Монастырь и церковь сан марко. Музей сан-марко во флоренции

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в 13 столетии. В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине 19 века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco). Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Этот музей является не просто хранилищем средневековой итальянской культуры, вплоть до самого мельчайшего экспоната он пропитан духовностью и католической верой.

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях и вплоть до окончания 14 столетия.


В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев. К средине 15 века у руля Флорентийской республики стал (Cosimo di Giovanni de’ Medici il vecchio). Великий князь Тосканский нашел Сан-Марко в довольно обветшалом состоянии. Заняться реорганизацией и расширением здания монастыря было поручено талантливому зодчему Микелоццо. Помимо благотворительных целей Козимо поддался тщеславным мыслям. Многочисленные гербы и атрибутика рода Медичи украсила стены церкви и монастыря Сан-Марко, после завершения строительных работ в 1442 году.

Микелоццо ди Бартоломео перепланировал и ощутимо расширил монастырь. На первом этаже постройки появился зал капитула, предназначенный для заседания монашеского ордена, а также помещения для трапезы. На втором этаже были размещены многочисленные кельи и библиотечный зал. Также руководитель строительства внедрил на территории монастыря инновационную систему водоснабжения и дренажа. Это позволило разбить при монастыре красивый апельсиновый сад, который также содержал в себе отсылку к гербу Медичи.
Изменение внутренней планировки и декораций происходили не слишком гладко. Представители богатой флорентийской аристократии активно сопротивлялись насаждению власти Медичи.

Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи – святыми Дамианом, Косьмой и Марком.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola). Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия.


В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.


Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы. Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.


Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Расположение и часы работы

  • Комплекс Сан-Марко, в состав которого входит музей, «прописан» по адресу: Площадь Сан Марко (Piazza San Marco), 3.
  • График работы: со понедельника по пятницу с 8:30 до 13:50, по субботам посещения до 18:50, а по воскресеньям до 19:00.
  • Стоимость полного билета – 4 евро.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сан Ма́рко (итал. San Marco) - общее название комплекса, состоящего из церкви Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) и женского монастыря, в настоящее время превращённого в музей (итал. Museo Nazionale di San Marco). Расположен на площади Святого Марка (итал. Piazza di San Marco) во Флоренции.

Монастырь Сан-Марко основан, по-видимому, в XIII веке. Известно, что с 1299 года здесь был монастырь сильвестринцев.

Сан Марко и Козимо Медичи

В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию. Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием, так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее. Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную, которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека. Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий, где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла, имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи. В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена. Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре. «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери». Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану, поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Библиотека Сан Марко

Помещение под библиотеку было построено архитектором Микелоццо на средства Козимо Медичи и его брата Лоренцо в 1441-1444 годах в рамках общей реконструкции монастыря. Библиотека была одним из шедевров ренессансной архитектуры, «где ощущение сосредоточенного знания, получаемого через…

В 1427 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь Сан Марко доминиканского ордена. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию. Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и он переселился в монастырь Сан-Марко лет через десять после его перестройки.

Mонастырь Сан Марко доминиканского ордена




Монастырь Сан Марко.Фреска "Христос и 12 апостолов"

Aнжелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца.
По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один - ведущий в физический мир, а другой - в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций - не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.
В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.


"Noli mi tangere" (Не прикасайся ко мне) келья 1

Кисти самого Анжелико принадлежат "Noli me tangere" в келье № 1, "Благовещение" в келье № 3, "Преображение" в келье № 6, "Осмеяние Христа" в келье № 7, "Коронование Марии" в келье № 9, "Введение во храм" в келье № 10.

Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой - так называемым "Мастером кельи № 2".
Все пять фресок исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено "Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником", принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены ("Крещение Христа", "Воздвижение креста", "Муж скорбей" и "Бичевание") в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве "Мастера кельи № 2".
"Несение креста" в келье № 28 принадлежит другой руке, "Распятие" в келье № 29 - работа Беноццо Гоццоли.
В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены "Пригвождение к кресту" и две композиции "Распятие со святыми", которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анджелико.

"Noli me tangere" (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии и строится на том же композиционном принципе, что и "Благовещение" в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа снова выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом. Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе.
Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.


