Интегрированные и комплексные занятия в детском саду. В чем отличие? "методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированных занятий"

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство).

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия «Море» основным понятием, которое расположено в центре, будет «море». От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).

Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

Схема 1. Тема «Море».

Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.



Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием :

«Разнообразие листьев».

Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы), физическая деятельность − подвижная игра «Дневные и ночные растения», речевая игра − составление рассказа-предупреждения «Осторожно! Растения-хищники!» (или лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация «Ноябрь» (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).

«Симметрия в природе».

Лексическая работа со словом «одинаковый», опыт с зеркалами, выполнение заданий на мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала «Сложи узор», выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах «Ты - мое отражение».

«Елка».

Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев («Родственники елки»), создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки («Танграм», «Пифагор»), рассуждения на тему «Почему грустят елки после праздников»? (экологическое воспитание).

«Улитка».

Это занятие желательно проводить на улице, наблюдая за настоящей улиткой.

Анализ формы (спираль, круг), размера (маленький), наблюдения за скоростью движения (медленно), дидактичная игра «Кто медленнее всего?» (сравнение скорости движения разных животных), подвижная игра «Улитка» (дети рисуют мелом улитки на асфальте (дорожку, закрученную в спираль), распределяют ее на квадраты и прыгают по очереди), изобразительная деятельность − раскрашивание мелом или вырезка спирали из цветной бумаги.

Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

1.Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников

2.Обобщенные понятия , в состав каких входит определенная система объектов:

·лес: совокупность животных, растений, отдых;

·море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;

·магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;

·строительство: рабочие, машины, оборудование;

·класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;

·хлебозавод: работники, оборудование, продукты;

·парк: дизайн, развлечения, растения;

·музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.

При рассмотрении одного понятия на занятии осуществляется его всестороннее раскрытие, реализовывается интеграция. Если же основное понятие является обобщенным, вследствие проведения интегрированного занятия у детей формируется целостная картина по определенной теме.

Комплексные занятия

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы «Весна. Сезонные изменения в природе» воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа «весны», на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным» (Н. Гавриш).

Современному обществу требуются активные граждане, способные на творческое мышление, принятие нестандартных решений, а также на позитивное созидание. К сожалению, на сегодняшний день воспитательный процесс в детском саду еще во многом сохраняет сложившийся ранее традиционный подход к подаче и усвоению детьми знаний. Но шаблонное, однообразное повторение похожих действий не вызывает интереса к обучению.

Традиционные педагогические методики не способны подарить малыша радость открытия и постепенно приводят к тому, что он теряет способность к творчеству. Но как развивать ребенка, чтобы в будущем он был настроен на создание нового? Как воспитать из него творческую личность? Для этого нужны определенные условия: организационные, кадровые, а также материально-технические. Необходимо соответствующее оборудование, пособия, кроме того, заинтересованность семьи и тех людей, которые работают с малышами.

Развить творческие способности позволят лепка и рисование, художественная деятельность и игры. В связи с этим педагоги и родители должны обратить особое внимание на комплексные занятия с детьми. Ведь это обучение проводится посредством использования различных видов искусства. Это и позволяет максимально развить у малышей творческие способности.

Роль искусства

В третьей части занятия используются ручная деятельность и художественное творчество дошкольников. Детям предлагается творить по своему желанию и усмотрению. Дошкольники могут рисовать букеты осенних цветов или выполнять поделки из различных природных материалов, создавать аппликации и т. д. Эта часть комплексного занятия позволяет развить у детей художественно-ручное умение.

При правильной организации подобного обучения временные рамки не имеют строгих пределов. Дети не почувствуют усталость и скуку. К тому же педагог всегда может устроить своим воспитанникам веселую физкультминутку.

Занятия по математике

К началу своей школьной жизни ребенок должен знать множество чисел и величин, а также уметь ориентироваться во времени и пространстве. Педагогическая практика говорит о том, что первоклашки порой с трудом переходят от действий к конкретным образам, предметам, числам и иным абстрактным понятиям. Избежать подобных трудностей можно, развивая у ребенка умственное мышление на комплексных занятиях в детском саду. Именно в дошкольном возрасте малыши должны познакомиться с разнообразными математическими связями, зависимостью между величинами, мерами и т. д.

Если рассмотреть комплексные то их структура такова:

Повторение уже пройденного материала (от 2 до 4 минут);
- знакомство с новой темой (от 15 до 18 минут);
- обобщение усвоенного (от 4 до 7 минут).

Например, в первой части комплексного занятия дети сравнивают ширины и длины предметов. При этом дошкольникам предлагается игра «Что изменилось?». Во второй части занятия воспитателем демонстрируются приемы, при помощи которых измеряется ширина и длина предметов. Далее дети выполняют все самостоятельно. Этот вид деятельности для них является практическим заданием. В четвертой части комплексного занятия выполняются упражнения по группировке и сравнению различных геометрических фигур.

Выпуск:

УДК 378.147

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Дьяченко Н. В. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 2 (февраль). – С. 11–15..htm.

Аннотация. Статья посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному уроку. Рассматриваются основные методические и педагогические аспекты планирования, подготовки и проведения интегрированного занятия. Актуализируются возникающие проблемы при проведении интегрированного занятия. Даются практические рекомендации к проведению данного занятия. Статья рассчитана на преподавателей высшей школы и учителей средней школы.

Современное образование, как школьное, так и вузовское, перенасыщено дидактическими единицами. Увеличение количества материала - проблемы всех дисциплин без исключения в силу информатизации современной жизни в целом, быстрого прогресса в науке, количественного увеличения необходимой информации. Поток теоретических знаний, поступающий от наставников-преподавателей, настолько велик, что уже непосредственно после получения информации (например, во время лекции) обучающиеся не могут воспроизвести материал, не говоря уже об использовании этих знаний на практике.

Статистика запоминания (по М. Джонсу, США) выглядит так:

65% студентов сразу же после лекции воспроизвели основные мысли;

45,3% - после трех-четырех дней;

34,6% - после одной недели;

30,6% - после двух недель;

24,1% - после восьми недель .

Учитывая это, преподаватель должен в на занятиях использовать разные формы обучения, методы, приемы, технологии и всё это чередовать таким образом, чтобы для обучающихся отдельные темы (чаще наиболее важные или сложные для восприятия) выделялись среди процесса обучения и оставляли яркий эмоциональный след, который отразится в будущем при процессе «вспоминания» учебного материала.

