Траектория развития. «Моя траектория развития. Теория затрат. Бухгалтерские и экономические затраты. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки производства

Если бы в мире существовали институты, где трансакционные издержки равны нулю, то предшествующее экономическое развитие не имело бы никакого значения. Изменения в относительных ценах или в предпочтениях немедленно влекли бы за собой соответствующую перестройку институтов. Однако в реальности, где трансакционные издержки не равны нулю, очень важен процесс, в ходе которого возникли современные институты, ведь этот процесс ограничивает выбор в будущем. Именно он определяет расходящиеся направления развития общества, политических систем и экономик.

Зависимость от предшествующей траектории развития является феноменом, объясняющим, почему настоящие акты выбора агентов могутзависеть от актов выбора, сделанных ранее (случайных, незначительных исторических событий и т. д.). Для анализа в рамках данной концепции важна сама последовательность исторических событий и те институциональные рамки, в которых предыдущие акты выбора и, соответственно, отбора производились. Чем дальше развивается система, в случаях, когда наблюдается феномен «path dependence» (а он, конечно, существует не всегда), тем сильнее прошлые акты выбора влияют на настоящие.

Первым, кто привлек внимание ученых, занимающихся экономической историей, к проблеме зависимости от пути развития, был Поль Дэвид, написавший небольшую статью под названием «Клио и экономическая теория QWERTY». Он попытался объяснить, как возник и был закреплен необычный стандарт расположения клавиш на пишущей машинке, какой набор случайных обстоятельств придал устойчивость этому стандарту, вопреки многим более удобным решениям. П. Дэвид на примере раскладки показал, что исторические и институциональные факторы могут обусловить эволюционный рыночный отбор неэффективных технологий в ситуациях, когда рынку доступны более выгодные альтернативы. В дальнейшем эту идею в более строгой математической форме развил Б. Артур. В его работах рассматриваются факторы неэргодичности в развитии экономических систем, возрастающей отдачи от институтов и технологий, влияние эффекта блокировки на отбор сравнительно неэффективных институтов и технологий. Б. Артур доказал тезис о том, что история становится важной в той степени, в которой технологическое развитие экономики зависит от незначительных событий, что делает невозможным прогнозирование рынка с достаточной степенью уверенности. Такая позиция показывает, что предсказуемость экономического будущего может иметь как теоретические, так и практические пределы.

Что такое зависимость от траектории развития применительно к экономическим институтам общества? Применительно к обществу это понятие означает, что общество и экономика воспроизводят социальные и культурные институты прошлого, постепенно внося в них изменения. В наиболее простом виде эту зависимость от траектории развития можно представить следующим образом. Мы имеем первоначальный набор институтов, который создает, например, отрицательные стимулы к производственной деятельности. В этой институциональной среде создаются организации и группы, которые получают выгоду в рамках действующих правил. Возникает идеология, которая не только оправдывает существующую структуру общества, но и объясняет слабое функционирование экономики. Результатом будет политика, усиливающая существующие институты и организации, а также действующие в этой системе стимулы.


В литературе выделяется несколько форм зависимости от траектории развития.

1 Слабая форма, или зависимость от пути развития первой степени. Она имеет место тогда, когда один институциональный (или технологический) результат был бы не хуже альтернативного. В прошлом общество осуществило выбор между двумя институтами, и этот выбор закрепился. Выбранный институт функционирует не хуже, чем альтернативный, от которого отказались.

2 Средняя форма, или зависимость от траектории развития второй степени. Она связана с неэффективностью выбранного пути и определяется неспособностью индивидов к совершенному предвидению будущего, поэтому решения, которые представлялись эффективными ex ante , не всегда могут оказаться эффективными ex post . Если бы мы осуществляли свой выбор сейчас, то выбрали бы другую альтернативу, поскольку неэффективность выбора уже очевидна. Но инвестиции в связи с выбранной альтернативой уже осуществлены, и перестраивать систему неэффективно. Мы можем сожалеть о сделанном в прошлом выборе, но нет никакого экономического смысла в изменении.

