Про мотивацию или как выучитиь английский. Где найти мотивацию для изучения языка

Мотивация в изучении языка - это один из важных

элементов успеха.

Одним из основных элементов, который игнорируется большинством людей в изучении языков - это увлеченность. Мы стараемся сами постоянно , но проваливаемся. Нас мотивируют, и на какой-то момент происходит зажигание, но потом - стремительный обратный отсчет или плавное затухание. Главное - это не прыгнуть в воду с головой и тонуть вниз, а плавно зайти в нее и стараться держаться на поверхности.

Мы говорим “Уроки должны быть интересны”, “ Уроки должны быть важными или “Боже, это так скучно”. Все это указывает на проблему, но не вскрывает ее. Я не говорю сейчас о вашем желании учить , или какие-то другие языки, но я говорю о постоянной увлеченности, которая отличается от просто вашего абстрактного желания выучить язык.

Давайте я дам вам несколько примеров, что я имею в виду. Вот есть люди, которые играют в компьютерные игры (может быть, это даже вы?), увлечены ли они этим? На самом деле, оторвать их от них практически нереально. Почему?

Потому что перед ними постоянно стоит вызов: Вызов идти дальше, вызов выйти на новый уровень. Они просто хотят играть больше и больше. Каждый шаг вперед приближает их к новым локациям и новому уровню, новым эмоциям.

Можно даже сказать, что они действительно “замотивированы” продолжать играть.

Другой пример. Ребенок учится кататься на велосипеде. Дети будут учиться, пока у них не получится. Они будут падать, ушибаться, ставить синяки, но, тем не менее, они настойчивы. Никому не нужно заставлять их делать это. Конечный результат всегда манит.

Следующий пример. Девушка начала увлекаться йогой и ведическим практиками, слушать Олега Торсунова с Русланом Нарушевичем. Боже, она начинает вкусно готовить, развивать свою женственность, носить платья, становиться лучшей в своей группе по йоге. Да, она прыгнула с головой, может быть это не лучший пример, но вполне возможно, что она продержится на плаву всю жизнь. Или пришла вдруг в церковь и стала православной. Окунулась в мир святых отцов и молитв. Степень увлеченности может прийти на всю жизнь, а может варьироваться.

У меня мотивация и заинтересованность скорее варьируется и к ней всегда прибавляется новое.

И вообще, подумайте: Кому интересен учитель, который плевал на свой предмет? Или равнодушен к своей деятельности? Я помню, как в школе я не любила химию, не любила всей душой, пока в 11 классе у нас не сменился преподаватель. Было уже правда поздновато, но за этот 11 класс я узнала о химии больше, чем когда-либо и начала интересоваться формулами и веществами. В конечном итоге это привело меня в мир ароматерапии, что является моим хобби и по сей день.

Вы видите, как можно охотно что-то делать, увлекаться, без давления сверху? Конечно, конечный результат важен, но поверьте, достичь его можно только будучи постоянно увлеченным. Если деятельность достаточно занимательна, то мы сделаем все что угодно, чтобы продвинуться вперед.

Хотя, препятствием на нашем пути может стать

2) Мнение, что мы делаем что-то слишком сложное. Слишком сложная грамматика, (Как было у меня с изучением китайского языка, сейчас это мнение меняется).

3) Понимание, что мы не хотим быть мастерами в деятельности. (Как бы я знаю, но вникать не хочу).

4) Нет , нет вызова, нет соревнования. Как в школе. “Итак, повторение…”

5) Не можем на наше обучение и познавание.

Вообще, в школе часто учат игнорировать чувства о том, что мы изучаем и придавать значение наказаниям, которые последуют, если не выполнишь домашнее задание. Учить уроки, которые по барабану. Недавно на уроке у меня сидела девочка подросток. Английский - ее нелюбимый предмет в школе, потому что учитель в школе задает сверх нормы, ставит несправедливые оценки, не дает мотивации. Возможно, дело не в учителе, а ребенке, скажите вы и окажитесь немного неправы. Представьте, что вас постоянно унижают, вы пытаетесь, а вам говорят “Можно было и лучше”. Прилюдно вызывают к доске, заставляют читать вслух на весь класс. А если у ребенка неуверенность? Если он постоянно слышит “ты меня разочаровываешь, ты ”. Хотя способности у него выше среднего, я бы даже сказала ОЧЕНЬ выше среднего .

Нас часто заставляли абстрагироваться от того, что мы изучаем. Мы силой заставляли себя обучаться вопреки всему, продолжали делать упражнения. А потом мы сдавались.

Не потому ли, гении, которые чувствовали, что не могут подчиниться системе, так и не закончили своего обучения? К ним относятся Да Винчи, Эйнштейн и Билл Гейтс, например.

Обучение в большей степени происходит, когда мы говорим, слушаем, читаем, пишем. Вряд ли с такой же эффективностью этому способствует домашняя работа. Хотя и этот нудный процесс обучения творческие люди могут обратить в интерес. Чувствуйте сердцем то, что может вас увлечь. Мотивация увеличивается.

