Применение игровых фонопедических и оздоровительных упражнений для профилактики заболеваний горла на музыкальных занятиях в детском саду. Фонопедические упражнения как профилактика простудных заболеваний

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 14 «Брусничка» г. Сургут

Тюменская обл. ХМАО-Югра.

Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения, которые проводятся по рекомендации педиатра.

Разработки В. Емельянова, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой. А на все остальные компоненты идет воздействие только через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет - высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление) .

К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. С 9-10 лет голоса приобретают силу, расширяется диапазон.

Взрослым следует помнить, что детей надо учить петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель - развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Петь хотят все дети. Часто они поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Педагоги должны грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровье-сберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.

У детей есть и фальцетное, и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом до-школьникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Поэтому для детей младших групп подходит регистр от ля первой октавы до ми второй октавы, для старших - от ля малой октавы.

Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют. Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не с 7 лет, а раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, так как в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.

ИГРОВЫЕ ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель упражнений - активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.

Упражнение «Резиновая игрушка» (на развитие нижнего дыхания)

Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто. Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.

Она сказала: -Ш-ш-ш-ш! Потом сказала: - С-с-с-с!

3атем сказала: -Х-х-х-х! Потом устало: - Ф-ф-ф-ф!

Потом так странно: - К-к-к-к! И так обычно: - Т-т-т-т!

Потом легонько: - П-п-п-п! И очень твердо: - Б-б-б-б!

Жужжала тихо: -Ж-ж-ж-ж! И вовсе сдулась:

Упражнение «Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки, мы погреем их немножко…

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом - «А-а-а» .

Упражнение «Посчитаем» Дети считают, усиливая голос от шепота до крика. Например: 1 - шепотом, 2 -тихо, 3 -громче,

4 - еще громче и т. Д.

Упражнение «Капризка»

Я не буду убираться! Я не буду кушать! Целый я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «А-а!» , затем воют: «У_у!» , а потом визжат: «И-и!» .

Активно и СИЛЬНО произносить «В-в-в-ы» , «З-з-з-ы» .

Недаром вьюга злится. «В-в-в-ы!» , «3-з-з-ы!» , «В-в-в-ы!»

Прошла ее пора. «В-в-в-ы!» , «3-з-з-ы!» , «В-в-в-ы!»

Весна в окно стучится. «Динь! Динь! Динь!» Коротко и активно в разных регистрах.

И гонит со двора: «У -у-у-ух!» Глиссандо вверх.

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Сильный мороз заморозил наш нос. Вдох через нос, шумный выдох в

Носик погреем, подышим скорее. ладошку, которой прикрыто лицо.

Отогрели нос, Глубокий вдох через нос, втянуть

А подбородок замерз. нижнюю губу под верхнюю, бесшумно

длительно подуть вниз на подбородок.

Ладошки погреем: Дышим веселее! Выдох на ладошки со слогом «фш» .

Мерзнут ножки наши? Весело попляшем! Выполняют приседания, произнося «ух» .

Налетел вдруг ветерок, шаловливый паренек.

Снежинки в небо он поднял и с ними вальс затанцевал.

Игровой массаж тела «Зайка» 3

Зайка белый прибежал по снегу прыгать стал. Постукивают пальцами по ступням ног.

Прыг-скок, прыг-скок! Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек, в барабан он громко бьет: Дети шлепают ладошками по коленям.

Бум-бум-тра-та-та! Зимой погода - красота!

А в лесу такой мороз! Зайка наш совсем замерз. Дети хлопают ладошкам по плечам.

Лапками - хлоп-хлоп! Ножками - топ-топ! Хлопают в ладоши. Топают.

Носик - трет-трет-трет, Поглаживают крылья носа.

Ушки мнет-мнет-мнет. Пощипывают ушки.

Прыгай выше, зайка, зайка-попрыгайка. Лёгкие прыжки.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА

1. «Таня плачет» . А. Барто

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч.

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее» .

2. «На лошадке» . Н. Бакозаде

Я на прутике скачу. - Чу, моя лошадка, чу! Я кормлю тебя досыта, подковал твои копыта,

Хвост пушистый расчесал, гриву лентой подвязал. Точно ветер я лечу. - Чу, моя лошадка, чу!

Дети цокают языком с различной динамикой и скоростью.

3. «Ворона» . В. Степанов

Особа всем известная, она - крикунья местная.

Увидит тучку темную, взлетит на ель зеленую и смотрит, словно с трона, Ворона...

Дети протяжно произносят: «Ка-а-р-р!» - сначала громко, потом беззвучно, с закрытым ртом.

4. «Трактор» . М. Погарский

Этот трактор сильный очень, не боится ям и кочек. Он сегодня нам помог домой доехать без дорог. Дети должны четко и громко произносить звуки (д-т) с разной динамикой и темпом.