3 Сильная форма, или зависимость от пути развития третьей степени, имеет место тогда, когда существуют издержки, связанные с информацией, которой мы располагаем (и нашей идеологией), а также с общественным выбором и трансакционными издержками политических рынков. Ментальные конструкции, заданные нашим движением по определенной траектории развития, мешают нам выбрать новый путь. Для человеческого мышления характерна ограниченность возможностей воображения, и эти пределы определяются опытом и привычным мышлением, которые зависят от той культуры, частью которой является человек. Общество не может эффективно рассуждать о новом пути, потому что у него нет соответствующего словаря, концепции и даже веры в то, что другой путь вообще может существовать. Таким образом, дополнительным источником возможной неэффективности институтов могут быть идеи и идеологические установки, которые определяют те ментальные конструкции, при помощи которых люди обрабатывают информацию, необходимую для принятия решений. При третьей форме зависимости от траектории развития следование по старому пути ведет к результату, который неэффективен, но в этом случае результат можно исправить.

Вопросы для контроля знаний

1 Как Норт определяет понятие «государство»?

2 Институциональные ловушки. Гистерезис. Инкрементный характер институциональных изменений.

3 Модели институциональных изменений Д. Норта, Г. Лайбкепа, Дж. Найта.

4 Институциональное равновесие и институциональные изменения.

5 Институциональные трансформации в переходной экономике.

6 Факторы, обеспечивающие эволюцию и трансплантацию институтов в ходе рыночных реформ.

Траектория развития фирмы

Было бы неправильным объяснять возникновение и распространение тех или иных моделей внутрифирменной структуры только их сравнительной эффективностью в решении проблемы принципала и агента. Вполне реальна ситуация, когда потребность в развитии новой внутрифирменной структуры возникает, однако так и остается нереализованной. Альфред Чандлер приводит в качестве примера ситуацию, сложившуюся в начале века в электротехнической промышленности. Несмотря на практически одновременное появление первых электротехнических предприятий в Великобритании, Германии и Соединенных Штатах, лидирующее положение на мировых рынках вскоре заняли лишь германские (AEG) и американские ("General Electric") производители. Более того, британские фирмы оказались вытесненными со своего национального рынка: AEG в этот период продавала в Британии больше своих продуктов, чем любая из английских фирм. Британским производителям, заключает Чандлер, "не удалось развить организационные качества, необходимые для конкуренции на равных с германскими и американскими фирмами" 27 .

Следовательно, при объяснении внутрифирменной структуры необходимо учитывать не только динамику трансакционных издержек (в первую очередь издержек мониторинга и предупреждения оппортунизма), но зависимость организации от предшествующей траектории развития (organizational path-dependency), по аналогии с "эффектом исторической обусловленности развития" в динамике институтов. Речь идет об интерпретации организационного развития фирмы как ее движения по особой траектории структурных изменений. Анализ "эффекта исторической обусловленности развития" в развитии организации требует дополнения и частичного пересмотра тех аргументов, которые были сформулированы относительно динамики институтов 28 .

Во-первых, в рамках организации функции, аналогичные тем, которые выполняет идеология на институциональном уровне, переходят к организационной культуре. "В любой организации: предприятии, профсоюзе или политической партии, существует общая когнитивная составляющая, организационное знание" 29 . Организационная культура материализуется в нормах, правилах и традициях, на основе которых строятся взаимоотношения принципала и агентов. Интерпретативная функция организационной культуры заключается в ее использовании агентами для оценки обоснованности решений принципала при наступлении тех или иных непредвиденных обстоятельств. "Организационная культура дает ex ante подчиненным представление о том, как организация будет реагировать на те или иные непредвиденные обстоятельства, строго говоря, благодаря ее существованию организация получает свою идентичность" 30 . Таким образом, однажды сформировавшаяся организационная культура препятствует изменению типа взаимоотношений принципала и агента.

Организационная культура – совокупность норм, правил и традиций, регулирующих взаимодействия членов организации, являющаяся отражением их коллективных знаний и опыта.

Рассмотрим в качестве примера организационной культуры выдержки из "конституции" (совокупности формальных и неформальных норм), на основе которой строят свои отношения между собой и клиентами работники магазина спортивной одежды "Спорт Мастер", расположенном на проспекте Мира в Москве 31:

Глава 1 . Основы внутреннего устройства

Статья 6. Магазин "Спорт Мастер" – социальный магазин, политика которого направлена на создание условий, наиболее приемлемых для клиентов и обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие работников.

