Кафедра общего языкознания и славистики. Учебная работа преподавателей включает в себя

Кафедра русского языка является преемницей двух кафедр - кафедры русского языка начального этапа обучения и кафедры русского языка повышения квалификации и стажировок, которые на протяжении длительного периода являлись ключевыми структурными подразделениями сначала подготовительного факультета МГУ (1954-1991 гг.), а затем Центра международного образования МГУ (1991-2013 гг.). Кафедра русского языка Института русского языка и культуры является, таким образом, одним из старейших в нашей стране вузовских подразделений, специализирующихся на методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ), предвузовской подготовке иностранных учащихся. В разные годы на кафедре работали такие известные специалисты в области русского языка как иностранного, как О. М. Аркадьева, Л. Г Баш, Е. Ю. Владимирский, Г. В. Колосницына, М. Н. Лебедева, Н. А. Метс, М. М. Нахабина, В. А. Степаненко, Е. М. Степанова, Е. Д. Чемоданова, Л. В. Шипицо.

Отчёт кафедры за 2018 год.

Первые учебные программы

На кафедре русского языка для иностранных учащихся были подготовлены первые учебные программы, заложившие основы и принципы функционально-семантического описания русского языка. Эти принципы были впоследствии реализованы в учебниках и учебных пособиях по русскому языку как иностранному, а также в фундаментальной русистике. Здесь был также впервые реализован принцип обучения русскому языку с учетом этнокультурной и языковой специфики учащихся. В 1965 году коллективом кафедры был подготовлен и издан первый универсальный учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. В дополнение к этому учебнику были созданы учебные пособия (по аудированию, развитию устной речи, чтению, фонетике и интонации), направленные на развитие навыков речевой деятельности и позволяющие, соответственно, интенсифицировать учебный процесс. Сотрудники кафедры входили также в состав авторского коллектива учебно-методического комплекса «Старт» (включавшего в себя пособия как для студентов, так и для преподавателей), в рамках которого была впервые в русистике реализована идея комплексного обучения различным видам речевой деятельности на основе активной коммуникативности.

Новые технологии обучения русскому языку

С начала 90-х годов на кафедре активно разрабатывались новые технологии обучения русскому языку как иностранному. Важнейшим направлением деятельности стало также создание теоретических основ будущей государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному. При активном участии кафедры были созданы Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих разрешение на временное проживание, Типовые тесты к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Для иностранных граждан, оформляющих вид на жительство.
Авторским коллективом кафедры (Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А.) был подготовлен учебный комплекс «Дорога в Россию», состоящий из 3-х книг, каждая из которых соответствует уровням владения русским языком как иностранным: элементарному, базовому и первому сертификационному. В настоящее время данный комплекс является одним из ведущих учебников по РКИ: он выдержал семь изданий и, кроме России, был опубликован также в Китае, Индии и США. В настоящее время авторским коллективом кафедры русского языка подготовлено обновленное издание учебного комплекса «Русский сезон», в котором нашли отражение самые последние методические и научные разработки в области преподавания РКИ, ведется работа над учебником «Русский сезон 2», продолжается работа над пособием «В добрый путь!», учебным комплексом «Русский язык сегодня».

Научные и научно-методические направления кафедры русского языка в 2018/2019 учебном году

  1. Теоретические и практические основы преподавания русского языка как иностранного на этапе предвузовской подготовки
  2. Язык специальности на этапе предвузовской подготовки иностранных учащихся
  3. Проблемы речевой культуры в условиях межъязыкового и межкультурного взаимодействия на начальном этапе обучения
  4. Научно-методическое обеспечение российской государственной системы стандартизированного сертификационного тестирования иностранных граждан
  5. Русская литература в системе обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе обучения
  6. Методика разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение русскому языку как иностранному (мультимедиа и дистанционное обучение)
  7. Методика использования аудиовизуальных технологий на занятиях по русского языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки
  8. Повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного и неродного на начальном этапе обучения
  9. Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете

Кафедра русского языка создана в 1985 году на базе секции русского языка, входившей в состав кафедры языков с 1958 года. Руководителем секции с 1970 года, а затем первой заведующей кафедры русского языка была доцент, кандидат философских наук Н. С. Власова, умело сочетавшая педагогическую и организаторскую деятельность. Под её руководством и при её участии были созданы первые учебные программы и учебные пособия по русскому языку для иностранных учащихся консерватории.

