В каком году был основан канский острог. Мой родной город. Канск фото города. Фотография Канска

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова клирос

клирос в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

клирос

клироса, м. (греч. kleros) (церк.). Место для певчих в церкви на возвышении перед иконостасом, с правой и левой стороны от т. наз. царских врат. Правый клирос. Левый клирос.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

клирос

А, м. В церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарем.

прил. клиросный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

клирос

    Место для певчих в христианском храме (на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских врат).

    Сами певчие, поющие на таком месте; церковный хор.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

клирос

возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви для певчих во время богослужения.

Википедия

Клирос

Кли́рос - в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клиросы и поющие на них представляют хоры ангелов , воспевающие славу Божию.

Почти в каждом храме имеются два клироса - правый и левый, оба либо на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи, либо в храмовой части церкви по углам. В некоторых храмах напротив алтаря устроен балкон, на котором находятся певчие. В «Церковном уставе» клиросом иногда называются и сами клирики или певцы с чтецами.

Также клиросом может называться и хор певчих.

Во многих православных служебниках употребляется слово «лик», что по церковно-славянски значит «хор».

На клиросе в юношестве пели такие люди, как А. В. Суворов, Ф. И. Шаляпин, А. Г. Разумовский, А. П. Чехов и М. В. Ломоносов.

Примеры употребления слова клирос в литературе.

С клироса под руки вели в больницу главного баса рябого штукатура Абрама Бухова.

Наставники Богоявленского братства позже покаянием искупали свою неосмотрительность, выразившуюся в том, что своих бурсаков, в том числе и старших возрастов, разместили на левом крыле собора, на женской половине, у клироса .

Лучших из них приглашали петь по праздникам на клиросе Богоявленской церкви и других храмов.

Палицын пишет, что дьякон и левого клироса головщик Гурий Шишкин выведал у Девочкина измену и донес главному воеводе.

Обойдя хозяйственные постройки, житницы и амбары, задержавшись в пекарне, где в четырех огромных квашнях поспевало для новой выпечки тесто, Авраамий с поспешающим за ним дьяконом и левого клироса головщиком Гурием Шишкиным вышли на подворье на колокольный звон.

Особенных художеств за Агашковым не водилось, а жил он как праведник, неукоснительно блюл не только посты, но даже среды и пятницы, был богомолен свыше всякой меры, иногда по дванадесятым праздникам становился на левый клирос и подпевал самым приятным стариковским тенорком, и больше всего любил побеседовать о божественном, особенно что-нибудь позабористее.

Или, правильнее, клирошанке, монастырской послушнице, поющей на клиросе или прислуживающей в церкви.

Мать Мехтильда, руководившая пением на клиросе , охотно привлекала в свой хор пансионерок.

Христиана и сестры Ориоль заняли почетные места, -- на стульях, поставленных для них на краю клироса , а напротив них сели три принарядившихся молодых человека: сын мэра, сын его помощника и сын муниципального советника, -- их избрали для сопровождения сборщиц, чтобы польстить местным властям.

Патриарший хор на левом клиросе и государевых жильцов - на правом попеременно оглашали темно-золотые своды то отроческим сладкогласием, то ревом крепких глоток.

На правом клиросе стояли ширмы, скрывавшие аналой с крестом и Евангелием и самого батюшку.

Когда мы вошли в церковь, недовольный путешествием архиерей жестоко шумел на кого-то в алтаре и покрикивал так интересно, что мы постарались подойти поближе и стали на левом клиросе .

Но вот толпа у дверей вдруг посунулась носами: пять теноров, две октавы и восемь басов таранами перли обратно на клирос .

Часы на клиросе - перед огромным, сверкающим золотом саркофагом раки - читает двенадцатилетний мальчик-послушник.

Теперь же, когда на клиросе стоит писарь Дулеба, на лицах хористов, дьячка и даже батюшки чувствуется некоторая напряженность.

Клирос

Земная музыка - лишь подражание небесной, а ее гармония - результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа.

Святой Иоанн Златоуст

В нашем храме начинает складываться традиция совместного пения на литургии. Здесь вы можете познакомиться с основными песнопениями, в которых вы можете присоединиться к нашему клиросу.

НАШИ ПЕВЧИЕ

Ксения Каширцева
Сергей Чернов
Ольга Пиксаева
Анна Григорьева
Данил Аракелян

С возобновлением в 1996 году регулярных богослужений в нашем храме начал действовать

Православный хор. Начало положено благодаря братской помощи Свято-Владимирского учебного центра и духовников: прот. Алексея (Уминского) и прот. Сергия (Романова).

Не все с самого начала было гладко: не было опытного регента, не хватало певчих. Между тем совершение регулярных богослужений в храме требовало более серьезной профессиональной подготовки. Сложность и многоплановость музыкального материала богослужений требовали умелого организационного руководства всеми певчими. С 1999 года у нашего хора постоянный и опытный регент - Галина Безрук. Она прекрасно знает службу и церковный Устав. С ее появлением хор начал быстро прогрессировать в профессиональном отношении. В состав хора входят опытные певцы, студенты консерватории и института Ипполитова-Иванова, учащиеся церковно-певческой школы. Все певчие не только свободно владеют музыкальным материалом (гласовое пение, обиход), но также читают за богослужениями.

