Положение об итоговой аттестации выпускников школы. Школьные

Положение

об итоговой аттестации обучающихся

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Итоговая аттестация является средством диагностики успешности освоения учащимися программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Положением об итоговой аттестации выпускников 9 и 11-х классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Уставом школы.

1.3. Положение об итоговой аттестации учащихся утверждается Педагогическим советом школы.

1.4. Целью итоговой аттестации является:

· контроль за выполнением Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О правах ребенка»;

· установление фактического уровня знаний, умений и навыков выпускников 9, 11-х классов;

· сравнение этого уровня с требованиями образовательных Госстандартов;

· контроль за обеспечением повышенного уровня образования в профильных классах в соответствии с нормативными актами, регламентирующими их работу.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

2.1.Итоговая аттестация выпускников 9-х классах проводится в новой форме (по русскому языку, математике и физике) и традиционных экзаменов по предметампо выборуиз числа предметов изучавшихся в IX классе. В сроки, установленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

В 11 классах в форме ЕГЭ в сроки, установленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

2.2. Итоговая аттестация выпускников 9 класса предусматривает проведение не менее четырех экзаменов, два из которых (обязательные по русскому языку и математике) устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а остальные два выбираются выпускниками общеобразовательных классов из перечня предметов установленного управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи.

2.3. Экзаменационный материал для проведения экзаменов по выбору составляются учителями с учетом примерных вопросов для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов, разработанных Министерством образования Российской Федерации и содержания учебных программ, рассматривается на заседаниях предметных кафедрах и сдается для утверждения директору школынeпозднее чем за 2 недели до начала итоговой аттестации.

2.4.Итоговая аттестация учащихся 9, 11-х классов проводится по утвержденному директором школы расписанию, составленному на основе расписания, утвержденного Рособрнадзором,которое не позднее, чем за две недели доэкзаменационного периода доводится до сведения учителей, учащихся и их родителей (или лиц, их заменяющих).

2.7. Для проведения итоговой аттестации учащихся приказом директора ежегодно создается экзаменационная комиссия в составе:

· председателя комиссии, которым может быть директор школы, его заместитель поучебной работе или учитель по представлению директора. Ответветственность за организацию и проведение итоговой аттестации по предмету возлагается на председателя экзаменационной комиссии;

· учителя, преподающего в данном классе;

· одного, двух ассистентов (ассистента из числа учителей тогоже цикла предметов).

Обязанности председателя экзаменационной комиссии:

· за час до начала экзамена проверить наличие экзаменационного материала (списки групп, билеты, номера к билетам, протокол, бумагу, классный журнал);

· проверить готовность помещения к проведению экзамена;

· за 15 минут до начала экзамена проверить явку всех членов комиссии и напомнить всем членам комиссии порядок проведения экзамена, требования к выставлению оценок, права и обязанности членов комиссии;

· распределить обязанности между членами комиссии, установить перерыв длячленов комиссии, предоставлять слово для задания учащимся вопросов;

· контролировать правильность ведения протокола экзамена, объективность выставления оценок, выполнение инструкции об экзаменах;

· после проведения экзамена и обсуждения оценок объявить их учащимся и сдатьвсе материалы по проведенному экзамену в учебную часть:

· протокол экзамена за подписью всех членов экзаменационной комиссии;

· экзаменационный материал по предмету;

· черновики и чистовики ответов учащихся.

Обязанности экзаменующего учителя:

· приходит в школу за 30 минут до начала экзамена, раскладывает бумагу иэкзаменационные билеты. На письменном экзамене пишет задание на доске;

· проверяет явку учащихся на экзамен, в случае неявки учащихся - через дежурного учителя выясняет причину отсутствия ученика;

· участвует в опросе учащихся и выставлении экзаменационной оценки;

· выставляет экзаменационные и итоговые оценки в классные журналы.

Обязанности учителя-ассистента:

· приходит в школу за 30 минут до начала экзамена, раскладывает билеты, бумагу. На письменном экзамене - пишет задание;

· заполняет протокол;

· следит за соблюдением дисциплины во время проведения экзаменов;

· участвует в опросе учащихся и выставлении экзаменационной оценки;

· отвечает за чистоту кабинета при подготовке, во время проведенияи по окончании экзамена.

