Церковный праздник благовещение пресвятой богородицы. Обручение Пресвятой Девы Марии. Молитвословие Благовещению Пресвятой Богородицы

1:502 1:512

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется христианскими церквями большинства конфессий: православными, католиками и многими протестантскими церквями.

1:809 1:821

История и смысл праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

1:951

Благовещение обозначает провозглашение людям вести о том, что Спаситель идет, предсказание начинает сбываться, он уже близко. По церковному календарю. Благовещение стали отмечать, согласно решению церкви, с IV века н. э. Этот день всегда выпадает за 9 месяцев до Рождества Христова .

1:1478 1:1490

Пророк Исаия, живший за 700 лет до Рождества Христова, утверждал, что Мессия — это Бог в образе человека; родится он от непорочной Девы, будет творить чудеса и страдать, умрет за людские грехи и воскреснет. Большинство верующих полагали, что он придет для того, чтобы прогнать иноземцев с их земли, покорить весь мир и навечно остаться земным царем. Однако все произошло не так. Он пришел незаметно и лишь мать с отцом знали его.

1:2279 1:11

До шестнадцати лет Мария, будущая мать Христа, жила при храме и была весьма богобоязненной. Затем, как достигшая совершеннолетия, должна была или возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Мария объявила о своей клятве Богу - остаться навсегда Девою.

1:478 1:490

Тогда Ее обручили с дальним родственником, 80-летним престарелым плотником Иосифом, славившегося своим благочестием, чтобы он заботился о Ней.

1:756 1:768

Спустя четыре месяца после обручения, к Деве Марии явился Ангел, посланный Господом, который принес ей благую (т.е. радостную) весть: за свою праведность она избрана для того, чтобы стать Матерью Божией, непорочно зачав от Духа Святого. Ангел также сообщил девушке, что родившегося Сына следует назвать Иисусом.

1:1343 1:1355


2:1862 2:11

Узнав о том, что Мария носит под грудью плод, Иосиф хотел тайно отпустить ее. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Он спасет людей от грехов их». И Иосиф поступил так, как велел ему Ангел — принял свою жену. У них родился сын, и нарекли его Иисусом . Все, как предсказывалось.

2:697 2:709

Для каждого из христиан этот день является началом освобождения человечества от власти греха и связанной с ним неизбежной смерти. Это один из наиболее важных (двунадесятых) праздников в Православии, стоящий в одном ряду с Пасхой, Рождеством и Преображением.

2:1191 2:1203

Церковь считает событие, произошедшее в день Благовещения, первым актом искупительной жертвы, принесенной впоследствии Иисусом.

2:1446 2:1458

Как через Еву грех вошел в мир, так он был побежден кротостью Девы Марии, которая ответила ангелу: «Да будет мне по слову Твоему», покорившись Божьей воле.

2:1754 2:11


3:518 3:530

Когда празднуют Благовещение?

Благовещение относится к христианским праздникам, не зависящим от лунного календаря. Оно ежегодно отмечается 7 апреля (25 марта по старому стилю) , т.е. ровно за 9 месяцев до Рождества Христова, которое празднуется 7 января (25 декабря).

3:1022

Дата праздника была утверждена Константинопольской церковью еще в шестом столетии. Из Византии обычай праздновать Благовещение распространился в странах Европы, а после принятия христианства пришел и на Русь.

3:1415 3:1427

Красивые традиции Благовещения.

Зачем на Благовещение выпускают птиц?

3:1567 3:11


4:518 4:530

Во многих селениях в преддверии праздника «закликали весну»: разжигали костры, водили вокруг них хороводы и пели веснянки, выпекали из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов); девушки и дети забирались с ними на крыши или на деревья и выкрикивали заклички, обращенные к птицам.

4:1057 4:1067

В день праздника Благовещения была красивая традиция отпускать птиц на волю. В городах устраивали целые птичьи базары, где жители могли купить птицу и собственноручно даровать ей свободу.

4:1422 4:1432

Если сегодня это делают преимущественно священники, то до революции 1917 года многие из верующих, пришедших на праздничное богослужение, приносили с собой клетки с небольшими птицами, которых выпускали на волю.

4:1821

4:9

Это действие символизирует человеческую душу, томившуюся в клетке греха , но через Благую Весть получившую надежду на свободу.

4:250 4:262

Обычай доставляет особенную радость детям, которым нравится думать, что отпущенная из клетки птица полетит к себе домой.

4:490 4:500

Иногда этим пользуются любители легкого заработка, которые специально к празднику ловят небольших птиц и продают их верующим с детьми.

4:758 4:770


Если голуби, выпущенные священником, как правило, живут в ближайшей голубятне, куда возвращаются, получив свободу, то пойманные птицы могут обитать довольно далеко от места, где их выпускают. Они нередко находятся в плохом состоянии, истощены и напуганы содержанием в клетке, поэтому немногие из них могут добраться до места своего обитания.

5:1909

Не стоит поощрять подобные заработки и покупать птиц для Благовещения у случайных людей.

5:174 5:186


6:693 6:705

Что нужно делать в день Благовещения.

Весенний праздник Благовещения сопровождается многочисленными народными приметами.

6:943 6:953

Считается, что правильно загаданные на Благовещение желания всегда сбываются.