5. «Поспать бы!» . Н. Пикулева

Добра молодца на руках ношу, на руках ношу да поглядываю:

Спят ли глазоньки простодушные? Спят ли рученьки непослушные?

Ой, спят, спят, спят, раста-а-а-яли... Все веселье на потом оста-а-а-а-вили...

Дети сидят, расслабившись, опустив руки, и зевают.

6. «Хохотушки» .

Дети громко смеются и хихикают.

Под березой на опушке хохотали две подружки. Хохотали, хохотали, чуть от смеха не упали!

7. «Лев» Хилэр Беллок

Отважен, строен и силён живёт в пустыне лев, у льва большая голова и очень страшный зев.

Он может когти обнажить и грозно зарычать, и деткам маленьким никак со львом нельзя играть!

Дети должны как можно сильнее высунуть язык, чтобы дотянуться до подбородка.

8. «Песня» .

Очень любим песни петь, только слов не знаем. Но зато старательно рот мы открываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только «А-а-а!» .

9. «Гласные» .

Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

Затем упражнение повторяется беззвучно.

10. «Мартышки» .

Мы теперь не ребятишки, а веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими в, разные стороны, строя гримасы.

11. «Надо горло полоскать» .

Дети имитируют полоскание горла с поворотами головы вправо-влево.

12. «Корова» .

Раным-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему затянули: «Му-му-му!»

Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая указательными пальцами по ноздрям. То же самое проводится с постукиванием пальцами носогубных складок.

13. «Филин»

Филин серый, филин старый, а глаза горят, как фары.

Только ночью страшен филин, а при свете он бессилен.

Дети легко стучат пальцами по верхней губе, произнося: «Бы-бы-бы» .

14. «Пчела» .

У пчелы чудесный дар: собирать с цветков нектар!

«Хорошо, любой поймет, если есть зимою мед!» В. Сибирцев

Дети держат руку на шее и произносят поочередно: «Ж-ж-ж» и «3-з-з» .

ПАРОВОЗ ПРИВЕЗ НАС В ЛЕС

(комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей)

Выполнение упражнений можно сопровождается показом иллюстраций или слайдов.

Паровоз привез нас в лес: Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух

Там полным-полно чудес. Удивленно произносить «М-м-м» на выдохе, одно-

временно постукивая пальцами по крыльям носа.

Вот идет сердитый еж: Низко наклониться, обхватив руками грудь -

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! свернувшийся в клубок ежик.

Где же носик? Не поймешь. 3вук и взгляд направлять соответственно тексту.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела Укрепление связок гортани, профилактика храпа.

Детям меда принесла: З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток: З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок: З-з-з! З-з-з!

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят, Медленная ходьба, руки «крылья» поднимать на вдохе,

Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! опускать со звуком.

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать, Дети садятся на ковер и несколько раз зевают,

Сесть и сладко позевать. стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и

деятельность головного мозга.

Нарушение голоса оказывает существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, так как снижает ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии. А у самого ребенка патологические изменения нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Дети физиологических групп также имеют в некоторых случаях проблемы с интонацией, темпом и ритмом (осиплость, глуховатый, тусклый тембр).

В последние годы появились данные об увеличении числа детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому назрела необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями.

Наиболее часто диагностируется в детском возрасте периферическое функциональное нарушение голоса - спастическая дисфония - расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения при чрезмерной громкости (крик в играх, спорте, хоровом пении, подражание различным звукам, голосам людей, животных), неправильной технике голосоподачи.

Каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении, - языка, губ, щек, зубов, мягкого и твердого неба, верхней и нижней челюстей (особенно нижней). Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора. Дыхательная система ("энергетическая") сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса. Таким образом, голосообразовательная функция человека подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, взаимосвязана и обусловлена работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Одной из задач по развитию просодических компонентов речи является развитие артикуляционной моторики и мимики, общей и мелкой моторики.

Артикуляционный массаж

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуля ция. Для развития артикуляции необходимо использовать кинезиотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки. Массаж активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус го лосовых мышц. Любой массаж целесообразно начинать с общей разминки тела и голоса.

Артикуляционный массаж В.В. Емельянова

  1. Покусать кончик языка.
  2. Покусать язык по всей длине.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
  4. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
  5. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
  6. Провести надавливающий массаж и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи своими пальцами.
  7. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев
  8. Положить указательные пальцы обеих рук под глаза и поднимать лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
  9. Поставить указательные пальцы на переносицу. Сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
  10. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их, открывая рот.
  11. Взять левой рукой правый локоть, согнуть кисть правой руки под прямым углом к предплечью и на образовавшуюся "полочку" положить подбородок. Выдвинуть подбородок так, чтобы он не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения. "Подбородок вперед, нос вверх".
  12. Максимально открыть рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами. Широко открыв глаза, сделать 4 движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах.

