Что идет после магистратуры и аспирантуры. Чем отличается бакалавриат от специалитета? Высшее образование. Возможно ли дальнейшее повышение уровня квалификации

Особенности обучения на аспирантуре:

  1. Обучение как платное, так и бесплатное, в зависимости от ВУЗа и выбранной специальности.
  2. Обязательное владение иностранным языком.
  3. Обучение на очной форме составляет 3 года, на заочной – 4 года.
  4. Предполагается отсрочка от армии на три года для аспирантов (но только для тех учащихся, кто находится на очной форме обучения).
  5. Аспирантура вполне способна выступать в качестве второго высшего образования.

Защита кандидатской диссертации не является обязательной, вы можете окончить обучение, сдав специальные экзамены. Но завершение аспирантуры без ученой степени совершенно ничего не дает при устройстве на работу. Оно равно повышению квалификации специалиста по специальной программе. Другое дело, звание «кандидата наук» открывает новые двери:

  1. Надбавки к зарплате и финансовые поощрения. Здесь следует заметить, что не во всех организациях предусмотрено материальное вознаграждение за наличие ученой степени.
  2. Получение высокой должности.

Несмотря на все привилегия, которые дает наличие ученой степени процесс обучения имеет ряд особенностей:

  • длительность обучения;
  • финансовые вложения;
  • моральные и интеллектуальные затраты.

Поэтому прежде, чем решиться на обучение в аспирантуре, взвесьте все нюансы с перспективой на будущее. И тогда вы поймете – стоит ли овчинка выделки.

Итак, подводя итог между 2 образовательными ступенями, можно выделить следующее:

  1. Обучение на аспирантуре дольше, чем в магистратуре.
  2. Выпускники магистратуры могут заниматься преподавательской деятельностью в средних специальных образовательных учреждениях.
  3. Магистратура существует только при высшем учебном заведении, в то время как аспирантура имеет место как при ВУЗе, так и иных исследовательских организациях.
  4. Отучившись на аспирантуре, гражданин имеет право преподавать в ВУЗах, а защитив диссертацию, получает ученую степень кандидата.
  5. Деятельность магистра направлена на практическое изучение специальности, в то время как аспирант занимается более углубленным изучением отдельных предметов.
  6. Внушительные размеры грантов и стипендий. Для аспирантов, обучающихся в официальных учреждениях, предусмотрены стажировки за границей, участие в международных научных конференциях.

Разница между магистратурой и аспирантурой очевидна – все равно, что говорить о возможности учащихся 9 и 11 классов поступить в ВУЗ. Стать кандидатом наук, не пройдя ступень обучения в аспирантуре, не получится. И так ли вам необходима ученая степень, вы должны решить исходя из вложений, которые требует аспирантура. Возможно, вам будет достаточно получить образованиевторого уровня и получить диплом специалиста.

Болонская система предполагает наличие сразу нескольких планок в образовании. Первая их них – это бакалавриат, далее по подготовленной программе студенты проходят повышение квалификационного уровня специалиста (магистратуру). Что касается аспирантуры, то это переходная ступень между специалистом наивысшего уровня и уже квалифицированным научным работником. Все эти 3 ступени отличаются друг от друга и характеризуют совершенно различные этапы подготовки выпускников.

Чем отличается образование магистранта и аспиранта

Аспирантура представляет собой систему по увеличению квалификационного уровня научных, преподавательских сотрудников из числа выпустившихся специалистов и магистров. Заканчивать аспирантуру допускается как в университетах, так и в научно-исследовательских центрах в России.

Магистратура – это система по выпуску профессионалов высокого уровня в ВУЗах. При прохождении подготовки студенты должны проработать по методикам и программам обучения, также имеют возможность выбрать дисциплины из области специализации для более углубленного изучения их.

Чем отличается уровень подготовки и знаний

Бакалавриат, магистратура и аспирантура представлены тремя ступенями в системе получения «вышки». Те студенты, которые решают идти в магистратуру в собственном ВУЗе, проходят специальную подготовку, где для каждого студента преподавательский состав старается обеспечить индивидуальный подход и подробно рассмотреть все дисциплины по специализации.

Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.

Аспирантура – это наивысшая образовательная планка, главной задачей которой является подготовка высококвалифицированных специалистов для преподавания в средних и высших школах. Обучаться и поступать на аспирантуру имеет право каждый студент, который получил диплом специалиста либо магистра, а также рекомендационные листы от собственных научных представителей и кафедры. Прежде чем выпуститься из аспирантуры, студент должен защитить собственную диссертацию на ступень кандидата наук, а после этого сможет продолжить свою научную работу. Обучаются аспиранты, в зависимости от выбранной формы, от 3 до 5 лет.

