Снежная королева внеклассное чтение. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки Г. Цели, ориентированные на развитие личности учащегося

Уроки по сказке Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева»

«Снежная королева» Андерсена -- произведение гениальное, простое, сложное, самое детское и самое взрослое на свете. «Снежная королева» интересна младенцу и философу. Кто-то назвал её «многослойной». И это очень точное определение. Как все гениальные произведения, она неисчерпаема для понимания и анализа, она вечная и всегда новая для читателя, поэтому она никогда не постареет от повторения и нисколько не наскучит увлечённому преподавателю.

В нашей программе 4 класса на изучение «Снежной королевы» отведено до 4 часов, плюс 2 часа внеклассного чтения на обсуждение других его произведений и 1 час на сказочный "андерсеновский" этюд. Конечно, этих часов вам не хватит. Не исключено, что другим сказкам придётся потесниться перед этой, ключевой, дающей понимание мира великого поэта, перед главной сказкой Андерсена. И вы все равно будете жалеть, что так много не успели ещё обсудить с детьми!

Аспектов восприятия этого произведения много: для малышей это лучшая сказка о том, что добро всегда побеждает, что за зимой придёт лето, что надо слушаться бабушку и не обижать сестренку.

Для взрослого читателя - это сказка о мертвящем прагматизме западной цивилизации и противостоящей ему силе вечных ценностей, сердечности и доброты; для самого Андерсена это, в первую очередь, сказка-притча о вечной борьбе добра и зла, о силах дьявольских и противостоящей ему силе евангельской любви.

А для подростков-четвероклассников? Это сказка о переходном возрасте! И именно так мы и можем её прочитать.

Итак -- «Снежная королева» как лекарство от болезней «переходного возраста». Поможем детям посмотреть на себя со стороны -- это ведь и есть самое интересное!

Читая «Снежную королеву» в полном, андерсеновском, варианте, мы видим перед собой глубоко христианское произведение, проникнутое евангельским мировосприятием и наполненное прямыми и скрытыми цитатами и отсылками к Новому Завету. Другая трактовка будет противоречить авторскому замыслу, и поэтому чтение текста потребует от нас каких-то знаний основ Священного Писания.

Лучше читать всю сказку вслух, по главам или фрагментам. Очарование совместного слушания, помощь учителя в интонационной трактовке текста, сопереживание событий сказки становятся важнее самого анализа. Но не отменяют его.

Мы не будем расписывать ход уроков и разделять уроки между собой, просто предложим вашему вниманию ряд вопросов и некоторые мысли и наблюдения по тексту.

Мы опускаем вопросы очевидные, на проверку знания текста, например, и приводим только те, которые кажутся нам проблемными и интересными.

Примерный ход урока.

Хорошо бы в начале разговора предложить один центральный проблемный вопрос анализа. Предлагаем варианты таких вопросов, подумав немного над которыми и записав их на доске мы предложим детям отложить ответ на будущее, когда мы немного разберёмся в событиях сказки:

1. Что обозначает и зачем звучит во второй и последней истории псалом «Розы в долинах цветут... Красота! / Скоро узрим мы младенца Христа»?

Или другой вопрос, подспудно отсылающий к псалму и потому дублирующий первый:

1. Что бы изменилось в этой истории, если бы было написано, что в садике на крыше цвели не розы, а другие прекрасные цветы?

Дети должны здесь вспомнить и о псалме, и о необыкновенно важном значении роз в сюжете -- если бы в маленьком садике цвёл другой цветок, пришлось бы многое поменять в сказке: роза цветёт в псалме, роза искажается в глазах Кая после того, как в них попал осколок, роза вызволяет Герду из домика старушки, умевшей колдовать, розы встречают детей по возвращении. Мы помним, что роза считается самым прекрасным цветком, царицей цветов. Есть легенда, что розы цвели в саду праведного Иосифа в детстве Иисуса Христа.

  • 2. Могла ли история случиться наоборот -- осколок попал в глаз Герде?
  • 3. Правильно ли будет сказать, что «Снежная королева» -- просто детская волшебная сказка?

Если да, то как вы объясните такой факт из биографии Андерсена: Однажды отец Андерсена показал двенадцатилетнему сыну узор на стекле, похожи на деву с протянутыми руками. «Она хочет забрать меня!» -- сказал он в шутку.

Вскоре он тяжело заболел, и последними его словами перед смертью были: «Вот идёт Ледяная Дева, и она пришла ко мне», когда же ребёнок стал звать отца, мать удержала его: «Не плачь, бесполезно звать его, он умер, Ледяная Дева унесла его».

Хорошо, если учащиеся имеют уже опыт чтения и осмысления Предания, притч и мифов, тогда они сделают предположение о возможной притчевой подоплёке сказки. Мы можем сами предварить этот урок притчей, например, о детях, которых Иисус велел пустить к себе -- ибо их есть Царствие небесное.

Последовательный комментарий и анализ сказки по главам.

Дети должны прочитать сказку дома, но это не исключает чтения вслух на уроке. Предварительное прочтение даст цельное восприятие произведения, работа на уроке углубит его. Если есть малейшая возможность, надо прочитать сказку глава за главой, останавливаясь после каждой и размышляя над прочитанным.

История первая, в которой говорится о зеркале и его осколках.

Вопросы по анализу текста:

  • 1. Каков иносказательный, притчевый смысл этой главы?
  • 2. Кто такой Тролль?

Дети знают или догадываются, что тролль -- наименование нечистой силы в мифологии северных народов.

3. Есть такая «комната смеха», где ты смотришь в кривые зеркала, и они искажают весь мир. Можно ли сравнить эти зеркала с осколками зеркала Тролля? Всё ли искажали осколки зеркала и как они искажали мир?

Мы говорим с детьми о борьбе добра и зла в мире, о восстании и падении Денницы, о христианском смысле этой главы. Можно вспомнить один из эпизодов Евангелия, например об исцелении бесноватого или изгнании бесов. 4. Имеет ли Тролль какое-то отношение к Снежной королеве?

Дети замечают, что нигде не сказано, что они знакомы, но мы можем догадаться об этом, потому что от осколков зеркала сердце леденеет, а кто-то наверняка вспомнит, забегая вперёд (самостоятельно сказка прочитана), об огромном ледяном зеркале в чертогах Королевы.

Кроме того, по опыту чтения сказок дети знают, что тёмные герои обычно знают друг друга очень хорошо, часто состоят в родстве или свойстве и всегда готовы помочь друг другу.

История вторая. Мальчик и девочка.

В начале мы можем вспомнить о языке жестов, о котором мы говорили с детьми несколько уроков назад. Если такого разговора не было, то тут для него стоит найти место: в сказке жест имеет немалое значение.

1. «Но бабушка погладила его по головке и завела разговор о другом» -- что обозначает жест бабушки, только ли ласку, почему же тогда она завела разговор о другом?

Ответ детей: Бабушка понимает, что Кай хвастается. Она понимает, что он не справится с королевой, бабушка не хочет говорить о Снежной королеве - чтобы она не услышала и не прилетела. Но добрая старушка и не хочет обижать Кая! андерсен сказка жанр творчество

  • 2. Почему Каю перестали нравиться розы?
  • 3. Если ему не нравится красота, то почему ему нравятся снежинки?

Ему стало нравиться всё холодное и неживое, он говорит, что снежинки «хорошо сделаны». (Можно вспомнить отношение к живой и неживой красоте в сказках «Свинопас» и «Соловей», сейчас или потом, на уроках внеклассного чтения.) Здесь начинается столь важное для этой сказки противопоставление зрения чистого сердца зрению холодного разума.

4. Как ещё изменился Кай?

Дети охотно пересказывают эпизоды, характеризующие поведение мальчика. На наш взгляд, лучше, если учащиеся будут не пересказывать, а зачитывать цитаты.

5. То, что произошло с Каем, случается с людьми в несказочной жизни?

