Птицы весной занятие в средней группе. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весеннее происшествие. Опыт «Послушная водичка»

Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной афазии (средней и лёгкой формы)

Цель: Восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи.
Задачи:
1. Растормаживание функций артикуляционного аппарата;
2. Восстановление слухоречевой памяти;
3. Восстановление понимания сложных логико-грамматических оборотов речи, в которых употребляются предлоги;
4. Расширение словарного запаса;
5. Развитие речевого мышления.
Оборудование: зеркало, карточки с заданиями, карточка с предлогами.

Ход занятия:

Организационный момент. Объявление плана занятия.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики:
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4.Чередование положений губ.
Заборчик - Улыбка - Хоботок.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Надуть обе щёки.
3. Втянуть щёки.
Упражнения для языка
1. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
2. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Основная часть
2. Прослушать предложение, ответить коротко на вопросы:
«Четыре дня моторное рыболовное судно носилось по бушующему морю без пищи и воды.»
Вопросы:
1. Что делало судно?
2. Какое было судно?
3. Сколько дней носилось судно по морю?
4. Какое было море?
5. Без чего было судно?
3. Вставьте пропущенные предлоги:
…саду росли вишни и сливы.
Лампа висит …..столом.
….окне лежал рыжий пушистый кот.
Мы подошли …..дому, который стоял …..высоком холме.
Листья …….деревьев опали, ….лугах побурела трава.
…. широкой дороге ехала голубая машина.
…..беседки расцвёл куст жасмина.
…….кустов выскочил заяц и бросился бежать…… росистому лугу.
4.Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно:
Машина переехала от дома.
Солнце освещается землёй.
Мальчик набросил удочку.
Ключ открывается замком.
Лес поднимается над самолётом.
Зимой нападает много осадков.
5.Объясните словосочетания:
развесить уши, смотреть сквозь пальцев, повесить нос; расшатать здоровье; завоевать уважение.
6.Ответьте на вопросы.
Дайте полный развёрнутый ответ:
-Для чего нужны книги?
-Для чего нужны театры?
-Для чего нужны ателье?
7.В пословицах пропущены слова большой, маленький. Вставьте эти слова.

Пенёк опрокидывает........................................ воз.

Крючком................ ..............рыбу не выудишь.

Дело лучше........................................... безделья.

Подведение итогов занятия. Вспомнить все задания, которые выполняли. Что понравилось, что удалось, какие трудности встретились.

. Впрочем, иногда даже понимание речи может быть условным, ситуативным.

Вы расстроены, не знаете, как помочь близкому человеку. Что же предпринять в первую очередь?

Прежде всего, давайте выясним, что же такое . А потом определим приемы и упражнения, которые помогут вашему родственнику восстановить речь.

Главное – не паниковать, даже при тяжелом поражении коры головного мозга восстановление речи возможно. Это вы должны внушать своим спокойствием и уверенностью, что знаете КАК помочь и обязательно поможете. А для этого вы должны собрать информацию о том, что за недуг постиг вашего родственника и как вы сможете помочь ему вернуть речь!

Постараюсь четко и понятно изложить суть вопроса. А потом перечислить основные пути лечения моторной афазии.

Итак, делает человека неспособным произвольно (по собственному желанию) произнести отдельные звуки речи или слова (серию звуков, собранных в слово).

Строго говоря, моторная афазия делится на 2 вида, в зависимости от зоны поражения:

    Афферентная моторная афазия;

    Эфферентная моторная афазия .

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны мозга (нижнетеменных отделов левой гемисферы).

Главная проблема для таких больных - невозможность (или огромная сложность) по собственному желанию произнести отдельные звуки речи.