6:1108 6:1118

Чтобы привлечь здоровье умывались талой водой

6:1213 6:1223

Хозяйки накаляли соль на сковороде и добавляли ее в блюда.

6:1340 6:1350

В старину прыгали через костер.

6:1418 6:1428

Для привлечения богатства носили с собой монетки. Наибольшей удачей считалось позвенеть ими во время кукования кукушки.

6:1660

6:9

На Благовещение выполняют женские ритуалы и обряды , связанные с продолжением рода.

6:172 6:182

Также освящают соль и воду.

6:242 6:254

В этот день верующие посещают праздничное церковное богослужение, и ставят свечку Пресвятой Богородице, после чего проводит время с семьей.

6:521 6:531

Считается, что благовещенская зола, которую выгребают из печи по окончании этого дня, обладает свойством приумножать урожай овощей.Поэтому в домах с печным отоплением в деревнях и сегодня запасают золу от растопки печи в день праздника, чтобы рассыпать ее на грядках перед посадкой овощей.

6:1072 6:1082

Кроме того, в этот день пасечники выносят на улицу ульи с пчелами.

6:1212 6:1224

Чего нельзя делать в Благовещение?

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные народные обычаи.

6:1429 6:1439

7:1946 7:11

Есть поверье, что в этот день настолько запрещен всякий труд , что даже грешников в аду перестают мучить и дают им отдых и свободу.

7:257 7:269

Грехом считается даже отход или отъезд в дорогу для заработков . Говорили: «на Благовещение птица гнездо не вьет, девица косы не плетет», то есть всякая работа считается грехом. Считалось, если птица на Благовещение гнездо завьет, то крылья у нее ослабнут, и тогда ни летать, ни порхать она не сможет.

7:838 7:848

Однако если вам необходимо идти на работу, тут уж ничего не поделаешь, и такая работа грехом не считается, так как имеется в виду лишь работа дома по-хозяйству.

7:1147 7:1157

Однако добровольный труд по хозяйству может принести неприятности . Вся посаженная рассада не примется, а посеянное зерно не взойдет.

7:1412

Не следует заниматься тяжелым трудом или выполнять домашнюю работу.

7:1544 7:11

По возможности желательно в этот день никуда не уезжать из дома , отсрочив поездку хотя бы на один день.

7:208 7:218

Не следует отправляться на охоту и убивать невинные Божьи творения.

7:352

Один из народных запретов связан с женскими волосами: считается, что в этот день нельзя плести косы и делать сложные прически.

7:604

Однако церковь не поддерживает это мнение: конечно, причесываться и заплетать косу можно, просто не следует отдавать заботам о внешности чересчур много усилий. Лучше позаботиться о чистоте своей души и уделить немного больше времени молитве.

7:1056 7:1068


8:1575 8:11

Приметы на праздник Благовещения

Множество примет сохранилось и дошло до нашего времени.

8:185 8:195

Самая главная из них - нельзя ничего делать по дому , запрещены все земельные работы.

8:363 8:373

День недели, на которое выпало Благовещенье в этом году, считается неблагоприятным для посева и посадки, а также начала новых дел. А вот день, следующий за ним, наоборот, считается очень удачным и благоприятным.

8:766 8:778

Принято на Благовещение не надевать в первый раз новой одежды , иначе быстро сносится.

8:944 8:956

С дня Благовещения здоровые крестьяне переселялись в холодную часть избы - начало лета.

8:1132 8:1144

Также считалось грехом продолжать работать по вечерам со свечой. Тем, кто не придерживался правил, якобы, грозил неурожай и прочие несчастья.

8:1412 8:1424

Накануне Благовещения было принято у крестьян сеять горох.

8:1542 8:11


9:518 9:530

Приметы о погоде и урожае на день Благовещения

  • Если на Благовещение на крышах лежит снег, то ему лежать еще до Егория (6 мая).
  • Если в этот день будет мороз, то ожидают еще несколько морозных утренников, на севере их считают до сорока.
  • Тепло на Благовещение — много морозов впереди.
  • На Благовещение без ласточек — холодная весна.
  • Зимний путь кончается или за неделю до Благовещения, или спустя неделю после Благовещения.
  • Накануне ночью темное без звезд небо - к плохому несению курами яиц.
  • Солнце в праздник Благовещения - к урожаю пшеницы.
  • Дождь праздник - к хорошей рыбалке, к грибной осени.
  • Если в праздник прогремела гроза - можно ждать теплого лета отличного урожая орехов.
  • А мороз в этот день мог принести хорошие прогнозы на урожай огурцов и яровых.


10:2500 10:11

Приметы с просфорой на день Благовещения

Чтобы год был спокойным и удачным, здоровье крепким, семья благополучной, нужно было обязательно съесть освященную в церкви просфору.

10:353

Ее пекли на каждого члена семьи либо покупали, затем крошили и съедали.

10:488 10:498

Часто крошки этого церковного хлеба смешивали с семенами для получения лучшего урожая, подмешивали к корму скота и птиц . Даже для пчел его смешивали с медом и подкармливали свою пасеку. Крестьяне верили, что это принесет здоровье всей живности.

10:956 10:968

Главной иконой праздника можно считать шедевр Андрея Рублева:

Ангел сходит к Деве, чтобы возвестить ей «Благую весть».

