Что должен делать человек, чтобы иметь жизнь вечную? Что должен делать человек, если ему кажется, что он урод и потому никогда не найдет себе пару

1. Человек во время своего младенчества, детст­ва, иногда и позже, живет как животное, исполняя волю Бога, познаваемую им как желание блага сво­ему отдельному существу, и не знает никакой дру­гой жизни.

2. Пробудившись к разумному сознанию, чело­век, хотя и знает, что жизнь его - в его духовном существе, продолжает чувствовать себя в отдельном теле и, по усвоенной им привычке животной жиз­ни, совершает поступки, имеющие целью благо отдельной личности и противные любви.

3. Поступая так, человек лишает себя блага ис­тинной жизни и не достигает той цели блага от­дельного существа, к которой от стремится, и по­тому, поступая так, совершает грехи. В этих-то гре­хах и заключаются прирожденные препятствия проявлению любви в человеке.

4. Препятствия зги усиливаются еще тем, что прежде жившие люди, делавшие грехи, передают привычки и приемы своих грехов следующим по­колениям.

5. Так что каждый человек - и потому, что он усвоил в детстве привычку личной жизни отдель­ного существа, и потому, что эти же привычки лич­ной жизни передаются преданиями ему от предков, всегда подлежит грехам, препятствующим проявле­нию любви.

ТРИ РОДА ГРЕХОВ

1. Есть три рода грехов, мешающих любви:

a) грехи, вытекающие из неискоренимого влечения человека, пока он живет в теле, к благу своей лич­ности, - грехи прирожденные, естественные;

b) грехи, вытекающие из предания человеческих учреждений и обычаев, направленных на увеличе­ние блага отдельных лиц, - грехи наследственные, общественные, и с) грехи, вытекающие из стрем­лений отдельного человека к большему и больше­му увеличению блага своего отдельного существа, - грехи личные, придуманные.

2. Грехи прирожденные состоят в том, что люди полагают блага в сохранении и увеличении животного благо своей отдельной личности. Всякая дея­тельность, направленная на увеличение животно­го блага своей личности, есть такой прирожденный грех.

3. Грехи наследственные - это те грехи, которые делают люди, пользуясь существующими, установ­ленными людьми, жившими прежде них, приема­ми увеличения блага отдельной личности. Всякое пользование учреждениями и обычаями, установ­ленными для блага своей личности, есть такой на­следственный грех.

4. Грехи личные, придуманные - это те грехи, которые делают люди, придумывая, кроме наслед­ственных приемов, еще новые средства увеличения блага своей отдельной личности. Всякое придуман­ное человеком новое средство увеличения блага отдельного своего существа есть грех личный.

РАЗДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ

1. Есть шесть грехов, препятствующих проявле­нию любви в людях:

2. Грех похоти, состоящий в том, чтобы приго­тавливать себе удовольствия от удовлетворения потребностей.

3. Грех праздности, состоящий в том, чтобы ос­вобождать себя от труда, нужного людям для удов­летворения потребностей.

4. Грех корысти, состоящий в том, чтобы при­готавливать себе возможность удовлетворения сво­их потребностей в будущем.

5. Грех властолюбия, состоящий в том, чтобы покорять себе себе подобных.

6. Грех блуда, состоящий в том, чтобы устраи­вать себе наслаждения из удовлетворения половой похоти.

7. Грех опьянения, состоящий в том, чтобы про­изводить искусственное возбуждение своих телес­ных и умственных сил.

ГРЕХ ПОХОТИ

1. Человеку нужно удовлетворять своим телес­ным потребностям, и в бессознательном состоянии он, как и всякое животное, вполне удовлетворяет им, не воздерживаясь и не усиливая их, и в этом удовлетворении потребностей находит благо.

2. Но, пробудившись к разумному сознанию, человеку в первое время кажется, что благо его от­дельного существа заключается в удовлетворении его потребностей, и он придумывает средства уве­личения удовольствия от удовлетворения своих потребностей, старается поддержать придуманные прежде жившими людьми средства приятного удов­летворения потребностей и сам придумывает новые,

еще более приятные средства удовлетворения их. В этом состоит грех похоти.

3. Когда человек ест или пьет, не будучи еще голоден, когда одевается не для того, чтобы защи­тить тело от холода, или строит дом не для того, чтобы укрыться в нем от непогоды, а для того, что­бы увеличить удовольствие от удовлетворения пот­ребностей, он совершает прирожденный грех похо­ти.

4. Когда же человек родился и вырос в привы­чках излишества в питье, еде, одежде, жилище и продолжает пользоваться своим излишеством, под­держивая эти привычки, то такой человек соверша­ет наследственный грех похоти.

5. Когда же человек, живя в роскоши, придумы­вает еще новые, не употребляемые людьми вокруг него, более приятные средства удовлетворения пот­ребностей: вместо прежней простой пищи и питья вводит новые, более утонченные; вместо прежней, прикрывавшей его тело одежды, добывает новую, более красивую; вместо прежнего меньшего, про­стого дома, строит новый, с новыми украшениями и т.п., - такой человек совершает личный грех по­хоти.

6. Грех похоти, как прирожденный, так и наслед­ственный и личный, состоит в том, что, стремясь к благу своего отдельного существа посредством удовлетворения своих потребностей, человек, уси­ливая эти потребности, препятствует своему рожде­нию к новой духовной жизни.

7. Кроме того, человек, поступающий так, не достигает той цели, к которой стремится, так как всякое усиление потребностей делает менее веро­ятною возможность удовлетворения похоти и ос­лабляет самое наслаждение от удовлетворения. Чем чаще человек утоляет голод, чем утонченнее упот­ребляемые им кушанья, тем меньше он получит наслаждений от еды. То же самое и по отношению удовлетворения всех других животных потребнос­тей.

ГРЕХ ПРАЗДНОСТИ

1. Человеку, так же как и животному, нужно упражнять свои силы. Силы эти естественно на­правляются на приготовление предметов, нужных для удовлетворения потребностей. После направ­ленного на это труда человеку, как и всякому жи­вотному нужен отдых.

2. И в бессознательном состоянии человек, так же как и животное, приготовляя для себя предме­ты, нужные для жизни, чередует труд с отдыхом и в этом естественном отдыхе находит благо.

3. Но, пробудившись к разумному сознанию, человек разделяет труд от отдыха и, находя отдых более приятным, чем труд, старается уменьшить

труд и продлить отдых, заставляя силой или хит­ростью других людей служить своим потребностям. В этом состоит грех праздности.

