Знать: понятие саморегулирования; систему правового обеспечения саморегулирования; требования, предъявляемые к получению статуса СРО в различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.
Уметь: осуществлять мониторинг законодательство о саморегулировании, анализировать изменения; выявлять общее и специальное в правовом институте саморегулирования; разрабатывать локальные акты СРО; использовать правовой механизм саморегулирования для обеспечения предпринимательской деятельности и защиты прав членов СРО; применять механизмы дополнительной имущественной ответственности СРО.
Владеть: навыками анализа сущности саморегулирования, правовой природы СРО с позиций законодательства, доктрины, судебной практики.
Правовые основы саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности
Основным законодательным актом, определяющим правовые основы саморегулирования предпринимательской деятельности, является Закон о СРО. Нельзя не отметить, что принятие данного закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно используемого способа воздействия государства на бизнес как лицензирование, к саморегулированию.
Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций (далее - СРО) определен положениями ГК РФ. Основы правового положения СРО как некоммерческих организаций установлены Законом о некоммерческих организациях.
Закон о СРО появился тогда, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования в отдельных сферах предпринимательства . Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах 1 . Следует отметить, что некоторые ученые негативно отнеслись к появлению Закона о СРО .
Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктуется введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Поскольку зачастую СРО приходит на смену лицензированию, необходимо выработать единые подходы в отношении правовой природы, требований к таким организациям, процедуре их легитимации, функциям т. п. Сделать это можно только в рамках единого закона, что, впрочем, не отрицает, а, напротив, предопределяет дифференциацию норм в специальном законодательстве.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о СРО, особенности приобретения, прекращения статуса СРО, правового положения СРО, деятельности СРО, порядка приема в члены СРО и прекращения членства в СРО, порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применения СРО мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением СРО, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о СРО могут устанавливаться федеральными законами. Такие особенности предусматривает, например, Закон о банкротстве, Закон об аудите, Закон об оценочной деятельности, Закон об электроэнергетике, Закон об энергосбережении, Закон о теплоснабжении, Закон о сельскохозяйственной кооперации, Закон о кредитной кооперации, Закон о рекламе и др.
Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются ГрК РФ.
Закон о СРО имеет ограниченную сферу действия. Он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.
Данный пробел общего закона с 11 января 2016 г. восполняет Закон о СРО на финансовом рынке, который регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями, объединяющими финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 3 указанного закона, статуса СРО в сфере финансового рынка, осуществлением ими прав и обязанностей, взаимодействием СРО и их членов с Банком России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Помимо этого, нормы о саморегулировании на финансовом рынке содержатся в отдельных законодательных актах, в числе которых можно назвать Закон о РЦБ, Закона об инвестиционных фондах, Закон о ЖНК и др.
Таким образом, правовые основы саморегулирования включают: соответствующие положения ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях, нормы Закона о СРО и Закона о СРО на финансовом рынке, положения специального законодательства.
Изложенное позволяет говорить о существовании в рамках правового режима саморегулирования дифференциации на:
- а) общий режим саморегулирования (определен Законом о СРО);
- б) специальныйрежим саморегулирования,
в рамках которого правовое обеспечение саморегулирования осуществляется:
- - Законом о СРО с особенностями, установленными специальным законодательством, либо
- - Законом о СРО на финансовом рынке и специальным законодательством.
Думается, данный фактор нельзя оценивать как негативный, дифференциация в праве необходима, также как и формирование единых концептуальных подходов. Вместе с тем анализ норм специального законодательства о саморегулировании позволяет выявить ряд проблем. В первую очередь эти проблемы связаны с существенными противоречиями правового регулирования. В целом же анализ законодательства в сфере саморегулирования позволяет выявить его децентрализацию. Постепенно Закон о СРО утрачивает свой системообразующий характер. Нами уже высказывалась позиция, согласна которой для того, чтобы устранить данную центробежную тенденцию, необходимо в Законе о СРО четко определить принципы саморегулирования, обязательные и для тех сфер экономической деятельности, саморегулирование в которых подчиняется положениям названного акта, даже в рамках специального режима 1 .
Важно отметить, что в 2014-2015 гг. Минэкономразвития России и эксперты РСПП провели исследование итогов развития института саморегулирования в России, выявив его недостатки и достоинства. Результатом стало утверждение Правительством РФ Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (далее - Концепция) . Основной целью совершенствования механизмов саморегулирования, как отмечено в Концепции, является формирование единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей цели и задачи саморегулирования, а также позволяющей использовать его потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Реализация указанной цели будет осуществлена путем внесения в Закон о СРО и отраслевое законодательство РФ изменений, закрепляющих единые систематизированные и актуализированные обязательные требования к СРО и национальным объединениям СРО.