Вряд ли ответ вызовет у детей затруднение, если же они будут настаивать на сказочной природе осколков зеркала, нам поможет волшебное слово «как будто» -- вести себя так, как будто... Возможно, кто-то из ребят приведёт примеры такого вдруг изменившегося взгляда на жизнь и поведение, тут главное не уйти слишком далеко от текста.

Но при ответе на этот вопрос интересно было бы порассуждать о реальном и волшебном в сказке, о правдивом изображении жизни датского городка, подобного городку Оденсе, где провёл свое детство Андерсен в бедном домике с маленьким огородиком. Здесь нам пригодится и трогательное описание огорода на чердаке из автобиографической «Сказки моей жизни».

6. Кого напоминает нам Кай?

Разговор о том, что такое настоящая и ложная взрослость, о том, как многие из ребят стыдятся быть хорошими, точно так же, как Кай, который стал говорить, что книжки с картинками «хороши только для грудных ребят», передразнивают старших, чтобы рассмешить сверстников, обижают девочек, чтобы похвастаться перед другими мальчиками...

Можно позволить здесь себе немного морализма и сказать, что на самом деле только маленькие боятся показаться маленькими...

7. Почему Королева вначале не нравилась Каю, а потом он ею любуется?

Здесь полезно проследить все встречи и разговоры Кая о Королеве и с Королевой, увидеть, как меняется сам Кай и как от этого меняется его взгляд на мир.

8. Хотел ли Кай уехать со Снежной королевой?

Дети читают из сказки: «Кай несколько раз порывался отвязать свои санки... Мальчик поспешно отпустил веревку, которою зацепился за большие сани, но санки его точно приросли к большим саням и продолжали нестись вихрем. Кай громко закричал -- никто не услышал его...»

  • 9. О чём говорит то, что он хотел только прокатиться и вначале даже испугался? Дети обычно отвечают, что его сердце ещё не полностью заледенело.
  • 10. Что он хочет сделать, испугавшись? Прочитать «Отче наш» -- это помнит тёплая половинка его сердца.
  • 11. Что он вспоминает вместо молитвы? Таблицу умножения!

И тут мы можем предложить ребятам очень каверзный вопрос:

Гениальная детская версия (из урока): «Он вспоминает таблицу, потому что она очень точная, он же знал четыре правила арифметики, он считал, что, вспоминая таблицу, он может победить Снежную королеву». То есть ребёнок говорит, что Кай пытается противопоставить силе духовной силу ума!

Здесь, уточняя смысл, мы рассказываем о том, что Андерсен в жизни очень ценил образование, но, как сказали однажды дети, наука очень важна, а молитва важнее. Всё должно стоять на своих местах, а не противостоять друг другу. 13. А о чём вспомнил Кай после поцелуя Королевы, когда почти всё сердце его заледенело?

Он вспомнил о вещи, об имуществе, о собственности -- о своих санках --и забыл о доме, бабушке и Герде. Можно сказать здесь о том, что если мы любим вещи больше людей, то это значит, что в нашем сердце есть осколок зеркала!

14. Каким теперь, после поцелуя, показалось ему лицо Снежной королевы?

«Он и представить себе не мог более умного, более прелестного лица». Ум, вот что он видит опять в первую очередь, и ум становится важнее тепла и сердечности.

История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать.

Задумывались ли вы о том, что это очень непростая и загадочная история. Старушка здесь совершает злое дело -- задерживает Герду до самой осени, но при этом женщина ничем не выдаёт своей принадлежности к породе Тролля или Снежной королевы. Она даже желает Герде добра. Или нет? И думает ли она о Герде? Может, это изображение эгоистической любви? Или всё же старушка по сути своей недобра? Поразмышляем вместе с детьми, последовательно отвечая на вопросы.

  • 1. Добра ли старая-престарая старушка? -- Вопрос основной, скорее требующий увидеть трудность ответа, чем ответ, и потом раскрывающийся постепенно в ходе размышлений.
  • 2. Почему солдаты у калитки деревянные?

«Герда закричала им -- она приняла их за живых, -- но они, понятно, не ответили ей».

Мы только потом поймём, что и старушка будто неживая, у неё нет времени, у неё всё остановилось. Вот мы и спросим, чтобы поразмышлять об этом:

  • 3. Почему у неё время остановилось? (Может, она тоже неживая?)
  • 4. Что сделала старушка, узнав историю Кая?

Ответ детей: Сказала таинственное «гм», обманула Герду ложным заверением и заперла дверь на ключ.

5. Имела ли она право распоряжаться жизнью Герды?

«Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку!» -- говорит старушка, и тут же выдаёт себя. Она хочет владеть Гердой, как миленьким украшением, распоряжаясь ею по своей воле.

  • 6. Может быть, она желала ей добра, оберегая от опасного путешествия в неизвестность? И мы говорим о том, что такой покой очень похож на смерть, что бездействие губительно. И в этом не сомневается Герда. Но она ещё наивна и сразу попадает в ловушку.
  • 7. Как женщине удалось уговорить Герду остаться?

Вопрос тоже с уловкой, каверзный -- старушка не уговаривала Герду, она вообще её не спросила и не предупредила!

8. Можно ли назвать старушку доброй волшебницей? И можно ли колдовать в добрых целях, то есть влиять на другого человека против его доброй воли?

Вопрос построен так, что подсказывает ответ. Ответ очевиден, но, к сожалению, неведом многим нашим современникам, и здесь мы говорим это детям вслух, может, им никто больше и нигде не объяснит, что даже Бог никогда не отнимает у человека свободу, но даёт самому выбрать между добром и злом, правдой и удобным заблуждением, поступком и бездействием.

  • 9. Хорошо ли было Герде в домике старушки? Что её тревожит?
  • 10. Почему именно роза выручает Герду, побеждая чары забвения?
  • 11. Что обозначают песенки цветов?

Это такие таинственные песенки, которые очень непросто истолковать. Пожалуй, для нас важен эгоизм цветов, облечённый в очень красивую поэтическую оболочку, - как всё в этом колдовском домике. Бессмысленная и неживая красота. А песенка гиацинтов уже напрямую говорит о смерти.

Это мёртвый мир (какое-то предчувствие декадентской эстетики!). Особняком от всех стоит только одуванчик, который слишком похож на солнышко, чтобы быть мёртвым.

12. Песенка одуванчика?

Можно сказать о том, что песенка одуванчика вряд ли, как и песенки других цветов, говорит о чём-то особенном, не о нём самом, но одуванчик самый безродный, простой и нечванливый.

И появляется в песенке детски-бесхитростная картина и ключевые образы сказки -- бабушка и внучка, напоминающие Герде её историю, и -- солнышко, которое противостоит холоду забвения.

Песенка одуванчика окончательно пробуждает Герду и укрепляет её решимость.

История четвёртая. Принц и принцесса.

Итак, время снова движется, более того, мы вынырнули из небытия забвения и попали сразу в холод осени. Так что пора задать ряд вопросов:

  • 1. Сколько времени прошло с начала нашей истории?
  • 2. Почему Герда решила, что ворон рассказывает о Кае, что принц -- это Кай? Наверное, Герда ждёт этого ответа и -- принимает желаемое за действительное? Или правда очень похоже, ну вот так совпало?
  • 3. Огорчилась ли Герда, что Кай забыл её и женился на принцессе?

И правда, вы замечали, что Герда об этом вовсе не думает. А ведь нам так хочется свести эту сказку к истории любви. Любит ли Герда Кая? Почему она отправилась за ним? Любит как брата, любит как человека, и любовь её сильна своим бескорыстием.

В отличие от женщины, умевшей колдовать, ей вовсе не надо обладать, ей достаточно знать, что Кай жив и с ним всё хорошо!

  • 4. Что подумала Герда, ложась спать?
  • («Как добры все люди и животные!» -- в этом чистота её детской души и сила наивной веры в добро.)

