Библиотека князей куракиных и виды усадьбы надеждина. Куракин князь алексей борисович

(1697-08-10 )

Князь Александр Борисович Куракин (31 июля (10 августа) 1697 года - 2 (13) октября 1749 года) - государственный деятель и дипломат из рода Куракиных : действительный тайный советник , обер-шталмейстер (1736), сенатор .

Биография

Из княжеского рода, Гедеминович. Родился в семье князя Бориса Ивановича (1676-1727) и его первой супруги Ксении Фёдоровны, урождённой Лопухиной (1677-1698). По линии матери приходился двоюродным братом царевичу Алексею Петровичу . В малолетнем возрасте лишился матери.

С детских лет сопровождал своего отца в заграничных поездках, где получил образование и изучил несколько европейских языков. В 1722 году получил чин камер-юнкера и был назначен советником посольства в Гааге . Однако уже в мае 1722 отправлен к французскому двору, где действовал совместно со своим отцом, сопровождавшим его как частное лицо. Куракиным удалось добиться содействия Франции в сохранении мира с Османской империей во время персидского похода . В 1724 году Б. И. Куракин назначен чрезвычайным и полномочным послом во Франции, А. Б. Куракин назначен представителем при французском дворе с пожалованием чина камергера (15.5.1724). Перед дипломатами была поставлена задача добиться согласия на брак царевны Елизаветы с королём Людовиком . Однако этот проект не удался . Оказывал покровительство учившемуся за границей В. К. Тредиаковскому , который посвятил ему свой перевод поэмы «Езда на остров Любви ». После смерти отца в 1727 году назначен послом в Париже . Эрнст Миних в своих «Записках» писал:

В Париже застали мы князя Александра Борисовича Куракина, который по смерти отца своего оставлен во Франции для дел, до России касающихся, и ожидал токмо приезда графа Головкина , дабы самому отправиться в Москву .

Вернувшись в Россию, занял высокое положение при дворе, будучи двоюродным дядей императора Петра II . Принял участие в интригах, которые способствовали падению Меншикова .

Александра Ивановна, супруга

Куракин во время подписания завещания императрицей Анной Иоанновной первым выдвинул кандидатуру Э. Бирона в качестве регента при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче . При правительнице Анне Леопольдовне получил Орден Святого Андрея Первозванного, позднее на некоторое время попал в опалу, но указом от 24 апреля 1741 был прощен. С 12 декабря 1741 года - сенатор.

Брак и дети

Князь Александр Борисович Куракин женился 26 апреля 1730 на Александре Ивановне Паниной (1711-1786), как утверждалась в дореволюционных публикациях - внучатой племяннице светлейшего князя Меншикова . Её родная сестра была замужем за другим дипломатом петровского времени, Иваном Неплюевым . В браке родились:

  • Анна Александровна (1731-1749)
  • Татьяна Александровна (1732-1754), была первой супругой А. Ю. Нелединского-Мелецкого (1729-1804).
  • Борис (Леонтий) Александрович (1733-1764), сенатор, президент коллегии Экономии и Камер-коллегии; женат на Елене Степановне Апраксиной (1735-1769).
  • Аграфена Александровна (1734-1791), не замужем, с 9 декабря 1749 года фрейлина императрицы Елизаветы Петровны , а в правление Екатерины II считалась «в отпуску».
  • Екатерина Александровна (1735-1802), замужем за князем И. И. Лобановым-Ростовским .
  • Александра Александровна (1736-1739)

Гуттенбрунн Людвиг (1750-1813) Портрет А. Б. Куракина 1801 40x31

ВАЖНО!

I. Спасибо Васильеву Сергею Анатольевичу , человеку, который не только является блестящим специалистом в области истории рода Куракиных и их культурного наследия , но и лично делает, что бы история России жила. Неудержался, даю ссылку на интервью о том, как он, русский меценат восстанавливает русские усадьбы Сергей Васильев, «Русские фонды»: «Я влюбился в восстановление усадеб» .

Сергей Анатольевич указал на следующие:

II. Спасибо vetumtrud , тамбовскому журналисту, который развенчал миф о покупателе усадьбы «Надеждино» - М. Асееве, что он был советником президента Эйзенхауэра, после 1917. Выяснялось, что он даже не доехал до США, скончался в Белграде.

Огромное спасибо, моим читателям. Статью я оставил без изменений, иначе не будут понятны бесценные правки . Я очень рад, что мой журнал читают люди, которые серьезно интересуются и знают историю Российской империи. Спасибо Вам, уважаемые читатели!


О судьбе частицы былого книжного собрания мы узнаем из очень интересной заметки «Задачи отделов искусств в провинции» из Сердобской уездной газеты «Голос коммуниста» от 18.01.1919 №29:

«Ценнейшие библиотеки дворянских имений разобраны по рукам, редкие издания употребляются на цигарки или на покрышки для горшков . <…> Сердобский уезд получил богатое наследство: достаточно упомянуть о Куракинском дворце <…>, воздвигнутом славным зодчим екатерининской эпохи, куда в течение почти 2-х веков собирались картины, бронза, хрусталь - где теперь все это? <…> Библиотека заботами начальника военных заготовок 11-й армии - вывезена».

Были нормальные люди всегда, спасибо неизвестному герою, но только одна тысяча томов была чудом спасена и передана в библиотеку Саратовского пединститута.


Дом Молчанова в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. В. Иванов. Пис. В. Причетников>

Где они полностью растворились - отсутствие книжного знака обезличило книжное собрание Куракиных и сделало невозможным его описание.

Исследователь русского геральдического суперэкслибриса П. А. Дружинин выявил его наличие только у дочери князя Алексея Борисовича княжны Елены Алексеевны Куракиной, в замужестве графини Зотовой (1784–1869) . Но эта совсем другое собрание, из другой усадьбы Куракиных - Степановское (Волосово) Зубцовского уезда Тверской губернии.


Храм Терпения в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. А. Ф. Березников. Пис. В. Причетников>.

Виды дворца, храмов, садов и парков села Надеждино.

Вернемся к нашему герою, в нем было редкое сочетание «любви к красивой жизни» и деятельного начала. Результат: превращение полузаброшенного родового поместья XVIII века в шикарный дворец, а ближайшей территории - в английский пейзажный парк. Попутно князь переименовал усадьбу в Надеждино (намекая на желание (надежду) вернутся в столицу)

Все эти преобразования князь захотел запечатлеть как на полотнах живописи, так и в книгах.


Храм Дружбы В Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине>. <Гр. И. Ческий. Писал В. Причетниковъ>

Именно на основе этих картин были сделаны гравюры для двух изданий, запечатлевших усадьбу:

    Виды дворца, храмов, садов и парков села Надеждино Его Высокопревосходительства князя Александра Борисовича Куракина = Vues des Chateux, temples, jardins et parcs de Son Altesse le Prince Alexandre Borissowitsch Kourakin à Nadejdino

    Моссмер, Иосиф, гравер. Виды села Надеждино. = Mossmer J. Vue du chateau de Nadejdino de S.A. le Prince A.B. Kourakine.

Оба издания представляют собой альбомы без указания даты и места издания.


Храм Истины в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. И. Ческий. Писал В. Причетников>

I.

Именно о первом альбоме говорил в своей статье, указывая, что его полный экземпляр, состоящий из 15 литографий, хранится во Флоренции.

Мне кажется, что полный экземпляр, состоящий из 15 работ, - в столице Медичей, это из области легенд. Во всяком случае, и в «105 каталоге» и Our desiderata Шибанова указан экземпляр с 13 миниатюрами. А откуда информация о 15? Соловьев указывает на Словарь граверов Ровинского, а в словаре источником указан Г. Геннади (и даже не его работы, а со слов).


Китайская беседка в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. В. Иванов. Пис. В. Причетников>

Но отдам должное традиции, повторю список гравюр «Ровинского–Геннади»:

    Заголовок: «Vues des Chateaux, temples jardins et parcs de Son Altesse le Prince Alexandre Borissovitsch Kourakin à Nadejdino»

    План сада

    Храм Истинны, гравировал В. Иванов

    Храм Верности, гравировал И. Ческий

    Летний дом, гравировал И. Ческий

    Дом Молчанова, гравировал В. Иванов

    Храм Лады, гравировал А. Березников

    Храм Терпения, гравировал А. Березников

    Обелиск, гравировал А. Березников

    Храм Дружбы, гравировал И. Ческий

    Галерея нареченная вместилище чувствий вечных, гравировал И. Ческий

    Храм Истинны, гравировал И. Ческий

    Храм Славы, гравировал А. Березников

    Китайская Беседка, гравировал В. Иванов

    Вид господского дома, гравировал В. Иванов


Вид Господского дома в селе Надеждине Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина с другой стороны Сердобы. <Грав. В. Иванов. Рисов. Малютин>

Гравюры, все кроме № 15, с картин В. Причетникова. Гравировали : Березников Андрей Филиппович (1771–1830) , Иванов Василий Иванович (1773–1809) и Ческий Иван Васильевич (1777–1848) .

На каждом листе внизу: слева имя художника, справа имя гравера, ниже название места на русском и французском языках в стильной рамке с гербом князя А. Б. Куракина в центре с девизом «За Веру и Верность» .

Год издания: Шибанов указывает 1798.


Храм Верности в Саду Его Сиятельства Князя Александра Борисовича Куракина в Селе Его Надеждине. <Грав. И. Ческий. Писал В. Причетников>.

II.

Что касается второго альбома, Mossmer J. Vue du chateau de Nadejdino de S.A. le Prince A.B. Kourakine. Состоит он из 4 работ, которые выполнил австрийский гравер Иосиф Моссмер (Joseph Mossmer 1780–1845) .


