Рейс un 571 внуково какой самолет. «Чудо в Андах», замешанное на каннибализме. Паррадо и Канесса

Эта драма произошла 44 года назад. 13 октября 1972 года самолет уругвайских ВВС, перевозивший одну из местных регбийных команд на матч в Чили, потерпел крушение в Андах. В катастрофе выжили 33 человека. Выжили, чтобы оказаться посреди труднодоступной горной местности, в снегах, без еды, зимней одежды и шанса на спасение. В этой истории было все: отчаяние и надежда, находчивость и взаимовыручка, потеря близких друзей, мужество и… каннибализм. Семьдесят два дня на высоте более трех километров вынесли далеко не все из выживших, но 16 счастливчиков, прошедших этот ледяной ад, все-таки вернулись к родным. Сила человеческого духа, добившегося невозможного, - в обзоре Onliner.by.

Скорее всего, о существовании клуба Old Christians из Монтевидео сейчас знали бы лишь южноамериканские поклонники регби, если бы не трагические события одного осеннего дня 1972 года. 12 октября 40 игроков, тренеров и их родственников вылетели из уругвайской столицы в Чили, где их ждал очередной матч. Дорога сразу началась с неприятностей. Небольшой турбовинтовой самолет Fairchild FH-227 из-за непогоды над Андами был вынужден совершить посадку в аргентинском городе Мендоса, где пассажиры провели ночь, ставшую для многих из них последней в жизни.

Кроме регбийной команды, на борту находилось пять членов экипажа: два пилота, бортинженер, бортмеханик и бортпроводник - все военные летчики. На следующий день после некоторого улучшения погоды Fairchild продолжил рейс. Практический потолок для данного типа самолета составлял 9000 метров, что вынуждало экипаж пересекать Анды через горные перевалы и долины. При этом полет проходил в условиях сплошной облачности. Лишенные возможности наблюдать происходящее за бортом собственными глазами, пилоты ориентировались лишь по приборам. Когда, по их расчетам, форсирование горной гряды закончилось, они запросили разрешение на снижение. Диспетчер аэропорта Сантьяго такое разрешение им дал, вот только на самом деле под рейсом №571 по-прежнему были Анды.

Трагической ошибкой летчиков, обусловившей развитие катастрофы, стало именно использование ими при принятии решения о снижении расчетного времени пересечения гор. Они совершенно не учли сильный встречный ветер, существенно снизивший скорость самолета. Когда Fairchild вышел из облачности, исправлять просчет было уже поздно: в 15:30 самолет зацепил правым крылом безымянную гору высотой 4400 метров.

В результате столкновения крыло отделилось от фюзеляжа, зацепило хвост, оторвав и его. В этот момент Анды приняли свои первые семь жертв: пять пассажиров, бортинженер и бортпроводник просто вывалились из салона и разбились.

В следующий момент Fairchild зацепил вторым крылом еще один пик, и лететь продолжал (впрочем, недолго) один фюзеляж без крыльев и хвостового оперения. Через несколько секунд он упал на горный склон, несколько сот метров скользил по нему вниз, пока не столкнулся с сугробом.

При этом погибли еще пятеро, включая командира экипажа полковника Хулио Феррадаса. Выжили собственно при крушении в общей сложности тридцать три человека, но эта цифра изменилась уже к утру следующего дня. От полученных во время падения самолета травм скончались четыре пассажира и второй пилот. Двадцать восемь оставшихся человек оказались на высоте более 3600 метров перед лицом суровой погоды, сильных морозов и полного отсутствия людей на десятки километров вокруг.

В первое время надежда на спасение была велика. Попавшая в беду команда и представить не могла, что их могут искать и не найти. Тем не менее именно это и случилось. Чилийские, аргентинские и уругвайские самолеты и вертолеты кружили над предполагаемым районом пропажи Fairchild восемь дней, но безрезультатно. Во-первых, они знали лишь примерный маршрут его полета, во-вторых, пилоты при запросе разрешения на снижение дали диспетчеру неверные координаты своего расположения, в-третьих, остатки белоснежного самолета были попросту незаметны на фоне снеговых полей и соседнего ледника, позже получившего название Glaciar de las Lágrimas («Ледник слез»).

Пассажиры рейса №571 узнали об окончании спасательной операции, обнаружив на борту небольшой радиоприемник. Отчаяние от этой новости скоро сменилось отчаянием совсем иного, принципиально другого уровня. Двадцать восемь человек оказались в неизвестном месте в сердце Анд, на высоте, где уже ощущается недостаток кислорода, а температуры падают до глубокого минуса, практически без еды, без зимней одежды и обуви и, главное, четко понимая, что их поиски прекращены и далее рассчитывать придется исключительно на собственные силы.

Большинство выживших были молодыми здоровыми парнями, которым очень хотелось жить. Они проявили чудеса находчивости, обеспечив в первые дни свои базовые потребности. Легче всего было добыть воду: ее в виде снега было вокруг предостаточно. Снег растапливали на солнце и собирали полученную воду в пустые винные бутылки. Куда хуже дело обстояло с медицинской помощью. Находившийся на борту доктор команды погиб при крушении, но два игрока клуба были студентами первых курсов мединститута. В первые дни главной проблемой были травмы, полученные во время катастрофы, в основном переломы. В качестве медицинских шин использовались подходящие по размеру и профилю обломки самолета.

