Конспект открытого логопедического занятия на тему осень. Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень. Упражнения для развития мелкой моторики

Елизавета Румянцева

Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.

Пластичный и доступный каждому материал позволяет создавать уникальные вещи для интерьера. Соленое тесто издавна применяется для изготовления красивых поделок. Из податливой массы вместе с ребенком можно вылепить статуэтки животных, новогодние композиции и даже целые тематические картинки.

Особенности работы с соленым тестом

Из данного материала изготовить поделки сможет каждый – маленький ребенок, начинающий практиковаться в искусстве лепки, и взрослый, который освоил процесс еще в детском саду. Чтобы вылепленное изделие не испортилось, нужно все сделать правильно – приготовить непосредственно массу для лепки и высушить фигурки. Окрашивание тоже имеет свои секреты, о которых вы обязательно узнаете.

С консистенцией работать просто, но для удачной поделки необходим правильный замес. Если верно соблюдать все пропорции, указанные в мастер-классах, то можно сделать податливый материал. Сделанные из него фигуры сохраняют свой первоначальный вид. Существует два популярных рецепта соленого теста, которые успешно практикуются среди любителей домашнего hand-made.

Рецепт №1

  • пшеничная мука (ВС) – 500 г;
  • вода (обязательно холодная) – 200 мл;
  • соль «Экстра» – 200 г.

По этому рецепту масса получается качественной, пластичной и съедобной (что немаловажно). Все компоненты материала можно есть, поэтому он отлично подходит для того, чтобы заниматься с маленькими детьми во время развивающих занятий. Если ребенок съест готовую поделку, то вреда собственному здоровью не причинит. Изделия из безопасного материала – лучший выбор для любопытного крохи.

Рецепт №2

Тоже подходит для лепки с малышами, потому что консистенция получается пластичной и вылепить можно все, что угодно. В процессе игры за ребенком необходимо хорошо следить, чтобы масса не была съедена. Для приготовления необходимо запастись такими ингредиентами:

  • белой мукой высшего сорта – 500 г;
  • водой (холодной) – 200 мл;
  • клеем ПВА – 2 ст.

Клеевой компонент в составе гарантирует стабильность изделия, выполненного из массы. Такой состав легко поддается тонированию и окрашиванию, а кроме того, имеет длительным период застывания (легко исправить мелкие недочеты в готовой поделке). Пробуйте оба рецепта, чтобы подобрать оптимальный для собственных задач (зависит от возраста, умения и т.д.).

  • Как сушить поделки из соленого теста

– обязательный этап создания поделок из соленого теста, благодаря которому изделия приобретают прочность. Процесс высыхания требует определенных условий, потому что при комнатной температуре статуэтка не достигнет нужной кондиции, ведь за двадцать четыре часа просохнет всего на один миллиметр. Летом можно попробовать поставить на воздухе, но это не даст особых результатов. Лучше всего воспользоваться духовым шкафом:

  • При температуре 75°С время высыхания составит час.
  • При температуре 100°С – час.
  • При температуре 120°С – полчаса.
  • При температуре 150°С – полчаса.

Крупные изделия следует сушить дольше, а для мелких поделок время можно сократить. Чтобы тесто не приставало, форму для запекания необходимо накрыть фольгой. Декор в виде бисера, страз, бусин следует высушивать при температурном режиме не выше 120 °С. Не стоит использовать микроволновую печь или ставить поделки на горячую батарею, иначе они могут моментально деформироваться и потрескаться. Время от времени нужно переворачивать фигурки в духовом шкафу, чтобы они равномерно пропеклись со всех сторон.

  • Как окрасить изделия из теста

Созданную и высушенную фигурку можно окрасить в любой из любимых цветов. Лучшим выбором для этих целей будет акриловая краска или гуашь. Прокрашенное изделие нужно покрыть бесцветным лаком для ногтей, чтобы краска долго держалась и со временем не теряла своей сочности и яркости. Можно сделать цветную массу, добавляя нужный тон (лучше использовать пищевой краситель) во время замеса муки.

