Искушения, связанные с причастием. О причащении

Оксана, Санкт-Петербург

Как объяснить нехорошее состояние после причастия?

Давно не причащалась. Тут в Чистый четверг решилась. Странно, что не успела я дойти до запивка, как меня охватил озноб, стало холодно и мурашки побежали по телу. Это было недолго, но существенно, потом я все списала на мою мнительность, мало ли что. В ночь на Пасху произошло то же самое. И тут я уже призадумалась, спросила у батюшки, и он меня напугал, сказав, что все плохо очень. Что делать-то, почему? Думаю, что за грехи, богохульство, наверное так. А что делать мне и что ожидать? Подскажите мне план моих действий.

Доброго здоровья. Ваш вопрос можно разделить на два направления. За что это и как выйти из этой ситуации.

Самое первое. Вопрос, за что это происходит с вами. Нужно честно сказать, что никто не знает ответ на данный вопрос. Святых людей, которые были раньше и могли дать ответ Духом Божиим, безошибочный и точный, — сейчас нет. А если вдруг предположить, что они где-то и есть, то мы о них, настоящих, не узнаем. По той причине, что чем святее человек, тем он смиреннее, то есть не кричит о себе на каждом углу. Совесть внутри самого человека подсказывает ему, за что это происходит с ним. Важно прислушаться к ней, если она не завалена хламом разных грехов и совсем уже не замолчала.

Другая сторона — это подготовка к причастию. Причастие без должной подготовки очень опасно, об этом всегда везде и всюду говорилось. Начиная с апостола Павла (К Коринфом, глава 11- я, стихи 27-30):

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

Второе направление ответа на вопрос — конкретный план действий.

  • Священное писание и толкование на него. Начать необходимо с Нового завета, с четырёх Евангелий и толкований на них Феофилакта Болгарского. Они есть в интернете, можно скачать бесплатно.
  • Творения Святых отцов и жития святых. Читать необходимо начать с древних, всеми признанных отцов и учителей церкви, а не новых.
  • Прочая литература. Весь упор необходимо сделать на первые две категории, то есть твердую пищу для ума.

Затем необходимо молиться утром и вечером. Необходимо наладить регулярное посещение церковных служб в храме. Нужно освоить пост — все четыре поста и среды с пятницами. Начать с простого: отказаться хотя бы от мясной и молочной пищи в посты. Потратить время, прочитать литературу о духовном отце, каким он должен быть. Молиться Богу, чтобы помог найти не прельщенного духовного отца. И найти его. К нему сходить на покаяние — таинство исповеди. Советоваться с ним по разным духовным вопросам. То, что подсказывает совесть, стараться исполнять. Вот краткая инструкция ваших действий.

cвящ. Валерий Духанин

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.

Количество записей: 43

Здравствуйте! У меня такая проблема, как только захожу в церковь, сразу становится не по себе, кружится голова, а как-то я был у гадалки, она сказала, что я хожу под чертом. Иногда кажется, что внутри что-то дёргается. И, если это имеет значение, я родился в пятницу, 13. Объясните, пожалуйста, что бы это могло быть?

Виталий

Виталий, к гадалкам ходить больше не надо, как бы еще хуже они Вам чего не сделали, а в храм ходите, не оставляйте, со временем это искушение от Вас отойдет. Это враг Вас не отпускает: то Вы к нему в гости ходили, к гадалке той, то, может быть, читали какую-то оккультную литературу, его тешили, а теперь Вы отвернулись от него и к Богу пошли. Как же ему такое понравится? Вот и злобствует, пугает, искушает, всякие ощущения почувствовать дает. А Вы не бойтесь! Зато через такие «фокусы» еще больше уверишься, что существует духовный мир. И когда будет плохо, можете даже сказать: «Спасибо, вражина, ты своими фокусами укрепляешь меня в вере: если в духовном мире существует такая дрянь, как ты, то, стало быть, существуют и ангелы, и Сам Господь, вот к ним я и стремиться буду!»

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Когда стою на службе, мне становится плохо - сначала подступает непрерывная зевота, потом плохо. Точно так же в метро. Врачи говорят, что это синдром сердечной недостаточности. Как быть?

Ираида

Вполне возможно, Ираида, так и есть. Во всяком случае, на духовную брань ситуация в метро совсем не похожа. Посоветуйтесь с Вашим приходским священником, возможно, у Вас в храме просто душно.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка. У меня тяжёлая ситуация - у тёщи шизофрения, а у жены некое психическое заболевание, из-за которого у нас весьма ограничена способность к брачному сожитию. Тёща, уходя из дома, выключает электроприборы, жена выключает их перед сном, потому что "они пищат". Жена захотела шкаф с зеркальными дверями, я ей его купил, так она перелегла спать в другое место - зеркал боится. Ни меня, ни священников не слушается, зато по всем вопросам обращается в интернет, либо к подругам В спорных ситуациях неспособна к спокойному диалогу, сразу же срывается на истошный крик, даже если на часах два ночи. Доходило до битья посуды и швыряния телефона. В субботу из-за неё мы не пошли в храм, потому что "в субботу надо в храм идти, только если будешь причащаться". И это несмотря на то, что на дворе пост! Потом и вовсе выдала мне такое, от чего я до сих пор в ступоре: "Мне в храме плохо, вера ничем не подтверждается, зачем Богу мои мучения, меня ведь никто не спрашивал, чтобы я появилась на свет". Много и других страшных слов наговорила, когда же я спросил её: "Так ты христианка или нет", ответила: "Я не знаю". Как это не знаю! Жить с ней стало невыносимо - я постоянно боюсь, что она на себя руки наложит, наверное, от этого скоро сам умом тронусь. Батюшка, венчавший нас, разводиться почему-то не разрешает, хотя к этому есть все причины. Что мне делать?

