"мы пойдем другим путем". Мы пойдём другим путём

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Мы пойдем другим путем

Мы пойдем другим путем

Слова, которые, согласно советской традиции, произнес юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870-1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осужден за подготовку покушения на российского императора Александра 111. Как сообщила в своей речи на траурном заседании Московского Совета (7 февраля 1924 г.) сестра Ленина Мария Ильинична Ульянова, он сказал: Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти.

В свое время популярности выражения способствовала написанная на этот сюжет картина «Мы пойдем другим путем» (1951) советского художника П. П. Белоусова (р. 1912).

Шутливо: о желании действовать иначе, нежели предшественники или коллеги, в надежде, что так можно достичь лучших результатов.

Из книги Эти странные французы автора Япп Ник

Какими они хотели бы казаться другим Поскольку французы абсолютно убеждены в собственном превосходстве, то им, в общем-то, все равно, какими они кажутся кому-то

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ Хотя по частям северо-восточный проход из Атлантического в Тихий океан был открыт по существу еще в XVIII веке благодаря героической работе Великой Северной экспедиции, но сквозное прохождение этой трассы, соединяющей два океана, совершено только во

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Его пример другим наука Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 1, строфа 1): «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука...» «Он уважать себя заставил» -

Из книги Достань нож и убей! Техника ножевого боя тюрьмы Фолсом автора Пентакост Дон

Живи и жить давай другим Первая строка оды «На рождение царицы Гремиславы. Л. А. Нарышкину» (1798) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816): Живи и жить давай другим, Но только не на счет другого; Всегда доволен будь своим, Не трогай ничего чужого: Вот правило, стезя прямая Для

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Мы не пойдем в Каноссу С немецкого: Nach Canossa gehen wir nicht.Слова «железного канцлера» Германии Отто Эдуарда Леопольда фон Бисмарка (1815-1898) из его речи (14 мая 1872 г.) в германском рейхстаге. Так он выразил свое решительное нежелание идти на какой-либо компромисс с

Из книги Большая энциклопедия консервирования автора Семикова Надежда Александровна

Сгорая сам, свети другим Слова великого медика и мыслителя Древней Греции, основоположника современной медицинской этики Гиппократа (460-370 до н. э.), который так определил предназначение истинного врачевателя.Фраза-символ самоотверженного служения людям,

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Нападения с другим оружием Стойка для нападения с другими видами оружия должна быть такой же, как при атаке ножом. Принципы нападения действуют, не зависимо от оружия, которым вы располагаете. Будь то полицейская дубинка, молоток, кусок железа, автомобильная антенна,

Из книги Дрессировка для начинающих автора Руцкая Тамара Васильевна

Из книги Быть начальником - это нормально автора Тулган Брюс

Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь

Из книги Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях автора Молодан Игорь

Отношение к другим собакам У некоторых владельцев собак возникают определенные проблемы общения их питомцев с другими собаками. Это либо чрезмерно агрессивное поведение питомца по отношению к собратьям, либо, напротив, повышенная боязнь.Ранняя социализация щенка среди

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Будьте другим И не храните это в тайне. Дайте людям знать. Выделяйтесь как менеджер, который серьезно относится к работе и всегда добросовестно выполняет управленческие обязанности. Если то, что вы сильный, сделает вас диссидентом в вашей организации - будьте

Из книги автора

1.4.3. Ориентирование по другим признакам Господствующий ветер. Для ориентирования в песчаной пустыне можно использовать гребни дюн, которые направлены в сторону преобладающих в этой местности ветров. Определившись по Солнцу со сторонами горизонта, в дальнейшем дюны

Из книги автора

7.2.6. По другим природным явлениям Дождь.Мелкий дождь с утра – к хорошей погоде днем.На воде от дождевых капель пузыри – к затяжному ненастью.После дождя эхо глухое – ненастная погода продолжится.В период затишья дождя видимость по горизонту хорошая – к долгому

Из книги автора

Ориентирование по другим признакам Господствующий ветер. Для ориентирования в песчаной пустыне можно использовать гребни дюн, которые направлены в сторону преобладающих в этой местности ветров. Определив любым способом стороны горизонта, дюны можно во время движения

Из книги автора

Столкновение с другим судном Основные правила Если пересекаются курсы двух парусных судов, то дорогу должно уступить идущее левым галсом (иными словами, то, у которого ветер с левого борта). В случае, когда оба корабля идут одним и тем же галсом, уступает то из них,

Музеи для некоторых людей чаще всего ассоциируются со скукой, тишиной и пылью, а бесчисленные мировые шедевры выглядят бездушными и неинтересными, потому что никто не знает историй, которые рассказывают авторы.

Другое дело - если бы рядом с каждой картиной было её описание, прочтя которое смотришь на полотно совсем другими глазами.

Поэтому в сегодняшнем материале мы ещё раз посмотрим не просто шедевры масляной живописи великих русских художников, а картины с историями, отражающими русскую действительность XIX века.

Русская художественная культура в XIX веке приобрела мощное народное звучание, постепенно переходя от романтизма к реализму. Особенно ценились работы русских художников в историческом жанре с акцентом национальной тематики.

Такие картины не писались на заказ, поэтому реальность в них ничем не приукрашена. И у нас с вами есть уникальная возможность посмотреть, как жила Россия почти 150 лет назад.

«Крестный ход в Курской губернии». Илья Репин

На картине можно наблюдать большое скопление народа, сопровождающее процессию крестного хода, при котором чудотворную икону несут к святому месту, где она впервые явилась людям. Но художник постарался передать не только саму процессию, а показать сельскую жизнь на Руси, изобразив огромное множество образов, увидевших в этой провинции.

