Мироточение в Клину: почему плачут иконы? Мироточение икон

Иконы это чудо само по себе. Мы обращаемся через них к Господу, Богородице и святым покровителям за помощью и благословением. Каждый раз, глядя на них, сердце наполняется радостью и благоговением. Кроме того, многие из икон обладают чудотворными силами, которые не раз помогали нуждающимся. К таким образам относятся, например: икона Божьей Матери Целительница или икона Неопалимая Купина. Также чудесны и удивительны явления икон, многие из которых были обнаружены при самых интригующих обстоятельствах.

Сколько бы тайн не содержали в себе эти творения, находятся всё новые и новые. И, конечно же, нельзя не вспомнить о таком удивительном явлении, как мироточащие иконы . Мироточение это выделение маслянистого вещества, которое появляется на поверхности образа. Это вещество носит название Миро, отсюда и название этого чудесного явления. Миро может обладать легким приятным запахом, его консистенция варьируется от очень густой и смолянистой до прозрачной и водянистой. Чаще встречается первый вариант, реже последний.

Чудо мироточения впервые было замечено очень давно. Некоторые мироточили совсем не долго, а другие редкие реликвии продолжают источать миру и до сих пор. Одной из наиболее известных икон является Монреальская Иверская икона Богородицы. Она знаменита тем, что мироточение её длилось 15 лет.

Зафиксировано немало случаев этого удивительного чуда, свидетелями которого становилось множество очевидцев. Но, конечно же, наравне с истинными мироточениями было и множество фальсификаций. ведь соблазн предложить людям нечто чудесное так велик. Из-за попыток недобросовестных людей привлечь всеобщее внимание обманом, была создана специальная комиссия, которая тщательно проверяет, действительно ли мироточение является подлинным. Впрочем, не всегда это явление, не являясь истинным чудом, должно быть фальсификацией. Порой случается так, что на икону попадает лампадное масло или капли попадают с лица человека, целующего святой образ в процессе миропомазания. Если же это не обман и не случайность, тогда мироточащие иконы становятся воистину восхваляемым дивом. Миро является очень сложным по составу веществом, но из-за его святого происхождения более детальные исследования недопустимы. Поэтому это удивительное явление ещё не является изученным до конца.

Комиссия ученых сняла на видео мироточащие иконы в селе Локоть Брянской области. На глазах у свидетелей два десятка икон начинают выделять ароматное масло. Капельки появляются за считаные секунды.

Павел Флоренский . профессор: Думаю, что при серьезном отношении можно будет вывести химический состав, процесс. Но чудо от этого не перестанет быть.

Почему мироточат иконы? Есть ли научное объяснение?

Термин «мироточение» условен. Просто на иконах образуются маслянистые пятна и капли. Цвет ее колеблется от прозрачно-белого до темно-желтого. Механизма чудес пока никто не знает. Просто чудеса «по заказу» не происходят.

Вообще-то миро - это особым образом приготовленный освященный состав из елея и более сорока благовонных трав и веществ. Составление и освящение мира происходит один раз в несколько лет в Успенском соборе Москвы, после чего оно отправляется в специальных сосудах по всем епархиям Русской православной церкви. Правомерно ли говорить о том, что плачущие иконы выделяют именно миро? Скорее да, утверждают эксперты. Само чудесное событие может развиваться по разным сценариям, но результат всегда один - на поверхности иконы возникают капли некой маслянистой жидкости органического происхождения. Их может быть мало - одна-две. А может быть так, что вся поверхность иконы окажется увлажненной. Капли могут быть бесцветными или окрашенными. Могут не иметь запаха, а могут благоухать. Например, те люди, которым выпала возможность лицезреть слезы чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, рассказывают о незабываемом благоухании. В то же время не совсем верно говорить о мироточении, считают эксперты. Скорее этому необыкновенному процессу подходит название маслопоявление или маслоконденсация. Появление масла на иконе, когда из ничего образуется священное миро, нарушает абсолютно все законы природы. Это настоящее чудо, которое по определению противоречит науке, - считает Павел Флоренский.

Но в науке нет и не может быть понятия чуда. Мир устроен таким образом, что законы природы в нем выполняются с неумолимостью, а всякое чудо воспринимается просто как очень редкое, почти невероятное, но тем не менее случившееся событие.

А ведь мироточат как деревянные иконы, так и отпечатанные типографским способом. Даже были случаи, когда миро появлялось на фотографиях икон. Поэтому можно предположить, что все эти явления могут быть вовсе не знамениями, а иметь совсем другой смысл и цели. Истинные чудеса происходят там, где есть вера. В безверии или маловерии возможны только ложные чудеса, а потому массовое появление в православной среде загадочных мироточений не может нас не настораживать. Да, нам известны факты чудесного исцеления людей после помазания их выделившимся из иконы миро. Но можно привести и примеры, как мироточение отрицательно сказывалось на здоровье целых семей.

Как показывает статистика, чаще всего мироточат иконы не в старых храмах, а в восстановленных или заново построенных. Там, где только налаживается церковная жизнь. И все по-разному воспринимают это чудо. У одних к мироточению оккультно-потребительское отношение, направленное, например, на желание вылечить болезнь. Другие относятся к подобным чудесам с равнодушным безразличием.

Когда говорят о мироточении икон, нужно понимать, что название этого чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания. На иконах появляется жидкость, лишь напоминающая миро, столь же благоуханная. Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о елеоточении или росоточении. Плачущие иконы и мироточивые - это разные чудесные явления. Некоторые называют чудо мироточения слезами, но на самом деле это два совершенно разных явления.

Плачущая икона считается более редким чудом и более грозным знамением. Из истории можно сказать, что слезы Богородицы свидетельствуют о грядущих испытаниях. И если люди обращали внимание на этот знак, приносили покаяние, то эти испытания часто предотвращались. Это всегда предупреждение. Понимают люди это, или нет - это зависит от людей. Кровоточение иконы в православной традиции - еще более грозный знак.

Некоторые люди считают, что мирто, проистекающее из икон это древесная смола или некий конденсат. Следует заметить, что мироточат так же и бумажные ксерокопии, литографии, фрески, фотографии икон и даже металические иконы.

Особенность нашего времени, в частности, выражается и в том, что наблюдается повсеместное массовое мироточение икон. Что бы это значило? ломают головы христиане, возвещает ли Господь нам о грядущих бедствиях, укрепляя нашу веру этим мироточением, или это явление милости Божией, которую Он обильно изливает на Церковь? Вряд ли мы сможем ответить на эти вопросы. Одно только ясно, мироточение это явление Славы Божией. И в этом явлении Бог показывает нам Свою власть над материей, которую Он создал и подчинил установленным Им законам. И вот в этом явлении Славы явлена и Сила Божия, которой эти законы и преодолеваются. Создатель этих законов показывает нам, что Он может их и преодолеть в этом Он властен.

