Закон в китае о рождении детей. Триста миллионов детей. Зачем Китай снял ограничение на рождаемость

Китай (по-английски – «china») исторически относился к ряду стран с большим количеством населения. Большинство имело более двух детей. Территория государства составляет большие размеры, однако ресурсов все равно не хватает. Отсюда и были приняты «драконовские» меры по торможению массового процесса деторождения.

Ограничение рождаемости

Правительство страны приняло решение об ограничении рождаемости в Китае в 70-е годы, что было вызвано:

  • Большое число китайских семей с преобладанием трех и более детей приводило к снижению уровня экономики;
  • Отсутствие необходимого количества квадратных метров для проживания, современного и комфортабельного жилья катастрофически не хватало;
  • Нехватка денежных средств на обеспечение льготами, выплату декретных и отпускных, бюджет страны серьезно опустел.

Чтобы китайцы перестали рожать, ввели ряд мер ограничения рождаемости:

  • Выплата штрафа для семьи, которая решится на второго ребенка;
  • Местная власть иногда силой и угрозами заставляла женщин соглашаться на проведение аборта на поздних сроках беременности, когда этого делать не рекомендуется;
  • Стерилизация мужского населения, что приводит к проблемам со здоровьем.

Сэкономленные денежные средства были перенаправлены на другие цели, что в итоге сделало китайскую экономику одной из самых мощных в мире.

Одна семья — один ребенок

Принцип китайской демографической политики появился в 70-х годах прошлого века. Из-за введения жестких мер, средняя рождаемость в Китае снизилась в три раза. По закону одной семье можно было иметь одного малыша (под исключение попадают лица, у которых развивается многоплодная беременность) или двоих детей в случае проживания в сельской местности (первенец- девочка).

В 2013 году кризис демографии вынудил местные власти ввести исключения в действующую политику в Китае «одна семья один ребенок» и разрешить китайцам активнее участвовать в увеличении рождаемости. Теперь можно было заводить второго малыша, но при условии, что родители — единственный ребенок в своих семьях. Мировое сообщество с одобрением восприняло новый закон с отменой запрета рожать, отмечая, что Китай вышел на новый уровень своего развития.

Исторические предпосылки к многодетности в Китае

В Китае всегда проживало большое количество населения с древних времен. Самураи осваивали земельные наделы, а жена занималась хозяйством. Традиция получила свое активное продолжение после войны 1939-1945 года. Руководство КНР заметило, что в военном конфликте умерло огромное число людей, а страна с каждым днем все острее нуждалась в быстром экономическом росте, поэтому правящая партия сделала ставку на многодетность. Она поощрялась правительством, и стало принято иметь не менее четырех детей.

Особенности учета населения в Китае

Учет граждан в КНР столкнулся с большими проблемами на стадии его внедрения и имеет большое количество недостатков. Подсчет складывается из числа умерших за двенадцать месяцев, а новорожденных детей вовсе не берут в расчет. Политика партии не позволяет точно оценить количество людей в стране, поэтому она разнится с официальной статистикой.

Как дети связаны с экономикой страны?

В Китае из-за внедрения политики одного ребенка государство получило некоторые дивиденды от своих действий. Начался меняться средний возраст, финансовая политика претерпела преобразования. После того как запретили много детей, тратить государственные деньги стало проще. Вопрос об увеличении зарплаты не поднимается, в стране преобладает дешевая рабочая сила. Мамы меньше дней находятся в декретах и отпусках, и могут раньше начать трудиться.

Избыток пожилых китайцев

Непродуманные действия руководства Китая в тезисе «одна семья один ребенок» обусловили быстрое старение народа, что увеличивает уровень действия на социальное обеспечение.

  • Из-за того, что рождается меньше детей, последние семь лет в КНР уменьшается численность трудоспособного населения. Подобное падение в итоге может привести к упадку экономики;
  • Из-за большого числа высоковозрастных работников рынок теряет необходимую гибкость;
  • Если число молодых людей не увеличится, то многие отрасли ждет серьезный кризис.

В КНР, исходя из статистики, проживает молодая пара, их родители (четыре человека) и бабушки с дедушками (8 человек). Пенсионное законодательство в государстве плохо развито. В данный момент молодая семья вынуждена большую часть своего дохода тратить на помощь своим родным и близким, а раньше им могли помочь возможные братья и сестры.

