София — премудрость божия. София премудрость божия

Икона Богородицы «София Премудрость Божия» обладает уникальной способностью даровать мир и покой в доме, наполнять мудростью решать все жизненные дела.

Значение иконы Божьей Матери «София Премудрость Божия»

Царь Соломон перед тем как взойти на трон, не отличался особым умом или отвагой. Бог пообещал дать Соломону, все, что тот попросит, и царь попросил ни золота, ни войска, ни мира в стране, а только мудрости. Как мало и как много. Благодаря мудрости, данной Богом, царство Соломоново стало самым богатым в истории человечества.

Как часто христиане страдают из-за собственных мудрствований, не доверяя все ситуации и проблемы Богу. Всемогущий Творец даровал человечеству вечную Мудрость, Своего Сына Иисуса Христа, познавание и вера в Которого приведет к богатству славы Господней в жизни каждого, кто призовет Его имя .

В притчах Соломоновых написано пророчество, понять смысл которого непосвященным христианам невозможно. Притча 9:1-2 говорит, что премудрость построила дом на семи столбах, заколола жертву и приготовила пир. Далее идет призвание, что ешьте и пейте в ее доме, чтобы ходить путем разума. Иисус Христос - мудрое основание нашей жизни. Принимая Святые дары на Причастии, мы принимаем Его Плоть и Кровь, очищая свою душу и тело, наполняя дух святостью Господней.

Описать икону «София Божья Премудрость», понять ее значение можно лишь после чтения Слова, дарованного Творцом. Православная Церковь 21 сентября отмечает Рождество Пречистой Богородицы, в этот день празднуют и день иконы «София Премудрость Божия» киевской.

Икона «София Премудрость Божия»

В трактовке Отцов церкви нет единого мнения по поводу значения образа мудрости.Некоторые из них, в том числе Блаженный Августин и святитель Амвросий Иисуса Христа считают центральной фигурой этого изображения, по мнению святого Игнатия Богоносца, это Богородица. Можно с уверенностью сказать, что святой лик является зашифрованным образом духовного таинства, дарующего надежду на будущую вечную жизнь.

История происхождения Святого образа

Свое название образ Богородицы берет из древней византийской столицы Константинополя. Здесь император Юстиниан Великий построил храм Святой Софии по видению, данному ему Ангелом, на основании притчи 9:1.

Интересно! Премудрость - по-гречески София, это название Господь вложил в уста молодого строителя храма.

Проведя множество раскопок, историки так и не смогли найти первоисточник святого образа. Некоторые теологи утверждают, что в этом облике запечатлено единстве Святой Троицы, ибо мудрость на французский язык переводится как Троица.

Киевский образ иконы «София Премудрость Божия»

С первого взгляда на киевский святой лик появляется ощущение легкости, святости, воздушности.

Исходя из слов притчи, под «домом» подразумевается Богородица, образ которой расположен в самом центре. Столбами Церкви являются дары Творца и пророки. Над Богоматерью серповидным ореолом располагаются святые и Троица. Ноги Богородицы стоят на молодом месяце, расположенном на облаках.

Икона Богородицы «София – Премудрость Божия» (Киевская)

Поднятые руки Пречистой Богородицы символизируют защиту Православной Церкви, являются стеной для нечистых сил и проблем. В лоне Пресвятой Девы Марии нарисован Младенец, левая рука которого держит символ власти - державу, а правая поднята для благословения.

Сияющим ореолом центральной фигуры нарисован Дух Святой под покровом Бога Отца, Которого охраняют архистратиги:

  • Михаил с огненным мечом;
  • Уриил, держащий молнию;
  • Рафаил, несущий в сосуде мир;
  • Гавриил, держащий цветущую лилию;
  • Селафиил, перебирающий четки;
  • Иегудиил - хранитель царского венца;
  • Варахаил с букетом цветом в руках.

К амвону ведут семь ступеней.

Важно! Только наполнившись верой, надеждой, любовью, чистотой, смирением, благодатью и славой, записанными на ступеньках, можно попасть в Царство Небесное.

Основание Господнего домостроительства являются праотцы.

Моисея узнаем по 10 Заповедям, которые он держит в руках.

Рядом видим Аарона, верного спутника Моисея, который держал его руки во время молитв.

Давид был назван мужем по сердцу Творца.

Пророк Исайя, которому Бог открыл будущий приход Миссии в наибольшей полноте.

Иезекииль, Иеремия, Даниил - большие пророки Старого Завета, передающие послания Господа еврейскому народу.

Поддерживают балдахин, столбы, на которых записаны дары, о них говорится в книге Откровения:

  • мудрости;
  • советы;
  • крепости;
  • видения;
  • благочестия;
  • страха Божьего.

На святом изображении все рисунки кратны семи. Семь - число Господней полноты. Предположительное время написания киевского образа относится к концу XVII века. Киевский Святой лик является чудотворным, все чудеса записаны в храмовые книги.

Отличительные особенности списков уникальной иконы

В мире существует несколько икон с таким названием, они различны в изображениях, но имеют одинаковое значение - в центре всего мира находится Премудрость, Господнее домостроение, Пречистая Божья Матерь и Спаситель.

Не менее известная среди христиан Новгородская икона «София Премудрость Божья», которая имеет то же значение, но имеет характерные отличия.

Икона Богородицы «София – Премудрость Божия» (Новгородская)

На этом изображении явно выражено, что Иисус, Он изображен в центре, является Премудростью, представленной в женском облике. Красный хитон, огненные крылья Премудрости, скипетр и свитки в ее руках говорят о могуществе Всевышнего, которое покоряет весь мир.

Премудрость — это царица Господнего дома, она сидит на троне и управляет миром. Слева мы видим Богоматерь с образом Младенца на груди, справа изображен Иоанн Предтеча, которому первому Бог открыл Своего Сына, явив над Ним Духа Святого в образе голубя.

Как и в предыдущем киевском образе на святом лике изображены семь столбов. Венчает этот образ золотой престол, на котором лежит раскрытая Книга Жизни, символ Творца, знающего все наши дела. По обе стороны от золотого престола изображены ангелы, склонившиеся на колени.

Этот список Божьей Матери и Спасителя известен с XVI века, хотя новгородский храм построен в 989 году. С конца XVI века ведутся списки христиан, получивших исцеление около чудотворного лика.

Православные христиане поклоняются святому Лику Софии, Премудрости Божьей в таких городах России, как Москва, Вологда, Новгород, Тобольск и других.

О чем молится перед иконой

Молитвы, основанные на вере, приносят скорые ответы. Только глубокое исследование значения данного лика может поселить в сердце просящего доверие и надежду получить ответ. Следует хорошо задуматься над ролью мудрости и доверия Богу в христианской жизни, просить Творца о даровании этих качеств, для того, чтобы навести лад в своей православной жизни.

С глубоким почитанием христиане просят о даровании:

  • разума;
  • успехов в учении и на работе;
  • возвращения ума тем, которые помутились разумом.

По Господней благодати редкую икону можно приобрести для домашнего пользования, чтобы она стала помощницей в разрешении семейных споров, хранительницей семьи от неурядиц злых замыслов.

Совет! Перед чтением молитвы необходимо провести «ревизию» своей греховности, покаяться, ибо только на чистосердечные воззвания придет ответ.

Непостижимая и Всепетая Премудросте Божия, Софие Преименитая, девственных душе, сиречь Единородный Сыне, Слове Божий, приими молебное сие пение от недостойных и скверных уст наших. Аще и писана суть: не красна песнь во устех грешничих, обаче же разбойник единем словом спасеся, мытарь воздыханием оправдася и хананеина дщерь матерним прошением исцелися, понеже Ты, Господи, Благ и Человеколюбив, грядущего в мир просвещавши, и грехи грешником отпущаешь, и разумом неразумных наполняешь, и буияго умудрявши, и жаждущие благих словес души учением Твоим, яко самаряныню водою живою, напаяеши, блудника целомудренна устрояеши, разбойнику рай отверзаеши, зане Ты еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и животу Хранитель, Христе Боже наш, и Тебе славу и хвалу, честь и благодарение и славословление возсылаем и поклонение творим со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Мариею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «София - Премудрость Божия»

Икона "Премудрости Божией Софии" считается очень редкой, поэтому ее практически невозможно встретить во многих церквях, но есть определенное количество храмов, где эта она занимает свое почетное место.