Из шествующей толпы, видно, что люди относятся к разным слоям населения, среди которых царит неравенство и бесправие. В центре толпы можно наблюдать более богатое сословие, а по краям пристроились бедняки, которых жёстко оттесняют от центра шествия грозные полицейские-жандармы. Можно увидеть как они восседая на конях, орут на людей, а один из жандармов, даже замахнулся плёткой на крестьянина.

Эти персонажи можно расценить как высмеивание высокомерности над простыми, бедными людьми, обделёнными в жизни.

Вперёд всех пытается прорваться молодой горбун на костыле. Он устремлён вперёд и старается не замечать деревенского старосту, который палкой пытается его оттеснить. Его образ отображает душевную силу веры в исцеление и порыва.

Всматриваясь в толпу, можно выхватывать различные образы, то с выражением важности, высокомерия — у богатых, а у бедняков - покорности и смиренности.

Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно

настроенные слои общества тут же подняли вокруг неё агрессивную полемику. В

реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.

Но все друзья художника, передовая молодёжь, студенты, интеллигенция и

образованные разночинцы приняли её с восторгом.

«Жертва фанатизма». Николай Пимоменко, 1899г.

На картине изображён реальный случай в Кременце (Западная Украина).

Молодая девушка в разорванной рубашке, спасаясь от разъярённой толпы, прижалась к забору, на шее виден крест. Прямо против неё стоит потрясающий кулаками человек в иудейской ритуальной одежде. Остальные жители местечка одеты обыденно. Многие из них вооружились палками, зонтиками и ухватами. Родители девушки находятся несколько в стороне: мать рыдает, отвернувшись от дочери, а отец поднял правую руку в знак отречения от дочери.

«Торг. Сцена из крепостного быта». Николай Неврев, 1866

В картине "Торг. Сцена из крепостного быта" из недавнего прошлого художник талантливо кистью выразил свое отношение к нравам современного ему общества. На лицах двух главных персонажей — продавца и покупателя — нет «радищевских» следов преступлений. Идет спокойное обсуждение сделки. Сделки о продаже человека. Возможно, показ этого будничного (или рутинного) для тех времен события и есть вершина гениальности обличения современного зла. Н. Неврев показывает продавца, имеющего интерес к литературе, живописи и даже к свободолюбивым идеям (на стене можно рассмотреть гравюру с изображением известного деятеля французской буржуазной революции Мирабо).

Картина получила широкое общественное звучание. Очень скоро она попала и к П.М. Третьякову, приобретя тем самым ещё большую известность и популярность.

«Сельский крестный ход на Пасхе». Василий Перов, 1861


«Сельский крестный ход на пасхе» был Василием Григорьевичем Перовым написан в 1861 году. В это время реформ и преобразований, в год отмены крепостного права художник стремился через реалистичный сюжет передать тонкую критику современного российского общества. Он взял на себя смелость обличить некоторые пороки своих современников на этом полотне.

Когда картина предстала перед глазами высокочтимой публика, она произвела на гостей выставки глубокий шок. Здесь религия переплетается с повседневным бытом, неодухотворенным и прозаичным. Нелицеприятная сцена вызвала много отрицательных отзывов на долю автора, в том числе, со стороны государственной власти. Общество требовало убрать позорную картину из музея, и, только благодаря Павлу Третьякову, она осталась на своем месте.

Мы видим вечерние сумерки после празднования Воскрешения Христова. Картина, предстающая перед нашими глазами, не оставляет приятного впечатления. Все герои полотна, мягко говоря, не совсем трезвые. Священник, который захмелел и уморился, опустил глаза вниз, лицо его раскраснелось, накидка небрежно заброшена поверх одежды. Он нетвердым шагом спускается по ступеням деревянной русской избы. На первой плане крестьянка в ярком платке, которая тянет слова молитвы. Рядом с ней старичок, в руках он держит икону, которую даже не удосужился перевернуть головой вверх. Вся эта забавная, хмельная процессия держит путь в церковь.

Видеть в полотне насмешку над религией не совсем верно. Автор старался передать не глумление над верой, а лишь «мертвую» веру современного духовенства и народа. Официальные представители духовенства не ищут благословения Господа. Они нацелены на личную выгоду, которую получают за счет авторитета среди народа. Их ризы становятся своеобразным прикрытием от грехов паления нравственности.

Перов был признанным мастер жанровой живописи и портрета. Но эта его картина

в царской России была запрещена к показу и воспроизведению цензурой.

«Возвращение из города». Алексей Корзухин, 1870


Алексей Иванович Корзухин знал не понаслышке, а по горькому опыту, что такое жизнь. Поэтому он в своих произведениях показывал хорошее знание народного быта, передавал характерные типы русского простонародья.

Вот и в этой сценке он описал довольно обычную ситуацию того времени:

отец возвращается из города и привозит детям скромный гостинец — связку баранок. Обстановка в доме бедная, в семье много детей, словом, реалистично до боли и достоверно до слёз.

«Аукцион за недоимки». Василий Максимов, 1881-1882


Царские чиновники пускают с молотка самовары, чугунки и прочие крестьянские пожитки. Самыми тяжелыми налогами на крестьян были выкупные платежи. Александр II Освободитель на самом деле освободил крестьян за деньги — они потом много лет обязаны были платить родному государству за наделы земли, которые им дали вместе с волей. Вообще-то эта земля была у крестьян и раньше, они пользовались ею много поколений, пока были крепостными. Но когда стали свободными — их заставили за эту землю заплатить. Плата должна была вноситься в рассрочку, аж до 1932 года. В 1907 г. на фоне революции власти отменили эти поборы.