Глава 2. Права и обязанности работников

Статья 8 1 . Все равны перед начальством.

Статья 8 2 . Начальство гарантирует равенство прав работников независимо от пола, возраста и занимаемой должности.

Статья 12. Каждый работник имеет право на приобретение любой понравившейся ему в магазине вещи со скидкой.

Статья 13. Каждый работник имеет право на получение премии в процентном выражении в зависимости от его объема продаж.

Статья 151. Каждый работник имеет право на хорошую добрую шутку.

Статья 152. Шутка не должна ущемлять достоинство начальства и клиентуры.

Глава 4. Менеджер-консультант

Статья 20. В случае возникновения коллизионной ситуации менеджер-консультант обязан воздерживаться от прямой конфронтации с клиентом.

Глава 5. Кладовщик

Статья 27. Кладовщик должен иметь хорошие отношения со всеми менеджерами-консультантами.

Во-вторых, важное место в повседневном функционировании организации занимает рутина. Рутина определяется в данном контексте как "запоминание действия через его регулярное повторение" (remember by doing) 32 . Рутина играет центральную роль в обеспечении информационного обмена между членами организации: она лежит в основе их способности получать, интерпретировать, формулировать и передавать сообщения. Каждая организация имеет свой "организационный диалект", ни в одной организации не говорят ни на "чистом" английском, ни на "чистом" русском языке. Например, вряд ли кто-либо за пределами Высшей школы экономики поймет, что означают фразы "найти на Гнезде", "он не из Вышки", "прогулять КПЗ". Не поймет тот, кто регулярно не ходит в одно из ее зданий в Большом Гнездниковском переулке, кто регулярно не имеет дело с предметом "Конституционное право зарубежных стран", т.е. тот, кто исключен из рутины повседневной жизни ВШЭ. Далее, осуществление контроля существенно облегчается, если процедура контроля приобретает характер рутины 33 . Продолжая пример университетской жизни, отметим, что рутинный характер контроля посещаемости студентов (в начале или в конце семинара) предотвращает прогулы, мотивированные лишь надеждой на то, что в этот раз проверить посещаемость забудут. Итак, способствуя решению проблемы принципала и агента через снижение информационной асимметрии внутри организации и облегчение контроля, рутина в то же самое время приводит к воспроизводству уже сложившихся взаимоотношений ее участников.

Движение по заданной траектории предполагает накопление и закрепление на основе организационной культуры и рутин определенного типа взаимоотношений принципала и агентов. Поэтому важно знать ту ситуацию, в которой начинается организационное развитие, – она содержит в зародыше все варианты последующей эволюции. Ведь может случиться так, что "унитарная фирма в нестабильной среде имеет очень плохие показатели с точки зрения экономии трансакционных издержек, но она же оказывается более эффективной и жизнеспособной, чем фирма с гибкой организационной структурой, в условиях стабильности" 34 . Следовательно, внутрифирменная структура, сформировавшаяся в условиях нестабильности и задавшая траекторию последующего развития фирмы, обусловит потери в будущем, когда внешняя среда стабилизируется. Парадокс заключается в том, что в долгосрочной перспективе наиболее выгодной может оказаться неоптимальная в краткосрочной перспективе структура. Именно этот парадокс иллюстрирует пример послевоенного развития японских фирм, начинавших свою эволюцию с высокой степени интеграции и централизации структуры, которая обусловила потери на первом этапе и преимущества на последующих 35 .

Основные типы фирм

Специфика траекторий развития предприятий обусловливает национальные отличия в организационной структуре предприятий. Несмотря на то что сегодня большинство крупных предприятий в любой стране действуют с учетом складывающихся на мировом рынке тенденций, наблюдается разнообразие их структур и используемых ими стратегий. Ведь совокупность факторов, повлиявших на выбор траектории организационного развития, в каждой стране уникальна. К факторам, определяющим траекторию организационного развития, следует отнести:

Институциональную среду, в том числе траекторию институционального развития;

Степень специфичности активов (степень развитости конкурентного рынка);

Степень неопределенности внешней среды (степень стабильности рынка);

Степень склонности к риску (доля людей, нейтральных к риску, в общем населении страны);

Степень сложности сделок, зависящая от общего уровня социально-экономического развития;

Соотношение цены доступа к закону и цены внелегальности.