10:1207 10:1219

11:1738

Архангел Гавриил принес Деве Марии самую большую новость — Сын Божий становится Сыном человеческим. Исполняется пророчество Исаии, Богородица отвечает согласием на весть ангела: «Да будет мне по слову твоему». Без этого добровольного согласия Бог не мог бы стать человеком. Он не мог бы воплотиться, так как Бог не действует силой, не принуждает нас ни к чему. Человеку дана полная свобода ответить Богу согласием и любовью.

11:796 11:806

Еще одна известная картина Сандро Боттичелли также посвящена Благовещению.

11:951 11:961


12:1468 12:1480

Празднование Благовещения не отлагается даже в день Пасхи, если эти праздники совпадают, а если это торжество приходится на дни поста, то пост ослабляется. По церковному Уставу, в этот день благословляется вкушение рыбы и елея.

12:1909

12:9

С Благовещением, друзья

12:59

Вас хочу поздравить я!

12:106

Пожелаю вам терпения,

12:152

Веры в Бога и прощения,

12:200

И покоя вам в душе,

12:240

Рая в сердце, в шалаше,

12:287

И надежды и смирения,

12:332

И любви, и вдохновения!

12:380

И тепла, и благ, и света,

12:429

Солнца, радости и лета!

12:477

Планов всех осуществлений

12:532

И мечтаний исполнений!

12:581 12:593 12:599 12:611

Празд­ник Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­ну­ет­ся 7 ап­ре­ля (нов ст.), от­сто­ит ров­но на 9 ме­ся­цев от да­ты празд­но­ва­ния Рож­де­ства Хри­сто­ва, име­ет один день пред­праздн­ства и один день по­праздн­ства, в ко­то­рый празд­ну­ет­ся Со­бор ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла. Пред­праздн­ство и по­праздн­ство от­ла­га­ют­ся, ес­ли Бла­го­ве­ще­ние слу­ча­ет­ся на Страст­ной или Свет­лой сед­ми­це.

Благовещение Пресв. Богородицы (Лк. 1:26-38)

Когда по предвечному определению Божию настало время явиться на земле Спасителю мира, архангел Гавриил был послан от Бога в галилейский город Назарет. Сюда в дом Иосифа древодела из иерусалимских обителей при храме в недавнем времени переселилась Богоизбранная Отроковица Мария, из рода Давидова, дочь Иоакима и Анны. Трех лет Она введена была родителями во храм и посвящена Богу. При храме возрастала Она в богомысленном уединении. Там научилась Она рукоделию своего пола и проводила время в трудах, молитве и чтении священных книг. Самыми высокими добродетелями Ее были – невозмутимая чистота мыслей и чувств, самое глубокое смирение и всесовершенная преданность воле Божией. Ее родителей уже не было в живых, когда Она достигла 14-летнего возраста. Она решилась всю жизнь свою провести в присутствии Божием, под кровом храма. Священники, зная Ее беспримерно святую жизнь, не могли не видеть в Ее решимости вдохновения свыше: но, не имея примера, чтобы девы израильские посвящали себя пред лицом Божиим безбрачной жизни, обручили Ее Иосифу, святому старцу, также из царского рода Давидова, с тем чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Иосиф жил в Назарете и здесь пропитывал себя плотническим ремеслом. Пресвятая Дева Мария и в его доме, помогая содержанию его своими женскими трудами, продолжала благочестивые упражнения, с которыми освоилась с младенчества. Предание говорит, что Она читала книгу пророка Исаии и остановилась на словах: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (VII, 14).


Благовещение Пресвятой Деве Марии.
Роспись свода Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Она размышляла: как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Матерью Господа, и как желала бы Я быть хотя последней служанкой при ней! И вот является Ей ангел и приветствует Ее: радуйся, Благодатная. Господь с Тобою: благословенна Ты между женами. Пресвятая Дева, еще живши во храме, свыклась с обществом мира ангельского, и потому Ее не встревожило явление ангела. Она смутилась от слов его, когда он назвал Ее благословенной между женами. Ангел поспешил успокоить Ее: Мария! Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Это будет Сын Всевышнего. Господь Бог даст Ему престол Давида, отца Его; и воцарится над домом Иакова навеки, и царству Его не будет конца. Пресвятая Дева Мария сказала: как же это будет, когда Я непричастна браку? Ангел отвечал Ей: Дух Святый найдет на Тебя и Сила Всевышнего осенит Тебя: почему и Рождаемое, как Сын Божий, будет свято (без греха прародительского). Вот и Елисавета, родственница Твоя, слывущая бесплодной, несмотря на старость свою, шесть месяцев уже носит во чреве сына. Так, чему быть повелит Бог, тому нельзя не сбыться . Пресвятая Дева, с детства предавшая себя Богу, со смирением повинуется Его святой воле. Я раба Господня, сказала Она, да будет со Мною по слову твоему . Ангел после сего отошел от Нее. Событие это св. Церковь празднует 25 марта.

Среди немалого количества церковных праздников Благовещение Пресвятой Богородицы считается особенным. По важности оно уступает, возможно, только Рождеству, которое отмечают все христиане, независимо от конфессии. Еще до дня Благовещения Пресвятой Богородицы расписание служб в храмах вывешивается на сайтах и входных дверях, чтобы каждый верующий смог найти в своем плотном графике время для радости посещения церкви. Тем более что в этот праздник визит в храм невозможно пропустить. Подобный поступок считается непростительной ошибкой, которая принесет в дом неприятности и беды. Благовещение имеет ряд правил и ограничений, однако многие верующие с ними не знакомы. Поэтому и допускают в подготовке к празднику досадные просчеты, которых в старые времена на Руси не могли сделать даже дети. Мы максимально подробно расскажем читателям об этом радостном для сердца каждого христианина дне: когда Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется, откуда пошла традиция отмечать праздник, какова история его возникновения и еще много другого интересного. Но давайте говорить обо всем по порядку.