«На бульваре». Владимир Маковский, 1886-1887


Владимир Маковский затронул в картине «На бульваре» одну из самых острых проблем в России того времени, которая сейчас может показаться далекой и неактуальной, но современникам он должен был показаться вполне типичным.

Главная проблема картины - это отъезд крестьян в городе на заработки. Кормилец был вынужден покидать семью: родителей, жену, детей, жизнь без них нарушалась, родственная связь ослабевала и даже пропадала, а привычные устои деревенского мира рушились, как и патриархальный мир.

Городская жизнь завладела им: вот он, фатоватый и подвыпивший, вальяжно развалившись, играет на гармошке, при этом не думая ни о чем и ни о ком, кроме себя и своего внешнего вида. Он румянен и доволен собой, что нельзя сказать о его жене: опечалившись непоправимыми переменами, она сгорбилась и в безысходности смотрит вдаль. Возможно, ей стыдно за любимого, быть может, она сожалеет об утрате родной души, и, конечно же, ей очень тяжело осознавать свою ненужность этому человеку. Вся картина разворачивается на фоне осеннего городского пейзажа: деревья с опавшими листьями, серое небо и крыши домов с небольшими снежными участками; что добавляет ей еще больше драматизма.

Небольшое по своим размерам и сюжету полотно вместило в себя множество мыслей, переживаний, наблюдений художника. Да, картина несколько неактуальна сегодня, но это не мешает проникнуться ее идеей и сочувствием к девушкам тех времен, оказавшимся в подобном положении, а также их семьям.

«Свежий кавалер». Павел Федотов, 1846

Картина была написана в 1846 году. Это полотно П.А. Федотова «Свежий кавалер» передает зрителю эпизод из жизни чиновника. Чиновник получил свою первую награду - орден - и представляется нам как главный герой картины. Его гордость и надменность притягивает взгляд.

Художник изобразил своего героя в карикатурном образе, вызывающем улыбку у зрителя. Ведь полученный чиновником орден - это самая низкая награда, которую мог получить чиновник тех времен. Но главный герой, мелкий чиновник, видит в этой награде продвижение по службе. Он мечтает о другой жизни.

Обстановка в комнате героя небогатая и объясняет реакцию героя на столь невысокую награду.

Комичность образа получилась благодаря контрасту его образа. На картине он изображен в огромном халате, босиком, в папильотках, стоящий убогой комнате. На халат одета награда. Серьезное выражение лица на фоне халата и домашней обстановки вызывает улыбку. Ведь и хвастается кавалер перед своей служанкой. Скорее всего, ему больше некому показать свою награду. Взгляд служанки снисходительный. Она не перестала выполнять свои ежедневные дела, и стоит рядом с кавалером, держа в руках сапог.

Комната героя небольшая, многие вещи навалены друг на друга. На обеденном столе, который, скорее всего и рабочий, лежит нарезанная на газете колбаса. Под столом валяются рыбьи кости. В каждом углу комнаты беспорядок, вещи навалены друг на друга. Мундир висит на двух стульях, везде валяются какие-то вещи. На одном из стульев кошка рвет обивку.

Но все вещи героя, за ними нет должного ухода. Образ героя и его желание быть выше по рангу, чем он есть, выглядит смешным и нелепым. Даже кошка на стуле худая и неухоженная.

Картина «Свежий кавалер» дает информацию о жизни и традициях 1 половины 19 века. В ней есть ирония и человеческие эмоции.

«Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». Николай Богданов-Бельский, 1895

Знаменитый русский художник Николай Петрович Богданов-Бельский написал уникальную и невероятно жизненную историю в 1895 году. Произведение называется «Устный счёт», а в полной версии «Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского».

Картина написана маслом по холсту, на ней изображена сельская школа 19 века во время урока арифметики. Школьники решают интересный и сложный пример. Они находятся в глубокой задумчивости и поиске верного решения. Кто-то думает у доски, кто-то стоит в сторонке и пытается сопоставить знания, которые помогут при решении задачи. Дети полностью поглощены поиском ответа на поставленный вопрос, они хотят доказать себе и миру, что могут это сделать.

Рядом стоит учитель, прототипом которого является сам Рачинский - знаменитый ботаник и математик. Не зря картине присвоено такое название, оно в честь профессора Московского университета. На полотне изображено 11 человек детей и только один мальчик тихо шепчет учителю на ухо, возможно правильный ответ.

На картине изображён простой русский класс, дети одеты в крестьянскую одежду: лапти, штаны и рубахи. Всё это очень гармонично и лаконично вписывается в сюжет, ненавязчиво неся миру тягу к знаниям со стороны простого русского народа.

Тёплая цветовая гамма несёт доброту и простоту русского народа, здесь нет зависти и фальши, нет зла и ненависти, дети из разных семей с разным достатком собрались воедино для принятия единственно верного решения. Этого очень не хватает в нашей современной жизни, где люди привыкли жить совсем по - другому, не считаясь, с мнением окружающих.

Николай Петрович посвятил картину своему учителю, великому гению математики, которого хорошо знал и уважал. Сейчас картина находится в Москве в Третьяковской галерее, будете там, обязательно взгляните на перо великого мастера.

«На миру». Сергей Коровин, 1893


Деревня конца XIX века. В картине впервые в нашей живописи показан острый конфликт, типичный для русской деревни того времени: на сельской сходке крестьянин-бедняк, бывший крепостной, разорённый реформами, тщетно пытается добиться справедливого решения дела в свою пользу; помещик, которому никто не смеет перечить, издевательски хохочет над ним...

