Кафедра финансовый университет. Финансовый университет при правительстве российской федерации. Способы повышения качества знаний

По материалам моих лекций

В технологии коучинга приняты некоторые специфические термины.

Коуч (англ. coach - тренер) - тренер, проводящий занятие, специалист по коучингу.

Клиент , он же игрок , чемпион или коучи (в разных школах коучинга используются различные названия одного и того же понятия) - участник или группа участников коучинга.

Коуч-сессия (сессия коучинга ) - основная форма взаимодействия коуча с клиентом: беседа, особым образом структурированная с помощью вопросов, ведущих клиента-игрока к осознанию цели, возможности и способа её достижения и далее к принятию ответственности за её достижения.

Формат коучинга (формат участия в коуч-сессии) - это способ взаимодействия в ходе коуч-сессии, зависящий от используемых средств. Основные форматы, используемые в коучинге: очный (непосредственное общение) и заочный (опосредованное, дистанционное общение - по телефону или через интернет).

В общем виде работа по технологии коучинга может быть представлена последовательностью четырёх основных этапов :

1) постановка цели;

2) выявление реального состояния;

3) выработка пути к цели;

4) достижение цели (так называемый «этап воли», в котором реализуется выработанный способ, путь к цели).


Основным методом в проведении коуч-сессии выступают вопросы, стимулирующие активность клиента на всех этапах реализации технологии коучинга. Примеры таких вопросов: Чего вы в действительности хотите? Почему это важно для вас? Как вы можете этого достичь? Как вы узнаете, что достигли этого?

Один из характерных приёмов ведения беседы в коучинге - приём повторяющегося вопроса. Например, выслушав, что, по мнению клиента, даст ему достижение цели, коуч спрашивает: «А ещё что?» - и после следующего высказывания клиента повторяет свой вопрос. В результате клиент осознаёт свою истинную мотивацию и максимально чётко формулирует цель.

Ещё один эффективный приём - визуализация мысли. Для этого используются схематичные изображения (см. пример на картинке), помогающие клиенту лучше сформулировать мысль, последовательно её развивать, концентрируясь на предмете своей цели.

В заключение следует отметить ряд достоинств и недостатков коучинга.

К числу несомненных достоинств данной технологии относится активная позиция клиента-игрока, позволяющая ему обрести уверенность в том, что важная цель будет достигнута. Ещё одно достоинство коучинга обусловлено особой позицией коуча-тренера, помогающего клиенту, но ничего не решающего за него. Это особенно важно, когда клиент - уже состоявшийся профессионал, которому гораздо комфортней самому найти решение, чем у кого-то учиться «простым вещам».

К недостаткам технологии коучинга относятся существенные ограничения по её использованию в педагогическом процессе. Эти ограничения являются следствием того, что коучинг ориентирован на раскрытие потенциала уже сформированной личности, на повышение эффективности людей, уже имеющих определённый жизненный и трудовой опыт. Поэтому сфера его применения не распространяется на формирование личности в процессе общего и профессионального образования.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

на тему: КОУЧИНГ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПЕРСОНАЛА

Работу выполнила:

студентка 3-го курса

заочной формы обучения

специальности экономика и управления

группы УП-3

Попова И. Е.

Работу проверила:

доцент

Головчанская Е. Э.

Наш мир быстро меняется. Появляются новые технологии, новые продукты и изделия. Рынок находится в непрерывном движении. Объем информации растет с каждым днем. И в этих нелегких условиях российским предпринимателям приходится вести свой бизнес.

Если обратиться к определению «предпринимательская деятельность», то это «деятельность, ведущаяся на свой страх и риск с целью извлечения прибыли». Именно «свой страх и риск» побуждают руководителей искать эффективные решения, осваивать иные технологии, методы и подходы, вносить изменения в структуру и деятельности.

Необходимость учета человеческого фактора в работе, возникла, в связи с усложнением производства, с одной стороны, когда стоимость человеческой ошибки существенно увеличилась, а также в связи с усилением конкурентной борьбы.

Именно поэтому в области управления персоналом появилось много различных технологий, позволяющих более успешно руководить людьми. Всевозможные аттестации, управление по целям, мероприятия, направленные на развитие корпоративной культуры и поддержание корпоративного духа, тренинги, коучинг, действия, призванные ускорить адаптацию вновь поступающих сотрудников, работа с резервом - это далеко не полный перечень того, что осуществляется в современной организации.