А ещё обратите внимание, взрослые, на удивительное целомудрие этой сцены, этих кроватей в виде цветов. И того, как принц уступил Герде свою кроватку. В этом изящном и нежно-остроумном описании -- подлинное воспитание чувств.

5. Чем отличаются сны Герды от королевских снов?

«Сны опять прилетели в спальню, но теперь они были похожи на Божьих ангелов и везли на маленьких саночках Кая, который кивал Герде головою».

  • 6. С каким чувством уезжает Герда?
  • 7. Хороши ли подаренные ей подарки?
  • 8. Зачем они подарены?
  • 9. Помогли ли они ей в пути?

Принц и принцесса от всей души желают Герде добра -- но по-своему. Золото не может ей помочь, более того, оно-то и привлекло внимание разбойников.

История пятая. Маленькая разбойница.

Мы снова видим, что время за пределами царств движется по-своему -- житейски необратимо -- и обращаем на это внимание детей.

  • 1. Сколько времени прошло с начала сказки?
  • 2. Какое наступило время года?
  • 3. Как изменение времени года перекликается с развитием событий?

Движение к зиме и в зиму -- это движение навстречу опасности, приятие её и взросление Герды, не теряющей при этом чистоты и тепла сердца.

4. Почему разбойники напали на карету?

Обратите внимание: «Они не выдержали» блеска золота, золото заставляет их совершать зло почти поневоле. Или это снова тонкая ирония? 5. Добра или зла Маленькая разбойница?

  • 6. Почему она помогает Герде?
  • 7. Какие глаза у Маленькой разбойницы?
  • 8. Почему они печальны, разве она не может делать всё, что хочет?

Какой нужный разговор может здесь у нас произойти! О воле и своеволии, о том, что человеку для счастья не так уж и полезно делать всё, что захочешь.

  • 9. С каким чувством в этот раз Герда ложится спать, как она смотрит на людей? Впервые Герда боится людей.
  • 10. С каким чувством Герда уезжает от разбойников? «Герда плакала от радости».
  • 11. Изменилась ли она по сравнению с предыдущей историей?

История шестая. Лапландка и Финка.

1. Почему Лапландка пишет на рыбе?

С одной стороны, это «экзотическая» деталь, которую объясняет сама Лапландка: «бумаги у меня нет...».

С другой стороны, рыба -- символ Христа (мы говорим об этом со своими учащимися, изучая на уроках внеклассного чтения «Хроники Нарнии» К.Льюиса). Это особое, тайное послание: «Лапландка написала несколько слов на сушёной треске, наказала Герде хорошенько её беречь...»

Финка, получив письмо, тоже ничего не говорит вслух, но относится к тексту очень серьёзно: «Три раза она прочла письмо и запомнила его наизусть...»

2. Почему потом Финка «треску бросила в котёл с супом»?

Дети могут ответить цитатой: «ведь треску можно было съесть, -- у Финки ничего даром не пропадало», а могут додумать судьбу тайного послания -- ведь мы уже в самом Финмарке, где и находится царство Снежной королевы. Не опасно ли хранить у себя такую рыбу?

Помните разведчиков, которые и бумажные послания съедали в случае опасности!

3. Почему Финка говорит правду о Кае не Герде, но шёпотом оленю?

Похвала может помешать Герде, смутить её чистоту, зародить в сердце гордость. Пока она решает всё не раздумывая, повинуясь сердцу. Ей ещё не положено знать.

4. Почему Финка говорит, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть? В чём сила Герды?

«...сила эта в её сердце, сила её в том, что она милое, невинное дитя». Эти слова перекликаются с теми словами Благовестия, которые в последней главе читает бабушка.

  • 5. Специально или случайно Финка не напомнила Герде о рукавицах и башмаках? Есть ли точный ответ на этот вопрос? Вряд ли. Но поразмышлять стоит.
  • 6. Чем побеждает Герда? Что было, когда Герда начала читать «Отче наш»?

«Герда начала читать "Отче наш"; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их всё прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион.

Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

Может, потому Герда и должна была забыть рукавицы -- дабы «сила Божия в немощи совершилась»?

История седьмая. Что произошло в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

В начале стоит рассмотреть чертоги.

Безжизненность и смерть -- даже греховным, но живым «человеческим» слабостям в виде вечеринки белых медведей и игры в карты с ссорами и дракой нет здесь места. Всё геометрически правильно, всё рассудочно и бессердечно. Полное воплощение того зла, о котором мы только могли догадываться в предыдущих главах: остановка времени, смерть, холод, симметрия. Но вот мы видим Кая. Давайте перечитаем описание:

«Есть ведь такая игра -- складывание фигур из деревянных дощечек, которая называется "китайскою головоломкою". Кай тоже складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось "ледяной игрой разума". В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их -- занятием первой важности.

Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала!» -- какая чудная, чисто андерсеновская ирония, с которой он умеет посмеяться над самодовольством пустой гордости.

Ирония, которая уже помогает догадаться -- ничего-то она не может дать человеку, эта Снежная королева. Потому что у неё ничего-то и нет. Вспоминаем мы тут и зеркало Тролля. Вот оно снова перед нами.

Но здесь оно холодное -- и не страшное. Потому что Герда уже пришла.

  • 1. Как Герда растопила сердце Кая? 2. Слезы и псалом -- почему именно так? И -- розы на щеках Кая, о бабушке и розах заговорили счастливые дети.
  • 3. Сколько прошло времени до их возвращения? Несколько часов?

Но олень уже успел жениться и у оленихи появились оленята! К тому же время и здесь не останавливается, оно движется дальше -- и вспять -- снова от зимы к весне и лету.

  • 4. Когда они снова встречают разбойницу, как ведёт себя Герда?
  • 5. Потрепала разбойницу по щеке! Как она на это решилась?
  • 6. Чем встретил их родной город?

«Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного городка». Город встречает их как королей и победителей!

  • 7. Кто первый увидел их при входе в родной дом? Розы «заглядывают с крыши в открытое окошко!»
  • 8. Чем встретила их бабушка?

«Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: "Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное!"»

Как здесь всё важно и как точно! Бабушка сидит и читает, будто ничего не произошло. Она освещена тёплым солнышком -- с ней добро и правда. Жизнь идёт своим чередом.

А повзрослевшие дети победили в себе холодную рассудочную взрослость циничных осколков и остались детьми «сердцем и душою».

9. Почему Андерсен вкладывает в уста бабушки именно эту цитату из Евангелия? Как оно перекликается с псалмом и словами Финки о силе Герды?

Вспомним о переходном возрасте и о том, что Кай стыдился казаться маленьким -- быть как дети, ему казалось, что быть хорошим -- стыдно, что взрослый -- это грубый, насмешливый, но очень учёный мальчишка -- на том и погорел, точнее, чуть до смерти не замёрз!

10. Так куда пришли дети?

Если по Евангелию -- то в Царствие Небесное.

11. Но ведь они живы! Как это понимать? «Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:

Розы цветут... Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа.

Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло тёплое, благодатное лето!»

Лето тёплое, благодатное, цветущие розы и мальчик и девочка, сидящие рядом -- изображение рая в медальоне.

Всё как всегда -- по Евангелию: Царствие Небесное внутри нас есть!

Но только почему же сказка, которая названием своим ассоциируется скорее с Рождеством, задумывалась и создавалась как пасхальная? Как сказка о Воскресении! А о чём же ещё?!.

Итак, путешествие по сказке закончилось. Всё ли мы заметили, обо всём ли сказали? Конечно, нет. Но не сказанное нами вслух всё равно осталось в сердце, оно давно уже сказано Андерсеном. А мы можем вместе с детьми подумать, вспомнить Кая и Герду и написать на доске, что это значит -- быть как дети.

Быть как дети, это значит: не гордиться, не важничать, доверять, любить, смиряться, не стыдиться быть хорошим, видеть красоту.

Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Цель: формирование представлений у учащихся о величии и силе человеческого сердца, о любви и настоящей дружбе.

Задачи урока:

Образовательные:

Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.

Развивающие:

Развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, воображения, творческой фантазии, навыков самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и верность к дружбе, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах и парах.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, кластеры.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые.

Формы обучения: коллективная, работа в парах и группах, индивидуальная.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

- осознание и освоение литературы как части общемирового культурного наследия;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- потребность в самовыражении через слово;

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Знание содержания прочитанного произведения;

Овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания).

Регулятивные:

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения

Познавательные:

Умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта и предложенного текста, дифференцировать, делать выводы;

Умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;

Умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности

Коммуникативные:

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника , признавать право на иное мнение);

Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

Формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме;-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1. Самоопределение к деятельности, мотивация

УЧИТЕЛЬ- Ребята, давайте наш урок начнем с того, что поиграем в игру “Доброе утро Игра эта будет заключаться в следующем: я скажу слова “Доброе утро” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

Попробуем?

Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Слайд 1

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И добрый утро длится до вечера.

УЧИТЕЛЬ Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и всего дня.

Принимают участие в игре, здороваются, приветствуют друг друга

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Под звуки вальса «Фантазия» П.И. Чайковского погружаемся в удивительный мир героев сказки .

УЧИТЕЛЬ - По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукое, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. А сегодня к нам на урок сказка прилетит на санях Снежной королевы.

Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам собрать две «осколочные картинки».

(Картинки «зеркало» и «роза». Учащиеся работают в группах).

Посмотрите на картинки, которые у вас получились. Слайд 2 Что олицетворяют эти два предмета в сказке? Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, что же станет предметом нашего разговора? Слайд 3

Андерсен научил меня светлой вере в победу

солнца над мраком и доброго человеческого сердца

над злым…

К. Паустовский

УЧИТЕЛЬ - Да, сегодня мы с вами будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Слайд 4

Что же мы должны выяснить в ходе данной темы? Какую проблему разрешить? Давайте поставим проблемный вопрос!

Почему маленькая, хрупкая Герда оказалась сильнее грозной Снежной королевы? Слайд 5

На этот вопрос нам и нужно будет найти ответ на сегодняшнем уроке.

УЧИТЕЛЬ А как мы будем на него отвечать? Что будем делать?

Дети -Мы будем выделять главное в произведении, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщать .

Собирают картинки, формулируют тему и цель урока с помощью наводящих вопросов учителя, ставят проблемный вопрос к уроку

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в ходе выдвижения гипотез.

3.Актуализация знаний

УЧИТЕЛЬ Для начала давайте определимся, а что такое добро и что такое зло в вашем понимании?

Читаем в словаре С.И. Ожегова.

ДЕТИ Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное, приносящее беду. Слайд 6

- УЧИТЕЛЬ А кто в сказке является носителем зла?

(Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева)

- УЧИТЕЛЬ А кто противостоит этим злым силам?

(Герда и её помощники, встретившиеся в пути).

Работают со словарными статьями, анализируют прочитанное, сопоставляют полученные сведения с текстом

Личностные: осознание своих возможностей;
Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание;
Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном.

4. Обобщение и систематизация знаний

Исследовательская работа

- Давайте сравним и Снежную королеву и Герду. Подумайте, есть ли между Гердой и Снежной королевой что-то общее? А различия?

1) Для этого проведём небольшую исследовательскую работу . Сядьте по группам.

Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод. Каждая группа будет работать с отдельным образом. 1 – с образом Снежной королевы, 2 - с образом Герды. Во время обсуждения мы будем обращаться к картинам британского художника Кристиана Бирмингема Слайды 7- Слайды 8

УЧИТЕЛЬ -Если глаза- зеркало души, , то что можно сказать о Снежной королеве?

( ДЕТИ У нее нет души)

Посмотрите в листы исследования- в таблицу и обращаясь к тексту сравните Снежную королеву и Герду.

УЧИТЕЛЬ Что олицетворяет Снежная Королева?

Дети -холод…

УЧИТЕЛЬ Что олицетворяет Герда?

Дети- тепло…

(Глаза сияли, как звезды (холод) – личико милое, приветливое, словно роза (тепло).

- УЧИТЕЛЬ Какой прием использует автор? С какой целью?

(Прием противопоставления-Антитеза) Слайды 9

Вопросы о Снежной королеве: Слайды 10,11,12

Какой изобразил художник Снежную королеву ?

( Он увидел её глазами Кая ( « она была прелестна и нежна » ).

- А что несет ее красота ?

4. Каков мир Снежной королевы? Какие поступки она совершает? Любит ли она кого-нибудь? Применимо ли к ней слово «любовь»?

Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко освещенных чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда!.. Холодно, пустынно, мертво! )

С какой целью использует здесь автор прием повтора?

Что происходило в природе, когда Снежная королева проезжала на своих санях? Какие художественные приемы использует автор?

Буря выла и стонала , словно распевала старинные песни; они летели над лесами и озерами, над морями и твердой землей; под ними дули холодные ветры, выли волки , сверкал снег, летали с криком черные вороны , а над ними сиял большой ясный месяц!»

Лесные голуби рассказали Герде: «Они летели над лесом, когда мы, птенчики, еще лежали в гнезде; она дохнула на нас, и все умерли , кроме нас двоих»).

Какие ассоциации возникли у вас с миром Снежной королевы?

Запишите свои ассоциации. Прочитайте.

Слайды 14

Вывод: Мир Снежной королевы – зло, смерть, холод, снег, безжизненность, жестокость, ненависть, эгоизм.

А теперь продолжим знакомство с иллюстрациями Кристиана Бирмингема и посмотрим, какой же увидел художник Герду?

В каком мире живет она?

(Слайд – 15-19)

Вопросы о Герде:

    Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте.

    Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? Подкрепите свои слова текстом.

    Почему лапландка считает, что не нужно наделять Герду силой двенадцати богатырей? У нее уже есть сила, считает она, в чем? Прочтите этот эпизод.

    Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте.

    Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод.

Какие ассоциации возникли у вас с миром Герды?

Вывод: Мир Герды – добро, тепло, любовь, дружба, радость, слезы, розы, верность, преданность, вера, бескорыстие, стойкость, самопожертвование.

Слайд 21(показать после того,как они скажут)

Если глаза –

Если глаза –

Вывод: А

2) А теперь опишите этих двух героинь только прилагательными, заполним кластер. Слайд 22

Герда

Снежная королева

Добрая

Злая

Смелая

Безжалостная

Любящая

Бессердечная

Отважная

Жестокая

Храбрая

Эгоистичная

Верная

Своенравная

Целеустремленная

Корыстная

Преданная

Бездушная


Работают в группе, отвечают на поставленные вопросы, подкрепляют ответы примерами из текста, заполняют кластер

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:

умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в группе, умение строить монологическое высказывание

Физминутка

Ребята, А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем.

Под звуки вьюги

Шагая по царству,
Устали немножко.
Сейчас отдохнём
И снова в дорожку.
Из-за парты тихо встали
И по царству зашагали.
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – присесть,
Четыре – встать,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Выбирают предмет, определяют принадлежность, выполнят упражнения под музыку

Регулятивные: контроль и коррекция;

Познавательные: умение структурировать знания, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

умение строить монологическое высказывание

4) Давайте определимся в отношении остальных героев, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. На интерактивной доске надписи «ДОБРО» и «ЗЛО». Распределите слова по группам.

Розы, тролль, родители, бабушка, животные, лапландка, финка, снежное войско, зеркало, ангелы, разбойники, принц, принцесса, ворон, ворона . Слайд 24

5) Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, соедините стрелками. Работа на интерактивной доске. . Слайд 25

Тролль

« … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

Снежная королева

« необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

Кай

« Злой – презлой, сущий дьявол.»