Кто находится в центре на иконе "Премудрость Божия София"?

Икона "Премудрость Божия София" является не чем иным, как перевоплощением Божьей Матери, показывая всю Ее является сам Христос, который, принеся себя в жертву, смог спасти все человечество. На иконе можно увидеть не только Софию, но и самого Христа, рядом с ним находится Иоанн Предтеча, который всегда был рядом с Христом всю Его земную жизнь. Также на иконе можно увидеть учеников Христа, которые внимательно внимают Его учениям. О ней написано в книге Соломона. Изображение на иконе еще раз напоминает всем верующим, для чего Сын Божий пришел на эту землю и от кого именно Он был рожден.

Икона "Софии Премудрости Божией" Киевская помогает преодолеть многие беды. На ней изображен храм, в котором стоит Божья Матерь в красивом хитоне и с покрытой головой. Руки протянуты вперед. Под иконой имеется надпись «Премудрость создай Себе Дом и утверди столпов седмь». На ней также есть и Святой Дух. С обеих сторон Божья Матерь окружена семью архангелами.

Как выглядят архангелы на иконе?

"София Премудрость Божия" включает в себя и изображения архангелов, которые всегда находились рядом с Божиим Сыном Иисусом Христом. Архангелы нарисованы с крыльями, и каждый из них держит определенный знак святости. находится с правой стороны, в руках у него пламенный меч. Уриил держит молнию, которая опущена вниз. Рафаил имеет возле себя апавастр мира всего. С левой стороны также находятся лики архангелов. Первым слева изображен Гавриил, который держит в руках цветок распущенной лилии. Селафиил держит четки. Иегудиил изображен с царской короной, а Варахиил имеет в руках цветы и находится на белом плате.

Все они расположены над головой Божией Матери, которая стоит на облаке. Под Ней находится церковь с тайными записями из Ветхого Завета. Также на иконе есть амвон, состоящий из семи ступеней. Каждая из них подписана. Верующий человек сможет прочитать такие слова:

  1. Вера.
  2. Надежда.
  3. Любовь.
  4. Смирение пред Господом.
  5. Благородство.
  6. Слава.
  7. Чистота помыслов.

Считается, должна находиться в каждом доме, так как она отвечает за благополучие в семье.

Когда молятся перед иконой "Софии Премудрости Божией Матери"?

Священнослужители говорят о том, что помолиться перед иконой можно в любое время, делать это надо тогда, когда требует душа человека. В каждом доме обязательно должен находиться святой уголок, где стоят образа, горит лампадка и зажигаются свечи.

Если в вашем доме будет икона "Премудрость Божия София", то можно с уверенностью говорить, что в нем не будет никаких споров, получится в семье избежать различных неурядиц, будет создана благоприятная почва для полного доверия к каждому человеку, который переступит порог дома и придет с чистыми мыслями.

Мало кто знает, какую силу имеет икона "София Премудрость Божия", о чем молятся перед нею верующие, но все, кто хоть раз столкнулся с ней, точно знают, что все просьбы, которые произносятся перед ней в молитве, остаются услышанными Господом Богом.

Где находится самая старинная икона "София Премудрость Божия" и что она означает?

Копий икон на сегодняшний день существует много, но одна из самых старинных находится в Киеве, в знаменитом Этот образ проделал долгий путь, так как когда-то был привезен из церкви Юстиниана в Византии.

Находящаяся здесь икона "София Премудрость Божия" значение имеет несколько иное, так как является некой дорогой между земным и небесным миром. Кроме архангелов, в небесах изображены наши праотцы. На семи ступенях находятся библейские герои. Так, на четвертой ступеньке имеется Моисей со скрижалями с надписью, призывающей чтить Слово Божие. После Моисея изображены также Аарон и Давид. Слева стоят пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил.

Какие существуют другие иконы "Пермудрость Божия София"?

Надо отметить, что Киевский образ - не единственный в своем роде, существует еще икона "София Премудрость Божия Новгородская", которая имеет свои отличительные характеристики. На ней изображен Спаситель, перед которым стоит Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитве.

Главной фигурой на иконе является Господь Вседержитель, на котором надеты царские одежи, а за спиной у Бога огненные крылья. Господь находится на престоле, который держится на семи столпах, вокруг голубой фон, символизирующий небеса со звездами.

Считается чудотворной, при этом имеются записи в истории, когда люди действительно смогли с помощью нее вылечиться. Каждый год на праздник Успение Пресвятой Богородицы возле Киевской и Новгородской икон собираются тысячи верующих, которые просят помочь в решении проблем.

О чем говорить и просить перед иконой?

В святом писании сказано, что Господь Бог слышит все молитвы, которые произносит человек, поэтому перед иконой "София Премудрость Божия" произносится специальная молитва, которую обязательно надо знать и правильно читать. Она обращена к Божьей Матери и самому Господу Богу. Каждый, кто молится перед иконой, должен четко понимать, что Премудрость - это полнота тех знаний, которая имеется у человека о Боге.

Икона дает возможность человеку попросить Господа Бога дать Мудрости для того, чтобы принять правильное решение в различных делах. Также считается, что она может способствовать разрешению конфликтов не только внутри семьи, но и в работе. Произнося молитву, человек может почувствовать, как решение приходит само по себе, только следует научиться слышать подсказки Бога и внимать Его учению.

Перед иконой можно попросить здоровья и счастья каждому православному христианину, который выполняет все заповеди и стремится познать учения Бога, получить от Него частичку мудрости и понимания.

Толкование молитвы, произносимой перед иконой

Если в церкви находится икона "София Премудрость Божия", молитва должна произноситься соответствующая. Важно помнить, что ее читают таким образом, чтобы верующий человек прекрасно понимал, о чем идет речь. Растолкуем некоторые слова в молитве перед этой иконой. "Непостижимая и Всепетая Премудрости" подразумевает под собой то, что человек до конца не понимает всей Мудрости, данной Господом Богом ему, и не может ею пользоваться правильно, как нам заповедал сам Иисус.

"Единем словом спасеся" - здесь необходимо понимать, что только может спасти все человечество. При этом в молитве есть слова, которые указывают на то, что даже самый грешный человек может заслужить прощение, если будет веровать в Бога. "Разумом неразумных наполняеши, и буияго умудряеши" стоит понимать как то, что сам Господь Бог старается вразумить людей на земле и вселить в их души аеру, а также мудрость, которой Он обладал сам.

Из истории писания иконы

Икона "Премудрость Божия София" была написана изначально как разъяснение того, что Бог может существовать в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой дух.

Некоторые историки утверждают, что имя София было выбрано не зря, так как оно наиболее подходит к названию этой иконы. Например, София больше всего олицетворяет Мудрость, так еще в святом писании указано. Если перевести слово София с греческого на французский, то оно будет обозначать Троицу.

Икона Софии появилась в храме Константинопольском, но до нашего времени она так и не дошла. Археологи долгое время вели раскопки с целью найти именно этот образ, но, к сожалению, об источниках иконографии практически ничего не известно. Многие верующие до сих пор спорят, почему София изображена как женская фигура, ведь под ней подразумевается не что иное, как Мудрость Божия?

Но ответ на этот вопрос так и остается секретом. Среди множества вариантов больше всего у православных христиан почитается икона "Премудрость Божия София" Киевская и Новгородская.

Роль иконы в духовной жизни христиан

Афанасий Александрийский говорил, что в образе Мудрости может выступать не только Богоматерь, но и все другие проявления духовной жизни. Например, это может быть церковь, святые или даже просто человеческая душа, ведь в каждом, в ком проживает Бог, есть эта Премудрость.

Архиепископ Игнатий Воронежский говорил о том, что Мудрость и Храм Софии находятся на небесах, а именно на Божественном Престоле, там, где есть ангелы и Бог. Но при этом Игнатий утверждал, что Мудрость присутствует везде, во всех мирах, видимых и невидимых, в душах людей, церквях и на небе, равным счетом как и на земле.

Понимание этого может быть настолько сложным для человека, что все тайны и секреты духовной жизни смогут раскрыться лишь перед иконой Мудрости. Поэтому миллионы паломников ежегодно устремляются в тот храм и собор, где находится именно этот образ.