Человек не может совершить по заданию движения губами и языком, воспроизвести определенный звук речи, больной ищет правильную позу языка, губ, зубов, но эти органы его не слушаются и звук произнести не получается. Хотя непроизвольно, спонтанно – артикуляционные движения или звуки речи им доступны. Чаще всего в речи больного присутствует – эмоциональное слово или краткое восклицание - словосочетание, которое человек использовал часто до заболевания. Это может быть имя близкого родственника, ругательство или такие эмоциональные слова, как «вот – вот», «мне», «ай яй яй», «ну и ну» и т.п.. Понимание речи страдает вторично, нарушается чтение и письмо.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении заднее-лобных отделов коры (нижних отделов премоторной зоны). Эта зона обеспечивает возможность слияния отдельных артикуляционных поз (и, следовательно, произносимых звуков) в слова.

Основным проявлением эфферентной моторной афазии является трудность в переключении от одного звука к другому в процессе произнесения слова и фразы. Речь больного как бы «разорванная», появляются застревание на каком-то слоге и повторение слогов или слов - так называемые речевые персеверации («ли ли ли» вместо «лиса»), скандированная речь («к о ш к а» вместо «кошка», «хо ро шо» вместо «хорошо»). При легком или средней тяжести поражении могут быть аграмматизмы по типу телеграфного стиля. Понимание чужой речи может быть ограничено - персеверации мешают полноценному пониманию. Нарушается чтение и письмо, больному доступно глобальное, реже - угадывающее или послоговое чтение.

Моторная афазия может проявляться по афферентному, эфферентному или смешанному типу – в зависимости от того, какие зоны коры были нарушены и какова тяжесть последствий такого нарушения.

Какие же шаги вы должны предпринять, чтобы помочь близкому человеку общаться.

Упражнения для коррекции моторной аффазии

Общение с больным

    Не впадайте в панику, если в первые дни после инсульта у вашего родственника наступает «тотальная афазия» - он вообще не говорит и не понимает речь. Такая тотальная афазия через несколько дней отступить или смениться грубой моторной или сенсорной афазией, а это даст шансы к восстановлению речи.

    Важная составляющая вашего поведения – уверенность в последующем улучшении состояния больного. Больного очень пугает и расстраивает его состояние, значит вы должны транслировать спокойствие и уверенность в том, что речь восстановится, но будет лишь приложить усилия.

    Знайте, что нарушение речи больного не связано с нарушением интеллекта. Страдающий афазией не «поглупел», не стал плохо слышать. Пострадала только речь: возможность говорить звуки и соединять их в слова, иногда даже понимать сложные речевые высказывания – что они значат. Вы должны разговаривать спокойно, четко, не громким голосом. Не стремитесь все сказать за больного сами – дайте возможность высказаться, но если больной застрял на каком-то слове или звуке и никак не может сформулировать желаемое – мягко отвлеките.

Восстановление речи:

    Приучайте больного к ежедневным речевым занятиям , дозируя время: от 10-15 минут в первые дни и недели после заболевания, доводя в последствии до 30 -40 минут. Когда будете предлагать печатный текст или картинки, следите, чтобы буквы были не совсем мелкими, а картинки узнаваемыми – мелкий шрифт, стилизованные мелкие изображения будут трудны для восприятия.

    Если наблюдаются нарушения в движении ведущей руки (особенно тонких движений пальцев) и трудности в глотании – необходимо выполнять специальную гимнастику и массажные упражнения, которые можно посмотреть в статьях восстановление руки после инсульта , восстановление глотания и артикуляции после инсульта , а так же более подробно в видеоуроках.

    Как можно ранее необходимо начать повторять с больным автоматизированные речевые ряды : дни недели, месяцы, времена года, счет от 1 до 10 (от 1 до 20 … и т.д.), пословицы, поговорки, петь знакомые песни, которые знал и любил ваш близкий и побуждать его договаривать или полностью проговаривать эти ряды. Эмбол (как правило он имеется в речи больных с моторной афазией) старайтесь включать в речь, но не делайте на него ставку, не провоцируйте застревание на речевом эмболе («ну ну ну – нужен», «ба ба ба – тру-ба». Рассматривайте семейные альбомы и просите показать, назвать имена знакомых и родственников. Это важный этап, с которого необходимо начинать восстановление речи у пациентов с моторной афазией. Если моторная афазия выражена по эфферентному типу – отбивайте ритм одновременно с повторением слов, пусть пациент «простукивает» слова по слогам и одновременно старается их произнести: лож – ка, мо – ло – ко… Или вы начинаете слово, а больной простукивает и договаривает последний слог: «кол – ба – СА».

