Упражнения по орфографии и пунктуации русского языка. Задания для проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Знаки препинания при прямой речи

Особенности ударения в русском языке (продолжение)

Отдельного разгов о ра требуют безударные слова . Служебные слова и частицы, как правило, не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них - односложные предлоги и союзы, б ыва ют предударными словами, так называемыми проклитиками. Они прим ык ают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по п ут И. Другие - односложные частицы, явля ют ся энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющ ем у на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли о ни . В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками .

Бывает, предлог принимает удар. на се б я, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. пре д логи НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА - нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, н
А зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда пр ои сходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол ), взобраться на хОлм (но не нА холм ), указа ть на двЕрь (но не нА дверь ), сесть на мЕль (но не нА мель ).

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм ож ен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого об о рота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случ ае , когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существитель но е выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

поверить нА слово, но: обратить вн има ние на слОво "преобразование";
спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку б
ыла наложена повязка;
взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр постави
л на нОс картонный цилиндр;
старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.

Мы скажем взять грех нА душу . Это устой чи вый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА ду шу населения. Мы говорим свалиться как снег нА гол ов у . Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил кон фе тти нА головы друзей.

Часто ударение в русском языке перено
си тся на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не про исходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток . Произнесение н А два-три, нА три-пять - неверное. Предлог остается безударным и в том слу ча е, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или т рОе суток.

Не переносится ударение в русском яз
ык е на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца - уехать на д вА месяца и десять дней; командировка нА год - командировка на гОд и три месяца; встре ча назначена нА три часа - встреча назначена на трИ часа тридцать минут.

Наконец, следует сказать, что иногда содерж ан ие текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на пр ед лог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русск ие темы (а не нА две ). Ведущий специально выделил слово две , чтобы обратить на это внимание ауд ит ории.

ЗА - зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор од , зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

Но и здесь те же ограничения:

спрятать руки зА спину - спря та ться за спИну матери;
схватить зА руки - схватить за рУки и н
О ги;
туда можно добраться зА два часа -
за двА часа сорок минут.

ПО - пО лесу, пО полю, пО полу, пО н о су, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

Не переносится удар. на предлог при сочетании ег о с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять... сорок и сложными числи тел ьными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять руб ле й, по сОрок копеек.

Ударение не переносится и в описа
нн ых выше случаях:

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс ть человек;
по двОе-трОе суток, по двА или
тр И дня;
по двОе ши трОе суток, по трОе с по
лов иной суток;
пО два центнера, но по двА и три деся
ты х центнера.

ПОД - пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п Од нос, пОд вечер.
ИЗ - Из дому, Из лесу, Из виду, Из н
ос у.
БЕЗ - бЕз вести, бЕз году не
де ля, бЕз толку.
ОТ- час От часу, год От году, От
ро ду.

Некоторые двусложные предлоги всегд а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО - из-за лЕ са , из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.

Слабоударяемые слова - это те слова, ко то рые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называю т п обочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКО ЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фр азами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального уда р.:

мать стояла сза ди детЕй - река ост ал ась сзАди;
поезд мчался ми мо полЕй - машина про
ех ала мИмо;
он помахал всле д автОбусу - люди что
-то кричали вслЕд;
мы придём по сле чАса - мы придём
к вам пОсле;
о коло дОма был родник - довольно ходить в
окр уг да Около.

Побочное ударение (или второсте пенн ое) обозначается знаком "гравис", в отличие от основного удар., обозначаемого знаком "акут". Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пр об ираться скво зь чАщу, скво зь зАросли, скво зь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и пр е длог КРОМЕ: собрались все, кро ме негО; ничего не надое собой брать, кро ме кнИг; кро ме берЁз, здесь были и л ипы. Слабоударяемыми бывают некоторые г лаг ольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл бы ло взяться за чтение; сид Ел и мы, быва ло, вечерами вместе и беседовали; Он, ста ло быть, собрался уехать?

Однако не следует увлекаться побочн ым и ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов - с второсте п енным удар., а слабоударяемых слов - с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, к о торая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

Слова с побочным ударением привлекают к с еб е особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово им ее т всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и поб оч ное удар. Это главным образом:

слова, образованные путем слож ен ия двух основ: це льнометаллИческий, че репно- мозговОй, бессро чноотпускнОй;
слова с некоторыми пре
ф иксами иноязычного происхождения: а нтиклерикАльный, у льтрареакциОнный, су пероблОжка, ре милитаризАция;
сложносокращенные слова: зе мснарЯд
, р а йсовЕт, о бллИт, эне ргосбЫт, па ртконферЕнция .

Если в слове два ударения, то основное ударение бу де т располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет зна чен ие и удалённость основного удар. от начала слова: челове коненавИстник, вре мяпрепровож дЕ ние, хло пкоочистИтельный .

Широко употребляемые сложные слова, если они не ве лики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, черн озЁ м, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй . Без побочного удар. произносятся и такие распространённые с ло ва, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.

Побочные ударения чаще появляются в к н ижных по стилистической окраске словах: (кля твопреступлЕние, кни гохранИлище ) и в специальных сло ва х: (электро нновАкуумный, гальва ноакУстика, ра диорепортАж, ки носценАрий, фо токорреспондЕнт, ша хтоподъЁ мн ик ).