Но помочь всем в условиях отсутствия необходимого оборудования и лекарств было, конечно, нельзя. 21 октября умерла Сусана Паррадо, младшая сестра Фернандо Паррадо, игрока Old Christians, ставшего в итоге одним из спасителей своих собратьев по несчастью. В течение следующих месяцев от последствий травм, высотной болезни, инфекций скончались еще три человека, но вторым тяжелым днем для рейса №571 стала дата 29 октября. С соседней горы на остатки фюзеляжа Fairchild, бывшего единственным укрытием для пассажиров, сошла снежная лавина. В результате этого сразу погибли восемь человек, включая единственную остававшуюся в живых женщину и последнего члена экипажа. Остальные провели трое суток в засыпанном снегом салоне, пока им не удалось освободиться. Но поразительным образом эта трагедия одних стала спасением для остальных, ведь лавина обеспечила остаток команды пищей.

Еды у пассажиров рейса №571 практически не было. После катастрофы в их распоряжении находилось лишь несколько шоколадных батончиков, немного пакетов со снеками и все. Их честно разделили и попытались растянуть на максимально долгое время, но день, когда и эти скудные припасы закончились, наступил очень быстро.

Фернандо Паррадо в своей вышедшей впоследствии книге рассказывал: «На такой высоте потребность организма в калориях астрономическая. Мы умирали от голода, и надежды найти пищу не было. Голод же был настолько ненасытным, что мы все равно искали. Мы снова и снова обыскивали фюзеляж в поисках малейшего кусочка или крошки еды. Мы пытались есть кожу собственных чемоданов, хотя знали, что это скорее принесет нам вред, чем пользу. Мы распотрошили сиденья в салоне, надеясь найти там солому, но там был только поролон. Снова и снова я приходил к одному и тому же выводу: кроме одежды, которая на нас надета, вокруг были только алюминий, пластик, лед и скалы».

Нандо Паррадо (слева)

Выход был только один, и в конце концов выжившие им воспользовались. Они начали есть своих мертвых товарищей. В интервью немецкому журналу «Штерн» Нандо Паррадо, отвечая на вопрос, как ему и его коллегам удалось преодолеть отвращение, рассказывал: «Мы не задумывались о том, что перед нами были люди. Знаете, у цивилизации очень тонкая кожура. Перед страхом смерти думаешь о том, что никак нельзя представить себе в нормальной обстановке».

Лавина 29 октября 1972 года, убившая восемь человек, дала остальным необходимую еду. Однако всем при этом было ясно: до бесконечности так продолжаться не может. Кончится и это мясо, а помощь так и не придет. Свое спасение предстояло организовывать им самим.

Журналисты спрашивали у Паррадо, как он со своим товарищем решился покинуть остальных для поисков помощи: «Это было решение между двумя крайностями. Сначала из нас выжило всего-то 33 человека. Скалы убивали одного за другим, одни умирали от потери сил и инфекций, некоторых погребла лавина. Мне стало ясно: не хочу умирать от бездействия». Однако ребята понятия не имели, где находятся. Они ориентировались на полученную от пилотов информацию. Те были убеждены, что преодолели Анды. Как показала практика, это было вовсе не так, но пассажиры посчитали, что летчики лишь немного ошиблись: они почти их преодолели. Это означало, что цивилизация близко, очень близко, буквально за соседней грядой, за тем перевалом. На самом деле до нее было 90 километров.

Три человека, включая Паррадо и Роберто Канессу, одного из студентов-медиков, вышли в поход за помощью 17 ноября. Естественно, находясь в заблуждении относительно своего местоположения, они выбрали неверное направление и вместо Чили обнаружили хвост собственного самолета. В хвосте они нашли аккумуляторы и загорелись идеей подключить к ним самолетный радиопередатчик, чтобы сообщить на Большую землю о своей судьбе. План закончился полным провалом: радио работало на переменном токе, батареи же давали ток постоянный.

В этом же первом неудачном походе выяснилось, что на открытом воздухе ночевки по-прежнему невозможны, даже с учетом приближающегося лета. На такой высоте по ночам все равно было очень холодно, и, заснув у хвостовой части самолета, экспедиционеры чуть не замерзли насмерть. Однако здесь, в хвостовом багажном отделении, они нашли достаточно ткани для того, чтобы сшить некое подобие спального мешка. Он и должен был спасти их от мороза во время будущих ночевок.

12 декабря та же троица вышла в свой второй поход, оказавшийся счастливым. Спустя несколько дней третий компаньон, заболевший дизентерией, был вынужден вернуться к фюзеляжу, а Паррадо и Канесса отправились дальше вдвоем. Горный трекинг растянулся на девять дней, но уже спустя неделю стало очевидно, что они на верном пути. Сначала они стали замечать следы присутствия человека: пустую консервную банку, подкову, а потом увидели коров.