    Просим отвечать на вопросы одним словом «да», «нет» или утвердительным/отрицательным жестом: «Ты покушал»?, «Ты спал?» Еще один вариант вопросов -провакационные вопросы: «Ты живешь в Америке?», «Ты живешь в России?», «Ты живешь на Луне?», «Тебя зовут Петр Иванович?», «Тебя зовут Игорь Степанович?»… Затем задаем вопросы, ответ на которые провоцирует сказать отдельные слова, употребляемые в вопросе: «Ты хочешь суп?» Ответы: «Хочу», «буду», «знаю»…

    Просим показать предметы в окружающей обстановке и их изображения на картинках, побуждаем назвать. Это должны быть знакомые предметы из серии «продукты», «посуда», «мебель», «одежда», предметы из профессиональных интересов человека или его хобби. Играйте в (используйте детские предметные лото, домино).

    Если некоторые слова уже доступны, вызываем простой диалог на бытовые темы, начинаем вводить в речь больного глаголы . Задаем вопросы и помогаем сформулировать ответы фразой, включая в нее глаголы. Как только речь начала восстанавливаться – бросайте автоматизированные ряды и сразу же переходите к употреблению глаголов! Провоцируйте употребление слов-действий: «Что ты будешь делать?» - «Буду кушать суп!» «На стуле что делают?» - «На стуле сидят» «Ты устал, тебе нужно сейчас что сделать?» - «Мне надо отдохнуть. Я буду спать» «Расческой что делают?» - «Расчесывают волосы».

    Одновременно с появлением возможности сказать слова – подключаем упражнения в глобальном чтении (чтении целым словом, когда образ слова угадывается целиком, а не побуквенно). Мы просим больного подложить надписи к нескольким картинкам знакомых обиходных предметов. Следующее упражнение: прочесть и переписать (с вашей помощью) знакомые слова. Если ведущая правая рука совершенно неподвижна, учим писать левой рукой. Убеждайте больного, что это возможно и совсем не сложно, хотя и непривычно, у него получится отлично писать левой рукой, надо только постараться. В дальнейшем (при успешном восстановлении глобального чтения) даем упражнения на восстановление аналитического чтения: назвать букву, написать букву, составить из слогов слово, составить из букв слово, из слов составить предложение, вставить в слово пропущенный слог или букву. Купите букварь или азбуку, можно предложить озвученный плакат «говорящий букварь» (такие выпускаются для детей) и тренируйте в узнавании, чтении букв.

    При эфферентной афазии необходимо вести особую работу по выработке умения переключаться с одного звука на другой, сливать слова в слоги. Затем - тренироваться произносить слова сначала с простой слоговой структурой (коза, кот, радуга), а затем подключать более сложные слова (кнут, рецепт, галстук). Так же при эфферентной афазии необходимо делать акцент на восстановление ритмической структуры слов, тренируясь в делении слов на слоги, выделении ударного слога, ритмизированном отстукивании, охтлопывании слов, подборе похожих по звуко-ритмической структуре слов.

    Еще одно направление – восстановление счетных операций. Предложите больному решить простой пример в пределах 5, 10 на сложение, вычитание (2 + 3) =…. (3 – 2) = … (5 + 4) =… Постепенно увеличивайте разрядность (в пределах 10, в пределах 20, 30, 100) и включайте умножение, деление.