"Благовещение" келья 3


"Преображение Господне" келья 6


"Осмеяние Христа" келья 7


"Коронование Марии" келья 9


"Принесение во храм" келья 10


"Поклонение волхвов" келья 39

Особое место среди фресок занимает люнет Поклонение волхвов из кельи № 39. По своему замыслу композиция ближе к Распятию в Зале капитула, чем к росписи келий. Фигуры не только развернуты в таком же фризообразном порядке, параллельно плоскости стены, как это имеет место в Распятии, но некоторые из них написаны тем же самым помощником, которому были поручены отдельные части росписи в Зале капитула. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что этот помощник - молодой Беноццо Гоццоли. Отдельные позы предвещают построение пределлы алтаря Сан Марко, а сама фреска с ее сложно разработанной композицией и светлой декоративной палитрой более светская по духу, чем какая-либо из других росписей келий.
Эту келью, превосходящую другие размером, занимали Козимо Медичи, папа Евгений IV и другие именитые посетители монастыря. Она особенно богата украшена Фпа Анжелико в сотрудничестве с Беноззо Гоззоли, его учеником.


"Воздвижение креста" келья 36


"Моление о чаше; Мария и Марта" Келья 34


"Распятие Христа и двух разбойников" келья 37


"Причастие Апостолов" келья 35


"Поцелуй Иуды" Келья 33


"Христос спускается к Адаму, чтобы освободить его из ада" Келья 31


"Распятие. Укол копьем капитана Лонгинуса" келья 42


"Несение креста" келья 28


"Распятие Христа со святой Марией и святыми" келья 38


"Распятие" келья 43


"Распятие с Марией и святым Домиником, Голгофой и черепом Адама "


"Распятие с Марией, Марией Магдалиной и святым Домиником" келья 41


"Распятие с Марией, святым Домиником и Марией Магдалиной"


"Распятие со святым Домиником " кельи 15-21

В Святом Доминике Перед Распятием представлено довольно натуралистическое изображение Иисуса, в высшей степени приближающееся к изображению мирского человека. Доминик показан в профиль, в строгой одежде, без лишних эмоций, но его глубокое отношение к Христу ясно проявляется через его позу и набожные жесты.

Мастер кельи №2


"Рождество" келья 5


"Крещение Христа Иоанном" келья 24


"Мадонна на троне со святыми Домиником и Зиновием" келья 11


"Бичевание Христа" келья 27


"Муж скорбей" келья 26


"Распятие с Иоанном Евангелистом, Марией и святыми Домиником и Джеромом" келья 4


"Воскресение Христа" келья 8


"Положение во гроб" келья 2

План фресок Фра Беато Анжелико в монастыре Сан Марко доминиканского ордена

Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Распятый Иисус изображен здесь вместе с двумя казненными с ним разбойниками - Гестасом и Дисмасом. Некоторые воины изображены коленопреклоненными, ибо они поверили в божественность Христа.
Введение в состав персонажей картины Девы Марии основывается на Евангелии Никодима, причем на расширенном его изложении, получившем распространение на Западе в XV веке. Согласно этому литературному источнику, Иоанн известил Деву Марию о распятии Иисуса Христа на Голгофе. Мария, явившаяся сюда с другими Святыми Женами, при виде страшного зрелища лишилась чувств.


"Распятие"


"Благовещение"

Монастырь и музей Сан-Марко находятся на небольшой одноименной площади. Яркие страницы истории этого места связаны с настоятелем монастыря по имени Савонаролы, который был изначально наставником послушников. На своем посту он пробыл в период 1491-1498 годов. Его проповеди пользовались популярностью у народа, в них он обличал роскошь и богатство, осуждал игроков и гомосексуалистов. Савонаролу поддерживали простые люди, ведь он выступал против светской литературы и развития науки. Яркие проповеди знали во всем мире, их переводили на разные языки, хотя сам настоятель снискал скандальную славу бунтаря.
Конец для него был трагичным. Савонарола не смог пройти испытания огнем, после его испуга народ поднял бунт, осадив монастырь и потребовав суровой расправы. В последствии он был приговорен к повешению и сожжению на костре.
Сегодня монастырь Сан-Марко превращен в музей. Здесь можно увидеть келью Савонаролы, которую расписал Фра Бартоломео, будучи его приверженцем. Особо ценными экспонатами музея являются фрески мастера Фра Анджелико. Его работы «Распятие» и «Мадонна со святыми» удивительные, они привлекают внимание множества посетителей. Из архитектурных шедевров флорентийского Ренессанса в монастыре и музее Сан-Марко можно выделит аркаду Сан Антонио XV века.
Вообще название Сан-Марко носит комплекс, состоящий из церкви Святого Марка и женского монастыря, который в настоящее время превращён в музей.
Монастырь был основан, скорее всего, в XIII столетии. Известно, что в 1299 году на этом месте уже существовал монастырь сильвестринцев.
В 1437 году флорентийским купцом Козимо Медичи (Старшим) церковь и монастырь были переданы монахам-доминиканцам. Его реконструкцией занялся архитектор Микелоццо ди Бартоломео. Что стало причиной такого поступка не известно. Скорее всего, он руководствовался христианским благочестием или же укреплял свой авторитет. Перестройка была завершена к 1442 году, но отдельные работы еще продолжались. Часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов, была реконструирована полностью. В богатых декорациях монастыря и музея Сан-Марко отмечается многочисленная символика Медичи.
В наши дни сохранилась келья, в которой Савонарола жил. Она доступна для посещения. Здесь имеется также портрет наставника, выполненный Фра Бартоломео.
В монастыре и музее Сан-Марко содержится большое количество работ, в числе которых множество фресок таких представителей эпохи Раннего Возрождения, как Фра Беато Анджелико, Доменико Гирландайо, Беноццо Гоццоли, Алессио Бальдовинетти, Фра Бартоломео и многих других. Здесь сохранилось еще и уникальное произведение архитектуры Ренессанса - аркада Сан Антонио мастера Микелоццо ди Бартоломео. В выставке много рукописей, хранящихся в библиотеке.