    Вид дворца князя А.Б. Куракина в Надеждино. = Vue du château de Nadejedino de S. A. le Prince A.B. Kourakine. [Лист также был воспроизведен в журнале «Старые годы», 1910, июль–сентябрь, с. 46–47].

    Вид села Надеждино . = Vue du village de Nadejedino de S. A. le Prince A.B. Kourakine. [В «Старых годах» (1911, январь, с. 18) упоминается изображение церкви Св. Александра Невского в Надеждино «на одной старой гравюре»].

    Вид Надеждино с восточной стороны . = Vue de Nadejedino du coté du levant de S. A. le Prince A.B. Kourakine.

    Вид Надеждино с западной стороны . = Vue de Nadejedino du coté du couchant de S. A. le Prince A.B. Kourakine


Н. Н. Скорнякова выдвинула гипотезу, что гравюры были выполнены Моссмером с оригиналов художника В. П. Причетникова, привезенных князем Куракиным в Вену в 1806 году. Соответственно, годом издания является 1806 , а местом – Вена .


Источники:


    Голомбиевский А. Покинутая усадьба. Село Надеждино, бывшее имение князей Куракиных // Старые годы. 1911. №1. С. 2–25;

    Дружинин П. Судьба архива князя Куракина / Неизвестные письма русских писателей князю А. Б. Куракину М.: Трутень, 2002 г., 512 стр.;

    Ежова И. Зубриловка, Надеждино. Саратов, 1979;

    Карташев Д. Село Надеждино в Сердобском уезде // Иллюстрация. 1848. Т. 6, №30. С. 86-88;

    Отклики прошлого. Извлечено из Архива князя Ф. А. Куракина В. Н. Смольяниновым // Старина и новизна, исторический сборник. Кн. XIV. М. 1911. С. 1–184;

    Село Надеждино и архив кн. Ф.А. Куракина в 1888 и 1890 гг. // Русская старина. Т. 68. № 10. СПб, 1890. С. 229-237;

    Скорнякова H.H. Усадьба Куракиных Надеждино в работах художников Филимонова и Причетникова конца XVIII века // ГИМ. Ежегодные научные чтения памяти И.Е. Забелина. М, 1996;

    Скорнякова H.H. Усадьба Надеждино. Работы художников Я. Филимонова и В. Причетникова в собрании ГИМ // Памятники культуры. Новые открытия. 1997. М., 1998. С. 513-523;

    Смольяников В.Н. Исторический архив князя Ф. А. Куракина в селе Надеждино Сарат. губ. // Русская старина. 1888. Т. 59.



Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте ссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.

Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Зал номер. 7 Зал художника Владимира Лукича Боровиковского. Он был одним из самых известных художников Екатерининской эпохи. Умер он в 1825 памятный год. То есть он пережил из конца в конец и всю эпоху Александра Благословенного. И едва не дотянул до выступления инсургентов на Сенатской площади. Но всё равно он остался художником екатериненской эпохи.
Не так далеко от зала этого художника находится зал его ученика - Венецианова. Они были оба портретистами. Но какая разница между учеником и учителем.

Ученик нам известен благодаря его изображениям, так сказать, людей самого низшего слоя страны. Пейзанов и пейзанок. Идеалистические портреты. Даже и труд их крестьянский, тяжелый труд, представлен художником, как сплошная поэзия. Это мир весь наполненный покоем, миром и любовью. А ведь на этих портретах – одни крепостные. Его крепостные. Кто-то назовёт их рабами. И редко кого из них мы знаем по именам. А это всё были живые люди. Не вымышленные. Они были рабами своих господ.

А вот господ мы увидим на портретах Боровиковского. Это всё высший слой русского дворянства. Очень тонкий.Но именно он определял направление и развитие страны. Рафинированный. Образованный. Они все знают иностранные языки. Порою лучше, чем русский. И одеты они все на европейский манер. И у каждого имя и титул. И у каждого из них этих самых пейзанов- крепостных сотни и тысячи.

Это как два разных мира в одном государстве. Первый из них – это тот, кого мы видим на портретах Венецианова. Он питает во всех смыслах всё существование всех тех, кого мы видим на картинах Боровиковского. Всю эту раззолоченную аристократию, одетую по последней парижской моде, прекрасно говорящую по-французски, впитавшую в себя европейскую культуру до такой степени, что и на русских-то уже они и не очень похожи. И не мало не заботящуюся о существовании, образовании своих пейзан – крепостных. Прозревать на этот счёт будут только к середине века и дальше по нарастающей.

Мы все помним этот стих:«Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам… » И так далее. Стонет везде. А написано это было как раз накануне отмены того самого права. Что же было с этим мужиком задолго до 1861 года. Он и тогда стонал. Правда, это не видно на картинах Венецианова, как он стонет. Но портреты хорошие. Как например один, который напоминает скорее жанровую картину. Она известна всем. Нарядно одетая, как на праздник, пейзанка весной идёт на пашне, ведя под уздцы двух коней. Прекрасно. Ну есть маленькое несоответствие. Оно и не сразу бросается в глаза. Это какого же была исполинского роста пейзанка, чтобы возвышаться над головами двух коней.
*****
Но вот когда мы вступаем в зал Боровиковского, мы погружаемся в совершенно другой мир, но всё той же страны Россия. И лица смотрящие вокруг нас в этом зале, - это все известные по тем временам лица. Родовитые дворяне, графы и графини. И князья. Иных мы знаем и сегодня. Вот, например, мы видим саму императрицу в виде такой доброй бабули, прогуливающую в Царскосельском парке свою собачку на фоне Чесменской колонны. Справа от неё – её сын и наследник, Павел первый весь в парадном одеянии и при всех регалиях. А вот слева вверху, такой красивый с надменным выражением на лице юноша. Это Платон Зубов. Для несведущих – последний фаворит (любовник) императрицы и убийца бедного Павла первого. Он нанёс ему смертельный удар золотой табакеркой в висок.

Есть здесь и двойной портрет сестёр Гагариных – двух томный музицирующих девиц. Неведомо, имел ли к ним отношение наш первый космонавт. Но он сам эту связь категорически отрицал. Есть и ещё один чудный шедевр, портрет графини Маши Лопухиной. Когда-то я с удивлением узнал, что она была родной сестрой того самого Толстого-Американца, хулигана, безобразника и бретёра, убившего на дуэлях более десятка противников. Я этому портрету посвятил отдельную статью. А на выходе из зала слева висит портрет какой-то тётки, с грубыми чертами лица, не отмеченного чертами высокого интеллекта, с каким-то чудным тюрбаном на голове. И ведь как внешность бывает обманчива. Оказывается это была известная всей Европе и у нас тоже писательница Мадам дё Сталь. Ей литературный талант оценил сам Пушкин.

Но над всем этим великолепием возвышается парадный портрет князя Куракина. Он нависает над нами. Он подавляет. Он первый, который привлекает наше внимание сразу же как только нога наша вступает в этот зал.

*****
Но сначала все-таки несколько слов о художнике. А то как-то странно получается. Говорим о живописных творениях – и ничего о его создателе. Итак, кем он был?

Боровиковский родился далеко от столиц. Родился во всем нам известном маленьком городке. Известном прежде всего благодаря Гоголю. В Миргороде он родился. Родителя его звали Лука Боровик. Он был не беден. У него было много земли. Хорошее хозяйство. А ещё он был в местной казачьей среде старшиной. У него было четверо сыновей. Все служили в Миргородском полку. Как видите, ничто не предвещало, что один из сыновей станет художником.

Но ведь ничего не получается из ничего. Отец его был ещё и богомазом. Он писал иконы для местных церквей. И детей своих научил этому делу. Это была такая семейная артель. Или семейный бизнес, выражаясь современным языком. Но юный Володя писал не только иконы. Он писал ещё и портреты. Это были уже не парсуны, но достаточно ещё реалистическая живопись, хотя и не очень умелая. И тем не менее портреты хорошо продавались клиентуре, не слишком искушенной и требовательной.

Но, конечно, это ещё не всё. Помог случай-провидец. Случай, который помог ему стать большим художником. А все потому, что Россия покорила Крым. Путин был ни при чем. При чем были генералы Суворов, Румянцев и ясновельможный князь и фаворит матушки- императрицы Потёмкин. А потом Екатерина решила посмотреть на земли, которыми приросла её империя. И отправилась она в Крым. А Потёмкин решил благоустроить её путь в далёкие края. С некоторых пор то, что было сделано им на этом пути, стали называть Потемкиными деревнями. То есть такими макетами под добротные избы-пятистенки.

А это был злостный поклёп и клевета. Доказано. Эти штуки пустили в свет несколько иностранцев, явно любовью к России не отличившимися. Эта деза гуляет и поныне. Даже и у нас. Выражение «потёмкинские деревни» и у нас тоже употребляется в значении показного благополучия, скрывающего неблаговидное положение вещей. Неправда. И я не буду утруждать себя упоминанием имён клеветников. Легко найдёте в Интернете.

Одной из деревень, лежащей на пути императрицы, был выстроенный на её пути Кременчугский дворец.В одном из залов его интерьеров на стенах находились две картины молодого художника Боровиковского. Два аллегорических изображения.

На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой - императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Чудные изображения. Может и не очень умелые, но какая мысль и воображение. Всё это получило высочайшую оценку и открыло путь в столицу. Талант нужно поддержать!

И после этого всё пошло-поехало. Талант поддержали и развили. А если бы не Крым? И генерал Суворов? А если бы путь императрицы проходил бы не по тем местам и не посетила бы она эту самую «потёмкинскую деревню», ну и остался бы молодой Боровик в своём глухом захолустье. И был бы он в лучшем случае заурядным богомазом, известность которого не вышла бы за пределы окрестных сёл. И всё. Но судьба изменила его жизненную траекторию и привела его наконец к написанию того самого портрета, который мы видим вверху.