Сравнительные характеристики аспирантуры и магистратуры:

  • аспирантура считается третьим и наиболее высоким уровнем подготовки в университетах, магистратура же – вторая ступень;
  • в задачи аспирантуры входит подготовка состава преподавателей для ВУЗов, из магистратуры студенты выходят специалистами высшей квалификации и могут читать свой предмет только в учреждениях более низкого уровня, нежели ВУЗ;
  • магистратура представляет собой часть вузовской системы. Учреждение аспирантуры возможно и при НИИ, а также при остальных исследовательских учреждениях;
  • для начала обучения в магистратуре понадобится диплом специалиста либо бакалавра. Для аспирантуры потребуется диплом не ниже специалитета;
  • после окончания магистратуры студенту разрешается преподавать в средних научных образовательных учреждениях. После аспирантуры вы сможете работать в ВУЗе, а при защите кандидатской диссертации получите звание кандидата наук.

Глобализация, стремительно охватывающая мир, вносит свои коррективы и в системы национального образования. Ведь до недавнего времени в отечественной высшей школе не были так широко распространены такие понятия, как бакалавриат и магистратура. Что это такое? И как эти образовательные формы влились в российскую систему?

Истоки

Начало внедрению зарубежных степеней в российскую практику положило подписание Болонской конвенции. Этот документ коротко излагает концепцию создания единого образовательного пространства в Европе. Одно из базовых требований состоит в приведении национальных систем обучения к «общему знаменателю» - единой двухуровневой концепции образования. Она предусматривает введение таких ступеней, как бакалавриат и магистратура. Что это такое?

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к соответствующему законодательному акту, регулирующему сферу образования.

Нормативная трактовка понятий

Следует заметить, что оба они являются производными от слов: первое - от бакалавра, второе - магистра. И то и другое нормативные акты, регулирующие деятельность российской высшей школы, представляют как определённую квалификацию или степень высшего профессионального образования. Это позволяет сориентироваться с определениями бакалавриата и магистратуры. В обоих случаях речь идёт об установленных законом уровнях высшего профессионального образования.

Для получения первого - бакалавриата - учиться следует 4 года. Обучение заканчивается сдачей экзаменов и получением диплома. Дальше выбор за студентом. Он может продолжать учёбу или идти работать.

Следующим уровнем является магистратура. Здесь срок обучения составляет 2 года. Поступить в неё можно сразу после окончания бакалавриата. Если студент ещё не определился в своём выборе, то учёбу можно продолжить после нескольких лет работы. Закон допускает такой вариант.

Кроме названных выше уровней, в отечественной практике существует ещё один - проверенный многолетним опытом - специалитет. Это тоже уровень высшего образования. С той лишь разницей, что продолжительность его составляет 5 или 6 лет. Введение Болонской системы предполагало упразднение этого уровня, но пока этого не произошло.

Рассмотрение того, что такое бакалавриат и специалитет, ставит перед абитуриентом новые вопросы. На чём остановить свой выбор? Что предпочтительнее: магистратура с бакалавриатом или специалитет? Обе формы имеют свои преимущества и недостатки.

Что такое бакалавриат?

Сформировать представление о нём поможет обращение к этимологии слова. Оно пришло в отечественную практику из Европы. Базовое понятие - бакалавр - трактуется по-разному. Здесь можно встретить самые неожиданные версии:

  • владелец поместья или земельного участка;
  • человек, готовящийся обзавестись семьёй;
  • увенчанный лавровыми ягодами;
  • первоначальная степень, приближенная к учёной.

Как видим к образованию более всех подходит последняя.

Получить представление о том, что такое бакалавриат, поможет обращение к концепции европейского образования. Здесь этот уровень предполагался как базовый и на его освоение отводилось 3-4 года. Такой период отводился для обучения студента фундаментальным наукам. Специализированных предметов в учебных планах практически не было. Такой шаг был направлен на то, чтобы дать студенту время выбрать подходящую специальность и продолжить обучение на следующем уровне (в магистратуре), основываясь на вполне осознанном выборе профессии.

Отечественные трансформации

Европейское понимание о том, что такое бакалавриат, несколько отличается от российского. В последнем случае конвенция базового образования претерпела изменения и стала относительно самостоятельной ступенью.

В российском варианте на вопрос, что такое бакалавриат, можно ответить так. Это самостоятельное высшее образование, которое предусматривает не только фундаментальную составляющую, но и общетехническую, а также и профильные знания, умения и навыки, позволяющие выпускнику-бакалавру решать различные профессиональные задачи. Обучение продолжительностью 4 года завершается итоговой аттестацией.

Однако следует заметить, что эта система прижилась не везде. Опыт её применения показал, что есть специальности, полноценное освоение которых невозможно провести за 4 года. Именно поэтому специалитет до сих пор существует в отечественной системе.

Что даёт получение этого уровня?

Возможности, которые открывает бакалавриат перед выпускником:

  1. Продолжение обучения, для того чтобы стать специалистом или магистром.
  2. Широкие возможности трудоустройства и смены профессионального направления.
  3. Признание бакалавриата за границей даёт шанс найти работу за рубежом.

В России этот уровень образования пока ещё вызывает ряд вопросов. Такая ситуация обусловлена тем, что первое время в ряде источников он приравнивался к среднему специальному образованию. Второй проблемой является то, что некоторые технические и медицинские специальности не втискиваются в обозначенные этим уровнем временные рамки.