Как только вы поймете, что вас увлекает, ваш разговорный язык улучшится. Разговаривайте на нем с друзьями. Ваш письменный английский можно развить, отсылая электронную почту, и вы получите долю вдохновения. Когда человек чувствует энергию, которая исходит от обучения, он зажигается.

Если мы вовлечены в деятельность ради нее самой, а не ее результата, то результат приходит еще круче.

Так как нас всегда учили придавать значение ценности образования, то многие студенты придают меньшее значение тому, что вдохновляет их, а большее тому, что хорошо и полезно для них. Ну, все же учат английский, учи английский. А человеку это нафиг упало, он вообще и уже купил билеты в Шанхай. Впоследствии он там и обоснуется. Не делайте грамматических упражнений, если вас тошнит от них. Когда же заставляют, просто сдайте себя добросовестно в аренду.

Для некоторых, просмотр фильмов, слушание различной музыки становится той самой мотивацией в изучении. Позвольте себе быть вовлеченным, и как говорил Стив Джобс. Будьте голодными. Тогда и мотивация не заставит вас долго ждать.


Отличного дня,

Жизнь в современном мире подразумевает постоянное самосовершенствование и покорение новых вершин. Для многих из нас самообразование становится важным приоритетом, а знание иностранных языков обеспечивает успех в карьере, творчестве, личной жизни и т.д. Тем не менее, нередко со временем энтузиазм к учебе утихает, цели кажутся недостижимыми, а язык - невероятно сложным. В такие моменты важно не сдаться, а переосмыслить свои цели и возможности, ведь правильная мотивация в изучении английского играет первостепенную роль и для новичков, и для тех, кто уже имеет базовые знания.

Целенаправленное обучение возможно только тогда, когда есть мотивация - осознанное стремление достичь определенной цели. Мотивируя себя заниматься английским, вы запускаете механизм изучения и создаете положительный эмоциональный фон, способствующий результативной активности. Независимо от того, хотите ли вы знать английский для путешествий, продвижения по карьерной лестнице или общения с иностранцами, важно сразу настроиться на продуктивный процесс.

Разновидности мотивации к изучению английского языка

Настроить себя выучить язык может каждый. Если вы хотите свободно говорить по-английски, научиться читать книги в оригинале, грамотно писать и легко понимать устную речь носителей этого языка, придется приложить немало усилий и потратить массу времени. Однако результаты не заставят себя долго ждать, если у вас есть сильная мотивация к изучению английского языка. Чтобы не растерять энтузиазм, нужно любыми доступными способами подстегивать себя на пути к знаниям.

Различают следующие виды мотивации:

  • позитивная;
  • негативная;
  • антимотивация.

Чтобы повысить интерес к изучению английского, нужно задействовать различные эмоции. Положительная мотивация подразумевает соответствующие эмоции - представьте, как уверенно вы говорите с иностранцами, успешно ведете переговоры и т.д. Рисуя в голове такую картину, вы сможете визуализировать свою цель и понять, насколько важно не медлить с обучением. Негативная мотивация для изучения английского языка вызывает отрицательные эмоции и заставляет тревожиться. Достаточно представить, как нелепо вы будете выглядеть, оказавшись за рубежом и не владея английским на достойном уровне.
Хотя переживания за свое счастливое будущее могут стать для вас серьезным поводом заниматься интенсивнее и настойчивее, в идеале желательно совмещать позитивную и негативную мотивацию. Единственное, чего стоит избегать, это антимотивация - багаж отрицательных эмоций в отношении изучения английского. Если в прошлом вы пережили неудачи, насмешки, конфликты, из-за которых у вас закрепилось стойкое отвращение к языку, нужно побороть это состояние и убедить себя в том, что английский вам действительно нужен.

Эффективные меры для повышения мотивации

Даже те, чей уровень владения языком достаточно высок, сталкиваются с необходимостью постоянной практики устной речи. Чтобы идти в ногу со временем, вы должны регулярно пополнять словарный запас, совершенствовать произношение, осваивать новые нюансы грамматики. Учить английский можно на протяжении всей жизни. Как же сделать этот процесс проще и интереснее? Решите для себя вопрос - зачем учить английский язык?. В зависимости от своих целей и потребностей создайте благоприятные условия для его изучения.
Окружите себя английским:
  • Расклейте записки с названиями мебели и предметов в доме
  • Слушайте аудиокурс английского, пока едете на работу
  • Смотрите фильмы с субтитрами или сразу в оригинальной озвучке
  • Читайте книги на английском
  • Делайте утреннюю гимнастику под англоязычные песни
  • Познакомьтесь с носителями языка и т.д.

Эти простые действия помогут вам связать учебу с любимыми занятиями и повышение мотивации к изучению английского языка произойдет само собой. Такой метод эффективен, ведь вскоре вы осознаете, что английский занимает значимую часть вашей жизни. Запишитесь на тренинг в центр «Свобода Слова», и вопрос мотивации отпадет сам собой. Получая удовольствие от учебы и осознавая успехи, вы получите мощный стимул к дальнейшей работе над своими знаниями. С нами учить английский быстрее, эффективнее и проще - в нашем арсенале действенные методики как для группового, так и для индивидуального обучения.

Правильная мотивация - это половина успеха. Найдите свой стимул уже сегодня!