Краткая историческая справка

Благовещение Пресвятой Богородицы имеет четко определенную дату празднования. Его и Рождество разделяют девять месяцев, несмотря на то что Благовещение укоренилось в церковных традициях гораздо позже Рождества. Известно, что католики и православные пользуются разными видами календарей. Неудивительно, что и даты праздников у них разнятся. Католическая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы службы в храме начинает утром двадцать пятого марта. А у православных праздник отмечается седьмого апреля.

Многие верующие среди двенадцати основных праздников христианской церкви этот считают буквально началом становления религии. Ведь суть его заключается в благой вести, которую Мария получила от ангелов. Некоторые богословы еще в давние времена утверждали, что именно во время этого разговора и произошло непорочное зачатие юной девушки. Поэтому долгое время праздник носил массу названий, характеризующих именно эту его сторону.

Интересно, что все события, касающиеся данной темы, были описаны только одним апостолом. Лука в своем Евангелии очень подробно рассказал о том, что происходило в этот великий день. По сегодняшний день все христиане ссылаются именно на данный письменный источник, рассказывая историю Девы Марии и зачатия Христа.

История праздника

Рассказ о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы необходимо начинать с краткого описания жизни Девы Марии.

Не каждый знает о том, что от рождения девочка, ставшая Богоматерью, была обещана храму. Ее жизнью должно было стать служение Господу, к чему и готовили малышку. Свое детство она провела в Иерусалимском храме и воспитывалась его настоятелями. Но к четырнадцати годам юная Мария по иудейским законам должна была выйти замуж. Это очень смущало святых отцов, молившихся день и ночь о нахождении самого лучшего решения для определения судьбы девочки. После тщетных молитв на одного из старцев снизошло озарение, и он приступил к поиску мужа для Марии, который смог бы защищать ее на протяжении всей жизни, но тем не менее не предъявлять на нее прав, как делает это муж на свою жену. Поиски были недолгими, и вскоре Мария стала женой Иосифа, которому к моменту бракосочетания уже исполнилось восемьдесят лет. Нареченный муж слыл настоящим праведником и провел всю свою жизнь в трудах и молитвах. До встречи с Марией Иосиф ни разу не был женат.

В один из дней перед смущенной девушкой предстал архангел Гавриил. Согласно Евангелию от Луки он и возвестил Марии благую весть о том, что она выбрана в матери Сыну Божьему. Однако важным было не только рассказать девушке о том, что ее ожидает, но и получить ее согласие. Без него Господь не смог бы исполнить свою волю.

Услышав такие вести, Мария усомнилась в возможностях непорочного зачатия. Однако Гавриил пристыдил ее, напомнив о том, как зачала, выносила и родила младенца ее родственница, до преклонного возраста считающая себя бесплодной. Этим ангел хотел доказать безграничные возможности Господа и успокоить Марию. Будучи послушной и праведной, девушка согласилась с Божьей волей и зачала ребенка.

Интересно, что, узнав о беременности своей жены, Иосиф подумал о ее неверности. Он решил, что девушка нарушила обет невинности, и предложил ей покинуть его тайно, под покровом ночи. Однако во сне к нему явился ангел, рассказавший всю правду о зачатии Сына Божьего, и повелел мужчине охранять свою жену и заботиться о ней.

Важность Благовещения Пресвятой Богородицы заключается еще и в том, что до этого момента человечество не получало от Господа благих вестей. Последними слышали волю Творца Адам и Ева, но последующие поколения были лишены этой благости.

Становление праздника

Праздновать в храмах Благовещение Пресвятой Богородицы христиане стали в пятых-шестых веках, но и еще раньше встречались упоминания об этом дне в разных источниках.

Историки и археологи нашли изображения событий Благовещения в пещерах, где первые христиане прятались от своих преследователей. Подобными картинами были расписаны не только отдельные пещеры, но и катакомбы, в которых изгнанники находились неделями и месяцами, ведя службы и проповедуя. Такие росписи датируются вторым-третьим веками.

В четвертом веке свой неоценимый вклад в становление праздника внесла святая Елена. Она прошла по местам жизни Христа и везде старалась оставить след в виде базилики, храма, церкви или собора. О Благовещении Пресвятой Богородицы как о значимом событии она тоже заговорила одной из первых. Святая нашла то место, где произошло явление архангела Деве, и поставила там базилику.

Уже к пятому веку иконописцы стали уделять этому библейскому сюжету большое внимание. Они начали изображать события непорочного зачатия Иисуса на иконах и росписях в храмах. Приблизительно сто лет спустя богослужения в Благовещение Пресвятой Богородицы проводились в большинстве церквей. Считается, что окончательно установил его каноны и традиции святитель Кирилл Иерусалимский. Буквально через столетие праздник получил статус главного в Византии и распространился на Западе.