Совместно с хором Храма Св.Владимира (в Старых садех) в октябре 2001 года несколько певчих совершили успешную зарубежную поездку в Германию. Во время поездки в было реализовано множество дисков и кассет с записью хора. На Богослужениях в нашем храме используется обиходное пение с гармоничным встраиванием знаменного распева (особенно на вечерних богослужениях) Постоянно хор обогащается новыми осмогласными распевами: киевским, греческим и болгарским, сербским, соловецким и др.

В мае 2018 года наш хор совершил поездку в Черногорию >>.

Воспойте Богу, пойте имени Его, путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему, и радуйтеся пред Ним (63 псалом)

Воскликнете Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. (65 псалом)

Для клироса и для регента существует три правила: не мешать молиться верующим в храме, регенту не мешать молиться певчим, и, в свою очередь, молиться самому. Не нам судить, насколько они исполняют, но, наверное, это в основном так, потому что наш клирос дает нам возможность молиться. Это особенно чувствуешь, когда попадаешь в некоторые другие московские храмы и мучаешься от оперного исполнения и "бесчинных воплей", то есть звуков, превышающих нормальный человеческий голос, что было запрещено на одном из вселенских соборов. Тогда понимаешь, как это важно, и с благодарностью вспоминаешь родной храм и свой клирос.

К счастью у клироса нет претензий к прихожанам, кроме одной просьбы: не лазить в тумбочку, где лежат ноты и молитвословы, потому что иногда нужно что-то срочно найти, например, молитвослов, а его нет, кто-то взял, а не его месте лежит что-то совершенно постороннее. Но в остальном, как сказал один певчий: "мы действительно, немножко отдельно от прихода существуем, не обращаем внимание на других людей, стоим отдельно и никого не видим, потому что ко все стоим спиной". Поэтому поговорим не только о нашем клиросе, но и о месте клиросного пения в богослужении.

Раз мы ведем разговор о послушании, надо сказать, что клирос - это также послушание, которое требует постоянства, труда, ответственного подхода и поддержки друг друга, и у которого есть много невидимых искушений.

Певчий должен приходить всегда, в этом его послушание, а не в том, чтобы придти, когда нашлось время, и он решил попеть. Так каждый может понадеяться на других, и в один "прекрасный" день на клиросе могут остаться два человека.

Но даже, если певчих много, важно, чтобы был комплект, чтобы присутствовали все голоса. А обычно певчий приходит и видит, что не хватает 1-ого или 2-ого голоса, надо быстро ориентироваться - кто есть, кого нет, то тенором споет, то басом. Если певчие не будут опаздывать на службу, а что еще лучше, будут приходить на 10-15 минут раньше, каждый будет заранее знать, каким голосом он поет, и какого голоса не хватает.

Это касается не только клириков, но и всех прихожан, потому что такое собирание - тоже есть важный момент самой службы. Обычно на первый возглас священника мы договариваем наши разговоры и разбегаемся по храму. А как было бы хорошо, чтобы в этот момент все стояли на своих привычных местах уже готовые к службе. Это ожидание в молчании, когда служба еще не началась, очень хорошо настраивает на ее духовное восприятие.

Пение на клиросе - это служение не нотам, но слову. Клирос произносит основную часть доступных народу служебных молитв, является как бы вторым голосом священника, поэтому слова любого песнопения должны быть понятными и узнаваемыми. Чем качественнее клирос будет их произносить, с сознанием присутствия Бога, с глубоким пониманием того, что он говорит, тем лучше настроение клироса и содержание молитв будет передаваться верующим, стоящим в храме. Слишком быстрый темп или нечеткое произнесение слов, заставляет напрягаться, вслушиваться, мешает молитве. Особенно это чувствуется, когда поют неизвестные тропари или другие песнопения, а также при чтении кафизм. Мы просим помнить, что придя на службу, мы никуда не торопимся, а готовы внимать медленному молитвенному пению и чтению.

Нашему храму повезло, наш клирос поет очень стройно, сдержанно и профессионально. Это заслуга не одного хора, но, прежде всего, регента, который им управляет. Певчие, могут совершенно по-разному петь одну и ту же службу при двух разных регентах. Один умеет настроить на теплое молитвенное настроение, передать ощущение близости Бога, а другой не может вложить это в певчих, не имеет дара раскрывать теплоту сердец, ту благодать, которую святые отцы вкладывали в свои тексты, потому что сам не имеет подобного опыта. А клирос - это показатель уже определенного духовного опыта. Клирос незримо, незаметно передает разные молитвенные состояния и настроения, которые сопутствуют разным церковным праздникам.

Опыт духовной жизни важен не только для регента, но и для певчих. Послушание на клиросе очень приятное, говорят, что человек, который попробовал петь, и у него получилось, уже никогда от этого не откажется. Тем более, это очень привлекательное место для людей, которые недавно пришли в храм. Одна наша певчая сказала, что осталась в храме только благодаря клиросу, именно он ее удержал.