*****
И вот здесь нам нужно теперь обратиться к личности самого князя Куракина. Этот портрет, как было уже сказано, сразу же притянет наше внимание в этом зале. Да и как и не притянуть. И не только благодаря его размером. Мы видим барина, дворянина, чьё одеяние всё в золоте усыпано бриллиантами. Блеск и великолепие. Он весь светится. Светится и лучезарной улыбкой князя. Невольно так испросишь себя, а кем же был этот сиятельный вельможа? Надпись внизу нам подскажет. Князь Александр Куракин. Как-то само собой вспомнится князь Курагин из "Войны и мира» Толстого. Но это не он. Другой. У того, что на портрете, была другая история.

И хорошо, что его физический облик донесло до нашего сознания это живописное полотно. Вот если бы не было этого портрета, а было бы только описание словом князя во всех мельчайших деталях его одеяния, даже описанное пером большого мастера, мы вряд ли могли бы его увидеть в нашем самом изобретательном воображении. А картина нам позволяет это сделать с первого же взгляда. Скажем спасибо художнику. Но и сама личность стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе. Картина, как бы хороша она не была, нам не расскажет, что это был за человек. Ничего не скажет ни о его судьбе, ни о его истории, ни о том месте, который он занял в нашей общей истории. И вот тут для более полного понимания нам потребуется слово.

*****
В обществе его звали князь Бриллиантовый. Такое прозвище у него было. А ещё у него было и другое прозвище. Павлин. Эта птица видимо и тогда была известна в России благодаря своему пышному роскошному оперению и горделивой поступи. И для обоих этих прозвищ были очень веские основания. Все-таки меток был наш русский язык по раздаче прозвищей. Об этом писал ещё Гоголь. Вспомним:

«Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище. Каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.»

А вот когда я показываю этот портрет и рассказываю о князе Куракине нашим французским гостям, я внутренне испытываю, не поверите, чувство смущающей меня гордости. Объяснимой гордости. Ведь перед нами такой по-французски l,echantion de l,aristocratie russe (образчик русской аристократии). Чтобы там ни говорили, но всё-таки элита общества в любой стране говорит об уровне цивилизации этой страны. Пусть даже если речь идет о самом верхнем очень тонком слое. Пусть. Но именно этот слой дал нам классическую русскую литературу, ценимую во всём мире.Её величайшие образцы, которыми мы все можем гордится. Которые сами по себе были продуктом нашей национальной культуры. И которые в то же время формировали наше национального сознания, да и весь русский мир.
*****

Посмотрим на князя ещё раз. Он одет с роскошной изысканностью. Бриллианты повсюду. Даже на застёжках его башмаков А на устах такая мягкая, добрая и снисходительная улыбка. Он знает себе цену. Да и как не знать. Один из богатейших людей России. А как образован, говорил по-французски так, как и мало кто из французов. И не только по-французски.

В течении веков культивируется цивилизационный код нации. Гении не рождаются на пустом месте. Для гения нужен плодородный слой, который культивируется долго – долго. Пушкин, Лермонтов, Толстой - всеми признанный золотой век нашей литературы. Пусть и самородки, но появиться они могут только в золотоносной руде. Они все были не только аристократы по рождению, они были аристократами духа, мира, который выстраивался веками. Вот что пишет об этом сам граф Лев Николаев Толстой:

"Я не мещанин и смело говорю, что я аристократ, и по рождению, и по привычкам, и по положению. Я аристократ потому, что вспоминать предков - отцов, дедов, прадедов моих, мне не только не совестно, но особенно радостно. Я аристократ потому, что воспитан с детства в любви и уважении к изящному, выражающемуся не только в Гомере, Бахе и Рафаэле, но и всех мелочах жизни: в любви к чистым рукам, к красивому платью, изящному столу и экипажу. Я аристократ потому, что был так счастлив, что ни я, ни отец мой, ни дед мой не знали нужды и борьбы между совестью и нуждою, не имели необходимости никому никогда ни завидовать, ни кланяться, не знали потребности образовываться для денег и для положения в свете и тому подобных испытаний, которым подвергаются люди в нужде. Я вижу, что это большое счастье и благодарю за него Бога, но ежели счастье это не принадлежит всем, то из этого я не вижу причины отрекаться от него и не пользоваться им".

Князь Куракин отличался не только тем, что носил вот то, что мы видим на портрете. Он был и видным государственным деятелем. Он был членом Государственного совета. Он был сенатором. Там слева в глубине мы видим здание Сената. На парадных портретах нет ничего случайного. Вот и справа мы видим мраморный бюст. Мы узнаем черты императора, несчастного Павла первого. И бюст здесь тоже совсем не случаен. Куракин ещё мальчиком рос и воспитывался вместе с будущим наследником трона Павлом Петровичем.

Как это получилось? Панин был воспитателем великого князя Павла, наследника престола. Его мама, или для всех прочих - матушка императрица, разрешила взять на совместное воспитание с будущим наследником престола маленького Сашу Куракина. Вот благодаря этому счастливому обстоятельству они стали друзьями. Да даже ещё и больше. Представьте, он называл царя-императора Павлушей. Однажды Павлу ещё в бытность Екатерины понадобились деньги. Большие деньги. И друг его Саша Куракин заложил своё имение, чтобы дать ему требуемую сумму. Такое не забывается.

А вот дальше дела пошли плохо. Екатерина, когда Павел был уже большим, невзлюбила его. Он ей платил тем же. Легко понять, почему. Павел не мог не знать, каким образом мамуля стала императрицей. Перешагнула через труп его папеньки. И право наследования было за ним, за Павлом. Какая уж тут любовь.

И к тому же Павел был масоном. И Куракин тоже вступил в это братство вольных каменщиков. А масонов не очень любили в России, начиная с самой Екатерины. Что это за братство, рассуждала она. Почему оно какое-то тайное? И что это за цели, которые они ставят перед собой? Чего вообще-то они хотят? На них смотрели с естественной подозрительностью. И даже прозвище дали такое оскорбительное. Фармазон. То есть, просто хуже некуда.

И вполне вероятно, что Павел масоном стал именно благодаря воспитанию масона Панина. Из-за этого Екатерина уволила его, отстранила от воспитания. Но Павел всегда учителя уважал до самой его кончины. Он поставил ему памятник в церкви Святой Магдалины в Павловске.

Принимали в братство не так просто. Не было такого – захотел и взяли. Был торжественный ритуал посвящения в вольные каменщики. Все было обставлено с торжественной мрачностью. Как это происходило, – читаем Льва Толстого. Те страницы, которые описывает этот ритуал таинственный, даже жутковатый, которому был подвергнут один из главных героев романа – Пьер Безухов. Вот и Куракин прошёл через это.

И это всё тот же Панин поспособствовал тому, чтобы молодой Куракин продолжил образование за границей. Это он оттуда, из Германии туманной привез учености плоды. И всё тот же Панин оплатил его образование. 13 тыс. руб в год. Очень большие деньги. Добрый человек. Благодаря ему молодой князь получил блестящее европейское образование.

Там же в Берлине Александр знакомится с самим германским императором Иосифом Вторым. И вот, что тот о нем пишет:

«Князь Куракин, сопутствующий Их Высочествам по чувству личной преданности, состоит при них уже в течение многих лет. Это человек любезный, и с обращением высшего общества». И там же в Германии он вступает в ряды вольных каменщиков.

И здесь же в недрах этой полумистической организации он сделал стремительную карьеру. Он посвящён в члены Мальтийского масонского ордена В 1801-1803 годах князь входил в состав Священного Совета Ордена, занимая должность великого бальи, а в 1802 году даже временно руководил Советом. То есть и там он был совсем не пешкой.

А сам Павел первый? А он в 1798 г. принял Мальтийский Орден под свое верховное руководство, а в ноябре возложил на себя достоинство великого магистра Ордена. Изображение мальтийского креста было внесено в наш государственный герб, а сам крест включен в систему высших российских орденов. Павел был очень горд этой наградой

А Павел совсем не случайно решил стать Магистром Мальтийского ордена. Тщеславен был. И его тщеславие простиралось очень далеко и широко. Вы удивитесь, но он хотел взять под свое господство и протекторат ещё и католический мир. Ну и Саша Куракин решил последовать в этом предприятии за своим другом детства и покровителем по жизни. Павел первый был веротерпим.
И поэтому совсем не случайно мы видим изображения Мальтийского ордена на груди князя и на его мантии, лежащей слева. И бюст Павла первого украшен тем же орденом.

Светская карьера А. Куракина была тоже блестящая. Он как и все мальчики дворянского происхождения был записан в гвардию чуть ли не с рождения. Вспоминаем пылкого влюблённого Петрушу Гринёва. В 14 лет ему пожалован чин камер – юнкера. Поди плохо. А через три года он уже в Сенате. А в 20 лет, представьте, он действительный камергер и предводитель петербургского дворянства.

*****
Но масонство даром не прошло для Куракина. Еще при жизни императрицы он попал в опалу. Как было уже сказано, Екатерина не любила масонов. Уже одно наименование этого ордена напрягало императрицу. Это что ещё за новости. Это какие такие вольные! Вольнодумство! Хотя вроде бы каменщики не должны были никак угрожать основам государства. Это общество было удивительно веротерпимым. Например, тот же Павел перевёл старообрядство на легальное положение. В масонство мог вступить и христианин, и иудей, и мусульманин. А главное по их уставу Братство должно было быть абсолютно лояльным властям. Это был императив. Но все-таки. Что это за организация с неясными целями и непонятной идеологией. В государстве должна быть лишь одна идеология. И это идеологией могла быть только она сама, монархиня-императрица. И никакой другой. И потом, что это за подозрительные сборища-собрания у этих каменщиков? Всегда тайные. Бог знает, о чём они там говорят. Запретить! Степень её неприязни к братству проявился в одном печальном факте для архитектуры Москвы.Вот эта история.