Кстати, на Руси Богоматерь была очень почитаема. Поэтому Благовещение праздновали очень торжественно и обязательно всей семьей. От этого, по мнению наших предков, зависело благополучие всех ее членов и изобилие в доме.

В восьмом веке были составлены праздничные каноны, которые поются во время службы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в церквях. Их авторами считаются митрополит Никейский и два святых старца - Феофан и Иоанн Дамаскин.

Поговорим о традициях

Каждый праздник имеет свои традиции, тем более это утверждение актуально, когда мы говорим о церковных праздниках. Правила празднования Благовещения сформировались еще в Древние века и сегодня соблюдаются неукоснительно всеми христианами.

За день до праздника женщины приступали к выпечке просвир. Этим словом назывался пресный хлеб в форме небольших булочек. Его количество всегда приравнивалось к числу домочадцев. Утром в праздник просвиры требовалось отнести на службу и освятить. Только после этого члены семьи могли приступить к праздничной трапезе, за которой и съедался хлеб. Делалось это с большой осторожностью, чтобы не уронить мимо рта ни одной крошки. Если же это происходило, то все остатки просвиры собирались и отдавались скотине. Считалось, что это способствует сохранению ее здоровья и плодовитости. Однако необходимо было съедать освященный хлеб на голодный желудок. Это являлось непременным условием для богатого урожая и семейного благополучия.

Так как Благовещение - это очень важный праздник, то работать в этот день категорически запрещено. Наши предки никогда не стали бы забивать скот, шить, убирать дом и заниматься другими делами. Однако и затевать излишне шумное веселье тоже возбранялось. Люди должны были осознать святость этого дня и проникнуться ею.

Хочется заметить, что на Руси этот церковный праздник считался одновременно и днем, когда было принято звать весну. Считалось, что после Благовещения зима окончательно отступает и начинается новый виток жизни в природе. Для того чтобы избавиться от хвори, наши предки разводили костры. Вокруг них водили хороводы, пели песни и «зазывалки». Особо смелые даже прыгали через костер, тем самым очищаясь от всех болезней и нечистых помыслов.

Особо красивой традицией в Благовещение было выпускание птиц. До праздника на улицах и в лесах отлавливали пернатых певчих, которых сажали в клетки. После посещения церковной службы молодежь собиралась во дворах храмов и открывала клетки. Птицы, взмывающие в небо, являлись символом благой вести, когда-то принесенной человечеству.

В Благовещение на улицы часто выгоняли скот. Он должен был пройти под звон колотушек и колокольчиков. Это, как думали наши предки, защищало скотину от хворей и хищников.

Ассортимент праздничных блюд традиции Благовещения никак не ограничивают. Все зависит от того, на какой день выпадает данная дата. К примеру, в текущем году это была Страстная пятница. Поэтому верующие не могли позволить себе употребить в пищу даже рыбу. Хотя обычно, если праздник совпадает с постом, православные имеют некоторые послабления. К ним относятся и морепродукты.

Символы праздника

Мало кто из христиан осведомлен о том, что Благовещение имеет свою символику. Она является своеобразным графическим рассказом о сути праздника. Первый символ изображается как луч света. Он представляет собой эфемерную дорогу, по которой Святой Дух снизошел на Деву Марию. Именно так начиналась история о благой вести, изложенная в Евангелии.

Второй символ - это прялка. Согласно письменным источникам Дева Мария много времени проводила за этим инструментом. Спустившийся с небес архангел Гавриил застал ее за прядением и в этот момент сообщил о той миссии, которую нужно будет выполнить девушке.

Третьим символом стала пальмовая ветвь. С самых древних времен она означает духовную возвышенность. Некоторые богословы трактовали символ как единство подчинения мыслей и чувств божественному промыслу.

Особенности церковной службы: день и вечер накануне праздника

Кроме общих традиций празднования Благовещения, о которых мы уже рассказали, существуют и определенные нюансы проведения церковных богослужений. Верующие обычно узнают о них уже на службе, однако кое-что могут и выпустить из своего внимания. Мы расскажем читателям обо всех особенностях встречи праздника согласно церковным канонам.

Днем накануне праздника верующие посещают вечерню. Во время нее священнослужители читают стихиры и выдержки из Священного Писания, посвященные страданиям Христа, благой вести, принесенной Деве Марии архангелом, пророчества о Сыне Божьем, а также тексты о принятии им мучений ради спасения людских душ. На заключительном этапе службы поется тропарь Благовещения и канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После этого служба заканчивается и верующие расходятся на некоторое время.

Вечером того же дня совершается утреня. На ней необходимо присутствовать всем православным, которые желают в полной мере проникнуться святостью момента. Начинается служба с песнопений, переходящих в шесть псалмов и тропари:

  • «Благообразный Иосиф»;
  • «Егда снизшел еси к смерти»;
  • «Мироносицам женам».

Далее служба продолжается чтением выдержек из Евангелия и праздничных канонов. Нельзя представить себе данную службу без канонов Благовещения и Великой субботы. Они считаются особенными, так как читаются только по большим праздникам и имеют необычную структуру. Канон Благовещения написан в виде беседы Девы Марии и архангела. А вот второй канон - это фактически философские рассуждения на тему процессов, происходящих от распятия до воскрешения Христа.

Утренняя праздничная служба

С самого утра служба мало чем напоминает праздничную. Она совершается в обычные часы, но после окончания сразу же продолжается вечерней с Литургией. Священнослужители поют воскресные стихиры и паремии. Обычно после этого оглашается список тех, кто желает принять крещение в этот праздничный день.