4. Когда человек, пользуясь трудами других лю­дей, отдыхает тогда, когда он еще мог бы трудить­ся, он совершает прирожденный грех праздности. 5. Когда же человек родился и живет в таком положении, что он пользуется трудами других лю­дей, не будучи поставлен в необходимость трудить­ся самому, и он поддерживает такой порядок ве­щей, не трудясь, пользуясь трудами других, то та­кой человек совершает наследственный грех праз­дности.

6. Когда же человек, родясь и живя в среде лю­дей, привыкших без труда пользоваться трудом дру­гих людей, сам придумывает средства еще освобо­дить себя от трудов, которые он прежде сам испол­нял, и накладывает эти труды на других, когда че­ловек, сам чистивший себе одежду, заставляет это делать другого, или сам писавший письма, или де­лавший свои счеты, или сам ходивший по своим делам, - заставляет это делать других, а сам упот­ребляет свободное время на отдых или забаву, то такой человек совершает личный грех праздности.

7. То, что каждый человек не может сделать все для себя сам, а часто разделение труда совершен­ствует и облегчает труд, не может служить оправ­данием освобождения себя от труда вообще или от тяжелого труда, заменив его легким. Всякое произ­ведение труда, которым человек пользуется, требу­ет от него соответствующего труда, а не облегчения своего труда или совершенного освобождения от него.

8. Грех праздности, как прирожденный, так и наследственный и личный, состоит в том, что, пре­кращая свой труд и пользуясь трудом других, чело­век делает противное тому, на что он предназначен, так как истинное благо приобретается только дея­тельностью служения.

9. Кроме того, человек, поступающий так, не достигает и того, к чему стремится, так как наслаж­дения от отдыха получает только после труда. И чем меньше труда, тем меньше наслаждений отды­ха.

ГРЕХ КОРЫСТИ

1. Положение человека в мире таково, что телес­ное существование его обеспечено законами общи­ми, которым человек подчинен вместе со всеми животными. Человек, отдаваясь своему инстинкту, должен работать, и естественная цель его работы есть удовлетворение своих потребностей, и эта ра­бота всегда с излишком обеспечивает его существо­вание. Человек есть общественное животное, и плоды его работы накопляются в обществе так, что

если бы только не было греха корысти, всякий че­ловек не могущий работать, всегда мог бы иметь то, что ему нужно для удовлетворения его потребнос­тей. И потому евангельское изречение о том, что­бы не заботиться о завтрашнем дне, а жить, как птицы небесные, - не есть метафора, а утвержде­ние существующего закона всякой животной об­щественной жизни. Точно то же сказано в коране, что нет на свете ни одного животного, которому Бог не дал бы пропитания.

2. Но человеку и после пробуждения его к ра­зумному сознанию еще долго продолжает казаться, что жизнь его заключается в благе его отдельного существа, а так как существо это живет во време­ни, то человек и заботится об особенном обеспе­чении удовлетворения своих потребностей в этом будущем для себя и для своей семьи.

3. Особенное же обеспечение в будущем удов­летворения потребностей себя и своей семьи воз­можно только при удержании от других людей предметов потребления, то, что называется со­бственностью. И вот на это приобретение, удержа­ние и увеличение собственности и направляет че­ловек свои силы. В этом состоит грех корысти.

4. Когда человек считает исключительно своею приготовленную им или полученную от кого-либо пищу на завтра, или одежду, или кров на зиму для себя или для своей семьи, то он совершает приро­жденный грех корысти.

5. Когда же человек с пробудившимся сознани­ем находит себя в таких условиях, что он считает известные предметы исключительно своими, не­смотря на то, что предметы эти не нужны для обес­печения его жизни, и удерживает эти предметы от других, то он совершает наследственный грех ко­рысти.

6. Когда же человек, имеющий уже предметы, нужные ему для обеспечения потребностей в буду­щем его и его семьи, и владеет предметами излиш­ними для поддержания жизни, приобретает еще новые и новые предметы и удерживает их от дру­гих, то человек этот совершает личный грех корыс­ти.

7. Грех корысти, как прирожденный, так и на­следственный и личный, состоит в том, что стара­ясь обеспечить в будущем благо своего отдельного существа и для этого приобретая предметы и удер­живая их от других, человек делает противное тому, на что он предназначен; вместо того чтобы служить людям, отнимает от них то, что им нужно.

8. Кроме того, человек, поступающий так, ни­когда не достигает той цели, к которой он стремит­ся, так как будущее не во власти человека, а чело­век всякую минуту может умереть. Потратив же на неизвестное и могущее не наступить будущее не­сомненное настоящее, он делает очевидную ошиб­ку.

ГРЕХ ВЛАСТОЛЮБИЯ

1. Человек, как животное, поставлен в такие ус­ловия, что всякое удовлетворение его потребностей заставляет его вступать в борьбу с другими сущес­твами.

2. Животная жизнь человека поддерживается только в ущерб других существ. Борьба есть естес­твенное свойство и закон животной жизни. И че­ловек, живя животной жизнью до пробуждения в нем сознания, в этой борьбе находит благо.

3. Но когда в человеке пробуждается разумное сознание, ему в первое время этого пробуждения кажется, что благо его увеличится, если он поко­рит и победит как можно больше существ, и чело­век употребляет свои силы на покорение себе лю­дей и существ. В этом состоит грех властолюбия.

4. Когда человек, для того чтобы отстоять свое личное благо, считает нужным бороться и борется против тех людей и существ, которые хотят поко­рить его, то такой человек совершает прирожден­ный грех властолюбия.

5. Когда же человек родился и вырос в извест­ных условиях власти, родился ли он сыном царя, вельможи, купца, зажиточного мужика, оставаясь в этом положении, не прекращает борьбу, иногда незаметную, но всегда необходимую для поддержа­ния своего положения, то он совершает наслед­ственный грех властолюбия.

6. Когда же человек, находясь в известных пос­тоянных условиях борьбы, желая увеличить свое благо, вступает еще в новые столкновения с людь­ми и другими существами, желая увеличить свою власть, когда он нападает на соседа, чтобы завла­деть его имуществом, его землями, или старается посредством приобретения прав, диплома, чина занять более высокое, чем он занимает, положение, или желая увеличить свое имение, вступает в борь­бу с соревнователями и рабочими или вступает в борьбу с другими народами, - такой человек совер­шает личный грех властолюбия.