«Крах банка». Владимир Маковский, 1881

Среди самых известных полотен художника - картина «Крах банка», написанная в 1881 году.
Она повествует о трагическом факте, имевшем место в середине 1870-х гг., - разорении частного московского Ссудного банка. Жертвами коммерческих махинаций стали в основном представители среднего класса.
Своим произведением В.Маковский выразил сочувствие и сострадание обманутым людям. Сразу после написания полотно В. Маковского было приобретено в коллекцию Третьяковской галереи.
Художник показал переживания тех, кто доверил потерпевшему крах банку свои последние сбережения. Психологически достоверно показал В. Маковский изумленные и возмущенные лица людей. Перед нами - целая галерея типов и характеров.
Мы видим пожилую женщину, упавшую в обморок, богатую барыню, взволнованно хватающую за руку жандарма, растерянного купца. Люди беспомощны перед несчастьем, многие из них до сих пор до конца не верят в то, что произошло. И только один - делец, причастный к бесчестным махинациям банка, - радостно потирает руки, предвкушая солидный куш.
В картине «Крах банка» В.Маковский выступил не только как знаток современной жизни, но и как вдумчивый психолог. Именно поэтому это произведение и сейчас кажется очень современным.

«Закованная Польша». Ян Матейко, 1863


Межнациональные отношения в стране никогда не были гладкими. Картина польского художника Яна Матейко написана в память об анти-русском восстании 1863 г. Русские офицеры со злобными выражениями лиц заковывают в кандалы девушку (Польшу), побежденную, но не сломленную. За ней сидит другая девушка (блондинка), которая символизирует Литву.

«Опиумоеды». (Курильщики опиума) Василий Верещагин, 1868


В настоящее время проблема наркомании является мировой, для нашей страны острой и социально значимой, для ее решение необходимы серьезные государственные меры.

Наркомания в Российской империи впервые была отмечена в ходе специального исследования, осуществленного в 1885 году С. Моравицким по заказу губернатора Туркестанского края А.К. Абрамова. Как подчёркивал автор, наркотики в жизни местного населения заменяли собой алкоголь, который на Востоке в силу культурно-религиозных традиций и запретов был мало распространен. Император Николай II, понимая серьезность проблемы, утвердил 7 июля 1915 года Закон «О мерах по борьбе с опиокурением».

Василий Васильевич Верещагин, будучи внимательным наблюдателем, борцом за социальную справедливость, не мог не обратить внимание на данную проблему.

Замысел картины «Опиумоеды» возник у Верещагина во время его первого туркестанского похода зимой 1867-1868 гг., написана она была в 1868 году в Ташкенте и изображает реальную сцену, одну из тех, которые художник наблюдал в Ташкенте. Не будучи выставленной, она, тем не менее, стала известна в Петербурге, наряду с целой серией туркестанских рисунков и этюдов, о ней стали говорить в художественном мире.

Как вспоминал сам художник «пришедши раз довольно холодным днем в календархан3, я застал картину, которая врезалась в моей памяти: «целая компания опиумоедов сидела вдоль стен, все скорчившись, как обезьяны, прижавшись один к другому; большая часть недавно, вероятно, приняла дозу опиума; на лицах тупое выражение; полуоткрытые рты некоторых шевелятся, как будто шепчут что-то; многие, уткнувши голову в колени, тяжело дышат, изредка передергиваются судорогами. Близ базара есть множество конур, в которых живут диваны, опиумоеды - это маленькие, темненькие, грязные, полные разного сору и насекомых каморки.

Одурение от курения опиума едва ли еще не сильнее, чем от приема его внутрь; действие его можно сравнить с действием табака, но только в гораздо сильнейшей степени; подобно табаку, он отнимает сон, сон натуральный, укрепляющий; зато, говорят, он дает сны наяву, сны беспокойные, скоропреходящие, галлюцинации, сменяющиеся слабостью и расстройством, но приятные».

Очевидно, именно это своё впечатление и отразил художник в картине.

«Мы пойдем другим путем!» Петр Белоусов, 1951

Слова, которые, согласно советской традиции, произнёс юный Владимир Ильич Ульянов (Ленин, 1870—1924), узнав о казни (1887) своего старшего брата, революционера-народовольца Александра Ульянова, который вместе со своими товарищами был осуждён за подготовку покушения на российского императора Александра III. Как сообщила в своей речи на траурном заседании Московского Совета (7 февраля 1924 г.) сестра Ленина Мария Ильинична Ульянова, он сказал: Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти.
В свое время популярности выражения способствовала написанная на этот сюжет картина «Мы пойдём другим путём» (1951) советского художника П. П. Белоусова (р. 1912). И пошли ведь!

«Земство обедает». Григорий Мясоедов, 1872

Эта картина стала визитной карточкой художника-передвижника. Опирался художник при написании этого произведения на местные материалы. Перед зрителем предстаёт пореформенная Россия.

Только что начали создаваться органы местных самоуправлений в виде земств. Выбирали сюда и крестьян. Но они имели невысокий имущественный ценз, поэтому их было очень мало. Сюжет предельно прост. Художник и решил отобразить несоответствие положений, согласно социальному положению.

Показан тихий провинциальный городок. На первом плане здание земской управы. Кажется все просто. Весь дом не показан, а есть только на картине изображение светлой стены земской управы. Крестьянские депутаты решили пообедать. Душные комнаты не прельщают крестьян, да и соседство с «благородными» представителями земства не удовлетворяет их. Поэтому они решили отобедать на свежем воздухе.

Художник изобразил кого-то уже отобедавшим и дремлющим, а кого-то, кто продолжает скудную трапезу, с нехитрой деревенской провизией. Еда нехитрая. У кого-то сухой хлеб. У другого хлеб с солью и пучок зеленого лука.