Резонаторный массаж

Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных используем резонаторный массаж (постукивание пальцами по частям тела), поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща, кашлевые движения, подражания голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани. Вибрационный массаж заключается в поколачивании частей тела с одновременным произнесением звука (М).

Резонаторный массаж Е.С. Алмазовой

  1. Постукивать по груди - произносить "М".
  2. Постукивать по лбу от центра к вискам - произносить "М", Н,МИ,НИ".
  3. Постукивать по крыльям носа - зажимать и отпускать ноздри -произносить "м-м-м".
  4. Постукивать над верхней губой произносить "ви-ви-ви".
  5. Постукивать под нижней губой - произносить "зи-зи-зи".
  6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони и произносить "м-м-м" (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
  7. Постукивать по спине в области лопаток - произносить"м-м-м".
  8. Кончик языка между губами - произносить "м-м-м".

Фонопедические упражнения В.В. Емельянова

Специфика проведения фонопедиеских упражнений заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движения с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

В проведении данных упражнений используем "толстый" - низкий речевой голос и "тонкий" - высокий речевой голос. В логопедической практике при постановке голоса опираемся на приемы, используемые отечественными педагогами по вокалу и сценической речи, фонопедические упражнения с элементами массажа гортани, неба, голосовых связок.

Песенка про смех


Мы поем ее для всех - ха-ха-ха!
Так смеются медвежата - ха-ха-ха!
И тигрята, и слонята - ха-ха-ха!
Они басом все хохочут - ха-ха-ха! -
Все вокруг гремит, грохочет- ха-ха-ха!

Это песенка про смех - ха-ха-ха!
Мы поем ее для всех - ха-ха-ха
Так смеются лягушата - ха-ха-ха.
И цыплята, и мышата - ха-ха-ха.
Они тоненько хохочут - ха-ха-ха.
Все вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха.

От шепота до крика

Произносить на одном дыхании (движение рук по телу вверх).

Раз, два (шепот), три, четыре (тихий голос), пять, шесть (средний голос), семь, восемь (громкий голос), девять (очень громко), десять (крикнуть).

Бегемот

Произносить грудным и фальцетным режимами (вибрирует мягкое небо -храп на вдохе и выдохе).
Сладко спит в своей постели бегемот - хр-хр-хр.
Видит он во сне морковку и компот - хр-хр-хр.
Спит он, широко разинув рот, - хр-хр-хр.
И во сне он громким голосом поет - хр-хр-хр!

Едем

"Губной вибрант" (помогаем указательным пальцем).

На машине едем к маме бр-бр-бр.

Мы не ели, мы не спали - бр-бр-бр.

Целый день мы за рулем - бр-бр-бр.

все нам было нипочем - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не рычи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не урчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не фырчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не ворчи - бр-бр-бр.

Вопросы - ответы

Используем гласные, интонируем вверх (вопрос) и вниз (ответ).

у-у-у-У. У-У-У-у;

у.у_у-О - О-О-О-у; о-о-о-А - А-А-А-о; и т.п.

Упражнения, направленные на отработку речевого дыхания

Для коррекции физиологического дыхания используем различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Речевое дыхание - это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

Самомассаж лица

Фритц Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способность мозга сопоставлять факты, а значит и на развитие речи. Комплекс доктора был апробирован и творчески развит И.А. Блыскиной (С.-Петербург). Подключая интонирование, меняя высоту голоса, темп и ритм, мы используем эти упражнения для развития просодики. Предварительно изучаем массажные линии на лице. Вначале ребята выполняют массаж по показу, затем самостоятельно. Руки растираем и разогреваем

И затем теплом своим нежно умываем. Пальчики сгребают все плохие мысли, Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем, тянем их за мочки. И затем руками трогаем мы щечки.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Этот массажный комплекс был разработан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова, он состоит из упражнений самомассаж тыльной стороны кистей рук; самомассаж ладоней, пальцев рук; упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления; расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук.

Вырос у нас кабачок

Пальцы в кулачках, На каждую строку разгибать по одному пальцу и растирать круговыми движениями

Вырос у нас чеснок

Разогнуть указательный палец правой руки и растирать круговыми движениями

перец, томат, кабачок,

Средний палец правой руки

Тыква, капуста, картошка

Безымянный палец правой руки.

Лук и немножко горошка

Мизинец правой руки

Овощи мы собирали

Мизинец левой руки

Ими друзей угощали.