Нандо Паррадо и Роберто Канесса

Троих пастухов на противоположном берегу реки, вдоль которой все последние дни шли Паррадо и Канесса, они увидели 21 декабря 1972 года. Паррадо перебросил через воду обернутую вокруг камня записку, в которой говорилось: «Я пришел от самолета, который разбился в горах. Я уругваец. Мы идем десять дней, у нас там четырнадцать раненых людей. У нас нет еды. Пожалуйста. Мы не можем больше идти. Где мы? SOS». К их счастью, пастухи слышали об авиакатастрофе. Спустя несколько часов один из них, Серхио Каталан, добрался до выживших и отвез их на лошади на небольшое ранчо Лос Майтенес, которое пастухи использовали для ночевок. Остальное было делом времени и техники.

    Как купить авиабилет, не выходя из дома?

    Укажите в нужных полях маршрут, дату поездки и число пассажиров. Система подберет варианты из предложений сотен авиакомпаний.

    Из списка рейсов выберите удобный для вас.

    Введите личные данные — они необходимы для оформления билетов. Туту.ру передает их только по защищенному каналу.

    Оплатите билеты банковской картой.

    Как выглядит электронный билет и где его получить?

    После оплаты на сайте, в базе данных авиакомпании появится новая запись — это и есть ваш электронный билет.

    Теперь вся информация о перелете будет храниться у авиакомпании-перевозчика.

    Современные авиабилеты не выпускаются в бумажной форме.

    Увидеть, распечатать и взять с собой в аэропорт можно не сам билет, а маршрутную квитанцию. В ней есть номер электронного билета и все сведения о вашем полете.

    Туту.ру высылает маршрутную квитанцию по электронной почте. Советуем распечатать ее и взять с собой в аэропорт.

    Она может пригодиться на паспортном контроле за границей, хотя для посадки в самолет вам понадобится только паспорт.

    Как вернуть электронный авиабилет?

    Правила возврата билетов определяет авиакомпания. Обычно чем дешевле билет, тем меньше денег вы сможете вернуть.

    Чтобы сдать билет, как можно быстрее свяжитесь с оператором.

    Для этого надо ответить на письмо, которое вы получите после заказа билетов на сайте Туту.ру.

    Укажите в теме сообщения «Возврат билетов» и кратко опишите свою ситуацию. С вами свяжутся наши специалисты.

    В письме, которое вы получите после заказа, будут контакты агентства-партнера, через которое оформлен билет. Вы можете связаться с ним напрямую.

Координаты

34.765 , -70.286389  /  (G) (O)

Погибшие Воздушное судно Модель Авиакомпания Пункт вылета Пункт назначения

Международный аэропорт Комодоро Артуро Мерино Бенитес
Сантьяго , Чили

Пассажиры Экипаж Выживших

Авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года , также известная как Чудо в Андах (El Milagro de los Andes ) - это крушение чартерного рейса номер 571 уругвайских ВВС с 5 членами экипажа и 40 пассажирами-уругвайцами на борту (члены регбийной команды, их родственники, экипаж, спонсоры). Катастрофа произошла над Андами 13 октября 1972 года . Более четверти пассажиров погибло при падении и столкновении со скалой, ещё несколько умерли позже от ран и холода. Затем из оставшихся 27 уцелевших погибли ещё 8 при сходе лавины, которая накрыла их «жилище» из фюзеляжа самолёта, а позже ещё трое умерли от ран.

У выживших был минимальный запас пищи, кроме того, у них отсутствовали источники тепла, необходимые для выживания в суровом холодном климате на высоте 3600 метров. Отчаявшись от голода и сообщения по радио о том, что «все мероприятия по поиску пропавшего самолёта прекращаются», люди стали есть замороженные тела своих погибших товарищей. Спасатели узнали о выживших лишь спустя 72 дня, когда двое пассажиров Нандо Паррадо и Роберто Канесса после десятидневного похода через горы обнаружили чилийского фермера, который дал им еды и сообщил властям об остальных пассажирах рейса.

Крушение

Когда пилот сообщил о прохождении Курико, авиадиспетчер разрешил снижение на Сантьяго. Это было фатальной ошибкой. Самолёт влетел в циклон и начал снижение, ориентируясь только лишь по времени. Когда циклон был пройден, стало ясно, что они летят прямо на скалу и возможности уйти от столкновения нет. В результате самолёт зацепил хвостом вершину пика. Вследствие ударов о скалы и землю машина потеряла хвост и крылья. Фюзеляж катился на огромной скорости вниз по склону, пока не врезался носом в глыбы снега. Место падения - Координаты : 34°45′54″ ю. ш. 70°17′11″ з. д.  /  34.765° ю. ш. 70.286389° з. д. (G) (O) -34.765 , -70.286389 34°45′54″ ю. ш. 70°17′11″ з. д.  /  34.765° ю. ш. 70.286389° з. д. (G) (O) (провинция Мендоса).