Показать больше

В самой северной части старого города Флоренции стоит неприметная церковь и конвент (монастырь) Сан-Марко. В отличие от роскошных именитых соборов, облицованных мрамором хотя бы по фасаду, Сан-Марко практически не бросается в туристские глаза.

Ничего особенного. Церковь на этом месте стоит уже лет 900. При Козимо Старшем доминиканские монахи изгнали предыдущих обитателей церкви из ордена Св. Бенедикта, а еще через два года запросили денег на постройку конвента. Козимо жил неподалеку во дворце, который сейчас называется Медичи-Рикарди, и он не стал отказывать соседям. Строительство шло, как водится, много веков. Современный фасад построен и вовсе в 1778 году - практически вчера. Но внутренность церкви не менялась с 1443 года, когда она была освящена Папой.

Фра Анжелико

Латинская приставка "фра" перед именем какого-то исторического лица переводится как "брат" в смысле "монах". К Фра Лоренцо в "Ромео и Джульете" в русском переводе обращаются как "брат Лоренцо". Но перевод неточен, "фра" - это не обращение, а определение. Есть два типа монахов: monk (я буду использовать английский как более знакомый мне язык) и friar . Монк - это монах-отшельник, живущий один в пустыне или в удаленном монастыре типа Афонского. В строгом смысле, все монастырские монахи в России именно монки, потому что монастыри представляют из себя замкнутые обители чаще всего вне пределов городов, и там, в этих монастырях, свои порядки и свой устав, и с чужим уставом, как известно, туда соваться не стоит. По определению, monks не могут иметь собственности. Им надлежит жить подаянием в приготовлении своей души к лучшей жизни. "Фра", или "friars" по-английски, в отличие от monks, были включены в общественную жизнь посредством ордена, к которому они принадлежат. При этом орден - транснациональная корпорация, владеющая не только душами, но и собственностью. Монастыри ордена строятся в городах, чтобы легче было рекрутировать членов ордена. Первый орден вырос из монастыря, образованного в Лионе в 1205 году Св. Домиником. Соответственно, это теперь орден доминиканцев. Потребовалось более трех веков борьбы за признание для того, чтобы в 1566 году устав ордена доминиканцев был утвержден Папой. Помимо доминиканцев, все наверняка слыхали о францисканцах, кармелитах, августинцах, иезуитах и многих прочих. Братья-члены ордена могли зарабатывать каким-то ремеслом, но доход шел корпорации. Каждая корпорация чем-то отличалась от конкурирующих. Для нас сейчас эти отличия не очень важны.

Два прыжка вбок. В своих скитаниях по миру я не устаю поражаться тому, как все в нем переплетено. Вы видите что-то любопытное в одном месте, не понимаете о чем это, но на всякий случай нажимаете на спусковую кнопку фотоаппарата, и потом, через много лет, после визита в другое место, находящееся за тысячи километров от первого, секрет увиденного становится прост как правда.

Это лондонский паб возле железнодорожной станции Blackfriars. Много лет назад мое внимание привлекла черная фигура над входом в этот кабачок, давший название и станции, и всему району вокруг. После путешествия во Флоренцию я понял, что это за фигура. Доминиканцы носили черные клобуки. Из-за этого их называли black friars, то есть черные монахи. На месте станции когда-то был монастырь доминиканцев, разоренный Генрихом VIII в 1538 году.