Иконы в православном мире имеют огромное значение и историю, уходящую корнями в глубокое прошлое. Икона Божией Матери «София - Премудрость Божия» является чудотворной и почитается среди христиан особо.

Первая икона Богоматери «София — Премудрость Божия» появилась в пятнадцатом веке в Новгороде, тогда как первый храм, освященный в ее честь, был построен в 989 году. В православном мире есть две иконы, одна из которых называется Новгородской, а вторая Киевской.

История иконы

Чудотворная икона имеет огромное значение в православном мире и является точной копией греческого оригинала из церкви в городе Константинополь. Святой образ прославился многими чудесными проявлениями, в том числе силой исцеления. По уцелевшим преданиям из новгородской летописи икона исцелила женщину, страдающую глазным недугом. Та смиренно молила Богоматерь об обретении здоровья, и обрела его, уверовав в Небесную силу Матери Божьей.

Где находится чудотворный образ

Эту икону можно найти во многих хамах и церквях по всей России. В Москве, Новгороде, Санкт-Петербурге и других городах и селах. Широкое распространение этот образ получил в далеком 15 веке, когда был сделан список с оригинала. Распространение эта икона получила и за значимость присутствующего на ней изображения, и за чудодейственные способности к исцелению, поддержке и помощи всем обращающимся к нему православным христианам.

Описание иконы

На образе Киевской иконы изображена богоматерь с воплотившимся Сыном Божьим, который именуется Премудрость или София. Назван он так по притче Соломона, в которой он изрек: «Премудрость создала себе Дом и утвердила семь столпов» . Это прямое указание на исполнение Божественного пророчества, в котором Он воплощается в чреве Девы Марии и приходит в мир людей. Богоматерь находится на возвышении в храме, к которому ведут семь ступеней с написанными пророчествами из Апокалипсиса. Предвечный Младенец изображается с поднятой в жесте благословения правой рукой, а в левой его длани находится держава. Поверх Богоматери располагается Бог. По обеим сторонам располагаются архангелы с символами своего божественного служения. Вся картина переставляет собой величие пророчеств Господа и его явление, предвещающее перемены в православном мире. Искусная икона написана по канонам и приводит в душевный трепет всякого, поклонившегося ей.

Новгородская икона отличается от своей сестры. На ней изображен Спаситель, перед которым располагаются Божья Матерь и Иоанн Предтеча. Оба возносят молитвы Господу. На Спасителе искусно выписаны царские одежды, а за спиной располагаются огненные крылья. Господь располагается на престоле, который подпирают семь столпов извечной мудрости.

В чем помогает чудотворный образ

Молиться перед образом иконы может каждый, когда того потребует душа, и в любое время. Священнослужители призывают каждого православного христианина при домашних молитвах зажигать перед иконой лампаду или свечу, символ нетушимого огня истинной веры и торжества православия. Молитвы перед образом способны усмирить бушующие эмоции, предотвратить ссоры и конфликты между людьми, объединить их помыслы и наставить людей на путь истинный, в котором нет места злу и агрессии.

Также к молитвам перед образом прибегают люди, страдающие различными недугами в надежде на исцеление, просят у Богоматери и Спасителя покровительства и защиты от негатива внешнего мира, раскаиваются в содеянном и смиренно просят об отпущении грехов. Также молитвы перед образом помогают людям принять правильное и важное решение, если они затрудняются, стоя на развилке пути и не знают, что им предпринять для достижения благополучия и счастья.

Возносить молитвы можно не только за себя, но и за своих родственников, а также за всех людей, живущих на земле. Слова, исходящие от самого сердца, помогают исцелить душевные раны, бороться со злом искушения и иными грехами, которые пытаются закрыть православным христианам путь к Господу.

Молитвы перед чудотворным образом

«Величавая и премудрая Богоматерь, защитница и покровительница всего рода людского. Не оставь нас, грешных, без божественной защиты и покровительства. Даруй нам мудрость не идти по шаткому пути, в бездну разврата нас уводящий. Успокой наши души, в смятении пребывающие. Не дай нам, Софией именуемая, поддаться соблазнам дьявольским, да утверди в наших сердцах Божью Волю, в коей Ты с радостью и смирением утвердилась, признавая Великую Силу и Благодать Божию. Аминь».

«Величаем Тебя, Предвечная, Премудростью исполненная. Ты, впустившая Господа в душу свою да в чрево свое, славься в веках! Молитвы Тебе возносим со смирением и просим у Тебя защиты, покровительства и исцеления душ наших и тел, по бренной земле ходящих. Как все придем мы пред очи Господа, да ответим за грехи свои. С покаянием просим отпустить нам все наши прегрешения, исполняемые вольно и невольно. Аминь».

Даты празднования иконы

21 сентября (8) отмечается дата празднования Киевской иконы Божьей Матери. 28 августа (15) отмечают дату празднования Новгородской иконы.

Праведная вера и искренние молитвы помогут каждому избавиться от тяжелых дум и смятения. На сайте сайт вы найдете Православие">описания других икон Богоматери, которые помогут вам в решении насущных проблем, наставят вас на истинный путь и станут проводниками в христианский мир, где нет места гневу и злобе. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и


с. 40 ¦ 1. София Премудрость Божия

Икона двусторонняя запрестольная
Первая четверть XV века. Тверь (?)
Оборот. Распятие
Запись XIX века
Дерево, темпера. 69 × 54,5
Происходит из алтаря Благовещенского собора Московского Кремля
Музей «Московский Кремль», инв. Ж-1413 (480 соб.)

Живопись в процессе раскрытия. Нераскрытые части находятся под частичной прописью XIX века и потемневшей олифой. Первоначальный светло-охристый фон заменен при поновлении золотом, лежащим на коричневой прокладке. В нижней части композиции различимы чинки грунта.

Время возникновения сложного иконографического типа, к которому относится икона Благовещенского собора, в научной литературе начиная с XIX века принято было относить к концу XV - началу XVI века. За ним закрепилось наименование «новгородского» извода Софии Премудрости Божией, поскольку в Софийском соборе Новгорода в качестве храмового образа почиталась икона аналогичного типа. Аллегорические истолкования образа Софии, имеющиеся в текстах XVI–XVII веков, обусловили противоречивость оценок, которые получали подобные изображения в литературе, начиная со второй половины XIX века до настоящего времени.

Впервые икона была опубликована в прориси Г. Д. Филимоновым в 1876 году как памятник XVI века. Эта же прорись была использована П. А. Флоренским в его обширном очерке, посвященном истолкованию образа Софии Премудрости Божией. Вновь к рассмотрению кремлевской иконы обратилась А. И. Яковлева. Она отнесла ее к 60-м годам XVI века, при этом отметив черты, напоминающие живопись XIV века 1 . Л. И. Лифшиц впервые обратил внимание на связь иконы с обширным кругом византийских памятников XII–XV веков и указал, что подобные иконы писались не только в Новгороде. По его мнению, образ Благовещенского собора входит в круг памятников раннего XV века. По особенностям колорита и ряду признаков композиционного решения исследователь отнес икону к тверской живописи, которая в первой половине XV века обрела черты, характерные для столичного искусства, и на короткое время сравнялась с живописью Москвы 2 .

1 Яковлева А. И. «Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 388–404. Ил. на с. 389–391.

2 Лифшиц Л. И. Ангельский чин с Эммануилом и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси // Древнерусское искусство: Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988.

Среди многочисленных текстов, на которых основывались создатели рассматриваемого иконографического извода, в первую очередь следует назвать 9-ю притчу Соломонову : «Премудрость воздвигла себе дом и утверди семь столпов...» и Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла: «Мы проповедуем Христа распятого... Божью силу и Божью премудрость» ( 1 Кор. 1: 23–24). Такое понимание образа Софии подтверждают и семь столбов, на которые опирается ее трон, и изображение «Распятия» на оборотной стороне иконы. В число источников иконографии несомненно входили песнопения Великого четверга. В них воспевается «Всевиновная [т. е. являющаяся причиной всего сущего. - Е. О. ] и подательная жизнь, безмерная Мудрость Божия», «Несозданная и преестественная Премудрость Божия», создавшая Себе храм во плоти Пресвятой Девы (Последование утрени. Тропари 1–3 песни 1-й).

