Контур ковша для воды деревянного дома. Ковш для бани: виды, изготовление и особенности использования. Долбленые и резные

Красивый резной ковш для бани деревянный издавна используется человеком во время принятия излюбленных водных процедур. Он нередко входил в комплект с деревянными ведрами, всячески способствуя оздоровлению всего организма от хронических и опасных недугов. Как правило, данный банный аксессуар использовался нашими предками, да и современными поклонниками сауны и русской бани,
после нескольких минут нахождения в парилке. С его помощью вода выливалась на раскаленные камни, носящие название электрокаменки. Вследствие чего образовывался горячий пар, который не должен попасть на поверхность тела человека. Причем цена ковша для бани деревянного во многом зависит от мастерства и опыта, используемого во время его создания, особенно это касается моделей, отличающихся неповторимой художественной мыслью и наличием оригинальных декоративных резных элементов.

Традиционное изготовление деревянных резных ковшей для бани

Довольно часто резной ковш деревянный изготавливается из заранее заготовленных шаблонов, а также обработанного бруска древесины. Изначально происходит черновая обработка, которая позволит мастеру обозначить главные детали и контуры будущего шедевра. Нередко изготовление ковшей резных, выполняемых специалистами компании «Деревянных дел мастер», предусматривает использование огромного количества строительных инструментов. Именно они позволяют создавать неповторимые образцы художественного столярного искусства, которые не только отличаются своей функциональностью и продолжительным сроком эксплуатации, но и превосходным внешним видом, радующим глаз во время водных процедур. Причем ничто так не украшает данное изделие, как , которая позволяет сделать четкие линии и обозначить контур каждого элемента. А дополнительный орнамент традиционных русских изображений в виде цветов или узоров, лишний раз напоминает о богатстве и живописной красоте народного искусства.

Наши опытные мастера резьбы по дереву, выполнившие огромное количество заказов в данном направлении, смогут воплотить в реальность любой художественный замысел, в независимости от сложности и объема предстоящей работы. Мы сможем качественно и оперативно оказать такие услуги, как резьба по дереву домовая художественная, начиная от банных аксессуаров и заканчивая деревянными скамейками и беседками, которые отличаются своей грациозностью и непревзойденным искусством исполнения мастера. А благодаря оригинальным и неповторимым отделочным рисункам резьбы, возможно создание настоящих эксклюзивных шедевров, которые будут украшать только Ваш дом!

Этот урок нам предоставил МАСТЕР из г. Сызрань В нем подробно рассказано (и показано - пока самый большой на сайте мастер-класс - больше 30 фотографий), как изготовить из полена красивый ковш-кружку.

Итак, для начала берем полено и распускаем его на кряжи необходимой длины. Делать это удобно с помощью бензо- или электропилы.

Раскалываем его на две "равные семядоли".
Выводим топориком рабочую плоскость, если это, конечно, надо, Наносим на нее контуры будущей посудины и им же начинаем удалять излишки материала, сначала грубо.

Можно (и нужно) в некоторых местах например, с торцов, воспользоваться ножовкой, лобзиком, а лучше ленточной пилой (если есть - у нас пока нету)

Ручку надпиливаем, оставляя припуск и скалываем топором. Опасный момент! Если волокна пойдут не прямо можно и пол черпака сколоть!

Более тонкое удаление материала идет с помощью полукруглых стамесок.

На получившемся боковом профиле наносим контуры ручки и черпака.

И еще один кадр, иллюстрирующий обе проекции.

Переходим к обработке ручки. Теми же стамесками грубо убираем материал, подгоняя его под контур.

выбираем отверстие с помощью клюкарзы

что не удобно срезать стамеской, убираем с помощью ножа

теперь необходимо соединить контуры на дне и корпусе. Для этого наносим еще один контур сужения дна.

сделал это топором, можно ножом или стамеской, не принципиально

Острым ножом убираем все неровности, угловатости и пр, закругляя формы.

Делаем это примерно до такого внешнего вида.

Переходим к выборе чаши. Для ускорения процесса воспользуемся на 35 мм. Тут главное не просверлить насквозь.

Далее силовой стамеской с киянкой скалываем основную массу внутри. Стамеска, как и многие мои инструменты, самопальная. Отковал её из рессоры закалил, вот так и использую. Вполне рабочая

Постепенно убираем материал из черпака.

Берем более узкую стамеску и продолжаем работу.

клюкарзой углубляемся в дно, срезая плоскую часть, образованную фрезой.

Равномерно выбираем материал до вот такого состояния: стенки немного просвечивают, толщину надо оставлять примерно 5-6 мм с припуском на дальнейшую шлифовку

Вот общий вид промежуточного изделия.

Переворачиваем ковш и на донышке выбираем =углубление, что бы он не качался на столе.

Убираем всё лишнее и вот что имеем в конце первой части. СРОЧНО заворачиваем в газеты и пакет, а то треснет!!! Пусть сохнет. Потом будет шлифовка.

Всё, сушка завершена. Приступаем к шлифовке

Начнём шлифовать внутреннюю часть вот такой самопальной приспособой.