Что можно сделать из соленого теста своими руками

Освоив технику создания соленого материала для лепки, можно с легкостью достичь мастерства, при котором получится изготавливать поделки любой сложности. Новое увлечение может заинтересовать не только взрослого, но и ребенка. Пластичное тесто является замечательным материалом для творчества, развития моторики рук, концентрации внимания и многого другого. Существует масса идей, что можно сделать из теста для лепки, при этом поделки могут быть любой сложности и интересны детям разного возраста.

Простые фигурки для детей 2-3 лет

Имея пластичный материал под рукой, можно организовать развивающее занятие для самых маленьких детей. Что можно слепить из соленого теста для двухлетнего малыша? Сначала следует познакомить кроху с материалом – дать подержать в руках массу, потом наглядно показать, на что способно тесто, то есть слепить колобка или снеговика.

Маленькие дети не способны на грандиозные поделки, поэтому начинать лучше, следуя самому легкому методу и делая все поэтапно:

  • Раскатывайте скалкой тесто, а затем на готовый пласт вдавливайте мелкие предметы в виде фигурных макарон, фасоли или пуговиц.
  • Вырезайте тесто формочками для печенья.
  • Катайте из пластичного материала шарики разной величины, создавая человечков, снеговика, колобка, смешарика.
  • Раскатывайте колбаски, делая улиток, гусениц и иные элементарные фигурки.

Для детей 3-4 лет

Детям трех-четырех лет одного раскатывания недостаточно, ведь ребенок уже подрос и может выполнять более сложные задания. Интересной идеей для творческих занятий будут картинки из соленого теста. На листке бумаги малыш с помощью взрослого создаст объемное изображение, а после раскрасит его. Картины могут передавать любой сюжет: от времен года и мини-изображения страны до эпизодов сказок и мультфильмов.

Для лепки с детьми 5-6 лет и старше

Если маленьким детям замысловатых заданий не дашь, то творческие шестилетки могут осилить сложные поделки из соленого теста. Например, это могут быть статуэтки в виде объемной овечки, мышки на сыре или оригинальной вазы с шикарным букетом цветом. Дети в пять-шесть лет могут осваивать технику ручных работ с использованием соленой консистенции. По примеру взрослого ребенок может справиться даже с теми изделиями, которые требуют значительной концентрации внимания и ловкости рук.

Как лепить из соленого теста поделки – пошаговые инструкции

Процесс лепки поделок легкий, отнимает некоторое количество времени, но дает шанс уделить внимание своему малышу. Имея под рукой легкие инструкции и несколько обучающих видеоуроков, родители смогут сами быстро понять, как слепить определенную поделку из соленого теста и объяснить своему ребенку. Вариантов изделий существует множество, выберите один или несколько и приступайте!

Цветы­

Созданные изделия будут смотреться, не просто красиво, но и правдоподобно. Например, чтобы сделать розу, потребуются минимальные усилия:

  • Из подготовленного заранее теста раскатайте пласт (толщина не более полсантиметра).
  • Круглым предметом в виде рюмки выдавите пять одинаковых элементов-лепестков.
  • Положите круги в горизонтальном порядке друг на друга, чтобы каждая составляющая соприкасалась, выступая на сантиметр.
  • Скрутите ступеньки в один рулон, а затем поставьте цельную конструкцию одной стороной на твердую поверхность стола.
  • Расправьте лепестки бутона на верхней части цветка от центра в разные стороны.

Игрушки на Новый Год

Оригинальные украшения делаются легко и быстро. Если не знаете, что можно сделать из соленого теста для лепки на Новый год, рассмотрите вариант подвесных игрушек на елку. Для изготовления понадобится соленое тесто, цветные краски и проволока для крепления:

  • Колокольчик. Необходимо раскатать шар, сделать колокольчик-юбочку. Язычок прикрепить на проволоку, которая послужит креплением на ветках ели или сосны. Готовую фигуру высушить, разукрасить в яркие оттенки.
  • Фигурки-подвески. Формочкой, предназначенной для вырезания печенья, сделать фигурку. В верхней части зубочисткой или коктейльной трубочкой сделать дырку. После высыхания расписывать игрушки, а в отверстие продеть плотную нить или тонкую ленту.

