Первый крестовый поход), группа баронов объявила норманнского завоевателя Годфрида Бульонского королем Иерусалима и усвоила за ним герб - серебряный щит с изображенными на нём одним большим и четырьмя малыми золотыми крестами, нарушив при этом основное правило геральдического искусства: металл на металл не накладывается . Таким образом, был создан в назидание потомкам «исключительный герб». Став правителем Иерусалима, Годфрид Бульонски й, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый». Он отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня».

Вероятно, что после случившейся победы, многие рыцари побывавшие в Иерусалиме (особенно из близкого окружения Годфрида) изменили и форму нашитых на плащах крестов

.

Нововведение нашло своё отражение и в католической церкви - до XVвека создавались выносные и живописные кресты, по своей форме весьма приближенные к Иерусалимскому.


В XIV веке знамя Тевтонского Ордена было украшено великим магистром золотым иерусалимским крестом с черной окантовкой и щитом Священной Римской империи германской нации, в его середине. Но в 1410г. (в XVв.) в битве при Грюнвальде, Орден потерял это и другие свои знамена.


Полный «Иерусалимский крест» красного цвета, мог поначалу нашиваться на плащи самого ближнего окружения «иерусалимского короля» - его телохранителей или его друзей баронов.

Позже такой Иерусалимский крест часто используется на покрывалах в католическом алтаре . Большой крест — символ Христа , четыре маленьких — символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий , распространяющих учение на все четыре стороны света.

Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать и раны Христа, которые Он получил во время Распятия.

Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период Крестовых походов .

Современные иерусалимские кресты делятся на два варианта - по форме и по названию. Это касается в первую очередь нагрудных крестов.


Надпись же может быть нанесена на оборотную сторону любого вида креста, что будет указывать на то, что он привезен из Иерусалима. Т.е. тоже «Иерусалимский крест».



В России был свой образец Иерусалимского креста. Он был изображен на окладе Евангелия, хранившегося в храме Христа Спасителя, в Москве, вплоть до разрушения храма.

Ограничительные линии креста заменены на четыре книги, четыре Евангелия.

Смысл изображения прост - всё что известно о Христе и его пребывании в Иерусалиме, ограничивается этими книгами.


Мне посчастливилось побывать в Вифлееме и приобрести нательные иерусалимские крестики для себя и племянников, после освятить их в базилике Рождества Христова на месте рождения Иисуса. Можно ли носить эти крестики? Мои родственники отнеслись к этому подарку с опаской.

Уважаемая Лилия, иерусалимский крест по форме несколько отличается от традиционных восьмиконечных или шестиконечных крестов, употребляемых в качестве нательных в Русской Православной Церкви, поэтому понятны опасения Ваших сродников в отношении употребления их как нательных крестиков.

Я бы посоветовал Вам скорее хранить их дома рядом с иконочками в качестве святынечки и воспоминания об имевшем место в Вашей жизни благодатном событии посещения Святой Земли.

Данное украшение высокохудожественно декоративно, и скорее представляет собой смесь трех крестов темпларского, мальтийского и иерусалимского.

Иерусалимский крест (Крест паломника) представляет собой Большой крест и четыре маленьких. Большой крест является символом Христа, а четыре маленьких обозначают 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света.

Пять крестов, соединенных в одном изображении символизируют самого Христа и раны, которые Он получил во время Распятия. Есть версия, что Иерусалимский крест символизирует найденные в Святой Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия, именно это значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов. Иерусалимский крест можно носить вместе с христианским крестом. Если христианский крест обычно носят под одеждой, то иерусалимский носят поверх одежды.

Мальтийский крест – символ католического рыцарского ордена госпитальеров и мальтийского ордена. Иногда называется Георгиевским крестом. Символ санитарных бригад святого Иоанна (Англия). Первый почтовый штемпель.

Темпларский крест – символ рыцарского ордена тамплиеров.

Длина цепочки 72 см, размер подвески 6.3 см.

Символ ордена Гроба Господня Иерусалимский крест


Крест крестоносцев, или как по-другому его называют – Иерусалимский крест – выполнен в виде пяти золотых крестов, размещенных на серебряном фоне. Иными словами, это один большой прямой равносторонний крест, который окружен четырьмя меньшими крестами, имеющими одинаковые размеры. Иногда этот знак красный на белом фоне. По другому сегодня иерусалимский крестназывается крестом паломника.


Этот символ пришел от норманнов, по крайней мере, так считается. Именно у них он был гербом. Специалисты-историки утверждают, что учредил его в качестве государственного герба Готфрид Бульонский. Он был графом и герцогом Нижней Лотаргинии, а также принадлежал к числу лидеров Первого Крестового похода, который проходил в период с 1096 по 1099 годы. После того, как его войска взяли Иерусалим, Готфрид был провозглашен его правителем. Однако, королем граф стать не захотел, т.к. не считал себя достойным быть правителем в месте, где был распят сам Спаситель. Вместо этого он принял другой титул – защитника и хранителя Гроба Господня. Именно поэтому им и был выбран такой герб – золотые кресты на серебряном фоне.

