Что такое итоговый контроль. Контроль в организации. Формы, виды и процедура текущего контроля

ВВП — валовой внутренний продукт это…

Валовой внутренний продукт (ВВП ) – это общая мера объема производства, которая равна сумме всех валовых значений производства институциональных субъектов — резидентов, относящихся к процессу производства (включая налоги, но исключая субсидии на товары/услуги, не включенные в стоимость конечного продукта). Данное определение является официальным по версии Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).

Расчет ВВП обычно используется для измерения уровня производительности целой страны или отдельно взятого региона. Также показатель ВВП может показать относительный вклад отдельно взятого индустриального сектора в общий объем производства в стране. Определение относительного вклада секторов экономики через показатель внутреннего валового продукта возможно, потому что данный показатель отражает добавленную стоимость нежели общий объем выручки. Расчет включает в себя суммирование добавленной стоимости каждой фирмы в анализируемом регионе (стоимость конечной продукции минус стоимость использовавшихся при производстве продуктов). Например, фирма покупает сталь для производства автомобиля, таким образом создавая добавленную стоимость. Если бы при расчете ВВП в данной ситуации была бы суммирована стоимость стали и машины, то итоговый показатель был бы некорректным так как входная стоимость стали была бы посчитана дважды. Вследствие того, что данный показатель основан на добавленной стоимости, то ВВП увеличивается когда фирмы уменьшают использование исходных материалов или других ресурсов (промежуточное потребление) для производства того же самого количества продукции.

Более привычным способом расчет ВВП является расчет рост экономики из года в год (или из квартала в квартал). Изменение показателя роста ВВП отражает успешность либо ее отсутствие в экономической политике, используемой в стране. Также по росту ВВП можно определить находиться ли экономика страны в состоянии рецессии.

История ВВП

Концепция ВВП впервые была открыта Саймоном Кузнетцом в отчете для Конгресса США в 1934 году. В этом отчете, Кузнетцпредостерег от использования ВВП в качестве показателя благосостояния. После Бреттон- Вудской конференции 1944 году, ВВП стал главным инструментом для измерения объема экономики.

До того как показатель ВВП стал широко применяться, для анализа деятельности экономики применяли валовой национальный продукт (GNP-Growth National Product). Главным отличием от ВВП является то, что ВНП измеряет уровень производства, сгенерированный гражданами определенного государства как на территории этого государства, так и за границей. ВВП в свою очередь измеряет уровень производства «институциональных субъектов», то есть субъектов, находящихся в пределах страны. Переход от использования ВНП к ВВП произошел в середине 90-х годов.

История концепта внутреннего валового продукта разделяется на этапы по методам расчета данного показателя. Величина добавленной фирмами стоимости относительно проста для расчета. Достаточно проверить движение по счетам и бухгалтерскую отчетность. Тем не менее добавленная стоимость частного сектора, финансовых корпораций и генерируемая нематериальными активами добавленная стоимость – это величина технически сложная для расчета. Данные виды деятельности очень значимы для развитых экономик и международные конвенции, являющиеся основаниями для данных расчетов очень часто меняются для соответствия с индустриальными изменениями в нематериальных секторах экономики. Другими словами показатель ВВП является продуктом сложных математических вычислений и манипуляций над массивами данных для представления в виде, приемлемом для дальнейших аналитических действий.

Формула ВВП

ВВП — это денежная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение определенного периода времени. ВВП, как правило, подсчитывается в конце финансового года. Данный показатель включает в себя все частное и государственное потребление, государственные расходы, инвестиции и экспорт за вычетом импорта.

Стандартизированная формула ВВП:

AD=C+I+G+(X-M)

AD (aggregate demand)-общий спрос

С (consumption)-потребление

I (investment)-инвестиции

G (government spending)- государственные расходы

Х (export)-экспорт

M (import)-импорт

Данная формула показывает основные теоритические составляющие общего спроса в экономике. Общий спрос – это сумма всех индивидуальных покупок, совершаемых в экономике. В состоянии равновесия общий спрос должен быть равен общему предложению – суммарному объему производства в стране, чем и является показатель ВВП.

Таким образом, ВВП (Y) включает в себя потребление (C) , инвестиции (I) , государственные затраты (G) ичистый экспорт (X – M) .