*****
Всем москвичам известно Царицыно. Прекрасный дворцовый ансамбль. Недавно приведенный в порядок и отреставрированный. И в каком чудном красивейшем природном ландшафте он расположился. Сегодня здесь находится так называемый музей-заповедник Царицыно. Я любил и люблю эти места особенно зимой. Я ходил часто туда на лыжные прогулки. По истине царские места и вы это чувствуете, как только вы вступаете в его пределы. Чудные виды. Они очаровали меня. И не только меня, но и Екатерину Вторую.

А случилось это так. Поехала в 1775 г. матушка в Коломенское. Впервые. Не могла она не знать, что выстроил там некогда рядом с крутым склоном Москва-реки Алексей Михайлович дворец невиданной красоты. Весь из дерева. Говорили, восьмое чудо света. Как не посетить его императрице. Посетила. И осталась очень разочарована от увиденного. Дворец был. Никуда не исчез. Но вот одряхлел очень, почти руины. Полное запустение. Конечно можно было бы и поправить. Да вот только денег пришлось бы потратить немерено. А казна государственная – это вам не бездонная бочка. Словом, снесли дворец. Сегодня вам на этом месте покажут только контуры дворца.

Не в лучшем настроении возвращалась она в Москву. А путь её пролегал как раз по краям, названные потом Царицыно. Может быть и намеренно повез её туда светлейший князь Потёмкин. Там находилось поместье Кантемира. И Потёмкин хорошо знал это поместье. Оно называлось так простенько Черная Грязь. Вот и приехала в эту самую Грязь императрица. Восхитилась и без промедления и не торгуясь купила её у Кантемира. И дала даже за него больше, чем тот просил. 25 тысяч рублей дала. Сегодня такую сумму мигрант получит за работу дворником. А тогда это были деньги. И всё тот же Потёмкин предложил переименовать поместье в Царицыно. Понятно, почему.

Сама императрица по этому поводу написала следующее: « Мое новое владение я назвала Царицыно и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, какой свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье».

А потом царица поручила Василию Баженову построить здесь дворец. Другой наш знаменитый архитектор, Матвей Казаков, был уже занят строительством Петровской путевого дворца, который и ныне находится на Ленинградском проспекте. Тоже шедевр и чудо архитектуры. А вот с дворцом в Царицино всё было не так просто.

Баженов дворец построил. Вложил в его строительство весь свой талант, воображение и душу. Когда не хватало денег, он вкладывал и свои деньги. А потом были смотрины. Главная заказчица прошла с суровым, даже мрачным лицом по анфиладам роскошного дворца. Её слово: Всё дрянь. Лестницы узки, потолки низки и тяжелы, будуары темны. И приказ: «Ученить изрядные поломки». То есть снести дворец. Монарший гнев был ужасен. Главный архитектор, прежде любимый - в опале. Его заменит его ученик – Матвей Казаков.

А всё почему? А потому что Баженов был масоном. А у Екатерины был уже большой зуб на этих вольнодумных каменщиков. Она усмотрела в пышном псевдоготическом декоре дворца мистические знаки масонства. Всё это даже назвали «архитектурным справочником» масонской символики 18 века». Какая наглость. Всё снести.
*****
Вот и князь Куракин был подвергнут опале. Фармазон, ну о чём здесь ещё можно говорить. Он был удалён от трона и сослан в свое имение со всем своим пышным гардеробом. Имение его называлось Борисоглебское. Опальный хозяин переименовал его в Надеждино. Это был такой душевный порыв, связанный с надеждой вернуться в Петербург. Но и там он оставался таким же со всем своим европейски лоском русского разлива. У него был роскошный дворец. Он обустроил его по образцу самых изысканных европейских Дворов.

Архитектором надеждинского особняка был известный Джакомо Кваренги. Но покои и три фасада были спроектированы самим князем. Его трехэтажный дом-дворец с торжественным портиком включал в себя 80 комнат, облицованных алебастровыми массами различных цветов. Покои украшала дорогая, редкой красоты и изящества мебель. Богатая картинная галерея содержала несколько сот полотен первоклассных мастеров. Вокруг особняка был разбит английский сад, высились деревянные храмы Дружбы, Истины, Терпения, Благодарности, павильон-галерея “Вместилище чувствий вечных”, памятники-обелиски монархам; в зеленой траве бежали тропинки, названные именами родственников и друзей князя.

Куракина при своей усадьбе открыл школу живописи, а затем ещё музыкальную школу, в которой проводили занятия парижские музыканты. Был им создан домашний театр, роговой и бальный оркестры; учреждена богадельня. Его биограф пишет так: “Роскошь, которую он так любил и среди коей всегда жил, и сладострастие, к коему имел всегдашнюю склонность, размягчали телесную и душевную его энергию, и эпикуреизм был виден во всех его движениях. Никто более князя Куракина не увлекался удовольствиями наружного тщеславия”.
Опальный князь провел в своём имении не мало лет. То есть до кончины Екатерины. А дальше… А дальше он вернулся в Петербург с милостивого разрешения друга детства.

Очень скоро он становится тайным советником. Получает ордена Св. Владимира и Андрея Первозванного. То есть, высшие госнаграды. И всё от друга детства. Ему жалуют дом в Петербурге А ещё в день коронации 4 тыс душ. Вот как раз в эти времена и был сделан этот портрет. Посмотрите – он весь светиться счастьем и самодовольством.

О степени близости князя к императору говорит, например, следующий факт. Он присутствовал на последней вечерней трапезе с Павлом. в Михайловском замке. Через несколько часов Павел будет убит заговорщиками в том же замке. А потом ему же было поручено разбирать бумаги покойного государя. Нет,он разумеется не был среди заговорщиков. Он даже не потерял своего влияния при дворе. Он стал управлять Коллегией иностранных дел. То есть, по теперешнему стал министром иностранных дел.

Да, его звали «павлином». И было за что. Но, повторяю, он был добрым человеком. Все знали о его близости к Павлу и обращались к нему со всякими просьбами, молили о его ходатайстве. И никогда не получали отказа. Вот что пишет по этому поводу поэт Козловский:

Один ли я тебе обязан?
Тобою многие живут!
Тебе в сердцах мы зиждим троны:
Ах, благодарности законы
И самые злодеи чтут.

Он хорошо потрудился на дипломатическом поприще. Славно потрудился. А чем занимаются на этом поприще? Какая сверхзадача существования, опуская детали, любого дипломата? Она та же, что и у военных. Мы помним все эту фразу. Родину защищать! Во все времена и при любых режимах.

И при этом он, князь Куракин, выполнял иногда весьма деликатные поручения. Например, вот такое. Его монаршей волей направили в Вену в 1806 году с очень щекотливым поручением. Он должен со всей максимальной деликатностью отговорить Франца второго от сватовства к одной из сестёр Александра первого. Наш император ещё искал сближения с Францией. В следующем году при его посредничестве состоялась историческая встреча двух императоров в Тильзите. Действительная историческая, В Париже не далеко от Триумфальной арки находится улица Тильзит.

Тут вот есть одна занятная деталь. А вы знаете, как сегодня называется этот город, бывший Тильзит? Нет вы не знаете. Как не знают этого и французы. А я задавал им этот вопрос. Никто и никогда не ответил. Так вот я вам скажу. Только вы держитесь за стул. Называется он Советск. Вы представляете! По-настоящему эту улице в Париже следовало бы переименовать в Советская! Не хило. Да ведь есть же прецедент. В том же Париже есть и площадь Сталинград. Хотя мало кто в мире, кроме нас, знает, как город ныне называется. По мне, так это просто позорящий нас абсурд.

Но вернёмся к князю Бриллиантовому. После этой встречи состоявшейся на плоту посередине реки Неман, стороны разошлись весьма удовлетворённые переговорами. И этому немало поспособствовал Князь. Наполеон, получив русский орден Андрея Первозванного, вместе с Телейраном настоятельно просили прислать Куракина к ним послом России. И Александр внял этой просьбе. Стал наш «Павлин» русским полпредом в Париже. Пребывал он в этой должности вплоть до 1812 года.

Куракин предупреждал Александра уже с 1810 года во многих донесениях, что война с Францией была неизбежна. Он пытался урегулировать отношения между нашими странами. И была серьёзная встреча с Наполеоном в Сен- Клу, дворец – резиденция короля в предместье Парижа. Дипломатия оказалась бессильной. После вторжения посол вернулся в Россию. А что ему оставалось там делать.

Князь Куракин доказал известную мысль Пушкина о том, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»
Он был не только тонким дипломатом, но и глубоким стратегом. Вот что он пишет в своем послании императору. Заметим, что пишет он это ещё до начало войны с Наполеоном:

«Лучшая система этой войны - это избегать генерального сражения и сколько возможно следовать примеру малой войны, применяемой против французов в Испании; и стараться затруднениями в подвозе припасов расстроить те огромные массы, с какими идут они на нас».

А вот что он пишет уже после начала войны, покидая Париж:

: «Я питаю твердую надежду, что Ваше Величество, вооружившись мужеством и энергией, и опираясь на любовь своих подданных и на неизмеримые ресурсы Вашей обширной империи, никогда не отчаетесь в успехе и не положите оружия иначе, как выйдя с честью из борьбы, которая решит славу Вашего царствования и неприкосновенность и независимость Вашего царства. Невозможно, чтобы ввиду явной опасности, русские показали бы менее твердости и преданности, чем испанцы».