Алексей

Дорогой Алексей, необходимо много терпения и любви в Вашей ситуации. Вашей жене плохо, она нервничает, и надо понять, отчего и почему, какие проблемы так ее гнетут. Если это поражение психики, необходима консультация врача, и много может понадобиться усилий, чтобы она согласилась пойти. Прислушивается больше, чем к Вам, к подругам - значит не очень сложился общий язык. Вы, похоже, скорее человек рационального склада ума, а жена больше живет эмоциями. Учитесь взаимопониманию, идите на контакт, который ей понятен. Потихоньку разберетесь, в чем дело. Пока же надо с пониманием относиться к неожиданным, кажущимися странными поступкам, как, например, выключение электроприборов. Некоторые люди особо чувствуют то-ли электро-, то-ли магнитные поля, и испытывают дискомфорт от электротехники. Не разобравшись, в чем внутренняя проблема, остерегайтесь давить на соблюдение внешней стороны. Не апеллируйте к понятиям «ты - христианка». Здесь помогут не слова, а горячая молитва за супругу. Да поможет Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать, как поступить, если в церкви становится плохо? Когда стою на службе - чувствую себя очень плохо, в ушах звон, тошнит. Бабульки, которые там, говорят, что, несмотря на это, надо стоять. А я не могу - очень плохо. А в церковь хочется. Подскажите, как поступить? Благодарю!

Катя

Катя, во-первых, не бояться и не смущаться, так бывало со многими, это пройдет. Во-вторых, понять, что эти состояния на нас обрушивает дьявол, наш враг, если не будете отступать и пасовать, то победите: он только попугать может нас, а реально навредить ему Господь не даст. А с другой стороны – чем это не подкрепление в вере?! Видите, как он действует? А нас тем самым невольно уверяет, что реально существует духовный тонкий мир, и что в этом мире кое-кому очень дурно из-за того, что мы идем к Богу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. В моем мировоззрении все поменялось после того, как я пришла к вере, но когда я прихожу в храм, я не могу сдержать слез, особенно когда слышу пение или стою у чудотворных икон, а на исповеди вся дрожу, и так мне стыдно, и рыдания душат, что слова сказать не могу, зато потом как гора с меня сдвинулась, но плакать не перестаю. Мне стыдно от этого, никто не плачет, а я в слезах, и люди смотрят, мне уже стало страшно ходить в храм, а вдруг опять расплачусь. Что это, как с этим бороться?

елена

Да не надо с этим бороться, Елена, это очень хорошо! Слезы умиления – это замечательный дар. Если они текут, не удерживайте, не стесняйтесь. Не надо, конечно, как-то искусственно их вызывать у себя или подогревать какие-то другие эмоции в храме, но если уж слезы есть, не смущайтесь: поплакать о своих грехах, о своей жизни – это хорошо.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, я сегодня с мамой был на утренней службе, прошло минут 30-40, и мне резко стало плохо, начало гореть в голове, звенеть в ушах, закрывались глаза, терялся в пространстве. Я с трудом дошел до лавочки, мне стало немного легче, потом меня вывели на улицу и мне стало хорошо, и я вернулся в храм. Это уже второй раз, подскажите, пожалуйста, что со мной происходит? Спасибо.

Даниил

По разным причинам это может происходить, Даниил. И от духовных причин, когда нас бес искушать начинает, и просто от духоты в храме и дыма свечей, если их слишком много. Лучше всего поговорить об этом со священником на исповеди: здесь потребуется совместно покопаться в причинах.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я беременна! После того, как я это узнала, не могу выстоять ни одну службу. До этого всё было в порядке. Подскажите, пожалуйста, что делать и почему так происходит? Спасибо.

Марина

Здравствуйте, Марина. Лучше думать сидя о Боге, чем стоя о ногах. Выстаивать службы совсем не обязательно. Можно их высиживать. А вставать только в самые ответственные моменты – на чтение Евангелия и на Евхаристический канон. Главное, чтобы Вы не забывали молиться. Стыдиться тут нечего. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Батюшка, помогите мне, пожалуйста. Иногда, когда я прихожу в церковь, мне хочется плакать. Порой слезы сами идут из глаз во время служения, без объяснимой причины. Скажите, нормально ли такое явление? Не понимаю, почему мне хочется плакать.

Маша

Маша, просто душа истосковалась без Бога. Вы бы, лучше всего, приготовились как-нибудь к исповеди, причастию, пришли бы пораньше с утра на службу, покаялись в грехах, очистили душу, и с чистой совестью причастились бы. Вот было бы утешение для души! И делали бы это почаще. А так, конечно, положение наше плачевное – и грехов море, и над очищением души от них мы, будем откровенны, не трудимся, как нам положено. Вот и польются невольно слезы.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Когда венчали в церкви, упала в обморок, но венчание батюшка провел до конца через какое-то время. Мамина подруга спросила у служителей церкви, как к этому относиться, они сказали, что все тяготы семейной жизни я буду нести на своих плечах и нужно набраться терпения. Так ли это на самом деле? И ещё вопрос, слышала, что по усопшим нельзя плакать, им там плохо, так ли это?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Думаю, такое странное объяснение дал не священник, а какая-нибудь служащая храма из разряда «церковных бабушек». Верить таким объяснениям не следует. Еще святой апостол Павел предупреждал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим., 4;7). Семейная жизнь сама по себе является совместным несением Креста, и обмороки здесь не имеют никакого значения. По отношению к умершим мы должны скорбеть, но с надеждой на милосердие Божие и вечную жизнь. Безутешный плач может говорить только о нашем неверии.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! У меня есть подруга, с которой у меня много общих интересов, и личных, и профессиональных. В этом году она объявила себя "целителем" после нескольких занятий с человеком, называющим себя колдуном. Теперь она «лечит» людей заговорами и, как она говорит, молитвами; «берет силу» от деревьев. Мне это чуждо, передо мной как стена выросла, после лет десяти хорошего, плодотворного общения мне совсем расхотелось общаться. И самое для меня удивительное, что я не могу с ней в церковь входить, просто зайти, свечку поставить, не могу помолиться, если она рядом со мной. Так и остаюсь у порога, а она входит. Не могу молиться рядом с «целителем». Что это, гордыня моя? Как мне себя вести?