Первые дни

Из 45 пассажиров и членов экипажа 12 погибли при аварии или вскоре после неё; затем ещё пятеро умерло на следующее утро. Оставшиеся в живых 28 человек столкнулись с проблемой выживания в суровых климатических условиях. У людей не было ни тёплой одежды и обуви, ни альпинистского снаряжения, ни медикаментов. Чтобы хоть как-то помочь раненым товарищам, два студента-первокурсника из медицинского колледжа делали гамаки и медицинские шины из обломков самолёта.

Поисковые операции

Власти трёх стран незамедлительно начали операции по поиску пропавшего с радаров самолёта. Но, поскольку тот был белого цвета и практически сливался с горным ландшафтом, его обнаружить так и не удалось. На восьмой день все поисковые операции были прекращены. Пассажиры рейса нашли небольшое радио и Рой Харли первым услышал эту новость на одиннадцатый день после катастрофы.

Каннибализм

У выживших был скудный запас пищи: несколько плиток шоколада, немного крекеров и несколько бутылок ликера. В целях экономии всё это разделили поровну и растянули на несколько дней. Воду добывали, кладя снег на металлические пластины и растапливая его на солнце.

Даже при строгой экономии запасы пищи быстро иссякли. К тому же кругом не было ни растений, ни животных. Чтобы не умереть с голода, было решено есть мясо с тел погибших товарищей. Это решение далось нелегко, так как каждый из погибших был чьим-либо другом, однокурсником или родственником.

Все пассажиры самолёта были католиками и поначалу восприняли это предложение оскорбительным и неуместным. Но через несколько дней, измученные голодом, они изменили мнение на этот счёт.

Лавина

12 декабря

Хронология событий

Октябрь 1972 года

12 октября (четверг) Экипаж: 5, пассажиры: 40. (живых: 45) 13 октября (пятница) 12 людей погибло. (погибших: 12, живых: 33) Гастон Костемалье Полковник Хулио Феррадас, пилот Алексис Хоуни Гидо Магри Лейтенант Рамон Мартинес Эстер Орта Перес де Никола Доктор Франсиско Никола Евгения Долгай Дьебаг де Паррадо Капрал Овидио Хоакин Рамирес Даниэль Шоу Карлос Валета Фернандо Васкес 14 октября (суббота) Умерло ещё 5 человек. (погибших: 17, живых: 28) Франсиско Абаль Подполковник Данте Лагуара, второй пилот Хулио Мартинес-Ламас Фелипе Макирриаин Грасиэла Аугусто Гумила де Мариани 21 октября (суббота) Скончалась Сюсана Паррадо. (погибших: 18, живых: 27) 29 октября (воскресенье) 8 человек погибают от схода лавины. (погибших: 26, живых: 19) Даниэль Маспонс Хуан Карлос Менендес Лилиана Наварро Петраглия де Метоль Густаво Николич Марсело Перес Энрике Платеро Капрал Карлос Роке Диего Сторм

Ноябрь 1972 года

15 ноября (среда) Скончался Артуро Ногейра. (погибших: 27, живых: 18) 18 ноября (суббота) Скончался Рафаэль Эчаваррен. (погибших: 28, живых: 17)

Декабрь 1972 года

11 декабря (понедельник) Скончался Нума Туркатти. (погибших: 29, живых: 16) 12 декабря (вторник) Паррадо, Канесса и Визинтин выступают в поход через горы. 15 декабря (пятница) Паррадо и Канесса отправляют Визинтина назад к фюзеляжу. Тот добрался туда вечером. 20 декабря (среда) Паррадо и Канесса встречают Серджио Каталана. 21 декабря (четверг) Паррадо и Канесса спасены. 22 декабря (пятница) 6 людей спасены. 23 декабря (суббота) 8 людей спасены. 16 выживших. 26 декабря (вторник) На передовице газеты El Mercurio города Сантьяго сообщается о том, что все выжившие прибегли к каннибализму.

Список пассажиров

Экипаж

  • Полковник Хулио Феррадас, пилот
  • Подполковник Данте Лагуара, второй пилот
  • Лейтенант Рамон Мартинес
  • Капрал Карлос Роке
  • Капрал Овидио Хоакин Рамирес

Пассажиры

(выжившие обозначены жирным шрифтом )

  • Франсиско Абаль
  • Хосе Педро Альгорта
  • Гастон Костемалье
  • Альфредо Дельгадо
  • Рафаэль Эчаваррен
  • Даниэль Фернандес
  • Роберто Франсуа
  • Рой Харли
  • Алексис Хоуни
  • Хосе Луис Инсиарте
  • Гидо Магри
  • Альваро Мангино
  • Фелипе Макирриаин
  • Грасиэла Аугусто Гумила де Мариани
  • Хулио Мартинес-Ламас
  • Даниэль Маспонс
  • Хуан Карлос Менендес
  • Хавьер Метоль
  • Лилиана Наварро Петраглия де Метоль
  • Доктор Франсиско Никола
  • Эстер Орта Перес де Никола
  • Густаво Николич
  • Артуро Ногейра
  • Карлитос Паес Родригес
  • Евгения Долгай Дьебаг де Паррадо
  • Сюсана Паррадо
  • Марсело Перес
  • Энрике Платеро
  • Рамон Сабелья
  • Даниэль Шоу
  • Адольфо Страуч
  • Эдуардо Страуч
  • Диего Сторм
  • Нума Туркатти
  • Карлос Валета
  • Фернандо Васкес
  • Антонио Визинтин
  • Густаво Сербино

Последующие события

Мемориал погибшим пассажирам рейса 571

13 октября 1972 года, в пятницу, турбовинтовой самолёт Fairchild Hiller FH-227 уругвайских ВВС вёз через Анды команду по регби «Old Christians» из Монтевидео (Уругвай), на матч в столицу Чили Сантьяго.