Безымянный палец левой руки

Квасили, ели, солили

Средний палец левой руки

С дачи домой увозили

Указательный палец левой руки.

прощай же на год

Большой палец правой руки.

Наш друг огород!

Большой палец левой руки.

Аурикулярный массаж

Массаж ушных раковин (аурикулярный), показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развивать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Технология аурикулярного массажа заключается в целенаправленном влиянии на зоны артикуляционного аппарата. Рекомендуется массировать по порядку четыре определенные зоны.

. Игра с ушками

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем "козелок".

Напротив ушко мы помнем

раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы играть,

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять -

Продолжаем мы играть из ушка к верхушке

Дорожка ведет.

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы

Чтоб гладкой была...

Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть нужно ямку растереть,

раз, два, три, четыре, пять -

Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра.

Поглаживание ушных раковин.

Плантарный массаж

Стопы ног - это еще один экран состояния системы и органов человека. Массаж стоп иначе называется плантарным или индийским. Его после предварительного обучения проводят родители дома. На подошве массажа кожных рецепторов, там находятся около 72 тысяч нервных окончаний, через который организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры. При массаже ноги должны быть максимально расслаблены, проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.

Вначале массировать всю стопу (поглаживание, растирание, надавливание), растирать подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживать всю стопу и проводить вращательные движения пальцев и голеностопного сустава. Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до минут). Возможно использование массажных мячиков.

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация.

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики, с применением "внушения" формул правильной речи помогают в решении данной проблемы.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий, ориентированных на индивидуальность ребенка, позволит ему в будущем добиться значительных успехов, сделать блестящую карьеру и состояться как личность.

____________________________________________

Литература

  1. Мамаева Н.Л. Использование здоровьсберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников -Дошкольная педагогика - 2013-№ 10, с 48-51.
  1. Кудинова М.Н. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников / Логопед -2010-№2.

Татьяна Соколова
Фонопедический метод развития голоса детей дошкольного возраста по системе В. В. Емельянова.

детей дошкольного возраста по системе В . В. Емельянова .

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «» разработан педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В. В. Емельяновым .

Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса , основанный на двигательных приёмах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосовой функции в норму .

Двигательный приём – организация некоторых условий, не позволяющих издать звук привычным способом, т. е. только под влиянием слухового представления или регулировочного образа, если таковой уже имеется.

Критериями фонопедического метода являются :

Акустическая эффективность (громкость и звучность голоса ) ;

Энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу ) ;

Биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации) .

Преимущество фонопедического метода в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста :

Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий.

Система работы построена на голосовых играх , которые повышают интерес ребёнка к занятию пением и предлагает вариативное исполнение упражнений в зависимости от индивидуальных физиологических и природных особенностей голоса ребёнка .

Упражнения первого уровня фонопедического метода

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций : выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать, он осознает, что это разная механика. Таким образом, осваивается интонирование.

Фонопедическое упражнение «Утро»

Слова Движения

Солнышко сказало :

Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а.» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Травка зашептала :

Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.

- Пчелы загудели :

Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж.» , делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре.

- Птицы загалдели :

Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик.» в высоком и среднем регистрах.

Фонопедическое упражнение «Кто как кричит» .

Слова Движения

Корова мычит. Дети произносят «му-у.» в низком регистре.

Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!» :1-й слог высоким голосом ,2-й и 3-й-низким.

Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко.» , опускаясь с высокого звука к низкому.

Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах.

Крякает утка,

Зовет своих малюток. Пропевают «кря-кря-кря!» , произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й - как можно в более высоком.

Фонопедическое упражнение «Метель» по методу В . Емельянова

Слова Движения

Свистели метели, Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у].

Летели снега, Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].

Стелила постели большая пурга Делают glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она, Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога.

И было метелям всю ночь не до сна. То усиливают звук, разводя руки в стороны , то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

Фонопедическое упражнение по стихотворению С. Данилова «Весна»

Слова Движения

Тики-таки! Чок-чок!

Чей стрекочет каблучок?

Это звонкая капель!

Это март или апрель? Дети проговаривают словосочетания «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.

Тики-таки! Чол-чол!

Кто там по снегу прошел?

Тики-таки! Снег осел,

Грач веселый прилетел! Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.

Тики-таки! Чоли-чек!

Налился водою снег!

Лучезарная весна

Птичьим щебетом полна! Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь.

Тики-таки! Чиви-чок!

Голубеет ручеек!

Вдаль уносит, чир-лили,

Самоделки-корабли. Произносят «бл-л-л.» , быстро работая кончиком языка.

Публикации по теме:

Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Открытое музыкальное занятие в старшей группе на тему: «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма».

Проблема развития детского певческого голоса в системе дошкольного образования Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования. Цель дошкольного.