Но может быть, понимая ответственность этого послушания и зная его искушения, не стоит торопиться попасть на клирос, если есть такое желание. Лучше сначала научиться молиться дома, стоять в храме, а потом через два-три года, маленькими шажками идти на клирос с благословения духовника. И только тогда, когда певчий сам молиться, он может помочь людям молиться в храме. Клирос - это очередная ступенька лестницы, показатель культуры молитвы, сопровождаемой пением.

Это не всегда получается, и ради этого трудного послушания певчие иногда жертвуют своей молитвой. По словам одного певчего: "особо о молитве не приходится думать, нам бы спеть хорошо. Да, эта проблема есть, когда человек проводит службу, грубо говоря, в роли певца. Редко получается спеть от сердца, может быть только иногда, какое-то любимое песнопение…"

А какое настроение может передать человек, который недавно пришел в храм и еще не научился молиться? Более того, человек, который был подвержен ярким переживаниям страстей, передает свои страсти через пение всему храму, переносит на молящихся, затмевая благодать, службу и слово Божие: все приходит во внутреннее расстройство, хотя внешне может казаться, что клирос очень стройно поет. Это очень важно и в равной степени относиться и к церковному чтению.

Мы благодарим наш клирос, и просим никогда не забывать, что мы стоим рядом с ними, мы молимся вместе с ним, и что клирос - это не собрание певчих, но собрание молящихся, которые совмещают с пением собственную молитву, и свое молитвенное настроение передают людям стоящим в храме.

    - (греч. kleros часть земли, доставшаяся по жребию). 1) место в храме для клириков 2) хор певчих. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛИРОС [гр. kleros] в христианском храме: место для хора. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    Солея, клырос Словарь русских синонимов. клирос сущ., кол во синонимов: 2 клырос (1) солея … Словарь синонимов

    - (греческое kleros), в русской православной церкви место на возвышении перед иконостасом для певчих, чтецов и причетников … Современная энциклопедия

    Возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви для певчих во время богослужения … Большой Энциклопедический словарь

    КЛИРОС, а, муж. В церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарём. | прил. клиросный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Место в православном храме, где помещается во времябогослужения клир, т. е. причетники чтецы, певцы (певчие), атакже лицасвященного сана, напр., дьяконы, если они не принимают участия вбогослужении по своему сану, а лишь вспомоществуют в чтении и … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Клирос - боковая часть солеи, предназначенная для церковного клира (певчих хора и чтецов)... Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология

Предыстория

Первые поселенцы появились на канской земле 20-25 тысяч лет назад, о чём свидетельствуют археологические раскопки. По берегам местных рек и их притоков в эпоху палеолита селились охотники на мамонтов и северных оленей. Люди приходили на эту территорию из различных областей Азии и Европы. Население Древней Сибири вело кочевой образ жизни. Люди постоянно перемещались в поисках лучшего места для рыбной ловли и охоты. Иногда переселяться приходилось под давлением более сильных племён, пришедших захватить территорию. На канской земле жили многие племена и народы.

В XIII веке на территорию современного города и его окрестностей пришли монгольские завоеватели, которым подчинились народы, жившие на этой земле. Среди покорённых были и обитатели верховий реки Кан. Позднее этих людей стали именовать камасинцами. Свою реку они называли Пасбекун (что означало «дерево и вода красная»). Монголы уничтожили множество населённых пунктов, обитателей которых или уводили в плен, или убивали. Некоторые племена успели уйти от захватчиков. В эпоху монгольских завоеваний к камасинцам присоединилось кетоязычное население. Постепенно племена перемешались между собой.

Считается, что народность, получившая названия камасинцы, появилась в эпоху неолита (IV-III тысячелетия до нашей эры). Учёные установили, что в эту эпоху на канской земле постоянно проживал один народ. Об этом свидетельствуют найденные здесь захоронения. Усопших хоронили по одному и тому же обряду.

В XVII веке в бассейнах рек Бирюса и Кан жили люди, называвшиеся коттами. Кроме коттов, здесь продолжали жить камасинцы и некоторые другие племена. Канская (Коттовская) земля делилась на 15 улусов. Каждый улус возглавлял родоначальник (так как улус и был, по сути, отдельным родом). Род обычно называли в честь возглавлявшего его родоначальника. Котты занимались рыболовством и охотились. Они также умели разводить скот. Религией коттов стал шаманизм. После проникновения русских в Сибирь котты начинают заниматься ещё и торговлей.

Канское зимовьё

Красноярский острог, основанный в 1628 году, положил начало многим населённым пунктам на реке Енисей. Строительство острогов и поселений было необходимо русским для того, чтобы утвердиться на захваченной территории. Нападения на русские крепости и посёлки не были редкими. Местное население заставляли платить ясак, что, соответственно, вызывало недовольство живших здесь племён.