Утреня продолжается чтением Евангелия. Большое внимание уделяется текстам о деяниях Христа и его мучениях на кресте. Заключительным этапом службы является Литургия святителя Василия Великого.

Несколько слов о трапезе и облачении священников

Интересно, что службы в Благовещение предполагают особое облачение священнослужителей. Обычно цветом облачения во все праздники, посвященные Божьей Матери, является синий. Однако в Благовещение он переходит в фиолетовый. Кстати, это единственный день, когда служители церкви надевают одежды данного оттенка.

Что касается трапезы, то она всегда сопровождается вином. В зависимости от совпадения с другими праздниками священники выставляют ряд ограничений, касающихся блюд на столе верующих. Однако в любом случае православные получают благословение на красное вино.

Храмы в честь Богородицы

В России Богоматерь почиталась особо, а количество храмов в ее честь сложно подсчитать. Многие из них были забыты и заброшены в советские времена, но за последние годы они вновь стали действующими и полностью восстановились. О некоторых из них мы расскажем читателям.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в Санкт-Петербурге имеет долгую историю, связанную с именами многих известных деятелей российской науки и культуры.

Заложен храм был в середине восемнадцатого века и строился на протяжении тринадцати лет. В итоге верующие смогли увидеть красивейший семипрестольный храмовый комплекс. Освящен он был даже раньше, чем строители покинули территорию церкви. Процедуру освещения проводил сам Тихон Задонский.

В тридцать шестом году прошлого века храм был закрыт и возобновил богослужения только двадцать шесть лет назад. Сегодня он открыт для всех нуждающихся с девяти утра до семи часов вечера. В выходные дни церковь ждет верующих до восьми часов вечера.

По главным церковным праздникам, к которым относится Благовещение, Литургия проводится дважды в день: в семь и десять часов утра. За полчаса до службы можно исповедаться.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине

Данный храм расположен в Москве и был заложен в начале пятнадцатого века. В дальнейшем он не единожды перестраивался. Окончательный вариант датируется первой половиной девятнадцатого века.

Село Федосьево принадлежало Вознесенскому монастырю, который и поддерживал в трудные времена его жителей. Храм, выстроенный в пределах обители, поражает своей красотой и строгими формами. Он являлся действующим вплоть до тридцатых годов прошлого века, когда шла компания по массовому закрытию церквей. Примечательно, что сельчане не давали закрыть церковь. Они единым фронтом пытались отстоять свою веру, но все же долгие десятилетия храм использовался советской властью не по назначению.

Сегодня верующие могут узнать массу интересной и важной информации на сайте, посвященном храму Благовещения Пресвятой Богородицы. Расписание богослужений, к примеру, обновляется здесь один раз в месяц. Обычно в храме двери для верующих открыты до пяти часов вечера. Начинаются богослужения в половину девятого утра.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке

В Москве расположено не менее пяти храмовых комплексов в честь Богоматери. Все они даже в самые тяжелые для христианства времена не пустовали. Верующие всегда шли сюда в надежде обрести утешение. И храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке имел очень важное значение для православных этой местности.

Инициатором и спонсором строительства церкви стала княгиня Нарышкина. По ее просьбе архитектор Рихтер создал уникальный проект, который не должен был противоречить ансамблю Петровского дворца. И ему удалось это воплотить.

Первый камень в основание храма был заложен в сорок четвертом году девятнадцатого века. Изначально он должен был иметь четыре престола. Первый освятили уже спустя три года после начала строительства.

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском расписание богослужений выкладывает на сайте. Ресурс ведется им и некоторыми членами паствы. В храмовом комплексе Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, расписание богослужений которого интересует всех верующих, утренние службы обычно начинаются в восемь часов. Вечерние богослужения ведутся с пяти часов. Практически каждый день православные имеют возможность исповедаться. Делается это до утренней Литургии.

Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы заключается в посещении в этот день храма и прослушивания Литургии. После окончания Литургии, по древнему русскому обычаю, верующие выпускают на волю птиц. Этим обрядом символизируется, что птицы не заперты в клетке, а на свободе, в поиске Божественной Церкви.

Празднование Благовещения в Православной церкви

Церковь на Востоке в разное время считала Благовещение как Богородичным, так и Господским праздником. В настоящее время оно входит в число двунадесятых великих праздников и относится обычно к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.

В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.

Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной.

Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздниками Рождества Христова и Крещения Господня. Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение - в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.

Когда Благовещение случается на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк. 1:39-49, на литургии Лк. 1:24-38).

Особое значение праздника Благовещения подчёркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то - как единственное исключение для данного дня - должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).

В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому Типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.

Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы небо снова соединяется с землёю, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.