Мироточащая икона доставлена в сельскую церковь Московской области

Пятого и шестого июня непрестанно мироточащая икона Богоматери «Умягчение злых сердец» будет находиться в приходе Казанской иконы Божией Матери, что в селе Сосенки Ленинского района Московской области. Помазаться обильно истекающим миром можно будет в субботу, пятого июля, с половины девятого утра до семи вечера и в воскресенье, шестого июля, с восьми утра до двух часов дня.

Молебны о здравии с акафистом состоятся пятого июля в четыре часа вечера и шестого июля, в час дня.

Доехать в церковь Казанской иконы Божией Матери можно от станции метро «Теплый Стан» автобусами 526, 508, 512, 531, 577 или маршрутным такси до остановки «Сосенки-1».

СПРАВКА. Православное чудо - икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», отпечатанная в типографии «Софрино» в девяностых годах, начала мироточить в мае тысяча девятьсот девяносто восьмого года, после приобретения в обычной церковной лавке.

С тех пор миро стекает с образа непрестанно. Мироточение настолько обильное, что напитываясь им, киоты быстро ветшают и становятся непригодными.

С этим ликом Божией Матери часто совершаются паломничества по России и за её рубежами.

Источники: church-bench.ru, www.ntv.ru, otvet.mail.ru, polzainfo.ru, pravoslavie24.com

Проект «Голубой мозг»

Проект “Фобос-Грунт”

Проект ПК-5000

Проект ”Спираль”

Вогнутые зеркала. Тайны кривых зеркал

Пророчества святых о России

Четыре столетия назад, когда Россия была близка к гибели от рук внешних врагов и внутренней смуты, в Успенском соборе Московского Кремля, ...

Лесной дух


Главарь темной чащи... С давних времен леший считается повелителем всей растительности и темных троп, наводящих страх и заводящих в...

Топливо из мусора

Наверное, каждый понимает, что запасы топливных ресурсов ограничены. И, если их потребление останется на прежнем уровне, газа и нефти надолго...

Атлантида

Атлантида — это ныне исчезнувший древний архипелаг, состоявший из двух больших островов в Атлантическом океане недалеко от Средиземного моря. ...

Древний город Теотиуакан – неразгаданная тайна


Недалеко от столицы Мексики находится один из самых таинственных и древних комплексов прошлого – город Теотиуакан. В периоды осеннего и...

Космический корабль Буран

Полностью автоматизированный, на базе советского бортового программного обеспечения, космический корабль Буран совершил свой первый полет в 1988 году. Без...

Призрачный замок Глэмис

Недалеко от шотландской столицы, города Эдинбурга, на земле Ангус, расположенной среди загадочного леса возвышается призрачный замок Глэмис. Замок известен своими...

Спутники Юпитера Ио

Вокруг Юпитера обращаются 63 известных спутника, которые можно разде- лить на две группы — внутреннюю и внешнюю. Внешние спутники Юпитера вполне...

Кровельный материал

Кровельный материал должен практично сочетаться с внешним обликом здания. Существует несколько вещей, которые следует рассмотреть, прежде чем сделать выбор внешнего...

История еды древних славян

Древние славяне, как и многие народы того времени, верили, что множество...

Мотоциклы с карданным приводом

Мало купить мотоцикл и ездить на нём, заправляя его время...

Народные приметы о жемчуге

В первую очередь, жемчуг является невероятно красивым камнем, который был...

Акулы в Балтийском море

Как-то получилось, что из акул в Балтийском море представлены лишь...

Как получить электричество из воды

Сотрудники Университета Альберты нашли принципиально новый способ получения электроэнергии из...

Мироточение – взгляд скептика
На мой взгляд - это относительно лёгкое чудо для воспроизведения, но из-за множества технологий, каждый случай требует индивидуальной проверки.

Ныне в глаза бросается массовость мироточений. В постперестроичной России первопроходцем мироточений стало враждебное московской патриархии богородническое братство, которое и сейчас время от времени зазывает людей на очередное мироточение.

Когда речь идёт о массовых мироточениях, то на ум приходит самая простая технология - капнуть несколько капель масла на икону или разбрызгать масло из пульверизатора. След от масла будет оставаться на иконе довольно долго, и за ночь легко обработать огромное количество икон.

В интервью «Независимой газете», ныне покойный митрополит Нижегородский Николай Кутепов рассказывал случай из жизни его епархии:

«Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью» [НК].

ЖЖ Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00
[journalru.livejournal.com ]
бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
«в моей почти 7-летней практике откровенных провалов было не так и много. так чтобы я не мог выполнить задание/заказ, было может раза три. сегодня добавился еще один такой случай. заказали мне фотографию иконы, которая замироточила.
приезжаю в церковь. ищу батюшку, надо получить разрешение, или если хотите благословение. подождать меня просят, поскольку исповедуются у него. мороз на улице дикий. заодно и объектив согреется, думаю я и иду поглядеть пока на саму икону. стою, смотрю. ничего не капает, не выделяется. испарины не замечаю. долго смотрю. сосредоточенно. боюсь пропустить тот самый момент мироточения. а тут бабка вокруг носиться, свечки меняет, пыль тряпицей смахивает. и вот бабка подходит ко мне и тоже в иконку взглядом своим набожным упирается. и тут меня как дернуло. не знаю что нашло. я себе такого не позволяю, хотя отношение ко всем этим РПЦшным атрибутам не очень лояльное. в общем, я возьми да и ляпни ни с того ни с сего:
- бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
а бабка, с просветленным своим взглядом, немедленно отвечает:
- нет, думала, хватит со вчерашнего...
и даже не осеклась. побежала дальше свечки менять и пыль стирать. правда через пару минут вернулась и выпинала меня из церкви. снимок я так и не сделал... не пустили больше.
блин, стыдоба-то какая...».

Другая технология мироточения описана Петром Первым. В 1720 году, замироточила одна из икон, он лично приехал на место, забрал икону, взял с собой несколько священников из того храма, приехал во дворец и в присутствие свидетелей, далее процитирую сам текст: «Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом» [Б].

Ещё одну технологию мироточения раскрыл известный скептик и разоблачитель чудес Джо Никелл, член Общество скептиков США.

В сентябре 1996 года комиссия по научному исследованию паранормальных феноменов при газете "Toronto Sun" пригласила его в Канаду, где большую популярность приобрела плачущая икона Святой Девы в церковь Богоматери в Торонто.