В 1628 году атаман Ермолай (иначе - ) Остафьев был отправлен на строительство зимовья «среди канских людей». Зимовьё было построено 18 сентября 1628 года у большого Араксиева порога и состояло из нескольких изб. Остафьев вёл переговоры с местными князцами в течение нескольких недель. Они приняли решение покориться и исправно платить ясак. Камасинцы, асаны и котты согласились платить дань, так как видели в русских надёжную защиту от частых нападений воинственных соседей. Князцы упросили русских пойти войной на постоянно нападавшие бурятские и тубинские племена, предлагая стать проводниками.

Канское зимовьё неоднократно подвергалось нападениям и сжигалось дотла, что не помешало русским собрать первый ясак уже в мае 1629 года. В 1630 году собрать налог не удалось потому, что местное население было ограблено калмыцкими и тубинскими племенами, претендовавшими на то, чтобы население канской земли признало над собой их, а не московскую власть. Затем в течение нескольких лет между пришлыми племенами и русскими шла борьба за главенство на территории.

Канский острог

В 1635 году часть канских земель была захвачена тубинцами и киргизами. Новый красноярский воевода Фёдор Мякинин отправил в Москву письмо с предложением основать ещё несколько острогов для укрепления власти русских. В 1636 году был основан Канский острог, в котором постоянно проживал гарнизон из пятидесяти человек. 1636 считается годом рождения Канска. Строительство Канского острога дало местным жителям надежду на то, что Москва обязательно защитит их от вражеских набегов. Первый поход против бурят был предпринят зимой 1636-1637 годов. После прибытия на место, где жили бурятские племена, выяснилось, что буряты откочевали в неизвестном направлении. Голодное и уставшее войско взбунтовалось. Атаману угрожали расправой. В течение последующих нескольких лет русские воевали не только с периодически нападавшими бурятскими племенами, но и с «канским» населением. Острог неоднократно подвергался нападениям и разрушениям.

Ясачное население смогло полностью избавиться от притеснений бурят только после того, как присоединила к себе . Однако угроза с юга сохранялась. Набеги со стороны тубинцев продолжались. Постоянная угроза нападения мешала появлению землепашества на канской земле. Идея о развитии земледелия неоднократно возникала у красноярских воевод. Однако московские власти сомневались в том, что на канской земле могут быть хорошие урожаи. Хлебопашество никогда не практиковалось кочевым населением Сибири. В случае нападения неприятелей гарнизон не смог бы защитить крестьян.

Дружба «канских» людей с русскими не устраивала монгольских ханов. Они развернули против России ожесточённую войну. Борьба с монголами осложнялась постоянными набегами тубинцев и киргизов, нередко объединявшихся для совместных нападений. В 1678 году тубинцы захватили, а затем сожгли Канское укрепление. Окончательно победить тубинцев удалось только в 1693 году. В том же году выходит указ о строительстве поселения у Канской крепости. Изначально здесь планировалось поселить 20-30 казаков с семьями. Каждому казаку полагалось по 4 рубля «на селитьбу». Однако желающих жить возле укрепления добровольно не нашлось. Канский острог был практически полностью разрушен после ухода тубинцев. Восстановить его смогли только в 1697 году.

Нападения на канскую землю прекратились только в начале XVIII века. В 1701 году было достигнуто мирное соглашение всех сторон. С 1717 года на канскую землю началось переселение русских семей. Это были семьи белопоместных казаков. Для закрепления переселенцев на новом месте власти выделили средства на строительство Спасской церкви. Она была построена в 1722 году и являлась единственной «ружной» церковью во всём Красноярском уезде. «Ружной» Спасскую церковь называли потому, что служившие в ней священник, пономарь и дьяк получали за свой труд «ругу», то есть денежное и хлебное жалование.

До 1725 года Канский острог находился на правом берегу реки, затем был перенесён на левый. В 1730-х годах в поселение возле острога стали приезжать новые переселенцы, привлекаемые плодородием местных земель и перспективами выгодной торговли. В 1735 году в поселении при остроге было уже не менее сорока дворов.

Начало XIX века

В начале XIX столетия на канской земле появилась новая категория переселенцев. Этих людей гнали этапом. В народе их часто называли «самоходами», так как на прежнем месте они жили в условиях суровой нужды и не имели земли. «Самоходы» охотно шли в Сибирь, надеясь найти там лучшую долю. Некоторые из них обосновались в поселении возле Канского острога, другие двинулись дальше.

В начале XIX века Канский острог потерял значение укреплённого пункта, превращаясь в обычное крестьянское поселение. Местные жители занимались земледелием и скотоводством. Населённый пункт постепенно разрастался. Когда в Российской империи началась Отечественная война 1812 года, канская полусотня отправилась защищать свою родину. По итогам кампании полусотня, отличившись в бою, получила хоругвь с надписью: «Слава в вышних, кто победил! Вечная память, кто мёртвым лёг!» После Отечественной войны 1812 года на канскую землю вернулось 29 казаков. Большинство из них было тяжело ранено. Все 29 воинов были награждены орденами.

