Что такое погост? Значение слова "погост"

Такая трактовка имени Радегаста (в связи с Родом) довольно интересна, слышу об этом впервые. Но, боюсь, что это мнение основано скорее всего на домыслах. Как и описание внешности обсуждаемого западнославянского бога.

Давайте пойдем с самого начала – с первоисточников, упоминающих о Радегасте. Мне известны лишь три.

1. Упоминание в Хронике Титмара (бискупа мезербургского, годы жизни: 975-1018, он был современником существования Ретры) – бога Сварожича в месте, называемом Радагощем, культовом месте племени ретарей, входивших в военно-политический союз лужичан. Вот отрывок непосредственного описания (в польской редакции):

«W grodzie znajduje się tylko jedna świątynia, zbudowana misternie z drzewa i spoczywająca na fundamencie z rogów dzikich zwierząt. Jej ściany zewnętrzne zdobią różne wizerunki bogów i bogiń – jak można zauważyć, patrząc z bliska – w przedziwny rzeźbione sposób; wewnątrz zaś stoją bogowie zrobieni ludzką ręką, w straszliwych hełmach i pancerzach, każdy z wyrytym u spodu imieniem. Pierwszy pośród nich nazywa się Swarożyc i szczególnej doznaje czci u wszystkich pogan. Znajdują się tam również sztandary, których nigdzie stąd nie zabierają, chyba że są potrzebne na wyprawę wojenną, i wówczas niosą je piesi wojownicy.»

Kronika Thietmara // Tłumaczenie z łacińskiego, wstęp i przypisy Marian Zygmunt Jedlicki. Wyd. 2. – Kraków, 2002. – S. 130-132.

Говорится, что в святилище находятся боги в шлемах и панцирях. Первый среди них – Сварожич, особо почитаемый (заметьте, что про внешность его ничего особенного отдельно не упоминается). Больше по божеству ничего нет, кроме описания принятых обычаев и обрядов святыни.

2. Упоминание Адамом Бременским (жившим на полстолетия позже Титмара) святилища ретарей под названием Ретра с главным божеством Редигастом. Этот хронист практически дублирует сообщение Титмара с некоторыми разночтениями и измененными названиями, но ясно, что речь идет об одном и том же. Адам Бременский не упоминает уже о других богах, останавливаясь только на Редигасте. Он описывает его в виде позолоченной фигуры, возлежащей в пурпурном ложе.

3. Простое упоминание Гельмольдом в списке прочих божеств бодричан, куда, вероятно, перекочевал культ Радегаста после разгрома главного его святилища в Ретре в 1068 году.

Вот и все. Если вам известно о других первоисточниках – с удовольствием послушаю. Но эти претендуют на большую достоверность пересказа, так как самые ранние – относятся к 10-12 векам. Все эти свидетельства написаны христианскими немецкими авторами, которые, естественно, никогда не были на территории этих святилищ. Титмар, с большой вероятностью, основывается на показаниям очевидца этой святыни, так как его рассказ довольно подробен.

Нигде не говорится прямо о внешности Радегаста. Ни о его львиной голове, ни об утке над головой. Ладно, сообщение Титмара косвенно свидетельствует, что на нем могли быть доспехи, но это не доказывается а только допускается.

О военных функциях свидетельствуют лишь упоминания о том, что начало и конец военных кампаний ретарей не обходилось без посещения святилища и испрошения покровительства / принесении в жертву части военной добычи. А также в храме хранились военные хоругви.

У меня есть смутная догадка что на ваше описание Радегаста повлияло изображение одной из статеэток идолов, якобы относящихся к Ретре, а на самом деле найденных в конце 17-го века у Прилвица и выкупленных Андреасом Готлибом Машем. Последний опубликовал о них работу в 1771 году. На них, действительно, имеются рунические надписи «Ретра» и «Радигаст». Одна из статуэток представляет собой антропоморфное изображение с львиной головой, уткой на голове и посохом в руке (но одежды никакой нет), надпись на ней была расшифрована как «Белбог», а не Радегаст. Но следует учитывать, что подавляющим большинством исследователей эти находки признаны подделками. И предъявлять это в качестве аргументов глупо. Сначала нужно доказать их происхождение.

А о связи Радегаста с Родом, думается, разговор получится безосновательным. Так как первый – божество западных славян, а второй известен только у восточных. Тем более, что связь Радегаста со Сварогом-Сварожичем имеет более веские основания.

Да, я имел ввиду прильвичские фигурки. Да, современная официальная (по-моему официозная) наука считает что это подделки. Ну и что? Для меня ее аргументы о том что это подделка являются неубедительными. Также как я считаю что славяне имели свою письменность, а не были безграмотными дикарями.