Далее я процитирую самого исследователя «Наконец я увидел - капли разбрызгивала висевшая перед иконой масляная лампа! (На фотографии вы видите ее в правой руке священника - это не обычная лампада, а действительно масляная лампа. Если ее фитиль плохо прикручен, она действительно "плюется" горячим маслом, что я быстро проверил дома при помощи чашечки с подсолнечным маслом и фитиля из марли - прим. переводчика)» [Н].

Интересно, что нечто подобное произошло и в России.

ЖЖ Пишет bytopisatel (bytopisatel)
@ 2006-06-18 17:16:00
[bytopisatel.livejournal.com ]
Лично видел много случаев бесспорного мироточения, необъяснимого никакими физическими причинами. Но в наших палестинах случилось и одно очень сомнительное, послужившее, кстати, поводом к "рекламному" использованию иконы. Приведу ниже эту историю без комментариев - сапиенти сат, так сказать.

В одном из районов нашей области попы закупились партией лампадного масла (вроде бы у заезжего автокоробейника), которое при горении на фитиле стало мелко "постреливать"; если лампадка с таким маслом висела очень близко к иконе, то на поверхности образа оставались мельчайшие брызги, постепенно сливавшиеся в более-менее крупное пятно. Благочинный это дело приметил и предупредил в своем районном центре батьков, чтобы проследили за ситуацией для предотвращения нездорового ажиотажа. И - тут же в сельском храме недалеко от районного центра замироточила икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", естественно, современного письма (впрочем, о возможности существования таких икон, написанных ранее архимандритства Иосифа Балабанова, ныне епископа, в Серпухове, не мешало бы поговорить особо))). Писал ту икону сам местный батя, изрядный хитрец и демагог, не больно-то любимый собратьями по кадилу и кропилу. Сей отец тут же поднял изрядный шум в СМИ; в итоге наш святитель узнал о том, что в селе творится, из новостей местного ТВ и отправил того же благочинного для разбора ситуации.
Благочинный потом сам рассказывал:
"Приехал, смотрю на икону - перед ней висит лампадка и картина уж больно похожая на уже знакомые брызги масла. "Какое у тебя масло?" - спрашиваю настоятеля. Тот набычился: "Хорошее, софринское". "Ну ладно, - говорю, - давай так сделаем. Помещаем икону в киот со стеклом, закрываем его и опечатываем моей печатью, посмотрим, будет ли дальше мироточить". Так и сделали. Приезжаю через некоторое время опять. "Мироточит?" - "А как же!" Смотрю - а печати на киоте уже нет, да и сам киот открыт, и лампадка тут же... "А где печать?" Настоятель замялся: "Да тут... Мы икону-то двигали при уборке, да бабки печать и сорвали случайно... Да и вообще они обижаются, что икона закрыта, им приложиться хочется..." Ну я махнул рукой, написал архиерею докладную - хай сам разбирается".
Святитель прочитал докладную и стал думать. Помыслил-помыслил, смотрит опять местное ТВ - а там еще сюжет: мироточивую "Неупиваемую Чашу" из села Н. на время перенесли в один храм областного центра (где, кстати, настоятель весьма практичный и сам о себе говорит: "Я не жадный, я - экономный"), а народ туда на поклонение валит толпой...
Так эта история и осталась до конца не проясненной, хотя "турне" иконы по градам и весям волевым решением архиерея все же прекратили. Благочинный при своем мнении, поп-иконописец при своем, паства в ажиотаже, архиерей в раздумьях

Ещё из ЖЖ
Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00

Интересную технологию мне рассказал пастор одной из протестантских церквей, которую в свою очередь ему поведал покаявшийся в их церкви православный батюшка.

Доску для иконы сушат, а затем вымачивают до тех пор, пока дерево не пропитается, в масле или веществе, которое будет истекать из неё. После вымачивания немного подсушивают, а потом покрывают как обычную икону. Надо заметить, что это покрытие защищает икону от выхода жидкости которую впитала доска. Лучше икону содержать в сыром помещение, вроде подвала. В нужный час икону выносят, в местах предположительного истечения мира точечно повреждают защитный слой и ставят в самое сухое место. Дерево начнёт отдавать жидкость, высыхать, а икона, соответственно, мироточить.
Эта технология основана на простых физических законах. Но пока я не видел чтоб кто-нибудь её воспроизвёл или использовал.

Кроме описанных технологий существует ещё множетсво других, не менее эффективных, но хочу подчеркнуть, что каждое мироточение по свое сути индивидуально и требует индивидуального анализа.

Что касается состава мира, то как правило мне попадались заключения о том, что используется оливковое, подсолнечное и другие, вполне известные науки вещества. Иногда можно прочитать о том, что из икон течёт нечто неземное, но заключений соответствующих лаборатории не предоставляются. Потому слова проверить невозможно.

Научное изучение
Для начало надо отметить, что научное изучение это не когда учёные изучают некоторое явление, а когда изучение ведётся по определённому протоколу, направленному на максимально объективное изучение. Такого изучения не проводилось в связи с мироточением. Существует комиссии по чудесным знамениям, происходящим в Православной Церкви в состав которой входят ряд православных учёных.
Но они занимаются не столько изучением, сколько описанием того, что им рассказывают или видят сами. Никаких протоколов исследования не ведут (по крайне мере нигде он них не говорили или не дали повода думать что они у них есть).
Пример их работы:
«Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже присутствовать при чуде.
- Мы вернулись через час. Все иконы, разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент - маслом покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы делаем вывод? - На минуту Флоренский замолкает. - Вещество появилось не изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а маслопоявление на иконе».
[www.radonezh.ru ]
А почему не сделать вывод, что масло нанесли руками?

Что же показывает анализ вещества, собранного комиссией с мироточащих икон?
"Ученые собирают выделившееся масло в пробирку... А дальше его исследуют эксперты Института криминалистики ФСБ, которые всегда присутствуют при опытах. Их заключение: “...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу... Мы брали на анализ масло с разных икон, - объясняет Павел Васильевич. - По составу оно всегда сродни подсолнечному или оливковому. Состав органических веществ масла настолько сложен, что вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга. Это примерно то же самое, что и постное масло двух разных заводов-производителей, которое внешне одинаковое, но если его разложить на составляющие, то органические вещества окажутся различными. ”

И на какие мысли это наталкивает комиссию?
Там же.
«Допустим, мы провели анализы и показали, что миро, собранное с иконы, по составу - ароматизированное подсолнечное масло. Ну и что? Любой священник объяснит, что наша страна богоизбранна, поскольку у нас растут подсолнухи, из которых и получается миро. А вот, скажем, греческие иконы чаще источают оливковое масло, потому что их земля - родина оливок».