7. Грех властолюбия, как прирожденный, так и наследственный и личный, состоит в том, что, употребляя свои силы на достижение блага своего отдельного существа посредством борьбы, человек делает прямо обратное тому, что свойственно ис­тинной жизни. Вместо того чтобы увеличивать в себе любовь, т.е. уничтожить преграды, отделяю­щие его от других существ, он увеличивает их.

8. Кроме того, вступая в борьбу с людьми и су­ществами, человек достигает обратного тому, к чему он стремится. Вступая в борьбу, он увеличи­вает вероятие того, что другие существа будут на­падать на него и что вместо того, чтобы покорить другие существа, он будет покорен ими. Чем больше

успевает человек в борьбе, тем больше требует напряжения в ней.

ГРЕХ БЛУДА

1. В человека вложена потребность поддержания рода: половая потребность, и человек в животном состоянии, отдаваясь ей, совокупляясь, исполняет этим свое назначение и в этом исполнении своего назначения находит благо.

2. Но при пробуждении сознания человеку пред­ставляется, что удовлетворение этой потребности может увеличить благо его отдельного существа, и он вступает в половое общение не с целью продол­жения рода, но с целью увеличения своего лично­го блага. В этом состоит грех блуда.

3. Грех блуда отличается от всех других грехов тем, что, тогда как при всех других грехах полное воздержание от прирожденного греха невозможно, а возможно только уменьшение прирожденного греха, в грехе блуда возможно полное воздержание от греха. Происходит это от того, что полное воз­держание от удовлетворения потребности личнос­ти (пищи, одежды, крова) уничтожает самою лич­ность, точно также уничтожает личность отсутст­вие всякого отдыха, всякой собственности и вся­кой борьбы, но воздержание от половой потребнос­ти, целомудрие - одного или нескольких - не уничтожает рода человеческого, того, что должна поддерживать половая потребность, так как воздер­жание одного, нескольких и многих людей от пол­ового общения не уничтожает рода человеческого. Так что удовлетворение половой потребности не­обязательно для каждого человека: каждому отдель­ному человеку предоставлена возможность воздер­жания от этой потребности.

4. Людям как бы предоставлен выбор двух спо­собов служения Богу; или, оставаясь свободным от брачной жизни и ее последствий, самому испол­нять своею жизнью в этом мире все то, что пред­назначено Богом исполнять человеку, или, сознав свою слабость, передать часть исполнения или, по крайней мере, возможность исполнения неиспол­ненного своему рождаемому, вскармливаемому и воспитываемому потомству.

5. Из этой особенности половой потребности от всех других вытекают и две различные степени гре­ха блуда, смотря по тому, какое из двух назначений избирает человек.

6. При первом назначении, когда человек хочет, оставшись целомудренным, все свои силы посвя­тить на служение Богу, грехом блуда будет всякое половое общение, хотя бы и имеющее целью ро­ждение и воспитание детей, самый чистый и цело­мудренный брак будет таким прирожденным гре­хом для человека, избравшего назначение девственности.

7. Наследственным же грехом для такого чело­века будет всякое продолжение таких половых сно­шений, хотя и в браке, имеющих целью рождение и воспитание детей, освобождение от наследствен­ного греха будет для такого человека прекращени­ем полового общения.

8. Личным, придуманным грехом для такого че­ловека будет вступление в половое сношение с дру­гим лицом, кроме того, с которым он уже находит­ся в браке.

9. При избрании человеком назначения служе­ния Богу продолжением рода, прирожденным гре­хом будет всякое половое общение, не имеющее целью продолжение рода, как это бывает при про­ституции, случайных связях, при браках, заключа­емых по расчету, по связям, по любви.

10. Наследственным же грехом для человека, избравшего назначение продолжение рода, будет такое половое общение, от которого не могут ро­диться дети или при котором родители не могут или не хотят воспитывать рождающихся от их бра­ка детей.

11. Когда же человек, избравший второе назна­чение служения продолжению рода, будет ли то мужчина или женщина, находясь уже в половом общении с одним лицом, вступает в такое же об­щение с другими лицами, не для произведения семьи, а для увеличения наслаждения от полового общения, или старается предотвратить деторожде­ние или предается неестественным порокам, то та­кой человек совершает личный грех блуда.

12. Грех, т.е. ошибка блуда, для человека, из­бравшего назначение девственности, состоит в том, что человек, могший избрать высшее назначение и все силы свои употреблять на служение Богу, сле­довательно на продление любви и достижение вы­сшего блага, спускается на низшую степень жизни и лишается этого блага.

13. Для человека же избравшего назначение про­должение рода - грех, ошибка блуда в том, что, ли­шаясь деторождения или, по крайней мере, семей­ного общения, люди лишаются лучшего блага пол­овой жизни.

14. Кроме того, люди, старающиеся увеличить благо от полового общения, как и во всех удовлет­ворениях потребностей, тем больше уменьшают естественное наслаждение, чем больше предаются этой похоти.

ГРЕХ ОПЬЯНЕНИЯ

1. В естественном состоянии своем человеку, как и всякому животному, свойственно приходить от внешних причин в состояние возбуждения, и это временное возбуждение дает благо человеку, находящемуся в животном состоянии.

2. Пробудившись же к сознанию, человек заме­чает те причины, которые приводят его в это воз­бужденное состояние, и старается воспроизвести и усилить эти причины с тем, чтобы вызвать в себе это состояние, и для этой цели приготовляет себе и принимает в желудок или вдыхает вещества, про­изводящие такое возбуждение, или устраивает для себя ту обстановку, или делает те особенные дви­жения, которые приводят его в это состояние. В этом состоит грех опьянения.

3. Особенность этого греха в том, что, тогда как все те грехи только отвлекают рожденного к новой жизни человека от свойственной ему деятельнос­ти, усиливая в нем его стремление к продолжению животной жизни и не ослабляют и не нарушают деятельности разума, грех же опьянения не только ослабляет деятельность разума, но на время, а иног­да совершенно уничтожает ее; так что человек, приводящий себя в возбужденное состояние куре­нием, вином, известной торжественной обстанов­кой или усиленными движениями, как это делают дервиши и другие религиозные фанатики, при этих условиях совершает часто поступки, не только свойственные животным, но такие, которые по неразумию и жестокости своей не свойственны животным.