Сегодня, видоизмененный под один большой крест и четыре малых, этот иерусалимский крест является символом рыцарского католического ордена Святого Гроба Господня в Иерусалиме. Его штаб-квартира размещена в Ватикане. В настоящее время количество его членов насчитывает около двадцати восьми тысяч. В 2011 году руководителем Ордена назначен архиепископ Эдвин Брайен, принадлежащий к епископату Балтимора в США. В этот Орден входили в разное время такие известные личности, как Конрад Аденауэр, канцлер ФРГ; Ференц Литс, композитор; Петр Врангель, генерал, и др. Соответственно, основателем Ордена считается исторически Готфрид Бульонский.

Иерусалимский крест принадлежит к государственным символам, т.к. помещен на государственном флаге Грузии.

Сегодня каждый, кто приезжает в паломничество на Святую землю в Иерусалим, могут приобрести тут т.н. кресты паломника – мини-аналоги Иерусалимского креста. Разъясняется данная символика по-разному. По первой теории, большой крест – это символ Христа Спасителя, а четыре малых – Апостолы Евангелисты. По другой версии – четыре креста – это раны от гвоздей на теле распятого Спасителя, а пятый – рана, нанесенная копьем сотником Лонгином. Третья версия, которая считается наиболее достоверной, повествует о том, что именно в Палестине были обретены четыре гвоздя, которые прибили ко кресту, чтобы распять Спасителя, а также сам Крест. Иногда возникают вопросы – можно ли носить иерусалимский крест как нательный? Православная церковь не одобрительно относится к этому, хотя приобретать и хранить у себя его в качестве сувенира вполне можно.

Помимо всего прочего, существует мнение, что такой Иерусалимский крест носили в качестве нашивок крестоносцы, а от них пошла традиция наградных орденов в Европе, которые также выполняются в форме крестов, часто немного видоизмененных. Орден тамплиеров также имеет символику, где используется данное изображение. Крестоносцы же стали называться так именно по знаменитым нашивкам, о которых говорилось ранее. Этот символ говорил о христианской вере и миссии, которую должны были выполнить эти солдаты, конечно, весьма варварским способом, т.е. огнем и мечом.

Иерусалимский крест, или крест паломника

Интересным и весьма своеобразным сувениром, который Вы можете приобрести в Иерусалиме и в некоторых других местах Израиля, является , иначе называемый крестом паломника. Он представляет собой равносторонний прямой крест алого или золотого цвета на белом фоне, окруженный четырьмя крестами меньшего размера.

Как утверждают специалисты, такой крест являлся гербом Готфрида Бульонского . Готфрид, граф Бульонский, герцог Нижней Лотарингии - один из лидеров I Крестового похода (1096-1099 г.г.), провозглашенный правителем Иерусалима после взятия города крестоносцами. Готфрид Бульонский отказался от королевского титула, поскольку не счел возможным принять золотой венец в том месте, где Спаситель принял венец терновый, но согласился на титул «Хранителя и Защитника Гроба Господня ». В этом качестве новый правитель Вечного города взял в качестве герба пять золотых крестов на фоне цвета серебра.

Видоизмененный иерусалимский крест является символом католического рыцарского Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (на латыни Ordo Equestris Sancti Sepulcri Hierosolymitani), имеющего штаб-квартиру в Ватикане и насчитывающего по состоянию на 2010 год более 28 тысяч членов. С 29 августа 2011 года Орденом руководит архиепископ Балтимора (США) Эдвин О`Брайен. К Ордену в разное время принадлежали такие известные люди, как композитор Ференц Лист, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, генерал Петр Николаевич Врангель. Своим основателем Орден считает все того же Готфрида Бульонского.

Иерусалимский крест присутствует даже на государственном флаге (Грузия).

Имеется несколько о различных объяснений символики креста паломника . Большой крест символизирует Христа, а четыре меньших — четыре Апостола-евангелиста. Кресты могут означать раны христовы: четыре раны — от гвоздей на руках и ногах, а пятая — на теле от копья сотника Лонгина. Наверное, самым старым является толкование иерусалимского креста как символа обретенных в Палестине и соседних землях реликвий — четыре гвоздя, которыми тело Спасителя было прибито к кресту, и сам Крест.

Хотя Русская Православная Церковь не одобряет ношение иерусалимского креста в качестве нательного, но этот сувенир, крест паломника, поможет Вам сохранить память о посещении Иерусалима и святой земли.

Продукция интернет-магазина - не как реклама, но для общей информации "Какие они, эти Иерусалимские крестики?" и "Где их можно приобрести?". Ну а курс гривны Украины к рублю РФ сейчас приблизительно 1 гривня = 4 рубля.