Проблема

Возможная причина

Что можно предпринять

Почему подходит именно этот тренинг
Стесняюсь говорить Отсутствует практика, языковой барьер 8-дневный VICTORY Тренинг позволяет за короткий срок изучить большой объем информации, расширить словарный запас, попрактиковаться в использовании новых слов, выражений и правил, преодолеть языковой барьер, научиться решать коммуникативные задачи на английском языке
Мал словарный запас

8-дневный интенсивный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный курс PROGRESS Компьютерная программа дает возможность наполнить пассивные знания студента, занятия в аудитории помогают активизировать необходимые знания. На тренинге развивается навык выражения мысли имеющимися средствами (небольшой словарный запас), а также умение понимать собеседника, уточнять, что собеседник сказал
По работе нужно вести деловую переписку на английском, но не получается
Отсутствует практика общения, письма и чтения на английском 8-дневный разговорный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS
Тренинги практически не практикуют навыки чтения и письма - только минимально, когда студенты читают в папке задания или новые слова. С письмом все так же - только во времени грамматических заданий студенты пишут перевод с русского на английский. практика общения на тренинге нарабатывается и является одной их ключевых целей тренинга (если не самой ключевой) - у студентов есть возможность практиковать общение на разнообразные темы с разными партнерами (по количеству человек в группе). такая смена партнеров не дает возможности адаптироваться к какому-то одному варианту произношения (как при индивидуальных занятиях), а также к темам, которые обсуждаются, так как происходит постоянное чередование тем (и за счет программы, и за счет работы тренера, и за счет того, что у разных партнеров находятся разные темы для разговора во время свободного общения)
Нужно общаться с на работе по-английски Отсутствует практика общения и чтения на английском
8-дневный разговорный тренинг VICTORY с «погружением» в языковую среду, 16-дневный тренинг английского по вечерам PROGRESS, 5-дневный тренинг
Для низких уровней тренинги дают возможность существенно сократить скорость обучения. Прописанная программа не дает студентам и преподавателям "сбиваться с пути", долго останавливаться на какой-либо, иногда второстепенной, теме. Это же может вызывать и негатив (см в сложностях), однако, для быстрого достижения результата такой подход отлично работает (правда, можно столкнуться с тем, что мы получим студента, который говорит хорошо, но без грамматики, то есть, индивидуальные занятия нужны для того, чтобы вычищать ошибки). Тренинги дают возможность практиковать новые знания на ситуациях, приближенных к реальным с разными участниками, что является хорошей подготовкой перед выходом на работу, где требуется часто использовать английский. 5-дневный тренинг дает много бизнес лексики и полезных клише, а также помогает развивать коммуникативные навыки, необходимые в современной бизнес среде

Необходимость учиться - моя главная мотивация для того, чтобы заняться уборкой.
Someecards.com

Один из самых популярных вопросов среди людей, начавших заниматься английским «с нуля» - а также среди тех, кто пытается привести руины, оставленные школьными и университетскими занятиями, в мало-мальски приличный вид - это «Как заставить себя учить английский язык? ». Еще один вопрос - «Где искать мотивацию? ». Конечно, бывает Великая Мотивация в виде переезда в другую страну (и тогда язык нужно учить немедленно) или влюбленности в симпатичного иностранца/ку (тогда язык учится сам собой), но что делать, если учить вроде бы надо, а никакой серьёзной причины, вроде бы, нет?

Так как заставить себя изучать английский? Ответ - никак!

Заставить себя учить английский можно на пару дней, недель, месяцев - но уж никак не на всю жизнь. Заставляют учить в школе, в колледже, в университете. Неужели вам не надоело заставлять себя работать, вставать рано по утрам, делать то-то и то-то? Зачем приписывать к списку скучных обязательств еще и английский язык?!

Как ни странно, тот же самый вопрос, сформулированный иными словами, полностью поменяет ваше отношение к процессу изучению языка и в конечном счете поможет свободно говорить на английском - а также и на любом другом языке.

Почему одни учат английский годами, а другие начинают говорить через пару месяцев? Потому что одни заставляют себя учить и делают это через силу, а другие получают удовольствие от занятий и тем самым мотивируют себя заниматься дальше, добиваясь с каждым разом все большего прогресса.

Поэтому вместо того, чтобы искать мотивацию, нужно придумать вопрос, который поможет позитивно настроить себя на изучение английского языка.

Для начала зададим его вот так: Что я люблю?

Сядьте и запишите ответ на этот вопрос. Составьте список из не менее 100 пунктов и посмотрите на него внимательно. Большинство из них - ваши способы учить язык. Мотивация? Не совсем: скорее, это интерес к данному предмету.

Что мотивирует вас часами читать про вашего любимого актера или смотреть любимое кино? В этом случае мотивация проста: вы этого хотите, потому что просмотр фильма или чтение книги приносят вам радость, помогают забыть о повседневных трудностях, расслабиться, переключиться. Это приносит вам удовольствие и делает вашу жизнь интереснее. Поэтому вы хотите это смотреть, читать, слушать.