И второе, попробуйте произнести слово "friar". Очевидно, что это будет хорошо знакомый всем "фраер". Протягивается ли ниточка? Еще как. Бог не фраер, он правду видит. Есть несколько версий, по наиболее популярной слово "фраер" пришло в руссский язык из немецкого языка через идиш. На немецком "Freier" трансформировался из "монаха" в "жениха". Так одесские проститутки называли своих лохов-клиентов, не имеющих отношения к воровской малине. Честного и недалекого лоха (фраера) следовало развести на как можно больше денег. Основной контингент одесского криминального дна по понятным причинам говорил на идиш. Оттуда словечко шагнуло на просторы шестой части земной суши.

И вот теперь, закончив со всеми этими абсолютно ненужными отступлениями от темы, перейдем к ней. В искусстве я сер, как штаны пожарника, поэтому ни о каком разборе картин речи здесь не пойдет. Что-то понравилось случайно, потом от путешествия к путешествию пошли зацепки по памяти, связываясь в какой-то невнятный узор.

Икону под названием "Иисус в терновом венце" я увидел достаточно случайно на выставке в Метрополитен-музее в Манхэттане. Она постоянно хранится в одной из церквей в Ливорно (репродукция взята с сайта этой церкви). Поначалу тематическая выставка работ Фра Анжелико не произвела на меня сильного впечатления: был конец дня, я бродил уже целых четыре часа по музею и хотел только выбраться оттуда поскорее. Еще один итальянец-иконописец, мало ли их было. Но у этой иконы я застрял надолго и запомнил ее прочно. Мне она показалась очень необычной. От иконы интерес перешел на человека, ее создавшего. Оказывается, именно он прославил Сан-Марко на века вперед.

Ангельский Монах (а именно так переводится Фра Анжелико) родился в самом конце XIV века где-то перед 1400 годом. Исходно его звали Джованни. Умер в Риме в 1455 году. Прославился выдающимися художественными достижениями и благочестием. В 1417 году Джованни вступил в религиозное братство доминиканцев в родном городе Фьезоле. Достаточно быстро проявились его художественные и организаторские таланты. Первый документ, в котором упоминалось его имя (расписка в выдаче денег за роспись алтаря во Фьезоле) датирован самым началом 1418 года. В последующие десять лет брат Джованни расписывает множество церквей, а также растет в иерархии ордена до уровня, когда он замещает отсутствующего по каким-то причинам настоятеля.

Когда рядом с церковью Сан-Марко был построен небольшой изящный монастырь (конвент), настоятелем был приглашен Фра Анжелико, ему же была поручена роспись монастыря. Сейчас в нем музей, посвященный по большей части прекрасно сохранившимся фрескам Фра Анжелико и ученикам его школы. Значительную часть фресок с течением времени растащили по всему миру, но в Сан-Марко их осталось тоже очень немало.

Чаще всего Фра Анжелико рисовал Благовещение. Фреска на кадре выше - самая известная и впечатляющая работа на эту тему, одна из последних картин художника.

Еще одна версия, находится там же.

В церкви стоит современная скульптура, изображающая Фра Анжелико. В тот момент, когда я прилаживал фотоаппарат поудобнее, кто-то прошел к дальнему углу церкви, повернул ключ в двери и вышел наружу. Я последовал за ним и оказался внутри дворика монастыря. Прошло минуты три, прежде чем меня обнаружили. Почему-то в тот день монастырь был закрыт для посещения. Я успел сделать четыре снимка.

Каждая келья монастыря была снабжена полукруглой фреской работы либо самого Анжелико, либо его учеников и последователей. Большая часть из них сохранилась. Авторство некоторых фресок установлено точно, по поводу прочих есть разночтения.

Три первые попавшиеся фрески над кельями. Вообще говоря, обычно монастырские кельи не расписываются. Труда много, а все равно эти работы никто не видит. Но конвент Сан-Марко - исключение из этого правила. Все кельи пронумерованы, и в нормальное время в какие-то из них можно зайти. Однако у меня что-то с этим не сложилось, наверно, я был недостаточно настойчив. Из дворика меня выгнали, и пришлось вернуться назад в церковь.

А эта его же фреска "Noli me tangere", что в переводе с латыни значит "Не прикасайся ко мне". Суть сюжета в том, что Мария Магдалина узнала Христа после воскресения, но он уже не принадлежит миру и говорит ей, что типа все, привет. Ваше время истекло.