С 1991 по 2012 год кафедрой руководила профессор, кандидат философских наук Е. Я. Загорская, способствовавшая преемственности традиций, созданию единого творческого коллектива преподавателей. С 2012 года заведующей кафедрой является доцент Н. Н. Самохина, работающая на кафедре с 1979 года.

В настоящее время на кафедре работают доценты: Е. И. Басанская, Н. С. Земскова, Н. Р. Нефёдова, кандидат педагогических наук Е. П. Орлова, О. В. Пиляева, Н. Н. Самохина, кандидат культурологических наук И. И. Слуцкая, Е. В. Такташов, кандидат педагогических наук Т. В. Такташова, И. И. Ушакова, ведущий специалист И. Б. Фёдорова.

Основная задача кафедры — это преподавание русского языка как иностранного, обучение иностранцев языку как средству коммуникации в социально-бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах общения. На кафедре ежегодно обучаются иностранные учащиеся из Австралии, Великобритании, Вьетнама, Греции, Испании, Италии, Китая, Кореи, Мексики, Сербии, Турции, ЮАР, Японии и др. стран. Около 40 из них впервые приступают к изучению русского языка на подготовительном отделении, открытом в 1979 году. Студенты изучают русский язык с 1 по 5 курс и сдают государственный экзамен. Его изучение продолжается и в ассистентуре-стажировке. На кафедре также обучаются стажёры, прибывающие на короткие сроки. Для бакалавров проводится курс «Русский язык и культура речи». Преподаватели кафедры принимают вступительные экзамены по русскому языку и литературе.

Научно-методическая работа преподавателей кафедры направлена на совершенствование педагогического процесса, создание целенаправленной и научно-обоснованной учебной литературы с учётом профессиональных интересов учащихся. Одним из приоритетных направлений в нашей научно-методической работе является совершенствование методики использования художественного текста на уроках русского языка. За последние годы преподавателями кафедры созданы пособия для студентов продвинутого уровня, направленные на развитие у них навыков чтения и анализа художественного текста, на углубление их культурологической компетенции. Важным направлением научно-методической работы кафедры является создание учебных пособий на материале языка специальности, так как иностранные студенты испытывают большие языковые трудности в процессе получения профессионального образования. Неоднократно издаётся пособие Н. Н. Самохиной «Готовимся читать учебники и слушать лекции по истории музыки». В 2012-2015 годах Е. П. Орлова, Н. Н. Самохина, Е. В. Такташов, Т. В. Таташова приняли участие в международном проекте по созданию языкового курса для студентов Евросоюза на мобильных устройствах «Speak&Learn» (17 европейских языков).

Для знакомства иностранных учащихся с историей и культурой России, кафедра ежегодно организует для них экскурсии в музеи Кремля, в мемориальные музеи русских писателей (музей А. С. Пушкина на Пречистенке, в музей А. С. Пушкина на Арбате, в музей Чехова в Москве и Мелихове, в музей Н. В. Гоголя, в музей М. А. Булгакова, в дом-музей П. И. Чайковского в Клину, музей С. И. Танеева в Дютьково и другие. Накануне Дня Победы проводятся специальные уроки, демонстрируются фильмы, посвящённые Великой Отечественной войне.

Кафедра выступает организатором международных, всероссийских и региональных научных конференций. По инициативе кафедры на факультете была проведена Межгосударственная конференция «Актуальные проблемы стилелогии и терминоведения» (сентябрь 1996 г.).
Члены кафедры неоднократно получали грантовую поддержку в рамках ННГУ. Кафедрой были организованы и проведены Международный научный семинар «Активные процессы в современном русском языке», посвященный 80-летию В.Н. Немченко (13–14 мая 2008 г.); научный семинар, посвященный 70-летию со дня рождения профессора Р.Ю. Кобрина (14 ноября 2013 г.).