Лариса

Лариса, всякие «целители», «колдуны», «экстрасенсы» - это слуги темных сил. Ваша знакомая использует магию – это колдовство, это богопротивно. Если не получается убедить, то лучше держитесь подальше от такой «подруги», а то, чего доброго, общаясь с ней Вы и сами станете «лечить людей». Это не гордыня, просто Ваша душа чувствует, что это не от Бога. В церковь ходите без нее, одна. Или найдите себе другую подругу, православную.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Недавно, в возрасте 63 лет, у меня умер папа. Крещение он принял осознанно в 40-летнем возрасте, но в церковь не ходил. Говорил, что ему там плохо, что с детства чувствовал себя там неуютно, что-то типа страха. Да и спина у него всегда сильно болела, он не мог долго стоять. Не знаю, всегда ли после крещения, но, по крайней мере, последние лет десять постоянно носил нательный крест. Молитв, думаю, он не знал, хотя, может, и ошибаюсь. Но практически каждый день подходил дома к иконам, крестился, о чём-то просил Бога. Последнее время мне казалось, что он всё больше духовно приближается к Богу. Но в то же время отдаляется от него в поступках: страдал грехом винопития. Умер он (был трезв) скоропостижно, от инсульта. О чём я теперь очень сожалею, если бы он хоть несколько дней полежал, может, мы смогли бы пригласить в больницу или домой священника. Но, значит такова была воля Божья. Может ли иметь надежду на спасение душа человека, который к Богу обращался, но в храм не ходил? Как молиться за него?

Татьяна

Таня, мы – христиане верим, что суд Божий милосерднее суда человеческого. Молитесь за папу и не отчаивайтесь. Ваше усердие – его оправдание перед Господом, что у него дочь – христианка.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, добрый день! Сегодня была на исповеди в записке были перечислены мои грехи: раздражение, обида, осуждение. Батюшка упрекнул меня в том, что сколько можно нервничать. Советовалась с ним, что после святоотеческих книг для меня этот мир видится враждебным, переживаю за ребенка, что много обильной разрушительной информации в мире... Батюшка сказал, что на ребёнка может только повлиять моя нервозность. Мне немного стало обидно. Я стараюсь исправиться, мне сложно уйти от своих страстей, каюсь, молюсь, прошу Бога о помощи, хочу, чтоб ребенок был здоровым и благочестивым. Сегодня снова мне было плохо в храме.

Марина

Марина, ситуации, подобные той, которую Вы описали, являются просто проходными, обыденными для духовной жизни. Да, духовники, бывает, нас укоряют, иногда бывают с нами даже очень строги. И есть за что! Если нас все время гладить по головке, что из нас вырастет? Надо помнить, что мы в храм пришли не ласкателей искать, а серьезных духовных людей. Те из прихожан, кто пришел лишь за тем, чтобы их пожалели, поверьте, очень скоро от храма отваливаются. Не скорбите, постарайтесь принять укор священника с мудростью: нам не на что обижаться – мы делаем только первые неумелые и довольно ленивые шаги в вере, по пути спасения. Укоры и встряски – наши дорогие гости, без них, в ласкательстве и неге, никто из нас не спасется.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Я на Воздвижение Господне пошла в храм на раннюю службу. В этот день у меня был день рождения. Поставила свечи святым, простояла на службе 50минут. Потом мне резко стало плохо во время прочтения Евангелия, в глазах потемнело и началась тошнота, на ногах я не могла удержаться, понимаю, что сейчас упаду. Со мной такое впервые. Я вышла из храма, но и свежий воздух мне не помог, пошла домой. Дома лучше не становилось. Я верю в Бога, магией не занимаюсь, хожу в храм. Не могу понять, почему так произошло. Очень хотелось простоять до конца службы, но состояние не позволяло. Мне очень стыдно и неловко, что я покинула храм в такой момент, ведь так нельзя. Почему так, и с чем это может быть связано?

Вивея

Дорогая Вивея, не придавайте значения произошедшему, если это не повторится. Если же это станет регулярным явлением, обратитесь к врачу. В Вашем возрасте произошедшее может быть причиной гормональных изменений в организме. И, конечно, молитесь перед службой, чтобы Господь помог и больше это не повторилось. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

После походов в церковь на службу, на исповедь, на Причастие, я уже несколько раз себя плохо чувствовал. Скажите, о чем это говорит? Подскажите, что делать? Спасибо.

Петр

Петр, я не склонен сразу придавать этому недомоганию какой-то духовный оттенок, хотя и такое, конечно, бывает. Думаю, это может быть следствием усталости, ранних подъемов на службу поутру, может быть, духоты в храме. Не спешите переживать. Но и молиться не бросайте, а то бес воспользуется этой ситуацией и будет симулировать для Вас такие приступы, лишь бы в храм не пустить.

игумен Никон (Головко)

Благословите, батюшка! В последний раз, когда я только причастилась и уже дослушивала Благодарственные молитвы, у меня неожиданно пошла носом кровь. Я не знаю, с чем это связано, только думаю, что все происходит не случайно, и это считаю тоже не просто случаем. И еще мне сразу дали салфетку, она вся была в крови. Что мне с этой салфеткой сделать? Выкидывать я ее не стала, ведь это все произошло после принятия Святых Тела и Крови Христовых.

Светлана

Светлана, салфетку можно было просто выбросить, не надо добавлять мистицизма к таким простым вещам, да и ситуации, даже, если она произошла после причастия. Все хорошо! Не переживайте.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Ходила на причастие в день своего рождения, разболелась голова в церкви, а после стала очень раздражительная, нервная, даже поскандалила в магазине с продавщицей, меня удивило мое поведение. Сегодня второй день, и состояние тоже. Что это может быть?

Наталья

Наталья, это - самое банальное искушение. Жаль, что Вы ему поддались. Так часто бывает: враг нападает на человека либо перед тем, как он собирается в храм, либо после. На будущее будьте бдительнее.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня нет большой возможности посещать церковные служения, потому что я живу от ближайшей Церкви очень далеко, и мой дедушка не может меня возить каждый раз, поэтому я молюсь часто дома. Но с перерывами: например, первую неделю я молюсь, и вторую тоже, но вот на третей неделе уже лень. И вот, спустя одну неделю, я начинаю опять молиться, и с утра мне (во время молитв) становится очень плохо! Я прервалась, прилегла и потом опять продолжила. И опять мне стало так плохо, что я даже не смогла стоять на ногах! Такого ранее не было! Только в Церкви разве что.