Полёт начался накануне, 12 октября, когда рейс вылетел из аэропорта Карраско, но из-за плохой погоды самолёт приземлился в аэропорту El Plumerillo города Мендоса, Аргентина и остался там на ночь. Самолёт не смог напрямую вылететь в Сантьяго из-за погоды, поэтому пилотам пришлось лететь на Юг параллельно горам Мендосы, затем повернуть на Запад, после чего следовать на Север и начать снижение на Сантьяго после прохождения Курико.

Когда пилот сообщил о прохождении Курико, авиадиспетчер разрешил снижение на Сантьяго. Это было фатальной ошибкой. Самолёт влетел в циклон и начал снижение, ориентируясь только лишь по времени. Когда циклон был пройден, стало ясно, что они летят прямо на скалу и возможности уйти от столкновения нет. В результате самолёт зацепил хвостом вершину пика. Вследствие ударов о скалы и землю машина потеряла хвост и крылья. Фюзеляж катился на огромной скорости вниз по склону, пока не врезался носом в глыбы снега.
Место падения — провинция Мендоса. Координаты: 34°45′54″ ю. ш. 70°17′11″ з. д.

На борту находились также родственники регбистов и спонсоры.

При падении благодаря снегу, смягчившему удар, из 45 человек, бывших на борту, 12 погибли сразу, еще пятеро умерли на следующий день. Оставшиеся 28 оказались один на один с суровой природой высокогорья, не имея ни еды, ни теплой одежды, ни топлива, ни медикаментов.

В первый день умерли еще 5 человек. Крушение произошло в одном из самых неисследованных районов Анд. Выжившим после крушения необходимо было быстро решить, как защитить себя от ветра и холода, к которым они не были готовы, иначе они могли погибнуть в первую же ночь. Кроме того, они еще не успели адаптироваться к условиям высокогорья. Ночью температура опустилась до минус 2 градусов.

Утром на второй день , 28 человек, выживших в катастрофе, увидели, как над ними пролетает самолет. Но белый фюзеляж разбившегося самолета был практически не виден с воздуха. Помощь не приходила. Вскоре выяснилось, что у выживших почти нет еды. Несмотря на строжайшую экономию, запасов продовольствия хватило всего на несколько дней.

День 3-й . Нандо Паррадо, которого считали погибшим во время катастрофы, подал признаки жизни. Его мать погибла в автокатастрофе сразу, а сестра скончалась чуть позже. "Когда я впервые вышел из самолета, я был поражен красотой и величием гор, - говорит Нандо Паррадо. - Все вокруг было абсолютно белым. Еще было очень холодно и очень тихо. На высоте более трех тысяч метров нет абсолютно ничего, кроме льда, снега и черных скал. Ничего, что можно было бы съесть, ничего съедобного, абсолютно ничего. Конечно, мы ждали, что за нами прилетят спасатели. Но прошел день, два, три, а они не прилетали".
Спасатели из трех стран так и не смогли обнаружить самолет, хотя место падения входило в зону поисков.
На восьмой день все поисковые операции были прекращены.

День 10-й. В живых осталось 27 человек. В этот день, по словам Нандо Паррадо, выжившие потеряли надежду на спасение: они услышали по радио, что спасатели прекратили поиски и все они признаны умершими. Рой Харли первым услышал эту новость. Еды совсем не осталось. С водой было чуть проще: выжившие в катастрофе растапливали снег на металлических спинках кресел, выставленных на солнце. Но нужно было найти какую-то пищу. И тогда отчаявшиеся люди приняли решение есть тела своих погибших товарищей.

"Когда речь идет о выживании, на многие вещи начинаешь смотреть иначе, - замечает Нандо Паррадо. - Мысль о том, что мы можем есть наших мертвых товарищей, возникла у многих из нас одновременно. Нас терзали одни и те же страхи, нам не на кого было надеяться, нас уже объявили мертвыми. Нам больше неоткуда было ждать помощи, мы могли рассчитывать только на себя. В один и тот же день четверо или пятеро ребят заговорили об одном и том же. Я обсудил это с Карлито. Не помню, кто из нас начал этот разговор, но уже 5-6 часов спустя об этом говорили все". Через 10 дней после катастрофы был срезан первый кусок мяса с мертвого тела.
"Мы заключили соглашение, - продолжает Нандо Паррадо. - Каждый разрешил остальным в случае смерти съесть его тело, чтобы хотя бы один из нас мог выбраться отсюда. В жизни случаются вещи настолько ужасные, что нормальный человек просто не может себе такого представить".