4. Единственный прирожденный грех опьянения состоит в том, что человек, получив удовольствие от известного состояния возбуждения, производит­ся ли оно пищей, или питьем, обстановкой, воздей­ствующей на зрение и слух, или известными дви­жениями, не воздерживается от того, что произво­дит это опьянение. Когда человек, сам не замечая того, без намерения возбудить себя, ест пряности, пьет чай, квас, брагу, украшает себя или жилище, пляшет или играет, он совершает прирожденный, естественный грех опьянения.

5. Когда же человек родился и воспитан в извес­тных привычках опьянения: привычках употребле­ния табаку, вина, опиума, привычках торжествен­ных зрелищ, общественных, семейных, церковных или привычках известного рода движений: гимнас­тики, пляски, поклонов, прыжков и т.п. и поддер­живает эти привычки, человек совершает наслед­ственный грех опьянения.

6. Когда же человек воспитан в известных при­вычках периодического опьянения и привык к ним, и вводит, подражая другим или сам придумы­вая, новые приемы опьянения: после табака на­чинает курить опиум, после вина пьет водку, вво­дит новые торжественные празднования с новым усиленным воздействием картин, танцев, света, музыки или вводит новые приемы телесных воз­буждающих движений, гимнастики, велосипедной езды и т.п., то человек совершает личный грех опь­янения.

7. Грех опьянения, как прирожденный, так и наследственный и личный, состоит в том, что че­ловек, вместо того чтобы все силы своего внима­ния употребить на то, чтобы устранить все то, что может затуманить его сознание, открывающее ему смысл его истинной жизни, старается, напротив, ослабить и затемнить это сознание внешними сред­ствами возбуждения.

8. Кроме того, человек, поступающий так, до­стигает обратного тому, к чему он стремился. Про­изводимое внешними средствами возбуждение сла­беет с каждым новым приемом возбуждения, и не­смотря на усиление приемов возбуждения, разру­шающее здоровье, сама способность возбуждения все более и более слабеет.

ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОВ

1. Грехи служат препятствием проявлению люб­ви.

2. Но мало того, что грехи служат препятствием проявлению любви, грехи производят в людях и величайшие бедствия.

Бедствия, производимые грехами, двух родов: одни бедствия - те, от которых страдают люди, подпадающие греху; другие - те, от которых стра­дают другие. Бедствия, постигающие тех, которые совершают грехи, суть: изнеженность, пресыщен­ность, скука, тоска, апатия, забота, страх, подозри­тельность, злоба, ненависть, ожесточение, рев­ность, бессилие, и всякого рода мучительные бо­лезни. Бедствия же те, от которых страдают другие: воровство, грабежи, истязания, побои, убийства.

3. Не будь грехов, не было бы ни нищеты, ни пресыщения, ни разврата, ни воровства, ни грабе­жей, ни убийств, ни казней, ни войн,

4. Не будь греха похоти, не было бы нужды у обделенных, не было бы скуки и страха у роскошес­твующих, не было бы напрасной траты сил на ог­раждение удовольствий роскошествующих, не было бы принижения духовных сил нуждающих­ся, не было бы той постоянной глухой борьбы меж­ду теми и другими, воспитывающей зависть, нена­висть в одних и презрение и страх в других; и не прерывалась бы временами эта вражда насилиями, убийствами, революциями.

5. Не будь греха праздности, не было бы, с од­ной стороны, замученных работой людей и, с дру­гой стороны, людей, изуродованных бездействием и постоянными увеселениями; не было бы разде­ления людей на два враждебных лагеря: людей пре­сыщенных и голодных, празднующих и замучен­ных работою.

6. Не будь греха собственности, не было бы всех тех насилий, которые производятся одними людь­ми над другими для приобретения и удержания

предметов; не было бы воровства, грабежа, заточе­ния в тюрьмы, ссылок, каторжных работ, казней.

7. Не будь греха власти, не было бы тех огром­ных, бесполезных трат сил людских на одоление друг друга и на поддержание власти; не было бы гордости и отупения победителей и лести, обмана и ненависти побежденных; не было бы тех разде­лений семейных, сословных, народных и вытека­ющих из них ссор, драк, убийств, войн.

8. Не будь греха блуда, не было бы рабства жен­щины, истязания ее, и рядом с этим баловства и извращения ее, не было бы ссор, драк, убийств из-за ревности, не было бы низведения женщины до орудия удовлетворения плоти, проституции; не было бы неестественных пороков; не было бы рас­слабления телесных и душевных сил, тех страшных болезней, от которых теперь страдают люди; не было бы заброшенных детей и детоубийства.

9. Не будь опьянения табаком, вином, опиумом, возбуждающими усиленными движениями и тор­жествами - не было бы распущенности людей в грехах. Не было бы одной сотой доли тех драк, ссор, грабежей, прелюбодеяний, убийств, которые происходят теперь, особенно под влиянием ослаб­ления духовных сил людей; не было бы той напрас­ной траты энергии не только на ненужные, но на прямо вредные дела: не были бы одурены, изуро­дованы часто лучшие люди, проживающие в жиз­ни без пользы другим и в тягость себе.

СОБЛАЗНЫ

1. Губительные последствия грехов для отдель­ных лиц, совершающих их, так же как и для общес­тва людей, среди которых совершаются грехи, так очевидны, что с самых древних времен люди виде­ли происходящие от них бедствия и проповедова­ли и издавали законы против грехов и наказывали за них: запрещалось воровать, убивать, развратни­чать, клеветать, опьяняться; но, несмотря на запре­щения и казни, люди продолжали и продолжают грешить, губя жизни свои и своих ближних.

2. Происходит это от того, что существуют для оправдания грехов такие лживые рассуждения, по которым выходит, что существуют такие исключи­тельные обстоятельства, по которым грехи не толь­ко простительны, но необходимы. Лживые оправ­дания эти суть то, что называется соблазнами.

3. Соблазн по-гречески - означает западню, ло­вушку. И действительно, соблазн есть ловушка, в которую заманивается человек подобием добра и, попав б нее, погибает в ней. Поэтому-то и сказано в Евангелии, что соблазны должны войти в мир, но горе миру от соблазнов и горе тому, через кого они входят.

4. Вот от этих-то соблазнов, лживых оправданий

грехов люди не исправляются от грехов, а продол­жают коснеть в них и, что хуже всего, воспитыва­ют в них молодые поколения.

Какая разница, что о вас думают? Если вы счастливы от принятых вами решений, то сделали правильный выбор, и неважно, что скажут другие. Представьте, сколько сил вы тратите, пытаясь прочитать чужие мысли, и всё равно не угадываете.