Анна

Анна, молитву оставлять не надо, тем более Вам, в Вашем положении, когда Вы не можете часто бывать в храме и получать духовное подкрепление. Постарайтесь по крайней мере, когда у Вас получается приехать на богослужение, неопустительно исповедоваться и причащаться, это Вас очень укрепит. А если долго нет возможности попасть на службу, то можно и договориться со священником, чтобы он причастил дома. Придерживайтесь пока этих несложных правил, и я надеюсь, Ваша немощь пройдет.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Я нахожусь на пути к воцерковлению. К сожалению, не являюсь крепким и выносливым человеком. Не отличаюсь крепким здоровьем, страдаю частыми головными болями, сильно утомляюсь. Для меня даже отстоять службу в храме - серьезное испытание. Из-за этого и храм посещаю не часто (в зависимости от самочувствия). Я понимаю, что Господь каждому из нас дает те испытания, которые он способен вынести, для нашего же блага. Тем не менее, испытываю чувство вины из-за того, что не могу стать доброй христианкой! Как быть? Что вы посоветуете, батюшка? И еще 1 вопрос. Возможно ли сокращать утреннее и вечернее правило? Существует ли какой-то обязательный минимум утренних и вечерних молитв? К сожалению, у меня зачастую не хватает сил и времени читать все утренние и вечерние молитвы, которые содержатся в моем молитвослове.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Случившееся можно объяснить физическими причинами. Возможно, шестичасовое напряжение не по силам девочке-подростку. Не сомневайтесь, Господь Бог слышит молитвенные обращения всех, кто пришел поклониться Святым Мощам Блаженной и подвиг вашего стояния не остался незамеченным Богом. Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! В воскресенье я ходила на исповедь и причастие. Уже после исповеди (на службе) мне стало плохо (разболелась поясница, голова закружилась). После причастия стало еще хуже - дома до вечера лежала, к тому же еще депрессия какая-то началась, такая тяжесть на душе... Но вечером все неожиданно прошло - боли утихли, и настроение стало прямо замечательным. Что это значит? Как это расценить? Когда раньше я ходила в церковь - я отдыхала там душой. Никогда в церкви плохо не было. К причастию готовилась - это для меня очень важно было. Последний раз на причастии была лет 15 назад...

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия. Поздравляю Вас с принятием Святых Христовых Таин. Тот, кто 15 лет удерживал Вас от Святого Причастия, не сразу сдается, всеми силами старается навести уныние на человека, но под действием Благодати Божией в конце концов отступает. Старайтесь чаще приступать к Исповеди и Святому Причащению, чтобы не подвергать себя таким нападениям вражьих сил. Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

1

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг - дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения , как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать . Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им - самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля - тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием - существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе ».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.

Я воцерковляюсь почти 4 года, но каждый раз перед Причастием бывают очень сильные искушения. То ситуации складываются скандальные, то я сама нахожусь в каком-то конфликтном состоянии, конфликтую и остановиться не могу, но всё равно прочитываю молитвы, исповедуюсь и стараюсь причаститься; то вообще какие-нибудь непреодолимые препятствия возникают, а я постилась и готовилась и т. п., то уныние нападёт, то дикая лень. В этот раз, например, помолилась, попросила Богородицу, чтобы спокойно, без приключений подготовиться к Причастию, в мирном духе. Подготовилась-то спокойно, но вот стою уже у самой Чаши, а сзади женщина напирает. Передо мной с детьми лезут, конечно, пропускаешь их, ну, мужчин тоже. И вот мы стоим стеной, пропускаем всех вперед идущих, позади нас ещё ряды стоят. А эта женщина к моему уху наклонилась и прямо зашипела с великим раздражением мне: “Девушка, вы хоть куда-нибудь шаг делайте!”. Чем я виновата, что она именно за мной стояла. Я промолчала. Причастилась. Но потом, неприятно было. Это так у всех и это нормально, или это у меня такие искушения, а должно быть всё мирно? И еще вопрос: у меня с работой не ладится. Повторяется примерно одно и то же: устраиваюсь на работу, всё хорошо, меня ценят. Через несколько месяцев меняется руководство и новый руководитель вынуждает уволиться. Так повторяется уже 6 лет. Может ли это быть родовым проклятием?

Уважаемая сестра!

Абсолютно достойными Причастия, как бы нам этого ни хотелось, мы никогда не будем. Но готовиться и стараться надо. Старайтесь причащаться чаще, просите Спасителя, чтобы Вам в Причастии обрести Христа в своём сердце. Важно понимать, что частота причащения не должна быть самоцелью - непременно причащаться каждую неделю или каждый праздник. Если не получается, значит так Богу угодно. Дело не в количестве, а в том, с каким сердцем мы принимаем Святые Дары.

На искушения старайтесь обращать как можно меньше внимания, искушения приходят и к святым. Старайтесь не судить тех, кто доставляет вам огорчение и в храме и на работе - те, через кого искушение приходит, очень часто сами даже не догадываются, что искушают кого-то.

Советую вам пропускать вперёд тех, кто спешит и толкается, особенно у Чаши Причастия. Многие христианки сознательно стараются причаститься позже всех, памятуя слова Христа: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мк. 10:31). Дети и мужчины традиционно причащаются первыми. Кроме того, не забывайте, что как бы длинна не была очередь ко Причастию, НИКТО не уйдёт не причастившись. И если кто-то причастился в первых рядах - он так же, как и причастившийся последним, должен молиться в храме до окончания богослужения. Причастие - это не окончание Литургии.

Что касается работы - будьте хозяйкой своей жизни, нам Бог дал свободную волю, которую даже Он не ограничил. Цените это, люди с нами поступают по-разному, но наше право и наша воля - обижаться на них или нет. И это право у нас никто не отнимет, если не отдадим сами. Меньше надо думать о том, что про нас думают, важно то, что о нас думает Бог. Мы от Него зависим, наша жизнь, здоровье, здоровье наших детей, наш хлеб и все земные блага. И помните, что всё, что с нами происходит хорошее, или не очень, - всё происходит не без Его воли. Ни один волос с головы нашей не упадет без воли Божией. Нет ничего на свете сильнее силы Божией! И поэтому, если уж и пришлось заболеть или пострадать, то надо принять это со смирением - Господь попускает этому быть для нашей же пользы, чтобы мы стали духовно лучше.