В связи со значительным ростом населения Сибири в 1820-х годах была проведена административно-территориальная реформа. В 1822 году Сибирь была разделена на Западную и Восточную. Была учреждена четвёртая сибирская губерния, получившая название Енисейская. В состав новой губернии вошло 5 округов (позднее - уездов): Ачинский, Канский, Красноярский, Енисейский и Минусинский, а также заштатный (то есть, безуездный) город .

Город Канск

В 1825 году всё вольное население Сибири было обращено в станичных казаков и уравнено в правах. В те годы Канск считался небольшим, малолюдным городом. Статус окружного города был присвоен Канску благодаря таким категориям проживавшего в нём населения, как военный казачий гарнизон и чиновники. Кроме этих категорий в Канске также проживали торговцы и ремесленники. Земледелие также оставалось одним из важнейших занятий местных жителей, но уже успело отойти на второй план.

В первые годы своего существования в качестве города Канск не отличался бурным ростом и развитием. Он состоял из трёх улиц и трёх переулков. Здесь было 2 общественных деревянных здания, 161 жилой дом, каменная церковь, больницы, нескольких магазинов и 3 кабака. Мещане предпочитали земледелие. Ссыльнопоселенцы занимались ремёслами. Некоторое оживление в местную экономику внесла добыча золота, начавшаяся в Енисейской губернии в 1830-х годах. Золото было найдено на речке Янга (приток Кана). Вскоре здесь был основан Анатольевский прииск. Добыча золота оказала серьёзное влияние на жителей Канска. Летом большая часть местного населения стала уходить на прииски. Несмотря на тяжёлые условия труда, желающих работать было более чем достаточно. В городе значительно оживилась торговля.

Поскольку Канск был сильно удалён от культурного центра и имел слаборазвитое хозяйство, царское правительство избрало этот город для поселения ссыльных. Сюда отправляли противников самодержавия. Кроме этого, здесь пролегал Московский тракт, по которому некоторых ссыльных отправляли в ещё более отдалённые губернии. За ссыльными, жившими в Канске, было установлено негласное наблюдение. Сначала эту функцию должны были выполнять местные казаки. Однако они отказались от выполнения «полицейских функций». Декабристы оставили глубокий след в жизни Канска. Местные жители уважали этих сильных и мужественных людей, продолжавших бороться за народное благополучие, даже оказавшись в ссылке.

Вторая половина XIX века

В 1850-х годах Канск развивался и рос по-прежнему медленно. В 1855 году город получил свой герб, главным элементом которого был ржаной сноп. Канск, несмотря на развитие торговли и ремёсел, продолжал оставаться сельским. Земледелие и скотоводство снова выходят на первый план. Всем другим культурам жители Канска предпочитали именно рожь. В незначительных количествах культивировались лён, гречиха, конопля, ячмень и табак. Иностранный овощ - картофель - также становится популярен среди местных жителей.

Считается, что в социально-экономическом плане Канск смог стать городом только в 1860-х годах. Это значит, что торговля и ремесло в Канске стали доминировать над земледелием и скотоводством. Одним из главных городских ремёсел становится переработка животного сырья. Многие жители города занялись извозом. В Канске появились первые предприятия: кожевенный, мыловаренный и 2 салотопенных завода. Для развития в городе торговли и промышленности в 1862 году был учреждён общественный банк, имевший право принимать вклады, выдавать векселя под залог товаров, вести учёт ссуды. Медицинское обслуживание в Канске всегда находилось на низком уровне, несмотря на наличие в городе больниц. Все услуги были платными. Население предпочитало лечиться домашними средствами или обращаться к знахаркам, что нередко приводило к летальному исходу. В городе была построена богадельня, которая несколько лет содержалась за счёт городского бюджета. Однако в 1870-х годах финансирование богадельни было приостановлено.

После реформы 1870 года, проведённой , в городе появилось местное самоуправление. В 1875 году было введено новое «Городское положение». В первые 2 года работы чиновники канского самоуправления жалования не получали.

В последние два десятилетия XIX века в Канске было построено множество новых зданий. Новый план застройки города был утверждён в 1881 году. Через год было открыто женское приходское училище, в котором одновременно могло обучаться до 45 учениц. Обучение длилось 3 года. Среди зданий общественного назначения, построенных в этот период, до наших дней лучше всех остальных сохранился еврейский молитвенный дом. В 1884 году было преобразовано ещё одно местное училище. Оно стало называться городским. Курс обучения был рассчитан на 6 лет, вместо прежних двух. В училище одновременно обучалось 80 человек. Получать образование здесь могли только мальчики. Не все дети в городе посещали школу. В самом Канске учились только дети мещан и крестьян. Наиболее состоятельные отправляли своих детей на обучение в и .

В 1885 году вблизи города, на берегу реки Кан были организованы частные артели, занимавшиеся обработкой кожи. В том же 1885 в городе произошёл сильный пожар, уничтоживший огромное количество важных исторических документов. Благоустройство города в конце XIX века оставляло желать лучшего. Из сохранившихся донесений Енисейскому губернатору известно, что в городе практически не было места, свободного от нечистот. Из-за большого количества животных в городе большая часть территории Канска была покрыта навозом. В связи с этим смертность от инфекционных заболеваний стремительно росла. В 1890-х годах в уездах Енисейской губернии началось строительство новых больниц. В Канске планировалось сооружение комплекса деревянных зданий, который объединил бы больничные бараки для мужчин и женщин. Кроме этого, должны были быть выстроены административные и хозяйственные помещения. Деревянный больничный комплекс, построенный в конце XIX века, до недавнего времени продолжал выполнять функции лечебного учреждения города.