Исторические источники, главным образом "Жизнеописания" Джорджио Вазари подчеркивают скромность и прочие аналогичные добродетели Фра Анжелико. По легенде, Папа хотел назначить его архиепископом Флоренции, но Фра Анжелико отказался и подсказал Папе более подходящую кандидатуру. «Брат Джованни, — пишет Вазари, — был человеком большой простоты и святости в своем обхождении... Он постоянно упражнялся в живописи и никогда не пожелал написать что-либо иначе, как во славу святых. Он мог быть богатым, но об этом не заботился; мало того, он говорил, что истинное богатство - не что иное, как довольство малым. Он мог повелевать могими, но этого не хотел, говоря, что в повиновении другим меньше забот и заблуждений... Он был в высшей степени человечен, был трезвенником, и, живя целомудренно, он освободился от всех мирских пут, не раз повторяя. что всякий, посвятивший себя этому искусству, нуждается в покое и бездумной жизни и что всякий творящий дела Христовы должен пребывать с Христом... Некоторые утверждают, что брат Джованни никогда не брался за кисти, предварительно не помолившись."

"В устах комментаторов XIX века слова Вазари приобрели романтический подтекст, и с тех пор большинство авторов повторяет, что художник искал опору в божественном вдохновении, и твердит о его слезах и о деяниях веры. Подобные рассказы имеют целью привлечь к творениям мастера сердца простых людей, жаждущих духовной пищи. И хотя в наше время эти истории не находят подтверждения, ими нельзя пренебречь. Нельзя отрицать, что вера золотой нитью проходит через все творчество Анджелико. Нет иного художника, чьи образы в большей мере обращали бы к созерцанию и поддерживали те моральные ценности, на которых зиждется духовная жизнь". (эта цитата взята со страницы русскоязычного ресурса, посвященного Фра Анжелико http://www.sky-art.com/fraangelico/life/life01.htm)

На работы Фра Анжелико я натыкаюсь теперь постоянно. Они щедро разбросаны по всему миру. Чем-то меня очень заинтересовал этот мастер. Я вижу его картины в Париже, Лондоне, Петербурге, Чикаго, Риме, Брюсселе, и я уж не упомню, где еще. Но когда я разыскивал все эти материалы и рассматривал на мониторе его довольно неплохо сохранившиеся работы, меня не покидало ощущение какой-то несправедливости: ведь он современник нашего Андрея Рублева. Феофан Грек жил всего на сорок лет раньше Фра Анжелико. Но посмотрите, насколько скудны сведения о Греке или Рублеве, и как мало их творений дошло до нас. Это страшно несправедливо.

Эти древние художники жили какой-то призрачной жизнью, не слишком похожей на нашу современную. Мне кажется, я понимаю правителей, политиков, купцов. Ничего нового, ничего необычного в их мотивации нет. Ангельский брат Джованни мне непонятен. Возможно, поэтому я так внимательно присматриваюсь к его работам.

Святой Антоний

Вернемся в церковь и посмотрим на еще одного современника Фра Анжелико.

В подсвеченном саркофаге посредине церкви Сан-Марко лежит мумия в золотом одеянии епископа. Католическая ветвь христианства очень поощряет мумифицирование. Само понятие мощей, когда труп растаскивается по косточкам, каждая из которых обладает немеряной святостью, характерно для всех основных направлений христианства, но, кажется, только католики устраивают выставку своих святых трупов. Собор Св. Петра в Ватикане - это просто какое-то массовое публичное захоронение. Мне этот обычай кажется странным.

Фра Анжелико хорошо знал этого человека. Он рекомендовал Папе назначить именно Антония на пост архиепископа Флоренции вместо себя. Святость Антоний заслужил героическим поведением во время очередной вспышки чумы, а также своей скромностью и близостью к народу. Сограждане его уважали. Кроме этого, Антоний написал несколько крупных теоретических работ по богословию и политологии и первым ввел понятие общественного блага. За то и удостоился вечной жизни в стеклянном гробу. Он умер в 1459 году, и Папа приехал на его похороны.

По правде сказать, когда я узнал, что в гробу сам Святой Антоний, я вздрогнул. Как?! Ужели тот самый, который прожил в египетской пустыне до 105 лет и чей образ послужил вдохновением для целого сонма разнообразных художников??

У Босха святой Антоний в полном опупении сидит в окружении чудовищ на правой половинке алтаря, и он же молится на скамейке в самом центре. Босх с учениками наваяли массу копий этого известнейшего триптиха. Я видел его копии в музее Брюсселя и на временной выставке в Венеции.