Особый интерес к образу ипостасной Софии как творческому началу единосущной Троицы и ее действию в мире проявляли богословы XIII–XIV веков. Константинопольский патриарх Филофей, автор середины XIV века, называет Премудростью Божией и Христа, и «Божественное естественное действие и благодатное дарование великой и единосущной Троицы, чрез Святого Духа из рода в род подаваемое святым душам».

Раскрывая учение Церкви о действии Божественного промысла в мире, создатели «новгородского» извода построили композицию иконы тремя регистрами, которые в равной мере прочитываются сверху вниз и снизу вверх. Самый верхний занимает изображение небес с водруженным на них престолом - Этимасией - с орудиями страстей Христовых, которым поклоняются ангелы. В центре в круглой «славе» изображен Христос Вседержитель, воплотившийся Бог Слово, а под ним располагается своеобразный деисус, занимающий основную часть композиции: Богоматерь и Иоанн Предтеча предстоят восседающему на престоле Христу - Ангелу Великого Совета, Премудрости Божией.

Традиция изображений Христа Премудрости Божией в виде ангела основана на тексте и толкованиях пророчества Исайи: «Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, его же началство на раме Его: и нарицается имя Его Велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущего века» ( Ис. 9: 6). Среди наиболее ранних изображений Христа Ангела Великого Совета - миниатюры рукописей Слов Григория Богослова IX–XII веков. Они иллюстрируют Слово 2-е на Святую Пасху: «Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его яко образ ангела ( Суд. 13: 6), и одежда его, как блистание мимолетящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом... ныне спасение миру, миру видимому и невидимому! Христос из мертвых, - восстаньте с Ним и вы; Христос в славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: аще кто во Христе, нова тварь» ( 2 Кор. 5: 17).

Сидящий на престоле Ангел с красными крыльями облачен в царские одежды нежно-палевого цвета, украшенные оплечием и лором, и зубчатую корону - символ помазанника, на котором «почивает» Святой Дух: «Бог воцарился над народами. Бог воссел на святом престоле Своем» ( Пс. 46: 9). На незримое присутствие третьего лица Троицы - Святого Духа, его бесплотность указывают крылья Софии, но лик Ангела и светлые волосы, спадающие на плечи двумя прядями, напоминают изображения Христа-отрока. В правой руке у Ангела красный посох, завершающийся крестом, в левой свернутый свиток. Его фигуру окружает трехчастная «слава», что символизирует свет Троицы. Она темно-голубая внутри и двух оттенков светло-голубого цвета по краю. А изнутри ее исходит сияние в виде восьми голубых лучей - знак вечности, относимый к ипостаси Бога Отца. Символом воплощения Бога Слова являются лик и руки Ангела, окрашенные в нежно-розовый цвет: «как скорлупа граната обволакивается румяной кожицей, так и Сын Единородный Бога и Отца облекся в плоть, имеющую в себе кровь» (Толкование на «Песнь песней» царя Матфея Кантакузина, конец XIV века 3). Свет же, озаряющий лик Софии, свидетельствует о неслиянном и нераздельном соединении человеческой плоти и божественной природы: «Когда Слово Божие становится в нас ясным и светлым, а лик Его сияет словно солнце, тогда и одежды Его являются белыми, то есть речения Священного Писания [являются в нас] ясными, прозрачными» 4 .

3 См. в кн.: Пселл М. Богословские сочинения. СПб., 1998. С. 323.

4 Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993. Кн. 1–2. Главы о богословии. 2 сотница. Гл. 14.

Светлые, украшенные одежды Ангела говорят о том, что Он не только Царь, но и Жених небесного чертога, престолу которого в лице Богоматери предстоит с. 40
с. 42
¦ Невеста-Церковь: «Он облек меня в ризы спасения; одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и как невесту украсил убранством» ( Ис. 61: 10). О чертоге брачного пира - Евхаристии призван напоминать престол Премудрости, имеющий четыре резные ножки и утвержденный на семи коричневых опорах - столпах, согласно цитировавшимся выше словам Книги Притчей Соломоновых. Ноги Ангела опираются на овальный камень дымчато-голубого тона, указывающий на то, что Дом Премудрости - Церковь имеет «Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2: 20), «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» ( 1 Кор. 3: 11).

Богоматерь и Иоанн Предтеча, созывающие верных на пир Премудрости, стоят перед троном на особых, украшенных золотым ассистом подножиях. Их фигуры частично включены в сияние, окружающее Ангела, подобно тому, как в сцене Преображения в «славу» Христа часто включаются фигуры ветхозаветных пророков - Ильи и Моисея. «Следует знать, - писал преподобный Максим Исповедник, - что и среди стоящих у Господа существуют различия, так как для пытливых умом важны слова: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9: 1). Тем, кто может следовать за Ним, Господь открывается в зраке Божием, в котором Он был до сотворения мира» 5 .

5 Там же. Гл. 13.

Богоматерь держит перед собой, как медальон, круглую «славу», внутри которой изображен восседающий младенец Христос в украшенных ассистом одеждах. Его правая рука протянута в жесте благословения, в левой - свернутый свиток. То есть сам младенец Христос Премудрость свидетельствует, что Он «построил Себе дом вещественный и одушевленный, то есть храм Свой телесный, из непорочных кровей и плоти всесвятой Девы Богородицы, по благоволению Отца и при содействии Всесвятого Духа, один из двух, один и тот же совершенный в Божестве, и тот же совершенный по человечеству» 6 . «Слава» вокруг фигуры младенца Христа окрашена в два цвета - темно-голубой внутри, как и «слава» Ангела в среднике деисуса, и розовый по краю, но его также окружает сияние из восьми голубых лучей, указывая, что Христос «двойственен по природе, единичен по ипостаси».

6 Арсений еп. Филофея, патриарха Константинопольского XIV в., три речи к епископу Игнатию с изъяснением изречения притчей: Премудрость созда себе дом и пр. Новгород, 1898.

Иоанн Предтеча облачен в милоть и короткий плащ. Его правая рука поднята с жестом пророческого свидетельства, в опущенной левой - свиток с текстом пророчества. Возможно, сохранившийся в записи текст повторял первоначальный, традиционный для изображений Предтечи: «Се агнец Божий...» ( Ин. 1: 29). «Ибо он тот, о котором написано: «се я посылаю Ангела Моего перед лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мф. 11: 10).

С темой евхаристической трапезы-пира прямо связана полуфигура Христа Вседержителя, представленного в двухчастной «славе». В ней соединяются оттенки лиловато-розового внутри и розового цвета снаружи, что, так же как и розовый лик Ангела, говорит о таинстве воплощения Бога Слова, а восемь голубых лучей звездчатого сияния, такие же как и в остальных изображениях, указывают на его единосущность Отцу. Наружный нижний край «славы» Христа пересекается и с нимбом, и с голубым сиянием «славы» Софии, частично закрывая ее, что является знаком общности троичного света, исходящего от них.

Вседержитель, облаченный в хитон с золотым клавом и гиматий, как архиерей, обеими руками благословляет Богоматерь и Иоанна Предтечу: «Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6: 51). О крестной жертве Христа призвано напоминать и изображение Престола Уготованного, утвержденного на небе. Тройная дуга «приклоненных к земле» небес и престол соприкасаются с краем «славы» Христа: «Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего» ( Иер. 17: 12). Престол представлен и как царский трон, и как церковная трапеза. На нем лежат красно-коричневая риза Христова, закрытое Евангелие, а на подножии перед ним символы добровольной крестной жертвы Христа, принесенной им для спасения человечества, и орудия страстей - Голгофский Крест, сосуд с желчью, в который вставлены копье, трость и четыре гвоздя: «дабы ныне соделалась известно чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Еф. 3: 10–11).

Одновременно Евангелие, лежащее на престоле, указывает на неотлучное сопребывание Христа с Отцом на небесах: «Весь бе в нижних [на земле с людьми. - Е. О. ], и вышних никакоже отступи неописанное Слово» (Акафист Богоматери. Икос 8); «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4: 10). Таким образом, Христос, трижды изображенный на иконе «София Премудрость Божия» в виде Ангела Великого Совета, Младенца и Вседержителя, здесь явлен как жертва и жертвоприноситель и как Триипостасный Бог, приемлющий жертву.

Сложная композиция иконы выступает своеобразным поэтическим комментарием к изображению «Распятия» на другой стороне иконы, которое было целиком переписано в XIX веке.