2.8. К итоговой аттестации допускаются учащиеся 9 и 11-х классов, освоившие общеобразовательную программу не ниже уровня требований образовательных Госстандартов, а также учащиеся 9-х классов, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету с обязательной сдачей экзамена по этому предмету. Допуск к итоговой аттестации учащихся оформляется протоколом Педсовета, на основании которого издается приказ по школе.

2.9. Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, представляется возможность сдать пропущенные экзамены по выздоровлении, в резервные дни установленные Рособрнадзором.

2.10.Начало экзаменов в 10.00 по местному времени

2.11. Пакеты с экзаменационными материалами вскрываются председателем экзаменационной комиссии:

· непосредственно перед началом экзаменав 9 классев присутствии членов экзаменационной комиссии.

2.12. Результаты итоговой аттестации учащихся 9-х классов оцениваются количественно по пятибалльной системе в соответствии с действующими нормами оценки знаний, умений и навыков, 11-х классов – по 100-балльной шкале. Отметки экзаменационной комиссии на устном экзамене в 9 классе выставляются в протоколе экзамена:

· устного - в день его проведения;

· письменного - до начала следующего экзамена.

· Итоговая отметка в 9 классе по предмету определяется как среднее арифметическое годовой и экзаменационной, выставленная целым числом по правилам математического округления.

· Итоговая отметка по предмету в 11 классе - как среднее арифметическое годовых за 10, 11 классы, выставленная целым числом по правилам математического округления.

2.13. Выпускники 9-х классов, получившие на итоговой аттестации не более двух неудовлетворительных отметок, допускаются к повторной аттестации по этим предметам. В 11-м классе к повторной пересдачедопускаются учащиеся не преодолевшие минимальный порог по одному из обязательных предметов (русскому языку или математике).

2.14. Повторная аттестация проводится в сроки, рекомендованныеФедеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

2.15. По результатам проведения итоговой аттестации председатель экзаменационной комиссии не более чем через 2 недели после ее окончания представляют аналитическую справку, с которой знакомит членов педагогического коллектива на заседании заключительного Педсовета по итоговой аттестации.

2.16. Аналитическая справка по итогам и решение заключительного Педсовета служат основанием для рекомендаций учителям, зам. директора по учебно-воспитательной работе по совершенствованию учебно-воспитательного провеса, методики преподавания, организации контроля знаний учащихся в новом учебном году.

2.16. Учащиеся 9, 11-х классов, их родители (лица, их заменяющие) должны быть обязательно ознакомлены с данным Положением заместителем директора по учебно-воспитательной работе не менее чем за месяц до начала итоговой аттестации.

3. ПОРЯДОК ВЫПУСКА ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Итоговая аттестация завершается выдачей документа государственного образца о соответствующем уровне образования:

· выпускникам 9 класса - аттестат об основном общем образовании;

· выпускникам 11 класса - аттестат о среднем общем образовали.

Выпуск учащихся 9, 11-х классов рассматривается на педагогическом совете и оформляется приказом по школе, на основании которого издается приказ по школе.

3.2. В аттестат об основном общем образовании выставляются итоговые отметки по всем предметам, которые изучались в 9 классе. В аттестат о среднем (полном) общем образовании выставляются итоговые отметки по предметам, которые изучались в 10-11-х классах.

3.3. Выпускникам, изучавшим факультативные курсы, указанные в учебном плане, в документе об образовании делается соответствующая запись.

3.4. В документе об образовании отметка по каждому предмету проставляется цифрами и в скобках словами: 5 - (отлично), 4 - (хорошо), 3- (удовлетворительно).

3.5. Документы об образовании заполняются в программе «Аттестат школы», подписываются директором школы.

· В документе об образовании указывается наименование общеобразовательного учреждения в точном соответствии с его Уставом, его номер и местонахождениее.

· Документ заверяется печатью школы. Оттиск печати должен быть ясным, четким, легко читаемым.

· Подчистки, исправления, приписки, зачеркнутые слова и незаполненные строки в документах об образовании не допускаются.

3.6. Учащиеся 9-х классов, не прошедшие повторную итоговую аттестацию, по усмотрению родителей (или лиц, их заменяющих) оставляются на повторное обучение.

3.7. Учащимся 11-х классов, не прошедшим повторную аттестацию хотя бы по одному предмету, выдается справка установленного образца. В справке указываются годовые и экзаменационные отметки (в том числе и неудовлетворительные) по всем предметам, изучавшимся в 10, 11-х классах.