Отличия национальных траекторий организационного развития касаются не только структуры, унитарной, холдинговой или мультидивизиональной, но и целевой функции, поведения предприятия относительно поставщиков, наемных работников и потребителей, целого ряда других параметров функционирования предприятия. Так, институциональная среда влияет на цели, которые индивиды ставят в своем взаимодействии, и на нормы, которые они используют. Постараемся описать несколько идеальных типов предприятий: предприятие, действующее в командной экономике; американская фирма (фирма A); японская фирма (фирма J ) и предприятие переходного типа.

Тенюнина И.А.

Аспирант кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»

ТРАЕКТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к определению категории траектория профессионального развития студентов в период их обучения в вузе, приводится ряд веских оснований для уточнения данного понятия. А также рассматривается само определение траектории профессионального развития студентов, т.к. оно не имеет общепринятого значения и постоянно меняется под влиянием различных научных подходов. В настоящей статье под траекторией профессионального развития студентов будет пониматься процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающий готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды.

Ключевые слова: профессиональное развитие, траектория профессионального развития.

Key words: professional development, trajectory of professional development.

Современные условия быстро меняющегося общества предъявляют всё возрастающие требования к совершенствованию теоретической и практической подготовки педагогов, способных продуктивно решать задачи, связанные с социализацией, адаптацией молодежи к современным реалиям жизни в обществе. При этом важно оказать будущему специалисту поддержку в его профессиональном становлении, например, при помощи построения индивидуальной траектории профессионального развития студента в период профессионального обучения в вузе на ранней стадии профессионализации. При закладке фундамента будущего профессионального роста нужно иметь в виду, что разные люди достигают ступени взрослости, отличаясь друг от друга по уровню своего здоровья, сформированных личностных свойств и, прежде всего, мотивационно-потребностной сферы и характера. И поскольку жизнеспособность у них различна, а по содержанию, интенсивности и динамичности проявлений их мотивационно – потребностные сферы неодинаковы, как неодинаково развитие общих и специальных способностей, выражающихся в степени успешности приобретения знаний, навыков и умений и оперирования ими, они всегда в большей или меньшей степени отличаются друг от друга и как субъекты деятельности. Таким образом, и возможности для дальнейшего развития как индивидов, личностей и субъектов познания, общения и труда тоже будут не совпадать. В связи с этим, траектории личностного профессионального развития у всех студентов будут разными.

Обратимся к понятию «траектория». С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка понятие «траектория» определил как «линия движения чего-либо» . Движение в развитии человека – это есть его становление, формирование личностных качеств, обозначение его настоящего и ориентация на дальнейшую цель. Развитие происходит в деятельности, которую современная наука рассматривает как систему, включенную в общественные отношения. По мнению А.Н. Леонтьева , вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Основным видом деятельности человека является труд, а именно, профессиональная деятельность. Поскольку человек существо социальное – то также принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Являясь объектом социальных воздействий он, прежде всего, субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всей жизни человека. С педагогической точки зрения, социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного производства индивидом социального опыта . В этом процессе образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое – в общественном престиже образования. Социализация не может происходить без включения субъекта в активный деятельностный процесс, который играет большую роль в его развитии. С.Л. Рубинштейн отмечал, что перед человеком должны все время вставать задачи, значимые для него, в решение которых он должен включаться . Только через активную деятельность личность может добиться успеха и в профессиональной сфере. Профессиональный рост личности осуществляется путем постепенного накопления опыта взаимодействия с окружающим социумом, усвоения общественных форм сознания и поведения. Говоря о социализации, отмечаем, что этот процесс накладывает отпечаток на профессиональное развитие, так как в целом профессиональное развитие – это присвоение различных аспектов труда (профессиональных ролей, мотивации, знаний, навыков, опыта), то есть – это процесс социализации, происходящий в онтогенезе человека, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. Началом активного профессионального развития является принятие личностью профессионализации как жизненной задачи, ее личностно-смысловое «встраивание» в общий жизненный план.