Литература

  • Книга переписная соборныя церкви Пресвятыя Богородицы Благовещения... 1680 г. // Сборник за 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1873. С. 17.
  • Игнатий, архиеп. Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе // Записки Императорского Археологического общества. СПб., 1857. Т. XI.
  • Филимонов Г. Д. Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия // Вестник Общества древнерусского искусства за 1874–1876 гг. М., 1876. Исследования. С. 20 (прорись иконы).
  • Meyendorff J. L" Ikonographie de la Sagesse divine dans la tradition byzantine // Cahiers archéologiques. Paris, 1959. Vol. 10.
  • Византия. Балканы. Русь: Иконы XIII–XV вв.: Каталог выставки. М., 1991. № 86. С. 250–251.
  • Lifshiz L. Die Ikone «Sophia - Weisheit Gottes» aus der Moskauer Kreml". Zur Frage nach der Herkunft und der Zeit des ersten Auftauchens des sogenanten «Novgoroder» iconographischen Typs // «Die Weisheit baute icher Haus» / Herausgegeben von Felmy K. Ch. und Haustein-Bartsch E. Munchen, 1999. S. 29–42.

Е. Осташенко с. 42
¦

В Библии образ Софии Премудрости Божией занимает особое место. Он в равной мере принадлежит и Ветхому и Новому Завету, являясь именем, которое относится к лицу Господа, сотворившего вселенную, и одновременно одним из самых важных понятий, связанных с представлениями о присутствии и участии Бога в делах человеческих. На протяжении веков умы пророков, богословов, философов, поэтов, художников пытались раскрыть всеми доступными им способами его глубинный и многогранный смысл. Источником, питавшим их, помимо книг Премудрости - Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Екклезиаста, книги Иова, - Псалтири и книг Нового Завета, служили тексты литургии и богослужебных канонов, среди которых особо выделяется канон Козьмы Маиумского службы Великого четверга, в котором воспевается и получает истолкование образ Софии.

На Руси со времени принятия ею крещения существовало понимание Премудрости, полностью адекватное апостольскому: «А мы проповедуем Христа распятого… Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1, 23-24). Среди статей, включенных в Изборник 1073 вел. Киевского кн. Святослава, имеется толкование на 9-ю притчу Соломонову «Премудрость созда себе дом» Ипполита Римского (III в.) в редакции автора VI в. Анастасия Синаита, где говорится: «Христос Божия и отчая мудрость и сила… словом во плоти став, вселился в нас».

Икона София, Премудрость Божия (Киевская)

Так же понимал слова притчи митр. киевский Климент Смолятич, упомянувший об этом в послании к Фоме пресвитеру: «Вот о чем глаголет Соломон, говоря, что «премудрость создала себе храм»: премудрость - есть Божество, а храм - человечество, ибо Христос истинный Бог наш, как во храм вселился во плоть, принявши ее от пречистой владычицы нашей Богородицы». Спасителю были посвящены Софийские соборы Киева, Новгорода, Полоцка, построенные в 1-й пол. - сер. XI в. Об этом, в частности, свидетельствовали изображения, располагавшиеся над входами в эти соборы: в наосе Софии Киевской, на западной стене под хорами, Христос на троне, окруженный представителями великокняжеской династии, начиная с крестителя Руси кн. Владимира; грандиозное изображение Спасителя, известное по описаниям, над входом в Софию Новгородскую.

По сути каждый храм представлял собой тот «Дом Премудрости», о котором говорится в 9-й притче Соломоновой. Это подобие Святая Святых храма Соломона, где Господь обитал между крышкой Ковчега Завета и крыльями венчавших его херувимов, что подтверждают слова псалма, выложенные мозаикой над аркой алтаря Софии Киевской: «Бог посреди его: он не поколеблется; Бог поможет ему с раннего утра» (Пс. 45, 6). Одновременно храм Софии являл образ Церкви как тела Христова: «Приступая к Нему [Господу], камню живому, …Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» (1 Пет. 2, 4-5).

В декоре Софийского собора в Киеве 40-х XI в. многочисленные изображения фигур святых, расположенные строго фронтально, действительно подобны камням, из которых сложено все здание. В соответствии с текстом Послания ап. Павла ефесянам, где говорится, что Церковь Христова утверждена «на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2, 20), в нижнем регистре росписи киевского храма расположены изображения апостолов Петра и Павла и многих пророков, как правило, занимающих в храмовых декорациях место в верхних пространственных зонах.

А медальон с образом Христа-Священника, пастыря народа, только что присоединенного к христианству, мозаичисты поместили в замке восточной подпружной арки, там, где и должно находиться «краеугольному», т. е. замковому, камню.

Таким же олицетворением Церкви является и Богородица, в которую, как в «царский чертог», Дом Премудрости, вселилось Божественное Слово, приняв от Пречистой Девы человеческую плоть. В мозаичном изображении Богоматери Оранты, украшающем алтарную конху Софийского собора в Киеве, эта архитектурная символика получила особенно мощное выражение.

Богоматерь Оранта. Мозаики XI в. Собор Святой Софии, Киев

Монументальная фигура Пречистой Девы неразрывно слита с массивом стены, что подчеркивает ее незыблемость и вместе с тем делает особенно убедительным сравнение храма с телом Христовым. Не менее внушительно сопоставление фигуры Богоматери Оранты с расположенной под нею сценой Евхаристии - причащения апостолов Христом. Она выступает здесь зримым символом нераздельного единства, монолитной цельности Церкви, созидаемой путем приобщения верных телу и крови Христовой.

Как творение Божественной Премудрости и одновременно как тело Христово, Церковь, олицетворяемая Богородицей, является его образом, или иконой. Об этом свидетельствует посвящение Софии многих храмов Византии и Древней Руси. Но слово «София» воспринималось не только как имя личное и как имя главного создания Премудрости - Церкви, прообразующей грядущее Царство Божие, где соединятся небо и земля.

Оно было также знаком Божьего присутствия, Божьей славы, печатью Духа Святого, которой отмечены чада и слуги Премудрости, наконец, название Его дара - духа мудрости. В сознании верующих образ ипостасной Премудрости - Иисуса Христа никогда не отделялся от его созданий, зримых свидетельств его благого действия, и от представления о многоразличных и неизъяснимых человеческим умом проявлениях божественного промысла в мире - «путях Господних».

Исследователи иконографии Софии Премудрости Божией, изучив литературные источники и материалы искусства Византии, Древней Руси и Западной Европы, выделили несколько типов изображений, связанных с темой Премудрости, соотносимых с определенными комплексами понятий и представлений. Их можно сгруппировать так:

1. София как персонифицированное изображение отвлеченного понятия высшего знания - мудрости, которой «цари царствуют и сильные пишут правду» (Притч. 8, 15). Для различения тонких оттенков иконографической символики важно особо акцентировать внимание на внеличностном («неипостасном») характере таких персонификаций. По типу они восходят к античным олицетворениям стихий, фигурам богов, нимф и муз. К числу наиболее ярких и наглядных примеров изображений такого рода относится миниатюра Псалтири X в. Парижской Национальной библиотеки, представляющая царя Давида между двумя женскими фигурами - олицетворениями Пророчества и Премудрости. Крылатые женские фигуры олицетворения Любви, Веры и Надежды находим в миниатюрах рукописи 1-й пол. XII в. Слов Григория Богослова, хранящейся в монастыре Св. Екатерины на Синае.

2. Внешне на олицетворения такого рода очень похожи изображения слуг Премудрости - представителей Небесной Иерархии. Как правило, это тоже женские фигуры в античных одеждах, без крыльев или с крыльями, стоящие по сторонам престола Божественной Премудрости. Но, в отличие от первых, они - действующие лица, не связанные ни с какими абстрактными понятиями. Ангелы либо прислуживают Премудрости, либо посылаются ею в качестве вестников, глашатаев, просвещающих, одаривающих или созывающих верных на пир. В иконе «Благовещение» н. XIV в. из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве изображена девушка - служанка в семиколонном Доме Премудрости.

3. Кроме того, в росписях храмов, миниатюрах рукописей, на иконах встречается особый тип изображения ангела Премудрости, в котором своеобразно сочетаются черты двух первых типов. Обычно эта фигура (крылатая или бескрылая), во всем похожая на олицетворение Мудрости, предстает в роли музы - вдохновительницы, инспиратора творчества писателя или художника, диктующей ему.