07.04.2017 07.04.2017

7 апреля Святая Православная Церковь молитвенно чтит великий и радостный праздник Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. Праздник Благовещения совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Нее Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

Событие Благовещения
По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона, Пресвятая Дева Мария, оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу — Обручнику, или хранителю Ее девства. Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.
События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой.
Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца», то есть архангел возвестил теми же словами, в каких предсказал об этом событии задолго до него пророк Исаия (Ис. 7:14). По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Свт. Феофилакт Болгарский (XI–XII вв.) в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: „В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».
Мария в недоумении (по мнению свт. Григория Неокесарийского (III в.), опасаясь нарушения её девства) спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:35-37). Тогда Мария, увидев в словах ангела волю Божью, со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Прав. Николай Кавасила (XIV в.) так комментирует эти слова: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».
Своей покорностью и согласием, по мнению свт. Афанасия Великого (IV в.), Мария выразила своё исповедание веры. Он сравнивает её со скрижалью, «…на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет». У Господа не остается бессильным никакое слово, и Мария вскоре родила Младенца Иисуса (Лк. 1:26-35).
Косвенно о событии Благовещения упоминает ап. Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал. 4:4).
Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, – решил, что в мире, под солнцем, нет ничего нового. Но в Благовещении благодатной Деве Марии Бог сотворил совершенно новое дело, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие.
Этого дня человечество ожидало более пяти тысяч лет. В божественных и пророческих книгах говорилось о пришествии в мир Спасителя. И долгожданный час наступил.

Определение даты и история установления праздника
Название праздника - Благовещение - передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа. Этот праздник относится к двунадесятым непереходящим праздникам и отмечается каждый год в один и тот же апрельский день.
Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта (по старому стилю, по новому – 7 апреля). Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (по старому стилю), которое с IV в. считается днем Рождества Христова.
Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века - Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к середине VI в. как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у свт. Григория Неокесарийского есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и свт. Иоанн Златоуст (IV-V вв.) в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить, что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV в. Базилики Благовещения. При этом в начале VIII в. армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV в. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. Древние грузинские рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения. В VII в. Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII в.
В VI в. прп. Роман Сладкопевец написал кондак (в раннем понимании термина) Благовещения. К концу VII в.- это уже один из самых почитаемых в Константинополе праздников. Гимнография праздника была дополнена в VIII в. творениями прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.) и Феофана, митрополита Никейского (XIV в.), составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.
Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта.
Сохранились беседы на Благовещение свт. Софрония Иерусалимского (VII в.), свт. Германа Константинопольского (VIII в.), прп. Иоанна Дамаскина и многих других более поздних святых отцов и церковных писателей.
На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V в. (блж. Августину Иппонскому, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому) и последующих веков.
День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Господственной). Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения.

Событие Благовещения в святоотеческой традиции
«Благовещение», как было обозначено выше, означает благую, радостную, добрую весть. По сути, это то же, что и «Евангелие», ведь данное слово переводится с греческого как «благая весть».
Праздник Благовещения посвящен воспоминанию о том дне, когда, как гласит Священное Писание, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего, который возьмет на Себя грехи всего мира.
В греческих сборниках святоотеческих слов на разные праздники, предназначенных для богослужебного употребления (патристических Лекционариях) для Благовещения обычно приводятся 1 или 2 чтения: первое начинается словами «Снова радость благовестия» (известно под именами святителей Иоанна Златоуста (IV-V вв.) и свт. Григория Неокесарийского, и второе — слово свт. Андрея Критского (VII-VIII вв.) «Есть сегодня радость всех». Кроме того, встречаются рукописи, содержащие и другие святоотеческие чтения, например, свт. Григория Неокесарийского, свт. Прокла Константинопольского (V в.), проповеди, приписываемые свт. Афанасию Великому и свт. Иоанну Златоусту. Слова на Благовещение писали и более поздние авторы, например: свт. Софроний Иерусалимский; свт. Герман, Патриарх Константинопольский, чья проповедь «На Благовещение» содержит 2 диалога Пресвятой Девы Марии с архангелом и с праведным Иосифом Обручником; прп. Феодор Студит (VIII-IXвв.); свт. Григорий Палама (XIV в.); св. прав. Николай Кавасила (XIV в.); свт. Московский Филарет (Дроздов) (XIX в.) (он сравнивает слова Марии «да будет Мне по глаголу твоему» со словами Творца «да будет» (Быт 1:3), так что «слово твари низводит в мир Творца») и многие другие.
Существенный элемент святоотеческих творений, посвященных событию Благовещения — его догматический аспект. Во всех словах на Благовещение подчеркивается, что основное событие Благовещения — свершаемое воплощение Сына Божия; прп. Феодор Студит даже называет Благовещения не Богородичным, а Господским праздником. Из-за тесной связи между Благовещением, Боговоплощением и Рождеством Христовым, некоторые проповеди вполне могли быть написаны не для чтения на Благовещения, а для праздника Рождества Христова (например, слово свт. Прокла Константинопольского или проповедь свт. Льва Великого). Святые отцы часто подчеркивают роль Пресвятой Девы в Благовещении и Ее нравственную высоту; эта сторона события ярко выражена в словах свт. Григория Паламы и св. Николая Кавасилы. Некоторые из слов, надписанных именем свт. Иоанна Златоуста, так же как и слово свт. Германа Константинопольского и кондак прп. Романа Сладкопевца, построены в форме диалога, причем в диалогах участвуют не только Пресвятая Дева и архангел, но и праведный Иосиф Обручник. Говоря о величайшем значении Благовещения в истории, отцы Церкви не ограничиваются догматическим истолкованием евангельского повествования — нередко они (например, прп. Феодор Студит) делают из него практические нравственные выводы.