3.8.Лицам, указанным в п.п. 3.6, 3.7 настоящего Положения, предоставляется право через год пройти итоговую аттестацию в форме экстерната, при этом не проходившие итоговую аттестацию сдают экзамены по тем предметам, по которым в справке выставлены неудовлетворительные отметки

3.9. Документы об образовании выпускники получают в школе на торжественном мероприятии, посвященном выпуску учащихся из школы.

4. НАГРАЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. 3а особые успехи в учении выпускники 11 классов могут награждаться золотой,серебряной медалью, похвальной грамотой.

4.2. Выпускнику 9 класса, имеющему годовые и итоговые отметки «5» по предметам, выдается аттестат об основном общем образовании с отличием. Награждение выпускников 11-х классов золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» и похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» осуществляется в соответствии с Положением о золотой и серебряной медалях и похвальной грамоте, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

4.3.Решение о награждении выпускников золотой, серебряной медалями и похвальной грамотой принимаются Педагогическим советом школы.

5. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

5.1.Положение об итоговой аттестации может быть изменено и дополнено в соответствиис вновь изданными нормативными актами муниципальных, региональных, федеральных органов управления образования.

5.2.Учащиеся 9, 11-х классов, их родители (лица, их заменяющие) должны своевременно (не менее чем за 2 недели до начала итоговой аттестации) ознакомлены со всеми изменениями и дополнениями, внесенными в данное положение.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и проведении промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся

1. Общие положения

1.1. Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Детско – юношеский центр»
(далее ДЮЦ) разработано на основании ФЗ «Об образовании в РФ», Типового положения об учреждении дополнительного образования детей, Устава ДЮЦ.

1.2. Данное положение устанавливает порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в соответствии с требованиями образовательных программ дополнительного образования к оценке их знаний, умений и навыков.

1.3. Промежуточная и итоговая аттестация строятся на принципах научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся в соответствии со спецификой деятельности объединений и периода обучения; необходимости, обязательности и открытости проведения.

1.4. Промежуточная аттестация – это оценка качества обученности учащихся по образовательной программе по итогам I и II полугодия.

1.5. Итоговая аттестация – это оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе.

2. Цель и задачи промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

2.1. Цель промежуточной и итоговой аттестации: определение качества обученности учащихся по образовательным программам.

2.2. Задачи промежуточной и итоговой аттестации:
- определение уровня теоретической подготовки обучающихся по образовательной программе;
- выявление степени сформированности практических умений и навыков обучающихся;
- соответствие прогнозируемых и реальных результатов качества обученности учащихся по образовательным программам;
- внесение необходимых коррективов в методику обучения по образовательной программе.

3.Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации.

3.1 В зависимости от специфики деятельности объединения, вида аттестации формы проведения могут быть следующие: итоговое занятие, зачет, экзамен, тестирование, отчетный концерт, персональная выставка работ, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, конференция, тематические чтения, конкурс, собеседование, защита докладов и рефератов.

3.2. Содержание проведения итоговой и промежуточной аттестации определяется направленностью объединения, на основании содержания образовательной программы, в соответствии ее прогнозируемыми результатами и рассматривается на заседании Методического совета.

4. Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

4.1. Не менее чем за месяц до начала аттестации издается приказ о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

4.2. Не менее чем за две недели до проведения промежуточной аттестации и не менее чем за месяц до проведения итоговой аттестации обучающихся директор ДЮЦ утверждает график проведения аттестации, составленный заместителем директора по УВР на основании графика педагогов дополнительного образования.

4.3.Педагог представляет Методическому совету на рассмотрение аттестационные материалы не менее чем за Методическим советом ДЮЦ не менее чем за две недели до начала ее проведения.

4.4. Промежуточная аттестация проводится педагогом согласно утвержденному графику проведения аттестации.

4.5. Для проведения итоговой аттестации обучающихся приказом директора ДЮЦ утверждается комиссия (не менее 3 человек), в состав которой входят представители администрации ДЮЦ, педагоги дополнительного образования.

4.6.В год окончания реализации образовательной программы промежуточная аттестация проводится только по итогам 1 полугодия.

4.7. Итоговая аттестация обучающихся проводится по завершении реализации образовательных программ согласно утвержденному графику проведения аттестации.

4.8. Во время проведения промежуточной и итоговой аттестации могут присутствовать родители (законные представители).

5. Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации.

5.1. Для определения качества обученности учащихся по образовательным программам используется уровневая оценка.

Минимальный уровень:
учащийся:

Овладел менее 1/2 объема знаний, предусмотренных программой;
- избегает употреблять специальные термины;
- овладел менее 1/2 предусмотренных умений и навыков;
- в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания;
- испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в помощи и контроле;
- овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности.

Средний уровень:
- объем усвоенных учащимся знаний составляет более ½;
- учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой;
- объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;
- работает с оборудованием с помощью педагога;
- выполняет в основном задания на основе образца;
- работает с литературой с помощью педагога или родителей;
- объем усвоенных навыков соблюдения правил безопасности более ½.

Максимальный уровень
учащийся:

Освоил весь объем знаний;
- специальные термины употребляет осознанно;
- овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период;
- работает с оборудованием самостоятельно;
- выполняет практические задания с элементами творчества;
- работает с литературой самостоятельно, не испытывает трудностей;
- освоен практически весь объем навыков соблюдения правил безопасности;
- способен создать самостоятельно индивидуальный продукт творчества;
- способен оказывать консультационную и практическую помощь обучающимся, испытывающим затруднения в выполнении практических заданий.

5.2. На итоговой аттестации учитываются достижения обучающихся в течение всего срока реализации образовательной программы.

5.3. Результатом промежуточной и итоговой аттестации являются уровни обученности учащихся, которые фиксируются в «Протоколе итоговой (промежуточной) аттестации обучающихся» и заносятся в журнал учета работы объединения. (Приложение №1,2,3)

5.4. Анализ результатов аттестации осуществляется аттестационной комиссией. Заместитель по УВР оформляет аналитическую справку и представляет ее для обсуждения Педагогическому совету ДЮЦ.

5.6. Результаты участия учащихся в городских, зональных, краевых мероприятиях засчитываются как итоговая/ промежуточная аттестация.

5.7. Документация промежуточной и итоговой аттестации хранится в архиве учреждения в течение 2 лет.

6. Заключительные положения

6.1. Положение об организации и проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Детско – юношеский центр»
(или изменения и дополнения к нему) обсуждается, согласовывается Педагогическим советом ДЮЦ, и утверждается на заседании Методического совета.

6.2. Данное Положение (или изменения и дополнения к нему) действует до обсуждения нового на заседании Педагогического совета и утверждения протоколом Методического совета.

Составила методист МБУ ДО ДЮЦ Е.В. Евдокимова

12.Положение

2.5.2. Форма проведения устного экзамена по выбору учащегося избирается учителем по согласованию с выпускником, защищается на заседании методического совета школы, утверждается педагогическим советом школы.

2.5.3. Устные экзамены могут проводиться в форме: ответы по билетам, защита реферата или проекта, собеседование, тестирование.

2.5.4. Собеседование как форма устного экзамена может проводится с выпускниками, для которых организован щадящий режим.

2.5.5. Защита реферата или проекта предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендации учителя – предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение вывода по теме реферата.

2.5.6. Тестирование проводится только после экспертной оценки экзаменационных тестов методическим советом школы.

2.4.7. Допуск учащихся к итоговой аттестации, сроки ее проведения, награждение учащихся проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Россий­ской Федерации, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Комитета образования Ленинградской области

3. Критерии и нормы оценочной деятельности.
3.1. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка "1":
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

3.2. Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой , учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

3.3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

3.4. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.
Оценка "5 " ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Примечание.
1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

3.4. Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5 " ставится, если ученик:
2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не владеет умением проводить наблюдение.
Примечание.
Оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

3.5. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
2) незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение , трудовое обучение, ОБЖ);
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) неумение делать выводы и обобщения;
6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование , провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
9) нарушение техники безопасности;
10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести :
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:
1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
2) ошибки в вычислениях (арифметические - кроме математики);
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4) орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