Итог

После того как разрешили заводить второго малыша, ожидаемого увеличения численности рожденных детей не случилось. Коэффициент рождаемости (сколько родившихся детей приходится на одну женщину) колеблется в районе 1.5, мировая же отметка зафиксирована в 2.2. В крупных городах показатель ниже единицы. Такие цифры, несмотря на отмену запрета,обусловлены рядом причин:

  • Новое молодое поколение, которое по плану должно увеличивать рост населения, не может это сделать из-за вбитого стереотипа, что появление двоих детей ужасное событие и родившийся малыш принесет вред стране;
  • Государство славится плохой экологией, отсюда появление большого количества заболеваний у будущих родителей (бесплодие), рождается много детей с отклонениями;
  • Частая практика по проведению аборта, если ожидалось появление девочки, что привело к уменьшению числа женщин, способных родить;
  • При изучении сколько мужчин приходится на одну женщину, обнаруживается гендерное неравенство в китайском обществе. Мужчины в большинстве случаев в продуктивном возрасте (от 20 до 40) не могут подыскать пару.

В 2016 году был зафиксирован небольшой «бэби-бум». Символом года была обезьяна, и родить ребенка под этим знаком значит вселить в него удачу и благосостояние. КНР по-прежнему серьезно относится к гороскопу.

Специалисты полагают, что с введением Закона «О рождении» правительство страны опоздало на десять лет. В условиях тяжелой экономической ситуации китайцы сами будут вынуждены отказаться от планов родить как можно больше детей.

Ограничение рождаемости позволило Китаю добиться фантастического экономического развития, но привело к росту числа пожилых людей, о которых некому заботиться

​Управление рождаемостью

Китай принял решение сменить демографическую политику и позволить каждой супружеской паре иметь двух детей. 35 лет в Поднебесной действовало правило «одна семья — один ребенок».

Сразу после Второй мировой войны в Китае действовала установка на высокую рождаемость, рождение трех-четырех детей поощрялось. Затем официальная точка зрения изменилась — попытки ограничения рождаемости предпринимались в 1956, 1962 и 1971 годах, но оказались не столь эффективными, как хотелось бы. Политика однодетности была принята в 1979 году. В этот период среднее число рожденных детей примерно равнялось трем на одну женщину. По расчетам, если бы такой уровень рождаемости сохранялся до 2010 года, то население Китая было бы на 297 млн, или 22%, больше.

Надо пояснить, что Китай не имеет текущего учета населения в том виде, в каком он существует в России и во всех развитых странах. Сведения о числе родившихся и умерших получают из регулярных обследований движения населения, охватывающих менее 1/1000 населения, а об умерших по возрастам — из более масштабных обследований и переписей. Женщин опрашивают о рождении детей в некоторый период в прошлом (последний опубликованный опрос охватывал период с 01.11.2012 по 31.10.2013), у членов домохозяйств выясняют факты смерти членов домохозяйств в течение года. Собранная информация позволяет вести демографические расчеты, но надежность результатов намного ниже, чем при регистрации родившихся и умерших в загсах. С учетом этого связанные с Китаем расчеты международных агентств часто выглядят недостаточно критическими. В этом нет ничего неожиданного. Отдел статистики ООН многие годы указывал, что продолжительность жизни населения СССР 70 лет, когда реально она уже стала менее 68 лет.

Демографическая политика Китая с самого начала предполагала многочисленные исключения. Ограничения рождаемости не распространялись на малочисленные национальные меньшинства. Следом за этим руководство провинций начало вносить в общее правило свои региональные дополнения. Несколько позже сельским семьям, где первый ребенок был девочкой, было разрешено родить второго ребенка. Сложилась практика выдачи индивидуальных разрешений на рождение ребенка, в частности семьям, где ребенок умер, обычно разрешается родить еще одного. Позже парам, где оба родителя были единственными детьми в семье, было разрешено иметь второго ребенка. Около двух лет назад появилась информация, что руководство КНР намерено разрешить парам, где хотя бы один из супругов — единственный ребенок, иметь двоих детей. Предполагалось, что изменение произойдет в 2015-2016 годах. Но было принято более радикальное решение, и иметь второго ребенка разрешили всем.

Наступление пожилых

В начале 2010-х демографическая нагрузка достигла своего минимума, рост доли пожилых в населении Китая уже начался. По разным прогнозам, не учитывающим принятое решение, демографическая нагрузка в 2030 году была бы в интервале 0,4-0,5 против 0,34 в 2010 году, а к 2050-му она могла бы вырасти до 0,64-0,74 на одного человека в рабочем возрасте.