Одним из основных инструментов «выживания» организации является инвестирование в людей, т.е. привлечение специалистов со стороны либо обучение и ротация собственного персонала. В связи с большой неопределенностью человеческого фактора риск таких вложений весьма велик (пройдут обучение и уйдут). Однако привлекательность такого подхода очень высока: без затрат на переоборудование, приобретения технических средств, расширения офисных, производственных или торговых площадей можно значительно поднять производительность предприятия. При анализе инвестиций выявлено, что вложения в обучение и развитие персонала позволяют получать прибыль в 2 - 3 раза больше, чем те же вложения в технику и технологию.

Все мероприятия, проводимые с людьми, условно можно разделить на две категории: направленные в основном на стимулирование собственной активности сотрудника и пассивное овладение сотрудником навыками, необходимыми для успешной работы в организации. Второй путь более легок, поскольку предполагает работу «по образцу», при этом за скобками остаются индивидуальные особенности обучаемого, его мотивация. Работа с собственной активностью обучаемого, формированием условий, побуждающих его к осознанному успешному выполнению намеченных планов, более сложна, но интересна.

В настоящее время в сфере управления используются различные способы и подходы. И одним из самых новых, объединяющих в себе различные методики и техники, дающим новые возможности, признан коучинг как важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Современное управление в стиле коучинга - это взгляд на сотрудников как на огромный дополнительный ресурс предприятия. Где каждый сотрудник является уникальной творческой личностью, способной самостоятельно решать многие задачи, проявлять инициативу, делать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения

В связи с этим было бы не только интересно, но и актуально рассмотреть данный способ обучения персонала.

Целью исследования является систематизация теоретических знаний о коучинге как о современном подходе к обучению и развитию персонала,

1. Проанализировать имеющие в литературе данные и представления о возникновение коучинга как подхода к обучению и развитию персонала.

2. Систематизировать известные данные о процессе коучинга и выявить его уникальность.

3. Описать историю создания и изучить специализацию ЗАОр "НП Конфил".

4. Проанализировать существующие методы обучения персонала на ЗАОр "НП Конфил".

5. Предложить алгоритм действий по совершенствованию процесса развития и обучения персонала на ЗАОр "НП Конфил".

В современной литературе в недостаточной мере рассматривается тема коучинга. Одной из известнейших книг по коучингу является работа Дж. Уитмор «Коучинг высокой эффективности». Так же популярны книги Дж. К. Смарта «Коучинг», С. Тропа и Дж. Клиффорда, "Коучинг в обучении. Руководство для тренера и менеджера". Отечественный материал представлен следующими авторами: Т. С. Бибарцева, В. Е. Максимов, А. В. Огнев, С. В. Петрушин, В. А. Спивак. Однако у них возникает много противоречивых моментов между собой. Этим и обуславливается новизна моих исследований.

Работа состоит из введения, трех (теоретической, аналитической и проектной) глав, заключения, списка литературы и приложений.

Вопреки сложившемуся мифу, слово «коуч» - далеко не новое. Оно имеет венгерское происхождение, и закрепилось в Англии в XVI веке. Означало оно тогда ни что иное, как карету, повозку. Здесь просматривается одна из глубинных аналогий термина - «то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути».

Позднее, во второй половине XIX века английские студенты называли этим термином частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века это слово прочно вошло в спортивный лексикон, как название спортивного тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности, связанной с наставничеством, инструктированием и консультированием.

С 80-х годов XX века коучинг официально признан в бизнесе. В настоящее время существует порядка 50 школ и около 500 видов коучинга, начиная от VIP-коучинга и заканчивая социальной работой. Считается, что как отдельная профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х годов XX века. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей.

В настоящее время коучинг продолжает развиваться и совершенствоваться, занимая всё новее и новые области применения.

Многие теоретики и практики психологии с начала столетия влияли на развитие и эволюцию области коучинга. Коучинг построен на открытиях, почти все из которых были сначала сделаны в других областях. Его упрощенно можно считать сводным сборником эффективных принципов, техник и подходов.

Предшественниками и истоками коучинга считаются:

· Гуманистический подход в психотерапии.

· Работы Дэниела Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта.

· Сократовские методы диалога.

· Методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.

Считается, что именно Гэллвей определил сущность коучинга. Коучинг - это раскры­тие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.