К большому сожалению, педагоги-наставники с годами своей практики привыкают к определенным методикам и приемам обучения, которые и используют в своей работе. Так, И. З. Гликман, говоря о школьном образовании, видит в этом одну из причин нежелания учиться: «Такая рутина и однообразие не могут не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения» .

Образовательный процесс сам по себе полон противоречий, подталкивающих педагогов к использованию нетрадиционных форм проведения занятий. Так, авторы Ю. Н. Багно, Е. Н. Сергийчук считают, что «в образовании происходит углубление противоречий между требованиями к личности и деятельности учителя и уровнем готовности выпускников педагогических учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типичной системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Эти противоречия требуют обновления содержания образования, совершенствования и дальнейшего развития методов и форм обучения» .

Избежать однообразности и обострения противоречий в процессе обучения поможет использование и повсеместное внедрение нетрадиционных форм обучения. Одной из таких форм, не являющейся новой, можно считать интегрированное занятие.

Интеграция представляет собой синтез, слияние, объединение. В учебных заведениях интеграция рассматривается в смысле объединения отдельных дисциплин на одном занятии с помощью двух или более преподавателей.

В разных источниках такие занятия называются по-разному: бинарные лекции, междисциплинарные занятия (уроки), интегрированный урок (занятие).

«Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо представителей двух научных школ, либо как учёного и практика) .

Весьма интересен подход к интегрированному занятию у Т. Г. Браже. Так, автор считает, что «школьные предметы издавна имеют интегративный характер. Чаще всего это интеграция внутрипредметная: курс литературы в школе и наука о литературе, читательская практика и опыт сочинительства» .

В свою очередь А. Я. Данилюк говорит о внутрипредметной интеграции на основании семиотических пар: размышление - письменная речь, действие - рассуждение, практика - теория, образ - повествование .

Группа авторов считает интегрированные занятия способом мотивации обучающихся: «В вузах бинарные занятия осуществляются в основном в лекционной форме с целью показать существование различных научных взглядов на одну и ту же проблему. Бинарные практические занятия, в свою очередь, предполагают объединение игровых технологий, технологий проблемного обучения, инновационных технологий (кейс-стади) и т. д.» .

Таким образом, интегрированное занятие - это занятие, запланированное и подготовленное задолго до намеченной даты двумя (или более) преподавателями в одной группе (классе) обучающихся параллельно по одной и той же программе, но по разным дисциплинам.

Так называемое интегрированное занятие довольно часто проводится и исследуется в дошкольных учреждениях, реже в школе и совсем редко в вузе. Причин здесь может быть несколько: материал усложняется, количество материала увеличивается, не хватает времени на планирование, подготовку и проведение такого нетрадиционного занятия, как интегрированное. Одна из весомых причин заключается в том, что преподаватели вузов не считают важным использовать нетрадиционные занятия в работе, ссылаясь на психологические и возрастные особенности студентов (образное мышление и эмоциональная окрашенность больше присущи школьникам); на методические особенности вузовских занятий (когда преподаватель выступает в роли ретранслятора большого количества материала по причине отсутствия литературы); на острую нехватку часов по каждой отдельно взятой дисциплине; на научную занятость самих преподавателей.

Существует ряд позиций для проведения результативного интегрированного занятия, которые необходимо соблюдать. Рассмотрим их.

  1. 1. Частота проведения интегрированного занятия

Нетрадиционные формы работы в процессе обучения в вузе не должны использоваться часто, чтобы не вызывать у обучающихся ложного, неверного представления об обучении как процессе постоянного удивления и праздника. Процесс обучения - это целенаправленная и трудоемкая учебная деятельность, выполняющая определенные задачи и функции, при этом контролируемая на выходе.

В этом случае преподаватель не должен впасть и в другую крайность - монотонность в обучении, «серая» ожидаемость, пресловутая предсказуемость любого занятия, «дежурные фразы», которые обучающиеся начинают цитировать во вне-учебное время.

Каждый преподаватель в силу своей педагогической, методической, психологической, научной подготовки должен сам выбирать, с помощью чего и как он внесет что-то нетрадиционное, нестандартное в процесс обучения и с какой периодичностью.

При этом подготовка интегрированного занятия занимает больше времени и задействует наиболее активно обучающихся. Поэтому надо учитывать занятость преподавателей и возможность проконтролировать самостоятельную работу студентов задолго до проведения занятия.

  1. 2. Планирование интегрированного занятия

Планировать интегрированное занятие необходимо в начале учебного года (се-местра), учитывая при этом несколько важных факторов:

Условия (качество аудитории - количество посадочных мест, наличие оргтехники, телевизора, интерактивной доски, т. е. материально-техническая обеспеченность);

Увеличение времени подготовки к занятию самого преподавателя (часовая занятость);

Уровень предыдущей подготовки обучающихся (психологическая подготовка, теоретическая база знаний, общий кругозор, глубина знаний по обеим дисциплинам);

Уровень мотивации и возможность его стимулировать.

При этом необходимо учесть, что интегрированное занятие может играть роль повторения/обобщения пройденного материала, задания по которым даются задолго до намеченного занятия.

Так, П. И. Иванов считает: «Повторение может быть сплошным и распределенным по времени, то есть с перерывами. Повторение с более или менее значительными перерывами является более эффективным, чем повторение без перерыва» ;

Место дисциплины в учебном плане образовательного учреждения;

Междисциплинарные связи должны актуализировать перед обучающимися необъятные просторы науки, взаимопересечения, взаимозависимости наук;

Необходимо кроме вышеуказанных факторов учесть ещё ряд требований при планировании именно для интегрированного (бинарного) занятия:

Соответствие в тематическом плане и пересекаемость близких по содержанию тем двух разных дисциплин;

Преподаватели планируемого интегрированного занятия должны работать в данной группе, чтобы обучающиеся не были скованы присутствием чужого преподавателя на занятии;

Тема, выбранная для интегрированного занятия, должна быть содержательно наполнена для обеих дисциплин;

Личные отношения преподавателей не должны быть конфронтационными или соперническими;

Времени на подготовку такого занятия требуется больше, и это время совместной подготовки преподавателей и в зависимости от формы проведения занятий и обучающихся.

  1. 3. Подготовка к занятию за две недели

Непосредственная подготовка к интегрированному занятию должна начинаться не позже двухнедельного срока до самого занятия по расписанию.

