Конспект урока по русскому языку "Сложные слова" (3 класс). Урок русского языка в начальной школе. Тема: "Сложные слова" Сложные слова тема в начальной школе

Предмет: русский язык УМК «Школа Росиии»

Тема урока: Сложные слова.

Цель урока: формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;

Активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;

Создать для развития всех типов каналов восприятия информации.

Воспитательные:

Продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);

Формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);

Прививать уважение к труду, продуктам труда.

Ход урока

    Организационный момент (приветствие).

    Ориентировочно-мотивационный этап.

Чистописание.

    Детям предлагается отгадать загадку.

"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)

Подберите к слову «хлеб» однокоренные слова.

Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Выделение корня.

    Вспомните пословицы о хлебе.

Выяснение смысла пословиц.

Чтение пословиц с доски. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.

3. Подготова к изучению новой темы.

Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе)

К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили изготовить вывеску. Давайте ему поможем. Хлеб? завод. - проблема (на доске надпись)

Что интересного в записи слова? (Два корня).

Как можно назвать слова, которые могут состоять из нескольких основ?

Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове?

Какая тема урока?(открываем тему урока на доске)

Запись предложения и разбор.

Р…бочие хлеб…завода показали уч…никам свою р…боту.

Индивидуально карточка.

В…тер, м…бель, кв…ртира, комн…та, м…газин, р…бота, п…суда, ст…кан, л…пата, м…бель, уч...ник, сах…р.

4. Наблюдение над фактами языка. Обобщение структурных и семантических признаков понятия .

1) Работники хлебозавода приготовили для вас вопрос.

Когда в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда е?

Понаблюдайте и сделайте вывод: (на доске)

Хлеб…пекарня Масл…завод

Птиц…лов Пеш…ход

Сам…свал Везд…ход

Пыл…сос Сам…вар

Дом…сед Кож…ед

Отчёт групп. Чтение правила в учебнике.

2)

Отгадай загадку, запиши отгадку и разбери по составу. (ответы записываем в тетрадь)

Машина, которая летает сама… (САМОЛЕТ)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. – (МУХОМОР)

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И, как зеркало, блестит. – (САМОВАР)

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда. – (ВОДОПАД)

Как называется самый первый велосипед? (САМОКАТ)

Физкультминутка.

    Примение понятий и правил.

Выполните упражнение 122, стр. 50

    Прочитайте рифмовку 2 раза, затем запишите слова по памяти.

(работа в группах)

Старомодный,

быстроходный,

сенокосный,

многозвёздный,

многослойный,

землеройный,

тонконогий,

круторогий,

многоместный,

редколёсный,

пешеходный,

всенародный.

Индивидуально карточка.

Соедини части сложных слов.

земле ход

гром сек

мясо отвод

сено мер

везде комбинат

дрово кол

лед косилка

    Итог урока.

Понравился вам урок?

Я узнал?

Я могу?

Оценки:

    Домашнее задание

УМК «Школа России»

Тема: Сложные слова

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Цель урока: знакомство со сложными словами и формирование умения находить корень в сложных словах.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные;

Познакомить со способами образования сложных слов;

Расширять знания о составе слова.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Развивающие:

Развитие речи учащихся, внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.

Планируемые результаты:

Предметные:

На уроке учащиеся получат знания о сложных словах;

Научатся находить корни сложных слов;

Научатся образовывать сложные слова.

Метапредметные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.

Личностные:

Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день!

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.

2.Чистописание.

1) Разминка для рук.

Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

2) Написание букв и соединений (Кк; Нн; на; но; ко; ен; ки; кл; нм; ня; ку; кья; нью)

Дайте характеристику звуков; в каких слогах согласные звуки мягкие, твердые.

3. Актуализация знаний.

Напишите однокоренные слова с корнем –цвет-;

Что такое корень слова? Как пишется корень в однокоренных словах?

4. Постановка цели урока.

Давайте прочитаем стихотворение Е. Измайлова.

Стихи весёлые читай,

А для чего они – смекай!

Жил да был на свете ПАР,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ХОД

В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,

В слове ХОДИКИ стучало,

И в ПОХОДЕ вдаль шагало.

Так и жили ПАР и ХОД.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили –

По воде они поплыли.

Паром ходит ПАРОХОД,

В паре ходят ПАР и ХОД.

– Какие слова жили отдельно?

– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)

Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)

– Как называются такие слова? (Однокоренные).

– Что произошло со словами ПАР и ХОД? (Их соединили.)

– Какое слово получилось? (Пароход.)

– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)

– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?

– Сколько основ в этом слове? (Две.)

– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).

– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).

– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)

– Такие слова, как пароход называются сложными. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

5. Работа по теме урока.

Работа по учебнику:

Упр. 138 (Стр. 77)

Прочитайте слова, объясните лексическое значение каждого слова.

Сколько корней в этих словах. Почему?

Какие гласные соединяют корни в сложных словах?

Упр. 139 (Стр. 78)

Прочитайте текст. Найдите в нем сложное слово, объясните, почему автор употребил его.

Выполните письменное задание к упражнению (Учащиеся проверяют написание слов с орфограммами).

6. Физкультминутка.

1. На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде "раз".

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде "два!"

2. Руки ставим мы в разлёт:

Появился самолёт.

Мах крылом туда-сюда,

Делай "раз" и делай"два".

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

7. Закрепление изученного материала.

Упр. 140 (Стр. 78) (Работа в парах.)

Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор.

(1.Водитель; 2. Лесовод; 3. Вихрь. В остальных словах есть корень –ветер-;

Ветрометр- это сложное слово)

8. Подведение итогов урока.

Отгадайте загадки, запишите отгадки. Выделите корни слов.

1) На полу крошка-слон,

На колёсиках он,

Гладит хоботом ковёр,

Будет гладить до тех пор,

Пока всю пыль не втянет

И чистым пол не станет. (Пылесос).

2) Его работа-

В глубине на самом дне.

Его работа –

В темноте и в тишине.

Но кто же он,

Ответь-ка на вопрос? (Водолаз)

3)Он пыхтит как паровоз,

Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться. (Самовар)

4) Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолет)

Что нового вы узнали на уроке?

Как называются слова, которые имеют два корня?

9. Рефлексия

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

Закончите любое из выражений:

Мне понравилось…

На уроке я узнал, что...

Меня удивило…

Мне бы хотелось...

10. Домашнее задание: Упр. 141 (Стр. 78)

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока для начальных классов на тему: "Сложные слова"

Разработку урока выполнила: Ситникова Наталья Валерьевна, Пермский край, г.Губаха, пгт Углеуральский, МОУ "СОШ №15" email: [email protected]

Цель урока. Образование сложных слов.

Задачи:

  1. Повторить значимые части слова.
  2. Ввести понятие “сложные слова”
  3. Развивать творческое мышление, устную и письменную речь, внимание, память.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, презентация, учебник «Русский язык. 3 класс» (автор Зеленина), карточки для учителя и учащихся, энциклопедия о птицах, шляпа, попугай.

Ход урока.

1. Орг.момент.

(Учитель заходит в класс, одетый в костюм книголюба)

Учитель:

Сейчас я была в библиотеке. Там так много интересных книг! Я очень люблю книги. Читаю их с удовольствием. А как мы можем назвать человека, который очень любит читать книги? (книголюб)

Книг у меня много, но больше всего я люблю читать вот эту книгу. В ней много необычных слов, с которыми мы сегодня познакомимся.

2. Повторение темы «Состав слова». Изучение нового материала.

На доск е:

На цветных листах на партах слова:

1 ряд: скворушка, прикорм, мухолов

2 ряд: голубка, уход, мухолов

3 ряд: рябчики, полёт, мухолов

В тетрадях таблица:

Работа в парах.

Учитель:

Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа (учитель сам пишет на доске) Обратите внимание на таблицу. Возьмите с парты цветную карточку. Как вы думаете, какое задание будем выполнять? (распределить слова в таблицу в зависимости от их состава). Приступайте к работе в парах, прежде чем писать обсудите вместе.

У. -А теперь проверим.

Какие слова вы записали в первый столбик?

Д. скворушка голубка рябчики (слова прикрепляем на доску)

У. -Назовите корень. Приставку. С помощью чего образованы эти слова?

Д. – С помощью суффикса.

Во второй столбик?

прикорм -уход -полёт

Итак, работу закончили. Мы все слова записали?

Д. - Слово мухолов никуда не подходит.

У. - А кто такой мухолов? (выслушиваются ответы детей)

Слайд 2

Так кто же это?

Почему её так назвали?

Д. - Питается мухами.

У. - В какой столбик запишем?

Д. – В третий.

У. - Разберите слово по составу.

В чём особенность этого слова?

Д. - В нём два корня.

У. - Подчеркните букву, которая находится между корнями.

Какую роль выполняет эта буква?

Если эта буква используется для соединения двух корней, то как её можно назвать? Д. -Соединительная.

У. - Каких птиц вы ещё знаете? (выслушиваются ответы детей)

Птиц в природе очень много...