Герда

« … держался он вообще непринужденно и мило.»

Старушка, которая умела колдовать

« Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Принц

«Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»

6) Скажите, а все ли герои в сказке были либо добрыми, либо злыми?

Почему маленькая разбойница становится доброй?

Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Разбойница поняла, что, кроме зла, существуют еще любовь, верность, самопожертвование

Распределяют слова на группы, работая с интерактивной доской, работают с художественным текстом, выполняют творческую работу

Регулятивные: умение выполнять учебное действие, регулировать и контролировать свою деятельность;

Познавательные: умение соотносить, группировать, обобщать знания.

Коммуникативные: умение строить тексты различных жанров и стилей

5.Рефлексия деятельности

    Творческая работа. Сечас мы составим Синквейн в группах. СЛАЙД 26

Примерный вариант:

Герда

Любящая, стойкая

Любит, ищет, борется

Любовь может преодолеть все.

Добро

Снежная королева

Холодная, злая

Морозит, убивает

Зло всегда разрушает, убивает.

Зло

    УЧИТЕЛЬ предлагаю вам закончить предложения:
    СЛАЙД 27

Сегодняшний урок научил меня…

Сказка заставила задуматься…


Прочитанная сказка побуждает меня к…

Самым интересным заданием на сегодняшнем уроке было…

СЛАЙД 28

Д. з. На выбор:

Письмо Герде или Снежной королеве.

Слайд 29 . Чтобы от нашего урока осталась теплота, давайте скажем друг другу добрые слова.

Спасибо за работу.

Записывают выбранное домашнее задание, оценивают свою работу на уроке, говорят добрые слова

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Терса»

Вольского района Саратовской области

Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе

Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

подготовила

учитель начальных классов

Антропова Людмила Александровна

с. Терса

2014г.

Тема урока: Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» Тип урока: Изучение новой темы.Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о сказках Г.Х. Андерсена; продолжить формирование умения связно излагать свои мысли, анализировать сказку; воспитывать интерес и любовь к чтению.Планируемые результаты: Предметные: научатся читать про себя в процессе изучающего чтения; находить и различать средства художественной выразительности в авторской сказке; получат возможность научиться ориентироваться в тексте; подтверждать свои выводы текстом.Метапредметные УУД: Познавательные: произвольно строят устные высказывания с учётом учебной задачи.Личностные: демонстрируют интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений. Ход урока. I .Организационный момент. Встреча с книгой, что с другом,Для всех словно праздник,А для детской души это нить Ариадны,Что ведёт их от сказок, былин и преданийВ мир жизни реальной, мир науки и знаний.II .Актуализация знаний. -Какие чувства, впечатления вызывает у вас имя Андерсена?На слайде дан текст, в котором пропущены слова.Слайд: Родился в ________________________ в городе Оденсе. Отец ________________, мать__________. В 15 лет с несколькими талерами отправился в ___________ искать счастья.Он хотел стать _____________. Слава пришла к Андерсену в ________________.(Ответы: 1805 году, сапожник, прачка, Копенгаген, актёром, 25 лет)III. Введение в тему.-Дело было зимой. У маленького Андерсена не было зимних башмаков, он сидел дома и сочинял истории о доблестных рыцарях. Иногда он нагревал медную монету на печке и прикладывал её к заледенелому стеклу. Лёд под монетой таял, и маленький Андерсен через прозрачный кружочек мог видеть, что происходит на улице. И вот однажды, наблюдая за происходящим на улице, он сказал своей маме: « Мама! Смотри, какие красивые узоры на окне. Видишь? Тут женщина в белом платье, у неё на голове корона, и она протягивает ко мне руки».Мать ответила на это: «Ледяная дева, которая в датском фольклоре олицетворяет силу, несущую смерть всему живому, разъезжает в своих хрустальных санях, заглядывая в окна! Увидишь, это не к добру». Налетела злая вьюга, Герда потеряла друга: В царство льда умчался Кай. Герда, Герда, выручай! Вьюга кружит вправо, влево В сказке……. (Снежная королева)IV . Объявление темы и постановка целей урока. -« Снежная королева» -первая большая по объёму сказка Андерсена-Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоит сказка?- Чем похоже начало сказки на народные сказки, а чем отличается?V .Чтение учащимися по цепочке. (Стр67-70 хрестом.) VI . Освоение нового материала. Тест «Внимательный читатель» Выберите правильный ответ.

    Какое слово выкладывал Кай из льдинок во дворце у Снежной королевы?
а)Снежинка; б) вечность в) зима. 2.Кто охранял разбойничий замок? а)Богатыри; б)снеговики; в) бульдоги. 3.Что из вещей Герды оставила себе разбойница? а)Муфту; б) шапку; в) шубку. 4. Кто помогал Герде во дворце принца и принцессы? а)Кошка; б) собака; в) ворон. 5. Оружие маленькой разбойницы: а)Лук; б) меч; в) нож. 6. Какой волшебный предмет попал к Каю в глаз? а)Соринка; б) льдинка; в) песчинка. 7. Какой волшебный предмет смастерил злой тролль. а)Зеркало; б) ножницы; в) фонарик. 8.Куда обещал Кай посадить Снежную королеву? а)В огонь; б) на печь; в) на плиту. 9. То кого Герда узнала, Что Кай у Снежной королевы? а)От скворцов; б) лебедей; в) голубей.Ответы: 1-б; 2-в; 3-а; 4-в; 5-в; 6-б; 7-а; 8-б; 9-в.VII . Беседа. -Как вы понимаете концовку сказки?(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего – то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа,и люди, человек обязательно достигнет своей цели.)-Какое участие принимает природа в развитии сюжета? (Мир радостный и цветущий природы – вольные птицы, деревья, реки, прекрасные цветы и животные – символ жизни и цветения. Цветы, птицы и быстрый олень помогает Герде найти Кая. Это роднит сказку Андерсена с русскими народными сказками и сказками других народов)-Какие эпизоды сказки «Снежная королева вам понравились больше всего? (Зачитывают эпизоды).-Кто является настоящей героиней этой сказки? (Герда. У неё есть всё, чего лишена Снежная королева: доброе сердце и величайшая самоотверженность)Вывод: «Добро, Истина и Красота побеждают!» - как бы говорит своей сказкой Андерсен.VIII . Итог урока. -В чём необычная сила сказок Г. Х. Андерсена? Что главное в сказках Г. Х. Андерсена? Чему посвятил свою жизнь Г. Х. Андерсен? Почему его имя и его сказки живут до сих пор и волнуют сердца людей? IX . Домашнее задание: написать отзыв о прочитанной сказке.Памятка №1. 1.Какое произведение понравилось? 2.Кто его автор? Кто из героев понравился? Почему? 3.Назовите положительного героя? 4.Чем понравилось это произведение?Памятка №2 1.Какое произведение понравилось? 2.Кто его автор? Какие произведения этого же автора читал? 3.Назовите положительного героя? Какими поступками он запомнился?4. Что бы хотели взять положительного от этого героя?5.Чем понравилось это произведение?

Список использованной литературы

Н.А Чуракова Литературное чтение 4 класс: Учебник Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник. 2014г.

Н.А Чуракова Литературное чтение 4 класс: методическое пособие для учителя. – Издательство «Учитель» 2013г.

Вера Коровашкина
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»

Государственное казённое учреждение детский дом – интернат для умственного отсталых детей «Южное Бутово» департамента социальной защиты населения города Москва.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

«ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНО СКАЗКИ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА » .

Воспитатель ГКУДДИ

«Южное Бутово»

Коровашкина Вера Ионасовна

Москва 2013

Конспект с анализом сказки

для коррекционной школы.

Тема : Сказка Г . -Х. Андерсена

«Снежная королева »

Коррекционно- образовательные цели :

Формировать умение слушать рассказ взрослого , не перебивая, дослушивать его до конца;

Обогащать словарный запас детей родственными словами;

Работать над интонационной выразительностью речи у детей;

Учить правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным ответом.