Итак, определения коучинга:

Коучинг - это сфокусированный на решении, ориен­тированный на результат и систематический процесс со­трудничества, в ходе которого коуч содействует улучше­нию выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта и личностному рос­ту людей из нормальных (т.е. не клинических) популя­ций.

Более современным является определение:

Коучинг - это специальная деятельность, имеющая своей целью развить потенциал человека или группы, и использующая для этого специальные методы.

Сейчас термин «коучинг» широко распространен во всех эконо­мически развитых странах. Особенно широко он используется в сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Сингапур и Гонконг переживают бум личных тренировок. Практически на каждом предприятии, руководители которых заботятся о стабильном и развивающемся бизнесе, имеется официальная должность тренера-коуча.. Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Коучинг называют профессией XXI века.

Выпускник этого вуза: Причиной, которая побудила меня написать отзыв о своем университете явилась чистая случайность-я волею судеб оказался на дне открытых дверей и решил посмотреть на свой ВУЗ со стороны, глазами абитуриента. Хотелось бы написать реальный отзыв, ориентированный в большей степени на родителей и вдумчивых, взрослых абитуриентов, которые хотят сделать правильный выбор.

Про День открытых дверей (ДОД)
Сказать, что я был удивлен было бы не верно, ведь я был ШОКИРОВАН тем враньем, которое лилось изо всех щелей и микрофонов Ленинградки в тот день. Рекламировали совсем иной вуз, в котором я проучился 6 лет.
Причиной подобного вранья (ок, лукавства) служит недостаток денег с одной стороны (как следствие необходимость привлечения платников всеми правдами и не правдами), а с другой стороны, это студенты-волонтеры, которых отбирают на такие мероприятия из студсовета (прожжённые активисты, готовые делать все что угодно администрации, ради различных бонусов или места в общежитии). На деле эти «активисты» далеки от общей массы студентов и от учебы в целом, поскольку подобных персонажей адекватные люди не воспринимают вовсе. Собственного мнения на этих мероприятиях у студентов нет, все слова продиктованы администрацией заранее.

Про бренд ФУ, да еще и при Правительстве…
Что касается бренда «Финансовый Университет», а тем более «при Правительстве РФ» то сегодня можно с большим сожалением говорить о том, что он серьезно девальвировал себя. Было время, когда люди не могли поступить в Финансовую Академию и с позором шли на экономический факультет МГУ. Сегодня ситуация перевернулась кардинальным образом. Его настоящий уровень-это шаражкины конторы, которых сегодня тысячи. Далее я подробно расскажу почему. Причиной тому стало присоединение нескольких ВУЗов уровнем ниже, как следствие смешивание преподавательского состава, территорий, потеря идентичности и репутации некогда могущественной и престижной Финансовой Академии.
По поводу «при Правительстве РФ». К правительству никакого отношения этот ВУЗ не имеет, как и РАНХИГС к Президенту РФ. Это всего лишь рекламные слоганы, на которые с большим успехом ведется золотая молодежь и их родители, в большинстве своем кавказцы ценят эту приставку.