Видно, что в здании земской управы тоже закончили обедать по действиям официанта, который переставляет посуду и по винным бутылкам. Вот здесь то и наблюдается контрастность бедности и богатства. Главным персонажам картины - крестьянам, художник дал характерные черты. Одним — лукавство, сметливость. Другим - чувство подлинного душевного благородства. Третьим - оскорблённость.

Здесь присутствие некрасовского произведения о том, кому на Руси жить хорошо. А думают все герои картины об одном и том же — они понимают, что здесь справедливости не добьёшься. Мастер не собирается делать вывод по объективной сцене, он к этому подталкивает своих зрителей.

«Деревня». Федор Васильев, 1869


Сама работа была написана художником под прямым впечатлением от поездок по Тамбовской губернии Российской империи, а также по провинциальным городкам и селам Украины.

Именно поэтому, в самом полотне четко обозначены как раз проблемы социально-бытовой тематики этого века. И в этом плане, именно на проблему народничества и на его основные тяготы и делал упор художник, который путешествовал по указанным выше краям в летний период 1869 года, после чего им, в этом же году, и была создана данная картина.

Тема народничества и глубокой повествовательности для самого художника не были такими уж далекими, потому как на его творчество напрямую повлияла знаменитая дюссельдорфская школа живописи, которую прошли многие художника второй половины XIX века. Но также стоит сказать и о том, что мастерство исполнения картин художником было напрямую связано с его искренней любовью к окружающему миру, к природе и людям, к родной стране. Он впервые путешествовал по Средней России в 1869 году и четко передал все свои переживания в картине «Деревня», искренне заявив о том, что он так же самое, как и его народ, переживает все тяготы и невзгоды, но у художника они были прикрыты его любовью к искусству, которую он воплощал в своих работах.

Васильев провел лето, а также и осень 1869 года селе под названием Знаменское, которое находилось в Тамбовской губернии. Именно туда его пригласил к себе в гости граф Строганов, славившийся своими значительными земельными наделами в этой губернии. Кроме этого, он в этом же году посетил и Сумскую губернию в Украине. Впечатления, которые он получил от этих поездок, вскоре были перенесены художником на полотно, где он изобразил типичные деревенские будни, в том числе нелегкую крестьянскую работу.

«Свидание». Владимир Маковский, 1883


На картине изображена встреча матери — крестьянки с сыном, отданному в подмастерья в город. Мать с печалью смотрит на своего сына, её поза и грустный облик выдаёт тяжелое чувство, испытываемое при их редких встречах. Она не обнимает сына и не разговаривает с ним, наверно по причине усталости. Можно понять, что отдала она своего сына для обучения ремеслу по причине глубокой нужды.

Одета она по деревенски: на ней тулуп чёрного цвета, из под которого видна красная юбка, а поверх головы повязан чёрный платок. Судя по одеянию матери, она из деревни, пришла пешком, а время их встречи - зима.

Мальчик жадно ест калач, принесённый ему матерью, он буквально в него вцепился жадно жуя. Его лицо бледно и очень, не по годам серьёзное. Он очень плохо одет для работы в цехе. На нём нет обуви, хотя на улице зима, сверху рубаха поблекшего красного цвета, грубые штаны, поверх которых надет грязный фартук с под которого торчит грязная тряпка для вытирания рук.

Их встреча произошла в какой-то грязной комнате с деревянными стенами и потемневшим от времени земляным полом. Возможно, в ней рабочие отдыхают. На бочке стоит кувшин, чтобы можно было пить, а из окна слева тускло струится солнечный свет. В картине использованы преимущественно тёмный цвета, которые передают всю трагичность ситуации, так как последующее свидание матери и сына может не состояться. Ко всему, бедная женщина слишком устаёт от дальней дороги, чтобы часто видеться со своим сыном. Картина передаёт типичный вариант случая из жизни простых людей, что заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать их страдания и горе.

Борис Кустодиев. "Купчиха за чаем". 1918 г.

В рассматриваемой нами картине купчика изображена пьющей за большим столом из блюдца чай. На столе стоят самовар и блюда с разнообразными яствами (особенно четко художник выписывает образы фруктов, винограда, арбуза, яблок). На столе также много красивой и дорогой посуды и традиционной русской еды: пирожков, белого хлеба, варенья. На заднем фоне видны сцены из жизни старой купеческой Москвы: белокаменная церковь, торговые ряды, роща и монастырские постройки.

Сама купчиха - молода и красива, у нее приятное полное лицо, платок, закрывающий волосы, повязанный концами вперед, большие золотые серьги, обведенные красной помадой губы. Художник аккуратно выписывает ее белую шею и плечи, а также приятное темно-синее платье с маленькой брошью в виде украшения.

Казалось бы, в этой обычной бытовой зарисовке нет ничего загадочного, однако это не так. Образ купчихи является глубоко символичным, ведь художник написал эту картину в переломный для истории нашей страны 1918 год, когда некоторым казалось, что Россия погибла и никогда больше не возродится.

А русская купчиха с налаженным бытом, обилием продуктов, большим котом, изогнувшим спину в ожидании ласки, простой размеренной жизнью представлялась автору образом будущего страны, которая, пережив все треволнения, вернется к традиционному порядку бытия.

«Завтрак аристократа». Павел Федотов, 1849-1850

О чём же повествует картина? Главная мысль её такова:

Молодой светский хлыщ, каких было в то время достаточно много, растратил все свои сбережения, проиграв их в карты, либо просто прокутив с девушками. При этом он никому не желает раскрывать своего неблагополучного финансового положения, вполне справедливо опасаясь, что его перестанут принимать в светском обществе, которое неодобрительно относиться к бедности и неудачам. Поэтому он продолжает окружать себя внешней роскошью, которая на картине так изящно изображена художником, — это и дорогой подсвечник, красивая лампа, персидский ковер, резной старинный стол. Продав эти ценные вещи, он бы весьма улучшил свое материальное состояние, но лицемерное желание казаться таким, же, как все его богатые друзья заставляет молодого человека сидеть за столом и поедать кусочек чёрного хлеба.