Человеку, живущему в мире с Богом и исполняющим Его заповеди, не страшны никакие проклятия и порчи. В Православной Церкви нет такого понятия как родовое проклятие. Родовое проклятие - это наследственное, духовное заболевание, если человек порабощен какой-либо страстью, то он передает её потомству, как тяга к алкоголю у потомков алкоголика. Грех отделяет человека от Бога, грешный человек удаляясь от Бога, отдаляется от Его Благодати.

Зачем нужно причащаться, должны ли быть после причастия особые ощущения

Чаще ходите в храм Божий, исповедуйтесь и причащайтесь. Помолитесь Богу усердно, попросите Его помочь Вам найти выход из сложившейся ситуации, просите Его о защите, о том, чтобы Он руководил вашей жизнью.

Молитесь и за живых, и за умерших. В каждом "Молитвослове" в "Утренних молитвах" в молитве "О живых" перечислено о ком мы должны молиться ежедневно: "Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников (имена), наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан". Молитесь за своих сотрудников и начальников - обязательно. Перед работой читайте молитвы перед началом всякого доброго дела. Устраиваясь на новую работу, возьмите благословение у священника.

Молитесь каждый день. Читайте 90-й псалом и молитву «Да воскреснет Бог» (есть в молитвах на сон грядущим). Старайтесь читать Евангелие, послания апостолов, псалмы в течение дня. Пейте утром натощак святую воду и съедайте частичку просфоры. Можно и умывать лицо святой водой. Молитесь, Господь поможет Вам справиться со всеми проблемами в жизни.

Молитвенное правило не должно быть правилом ради правила. Молитвы в молитвослове - только образцы, на которые мы должны равняться. Молитву же надо не "вычитывать", а произносить, сохраняя внимание на каждом слове. Если не получается внимательной молитвы по молитвослову, лучше помолиться Богу своими словами, рассказать о том, о чём болит душа, как если бы Вы рассказывали об этом любимому и любящему Вас отцу или другому близкому и понимающему человеку. Молитва не должна быть вычитыванием текстов, молитва - это наш разговор с Богом. Настоящий живой разговор. Важно не забывать об этом. Живая молитва от сердца никогда не останется без отклика.

Может пройти долгое время в покаянии и молитве, прежде чем Вы почувствуете облегчение своего состояния. Живой Господь смотрит на наше сердце и душу, а поэтому и приношение и служение наше Господу должно быть живым, исходить от чистого сердца и смиренной души. Главное - просите от всего сердца с верой. Господь поможет Вам.

Храни Вас Господь!

Что нельзя делать после причастия?

Люди, которые редко посещают церковь, но стремятся к Богу, часто интересуются, что нельзя делать после причастия, ведь в народе ходят слухи о том, что после таинства вкушения истинного Тела и Крови Господа стоит воздержаться от многих житейских утех и от физического труда. О том, что многие из этих поверий выдумка, знают лишь священники и те прихожане, которые истинно веруют и регулярно ходят в храм. Хотя и они рассказывают, что некоторые запреты вполне реальны.

Псевдо-правила поведения в храме после причастия

Иногда можно встретить информацию о том, что после причастия нельзя прикладываться к иконам и целовать руку священнику. Это неправда. Частицы святых тайн ополаскиваются «теплотой», поэтому их невозможно растерять. Стоит даже становиться на колени во время молебна, если это делают остальные прихожане.

Почему нельзя спать после причастия и можно ли работать физически?

Чтобы попасть на утреннее богослужение, надо встать часов в шесть. Пока служба закончится, многие прихожане успевают устать. По приходу домой у них появляется возможность вздремнуть, но нежелательно делать это, ведь только бодрствование помогает сохранить благодать, полученную после причастия. Лучше почитать Святое Писание и провести время, раздумывая о Господе. Таким образом, человек сможет сохранить чувство праздника в душе на более длительный период. Эта рекомендация не касается маленьких детей.

Если богослужение проходило в обычный день, работать можно, но в первой половине дня лучше заняться чтением духовных книг.

Правда ли, что после причастия нельзя мыться и есть пищу, из которой надо выплевывать косточки?

О том, что после причастия запрещается мыться, иногда говорят даже священники. Но, это очередное суеверие, о котором ничего не написано в церковных книгах. То же самое можно сказать и о ягодах с косточками, и о рыбе.

Особенности отношение между близкими людьми после причастия

В день, когда было совершено таинство, супругам не стоит вступать в интимные отношения. Об этом часто напоминают священники, но вот почему после причастия нельзя целоваться даже с собственными детьми или родителями? Вот это правило, скорее всего, является выдумкой. Церковь умалчивает о необходимости отстраняться от младенца, которого обычно целуют по сто раз на дню.

Помните, что причастие – это таинство, которое позволяет почувствовать себя ближе к Господу. Никогда не грешите и умейте отличать суеверие от истинного правила, которым должен руководиться каждый христианин!