Ее отличают девичий тип лика и особый шести- или семилучевой нимб из перекрещенных ромбов - символ предвечного бытия и зиждительного божественного начала, о чем говорит и часто располагающаяся рядом надпись: «Премудрость Божия». Вместе с тем этот ангел - «посланник Премудрости», слуга, подающий дар божественной благодати избранникам Божьим, а потому слово «Премудрость», начертанное рядом с ним либо на его нимбе, означает название самого дара и одновременно указывает имя того, чьим посланником он является.

Одним из наиболее показательных в этом смысле изображений является тверская икона «Евангелист Матфей» XV в., где на звездчатом нимбе бескрылой фигуры ангела Премудрости имеется надпись: «ПР[Е]М[У]Д[РО]СТ[Ь]. Б[О]ЖЫА IСЪ. Х[РИ]С[ТО]ВА» (Премудрость Божия Иисуса Христова).

Собственно изображение акта передачи дара, момента откровения божественной воли, и является главной темой рассматриваемого иконографического типа. Иконы, фрески и миниатюры, представляющие олицетворение Премудрости, диктующей евангелистам слова божественного откровения - Священного Писания, наиболее наглядно ее раскрывают. При этом важно, что сам податель дара - Христос-Премудрость здесь обычно не изображается.

4. Но известны сцены, где именно сам Христос - Божественная Премудрость предстает в виде подателя даров Святого Духа, почивающих на нем. В них же можно видеть небольшие фигуры крылатых ангелов, которые в этом случае изображаются не как слуги, раздающие дары, а как олицетворения семи духов божественной благодати, которыми, согласно пророчеству Исайи (Ис. 11, 1-2), помазан Мессия - Сын Давидов. Это духи «премудрости и разума», «совета и крепости», «ведения и благочестия» и «дух страха Божия».

5. Среди изображений, сопровождающихся надписанием «София», олицетворений «Премудрости» как понятия благодатного действия Бога, божественного дара или представляющих вестников, слуг, посланцев Божественной Премудрости, особо выделяется фигура самой Премудрости как Божественной ипостаси, второго лица Троицы. «Рожденная прежде денницы» и сидящая одесную Отца” (Пс. 109, 1, 3), бывшая «в начале дел Божиих», она является образом Его благости, «зиждительным Словом», создательницей всего видимого и невидимого: «Возвеличились дела Твои, Господи: все Премудростию совершил Ты, исполнилась земля творениями Твоими» (Пс. 103, 24).

Спектр иконографических изводов, представляющих ипостасную Премудрость, весьма разнообразен: от изображения Христа Пантократора, сопровождаемого надписанием «София», до крылатой ангельской фигуры с крестчатым нимбом, вписанным в ромб или звездчатое сияние, - образ славы Отца. В их числе образы Христа Ангела Великого Совета, Христа Благое Молчание, Христа Недреманное Око, Христа Ветхого Деньми, Христа Великого архиерея и др. Относится к ним и изображение 12-летнего Христа во храме, поучающего старцев иерусалимских.

Христос Ангел Великого Совета

На Руси такие изображения стали известны не позже XIV в., о чем свидетельствует фреска притвора церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде 1363. Здесь бескрылая фигура Премудрости, увенчанная звездчатым нимбом, представлена сидящей на фоне семиколонного базиликального храма, рядом с которым стоит трапеза. Тут же изображены 2 группы ее слуг. Одни готовят жертвенных животных для пира, др. отправляются созывать на пир верных и разумных.

В новгородском изображении пира представлен воплотившийся Логос, Иисус Христос, Божья сила и Божья Премудрость.

Аналогичные изображения Христа-ангела, обычно окруженного сонмом ангельских сил, особенно часто встречаются в миниатюрах XI-XIV вв., иллюстрирующих в византийских рукописях Слов Григория Богослова начало Второго слова на Святую Пасху: «На страже моей стану, говорит чудный Аввакум (Авв. 2, 1). Стану с ним ныне и я… Я стоял и смотрел: и вот муж восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его яко образ Ангела, и одежда его, как блистание мимолетящей молнии. Он воздел руку к Востоку, воскликнул громким голосом… и сказал: “ныне спасение миру!”»

Известно, что было сделано немало попыток запретить аллегорические изображения Христа. Трулльский церковный собор 691-692 в своем постановлении призывал писать Христа только по плотскому обличию. Много позже изображения Христа-ангела, равно как и изображения его в облике старца Ветхого Деньми, вызывали сомнение в их каноничности у традиционно мыслящих русских людей, что не раз становилось предметом рассмотрения на поместных Церковных соборах в XVI-XVII вв. Можно вспомнить знаменитое дело близкого к царю Ивану Грозному диак. Ивана Висковатого, возникшее в сер. XVI в. в связи с необычными изображениями Христа, в том числе и крылатого, на т. н. «Четырехчастной» иконе Благовещенского собора Московского Кремля. Тем не менее образ Христа-ангела на протяжении веков не утрачивал актуальности.

Объясняется это несколькими причинами. Прежде всего тем, что образ этот являлся важнейшим звеном космогонических и историософских представлений христианства, основывающихся на концепции предвечного плана создания всей твари и божественного Домостроительства, т. е. промыслительного действия Бога во вселенной, его попечительства о мире, спасении человечества и устроении Царства Божьего на земле.

«Мне , - писал ап. Павел ефесянам, - дана благодать… открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе» (Еф. 3, 8-11). Очевидно, адекватно воплотить мысль о предвечном существовании в лоне Отца, т. е. до воплощения, второго лица Триипостасного Божества, его творческого начала - Логоса, или Премудрости, не способен был никакой др. образ, кроме ангельского, указывающего на бесплотность и несотворенность. Этим же объясняются постоянные апелляции к книгам Ветхого Завета, в первую очередь к Псалтири и пророкам, встречающиеся в Евангелиях и апостольских посланиях, а затем у отцов и учителей Церкви.

В них образ еще не воплотившегося Сына Божьего, Ангела Великого Совета, как именует его прор. Исайя, занимает центральное место: «Отроча родися нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» (Ис. 9, 6). Еще в IV в. Афанасий Александрийский задавался вопросом: «Если Бог есть Творец и Создатель, - созидает же Творец через Сына, и невозможно увидеть что-либо приведенное в бытие иначе, а не Словом, - то не хула ли, когда Бог есть творец, утверждать, что никогда не было зиждительного (т. е. созидающего. - Л. Л.) Его Слова и Премудрости?» (Против ариан слово 1. § 16). Он же продолжает: «Как воспевает Давид: “всё Премудростию сотворил еси” (Пс. 103, 24)… и эта Премудрость есть Слово; и это Слово есть Христос» (Против ариан слово 1. § 19).

Среди произведений средневекового русского искусства, может быть, самым замечательным и загадочным, вызывавшим и продолжающим поныне вызывать противоречивые суждения, является иконографический тип, созданный русскими иконниками и получивший в литературе начиная с XIX в. название «новгородского» по иконе Софийского собора в Новгороде. Он представляет собой архитектурно упорядоченную, гармонически выстроенную картину мира. В нем нашел воплощение весь комплекс идей, связанных с догматическими толкованиями образа Божественной Премудрости.

София Премудрость Божия изображается здесь в виде ангела с пламенеющим розовым или розово-красным ликом, с красными крыльями, сидящего на троне, утвержденном на семи столпах, по сторонам от которого в позах молитвенного обращения стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над ним изображен Христос Пантократор, благословляющий обеими руками, а еще выше - Этимасия, или Престол Уготованный, стоящий на арке небес и окруженный коленопреклоненными ангелами.

Известно, что на Руси уже в XVI в. этот плод утонченной богословской мысли и иконографического творчества вызывал множество недоуменных вопросов, заставлявших наиболее авторитетных церковных деятелей напоминать вопрошающим, что имя Премудрость Божия относится ко второму лицу Троицы, Богу Слова - Христу. При этом авторы ответов, в частности младший современник знаменитого богослова Максима Грека старец Зиновий Отенский, обращались к первоисточнику такого толкования образа Софии - словам апостола Павла.