А это творчество Питера ван Гюйса (пишется Huys), картина на ту же тему вывешена в Лувре. Святой Антоний давал многим повод поупражняться в изображении кошмаров.

Но все-таки в соборе Сан-Марко лежит не тот Антоний, и до 105 лет он не дожил. Оказывается, Святых Антониев всего было восемь, включая того, чьи мощи находятся в Киево-Печерской Лавре. Самый знаменитый, изображенный на множестве картин, искушался в пустыне демонами и женщинами, но не поддался ни тем, ни другим. Демоны художникам удавались лучше. Женщин-то все видели, и некоторые из людей даже ими являются. А демоны - это, сами понимаете. Может быть очень круто.

Образ Св. Антония была исключительно популярен в средние века. Святого изображали практически все, кто умел держать в руках кисть. Есть несколько версий приключений святого и у Фра Анжелико.

Опуская наиболее известные варианты, дам совсем простую фотографию. Я сделал этот снимок в музее Искусств Чикаго. Оказывается, главный алтарь церкви Сан-Марко состоял из 10 частей. Во Флоренции осталось только три, и те не в лучшем состоянии. 150 лет назад кто-то умный догадался почистить их от грязи каустической содой. Алтарю это не понравилось, и он потерял добрую половину красок. А потом его и вовсе растащили. Одна панель попала в Чикаго, и надо же - на ней Антоний. А я, когда вижу Антония, очень радуюсь, поскольку сам-то Антоновский. Езжу вот по миру, сшиваю в своей памяти кусочки изображений с Антониями.

Первоначально я полагал, что Фра Анжелико изобразил на этой доске своего знакомца-архиепископа, который сейчас лежит в саркофаге в церкви недалеко от статуи самого Анжелико, но потом сообразил, что такого быть не могло: они же жили в одно время, и канонизация обоих произошла много позже. Однако - черт его знает - черты лица могли быть списаны с реального человека - тезки святого.

Джироламо Савонарола

И снова назад в церковь Сан-Марко. Напротив скульптуры Фра Анжелико находится мрачная фигура в черном доминиканском клобуке.

На удивление подробная статья о Джироламо Савонароле дана на русском зеркале Википедии . Этот деятель тоже был доминиканским монахом и тоже жил в кельях конвента Сан-Марко. Сейчас в них размещена специальная экспозиция, посвященная этому незаурядному человеку. К сожалению, мне зайти в его кельи не удалось, но вообще-то они открыта для публики. Если сформулировать деяния Савонаролы в двух словах на современном языке, то он пытался внедрить правила шариата на католической почве. Вначале ему все удалось, и он сделался властителем Флоренции. Успешно избежал несколько заговоров, проявил себя как незаурядный политик, добился внушительной народной поддержки. Которая вся в момент улетучилась. И тогда его фактически постигла судьба Муссолини и прочих многих фюреров: тот самый народ, который боготворил его, с удовольствием наблюдал за его казнью.

Беды вольного города Флоренции начались с конфликта Медичи с Папой Сикстом IV. Говоря современным языком, Папа провозгласил доктрину социальной ответственности бизнеса и наехал на банк Медичи с требованиями очень крупной суммы для личного пользования, ну, и на потребности церкви, если что останется. Но Медичи уже не нуждались в Папе. Они сами были правителями в своем государстве. Конечно, статус "божьего банка" стоил немало, но все-таки меньше, чем наглое требование помазанника. Поэтому они разменяли статус на самостоятельное существование, что в итоге привело к заговору Пацци. Любой претендент на престол неизбежно становится изменником, потому что он нуждается в подпитке извне. Вся Италия готовилась напасть на Флоренцию для поддержки мятежа. Когда заговор провалился, большие политические и военные силы, пришедшие в движение, застыли с поднятой ногой. В этой сложной обстановке Лоренцо Медичи показал себя очень толковым дипломатом. Он мобилизовал народ, отбил все атаки в ходе небольших войн, проявил потрясающую личную изворотливость и мужество. Но город все равно оказался в финансовой, экономической и политической блокаде. Когда тучи чуть-чуть рассеялись, горожанам стало неуютно жить в постоянном мобилизационном состоянии. Популярность Лоренцо начала таять как прошлогодний снег. Казна была опустошена разорительными художественными проектами, которые не могли быть закончены, потому что художники покидали город один за другим. Слава Флоренции меркла, жизнь становилась хуже, и история искала лишь правильного кандидата, чтобы повернуть свое колесо. После смерти Лоренцо Медичи власть упала в руки того, кто смог ее подхватить. В итоге это оказался практически безродный монах, проповедовавший в монастыре Сан-Марко.