Y = C + I + G + (X − M)

Ниже следует описание каждого из компонентов ВВП:

  1. C (потребление — consumption) является самым значимым компонентом в экономике. Потребление состоит из частного потребления (потребление или затраты понесенные конечными потребителями). Потребление частного сектора в свою очередь делится на различные категории: товары долговременного пользования, товары кратковременного пользования и услуги. Примеры включают в себя: аренду, бытовые товары, бензин, затраты на медицинские услуги, но не потреблением не является например покупка недвижимости.
  2. I (инвестиции — investment) включает в себя, например, вложение средств компанией в оборудование, но исключает обмен существующими активами. Примерами инвестиций может служить строительство новой шахты, покупка программного обеспечения или покупка оборудования и станков для фабрики. Расходы физических лиц связанные с приобретением новой недвижимости также являются инвестициями. Вопреки существующему мнению термин «инвестиция» никак не связан с покупкой финансовых инструментов. Покупка финансовых продуктов классифицируется как «сбережение» нежели инвестиция. Данная терминология позволяет избежать дублирования транзакций при расчете ВВП: если лицо покупает акции любой компании и компания использует полученные денежные средства для покупки оборудования, то цифрой учитываемой при расчете ВВП будет являться стоимость покупки оборудования, но не стоимость сделки при покупки акций. Покупка облигаций или акций – это лишь трансфер денежных средств, напрямую не являющийся затратой на покупку продуктов или услуг.
  3. G (государственные затраты- government spending) – это су мма правительственных расходов на конечные услуги либо продукты. Они включают в себя заработную плату бюджетников, покупку вооружения для военных нужд и любые инвестиции, совершенные правительством.
  4. X (экспорт — exports) представляет собой валовой объем поставляемых за рубеж товаров и услуг. Так как теоритический смысл показателя ВВП заключается в измерении уровня производства, генерируемого внутренними производителями, то необходимо учитывать производство товаров/услуг, экспортируемых в другие страны.
  5. M (импорт — imports) — часть расчета ВВП, представляющая валовой импорт. Индикатор валового внутреннего продукта уменьшается на объем импорта, так как товары и услуги, поставляемые зарубежными поставщиками уже включены в другие переменные (C , I , G ).

Полностью эквивалентное определение ВВП(Y) – это сумма конечных затрат на потребление (final consumption expenditure –FCE), валового формирования капитала (gross capital formation – GCF) и чистого экспорта (net export (X-M)).

Y = FCE + GCF + (X − M)

FCE в свою очередь можно разделить на три составляющих: затраты на потребление физическими лицами, некоммерческими организациями и правительством). GCF также разделяется на пять составляющих: некоммерческие корпорации, правительство, физические лица, коммерческие организации и некоммерческие организации, ориентированные на физических лиц). Преимуществом второй формулы является то, что затраты систематически разделены по типу конечного использования (конечное потребление или формирование капитала), а также по секторам, совершающим данные траты. Первая упомянутая формула ВВП разделяет компоненты лишь частично.

Компоненты C , I и G – это затраты на конечные товары и услуги, затраты на промежуточные продукты не учитываются (промежуточные товары и услуги используются компаниями для производства других продуктов и услуг в течении финансового года).

Пример составляющих ВВП

C , I , G , и NX (чистый экспорт): если физическое лицо реконструирует отель с целью увеличить поток будущих постояльцев, то данная затраты считается частной инвестицией, но если данное лицо владеет акциями строительной компании – подрядчика, то данная затрата считается сбережением. Однако, когда подрядчик совершает расчеты со своими поставщиками это будет включено в ВВП.

Если отель является частным домовладением, затраты на реконструкцию будут считаться потреблением, но если при этом муниципалитет использует данное здание как офис для государственных служащих, то данная затрата будет относиться к гос. тратам или G .

Если в ходе реконструкции комплектующие материалы приобретались за рубежом то данные затраты будут учитываться в статьях C , G , или I (в зависимости от принадлежности подрядчика к частному лицу, муниципалитету или юридическому лицо)но после этого статья «импорт» будет увеличена на сумму затрат, что означает уменьшение конечного показателя ВВП.

Если местный производитель производит комплектующие для отеля за рубежом, то данная транзакция не будет относится к C , G , или I , но будет учтена в статье «экспорт».