Среди всех исследователей мироточений, данная комиссия выделяется с положительной стороны. Но в ряду апологетов выявляется тенденция искажать результаты анализов.
Так вот в описание чудесных свойств мира мощей в Киево-Печёрской лавре можно найти такую ссылку на исследование учёных:

"Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось Божиим знамением - три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, "взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4". "Химический анализ образцов был произведен в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института... Результаты анализа показали: все образцы являются высоко очищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции стерификации и метилирования. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность образцов свидетельствует об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц). В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония (NH4OH, H3PO4), что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов.

Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 - 13 мг, а образец №4 - 73 мг. Такой показатель свойственен только живому организму"".
[lavra.kiev.ua ]

Масло не может быть высокоочищенным, если в нём содержаться значимая примесь белков, и уж тем более 13-72%. Это тоже самое, что если бы воду в литровой бутылке называли высокочистой, в которой всего 130-720 грамм вредных веществ находилось.

Поэтому, когда ссылаются на заключения подобного рода, стоит относится скептически и требовать указания места исследования и заключения лаборатории. Подобный случай не единичен. Мне приходилось беседовать с людьми, которые проводили анализ мира и выдав заключение обнаруживали, что люди, предоставившие миро на исследование, говорили совсем другое о результатах исследования.

Мироточение литература

Б. - «От Р.Х. 1720.
1 мая [Петр] присутствовал при спуске нового девяносто-шестипудового корабля, наименовав его Фридрнхштатом. По сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души работающих и вливало в них новые силы.
В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были Великому его Строителю пре-многие и сильные препятствия не токмо от неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего оного было сильнее. В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить, приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю его в своей Кунст-Камере».

Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из достоверных источников н расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII. С. 93-97.
Текст взят из Басов Д. Чудо мироточения. СПб: А.В.К. - Тимошка, 2001 г., с. 38-40.

Н. - Аномалия No 16(148), 1 сентября 1997, по материалам журнала "Skeptical Inquirer", N 2, 1997

НК. - Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) [www.krotov.info ]
Езё запись из ЖЖ
О люди!
Повелитель снеговиков, 16/01/08 14:44
Не то, чтобы я ненавижу попов и священников разного толка... но! Рассказываю, чему сам был свидетель и, если честно, помощником, что-ли? Есть у меня друг, его отец священник. Ну, не повезло парню в жизни, чего греха таить. Не хочет друг мой становиться "продавцом от храма" (его слова), а отец заставляет. Все слышали про всякие мироточивые иконы? Возможно, есть среди них и чудотворные, но точно не та, про которую ниже. Заказали её в Турции, с секретом икона. В неё масло заливается сверху и она "плачет". Так вот: заранее сообщается, что в церковь привезут такую икону, все в экстазе, все радуются. Приезжает икона, все ломятся прикоснуться к мироточениям этим, а это простое масло подсолнечное, рафинированное (без запаха, бля!). Тут же продаются маленькие бутылочки масла с якобы добавлением слез из иконы. 5 баксов бутылочка. И ЛЮДИ ПОКУПАЮТ! Да не по одной бутылочке. В общем, один литр подсолнечного масла "Олейна" уходит в среднем за 500 баксов. На следующий день народу еще больше... Я сам помогал разливать другу масло (не знал, правда, для чего, но факт есть факт). Почему у нас такой легковерный народ?

Мироточение икон. Почему плачут иконы?

Каждое мгновение в мире происходит что-то необычное. Кто-то выигрывает в лотерею, кому-то отвечает взаимностью любимый человек, или безнадежно больной неожиданно выздоравливает. Но все это – чудеса мимолетные, а в поисках вечных люди часто обращаются к Богу. Споры о существовании Бога ведутся столько же, сколько существует религия. А что сказать о мироточении? В действительности ли это очередное чудо Господнее, данное людям, чтобы вернуть и укрепить их в вере или попросту чья-то мастерская шутка?

«Классическое», если можно так сказать, миро – это деревянное масло с красным вином и благовониями, которое употребляется в христианских обрядах. Говорят, что обряд мироварения установлен еще 12 апостолами, которые последовали за Христом. Главные компоненты его – масло и вино – варит лично патриарх, на медленном огне в котлах раз в несколько лет на специальном богослужении, а когда смесь густеет, туда добавляются благовония. Полученная субстанция разливается по освященным сосудам, запечатывается и рассылается по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах и используется церковью при совершении таинств миропомазания после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов.

Если следовать логике, то мироточение – это истечение из икон той самой субстанции, которая описана выше. Но… названо оно было только по аналогии с церковным миро – за маслянистость (да и то не всегда) и очень сильный аромат роз или сирени. Больше между двух миро нет абсолютно ничего общего.

Первый случай, описанный на Руси мироточения произошел в конце XIII столетия в Великом Устюге. В те времена в городе жил юродивый Прокопий, обладавший даром «прозорливости» – ясновидения. 1290 год — он начал взывать к горожанам: «Покайтесь и исправьтесь, или погибните от огненного града», – но люди лишь посмеивались. Но, как и предсказывал юродивый, спустя несколько дней, в воскресный полдень, над городом появилась черная «каменно-огненная» туча.

Устюг погрузился во тьму, прорываемую только раскатами грома. Горожане кинулись в храмы с молитвой и раскаяньем. Больше всего народа собралось в соборе, где перед иконой Благовещения истово молился Прокопий. И тут от иконы начало источаться так много мира, что им смогли наполнить церковные сосуды. Тогда же, практически сразу, тучи отошли от города, гроза разразилась в 20-ти верстах и уничтожила целый лес. А миром, истекшим от иконы, мазались жители города, и многие «получали исцеление от всяких болезней».

Более известной в наше время является, пожалуй, Иверская Монреальская икона Божьей Матери, мироточившая в течении 15-ти лет начиная с 1982 г. Православные считают мироточение этой иконы одним из величайших чудес прошлого века. История ее считается чудесной. Хранитель иконы, Иосиф Муньос Кортес, который преподавал в Монреальском университете историю искусств, в том году отправился в Грецию, на Афон, земную обитель Пресвятой Богородицы.

Там, в Даниловом скиту на Афоне он увидал Иверскую икону Богородицы – список со знаменитой Иверской Вратарницы. Иосиф попросил монахов продать ему этот список, почувствовав, что икона должна быть с ним, на Западе, но ему было отказано. Однако на другой день, когда Кортес собрался уже уходить, его догнал игумен и благословил иконой Божьей матери, сказав, что Царица Небесная сама ему эту икону благословляет.

1982 год, 24 ноября — Иосиф проснулся от того, что в его комнате раздавалось необычное благоухание – по иконе Богородицы текли ароматные струйки мира. Кортес отнес икону в храм, и с того времени она мироточила ровно 15 лет, оставаясь сухой лишь одну неделю – в Страстную седмицу Великого поста, перед Пасхой. И все эти годы Иосиф летал с чудотворной мироточивой иконой по всему миру: от Австралии и Аргентины до Болгарии.