Итак, список любимых занятий. Посмотрите на него внимательно. Например, несколько пунктов вашего списка могут выглядеть вот так:

  • кино про Англию 18 века
  • инди-клипы на Youtube
  • фотосъемки свадеб

Теперь все ваши увлечения попробуйте «перевести» на англоязычные ресурсы и запишите, как вы будете их использовать. Например:

  • Кино я буду смотреть в оригинале.
  • Все клипы на Youtube я буду смотреть, следя по тексту, а еще пройду весь раздел на сайте learnathome.
  • Я буду читать блоги англоязычных фотографов и следовать их советам.

Изучение английского языка давно перестало быть чем-то скучным и безынтересным. По крайней мере, это не про нас. Мы живем в XXI веке, пользуемся классными телефонами, ездим на машинах, устаиваем видеоконференции и путешествуем по всему миру. Почему мы должны мучить себя толстыми советскими пособиями для изучения иностранных языков?

Итак, еще один важный вопрос для того, чтобы начать получать удовольствие от изучения языка:

Как мне отлично провести время, изучая иностранный язык?

Помимо сотни любимых вещей, у всех нас есть несколько занятий, которые приносят удовольствие. Среди них наверняка есть вот эти пять:

  1. играть во что-то
  2. угадывать правильный ответ
  3. проходить на следующий этап
  4. смотреть интересное видео
  5. слушать отличную музыку

Все это объединяет в себе . Этот проект поможет вам забыть о глаголе «заставить себя» и поменять его на более приятные вещи. Играя и вписывая нужные слова, вы столкнетесь с новыми сложностями: где найти время на телевизор перед сном, переписку в соцсетях или размышления о бренности бытия, если там, в компьютере, ждут интересные уроки английского.

А изучение английского станет новым любимым занятием, приносящим удовольствие.

Вы опять столкнулись с невыполненным домашним заданием и агрессивным поведением? Вы снова поставили несколько двоек? Вы никак не можете понять, почему же они не учат? Все просто. Не учат, потому что не хотят! Не видят смысла впустую тратить свои силы на то, чтобы учить эти дурацкие слова. Когда нужно будет, выучу, говорят они. Эта статья посвящена вопросу формирования мотивации к изучению английского языка в школе и не только.

Мотивация – это желание что-либо делать. Все, что мы делаем без желания, мы делаем с неохотой, подчиняясь либо чувству долга, либо из страха или желания получить награду, таким образом, становясь предметом манипуляции другого человека. Но детей не обманешь, они быстро понимают, когда ими начинают манипулировать и либо принимают правила «игры» (отличники), либо отчаянно им сопротивляются (двоечники).

Как сформировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка? Проработав учителем более 10 лет, испробовав разные методы и приемы, я пришла к довольно странному выводу, что не надо никого учить. Ибо навязывая знания, мы отбиваем желание учиться и убиваем мотивацию. Пусть «цветы жизни» возьмут столько, сколько захотят и сколько смогут, а учитель превратиться в помощника, который будет только направлять, корректировать и оценивать.

Оценивание в старших классах необходимо, ибо оно показывает, что тот розовый период, когда все хвалят и мотивируют, уже закончился, и вот она …. суровая правда жизни, твой реальный результат, итоговый балл.

Но вернемся к вопросам о мотивации. Высказывание одного известного политика «Я начал учиться сразу, как только окончил школу» давно запало мне в душу. Сама я не любила школу. Потому что это система, жесткая и безжалостная. В этой системе нет свободы. Свободы выбора, свободы слова. Вечно какие-то рамки, шаблоны, ограничения, стандарты. Итак, свободный человек, неважно ребенок или взрослый, волен развиваться по индивидуальным законам, присущим его личности. Однако важно заинтересовать его, но как?

Чтобы заинтересовать кого-либо, надо изменить его образ мышления. Во-первых, надо показать, что «английский стоит того, чтобы его изучать», а во-вторых, что «каждый может его выучить».

Рассмотрим, первый и самый важный вопрос: почему английский нужно знать? Ответ на этот вопрос знают все. Даже есть такой топик «Зачем нужно изучать английский язык?» И школьники учат его наизусть, но желания учить английский, эти доводы почему-то не прибавляют. Дело в том, что сухие тезисы не могут повлиять на наше сознание. И понимание необходимости, не прибавляет желания. Слова ничто перед личным примером, ибо, как говориться, «пример заразителен». Если все вокруг делают что-либо, человек попав в подобную среду, тоже начинает делать это. Если все вокруг учат слова, то не учить уже становиться стыдно… Однако как создать такую «рабочую обстановку»?

Согласно советам американских психологов сначала важно выявить и сосредоточиться на поведении, которое мешает вам в решении данной задачи. Как известно, одной из самых распространенных проблем является проблема дисциплины. В качестве примера возьмем класс, в котором на уроке дети постоянно отвлекаются, разговаривая друг с другом на посторонние темы. Пропуская объяснение учителя, они потом не могут понять тему и, как следствие, выполнить домашнее задание им тоже не под силу. Конечно, они могли бы выполнить его, если бы открыли учебник, прочитали несколько страниц и разобрались, но куда там… Такие способные, но ленивые и гиперактивные дети в большинстве сидят за партой в наших классах. Призывы к тишине на уроке в данном случае бесполезны. Однако понятно, что именно создание рабочей обстановки является ключом к успеху в данном случае.