Но поскольку толкование касалось прежде всего проблемы посвящения храмов Святой Софии и догматически правильного понимания самого имени Премудрости Божией, а не ее изображения, облик огнекрылого ангела продолжал смущать умы. Он требовал более подробных и убедительных толкований, объясняющих не только eго догматическую основу, но и суть самой изобразительной символики. Поэтому на иконах этого типа в сер. XVI в. стали появляться обширные надписи-комментарии, сопровождающие изображения Софии.

Так, на храмовой иконе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры читаем: «Образ Софии Премудрости Божией проявляет Собою Пресвятой Богородицы неизглаголанного девства чистоту. Имеет же девство лицо огненно и над ушами тороки (ленточки, означающие всеведение и послушание воле Божьей), венец царский на голове, и над главою имеет Христа… Толкование: лицо огненное являет, поскольку девство уподобляется (имеет предназначение) Богу вместилищу быть; огонь же есть Бог, попаляющий страсти телесные и просвещающий душу девственную… Тороки же - осенение Святого Духа…»

Естественно, что такого рода аллегорические толкования лишь усложняли восприятие иконы и умножали число недоуменных вопросов. В XVIII-XIX вв. слово «София» воспринимается в основном как абстрактное понятие, которое в массовом сознании верующих уже не связывается с ипостасной Премудростью - Христом, в лучшем случае обозначая один из даров Святого Духа. Даже видные и образованные духовные лица затруднялись ответить на вопрос, почему различаются изображения Софии на храмовых иконах Софийских соборов Киева и Новгорода (на киевской иконе вместо ангела изображена Богоматерь, стоящая в семиколонном храме) и не совпадают дни престольных праздников, который в Новгороде с к. XV в. отмечается 15 авг., в день Успения Богородицы, а в Киеве - 8 сент., в день Рождества Богородицы? Философские и богословские искания к. XIX - н. XX в. сделали тему Софии как никогда актуальной и вместе с тем еще более усложнили ее. Но они же стимулировали научные исследования, в центре которых находились как библейские тексты и тексты древних богословских толкований, так и памятники иконографии.

Изображение Софии в образе огнекрылого и огнеликого Ангела Великого Совета находится здесь не просто в центре, но в средокрестии сцены, на пересечении ее горизонтальной и вертикальной осей. Первую ось образуют 3 фигуры: София, и Богоматерь, и Предтеча, стоящие по сторонам ее престола, как в деисусе. Вторую также составляет триморфная композиция: Этимасия, медальон с поясной фигурой Христа Пантократора и вновь Ангел Великого Совета.

Столь сложное построение и необычный для иконописи иконографический извод изображения уже сами по себе свидетельствуют о том, что его создатели замыслили таким образом соединить 2 главных аспекта, связанных с символикой образа Софии. Один из них - аспект «домостроительный», связанный с промыслительным действием Триипостасного Бога, нисходящего к людям «от престола Отца чрез Сына в Духе» и возвращающего им Царство Небесное.

На присутствие Святого Духа указывает царственный сан ангела - помазанника Божия. Этимасия означает сопребывание Христа в лоне Отца до воплощения и одновременно образ грядущего Царства Небесного, когда на трон воссядет Ветхий Деньми - Триипостасный Бог, чтобы судить народы. Полуфигура благословляющего архиерейским жестом Пантократора - образ земного служения Христа. Ангел Великого Совета - Христос, раскрывающий свою божественную сущность по Вознесении и при восшествии на трон Царствия Небесного после Страшного суда.

На то, что это именно Он, провозвещенный через пророков и через архангела Гавриила, благовествовавшего Марии, указывают Христос Пантократор, Богоматерь, держащая медальон с образом Христа-младенца, и Креститель, свидетельствовавший: «Вот Агнец Божий… Я видел Духа, сходящего с неба… и пребывающего на Нем» (Ин. 1, 29, 32).Второй аспект - экклесиологический, связанный с неизменной, истинной действительностью жизни Церкви, которая раскрывается как мистерия происходящего в ней соединения человека с Богом. Ее апогей наступает с концом человеческой истории - Вторым пришествием Христа, переходом времени в вечность, с наступлением «дня без вечера», открытием неба на земле и явлением истинной божественной сущности Царя вселенной.

Не случайно нижняя часть в иконах Софии «новгородского» извода уподобляется деисусному молению. Правда, в отличие от изображений деисуса в сценах Страшного суда этот больше похож на композиции, известные под именем «Предста Царица», или «Царский деисус». На них Христос и Богоматерь, согласно тексту 44-го псалма, изображаются в царских одеждах, указывая, т. о., на таинственный союз - «брак» Христа-Жениха и Богоматери-Церкви.Но в рассматриваемых нами иконах Богоматерь и Предтеча не только поклоняются Софии и молят Ее. Они стоят перед Ее престолом на возвышениях так же, как на иконах Ветхозаветной Троицы стоят перед трапезой Авраам и Ева. Т. е. акцентируется символика евхаристическая - Богоматерь и Предтеча являются здесь и слугами Божественной Премудрости, которые готовят трапезу и принимают от Софии для раздаяния дары Святого Духа.

Они как будто иллюстрируют слова евхаристического канона: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». А поскольку, согласно православному догмату, евхаристическая жертва приносится единой Троице, от которой Христос неотделим, и Он является одновременно «приносящим», «приносимым» и «принимающим» ее, то и изображается здесь трижды: как архиерей, приносящий жертву, - Пантократор, как жертва - Христос Эммануил в медальоне на груди Богородицы и как «огонь», приемлющий ее, - Ангел Великого Совета. Одинаковое звездчатое сияние, окружающее все 3 фигуры Христа, напоминает, что София Премудрость Божия, согласно учению крупнейших византийских богословов сер. XIV в., таких как архиеп. Солунский Григорий Палама и Патриарх Константинопольский Филофей, оставаясь ипостасным образом Христа, является «общей энергией Троицы».

Сам образ огнекрылого ангела, несомненно, навеян описаниями апокалиптических видений прор. Малахии и Иоанна Богослова. У Малахии (Мал. 3, 2) говорится об ангеле, подобном «огню расплавляющему»; в «Откровении» Иоанна - об ангеле с лицом, «как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1, 16). В этой связи стоит обратить внимание на то, что в Москве в 1405 появляется первая известная нам в православном мире монументальная роспись на тему Апокалипсиса. Ее авторами были Феофан Грек, богослов и великий художник, старец Прохор и Андрей Рублев.

По смыслу изображение окруженного сияющей «славой» Софии-Ангела чрезвычайно схоже с центральной иконой полнофигурного деисусного чина из высокого иконостаса, хранящегося ныне в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Она также связана с именем Феофана Грека. Здесь Христос, облаченный в белые с золотом одежды предвечного Бога - Ветхого Деньми, представлен на пламенеющем красном фоне восседающим на престоле в окружении темно-синей «славы» и небесных сил. Перед ним, как образом Триипостасного Божества и воплощенного Логоса-Софии, в позе слуг стоят Богоматерь, Предтеча, апостолы и творцы литургии - Василий Великий и Иоанн Златоуст.

В творчестве Феофана Грека, о котором мы можем судить по его фрескам в Новгороде, получила яркое воплощение мысль представителей византийского аскетического богословия - исихастов о возможности людям, достигшим совершенства, званным на пир Премудрости, ставшим «своими» Господу, зреть телесным, чувственным взором излияние божественной энергии. Вождь исихастов Григорий Палама писал об этом так: «Только чистые сердцем зрят Бога… который, будучи светом, живет в них и открывается любящим Его и любимым Им». Человек, возвысивший ум и душу до лицезрения божественного света, уподоблялся Моисею, который на горе Хорив видел ангела в несгорающем кусте купины.

Представляется интересным тот факт, что время появления интересующей нас иконографии на Руси совпадает с годами работы Феофана Грека в Москве в к. XIV - н. XV в. Косвенно об этом свидетельствует древнейшая известная сегодня икона этого извода, происходящая из Благовещенского собора Московского Кремля, которая была создана не позже 1-й четв. XV в. Комплекс идей, положенных в основание «новгородского» извода иконографии Софии Премудрости Божией, обнаруживает удивительную близость с идеями, которые были положены в основу композиции первых русских многоярусных иконостасов, возникших именно в это время, на рубеже XIV-XV вв. Их создатели использовали все ту же схему вертикальных триморфных композиций, получивших распространение в монументальной живописи. Внизу они расположили деисусный чин, выше праздники, еще выше Богоматерь Знамение с фланкирующими ее пророками. Весьма вероятно, что идея высокого иконостаса и иконография Софии «новгородского» типа родились в одной и той же среде художников, связанных с двором московского митр. Киприана.