Экономическая жизнь Сибири значительно оживилась после начала строительства Сибирской железнодорожной магистрали в 1890-х годах. Магистраль строили одновременно с двух сторон: от и от . Пик строительства пришёлся на 1893 год. Некоторые жители Канска также приняли участие в строительстве, покинув родной город и уйдя на заработки.

Канск считался самым бедным в культурном плане городом среди других населённых пунктов губернии. Свободное время горожане посвящали пьянству и азартным играм. На 4 тысяч человек, проживавших в городе, было открыто около двух десятков питейных заведений. Гости Канска отмечали, что в городе не было ни библиотек, ни книжных лавок. В 1895 году канская интеллигенция подняла вопрос об открытии в родном городе читален и библиотек. Некоторые выступали за увеличение количества учебных учреждений. Однако сторонники библиотек утверждали, что если у населения появится возможность читать книги, грамотность возрастёт сама по себе. Благодаря добровольным пожертвованиям граждан было собрано более тысячи рублей на обустройство библиотеки.

В конце сентября 1895 года енисейскому губернатору были направлены документы на строительство железной дороги. Станционное здание в Канске было построено в 1896 году. А первых пассажиров, прибывших из Красноярска, вокзал смог принять уже в феврале 1897 года. В том же 1897 было завершено строительство железнодорожного моста через речку Кан. Появление железной дороги положительно сказалось на экономическом развитии города. Благодаря появлению нового вида транспорта появилась возможность отправлять и получать товары ещё быстрее. Из европейской части империи в Канск потянулись переселенцы. Недалеко от железнодорожной станции был построен переселенческий пункт, где одновременно могло проживать до 150 семей. Это здание было необходимо для временного проживания новых жителей города.

Канский округ просуществовал до конца XIX столетия. Затем он официально стал называться уездом. Канск становится уездным городом в 1897 году. К тому времени в городе постоянно проживало около семи тысяч человек. Главным занятием горожан была торговля. Жители Канска снабжали хлебом Иркутск, а также золотые прииски в енисейской тайге. В городе действовало более десятка небольших предприятий. В основном это были мыловаренные, кожевенные и кирпичные заводы. В 1898 году в культурной жизни Канска произошло важное событие: открылась библиотека-читальня. Библиотека должна была открыться значительно раньше. Однако из-за невозможности решить некоторые организационные вопросы открытие постоянно откладывалось. При учреждении был создан Совет попечителей. В его состав входило 36 человек. Служащие Совета обязаны были следить за выходом в свет новых книг и составлять дезидераты (то есть, списки книг, наиболее востребованных читателями).

Начало ХХ века

Революционное движение в Сибири началось в 1902 году. В апреле 1902 года в больнице Канска умер бывший студент Московского университета В. Лучинин. Через несколько дней политические ссыльные, проживавшие в городе, отправились в больницу за телом своего товарища. Ссыльные отказались от проведения церковного обряда, а похороны превратились в антиправительственную демонстрацию: участники раздавали прокламации и пели революционные гимны. Приблизительно через месяц на Константиново-Иннокентьевском золотом прииске Канского уезда произошло столкновения рабочих с полицейскими.

Через 3 года, в 1905 году, в стране произошла Первая русская революция, закончившаяся провалом для противников царской власти, но имевшая масштабные последствия. В конце 1905 года в Канске был создан Комитет по устройству митингов. В городе началось распространение листовок и прокламаций. Появилась большевистская организация, в которой состояло 50 человек. В декабре 1905 года в городе и уезде усилились забастовки.

О революции на некоторое время забыли из-за Первой мировой войны. К 1914 году население Канска выросло в 2 с половиной раза (до 17,5 тысяч человек). Канская полусотня приняла участие в военных действиях под командованием Егора Васина. Хитростью и смекалкой отличился на войне простой солдат Лавин. Ему в одиночку удалось взять в плен нескольких солдат и офицеров, создав видимость, что в лесу в засаде находится отряд казаков. Лавин был потомком канских казаков, чем очень гордился. Благодаря активной работе канских большевиков в городе и уезде распространились революционные настроения. Жители Канска выступали за передачу власти в стране Советам. Осенью 1917 года Канский гарнизон поддержал большевиков. В конце октября до Канска дошло известие о вооружённом восстании в . 27 октября в городе состоялось заседание Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На заседании была принята резолюция о передаче власти Советам.

Гражданская война в Канске

Гражданская война пришла в Сибирь в 1918 году. В середине мая на станцию Канск прибыл второй эшелон чехословацкой дивизии. В течение нескольких часов эшелон не двигался с места. После того, как канский Совет потребовал объяснений происходящего, начальник штаба заявил, что это временная остановка. Чехи занимались строевой подготовкой прямо на привокзальной площади. Чешский корпус не удалось повернуть на север или разоружить. Городские власти понимали всю опасность нахождения в городе белочехов, но ничего не могли предпринять.