По европейским меркам демографическая нагрузка 0,5 — это немного, такая нагрузка в Германии; а для России эта формула дает 0,41. Проблема состоит в неготовности страны к старению населения. В КНР вообще нет всеобщей пенсионной системы! Среди тех, кому исполнилось 65 лет, пенсию в качестве главного источника средств к существованию указали при переписи 2010 года менее 25% опрошенных. И хотя охват населения программами пенсионного страхования, по данным статистики, растет, до полного решения проблемы далеко.

Обратная сторона политики ограничения рождаемости — число одиноких пожилых людей. По данным переписи 2010 года, 10-20% тех, кому за 70, живут в домохозяйстве из одного человека. По данным той же переписи, многие пожилые не отличаются хорошим здоровьем и требуют постоянного ухода. Не зря в публикации агентства «Синьхуа» подчеркивается, что изменение политики позволит сбалансировать развитие населения и решить проблему его старения. Если государство не может обеспечить людей пенсией, то должно хотя бы разрешить им рожать больше детей.

Будущее Китая

Как новая политика может повлиять на демографическое будущее Китая? С этой целью были рассчитаны три прогноза населения Китая до 2050 года, отличающихся только будущей динамикой рождаемости. Отправная точка — перепись населения 2010 года.

Трудно предугадать, как супружеские пары среагируют на изменение демографической политики. Опыт других стран почти бесполезен, поскольку ситуация в Китае уникальна. Если ограничение «не более двоих детей» будет выполняться, то среднее число рожденных детей в расчете на одну женщину будет заметно меньше двух. Некоторые женщины вообще не будут иметь детей, другие ограничатся одним ребенком. На Тайване, например, в начале 2000-х уровень рождаемости был такой же, как в современной КНР, и доля бездетных составляла 20%. Вариант 5% бездетных, 10% однодетных и 80% двух​детных, или 1,8 рождения на женщину, кажется весьма оптимистичным. Предположим, что ситуация 1,8 рождения на женщину установится в 2020-2024 годах и сохранится далее. Как альтернативные мы рассмотрим сценарий с неизменной рождаемостью — 1,22 рождения на одну женщину на весь период прогноза и максимальный сценарий, когда уже в 2015-2019 годах рождаемость повысится до уровня двух рождений на одну женщину и останется такой до конца прогнозного периода.

Предположим также, что продолжительность жизни в Китае будет расти на 0,25 года за 12 месяцев, как это было, по официальным данным, в последние десятилетия, а миграция не будет заметно влиять на население Китая.

По оптимистическому сценарию, население Китая увеличится к 2050 году на 32 млн человек, по неизменному — уменьшится на 122 млн, а по максимальному — на столько же увеличится. Но вот демографическая нагрузка, по всем трем сценариям, будет лежать в интервале от 0,74 до 0,77 на одного человека рабочего возраста. Различия, прямо скажем, невелики.

В более близкой перспективе повышение рождаемости может вызвать заметный рост демографической нагрузки: при неизменном сценарии она равна 0,45, при оптимистическом — 0,51, при максимальном — 0,55. Собственно, увеличится только «детская» нагрузка, но к 2050 году влияние рождаемости на общую нагрузку практически исчезнет.

Смена демографической политики, может быть, смягчит проблему старения населения, но за счет роста в ближайшие годы общей демографической нагрузки, что не способствует экономическому росту. Впрочем, задача не имеет простого решения. Политика «одна семья — один ребенок» явно не учитывала долгосрочных последствий. Проблема старения населения не может быть решена путем манипуляций с уровнем рождаемости — возможное решение в увеличении продолжительности активной жизни.

Евгений Андреев ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований РЭШ

С 1979 года власти Китая придерживались в демографической политике формулы «одна семья — один ребёнок». Поскольку численность населения Китая уже в середине ХХ века приближалась к миллиардной отметке, власти провели ряд мероприятий, направленных на снижение демографического прироста. К ним относилась пропаганда поздних браков и поздних родов, а также просвещение населения в области планирования семьи и контрацепции. Но ключевую роль в этой политике сыграл запрет на рождение второго ребёнка. Сначала меры по ограничению рождаемости были самыми суровыми: вплоть до принудительной стерилизации нарушителей и насильственных абортов на поздних сроках беременности. В 2000-е годы правительство перешло к более гуманной политике, ограничиваясь лишь штрафами, которые, впрочем, могли достигать астрономических сумм. Второй ребёнок в Китае долгое время был непозволительной роскошью для многих семей. За несанкционированную беременность супружеские пары должны были выплачивать государству суммы равные нескольким среднегодовым доходам по данному региону. Также рождённые вне закона дети автоматически лишались своих социальных прав. Им было недоступно льготное образование и бесплатное медицинское обслуживание.