*****
А ведь ещё совсем недавно он поражал парижан своею расточительностью. Ну просто граф Монте-Кристо. Да ещё и круче. Князь брильянтовый. А какие костюмы. Посмотрите ещё раз на портрет. Ведь он одевался так не только для позирования. Это была его повседневная форма одежды. Он ездил по улицам Парижа в золоченой карете. Сегодня такие мы можем увидеть только в Оружейной палате. А при нём была многочисленная дворня. И не только в Париже. И в его имении Надеждине. Просто повторение царского двора. И среди его дворовых были не только крепостные, но и мелкие дворяне.

А ещё он ввел в моду не только во Франции, но и во всей просвещённой Европе особую форму сервировки стола. Её даже называли service a la russe Блюда стали подавать в порядке их расположения в меню. Ранее была servise a la francaise по принципу «всё сразу»

А вы знаете, однажды такой его костюм спас ему жизнь. Не больше не меньше. Случилось это в Париже. Был бал, данный австрийским послом 1 –го июля 1810 года по случаю свадьбы Наполеона с Марией – Луизой. Пожар и началась паника. Безумная толпа бросилась к дверям. Погибло в том кошмаре 20 человек. Погибла и жена австрийского посла. Представьте это жуткое зрелище. Князя сбили с ног. Его топчут ногами, вот такого всего разодетого. Его богато украшенный камзол защитил князя от высокой температуры. Вот что пишет по этому поводу очевидец:

« Куракин очень обгорел, у него совсем не осталось волос, голова повреждена была во многих местах, и особенно пострадали уши, ресницы сгорели, ноги и руки были раздуты и покрыты ранами, на одной руке кожа слезла как перчатка. Спасением своим он отчасти был обязан своему мундиру, который весь был залит золотом; последнее до того нагрелось, что вытаскивавшие его из огня долго не могли поднять его, обжигаясь от одного прикосновения к его одежде.» Он провёл несколько месяцев в постели. Словом, спасибо, что живой.

*****
А как с личной жизнью у князя Бриллиантового? Вот тут не всё просто. Ведь он был масоном. И не простым. Он был балья Мальтийского ордена. А это значит, по уставу этого ордена он должен был соблюдать обет безбрачия. Что не исключает того факта, что намерения женится, особенно в молодости, у него были. И дамы сердца у этого рыцаря были всё не из простых.

Впервые он возжелал жениться, когда ему было 22 года. Его пассия была Варвара Шереметева. Фамилия известная и сегодня. Она была внучкой фельдмаршала Шереметева, а также так удачно и первая красавица в Москве. И очень богатая. Но не случилось. Слишком молод был жених и нерешителен. Красавица графиня вышла замуж за графа А. К. Разумовского.

А потом ещё одна попытка. И на этот раз знаменитость. Дочь Дашковой Анастасия Михайловна. На это раз тётушка его не одобрила выбор. Властная была тётя.

И ещё была одна невеста. Ещё одна графиня. Елизавета Гавриловна Головкина. Она была правнучка канцлера Головкина. Но эта сама вовсе не имела желания выходить замуж. Так и умерла незамужней, прожив долгую жизнь.
Потом была иностранка. Шведская графиня Эвой София фон Ферзен. Остались много писем, свидетельствующие об их страстном романе. И опять не случилось. Везде напрасные хлопоты. Обидно-с.

Но не надо думать, что он был так уж чужд женскому полу. Ничто человеческое ему было не чуждо, как выразился бы Карл Маркс. Да ещё и как не чуждо. Да, вынужденный целибат по канону масонскому ставил серьёзную препону. Но в этом уставе ничего не сказано о вероятных внебрачных связях. И вот тут-то князь наш был о-го-го. И о нём можно было бы сказать:

Ещё любил он женщин
И знал средь них успех,
Победами увенчен,
Он жил счастливей всех.

Подержитесь ещё раз за стул. У него было 70 детей от дам всех сословий и положений. Посмотрите на этого мужчину разодетого в золото. Наплодил бастардов просто умопомрачительно. Семьдесят. И все могли ему сказать «добрый, милый папочка».

Словом, Александр Борисович Куракин взял от жизни всё! И даже более того. Всю жизнь прожил в неописуемой роскоши. Роскошь была его натурой и естеством. Он принадлежал к высшему слою дворянства и аристократии. А похоронен был без всякой пышности. Скончался он в 1818 году на 67 году жизни. Я невольно думаю, что никакие богатства в мире не спасут от одного для всех конца. И с собой ведь туда не возьмёшь вот этого роскошного одеяния, сплошь усеянного бриллиантами. Даже и в двух пинжаках, как говорят ныне, в гроб не положат. И ради чего жил? Если всё кончается вот так?

Но я не соглашусь с этим печальным выводом. Главное – он не делал в жизни зла. Никому. Это уже много. Пусть он и любил роскошь, и поесть вкусно он тоже любил, любил обставить своё существование со всем возможным удобством. И женщин он тоже любил. А это святое. Но ведь и дал жизнь стольким человеческим существам. А сколько его потомков живут и поныне. А скольким многим он помог при жизни. Он был добрым человеком. И большим патриотом, отстаивая наши интересы на дипломатическом поприще умело и достойно. И сам собою за границей он являл высокий уровень культуры и образованности страны, из которой он приехал.

В последние годы он жестоко страдал от подагры, которая, как он выражался ему «вошла в правую руку и заняла обе ноги» И тем не менее давал блистательные балы в своём просторном доме в Питере. И в Москве у него был особняк. На него можно посмотреть и сегодня. Его адрес Старая Басманная 7. Он очень много времени проводил в Павловске у порфироносной вдовы матери – императрицы Марии Фёдоровны.

Он умер в Веймаре, куда поехал на воды, но похоронен был в павловской церкви Марии Магдалины близ С.-Петербурга. Вспомним, что и Чехов умер в Германии, но покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. На памятнике, поставленном у входа в храм Мария Федоровна повелела начертать: «Другу супруга моего». Вот и всё.
*****

Нет, не всё. Вот остался ещё вот этот портрет. Их было много, портретов князя. Тщеславен был. Но этот портрет Боровиковского самый лучший и самый известный.

А что такое портрет? Это ведь только изображение, только видимость. И больше ничего. Особенно, если сегодня мы совсем ничего не знаем о том, кого мы видим на портрете. Хорошо если одно имя уже что-то скажет. И мы в этом случае будем только искать соответствие между нашим отношением уже сложившимся к личности на полотне, с тем, как его нам преподносит художник.

Ну а если этого сложившегося отношения нет? А есть только то, что показал нам художник. Как тут быть? А таких случаев в Третьяковской галереи много. Наверное надо сопровождать портрет хотя бы краткой биографической справкой. Да и её будет недостаточно. И при всём при том портрет этот и сам по себе хорош. И скажем за это спасибо художнику Боровиковскому.

  • Андрей Петрович Куракин (ум. в 1615) - князь, боярин, во время пребывания Ивана IV в Литве (1579), управлял Москвой; в 1582 г. усмирил черемисов.
  • Иван Семенович Куракин (ум. в 1631) - князь, боярин, в 1606 г. участвовал в заговоре Шуйского против Лжедимитрия; по восшествии на престол Шуйского был в числе бояр, требовавших ограничения царской власти. В 1608 г. разбил Лисовского на берегу р. Москвы; в 1614 г. охранял Москву от крымцев.
  • Федор Федорович Куракин - князь, боярин, был воспитателем царя Федора Алексеевича; в 1659 г. отразил от Лохвиц Выговского; в 1662 г. управлял Москвой и способствовал усмирению происшедшего там бунта; затем участвовал в войне с Польшей.
  • Борис Иванович Куракин (1676-1727) - князь, боярин, известный дипломат Петровской эпохи, свояк Петра Великого (Петр и Куракин были женаты на родных сестрах - Лопухиных). В 1697 г. послан был в Италию для изучения морского дела; в 1705-1706 г. вновь был за границей, для лечения. В 1707 г. послан в Рим настаивать на непризнании папой Станислава Лещинского королем польским; затем он был послом в Лондоне, в Ганновере, в Нидерландах; в 1713 г. был представителем России на утрехтском конгрессе, потом на брауншвейгском; с 1716 г. состоял послом в Париже; в 1722 г. Петр Великий, отправляясь в персидский поход, поручил Куракину руководительство всеми послами России, аккредитованными при европейских дворах. В своей дипломатической деятельности Борис Иванович Куракин проявлял ум, большую опытность и политический такт, особенно в то время, когда приходила к концу Северная война; ему, между прочим, удалось удержать Англию от войны против Дании, союзницы Петра. Один из образованнейших русских людей своего времени, Борис Иванович оставил путевые записки и автобиографию, доведенную до 1709 г., и задумал писать полную историю России, в которой предполагал, главным образом, остановиться на царствовании Петра Великого, но успел лишь составить подробное оглавление этого труда и "Гисторию о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях 1682-1694 гг.". Сочинения Куракина, представляющие характерный образчик языка Петровского времени, а также и другие его бумаги напечатаны в первых томах "Архива князя А.Ф. Куракина" (СПб. 1890 и сл.). В своем завещании Куракин выделил капитал на устройство "шпиталя", для которого составил и регламент; это - странноприимный дом князей Куракиных (военная богадельня) в Москве.
  • Александр Борисович Куракин (1752-1818) - князь, дипломат, сенатор, вице-канцлер, воспитывался вместе с императором Павлом, учился в лейденском университете, много путешествовал по Европе, был чрезвычайным послом в Вене, потом сенатором, при императоре Павле дважды был вице-канцлером, при императоре Александре I послом в Вене, затем в Париже (до 1812 г.). Оставил записки "Souvenirs d"un voyage en Hollande et en Angleterre" (СПб. 1815; перепечатан в "Архиве кн. Ф.А. Куракина", т. V, Саратов, 1894). Ему же принадлежит "Описание путешествия в 1786 г. кн. А.Б. Куракина вниз по Суре, от Красноярской до Чирковской пристани" (СПб. 1793), а также "Утвержденное Положение кн. А.Б. Куракина для учреждения после его кончины, на вечные времена, его саратовской вотчины в Надеждине богадельни, больницы и училища, и для дарования после же его смерти вечной и т. д." (СПб. 1807) - план "безвозмездного" освобождения крестьян села Надеждина, преданный широкой гласности и доставивший Куракину милостивый рескрипт, но не приведенный в исполнение.
  • Алексей Борисович Куракин (ум. в 1829) - князь, брат предыдущего, при императоре Павле был генерал-прокурором, при императоре Александре I - генерал-губернатором Малороссии, с 1807 по 1811 г. министром внутренних дел, позже членом Государственного совета, канцлером российских орденов.
  • Федор Алексеевич Куракин (род. в 1842) - князь, член саратовской губернской ученой архивной комиссии; издал "Архив кн. Ф.А. Куракина" (тт. 1-5, СПб. и Сарат. 1890-94) - сборник документов, хранящихся в селе Надеждине, Сердобского уезда Саратовской губернии. В этом фамильном архиве до 900 томов бумаг, представляющих большой интерес для истории XVIII и XIX вв. (бумаги князей Бориса Ивановича и Александра Борисовича К.). Редакция этого издания была вверена М.И. Семевскому, а по смерти его перешла к В.Н. Смольянинов.