    Далее уже проводятся упражнения по восстановлению фразовой речи : составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и пересказ фраз и предложений в букваре, книге. Очень хорошо использовать отрывки из знакомых по школьной программе произведений, которые больной мог помнить наизусть – их можно распечатать и читать, переписывать отдельные предложения. Одновременно включаем в речь антонимы (один дом высокий, а другой наоборот низкий), обобщения (кошка, собака, корова – домашние животные), синонимы (смелый, храбрый). Предлагаем упражнения на словоизменение (стул без чего - без ножки), словообразование(это чей хвост - кошачий хвост). Можно воспользоваться настольными детскими играми.

    Если речь хорошо восстанавливается, переходим к более сложным заданиям, например составление рассказа по картинкам, пересказам, объяснениям пословиц и поговорок. Выполняются задания по коррекции дисграфии (особое внимание уделяется устранению аграмматизма), хорошо использовать тетради для школьников с дисграфией, адаптируя задания к вашему пациенту.

Конспект занятия с больным с афферентной формой афазии на резидуальном этапе.
Тема: звуки [а], [у], [ы],[м].
Цель: восстановить способность дифференциации звука [м] в слогах.
Задачи:
Развитие навыка фонематического анализа (выделение звука из ряда)
Восстановить способность дифференциации звуков по акустическим и артикуляторным признакам
Восстановить зрительные образы букв
Восстанавливать структуру развернутого высказывания
Восстанавливать конструктивно-пространственный праксиса

Оборудование: профили артикуляции, разрезная азбука, элементы букв, карточки с предложением, схема пространства с предлогами
Ход занятия:
Проверка дом.задания.
Беседа о семье.
В каком городе Вы родились? У вас есть семья? Сколько человек в Вашей семье?
Какая у Вас квартира?
У Вас есть балкон? Сколько у Вас комнат? Всем хватает места?
Что Вы больше любите яблоки или груши?
Что Вы больше любите зиму или лето?
Что Вы больше любите музыку или живопись?
Кто Вы по специальности? В каком городе Вы учились в школе?
Какой институт Вы окончили?
Восстановление способности улавливать смысловые искажения (больному предлагаются карточки со словами)
Инструкция: Прочитайте. Можно ли так сказать? Исправьте ошибку.
Ответьте, может ли так быть:
Рыба летает, птица плавает.
Кашу пьют, воду едят.
Ночью светит луна, днем светит солнце.
Восстановить способность дифференциации звуков по акустическим и артикуляторным признакам.
Посмотрите внимательно на меня. Отгадайте, какие звуки я произнесла.
Найдите их профили артикуляции.
Соберите из элементов буквы.
Запишите эти буквы.
Запишите над ними надстрочные знаки.
Чтение слогов(пред больным кладется карточка со слогами МА, МУ, МО, МЫ).
Посмотрите, запишите эти слоги надстрочными знаками.
Прочитаем вместе. Теперь сам.
Складывание слогов.
Составьте слог МА, МО, МЫ, МУ из профилей артикуляции. Прочитайте.
Прочитайте слоги по надстрочным знакам. Подпишите буквы.

Вставьте пропущенную букву.
_а _у _ы _о
_ак _усс _ыс _ост

Восстанавливать структуру потенциального развернутого высказывания.
Дифференциация слов близких по ритмической структуре и акустическим параметрам.
Закончите предложение (предлагается закончить фразу подходящим по смыслу словом, задание написано либо в тетради, либо на карточке).
Из чайника идет...
В печке большой... пар, жар

Хозяйка сварила...
У мальчика на голове... зуб, суп, чуб
У девочки болит...

Мою дочь зовут...
Всем детям нужна манная Паша, каша, Маша
Моего сына зовут...