Коррекционно- развивающие цели :

Развивать познавательную активность ;

Развивать слуховое внимание;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать логическое мышление;

Развивать внимание;

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели :

Воспитывать умение слушать;

Не перебивая и справедливо оценивать других детей;

Работать и играть в коллективе;

Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручки.

Оборудование :

Портрет Г. Х. Андерсена , иллюстрации к сказке «Снежная королева »

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии :

В стране озер, протяжных вьюг

И редких певчих стай

У Герды есть любимый друг-

Хороший мальчик Кай.

За Королевой Снежной вслед ,

Мальчишка, не спеши!

В ее глазах- холодный свет,

В ней вовсе нет души….

(«Снежная Королева » )

Что такое сказка ? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

Что такое жанр? (Тип художественного произведения )

2. Пальчиковая гимнастика

«Посмотрите, мы олени»

Посмотрите, мы олени (Скрещенные напряженные руки над головой)

Рвется ветер нам на встречу (Махи кистями рук к лицу)

Ветер стих расправим плечи (Плавно опускать руки)

Руки снова на колени (опустить руки на колени)

Кто написал сказку «Снежная королева » ?

Из биографии Г. Х. Андерсена .

Датский писатель Ганс

Христиан Андерсен (1805-1875) родился в городе Оденсе на острове Фюн, в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Первые сказки Андерсен услышал от отца , читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи» . А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ганс Христиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочник у приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал , что его «сделали писателем песни отца и речи безумных» .

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоят из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол – марионеток, которым Ганс Христиан сам шил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам.

В 12 лет Андерсена отдали в подмастерье на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ганс Христиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.

Заработав немного денег и купив первые сапоги, четырнадцатилетний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось .

Но для него открылась возможность учиться.

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании.

Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок , прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

Датчане свято берегут память о славном сказочнике . В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Г. Х. Андерсену . А на камне возле берега реки примостилась бронзовая Русалочка, героиня одной из сказок писателя .

3. Чтение сказки Г . Х. Андерсена «Снежная Королева » (Пересказ И . Красниковой)

В большом городе в соседних домах жили мальчик и девочка. Звали их Кай и Герда. Летом они любовались чудесными розами под окном, а зимой дышали на замёрзшие стёкла и смотрели, как за окном завывает метель. «Это сердится Снежная Королева » , - объяснила им бабушка. «А она не ворвётся сюда?» - спросила Герда. «Пусть только попробует! - пригрозил Кай. - Я посажу её на печку, и она растает!»

Вечером Кай выглянул в окно и вдруг увидел женщину ослепительной красоты. Она была вся изо льда. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было тепла. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай очень испугался и спрыгнул со стула.

На следующий день было морозно и солнечно. Дети на площади играли в снежки и веселились . Вдруг появились большие белые сани, и Кай живо привязал к ним свои санки. Большие сани понеслись по площади. Кай никак не мог отцепиться, закричал во весь голос, но его никто не услышал.

Вдруг сани остановились. Из них вышла высокая белая женщина - Снежная Королева . Она наклонилась к Каю и поцеловала его. Поцелуй её был холоднее льда. И Кай позабыл и Герду, и бабушку, и розы, и всё на свете.

А что же стало с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? Никто не видел, куда он девался. Гер да горько плакала и тосковала по Каю, Но девочка решила, во что бы то ни стало разыскать его.

Наступила весна. Однажды утром Гер да поцеловала спящую бабушку и побежала прямо к реке. Она села в лодку, и волны тихо понесли её всё дальше и дальше. Сначала девочка очень испугалась, но потом подумала, что река несёт её к Каю, и повеселела. Но вот лодка приплыла к домику с цветными стёклами в окошках. Из домика вышла старушка.

Герда спросила её про Кая, но старушка ничего о нём не знала. Очень уж ей захотелось оставить девочку у себя. Старушка расчесала ей волосы волшебным золотым гребнем и заколдовала розы в саду, чтобы Герда всё забыла. Но вот однажды она увидела на шляпе старушки розу и побежала в сад. Она горько заплакала, и на том месте, куда попали слезинки, вырос розовый куст. И Герда вспомнила Кая.

Герда убежала от старушки. Ах, как болели её бедные усталые ножки! Как холодно и сыро было в воздухе!

Герда присела отдохнуть. Вдруг она увидела большого ворона. Он спросил, куда это она бредёт одна-одинёшенька. Девочка всё ему рассказала . Ворон сказал , что его невеста живёт во дворце у принца и принцессы. И юный принц очень похож на её Кая!

Вороны помогли Герде пробраться во дворец. Как билось сердечко Герды от страха и радостного нетерпения! Да, да, он, верно, здесь! Она так живо представляла себе его умные глаза, длинные волосы, улыбку. Увы! Когда она увидела принца, то поняла, что это не Кай! Но принц и принцесса были так добры к девочке! Они выслушали её грустный рассказ и воскликнули :

«Ах ты, бедняжка!» . На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат, дали и башмаки, муфту, и красивое платье, а когда она простилась со всеми, к воротам подъехала золотая карета. Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути.

Герда въехала в тёмный лес. Карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам. Они ограбили Герду, но маленькой дочке старухи-разбойницы понравилась отважная девочка, и она отпустила её и даже подарила своего северного оленя. Олень пустился бежать во всю прыть по кочкам и болотам. Вдруг на небе засияло голубое пламя. «Вон моё родное северное сияние! - сказал олень . - Это Снежная Королева зажигает голубые бенгальские огни». При его свете олень с Гердой добежал до дома знакомой финки и рассказал ей историю Герды . «Отнеси девочку в сад Снежной Королевы и оставь у куста с красными ягодами», - сказала финка , а потом посадила Герду на спину оленя. Олень помчался дальше. Он добежал до куста с красными ягодами, опустил девочку на снег, поцеловал её и стрелой понёсся назад. Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе. Она побежала изо всех сил и вдруг очутилась перед ледяным дворцом. Как холодно и пустынно было в этих сверкающих стенах! Посреди ледяного зала на троне сидела Снежная Королева , а у её ног съёжился посиневший от холода мальчик, пытаясь выложить из острых льдинок слово «вечность» . «А сейчас я полечу по делам» , - сказала Снежная Королева , - а ты получишь новые коньки, если сможешь положить льдинки, как я велела!» И она исчезла. Кай остался один - бледный, неподвижный, точно неживой.

В это время в огромные ворота вошла Герда. Она сейчас же узнала Кая, бросилась к нему, крепко обняла и воскликнула : «Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!» Но он сидел всё такой же неподвижный и холодный. Герда заплакала : горячие слезы упали ему на грудь, проникли в сердце и растопили лед. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался : «Герда! Где же ты была так долго?» Взявшись за руки, они вышли из ледяных стен и побежали прочь, к цветущим лугам, к солнышку, туда, где зеленела трава и расцветали розы.

Зарядка для глаз.

Дети остаются сидеть за партами.

«Глазкам нужно отдохнуть» .

Ребята закрывают глаза.

«Нужно глубоко вздохнуть» .

Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.

«Глаза по кругу побегут» .

Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Много-много раз моргнуть»

Частое моргание глазами.

«Глазкам стало хорошо» .

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

«Увидят мои глазки все!»

Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.

Физминутка

«Солнышко»

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз» ,

А над ними весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два» .

Помогать придется нам - выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два» .

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.

4. Игра «Один – много»

Город – города. Дворец – дворцы.

Роза – розы. Башмак – башмаки.

Стекло – стекла. Карета – кареты.

Метель – метели. Олень – олени.

Лед – льды. Сердце – сердца.

5. Анализ сказки «Снежная королева »

Дата написания 1844 год.

Какими были дети?

Почему розы были их любимыми цветами?