Кафедрой регулярно проводятся Головинские чтения:
– Международная научная конференция «Научное наследие Б.Н. Головина и актуальные проблемы современной лингвистики», посвященная 90-летию со дня рождения Б.Н. Головина, 23–25 мая 2006 г., совместно с Институтом русского языка им. В.В. Виноградова РАН;
– Международная научная конференция конференцию «Язык, литература, культура на рубеже XX–XXI веков», посвященная 95-летию со дня рождения Б.Н. Головина, 13–15 октября 2011 г.;
– Международная научная конференция «Научное наследие Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания» (к 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина), 28–30 сентября 2016 г., при содействии Российского гуманитарного научного фонда (проект № 16-04-14006), совместно с Институтом лингвистических исследований РАН, Институтом русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Институтом языкознания РАН.

В конференции приняли участие 122 учёных (в том числе 61 доктор наук, 36 кандидатов наук, 31 молодой ученый), из них 14 ученых представляли страны зарубежья: Азербайджан, Беларусь, Венгрию, Германию, Китай, Молдову, Польшу, Словакию, Чехию.
В 12 докладах на пленарном заседании были освещены следующие вопросы:
– развитие грамматического учения Б.Н. Головина;
– достижения горьковской терминологической школы;
– значение трудов Б.Н. Головина для современных методов «математизации» лингвистических исследований;
– вклад Б.Н. Головина в функциональную стилистику и культуру речи;
спорные вопросы теории языковых заимствований;
– проблема сохранения языкового разнообразия;
– вопросы социолингвистики как научной дисциплины;
– вопросы славянского словообразования в эпоху глобальной интернационализации и др.
На 8 секциях конференции рассматривались:
– узловые проблемы теории языка и методологии языкознания, истории русского языка и славянского языкознания;
– активные процессы в современных славянских языках;
– когнитивные аспекты изучения языка;
– вопросы лингвокультурологии и межкультурной коммуникации;
– вопросы стилистики и культуры речи;
– вопросы прикладной лингвистики;
– вопросы современного терминоведения и социолингвистики.

Значимым научным событием в рамках конференции явилось проведение круглого стола «Русский язык в полиэтническом мире».
По итогам конференции был выпущен сборник научных статей «Научное наследие Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания (к 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина)» тиражом 500 экз.

30–31 мая 2016 г. кафедра современного русского языка и общего языкознания организовала научно-практическую конференцию с элементами научной школы «Когнитивно-дискурсивный подход к исследованию явлений языка и культуры» , которая проводилась совместно с НИУ «Высшая школа экономики – Нижний Новгород». На базе ИФИЖ (филологического факультета) ННГУ прошли лекции д.ф.н., проф. Владимира Ильича Карасика (Волгоградский государственный социально-педагогический университет) «Аксиогенная ситуация в ценностной картине мира», д.ф.н., проф. Валерии Евгеньевны Чернявской (НИУ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) ««Фантомы дискурсивной парадигмы»: возможности и ограничения дискурс-анализа», а также круглые столы «Язык и сознание в междисциплинарной парадигме исследований», «Дискурс-анализ языка и культуры».
19 декабря 2016 г. кафедра современного русского языка и общего языкознания принимала участие во II Межвузовской видеоконференции «Риторика и стилистика как университетские дисциплины» в рамках межвузовского семинара «Риторика и стилистика» совместно с факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Южным федеральным университетом, Стилистической комиссией Международного комитета славистов. Одна из основных тем дискуссии была задана проф., д.ф.н. Георгием Хазагеровым в докладе «Теория общих мест в преподавании речеведческих дисциплин», также прошло обсуждение актуальных вопросов риторики и стилистики, в том числе проблем преподавания этих дисциплин в вузе.