Попробуем изменить данное поведение, введя одно правило и посмотрим, изменится ли поведение в целом. Итак, это правило «Не посягай на другого!» Оно означает, что ты не имеешь права отвлекать своего соседа, толкать его, показывать ему что-либо интересное, спрашивать его и т.п.
Попробуйте ввести это правило и соблюдать его неукоснительно. Можно преподнести его в шуточной форме. Скажите, что сегодня на уроке вы можете делать ВСЕ, ЧТО ЗАХОТИТЕ кроме одного «Посягать на другого человека!». Попробуйте, проверьте на практике!

Итак, мы определили поведение, которое желательно изменить, так как оно является ключевым к решению нашей проблемы успеваемости. Теперь мы можем попытаться изменить образ их мышления. Ведь прежде, чем они «изменят свое поведение, они должны захотеть это сделать, а это значит, что они должны начать думать иначе». Однако будьте готовы, что они будут сопротивляться!

Честно, английский – это твое будущее!

Итак, пытаясь изменить поведение людей, в нашем случае детей, которые не хотят учить английский язык, необходимо, помочь им найти правильный ответ на два вопроса. Первый, стоит ли английский того, чтобы его изучать? И второй: смогут ли они это сделать? (Еще читайте мою статью о том, как помочь детям поверить в свои силы)

Наиболее распространенным способом, который мы чаще всего используем, это словесное убеждение . Иногда оно срабатывает. Когда люди доверяют нашим мотивам, они, как правило, прислушиваются к нашим советам. Но в случае со школьниками это редко работает, ведь учителя и ученики находятся по разную сторону баррикад. Когда дело касается закоренелых случаев, словесное убеждение вызывает еще большую агрессию, так как часто воспринимается как попытка манипуляции. Каждый раз, когда вы пытаетесь убедить их взглянуть на вещи с вашей точки зрения, они просто не слушают. Вместо этого они ищут малейшую брешь в вашей логике, придумывая все новые контраргументы!

Итак, в случае со школьниками словесное убеждение не работает!

В этом случае, замечательным средством убеждения явился бы личный опыт. Ведь все мы учимся только на своих ошибках. Однако мы не можем отправить всех наших учеников на практику в англоязычную страну, чтобы столкнувшись с проблемой выживания, они поняли необходимость изучения английского языка. Что же делать, если личного опыта нет? На помощь приходит замещающий опыт.

А что если показать детям фильм, в котором герой борется с повседневными проблемами, преимущественного возникающими из-за его незнания английского языка. Да, телевидение является мощным средством воздействия на людей. Когда программа подается как реальная история, зрители ослабляют свое сопротивление. Они позволяют этой программе повлиять на свои мысли примерно так же, как собственному опыту и переживанию реальных событий.

Мало того, доказано, что наблюдение за другими является одним из способов обучения.


Давно известно, что люди, копируют поведение других, особенно, если оно эмоционально окрашено. Так подростки часто копируют поведение героев любимых телесериалов. Телевидение страшная сила, и можно научиться использовать ее во благо.

В наше время даже появилось такое словосочетание «развлекательное обучение» . Но не только телесериалы помогают нам изменить то, как мы видим мир. Яркие и достоверные истории тоже работают. И эти истории могут заменить личный опыт. Достаточно всего лишь быть хорошим рассказчиком. Однако далеко не каждая история подходит… В чем тут дело?

Когда вы рассказываете историю, вы говорите вашими словами, тогда как другие слышат свои слова, которые соответствуют их прежнему опыту и при этом образы, возникающие в их мозгу, могут сильно отличаться от того, что вы намеревались передать. Очень часто люди начинают гораздо меньше верить вашим словам, как только понимают, что вашей целью является убедить их в чем-то. Поэтому рассказывая истории, важно не вызвать это естественное сопротивление.

Пример из моей практики. Как то я рассказывала детям, почему английский легче выучить, чем какой либо другой предмет. Я нарисовала на доске спираль и прямую линию и сказала детям, что так изображены два предмета: английский язык и история. И предложила определить, какой предмет изображает спираль. Все дети безошибочно определили, что спираль изображает английский язык. Действительно, пояснила я, ведь каждый год мы повторяем одни и те же времена и грамматические правила, но уча новые слова, мы постепенно поднимаемся все выше и выше и, таким образом, к концу изучения, достигнув последнего витка спирали, достигаем совершенства. В случае же с историей, мы двигаемся по прямой, изучая разные события, страны, эпохи, пытаясь запомнить бесконечное множество дат. Английский язык определенно легче истории сказала я, даже к экзамену готовиться не нужно! Однако один из моих учеников встал и сказал: «А! Я знаю, к чему вы клоните. Вы хотите, чтобы мы все выбрали экзамен по английскому языку!»

Итак, ученики нам не доверяют! И чтобы смягчить формы недоверия, ваши истории должны быть запоминающимися, достоверными и эмоциональными. Ваши слушатели должны представить, что все происходящее запросто могло произойти с ними.

Итак, эмоции, а не убеждения – вот, что самое важное!