Про учебу и ее качество…
Здесь все печально… Причин тому несколько:
1) Переход на болонскую систему бакалавриат-магистратура (4+2 года) вместо специалитета (5 лет). Как следствие-все, что было в 5летнем специалитете, засунули в 4 летний бакалавриат, при этом выбросив блок профессиональных дисциплин по специальности, заменив их общими (бакалавриат это теперь первая так называемая «начальная» ступень высшего образования). Вы наверняка думаете-ок, но есть же магистратура-это и есть узкоспециализированная надстройка к бакалавриату! Нет, ничего подобного. Магистратура это тот же бакалавриат, только 2хлетний. Причиной всему этому конечно является всеобщее непонимание болонской системы в первую очередь нашим министерством образования. Программы сырые, не адаптированные-все по вершкам, а толку ноль.
2) Присоединение нескольких ВУЗов уровнем ниже, как следствие смешивание преподавательского состава, изменение учебных планов и программ.
3) Профессорско-преподавательский состав. Он хороший, но качественных преподавателей с каждым годом все меньше. Остаются энтузиасты, которых сегодня мизер. Основная причина-низкая зп. Кандидат, доцент, а тем более доктор наук, профессор просто не должен получать 60-80 тысяч за адскую нагрузку, которую дает университет. Согласен, рынок труда не справедлив, особенно в России-но зп преподавателя ВУЗа не должна быть на уровне зп уборщицы в крупной компании типа «Газпром».
4) Балльно-рейтинговая система. Она все убивает. Вместо знаний и их качества ты постоянно гонишься за баллами-так устроена система.
5) Отсутствие отсева, как следствие равнодушное отношение к учебе у многих студентов. Вузу не выгодно отчислять-ведь это потеря денег (либо бюджетных, либо частных).
6) Экзамены все в письменном виде. Сделано это для того, чтобы убрать субъективизм в выставлении оценок. К сожалению, он остался при выставлении аттестации (40 баллов ты можешь получить в течении семестра-это и есть аттестация, и 60 на самом экзамене. Затем эти баллы складываются между собой и переводятся в обычную 5 балльную шкалу. 50-69 баллов это «3», 70-85 это «4», 86-100 это «5»). Так вот-что написано пером, не вырубишь топором, как говорится. Казалось бы, какое благо! На деле подобная строгость компенсируется повальным списыванием-все экзамены сдаются либо с помощью шпаргалок (бумажных или телефонных), либо через микро наушник. Так сдают 95 % студентов. Причина-погоня за баллами, как я писал выше.
7) Презентации. Этим словом можно охарактеризовать весь ФУ. Вы будете их делать постоянно. Что значит постоянно? Лично я за 4 года обучения в бакалавриате сделал 152 презентации. Это уровень красного диплома скажем так. Минимум, на мой взгляд-100. В среднем по 1-2 в неделю, не считая довольно объемного дз. С этим придется смириться, если хотите баллов.
8) Иностранные языки? Летс ми спик фром май харт. Если за время обучения в ФУ вы не забудете то, что знали в школе-это уже будет считаться большим успехом.
9) Рейтинг факультетов (мой субъектив):
1. МЭО, ФЭФ, КЭФ, УиА-примерно один уровень. Раньше по всем показателям лидировал КЭФ, поскольку у него самые интересные выпускающие кафедры (банковский менеджмент, монетарное регулирование, финансовые рынки). Набравший в последнее время популярность ФЭФ это чисто маркетинговый ход (лицо которого-Силуанов), раньше туда вообще никто не шел из-за сухих и малоперспективных выпускающих кафедр (страхования, гос и мун финансы, корпоративные финансы). Сейчас же номинальный декан ФЭФа-Силуанов, но не стоит обольщаться. Занятий он не ведет, в университете бывает 1-2 раза в год с публичными лекциями-на этом все. МЭО это сборная солянка, всего и по чуть-чуть + языки. УиА-бухгалтеры нужны всегда и везде.
2. МФФ, НиН, ГУиФК, ЮФ-обычные профильные факультеты. МФФ-закос под мгимо для богатеньких-по сути там одни мажоры из английских спецшкол.
3. Менеджмент, МТСГ, АРиЭБ, ФСП-сточная канава ФУ. Просто чтобы было где проболтаться 4 года для тех, кому нужна корочка (непонятно только зачем она им?)

Про инфраструктуру, атмосферу, контингент…
Инфраструктура, материально-техническая база-здесь все идеально. Везде всего хватает-отремонтированные корпуса, светлые и большие аудитории, компьютерные классы, проекторы, медиатеки-все на высшем уровне, не придерешься.
Отношения студентов в группе очень натянутые и противоречивые. Причиной тому-жесточайшая конкуренция из-за баллов. За все время обучения я ни разу не встречал дружной группы. Все держатся в маленьких подгруппках по 3-4 человека, вместе делают дз и готовятся к экзаменам.
Атмосфера в самом вузе достаточно приятная. Пафос конечно есть, но тут все обусловлено самим контингентом студентов. МЭО и МФФ это парад мажоров. КЭФ и ФЭФ в большинстве своем нормальные ребята, средний класс. Налоги-если коротко, то это кавказцы на 90% (так сложилось исторически, поскольку факультет НИН возник на базе бывшей ВГНА, которая считалась притоном кавказцев. Про остальных не рискну говорить, тк мало пересекался.
Многих волнует кавказский вопрос-они есть везде, их достаточно много На налогах их большинство, на других факультетах их меньше (20-30% группы). Дорогие автомобили, егэ на 120 баллов из 100, пистолеты и ножи-их обязательные атрибуты. И да, их практически не отчисляют. Вы спросите, в чем причина? Прочитайте биографию ректора. Своих не бросаем, как говорится.
Столовые-дорогие и не вкусные. С этим проблемка во всех корпусах, поскольку отданы они все на аутсорсинг. Случаются отравления.
Общежития-классные, если тебе конечно повезло его получить. Мест катастрофически мало, тк вуз огромный. Получают в основном олимпиадники, до других очередь не всегда доходит, поэтому 1-2 курс готовьтесь снимать квартиру.