День 18-й. Район, где упал самолет, всегда считался лавиноопасным, так что сход очередной лавины был исключительно вопросом времени. Но выжившие об этом не подозревали. 29 октября ночью они услышали вдалеке странный звук. Потом земля затряслась, и за считанные секунды салон самолета заполнился снегом. Находившиеся внутри люди оказались погребены заживо. Восемь человек погибли. В живых осталось 19 человек. Но они не могли выбраться из самолета.
"Я нашел обломок железного поручня и с его помощью смог проделать в крыше самолета небольшое отверстие, через которое стал поступать воздух, - вспоминает Нандо Паррадо. - Я уверен, что, если бы не эта лавина, мы бы все погибли. Это звучит странно, но это так. Во-первых, лавина укрыла фюзеляж самолета плотным слоем снега, и все последующие снежные бури уже не могли повредить его. А во-вторых, у нас появилось 8 новых тел, которые позволили нам продержаться лишних полтора месяца. Мне очень трудно говорить об этом, но это правда". Только через три дня выжившим удалось выбраться на поверхность. Они продолжали бороться за жизнь. Растапливали снег, чтобы добыть питьевую воду. Сушили одежду на солнце. Большую часть времени люди проводили в фюзеляже самолета. Это был их дом, их убежище. Там они чувствовали себя в относительной безопасности.

Ноябрь После крушения самолета прошел месяц. Как-то Нандо Паррадо и двое его товарищей решили выяснить, насколько далеко они могут отойти от самолета, чтобы успеть вернуться засветло. Во время своего похода они неожиданно обнаружили обломки хвостовой части самолета. Там нашлось несколько чемоданов, маленькая коробка конфет и аккумуляторы, 24-вольтовые батареи, установленные в хвосте самолета. Они решили попробовать реанимировать рацию, которую видели в кабине пилотов с помощью найденных аккумуляторов. Однако оказалось, что они дают постоянный ток, а для работы рации нужен переменный. Рация так и не заработала.

Декабрь. Через два месяца после крушения самолета в живых остались 16 из 45 пассажиров. Многие из погибших уже были съедены, не тронутыми остались всего несколько тел, в том числе тела матери и сестры Нандо. Нандо был уверен: нужно пытаться выбраться к людям.
"На юг идти было бесполезно - мы не представляли, куда мы можем прийти. К северу от нас тоже были одни горы. Мы считали, что основной хребет Анд на востоке. Точно мы знали только одно: Чили на западе", - рассказывает он.

День 60-й. 12 декабря 1972 года Паррадо, Канесса и Висинтин выступили в поход (Туркатти незадолго до этого умер от заражения крови). Из теплоизоляции фюзеляжа сделали спальный мешок, с собой взяли трехдневный запас мяса. "Я никогда раньше не ходил в горы, и у меня не было четкого плана. Ощущения были очень необычными, - рассказывает Нандо. - Чем выше поднимаешься, тем труднее дышать. Я вспомнил, что не раз смотрел фильмы про альпинистов - они всегда очень медленно шли к вершине. Мне всегда хотелось их поторопить. А теперь я сам оказался в такой же ситуации, с трудом переставлял ноги. Для того чтобы сделать один шаг, я должен был вдохнуть не меньше пяти раз. Но мы все равно поднимались вверх. Люди называют нас храбрецами, но это не так. Нас гнал вперед страх".
Почти у самой вершины Роберто показалось, что он видит дорогу. "Сейчас мы уже точно знаем, что я был прав: там на самом деле была дорога. Но тогда это казалось слишком невероятным. У нас был один шанс из тысячи", - говорит Роберто Канесса. Они решили продолжить восхождение. "Я торопился подняться на вершину, чтобы увидеть внизу долины, - говорит Нандо. - Для нас они были спасением. И когда я взобрался наконец на ту первую вершину и огляделся, я буквально застыл от ужаса. Я не мог говорить, я не мог дышать, я не мог даже думать. Я просто не мог в это поверить. Я видел одни лишь высокие горы, покрытые снегом, со всех четырех сторон, до самого горизонта. Я словно еще раз умер. Я уже думал о том, как именно мне умереть. Вид, который нам открылся, не оставлял никаких надежд. И я сказал Роберто, что пути назад для нас нет, что нам придется идти вперед, что мы умрем, но не сдадимся. Он посмотрел на меня и сказал: "Хорошо. Мы уже многое сделали вместе. Давай теперь вместе умрем".

День 63-й. Они шли десять дней. И за весь период ни разу не строили себе укрытие. Когда они спустились ниже, стало заметно теплее, им больше не грозила смерть от обморожения. Но появилась новая проблема: при такой температуре мясо портилось гораздо быстрее, и они могли остаться без запасов продовольствия.