Поделки на 23 февраля

Лучшим подарком мужчине будет символический подарок, который сможет подчеркнуть доблесть, отвагу и силу. Благодаря специальным формочкам в виде танка, солдата, корабля можно легко сделать подарок на 23 февраля. Для этого раскатайте соленое тесто в пласт и формой выдавите из него выбранные фигуры. Остается только подсушить сувениры и окрасить их в цвет милитари.

Сувениры к 8 марта

Лучшим подарком в женский день являются цветы. Почему бы не сделать их из соленого теста? Из пластичного материала можно создать букет, который будет радовать своей красотой многие годы. Отличным подарком подруге, маме, сестре, бабушке будет ваза с цветами:

  1. Сделайте массу по классическому рецепту, раскатайте пласт в полсантиметра, вырежьте из куска прямоугольник 15х10 см.
  2. В верхней части фигуры создайте отверстие коктейльной трубочкой. Это даст возможность подвесить изделие на стену.
  3. Сформируйте шарик из другой части теста, раскатайте и сделайте вазу, слегка отгибая горлышко. Закрепите на подготовленной прямоугольной основе.
  4. Раскатайте три стебелька, прикрепляя их к вазе.
  5. Вырежьте кружочки для бутона и скрутите, формируя розу.
  6. Овальные фигурки послужат лепестками, на которых сделайте полоски.
  7. Вазочку декорируйте объемными шариками или ромашкой.
  8. Просушите картину, раскрасьте, а сверху покройте слоем бесцветного лака.

К празднику можно сделать декоративные яйца-подвески, которыми украсить ручки шкафов, окна или сделать оригинальную гирлянду. Для этого понадобится овальная форма, чтобы из материала выдавливать плоские яйца. На верхнем краю яйца сделайте коктейльной трубочкой или колпачком от фломастера дырку для ленты. Выложите изделие на противень в духовку, просушите, а затем нанесите на яйца понравившийся рисунок акриловыми красками или гуашью. Поделки закрепите на длинной ленте.

Узнайте, как создаются .

Лепка из соленого теста - это настолько универсальное занятие, что им можно увлечься как ребенку, так и взрослому. Работа с этим материалом имеет все плюсы лепки, и дополнительные преимущества, связанные с экологической безопасностью теста. Лепить из него можно даже детям до года: море удовольствия и никакого риска.

Как подготовить тесто

Лепка из соленого теста предполагает приготовление рабочего материала в домашних условиях. В этом нет ничего сложного: пропорции муки и воды 1:1 , соль лучше брать крупную, она создаст впечатление прозрачных вкраплений, поблескивающих на свету. Даже будучи покрыты краской, такие изделия сохраняют этот эффект. Хотя, если вы собираетесь выполнить тонкую художественную работу, то такие крупинки будут отвлекать - в этом случае используйте мелкую соль. При смешивании ее с мукой не забывайте, что мука легче раза в два, поэтому объем используемой муки вдвое больше объема мелкой соли, хотя вес этих ингредиентов равен.

Сколько наливать воды? Классическая рецептура содержит рекомендацию добавить 1 часть, но лучше ориентироваться на оно должно хорошо лепиться, но не растекаться. Одна чайная ложка растительного масла добавит смеси эластичности и предохранит от растрескивания готовое изделие.

Для самых маленьких: рыба из соленого теста

Лепка из соленого теста развивает мелкую моторику, и ребенка, успокаивает нервную систему и дает повод взрослым отвлечься от своих дел и просто пообщаться с крохой. Для маленького ребенка очень важны, поэтому лепка - отличное занятие.

Попробуйте создать из соленого теста рыбу. Это простая фигура, которую под силу сделать любому малышу, особенно с чуткой помощью родителей. Готовую фигурку запеките в духовом шкафу при самой маленькой температуре до появления легкого румянца. Обязательно остудите фигурку перед тем, как отдавать ее ребенку для дальнейшей работы.

На соленое тесто отлично ложится гуашь, после ее высыхания можно покрыть рыбку бесцветным лаком для ногтей или для волос, чтобы она не оставляла на пальцах цветных следов.

Интерьерная декорация - дерево из соленого теста

Если для детей лепка из соленого теста - это, прежде всего, развлечение, то для настоящих мастеров она может превратиться в искусство.