Слушать советы - пожалуйста, но не позволяйте другим решать, как вам жить.

2. Гнев и обида

Когда в следующий раз поймаете себя на этом чувстве, подумайте вот о чём: «Хотел бы я стать человеком, которому завидую?» Наверняка нет, вы же любите себя (даже если где-то очень глубоко внутри).

Вы смотрите на чужую жизнь, которой не знаете. Вы даже не представляете, о чём думает этот человек. Может быть, когда он ныряет в бассейн своего частного дома, он ненавидит себя или чего-то дико боится? Может быть, вы, гуляя по лесу солнечным днём, испытываете куда больше удовольствия, чем он, нежась на белоснежном песке на Мальдивах?

Хватит смотреть на других. Если вам хорошо сейчас, значит, всё правильно. Если нет - сделайте так, чтобы было хорошо.

16. Неуверенность

У счастливых людей, как правило, есть чувство собственного достоинства (только не стоит путать его с раздутым эго). Они довольны собой и излучают уверенность.

Нет причин сомневаться в себе. Если у вас есть черты, которые вы ненавидите, существует два пути: принять их или изменить. В каждом человеке есть всё сразу: и развратник, и пуританин, и лживая сволочь, и джентльмен. Вы сами выбираете, кем вам быть.

17. Зависимость от других

Никто не заполнит пустоту внутри вас. Никто не сделает вас позитивным и самодостаточным, если вы недовольны судьбой. Чтобы разделить своё счастье с кем-то другим, надо сначала стать счастливым самому. Так что даже не надейтесь, что ваш успех в чужих руках. Только в ваших.

18. Прошлое

Жить прошлым - значит хоронить своё настоящее. Ошибки были - ладно, у кого их не было? Устройте своим воспоминаниям пышные похороны, помните только уроки и .

19. Тотальный контроль

Иногда надо просто расслабиться и позволить жизни идти своим чередом. Вы не можете контролировать всё, и придётся с этим смириться. Иначе вы будете постоянно нервничать, но в итоге всё равно ничего не измените. Просто есть вещи, которые вне вашего контроля. Их надо принять такими, какие они есть.

20. Ожидания

Люди думают, что окружающие должны соответствовать их ожиданиям. Это бред. Никто ничего вам не должен, как и вы ничего не должны. Никто не должен быть вежливым, внимательным, аккуратным, честным, приятным в общении, чистым, в конце концов. Ничто не должно быть идеальным, восхитительным, незабываемым, но может быть. Если будет - отлично, если нет - вы не расстроитесь. Будьте готовы принимать всё, что посылает вам жизнь, и обретёте счастье.

Во-первых, не верить тем кто говорит "внешность не главное". В общем-то в нашем мире внешность чуть-ли не основа естественного отбора. При прочих равных девушка\парень выберет наиболее привлекательного. И не надейтесь, что после пары советов, все девчата захотят вас к себе в постель. Скорее всего, вам поможет только пластическая операция, и то не факт. Как гласит известная пословица: "встречают по одёжке..."

Во-вторых, если вам как и мне повезло обладать лицом 80-ти летнего Чилентано, то могу вас заверить, что стандарты красоты у людей очень широки, и обложками глянца не ограничиваются. Если вас интересует пара, как "жена и друг", а не "перипихон на ночь", то у вас такие шансы как и у альфа-самца. Почему? Да потому что человек живёт не с внешностью, а с человеком, и если он мудак, то его терпеть ни кто не будет. А вот если у вас есть хоть какие-то достоинства, то и шансов прибавиться пропорционально, поэтому советую сосредоточиться на саморазвитие профессиональных качеств и в целом себя как личности. Не гонитесь за красавицами, ищите своего человека. Как говорил один таксист: "Ты не ищи красивую жену, она жена всем будет, ты ищи ту которая будет красива для тебя, чтобы женой только тебе была." Топорно, но зато с заявкой на философичность.

Ну и в третьих, если вы всё-таки не похожи на Чилентано и в саморазвитие вас не тянет, то может вы не так уж и плохо выглядите? Примерно 50% парней, да и девчонок зря переживают из-за внешности. Чаще всего им до меня далеко. Так вот, найдите стилиста, смените шмот, да и вообще приведите свою жизнь в порядок. Такие проблемы чаще всего связаны с низкой самоорганизацией, так как лень заморачиваться чтобы лишний раз сходить постричься или купить одежду по фасону, помните женщины не 5 минут тратят на свою красоту и им приятнее видеть рядом с собой соответсвующего человека. Так что если вас не устраивает внешность, то не скупитесь на то чтобы её исправить. Запишитесь в качалочку, отрастите, как сейчас модно, бороду (только учитывайте, что за ней и ухаживать было бы не плохо) и вуаля, имея не заурядную внешность вы выглядите вполне приемлемо.

Ну и для тех кто думает "ой, да мне ничего не поможет, я такой страшный, что ужас.". Да вы правы, если вы не готовы меняться, то вам ничего не поможет. Но вам не надо искать себе такую же страшную пару. Вам тупо надо перестать быть тряпкой, взять себя в руки и перестать всем подряд ныть, что вы страшный. В ваших руках поменять себя, своё отношение к себе и отношение окружающих к вам, на худой конец есть пластические операции и другие радости жизни, что собственно рекомендую всем, кому лень менять себя адекватными способами. К слову, корейцы помешаны на пластике лица, и у любого корейского мальчика с обложки наверняка есть пара операций по увеличению разреза глаз.

– спросил Господа законник, не человек «из толпы», а ученый, законник. «Возлюби Господа Бога твоего... и ближнего твоего, как самого себя». Таков ответ Ветхого Завета на заданный им вопрос. Если понятна была ветхому Израилю любовь к Богу, в заповеди о любви к ближнему они блуждали; отсюда и вопрос законника: «кто мой ближний?».

В вопросе: «кто мой ближний?» кругозор ветхого Израиля не выходил за пределы Израильского народа. Под «ближним» подразумевался только израильтянин, посему долг любви у ветхозаветного Израиля относили только к своим соплеменникам, только к израильтянам. Это заблуждение ветхого Израиля и раскрыл Господь в притче «о милосердном самаряныне». Самаряне и иудеи враждовали между собою . Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным.