Впрочем, многие супружеские пары, желавшие расширить свою семью, всё же находили лазейки в законе. Например, беременные женщины уезжали рожать в автономный Гонконг. Здесь деторождение никак не ограничивалось, а ребёнок всё равно получал китайское гражданство. В какой-то момент властям Гонконга даже пришлось вводить запрет на въезд в регион беременных женщин, не забронировавших место в роддоме заранее. Некоторые родители оформляли собственных детей как усыновлённых, что также позволяло уклониться от выплат. В сельской местности семьи, нарушившие закон, чтобы избежать штрафа, просто прекращали регистрировать своих детей. В результате китайскую деревню заполонили массы «несуществующих» для государства людей.

До сих пор среди экономистов и социологов ведётся спор, насколько оправданными были ограничения, введённые в 1970-е годы. Тогда руководство компартии оправдывало новые меры тем, что китайская промышленность в будущем не сможет обеспечивать всем необходимым стремительно растущее население. Однако именно в этот период страна начала переживать естественное сокращение рождаемости, которое обычно происходит во всех государствах по мере роста образованности и обеспеченности населения. В результате непродуманность реформ привела к демографическому коллапсу.

Разрешение рожать второго ребёнка

Изменения в демографической политике начались только в 2010-х годах. Дело в том, что сокращение рождаемости привело к возникновению кризиса в системе пенсионного страхования. Количество неработающих пенсионеров в стране росло, в то время как число трудоспособного населения, выплачивающего налоговые отчисления в казну, постоянно сокращалось. Страна стремительно старела, а приток молодых сил в науку, государственную службу, армию и промышленность также стремительно сокращался.

Данная ситуация требовала немедленного правительственного вмешательства. Сначала власти старались избегать решительных мер. В 2013 году право на рождение второго ребёнка в Китае получили пары, в которых хотя бы один из супругов сам являлся единственным ребёнком в семье. Также в некоторых сельских регионах был реализован закон, разрешавший повторные роды в тех семьях, где первой на свет появилась девочка. Однако на демографическую ситуацию это практически никак не повлияло. По прогнозам властей, после новых законов в стране должно было появиться больше двух миллионов младенцев. Но в 2014 году в Китае родилось всего на 400 тысяч человек больше, чем в прошлом. Для государства с миллиардным населением эта цифра была ничтожной.

После этих неудач в 2015 году в Китае официально разрешили рожать второго ребёнка всем семьям без ограничений.

Итоги новой политики

К настоящему моменту ожидаемого демографического взрыва в Китае так и не произошло. Коэффициент рождаемости здесь составляет — всего 1,5 ребёнка на одну женщину (средний коэффициент по миру — 2,2), а в некоторых мегаполисах эта цифра меньше единицы. Данный парадокс связан с целым рядом причин. Во-первых, поколение, которому с самых ранних лет прививали мысль о том, что двое детей в семье неприемлемы, психологически не готово к беби-буму. Во-вторых, Китай является страной с очень плохой экологической обстановкой, среди молодёжи очень велико число страдающих бесплодием. В-третьих, долгое время в китайских семьях практиковалось прерывание беременности в тех случаях, когда оказывалось, что женщина вынашивает девочку. Более того, в сельских регионах Китая только недавно прекратили убивать новорождённых девочек. Это стало причиной сокращения числа женщин детородного возраста и возникновения гендерного дисбаланса. Многие мужчины в возрасте 20-40 лет просто не могут найти себе спутницу жизни и обзавестись семьёй.

Всё же определённый демографический подъём наблюдался в 2016 году, символом которого была Обезьяна. Согласно Восточному календарю, человек, родившийся под этим знаком, будет удачлив и умён. Несмотря на атеистический курс, пропагандируемый коммунистической партией, китайцы сохранили свои древнейшие поверья и относятся к Восточному гороскопу очень серьёзно. Однако весьма сомнительно, что небольшой прирост 2016 года как-то повлияет на дальнейшие темпы прироста населения.