Помимо законодательных актов, отношения по саморегулированию подпадают под действие многочисленных подзаконных нормативных правовых актов, актов Банка России, принятых во исполнение законодательных положений. В качестве примера приведем Указание Банка России от 13 сентября 2015 г. № 3797-У «О требованиях к стандартам саморегулируемой организации форекс-дилеров» .
Саморегулирование является комплексным правовым институтом отрасли предпринимательского права, включающим в себя нормы, регулирующие как частные, так и публичные отношения. Правовое обеспечение саморегулирования строится на сочетании императивных и диспозитивных начал, с использованием как частно-правовых, так и публично-правовых средств воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.
- См.: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: монография /отв. ред. И. В. Ершова. М.: Норма;ИНФРА-М, 2015; Ершова И. В., Ершов А. А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография. М.: Юриспруденция, 2011.
- См.: Герасимов А. А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности: монография. М.: Российскаяакадемия адвокатуры и нотариата, 2012. С. 44-77; Грачев Д. О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. № 3; За-воротченко И. А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российскогоправа. 2007. № 8.
- Дискуссия по данному вопросу отражена: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация. М.: Норма;ИНФРА-М, 2015. С. 11-12.
- См.: Ершова И. В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4.
- Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р.
- Вестник Банка России. 2015. № 92.
2.1 Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности
В экономическом смысле под саморегулированием хозяйственной деятельности понимается легитимное объединение бизнеса для целей разработки правил хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. В качестве индикатора общественной значимости организаций саморегулирования (СРО) принимается выполнение ими функций по рассмотрению жалоб аутсайдеров и внесудебному разрешению споров.
Регулирование, как оно понимается в мире, состоит из трех частей. Во-первых, это регулирование законами. Во-вторых, сфера деятельности, относящаяся к компетенции саморегулируемых организаций, включая обычаи делового оборота, кодексы корпоративного поведения и т.д. И в-третьих, это сфера, в которой осуществляется оперативное регулирование органом исполнительной власти. Если провести сравнение систем регулирования на развитых рынках и в России, то картина на получается следующая.
Законы у нас еще не до такой степени подробны, как этого хотелось бы, а значит, и не достаточно четко описывают функционирование рынка. Саморегулирования у нас практически нет, хотя некоторые обычаи делового оборота за 10 лет развития рыночной экономики отчасти сформировались. Поэтому все поле регулирования на сегодняшний день во всех отраслях профессиональной деятельности у нас занимают органы исполнительной власти. Мы пришли к тому, что у нас сегодня надзорные функции всех государственных органов совпадают или совмещаются с регулирующими функциями, т.е. правоустанавливающими. Таким образом, налицо конфликт интересов, о котором сегодня говорят уже все. Невозможно совмещение правоустанавливающих и надзорных функций в одном органе. Во всем мире сферы деятельности, которые трудно регулировать "сверху", отдают на откуп саморегулированию, за исключением тех случаев, когда это касается вопросов национальной безопасности, чрезвычайных ситуаций и т.п. Например, одна из форм регулирования, которую можно определить как функцию государственного комиссара на бирже, необходима в ситуации нестабильности организованного рынка. То есть когда рынок выходит за рамки заданных параметров, тогда государство-надзиратель останавливает торги. Получается, что при особых обстоятельствах, которые описаны в законе, возникают специальные права у государственного органа. Это и есть либеральная модель регулирования, которая применяется во многих странах.
Пытаясь усовершенствовать законодательство на финансовых рынках по частям, отдельными поправками, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единого понимания, что такое регулирование на финансовых рынках как таковое. Существует разная терминология в текстах разных законов. Сложившийся ведомственный подход к регулированию финансовых рынков создает препятствие для их развития. Рынки у нас существуют не как единый, целый финансовый рынок со специальными разделами - ипотека, лизинг, ценные бумаги и т.д., а как совокупность предельно разрозненных по терминологии, принципам, правилам сегментов. Например, за развитие ипотеки в России почему-то отвечает Госстрой, поэтому вся терминология в ипотечной сфере носит, мягко говоря, непрофессиональный характер. В лучшем случае это переводы элементов западных моделей регулирования ипотеки. Почему-то говорится только о жилищной ипотеке, которая должна стимулировать строительство жилья. Это верно, но это вторичная цель. В ипотеке может быть не только жилье, но и любая другая недвижимость, в том числе земля. Госстрой, "занимаясь" ипотекой, исказил это понятие.