В основные этапы подготовки входят:

Методико-педагогическая теоретическая подготовка (подбор методов, приемов, новых технологий), работа с литературой с целью рассмотрения новых фундаментальных исследований;

Административная подготовка (согласовать с администрацией подготовку интегрированного занятия, расписание занятий, планируемую аудиторию, группу);

Составление плана проведения занятия (сюда входят два этапа работы: изначально индивидуальная работа преподавателя по подбору материала занятия, наброски плана проведения занятия и второй этап - это совместная подготовка преподавателей, когда объединяется подобранный материал и пишется один план проведения занятия). Необходимо, чтобы одна цель занятия подходила обеим дисциплинам. Знания, умения и навыки должны быть подробно описаны в плане проведения занятия с позиции каждой дисциплины. То же касается и компетенций;

План проведения занятия - неотъемлемый атрибут любого педагогического мероприятия. В интегрированном занятии в целом преподаватели ведут занятие по плану, но никого из преподавателей не должно пугать отступление от него. Преподавание - это творческий процесс, но когда объединяются два творческих человека, то содержательность и результативность тоже удваиваются.

Несомненно, преподаватели в ходе занятия должны достигнуть поставленных целей, сделать выводы, оценить обучающихся и выдержать временные рамки. В остальном творческий процесс сдерживать не надо. При этом часто верный прогноз действий обучающихся при нетрадиционной форме проведения занятия представляет определенную сложность, но сдерживать проявление незапланированной активности обучающихся также не стоит.

Интегрированное занятие по форме проведения может быть лекцией (то есть подача нового материала), в этом случае обучающиеся будут минимально задействованы в подготовке занятия. Если интегрированное занятие проводится в форме семинара, практического занятия или лабораторной работы, тогда преподаватели планируют работу обучающихся при подготовке к будущему занятию, оговариваются темы докладов, сообщения, проблемные вопросы и согласовываются фамилии обучающихся, получивших задание.

  1. 4. Непосредственное проведение занятия

Главные условия работы непосредственно на занятии:

В начале занятия необходимо уйти от привычного начала. Здесь поможет фантазия педагогов. Это может быть музыкальное вступление, видеосюжет, коллаж на доске, презентация каждой из дисциплин, стихи, высказывания известных учёных, приветственное слово, подготовленное как преподавателями, так и самими обучающимися. Количество вариантов начала занятия зависит лишь от настроя и фантазии преподавателей, подготовивших данное занятие, главное, чтобы начало подчеркивало нестандартность проводимого занятия;

Необходимо задействовать в работе как можно больше обучающихся;

В первую очередь дается задание тем обучающимся, которые не успевают по одной из дисциплин, задействованных в подготовке и проведении интегрированного занятия. Это поможет пробудить интерес к дисциплинам и психологически поддержать обучающихся;

Ход занятия планируется так, чтобы работа преподавателей грамотно чередовалась. Ни одна дисциплина на таком занятии не должна являться превалирующей;

Задания, проблемные вопросы рассматриваются с позиции каждой дисциплины, при этом обучающиеся должны как можно больше высказываться, аргументировать свою точку зрения.

  1. 5. Заключительный этап занятия

По результатам занятия оценивание обучающихся происходит при совместном обсуждении преподавателей и с комментариями для обучающихся;

Оценки обучающимся, участвовавшим в работе интегрированного занятия, обязательно дублируются в журнале каждой из двух дисциплин, что также будет способствовать повышению интереса к предстоящему занятию в будущем;

Выводы преподавателей (заранее обговариваются при совместном планировании) должны содержательно подходить по теме к каждой дисциплине;

Не забываем дать обучающимся домашнее задание. Чтобы усилить эффект проведенного интегрированного занятия, преподаватели готовят материал к домашнему заданию повышенной сложности, лучше с проблемными вопросами, требующими дополнительной работы от обучающихся, то есть задания должны вызвать больше вопросов, чем ответов. Это вызовет эффект Зейгарника , который состоит в следующем: если дать задание и не позволить его довести до конца (в данном случае с помощью сложности задания), то впоследствии обучающиеся вспоминают незавершенное задание в 2 раза чаще. Несомненно, домашнее задание разбирается на следующем занятии каждым преподавателем на своем предмете отдельно.

Можно дать домашнее задание в форме кластеров или сопоставительных таблиц .

Результативность интегрированного занятия видна уже непосредственно на занятии (активность обучающихся, новый интерес к дисциплинам в их синтезе) и далее на протяжении учебного процесса (расширение кругозора обучающихся, развитие толерантности, желание изучать дисциплину, к которой раньше не проявляли интереса).

  1. 6. Самоанализ интегрированного занятия

Каждый педагог в своей деятельности проводит своеобразный анализ своих занятий. Основам самоанализа учат в педагогических вузах. Впоследствии на практике педагог, его методика и технологии оцениваются и анализируются как коллегами, так и проверяющим методистом.

За основу самоанализа занятия можно взять такие параметры:

Характеристика группы (уровень общей подготовки, психологическая характеристика, индивидуальные особенности и возможности обучающихся);

Оценка места и роли занятия в общей теме;

Оценка каждого отдельно взятого этапа занятия;

Рациональное использование времени;

Оценка выбора методов обучения;

Оценка выбора форм обучения;

Внимание обучающихся, интерес к содержанию и процессу обучения;

Активность и работоспособность обучающихся;

Организация контроля;

Использование наглядности;

Достигнута ли цель.

  1. 7. Проблемы проведения интегрированного занятия в вузе

В связи с проведением интегрированного занятия часто возникает вопрос: какие дисциплины можно использовать в таких формах работы? Ошибочным является мнение, что интегрировать можно только дисциплины по циклам: гуманитарный - история и литература - или математический - алгебра и физика. Главная цель интегрированного занятия в том и состоит, чтобы показать, что образование - это целостная, взаимовлияющая система, каждый аспект которой отражается друг в друге. Так, примером для интеграции занятия могут служить: философия - техника, политология - высшая математика, социология - медицина, история - пожарная безопасность. Такие примеры можно приводить бесконечно, здесь всё зависит от творческого потенциала и профессионализма преподавателей.

«В конечном счете лучший способ обучения, будь то математика, история или философия, - это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета», - считает А. Маслоу .