В конце мая одновременно с мятежом белогвардейцев началось и чехословацкое выступление. 29 мая при поддержке эсеров было захвачено несколько губернских городов, в числе которых оказался и Канск. Местные большевики были арестованы. Некоторых красноармейцев расстреляли. Несмотря на активное сопротивление большевиков, белогвардейцы одержали верх из-за неравенства сил. Над представителями советской власти начались кровавые расправы. Все оставшиеся в живых большевики были вынуждены уйти в подполье, а большевистская организация временно приостановила свою работу.

Великая Отечественная война

Канску, как всем остальным городам нового государства, удалось освободиться от власти белогвардейцев. Люди постепенно вернулись к мирной жизни. Однако не прошло и двадцати лет, как в страну пришла новая беда - Великая Отечественная война. У канского военкомата выстроилась очередь добровольцев, желавших защищать родину. Канск принимал эвакуированных из блокадного Ленинграда. В первую очередь, из города был эвакуирован Дом ребёнка. Жители Канска занялись лечением измученных болезнями и голодом сирот. Эвакуированных женщин и детей нужно было обеспечить жильём и предметами первой необходимости: одеждой, обувью и бельём. Трудоспособных следовало устроить на работу. Некоторые городские учреждения (аэроклуб, библиотечный техникум, педагогическое училище и т. д.) были временно заняты для военных нужд.

В годы Великой Отечественной войны промышленный потенциал города значительно возрос. Фронт нуждался в снабжении. Город вынужден был выполнять срочные заказы, изготовляя необходимую для фронта продукцию. Одной из основных специализаций города становится производство лыж, в которых остро нуждались комсомольские лыжные батальоны. Производством лыж вынужден был заняться один из цехов лесокомбината.

Послевоенные годы

После окончания войны жители Канска возвращаются к мирному труду. В городе строятся новые предприятия. Уже в конце 1945 года была сдана в эксплуатацию первая очередь хлопчатобумажного предприятия. В городе появился санаторий для больных туберкулёзом. В послевоенные годы возобновил работу местный театр. Актёрский штат был сокращён, зато количество спектаклей - увеличено.

В конце 40-х годов велась проектировка канского литейно-механического завода «Главгидролизпром». Первая плавка была получена в июне 1949 года. Завод специализировался на выпуске таких изделий как металлоконструкции типовых центральных ремонтно-механических мастерских, отливки для гидролизных заводов, чугунные ребристые печи и т.д. В начале 50-х годов в городе возобновилось мощение улиц. До начала Великой Отечественной войны на нескольких центральных канских улицах был уложен булыжник. Во время войны мощение улиц по понятным причинам было приостановлено.

Городские промышленные артели занимались изготовлением обуви и бытовых товаров, добыванием угля. Артели не получали необходимого снабжения и вынуждены были искать сырьё самостоятельно. Однако найти внеплановое сырьё в условиях активно развивавшегося производства было крайне нелегко. По этой причине многие промышленные артели пришлось ликвидировать. Незначительная их часть была преобразована в предприятия. Некоторые артели объединились с уже существующими фабриками и заводами.

Современный Канск

Развитие города происходило относительно стабильно и благополучно до наступления печально известного кризиса 90-х. В город пришли нехватка продовольственных товаров, безработица и другие проблемы, характерные для кризиса данного периода. Возможно, Канску до сих пор не удалось справиться со всеми последствиями кризиса до конца, однако в настоящее время экономическая ситуация в городе стабилизировалась.

В 2011 году Канск отметил свой 375-летний юбилей. Город отпраздновал знаменательную дату огромным количеством культурных и спортивных мероприятий. В Канске состоялось выступление творческих коллективов, прошла выставка «Город и люди». В феврале 2011 года город получил свой новый герб и флаг. 5 февраля в физкультурно-оздоровительном комплексе «Текстильщик» прошло спортивное мероприятие, называвшееся «Всевозрастной марафон аэробики». А в конце месяца состоялся ежегодный «Бал главы города» - мероприятие, столь любимое канской молодёжью.

Я родилась в городе Канск, Красноярского края.

История города Канска берёт начало с острога, который в 1636 году заложил казак Милослав Кольцов.
Несмотря на удалённость от центра страны, Канск является свидетелем и участником многих знаменательных и судьбоносных событий.
Расположенный на трассе, намеченной Витусом Берингом, город познал золотую лихорадку и слышал кандальный звон.
О Канске писал А. П. Чехов, который останавливался в здесь 31 мая 1890 года во время своего путешествия на Сахалин в книге «Из Сибири»: «Пишу сие из Канска . Есть ещё Каинск, но тот до Томска, а этот просто Канск, без и. Оба вместе взятые, составят один Звенигород. Серое утро. Сейчас будем есть борщ …».
В Канске останавливался цесаревич, будущий император Николай II, следуя проездом из Японии в июне 1891 года.