На некоего человека, израильтянина, шедшего в Иерусалим, напали разбойники. Они совлекли с него одежду, изранили и ушли, оставив его едва живым. Проходили той дорогой иудейский священник, затем и левит. Увидав несчастного, каждый из них подошел к нему, посмотрел, и... прошел мимо. Но вот проезжал той дорогой самарянин. Увидав несчастного, самарянин сжалился над ним, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив на своего ослика, привез его в гостиницу, дал хозяину гостиницы деньги, прося позаботиться о несчастном.

«Кто из троих был ближний попавшемуся разбойникам? – как ты думаешь?» – спросил Господь законника. И был его ответ: «оказавший ему милость». «Иди и ты так же поступай».

Когда законник спросил Господа: «кто мой ближний?», он еще отожествлял ближнего со своим соплеменником, с членом Израильского народа. Словом: «иди и ты поступай так же», сказанным ученому иудею, Господь указал на вселенский характер заповеди о любви к ближнему. Подтверждая заповедь о любви к ближнему, Иисус Христос делает эту заповедь не только средоточием всех остальных, но и неразрывно связывает ее с заповедью о любви к Богу, делает эту заповедь универсальной; надо любить не только друзей, но и личных врагов своих (Матф. 5:43–48).

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» , – говорит Господь. Но возможна ли любовь к ближнему без любви к Богу? Нет, невозможна. Нельзя угодить Богу, не уважая других людей, особенно самых покинутых, наименее заслуживающих внимания. Любовь к ближнему не отделима от любви к Богу, и наоборот: любовь к Богу не отделима от любви к ближнему. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», – говорит Апостол Иоанн Богослов.

Совершенная любовь открылась нам в Лице Господа нашего Иисуса Христа . «Возлюбленные!» обращается к нам тот же «апостол Любви» – «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не от Бога».

Любовь к ближнему, дорогие мои, не есть простое внимание к другому, ее нельзя смешивать и с благотворительностью. Любовь – это чувство религиозное по своему источнику, ибо она является действием Божиим в нас. Придя к нам от Бога, любовь к Богу и возвращается: ибо любя братьев своих, мы любим Самого Господа, так как вместе составляем Тело Христово (Рим. 12:5–10; 1 Кор. 12:12–27).

Чтобы осуществить в жизни Богом заповеданную нам любовь, необходимо, прежде всего, преодолеть узко-человеческое, бытовое представление о любви.

В притче «о милосердном самаряныне» Господь дает нам практическое указание, а именно: не мне решать, кто мой ближний; человек в беде, будь он даже мой враг, побуждает меня стать его ближним. Любовь христианина должна проявляться к любому человеку, которого Бог дает нам встретить на нашем жизненном пути, – в этом отличительная черта Нового Завета, Церкви Христовой, от Израиля ветхозаветного. Аминь.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) Первый вопрос, на который нужно ответить: что именно делает человека умным? Обилие информации, которое он может запомнить? Высокое IQ? Может быть, это мудрость в выборе правильного решения в нужный момент, или умение извлечь максимум выгоды даже из самой плохой ситуации? Может быть, способность увидеть картину событий целиком до принятия решения о дальнейших действиях? Вероятно, умным человека делает удачное сочетание всех ранее упомянутых черт.

Конечно, когда мы видим умного и успешного человека, бывает достаточно трудно точно определить, чему именно он обязан своим успехом и благополучием. По правде говоря, гораздо легче выяснить, что умные люди не делают. Тогда и выводы можно сделать относительно того, чего следует избегать, чтобы стать мудрым и успешным.

1. Они не игнорируют возможность сэкономить деньги

Благоразумие – это добродетель, и не нужно путать ее с жадностью или скупостью. Умение разумно руководить своими финансами и избегать лишних расходов является замечательным качеством.

Всех, казалось бы, даже незначительных, но бессмысленных расходов, можно легко избежать. А сумма, которую вы можете таким образом сэкономить, иногда получиться весьма внушительной. Покупка фильтра, например, может уменьшить сумму потраченных денег на приобретение воды в бутылках. Замена лампочек по всему дому на энергосберегающие будет еще одним мудрым выбором. Накопительные и скидочные карточки в супермаркетах – это тоже весьма хорошая идея.

Интернет содержит непостижимое количество качественного образовательного и развлекательного контента. Поэтому плата за кабельное телевидение или подписка на дорогостоящий журнал, несомненно, выглядит бессмысленно. В интернете можно найти все что угодно и по гораздо более низкой цене. Быть умным – значит уметь правильно распоряжаться своими финансами.

2. Они не полагаются на других

Нет ничего плохого в том, чтобы иметь друзей, членов семьи или коллег, которым можно доверять и на которых можно положиться. Каждый человек должен иметь того, на чью помощь он может рассчитывать в трудных ситуациях. Но привычка всегда полагаться на других людей делает вас бессильным. Поэтому как умный человек вы не должны делать эту стратегию своей основной.

Вы можете иметь блестящий ум, выдающийся интеллект и т.д., но если вы не находите этим качествам хорошего применения, то навсегда останетесь «пасти задних». Когда вы считаете, что вам необходима помощь, обратите пристальное внимание на то, действительно ли ваша проблема такая трудная. В большом числе случаев нам мешают действовать наш страх и неуверенность в себе.

3. Они не действуют безответственно

Это абсолютно не значит, что «умные люди не умеют веселиться» или «умные люди скучны». Вы можете весело проводить время, вы можете выпить или посмеяться. Ответственность не обязательно неинтересна, она только означает, что вы хотите вести организованный образ жизни.

Улучшенная организация приводит к большей эффективности, являетесь ли вы студентом, офисным сотрудником, бизнесменом, художником или менеджером.
Безответственность, как правило, всегда имеет неприятные последствия, а умные люди просто стремятся не создавать себе никаких неудобств.

4. Они не чувствуют себя побежденными, когда им приходится пересматривать свои взгляды

Наше окружение, родители, наше образование и прошлое несут ответственность за формирование наших убеждений и представлений о мире. Это приводит к созданию нашего уникального эгоцентричного мира.

Но на протяжении всей жизни мы постепенно приобретаем новые убеждения, которые могут противоречить нашим прежним взглядам. Кроме того, в разных ситуациях вы будете придерживаться различных моделей поведения и проявлять различные человеческие качества. И это нормально.

Не стоит продолжать стоять на своем, если вы понимаете, что не правы. Умение признавать неправоту – это признак силы и разума . Умные люди постоянно оспаривают свои убеждения; но они не отказываются от них. Они изменяют их и позволяют им расти пропорционально новому полученному опыту. Не упускайте возможность расширить свое мировоззрение, вы не становитесь побежденным, когда приобретаете что-то ценное.