Виды бакалавриата

Со вступлением в силу положений нового закона Министерство образования и науки разработало приказ, который вводит новшества относительно этого уровня. Теперь он может быть двух видов: прикладной и академический бакалавриат. Что это такое?

Оба направления рассчитаны на одинаковый срок обучения - 4 года. Задачи, напротив, совершенно разные и продиктованы стремлением разделить будущих бакалавров на две группы:

  • прикладную (ПБ) - практиков, которые планируют сразу после окончания вуза идти работать;
  • академическую (АБ) - теоретиков, продолжающих обучение в магистратуре или специалитете и возможно, в аспирантуре.

То есть уже при поступлении необходимо определиться, что для абитуриента предпочтительней: наука или практика.

Для некоторых вузов введение такого новшества является весьма проблематичным. Поскольку есть специальности, на которых очень сложно провести подобное деление.

Что выбрать: АБ или ПБ

Рассмотрим академический бакалавриат - что это такое? Срок обучения составляет 4 года и предполагает своё продолжение в магистратуре. Здесь делается упор на активизацию научно-исследовательской составляющей. Большая часть учебной нагрузки отводится теоретическим курсам. Эта особенность позволяет проводить обучение как в дневной, так и в заочной форме.

Второй вид - прикладной бакалавриат. Что это такое? Потребность упора на практическую составляющую обусловлена тем, что с развитием науки и техники многие специальности требуют отработанных практических навыков. Именно поэтому появилась необходимость сочетать фундаментальные знания, получаемые в вузе с практическими навыками, которые можно получить в учреждениях среднего специального образования.

Итак, каким требованиям призван соответствовать прикладной бакалавриат? Что это такое? И как будет осуществляться на практике? Развитие здесь предполагает применение большого числа специальных прикладных курсов - их больше половины. Такой вид обучения может реализовываться только на дневной форме. В итоге за тот же самый период получают бакалавра-практика, который будет готов к выполнению профессиональных обязанностей. Экспериментальная разработка таких программ началась ещё в 2009 году и проводилась высшими учебными заведениями, которые были отобраны по результатам конкурса.

Таким образом, подытоживая все рассмотренное выше, определились, что такое бакалавриат. И магистратура, и специалитет являют собой продолжение этого уровня и предполагают более глубокое освоение теории и практики.

Поэтому, будущие студенты - нынешние абитуриенты, выбор за вами!

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

Ступень Квалификация/
Степень
Срок обучения Требования для присвоения квалификации Где можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что - первым?

Бакалавр - это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше - бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр - это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре - на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе - это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет - для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе - бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов - к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза - здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра - более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр - «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура - третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования. Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров. Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 - в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук. Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией. В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл. Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах. Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

Который ориентирован на гармоничное сближение систем высшего образования в странах Европы. После подписания Болонской декларации в России произошла реформа системы высшего образования и постепенный размеренный переход на двухуровневую систему. Бакалавриат и магистратура являются этими двумя ступенями, из которых теперь состоит система высшего образования.

В России бакалавриат и магистратура соответствуют общепринятым системам образования в Европе, что, несомненно, поднимает ценность дипломов российских высших учебных заведений в вопросе трудоустройства как на территории России, так и за рубежом. Помимо может претендовать на магистратуру по другому профилю, в другом ВУЗе, в другой стране. Это не противоречит правилам и вполне приветствуется, как и поступление в магистратуру после получения трудового опыта.

Неверным считается мнение, что бакалавриат в России - это образование. И бакалавриат, и магистратура - это образование, различия возникают при трудоустройстве на серьезные ответственные должности. Так, например, на административную работу без особой ответственности с удовольствием примут и бакалавра, и магистра. А в случае с производственной работой и высокой ответственностью предпочтение отдадут, скорее, магистру. Однако юридическая магистратура в России выпускает те кадры, уровень квалификации которых позволяет принимать их на работу в должности судьи или прокурора, в отличие от юридического бакалавриата, и это играет определенную роль в глазах студентов - теперь они получают образование в соответствии со своими планами и амбициями.

Безусловно, такая ситуация происходит не только при подготовке кадров в юриспруденции, это распространенная практика. Фундаментальный уровень подготовки без узкой специализации - и магистратура доступна только бакалаврам, а аспирантура - только магистрам.

После разделения системы высшего образования на ступени у работодателей возникают вопросы об уровне квалификации соискателей, но в большинстве случаев все решает опыт и личные качества вчерашних студентов. Важно понять грань между бакалавром, магистром и специалистом - каждый является профессионалом, у каждого есть высшее образование. Но бакалавр после окончания обучения - это теоретик без узкоспециальных знаний (но с профильным образованием), магистр после окончания обучения - это теоретик с приличным багажом узкоспециальных знаний. Специалист выходит из стен ВУЗа хорошим практиком с необходимыми узкоспециальными знаниями, навыками и умениями.

Нельзя также не отметить тот факт, что после принятия Болонской декларации сократилось минимальное время получения высшего образования. Стать бакалавром можно, пройдя четыре года обучения, а это значит, что обучение в магистратуре можно проходить параллельно с работой по своей специальности.