Формирование у них личностных качеств. Доклад «Формирование личностных качеств у учащихся начальных классов. Уровень развития личностных качеств

Доклад на тему «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях», может быть использован классным руководителем, учителем или при выступлении на МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»

МО СКО

Доклад на тему: «Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях»

Подготовила

Учитель истории

и обществознания

Калиненко Ю.А.

2014г.

«Развитие личностных качеств учащихся через индивидуальную работу на уроках и внеклассных мероприятиях»

«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия

индивидуальностей в классе, есть личность,

Которой безразличны жизни её учеников»

Уильям А.Вард.

Человек – это саморазвивающая система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через своё сознание и свою душу. Главная задача учителя – помочь ученику получить и освоить опыт старшего поколения, обогащать и развивать его.

Цель моей педагогической деятельности:

Формировать активное самостоятельное мышление у учащихся и развивать их индивидуальные способности.

В процессе педагогической деятельности решаю следующие задачи:

Создание условий для интеллектуальной активности учащихся;

Развитие внутренних мотиваций познания;

Выработка потребности к самообразованию;

Развитие воображения;

Формирование практических умений и навыков.

Слишком много учащихся страдают от различного рода умственных заболеваний, это вызывает у них ряд неудач. Неудача только одного типа – заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах, отсутствие чувства собственной значимости на каком – либо этапе обучения несёт вероятность того, что успеваемость ребёнка резко падает. Поэтому, мне необходимо было создать такие условия, при которых все дети учились бы успешно на столько, нас колько они это могут.

На психологическом уровне исключение жестких внешних требований достигается путём обеспечения свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны учителя, так и со стороны детей, а также посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи за счёт изменения оценочной деятельности учителя и учащихся.

Решение основных задач, связанных с процессуальным и внутренним изменением в учебном процессе, вижу в следующем:

1. Активное включение самого ученика в поисковую учебно – познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации.

2. Организация совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности.

3. Обеспечение диалогического общения не только между учителем и учеником, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Наша школа небольшая, поэтому в одном классном коллективе представлены все категории обучающихся:

1. Учащиеся, составляющие большинство, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

2. Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени.

3. Способные, которым по силам то, с чем не могут справиться все остальные.

Поэтому на уроках создаю такую ситуацию для учащихся, чтобы они охотно включались в деятельность, так как чем выше мотивация, тем интенсивнее деятельность школьников. С целью повышения значимости отдельных видов учебной деятельности, практикую оформление лучших творческих работ, рефератов, дополнительных заданий. Всё это позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности, специфическим особенностям каждого учащегося. К примеру на уроке в 6 Г классе проводилась работа на лучшее изображение рыцарского сооружения, в качестве закрепляющего момента. Дети очень активно работали.

Весь процесс обучения представлен тремя этапами: первый – учитель обучает всех учащихся; второй – учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса; третий – самостоятельная работа учащихся, которая предполагает обучение по принципу «ученик – ученик, «ученик – группа учеников». То есть на отдельных этапах урока я стараюсь предоставить ученикам возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, вступать в спор, дополнять, исправлять, оценивать друг друга.

Такую работу необходимо проводить с пятиклассниками в адаптационный период. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Работа в парах формирует у учеников умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности.

Коллективная познавательная деятельность предполагает соотношение: «Учитель – коллектив – ученик». В процессе коллективной работы на уроке можно лучше узнать как тех учеников, которые увлекаются предметом, так и тех, у кого этот предмет вызывает затруднения. Из коллективных форм работы я использую групповую работу на уроке.

При фронтальной организации работы на уроке каждый ученик попадает под непосредственный контроль учителя на 2-3 минуты. Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является работа в группах. Во - первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребёнка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвёртых, только сотрудничая в группе, ребёнок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

Наиболее сильные учатся формулировать вопросы, овладевая новыми умственными операциями, а слабые чаще дают осмысленные ответы на вопросы. У меня на уроке группы сформированы по 3-4 человека. Групповую работу использую в различных звеньях учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении, повторении и при проверке знаний.

На уроке «СБО» в 7В классе по теме «Режим дня» была проведена проектная работа по группам под названием «Здоровый образ жизни».

Задания для 1-й группы:

1. С помощью таблиц составьте режим учебного и режим выходного дней.