Таким образом, интегрированное занятие в любой форме его проведения, будь то лекция или семинар, может занять достойное место в преподавательской деятельности в целостном процессе обучения. На интегрированном занятии будут реализованы компетенции, знания, умения и навыки наиболее продуктивно, но кроме этого интегрированное занятие запомнится обучающимся своей нетрадиционностью, может быть, и новизной. Как говорил Платон, «всякое знание есть лишь воспоминание» ; так и интегрированное занятие в педагогике и методике обучения не является ноу-хау, такая форма работы в процессе обучения уже использовалась педагогами десятилетиями.

Интегрированное занятие в конечном итоге процесс творческий как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся. Американский учёный А. Малоу считает, что «мы должны учить их (учеников) быть творческими, по крайней мере, в смысле способности справляться с новизной, импровизировать. Это означает, что мы должны обучать и готовить инженеров не в старом стандартном смысле, а в новом - готовить “творческих” инженеров» .

Интегрированное занятие, как и любое другое, ставит перед собой образовательные цели. Но с выделенными выше проблемами в образовании (нежелание учиться, перегруженность курсов, изменившиеся ценности, появление в образовании новой парадигмы, новые ФГОСы) необходимо стараться проводить занятия в абсолютно новом ключе, чтобы не получилось так, как писал советский педагог Ш. А. Амонашвили: «Урок предан не детям, а законам формальной дидактики, - он основная форма организации процесса обучения, а не основная форма организации жизни самих детей» . Закончить статью хотелось бы словами того же ученого: «Урок нуждается в обновлении и очеловечивании».

Список литературы

1. Общая психология / сост. Е. И. Рогов. – М.: Владос, 1995. – С. 257.

2. Гликман И. З. О школьном порядке и желании детей учиться // Инновации в образовании. – 2007. – № 2. – С. 77.

3. Багно Ю. Н., Сергийчук Е. Н. Организация педагогической практики на принципах компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № 07 (июль)..htm.

4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – М.: «Питер», 2007. – С. 104.

5. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150.

6. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д.: Педагогический университет, 2000. – С. 196.

7. Иванченко В. А., Козлова Ю. А. Бинарные занятия, как способ мотивации обучения студентов в вузе // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию д-ра психол. наук, почет. проф. НГПУ В. Г. Леонтьева (Новосибирск, 25–28 дек. 2014 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 171–174.

8. Иванов П. И. Психология. – М.: Учпедгиз, 1959. – С. 139.

9. Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершённых и завершённых действий // Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. – М., 1979. – С. 61.

10. Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Использование метода интеллект-карт (Mind Map) на занятиях по дисциплинам естественнонаучного и гуманитарного цикла // Школьные технологии. – 2014. – № 5. – С. 108.

11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – С. 186.

12. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты / сост. Е. А. Лихтенштейн. – М.: Зна-ние, 1978. – С. 25.

13. Маслоу А. Указ. соч. – С. 99.

14. Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление. – М.: Педагогика, 1989. – С. 169.

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов

Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования.

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Интегрированные занятия в детском саду

Исполнитель:

Дёмина Елена Александровна,

Воспитатель МДОУ

«Новоромановский детский сад

«Улыбка»

Консультант:

Ротэрмель Виктория

Александровна,

Методист МОУ «ИМЦ

ВВЕДЕНИЕ

В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной дея­тельности учащихся школ, преодолении противоречия искусствен­ного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспри­нимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении.

В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интег­рированных занятий.

Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.

Основными задачами в использовании интегрированных занятий, в воспитательно-образовательном процессе, являются: создание у детей целостной картины мира; повышение качества образовательного процесса; формирование личности педагога и ребенка; повышение профессиональной компетентности педагогов.

Глава 1 Интеграция содержания дошкольного образования

Объективная сторона интергации, как показывает анализ педагогической литературы, находит своё отражение непосредственно в содержании об­разования и определяет подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных образовательных областей таким об­разом, чтобы знания и умения, полученные при изучении одной или нескольких областей, являлись базой для усвоения других или закреплялись при их изучении. Здесь они должны выступать в единстве трактовки понятий, раскрываемых в программах взаимосвязанных направлений и рациональном отборе учебного материала.

Важными для рассмотрения вопросов интегрирования содержания являются работы Л.И. Балашовой, М.Н. Берулавы, Г.Ф. Геге­ля, В.В. Краевского, И.Я. Лернера и др. И.Я. Лернер, В.В. Краевский. В них авторы рассматривают содержание образования как:

Систему знаний о свойствах, явлениях, закономерностях, законах, понятиях, категориях, которые необходимо строить на принципе концентричности, предполагающем наращивание и расширение этих категорий знаний;

Систему способов познания окружающего мира, которая могла бы представлять собой взаимосвязь и перенос их в различные образовательные сферы;

Эмоционально-ценностное отношение личности к объектам познания, отражающее разнообразную гамму чувств, эмоций, охранительных и сберегательных действий;

Социокультурный творческий опыт, складывающийся на основе способов и чувств, позволяющий ребенку переносить имеющиеся знания и способы в новые виды жизнедеятельности.

Концептуальные идеи трех попыток реализации интегративного подхода к образованию представляют несомненный интерес для разработки содержания интегрированного знания. В области естественных наук таким знанием, по мнению Л.Я. Данилюк, выступают представления о системно-уровневой организации природы, физической, химической и биологической картине мира, сопряженности и общих закономерностях происходящих в неживой и живой природе про­цессов. В сфере гуманитарного знания ведущими выступают прин­ципы культурологичности и культуросообразности, дополняющиеся общим интегратором естественно-научного и гуманитарного зна­ния - методологическим подходом человека к изучению бытия, ис­следованию материи (природы) и идеи (духа).

Несмотря на множественность и многосложность содержания интегрированного знания, оно должно отражать ряд мировоззренческих аспектов, главные из которых, по мнению А.В. Теремова, следующие:

Нравственно - аксиологический взгляд на мир, где жизнь и дея­тельность каждого индивида рассматривается как самостоятельная ценность, а знания и вера - как условие гармоничного развития личности и формирования научного мировоззрения;

Разумное отношение к процессам преобразования мира, когда человек, являясь частью природы, обладая силой разума и возможностью вырабатывать энергию, сопоставимую с энергией природных явлений, активно участвует в локальных и глобальных про­цессах, а главное - начинает понимать ответственность за происходящее, за судьбы мира.