Расчет ВВП

ВВП может быть найден тремя способами, которые в теории должны дать одинаковый результат. Эти методы включают в себя: производственный (метод добавленной стоимости), доходный и затратный методы.

Самым простым в проведении расчетов методом является производственный, при котором суммируются товары и услуги, произведенные каждым видом предпринимательской деятельности, представленными в экономике.Затратный метод расчета ВВП основан на принципе того, что произведенный продукт обязательно должен быть кем-либо куплен, таким образом стоимость конечного продукта должна быть равна общим затратам, которые совершаются гражданами анализируемой страны. Доходный подход в свою очередь основан на допущении, что доход факторов производства (производителей) должен быть равен стоимости произведенной продукции. Таким образом при использовании данного подхода ВВП рассчитывается путем сложения доходов всех производителей.

Номинальный и реальный ВВП

Внутренний валовой продукт может быть двух видов. Номинальный ВВП показывает общую стоимость всех произведенных в стране в течение года товаров и услуг, без учета их удорожания (инфляции) за этот период. Более полезный для целей экономического анализа вид показателя внутреннего валового продукта – это реальный ВВП. Реальным ВВП называют показатель произведенный в стране за год товаров и услуг с учетом годового уровня инфляции. Например, если рост номинального валового продукта составляет 4%, а уровень инфляции составил 2%, то реальный показатель ВВП будет 2% (4% — 2%=2%).

Investocks объясняет «ВВП-валовой внутренний продукт»

Стандартной мерой расчета является рост ВВП, который измеряется в процентах (увеличение денежной стоимости произведенных товаров и услуг). ВВП обычно используется в качестве индикатора экономического состояния страны, а также, чтобы измерить уровень экономического развития государства. Зачастую индикатор ВВП подвергается критике так как расчеты не учитывают теневую экономику- операции, которые по той или иной причине не доведены до сведения правительства. Другим недостатком ВВП является тот факт, что данный показатель не оценивает материальное благосостояние, но служит в качестве меры производительности в стране.

Таким образом, валовой внутренний продукт является индикатором общего уровня производства. Зачастую аналитики используют показатель роста ВВП, который рассчитывается через изменения годового объема производства в экономике (внутренний валовой продукт).

Выступление на семинаре

Тема: Организация итогового контроля на уроках географии

Контроль знаний и умений учащихся по географии занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организован контроль, во многом зависят результаты обучения и воспитания школьников. Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок, подведение итоговых результатов обучения по теме, разделу, курсу.
Все используемые мною формы контроля (тестовый контроль в частности) направлены на одно - включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия.
Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо:
* гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы.
*широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание.
* обязательное систематическое освещение результатов контроля.
*привлечение учащихся к оцениванию итогов работы.

Виды контроля

Текущий
(проверка знаний и умений на разных этапах урока)
Тематический
(контроль знаний и умений после изучения темы)
Итоговый
(контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела курса в целом

Формы контроля
По характеру заданий

*Тестовый контроль
*Устный опрос
*Письменная работа
*Практическая работа
*Географические игры
*Зачет

Формы контроля
По занятости школьников

*Индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте)
*Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением задания самостоятельно или под руководством учителя)
*Работа в парах
*Групповая работа
*Уплотненный опрос (сочетание фронтального контроля с индивидуальным)

Практическая работа

Неотъемлемая часть обучения географии – это практические работы. Они способствуют росту самостоятельности, обеспечивают формирование умений применять знания на практике, воспитывают такое качество, как трудолюбие. В ходе выполнения практических работ школьники учатся работать с различными источниками географической информации.

Индивидуальные работы.

При их подготовке учащийся имеет возможность использовать ресурсы Интернета, мультимедийные справочники, энциклопедии и учебники. Большую популярность среди индивидуальных заданий приобретает создание учащимися презентаций в программе Power Point, что позволяет им проявить дизайнерские способности и продемонстрировать свои умения владением программой.
Работа с картой. Изучение географии требует запоминания большого количества номенклатуры, поэтому важную роль играет память в усвоении знаний. Наличие игровых и учебных программ по заполнению карт и нахождению соответствий помогает ученику легко справиться с объемом необходимых знаний и помогает учителю проводить опрос географического минимума.
Решение кроссвордов. Игра . География наука увлекательная и захватывающая, развивающая воображение. В качестве контроля знаний мы составляем и разгадываем географические кроссворды по определенной тематике. Школьникам очень нравится проверять знания в форме игры. Все это позволяет снять напряжение, привлечь внимание к изучению даже сложной и скучной темы. Для составления кроссвордов и при проведении игр пользуемся компьютером.
Нетрадиционные формы проведения контроля позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.
На уроках географии, где происходит чередование различных форм контроля, происходит формирование у учащихся:
*интереса и уважения к изучаемому предмету;
* знаний и умений в различных сферах деятельности;
*развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика;
*повышение качества контроля знаний и умений учащихся.