Куракины - княжеский род, происходящий от Великого князя Литовского Гедимина . Внук его второго сына, Наримонта-Глеба , князь Патрикий Александрович , в 1408 г. прибыл в Москву на службу к Великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу и женился на его дочери, княжне Анне Васильевне. (По другим сведениям: "Правнук Гедимина, князь Патрикей, выехал в Великий Новгород по приглашению боярского совета и был принят с большими почестями, получил в удел города: Орехов, Корелу, а также село Лужское."). От него произошли князья Патрикеевы, а от тех — Булгаковы

Праправнук князя Патрикия Александровича, князь Андрей Иванович Булгаков, по прозвищу Курака (от тюркского quraq — «высохший, пустой, бессодержательный, скупой, жадный, задумчивый»), стал родоначальником князей Куракиных. В XVI и XVII вв. двенадцать представителей рода были боярями. При этом князья Куракины были в числе 16 родовитейших фамилий, представители которых из стольников непосредственно возводились в боярский чин, минуя чин окольничего.

Они занимали видное место в Боярской думе, ведали рядом Приказов (чаще всего - Судным Владимирским), служили в первых городовых и полковых воеводах, возглавляли посольства и др. Один из Куракиных был воспитателем Царевича Федора Алексеевича.

Во времена местничества Куракины причислялись к знатнейшим фамилиям Московского государства, из их числа 12 человек были боярами.

Род князей Куракиных связан кровным родством с Великими князьями Московскими из династии Рюриковичей. Так, князь Патрикей Александрович был женат на дочери Василия I Дмитриевича , княжне Анне; князь Андрей Иванович Булгаков-Курака и Иоанн IV Грозный были четвероюродными братьями.

В конце XVII - начале XVIII в. Князья Куракины были в близком свойстве и родстве с домом Романовых и Императорами Священной Римской Империи.

В XVIII веке почти все Куракины состояли на дипломатической службе. Род, никогда не бывший многочисленным, в 1994 году насчитывал всего одного представителя

Герб рода Куракиных

1. Родоначальник — князь Булгаков-Курака, Андрей Иванович , боярин, ум. 1521

Потомок в VII поколении литовского князя Гедемина. Третий из четырёх сыновей боярина Ивана Васильевича Патрикеева по прозвищу Булгак, по которому Андрей и его братья носили фамилию Булгаков, однако его дети писались уже как Куракины. Князья Патрикеевы занимали одно из центральных мест при дворе Ивана III. Три его брата также имели боярское звание. О старшем брате Иване Мешке сведений мало. Второй брат Михаил Голица , стал родоначальником князей Голицыных. Михаил Голица и самый младший брат Дмитрий в 1514 году в битве при Орше попали в литовский плен и провели там 38 лет до 1552 года, Дмитрий скончался в плену, а Михаил Голица вскоре после этого был выпущен уже старцем.

В 1512 году был вторым воеводой Большого полка на реке Угре для защиты от нападения крымского царевича Ахмат Гирея с братьями.

Участвовал в русско-литовской войне 1512-1522 годов. В 1514 году водил полк левой руки к Вязьме и оттуда к Дорогобужу и Смоленску.

В 1519 году был с полком правой руки на берегу Оки для обороны от возможного крымского нападения.

В 1520 году во время похода на Казань был воеводой большого полка в судовой рати.

В 1521 году был первым воеводой в Дорогобуже.

Андрей Булгаков-Курака имел пятерых сыновей, которые также были московскими боярами Фёдора, Дмитрия, Петра, Ивана и Григория

1.1. Куракин, Фёдор Андреевич , князь (ум. 1567) — русский военный и государственный деятель, боярин и воевода в царствование Ивана Грозного

В 1536, 1537 и 1538 годах князь Фёдор Андреевич Куракин служил первым воеводой в Туле. В 1540 году отправлен во Владимир командовать передовым полком и был переведён там на должность первого воеводы полка правой руки.

Зимой 1547/1548 года князь Фёдор Андреевич Куракин был с царём Иваном Грозным и его младшим братом, князем Юрием Углицким, во Владимире. В 1548 году командовал полком правой руки под Каширой. В 1549 году назначен первым воеводой в Муром. В 1550 году послан на первый срок в Коломну 1-м воеводой.

На время Коломенского похода царя (1553) князь Фёдор Андреевич Куракин оставлен среди прочих бояр, окольничих и воевод охранять столицу, царскую семью и казну. В 1555 году ходил с царём к Коломне, а оттуда — в Тулу против крымского хана Девлет-Гирея. В 1557 году князь Ф. А. Куракни оставался в Москве на время царского похода к Коломне против татар. В 1564 году — воевода в Новгороде Великом.

В 1567 году боярин князь Фёдор Андреевич Куракин скончался, был женат на Феодосии Андреевне Клепиной-Кутузовой , от брака с которой потомства не имел.

1.2. Куракин, Дмитрий Андреевич , с 1559 года боярин, казнен («выбыл») 1575 г., у Дмитрия Андреевича два сына: бездетный Иван Дмитриевич (1566 г.) и

1.2.1. Куракин, Семён Дмитриевич - имел дочь и двух сыновей:

1.2.1.1. Куракин, Василий Семенович (в монашестве Вассиан, 9 января 1623 г.), женат на Ксении, в монашестве Капитолине (т 22 августа 1625 г.), Князь Василий Семенович имел сына Ивана Васильевича .

1.2.1.2. Куракин, Иван Семёнович , князь (ум. 1632)— видный государственный деятель Смутного времени, боярин с 1605 года, в 1606 году — воевода и наместник Смоленский, в 1616—1620 годах воевода Тобольский, один из заговорщиков против Лжедмитрия, ум. 1632; женат на кнж. Гликерии Ивановне Турениной (18 января 1625 г.)

Был членом кружка бояр, произведших свержение с престола нареченного Дмитрия и возведших на престол князя Василия Шуйского.

В 1607 и в начале 1608 года князь Иван Семенович Куракин действовал против самозванца Лжедмитрия II, участвуя в организации защиты города Брянска от войск Лжедмитрия. Весной 1608 года князь И. С. Куракин нанес поражение войскам Александра Лисовского, наступавшему со значительными силами от Коломны к Москве, после успеха, одержанного над П. Ляпуновым, Иван Куракин, рассеял отряд Александра Лисовского и отбил у него Коломну. В 1609—1610 годах участвовал, под руководством князя Михаил Васильевича Скопина-Шуйского, в уничтожении разбойничьих шаек Подмосковья. Был, вместе с князем Ф. И. Мстиславским, после свержения Василия Шуйского, инициатором избрания на трон Русского царства царя из какой-либо европейской королевской фамилии, царственного рода. Был ярым сторонником идеи избрания на царство польского королевича Владислава, а после того как боярское правительство («семибоярщина»), не находя возможным согласиться на условия, предложенные королем Речи Посполитой Сигизмундом, отказалось от мысли об избрании Владислава, князь Иван Семёнович Куракин перешел на сторону Сигизмунда III, после чего получил у соотечественников репутацию изменника. В 1615 году он был удален от двора на службу в Тобольск, где и пробыл 5 лет.

Архивные данные. О «старинных родовых и купленых вотчинах» в Лахоцком стане Ростовского уезда Ивана Семеновича Куракина из Писцовой книги поместных и вотчинных земель Ростовского уезда письма и меры князя Андрея Никитича Звенигородского и дьяка Михаила Бухарова (1629—1631) :

«А Всего за боярином за князем Иваном Семеновичем Куракиным в старинных вотчинах два села да тритцать две деревни, да починок живущие, да сорок одна пустошь, да пять пустошей припущено в пашню.[…] А государевых жалованных вотчинных грамот и никаких вотчинных крепостей села Пружинина боярина князя Ивана Семеновича Куракина люди и крестьяне перед писцов не положили. […] А крепостей подлинных, сказали, не ведают, потому что по государеву указу боярин, де, их в Галиче, а их слуг и крестьян, к нему не пускают и писмом, де, с ним никаким ссылатца не велено, и крепостей, де, им взять негде.»