Рассмотрев некоторые аспекты понятия «развитие личности» и «профессиональное развитие», мы определились в мысли, что внутреннее развитие личности сопровождается влиянием извне, которое можно определить как основу для моделирования определенного вектора, траектории развития, в том числе и профессионального.

Э.Ф. Зеер движение личности в развивающемся профессиональном пространстве определяет следующими тремя факторами:

возрастными изменениями, обусловливающими периодизацию развития личности;

– системой непрерывного образования;

– ведущей профессионально-ориентированной деятельностью.

Взаимовлиянием данных трех факторов является профессиональное развитие личности – движение личности в профессионально-образовательном пространстве и времени профессиональной жизни. Оно охватывает период развития личности с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до окончания профессиональной биографии. Э.Ф. Зеер отмечает, что «индивидуальная траектория профессионального становления личности характеризуется изменением направления вектора развития, обусловленное нарушением последовательного, линейного, упорядоченного процесса профессионального становления и образованием моментов неустойчивости (точек бифуркаций). «Нарушителями» эволюционного развития выступают психологические барьеры: дезадаптация, кризисы, деформации, профессионально обусловленные акцентуации, социально-профессиональные инциденты, неблагоприятное стечение обстоятельств, случайности. Область, ограниченная этими координатами, образует личностно-профессиональный потенциал человека» .

Профессиональным пространством для студента является обучение в вузе. Установление закономерностей профессионального развития личности будущего специалиста обуславливается, с одной стороны, содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса, а с другой – субъективными факторами. Во время обучения в вузе обучающийся сознательно или нет, но изменяет себя. У него возникают, развиваются, начинают доминировать одни качества или ослабевают, перестают играть должную роль другие. В этом процессе необходимо найти определенные методы учебно-воспитательной работы, чтобы профессиональное развитие студентов не было спонтанным, а шло под руководством в русле определенной для каждого студента своей траектории. Нельзя не согласиться с мыслью Ф.И. Перегудова о том, что: «Поскольку любая личность неповторима, то в идеале каждый человек имеет право на дружественную ему систему образования, продвижение по «собственной образовательной траектории», которой не чужд индивидуальный подход, постоянная психодиагностическая и профориентационная поддержка» . Интерес представляет также точка зрения Т.А. Макаренко, которая индивидуальную траекторию профессионального развития студента рассматривает как путь саморазвития личности в будущей профессиональной деятельности посредством создания профессиональной среды, организации психолого-педагогической поддержки, оказания помощи в профессиональном росте, исходя из проявления индивидуальных качеств личности .

Рассмотрение вышеобозначенных моментов, подвело нас к формулировке понятия индивидуальная траектория профессионального развития студента, которая понимается нами как процесс саморазвития, самообразования и преобразования личности, построение конструкта своего профессионального «Я», включающий готовность в процессе профессиональной деятельности успешно приспосабливаться к меняющимся условиям профессионально-педагогической среды. В нашем исследовании мы исходим из того, что профессиональное полевуза, то есть соответствующе организованный учебно-воспитательный процесс становится внешним регулятором по отношению к каждому студенту. Возможность стать субъектом образовательной и профессиональной деятельности происходит в процессе перехода внешних регуляторов во внутренние. Эффективность этого процесса зависит и от внешних условий и от внутренних субъективных позиций студента, которые развиваются в период обучения. Развитие субъектной позиции студента включает: формирование умений самопознания, рефлексии, эмпатийной способности, коммуникабельности; овладение ценностями и смыслами учебно-образовательной деятельности, усиление личностной и профессиональной самореализации. Субъектность выступает высшим уровнем активности студента и отражается в направленности и осознанности его деятельности, в его способности к саморазвитию . Все эти моменты, как нам видится, должны формироваться на базе индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, а также благодаря усилению роли учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического сопровождения и повышению значимости у студентов личностных и профессиональных позиций.

Литература

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПб., Питер, 2000. – 298с.