Большинство экспертов сходится на мнении, что с осуществлением новой демографической политики компартия Китая опоздала, как минимум, на десять лет. Очень скоро недостаток трудоспособного населения приведёт к снижению промышленного производства, а это, в свою очередь, — к кризису. В условиях экономической депрессии китайские семьи снова откажутся от деторождения, на этот раз уже добровольно.

Основополагающий принцип семейного права Китая — планирование деторождения — официально был закреплен в 1982 году, однако уже в 1954-1955-х годах на специальных совещаниях ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) по проблемам рождаемости и народонаселения было признано, что быстрый прирост населения создает трудности для государства.

Случившийся в 1959-1962-х годах экономический кризис привел к снижению роста рождаемости без вмешательства правительства.

Проблема планирования деторождения вновь стала актуальной для Китая в начале 1970-х годов. В 1971 году 1-й председатель ЦК КПК Мао Цзэдун выступил с докладом о налаживании работы в области планового деторождения. Первые действия государства сводились к разъяснительной работе с населением с целью превращения позднего брака и плановой рождаемости в сознательные действия широких масс в городах и деревнях. Во всех учреждениях здравоохранения были созданы отделения по плановой рождаемости. В декабре 1973 году состоялось совещание по отчету о работе в области планового деторождения, на котором впервые было выдвинуто требование "поздно, редко, мало". "Поздно" — поздний брак, "редко" — рождение детей с промежутком в 4 года, "мало" — рождение малого количества детей. Одновременно с выдвижением этого лозунга были созданы руководящие органы по плановой рождаемости в системе местного самоуправления. Государство выделило необходимое количество средств для осуществления основных направлений своей политики. По стране бесплатно выдавались контрацептивы, безвозмездно проводились противозачаточные операции. В ходе реализации намеченных мероприятий отмечались случаи принудительной стерилизации и абортов.

При этом государственная политика планового деторождения не имела законодательного закрепления. Ее реализация осуществлялась на уровне партийных директив, административных указаний и местных постановлений. Однако отмечались желаемые результаты, наблюдалось снижение роста численности населения до показателей развитых стран. В 1981 году 4-ая сессия Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва приняла доклад "О политике в области народонаселения", в котором говорилось о рождении супружеской парой только одного ребенка. В деревнях семьи, имеющие одного ребенка, могли подать заявку на второго ребенка в органы местной власти, к заявке должно было быть приложено подтверждение наличия трудностей с ведением хозяйства. Рождение третьего ребенка запрещалось. Несмотря на жесткую государственную политику по планированию рождаемости, в деревнях продолжали рожать столько детей, сколько требовалось рабочих рук в хозяйстве.

В сентябре 1982 года плановая рождаемость официально была возведена Всекитайским съездом Коммунистической партии Китая в ранг основной политики государства, а в декабре 1982 года она была закреплена конституцией КНР.

С 1 сентября 2002 года в КНР был введен в действие закон "О народонаселении и плановой рождаемости". В статье 18 закона предусмотрено поощрение граждан к позднему браку и рождению одной супружеской парой одного ребенка. До 2002 года ограничение рождаемости касалось основной части населения Китая — ханьцев, и только с появлением закона "О народонаселении и плановой рождаемости" правительство обязало контролировать ее и среди национальных меньшинств.

В 2007 году китайские власти смягчили политику ограничения рождаемости в стране, разрешив городским семьям иметь двух детей при условии, что оба супруга являются единственными детьми у своих родителей. Новое правило было распространено на все провинции и автономные районы КНР, за исключением самой густонаселенной провинции Хэнань, где проживают 97 миллионов человек.

Вопрос о продолжительности политики "о рождении одного ребенка" правительством КНР решен не был. В феврале 2008 года китайские власти официально признали , что намерены пересмотреть политику "одна семья — один ребенок", чтобы преодолеть все возрастающую диспропорцию в возрастном составе населения. В то же время конкретные сроки снятия запрета определены не были. В этом же году родителям детей, погибших или сильно пострадавших при землетрясении в Сычуане, разрешили родить еще одного ребенка. Для этой цели были созданы команды медиков, которые призваны вернуть фертильность даже стерилизованным парам.

15 ноября 2013 года полный текст резолюции проходившего 9-12 ноября третьего пленума ЦК Компартии Китая, наметившего программу углубления политики реформ в стране. В частности в ней говорится, что китайские семейные пары смогут иметь двух детей, если один из супругов является единственным ребенком у своих родителей.