Восстанавливать конструктивно-пространственный праксиса.
НАД

Выполните действия.
Положите ручку под книгу.
Положите карандаш над тетрадью.
Положите ручку над книгой.
Положите карандаш над книгой.
Положите линейку под тетрадь.
Положите линейку над тетрадью.
Подберите предложение к этим предложениям(логопед выделяет предлог и окончания).
Домашнее задание.
Записать слоги надстрочными знаками
Вставить пропущенные буквы в слова
Вставить пропущенные предлоги


Приложенные файлы

Тема: «Пришла весна - прилетели птицы».

Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Задачи:

Напомнить детям о приходе весны;

Научить замечать признаки весны;

Познакомить с явлением - перелет птиц;

Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые);

Познакомить с перелётными птицами: грачом, скворцом, соловьём;

Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), социализация, музыка, коммуникация.

Материал: звуковая запись: «Звуки леса», «Голоса птиц», картинки с изображением птиц: грача, скворца, соловья, скворечник.

Предварительная работа: беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка - сова», «Зимующие и перелётные», «Ворона и воробей».

Ход занятия.

Воспитатель с детьми входят в зал, здороваются с гостями.

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, поздоровайтесь с ними. А теперь всё внимание на меня.

Присядьте рядышком друг с другом

Словно месяц полукругом

И послушайте загадку

Дайте правильно отгадку.

Загадка.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Значит, к нам пришла (Весна).

Работа по теме:

Воспитатель:

Верно, после холодной зима пришла к нам снова весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну - Красну встречать, первых птиц привечать. Давайте вспомним признаки весны. Поиграем в игру «Вопрос - ответ», мой вопрос, ваш ответ.

Игра «Вопрос - ответ».

Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

Что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облако)

Что весной греет, светит, припекает? (солнце)

Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)

Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)

Что весной бежит, журчит, поёт? (ручьи)

(составляем картину)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А всё потому что, вы подобные явления наблюдали в природе. Вы назвали признаки весны, а я составила картину, давайте назовем её «Весна пришла». Глядя на нашу весеннюю картину, ребята расскажут стихи о весне.

1. что ни сутки, по минутке,

День длинней, короче ночь.

Потихоньк прогоняем

Зиму прочь.

2. Снег растаял, снег растаял,

Это новость не простая,

Это значит наступает

Настоящая Весна!

3. На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель, звенит капель

В лесу у нас весна!

4. Черемуха, черемуха

Ты что стоишь бела?

Для праздника весеннего

Для мая расцвела!

5. Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне,

Весна в апреле прилетает, с веселой ласточкой ко мне!

Воспитатель:

Правильно, ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых стран. В это долгожданное время года, на улице тепло, светло и красиво.

Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес и послушать голоса разных птиц - тех, что зимовали в наших краях и тех, что вернулись с дальних стран (прошли под музыку, встали кругом).

Закрываем глазки и считаем до пяти

1, 2, 3, 4, 5, в лес пришли мы погулять.

Постоим мы на дорожке

Птиц послушаем немножко.

Открываем глазки. Вот, ребята, мы и оказались в весеннем лесу ( звучит звук леса и голоса птиц).

Весело и радостно поют птицы?

Почему им так весело? Чему они радуются?

Птицы рады приходу весны.

Посмотрите на нашу картину и попробуйте по ней рассказать о весне.

Весной небо голубое и чистое. На нём белые пушистые облака, по земле бегут - журчат ручьи.

А я ещё добавлю один элемент картины. Весной возвращаются перелётные птицы.

А перелётные птицы рады тому, что преодолев очень долгий и опасный путь вернулись на лето сюда.

Вот и к нам прилетели птицы. Я буду делать их описание, вы угадывать и играть роль птиц.

1. Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица … (грач).

(Дети рассказывают о грачах).

1. Грачи прилетают самыми первыми,

Как только растает снег на полях.

Питаются они червяками, жуками, пауками.

2. Живут грачи большими семьями - стаями

И свои гнёзда строят высоко на деревьях.

В народе есть примета: «Увидел грача - весну встречай ».

2. На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его … (скворец).