2. Ведерникова, Л.В. Теория и практика становления и развития исследовательской компетентности педагогов: моногр. [Текст] / Л.В. Ведерникова, Ю.В. Рындина. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. – 128 с.

3. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование и наука – 2003. № 5. – С. 79 – 90.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А.Н. Леонтьев – Москва: Политиздат, 1975. – 304с.

5. Макаренко, Т.А. Формирование индивидуальной траектории профессионального развития будущих социальных педагогов [Текст]: автореф. дис. … кандидата педагогических наук / Т.А. Макаренко. – Якутск, 2006.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

7. Перегудов, Ф.И. Системная деятельность и образование [Текст] / Ф.И. Перегудов // Качество высшего образования. – Хельсинки, 1990. – 253 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 1989. – в 2-х т.

Серия

«Работа с одарёнными детьми»

Траектория индивидуального развития

младшего школьника

«Ступеньки роста»

Составители:

Малафеева Е.К., Голубева К.А.

учителя начальных классов

ВВЕДЕНИЕ

Успех – это не просто хороший результат какой-либо работы. Успех – это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя. Ощущение успеха возникает у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

В чём состоит секрет успеха младшего школьника?

Во-первых, успех кроется в особой образовательной среде. Успешным ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать комфортные условия для получения образования.

Во-вторых, в здоровьесберегающих технологиях и личностно-ориентированных подходах, которые реализует учитель, школьник получает дополнительные возможности развития способностей.

В-третьих, эффективная реализация технологии индивидуального сопровождения учащегося - решающее условие обучения, обеспечивающее благоприятное развитие личности младшего школьника, находится в зависимости от личности учителя, его позиция по отношению к ребенку.

В-четвертых, определяющим успех младшего школьника является уровень развития его мотивации. Представление младших школьников о своих высоких способностях - вот то, что обеспечивает мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинный уровень этих способностей. Он может быть высоким, как и отметки, но он не мотивирует к успехам в учебе. Уровень интеллекта может быть невысоким, но если при этом уровень «Я могу» высок, ученик будет учиться с удовольствием. Его ощущение успеха будет не только формальным (по оценкам), но и эмоциональным. Такие ученики хорошо чувствуют себя в школе, так как они чувствуют себя успешными.

Траектория индивидуального развития школьника

« Ступеньки роста»

пример индивидуальной траектории развития одного учащегося с признаками одарённости по математике рассчитанной на 4 года

Индивидуальная траектория развития младшего школьника или индивидуальный образовательный маршрут это персональный путь реализации личностного потенциала одарённого ученика в образовательном процессе. Индивидуальная образовательная траектория - это эффективное средство формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка через развитие его рефлексивных умений.

Этот маршрут может быть оформлен в тетради, альбоме, на отдельных листах. Его может вести сам ученик или совместно с учителем, или родителями. Этой траекторией может пользоваться каждый ученик для саморазвития и самосовершенствования.

1 ступенька – «Кто я» - представляет собой стартовые возможности ребёнка, его личностные особенности и диагностику, с помощью которой их можно определить и выявить. Здесь представлены рисунки ребёнка, опросники и анкеты.

2 ступенька - « Проба сил» - отражает участие ребенка в различных олимпиадах, конкурсах и представляет собой таблицу, в которую все записывается. В течение 4 лет обучения учащийся совместно с педагогом заполняет таблицу, цветом показывая участие в олимпиадах и результат.

3 ступенька – «К чему я стремлюсь» - фиксирует цели деятельности ребенка, его выбор на определенных этапах обучения. Цветом он показывает наиболее значимые для него в данный период и добавляет свои.

4 ступенька - «Мой путь» - отражает содержание образовательного маршрута ученика и разрабатывается совместно с учителем. Итогом работы является выход на создание проекта.

5 ступенька - « Мой проект» - отражает план работы над проектом и его осуществление. Учитель консультирует и помогает составить план работы над проектом, поддерживает при его реализации.

6 ступенька - «Мои достижения» - отражает уровень достигнутого и представляет собой таблицу, в которой учащийся отмечает знаком (+,-,v..) свои достижения. Таблицу достижений можно составлять на год, полугодие, вносить изменения, дополнять.