1.2.1.3. Куракина, Мария Семёновна (8 октября 1619 г.) , жена кн. Иваном Петровичем Буйносова-Ростовского. Их сын - князь Алексей Иванович Буйносов-Ростовский (ум. 9 декабря 1665) — стольник и воевода,

1.3. Куракин, Пётр Андреевич , боярин, ум. 1575 у Петра Андреевича один сын боярин Андрей Петрович (1615 г.); Князь Пётр Андреевич Куракин (ум. 1575) — русский военный и государственный деятель, боярин и воевода в царствование Ивана Грозного

1538 году князь Пётр Андреевич Куракин упоминается среди голов большого полка в Коломне. В 1540-1541 годах — первый воевода и наместник в Туле.

В 1543 году князь П. А. Куракин был первым воеводой в Рязани. В 1546 году — первый воевода в Туле. В 1547 году — первый воевода в Серпухове.

В 1548 году — второй воевода большого полка «на берегу», под Коломной и Каширой. В 1551 году водил к Камни передовой полк. Во время Казанского похода (1552) князь П. А. Куракин водил сторожевой полк от Казани к Арску. В 1553 году командовал передовым полком в Калуге в связи с угрозой крымско-татарского набега. В 1554 году командовал сторожевым полком под Коломной. После «роспуску больших воевод» оставлен в Коломне первым воеводой. В 1555-1556 годах — наместник в Смоленске.

В 1559 году князь Пётр Андреевич Куракин в походе «по крымским вестем» из Бронниц на рубеж р. Шивороны командовал полком левой руки, а после ухода больших воевод оставлен в Дедилове первым воеводой. В 1560 году — воевода в Пскове. В 1561 году водил большой полк в Ливонию. В 1564 году — первый воевода в Смоленске.

В 1565 году боярин князь Пётр Андреевич Куракин попа в царскую опалу и был первым воеводой в Казани. Он был отправлен в ссылку в Казань вместе с сыном Андреем и младшим братом Григорием. Их прежние вотчины были конфискованы в царскую казну, взамен они получили обширные владения а Казанском уезде.

В 1571 и в 1575 годах — вновь первый воевода в Казани.

В том же 1575 году боярин князь Пётр Андреевич Куракин был казнен по приказу царя Ивана Грозного.

Единственный сын — Андрей Петрович Куракин

1.3.1. Куракин, Андрей Петрович , боярин, управлял Москвой во время пребывания Иоанна IV на войне, ум. 1615,

В 1573 году князь Андрей Петрович Куракин участвовал в усмирении луговых черемис, в 1576 году руководил сторожевым полком в Серпухове и отражал под начальством И. Ф. Мстиславского крымских татар. В 1579 году, во время царского похода в Ливонию управлял Москвой. Во время похода Стефана Батория в Северо-Западную Русь оборонял Ржев и Волоколамск, а также был вторым воеводой в Новгороде. В 1581 году первый воевода в Казани, где вновь усмирял луговых черемис.

При царе Фёдоре Иоанновиче князь Андрей Петрович Куракин получил боярство, занимал достаточно высокое положение в Боярской думе при царе Борисе Годунове. В 1601 году на береговой службе А. П. Куракин был первым воеводой передового полка. Другой воевода князь Андрей Андреевич Телятевский затеял с ним местнический спор, и Андрей Куракин был переведен в сторожевой полк. В том же 1601 году у Епифани разбил летучие отряды крымцев. А. П. Куракин входил в ближнее окружение царя Бориса Годунова и участвовал и во встречах женихов царевны Ксении Годуновой, и в пирах во дворце. Остался в составе Боярской думы при Лжедмитрии и Василии Шуйском.

Принимал активное участие в событиях Смутного времени, в 1607 году отбил у поляков в бою на Медвежьем Броду пленного князя Владимира Долгорукова.

Осенью 1611 года боярин Андрей Петрович Куракин покинул занятую польским гарнизоном Москву и поселился в Троице-Сергиевом монастыре. В 1612 году присоединился ко Второму народному ополчению под руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Умер в 1615 году, оставив четырёх сыновей: Семёна, бездетных Даниила , Михаила и Фому Андреевича , в монашестве Феодосия (17 февраля 1617 г.).

1.3.1.1. Куракин, Семён Андреевич , боярин, ум. 1606; , женат на кнж. Елене Васильевне Бахтеяровой-Ростовской , в монашестве Евфросинии (22 мая 1628 г.), Боярин Семен Андреевич был отец двух сыновей, продолжателей рода: Федора и Григория Семеновичей.

1.3.1.1.1. Куракин, Фёдор Семёнови ч, боярин, ум. 2 января 1656; женат на кнж. Прасковье Борисовне Татевой ,

К 1614 году — стольник. В 1615 году успешно противодействовал войскам Лисовского. В 1616—1617 годах — воевода большого полка в Туле. В 1619 году — воевода передового полка в Дедилове. В 1623, 1627—1628 годах возвращён в Тулу. В 1628—1631, 1646—1650 — воевода в Астрахани, в 1634 году — в Калуге, 1635—1636 — в Пскове, в 1640 — в Крапивне, в 1645 — в Новгороде. В этом же году пожалован боярством. В 1652—1653 годах в отсутствии царя 18 раз оставался «ведать Москву». В 1653 году направлен осадным воеводой в Киев с почётным титулом наместника Ростовского. В 1653—1656 годах — глава Владимирского судного приказа.

Князь Федор Семенович имел сына, да двух дочерей.

1.3.1.1.1.1. Куракина, Наталья Фёдоровна (1628 - 1 мая 1674 г.), первая супруга князя Ивана Алексеевича Воротынского (ум.1679). Дети: Михаил Иванович Воротынский (ум. 1677), женат на дочери Льва Тимофеевича Измайлова и скончался, не оставив после себя детей, Стефанида Ивановна Воротынская (ум. 1662), Прасковья Ивановна Воротынская (ум. 1679), Наталья Ивановна Воротынская (ум. 1691), жена князя Петра Алексеевича Голицына (1660—1722).

1.3.1.1.1.2. Евдокия Федоровна , замужем за боярином князем Никитой Ивановичем Одоевским (ум. 1689) (в других источниках супругой князя Никиты Ивановича Одоевского указана Евдокия Фёдоровна Шереметева)

1.3.1.1.1.3. Куракин, Фёдор Фёдорович , боярин, ум. 1680; женат на Евдокии Андреевне Головиной , Князь Федор Федорович отличался умом и обширным по времени образованием; он был воспитателем царя Федора Алексеевича (1652 г.).

В 1638/1639 году начал службу стольником. В 1654 году принимал участие в торжественной встрече грузинского царевича Николая Давыдовича в Москве. Участвовал в русско-польской войне 1654—1667 и военных действиях против мятежного гетмана Ивана Выговского, отбив у него город Лохвицу. Руководил одной из армий в Конотопской битве, в том же 1659 году принял участие в раде, избравшей новым гетманом Юрия Хмельницкого и установившей новые статьи соглашения между Русским Царством и Гетманщиной. 23 февраля 1660 года за «службу на украинских землях» пожалован боярством, шубой, кубком, прибавкой к окладу и 8 тысячами ефимков «на вотчину». В 1659—1662 годах воевода в Киеве, Переяславле, Смоленске. В 1662—1666 годах «ведал Москву», участвовал в усмирении Медного бунта. С 1674 года являлся воспитателем («дядькой») царевича Фёдора, будущего царя Фёдора Алексеевича, однако в мае 1675 года попал в опалу в связи с делом о бабе-ворожее, жившей при нём. Позднее прощён и находился в государевой Комнате, но влияния на государственные дела не имел.

Куракин был крупным землевладельцем. В 1678 году он имел 1134 двора. Ему принадлежали земли Дедиловском, Коломенском, Московском, Рязанском, Суздальском, Угличском и Щацком уездах. Сохранилась усадьба Изварино, принадлежавшая Фёдору Куракину и перешедшая после его смерти к зятю, князю Андрею Черкасскому.

Фёдор Куракин участвовал в местническом споре со своим непосредственным начальником боярином князем Алексеем Трубецким.

Он оставил трех дочерей:

1.3.1.1.1.3.1.одну — за князем Хованским ,

1.3.1.1.1.3.2. Куракина, Мария Фёдоровна (ок. 1671—1695), первая жена генерал-фельдмаршала кн. Василия Владимировича Долгорукого (1667—1746)

1.3.1.1.1.3.3. Куракина, Анна Фёдоровна (1662—1709) , жена кн. Андрея Михайловича Черкасского

1.3.1.1.2. Куракин, Григорий Семёнович , ум. в 1679 г., — русский военный и государственный деятель. Был близок к царю Алексею Михайловичу. Принимал деятельное участие в подавлении смут на южной окраине

В 1629 году Григорий Семёнович Куракин упоминается в чине стольника. В 1638 году воевода в Вязьме, в 1641 году — в Веневе, в 1643-1644 годах — в Тобольске, в 1647-1648 годах — в Ливнах.

В 1643 году стольник князь Григорий Семёнович Куракин был отправлен разбирать детей боярских в Тулу и ближайшие уезды. 8 ноября 1651 году ему было сказано боярство. В 1652 году был послан на воеводство в южную крепость Яблонов, где должен был руководить защитой южнорусских границ от набегов крымских татар. В своих отписках царю князь Г. С. Куракин сообщал о состоянии укреплений в разных пунктах, представлял свои соображения по вопроу об исправлении старых и строительстве новых укреплений, писал об затруднениях, которые возникали из-за нежелания местных помещников исполнять необходимые работы и их самовольным отлучкам. В своих донесениях в Москву боярин князь Григорий Куракин прилагал чертежи засек и других укреплений.