Исцеления миром, вес которого за все годы в несколько раз превысил вес самой иконы, были зафиксированы в огромном количестве, в том числе и от неизлечимых болезней. Но в 1997 г. хранителя убили в Греции, а следы иконы, о которой по сей день ходят легенды, затерялись, и ее никак не могут найти… Правда, ходят слухи, что мироточить она перестала, после гибели ее хранителя.


Существуют и более таинственные случаи мироточения. Так, ежегодно на 24 часа засохшая кровь на дне пиалы, хранящейся в неапольском соборе, вдруг обращается в красную жидкость, которую католики считают кровью святого Януария, епископа Беневито, обезглавленного римлянами в 305 г. Превращение из твердого в жидкое созерцали и подтвердили много врачей и ученых, равно как и приверженцы католицизма. И объяснения этому феномену нет.

1953 год, 29 августа — беременная женщина по имени Антониетта Янузо, проживавшая в Сиракузах (Сицилия), обнаружила, что гипсовая статуэтка Девы с Младенцем… плачет. Местные церковные власти захотели сами убедиться в ее истинности, и когда образцы текущей из глаз Мадонны жидкости проанализировали, то выяснилось, что их не отличить от настоящих человеческих слез. Церковь тут же признала чудо и воздвигла раку, где пилигримы почитают статуэтку и в наши дни.

Во всем мире известна и чудотворная икона «Возложение тернового венца на голову Спасителя», находящаяся в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Сюжет иконы повествует о последних днях Христа, когда римские воины, насмехаясь над Иисусом, возложили на его голову терновый венец. С начала христианской эры эта икона кровоточила только три раза.

Впервые икона в храме Гроба Господня замироточила в 1572 г. На месте нынешнего образа в те времена находилась древняя фреска на тот же религиозный сюжет. И вот накануне Пасхи паломники ужаснулись: фреска «ожила», по ней начали течь струйки жидкости, похожие на кровь. А спустя несколько дней, 24 августа 1572 г, во время печально известной была уничтожена практически треть населения.

Свидетелями второго кровотечения «Возложения…» накануне Пасхи в 1939 г. были несколько монахов при Иерусалимском монастыре, доложившие о чуде Патриарху Иерусалимскому, а тот передал сообщение о знамении Папе Римскому. Известно, что в сентябре этого года началась Вторая мировая война… 2001 год, апрель — свидетелями мироточения стали не только руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан и Патриарх Иерусалимский Ириней, но и тысячи паломников со всего мира.

В ночь со Страстной пятницы на Великую субботу, когда Ириней благословлял верующих, на плаще Христа появилась жидкость, стекавшая алой струйкой на ноги. Мироточение не прекращалось целый день и перестало перед самой Пасхой…11 сентября в результате теракта обрушились нью-йоркские башни-«близнецы», унеся сотни жизней…

Перечислять случаи мироточений можно бесконечно долго, и каждое из них отмечается своей собственной неповторимой историей. Но, продолжая тему иконы «Возложение тернового венца на голову Спасителя», хочется отметить еще два грозных знамения, которые известны, пожалуй, каждому жителю СНГ.

Так, начало кровопролитной войны в Чечне ознаменовалось тем, что в станице Зеленчукской заплакали в храме иконы «Скоропослушника» и «Иверская». Накануне начала учебного 2004 года также зарыдала икона – 1 сентября произошел захват заложников в осетинской школе. В действительности, прослеживается ничем не объяснимая связь между мироточениями и трагическими событиями, и сразу вспоминаются слова стариков: если икона начала плакать слезами или кровью – быть большой беде…

Мироточат, «плачут» иконы во всем мире, но «рекордсменкой» в этой «области» чуда все-же признана Россия. Но есть и своеобразная общемировая статистика: если до конца XIX столетия «плачущие» иконы встречались довольно редко и считались божественными знамениями, то в конце прошлого – нынешнем веке количество мироточивых икон стало просто невероятным!

Речь идет о тысячах и тысячах мироточивых ликах – в храмах, монастырях и даже квартирах простых верующих. При этом началось повальное мироточение не только старых образов (ведь ранее это считали привилегией только старинных, намоленных икон), но и молодых, написанных в XX столетии. И объяснить это резкое увеличение, как собственно и сам факт мироточения, полноценно не может ни церковь, ни, тем более, наука.

Любопытно отношение к мироточению религиозных и светских властей в России. До революции 1917 г. имел место строгий порядок проверки таких чудес. Мироточивую икону вначале осматривала комиссия местной епархии, после приезжали эксперты, назначенные патриархом. Если они также считали, что видят чудо, икону помещали под стекло и ставили охрану. Если и тогда икона продолжала мироточить, то о чуде объявлялось официально. Но всегда самыми первыми к «расследованию» приступали не церковники, а… сотрудники ближайшего полицейского участка, потому как спекуляций на вере прихожан всегда хватало.

Известен случай, как монахи в своих корыстных сиюминутных политических целях объявили о «плаче» икон от реформ . «Кровавые слезы» оказались всего лишь искусно подведенным через систему трубочек вишневым соком, и Петр издал тогда предписание: «Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью»…

Сейчас по всему миру также имеются специальные комиссии по установлению чуда, в которые входят как богословы, так и ученые-химики и физики. В частности в России в 1999 г. при отделе катехизации Московской патриархии была создана Комиссия по описанию сведений о чудесных знамениях, происходящих в Русской православной церкви, которая исследует мироточение, слезоточение икон, обновление икон и повторение изображения икон на стекле киота. Предварительные выводы комиссии (именно предварительные, так как случаи церковных чудес стремительно нарастали) за первые 5 лет ее работы таковы: происходит нечто необъяснимое в истории России, а возможно, и во всей двухтысячелетней истории христианской церкви…

Выделены и две особо крупные волны мироточений. Первая приходится на начало 1920-х г. Петроградская, Псковская губернии, Украина, юг России, Дальний Восток, Приморье – там наблюдались десятки случаев обновления икон. Темные лики на образах просветлялись, становились яркими, сияющими. Это происходило и в храмах, и в домах простых верующих. А вторая волна – это наше время…

В целом же, мироточение – это одно из немногих земных (или все-же небесных?) чудес, которому наука никак не может найти хоть сколько-нибудь правдоподобного объяснения. Существуют лишь сухие факты и результаты анализов. Выглядят они так. Прежде всего следует отметить, что название это общее, и существует, собственно, само мироточение и его уже упоминавшиеся «подвиды», зависящие от того, какая влага выделяется из иконы. А вид, цвет и консистенция образующейся жидкости различны: от густой, тягучей смолы до прозрачной росы, потому говорят о «елеточении» или «росоточении». Пахнет она розой, сиренью или ладаном, и запах густой, устойчивый, способный заполнить собой целую площадь.