Но это всего лишь предыстория события, которое вот-вот готово развернуться, так как на картине зафиксирован момент, когда к завтракающему человеку готов ворваться нежданный видимо гость. Федоров с большим умением передал ту растерянность, которая возникла на лице аристократа, пытающегося спрятать свой завтрак под книгой. Но по все видимости уже поздно, так как в дверях уже мелькает кусок дорогого сюртука, а рука гостя уже готова отодвинуть полог. Белый пудель, помещенный художником у самой двери уже готов с радостным лаем приветствовать входящего.

Напряжение, страх разоблачения, растерянность вот главные чувства которые возникают при подробнейшем рассмотрении картины. Но несомненно, что популярность картина сыскала тем, что даёт своему зрителю шанс самостоятельно придумать весь дальнейший сюжет. Поймёт, или же нет вошедший ситуацию, раскроется обман, или же аристократ будет жить так всю жизнь - это тайна, принадлежащая фантазии каждого.

http://opisanie-kartin.com/

http://www.adme.ru/


Пётр Белоусов. "Мы пойдём другим путём". 1951

Тем, кто учился в школе ещё в СССР, эта картина, конечно, памятна. Будущий глава Советского правительства Владимир Ильич Ульянов, ещё не Ленин, получает известие, круто переломившее его жизнь: о том, что его старший брат Александр был казнён за организацию покушения на царя Александра III ("дело вторых первомартовцев"). И говорит убитой горем матери: "Мы пойдём другим путём". А происходило это как раз 130 лет назад, сразу после 8 (20) мая 1887 года, когда был повешен Александр Ильич Ульянов.
Пожалуй, этот момент переломил судьбу не только одного человека или всей семьи Ульяновых, но и России, да и всего мира в целом. Кто знает, не окажись в 1917 году такого собранного и целеустремлённого человека, как Владимир Ильич, во главе революционной партии, смогла бы эта партия взять власть и удержать её? Да и существовала бы она сама?
Младшая сестра Владимира Ильича Мария вспоминала: "Десятки лет прошли с тех пор, но и теперь я хорошо вижу выражение лица Владимира Ильича в ту минуту и слышу его голос: "Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путем надо идти"... Выражение лица при этом у него было такое, точно он жалел, что брат слишком дешево отдал свою жизнь...". "Жертвы с нашей стороны неизбежны, - говорил он позднее. - Но нужно, чтобы они были сведены к минимуму... Мы должны беречь людей".
В те же дни, вероятно, окончательно сложилось и отношение Владимира Ильича к либералам. "Владимир Ильич рассказал мне однажды, - писала Крупская, - как отнеслось "общество" к аресту его старшего брата. Все знакомые отшатнулись от семьи Ульяновых, перестал бывать даже старичок-учитель, приходивший раньше постоянно играть по вечерам, - говорил он, - не отважилась высказать моей матери словечко сочувствия после казни брата. Чтобы не встречаться с нею, эти канальи перебегали на другую сторону улицы". "Эта всеобщая трусость, - продолжала Крупская, - произвела, по словам Владимира Ильича, на него тогда очень сильное впечатление. Это юношеское переживание, несомненно, наложило печать на отношение Владимира Ильича к "обществу", к либералам. Он рано узнал цену всякой либеральной болтовни".


Комната А. И. Ульянова. Дом-музей семьи Ульяновых


Мемориальная доска на месте казни А. Ульянова

В 1894 году Дмитрий Ульянов спросил у брата, по его воспоминаниям:
- У нас очень много товарищей, старых, известных нам, почему не взяться и не создать террористической организации?
- А для чего это нужно? - возразил Владимир. - Предположим, удалось бы покушение, удалось бы убить царя, а какое это имеет значение?
- Как какое значение, - опешил Дмитрий, - оказало бы громадное влияние на общество.
- На какое общество? Какое ты общество имеешь в виду? Это то общество либеральное, которое играет в картишки и кушает севрюгу под хреном и мечтает о куцей конституции? Это общество ты имеешь в виду? Это общество не должно тебя интересовать, оно нам не интересно...
В общем, этот день 8 (20) мая ровно 130 лет назад стал камертоном для всей дальнешей жизни Владимира Ильича. Не совсем в том обывательском смысле, который вкладывался известным анекдотом "как он отомстил за брата!", потому что мстил Ленин вовсе не конкретным людям, а всем порядкам, обрекшим его брата на смерть. Но и к людям, которые отправили его брата на виселицу - то есть династии Романовых - добрых чувств он, конечно, не испытывал.
Однажды в разговоре он вспомнил о казнённом брате, потом помолчал и как бы про себя прочитал строфу из пушкинской оды "Вольность":
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.