18 апреля 2017 г. в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского состоялся организованный кафедрой современного русского языка и общего языкознания научный семинар «Гуманитарные исследования и современная медийная ситуация» . С докладом «Медиастилистика и ее место в системе современного филологического знания» выступила д.ф.н., проф. Наталья Ивановна Клушина (МГУ им. М.В. Ломоносова). Также с докладами, посвященными актуальным проблемам стилистики, выступили сотрудники кафедры, аспиранты и коллеги из других университетов.

Кафедра осуществляет руководство межкафедральным лингвистическим семинаром и семинаром аспирантов-лингвистов. Кафедра активно участвует в организации научных мероприятий совместно с другими кафедрами Института филологии и журналистики ННГУ («Дни русской словесности», 21–24 апреля 2010 г.; Международная научная конференция «Русская словесность в контексте мировой культуры», 3–5 октября 2007 г., в рамках программы РОПРЯЛ; Международная научная конференция «Национальные коды в языке и литературе. Особенности концептосферы национальной культуры», 28–30 ноября 2014 г.); Международная/Всероссийская научная конференция «Жизнь провинции как феномен духовности» и др.).

1-3 декабря 2017 года в Институте филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им Н.И. Лобачевского проходила Международная научная конференция «Национальные коды в языке и литературе» . В 2017 г. работа лингвистических секций конференции определялась темой «Язык и культура». В работе конференции принимали участие ученые из двадцати шести городов России, а также из Венгрии, Польши, Сербии, Японии, Германии, Казахстана и др.
На открытии конференции с приветственным словом выступила Л.И. Жуковская, директор Института филологии и журналистики. Большой интерес вызвали доклады первого проректора ННГУ им. Н.И. Лобачевского В.В. Сайгина «Концептуальные поля как единицы языка культуры», а также ведущего научного сотрудника Института языкознания РАН, доктора филологических наук М.Л. Ковшовой «Лингвокультурологический анализ паремий и идиом. Коды русской культуры». Секционные заседания проходили по следующим направлениям: «Актуальные проблемы лингвопоэтики, стилистики и дискурс-анализа»; «Современные проблемы лингвокультурологии и концептуального анализа»; «Социокультурные и лингвопрагматические аспекты активных процессов в славянских языках».

2 декабря прошел круглый стол «Язык и культура» , в рамках которого состоялось обсуждение книги доктора филологических наук, профессора кафедры современного русского языка и общего языкознания ННГУ Тимура Беньюминовича Радбиля «Язык и мир: парадоксы взаимоотражения» (Москва: Издательский дом ЯСК, 2017) и книги представителей ВШЭ (Нижегородский филиал) Романовой Т.В., Малафеева А.Ю., Морозовой Н.Н., Климовой М.А. «Толерантность как культурная, политическая, лингвистическая проблема (анализ материалов СМИ и политического дискурса)» (Нижний Новгород, 2017).

За последние годы преподаватели кафедры издали ряд монографий, справочников и учебных пособий, в том числе:

  • Немченко В.Н. Основные понятия фонетики в терминах. Н. Новгород, 1993;
  • Немченко В.Н.Основные понятия лексикологии в терминах. Н. Новгород, 1995;
  • Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. Н. Новгород, 1994;
  • Немченко В.Н. Введение в языкознание. М., 2008;
  • Немченко В.Н. Грамматическая терминология: словарь-справочник. М.: Флинта: Наука, 2011;
  • Рацибурская Л.В. Уникальные морфемы в современном русском языке. М., 1998;
  • Рацибурская Л.В. Особенности словотворчества в современной публицистике. Н. Новгород, 2003;
  • Рацибурская Л.В.Неология и неография современного русского языка. М., 2005 (в соавторстве с Т.В. Поповой, Д.В. Гугунавой);
  • Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка. М., 2009;
  • Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ: средства речевой агресии: учебное пособие. М.: Флинта-Наука, 2011. (в соавторстве с Н.Е. Петровой);
  • Виноградов С.Н. Лексико-семантическая парадигматика. Н. Новгород, 1999;
  • Виноградов С.Н. Термин как средство и объект описания. М., 2005;
  • Виноградов С.Н. Знаково-интерпретационный аспект термина. LAP LAMBERT Academie, 2012;
  • Опыт синонимического словаря языка А.С. Пушкина / Под ред. В.А. Гречко. Вып. 1. Н. Новгород, 2000;
  • Опыт синонимического словаря языка А.С. Пушкина / Под ред. В.А. Гречко. Вып. 2. Н. Новгород, 2006;
  • Маринова Е.В. Проблемы отечественной неологии. Н. Новгород, 2003;
  • Маринова Е.В. Иноязычные слова в русской речи конца XX – начала XXI в.: проблемы освоения и функционирования. М., 2008;
  • Маринова Е.В. Больные вопросы родной грамматики. М.: Флинта: Наука, 2012;
  • Маринова Е.В.Иноязычные слова в русской речи. Освоение и функционирование. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbHCo, 2012;
  • Маринова Е.В. Иноязычная лексика русского языка: Учебное пособие. М.: Наука, 2012;
  • Радбиль Т.Б. Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов и другие. М., 2006;
  • Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета. М., 2010;
  • Шавлюк В.Б. Термины исторической грамматики русского языка. Многоаспектный анализ по материалам учебной и справочной литературы рубежа XX–XXI вв. LAP LAMBERT Academie. Publishing;
  • Рацибурская Л.В. Современный русский язык. Морфемика: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2013. (в соавторстве с Н.А. Николиной);
  • Новые тенденции в русском языке начала XXI века: Коллективная монография / Т.Б. Радбиль, Е.В. Маринова, Л.В. Рацибурская, Н.А. Самыличева, А.В. Шумилова, Е.В. Щеникова, С.Н. Виноградов. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014;
  • Русский язык начала XXI века: лексика, словообразование грамматика, текст: Коллективная монография / Т.Б. Радбиль, Е.В. Маринова, Л.В. Рацибурская, Н.А. Самыличева, А.В. Шумилова, Е.В. Щеникова, С.Н. Виноградов, Е.А. Жданова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2014;
  • Специфика современного медийного словотворчества: Учебное пособие / Л.В. Рацибурская, Н.А. Самыличева, А.В. Шумилова. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015; Радбиль Т.Б. Язык и мир: Парадоксы взаимоотражения. - М.: Языки славянской культуры, 2017. - 592 с.
  • Активные процессы в языке интернета: лингвокогнитивный и прагматический аспекты: Коллективная монография / Т.Б. Радбиль, Е.В. Маринова, Л.В. Рацибурская, Е.В. Щеникова, Е.А. Жданова, Н.А. Бакич; под ред. Л.В. Рацибурской. –– Москва: Нестор-История, 2019. – 257 с

Кафедральным проектом является учебный комплексный лингвокультурологический словарь “Человек и его внутренний мир, 4 выпуска которого уже опубликованы.

С 2010 по 2016 гг. при активном участии кафедры выпускался студенческий журнал «Момент филологического счастья».

Кафедра современного русского языка

E-mail: moderus@phil.сайт

Кафедра современного русского языка была образована на базе кафедры русского языка при ее разделении в 1988 г. и имела в своем составе 8 сотрудников. Существует в составе филологического факультета.

C 1988 по 2006 гг. зав. кафедрой была Каде Татьяна Халидовна - доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Международной Академии наук высшей школы (1999), действительный член Петровской Академии наук и искусств (2001), Академик Адыгейской (Черкесской) международной академии наук – А(Ч)МАН (1999).

С 2006 г. по настоящее время кафедрой современного русского языка заведует, доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего образования Российской Федерации. Награждена почетными грамотами губернатора Краснодарского края, мэра г. Краснодар и департамента образования и науки Краснодарского края, КубГУ, ЦДО.

В составе кафедры работают:

  • доктор филологических наук, профессор ;
  • кандидат филологических наук, доцент;
  • кандидат филологических наук, доцент ;
  • кандидат филологических наук, доцент ;
  • кандидат филологических наук, доцент ;
  • кандидат филологических наук, доцент Валентина Александровна Крыжановская ;
  • преподаватель Дмитрий Анатольевич Ким .

Учебный и учебно-методический процесс на кафедре современного русского языка обеспечивают ст. лаборант , лаборант Рябинина А.Г.