Этот прижизненный портрет Савонаролы в доминиканском одеянии работы Фра Бартоломео (последователя Фра Анжелико, тоже очень известного художника) можно найти в любой статье, посвященной его жизни. Мой личный интерес к Савонароле идет из детства: в одном из фельетонов Ильи Ильфа бюрократический ханжа, мешающий советским людям наслаждаться искусством и заодно строить коммунизм, обзывался "савонарыло". Меня заинтересовало слово и я пошел к родителям за разъяснениями. Не могу вспомнить, насколько я был удовлетворен глубиной их знаний средневековой истории Италии. Но что-то они мне рассказали.

Сейчас я вижу мрачную фигуру Савонаролы как Прогрессора, опередившего свое время на века. В 1494 году он едва ли не первый в мире построил социализм на земле Флоренции. Только это был религиозный социализм с фанатичным уклоном. Ему удалось изгнать из города потомственных правителей Медичи исключительно силой убеждения. Революция была практически бескровной, хотя не обошлась без поддержки извне: пламенного доминиканца по политическим соображениям поддержал король Франции. На проповеди Савонаролы ломились как за горячими пирожками. Он постоянно публиковал указы и памфлеты, написав последнюю статью за несколько часов до казни. Во всех своих проповедях Савонарола излагал простые и бесхитростные мысли. Богатым быть стыдно, а бедным быть несправедливо. Надо делиться, чтобы у всех всего было поровну. Хорошо одеваться недопустимо, потому что это вызов тем, кто хорошо одеться не в состоянии и вообще вызов. Пользоваться косметикой неприлично. Рисовать красивые картины грешно. Писать умные книги развратно. Гомиков - на костер. Блудников - к позорному столбу. Человек слаб и нуждается в руководстве, а все, что не способствует укреплению духа, надо уничтожить. Задолго до фашистов и коммунистов Савонарола начал сжигать книги и картины. По легенде, сам Сандро Боттичелли лично сжег несколько своих полотен на гигантском ритуальном костре. Другие выдающиеся художники и скульпторы последовали его примеру, притом совершенно добровольно: им было стыдно, что они рисуют всяких голых нимф, когда народ голодает. Начав с социальной справедливости, Савонарола буквально за несколько месяцев скатился к мракобесию, и толпа шла за ним. Были разграблены банки и изгнаны из города банкиры; остановилась промышленность, кроме тех отраслей, что выпускали продукцию для церквей; под запрет попали все развлечения, включая шахматы; разбивались зеркала и статуи; началась длинная затяжная война с соседями.

При Медичи жизнь во Флоренции была веселой и разбитной. Подождите-ка, сейчас найду пару иллюстраций.

Чудненький барельефчик из дворца Барджелло. Назвается "Бог Пан преследует юношу Олимпуса". Добавим, преследует с определенными целями.

Это фонтан. Смею думать, из дырочек били винные струи. Мне кажется, такое применение фонтану могло бы быть оптимальным.

Обе скульптуры как раз того времени. Флоренция, XV век. Думаю, что многое другое того же толка до нас просто не дошло. Набожному суровому монаху, пытавшемуся переделать мир и человечество в масштабах одного отдельно взятого города, такое искусство НЕ НРАВИЛОСЬ. И он с ним боролся. В смысле, со всем миром он боролся.

Любопытно, что именно правитель Лоренцо Медичи пригласил Савонаролу во Флоренцию настоятелем Сан-Марко. Но проповедник никогда не был ему за это благодарен и, наоборот, всячески по-хамски давал тому понять, сколь ничтожен правитель перед лицом Страшного Суда. И сразу после смерти Лоренцо в 1492 году Флоренция под влиянием Савонаролы пошла вразнос. Наследника просто изгнали из города. В Риме не могли понять, как обуздать взбесившегося монаха. Пытался задобрить Савонаролу и Папа. Простому доминиканцу даже предлагали мантию кардинала, причем несколько раз. Он гордо отказался по принципиальным соображениям. По его мнению, папский престол погряз в роскоши и распутстве, и он поносил его на все корки со своей кафедры. Свергнутые Медичи призвали на помощь соседей. Началась война. Савонарола собрал ополчение, нашел союзников, и, хоть войну не выиграл, но и не проиграл. Папа отлучил его от церкви и запретил произносить проповеди. Савонарола ответил еще более яркой проповедью, заклеймив стяжателей в церковных облачениях. Народ его поддержал. Ничто его не брало. Его победила лишь сама жизнь.