(Дети рассказывают о скворцах).

1. Скворцы прилетают вслед за грачами

И питаются сначала дождевыми червями,

А позже уничтожают гусениц,

Охраняют леса и сады.

2. Люди мастерят для скворцов - скворечники

И развешивают их рядом со своими домами.

3. В народе есть примета: « Увидал скворца - знай весна у крыльца».

3. Кто без нот и без свирели

Кто же это?… (соловей).

(Дети рассказывают о соловьях).

1. Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями,

Вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках) и поют.

2. Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.

В народе есть примета: « Соловей всю ночь поёт - к хорошей погоде».

(Дети выстраиваются в ряд).

Воспитатель:

Вот вы и превратились в птиц (надеваю на детей коронки с изображением птиц: грача, скворца, соловья).

Обратите внимание у всех птичек есть: голова, клюв, глаза, туловище покрытое перьями (потому птиц называют пернатыми), крылья, хвост и ноги.

Все птицы похожи по форме, но они разные по цвету и размеру.

Грач большой - чёрный, скворец синевато - фиолетовый поменьше, соловей коричневый - маленький.

Давайте по рассуждаем почему мы их называем перелётными птицами.

Потому что они спасаясь от зимнего голода перелетают с одного края в другой, где есть еда. От слова перелетают и произошло такое название перелётные птицы.

Мы с вами сейчас представим как происходит перелёт птичьих стай. Мы поиграем в знакомую игру « Лето и зима».

Игра «Лето - зима».

Пригреет солнце на горе, птицы сразу во дворе (дети бегут к солнышку);

Если снег на улице и погода хмурится, птицы в миг пугаются в стаи собираются

(дети бегут к снежинке),(в конце игры дети находятся около солнышка).

Воспитатель:

Вот вы птички оказались в тёплой весне, где много солнечного тепла и корма. И будете жить здесь всю весну, лето и начало осени. Не просто жить, а спасать наши сады и леса от вредителей и радовать нас своим щебетом.

Я сейчас расселю птиц по домам.

Упражнение « Рассели птиц по домам» (воспитатель расселяет детей называя птиц и давая в руки рисунок с изображением: скворцам - скворечник, грачам - гнездо на дереве, соловьям -гнёздышко в кустарнике).

А теперь подобное задание выполните вы дети, каждую птичку расселите в свой домик.

Молодцы, ребята, вы правильно справились с заданием.

Слышите, как они радостно поют для нас свои песни (запись пение птиц).

Мы должны пообещать им, что никогда не обидим не одной птички.

Давайте все вместе хором им дадим такое обещание:

Вас не будем обижать

Гнёзд не будем разорять

В клетки вас сажать не будем

Пользу вашу не забудем.

Воспитатель:

Сейчас мы сдержим обещание и подарим им вот такой домик для птиц на территории детского сада, на игровой площадке и с нетерпением будем ждать пернатых жильцов. Пора настала из леса снова возвратиться в детский сад.

3. Итог занятия:

Воспитатель: давайте скажем спасибо нашим верным друзьям - птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии?

О каком времени года мы говорили?

О каких новых перелётных птицах вы узнали?

Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!

А сейчас закроим глазки. И вспомним всё, что происходило сегодня с нами (реалаксация).

Такой экскурсии весенней

Каждой был сегодня рад.

Вспомним как весну искали

Мы по солнечным шагам,

Как мы птицами летали

По неведомым краям,

Как пернатым обещали

Птичьих гнёзд не разорять.

А теперь пора настала

Снова в детский сад попасть

1, 2, 3, 4, 5, глазки открывайте

И тихонечко за мной в группу вы шагайте.

4000302260center22.4.2014
330009500022.4.2014
420003175000880009408795КГУ «Винненская средняя школа»
Выполнила: Чаганова.Ш.С.
450000КГУ «Винненская средняя школа»
Выполнила: Чаганова.Ш.С.
420003175000175001870710Краса леса-Деревья.450000Краса леса-Деревья.