4. Правила выставления оценок при аттестации.
4.1. Текущая аттестация : выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимом учителем.
4.2. Тематическая аттестация : оценка по теме не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку обучающегося по всем показателям его деятельности ко времени выведения этой оценки. Определяющее значение имеет оценка усвоения программного материала обучающимся при его комплексной проверке в конце изучения темы. Если проверка осуществлялась каких-либо отдельных направлений видов деятельности (например: умений решать задачи, выполнять чертежи, знаний материала и др.), то в этом случае важную роль имеют и оценки, полученные обучающимся при изучении темы за другие виды деятельности (для того чтобы стимулировать серьезное отношение к занятиям).
4.3. Оценка при промежуточной (четвертной, полугодовой) аттестация. Эта оценка так же не может быть средним арифметическим оценок тематических аттестаций. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика. Выставляется на основании оценок, полученных обучающимся при тематической аттестации и оценки за четвертную (полугодовую) проверку усвоения нескольких тем (если такая проверка проводится). Определяющее значение в этом случае имеют оценки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось учебной программой больше времени. Эта оценка не может быть, как правило, положительной, если имеется даже одна отрицательная оценка при тематической аттестации. В этом случае обучаемый должен в обязательном порядке доказать наличие минимальных знаний, умений и навыков по данной теме путём сдачи по ней зачёта. Учитель вправе поставить положительную оценку по теме, за которую у обучаемого была неудовлетворительная оценка, если обучаемый при выполнении итоговой работы за четверть (полугодие) выполнил задание(я) по данной теме, включённое(ые) в работу.

4.4. Оценка при промежуточной годовой аттестации . Определяется из фактических знаний и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления. Определяющими в этом случае являются четвертные (полугодовые) оценки и оценка за экзамен, зачёт и др. по проверке знаний, умений и навыков обучающегося за год (если таковые проводились). Если обучающийся в конце четверти (полугодия), года по результатам проверки по всем темам показал хорошие знания всего материала и сформированность умений, то ранее полученные оценки не должны особо влиять на четвертную (полугодовую), годовую, так как к этому времени его знания изменились. Если по результатам проверки обучающийся показывает знания и умения соответствующие минимальным требованиям, то ему не может быть выставлена хорошая оценка за тему, четверть (полугодие), год, несмотря на хорошие и отличные оценки, так как они могли быть получены за ответ на уровне воспроизведения. Такое оценивание знаний стимулирует обучающихся в учебе, особенно при повторении и обобщении, когда выделяется самое главное в теме (разделе, за четверть, полугодие, год) и формируются умения применять знания в новой ситуации, творчески.
4.5. Оценка при завершающей аттестации . Данная оценка выставляется после окончания изучения предмета (дисциплины). Она может совпадать с оценкой четвертной, полугодовой, годовой, если данный предмет (дисциплина) изучались в течение соответствующего учебного периода. Если предмет (дисциплина) изучались в течение двух и более учебных лет, то оценка при завершающей аттестации выставляется с учётом всех годовых и экзаменационной (зачётной) по всему курсу (при проведении экзамена, зачёта). И в этом случае учитывается, прежде всего, (по критериям указанным выше) фактическое знание материала и сформированность умений на момент выставления оценки.
4.6. Оценка при итоговой аттестации. Совпадает с оценкой завершающей аттестации, если итоговая аттестация не проводится государственной аттестационной службой. Оценка, выставляемая в аттестат, определяется с учётом оценки итоговой аттестации и завершающей на основании решения экзаменационной комиссии. Критерии и нормы оценок при итоговой аттестации определяются нормативными документами или экзаменационной комиссией.

4.7. В случае несогласия обучающего с оценкой выставленной учителем по итогам всех видов аттестации обучающийся имеет право подать в установленном порядке апелляцию и пройти аттестацию в виде сдачи экзамена (зачёта) комиссии или пересмотра членами комиссии письменной экзаменационной работы.

5. Порядок перевода обучающихся в следующий класс по итогам учебного года

5.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме об­разовательные программы, переводятся в следующий класс.

5.2. В порядке исключения, обучающиеся на ступе­нях начального общего и основного общего образова­ния, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, могут быть переве­дены в следующий класс условно.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение первой четверти следующего учебного года, Об­разовательное учреждение обязано создать условия обу­чающимся для ликвидации этой задолженности и обеспе­чить контроль за своевременностью её ликвидации.

Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение первой четверти следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

5.3. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения, в вечернюю (сменную) школу или продолжают обучение в форме семейного образования или экстерната.

5.4. Перевод обучающихся в следующий класс, а также с образовательной программы предыдущего уров­ня на следующий уровень общего образования произ­водится по решению органа самоуправления Образо­вательного учреждения. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не до­пускаются к обучению на следующей ступени общего об­разования в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона РФ «Об об­разовании».