Замесив тесто с мелкой солью, покрасьте две трети его с помощью какао или коричневой гуаши, а треть оставьте белым. На фольге для запекания выложите из коричневых колбасок ствол, придав ему рельефность с помощью продольных борозд (работайте стекой). От ствола вверх выложите ветви. Теперь крона. Ее выполните из длинных белых и коричневых колбасок, которые нужно выложить красивыми завитками и петлями, чтобы создался эффект непрерывности. Петли могут пересекаться между собой, накладываться одна на другую и продеваться друг в друга. Главное, чтобы не было нагромождения деталей, и крона создавала ощущение легкости. Для этого колбаски должны быть действительно тонкими.

Готовую работу высушите в печке, а после остывания покройте акриловым лаком. Цвета станут ярче, и у дерева появится блеск. Теперь фигуру можно приклеить на плотную бумагу и вставить в рамку. Замечательный подарок для друзей или для собственного дома готов.

Тонкости и хитрости

Чтобы поделка не потрескалась на этапе сушки, лучше высушивать ее в 3-4 этапа с перерывами. Час в духовке на самом-самом маленьком огне сушится произведение, затем 2-3 часа при комнатной температуре. Переворачиваете изделие и повторяете процесс, и так 3 или 4 раза, зависимости от толщины теста. Это касается высокохудожественных вещей, детские поделки можно и меньше - досохнут потом, после окончательной отделки.

Приклеивать фигурки к бумаге лучше всего клеем ПВА, главное - дождаться окончательного высыхания клея, а уж потом поднимать картину: тесто тяжелое, изображение может поползти, если сделать это раньше времени

Цель: приобщать детей к миру прекрасного, создать у детей

позитивное настроение;

развивать социально-речевое общение детей друг с

другом и со взрослыми.

Задачи:

Познавательно-воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и любовь к произведениям

изобразительного искусства;

Поощрять и поддерживать интерес к художественному слову,

развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные

выражения, подбирать сравнения, эпитеты;

Развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное

мышление, эмоциональную отзывчивость на изображение;

Формировать умение иллюстрировать своё настроение, вызванное

картинами природы.

Учить детей увиденное соотносить с собственным опытом и

собственными чувствами;

Речевые задачи:

-учить детей подбирать и согласовывать прилагательные с сущ-ми р.ч.п.;

-составлять предложения с противопоставлением;

Формировать связную речь через восприятие живописных

произведений, через свои впечатления;

Развивать монологическую речь детей.

Компетентность детей подготовительного возраста

Знания: времен года, их последовательности, беседы о приметах и изменениях в осенней природе, экскурсия в парк ранней осенью, рассматривание репродукций картин: С.Герасимова «Золотая осень», И.Левитана «Поздняя осень», Б. Резудова «Ранний снег», слушание музыки, просмотр видеороликов о золотой и поздней осени, обогащение словарного запаса, заучивание стихов, составление рассказов по картинам и из личного опыта, чтение рассказа о безвременнике из энциклопедии, выполнение аппликации «Цветок-загадка».

Ценность: воспитание любви к родной природе и картинам русских художников

Смысл: чувствовать сопричастность к миру прекрасного.

Развивающая среда: ноутбук, телевизор, репродукции картин, видеоролики: «Первый снег», «Снег идёт» (песня в исполнении Никитиных на стихи Б.Пастернака) фотографии детей.

Методические приемы: беседа, вопросы к детям, просмотр фильма, рассматривание картин.

Логика занятия

    Просмотр видеоролика об осени под музыку П.Чайковского.

    Вступительная беседа об осени.

    Сравнение картин С.Герасимова «Золотая осень», И.Левитана «Поздняя осень».

    Подбор признаков к каждой осени.

    Сравнение признаков золотой и поздней осени.

6. Сюрпризы осени:

Солнце светит по-летнему;

Цветут цветы, как летом;

Белка собирает припасы на зиму;

Первый снег.

7. Составление рассказа по картине Б.Резудова «Ранний снег».

8. Последний сюрприз осени: рассказ детей о колхидиуме с показом коллективной работы «Мы нашли чудесный цветок».

Ход занятия:

Дети входят и садятся на стулья, стоящие полукругом около экрана телевизора.