С целью лучшего запоминания и проверки усвоения учащимися географической терминологии, определений, номенклатуры, характеристики географических объектов провожу графические. и цифровые диктанты. Главная особенность этих диктантов состоит в том, что на их проведение не требуется много времени.

Тестирование . Популярность тестовых заданий как средства контроля результатов обучения резко возрастает. Масштабы применения тестов увеличиваются, главными причинами этого процесса являются широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники и возможность автоматизированной обработки результатов, а так же точный подсчет числа выполненных ответов, а значит, высокая степень объективности выставляемых отметок. Дополнительный интерес к тестовому контролю предмета в последние годы связан с организацией Единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации в независимой форме, большее содержание которого состоит из географического теста.

Разнообразные тестовые задания успешно применяю как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки использую разнообразные виды тестовых заданий.
Учитывая недостатки применения тестовых заданий, использую их в сочетании с традиционными формами проверки знаний. Проверяю усвоение одного и того же понятия, процесса как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом.
При подготовке тестовых заданий составляю их сама, использую готовые тесты из поурочных планов, дидактических материалов, методических пособий, демонстрационных материалов ОГЭ различных лет.
По сравнению с традиционными формами контроля знаний тесты имеют ряд преимуществ:
Проводятся за короткий промежуток времени (на уроке даю на выполнение теста от 6 до 15 минут);
Охватывают большой объем материала;
Проверяют только географические знания (ученики не отвлекаются на грамматику и стиль изложения);
Все учащиеся находятся в равных условиях;
Каждый учащийся получает объективную оценку;
Облегчают мою работу, так как тесты быстро проверяются.
Тестовую проверку можно применять в комплексе с другими формами контроля.
Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.

Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.

География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.

К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Дети стали гораздо прогматичнее и рациональнее. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна.

В последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география, к величайшему сожалению, не входит, это касается обучающихся в 11 классе.

Географию, как правило, выбирают большинство обучающихся 9 класса, потому что считают, что этот предмет легче сдать, чем остальные предметы.

Это в основном, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс закончить девять классов. Хотя, я считаю, что лёгким предметом географию назвать нельзя.

Подготовка к основному государственному экзамену в 9 классе является одной из основных проблем и выпускников и учителя. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности.

Выпускники 9 класса должны обладать сформированными обще учебными умениями и навыками: наблюдением, отбором и генерализацией, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей, синтезом. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ОГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации, как правило, должна идти на протяжении всего обучения, но на это не всегда хватает учебного времени, а дополнительными часами учителей географии, увы, не балуют. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий и эту работу надо начинать как можно раньше. В своей работе я использую много форм проверки изученного материала, это не только тесты, это и географические диктанты, цифровые диктанты, задание на соответствие, решение географических задач по разным темам.

Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.

Начиная с 5 класса мы работаем с географической номеклатурой. Ребята сдают зачёты на знание географической номенклатуры на протяжении всего курса географии: на настенных и интерактивных картах показывают географические объекты. Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.

Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат по географической карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с картами.
Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами, графиками.

При подготовке я применяю информационные технологии. Презентации, интерактивные плакаты обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. Мне повезло, у меня в кабинете географии есть интерактивная доска, поэтому есть возможность использования интерактивных приложений, интерактивных заданий и тестов.

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю обучающихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Они должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы получить как можно больше баллов.

Затем обучающиеся выполняют пробную версию ОГЭ. Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет обучающийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Проанализировав контрольно-измерительные материалы, я для себя сделала вывод, на что нужно обратить внимание при подготовке к ОГЭ, какие темы являются самыми сложными для обучающихся, и требуют дополнительной работы с ними.

Сначала я показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от обучающихся.

Для работы над пробными вариантами предлагаю инструкции решения типовых тестовых заданий по разным темам.