Вот так стало после 7-10 минут работы, в процессе два раза поменял наждачный кружок. Но ручками работать всё равно нужно!

Теперь шлифуем снаружи. Ленточная шлифовальная машина очень облегчает жизнь!

Прогоняем ковш со всех доступных сторон, с лентой до 80.

после обработки 80-й лентой получается вот так.

Теперь ручками! Наждачкой такой же зернистости выравниваем остатки и потом более мелкой зачищаем до гладкого состояния.

Затем мочим водой. Поднимаем ворс и снова шлифуем постепенно уменьшая зернистость

Удобно для этого пользоваться вот такой губкой. Я повторял процесс раза 4, результат устроил. Можно больше, шкуркой ковшик не испортишь!

Теперь пропитка. Я пользуюсь обычной льнянкой из аптеки. Некоторые рекомендуют специальное отбеленное льняное масло, я не пробовал пока. Сначала наливаем его внутрь.

На торцах проступает масло буквально на глазах! Далее густо смазываю всю поверхность и оставляю на солнце до впитывания, потом повторяю процесс.

Пропитывал три раза. Потом растапливаю воск на водяной бане и кистью наношу. Затем прогреваю кружку (без фанатизма!!!) для впитывания воска, протираю сухой тряпочкой и всё. (бурные аплодисменты, переходящие в овации)

В творчестве русских мастеров-резчиков по дереву традиционно присутствует стилизованное изображение головы коня. Концы охлупня, ковши-скобкари, разливные ковши, ковши-черпаки, а также многие другие предметы различного назначения народные мастера украшали изображением красавца коня.

Резной ковш из дерева вырезан из двух осиновых заготовок - чурбака 0150 мм (для чаши) и обрезка доски 200x150x20 мм(для ручки). При таком раскрое не будет торцевых срезов, а следовательно и трещин на стенках чаши, кроме того облегчается процесс нанесения резного узора Высота стенок чаши - 55 мм, основание чаши имеет 090 мм.

Вся работа выполнена вручную стамесками и ножом, но саму чашу можно выточить на токарном станке перед этим посмотрев hobby-country.ru . При изготовлении чаши и ручки лучше выдерживать приведенные размеры и пропорции, они оказались наиболее удачными как в композиционном плане, так и в технологическом.

Не стоит забывать, что при изготовлении даже декоративного изделия его форма резного ковша из дерева должна соответствовать настоящему ковшу для питья. Рука средних размеров должна плотно охватывать шею-ручку этого ковша для удобства пользования сосудом для питья.

Ковш украшен трехгранно выемчатой резьбой со следующими элементами: змейка из сколышков, сияние в круге, фрагменты сияния и соты. Большой набор элементов резьбы - не желателен.

Разметку элементов резьбы по стенкам резнова ковша следует начинать с сияния в круге Надо подобрать диаметр сияний в орнаментальной ленте так, чтобы окружности (ограничивающие лучи сияний) соприкасались друг с другом в одной точке или, в крайнем случае, между ними оставляют зазор не более 1 мм.

Змейку размечают, используя осевые линии сияний в круге. По средней линии змейки делают резьбу двугранной выемки.

Рисунок будущей резьбы на шее-ручке начинают с разметки элемента змейка по периметру детали. При этом следует отступить от кромки заготовки не менее, чем на 3 мм. Так вы убережетесь от сколов при выполнении резьбы Закончив разметку змейки, вписывают окружности для сияний. Количество их может быть и более четырех, это на вкус резчика.

На кромке шеи-ручки (плоскость «гривы») размечают узор из нескольких соприкасающихся змеек или соприкасающихся ромбовидных сотов. Затем «накладывают» уздечку, выполненную из элемента соты.

Резьбу выполняют до склеивания деталей. Можно разметить весь узор, а затем проводить резьбу или, разметив и вырезав элемент, переходить к следующему.

После того, как выполнена вся резьба, детали ковша тонируют морилкой, дают высохнуть и шлифовальной бумагой «проявляют» рельефность резьбы.

Склеив чашу и ручку, готовый ковш устанавливают на приготовленное для него место.

С. Дементьев
По материалам журнала «САМ»

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X – XII веках. В XVI – XVII веках посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII веке, когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX веке с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видовхудожественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины.

Ендова – невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари . Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние – для подачи напитков на стол, малые – для индивидуального пользования, подобно малым чаркам.

Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик – в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.

Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера – прорезной петлей внизу.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.

В бане важны даже самые незначительные мелочи. Часто в парной нужны ковши для воды. Их размеры и форма обычно зависят от размеров парной и личных предпочтений, но существуют общие рекомендации по их выбору.

Материал для ковша в баню

Выбирая любые аксессуары и предметы в баню, исходить нужно из нескольких критериев. Учитывать нужно безопасность, практичность, долговечность, и эстетическую составляющую. Ну, и от материальной стороны тоже никуда не деться: во многих случаях решающим фактором в выборе является цена.