В составе кафедры имеется научно-образовательный центр «Современный русский язык: лингвистическая теория и практика преподавания». Руководитель – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой современного русского языка Л.А. Исаева. Решаются основные задачи: координация усилий различных подразделений филологического факультета в сфере исследования современного русского языка, обобщение опыта разработки учебно-методического обеспечения для аспирантуры и докторантуры, средних учебных заведений. В настоящее время ведется работа над научно-исследовательским проектом «Современная языковая ситуация: континуальность/ дискретность лингвистических и когнитивных процессов».

С ноября 2005 г. работает лаборатория фонетики, диалектологии и речевой коммуникации кафедры современного русского языка. Руководитель – доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой современного русского языка Л.А. Исаева; заместитель руководителя – кандидат филологических наук, доцент, О.Г. Борисова. Направленность работ: сбор диалектного материала, систематизация имеющихся аудиозаписей с целью создания фонотеки кубанских говоров; разработка методического обеспечения экспедиций и учебного процесса и др. для подготовки курсовых, дипломных работ, кандидатских диссертаций.

Кафедра современного русского языка является выпускающей. Обеспечивает учебный процесс на филологическом факультете по направлениям (ОФО, ЗФО): 45.03.01 Филология (Отечественная филология, Прикладная филология), 44.03.01 Педагогическое образование (Русский язык, Литература), 44.03.05 Педагогическое образование, а также по направлению магистратуры 45.04.01 Филология (Русский язык).

На кафедре имеется аспирантура, докторантура по специальностям 10.02.01 – Русский язык, 10.02.19 – Теория языка. Всего защищено более 40 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

С 1997 г. по 2006 г. сотрудники кафедры участвовали в проекте научно-исследовательской работы по теме «Потенциал русского языка». С 2007 г. по настоящее время основной темой научного исследования кафедры является «Континуальность и дискретность в языке и речи». В период с 2007 г. по 2010 г. по теме исследования защищено 7 кандидатских диссертаций. В рамках указанной темы разрабатываются следующие направления:

– «Интерпретация лингвокультурологической информации художественного текста». Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Л.А. Исаева, опубликовала более 100 научно-исследовательских и учебно-методических работ; руководила 24 кандидатскими и 1 докторской диссертациями.
– «Методические основы совершенствования системы преподавания русского языка». Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего образования Российской Федерации Е.П.Марченко, опубликовала более 90 научно-исследовательских и научно-методических работ. Руководила 2 кандидатскими диссертациями.
– «Субъективный фактор: способы представления на разных уровнях языковой системы». Научный руководитель – Пономаренко И.Н., доктор филологических наук, доцент, опубликовала более 50 научно-исследовательских и учебно-методических работ.

С 1989 кафедра сотрудничает со словарным отделом ИРЯ РАН, с 1992 по 1996 г. участвовала в республиканской научной программе «Возрождение гуманитарных наук и образования в вузах России». В 1997–2005 гг. участвовала в проекте научно-исследовательской работы по теме «Потенциал русского языка». В 2001–2004 гг. в результате победы в региональном конкурсе «Северный Кавказ: традиции и современность» кафедра выполняла проект «Диа- и социолекты Кубани: актуализированный потенциал» федеральной целевой программы Краснодарского края «Русский язык».

С 2007 г. по 2014 г. кафедра современного русского языка выполняет научно-исследовательские работы следующей тематики: Гранты РГНФ № 07-04-38405 а/Ю «Современные кубанские говоры: фонетическая, лексическая, семантическая, концептуальная специфика», № 07-04-38480 г/Ю «Организация и проведение Международной научной конференции «Континуальность и дискретность в языке и речи»; № 09-04-38482 г/Ю «Организация и проведение Второй Международной научной конференции «Континуальность и дискретность в языке и речи»; № 09-04-38401 а/Ю «Социально-территориальное варьирование современного русского языка на Кубани»; № 09-04-38402 а/Ю «Кубанские говоры во времени и пространстве (структурно-типологический и лингвогеографический аспекты)».