7 ступенька - «Как я изменился» - осознание пройденного и достигнутого, своих усилий, затраченных на образовательном маршруте. Представляет собой диаграммы, на которых учащийся отмечает значком (+,-,v…) результаты. На свободных диаграммах он может вписать свои успехи.

Кто «Я»

  1. рисунок « Моя семья»;
  2. рисунок «Мой класс»;
  3. рисунок «Мой экипаж»;
  4. рисунок «Мои друзья»;
  5. рисунок «Моё любимое занятие»;
  6. опросник для детей младшего школьного возраста;
  7. анкета «Познавательные и творческие интересы родителей»;
  8. анкета «Свободно ли «свободное время»?»;
  9. анкета «Выбор любимых занятий на уроке».

Проба сил

Отмечаю разным цветом в таблице участие, успех и победу.

4 класс

3 класс

4. участие в ЭМУ

2 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в математической игре «Кенгуру»

3. участие в олимпиаде «Познание и творчество»

4. участие в Эрудит Марафоне Учащихся

5. подготовка устного счёта к уроку математике

5. участие в школьной научно-практической конференции «За страницами учебника»

7.работа консультантом в классе

8. выпуск газеты к неделе математики в школе.

1 класс

1. участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в школьной научно – практической конференции учащихся начальной школы «За страницами школьных книг»

3. участие в математической игре «Кенгуру»

4. подготовка классного часа «Птичья арифметика»

7. работа консультантом в микрогруппе

1.участие в школьной олимпиаде по математике

2. участие в работе школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов «за страницами школьных книг»

К чему я стремлюсь

Выбери из предложенного то, что

считаешь важным для себя.

Допиши свои цели.

очень хочу

интересно

попробую

Мой путь

У меня всегда есть выбор, что делать, и я нахожусь в поиске.

1. Поиск книг, журналов с нестандартными задачами по математике совместно с родителями, учителем и библиотекарем.

  1. Создание каталога изданий с задачами нестандартного вида.
  2. Решение логических задач.
  3. Знакомство с биографией выдающихся математиков.
  4. Обмен заданиями с одноклассниками, учащимися других школ и городов через Интернет.
  5. Создание проекта «Математический калейдоскоп».

Мой проект

Мне интересны проблемы окружающего мира, и я пытаюсь решить какие-то из них, которые мне под силу. Вместе с учителем я осваиваю проектирование – разрабатываю проект, защищаю его и, при возможности, реализую.

Форма демонстрации материалов

Сроки

1.Постановка цели.

2. Освоение приёмов работы с литературой и в том числе с научно-популярными изданиями.

3. Изучение приёмов оформления газеты.

4. Изучение возможностей и интересов одноклассников (интервью, мониторинг, анкетирование)

5.Предъявление учащимся класса наработанного материала.

6.Обучение способам решения логических задач одноклассников.

7.Анализ, классификация и отбор материала для газеты.

8. Защита проекта.

Оформление выставки книг и журналов

Разноуровневые задания для микрогрупп

Использование материала для организации устного счёта и классных часов

Консультации, устные журналы. Математические пятиминутки

Консультация с активом класса

Представление газеты

Сентябрь

В течение года

Еженедельно

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Сентябрь-декабрь

Январь

Февраль

Мои достижения

Как ты считаешь, какого уровня ты достиг. Отметь в таблице знаком + ,- ,v...

Я умею

На общем уровне

На повышенном уровне

Производить письменные вычисления

Решать типовые задачи

Решать задачи повышенной трудности

Самостоятельно работать в классе

Самостоятельно готовить устный ответ на вопрос учителя

Находить информацию в справочниках или других источниках

Делать устные или письменные сообщения по теме

Работать в группе учеников, выполнять коллективные задания

Заинтересовать одноклассников математикой

Как я изменился

успех

Индивидуальная траектория развития – хороший помощник в воспитании и обучении детей. Составляя индивидуальную траекторию с детьми, работая по ней, мы заметили, как помогает она в выявлении творческих способностей детей, их склонностей, интересов, стремлений. Постоянно возвращаясь к намеченным целям, анализируя свои достижения, учащийся невольно занимается самовоспитанием, самосовершенствованием, становится более самостоятельным. Работая над проектом, готовя материал для одноклассников, чувствуя их поддержку, ребенок ощущает значимость своего труда, желание выполнить работу еще лучше. Дети, составлявшие собственные траектории развития, добились более значительных результатов в учебе, стали организованнее, любознательнее, они с удовольствием участвовали в олимпиадах и добились успехов в них.