Также различаются мироточение и слезоточение, выделяются в отдельную нишу случаи, когда иконы плачут кровью. Форма и размер капель тоже весьма различны. Временами они покрывают все изображение, порой как бы струятся из определенных точек. Существуют случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону тяготения. Миро может на некоторое время исчезать, а потом появляться снова, именно оно приводит к обновлению образов, когда краски неожиданно приобретают первоначальные насыщенные цвета…

Мироточат и бумажные ксерокопии, литографии, фрески, фото икон и даже металлические иконы. Замечена связь мироточения с определенными событиями, но не только с катастрофами. Так, можно отметить случай, когда члены семьи Романовых были признаны мучениками, одновременно замироточили много образов, при этом от литографического изображения иконы Владимирской Божией Матери шел сильный запах любимых духов императрицы Александры Федоровны, позднее переименованных в «Красную Москву».

Зафиксировано и множество случаи исцеления при помощи миро, в частности таинственная жидкость, собираемая с полутораметрового деревянного распятия в маленьком храме города Маунт Причард (Австралия), почему-то лучше всего помогает от рака и астмы… А ее спектрографический анализ показал только, что по своему составу она схожа с оливковым маслом…

Состав миро – вообще тема для отдельного разговора. Так, Владимир Павлов, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник МИАН им. В.А.Стеклова говорит: «Мироточащая икона, на которой „из ничего“ образуется священное миро, нарушает научное представление о мироздании. Ведь что происходит при этом? „Из ничего“ образуется материя – миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки такое может происходить только путем превращения энергии в вещество – процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым…

Есть, конечно, корпускулярно-волновая теория, что единая материя может проявлять себя и как волна, и как материя, частица. Может быть, мироточение – одно из такого рода проявлений. Следует лишь помнить: не все знания в мире получены научным путем. Есть знания, про которые мы вообще не можем сказать, откуда они. Мы попросту знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые возможно изучать в рамках науки. К примеру, химический состав мира. В Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, конечно, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена».

А Московский патриархат, также занимавшийся анализом миро, сообил, что «чаще всего это белковое вещество неизвестного происхождения». Лабораторные опыты показывают, что некоторые виды миро похожи по составу с известными маслами, другие представляют из себя самые настоящие человеческие слезы или плазму крови.

Одни из последних исследований были проведены в биологических лабораториях Киевского университета. Ученые делали анализ миро, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Печерской лавре, и оно оказалось веществом с большим содержанием белка, однако…. Все биологи затрудняются с его классификацией и говорят только одно: такое вещество может источать только живой организм… И в дополнение ко всем тайнам мироточения прибавляется еще одна – неужели иконы живые?!

Экспертная рабочая группа занимается исключительно научным описанием чудес. Так, в многочисленных случаях, связанных с "плачущими иконами", специалистов интересует прежде всего вещество, выделяемое при мироточении. Впрочем, следует разобраться в терминах. Вообще-то миро - это особым образом приготовленный освященный состав из елея (масла) и более сорока благовонных трав и веществ. Составление и освящение мира происходит один раз в несколько лет в Успенском соборе Москвы, после чего оно отправляется в специальных сосудах по всем епархиям Русской православной церкви. Правомерно ли говорить о том, что "плачущие иконы" выделяют именно миро? Скорее да, утверждают эксперты. Само чудесное событие может развиваться по разным сценариям, но результат всегда один - на поверхности иконы возникают капли некой маслянистой жидкости органического происхождения. Их может быть мало - одна-две. А может быть так, что вся поверхность иконы окажется увлажненной. Капли могут быть бесцветными или окрашенными. Могут не иметь запаха, а могут благоухать. Например, те люди, которым выпала возможность лицезреть "слезы" чудотворной Иверской (Монреальской) иконы Божьей Матери, рассказывают о незабываемом благоухании. Павел Флоренский вспоминает такой случай: "В 90х годах музей Андрея Рублева передавал одной из московских церквей икону Пресвятой Богородицы. Приехали иереи, распалили кадило. Затем внесли саму икону - черную, лик на ней еле-еле "просвечивался". Священники прочитали акафист, и произошло удивительное событие - икона на глазах "ожила". Богородица четко "проявилась" на иконе. В какой-то момент я уловил необыкновенное благоухание, я бы назвал его запахом иного мира. Но это точно был не запах ладана или розового масла".

В то же время не совсем верно говорить о мироточении, считают эксперты. Скорее этому необыкновенному процессу подходит название "маслопоявление" или "маслоконденсация". Чтобы было более понятно, Павел Флоренский приводит в пример такой случай. Однажды экспертам стало известно, что под Брянском проживает женщина, у которой в квартире все иконы начинают выделять миро. Специалисты выехали на место, чтобы лично убедиться в необычности происходящего. Хозяйка встретила их радушно, аккуратно расстелила на столе скатерть, а на нее положила привезенные образа. После чего приглашенный батюшка попросил всех выйти из комнаты и отслужил молебен. Через пару часов иконы покрылись капельками золотистой маслянистой жидкости. Но, что странно, масло появилось и на лежавшей рядом шариковой ручке. Если процесс свят, тогда при чем тут ручка? На этот вопрос эксперты пока не знают ответа. Впрочем, они не ручаются и за чистоту эксперимента, так как им приходилось на время покидать помещение. И тем не менее. "Появление масла на иконе, когда из ничего образуется священное миро, нарушает абсолютно все законы природы. Это настоящее чудо, которое по определению противоречит науке", - считает Павел Флоренский.

Но в науке нет и не может быть понятия чуда. "Мир устроен таким образом, - говорит Александр Московский, - что законы природы в нем выполняются с неумолимостью, а всякое чудо воспринимается просто как очень редкое, почти невероятное, но тем не менее случившееся событие. Как-то накануне пасхального богослужения протоиерей Александр Трушин из подмосковного села Лямцино, подходя к храму, услышал, что в нем раздается чудное пение. Батюшка поначалу подумал, что опоздал к службе, но, взглянув на дверь, увидел замок. Это, конечно, можно было бы списать на богатое воображение, но в его храме такие случаи происходили еще по крайней мере дважды. Еще был случай в Поволжье. Люди шли крестным ходом из одного села в другое и услышали колокольный звон. Только вот колоколов-то поблизости нет. И таких примеров масса".