Дальнейшее развитие русского высокого иконостаса, где одновременно с появлением новых ярусов икон развивается вертикальная ось, символика которой связана со все теми же идеями Домостроительства спасения, исходящего сверху от престола Господа Саваофа через пророков и Богоматерь ко Христу Пантократору, устрояющему Церковь на земле, вполне вписывается в логику построения иконы «София Премудрость Божия». Да и в самих композициях «София Премудрость Божия» в XVII в. вместо Этимасии начинают изображать сидящего на престоле Господа Саваофа. Особенно характерно это для ярославских храмовых росписей.

Со временем, когда узкий круг интеллектуалов, распространявших идеи исихастского учения в Москве, Новгороде, Твери и др. городах, постепенно распался, а теофанический аспект в восприятии образа Софии-Ангела утратил актуальность, делаются попытки дать новое истолкование изображениям та кого рода. Они получают широкое распространение с к. XV в., когда, как можно думать, икона крылатой Премудрости и стала храмовым образом Софийского собора Новгорода.

По сравнению с сохранившейся иконой 1-й четв. XV в., которая представляет целостную картину явления божественной славы, в них исчезают все теофанические мотивы, заметно ослабевает символика христологическая, связанная с началом ипостасным, уходит интонация личного молитвенного обращения ко Христу Ангелу Премудрости.

Иконы Софии Премудрости Божией «новгородского» извода все более уподобляются изображению Символа веры. Огнеликий ангел постепенно превращается в олицетворение абстрактного понятия «девства», а слово «премудрость» перестает восприниматься как имя, но окончательно превращается в понятие, связанное с даром Господа и с добродетелями, открывающими путь к Богу. Ключевую роль в раскрытии смысла этой композиции начинает играть изображение Богородицы-Церкви. Тематика экклесиологическая явно выходит на передний план. В к. XV в. архиеп. Новгородский Геннадий устанавливает в качестве престольного празднования Софийского собора день Успения Богородицы.

Такой выбор не был случайным. Успение - смерть Богородицы собирает у ее одра, как у евхаристического престола, всю Церковь, людей и ангелов. Оно прообразует возвращение человечества в лоно Господа и представляет своего рода парафраз Рождеству Христову.

Там сошедший с небес Христос, как спеленутый младенец, лежал в яслях в Вифлеемской пещере - здесь Христос возносит на небеса спеленутую душу Богоматери. В обеих сценах она является «мостом» или «лестницей», чудесным образом соединяющей землю и небо, человечество с Богом. Он и изображается здесь так, как обычно изображается Богоматерь Одигитрия, держащая на руках Младенца. Т. о., Успение, которое, по преданию, происходило в той же Сионской горнице, где Христос совершил Тайную вечерю с учениками, в понимании образованной части византийского и русского духовенства символизировало таинство созидания храма Божьего.

С усилением экклесиологической символики становятся все более заметны женские черты в образе Ангела-Софии. В новгородской иконе сер. XVI в. «Премудрость созда себе дом» бескрылая фигура Софии больше похожа на деву, чем на Эммануила - Христа-отрока. В храмовом образе киевского Софийского собора, появившемся в XVI или в XVII в., к которому восходит т. н. «киевский» извод, фигура Богородицы просто заменяет изображение Ангела.

В к. XVII в. появляются многочисленные варианты и модификации более традиционного «новгородского» иконографического типа. Канонически правильные, они часто представляют собой подобие подробного изобразительного комментария основ православного вероучения. В одном из них, называемом «София Крестная», на месте фигуры Ангела представлено изображение семиколонного храма. Его центральный столп - Распятие, утвержденное на престоле. Все вместе столпы символизируют 7 таинств Церкви и одновременно служат опорой расположенного выше трона Богородицы, которая сменила на нем Софию-Ангела.

В др. варианте, который можно встретить в храмовых росписях к. XVII в., напр. в храме Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле, образ Софии «новгородского» извода трансформируется в изображение песнопения «О Тебе радуется». Причем место крылатого Ангела-Софии в центре композиции заняла фигура крылатого Иоанна Крестителя.

Цель таких изображений прежде всего вероучительная. Они уже никак не связаны с личным молитвенным опытом человека, не открывают его взору путь для возведения ума от мира зримого к незримому. Свидетельством тому служит приведенный выше текст «написания о Софии» и вся история толкований ее образа в русской иконописи XVI-XVIII вв.

И все же на интуитивном уровне русская культура и искусство проявляли и в относительно поздние времена поразительную чуткость в восприятии глубинного поэтического смысла образа Софии. Прежде всего это выражалось в живом ощущении существования нерасторжимой связи между Софией, источником святости и благодати, устрояющей жизнь на основе правды, гармонии и красоты, и Церковью, через которую, согласно уже цитировавшимся словам ап. Павла, открывается «многоразличная премудрость Божия», тайна Божественного промысла о человеке.

Это находило отражение в иконах, изображающих беседу Христа и самарянки у колодца, отцов Церкви, от уст и писаний которых берут начало потоки премудрости, в многочисленных иконах-притчах вроде изображения евангельской притчи «О слепце хромце» или притчи «О сладости мира», заимствованной из древнего сказания < Варлааме и Иоасафе.

Но главное заключалось в том. что образ Софии, казалось бы, утративший личные, ипостасные черты, продолжал ассоциироваться с космическим солнечным, светоносным началом и с тем местом, откуда этот свет изливался. Ощущение присутствия этого света святости, исходящего от Софии, присуще лучшим произведениям русской живописи XVII и даже XVIII вв. Сохраняется оно и на уровне крестьянской культуры.В массовом сознании образ Софии, сформированный под влиянием официальной, несколько абстрактной экклесиологической концепции, приобретает сказочные черты, в которых узнается главное - женское светлое и возвышенное начало, источник святости. Царственность связывает ее и с представлением о государстве, земле, городе, церкви.

Так, в духовном стихе о Егории (Георгии) Храбром говорится, что матерью его и трех его сестер была «царица благоверная, София премудрая», которая в церкви разоренного царевичем Деманищем (очевидно, преобразовавшимся из имп. Диоклетиана) Чернигова «об своему чаду Богу молится». Не трудно понять, что здесь произошла контаминация нескольких образов: свмц. Софии, у которой по житию было 3 дочери, Богоматери, родившей Спасителя мира, в роли которого выступает Георгий, и Софии как Церкви, ожидающей Второго пришествия Спасителя. И действительно, Георгий является здесь подобно воскресшему Христу, исходящему из ада под звуки пасхального колокольного звона: «вышел Егорий на Святую Русь, повидив Егорий свету белаго, солнца краснаго. Послышав Егорий гласу Божаго, гласу Божаго колокольного».

На уровне собственной поэтики фольклор воссоздает картину восстания мертвых из гробов и воссоединения их в Церковь, которая в принципиальном плане повторяет концепцию Божественного Домостроительства, осуществляемого Христом-Софией.

Л. Л.

Лит.: Соловьев В. С. София. Начало вселенского учения // Логос. 1992. Вып. 2; Кудрявцев П. Идея Св. Софии в русской литературе последних четырех десятилетий // Христианская мысль. Киев. 1916: Кн. 1. Кн. 9; 1917: Кн. 1; Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994; Он же. Купина неопалимая. Париж, 1927; Бердяев Н. Софиология // Путь. Вып. 16. Париж, 1929; Серафим, архиеп. (Соболев). Защита софианской ереси протоиереем С. Булгаковым. София, 1937; Филимонов Г. Д. Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия // Вестник Общества древнерусского искусства за 1874-76. Исследования. М., 1876; Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. М., 1914; Флоровский Г. О почитании Софии Премудрости Божией в Византии и на Руси // Тр. V съезда рус. академ. организаций за границей. Ч. 1. София, 1932; Яковлева А. И. Образ мира» в иконе «София Премудрость Божия» // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977.
Ист.: София Премудрость Божия. М., 2000. С. 9-16.

На анонсе: Икона София Премудрость Божия Новгородская