Политика ограничения рождаемости привела, по оценкам экспертов, к более сбалансированному развитию самой многонаселенной страны мира, ослабила проблему дефицита ресурсов, однако привела к старению населения. В конце 2012 года в государстве с населением 1,3 миллиарда человек численность пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше достигла 194 миллионов человек, к 2020 году их число достигнет 243 миллионов, а к 2050 году может превысить отметку в 300 миллионов. Однако в крупных промышленных центрах уже начинает ощущаться нехватка рабочих рук. По оценкам специалистов, к 2030 году 20 % китайцев будут старше 60 лет, что вдвое превышает текущий показатель. Соответственно вырастут социальные расходы на содержание пожилых граждан, а при сохранении нынешней тенденции в стране окажется слишком мало людей трудоспособного возраста, чтобы обеспечить выплату пенсий и пособий.

Отмечаются и другие негативные моменты: политика одного ребенка на семью привела к половой диспропорции, так как иметь в семье мальчика считается престижней, что приводило к большому количеству абортов, если родителей не устраивал пол будущего ребенка. Соотношение новорожденных мальчиков и девочек в КНР на 10 % пунктов выше нормального показателя. Помимо этого в Китае ежегодно 5 % детей рождается с физическими и умственными недостатками. В стране 60 миллионов инвалидов, а также, в настоящее время зарегистрировано 840 тысяч ВИЧ-инфицированных.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В Китае грядет оттепель на демографическом фронте. Политика «одна семья - один ребенок» полностью отменена 1 января 2016 года. Теперь все семьи смогут иметь двух детей. Такое решение одобрено на очередном пленуме ЦК Коммунистической партии Китая (КПК). При всей видимой революционности этого поворота, некоторые китайские демографы считают, что меры по ослаблению контроля над рождаемостью сильно запоздали. «Лента.ру» постаралась разобраться в том, почему правило было отменено именно сейчас и ждет ли Китай бэби-бум. Эту статью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по .

От либерализма к жесткому контролю

В первые годы после образования КНР демографическая политика была чрезвычайно либеральной. Мао Цзэдун считал, что чем больше китайцев, тем лучше: это рабочая сила для сельского хозяйства и поднимающейся индустрии, а также солдаты для Народно-освободительной армии. Кроме того, новая власть не решалась ломать традиционный уклад с многопоколенческими семьями и высоким уровнем рождаемости. У нынешнего председателя КНР Си Цзиньпина, родившегося в 1950 году, две старших сестры и младший брат, и это было вполне типично для китайских семей того времени.

В ходу был политический штамп - энергия многомиллионного народа сильнее атомного взрыва. Даже думать об ограничениях рождаемости было крамолой - в начале 50-х годов в Китае действовал запрет на импорт противозачаточных средств, местное производство контрацептивов также было запрещено. В сборнике изречений Мао Цзэдуна, известном как «красная книжечка», преимуществам страны с большим населением посвящалась специальная цитата: «Помимо руководства партии, другим решающим фактором является шестисотмиллионное население. Когда много людей - много суждений, много энтузиазма и энергии. У народных масс никогда не было такого подъема духа, такого боевого задора и высокого дерзания, как сейчас». Высказывание Мао относится к 1958 году, но уже к 1976-му, к году смерти вождя, задорных китайцев стало 940 миллионов. Миллиард с такими темпами прироста населения был не за горами. Последствия неконтролируемого бэби-бума пришлось расхлебывать уже наследникам Великого кормчего.

Хотя с середины 50-х - начала 60-х годов, особенно после массового голода 1956-61 годов, отношение китайского руководства к контролю над рождаемостью постепенно менялось, от драконовских административных мер в этой области государство все же воздерживалось. Конечно, партийные чиновники понимали, что прокормить растущее население все труднее, однако проблема не ощущалась как слишком острая, поэтому власти до поры до времени делали ставку на просветительскую работу, а не на строгие запреты.

Предтеча политики «одна семья - один ребенок» - запущенная в начале 1970-х кампания под лозунгом «позже - реже - меньше». В рамках этой программы поощрялись поздние браки - рекомендованный возраст создания семьи составлял 28 лет для мужчин и 25 лет для женщин (в сельских районах - 25 и 23 года). Семейные пары призывали делать по меньшей мере четырехлетний перерыв между рождением первого и второго ребенка. Наконец, третья рекомендация касалась количества отпрысков: для городских семей - не больше двух, для сельских - трех. Многочисленные плакаты разъясняли массам преимущества такой семейной политики, которая экономит ресурсы и дает детям больше возможностей. Кроме того, в органах здравоохранения открывались специальные подразделения по планированию деторождения, бесплатно распространялись контрацептивы и проводились операции по прерыванию нежелательной беременности.