Вокальная методика В.В.Емельянова имеет более точное название - Фонопедический метод развития голоса .

Уникальный метод, основанный на глобальных исследованиях и конкретных показателях.

Кому будет полезен ФМРГ В.В.Емельянова?

1. людям, чья деятельность связана с повышенной голосовой нагрузкой: ведущие, журналисты, шоумены, учителя, лекторы.

2. людям, у которых с детства сомировалась привычка неправильного использования голоса (разговор с завышенной высотой звука, сиплый, хриплых или сдавленный голос, произношение гласных и согласных с гипертрофированной работой гортани, неправильное использование дыхания во время разговора)

3. певцам любителям. Людям, которые только решили заняться вокалом довольно непросто найти грамотного педагога. Данная информация позволит лучше ориентироваться в вопросах вокала.

4. певцам профессионалам. Постоянное совершенствование позволит всегда держаться на плаву в мире вокала. Проверьте себя, изучив данные В.В,Емельянова и сопоставив их с личным жизненным опытом.

Полную версию лекций читайте на официальном сайте В.В.Емельянова.

Лекции по введению в теорию певческого голосообразования

Эти лекции читались студентам специальности «Музыкальное образование», т. е. будущим учителям музыки в Институте Психологии и Педагогики Тюменского Государственного Университета в 2003 - 2012 годах. В лекциях приходилось учитывать, что большинство студентов не имели не только вокальной подготовки, но не были включены в культурную традицию академического вокального искусства. По Государственному Образовательному Стандарту их надо было научить преподавать детям вокально-хоровые дисциплины и качественно петь в академической манере. В некоторых лекциях взрослый вокалист или хормейстер прочтёт, вероятно, само собою разумеющиеся положения. Но для наших студентов всё было новым. С другой стороны, бывает, что ещё раз прочтённое «очевидное» высвечивается автором с непривычной и неожиданной стороны.

Лекция 01. О цели курса и терминологии

Взаимосвязь и взаимоотношение истории вокального искусства, истории и теории вокальной педагогики, науки о строении голосового аппарата человека и науки о функционировании этого аппарата в разговорной речи и у вокалистов сложились так, что перечисленные дисциплины оказались либо изолированы друг от друга, либо, по меньшей мере, недостаточно взаимосвязаны. Причиной тому явилось присвоение определёнными специалистами монополии на каждую из дисциплин...

Поставим вопрос так: «А стоит ли вообще овчинка выделки?» В смысле: нужно ли вообще заниматься столь зыбким и необязательным предметом как пение? Нужно ли серьёзно исследовать процесс становления голосовой функции применительно к пению – всё равно, какому? Согласитесь, подавляющее большинство людей, никогда и ни при каких обстоятельствах не поёт и прекрасно себя чувствует и уж ни как оттого, что не поет, не страдает...

Лекция 03. О саморегуляции

Основная идея этой лекции – голосовой аппарат является самонастраивающейся, саморегулирующейся и самообучающейся системой. Под голосовым аппаратом будем подразумевать на только голосовые складки, но весь комплекс органов, прямо или косвенно участвующих в голосообразовании и, что особенно важно, функциональные системы ЦНС, участвующие в регуляции голосовой функции и управлении ею. Изложение физиологической части идеи – просто и кратко. Его дадим в конце. Сложнее, но не менее важно связать идею с практикой вокальной педагогики. Начнём с этого...

Лекция 04. Об отличии певческого тона от речевого

Один из моментов мистификации в вокальном обучении состоит, в бытовании в общественном сознании представления о непреодолимой пропасти между теми, кому «бог дал голос», и теми, кого он обделил. Тем не менее, говорить и кричать могут более или менее громко все. Для того, чтобы определить наличие или отсутствие «пропасти» попытаемся последовательно проследить отличие разговорной речи от певческой. Легче сделать это на примере мужского голоса...

Лекция 05. О вокальной работе с хором

В любой профессии, в любой вузовской программе есть такой предмет «введение в специальность», есть такое понятие – «история вопроса». Многолетние контакты с начинающими певцами привели меня к удручающему выводу: каждый считает, что вокальное искусство, которым он или она решили заниматься, началось вчера, в лучшем случае – позавчера. Молодые певцы знают только тех, кого показывают по телевидению. Если знают чуть больше – только своего типа голоса. Сопрано искренне не понимают, зачем им слушать Шаляпина…

Строго говоря, голосовым аппаратом является не отдельный орган или совокупность органов, а весь человек, как психофизическая целостность. Особенно ярко это проявляется в академическом пении. Мы уже приводили доводы в пользу целостности, как ключевого понятия голосообразования. Не случайно многие певцы и педагоги говорят, что человек поёт не голосом, а позвоночником, что не может хорошо звучать больной человек, что голос чувствуется «в ногах» или «в спине»…

Лекция 07. О режимах работы гортани

Традиционное понятие «регистр» в нашем курсе заменяется выражением «режим работы гортани». Наш термин отличается от традиционного отсутствием привязки к высоте тона. Один и тот же тон или некоторый диапазон могут быть реализованы в разных режимах работы гортани и наоборот – разные участки диапазона (низкий, средний, высокий) могут быть реализованы в одном режиме. В литературе и практике бытуют наименования регистров: низкий, средний, высокий, грудной, головной, смешанный, микст, медиум, фальцет, фистула...