Матушки.ру

Батюшка, некоторые люди смущаются тем, что не испытывали радости после причастия Святых Христовых Тайн. Что можно им посоветовать?
- Святитель Феофан Затворник пишет о таких случаях, когда человек не испытывает радости после причастия. Так, например, умирающая монахиня, не ощутив такой радости, решила, что она причастилась в суд и осуждение. Святитель Феофан отвечает ей, что поскольку она причащалась на смертном одре, то тело было уже омертвевшее, бесчувственное. Поэтому она и не испытала радости. Причастие было не в суд и не во осуждение, и это доказывается прежде всего именно тем, что здоровье ее после Причастия поправилось, она ожила. Может быть, если причастилась бы в другой раз, почувствовала бы радость.
Человек состоит из души и тела, и в этой пасхальной радости причастия участвует не только его душа, но и тело, и в частности, нервы. Если человек страшно болен, пребывает в бесчувствии, в утомлении болезнью, он действительно может ничего не ощутить. И вообще, по свидетельству Святых Отцов, Божия благодать по большей части действует невидимым образом. Она спасает нас, меняет нас, но нам не полезно видеть эти перемены, потому что мы тут же начинаем превозноситься, что-то приписывать себе, мнить о себе нечто. Мы не можем увидеть в себе Божию благодать по нашему недостоинству, хотя благодать эта действует объективно.
Благодать Божия поселяется в душе человека, начиная с момента его крещения. И дальнейшая жизнь христианина есть раскрытие этой благодати путем исполнения воли Божией и заповедей Евангелия. А раскрывается она в разных людях по-разному: в одном — в первый час, в другом — в одиннадцатый. (Так и таланты: этому Бог дал одни, другому — другие, это решает Господь.)
Поэтому идти причащаться нужно не в ожидании каких-то переживаний, а с чувством своего глубокого недостоинства, как больной приступает к врачу для исцеления — для прощения грехов. Ведь ощутить благодатную радость может человек, исцеленный от греха, способный к такому ощущению.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), говорит, что человек, часто согрешающий, не ощущает благодатной радости, потому что ему непривычна такая радость, он не в состоянии ее воспринять, оценить, прочувствовать. Например, есть и такие земные вещи, которые грубый человек не понимает. Скажем, классическая музыка и поэзия. Есть люди, тонко чувствующие поэзию, а есть такие, которые не понимают ее и никакой красоты и радости от поэзии и от классической музыки не чувствуют. А то, что касается вещей духовных, то тут нужно еще более тонкое устроение человека. Поэтому иногда Господь дает ощутить радость, а иногда — нет. Это зависит от Промысла Божия.
Я как священник служу несколько раз в неделю и причащаюсь несколько раз в неделю. Если каждый раз я буду ощущать такую пасхальную радость, то по своей немощи обязательно начну превозноситься. Поэтому мне это неполезно. Служение Божественной Литургии уже доставляет мне большую молитвенную радость. А радость причастия чувствуешь не всегда, тем более, что в течение дня обычно бываешь занят различными делами. В начале дня послужишь и причастишься, потом идешь в мир, работаешь с людьми, занимаешься решением каких-то хозяйственных вопросов, едешь куда-то по делам храма. Я должен исполнять свое послушание, ибо послушание превыше всего.
Не надо гоняться за радостью. Если человек гоняется за радостью, значит, у него неправильное устроение, можно сказать, что он проявляет своего рода духовное сладострастие.
Недавно вышла замечательная книга, которую издал Сретенский монастырь: "Франциск Ассизский и католическая святость"(Франциск Ассизский и католическая святость. М, 2001.) Эту небольшую брошюрку я советую прочитать всем православным. В ней наглядно показано отличие православной духовности от духовности католической, которая является своего рода прелестью. И в Православии много людей, которые стремятся к тем переживаниям, к тем восторгам, к которым стремился Франциск Ассизский. Святитель Игнатий назвал его "западным сумасшедшим".
Основной мотив этой книги, написанной диаконом Алексием Бекорюковым, тот, что если мы с католиками даже когда-то договоримся (что маловеро- ятно, но все-таки если это предположить) о единстве догматов, о главе Церкви, о каких- то обрядовых разногласиях, то все равно мы не сможем с ними соединиться по причине различия в понимании духовной жизни. Православное понимание духовной жизни, духовности в целом, понимание молитвы и вообще опыт богообщения очень сильно отличается от католического. Автор книги это доказывает на примере Франциска Ассизского, и, в частности, сравнивает: в чем заключается понятие святости у право- славных и в чем она находит выражение у католиков. Приводится богатый материал, различные жизнеописания Франциска Ассизского, слова святителя Игнатия (Брянчани- нова). И сравниваются два вида духовной радости — православной и католической, которая на самом деле является прелестью.
Почитайте и сделайте вывод: как нужно молиться, чему нужно радоваться и к чему нужно стремиться православному человеку. По слову св. Иоанна Лествичника, мы должны "отвергать приходящие радости рукою смирения, чтобы не принять вместо пастыря — волка". Католики никогда так не делают, они стремятся к восторгам, радостям, и для них в этом — смысл духовности. А для православного смысл духовности — богоугождение. Радость или крест, по большей части крест, следование крестным путем — вот в чем православная духовность.
— Вероятно, перед причастием не нужно искать в себе какие-то радости и ощущения, переживать о том, есть они или нет. Нужно, наверное, просто молиться, и все?
- Да, мы должны придти в храм и молиться Богу. Прежде всего, просить у Господа прощения наших грехов и благодарить Его за то, что Он воскрес Сам и совоскресил нас Собою. Вот что должно быть содержанием нашей молитвы. В этом должен пребывать наш ум. Если мы правильно живем, правильно настроены, то обязательно этой нашей молитве будет сопутствовать и радость. И покаянная радость будет во время Великого Поста, и радость о Воскресшем Господе будет в Светлое Христово Воскресение.
— Батюшка, перед причастием положено несколько дней поститься. А если хочешь причаститься на Светлой седмице, нужно поститься перед причастием или нет?
- Этот вопрос задают очень многие. Прежде всего, давайте ответим на вопрос, можно ли и нужно ли причащаться на Светлой седмице. Насчет можно ли — никаких канонических запретов на это нет: Литургии служатся, и священник по-прежнему каждый день призывает верных "Со страхом Божиим и верою приступи- те!"
Есть особые обстоятельства. Например, человек уезжает в какую- то далекую страну, где нет православного храма, или ложится в больницу на операцию.