День 69-й Роберто Канесса заболел дизентерией. Это очень опасно для ослабленного организма. Ему была необходима срочная медицинская помощь. За 10 суток Нандо и Роберто прошли почти 65 километров. В какой-то момент увидели ручеек. Потом - корову. Появилась надежда: где-то рядом люди.

День 70-й . Паррадо и Канесса продолжили путь. Наконец, после 11 дней пути по заснеженным Андам без снаряжения, карты и теплой одежды, преодолев по снегу 55 км, они вышли к горной речке. На другом берегу они заметили человека.
"Мы оба начали кричать, - вспоминает Нандо. - Он тоже нас увидел, но мы не могли друг друга услышать. Он был очень удивлен, явно не ожидал встретить людей так высоко в горах". Переправиться в этом месте не представлялось возможным. Нандо и Роберто стали ждать утра. "Где-то в полшестого или в шесть мы увидели небольшой костерок на другом берегу реки, почти у самой воды, - рассказывает Нандо. - Роберто совсем обессилел, и я пошел к реке один. Вода так шумела, что тот парень меня не слышал.


Но он оказался очень сообразительным - он нашел камень и привязал к нему бумагу и маленький карандаш, потом размахнулся и перебросил камень на мою сторону. Тогда я написал эту записку: "Наш самолет упал в горах, мы из Уругвая. Мы шли сюда пешком 10 дней, нас двое, я и мой друг. Он болен. Около самолета остались еще 14 человек, они все в тяжелом состоянии. Нам нужно как можно скорее отсюда выбраться, но мы не знаем, как это сделать. У нас нет еды, наши силы на исходе. Когда вы за нами вернетесь? Пожалуйста, поторопитесь. Где мы находимся?"

Паррадо и Канесса рядом с чилийским пастухом Серхио Каталаном

Самым важным для меня был этот последний вопрос. Мы ведь понятия не имели, где находимся. Мы знали, что мы где-то в Андах, но больше ничего не знали". Нандо и Роберто вышли к долине Лос Майтенес, она находится на территории Чили.
Местный житель, прочитав записку, умчался на лошади, перед этим бросив Нандо и Роберто небольшой кусок хлеба с сыром. Ничего подобного они не ели уже два с лишним месяца. Фермеру пришлось скакать на лошади 10 часов до ближайшего поселения. Там он разыскал военный гарнизон и привел 5 или 6 человек к тому месту, где оставались Роберто и Нандо.

21 декабря 1972 года После крушения самолета прошел 71 день. " Мы очень быстро вернулись в реальность, потому что почти сразу прилетел вертолет с журналистами, и прямо там, среди гор, мы начали отвечать на их вопросы, - вспоминает Нандо. - Я помню, нам дали какой-то еды. Кажется, это был теплый суп. Потом попросили показать на карте, где находятся остальные ребята. Я отметил это место. Оказалось, это территория Аргентины. Они не верили, что мы могли пройти такое расстояние через горы. Я ответил: " Не знаю, Аргентина это или нет, но точно знаю, что они там ".

Оставшиеся на месте крушения узнали по радио, что в Андах найдены живыми два пассажира рейса 571. Мы услышали выступление посла Уругвая по радио, - вспоминает один из выживших пассажиров Карлитос Паэс. - Он объявил, что в горах найдены живыми Канесса и Паррадо.

Представьте, как мы себя чувствовали в тот момент, когда услышали по радио эти имена. Ведь это означало, что наша история подходит к концу, конец нашей боли, конец нашим страданиям, больше не нужно бороться за жизнь. Это означало свободу, о которой мы так долго мечтали. Мы скакали вокруг приемника, как безумные. Даже сегодня у меня по коже бегут мурашки, когда я вспоминаю этот день, хотя я уже рассказывал об этом сотни раз за почти 40 лет, прошедшие после катастрофы".

Утром следующего дня все оставшиеся пассажиры рейса 571 были эвакуированы с места крушения самолета. О чудесном спасении 16 пассажиров рейса 571 писали газеты всего мира.

Все 16 выживших в катастрофе живы до сих пор. Они встречаются каждый год в годовщину своего спасения.



"Я хотел бы почтить память всех тех, кто был с нами в том самолете, - говорит Нандо Паррадо. - Почему выжил я, а не они, я не знаю. Это звучит глупо, но я хотел бы, чтобы все они были здесь, со мной, чтобы мы никогда не садились в тот злополучный самолет. Я очень хотел бы обнять их всех. Пока я жив, они тоже будут жить в моем сердце".

Роберто Канесса

Документальный фильм "Остаться в живых. Чудо в Андах", посвященный этим событиям

13 октября 1972 года в Андах разбился самолет с юниорской командой по регби из Монтевидео. На одиннадцатый день они услышали по радио, что спасатели трех стран прекратили их поиски. Чтобы выжить, уцелевшие были вынуждены съесть своих погибших товарищей.