Разделы программы в ДОУ, будучи многомерными, по своему образовательному значению, могут быть многопланово взаимосвязаны между собой по линии:

Познавательной деятельности. Одно из проявлений базисного компонента в образовании - его сквозное присутствие во всех без исключения образовательных областях. Применимо к познавательной деятельности детей это означает, что система усваиваемых детьми знаний об окружающей действительности содержится во всех без исключения разделах программы, что требует организации их взаимосвязи с целью получения целостного представления об окружающей действительности;

Формирования личности ребенка. Каждая программа в целом, каждый раздел в отдельности вносят свой особый вклад, не заменяемый изучением других разделов;

Практической значимости. В каждом разделе программы есть практические аспекты, играющие аккумулирующую роль.

Эффективности сближения и тесной связи различных направлений можно достичь разработкой содержания интегрированного знания непосредственно по каждому разделу программы, а также включением знания из дополнительных парциальных программ, используемых в работе с дошкольниками в связи с наличием в ДОУ какого-либо приоритетного направления работы.

Интеграция может происходить по следующим направлениям:

­ развитие речи - расширение и систематизация словарного запаса, развитие инициативной речи, совершенствование граммати­ческой структуры речи;

­ ознакомление с окружающим миром - систематизация и углуб­ление знаний о предметах и явлениях, развитие познавательной мотивации, формирование интереса к различным формам позна­ния мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность;

­ подготовка к обучению грамоте - развитие речевого слуха, сен­сорное развитие ребенка в области языка, формирование звуково­го анализа и синтеза, ознакомление с предложением и словом в предложении;

­ продуктивная деятельность - реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развитие сенсорных эталонов;

­ музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид ис­кусства, доступно ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить;

­ ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства своеобразной основой, связанной с песней, оперой и балетом общими сюжетами и образами; большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок, поэтому литература «как бы пользуется вдруг и не раздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (В. Белинский); произведения литературы в данном случае могут выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства;

­ изобразительное искусство способствует развитию внимания, на­блюдательности, детализации воспринимаемого изображения, движения, умения подмечать передачу признаков объектов художни­ками, скульпторами, индивидуальные особенности объектов, вырабатывает видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску;

­ драматизация связывает художественное творчество с личными переживаниями и позволяет знакомиться с окружающим миром через образы, краски, звуки;

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

музыка + математика; обучение грамоте + математика; художественная литература + развитие речи + обучение грамоте; развитие речи + музыка + рисование; математика + труд; ознакомление с окружающим + музыка + рисование + труд; ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы и др.

Все это позволяет интегрировать различные образовательные области.

Глава 2 Интегрированные занятия в детском саду

2.1 Общая характеристика занятий

В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся школ, преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении. В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется целым рядом причин.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий прак­тической направленности.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. «Миру сегодня не достает своего собственного образа, потому что этот образ может быть сформирован при помо­щи универсальной системы значений - синтеза». Осуществленный на этом уровне синтез как взаимодействие, соединение (интеграция) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.

Интегрированное занятие отличается от традиционного исполь­зованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.

2.2 Примерная структура занятия

Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:

­ предметов образовательного цикла между собой;

­ деятельности двух или более педагогов и др.

Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри -, так и межпредметной, посредством:

интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;

методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;

теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний.

По мнению ВТ. Фоменко и Е.Ю. Сухаревской, интеграционные процессы в дошкольном образовании проявляются в трех уровнях: внутри-, межпредметном, межсистемном и обладают высокой или слабой степенью интеграции, что существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии педагога.

2.3 Методика подготовки и проведения интегрированных занятий

Перед началом работы по осуществлению интеграции в ДОУ необходимо выполнить ряд важных действий:

­ определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения;

­ проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна;

­ учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста;

­ определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования;

­ выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий (например, тематический) и распределять задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним;

­ продумать развивающие задачи;

­ использовать разнообразные виды деятельности, имеющие возможность интеграции друг с другом (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики);

­ учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой);

Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи экспериментирование, моделирование и т.д.);

­ учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

При планировании и организации интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:

­ обязательный учет содержания базовой программы детского сада;

­ в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведе­ния, которые необходимы для ее реализации;

­ при разработке занятия необходимо выделить главное и ис­пользовать знания из смежных разделов, способствующих усвое­нию основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;

­ при планировании требуется тщательный выбор типа и струк­туры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;

­ интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными ви­дами деятельности воспитанников на занятии;

­ при планировании и проведении интегрированного занятия педагогами требуется тщательная координация действий;

­ необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном заня­тии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

­ на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированные занятия - важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процессов, происходящих в окружающем мире, позволяет воспи­танникам видеть взаимозависимость различных наук. Поэтому основной и первоначальной деятельностью ДОУ по осуществлению культурологического подхода в интеграции образования являются интеграция и координация деятельности специалистов ДОУ (музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования, инструктора по физической культуре), последняя первоначально может строиться только на взаимосвязи содержания образования через интегрированные занятия и ин­тегрированные мероприятия (праздники, досуги).

Суть интегра­ции педагогов в обучении детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала.

2.4 Анализ интегрированного занятия

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия: качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, правильность, осознанность;

умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;

отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.

Специфика анализа (по С.В. Кульневичу)

1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

в создании нового раздела (программы);

цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

единичных интегративных занятий.

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии:

4.1. органически единая, целостная новая структура;

4.2. параллельное существование в одном занятии или программе различных пластов материала;

4.3. стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия условия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?

9. Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии?

Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии.

Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Заключение

Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения:

­ являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка; средством повышения профессиональной компетентности педагогов;

­ ведут к снижению статической нагрузки за счет использования разных видов деятельности;

­ используют всё образовательное пространство не только группы, но и детского сада (кабинеты, залы, холл, группы, территория детского сада);

­ применяются при проведении итоговых занятий с целью обобщения знаний.

В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.

Интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, интегрированные занятия дают возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально-дифференцированной подход к детям.

Список литературы

1.Белая, К.Ю. и др. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] // Управление ДОУ. 2003. № 4.-С. 105-109.

2.Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования [текст]: М., 1993.-162 с.

3.Доронова, Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду [текст]: М., 1997.-206 с.

4.Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности шестилетних детей [текст]//Дошкольное воспитание. 1983. № 2.-С. 22-26.

5.Иванов, В.Г. Теория интеграции образования [текст]: Уфа, 2005.-128 с.

6.Комплексные занятия по развитию творческих способнос­тей дошкольников: Метод, пособие [текст] / Авт-сост. Н.В. Корчаловская, Г Д. Посевина. Ростов н/Д, 2004.-168 с.