Оптина Пустынь

Может быть, Великим постом он не мог по каким- то причинам причаститься. Тогда он причащается на Светлой седмице. Это ответ на вопрос: "можно ли?"
Теперь — что касается "нужно ли?" Святитель Феофан Затворник пишет, что древние христиане причащались действительно на каждой Литургии: и Великим Постом причащались на каждой Литургии, и в Светлое Христово Воскресение причащались на каждой Литургии. Но, как пишет Святитель Феофан, "для того, чтобы так причащаться, нужно соответствующим образом и жить". Сейчас очень многое изменилось. Мы уже совсем другие люди. Когда человек постится сурово, соблюдает Великий пост так, как положено по Типикону (раз в день вкушает пищу, постится без елея, как это делали в древности все христиане), то, конечно, на Пасху он заработал эту пасхальную радость — возможность причащаться каждый день Светлой седмицы.
Конечно же, наш Великий пост уступает этому идеалу и по количеству, и по качеству подвига. Многие хотели бы следовать Церковному уставу, но не умеют правильно это делать, а у многих просто не хватает здоровья. И поэтому мне кажется, правильнее несколько раз причастившись Великим Постом, а может быть, лучше в день Святой Пасхи, счесть себя недостойным и не причащаться на Светлой седмице. Это мое личное мнение, но есть храмы, прихожане которых причащаются каждый день Светлой седмицы. Вообще, канонически никакого препятствия к этому нет. Например, в нашем храме причащают на Светлой седмице всех желающих. Я считаю, что этот вопрос лучше решать со своим духовником. И если он решается положительно, я думаю, причаститься можно.
Как готовиться к причастию на Светлой седмице? У Святых Отцов я ответа на этот вопрос не нашел. Нашел я его в одной из современных брошюрок. Поскольку на Пасху поститься нельзя, то вечером, перед причастием, лучше обеспечить себе рыбный стол. Такое мнение не имеет основания у Святых Отцов, однако по опыту знаю, что многие пастыри так благословляют.
— Батюшка, как пасхальная радость может совмещаться с покаянной Иисусовой молитвой?
- Дело в том, что люди, занимающиеся непрестанной молитвой Иисусовой, не должны оставлять этого делания даже на Пасхальной седмице. В свое время мой духовник говорил, что предпочтительнее в это время петь про себя пасхаль- ные песнопения. А человек, привыкший творить молитву Иисусову, уже настолько преуспевает в ней, что она не противоречит пасхальной радости.
Ведь пасхальная радость рождается из покаянной молитвы. Правильное покаяние рождает в душе, по слову преп. Иоанна Лествичника, "радостно- творный плач". И человек, знакомый с радостью покаяния, с легкостью покаяния, понимает и радость Святой Пасхи. Он радуется весенней природе, храму Божию, видит эту радость на лицах людей, приходящих в храм, но себя он считает грешником, недостойным этой радости. С одной стороны, благодарит Господа за радость Пасхи, а с другой — исповедует свои согрешения: "Настала Пасха, но я, грешный, менее грешным все же не стал. Все мои грехи со мной, я и на саму Пасху нагрешил, и сегодня, к великому сожалению, уже нагрешил, поэтому я вижу, что пасхальной радости я не достоин. Моя душа нуждается в покаянной Иисусовой молитве. Может быть бесстраст- ный человек, который совсем не имеет грехов, не нуждается уже в Иисусовой молитве. Но мне эти состояния неизвестны".
— А может ли быть духовная радость без покаяния? Ведь обычно такая радость и вытекает как раз из покаяния?
- В общем-то да. Пасхальная радость, например, рождается из Великого Поста, из покаянной радости.
— Разве может быть горячей монотонная молитва?
- Я упомянул уже про книжечку о Франциске Ассизском. Католики, например, молятся очень горячей молитвой, но внешней. Это экзальтирован- ная, чувственная молитва, которая уводит человека от собственно настоящей молитвы. Человек начинает созерцать себя, переживать какие-то свои состояния…
В православной молитве самое главное — хранить внимание. Внимание и покаянный настрой. Причем этот настрой не нужно как-то "выжимать" из себя, он приходит сам собой, когда человек внимательно творит молитву Иисусову. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) запрещает молиться "с выражением". Поскольку мы являемся людьми падшими, то ничего не можем выразить в молитве, кроме нашего падения и кроме действия страстей.
"Предоставь действовать на сердце словам молитв, написанным святыми людьми",- говорит святитель. Они выразили в словах молитвы святые мысли и святые всчувства, поскольку сами были святы. А поскольку все молитвы в нашем молитвослове написаны людьми святыми — утренние, вечерние, молитвы ко святому причащению,- то те чувства и переживания, которые там изложены, обязательно передаются и нам.
Когда же мы внимательно,- погрузив свой ум в смысл читаемых нами слов — читаем молитву Иисусову, пусть даже как-то монотонно, но поскольку по сути своей она покаянная, то сердце рано или поздно начнет сочувствовать этим словам и само начнет рождать из себя очень тонкое покаяние. И пусть по виду это будет внешне монотонно, но сердце будет действительно оживать.
Слова, по святителю Феофану,- это только канва молитвы, а собственно молитвой Святые Отцы называют возношение ума и сердца к Богу, молит- венные чувства души. А они каждый раз очень разнообразны. Например, вы разговари- ваете каждый раз с одним и тем же знакомым человеком, с вашим хорошим другом. Каждый раз встречаясь с ним, может быть вы говорите об одном и том же, обсуждаете одни и те же новости (по крайней мере, подробно излагаете события). Но каждый раз вы воспринимаете этого человека по-разному. Если бы каждый раз при встрече с этим человеком вы переживали одно и то же, вам просто стало бы скучно и неинтересно. Если так бывает в общении между людьми, то тем более — в общении души с Богом.
Поэтому св. Иоанн Кронштадтский сказал, что человек, молящийся внимательно, каждый раз находит в молитве что-то новое для себя: и новые мысли, и новые чувства. И человек, который действительно молится, знает такие переживания.
— Батюшка, я прочитала брошюрку "Как правильно приготовиться к Причащению". В ней есть такая цитата из Симеона Нового Богослова: "Если по Божественному Слову, вкушающие Плоть Господа и пиющие Кровь Его имеют жизнь вечную,- а мы, когда причащаемся, не чувствуем, чтобы при этом было в нас что-либо сверх того, что бывает от обыкновенной пищи и не сознаем, что получаем иную жизнь, то очевидно, что мы причащаемся только хлеба, а не Бога". Не могли бы вы это прокомментировать?
- Понимаете, то, что здесь написано, относится к людям высоко духовным. Поскольку каждый из нас, наверное, далеко не всегда чувствует радость переживания причастия, то для нас эти слова должны послужить укорением, должны подвигнуть нас к покаянию. Если бы мы жили достойно, как нужно жить, то Христос всегда был бы с нами, и сердце наше всегда ощущало радость, а тем более — когда мы соединялись бы с Господом причастием Святых Тайн.
Но бывает, что мы не чувствуем этой радости соединения с Богом — за наши грехи. И в этом надо каяться. Если человек не чувствует на своей совести отягощающих ее смертных грехов, если он поговел, приготовился, исповедался и причастился — Таинство совершается. Оно объективно совершается: Господь входит в наши сердца и наши души. Другое дело, что не всегда Он дает нам это пережить. По нашему бесчувствию мы не всегда это ощущаем. Но душа соприкасается со святыней и преображается.
Когда человек причащается в суд и осуждение — душа это чувству- ет. При этом у человека бывает сильная тоска. Поэтому либо человек причащается достойно, либо — в суд и осуждение. Третьего тут не дано. Другое дело, что наша душа иногда или совсем ничего не чувствует, или чувствует совсем немножко. Причину этого я вижу, например, в своих грехах.
— Как влияет Причащение на душу человека в том случае, когда человек как бы ничего не ощущает? Посещает ли его благодать?
- Святитель Феофан Затворник объясняет, что далеко не всегда человек должен что-то переживать, причащаясь. Это бывает порой очень неполезно. Он говорит, что Господь дает радость людям достойным, но порой люди начинают через это превозноситься. Объективно благодать все равно действует на человека, даже если он этого сразу и не ощущает.
Одно дело — причаститься и получить при этом благодать, другое дело — причаститься в суд и осуждение. Конечно, нужно очень сильно прогневать Господа, чтобы причаститься в суд и осуждение. Господь крайне милосерд. Я знаю случаи, когда неверующие люди причащались и чувствовали такое, что становились верующими и обращались к Богу.
А благодать мы можем не ощущать. Святые Отцы говорили, что благодать большей частью действует невидимо. Поэтому люди, которые говорят, что они чувствуют радость после причащения, далеко не всегда чувствуют благодатную радость. Это может быть неким самовнушением, или даже действием прелести.
Нужно идти к причастию для того, чтобы Господь простил нам, грешным, многочисленные грехи, ни для чего другого. Нужно идти к причастию так, как больные подходят к врачу,- для исцеления души и тела. Чтобы через Причастие Господь дал нам благодать, которая исцелит нас от страстей, а не для того, чтобы пережить моменты восторга или экстаза. Это похоже на западное, католическое восприятие духовной жизни.
— Святые Отцы пишут, что человек иногда после причастия ощущает некоторое уныние в силу некоего искушения. А чем оно отличается от того уныния, когда причастие принимается в суд и осуждение?
- Господь очень милостив. Чтобы человек причастился в суд и осуждение, нужно все-таки довольно много нагрешить! А когда есть просто некое искушение после Причастия, человек чувствует, что это нечто чуждое, нечто наносное, и начинает бороться с этим как с искушением.
Святитель Феофан Затворник, например, пишет, что человек не всегда чувствует радость Причастия, и что для человека грешного, падшего это нормально. А для человека преуспевшего это состояние действительно является ненормальным, поскольку, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), "понимание и исполнение Евангельских заповедей до того, как ум соединится с сердцем в самодвижной молитве Иисусовой (сердечной молитве),- чувства разные". Кому много дано, с того много и спросится. С новоначального — спрос один, а с преуспевшего — спрос другой. Поэтому, когда мы читаем творения Святых Отцов, нужно как-то различать, что относится к преуспевшим, а что относится к нам, новоначальным.
Святитель Игнатий указывает: "То, что в древних писаниях и у древних отцов относится к новоначальным, в настоящее время уже относится к преуспевшим, и не только к мирянам-христианам, а к преуспевшим инокам. Поэтому нужно читать Святых Отцов с большим рассуждением.
— Батюшка, святитель Григорий Синаит пишет: "Труд телесный и душевный, не сопровождающийся болезненностью, не требующей труда, не приносит плода". "Многоболезненный имеет чистоту, а которые отверглись лютой болезни, были чужды причастия Духа Святаго",- говорит Феофан Затворник. Скажите, является ли болезнь для человека аскетическим подвигом или постом? Является ли болезнь, как пишет св. Игнатий (Брянчанинов), готовым спасением?
- Нельзя ни в чем полагать надежду на спасение, как только в Боге. Мы спасаемся не столько нашими трудами и подвигами, сколько милостью Божией. Мы спасены туне, даром, за нашу веру. А вера наша проявляется в делах, в исполнении Евангельских заповедей, в терпении скорбей.
Господь не сказал нам только трудиться или только терпеть скорби, Он дал много заповедей. Среди них есть заповедь о кресте: Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником .

Моя четырехлетняя дочь после причастия съела конфетку (дали в церкви) и её вырвало. Батюшка поднял такой скандал из-за этого, и мы ушли, так и не поняв, что случилось!?

Почему после причащения начинается полоса неудач?

Что, это примета плохая или что?

Здравствуйте Юля! При всём уважении к Вам, мы должны констатировать, что Вы далеки от христианства. Церковь христианская это Пречистые Тело и Кровь Бога нашего Иисуса Христа! Нет выше и страшнее святыни во всей вселенной, чем Тело и Кровь Христа! Чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, мы, христиане очищаем своё тело многодневным строгим постом, затем очищаем свою душу покаянием в таинстве исповеди, обязательно посещаем накануне вечернее богослужение, читаем специальные каноны и акафисты, и только затем, придя натощак, причащаемся за Божественной литургией! Если мы не будем так тщательно готовиться, то недостойное причащение будет нам в осуждение, некоторым в болезнь, а некоторым даже в смерть, по словам апостола Павла. Вы, по незнанию так не приготовились, и не приготовили своего ребёнка, и таким образом подвергли его смертельной опасности, отправив на причастие без благоговения. Возможно ребёнок даже и не знал, что должен принять внутрь Тело и Кровь Самого Бога. Поэтому Господь, по Своему милосердию исправил Вашу оплошность, и не дал ребёнку причаститься себе в осуждение, и причастие вышло из него. Самая страшная Святыня во вселенной осквернилась тем, что изблевалась вместе с пищей на землю. На ребёнке греха за это нет. А вот Вы должны срочно идти на исповедь, и со слезами просить у Бога, что допустили такое кощунственно безответственное отношение к Таинству причастия. Грех извержения причастия из ребёнка лежит и на священнике, из рук которого ребёнок причастился. Ему может грозить запрет на дальнейшее служение. То место, куда упало не успевшее перевариться причастие, должно выжигаться углём, затем тщательно замываться, и всё, что прикасалось к причастию, сжигается в специальной церковной печи. Понимаете, насколько серьёзное кощунство над святыней произошло? Мы надеемся, что вопрос про примету — это шутка? У православных нет примет. Мы верим Богу и Царю нашему, Спасителю Иисусу Христу. Желаем и Вам осознать, что с Богом нельзя шутить таким образом, и со всей ответственностью готовить и ребёнка и самой готовиться ко причастию. Спаси Вас Господь!