Переход к более жестким мерам произошел практически одновременно с началом реформ Дэн Сяопина. «Плановое деторождение» приобрело характер важнейшей государственной политики. С 1980 года начался отсчет нового периода, символом которого стала семья с одним ребенком. Здесь, правда, были исключения - в сельских районах разрешалось иметь двух детей, ограничения не действовали и для национальных меньшинств. Однако в целом политика проводилась весьма твердо - в конституции КНР появилась статья, гласившая, что «оба супруга должны осуществлять плановое деторождение». Нарушение этого правила могло привести к исключению из партии и увольнению с госслужбы, была также введена система штрафов за «избыточных детей». Неуплата штрафа лишала ребенка прописки и практически всех социальных гарантий.

Аргументы, которые приводили сторонники жестких мер, с одной стороны, казались убедительными - на рубеже 1980-х семьи создавали те, кто родился во время бэби-бума «великого скачка». Страна со слабой экономикой, только начавшей преодолевать наследие экспериментов эпохи Мао, не могла позволить себе неконтролируемый рост населения. С другой стороны, к моменту провозглашения политики «одна семья - один ребенок» рождаемость снижалась в течение нескольких лет. Демографы-то как раз тревогу не били - им казалось, что Китай постепенно переходит к новой модели роста, свойственной для большинства индустриальных стран.

Фото: Alain Le Garsmeur / Impact Photos / Global Look

Западный след?

Большое значение имели и выкладки работающего в оборонной отрасли математика Сун Цзяня, известного своим вкладом в создание китайского «ракетного щита». Основываясь на трудах западноевропейских математиков, Сун построил математическую модель роста населения Поднебесной. Согласно расчетам будущего главы Китайской академии инженерных наук получалось, что к 2080 году население страны превысит четыре миллиарда человек. Единственный путь избежать катастрофического сценария - срочно снизить рождаемость до одного ребенка на семью и поддерживать этот уровень в течение 20-40 лет.

Конечно, Сун Цзянь был не единственным, кто рисовал картину безудержного роста населения, но строгий математический характер его модели послужил дополнительным аргументом в пользу принятия правительством экстренных мер. Похоже, на тогдашнее китайское руководство произвели сильное впечатление и прогнозы некоторых зарубежных футурологов о «демографической бомбе», грозящей человечеству. Неслучайно, видимо, о контроле над деторождением в Китае заговорили синхронно с ростом популярности этой темы на Западе. Судя по рассказам китайских экспертов, частью теоретического фундамента политики «одного ребенка» стала опубликованная в 1969 году книга американского биолога Пола Эрлиха «Популяционная бомба». Дэн Сяопин действовал вполне в духе идей, высказанных в 1970-х годах экспертами Римского клуба - «срочно согласиться на кратковременные лишения, чтобы обеспечить длительные преимущества». Насколько же эти лишения были оправданы?

По официальным заявлениям, политика «одна семья - один ребенок» была крайне успешной, поскольку позволила «предотвратить» 400 миллионов рождений. Правда, и китайские, и зарубежные эксперты относятся к этому тезису скептически. Скорее всего, реальный показатель ниже раза в четыре, при этом политика ограничения рождаемости привела к массе неблагоприятных демографических и социальных последствий.

Маленькие императоры без невест, а экономика - без работников

Единственных детей в семье вскоре стали называть «маленькими императорами» - они были избалованы и хуже приспособлены к самостоятельной жизни, чем их родители. Кроме того, извечное стремление китайских семей обзавестись сыновьями приводило к тому, что рождение дочки многие пары старались предотвратить. Властям пришлось даже законодательно запретить определение пола будущего ребенка, поскольку катастрофически увеличивалось количество абортов, единственным мотивом которых было избавление от нежелательной девочки. Запреты на УЗИ по определению пола de facto не действуют - семьи все равно пытаются выяснить, кто у них появится. В результате сегодня в среднем по Китаю на 100 девочек приходится 115,8 мальчиков, а в отдельных провинциях страны этот показатель зашкаливает за 120. Родителей ничуть не смущает, что их сыновьям будет сложно найти себе невесту. Уже сейчас на 100 незамужних женщин, родившихся после 1980 года, приходится 136 холостых мужчин.