Лекция 08. Об эмиссии звука

В традиции вокальной педагогики самое большое внимание уделяется дыханию. Как заклинание повторяется фраза Ламперти «школа пения есть школа дыхания». Обучение начинается с обязательного глубокого вдоха носом, с ощущениями заполнения воздухом как бы всего туловища, в том числе тех его отделов, которые не связаны с органами дыхания: нижняя часть живота, область спины ниже рёбер. Далее рекомендуется производить певческий выдох за счёт мышц брюшного пресса, нижних рёбер вплоть до образной рекомендации «петь как бы на вдохе», то есть, сохраняя вдыхательную установку...

Лекция 09. О вибрато

Большинство студентов музыкально-педагогической специальности начинают обучение пению не имея в голосах певческого вибрато, не представляя его механизм и не имея мотива к его приобретению. В то же время студенты отчётливо различают в других голосах наличие и отсутствие вибрато и определяют его как важнейший показатель певческого тона независимо от жанровой принадлежности пения. Вибрато является не только эстетическим компонентом певческого тона, но и важнейшим средством тонкой регуляции работы гортани и дыхания...

Лекция 10. О соотношении объективного и субъективного в певческой акустике и восприятии голоса

Рассмотрим понятие «эталон певческого тона» как пусковой момент обучения и самообучения. Суть можно образно выразить следующим тезисом: обучение и самообучение начинается с восхищения и подражания. Постепенное формирование эталона певческого звука или возникновение в одночасье (бывает и так) является решающим мотивационным фактором в приобщении человека к вокальному искусству. Вполне возможно, что в других формах и жанрах голосового музицирования приобщение происходит как-нибудь по-другому. Может быть, приобщение к фольклорному или рок-музицированию является предметом другой науки, чего-нибудь вроде социопсихологии. Но в академическом пении вряд ли кто-либо миновал этап, который в бытовом варианте можно сформулировать примерно так: «Вот это да!!! И я так хочу!»

Лекция 11. О диапазонах

Оговорим сразу, что речь пойдёт о звуковысотном диапазоне. Обычная трактовка этого вопроса: сопрано – такой-то диапазон, тенор – такой-то и т.д. представляет собою только часть ответа. При более подробном рассмотрении необходимо выделить как минимум три подхода: употребительный диапазон, эстетический диапазон, физиологический диапазон. В каждом из подходов можно рассматривать минимальный диапазон и предельный диапазон...

Лекция 12. О певческой акустике

Далее – для краткости – разбираемый в этой теме показатель певческого голосообразования будем называть термином «рупор», так как в акустическом понимании воздушное пространство, ограниченное снизу поверхностью голосовых складок, включающее в себя гортаноглоточную, ротоглоточную и носоглоточную полости и ограниченное спереди губами и зубами является рупором весьма сложной формы. Эта сложность и большие возможности изменения объёма и формы полостей дают то бесконечное количество вариантов эстетики и красочности, которыми располагает человеческий голос...

Лекция 13. Общая информация о прикрытии

Понятие «прикрытия» взято из вокально-педагогической традиции. Напомним, что технология голосообразования европейской вокальной культуры имеет следующее сложное наименование. «Европейская академическая оперно-концертная смешанно-прикрытая манера пения». Термин «смешанно-» в этом тексте уже разобран выше. Разберём термин «прикрытая». Выражение в французском варианте выглядит «voix mixte sombree» («голос смешанный, затемнённый»). Это неточный перевод на русский язык французского слова «sombree» звучащего как «сомбре», что означает буквально «затемнённая» («ombra» на итальянском языке – «тень»). Не касаясь истории происхождения самого термина, и его адекватности, примем его как данность, чтобы не создавать нового, добавляя путаницу...

Читатель, знакомый с вокально-методической литературой, вспомнит достаточное количество примеров критики разными авторами понятия «природная постановка» или «поставленный от природы» и даже отрицание самого понятия. Критика обычно состоит в вопросе «постановка куда?» или «поставленный на что?» Вопрос не в том, каким сочетанием звуков или букв именовать тот или иной элемент технологии, звук, движение или ощущение. Хоть «глокой куздрой» назовите. А в том, к кому, когда, на каком уровне развития или этапе обучения и в каком контексте это наименование применять...