Например, чтение синоптической карты : определение зоны действия

атмосферных вихрей : рассмотреть фрагмент карты и её условные знаки; найти окружности циклонов (низкое давление) и антициклонов (высокое давление), сопоставить их положение с городами, указанными в задании, определить города в зоне их действия, определить изменения погоды в связи с атмосферными вихрями.

По заданию определить, какие изменения погоды прогнозируются (похолодание или потепление погоды): для этого найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт (по условным знакам) и направление их перемещения, далее найти на карте города (варианты ответов) расположенные на пути движения фронта, и выполнить задание.

Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал.

Необходимо вспомнить приемы работы по топографической карте и плану местности. Особое внимание уделяем построению профиля рельефа местности, так как в школьном курсе географии этому уделяется мало внимания. Да и ученики 9 класса забывают материал 6 класса и без подготовки и повторения этого материала, эти задания выполнить не могут.

При выполнении заданий по определению страны или региона нужно приучить ребят искать главные мысли в описательном тексте. Это поможет распознать страну или регион России по описанию.

Я всегда говорю своим детям, что хорошо сдать ОГЭ можно только выполнив очень много тестовых тренировочных заданий.

Для этого мы используем разные сайты в интернете, прежде всего сайт ФИПИ, также сайты «Решу ОГЭ, ЕГЭ», другие сайты, где можно решать задания онлайн, с последующей проверкой правильности выполнения работы.

Основные приёмы подготовки к ГИА:

    групповые и индивидуальные консультации;

    знакомство со структурой работы; с умениями заполнять бланки;

    решение вариантов демоверсии; вариантов в разных источниках;

    разбор теоретического материала по основным разделам курса географии, входящим в работу;

    практические занятия с географической, топографической картами, планом и профилем местности, статистическими материалами;

    самостоятельная работа обучающихся по решению различных заданий.

Так же в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ я использую пособия А.Б. Эртель издательства «Легион» - это учебно – методические пособия, которые содержат не только тренировочные варианты тестовых заданий по географии, но и ответы с комментариями и подробным разбором всех типов экзаменационных заданий.

В подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ мне также помогают обучающие вебинары по географии разных издательств в интернете. Особенно содержательными мне показались вебинары издательства «Легион», которые вела Анна Борисовна Эртель, автор методических пособий, очень подробно разбирая задания,

Вебинары объединённой издательской группы «Дрофа» и «Вентана Граф» и их презентации тоже использую в работе с обучающимися по подготовке к ГИА.

Данная система мероприятий способствует повышению качества подготовки и приводит к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА и ЕГЭ обучающимися.

При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.

« Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (писал Александр Пятигорский, русский философ).

Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Контроль бывает разных видов, форм и может составляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный. Предварительный контроль , как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к начал) обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия.

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль - определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельно-обучаемых и педагогической работы обучающих. В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опpoca обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием компьютеров. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устранятся субъективизм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно сочетание устного и письменного опроса.

К контролю в процессе обучения предъявляются следующие педагогические требования:

Индивидуальный характер контроля. Контроль доли осуществляться за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью. Нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;

Систематичность, регулярность проведения контроле на всех этапах процесса обучения;

Разнообразие форм проведения контроля, что в большей степени обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля;

Всесторонность контроля. Контроль должен давать возможность проверки теоретических знаний, интеллекту субъективные и ошибочные суждения и выводы; индивидуальные личностные качества обучаемых;

Единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.

1. Входной контроль - контроль знаний и умений студентов при начале обучения очередной дисциплине.

2. Текущий контроль - непрерывно осуществляемое "отслеживание" уровня усвоения знаний и умений студентами на лекциях, лабораторно-практических занятиях; своевременного и аккуратного оформления отчета о лабораторной работе и его защите; быстроты и точности решения ситуационных задач. По всем видам деятельности ведется учет баллов, принятый кафедрой, исходя из важности и трудности выполняемых работ.

3. Рубежный контроль - контроль умений и знаний студентов по окончании изучения темы (раздела), модуля. Этот вид контроля заключается в написании контрольной работы, расчетно-графическом задании или системе заданий в виде тестов.

4. Итоговый контроль - контроль знаний, умений, навыков и поддающихся критериально-оценочной процедуре личностных качеств. Итоговый контроль оформляется в виде зачетного или экзаменационного теста по всему предмету.