Ответственный секретарь экспертной рабочей группы кандидат технических наук Борис Соколов призывает сдержанно относиться к оценке явления "мироточение". Учение Православной церкви о чудесах и знамениях уже изложено, например, в работах святителя Игнатия (Брянчанинова). Однако зачастую и в публикациях, и в беседах встречаются факты неточного и путаного использования и трактовки понятий "чудо" и "знамение". Также стала очевидна необходимость свести воедино признаки истинных чудес и знамений, что и было проделано для удобства осознания, обсуждения и практического использования. "Истинное чудо не бывает анонимным, - говорит Борис Соколов, - его творец всегда достоверно известен. Чудо дается конкретным людям, и его смысл должен быть им совершенно понятен. Чудо совершается только в определенной духовной обстановке, то есть при наличии веры. Знамения давались не верующим, но неверующим, а для верующих же предназначены пророчества. Факты какого-либо чуда и обстоятельства, его сопровождающие, должны быть полностью достоверны".

А вот установить достоверность события порой не так уж просто. Ведь нужно проанализировать показания большого числа свидетелей и определить, насколько точны и непротиворечивы детали явления. К примеру, если мы возьмем мироточение икон, то, как правило, особенностью этих явлений является неясность смысла. Согласитесь, трудно представить себе, что если мироточит икона Богородицы, то это чудо творит Богородица, а если икона Спасителя или Царя-мученика, то это их знамения. А как тогда быть, если в одном и том же месте одновременно начинают выделять "миро" самые различные иконы? Возможно, нам кто-то что-то хочет возвестить.

Возможно, вот только непонятно, что именно и кому конкретно. А ведь мироточат как деревянные иконы, так и отпечатанные типографским способом. Даже были случаи, когда миро появлялось на фотографиях икон. Поэтому можно предположить, что все эти явления могут быть вовсе не знамениями, а иметь совсем другой смысл и цели. "Истинные чудеса происходят там, где есть вера, - говорит Борис Соколов. - В безверии или маловерии возможны только ложные чудеса, а потому массовое появление в православной среде загадочных мироточений не может нас не настораживать. Да, нам известны факты чудесного исцеления людей после помазания их выделившимся из иконы миро. Но можно привести и примеры, как мироточение отрицательно сказывалось на здоровье целых семей".

Как показывает статистика, чаще всего мироточат иконы не в старых храмах, а в восстановленных или заново построенных. Там, где только налаживается церковная жизнь. И все по-разному воспринимают это чудо. У одних к мироточению оккультно-потребительское отношение, направленное, например, на желание вылечить болезнь. Другие относятся к подобным чудесам с равнодушным безразличием. "Например, когда мы обращаемся к тому или иному священнику с просьбой зафиксировать мироточение, - говорит Павел Флоренский, - то часто слышим в ответ: "Ну что в этом особенного?" И то правда. Не надо забывать, что чудо - обычная форма существования православной церкви". Многие священники вообще считают мироточение некой разновидностью полтергейста. Был, например, случай, когда, придя в храм, прихожане увидели на стене выше икон надпись "Любовь". Кто и когда мог ее сделать, да еще так высоко и в закрытой церкви, остается загадкой. Через пару дней надпись постепенно расплылась, и над ней проявилось второе слово - "Бог". Еще через пару дней со всех икон в этой церкви начало обильно стекать миро. В этом случае можно усмотреть разновидность полтергейста без элементов устрашения, но с очевидной целью привлечь внимание.

Если коротко дать оценку всех чудесных явлений, - говорит Борис Соколов, - то нужно признать, что они не соответствуют сформулированным признакам истинных чудес и знамений. Поэтому представляется необходимым дальнейшее их изучение и осмысление. И, следовательно, основная работа у нас еще впереди.


МНЕНИЯ:

Своим мнением относительно природы церковных чудес поделились сторонники материалистической теории их происхождения:

Александр Никонов, председатель Атеистического общества Москвы:

Настоящие чудеса делаются в цирке, а нечестные - в церкви. С этим явлением - мироточением - боролся еще Петр I. Он обещал повыдергать бороды всем, у кого икона замироточит. И с тех пор мироточения на Руси прекратились. До тех пор, пока не пришла либерализация. Сейчас мир потихоньку сходит с ума, скатываясь в Средневековье. Это последствия демократизации знаний. Хорошо, что академические ученые пытаются разобраться в происхождении чудес. Но было бы еще лучше, если бы к ним добавился опытный иллюзионист или фокусник. Потому что обмануть ученого - что обмануть ребенка. Ученые исходят априори из честности эксперимента. Когда он нечестен, они разводят руками и не знают, что сказать.

Игорь Доброхотов, научный сотрудник Института медико-биологических проблем:

Возможны три версии появления мироточения: чудо, естественные причины, рукотворный способ. Обзор фактов позволяет заключить, что версия о чудесном происходжении - самая маловероятная. Даже в церковных источниках мы встречаем, что "...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу". В принципе, возможны и естественные причины. Например, при высыхании дерева выходит смола, и многие дачные домики тоже "мироточат" в сухую жаркую погоду. Недосмотр при сушке досок для иконы может поспособствовать такому мироизлиянию.

Рукотворный способ может быть самым простым. Например, нанесение на икону масла. Это масло будет долгое время растекаться и высыхать, создавая видимость длительного мироточения.

Рассказывать истории о разоблачениях мироточения можно долго, и я хотел бы напомнить слова митрополита Николая (Кутепова): "Есть у нас приход в Богородском районе (Нижегородская область). Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм закрыли и опечатали. За неделю хоть бы одна капелька появилась". Тем же, кто все-таки уверен, что мироточение - истинно чудесное явление, я советую обратиться в CSICOP - американский комитет научных исследований паранормальных явлений, где за каждое доказанное чудо обещают баснословные деньги. Туда уже обращались по поводу мироточения, но всплыла фальсификация.

Весь религиозный мир основан на вере, и время от времени в той или иной появляются знаковые феномены и события, которые либо укрепляют, либо полностью искореняют веру людей. Под эту категорию попадает феномен мироточения икон, научное объяснение которому пока не найдено. Хотя после каждого подобного случая ученые пытаются найти объяснение происходящему. Однако, удается им это далеко не всегда.

Что это значит и что предвещает?

Для начала, нужно понимать, что сам по себе термин «мироточение» является условным. Миро представляет собой масло-благовонию, которое делают путем соединения более пятидесяти видов растительных масел, смол и душистых трав .

Используется миро при совершении таинства миропомазания, и в тех случаях, когда католические или протестантские христиане переходят в православие. Варят такое масло всего одну неделю в году – на Страстной Седмице.

Вещество, которое выделяется из икон во время мироточения лишь отдаленно напоминает традиционное миро. Они имеют схожую на первый взгляд маслянистую текстуру и благоухание. К слову, отнюдь не всегда и эти два свойства объединяют настоящее и «чудесное» миро. Цвет, запах и консистенция вещества, которое выделяется из , может быть разным: от густого тягуче-смольного до прозрачно-водянистого.