2. Подсчитайте, сколько времени ученик должен спать и находиться на воздухе.

3. Сколько раз в день ребёнок должен питаться?

4. На основе этого скажите, какие правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым?

Задания для 2-й группы:

1. Найдите в словаре, что обозначают слова личная гигиена .

2. Разделите предметы гигиены на группы.

3. Сформулируйте правила личной гигиены. Нарисуйте к ним знаки.

Задания для 3-й группы:

1. Разложите рисунки на группы: растительного происхождения, животного происхождения. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

2. Откройте конверт «Витамины». Внимательно прочитайте статью. Составьте таблицы о витаминах. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

3. Откройте конверт «Добавки». Внимательно прочитайте статью. Выделите в одну группу этикетки, на которых указано содержание добавки. Сделайте вывод: какой должна быть пища?

После отчетов каждой группы составляется «Дерево здоровья» и делается вывод. Если кто-то и сомневался в необходимости вести здоровый образ жизни, то после задорных призывов ни у кого не осталось сомнений. У нас получился иллюстрированный и полезный проект благодаря дружной работе в группах.

В своей работе выделяю пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;

Работа в парах;

Групповая работа (на принципах дифференциации);

Межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание в общей цели);

Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех обучающихся.

Эти формы в моей педагогической деятельности позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Мой опыт показал, что коллективный поиск увлекает большинство учащихся, уменьшает число равнодушных, делает для них процесс обучения более интересным, содержательным, насыщенным. Уже после нескольких занятий организованных по группам наблюдается возросшая активность учащихся в обсуждении нового материала, в выработке собственных суждений, в организации диалога, в межгрупповой дискуссии. Такое обучение обеспечивает повышение активности учащихся в процессе обучения, более гибкую структуру организации учебных занятий с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

В своей работе использую следующие подходы при организации групповой самостоятельной деятельности учащихся:

Ученик должен быть заинтересован в её выполнении, что поддерживается ясностью задачи и осознанием важности её выполнения;

Руководство и помощь индивидуально и группам;

Уровень трудности гарантирует высокий уровень успеха;

Краткие периоды обучения, основанные на смене видов деятельности, устанавливаемых учителем;

Любая работа учащихся должна быть проверена, ошибки исправлены, а результаты оценены.

Обязательно в своей деятельности использую приёмы поощрения учащихся такие как:

Поощряю достижение определённых результатов;

Сообщаю учащимся о значимости достигнутых результатов;

Делаю сравнение прошлых и настоящих достижений учащихся;

Связываю доступное с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть;

Проявляю заинтересованность в любых успехах учащихся.

Поощрения стимулируют учащихся к дальнейшему улучшению работы, в особенности, если похвала оказывается действительно заслуженной и воспринимается учащимся как одобрение.

Преимущество такой системы обучения я вижу в следующем:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

В процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

Каждый чувствует себя расковано, работает в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;

Обсуждение одной информации с несколькими учащимися увеличивает число ассоциативных связей, обеспечивает более прочное усвоение.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

В 8Г классе детям тяжело дается групповая деятельность, в этом классе я чаще всего применяю индивидуальную работу. Качакаев Руслан очень любит выходить к доске, пример на доске написаны словарные слова из прошлой темы нкжно вставить пропущенные буквы или записать определение полностью. Халялян Хдр больше предпочитает читать, ему дается задание найди ошибки в тексте, познакомь с биографией и т.д. Игнатов Ярослав любит рисовать.

Одно из составляющих результативной деятельности учащихся и учителя контроль усвоения, посредством которого определяется полнота и качество выполнения ориентированных, исполнительских действий. В ходе контрольной проверки у учащихся есть возможность сопоставить свою работу с требованием учителя, выяснить недочёты, внести коррективы в свою подготовку.

Контроль усвоения и закрепления знаний и внесения корректив в подготовку учащихся провожу при помощи:

Устного опроса;

Контрольных и срезовых работ;

Тестового контроля;

Взаимопроверки и самопроверки.

Особое внимание в классах СКО я отвожу домашнему заданию, стараюсь давать индивидуальное домашнее задание. Так например в 9 Г классе по тем е пища дети должны были отследить и записать свой суточный рацион, на уроке же мы разбирали, кто из учащихся питается правильнее всех. Выяснилось много ошибок, так же мы разбирали режим дня и тему экономика.