Слайд 3

1. В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телефонист

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись ……. (Дятел)

2. Маленькая стройная птичка. Название получила за оперение на голове. (Черноголовка)

3. У . – О какой птице идёт речь?

Слайд 4-5

Д. – Змееяд.

У . - Почему её так назвали?

Д. - Питается ядовитыми змеями.

4. У. – А это что за птица?

Слайд 6

Д. – Сорока.

У. - Какие из этих четырёх слов образованы таким же способом, как и слово мухолов? (черноголовка, змееяд). Запишите. Докажите.

Как вы можете назвать эти слова?

Д . –Двукоренные, сложные.

У. - Почему?

Д. - Из 2-х корней.

Это и есть тема нашего урока «Сложные слова»

Давайте попробуем сделать вывод, какие слова называются сложными?

Посмотрим, как записано в учебнике на странице 39. Познакомьтесь сами, а теперь прочитай....

3. Физминутка.

(звучит аудиомузыка)

Мы учились, мы трудились

Пришло время отдыхать

В птичек все мы превратились

Будем птицам подражать.

Прыгаем как воробушки

Как цапли на одной ноге стоим

А теперь маленькие синички с деревца на деревце летим.

А сейчас покажем больших крыльев размах, быстрые орлы летят в облаках.

Страуса никому не догнать он от опасностей привык убегать.

А теперь на пингвинах похожи, они как неваляшки и мы тоже.

Что ж пора возвращаться,

Вы снова ученики, продолжаем заниматься.

4. Первичное закрепление.

У. - За птицами наблюдают люди особой профессии орнитологи. Чтобы узнать особенности их жизни, надо поймать несколько птиц и окольцевать. Как вы назовёте человека, который ловит птиц?

Д. -Птицелов.

У. - Запишите слово. У доски... Скажите, это сложное слово? (доказывают)

А как вы думаете, есть в нашей речи другие сложные слова не связанные с названием птиц? Приведите примеры. Ещё больше слов вы узнаете на следующем уроке.

Помогите мне составить сложные слова. (учитель показывает карточки, дети самостоятельно записывают слова)

разводит пчёл

ловит рыбу

разводит цветы

Выделите корни и соединительную гласную.

О каких необычных словах мы сегодня говорили? Как их можно назвать одним словом?

Д. - Сложные.

5. Рефлексия.

У. -Встаньте, пожалуйста. Поднимите руку те, кому было трудно понять, что такое сложное слово. Не огорчайтесь. На следующих уроках вы узнаете много сложных слов и их образование. Спасибо. А теперь поднимите обе руки те, кто понял, как образовываются сложные слова. Поаплодируйте себе! Молодцы!

А вот мы сейчас и проверим... Присаживайтесь.

Возьмите белые листочки. Приступайте к заданиям.

А помните ли, как вы меня назвали в начале урока? (книголюб)

Можно ли это слово назвать сложным? Почему? (дети объясняют устно). Вы отлично поработали на уроке. Молодцы! (игрушечный попугай повторяет слово «молодцы».

Мы дарим вам маленькие памятки о птицах (попугай повторяет, а учитель раздаёт)

Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

кашЕвар (каша + варить)

птицЕлов (птица + ловить)

пешЕход (пеший + ходить)

дождЕмер (дождь + мерить)

пылЕсос (пыль + всасывать)

птицЕфабрика (птица + фабрика)

нефтЕпровод (нефть + проводить)

овощЕхранилище (овощ + хранить)

путЕшествие (путь + шествовать)

мышЕловка

морЕплаватель

грязЕлечение

сталЕвар

кораблЕкрушение

землЕмер

свежЕмороженый

вездЕход

вездЕсущий

солнцЕстояние

Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

вертОлёт (вертикально + летать)

стеклОрез (стекло + резать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

домОсед (дома + сидеть)

фотОаппарат

автОколонна

светОдиод

электрОпила

тестОмешалка

Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

Рис. 2. Николай Добронравов ()

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Вот так составили транскрипции сложных слов:

На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

Рис. 3. Горихвостка ()

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

Рис. 4. Краснопёрка ()

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

Рис. 5. Лисохвост ()

Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

Рис. 6. Водомерка ()

Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Корни вод-, мер-. Вода, измерить.

На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Rus.1september.ru ().
  2. Gramma.ru ().
  3. 5klass.net ().
  4. School-collection.edu.ru ().
  5. Oldskola1.narod.ru ().
  • Реши орфографические задачи.

Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

  • Найди сложные слова, покажи их строение.

…Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

А. Толстой

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор.

В. Жульжин

  • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.