На телевизионном экране под музыку Е. Доги идет показ видеоролика превращения летней природы в осеннюю.

Учитель-логопед: Ребята, что вы сейчас увидели на экране.

Дети: Природу. Осень.

Учитель-логопед: А что же такое «осень»?

Дети: Это время года.

Учитель-логопед: Правильно, а как можно назвать по-другому.

Дети: Это пора, состояние природы, настроение, это время перед зимой.

Учитель-логопед: Вот видите, как по-разному вы назвали осень.

Да, действительно, осень бывает разной

Выставляется картина С.Герасимова «Золотая осень»

Выходят дети и читают стихотворение о золотой осени:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки - только дуб зелёный.

Утешает осень… не жалейте лета.

Посмотрите – роща золотом одета.

А лес стоит, как разноцветный замок,

В нём уживаются оттенки всех цветов,

И нет в цветах ограничений или рамок,

В нём жизнь природы с множеством тонов.

В мир осени вступаешь осторожно,

Внутри осенний лес ещё нежней

И до конца ещё не веришь, что возможно,

Шедевр исчезнет через пару дней…

Учитель-логопед: Ребята, так какая же ранняя осень?

Дети: Ранняя осень: золотая, багряная, красная, оранжевая, жёлтая, разноцветная, солнечная, дождливая, тихая, грибная, урожайная, листопадная, тёплая, пышная, красивая и т.д.

Учитель-логопед: Как мы можем назвать осень?

Дети: Волшебницей, королевой на балу, златовлаской.

Учитель-логопед: А теперь пройдем к другой картине.

Дети встают и подходят к картине И.Левитана «Поздняя осень»

Учитель-логопед: А что вы можете сказать об этой картине.

Дети читают стихотворение о поздней осени.

Вот и осень к нам в окна стучится,

Хмурой тучей, осенним дождём.

И назад уже не вернётся

Лето солнечным, тёплым лучом.

Холод гонит в далекие страны

Стаи звонких пернатых друзей.

И летят журавлей караваны,

Крик гортанный лишь слышен с полей!

Т.Прописнова «Здравствуй, осень»

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Учитель-логопед: Ребята, какую осень здесь изобразил художник?

Дети: Позднюю осень.

Учитель-логопед: Какая же поздняя осень?

Дети: Серая, невзрачная, безлистная, тоскливая, унылая, дождливая, пасмурная, скучная, холодная, промозглая, сырая и т. д.

Учитель-логопед: С кем можно сравнить такую осень?

Дети: Она словно золушка в старом платьице, бедная старушка.

Учитель-логопед: Ребята, вы рассказали, что осень бывает разной. А теперь скажите, какой она бывает. Символы вам в этом помогут.

Дети подходят к столу, берут символы и составляют предложения с противопоставлением .

Дети: Осень бывает тёплой, а бывает холодной.

Осень бывает солнечной, а бывает дождливой.

(пасмурной – ясной, разноцветной - серой, весёлой – грустной, сухая – мокрая, тихой – ветряной, радужной – унылой, листопадной – безлистной.)

Учитель-логопед: А вы знаете, что осень приготовила для нас несколько сюрпризов. Какой же первый сюрприз?

На экране появляются фотографии экскурсии в Кузьминский парк.

Дети: Мы пошли в Кузьминский парк. Осень для нас приготовила два сюрприза. Первый: солнце светило ярко, по-летнему, так что мы прищурили глаза.

А второй – это яркие цветники: оранжевые, розовые, красные, серебристые цветы были очень красивыми. Мы не могли оторвать от них глаз! Так и хотелось их понюхать, от них пахло (веяло) уходящим летом.

Дети: А ещё нам осень показала, как белка в парке готовится к зиме.

Выходит ребёнок и читает стихотворение:

Было лето и прошло

Песенное, знойное.

А теперь в лесу светло

Строже и спокойнее!

Только белка на виду-

Все углы облазила,

Витаминную еду

Запасала на зиму.

Учитель-логопед: Ребята, а какое чудо нам ещё показала осень?

На экране появляется фотография: дети смотрят в окно на первый снег. Далее идёт показ на телеэкране фотографий первого снега в детском саду. Фотографии комментируют за кадром дети.