Иконография праздника
Изображения, трактуемые как «Благовещение», встречаются уже в росписях катакомб (Присциллы, 2-я пол. II — 1-я пол. III вв., Петра и Марцеллина, 2-я пол. III — 1-я пол. IV вв.). Как Благовещение, интерпретируется сцена, где юноша, рука которого протянута вперед, стоя перед сидящей в кресле женщиной, обращается к ней с речью. Сюжетный контекст позволяет видеть в этой сцене Благовещение, поскольку сходные изображения бескрылых ангелов известны во фресках катакомб по композициям «Явление ангела Товии», «Явление ангела Валааму», «Явление Троицы Аврааму». Следующей по времени является композиция Благовещения на рельефе саркофага в Равенне (после 400 г.), где ангел представлен с большими крыльями, с посохом в левой руке, а сидящая Богоматерь — с веретеном и пряжей, опускающейся в корзину у Ее ног.
Схема, сложившаяся в раннехристианский период, не претерпела существенных изменений в византийском, балканском и древнерусском искусстве и варьируется на иконах, в миниатюрах и монументальных росписях IX-XII вв. Во 2-й пол. XII в. в композиции преобладают динамичные экспрессивные черты. Движение архангела становится стремительным, взгляд Богородицы, обращенный к нему, испытующим. Композиция дополняется символическими деталями. На иконе кон. XII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством птиц и рыб — символ рая. За троном Богоматери, на золотой кровле высокой палаты, где находится гнездо с птицами, изображен сад за оградой с деревьями, цветами и птицами — «Вертоград заключенный» — символический образ рая и Богородицы (Песн. 4:12). Золотой престол Богородицы, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, и высящееся за ним здание с отдернутой завесой напоминают трон царя Соломона (3 Цар. 10:18) — также символ Богородицы.
Стремление наглядно проиллюстрировать догмат о Воплощении наиболее полно выражено в русской иконе «Благовещение Устюжское» (XII в.). В небесном сегменте изображен Иисус Христос, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. Младенец в препоясании написан теми же тонами, что и мафорий (верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят). Правая рука Богоматери с пурпурной нитью поднята к груди, в опущенной левой руке Она держит моток пряжи, нить проходит параллельно фигурке Младенца, как бы придерживаемой у плеча правой рукой Богородицы. На синайской иконе кон. XII в. также рядом с Младенцем, параллельно фигурке, изображена нить, которая буквально иллюстрирует мысль об исткании «умной багряницы Еммануилевой» — плоти Христовой «от чистых и девственных кровей» Богородицы.
Исключительное значение праздника Благовещения, который святители Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский называют первым в ряду других, отразилось в расположении этого сюжета в храмовых росписях в алтарной или предалтарной зоне. Такое расположение наглядно свидетельствует о том, что через Воплощение на земле Спасителя, Сына Божия, для человеческого рода открываются небеса. В X-XI вв. Богоматерь изображается стоящей перед престолом (кафоликон монастыря Ватопед на Афоне; Софийский собор в Киеве).
В XII в. Богоматерь обычно изображается сидящей на престоле на фоне палат, с пряжей в руках, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде (1125 г.)). В росписи новгородской церкви вмч. Феодора Стратилата на Ручью (кон. XIV в.) перед сидящей на престоле Богоматерью изображен ярко пылающий светильник — один из символов Богородицы, свидетельствующий о принятии Ею Божественного огня.
В соответствии с тем, что Воплощение Спасителя отверзает человечеству райские двери, изображение Благовещения помещается на царских вратах иконостаса. Сцена Благовещения нередко сочетается с изображением царей Давида и Соломона в верхних частях царских врат: створка врат из церкви Больницы Богородицы в Охриде (Македония) с архангелом Гавриилом и царем Соломоном (2-я пол. XIV в.); врата из с. Бара (Болгария, кон. XVI в., музей Преображенского монастыря). На Руси формируется иной тип царских врат, где Благовещение помещается в навершии створок, а на основном полотне дверей изображаются либо свтт. Василий Великий и Иоанн Златоуст, имена которых носят 2 византийские Литургии, либо 4 евангелиста.
Почитание праздника Благовещения выразилось также в посвящении многочисленных храмов и монастырей. Один из древнейших храмов на Руси — церковь Благовещения на Городище в Новгороде (XII в.). В честь Благовещения нередко освящали и надвратные церкви (Церковь на Золотых воротах в Киеве (XI в.)).
Примечательно, что и в Калужской митрополии множество храмов освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, например: собор в г. Боровске (XVIII-XIX вв.), собор в г. Мещовске (XIX в.), храмы в г. Козельске (XIX в.), г. Мещовске (XVII в.), с. Курилово Жуковского района (XVIII в.), а также ныне недействующие, но посвященные Празднику: с. Хохлово Мещовского района (XVIII в.), д. Заборовка Перемышльского района (нач. XX в.), д. Андреевское Ферзиковского района (XVIII в.) и другие.

Почему на Благовещение запускают белых голубей?
Белый голубь с древних времен олицетворяет мир и добрые известия. Кроме того, голубь является символом благодатного действия Святого Духа, а белоснежные крылья – одновременно символом чистоты самой Девы Марии.
В дореволюционной России существовал обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо, даже лёгким, трудом в этот день считалось грехом.
В постсоветской истории Русской Православной Церкви этот обычай был возрожден в 90-е годы XX в., и сегодня во многих храмах после Литургии в небо выпускают белых голубей.