Лекция 15. Неравномерность развития

Биоакустическая суть академического пения – это возможность издавать звуки, многократно превосходящие по длительности, высоте и силе обыденную речевую фонацию, делать это несколько часов ежедневно в течение многих лет. Эта возможность обеспечивается действием ряда защитных механизмов. Механизмы эти работают на нескольких уровнях от механического и акустического до эндокринологического и эмоционального...

Лекция 16. Индивидуальные особенности

Забегая вперёд, замечу, что многолетние наблюдения за обладательницами описываемой особенности и практическая работа по нормализации функции, позволяет сделать вывод, что проявление этой особенности свидетельствует о больших потенциальных возможностях таких голосов в динамическом и звуковысотном аспектах. Если проще – за дефектом скрывается голос большого диапазона и силы. Могу привести конкретный пример...

Аналитические критерии технологической основы эстетической традиции европейской академической оперно-концертной вокальной культуры

Основой анализа технологической основы эстетической традиции является соотношение стационарных и переходных процессов «вокальной речи» (В.П. Морозов) в сравнении с бытовой разговорной речью. Стационарный процесс – способ работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов при котором их слышимые и видимые параметры не изменяются в течение длительности тона, интонирования интервала, попевки, гаммы, распева гласного и других элементов музыкальной ткани вокального произведения...

Всегда есть вероятность, что этот текст будет читаться:
— теми, кому незнакома фамилия и деятельность автора,
— теми, кто не является специалистом в данной сфере,
— теми, чьи взгляды на обсуждаемый предмет противоположны,
— теми, кому эта страница попалась на глаза случайно.
К таким читателям обращаюсь прежде всего. Несмотря на свободное изложение, данный текст ни в коей мере не является беллетристикой или научно-популярной литературой. Все, что написано ниже, может представлять интерес для специалистов, чья деятельность так или иначе связана с голосом, речью, пением, в том числе и в аспекте восприятия голоса, речи и пения. Заинтересованные дисциплины: хоровое дирижирование, вокальная педагогика, сценическая речь, ораторское искусство, фонопедия, логопедия, сурдопедагогика, фонетика, лингвистика, биоакустика. Но! «Может представлять интерес» — не значит «Адресовано»!
Адрес текста: хормейстеры, учителя музыки, музыкальные воспитатели дошкольных учреждений, вокальные педагоги, певцы.
Но это — не все. В вышеперечисленных профессиях есть специалисты разных школ, направлений и традиций. Поэтому адрес еще более точен. Автор предлагаемой работы провел сотни семинаров более чем в восьмидесяти городах. Глубоко уважая труд тех, кто обучался на этих семинарах и в результате этого обучения принял решение применять в работе «Фонопедический метод развития голоса» (далее — ФМРГ), автор разработал предлагаемый текст для своих слушателей и прежде всего — для них.

Этот узкий адрес и это ограничение предполагаемой аудитории продиктовано практической направленностью и жанром нижеследующего. Это учебное пособие, методическая разработка для педагогов-практиков, занимающихся развитием голоса (в любом аспекте, с любой целью). В большинстве своем это педагоги, работающие с детьми и на массовом уровне, т.е. с хорами.
Точное адресование текста связано с особенностями изложения с точки зрения науки. Это не монография и не диссертация, где каждый тезис должен быть подкреплен ссылкой на научную литературу, обоснован теоретически, подтвержден экспериментально и оформлен документально. В жанре методической разработки автор не считает нужным подробно аргументировать каждый шаг, поэтому для читателей с критической направленностью и научным складом ума либо нет поля деятельности, либо оно безгранично, ибо оспорить можно каждое предложение.
Педагогов-практиков интересуют не теоретические построения и взаимная критика, а результат использования ФМРГ и способы его достижения. В период знакомства специалистов с методом автору приходилось и в публикациях и на семинарах большую часть времени и места уделять обоснованию новой точки зрения и права на существование метода. Теперь лучшим обоснованием метода является его широкое распространение и результаты, о которых знают специалисты. А научным дискуссиям, взаимной критике литераторов-методистов — место на научных конференциях и в научных журналах.
Далее перехожу к изложению от первого лица: проще писать и читать, да и ответственнее, в отличие от безликого «автор полагает», когда непонятно, кто пишет; или от принятого в науке безликого «мы», за которым нет никого, кроме автора, прикидывающегося могучим коллективом ученых.
Обратившись выше к тем, кому не надо читать, теперь обращаюсь к тем, для кого пишу. Пишу с одной целью: чтобы вам было легче работать, понятнее все то, что вы делаете.
Отчетливо представляю, как трудно пользоваться тем, что я предлагаю, что я не облегчаю жизнь хормейстера и вокального педагога а особенно учителя музыки, а усложняю ее. Что делать! Безусловно, традиционный подход, ежедневная вдохновенная импровизация легче и приятнее, но, к сожалению, это малоэффективно даже у самых талантливых и опытных из вас. Наверное поэтому именно самые талантливые и опытные первыми взялись за «ФМРГ», первыми добились результатов и они же явились первыми пропагандистами. Всем им моя благодарность и любовь, мой низкий поклон. Поименно не перечисляю, ибо пишу не мемуары.