Город Канск расположен в Канской лесостепи на левом берегу реки Кан (приток Енисея) в 247 км от Красноярска. Город был основан как Канский малый острог возле Комаровских порогов на реке Кан и служил оборонительным сооружением от набегов енисейских киргизов. Острог находился в 43 км ниже современного Канска, а в 1636 году был перенесён на нынешнее место и стал одной из баз в продвижении русских землепроходцев на восток России. В 1717 году в Канск были переселены 20 семей казаков из Красноярска.


К 1722 году была построена единственная в Красноярском уезде Спасская церковь. К 1735 году была увеличена площадь острога, и сюда начинают переселяться крестьяне, ремесленники, торговцы.


В 40-х годах XVIII века через Канск прошел Сибирский тракт, и в городе появилась почтовая станция.
В декабре 1822 года Канск получил статус окружного города. Купцы Канска занимались производством юфтевых кож, добычей золота. Жители Канска занималось в основном земледелием и скотоводством, летом многие уходили на золотые прииски.

К 1861 году Канск становится полноценным городом. Появляются заводы: мыловаренный, кожевенный, два салотопительных.
Начинают свою деятельность известные купцы Герасим Гадалов - основатель династии Гадаловых, купец 2-й гильдии Тимофей Савенков - отец археолога И.Т.Савенкова.

В 1897 году открылись Общество вспомоществования начальному образованию и народная читальня.
В 1911 году в Канске начал работать кинематограф купчихи А. П. Яковлевой на 300 мест - первое культурное учреждение города.

Канский краеведческий музей был открыт в 1922 году. До 1990 года размещался в здании Свято-Покровского собора. В настоящее время он размещается в отреставрированном здании первого в Канске кинотеатра «Фурор».

С 1925 года Канск - окружной центр Канского округа Енисейской губернии, с 1934 года - районный центр Красноярского края.

Во время Великой Отечественной войны в город был эвакуирован из европейской части страны ряд предприятий текстильной промышленности. В годы войны в Канске были построены хлопчатобумажный комбинат и гидролизный завод.

Сегодня небольшой сибирский город Канск - важный железнодорожный узел на Транссибе (станция Канск-Енисейский). Через город проходит автомагистраль М53.

В городе есть драматический театр


В Канске охраняется 14 памятников археологии,
в том числе стоянки Махаушка I и Махаушка II.

Среди достопримечательностей города - триумфальная арка «Царские врата»
Ночной вид


Собор Святой Троицы - первое каменное здание Канска (тогда еще острога)


Гадаловские торговые ряды

Гадаловские ряды, точная копия сгоревшего здания XIX века.

На территории Канска находится памятник природы - Сосновый бор, образованный в 1985 году в целях сохранения расположенного в черте города лесного массива. Площадь бора - 143,5 га.
Немного природы

В 1912 году в Канске числилось 55 человек ссыльных. Здесь жили декабристы К.Г. Игельстром, А.Е. Мозалевский, В.Н. Соловьёв, участники польского восстания и революции 1905-1907 гг., соратники Н.Г. Чернышевского.

В годы гражданской войны в Канске жили и творили В. Я. Зазубрин (Зубцов), В. А. Итин, Ярослав Гашек, которые здесь обрели свои семьи.
«Два мира» В. Я. Зазубрина – первый советский роман. «Страна Гонгури» В. А. Итина – первая советская научно-фантастическая повесть. Ярослав Гашек – автор книги «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Он писал в Канске не только эту знаменитую книгу, но и очерки, которые впервые опубликованы в журнале «Коммерсант» в 2002 году.

В Канске жил Заломов, прототип героя Павла Власова из романа М.Горького «Мать».

В Канск шли письма Бориса Пастернака на имя Ольги Илинской. Здесь она писала книгу «В плену времени », которая была издана в Англии.

В Канске рос будущий писатель Михаил Ошаров.

После сталинских репрессий, в городе проживало немало репрессированных, имевших очень высокий интеллектуальный, образовательный и профессиональный уровень. Например, брат Народного художника СССР Сарьяна — Н. П. Сариев, преподавал в детской музыкальной школе, во времена, когда её возглавляла Заслуженный работник культуры РСФСР Л. П. Крючкова. Именно её заслугой было признание школы образцовой в Красноярском крае.

Почему я так подробно пишу об этих людях? Потому что мне обидно, когда Канск, несмотря на 93 тысячи населения называют "деревней".

А ещё уроженец Канска актер Пермяков, Владимир Сергеевич - ставший известным благодаря роли Лёни Голубкова в рекламе МММ:)))
Последние 10 лет в Канске проходит Международный Канский Видео Фестиваль — фестиваль инновационного, альтернативного, авангардного видео (ежегодно в конце августа — начале сентября). Гран-при Канского видео фестиваля в противовес кинофестивалю в Каннах является «Золотой пальмовый секатор».
Канский фестиваль — это международный конкурс кино- и видеофильмов, а также видеоарта и всех смежных жанров визуального искусства на стыке кино и современного искусства. Он позиционирует себя как площадку для экспериментов, а также противопоставляет себя цензуре и Голливуду.