Технологическая карта организованной учебной деятельности.
2 младшая группа.
Образовательная область: «Познание».
Тема: « Краса леса- деревья».
Раздел: Ознакомление с окружающим миром.
Цель: Закрепить знание детей о неживой природе с помощью символов.
Расширить и углубить представление детей об окружающем мире, диких
животных и насекомых.
Развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к окружающему
миру.
Оборудование: Дерево, белка, лиса, птицы, пчелы, бабочка, ведро с водой и стаканы для полива, солнце.
Билингвальный компонент: лиса-түлкі, белка-тиын, птицы-құстар.
Этапы. Действия воспитателя. Ответы детей.
Мотивационно- побудительный У нас сегодня особый день. Посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы свами по приветствуем гостей.
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, земля родная!
Здравствуй ты и здравствуй я!
Дети заинтересованы, эмоционально откликнулись.
Организационно – поисковый
Обращаю внимание детей на дерево, которое, приготовлено заранее.
-Посмотрите что это?
-Какой он?
-Что нужно сделать, чтобы дерево выросло высоким и красивым?
- Давайте, все вместе польем дерево. (дети встают и поливают дерево).
Ты и дня не проживешь,
Коль сока жизни не попьешь,
Нет ее, придет беда,
Всем везде нужна, она!
-Наша дерево выросла?
-А что еще нужно для дерево?
-Наверное, солнышко, посмотрите из-за тучек выглянуло солнышко. Солнышко светит ярко-ярко, что ослепила наши наше глаза. Закройте, глаза ладонями. (появляется дерево, высокое и красивое).
-Посмотрите, наше дерево выросло.
-Для чего нам нужно дерево?
-Животные, птицы, насекомые укрываются от дождя и ветра.
- А какие животные живут на дереве? Вы узнаете когда я вам загадаю загадку:
В дереве дупло,
В дупле тепло,
А кто в дупле,
Живет в тепле?
-Белка. Белка на казахском языке будет «тиын», повторите за мной.
-Катя, покажи где живет белка?
-Как называется домик, в котором живет белка?
-Дупло.
2 загадка:
Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под деревом.
-Лиса. На казахском языке будет «түлкі», повторите за мной.
-Асылжан покажи где живет лиса?
- Как называется домик, в котором, живет лиса?
-Нора.
3 загадка:
Рук нет, а строить умеет.
- Птица.
-Правильно, это птицы. Птицы вьют гнезда на деревьях. Птицы на казахском языке, будет «құстар». Повторите за мной.
-Еще на дереве обитают насекомые, посмотрите на монитор (показываю на ноутбуке насекомых).
-Давайте, насекомых отправим на дереве что бы они жили там. Дети помещают на дерево бабочек, пчел, муравьев.
-А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерево смахнул.
Закружились листья все,
Прилетели все к земле.

Дидактическая игра: «Дорисуй».
Цель: дорисовать листья на деревьях.
Дети рисуют листья.
-Листья какого цвета?
Выставка работ.
Встают с место и рассматривают дерево и поливают его.

Нет.
Солнышко.
Закрывают глаза руками.
Открывают глаза и смотрят с удивлением.
Отгадывают загадки.
Белка.
Показывает дупло.
Лиса. Показывает где живет лиса.
Птицы.
Показывают где живет птицы.
Смотрим на ноутбуке насекомых.
Дети отправляют на дерево насекомых.
Читают и выполняют движения.
Рисуют листья на листочке, в котором, нарисовано дерево. Выставляют свои работы.
Рефлексивно-корригирующий -Что вам понравилось на занятий?
Высказывают свое мнение, говорят, что им понравилась на занятий.

Ожидаемый результат
Знать: кто живет на дереве.
Иметь: представления о неживой природе.
Уметь: отгадывать загадки и выполнять поручения.


Приложенные файлы