А Вы знаете, что некоторые "ученые" считают что вообще никакой Ретры не было, т. к. археологи вроде ничего не нашли? И что дальше?

По крайней мере есть ученые которые считают статуэтки подлинными, а раньше большинство даже особо не сомневалось в их "законном" происхождении. В общем ладно, если считаете их подделками, пожалуйста, Ваше право. Не будем о них (скажу только что фигурок с головой льва по крайней мере несколько, а не одна, но это по ходу для Вас не важно ввиду вышеозначенного).

Ну что у нас остается тогда? Ну хоть тот же Дитмар. Как не крути, а Радегаст - бог все-таки с военными функциями. Военная одежда, обращение к нему за помощью перед военными походами и благодарность после них. Хоть что-то.

Вот Ломоносов еще вроде до Маша пишет в своей "Истории" что Радегаст держал на груди щит с изображенною воловою головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами . Но это уже конечно гораздо позже существования самого храма.

Насчет Сварожича - это же нечто вроде отчества все-таки, т. е. он сын Сварога (а не дух), но это еще не значит что он несет функции отца. Совершенно не значит. Поэтому совершенно тогда становится непонятно что за бога так почитали. Грустно...

По поводу «гостя» и покойников. С миром покойников у славян и индоевропейских народов связаны слова с корнем «нав», «на» (отсылаю к третьему тому Афанасьева «Поэтических воззрений славян на природу», стр. 235-236). Нигде исследователями не была прослежена связь с корнем «г*ст». Единственное, что у вас имеется – это вторая часть немецкого слова «полтергейст», обозначающая «духа», но никак не покойника. А наименование кладбища «погостом» объясняется без всякой мистической подоплеки.

Про навок и пр. конечно знаю, но простите, я Вам привожу данные из жизни, те остатки, которые дошли до нас через века, Вы упорно не хотите их замечать почему-то. Ужели самому нельзя подумать что да как или все будем искать первоисточники некие, а при их отсутствии горестно разводить руками?

Насчет кладбища то же. Ок, объясните безо всякой мистической подоплеки почему наименование погост закрепилось именно за кладбищем? Я все-таки не понимаю.

Это слово сегодня имеет для нас лишь одно значение - кладбище, в особенности сельское. Так сказать, последний приют, последнее пристанище человека, последнее место, где он "гостит". А поскольку кладбища устраивались при церквах, в освящённой земле, погостом могли назвать и отдельно стоящую церковь с домами священнослужителей и кладбищем.

Между тем такой "церковно-кладбищенский" оттенок это слово имело далеко не всегда. Учёные пишут: оно появилось под влиянием "языкового табу" - запрета, издревле накладывавшегося на различные "опасные" и "плохие" слова: люди не произносили их прямо, боясь привлечь внимание злых сил и предпочитая выражаться иносказательно. Например, опасного зверя - медведя - старались называть "косолапым" или как-то ещё. А ведь и само слово "медведь" - "медоед", "поедатель мёда" - когда-то возникло как табуистическая замена более древнего имени, ставшего запретным и со временем благополучно забытого.

Вот и о смерти, о кладбище, о покойных говорили большей частью обиняками. Вместо "умер" - "ушёл" (соседи славян, карелы, так и выражались: "ушёл из рода совсем"), вместо "кладбище" - "погост", то есть "место, где останавливаются погостить"…

…Древнеславянские князья каждый год объезжали подвластные территории, останавливаясь в заранее условленных местах. Конечно, это были не простые поляны в лесу, а крупные селения, местные племенные центры. Туда к приезду князя свозили установленную дань, туда приходили люди искать княжеского правосудия и защиты, а беспокойная молодёжь - проситься в дружину. В таких местах обычно ставились укреплённые дворы и жили доверенные лица князя, решавшие в его отсутствие все вопросы… Эти-то населённые пункты и тяготевшие к ним области и называли на Руси "погостами". Здесь останавливались, гостили князья, и не только князья - все, кто по какой-то причине посещал племенную "столицу".

Об этом ещё помнили в ХIХ веке в Оренбургской губернии: там называли "погостом" постоялый двор на отшибе…

Статья взята из книги М.Семёновой "Мы - славяне!" и опубликована в блоге "Русская жизнь. С мира по нитке...."

Чем погост от кладбища отличается?или что означает слово погост?

  1. то чуство когда "оракулы" пишут очередную хуету ради галочки
  2. ;Кижский погост.