Михаил Семёнов. Последние слова Александра Ульянова. 1976


Олег Вишняков. Братья

Царь Александр III внимательно читал программу, написанную Александром Ильичём Ульяновым, и комментировал её на полях. Общее впечатление: "Эта записка даже не сумасшедшего, а чистого идиота".
Текст А. И. Ульянова: "Главные свои силы партия должна посвящать организации и воспитанию рабочего класса, его подготовке к предстоящей ему общественной роли. Сильная знаниями и сознательностью, партия будет стремиться к возвышению общего умственного уровня общества, наконец, употреблять все возможные усилия к непосредственному улучшению народного хозяйства, к тому, чтобы направить его на путь, соответствующий своим идеалам. Но при существующем политическом режиме в России почти невозможна никакая часть этой деятельности".
Пометка царской рукой: "Это утешительно!"
Текст А. И. Ульянова:
"1. Постоянное народное представительство, выбранное свободно, прямой и всеобщей подачей голосов, без различия пола, вероисповедания и национальности, и имеющее полную власть во всех вопросах общественной жизни;
2. Широкое местное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей;
3. Самостоятельность мира как экономической и административной единицы;
4. Полная свобода совести, слова, печати, сходов, ассоциаций и передвижений;
5. Национализация земли;
6. Национализация фабрик, заводов и всех вообще орудий производства;
7. Замена постоянной армии земским ополчением;
8. Даровое начальное обучение."

Ленинские фразы

Ле́нинские фра́зы - высказывания, использованные Лениным в письменной или устной речи, а также приписываемые ему. Учитывая значительную роль их автора в истории и культуре СССР , многие из них стали крылатыми выражениями . При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появлялись в литературных произведениях и кинематографе . Эти высказывания приобрели распространение в политическом и обыденном языках СССР и постсоветской России.

«Мы пойдём другим путём»

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
- Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдем путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов высказал другую фразу : «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти».

«Любая кухарка способна управлять государством»

Приписываемая В. И. Ленину (а иногда и Л. Д. Троцкому ) цитата «любая кухарка способна управлять государством» ему не принадлежит.

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 - 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. […] Но мы […] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Фраза «Любая кухарка способна управлять государством», приписываемая В. И. Ленину, часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». На самом же деле Ленин имел в виду лишь то, что даже кухарка должна учиться управлять государством.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. №190), которое было опубликовано:

  • в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». - М.: Л., 1925. - С.19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
  • в журнале «Советское Кино» № 1-2 за 1933 год - С.10; опубликовано письмо полностью;
  • в издании В. И. Ленин . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. - Т.44. - С.579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское Кино».

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» .

«Учиться, учиться и ещё раз учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться » были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии », написанной в конце и опубликованной в 1924 году :

В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые - несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, - находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, “рабочую интеллигенцию”.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» :

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» слово было повторено дважды:

… каждый момент, свободный от боевой деятельности, от войны, мы должны использовать для учебы и притом сначала. Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться .

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года . На самом деле, в этом выступлении прозвучали слова «учиться коммунизму », но слово «учиться» не было повторено им три раза.

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг, а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому , отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград , которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были». )

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко : я недавно прочел его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» - крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели .

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам. В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал: «Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?»

Лучше меньше, да лучше

Название статьи 1923 года о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в Правде, № 49, 4 марта 1923 г.

См. также

Примечания

Литература

  • Ленин В. И. Полное собрание сочинений . - 5-е изд.. - М .: Издательство политической литературы, 1964-1981.
  • Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) . - монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2001. - 238 с. - ISBN 5-7186-0277-8
    Чудинов А. П Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - 2-е изд.. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. - 238 с. - ISBN 5-7186-0277-8
  • Максименков, Леонид Культ. Заметки о словах-символах в советской политической культуре. // «Восток» : Альманах. - В. № 12 (24), декабрь 2004.
  • Георгий Хазагеров Политическая риторика . § 4. Система убеждающих речей в ленинскую и сталинскую эпохи . Сайт evArtist (авторский проект Екатерины Алеевой) .(недоступная ссылка - история ) Проверено 20 августа 2008.

Ланцов Михаил Алексеевич

Вождь. «Мы пойдем другим путем!»

Предисловие

Все мы привыкли, что вечно живой вождь мирового пролетариата постоянно бродит по миру в виде призрака коммунизма и устраивает каверзы честным людям в форме различных революций. А они, как известно, проходят, по сценарию Черномырдина: "Хотели, как лучше, получилось, как всегда". То есть, оставляют после себя одни руины, кровь и социально-политическую разруху. Революции, после которых приходится долгие годы прибираться и пытаться восстановить то, что порушила разбушевавшаяся толпа, ведомая фанатиками и бандитами. Но что будет, если Владимир Ильич Ленин окажется совсем другим? Если он пойдет другим путей?

Само собой, выбирать среди "оттенков серого" мы не станем. Ибо это слишком томно и скучно. Поэтому, я предлагаю довольно резкий, наглый и масштабный вариант, при котором в тело Владимира Ильича Ульянова, еще не знакомого со своим псевдонимом, вселяется наш современник. Да не просто так, а сохранив связь с нашим временем. Плохо это или хорошо? Кто знает. Но я попробую поставить на "одну восставшую дизельную лодку против всего американского атомного флота". То есть, человека, пусть и наделенного большими возможностями, против объективных исторических процессов и обстоятельств.

И да, безусловно, все, что вы найдете на просторах этой книги, было выдумано мной, а любые совпадения случайны.

Владимир Ильич Соловьев стоял у большого окна и любовался кровавым закатом с высоты пятьдесят второго этажа "стеклянного карандаша" новой московской реальности. Сегодня был очень важный день в его жизни - он уходил. Нет, не вообще. Здоровье, слава Богу, было вполне нормальным. Он уходил, оставляя бизнес молодым и горячим акулам капитализма, что сворой вились у него за спиной. Пятьдесят пять лет и пятьдесят пять миллионов долларов состояния, переведенного в активы высокой ликвидности. То есть, говоря по-простому, в обычные деньги на счетах. Можно было теперь покататься по миру, никуда не спеша. Пожить, как говорится, в удовольствие. Конечно, Владимир понимал, что с его деятельным характером не получится долго бездельничать, но весьма внушительные деньги, что оставались у него "на посошок", позволяли не думать о грустном. Захочет - танк соберет по чертежам, захочет - самолет. Жаль только поздно в космос лететь. Но да ничего. И без того дел хватит.