Кроме того, население стремительно стареет, что увеличивает давление на систему социального обеспечения. С 2011 года сокращается численность рабочей силы. Продолжение этой тенденции может неблагоприятно сказаться на экономическом развитии Китая. Преобладание работников старшего возраста лишает рынок труда необходимой гибкости. Сокращение притока молодых кадров в некоторые ключевые отрасли чревато если не упадком, то замедлением их роста.

Сегодня в Китае в среднем на одну пару молодоженов приходится по две пары родителей, а иногда еще и четыре пары пожилых дедушек и бабушек. При этом пенсионная система в стране развита очень слабо. И если раньше молодые могли разделить нагрузку со своими братьями и сестрами, то сейчас, будучи единственными детьми в семье, им приходится существенную часть своего заработка тратить на поддержку стариков.

Таким образом, политика «одного ребенка» вступила в противоречие с экономическими интересами государства и задачей обеспечения социальной стабильности. К отказу от строгих ограничений эксперты призывали давно, однако чиновники стояли на своем, поскольку штрафы за незаконных детей исправно пополняли бюджеты регионов. Это особенно было актуально для преимущественно аграрных уездов. Мощность этого финансового потока по всему Китаю представить сложно.

В 2013 году независимое расследование предпринял юрист из провинции Чжэцзян У Юшуй, решивший сделать эту информацию доступной широкой общественности. Он направил официальные запросы в 31 комиссию по планированию семьи и финансовые департаменты провинциального уровня с просьбой предоставить данные о том, сколько в 2012 году денег было собрано и на что их потратили. Ответили не все, причем ни одна из комиссий не пояснила, каким образом собранные средства были израсходованы. Однако оказалось, что общая годовая сумма сборов лишь в 17 провинциях составила около 16,5 млрд юаней (2,6 миллиарда долларов США по тогдашнему курсу). Причем чиновники, отвечающие за сбор «социальных компенсаций» (так официально называют штраф за нарушение правил деторождения), являются важнейшими выгодополучателями этой политики. В отдельных местах даже используется практика выплаты собирающим сбор чиновникам части денег в качестве премий. Поэтому можно предположить, что, скорее всего, система штрафов переживет политику «одна семья - один ребенок», просто наказывать родителей юанем будут не за второго, а за третьего отпрыска.

Грядет ли демографический взрыв?

Пол Эрлих, которому довелось пережить не только крах своих прогнозов о десятках миллионов умерших от голода в 1970-е годы, но и отмену политики «одна семья - один ребенок» в Китае, отреагировал на решения пленума ЦК КПК крайне резко. В своем Twitter 83-летний биолог из Стэнфорда оставил такую запись «ПОЛНОЕ БЕЗУМИЕ - БАНДА "РОСТ НАВСЕГДА"».

Однако китайским властям, похоже, уже ясно, что никакой катастрофы не случится. С 2013 года разрешение на рождение второго ребенка могли получить семьи, где хотя бы один супруг сам был единственным ребенком. Как показывают предварительные итоги этой кампании, многие китайцы, особенно живущие в городах, не хотят иметь много детей. Происходящая сейчас глубокая трансформация социально-экономической структуры китайского общества - не менее важный фактор низкой рождаемости, чем проводимая правительством политика планирования семьи. По последним соцопросам, более половины китайцев моложе 30 лет хотят иметь не более двух детей. Так что бэби-бума ожидать не стоит, просто ситуация вернется в нормальное для нынешнего уровня развития страны русло. Однако восстановление гендерного баланса и корректировка возрастной структуры населения произойдет нескоро. Поэтому китайские демографы считают, что объявленные меры даже несколько запоздали.

Пока сложно оценить соотношение плюсов и минусов политики «одна семья - один ребенок». Между тем ясно, что сами реформы и социально-экономический прогресс страны имели гораздо больший положительный эффект, чем жесткая вертикаль контроля над рождаемостью, которая планомерно выстраивалась и поддерживалась в течение трех с лишним десятилетий всей мощью китайской государственной машины. На это недавно обратил внимание нобелевский лауреат по экономике Амартия Сен: «Китай получает слишком много признания со стороны комментаторов за приписываемую эффективность политики жесткого вмешательства, и гораздо меньше признания за положительную роль мер поддержки (включая сильный акцент на образование и здравоохранение, чему многие другие страны могут поучиться)».