    Пого#769;ст административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница) .

    В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населнных пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях) , а также и населнные пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населнных пунктов и мест. Также центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества племени. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г. , когда было отменено.

    Начиная с XVIII века, слово используется в значении сельское кладбище.

    ПОГОСТ - м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле ЦЕРКОВЬ, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говор. лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: звону много, а хлеба нет. кладбище с церковью вообще; яросл. орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви; оренб. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений.

  3. Последнее значение слова "погост" - сельское кладбище.
  4. не уверена, но кажется погост-это кладбище при церкви
  5. * Погост - сельское кладбище (в старину рядом с церковью).

Владимир Даль, объясняя значение слова " погост" , привел следующий пример: " мертвых к погосту не носят" . Будучи автором словаря великорусского, а главное, живого языка, он включил в свое многотомный труд выражения и крылатые фразы, услышанные им от простых людей. Современный человек во фразе, приведенной выше, обнаружит некое смысловое несоответствие. В действительности же всё верно. Что такое погост? Это слово, образованное от существительного " гость" . Следовательно, погост — это место, где можно гостить. Живым, но не мертвым .

История

Что такое погост? Это установленного княгиней Ольгой. Киевская Русь была разделена на участки. Жители каждого из них платили дань. Это мероприятие было далеко не безопасным. Достаточно вспомнить судьбу мужа той же Ольги. Но князья, несмотря ни на что, продолжали регулярно объезжать Русь и собирать налоги. Что такое то самое место, где они останавливались вместе со своей дружиной во время сбора дани. Правда, тогда оно называлось несколько иначе. А именно "погостьем".

О том, что такое погост, точнее, что это слово означало в Киевской Руси, мы выяснили. Но почему сегодня его воспринимают чаще как синоним к слову "кладбище"?

Село, церковь, кладбище

Что такое погост? Сперва под этим словом понимали остановку князей. Затем административно-территориальную единицу. Еще позже — населенный пункт, который являлся центром более мелких поселений. На время забудем о том, что такое погост для современного человека, и поставим себя на место жителя одной из деревни Древней Руси.

После принятия христианства в каждом селе была церковь. Не сразу, конечно, но со временем небольшие храмы открылись повсюду. Кладбища той эпохи имели мало общего с современными. Захоронения производились только на территории церкви. Таким образом, центром каждого населенного пункта являлась церковь, а ее неотъемлемой частью было кладбище. Возможно, это и есть ответ на вопрос о том, что такое погост.

Определений у этого слова несколько, но в качестве обозначения населенного пункта оно не используется уже более двух веков. По крайней мере, в разговорной речи.

Архаизм

Слово "погост" в значении "кладбище" человек может употребить в повседневной жизни, дабы украсить свою речь архаичным, нетипичным для современного языка существительным. В некоторых ситуациях это, возможно, будет звучать нелепо. Но если он скажет "На погосте я бывать не люблю, потому как там мрачно и грустно", выражая свою нелюбовь к посещению кладбища, его, по крайней мере, поймут. А вот заявление "Я проживаю на небольшом погосте" может вызвать недоумение, и даже испугать собеседника. Если он, конечно, не историк и не филолог.

Семантическая трансформация

Как так случилось, что слово, ранее обозначающие населенный пункт, то есть ассоциирующееся с жизнью, со временем приобрело кладбищенское значение? Существительные и глаголы нередко меняют смысловую основу, но не столь кардинально. Исследователи полагают, что такая семантическая трансформация произошла в результате языковых табу.

Жители Древней Руси к слову относились весьма трепетно. Так, они полагали, что существительных, обозначающих неприятные, нежелательные явления, нужно избегать. Для обитателей небольшого села, расположенного вблизи лесного массива, встреча с медведем не была большой редкостью. Но от того она не становилась более приятной. Люди предпочитали не употреблять всуе название грозного животного, дабы не накликать беду. Они предпочитали выражаться иносказательно: "Как бы косолапого не встретить в лесу".

Что уж говорить о словах, имеющих прямое отношение к смерти? "Кладбище" постепенно стали заменять "погостом". Когда человек умирал, говорили "ушёл" или "преставился". В своей любви к иносказаниям люди и не заметили, как отдельные слова утратили свое былое значение. В 18-м веке под погостом уже понимали только одно — сельское кладбище.

Но, например, в Оренбургской губернии устаревшее значение существовало еще и в XIX столетии. Здесь под погостом понимали расположенный на окраине села.