5. Ошибки их не останавливают

Это можно наглядно увидеть на примере компаний, которые произвели непопулярный продукт, или режиссеров, которые сняли не кассовые фильмы, и т.д. Бывает, мы придумали идею для чего-то, что-то, что кажется истинным шедевром для нас, но других людей это мало впечатляет. И такие ситуации не редкость! Конечно, вы можете чувствовать себя униженным, и это действительно неприятно, однако так иногда случается, нравится нам это или нет.

Ошибки – это часть роста. И если не получилось в первый раз, при должном усердии и желании обязательно получится во второй или в третий. Умные и успешные люди никогда не сдаются!

6. Они не позволяют своему прошлому овладевать ими

Прошлое не может быть стертым, но оно никогда не вернется и не начнет преследовать нас, прошлое всегда просто будет где-то позади. Мы должны научиться справляться с прошлыми проблемами и не позволять им мешать нашим будущим достижениям. Если из прошлого опыта нельзя извлечь ничего полезного, следует просто закрыть эти двери, и пусть все остается на своих местах.

Прошлый опыт сделал нас такими, какие мы есть сегодня, и наши сражения могут обеспечить нам сильный характер, но люди, как правило, используют свое прошлое для другой цели: чтобы оправдать свои ошибки или поведение. Возможно, мы используем отговорки, чтобы получить понимание от других или чтобы нам было проще простить себя.

Тем не менее, даже если вы признаете свои недостатки, но отказываетесь исправлять их только потому, что у вас есть для этого повод из прошлого, то вы выбрали очень легкий путь, а это не то, что делают умные люди.

7. Они не полагаются на удачу в решении своих проблем

«Надейся на лучшее, но будь готов к худшему». Эта цитата отлично подходит, когда вы стремитесь достичь чего-то. Надежда на наилучший сценарий мотивирует нас, в то время как готовность к худшему не дает нам расслабляться. С другой стороны, надежда на лучшее без каких-либо действий для достижения результата ничем не отличается от лени.

Опираясь слишком часто на одну только удачу, вы убиваете свои амбиции. Кроме того, умные люди никогда не позволят удаче взять славу за их напряженную работу.

8. Они не игнорируют важные аспекты своего дела

Одним из ключевых факторов, влекущих за собой успех, является внимание к деталям. Например, когда кто-то пытается построить прибыльный бизнес, он или она, как правило, считает, что с хорошим качеством продукта успех будет гарантирован.

Эта логика не совсем безупречная, так как даже если вы можете предложить высококачественный продукт по лучшей цене, чем ваши конкуренты, вы все еще будете находиться далеко от прибыльного бизнеса. Для успешных продаж просто необходимо иметь хорошую рекламную тактику. Нужно добиваться узнаваемости бренда.

Понятно, что это один из многих примеров важных аспектов. Существуют и другие, такие как обеспечение хорошего обслуживания клиентов, создание эффективных планов стимулирования и т.д. Мораль здесь такова: нельзя работать только в одном направлении.

Поэтому чем бы вы ни занимались, всегда обращайте внимание на детали.


9. Они не стесняются учиться на своих ошибках

Ошибки неизбежны. Рано или поздно что-то всегда идет не так, и какая-нибудь мелочь портит наши ранее хорошо продуманные схемы. Вы не можете постоянно все контролировать, всегда все знать и предусматривать.

Ошибки напоминают нам о наших недостатках. Честно говоря, ошибки могут научить нас многому, но только если мы позволим им сделать это.

Анализ ошибок помогает предотвращать такие ситуации в будущем. Поэтому умные люди используют их себе во благо. Высокомерные же личности всегда ищут оправданий и слепо верят в свои собственные суждения. Но этот вид поведения не только препятствует успеху, он также отворачивает от вас ваших союзников и друзей.

10. Они не отказываются от своих идей только потому, что другие люди не согласны с ними

Мы уже говорили о том, что иногда стоять на своем – это не разумно. Однако существует очень тонкая грань между теми случаями, когда нужно прислушиваться к мнению других, и теми, когда лучше будет продолжать идти своим путем. Мудрый человек знает, когда именно нужно быть непреклонным. Кроме того, все мы все вправе получить разумное объяснение того, почему наши идеи или продукты не так уж и хороши.

А если кто-то хочет помешать вашему успеху, не позволяйте им! Боритесь за свой шанс и попытайтесь найти того, кто услышит вас и оценит вашу идею. Вы должны стремиться выслушать как можно больше мнений. Даже если первые будут лестными, продолжайте искать другие точки зрения. Конструктивная критика может быть очень полезной для будущего развития.

11. Они не говорят лишних громких слов

Действия гораздо больше говорят о человеке, чем даже самые красивые слова. Не будьте слишком самоуверенным и не пытайтесь при любой удобной возможности рассказывать о грандиозности своих будущих поступков. Это только показывает, что вы ищите внимания, и ваши слова неизбежно будут терять свою силу.

Именно надежность имеет первостепенное значение для будущего благополучия и вашей репутации. Все мы знаем историю о том, как мальчик кричал: «Волки!». Он потерял доверие, что оказало сильное влияние на исход ситуации. Если вы хотите, чтобы вас уважали и принимали всерьез, меньше говорите и больше делайте. Просто позвольте вашим достижениям говорить самим за себя.

12. Они не упускают возможности получить новый опыт

Это утверждение тесно связано со словами Фридриха Ницше: «Не существует вечных фактов, как не существует абсолютных истин». Вы никогда не сможете стать идеальным, и вы не должны устанавливать такие цели для себя. Однако прилагая постоянные усилия к развитию в различных областях, умный человек будет делать свою жизнь лучше день ото дня.

А учиться всегда есть чему! Наука постоянно расширяет наше понимание мира; человечество постоянно проверяет существующие теории и устанавливает новые. Даже старые проверенные данные никогда не оставляют в покое, они пересматриваются и обновляются.

Ученые, как правило, обладают теми качествами, которые присущи всем умным людям. Большинство знаменитостей с выдающимися интеллектуальными способностями были и учеными. Так что никогда не упускайте возможность поучиться чему-то новому!