Считаю, что коллективная деятельность учащихся на уроке в различных её проявлениях способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка любого возраста.

Как в учебной работе, так и во внеклассной деятельности стараюсь разнообразить формы работы с учащимися. Провожу праздники, конкурсы, беседы, часы общения. Что позволяет мне с ребятами лучше узнать друг друга, сдружиться, раскрыть свои способности. Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В 9 Г классе проводились игры по ПДД, по пожарной безопасности, по здоровому образу жизни. Детям очень нравится решать ребусы, отгадывать различные загадки. Игра сплочает детей увлекает их урока.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

ВЫВОД

Развитие личностных качеств в педагогике имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, развитие школьника – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Таким образом, проанализировав выше сказанное, можно сказать, что индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренней дифференциации” и "индивидуализации” по существу тождественны и работают на развитие личности учащегося.


Разделы: Школьная психологическая служба , Коррекционная педагогика

Смысл личностно ориентированного образования – в создании благоприятных условий для развития личности каждого школьника. Не декларация, а реальное воплощение на каждом уроке личностно ориентированного взаимодействия позволит в значительной мере продвинуть личностное развитие ребенка, активизировать его личностный потенциал. Еще в древности было выявлено, что народное мировоззрение являет собой целостную картину, составленную из взаимосвязанных представлений о том, как устроен мир природы и мир людей – общество. Изучая особенности жизни животных, природные явления учащийся соприкасается с элементами гармонии и системности, который присущи всему живому и, стремиться перенести их во взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Это очень важно сформированность у старшеклассника наблюдательности за явлениями природы, которое помогает учащемуся быть более критичным к самому себе, к своим поступкам, что в свою очередь формирует такое важное качество – успешное общение и социальную адаптацию. Я предполагаю, что именно личностно-ориентированный подход будет способствовать успешной социальной адаптации выпускников.

В последнее время много говорится о личностно-ориентированном подходе. Но истинная сущность такого подхода еще недостаточно проникла в специальные учреждения, хотя и многое делается в этом направлении.

Всесторонне исследовать личность подростка, в особенности его личностный потенциал, и создать условия, в которых становится возможной максимальная реализация потенциальности воспитанника, накопление его позитивного социального опыта – вот путь, который нам представляется наиболее продуктивным. Я полагаю, что социальная адаптированность подростка развивается в условиях «терапевтической среды». Под «терапевтической средой» мы понимаем совокупность физических, материальных и человеческих факторов, формирующих ощущение защищенности и доверия, и способствующих раскрытию и востребованности личностного потенциала подростка. Я больше буду рассматривать «человеческий фактор», под которым понимается высокий уровень профессиональной подготовки и личностной культуры сотрудников, формирующий благоприятную атмосферу в учреждении.

В 2010 -11 году я провела экспериментальное исследование на выявление особенностей протекания личностно ориентированного обучения в школе. В исследование принимали участие учащиеся 7 – 11 классов в количестве 62 человека. Для исследования использовала диагностический инструментарий М.И. Лукьяновой. Разработка этого инструментария проводилась в рамках областной программы поисково-исследовательской и экспериментальной работы на базе средней школы № 73 г. Ульяновска.

Цель исследования – определить общую динамику в развитии личностных качеств учащихся в ходе личностно-ориентированного взаимодействия; содействовать формированию готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности; стимулировать процесс профессионально-личностного развития педагога, его самоопределения в пространстве педагогической реальности.

В соответствии с этим реализация личностно ориентированного подхода в образовательном процессе делают актуальными следующие задачи, направленные для работы с учащимися:

  1. Выявление влияния личностно ориентированного взаимодействия, организуемого учителем на уроках, на развитие определенных личностных качеств учащихся.
  2. Отслеживание динамики в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на этапе средней и старшей школы.
  3. Определение ведущих тенденций в развитии личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на этапе средней и старшей школы.

Для работы с педагогами :

  1. На основе анализа проблемы сформировать у учителей представление о профессиональной готовности к реализации личностно ориентированного подхода и ее структурных компонентах.
  2. Способствовать осознанию учителями необходимости развития тех личностных характеристик, которые обеспечивают успешное освоение личностно ориентированной педагогической деятельности.
  3. Ознакомить педагогов со способами диагностики отдельных компонентов названной готовности и определить уровень их сформированности, способствуя тем самым процессу самосознания и самосовершенствования.