Сегодня предпринимательское сообщество, объединенное во всякого рода ассоциации по профессиональному признаку - оценщиков, аудиторов и т. д., существует на основе закона о некоммерческих организациях, т.е. на том же праве, на котором существует, например, общество рыболовов-любителей. Рискну предположить, что для целей экономического развития это не может быть одно и то же право.
Во-первых, некоммерческие организации - это добровольные объединения, а членство в саморегулируемых организациях в ряде случаев обязательно, например для нотариусов. Во-вторых, право устанавливать стандарты поведения для, своих членов у некоммерческих организаций может быть только в том случае, когда члены делегировали это право самой организации. Но они как его делегировали, так могут и отобрать. По этой причине мы сегодня прописываем в законопроект о СРО для тех организаций, которые получат статус сам о регулируемых, обязанность устанавливать стандарты рыночного поведения для своих членов.
Саморегулируемые организации должны, на наш взгляд, участвовать в формировании нормативной базы, т.е. быть действительно квалифицированными оппонентами исполнительной власти, потому что, нужно признать, сегодня власть регулирует рынок так, как ей это кажется правильным. И основная причина, по которой у нас не идет административная реформа, как раз и состоит в том, что исполнительная власть пытается уменьшить свои собственные полномочия, действуя изнутри системы, что практически невозможно.
В ряде стран национальные торговые палаты также являются саморегулируемыми организациями, представляющими предпринимательские сообщества, в том числе и те, которые построены по профессиональному признаку. Их представители участвуют в заседаниях правительств своих стран, и законопроект не может быть направлен в парламент для принятия, если он не прошел через национальную торговую палату. Вот это рассматривается как необходимый процесс общественной экспертизы законопроектов.
У нас в стране профсоюзы и их представители принимают участие в заседаниях Правительства РФ, а вот представители предпринимательского сообщества, высоко профессионализированных сегментов рынка редко туда приглашаются. В связи с этим, я считаю принятие закона о СРО самым важным на нынешнем этапе административной реформы. Если первый этап - уменьшение количества лицензируемых видов деятельности и ревизия полномочий органов власти, то второй этап - это наделение специальными правами институтов профессионального общественного регулирования, правами, не идентичными правам органов исполнительной власти, но все-таки составляющими значимый элемент системы регулирования предпринимательской деятельности. То есть создание саморегулируемых организаций - это фактически создание институтов, которые будут, оппонируя власти, оптимизировать и детализировать регулирование.
Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности
Развитие саморегулирования может рассматриваться как одно из приоритетных направлений оптимизации государственного вмешательства и совершенствования качества регулирования в России. Развитие саморегулирования бизнеса в различных формах...
Деятельность Департамента по развитию предпринимательства Министерства экономики Республики Тыва
Предпринимательство -- это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе...
Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства
С переходом к рыночным отношениям, проведением экономических реформ, в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ, услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности...
Малое предпринимательство: проблемы и перспективы развития
В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность...
Малый и крупный бизнес в экономике России
Ни для кого не секрет, что наибольшую прибыль человеку может принести только предпринимательская деятельность. Это организация труда, сопряженная с высоким уровнем риска, ведь, как правило...
Планирование на предприятии
Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому одна из основных задач государства - развитие предпринимательства...
Понятие и признаки предпринимательской деятельности в РФ
В основе предпринимательства как общественно-значимого явления лежит основополагающий принцип естественного права - принцип индивидуальной свободы. С началом экономических реформ в нашей стране частная инициатива, предприимчивость...
Предпринимательская деятельность и ее функции
Предпринимательство - деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству...
Предпринимательство в экономике региона
Легальное определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность...
Производственный потенциал предприятия ТОО "Кузнецов и К" и пути его повышения
Основу любой экономики составляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге них чем...
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью...
Экономические факторы создания предприятия по продаже межкомнатных дверей
Легальное определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК РФ. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность...
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2. Основные направления в государственном регулировании
1.3. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
2. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности
2.2. Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы . В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
Осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
Повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
Поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
Укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
Пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
Использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.
Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.
Под саморегулированием, в самом общем смысле, понимается такое регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется сообществом предпринимателей объединенных по профессиональному или отраслевому признаку, замещает собой государственное регулирование в профессиональных ее аспектах и предъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемых услуг и/или производимой продукции, чем это делает государство.