(Розы в сказке - символ любви . Герды и Каю, символ возрождения. Розы – своеобразные помощники – хранители героини.)

Как вы охарактеризуете главную героиню – Герду?

Какой вы увидели Герду? (доброй.)

Кто по вашему мнению, является главными героями сказки ?

(Снежная королева , Кай, Герда)

Описание Снежной королевы ?

На что в первую очередь мы обращаем внимание? (ледяная, глаза) .

Зачитайте фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы .

(«Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было тепла» )

С чем ассоциируется у вас Снежная королева ? (холод, темнота, лед, пустота, неприступность) .

Зачитайте фрагмент.

(«Холодно и пустынно было в этих сверкающих стенах!» ).

Речь с движениями «Зима»

Наконец пришла зима, (Руки в стороны.)

Стали белыми дома, (Руки в виде крыши над головой.)

Снег на улице идет, (Движения руками сверху вниз.)

Дворник улицу метет, (Изобразить.)

Мы катаемся на санках, (Присесть, руки вперед.)

Пишем на катке круги, (Руки за спину, повороты кругом.)

Ловко бегаем на лыжах (Изобразить.)

И играем все в снежки . (Изобразить.)

Что случилось с Каем?

Что движет Гердой, когда она решает отправиться на поиски Кая? (Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.)

Старушка. Это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю .

Кого напоминает милая старушка?

Что она заколдовала?

Как могла Герда вырваться из плена старушка? (сердце не давало ей покоя) .

Какие птицы помогли Герде? (Вороны. Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе, Герда могла повернуть домой.)

Что выдала Герде принцесса?

Зачитайте фрагмент.

Почему изменилась разбойница (Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Ее поразил рассказ Герды о том , сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека.)

Кто доставит Герду в царство Снежной королевы ?

Найдите по тексту слова финки.

Что пришлось преодолеть девочке? (одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев ).

Каким Герда нашла Кая?

Каким был Кай во дворце у Снежной королевы ? Работа с текстом.

Как смогла возродить его к жизни?

Как Герда растопила лед в сердце Кая? Зачитайте фрагмент.

(Цель автора – выразить мысль о силе простого человека, которым движет чувство любви, сострадания. Мы поняли, что люди способны совершать чудеса, если в сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледяной дворец, и ледяную душу.)

6. Знакомство детей с пословицами

Смелому всегда удача.

Смелым счастье помогает.

Счастье всегда на стороне отважных.

7. Итог занятия .

Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку ? (Счастье всегда на стороне отважных.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. А. Гуськова, Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Занятия на основе сказок . Волгоград. Изд. «Учитель» , 2002

Цель занятия: активизировать читательский интерес путём включения детей в коллективную творческую деятельность.

Задачи занятия:

– ввести детей в мир сказок Андерсена;
– расширить знания детей о жизни и творчестве писателя;
– развивать память, речь, внимание, мышление учащихся;
– воспитывать милосердие, сочувствие, доброту.

Подготовка:

– 2 команды, представление, эмблемы;
– выставка книг и рисунков;
– инсценировка;
– подарки гостям: цветок розы и кувшинки (объёмная аппликация из цветной бумаги);
презентация .

(6 слайд) 2 апреля 1805 года в далёкой стране Дании в городе Оденсе родился мальчик, которому суждено было стать известным писателем (7 слайд). Он был сыном прачки и сапожника. С детских лет Андерсен испытывал горечь унижения и бедности.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старух соседок. Он переделывал эти сказки по-своему, украшая и дополняя их, и пересказывал в неузнаваемом виде. Его единственным слушателем был кот по имени Карл. Да и он часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку.

В Оденсе был свой театр. Там маленький мальчик впервые увидел спектакль. С тех пор Ханс полюбил театр на всю жизнь.

С детства Ханс писал стихи, пел, танцевал, шил кукол, наряды для них в своём маленьком домашнем театре.

Родители же мечтали сделать из него портного. Но мальчик если что-то и шил, то только пёстрые платья из лоскутков для своих театральных кукол. К тому времени у него был свой домашний театр.

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца он уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоёвывать счастье (8 слайд). Ханс много работал, но продолжал сочинять. Его юношеские сказки уже публиковались в печати.

Сказки писателя сделали его любимцем народа ещё при жизни. Король человеческих душ называли Х.К.Андерсена. За свою жизнь он написал 170 сказок.

А сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются фильмы, ставятся спектакли.

В 1880 году в Копенгагене был установлен первый памятник знаменитому сказочнику.

В честь его рождения 2 апреля проводится Международный день детской книги (9 слайд). А лучшему современному автору присуждается Международная Золотая медаль Х.К.Андерсена.

– Сегодня мы вспомним сказки Х.К.Андерсена, поразмышляем, почему они так полюбились детям и взрослым и узнаем, какая команда знает лучше эти сказки.

Участники нашей игры – 2 команды.

Команды, представьтесь.

1) Представление команд.

1-я команда

Девочка спит и пока что не знает.
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?

“Дюймовочка”

2-я команда

Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке…

“Снежная королева”

Все задания рассчитаны на 2 команды. На каждом слайде одно задание для 1-й команды, а второе задание для 2-й команды.

2) “Узнай сказку по иллюстрации”.

(10-16 слайд)

3) “Узнай сказку по её началу” (читает учитель).

1) “Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но всё-таки не столь уж ничтожное, чтобы принцу нельзя было жениться; а жениться ему хотелось” (“Свинопас ”)
2) “Жил-был принц, он хотел взять себе в жёны принцессу, да только настоящую принцессу” (“Принцесса на горошине”)

1) Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа, смастерил такое зеркало. В котором всё доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а всё дурное и безобразное так и выпирало, делалось ещё гаже” (“Снежная королева )
2) “Хорошо было за городом! Стояло лето. Солнце освещало старую усадьбу, окружённую глубокими канавами с водой. Вся земля – от стен дома до самой воды заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу. И вот там-то сидела на яйцах утка” (“Гадкий утёнок ”)

1) “Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки. Жил король. Было у него11 сыновей и 1 дочь, Элиза” (“Дикие лебеди”)
2) “Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал своё, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма, уродина уродиной: нижняя губа чуть ли не до самой груди висит” (“Огниво”)

1) “Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке; ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир – ну, прелесть что за солдаты!” (“Стойкий оловянный солдатик ”)
2) “Далеко в море вода синяя-синяя. Как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная. Как самое чистое стекло. Только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Там на дне живёт подводный народ” (“Русалочка”)

1) “В Китае, как ты, наверное, знаешь, и сам император китаец, и все его подданные китайцы. Давным-давно это было, но потому-то и стоит рассказать эту историю, пока она еще не совсем позабыта.Во всем мире не нашлось бы дворца лучше, чем у китайского императора. Он весь был из драгоценного фарфора, такого тонкого и хрупкого, что и дотронуться страшно” (“Соловей”)
2) “Жила на свете одна женщина. У неё не было детей, а ей очень хотелось ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит: “Мне так хочется, чтоб у меня была дочка. Хоть самая маленькая” (“Дюймовочка”)

4) “Угадай героя”

(читают дети, задания на листочках).