7.Майер, А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка // Управление ДОУ. 2004. № 6.-С. 103-106.

8.Мартынова, М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков[текст]: Томск, 2003.-153 с.

9.Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении до­школьников [текст] // Управление ДОУ. 2005. № 5.-С. 99-102.

10.Психология детей дошкольного возраста. Развитие познава­тельных процессов [текст] / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1964.-247 с.

Дети 4–5 лет посещают среднюю группу ДОУ. Это средний дошкольный возраст, а значит, ребята понемногу начинают готовиться к школьной жизни. Основными задачами в этот период являются развитие имеющихся способностей и пополнение накопленного багажа знаний. Для этого в детских садах проводят интегрированные и комплексные занятия.

Теоретические основы проведения интегрированных и комплексных занятий в средней группе ДОУ

Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир как неделимый. Он не может вычленить отдельный объект и не рассматривает его в пределах лишь одной отрасли. Например, дошкольник не может сказать, что числа - это из математики, растения и животные - из ознакомления с окружающим миром, буквы - из чтения или письма и т. п. Поэтому необходимо проводить интегрированные и комплексные занятия, объединяющие материалы из нескольких областей, касающихся конкретного явления или понятия.

Интегрированные и комплексные занятие включают в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы в различных видах деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. Основная особенность - тема раскрывается наиболее полно и глубоко, но по времени занятие длится, как обычное. В результате такой насыщенной деятельности у ребят повышается мотивация к занятию, кроме того, остаётся больше времени на прогулки или подвижные игры.

Комплексные и интегрированные занятия проходят динамично и включают различные виды деятельности воспитанников

Общие черты и основные отличия

Общими моментами интегрированного и комплексного занятия являются:

  • построение вокруг определённой тематики;
  • наличие межпредметных связей;
  • разнонаправленность действий;
  • сочетание нескольких видов деятельности (речевой, художественной, музыкальной, познавательной, физической).

Как в интегрированных, так и в комплексных занятиях воспитанники активно включаются в деятельность с помощью игровых моментов, ведь игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Комплексное занятие может строиться вокруг основного персонажа, например, кота. Дети могут выполнять различные задания: познавательные (беседа с котом о вежливых словах), физические (подвижная игра с котом), счётные (посчитать, сколько усиков у кота) и т. п. Получается, что задания связывает одна тема, но каждое из них выполняет свою задачу. Любое из заданий может использоваться в виде конкурса или мини-игры. Выполнение таких действий не приводит к систематизации и расширению знаний, в отличие от заданий интегрированного занятия.

Основным отличием интегрированного занятия от комплексного является то, что его практически невозможно разделить на составляющие. Это занятие предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому посредством интеграции блоков из разных дисциплин. Например, занятие о весне может включать в себя задания по вспоминанию других времён года и их особенностей, а такие понятия, как цветы, животные, птицы, погода и т. д., будут включаться в тему постепенно. Получится целостное занятие, вычленить из которого отдельный блок очень сложно.

Цели и задачи

Общая цель как интегрированного, так и комплексного занятия заключается в раскрытии сути конкретной темы с помощью комбинации различных видов деятельности.

Задачи могут меняться в зависимости от темы занятия:

  • образовательные - закрепить знания детей о предметах или явлениях, расширить представления об их свойствах, активизировать и обогатить словарный запас, закрепить полученные ранее навыки;
  • развивающие - развить память, речь, внимание, координацию, мелкую моторику, умение выражать свои мысли;
  • воспитательные - воспитать доброжелательное отношение к людям, животным, бережное отношение к природе, умение сотрудничать.

Задачи занятия зависят от выбранной темы и изучаемых предметных областей

Приёмы

Для реализации поставленных задач можно использовать такие приёмы, актуальные для средней группы детского сада:

  • Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников:
    • комментирование действий,
    • игровые методы.
  • Активизация:
    • беседа,
    • отгадывание загадок или ребусов,
    • постановка проблемных вопросов («как ты это понял?», «объясни», «докажи» и т. п.),
    • анализ деятельности и выводы.
  • Организация практической деятельности детей:
    • показ картинок,
    • прослушивание аудиозаписей,
    • самостоятельное выполнение заданий детьми.
  • Поддержание интереса:
    • предложение выбора,
    • физкультминутка,
    • музыкальное сопровождение,
    • чередование видов деятельности.
  • Приёмы оценки:
    • похвала,
    • совместное обсуждение результатов занятия,
    • взаимопомощь детей.

На занятиях с дошкольниками важную роль играет наглядность

Методическими приёмами организации комплексного или интегрированного занятия также могут выступить: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, указание, художественное слово и др.

Как провести интегрированное и комплексное занятие в средней группе

Отличия проведения интегрированного и комплексного занятия начинают выявляться уже на стадии подготовки. Если суть темы можно раскрыть посредством сменяющих друг друга видов деятельности, то следует выбрать комплексное занятие. Чтобы подготовить его, потребуется:

  1. Выбрать общую тему, основанную на уже знакомом детям материале, например, «Весна».
  2. Выбрать более узкую тему (или конкретного персонажа) для организации вокруг неё/него деятельности дошкольников. В рамках темы о весне это могут быть занятия «Пробуждение мишки», «Приключения подснежника» или «Весёлые игры на весенней полянке» и т. п.
  3. Придумать задания по организации деятельности ребят, объединённой выбранной темой. Например, если выбрана тема «Приключения подснежника», то можно включить в занятие такие виды заданий, как просмотр картин, где изображено это растение, или предложить детям нарисовать цветок самостоятельно, игру «Кто быстрее», в ходе которой они собирают подснежники из бумаги в корзинки, или изучение маленькой песенки.

Подготовка интегрированного занятия займёт больше времени. Чтобы организовать его, нужно выбрать тему, о которой дети уже имеют представление, и детально продумать схему занятия. Для этого можно использовать интеллектуальную карту. Это схема, в которой содержатся все аспекты изучения темы. В центре располагается ключевое понятие. Все другие понятия по теме - это ответвления от центрального термина. С помощью такой карты становится проще смоделировать и провести занятие.

Например, для интегрированного занятия по теме «Зима» основное понятие и будет «Зима», оно располагается в центре. Ответвлениями станут слова, раскрывающие суть времени года, например, тёплая одежда, снеговик, снежинки, Новый год и т. д. Схему можно дополнять до бесконечности, однако нужно помнить о том, что занятие не должно быть продолжительным. Часто интегрированные занятия, объединённые общей темой, проходят серией. Можно подготовить необходимый материал и составить такую интеллектуальную карту в конце занятия вместе с детьми.