Саморегулирование всегда базируется на действующем законодательстве и является одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей, в том числе и для защиты их законных прав и интересов.
В условиях России, где издержки на повседневное преодоление административных барьеров в предпринимательской деятельности составляют существенную часть интеллектуальных и материальных затрат любого предпринимателя, саморегулирование должно рассматриваться как один из важных инструментов вытеснения бюрократии из сферы экономической жизни.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение.
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и саморегулировании предпринимательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи :
Рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
Изучить методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
Охарактеризовать понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности;
Проанализировать задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности.
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ
1.1 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:
Определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
Создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
Предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;
Защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;
Установление денежной системы;
Установление стандартов и мер на продукцию.
2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
3) решение макроэкономических проблем:
Объем национального производства;
Пропорциональность развития экономики;
Темпы экономического роста;
Внешнеэкономический баланс страны;
Уровень занятости трудоспособного населения страны;
Социальная защита.
Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.
При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.
Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:
Характер рыночных отношений;
Характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;
Общесоциальные факторы;
Общеэкономические условия;
Общеполитические факторы.
Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Мировой опыт подтверждает, что эффективной формой планирования развития системы гражданско-правовых отношений, установления норм, правил и стандартов в различных сферах деятельности является создание саморегулируемых организаций. В России они формируются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее -Закон о СРО) и другими федеральными законами.
Саморегулирование - это самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) или профессиональной деятельности (физическими лицами). Сущностью саморегулирования является разработка и установление стандартов и правил соответствующей предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением их требований (схемы 15.1-15.13).
Схема 15.1.
Схема 15.2.
Схема 15.3.
Схема 15.4.
Схема 15.5.
Схема 15.6.
Схема 15.7.
Схема 15.8.
Схема 15.9.
Схема 15.10.
Схема 15.11.
Схема 15.12.
Схема 15.13.
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- акционерные инвестиционные фонды;
- управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционных фондов;
- паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды;
- жилищные накопительные кооперативы;
- кредитные организации;
- бюро кредитных историй.
Порядок создания и организация деятельности таких СРО определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.
Управление саморегулируемой организацией осуществляют три органа:
- исполнительной орган;
- общее собрание членов (см. схему 15.8);
- постоянно действующий коллегиальный орган (см. схему 15.9). Его функции может выполнять общее собрание членов СРО.
Контроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
Вместо лицензирования различных видов деятельности СРО создаются в строительстве, архитектурно-строительном проектировании, в сфере рекламы, арбитражного управления, кадастровой деятельности, аудита и др.
Организация приобретает статус СРО в момент внесения сведений о ней в государственный реестр.
Саморегулирование по своей сущности является практически процессом приватизации или аутсорсинга комплекса управленческих и контролируемых функций государства. В ряде отраслей принципы создания системы саморегулирования имеют существенные особенности. Так, в оценочной деятельности в качестве стандартов утверждаются правила деловой и профессиональной этики. В процессе государственной регистрации СРО Росреестр проверяет:
- количественный состав СРО;
- соответствие органов управления требованиям законодательства;
- наличие стандартов и правил профессиональной и предпринимательской деятельности;
- наличие органов контроля за соблюдением членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности;
- вопросы обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями товаров, услуг; и др.
В России в 15 сферах деятельности создано 973 саморегулируемых организации, 513 из них действуют в отраслях, в которых вступление в СРО является обязательным, 596 из них - в строительном комплексе. Количество СРО, созданных добровольно, в 2011 г. увеличилось на 30% - с 634 до 923 организаций. В сфере управления недвижимостью в ЖКХ действуют 69 СРО. Организовано восемь объединений СРО.
Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.
Субъекты предпринимательской деятельности - ИП и ЮЛ, зарегистрированные в установленном порядке
Субъекты профессиональной деятельности - ФЛ, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.
Предмет саморегулирования - предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.
- 1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
- 2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законами и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
- 3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
- 4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иными документами, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
- 5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- 6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
- 7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
- 29. Какие ЮЛ не могут быть не могут быть признаны несостоятельными (банкротами)
Не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):
- 1. казенные предприятия, учреждения
- 2. политические партии
- 3. религиозные организации.
- 30. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признаки несостоятельности (банкротства):
- - наличие денежного обязательства должника долгового характера;
- - неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
- - наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;
- - официальное признание несостоятельности арбитражным судом.
Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.