Теперь уже можно сказать, что за период с 1984 года возникло неформальное объединение дирижеров-хормейстеров, учителей музыки, воспитателей дошколят и вокальных педагогов, использующих в работе ФМРГ и обменивающихся опытом на соответствующих семинарах.
Метод постепенно становится «официальным», ибо преподается в ряде средних и высших учебных заведений, по нему пишут курсовые и дипломные работы, выступают н: научных конференциях. Хорошо ли это или плохо — покажет будущее.
Коллективы и солисты, воспитанные на ФМРГ, выступают на конкурсах, получают призовые места, поступают в училища и консерватории, переходят к профессиональной работе. Это требует осмысления и выработки точки зрения, например, на конкурсы и смотры вообще.
У специалистов, применяющих фонопедический метод, накопилось много вопросов, и потребовалось бы слишком много времени, чтобы ответить всем очно на семинарах.
Главные вопросы:
— освоив 1 комплекс упражнений ФМРГ, дети (взрослые) зазвучали; что дальше? — как перенести звучание, возникшее на упражнениях, на произведения?
— как петь 2 комплекс упражнений ФМРГ?
— как соотнести развитие певцов в коллективе с индивидуальным?
— как не входить в противоречия с возрастной и половой психологией певцов и разносторонне развивать свои музыкальные потребности?
— как коллег, имеющих другую точку зрения, убедить?
— что администраторам на недоуменные вопросы отвечать?
— был хор детский, мальчики подросли, мутировали, а петь хотят, хор превращается в смешанный, что делать?
— студия авторитет приобрела, желающих учиться больше, чем возможностей обучать, как отбор детей производить?
— как петь на латыни и на итальянском, не зная их, но без фонетических ляпсусов? И т.д. и т.п. Вот отсюда потребность в новой редакции методической разработки ФМРГ.
Напомню, в каком качестве я работаю на семинарах и пишу этот текст. В качестве методиста. В моем понимании методист — научный работник, берущий на себя функцию связи между теорией и практикой. Методист должен хорошо знать проблемы практиков и языки науки. Науки добывают новые знания и описывают их разными языками, как правило, недоступными практикам. Или же практики не имеют доступа к информации науки по причинам организационным. Методист собирает научную информацию по проблематике практиков, переводит ее на общедоступный язык, оформляет в виде действующего алгоритма и обучает практиков им пользоваться. Затем обобщает опыт использования алгоритма и выводит новые вопросы и потребности практиков. Вот цикл работы методиста.

Поэтому критически настроенный читатель, на всякий случай, будь осторожен! Я не привожу обоснований, а, значит, подвергая критике какой-либо из моих приемов и рекомендаций (подумаешь, мол, Емельянов!), можно попасть в глупое положение, раскритиковав не меня, а выводы международной фониатрической конференции или результаты исследований крупного ученого с мировым именем.
Я очень надеюсь на то, что напишу что-нибудь вроде «Лекций по введению в ФМРГ», где приведу все обоснования, всю использованную литературу, весь научный арсенал и буду рад услышать и прочесть любую критику на любом уровне. Для того и будут писаться лекции. Пока же — в конце данного текста производится список публикаций. Они — мишень для всех критических орудий.
Не бывает семинара, чтобы не задавал я сам себе вопрос: по какому праву вышел я учить вас? Задаю его и сейчас. Ответить могу одно: «Вы сами дали мне это право. Вы призвали меня из новосибирского фониатрического кабинета, где тринадцать лет я выдумывал, как помочь и теряющим и потерявшим голос. Вы призвали меня с подмостков новосибирской оперетты, где я тринадцать лет мучился сам и мучил зрителей, пытаясь прямо на сцене выучиться актерскому и певческому ремеслам.»
Вы призвали меня взяться за написание так называемой «деловой прозы». Вот и пишу! И я счастливый автор — ибо знаю тех, для кого пишу, знаю, что будут читать и будут работать. И я счастливый человек, ибо счастье измеряется качеством и количеством человеческих отношений, а у меня столько друзей по стране! Вы призвали меня на это служение.
Призвали — так терпите!