Думаем, что работа по индивидуальным траекториям развития в начальных классах поможет детям в дальнейшем планировать и организовывать свою работу, реально оценивать свои возможности и перспективы, ставить цели и задачи и находить пути их решения и достижения.


1

1. Кузнецова А.Я. Философия образования в трудах исследователей ХХ-го века // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 21-26.

2. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд. – Новосибирск, 2004. – 156 с.

3. Кузнецова А.Я. Функциональные основания современной философии образования // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8.– С. 85–86.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура.– М., 1991. – 464 с.

5. Кузнецова А.Я. Философский анализ гуманистических идей образования в контексте современного научного мировоззрения // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 61–62.

6. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992. – 511 с.

7. Кузнецова А.Я. Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Алтайский государственный университет. – Новосибирск, 2010.

В современной философии образования актуально осмысление ряда подходов к проблеме развития индивида. Наибольшее внимание уделяется компетентностному, личностно-ориентированному подходам и - развитию по индивидуальной траектории. 1 - компетентностый подход содержит основные положения подготовки специалиста по заявке общества; 2 - личностный подход в образовании изучает условия формирования личности в обществе, требования к условиям, необходимым для обеспечения личностного становления человека в социальной среде; 3 - освоение человеком в процессе образования индивидуальной траектории развития.

Содержание образования молодого специалиста в современной России отражает ведущие линии развития её культуры. Молодой человек становится носителем культуры, транслирующим её последующему поколению . Для этого необходимо освоить компетенции, соответствующие, наиболее существенным для его специальности областям современной ему культуры . Специалисты системы образования получают от государства и общественности заказ на разработку квалификационных стандартов для разных профессий, содержащих требования к компетенциям. Уровень развития человека в координате компетентности отсчитывается от определенной точки, и измеряется в пределах, утвержденных и принятых профессиональным сообществом, соответствующих квалификационным стандартам. При этом, компетентностный подход не обеспечивает целостной системы знаний и целостность личностного развития индивида .

Предпосылки личностно-ориентированного подхода мы находим в трудах Гельвеция, Канта, Э.В. Ильенкова и др. классиков философии, доказывавших, что духовное состояние человека - это продукт и результат воспитания в обществе. Естественно-природные задатки человека становятся личностными способностями только в результате жизни в обществе. Психические функции не только «тренируются», но и впервые рождаются, возникают, формируются, а затем и развиваются вплоть до высших уровней этого развития - до фазы личности, до фазы таланта в обществе. Показано, что личность порождается в социальном организме. Человек обязан формированием своей личности исключительно своему собственному труду, своей собственной деятельности, своей собственной социальной истории. Положение человека на координате личностного развития определяется наличием «стечения случайных обстоятельств», более или менее благоприятных для развития человека .

Решающая роль индивида в построении траектории собственного развития задаётся тем, что человеку дано его индивидуальное сознание. Исследование духовных основ общества показывает, что формирование жизненной траектории человека, помимо социальных обстоятельств, находится под постоянным контролем его собственного сознания и осознания его уникальных особенностей, которые используются как индивидуальный ресурс при достижении жизненных целей. Индивидуальная траектория становится возможной для человека внутренне готового самостоятельно и осознанно ставить цель, проектировать и осуществлять модели своего профессионального и личностного развития. Индивидуальная траектория развития человека, каждая последующая точка этой траектории коррелируют с формированием сознания человека, с построением индивидуальной картины мира . Осуществляя своё целостное развитие, индивид проходит траекторию в личностно-компетентностном пространстве общества. Характер индивидуальной траектории развития в координатах личность-компетентность определяется взаимодействием реальных сил: внешнего воздействия со стороны общества и природных духовных сил индивида.

Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ В КООРДИНАТАХ ЛИЧНОСТЬ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 110-111;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5973 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»