Как отметил Лайош Эгри, яркие живые истории не только переносят слушателя в центр повествования, но и стимулируют эмоции. Мысленно переносясь в историю сами, люди не просто симпатизируют ее героям, они сопереживают им. У них возникают такие же эмоции, как если бы они сами делали то, что описано в рассказе.

Резюме: Ваши ученики будут готовы изменить свое отношение к предмету английский язык, если поверят, что оно того стоит (1) и если поверят в свои силы (2). Внушите им уверенность в этих двух моментах, и они захотят хотя бы попробовать «новое отношение». Расскажите им запоминающуюся историю из своего школьного прошлого, и если вы обладаете достаточным авторитетом, это непременно сработает. Или найдите какую-либо историю и расскажите ее от имени своего друга или знакомого. Помните, что эта история, должна отвечать на два вопроса: «стоит ли английский того, чтобы его изучать?» и « может ли каждый сделать это?»

Ждем Ваши истории в комментариях!

Если вы начали читать эти строки, не являясь преподавателем, то, скорее всего, у вас уже есть мотивация к обучению! Иначе вас бы не заинтересовало такое название статьи! И это является хорошей новостью для будущих результатов обучения. Плохая новость заключается в том, что большая часть людей, которая до сих пор не знает ни одного иностранного языка, желала бы знать, например, английский язык. Но когда дело доходит до действий, то на этом все и останавливается. Люди склонны откладывать что-либо с настоящего момента до очередного "нового понедельника". Почему так происходит? Я люблю говорить, что желательная цель не равна желаемой! В чем разница? Обычно желательная цель связана с общими нормами, которые приняты в семье, профессиональной группе, обществе в целом. Все знают, что знать английский язык - это хорошо, но многие мало что делают для обучения и уж тем более для самообучения. А желаемая цель - это такая цель, с которой создана личностная сопричастность и не реализовать которую вы не можете. Определения, приведенные здесь, конечно же, не являются строго научными, а служат лишь общим направлением мышления.

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длительно настраивается и пробуксовывает.

Каждый из нас наверняка может припомнить такой момент, когда мы что-то не хотели делать, а потом были счастливы и довольны полученными результатами. И уже в другой раз именно эти результаты становились своего рода "гирьками" на весах "мотивация-антимотивация", которые переполняли чашу и побуждали активность.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность? После рассмотрения некоторых общих вопросов, связанных со структурой мотивации, мы перейдем к конкретному рассмотрению психотехнологий, помогающих усилить "внутреннюю энергию" своей деятельности!

Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и эмоциональными состояниями. Именно эмоции обуславливают наше стремление или отвращение к любой деятельности, включают активность. Именно в эмоциях в конечном итоге проявляются все внутренние мотивы, и именно они являются спусковым механизмом для действий. С точки зрения эмоций мотивацию можно подразделить на позитивную и негативную (не стоит путать с антимотивацией). Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции, и, когда их интенсивность становится большой (индивидуальный порог для каждого человека), люди переходят к действиям. Например, внутренний механизм микростратегии следующий: Вiк1 ….К"+" …Аiд… Вiк2…Кe. (вижу себя на международной конференции, говорящего на английском, испытываю позитивные чувства, говорю себе, что Это здорово и пора начать обучение, представляю, как читаю учебник, иду к книжному шкафу и беру книгу).

Негативная мотивация обычно организована по той же схеме с той лишь разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки будущих событий, которые расстраивают его до тех пор, пока он больше не сможет их выносить. Например, в упрощенном виде это выглядит так: Вiк1 ….К"-" …Аiд… К"-"! …Кe (вижу, как смешно и глупо выгляжу на международной конференции без знания языка, говорю себе, что это ужасно, чувствую, что это меня расстраивает еще больше, и терпеть больше не могу, иду за книгой). Несколько слов об антимотивации. До действий позитивной и негативной мотивации вообще дело может не дойти, если человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет "английский язык". Сюда относятся эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег относительно произношения и т.п. Подобные эмоциональные состояния могут быть сильнейшим источником отвращения к обучению!

Мотивация зависит от знания того, как учиться, и обратной связи по ходу обучения.Неясность в представлениях "о маршруте движения" порождает отрицательные эмоции и неуверенность, а собственная реакция на ошибки приводит к закреплению этих негативных эмоций. И наоборот, четкая формулировка цели, умение подкреплять свое состояние любыми, даже очень маленькими успехами усиливает состояние успеха и активность.

Мотивация связана с целями людей. Человек - существо рациональное и иррациональное одновременно. С точки зрения внутренней экономии психических сил, временных и энергозатрат люди лучше мотивируют себя значительными целями! Спросите себя, на что у вас всегда найдется время? И вы быстро заметите, что в этот список попадут либо ваши удовольствия (в которых вы имеете автоматическую мотивацию и для их реализации почти ничего не надо делать особенного), или цели, которые суперценны для вас!

Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения. Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не верим в собственные силы, то это является одним из самых мощных источников антимотивации. Ограничивающие убеждения становятся своего рода воротами, или шлагбаумом, через который не проникает то, что расходится с их логикой и правилами. Именно поэтому мы посвятили целый раздел нашей книги тому, как разрушить самые сильные внутренние препятствия к обучению и помочь создать веру в себя и собственные возможности. Убеждения кристаллизуются вокруг системы ценностей человека, создавая систему личных правил о себе и мире вокруг. Именно ценности наивысшим образом отличают нас от других людей. Благодаря им, мы получаем ту или иную самореализацию. Задумайтесь, зачем вы хотите освоить английский язык? Какая ценность в большей степени скрывается за целью обучения? Это развитие, деньги, творчество, общение, успех, уважение, профессионализм или что-то еще?

Мотивация определяется личностным своеобразием и социальными ролями человека. Задумывались ли вы, почему полиглоты осваивают так много иностранных языков? Традиционный ответ - природная одаренность или развитие сверхспособностей. В этом заключается даже не самая главная часть правды. Наше общение с некоторыми из них отчетливо показывает, что освоение нового языка для полиглота - это самое лучшее проявление их уникальности, профессиональное самоопределение, а часто и смысл длительного периода их жизни. Многие из этих людей сделали освоение языков собственным хобби, профессией, стилем жизни, удовольствием - тем, без чего их как индивидуальностей не существует. Многие из полиглотов согласны изучать языки и вкладывать в это свое время, даже если у них не будет элементарных средств к существованию. Большая часть их личного и профессионального времени - это увлекательное путешествие в мир собственных стратегий, различных культур, самопознание и соревнование с собой (других подобных соперников просто не бывает). Изучение языков - это их способ самореализации и жизни. Часто национальная самоидентификация тесно связывается со знанием языка данной культуры. В некоторых билингвальных семьях, где, например, отец - русский, а мать - татарка, дети хорошо владеют двумя языками. Это происходит не только за счет того, что в этих семьях используется эффективная стратегия обучения, но и потому, что ребенок отождествляет себя и с отцом, и с матерью, а оба языка на уровне бессознательного убеждения (импринта) считаются им родными и равнозначными, становясь частью личной самоидентификации.

Стратегия усиления мотивации.

Итак, давайте подытожим все вышесказанное и остановимся на способах создания и усиления мотивации (самомотивации).

Мотивация усилится, если вы осуществите следующее:

Осознаете свой тип мотивации (негативный/позитивный) и сможете его учесть в своей деятельности.

Создадите систему позитивной обратной связи и определите этапы обучения (см. метастратегию).

Поставите четкие цели в обучении и языковую компетентность с другими сверхзначимыми целями.

Осознаете, с какими ценностями связано обучение и усилите его значимость.

Преодолеете ограничивающие вас убеждения и создадите систему поддерживающих.

Определите, как конкретно знание английского языка влияет на ваше личностное своеобразие.

Превратите мотивацию в систему (найдете "богатый контекст").

Многие из перечисленных здесь аспектов оптимизации обучения являются комплексными и связаны не только с мотивацией, но и важны как часть обширной программы действий.

Остановимся на том, что имеет непосредственное отношение к развитию мотивации.

Осознайте свой тип мотивации.

Вспомните, как именно вы мотивируете себя делать что-либо в обучении.

Вы медлите? Долго входите в нужное состояние? Что вы видите, слышите и чувствуете по поводу предстоящих действий? У вас возникают вначале позитивные эмоции или негативные? Обратите внимание, как, в какой момент, после чего появились позитивные или негативные эмоции. Что конкретно их запускает?

Определите наиболее сильную мотивацию, изучив то, с каким из видов деятельности связана наибольшая ваша активность в обучении.

Исследуйте влияние на вас противоположного типа мотивации. Для этого "выверните свою стратегию наизнанку". Например, если вы видели картинки и образы достижения, то представьте негативные последствия, создав собственный "ужастик" во "внутреннем кино". Заметьте разницу.

Решите, как и когда стоит использовать каждый из указанных выше типов мотивации.

Сознательно используйте свою эффективную стратегию для управления состоянием. Для этого во внутреннем плане действий реализуйте сходную стратегию с той, которая наиболее эффективна к той деятельности, где мотивации недостаточно.

Соедините обучение с позитивными эмоциями.

Создайте список 10 удовольствий (процессов, увлечений, дел), которые вам доставляют наслаждение (любимая музыка, танцы, массаж, различные виды лакомства, ароматы, волнующие воспоминания и т.п.).

Определите конкретную деятельность, нуждающуюся больше всего в усилении мотивации. Например, чтение статьи на английском языке или запоминание "неправильных глаголов".

Подумайте, как можно перенести эмоции от ваших удовольствий к чтению статьи.

Реализуйте подобную взаимосвязь несколькими практическими способами. Например, слушайте самую любимую музыку и читайте статью одновременно.

Выясните, какие из способов наиболее оптимальны (приносят наибольшее удовольствие, легкие в исполнении и экологичные). Будьте умеренны и осторожны с едой и напитками, чтобы не создать ненужную зависимость. Не используйте в качестве удовольствий такие уже имеющиеся зависимости (вредные привычки), как курение или, еще хуже, алкоголь.

Используйте эти способы по отдельности и в различных сочетаниях.

Примените эти способы для других видов деятельности в обучении английскому языку, нуждающихся в дополнительной мотивации.