Предварительно составленная интеллектуальная карта поможет систематизировать информацию по теме

В возрасте 4–5 лет дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Комплексные и интегрированные занятия в средней группе позволяют расширять круг знаний ребят о предметах, узнавать об их назначении и признаках и включают в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у дошкольников речевых, мыслительных и творческих способностей.

Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам

Интегрированные и комплексные занятия могут проводиться по самым разным предметам:

  • В ходе математического занятия под названием «Зайки вышли на лужайку» можно повторить с детьми понятия «много» и «мало», посчитать ушки, лапки и другие части тела животных. Занятие «Строим дом» познакомит детей с новыми геометрическими фигурами. Интересное интегрированное занятие может получиться по мотивам известных сказок, например «Курочка Ряба», где все герои состоят из геометрических фигур и наглядно демонстрируются.
  • Развитие речи происходит на занятиях, где изучаются и сравниваются части тела людей и животных («Лапки и ручки»), описание предметов и действий («Мой день»).
  • На занятиях по окружающему миру можно изучать фрукты и ягоды («Варим варенье») или виды животных («Поход в зоопарк»), растений («Прогулка по лесу»).
  • Музыкальные интегрированные и комплексные занятия могут быть посвящены подготовке к празднику, причём не обязательно это всем известный Новый Год или 8 Марта, можно провести занятие, посвящённое Дню пап или Дню сладкоежек.

На занятии дети могут знакомиться с самыми разными областями человеческой деятельности

Временной план и структура занятия

Дети 4–5 лет могут удерживать внимание не более 15–20 минут, это нужно учитывать при подготовке и проведении занятия. В случае интегрированных и комплексных занятий, где виды деятельности постоянно сменяют друг друга, общее время проведения может укладываться во временные рамки 30–35 минут.

Комплексное занятие по математике может иметь следующую структуру:

  1. Приветствие, настрой на работу, повторение пройденного ранее материала, например, игра «Что изменилось» на сравнение ширины и длины предметов (от 3 до 5 минут).
  2. Знакомство с новой темой, например, измерение длины и ширины прямоугольного предмета с помощью разноцветных ленточек (в дальнейшем можно усложнить до линейки или измерительной ленты) (5–7 минут).
  3. Самостоятельное выполнение детьми аналогичного задания (7–10 минут).
  4. Обобщение усвоенного материала в ходе игры «Кто длиннее» (5–7 минут).
  5. Подведение итогов (3–5 минут).

Важную роль в проведении занятия играет настрой детей на работу

Структура интегрированного занятия о времени года по структуре может быть такой:

  1. Настрой на работу (игра на сравнение выбранного с тремя другими временами года) (3–5 минут).
  2. Чтение сказки про время года (5–7 минут).
  3. Игра по мотивам прочитанной сказки (3–5 минут).
  4. Подведение итогов, обсуждение героев, составление коллажа на тему «Зима» и т. п. (5–7 минут).

Конспект занятия

В конспекте занятия должна найти отражение следующая информация:

  • цели занятия;
  • задачи;
  • необходимые материалы;
  • ход занятия.

Самая внушительная составляющая - ход занятия. В ней описываются 3 части, из которых состоит любое занятие:

  1. Вводная - настраивает на работу, обозначается тема и цель занятия.
  2. Основная - содержит основные задания, в ходе которых выполняются поставленные цели и задачи.
  3. Заключительная - подводится итог деятельности.

Вводная часть (3–5 минут) включает в себя 3 момента:

  • организационный (привлечение внимания детей, напоминание о правилах дисциплины и т. п.);
  • заинтересовывающий (появление сказочного персонажа, отгадывание загадки и т. п.);
  • сообщение цели занятия.

Основная часть (20–25 минут) состоит из игр и заданий на определённую тематику.

Если воспитатель заметил, что дети устали, можно включить в ход занятия физкультминутку по соответствующей теме.

Итоговая часть (3–5 минут) включает:

  • обобщение, вспоминание и обсуждение заданий;
  • оценка детей в общем и поимённо (в младшем дошкольном возрасте указываем только положительные моменты);
  • создание благоприятной обстановки, вызывающей желание прийти на такое занятие снова (игра или песня, советы, рекомендации и т. п.);
  • переход к другой деятельности.

Таблица: пример конспекта комплексного занятия в средней группе

Название «Путешествие в волшебный мир эмоций»
Цель Познакомить детей с видами эмоций и научить их различать.
Задачи
  • Развивающие:
    • развить умение использования выразительных средств: интонации, мимики, жестов;
    • развить воображение.
  • Образовательные:
    • расширить словарный запас;
    • закрепить знания об интонациях.
  • Воспитательные:
    • научить детей быть отзывчивыми;
    • воспитать чувство сопереживания;
    • привить навыки межличностного общения.
Необходимые материалы
  • Аудиозаписи;
  • обои и фломастеры;
  • картинка цветка с двумя эмоциями (грусть и радость), изображёнными на разных сторонах;
  • игрушки;
  • карточки с изображением различных эмоций (радость, злость, спокойствие и др.).
Ход занятия Воспитатель здоровается с ребятами:
  • Здравствуйте, детишки,
    Девчонки и мальчики.
    Какие все красивые,
    Умные и сильные!
    Ну-ка, сядьте все в кружок,
    На зелёный наш лужок.
    На соседей поглядите,
    С ними вы поговорите.
    Кто же здесь хорошенький?
    Кто же здесь пригоженький?
    Все у нас хорошенькие,
    Все у нас пригоженькие!

В.: Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране эмоций. Все будут вести себя хорошо? Никто не будет кричать, громко топать, хлопать и плакать? Тогда давайте поедем! А полетим мы в волшебную страну на этом ковре-самолёте. Но как туда добраться, я не знаю, поэтому сейчас к нам придёт добрый гном, он и покажет нам дорогу.
Появляется гном, приветствует детей, усаживает всех на ковёр, а сам садится впереди.
Включается аудиозапись.
В.: Мы уже приближаемся к стране эмоций. Смотрите, ребята, мы приземляемся на полянку «Смешинка». На этой полянке все улыбаются и веселятся. Вот так. (Показывает картинку с весёлым смайликом).
А теперь встаём все в кружок, берёмся за ручки и смотрим вверх на солнышко. Улыбнёмся все вместе солнышку! Солнышко-солнышко, к нам скорее прилетай, наши щёчки поласкай.
Гном: Молодцы, ребята, мне теперь тоже захотелось веселиться с вами.
В.: Как нам хорошо, весело и радостно. Но, кажется, не всем.
Подходят к ежу.
В.: Ой, какой сердитый ёж. Вот такой. (Показывает сердитый смайлик).