В 1653-1654 годах князь Г. С. Куракин находился в Москве, где принимал участие во всех придворных торжествах и церемеониях, оставался в толице во время непродолжительных отлучек царя Алексея Михайловича.

В 1654 году боярин князь Григорий Семёнович Куракин принял участие в Русско-польской войне 1654—1667 годов. Г. С. Куракин был назначен первым товарищем (заместителем) боярина князя Алексея Никитича Трубецкого, командующего одной из русской армий. Участвовал во взятии Рославля, Мстиславля, Шклова и в разгроме литовского войска под командованием великого гетмана литовского Януша Радзивилла в битве под Шепелевичами.

В 1655 году во время второго похода царя Алексея Михайловича на Великое княжество Литовское боярин князь Г. С. Куракин был отавлен в Москве. В 1656 году участвовал в переговорах с пльско-литовскими послами, занимая второе место, ниже одного только князя А. Н. Трубецкого, а третьим был князь Ю. А. Долгоруков. В том же 1656 году получил награду от царя — разные дары на 290 рублей. В 1657 году боярин князь Григорий Куракин сидел первым в Сьезжей избе.

3 февраля 1657 года был назначен первым воеводой в Великий Новгород. 29 марта того же года он был «у руки» царя и выехал к месту назначения. 17 марта 1659 года царь Алексей Михайлович посылал к нему с милостивым словом, «спросить о здоровьи». 27 февраля 1661 года был вызван в Москву и оставался в столице первым во время продолжительного отсутствия царя.

В 1662 году боярин князь Григорий Семёнович Куракин был отправлен с полком в Белёв и Севск, где разгромил в бою крупный крымско-татарский отряд и взял в плен ширинского князя. Царь Алексей Михайлович в награду «приказал спросить его о здоровьи».

9 мая 1662 года был назначен первым воеводой в Казань. Денежный оклад князя в этот момент был уже 660 рублей. 12 декабря 1662 года царь вновь спрашивал князя Г. С. Куракина «о здоровьи», а в 1666 году назначил ему еще прибавку по 200 рублей ежегодно.

В 1668 году боярин князь Григорий Семёнович Куракин был вызван в Москву и наначен первым воеводой в Севск. Выступив 28 мая, он вскоре одержал несколько побед в боях с казацкими отрядами. Затем он навлке на себя неудовольствие царя Алексея Михайловича тем, что вопреки приказу идти на Нежин и Чернигов занялся продолжительной осадой Глухова. Сам же воевода князь Григорий Куракин оправдывал свою медлительность болезнью. Вскоре несколько удачных боёв с противником вернули ему расположение царя Алексея Михайловича.

В 1669 году князь Г. С. Куракин в награду за свою службу получил торжественную аудиенцию у царя. Куракин и его товарищ представлялись царю в «ратном платье» и из уст царя выслушали благодарность, затем получили богатые дары. Князь Григорий Куракин получил еще 200 рублей ежемесячной прибавки.

Позднее князь Григорий Семёнович Куракин не исполнял никаких поручений вне Москвы, он жил в столице, участвуя во всех придворынх церемониях. В 1673-1675 годах постоянно оставался в Москве во время кратковременных отлучек царя. Так, 24 ноября 1674 года, царь Алексей Михайлович, выступая из Москвы в один из своих походов по монастырям, поручил попечению князя Г. С. Куракина своего духовника Андрея Саввиновича, поручив боярину охранять его от ареста со стороны патриарха.

18 июля 1675 года князь Григорий Семёнович Куракин был заменен в обязанности блюсти Москву в отсутствии царя боярином Петром Васильевичем Большим Шереметевым. Занимал среди бояр четвертое место, затем выше его стал еще князь Михаил Алегукович Чекасский.

При царе Фёдоре Алексеевиче боярин князь Григорий Семёнович Куракин получил титул наместника сибирского и псковского.

Боярин Григорий Семенович (1661 г.), три раза женатый (на Марье Борисовне, Евдокии Федоровне и Ульяне Ивановне), оставил одного сына

1.3.1.1.2.1. Куракин, Иван Григорьевич , боярин, ум. 15 сентября 1681; женат на кнж. Федосье Алексеевне Одоевской (ум. 1677), дочери князя Алексея Никитича Одоевского. Вторым браком — на княжне Марии Петровне Прозоровской (ум. 1684), дочери боярина Петра Меньшого Семёновича Прозоровского

В 1676 году начал службу стольником. В том же году назначен комнатным стольником царя Фёдора Алексеевича. С 1680 года — кравчий. В 1681—1682 годах был воеводой в Смоленске с почётным титулом наместника Псковского. В 1682 году пожалован боярством.

Находился при гробе умершего царя Фёдора Алексеевича:

Того ж году мая в 19 день сидел у гроба великого государя боярин князь Иван Григорьевич Куракин, да окольничей князь Яков Васильевич Хилков, дьяк Иван Торофимов.

Был сторонником царицы Натальи Кирилловны:

Великая государыня, царица Наталья Кирилловна, целомудренная и мужемудренная, всех христианских добродетелей исполненная, при стороне своей содержала Одоевских, Черкасских, Долгоруких, Ромодановских, двух Петров Васильевичей и Бориса Петровича Шереметевых, Шеина, Ивана Григорьевича Куракина.

В браках родились:

1.3.1.1.2.1.1. Куракин, Михаил Иванович , ум. 1686; женат на кнж. Марфе Дмитриевне Голицыной (род. 1673 г., 21 сентября 1743 г.). Князь Михаил Иванович оставил бездетного сына Василия и двух дочерей: девицу — княжну Прасковью Михайловну (1750 года) и

1.3.1.1.2.1.1.1. Куракина, Мария Михайловна (1761 г.) , жена гр. Ивана Петровича Апраксина

1.3.1.1.2.1.2. Куракин, Борис Иванович , видный деятель петровского времени, действительный тайный советник (род. 20 июля 1671 г., 17 октября 1727 г.),- свойственник царя Петра I, так как оба они были женаты на двух родных сестрах Лопухиных,- был послом при разных европейских дворах.

1.3.1.1.2.1.3. Куракин, Иван Иванович , ум. 1706, женат на дочери Тихона Стрешнева, Младший брат Михаила и Бориса Ивановичей от второго брака отца их (с княжною Марьею Петровной Прозоровской, 11 марта 1684 г.). Князь Иван Иванович от брака с Еленой Тихоновной Стрешневой (1706 г.) не имел потомства.

1.3.1.1.2.1.4. Куракина, Мария Ивановна , (род. 6 ноября 1675 г., 6 февраля 1740 г.) — за Иваном Степановичем Салтыковым .

1.4. Куракин, Иван Андреевич , боярин с 1556 г., казнен («выбыл») в 1567 г. Князь Иван Андреевич Куракин — русский военный и государственный деятель, боярин и воевода в царствование Ивана Грозного,

В 1538 году князь Иван Андреевич Куракин был вторым воеводой в Серпухове. В 1540 году — наместник в Плёсе. В 1541 году И. А. Куракин был послан «по казанским вестем» из Владимира к Нижнему Новгороду в конной рати. В 1548 году командовал полком правой руки в Коломне, затем назначен 1-м воеводой в Зарайск.

В 1549 году князь Иван Андреевич Куракин направлен с полком правой руки в Калугу. В 1551 году был оставлен на год наместником в Смоленске, после чего получил чин боярина. В 1554 году послан на год в Казань первым воеводой. В 1556 году стоял в Серпухове с царём среди прочих бояр в связи с угрозой татарского набега. В 1564 году — первый воевода в Казани.

В 1565 году боярин князь Иван Андреевич Куракин послан на год первым воеводой в Смоленск. В 1566 году — наместник в Казани. В 1557 году упомянут в свите царя среди прочих бояр в Коломенском походе против крымских татар.

В том же 1567 году боярин князь Иван Андреевич Куракин был казнён по приказу царя Ивана Грозного.У Ивана Андреевича был один сын — Михаил Иванович ; потомства не оставил.

1.5. Куракин, Григорий Андреевич , боярин (1584 г.), ум. 1595.

Князь Григорий Андреевич Куракин — русский военный и государственный деятель, боярин и воевода в царствование Ивана Грозного и Фёдор Иоанновича,

В 1556 году князь Григорий Андреевич Куракин был отправлен воеводой в Михайлов. В 1558 году - первый воевода в Ивангороде. В 1561 году водил полк правой руки в Ливонию.

В 1564-1565, в 1571 и 1575 годах - второй воевода в Казани. В 1576 году командовал сторожевым полком в Коломне, а затем в походе к Колывани «с нарядом».

В 1577 году командовал «на берегу», под Каширой, полком левой руки, а после ухода больших воевод был оставлен в Серпухове во главе большого полка. В 1579 году - первый воевода в Казани; там же служил в 1584 - 1585 годах.

В 1584 году князь Григорий Андреевич Куракин был пожалован в бояре, заседал в 1587 году в Разбойном приказе, затем был послан наместникам в Галич. В 1589 году упоминается среди прочих бояр в свите царя Фёдора Иоанновича в шведском походе. В 1590 - 1592 годах - первый воевода в Пскове.

В 1595 году боярин князь Григорий Андреевич Куракин скончался, оставив после себя единственного сына Петра , у которого детей не было.

Продолжателем фамилии оказался, стало быть, один обер-шталмейстер князь Александр Борисович , отец одного сына — Бориса-Леонтия и шести дочерей.