Про трудоустройство и перспективы….
Ректор на ДОД: «Трудоустройство у наших выпускников практически 100%, ведь это специалисты топ уровня. Плюс мы проводим множество карьерных мероприятий, да и отдел трудоустройства всегда поможет».
Эти слова задели многих выпускников. Я окончил бакалавриат в 2014 году и до сих пор не могу найти работу по специальности. Все это время подрабатывал не по специальности и учился в магистратуре. Опыт, везде нужны специалисты как минимум с 3летним опытом и невероятными для этого возраста навыками. Ни красный диплом бакалавра финуниверситета, ни магистратура, не дают мне сегодня абсолютно никаких преимуществ перед выпускниками ПТУ (ах да, сейчас они носят модное название колледж) с 3х летним опытом работы. Я то думал что в знании сила, но оказалось иначе. Статистика трудоустройства в моей группе-примерно 30на70. Более половины группы сидят без работы и не понимают, что они сделали не так. Как устроились остальные? По протекции родителей или родственников. Им, по сути, и образование нужно было для галочки.
Ну а если тебе повезло и ты куда-нибудь да трудоустроился, то знай, что вся твоя будущая жизнь это компьютер с экселем в 8 часовом графике за 30 тысяч, если это мелкая конторка или гос учреждение, либо если ты поймаешь удачу за хвост и будет у тебя 50-60 тысяч в большой компании.
Отдел трудоустройства. Он существует и по идее должен помогать в поиске практики и последующем трудоустройстве. За все 4 года моих контактов с этим отделом ничего путного они мне не так и не предложили. Практику в бакалавриате, как и подработку в магистратуре приходилось искать самому.

И что теперь делать, куда податься?...
Что делать и куда податься абитуриенту 2016?
Если ты успешно сдал ЕГЭ и у тебя хватает баллов на бюджет МГУ, ВШЭ-иди туда. Лучше на сегодняшний день в РФ просто нет.
Если ты проходишь на бюджет ФУ, Плешки, Ранхигса и тп-выбирай ФУ.
Что делать, если ты не проходишь на бюджет-стоит ли платить, и если стоит, то за что?
Дорогие родители! Хочу донести до вас главную мысль, к которой приходят большинство выпускников-платников. Образование в РФ не стоит своих денег. Пускай ваше чадо идет работать-(постарайтесь пристроить куда сможете-будет больше толку), а сэкономленные 1-1.5 миллиона рублей направьте на создание пусть примитивного, но бизнеса. Личное дело-лучшая школа предпринимателя для вашего ребенка.
Если вы живете прошлым, и считаете, что образование обязательно, пусть и за невменяемые деньги(1-1.5 миллиона) –платите за МГУ или ВШЭ. ФУ стоит +- столько же, но далеко позади.
Если вы все же выбираете платное обучение в ФУ-100 раз подумайте. Оно того не стоит. С таким же успехом идите во всякие МФЮА и т.п. конторки-там будет тоже самое по качеству, но за относительно вменяемый прайс.
Если стоит выбор между бюджетом «где-нибудь» и платным обучением в ФУ, то лучше на бюджете «где-нибудь».
Не стоит пренебрегать заочным обучением. Формула заочка+работа сегодня как никогда выигрышна, поскольку опыт на 1 месте, а не диплом. Заочка в ФУ интересный вариант по соотношению цена-качество-престиж.

Лично для себя, за 6 лет обучения в бакалавриате и магистратуре, выделил три типа времяпровождения современных студентов:
1) Учеба-потому что хочу, потому что интересно
2) Тусовка- потому что молодость и учиться не хочу, но так родителям будет спокойней
3) Просто проболтаться где-нибудь и как-нибудь, потому что так принято
Тщательно взгляните на своего ребенка, продумайте к какому типу он относится, поговорите с ним-чего он хочет, какие цели преследует и, исходя из этого, помогите ему принять решение.

Надеюсь, мой отзыв поможет Вам. Удачи и успехов в учебе!