Можно было бы и не уходить. Но скучно. Неинтересно. Пресно. Остро не хватало вкуса жизни. Да и ради чего или кого ему стремиться к стяжанию? Близких людей у него не было - все умерли по разным причинам. А ему многого было не нужно.

Соловьев обернулся.

У двери стояла Изабелла Юрьевна Папаяни - его верный друг и помощник. Причем, что удивительно, несмотря на определенную симпатию друг к другу, за столько лет удалось обойтись без секса. Даже в пьяном виде. Они боялись нарушить ту тонкую и нежную грань доверия, что была между ними. Точнее не они, а он. Владимир прекрасно понимал, какие страсти могут начаться, пусти он Изабеллу к себе в постель. Тем более что последние двенадцать лет он был одиноким вдовцом, и матримониальные шансы у нее были нешуточные. Оттого и держал дистанцию, закономерно опасаясь не выдержать. Несмотря на то, что Изабелла была прекрасным помощником в бизнесе, видеть ее в роли своей жены ему не хотелось. Причем решительно. Красивая, эффектная, соблазнительная… и безжалостная. Не женщина, а хищник, с сексуальным возбуждением от удовлетворения ее амбиций и кошелька.

Владимир Ильич легко подхватил кожаную сумку и направился на выход. Чмокнув на проходе Изабеллу Юрьевну в щечку и с некоторым сожалением проведя рукой по ее соблазнительному бедру, он устремился навстречу новой жизни. Новой судьбе.

Два часа в пробках и, счастливый обладатель элитного автомобиля, смог, наконец, за пределы МКАД. После чего он уронил ногу на педаль газа и понесся вперед раненым бегемотом. Ждать не хотелось. Ни одной лишней секунды. Тем более что на своей даче старый друг Лев Борисович Вайнштейн обещал сюрприз. А он всегда умел удивлять.

- … ну, давай, рассказывай, чем хотел порадовать? - Произнес, завершил встречный ритуал приветствия Владимир.

Помнишь, сколько раз мы спорили о тех или иных вопросах в истории?

Как такое забыть? - Усмехнулся Соловьев.

Так вот. Я придумал, как разрешить все наши споры. Причем раз и навсегда к обоюдному интересу обоих.

И как же? В душу к тем, кто вершил историю, не заглянешь.

В душу может быть, и не заглянешь, а вот их глазами посмотреть на преданье старины далекой вполне можно.

То есть, как? - Опешил Владимир.

Тебе же не нравятся мои теории, - отмахнулся Вайнштейн. - Давай лучше отметим твое освобождение и просто попробуем.

Дело говоришь! Пойдем. А то я сегодня из-за нервов даже завтракать не стал.

Ты? Не стал?

Сам удивляюсь.

Посидели хорошо, но мало. Впрочем, как обычно. Перебирать Владимир не любил.

Итак, Лева, я весь горю от нетерпения, как та девица в первое свиданье, - немного поюродствовал Соловьев. - Давай уже, рассказывай, что ты там придумал.

Если отбросить теорию…

Отбросить, отбросить. Не до нее.

Тогда тебе нужно просто сесть в кресле. Я надеваю на тебя вон ту фигню, жму несколько кнопок, и ты смотришь глазами какого-нибудь исторического персонажа.

Что, так просто?

Да, так просто, - довольно улыбнувшись, кивнул Вайнштейн. - Хотя, если хочешь, могу объяснить и намного сложнее.

К черту! Зачем усложнять?

Вот и я так думаю. Итак, кого выбираем?

А кого можно?

Хочешь царя, хочешь простого крестьянина. Пространство и время не ограничено. Главное - чтобы ты мог ясно представить себе этого кадра. Поэтому, если хочешь поглазеть на древность какую-нибудь, то до нее придется долго и мучительно добираться поколение за поколением. Кстати, при желании мы сможем отследить эволюцию человеческого вида. Правда, я не уверен, что с примитивными приматами моя схема будет работать. Ладно. Кого ты выбираешь?

Когда был Вова маленький, с кудрявой головой…

Ты серьезно?

А чего мелочиться? Или не сможешь?

Отчего же? Вполне.

Встали. Пошли. Подключили. Лев Борисович нажал на нужные кнопки. А вот дальше все пошло так, как это обычно и происходит в таких ситуациях. И последнее, что услышал Соловьев, был какой-то противный зуммер и удивленный возглас Вайнштейна: "Упс…" Ответить ему Владимир не успел, хоть и очень хотел. Потому что вокруг все стало темно и мокро. "Ну, Лева, ну дружок, ну погоди…" - только и успел подумать Соловьев, теряя осознание.

Часть 1 - Мы пойдем другим путем!

Жертва должна поверить, что ты её друг.

к/ф "Револьвер"

Владимир пришел в себя также быстро, как и отключился. Словно просто подали напряжение на обесточенный электродвигатель. Сколько времени прошло? Черт его знает. Он ничего не помнил и не понимал. Да еще эти странные ощущения, словно он перебрал крепленых напитков. Причем, изрядно.

Но лежать и ждать у моря погоды - было скучно, поэтому он попытался открыть глаза и сфокусировать взгляд. Удалось на удивление легко и просто. Но радости это не принесло, потому что Владимир замер в полном ступоре. Ведь на него со стены смотрели иконы. Иконы! Судя по всему православные, хотя, он в них особенно не разбирался. И это в доме старого еврея-атеиста?!