13. Они знают, когда не следует прислушиваться к авторитетам

Как и в случае с хорошей идеей, мудрые люди не перестают бороться за свои устремления даже с самыми истинными авторитетами. Мы часто слышим критику наших вкусов, интересов и увлечений от наших родителей, начальников, учителей. Честно говоря, они могут быть время от времени правыми, но не всегда. Старшие поколения, как правило, ругают то, что они не могут в полной мере понять.

Представьте себе, как много форм искусства, музыки, книг и кино-жанров не было бы сегодня, если бы люди всегда следовали за мнением авторитетов.

14. Они не тратят попусту потенциалы своих гаджетов

Незнание в определенной области или неимение необходимых навыков для выполнения конкретной задачи автоматически не делает человека некомпетентным. Умные люди находят хорошие способы преодоления этих препятствий; они могут компенсировать свои недостатки. И именно правильное и разумное использование гаджетов может оказаться весьма полезным.

Очевидно, что все смартфоны и планшеты имеют подключение к интернету и доступ к Google. Таким образом, все, что вам нужно сделать, это знать, как эффективно их использовать. Почти все, что вы хотите знать, можно найти на просторах сети, а это означает, что пока вы подключены к всемирной паутине, вы будете иметь возможность найти ответы на самые тяжелые вопросы.

Большое количество приложений (из всего изобилия доступных на планшеты или смартфоны) действительно замечательные. Конечно, есть такие, которые вам совершенно не нужны, но на каждый смартфон и планшетный ПК должны быть установлены несколько полезных программ. Например, для управления данными, что сделает вашу работу гораздо более простой с точки зрения организации. Или приложения, которые могут помочь вам ориентироваться в незнакомой местности, тем самым повышая ваш уровень безопасности. Приложения, которые могут помочь вам найти хорошие рестораны в другом городе. Кроме того, путем использования приложений для перевода могут быть значительно преодолены языковые барьеры.

15. Они не переоценивают свои способности

Даже самые яркие и выдающиеся личности могут потерпеть крах, если будут слишком переоценивать свои способности. Амбиции и трудолюбие – это прекрасные качества, которых нельзя стыдиться, но без умеренности эти качества могут быть опасными.

Во-вторых, наш разум имеет свои пределы, и когда мы слишком часто активно думаем о какой-нибудь проблеме, нам вряд ли удастся найти верное решение. Мы должны понимать, когда мы застреваем, и давать себе отдых. Другими словами, мы должны позволить нашему подсознанию захватить бразды правления и разобраться с ситуацией.

Вы будете удивлены, насколько часто при отвлечении от проблемы нас внезапно посещают гениальные решения! Более того, даже когда ответ кажется очевидным, лучше снова подумать над ним, но только утром. Как говорится, утро вечера мудренее.

16. Они не создают себе лишних врагов

Независимо от вашего статуса, будь вы состоявшийся предприниматель или сотрудник небольшой фирмы, вы, вероятно, сталкиваетесь с врагами, завистью и конкуренцией. При этом все, что мы делаем, это навешиваем на людей ярлыки.

Эти люди не обладают таким уж несносным характером. Просто ваши убеждения, идеологии или точки зрения несовместимы – только и всего! Проблема в том, что вы никогда не знаете, чего от них ожидать, и они, вероятно, воспринимают вас таким же образом, что приводит к враждебности и нервной атмосфере.

Важно видеть разницу между врагами, созданными обстоятельствами, и врагами, созданными нашими действиями. Мы уже пришли к выводу, что в плане врагов мы все имеем незначительную паранойю, так что лучше не провоцировать лишний раз никаких конфликтов. Когда вы общаетесь с упрямыми и вспыльчивыми людьми, будьте уверены, что вы не единственный, кто замечает их черты.

Вы не сможете доказать таким людям свою точку зрения. Поэтому вам остается только кивнуть или сказать, что вы не согласны, и на этом закончить обсуждение. При выборе партнеров, тщательно проверяйте своих потенциальных союзников и убеждайтесь, что они не склонны обманывать вас, но при всем этом стремитесь и им не показаться коварным и не заслуживающим доверия.

17. Они не позволяют своей гордости мешать развитию

Духовные учения обычно называют гордость грехом, но реальность, как правило, говорит о другом. Современное общество считает гордость вполне приемлемой, но, как бы то ни было, очень часто она становится главной преградой на пути к успеху и счастью.

Многие люди начинают считать себя настолько выдающимися личностями, что плюют на мнение каждого вокруг себя. Но умные люди полагаются на свой разум, который говорит о том, что гордость мешает, и в некоторых ситуациях будет разумным отбросить ее.

18. Они не кладут все яйца в одну корзину

Это и ежу понятно. Никогда не стоит полностью вкладывать себя, свое время, идеи и средства в реализацию одной идеи. У вас всегда должны быть резервные планы, альтернативы и т.д. В таком случае даже если вы проиграете, то потеряете не все, а лишь часть своих ресурсов.

19. Они не лгут себе, что все будет легко

Наконец, не живите в иллюзиях, что жизнь – это легкая штука. Ваши планы могут быть сорваны миллионы раз. Но яркие и умные люди знают, как собраться с силами после провала и вернуться на свой путь с еще большим энтузиазмом. Даже когда все кажется простым, и дела идут гладко, не теряйте бдительности – это может быть затишье перед бурей.

Умные люди любят принимать вызовы, им нравятся острые ощущения, которые они получают, преодолевая препятствия. Время простоя и стабильности освежает и расслабляет, но обсуждение и решение новых проблем – вот то, чем они живут.

20. Они не идут на неоправданный риск

В какой-то момент своей жизни мы все оказывались в ситуации, когда мы могли рискнуть в обмен на большую выгоду. И если вы адреналиновый наркоман, то девиз «высокий риск – высокая награда» может звучать для вас очень привлекательно.

Но быть умным и расчетливым – это значит забыть о таком подходе, поскольку он не предполагает, что вы будете ограждены от опасности потерять все.
Даже небольшие риски, такие как лотереи, являются плохим выбором; если у вас есть лишние деньги, не лучше ли сохранить их и подождать, пока накопиться приличная сумма? Работа для достижения успеха никак не связана с эфимерной возможностью изменить свою жизнь в одночасье.

К каждому из этих выводов многие люди приходят годами методом многочисленных проб и ошибок. И когда мы примем для себя эти принципы и модели поведения по-настоящему умных людей, мы начнем избегать лишних глупых ошибок. А при таком подходе все остальное придет естественным путем. Развивайтесь и вы увидите, что успех не за горами!