Дети: Мы увидели в окно, что вдруг всё потемнело, небо затянуло тёмными тучами, и на землю стал падать крупными хлопьями снег. Это был первый снег!

Сегодня чудо совершилось
(Его еще никто не ждал!):
Вдруг потемнело, закружилось –
На землю первый снег упал.

Какой он вызван был приметой,
Предвестник матушки-Зимы?
Ещё кругом в листву одеты,
Стоят деревья и кусты,

Ещё не все цветы завяли,
Что на газонах вдоль домов,
И мы о лете вспоминали,
При виде зелени, цветов…


Мы так обрадовались первому снегу, что решили вылепить первого осеннего снеговика. Вот какой у нас получился осенний снеговик.

Учитель-логопед: Так давайте сейчас представим, что мы опять на улице, выпал первый снег и мы снова лепим снеговика.

Звучит музыка, дети выходят, рассказывают стихотворение, сопровождая его движениями.

Первый снег, первый снег!

Сколько радости у всех

Мы с тобой снежки лепили

И бросали высоко.

Комья снежные катали –

Это было нелегко.

Комья дружно поднимали –

Получился снеговик.

Ничего, что ростом мал он

И не очень был велик!

Снеговик осенний первый,

Он растаял в тот же час,

Сколько радости принёс он,

Как порадовал всех нас!

Дети садятся на стулья.

Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете, что художники с великой радостью изображали такое явление природы, как первый снег. Давайте вспомним рассказ, который мы составляли вот по этой картине.

Учитель - логопед выставляет на мольберт картину Б.Резудова «Ранний снег».

Дети: Это картина Б.Резудова «Ранний снег».

Выходят два ребёнка и рассказывают рассказ по картине.

Художник проснулся рано утром и увидел чудесную картину. Деревья ещё не успели сбросить листву, а уже выпал первый снег, белый чистый. Он лежит на земле ровным белым ковром. Темной и глубокой кажется река на его фоне. Ярким костром горят ещё не опавшие с деревьев листья.

Учитель-логопед: Давайте вспомним, какой ещё сюрприз преподнесла нам осень.

На телеэкране фотографии детей, читающих письмо.

Дети: А еще нам мудрый ворон осенью прислал письмо, в котором нас спрашивал об очень интересном цветке, который в народе называют «сын раньше отца» и просил найти его на территории нашего детского сада.

Мы вместе с Валентиной Владимировной пошли в библиотеку, взяли энциклопедию, узнали, что этот цветок называется безвременник или колхидиум и он цветёт не только весной, но и осенью. Внимательно рассмотрели его фотографию и приступили к поискам. Долго искали и, наконец, нашли: он рос около здания нашего детского сада, недалеко от первого подъезда. Мы так обрадовались, что громко кричали: «Ура!». В память об этом событии мы вместе с воспитателями сделали вот эту аппликацию.

Дети выносят аппликацию и рассказывают о том, как они её делали.

Дети: Мы сделали эту работу из цветной бумаги. Здесь мы изобразили место, где нашли колхидиум или безвременник. Слева стоит белоствольная берёзка в осеннем наряде. Ствол берёзки мы сделали из белой бумаги, а её осенний наряд - из жёлтой. Справа от березки стоит пушистая голубая ель, таких елей у нас в детском саду четыре и они очень красивые. На заднем плане видны туи. А это дети группы номер шесть, мы идем по дорожке на поиски цветка. Посмортите, как мы ищем цветок, про который нам написал мудрый ворон. Мы нашли его! Какой он красивый.

Посмотрите, вот он наш цветок, который мы так долго искали. Мы хотим повесить нашу работу на выставку, чтобы все дети узнали про этот цветок и поняли, как радостно узнавать что-то новое, интересное, неизвестное.

На телеэкране изображение колхидиума под музыку.

ГОУ Детский сад компенсирующего вида №1913

(Занятие для детей подготовительной к школе группы №6

с заключением ОНР второго года пребывания)

Занятие составили:

учитель-логопед Василевская Л.Л.

воспитатели: Леонова В.В.

Андреева Е.И.

Семёнова Р.А.

МОСКВА

2010 / 2011учебный год