16 из 45

Случившееся с уругвайской регбийной командой впоследствии стали называть «чудом в Андах». На самом деле самолет с пятью членами экипажа и сорока пассажирами на борту вылетел еще 12 октября. Это был чартерный рейс, которым уругвайские регбисты-юниоры, а также их родственники и тренеры летели из Карраско в Сантьяго. Из-за плохих метеоусловий самолет был вынужден приземлиться в аэропорту аргентинского города Мендоса. 13 октября непогода не позволила лететь напрямую в Сантьяго, потому был взят курс на другой чилийский город — Курико. Пройдя его, пилоты получили команду авиадиспетчера снижаться на Сантьяго, но из-за циклона делать это пришлось вслепую, что и явилось роковой ошибкой экипажа.

Выходя из циклона, самолет оказался прямо перед склоном горы. Несмотря на все старания пилотов уйти от столкновения не удалось. Машина, чиркнув о гору, потеряла хвост и крылья, а дальше фюзеляж понесся на бешеной скорости по склону и врезался в огромный сугроб.

Во время крушения из 45 летевших погибло 12 человек, еще пятеро пропали без вести. На следующий день их найдут мертвыми. Через день умирает еще одна пострадавшая во время авиакатастрофы. Спустя две недели выживших накроет снежная лавина, и не станет еще восьмерых пассажиров. Трое погибнут от ран и обморожения в последующие дни. Всего из 45 пассажиров выживут только 16.

Спасатели Уругвая, Чили и Аргентины искали самолет восемь дней. Но поскольку фюзеляж был белого цвета, он сливался со снегом, что затрудняло поиски. На девятый день поиски прекратили.

Спасибо лавине

Когда прошло первое потрясение, спасшиеся пассажиры принялись осматривать вещи, разбросанные во время катастрофы. Так удалось отыскать несколько бутылок вина, крекеры и плитки шоколада. Воду добывали, топя снег на солнце. Для этого его накидывали на металлические части развалившегося самолета. Теплой одежды ни у кого не было. Потому спали, прислонившись друг к другу.

Когда еда закончилась, встал вопрос, что делать дальше. С учетом того, что спасения ждать было неоткуда, живые решили есть мертвых. Не всем это далось легко. Ведь многие из погибших были чьими-то родственниками или близкими друзьями. И все-таки голод вынудил регбистов стать каннибалами.

Больше того, один из спасшихся спустя время скажет, что если бы не лавина, то погибли бы все. Снег не только укрыл разбитый фюзеляж от ветров, но и, как это ни ужасно, дал выжившим еще восемь тел.

Уже тогда было очевидно, что спасаться придется самим, то есть неизбежен переход через Анды. Выживший пилот утверждал, что до зеленых долин от места падения не так уж и далеко. Но зима была в самом разгаре, потому даже решительно настроенные регбисты опасались трогаться в путь.

На девятый день

Наконец, когда ждать дольше было равносильно смерти, пассажиры разбившегося чартера решились. Собирались идти вчетвером, но один из спортсменов скончался от заражения крови. Тронулись в путь трое — Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин . Почти сразу они наткнулись на хвостовую часть самолета, где нашли немного еды, одежды и сигарет. А еще — аккумуляторные батареи.

В первую же ночь погода резко ухудшилась, и троица едва не замерзла. Пришлось возвращаться назад, к фюзеляжу, и всем вместе шить из кусков материи, добытых в хвосте, спальный мешок.

Батареи не пригодились. Поначалу их хотели использовать для передачи сигнала бедствия, но ничего не получилось. Батареи выдавали постоянный ток, а нужен был переменный.

И снова трое смелых двинулись на поиски спасительных долин. Но на третий день они поняли, что идти придется долго, потому Паррадо и Канесса отправили Визинтина обратно в лагерь, а сами, забрав у него запасы человеческого мяса, пошли дальше.

Только на девятый день пути они встретили чилийского фермера, которому объяснили ситуацию. Тот накормил их и вызвал спасателей. Сам Паррадо, как более крепкий, и стал проводником.

На следующий день вертолеты прибыли к месту катастрофы. Спасатели не могли поверить своим глазам. Через 72 дня после исчезновения борта рейса 571 они увидели живых пассажиров. К сожалению, не всех.

Спасенным была оказана медицинская помощь. Их лечили от высотной болезни и обезвоживания, цинги и недоедания. А уже 28 декабря спасшиеся дали большую пресс-конференцию, посвященную своему чудесному спасению.

Всех погибших спасатели позднее похоронят под обломками самолета и установят на месте мемориала большой крест.

Трагедия вдохновила кинематографистов на создание сразу нескольких художественных и документальных фильмов. В одном из них («Выжить», 1993 год) роль Нандо Паррадо исполнил Итан Хоук .

Паррадо и Канесса

Нандо Паррадо впоследствии написал книгу воспоминаний о событиях 1972 года. Сегодня он успешный бизнесмен, основатель нескольких компаний. Женат, имеет двоих детей. Увлекается гонками.

Роберто Канесса учился на медика, именно ему принадлежала идея есть мясо погибших пассажиров. В горах его поддерживали мысли о матери и невесте. Вскоре после спасения, он женился, у него трое детей. В 1994 году Канесса баллотировался в президенты Уругвая, но не набрал и одного процента голосов избирателей. Сегодня он известный кардиолог.