Без купцов, без банкиров, без промышленности, без денег жизнь во Флоренции начала останавливаться. Страшного Суда, которым грозил проповедник, было никак не дождаться, а спасать изо дня в день свою душу от греха без косметики и без еды гражданам сделалось очень скучно. Партия аристократов, у которых в домах перебили зеркала, при поддержке Папы, которого Савонарола называл чуть ли не Антихристом, начала брать реванш в умах. Вокруг Савонаролы осталось только ядро наиболее верных фанатичных приверженцев. Весной 1498 года толпа разгромила конвент Сан-Марко. Савонарола сдался. Он был арестован по приказу Папы, обвинен в ереси и подвергнут неописуемо жестоким пыткам.

По современным понятиям, его обвиняли в какой-то ерунде. 23 мая 1498 года Савонаролу и двух его ближайших сторонников подвесили на кресте и сожгли перед Синьорией на том самом месте, где он сам сжигал гомосексуалистов, книги и картины.

Где-то под фонарем. Сейчас там в брусчатку вделана табличка в память о том костре.

Этот рисунок неизвестного художника висит в бывшей келье Савонаролы в монастыре Сан-Марко. К сожалению, я его не видел, придется еще раз вернуться во Флоренцию.

У Джироламо Савонаролы нашлись многочисленные последователи - поборники справедливости и благочестия. Им даже удалось еще раз свергнуть Медичи через тридцать лет после смерти своего кумира, но удержать власть они не смогли. Есть у него сторонники и сейчас. Существует даже движение в пользу его канонизации. Католическая церковь в принципе не спорит с тем, что приговор проповеднику был несправедлив, но не желает канонизировать священника, восставшего против Папы и ослушавшегося его указов.

Горячим поклонником Савонаролы был знаменитый мыслитель Эразм Роттердамский. По сути реформатор, он не перешел в протестантизм окончательно только из уважения к памяти доминиканца. Сам Джироламо не был реформатором церкви в том смысле, в котором был им Лютер или Кальвин. Доминиканец неукоснительно придерживался всех церковных догматов. Его перу принадлежит несколько блестящих католических трактатов. Ему нравилась идея католического Бога, он только не воспринимал Его наместников.

История Савонаролы мне кажется очень типичной. Я уверен, что и до него появлялись такие же народные вожди, просто документальная память человечества еще не умела их фиксировать в бумагах и картинах. Ну, а уж сколько таких харизматических лидеров было после, и не сосчитать. В наше время ремеслу охмурежа толпы даже учат в школах политологии. Савонарола действовал по наитию. Гениальный был человек. Все они славно начинают с лекций о справедливости, равенстве и братстве и кончают повешенными, застреленными, обезглавленными, сожженными...

Пепел Савонаролы и двух его товарищей утопили в реке Арно.

Источники информации:

Самый подробный сайт, посвященный творчеству Фра Анжелико на русском языке, http://www.sky-art.com/fraangelico/ . Помимо него, были задействованы Википедия, WebMuseum (www.ibiblio.org), Католическая Энциклопедия (www.newadvent.org), Британская Энциклопедия (www.britannica.com)

История Святого Антония и материалы доминиканского ордена, не попавшие, впрочем, в текст в полном объеме, найдены в Католической Энциклопедии и Википедии. Там же я почерпнул большинство сведений о Джироламо Савонароле.

Этимология и эволюция слова "фраер" найдена в в довольно интересной статье Александра Сидорова на странице http://www.index.org.ru/nevol/2006-8/sidor_n8.htm . Я находил и другие, менее правдоподобные объяснения тому, откуда взялось это слово, но не счел нужным их приводить.

Статья из "Жизнеописаний" Джорджио Вазари цитируется по изданию 2000 года ООО "Издательство Астрель", Балашиха

Некоторые идеи и поправки, сказавшиеся на тональности рассказа, подкинула искусствовед Анна Чайковская, город Москва.

Репродукции двух фресок "Благовещение", "Noli me tangere" и картин "Искушение Святого Антония", "Портрет Савонаролы" взяты с моего любимого художественного сайта www.wga.hu .

Репродукция иконы "Христос в терновом венке" взята со страницы http://www.parrocchie.it/livorno/soccorso/angelico.html

Репродукция картины, изображающей казнь Савонаролы, найдена на Википедии.

Остальные фотографии мои.