5.Отсроченный контроль - контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).

Поскольку рейтинг - это шкала достижений студентов, то совершенно очевидно, что должен быть стандартный инструмент измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам, является педагогическим тестом достижений. Обычно в тесте нет заданий, на которые можно найти прямой ответ в учебнике, поэтому возможность списывания практически исключена или бессмысленна.

Обобщая достоинства рейтинговой системы как одного из инновационных методов, можно констатировать, что рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины. При рациональном, с дидактической позиции, разделении дисциплины на блоки возможно ее усвоение каждым обучающимся самостоятельно. В этом случае самостоятельная работа студентов, ее реализация в вузе, создает условия для развития личности студента. Самостоятельная деятельность по приобретению студентами знаний и умений предполагает четкую регламентацию обучения в зависимости от содержания предмета, условий обучения, уровня подготовленности студентов к восприятию и усвоению материала.

Функции оценки , как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у студентов создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности студенток и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) обучающихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно-обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип системности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого обучающегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения обучающихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Качество усвоения студентами подлежащего изучению материала, приобретенного (усвоенного) ими опыта и, следовательно, деятельности, которую они могут осуществлять в результате обучения, может характеризоваться уровнями усвоения (деятельности). Напомним их.

1-й уровень - уровень представления (знакомства). Студент, выведенный на этот уровень, способен узнавать объекты и процессы, если они представлены ему сами (в материальном виде) или даны их описание, изображение, характеристика. На этом уровне студент обладает знанием-знакомством и способен опознать, различить и соотнести эти объекты и процессы.

2-й уровень - уровень воспроизведения. Студент может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.

3-й уровень – уровень умений и навыков. На этом уровне усвоения студент умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые. Здесь различают две разновидности усвоения: умение, когда студент выполняет действия после довольно продолжительного предварительного продумывания последовательности и способов их осуществления, навык, когда действие выполняется автоматически. Обдумывание каждой предстоящей операции резко "свернуто" во времени. Создается впечатление, что исполнитель работает "не думая".

4-й уровень – уровень творчества. Как известно, творчеством считают проявление продуктивной активности человеческого сознания. Например, рационализаторство и изобретательство, работа по реконструкции в ходе реального курсового проектирования, при участии в научно-исследовательской работе. Чтобы вывести студента на уровень творчества, недостаточно, чтобы он овладел знаниями, умениями и навыками по определенному, пусть даже весьма широкому набору учебных элементов. Необходимо обучить его умению самостоятельно "добывать" необходимые знания и умения. Нужно пробудить и развить в нем творческие склонности. А это возможно только при условии, что в процессе обучения будут применяться специальные творческие задачи научно-исследовательской, проектной, конструкторской, технологической деятельности, т.е. будут реализовываться мотивационные знания.

Для достижения любого уровня усвоения студент должен осуществить учебную деятельность (УД), состоящую из трех видов действий: ориентировочной основы действия (ООД), исполнительских действий (ИД) и контрольных действий (КД), выполняемых студентами обычно с помощью преподавателя:

УД = ООД + ИД + КД.

Здесь ООД заключается в получении студентами необходимой информации, осознании поставленной перед ними задачи усвоения. С помощью полученных от преподавателя инструктажа и ориентировки они выбирают пути, средства и методы (выбирают программу) ее решения; ИД состоят в интеллектуальной переработке полученной информации и выполнении упражнений с целью усвоения знаний, умений и навыков. Студент выполняет программу, разработанную в ходе ООД; КД – действия, с помощью которых проверяются полнота, правильность и качество выполнения ООД и ИД.

Приведенные выше характеристики контроля качества знаний и умений весьма условны. Качество обучения, по С.И.Архангельскому, рассматривается как способность студентов выполнять определенные требования, поставленные перед ними, с учетом целей и задач изучения того или иного предмета.


  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений учащихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые, а также государственные экзамены.

Проверка осуществляется в различных формах итогового контроля, во многом определяется характер контрольных заданий и информацией, заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.

Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ. Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов, важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для понимания учащихся.

В учебных заведения используют следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период производственной практики. По результатам учебной, производственной технологической и производственной преддипломной практики учащиеся получают зачет с дифференцированной оценкой.

Зачет служит также одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.

Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное направление квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалификационные испытания после завершения учебной практики для получения рабочей профессии.

Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную проверку подготовленности учащихся к профессиональной деятельности.

Семестровые экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.

Государственные экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.


  1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Различают следующие виды контроля : предварительный , текущий , рубежный (периодический) и итоговый.

Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях учащихся.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.

Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося. В этом случае учащиеся перестают регулярно готовиться к занятиям, а следовательно, и систематически закреплять пройденный материал.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях (для технических и сельскохозяйственных специальностей), государственных экзаменах, защите дипломного проекта.


  1. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.

В средних специальных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить подготовленность учащихся к их выполнению.

Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности действия, процесса, способа (“Что произойдет…”, “Как изменится…”); на сравнение (“В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”); на объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”); на выявление основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений (“Укажите важные свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия необходимы…”); на установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как обосновать…”).

Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.

Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.

Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать, подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следовательнные связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний учащихся.

Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают для ответа конкретного учащегося.

Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить полноту ответа, его правильность, выявит ошибки, недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.

Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.

Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров по тому или иному положению ответа.

Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.

Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа.

Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий, индивидуальных особенностей учащихся.

В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать учащихся использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и заводское оборудование.

Для углубления и расширения знаний учащихся, можно дать индивидуальные задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.

Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение связывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большого количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие – решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают на поставленные вопросы с места.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты (технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7–15 мин.), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа.

Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна быть одинакова. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.

После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими учащимися того или иного раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания учащихся имеет анализ контрольных работ, выполненных на «9» и «10», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.

Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.

Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы, как правило, не велики по объёму, содержат задания в основном по теме учебного занятия. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на данном занятии, подчинена ему. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени её выполнения. Широкое применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом. Своеобразие их в том, что они позволяют учесть индивидуальные особенности каждого учащегося.

Диктанты (предметные и технические) широко используются для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания, на которые можно очень кратко записать ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждает списывание.

Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки реферата учащийся мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко выясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений.

Наряду с аудиторными письменными работами используют и домашние контрольные работы , над которыми учащиеся работают несколько дней (10–15), так как по содержанию они обычно охватывают большой раздел учебной программы. Выполнение их требует серьезной самостоятельной работы с книгой и другими материалами.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения учащихся в средних специальных учебных заведениях – не только усвоение ими определенной системы знаний, но главным образом формирование профессиональной готовности решать практические производственные задачи. Такая готовность определяется степенью сформированности системы умений и прежде всего профессиональных. Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике, на сколько они овладели необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятое решение, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой осуществляется проверка знаний.

Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко – специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.

Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания: провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и механизмов, определить причины неисправности, настроить прибор, разработать техническую документацию, изготовить конкретное изделие, выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент и т.д.

Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ – последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях – выявляется сформированность умений обращаться с приборами, производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанном.

Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические и др.), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста. Они позволяют наиболее объективно определить уровень готовности учащегося к практической деятельности, сформированность таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, обобщение, сравнение, перенос знаний, использование знаний в нестандартных ситуациях.

Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения учащимися конкретной производственной деятельности, так и по её результатам. Основные критерии, по которым оценивается деятельность учащихся, следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудования и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).

За последние годы значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему.

Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов . Тест состоит из двух частей – задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверить двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.

При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдаёт оценку.

При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений – шаблонов.

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля – ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам вопросов: к избирательным, основанным на таких видах деятельности учащегося, как узнавание, припоминание, и конструируемым, основанным на припоминании и дополнении.

Наибольшее применение в связи с простотой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания. К каждому вопросу подобного задания предлагается несколько ответов на выбор, учащийся должен найти среди них правильный. Среди избирательных заданий можно выделить альтернативные, множественного и перекрестного выбора.

Альтернативные задания применяют в тех случаях, когда на предложенный вопрос учащийся должен ответить «да» или «нет». В связи с большой вероятностью угадывания ответа альтернативные задания используют реже других избирательных заданий.

Задания множественного выбора предполагают выбор одного ответа из нескольких (пяти-шести). Среди них могут быть и такие: «не знаю», «нет правильного ответа». Эти задания широко применяют в связи с тем, что ответы на них могут быть введены в современные технические средства обратной связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в средних специальных учебных заведениях, рассчитаны на задания именно такого типа.

Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставления, состоят в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными в произвольном порядке.

Задания с конструируемыми ответами выполняются путем внесения дополнений, формул, определений и т. п. В тексте заданий имеются соответствующие пропуски, куда учащиеся записывают ответы в словесной формальной, числовой форме. Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность учащегося, уровень его развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в органическом единстве с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков.

Пример тестовых вопросов

Вариант 1

На своем листе укажите Вашу фамилию, имя, отчество, номер учебной группы и номер варианта теста 1. В каждом вопросе только один правильный ответ, который и необходимо записать на листе. Желаю успехов!

1. Системой называется:

1. Множество элементов любой природы

2. Множество связанных между собой однородных элементов

3. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность

2. Процесс адаптации системы протекает активно, если:

1. Система не подстраивается под внешние условия

2. Система приспосабливается к внешней среде

3. Система приспосабливается к внешней среде и реагирует на нее

4. Система реагирует только на внутренние условия

5.2. Форма итогового контроля

Для студентов очной формы обучения итоговая аттестация – зачет во втором триместре на втором курсе. За курс «Теория организации» студент может максимально набрать 100 баллов. Зачет проводится в форме тестирования. Тест включает 30 вопросов, при этом баллы распределяются следующим образом:

100 баллов – за 29-30 правильных ответов,

91 балл – за 27-28 правильных ответов,

80 баллов – за 25-26 правильных ответов,

71 балл – за 23-24 правильных ответа,

60 баллов – за 21-22 правильных ответа,

41 балл – за 20 правильных ответов.

За подготовку реферата преподаватель начисляет студенту дополнительно до 10 баллов, за активное участие на семинарских занятиях начисляются премиальные баллы – до 15 баллов.

Если в результате тестирования студент набирает менее 41 балла, зачет считается несданным.

5.3. Перечень контрольных вопросов

    Понятийный аппарат теории организации и систем управления.

    Понятия, характеризующие содержание системы.

    Атрибуты системы.

    Понятия, характеризующие структуру и функционирование системы.

    Сложность системы.

    Функциональные свойства и характеристики системы.

    Организация и организованность системы.

    Классификация систем по степени организованности.

    Законы и закономерности образования системы.

    Закономерности поведения системы.

    Основные свойства социально-экономической системы.

    Предприятие сферы услуг как система и его свойства.

    Внешняя среда, входы и выходы предприятия.

    Внутренняя среда предприятия.

II. Методические указания по изучению дисциплины

  1. Методические указания по работе на семинарских занятиях

Поскольку семинарские занятия должны закрепить приобретенные знания и привить навыки управления, они проводятся с максимальной «включенностью» обучающихся в процесс обсуждения изучаемого вопроса. Поэтому от обучающихся требуется высокая концентрация внимания на выносимых на семинар вопросах, умение видеть за теоретическими положениями практические действия в рамках осуществления организационной деятельности. Тем самым обучающиеся «втягиваются» в диалог, что повышает их заинтересованность в освоении излагаемого материала и увлекает в поиск правдоподобных заключений. Существенным подспорьем в этом должна стать внеаудиторная работа обучающихся с литературой, реферативный обзор учебных и научных публикаций по теме материала.

Для наращивания опыта публичного выступления и ведения дискуссии обучающимся предоставляется возможность подготовки к конференции и участвовать в ней, что вырабатывает потребность выступать с докладами и сообщениями на семинарских занятиях.

Дискуссионный стиль ведения семинарских занятий сочетается с экспрессопросом обучающихся, что позволяет выверять основные положения изложенной ранее темы и развивать представления о них под углом зрения последующего продвижения по учебному материалу.

Для углубленного изучения учебного материала обучающимся предлагается подготовка рефератов по выбранной ими теме, связанной с выяснением природы и факторов деятельности конкретного предприятия. Для написания реферата обучающийся привлекает учебную и научную литературу, официальный статистический материал из изданий органов Госкомстата РФ и электронных источников, а также сведения о материально-техническом, кадровом, экономическом и финансовом положении обозреваемого предприятия. Оформление реферата должно соответствовать принятым стандартам, содержать оглавление, введение, основной текст, заключение, список использованных источников. Рекомендуемый объем 20–25 страниц машинописного текста.