  • Жил да был сердитый ёж,
    Всех пугал иголками,
    Он ни с кем не дружил,
    И сидел под ёлкою.
    Так он злился - фыр-фыр-фыр!
    И сердился - фыр-фыр-фыр!
    Он ворчал - пшш-пшш-пшш!
    И кричал - пшш-пшш-пшш!
    Как ужасно - р-р-р!
    Успокойся, милый ёж,
    Так друзей ты не найдешь.
    Крепче кулачки сжимай,
    Злость скорее прогоняй!
    Если очень рассердился,
    На кого-то разозлился,
    Ручки сжать, глaза закрыть, (дети сжимают кулаки)
    И тихонько говорить:
    «Я спокоен, не кричу,
    И ногами не стучу.
    И не буду я сердиться -
    Злость совсем не пригодится!» (разжимают кулаки, дуют)
    Дружно до пяти считаем,
    И спокойно отдыхаем:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Нужно тихо полежать.

Гном и дети ложатся на коврик.
В.:

  • Все спокойно полежали,
    Отдохнули, подремали.
    Но пришла пора проснуться,
    Встать на ножки, улыбнуться!
  • Мишка грустный сидит на поляне,
    Мишка устал, мишке хочется к маме.
    Мишка, мишка, не скучай,
    Лучше с нами поиграй!

Гном: Давайте споём вместе песенку про мишку?
Поют песню «Мишка косолапый», делают движения.
Гном: Ура, мишка развеселился! Но посмотрите, вот цветочек. Он тоже грустит. Цветочек, почему ты грустишь? Он говорит, что грустит, потому что у него нет друзей.
В.: Давайте его развеселим? Нарисуем ему весёлых друзей?
Все садятся на пол и рисуют цветы с улыбками на большом куске обоев.
Гном: Посмотрите, ребята, цветочек теперь весёлый.
Полетели дальше по стране Эмоций.
Все садятся на ковёр, Гном впереди.
Включается музыка.
В.: Ребята, мы прилетели. Посмотрите на нашего гномика, какой он спокойный. Вот такой (показывает спокойный смайлик).

  • Наш гном сегодня рано встал,
    И сладко потянулся.
    В спокойном настроении,
    Наверно, он проснулся:
    Ему спокойно на душе,
    Легко ему шагается,
    Ему, конечно, хорошо,
    Хоть он не улыбается.
    Нам рядом с гномом быть приятно,
    Мы любим с ним поговорить,
    Нам так не хочется обратно,
    Из этой сказки уходить.

В.: Гномик остаётся здесь, в сказочной стране эмоций, а нам пора лететь домой. Садитесь на наш ковёр-самолёт.
Включается музыка, дети садятся на ковёр.
В.: Ну, а пока мы летим на ковре, давайте ещё раз вспомним эмоции, с которыми мы сегодня познакомились. Давайте покажем все (показывают).
Как здорово, что мы помогли и мишке, и цветочку, и ёжику, а ещё познакомились с гномом, правда? Все такие молодцы. (Выделяет самых активных).
Ну, вот и всё.

  • На ковре мы полетали,
    Все эмоции узнали.
    Ай-да детки, молодцы,
    Удальцы и храбрецы!

Фотогалерея: карточки с изображениями эмоций

Спокойный смайлик демонстрирует ровный эмоциональный фон
Злой смайлик выражает отрицательные эмоции
Смайлик грустит, потому что у него нет друзей Весёлый смайлик демонстрирует радость и удовольствие

Как провести итоговое интегрированное и комплексное занятие

Итоговое интегрированное или комплексное занятие проводится в конце учебного года. Главной задачей такого занятия должно быть обобщение и закрепление знаний, полученных детьми за весь год. Эта задача очень обширная, поэтому в занятие включается большое количество видов деятельности. Итоговое занятие по длительности не должно превышать обычное. Не должна ничем отличаться и его структура, и уровень сложности.

Итоговое комплексное занятие удобнее организовывать в форме путешествия по станциям, где детям будут даны различные задания (например, «Волшебное путешествие в лес»). Итоговое интегрированное занятие можно провести в виде игры в известную детям сказку, героями которой они на время станут, а затем помогут персонажам выполнить задания (например, «В поисках волшебного сундучка»).

Приход в группу сказочного персонажа поможет поддерживать интерес детей в течение всего занятия

Помимо всего прочего, итоговые занятия развивают чувство единства воспитанников группы, сплочённости, учат детей действовать согласованно.

Видеоматериалы по теме

Педагогу, готовящему комплексное или интегрированное занятие, желательно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. В этом помогут представленные видеоролики.

Видео: интегрированное занятие по развитию познавательной активности в средней группе

https://youtube.com/watch?v=IpyuapsAzKw Video can’t be loaded: Занятие в средней группе воспитателя Бурухиной Елены Викторовны (https://youtube.com/watch?v=IpyuapsAzKw)

Видео: интегрированное занятие по развитию речи в средней группе

https://youtube.com/watch?v=Eq2aWQ8EKcU Video can’t be loaded: Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе «Весна проснулась» (https://youtube.com/watch?v=Eq2aWQ8EKcU)

Видео: комплексное занятие по формированию математических представлений в средней группе

https://youtube.com/watch?v=UQNABZ1haX4 Video can’t be loaded: Веселое путешествие. Занятие И В Шкуратовой ч 1 (https://youtube.com/watch?v=UQNABZ1haX4)

Видео: комплексное музыкальное занятие в средней группе

https://youtube.com/watch?v=iIHsp4lYfK4 Video can’t be loaded: Комплексное музыкальное занятие для средней группы МДОУ№291 осень бродит по дорожкам,музыкальный рук (https://youtube.com/watch?v=iIHsp4lYfK4)

Форма проведения комплексных и интегрированных занятий может быть различной, но в любой из них можно раскрыть потенциал детей и сформировать у них необходимые умения. Тщательная подготовка педагога к занятию гарантирует стойкий интерес дошкольников к разработанному материалу, положительную мотивацию и доверительное отношение к воспитателю.