Бывает, при образовании сложного сл ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на ко то рый падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

боЕц - но молотобОец, сва еб Оец;
волновОй - но коротковолнОвый, д
ли нноволнОвый;
заводскОй - но эле ктрозав
Одс кий;
леснОй - но малолЕ
сн ый;
привознОй - но дальнеприв
Оз ный;
проводнОй - по эле ктропровОдный;
продавЕц - но кни гопродАвец;
сплавнОй - но лесосплАвный;
творЕц - но стихо
т вОрец;
ушнОй - но о колоУшный;
цветнОй - но одноцвЕтный.

Сложные прилагательные и сложные пор я дковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60... 100, нередко произносятся с двумя ударениями (по боч ное - на числительном): оди ннадцатиметрОвый, пятна дцат и литрОвый, семи десятикилометрОвый, девяно столЕтний, сто тЫсячный.

С двумя побочными удар. на пер
в ой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырё хсо трублЁвый, эле ктромаши ностроЕние, а в то мо тогОнщик .
Всегда имеют побочное удар. сложные сло
ва , пишущиеся через дефис: ко нтр-адмирАл, каю т-компАния, пла щ-палАтка, я хт-клУб.

Побочное ударение может падать на некоторые при ст авки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Напр им ер, с побочным удар. произносятся слова по слеубОрочный, по слеоперациОнный, по слеродо вО й . Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие . А в словах с приставками МЕЖ - к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: ме жнационАльный, ме жотраслевОй, ме жпланЕтный; све р хглубИнный, све рхмобИльный све рхскоростнОй .

Побочное ударение необходимо, чтобы прав ил ьно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хо змАг без второстепенного удар., то о но будет звучать так: хазмАк . Слушатель может не догадаться о значении такого с ло ва. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную ст и листическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельс тв ует о просторечном стиле, например: о бщежИтие, во семьсОт, де вятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окр ас ки, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для во сп риятия.

Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо льз уются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персон аж у яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, на ц иональная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступле н ие от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и дейс тв енности звучащего слова.

ОРФОЭПИЯ

Орфоэпией (orthos – «прямой, правильный», epos – «речь») называется совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определённых грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке вместе с грамматической и фонетической системой литературного языка и окончательно установились в пушкинскую эпоху. Но это не значит, что в дальнейшем они оставались неизменными.

На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Непроизвольно, особенно в начальный период обучения, читающие текст стараются произнести слова так, как они пишутся. Постепенно такое произношение становится привычным. Например, под влиянием письма говорят [что], коне[чн]о, больш[ого] вместо [што], коне[шн]о, боль[шовъ].

Отступления от нормы, получая распространение, закрепляются в речи, в связи с чем возникают новые произносительные варианты, которые затем могут стать нормой.

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Правила произношения.

В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: овраг – [ă]врáг, автономия – [ă]вт[ă]нóмия, молоко – мол[ă]ко.

В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: голова – г[ъ]ловá, сторона – ст[ъ]ронá и т. д.

Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности. Так, например, побуквенное (не редуцированное) произношение слова [молокó] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малакó] – как сильное аканье.

Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб , са[т] – сад , любо[ф‘] – любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг , поро[к] – порог и т. д.

Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков. Так, например, в стихах А.С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как клад брат , раб арап , раз час . Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олег век , снег р ек, друг мук .

В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный.

В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.

Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка , про[п]ка – пробка . Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба , [з]губить – сгубить .

Перед согласными [л],[м],[н],[р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.

Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например, в сочетаниях стн , здн , стл согласные звуки [т] и [д] выпадают: преле[сн]ый – прелестный , по[зн]о – поздно , че[сн]ый – честный , уча[сл]ивый – участливый . Также существуют и многие другие сочетания, например: сш и зш , сж и зж , зж и жж , сч , зч , тч и дч , тц и дц .

СВОЙСТВА РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Свойства Примеры
Разноместностькак отсутствие прикреплённости к ка­кому-либо определённому слогу или морфеме. Место ударения - индивидуальный признак каждого слова. «Разноместность» используется для различения разных словоформ одного и того же слова разных слов, совпадающих по звуковому составу берег, товарищ, молодец, перевезённый, переквалифицировался руки - руки, нарезать - нарезать; еду - еду, ворона - ворона
Неподвижностькак способность оставаться на одном слоге при образовании разных словоформ одного и то­го же слова Присуща - 90 % слов современного русского языка задеть - задели - заденешь - задень; буква - буквы - буквами; ленивый - ленива - ленивы - ленивее
Подвижностькак способность перемещаться с одного слога на другой и с одной морфемы на другую Присуща ~ 10 % слов современного русского языка нести - несете - несут; брал - брала - брали; двадцать - двадцатью
Вариативностькак возможность различного положе­ния в одном и том же слове и в одной и той же морфе­ме творог - творог; налил - налил; даришь, дарить
Побочное(второстепенное) ударение,расположенное ближе к началу слова, могут иметь некоторые сложные слова и слова с некоторыми приставками водонепроницаемый, главврач; межобластной, околоземный

Называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение Словесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му-жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне...

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что , которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом . Гласный звук ударного слога называется ударным гласным . Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные .

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле .

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

    Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред-последний слог, в чешском языке - на первый слог.

    В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

    Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор - догово́р, нача́ть - на́чал, сирота́ - сиро́ты.

3. Именно ударение может:

    отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас - атла́с.

    быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки - руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала ; а сейчас мы произносим - му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной , а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й ) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду ) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

    Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́ ), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся ).

    Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь . Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

    При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.