Деревянные ковши

Дерево - самый традиционный из всех возможных материалов для банных аксессуаров. Обычно для банных ковшиков используют древесину липы, осины, кедра или дуба. Для того, чтобы продлить срок эксплуатации, деревянные ковши покрывают слоем воска или пропитывают льняным маслом. Но даже в таком варианте срок службы у них небольшой: они темнеют или растрескиваются, могут просто потерять эстетический вид.

Деревянные ковши для бани тоже бывают нескольких видов:


Металлические

Более практичны металлические ковши для бани, но для того чтобы не обжечься, ручка такого аксессуара обязательно должна быть выполнена из дерева или термостойкого пластика. Материалом для изготовления служат медь, латунь или нержавейка.

Латунный или медный ковш для бани - удовольствие не из дешевых, но зато и срок эксплуатации у них значительный. Ковш из нержавейки в этой группе наиболее дешевый, но отнюдь не самый плохой: эксплуатационные характеристики у него ничуть не хуже, а пожалуй, еще и лучше. Латунный и медный ковш со временем окислятся, потемнеют. Периодически их нужно натирать, возвращая пристойный вид. Не всем эта процедура понравится: сидеть шлифовать поверхность мягкой тряпкой. С нержавейкой никаких проблем. Они как елка: зимой и летом одним цветом. В том смысле, что никак не изменяются.

С точки зрения безопасности банные ковши и черпаки из металла не самый лучший выбор: они могут накалиться и обжечь. В русской парной с ее не очень высокими температурами полноценный ожог получите, если ковш полежит возле печки, а вот в саунах они нагреются даже от воздуха. В суховоздушках температуры 90-100° C — не предел. А металлом с такой температурой обжечься можно запросто. ТАк что металлические ковши в сауны лучше не брать.

Есть еще ковши-гибриды: внутрь деревянного ковша вставлена металлическая емкость. Такой ковш удобен, долговечен и практичен. Им сложно обжечься, он не будет пропускать воду, даже если древесина пересохнет. Стоимость, правда, приличная.

Внутрь деревянного ковша вставлена емкость из металла

Пластиковые

Самый бюджетный вариант - ковш из термостойкого пластика. Соответствующие современные материалы можно смело окунать в кипящую воду. Единственный вопрос — вопрос эстетики, который компенсируется невысокой ценой и приличным запасом прочности.

У каждого из этих вариантов есть свои достоинства и недостатки, но любой из них пригоден для использования в бане, а вот стеклянных аксессуаров в парилке (да и в бане) быть не должно.

Какие ковши нужны в бане

Если ваша печь имеет выносной бак для воды , или в навесном/встроенном баке есть кран, то набирать воду можно в таз или ведро. Если кран не предусмотрен, нужно будет набирать воду сверху, через специальное отверстие в крышке бака. Вам понадобится довольно объемный ковш с длинной вертикальной ручкой. Их еще называют черпаками — из-за того, что ими зачерпывают воду.

Длина ручки зависит от конфигурации и размеров бака: чем больше глубина, тем длиннее должна быть ручка, чтобы иметь возможность доставать воду со дна. Таких черпаков удобно иметь несколько: если обычно парятся более двух человек, то одного черпака явно недостаточно.

Нужен в бане и специальный ковш для полива каменки. Такие ковши имеют длинную горизонтальную ручку. Даже небольшая порция воды, попавшая на раскаленные камни , вызывает выброс разогретого пара. Если рука окажется в «зоне поражения», можно получить ощутимый ожог, который очень сложно лечится. Некоторые модели ковшиков имеют дырочки. Такие ковшики способствуют равномерному распределению воды по поверхности камней, если используется открытая каменка. Насколько удобно пользоваться ими - вопрос спорный.

Нужен в бане еще ковш для обливания. Делать это при помощи емкости на длинной ручке неудобно. Объем ковша для обливания не менее 0,4-0,5 литра. Их тоже удобно иметь несколько штук - по количеству парильщиков. Это намного удобнее, чем ждать своей очереди… Если в бане будут париться дети, можно приобрести несколько штук меньшего объема, чтобы ребятня могла с комфортом наслаждаться процедурой.

Дорогой ковш в бане вряд ли необходим, но для тех, кому очень важна эстетическая составляющая, можно посоветовать подбирать одновременно шайку и ковш. Если вы приобрели и ведро и шайки составные — бондарные, логично будет заказать и ковши такого же вида.

Для тех, у кого в оформлении бани присутствует и дерево, и металл, стоит подумать о ковшах металлических с деревянными ручками - они прекрасно «впишутся» в такой вариант оформления. Если же ресурсы ограничены, можно выбрать очень неплохие пластиковые аксессуары, которые будут неплохо смотреться в бане, но, поддавая таким ковшом воду на каменку, нужно быть осторожным и не задеть им сильно разогретые элементы. Для каменки лучше использовать металлический или деревянный ковш.

Как сделать ковш своими руками: видео-уроки

Для тех, кто любит все делать своими руками, нашлось видео того, как изготовить резной ковш. Используется тут специальная фреза с разными насадками, но при желании все можно сделать ручными инструментами. Времени уйдет, несомненно, больше, но покупать оборудование ради пары ковшей вряд ли стоит.