Преодолейте ключевое убеждение, связанное с недостатком мотивации, и усильте ценность обучения.

Выделите одно из подобных ключевых убеждений, препятствующих обучению. Например: "Я хочу, но не могу выучить английский язык, потому что у меня нет на это времени"; "Хочу, но мне лень что-то делать"; "Хотел бы выучить английский язык, но дорого платить за репетитора" и т.д.

Определите ключевой критерий, препятствующий активности. В наших примерах это время, усилия, деньги.

Найдите такое дело, в котором этот критерий преодолен. Ответьте, например, на вопросы: "На что у меня всегда находится время? Куда я всегда готов вложить свои усилия? Куда я готов вложить много денег?"

Ваш ответ может быть следующим: "У меня всегда находится время на интересный фильм".

Проанализируйте, какие ценности включены в этот процесс, делая его автоматически мотивированным.

Ваш ответ может быть таким: "Отдых, совместный досуг с любимым человеком".

Свяжите эти ценности с обучением. Например, в случае работы с первым убеждением спросите себя, как конкретно изучение английского языка может стать отдыхом? Как изучение английского языка может способствовать общению с любимым человеком и совместному досугу? Составьте список возможных ответов из позиций "мечтателя" и "реалиста" (не "критика").

Критически проанализируйте список и определите наиболее эффективные способы для реализации их в последующем. Теперь обучение связано у вас с большими ценностями, вами создана "добавленная стоимость".

Повысьте свою поведенческую гибкость. Пофантазируйте, в каком случае препятствующий активности критерий не задействуется вообще. Например, ответьте на вопрос, как именно можно изучать английский язык, не расходуя дополнительного времени? Возможные ответы: включить его в другие виды деятельности "фоном", слушать курс английского языка во время езды на автомобиле, включать английские субтитры во время просмотра видеофильмов, делать утреннюю гимнастику под простые английские песенки, напевая при этом и т.д. Продолжайте мечтать, пока не найдете 10 вариантов. Наиболее простые и интересные используйте в практике.

И, наконец, уточните препятствующий критерий. Ответьте на вопрос, сколько времени вы готовы вложить в обучение без ущерба для других целей? Как возможно высвободить время и за счет чего? Как часто заниматься?

Можно проделать подобную процедуру с несколькими убеждениями. Создайте по итогам этой стратегии список рекомендаций самому себе.

Осознайте, с какими ценностями связано обучение, и усильте его значимость.

Проанализируйте свою традиционную неделю, исключая время сна.

Определите, на какие виды деятельности вы больше всего тратите время. На какие конкретно дела по работе? Общение? Отдых?

Проанализируйте, с чем связан выбор вашей профессии, друзей, места жительства. Подумайте о других предпочтениях.

По результатам анализа на листе бумаги напишите иерархию своих ценностей (не менее семи, в порядке значимости от 1 до 7).

Какие ценности удовлетворяет обучение английскому языку?

Поразмышляйте, реализации каких еще ценностей могут способствовать компетентности в английском языке? Как конкретно?

Поиск "богатого контекста".

Напишите на листе бумаги 10 своих самых важных целей (желательно автономных друг от друга) из различных сфер деятельности.

Например:

написать и защитить диссертацию;
построить дачу;
прочитать книги по искусству публичных выступлений;
путешествовать, съездить в Голливуд;
создать собственную фирму;
написать книгу;
пройти МВА;
освоить английский язык на уровне свободного общения;
и т.д.

Убедитесь, что все цели важны, позитивны, конкретны, уместны, экологичны и их реализация зависит от вас.

Расставьте их в порядке важности.

Подумайте, каким целям способствует ваше продвижение в английском языке?

Там, где вы не находите связей, проанализируйте, почему так происходит. Знайте: здесь могут быть сокрыты особые ресурсы. Включите свою фантазию и исходите из идеи, "как если бы" они точно существуют. Найдите возможные варианты.

Сгруппируйте несколько наиболее значимых целей. Существует ли контекст, где они реализуются все вместе? Рассмотрите 4 - 5 вариантов. Помните, что на стадии мечтания полезно отложить критику. Иначе "критик" убьет ценные идеи. Его лучше включать на последующих этапах, непосредственно перед практической реализацией. Например, в случае этого списка целей, возможно открыть фирму по обучению английского языка с привлечением носителей из США. Тогда легко пойти на собственные курсы английского языка, общаться с его носителями, поехать в Голливуд, возить группы VIP в англоговорящие страны, в США поработать в библиотеке Вашингтона над диссертацией, написать об этом серию статей, затем книгу и т.д. Помните, что все стоящие проекты были когда-то чьими-то мечтами! Может быть, они будут и вашими тоже относительно английского языка?

Подключите "реалиста" и "критика" для создания эффективного плана действий. Нарисуйте мыслительную карту.

Заметьте, что произошло с вашей мотивацией относительно освоения английского языка.

Примечание.

Приведенные здесь стратегии можно выполнять самостоятельно, но эффективнее реализовывать в парах, тройках, командах под руководством преподавателя, владеющего нашей технологией обучения. Также результативен коучинг со специалистом.

Лучше использовать все эти методы в системе.

Помните: мотивация внутри вас!!!

А. А. Плигин