Сотрудниками кафедры были разработаны учебные курсы:

  • «Современный русский язык»;
  • «Русская диалектология»;
  • «Научные методы лингвистических исследований»;
  • «Инновационные лингвистические разработки и технологии»;
  • «Теория русского текста»;
  • «Лингвистический анализ художественного текста»;
  • «Дипломное научное проектирование филологической работы»;
  • «Языковая личность автора текста»;
  • «Методика выполнения синтаксического разбора СПП в вузе и школе»;
  • «Системный подход к решению лингвистических задач»;
  • «Прагматический анализ текста»;
  • «Основы лингвоконцептологии»;
  • «Проблемы реализации языковой личности в художественном тексте»;
  • «Кубанские говоры во времени и пространстве»;
  • «Современные тенденции в словообразовании и морфологии»;
  • «Активные процессы в лексике и фразеологии современного русского языка» и др.

Обучение осуществляется на основе новых научных методов и технологий (теоретических, прикладных, творческих), способствующих опережающей интеллектуализации студентов.
Сотрудники кафедры активно участвуют в работе по повышению квалификации преподавателей русского языка Краснодарского края, организации и проведению Единого государственного экзамена.
Преподаватели кафедры организуют и проводят Краевые олимпиады по русскому языку, ведут занятия с лучшими учениками края по русскому языку и словесности.

Международное сотрудничество кафедры современного русского языка : Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского (г.Симферополь); Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова (г. Киев); Буковинская государственная финансовая академия (г. Черновцы); Луганский национальный университет им. Т. Шевченко (г. Луганск); Циндаоский университет науки и техники (Китай); Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (г. Минск); Институт языкознания Национальной Академии наук Беларуси (г. Минск); Белорусский национальный технический университет (г. Минск); Белорусский государственный университет (г. Минск). Кафедра современного русского языка сотрудничает также с ведущими вузами России (гг. Пермь, Ижевск, Ставрополь, Таганрог, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Великий Новгород, Псков, Новомосковск, Майкоп, Волгоград, Тамбов и др.), Институтом лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург), Центром дополнительного образования» (ЦДО) г. Краснодар, Центром дополнительного образования детей «Малая академия» г. Краснодар.

С 2007 г. один раз в два года кафедра современного русского языка организует Международную конференцию «Континуальность и дискретность в языке и речи».
Кафедра современного русского языка руководит СНО. Ежегодно подготовленные сотрудниками кафедры студенты и магистранты принимают активное участие в Неделе науки, успешно участвуют в научных и научно-методических конференциях разного уровня.

Среди выпускников, специализировавшихся по кафедре современного русского языка, немало людей, внесших значительный вклад в развитие системы образования Кубани. С.А. Тимощенко, выпускница 1994 г., стала в 2003 г. победителем городского конкурса «Учитель года – 2003», в 2006 г. выиграла грант «Лучший учитель России» в рамках национального проекта «Образование». В вузах Кубани работают кандидаты филологических наук З.А. Ветошкина, Т.Г. Никитченко, А.В. Милюк, Е.В. Карабут, В.А. Новосельцева и др.

НАШИ ГРАНТЫ

  • Современные кубанские говоры: фонетическая, лексическая, семантическая, концептуальная специфика
  • Организация и проведение Международной научной конференции «Континуальность и дискретность в языке и речи»
  • Организация и проведение Второй Международной научной конференции «Континуальность и дискретность в языке и речи»
  • Социально-территориальное варьирование современного русского языка на Кубани
  • Диалектная лексика Кубани во времени и пространстве (структурно-типологический и лингвогеографический аспекты)
  • Организация и проведение Всероссийской научной конференции с элементами школы для молодёжи
  • «Исследовательские парадигмы в современной лингвистике»
  • Организация и проведение Третьей Всероссийской научной конференции для молодых учёных «Исследовательские парадигмы в современной лингвистике»
  • Говоры вторичного образования: Диалектный ландшафт Кубанского Предгорья (лексика и фразеология)

Конференция "Континуальность и дискретность в языке и речи - 2007". Фотоматериалы.