Священнослужители разделяют этот феномен на несколько видов:

  • Мироточение – когда иконы выделяют маслянистое вещество.
  • Елеоточение – когда выделяется густое темное вещество, похожее на смолу.
  • Росоточение – когда выделяемая жидкость прозрачная и похожа на обычную воду.

Эти три вида религиозных чудес объединяет в себе термин «мироточение» . В христианстве выделение иконами жидкостей случай не редкий. Эти события так же подразделяют на три вида:

  • «Плачущие иконы» . Они встречаются довольно редко и считаются грозным предзнаменованием. Самой известной «плачущей иконой» считается икона Богородицы, которая для России всегда предрекала нелегкие времена.
  • «Мироточащие иконы» . Тут мнения расходятся. Некоторые полагают, что миро выделяется в преддверии важных перемен в истории, а другие настроены более пессимистично утверждают, что этот феномен означает будущие трудности и испытания, которые предстоит пережить народу.
  • «Кровоточащие иконы» . Это наиболее редкий и самый грозный знак в христианстве. Известно всего несколько случаев кровотечений у икон и все они являлись предвестниками страшных катаклизмов, разрушительных войн и катастроф.

Научное объяснение

В наши дни существует великое множество скептиков. Имеется немало научных и ненаучных объяснений феномену мироточения икон, как явлению.

К примеру, некоторые считают, что это чудо – всего лишь жульничество со стороны монахов и священнослужителей, которые нарочно разбрызгивают заранее приготовленное миро на иконы, тем самым увеличивая популярность того или иного храма или монастыря. Особую известность эта версия приобрела после того, как в России иконы начали прямо-таки массово мироточить.

В связи с нарастающим недоверием, церковь начала более серьезно относиться к любым проявлениям мироточения . В наши дни, прежде чем предать случившийся факт мироточения иконы огласке, многие храмы прежде опечатывают двери и устраивают внутреннюю проверку, чтобы исключить любой человеческий фактор.

Несколько дней иконы находятся под постоянным наблюдением и, если это явление подтверждается, то двери вновь отворяются для паломничества и поклонения плачущей иконе.

Также были известны случаи, когда священнослужители «заставляли» иконы мироточить, просверливая в них небольшие дырки и подвешивая с обратной стороны пузырьки с жидкостью . «Слезы» выдавливались из флаконов различными приспособлениями и проявлялись на самой иконе, как чудесное явление или знак Божий.

Иногда за мироточение иконы принимают простое ее запотевание из-за резкого перепада температур . Такое происходит, когда в холодную погоду в церкви собирается большое количество народа и от их дыхания на поверхности икон образуются капельки воды.

Разоблачение

В наши дни существует специальная «комиссия по чудесам». В ее состав входят верующие ученые, физики и представители духовенства. Они выезжают на самые известные и примечательные случаи чудотворных явлений и пытаются дать каждому из феноменов научное объяснение.

Как рассказывают участники такой комиссии, чаще всего «мироточат» иконы самым обыкновенным постным маслом, что очень удобно, поскольку будь это вода – она бы просто стекла вниз и велика вероятность, что никто бы этого «чуда» и не заметил. В тех случаях, когда иконы мироточат кровью, химический анализ этой крови выявляет простую смесь глицерина и кармина, которую легко можно сделать, смешав немного калия и хлорного железа.

Как ни странно, когда усилились контроль и проверки над феноменом «плачущих икон», иконы попросту перестали плакать . К примеру, при Советской власти практически не было заявлений о подобных явлениях. В наши дни церковь активно сотрудничает с государством, получая поддержку и признание. Отсюда и участившиеся случаи подобных «чудес».

Икона Матронушки в Белгороде

В 2017 году одним из самых известных случаев мироточения стала «плачущая икона» в храме Матроны Московской в Белгороде. По сообщениям в СМИ, это произошло накануне 8 марта, однако официальное заявление было сделано лишь 31 марта, когда феномен прошел проверку специально созванной комиссии.

По словам священнослужителей, само мироточение происходило 8 и 18 марта , которые в православном христианстве считаются днями обретения мощей блаженной мученицы Московской и Божьего святителя Луки.

Как только духовенство сделало официальное заявление, у дверей храма тотчас выстроилась огромная очередь из верующих , которым не терпелось приложиться и получить благословение у мироточащей иконы.

Второе белгородское чудо – это мироточение иконы в хирургическом корпусе главной городской больницы , при котором располагается храм, построенный в честь Крымского архипастыря.

По словам очевидцев, на простой бумажной иконе были заметны струйки маслянистого вещества, которое источало приятный запах . Интересный факт, что все потоки, кроме одного, имели направление сверху вниз, а самый верхний сначала уходил чуть влево и лишь потом спускался.

Случай в Горелово

Еще одно чудо 2017 года – это мироточение икон Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербургской епархии в храме священномученика Фаддея в Горелово. По словам священнослужителей храма, миро там по иконам течет прямо-таки ручьями. Для того, чтобы собирать этот состав на нижнюю раму иконы был уложен толстый слой ваты, которая каждый день меняется.

Первым объяснением этому случаю был конденсат, однако икона находится не под стеклом и такую возможность быстро исключили . До сих пор никто не может объяснить в связи с чем «заплакала» икона. Однако, работники храма наполнены оптимизмом и толкуют этот феномен, не иначе, как благодать Божию. Что и говорить о том, что у дверей церкви каждый день собирается огромная очередь из желающих прикоснуться к чуду.

Во времена Петра I

Петр Первый стал одним из первых русских царей, кто начал вести борьбу с нечестными священниками, в чьих храмах иконы мироточили с завидной регулярностью. Во время своего правления, царь то и дело устраивал рейды по святым местам, чтобы убедиться в подлинности чудес. В истории хорошо известен одна из таких показательных проверок, во время которой Петр предстал перед «плачущей иконой» Пресвятой .

После внимательно изучения, этот феномен не произвел на вседержателя никакого впечатления . Вернувшись в столицу, царь отправил письмо настоятелю монастыря, в котором было сказано, что с этого дня Богородицам запрещается плакать, в противном случае «зады попов заплачут кровью».

Первое время после такого заявления русский народ отзывался о царе не самым приятным образом. Однако, как ни странно, после этого случаи мироточения икон в разы сократились.

Как утверждают историки, священникам того времени не нравилась прогрессивная политика Петра Первого и они пытались противостоять ей посредством различных божественных явлений. К примеру, приказал Петр сбрить бороды – заплакали иконы. С помощью таких методов духовенство пыталось настроить народ против царя, однако, тот вовремя разгадал их замысел и на этом все чудеса закончились.