В словаре Ушакова

Еще один автор великого русского языка утверждал, что погост - или деревня, расположенная на севере. У Ушакова, так же как и у Даля, сказано, что под этим словом следует понимать не только кладбище, но и всю территорию, на которой расположена церковь. Погост в качестве места вечного упокоения настолько прижился в русской речи, что появились устойчивые выражения. Например, "снести на погост", что значит "похоронить".

Многие слова, сегодня являющиеся частью литературного языка, впервые возникли в устном народном творчестве. А иногда авторы незатейливых песен и частушек придавали уже существующим словам иное значение. Такие слова, как погост, лепота, молвить, поелику, перст, включать в активный словарный запас не стоит. Но знать их значение нужно. В завершение стоит привести в качестве примера строку из песни, написанной всего несколько десятилетий назад. В ней присутствует слово, значение и происхождение которого рассмотрены в этой статье. "Краток путь от весны до погоста", что значит "жизнь человека коротка".

Погост – место, куда приходят погостить, навестить Предков (т.е. не «кладбище» — место, где кого-то кладут, а погост — это название наше родное). Погост располагался рядом со , градами в западной стороне, и, как правило, был отделён водной преградой (протока, река), если водоёма не было, прокапывали небольшой канальчик, запруду, и наполняли водой, чтобы создать образ реки, разделяющей два Мира – Мир живых и Мир мёртвых. Через водоём делали мостки, а если брать на основе (это и в других местах очень часто делали, где река была широкая) — под рекой делались подземные ходы, потому что когда идёт шуга (снежная каша по воде), на лодках, тем более с покойником, переправляться трудно, а подземным ходом спокойно прошли и совершили обряд. Расстояние от водоёма до погоста должно быть не менее 10 .

Структурная схема построения погоста

Крода () устанавливалась в северной части погоста. Если умерла женщина, на кроду помещалось ложе, а если воин, ему могли и ладью сделать. Расстояние от кроды до жертвенника или места тризны должно быть не меньше 7 саженей (14 метров).

Куммир Рода ставили в юго-западной части погоста. Высота должна быть не ниже 2 саженей (4 метра). Перед Куммиром с восточной стороны – огневище. Расстояние от Куммира до огневища = 1 столбец.

Жертвенник был с северной стороны от Куммира. Расстояние между Жертвенником и Куммиром с огневищем = 2,5 сажени.

Место для тризны (т.е. место для проведения поминального обряда) занимало восточную сторону погоста.

Ристалище – на юго-востоке погоста. Здесь происходили как бы поединки, сражения, если прощались с воином, т.е. показывали Богам и Предкам его заслуги перед Родом, битвы в которых он участвовал.

Долина Предков , т.е. курганы, находились за жертвенником и Куммиром, на запад. Расстояние между курганами должно быть не менее 3 саженей. И заметьте, курганы ставились в шахматном порядке, чтобы Ярило-Солнце освещало все курганы, и один курган не бросал тень на другого.
* Раньше тень ещё имела понятие, как Душа, т.е. Душа человека, Душа строения, Душа кургана. У некоторых народов это доходило до того, что допустим в среднеазиатских странах (Халифат и пр.) правители могли казнить, если кто-то наступит на их тень. Т.е. вспомните выражение: «Залезли в Душу и вытерли ноги».

Курган

После кродирования (кремации) прах складывали в кувшин или урну, кои носили название «домовина » или говорили просто «дом». Их делали из глины и обжигали, т.е. амфоры, кувшины. В центре будущего кургана устанавливался столб, на его вершине закрепляли площадку с четырьмя столбами, между которыми устанавливалась домовина, и сверху на столбы устанавливали крышку. Высота этой конструкции была 1 аршин. Возле основного столба складывали различную утварь, затем всё накрывали платом, и руками засыпали землёй. Если умирал большой родовитый, высота столба могла достигать 1 сажень, а если родичей мало, высота столба меньше.

Сейчас делают примерно тоже самое (см. рисунок слева) — после кремации, выкапывают в земле квадратное углубление со стороной в 1 меру, глубиной 1,5 меры , ставят столб и площадку с домовиной. Но поскольку родственников в наши дни мало, поэтому просто засыпают с небольшим курганом, и в западной части ставится памятный камень, на нём у женщин изображают Крест , а у мужчин или ничего (потому что если сейчас на руской земле изображать, то невежи вой поднимут: «свастика на кладбище»), или изображают стилизованные кресты, т.е. маскируют, чтобы солярники лишнего внимания не привлекали (см. примеры в уроке 13, курс 1). Расстояние между курганами также меньше (проход есть и всё), т.е. экономят, раньше-то земли больше было.