1) “Ты должна мне заплатить за помощь. И я недёшево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать мне этот голос” (Ведьма – Русалочке )
2) “Славные у тебя детки! Все осень, очень милы, кроме одного, пожалуй… Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать…” (знатная утка – утке матери)

1) Уже наступает холодная зима, и я улетаю далеко-далеко в тёплые страны. Хочешь лететь со мной? Садись ко мне на спину, только привяжи себя покрепче поясом, и мы улетим с тобой от гадкого крота, улетим далеко за синие моря, в тёплые края, где солнышко светит ярче, где стоит вечное лето и всегда цветут цветы” (Ласточка – Дюймовочке )
2) “Ах, ужасно плохо! Я всю ночь не сомкнула глаз. Бог знает, что там у меня было в постели. Я лежала на чём-то твёрдом, и теперь у меня всё тело в синяках! Это просто ужас что такое!” (Принцесса – Старой Королеве )

1) “Завтра мы должны улететь и сможем вернуться только не раньше через год. Хватит у тебя мужества лететь с нами? Я один могу перенести тебя на руках через весь лес, так неужто мы все не сможем перенести тебя на крыльях через море?! (Младший брат – Элизе)
2)” Ай! Кольнуло в сердце, и что-то попало в глаз!” (Кай – Герде )

1) “Ах, я несчастная! Почему я не вышла замуж за прекрасного принца!” (Принцесса – свинопасу)
2) “Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! Я видел слёзы в твоих глазах в первый же раз, как пел перед тобою, – этого я не забуду никогда! Слёзы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца! Но засни теперь и просыпайся здоровым и бодрым! А я буду баюкать тебя своею песней!” (соловей – императору)

1) “Видишь это старое дерево? Оно пустое внутри! Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! Я обвяжу тебя верёвкой вокруг пояса и вытащу назад, когда ты крикнешь мне” (ведьма – солдату)
2) “Паспорт есть? Давай паспорт!” (крыса – оловянному солдатику)

5) “Бюро находок”.

(19 – 20 слайд)

1) Бумажный кораблик (“Стойкий оловянный солдатик”)
Большие ножницы и игла без нитки (“Новый наряд короля”)
Санки (“Снежная королева”)
Крапива (“Дикие лебеди”)
Кувшинка (“Дюймовочка”)
Скорлупа грецкого ореха (“Дюймовочка”)

2) Горошина (“Принцесса на горошине ”)
Оловянная ложка (“Стойкий оловянный солдатик ”)
Зонтик (“Оле-Лукойе”)
Зеркало (“Снежная королева ”)
Роза (“Снежная королева”)
Бусы из ракушек (“Русалочка”)

6) “Узнай сказку по ключевым словам”.

(21-23 слайд)

1) коробка, кораблик, танцовщица, тролль (“Стойкий оловянный солдатик ”)
2) сад, птица, смерть, император (“Соловей”)
1) утка, яйцо, мечта, лебедь (“Гадкий утёнок”)
2) шкаф, китаец, Козлоног, крыша (“Пастушка и трубочист”)

7) Кроссворд.

(24-25 слайд)

1) Кого повстречал солдат на своём пути? (старуху, ведьму)
2) Как звали мальчика, чьё сердце чуть не превратилось в лёд? (Кай)

1) С чем не расставалась никогда маленькая разбойница? (нож )
2) Куда посадила Снежная королева Кая? (сани)

1) Что смастерил злой-презлой тролль? (зеркало)
2) Что служило Дюймовочке озером, по которому она плавала на лепестке тюльпана? (тарелка )

1) Кого принцесса целовала ради безделушек? (свинопас)
2) Замечательная певчая птица (соловей )

1) Эта птица помогла Дюймовочке спастись от крота (ласточка)
2)Что шила из крапивы Элиза для своих братьев? (рубашки )

1) Красивый цветок. Он присутствует в нескольких сказках Андерсена (роза)
2) Зверь, который помог Герде добраться до Лапландии (олень )

1) Кто похитил Дюймовочку? (жаба)
2) Этому предмету подчинялись 3 собаки с огромными глазами. (огниво )

1) Как звали очень маленькую героиню сказки? (Дюймовочка)
2) Как звали девочку, которая спасла названного брата? (Герда )

1) Кто был наказан за то, что позарился на игрушки Свинопаса? (Принцесса )
2) Кто превратился в морскую пену из-за любви к принцу? (Русалочка)

1) Птица, в которую превратился Гадкий утёнок? (лебедь)
2) Что мешало спать принцессе на мягкой постельке? (горошина )

Физкультминутка “Герои сказок Андерсена”

Я девочка, Дюймовочка,
На урок я к вам пришла,
От милой доброй ласточки
Привет вам принесла.
(Повороты туловища влево-вправо с разведением рук в сторон
Машет руками)
Русалка странное созданье,
Она прекрасно сложена,
И в синем море-океане
С волной и пеною дружна.
(Пожимания плечами вверх-вниз

Дети поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, будто “выныривают”)

Солдатик, сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
Как все – в коробочке лежал,
Как все – ружьё в руках держал.

(Дети маршируют на месте, попеременно разворачиваясь в разные стороны складывают руки на груди, а затем опускают их “по швам”)

8) Домашнее задание.

(26-27 слайд)

Никто на свете не знает столько сказок, сколько их знает Оле-Лукойе…

И когда они засыпают, он начинает рассказывать им сказки…

Инсценировка отрывков.

1-я команда:

Вот и весна пришла. Заблистало солнце, проглянула зелень, ласточки строили гнёзда. Окна растворили, и дети опять могли сидеть в своём садике в водосточном жёлобе над всеми этажами.

Дети поливают цветы.

– Смотри, ласточка принесла цветочек!

– Я хочу сделать для тебя подарок, вот – я вырастила его для тебя (белый)

– А этот я вырастил для тебя (красный)

– Спасибо.

Давай пересадим их в один горшочек.

– И пусть они будут неразлучны.

– И пусть они будут неразлучны как мы.

– И пусть они дружат.

– И пусть они дружат как мы.

– Пусть они любят друг друга.

– Пусть они любят друг друга как мы.

– До свидания, Кай!

– До свидания, Герда!

2 команда:

Повелел император принести ларцы к себе в большой зал – принцесса играла там в гости со своими фрейлинами, ведь других-то дел у нее не было. Увидела принцесса ларцы с подарками, захлопала в ладоши от радости.

– Ах, если б тут была маленькая киска! – сказала она.

Но появилась чудесная роза.

– Мало сказать мило, – отозвался император, – прямо-таки недурно!

Только принцесса потрогала розу и чуть не заплакала.

– Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая.

– Погодим сердиться! Посмотрим сначала, что в другом ларце! – сказал император.

И вот выпорхнул из ларца соловей и запел так, дивно, что поначалу не к чему и придраться было.

– Бесподобно! Великолепно! – сказали фрейлины.

– Эта птица так напоминает мне органчик покойной императрицы! Да, да, и звук тот, же, и манера! – сказал император и заплакал, как ребенок.

– Надеюсь, птица не настоящая? – спросила принцесса.

– Настоящая! – ответили фрейлины

– Ну так пусть летит, – сказала принцесса и наотрез отказалась принять принца.

9) Вручение подарков гостям (

1-я командацветок кувшинки, а 2-я команда – розу в горшочке).

Дополнительно

Вопросы болельщикам

1) Сколько лет живут русалочки? (300)
2) Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (15)
3) Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику? (25)
4) Сколько братьев было у Элизы?
5) Сколько поцелуев попросил свинопас у принцессы? (100)
6) Сколько у Русалочки сестёр?(5)

Подведение итогов.

Ребята, скажите, какая сказка вам больше понравилась и почему?

Почему сказки Х.К.Андерсена актуальны и сейчас?

(Быть смелыми, добрыми, честными, щедрыми, трудолюбивыми, справедливыми, скромными, верными, терпимыми, уметь любить и прощать, сочувствовать...)

Наша игра закончилась (28 слайд). И я надеюсь, вам захотелось перечитать сказки замечательного сказочника Х.К.Андерсена. Будьте хорошими, добрыми, честными и смелыми, и Оле-Лукойе всегда будет раскрывать над вами свой зонтик с картинками.

Раскрасьте зонтики, которые лежат у вас на столе. Если вам понравился урок, то у вас будет цветной зонтик, если нет – то чёрный. Ребята, а кому бы вы хотели подарить эти зонтики? Давайте отдадим все зонтики Оле-Лукойе (на доске иллюстрация Оле-Лукойе ), чтобы он мог их подарить тем детям, которым сейчас может быть грустно.