Реализация поставленных задач будет решаться через внедрение в практику программы практикума «Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности» [Приложение 1 ].

Проведенное исследование учащихся, которое я буду рассматривать, показало, что для улучшения понимания внедрения личностно ориентированного подхода в коррекционное учреждение будет более эффективным, если охватить и педагогический состав, но в своем исследовании я ограничилась лишь исследование учащихся.

Выбор личностных качеств учащихся, приоритетных к развитию и диагностике, обосновывается возможностью их формирования в учебном процессе, а также необходимостью развития у школьников, прежде всего, тех параметров, на которые изначально направленно личностно ориентированное обучение.

Педагогу необходимо развивать у учащихся в процессе личностно ориентированного взаимодействия следующие личностные характеристики: субъектность (субъектную позицию) в образовательном процессе, мотивацию (стремление) к достижению успеха, ценностные ориентации, стремление к самоактуализации. Каждая из этих качеств является комплексной и свидетельствует об активности субъекта в своей жизни, в своей деятельности и общении. Охарактеризуем каждую избранную к развитию и диагностике личностную характеристику ученика.

Субъектность. Излагая идеи личностно-ориентированного обучения, основоположник гуманистической психологии Карл Рождерс подчеркивал, что процесс преподавания (деятельность педагога) представляет гораздо меньшую ценность и значимость, чем процесс учения (деятельность ученика), важность и непреходящую роль которого трудно переоценить. Ценность и осмысленность учения основана на осознании себя субъектом деятельности, соответственно, на самодеятельности, самопознании, саморегуляции. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью.

Способы диагностики субъектности учащихся в учебном процессе. Для изучения субъектности ученика разработана анкета (автор М.И. Лукьянова, апробация и корректировка анкеты проводилась Н.В. Сосновских под руководством М.И. Лукьяновой), которая имеет две модификации, в зависимости от возраста испытуемых: вариант 1 – для учащихся 5 – 7 классов, вариант II – для учащихся 8 – 9 классов.

У большего количества учащихся - 43 человека выборки субъектная позиция учащегося в образовательном процессе выражена очень слабо. В процессе учебной деятельности такие учащиеся занимают чаще пассивную позицию, активность проявляется крайне редко, эпизодически, предпочитают быть в роли исполнителя учительских указаний и не выражают своего собственного отношения к ним.

Мотивация достижения успеха. Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудачи. Однако каждый человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо стремлением к достижениям, либо к стремлениям к избеганию неудачи.

Таким образом, в ходе личностно ориентированного взаимодействия особое внимание следует обратить на формирование мотивации достижения как одной из ядерных свойств личности. Мотивация достижения – это стремление к улучшению своих результатов в любых видах деятельности, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении целей, стремление добиться своего вопреки возникающим препятствиям.

Для изучения сформированности мотивации достижения (или избеганию неудачи) был избран опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Тест дает возможность определить, насколько выражены у учащихся мотивационные полюса – на успех или на неудачу, а также наблюдать изменения в развитии этих тенденций по мере воплощения в образовательном процессе личностно ориентированного взаимодействия. У 23 учащихся происходит формирование мотивации, причем у 18 проявляется тенденция к достижениям, у остальных 5 ребят – тенденция к избеганию неудач. У 21 учащегося прослеживается мотивация на неудачу.

Ценностные ориентации. Одна из важнейших задач личностно ориентированного обучения - содействовать ценностной определенности учащихся, создавать условия для развития ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным. Формирование ценностной определенности означает, прежде всего, обеспечение условий для выявления смысла выполняемой деятельности каждым учащимся.

Ценности личности связаны с общественными нормами, ценностями окружающего социума и в то же время отражают субъектное отношение к ним самого человека, значимость этих позиций для него лично. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился. К гуманистическим ценностям относятся: познание; личность (в двух ее ипостасях: «Я – ценность» и «Другой – ценность»); ответственность; общественно-полезная деятельность.

Значимость этих ценностей в том, что они относятся к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывают базовые потребности личности, интегрируют в себе направленность на социальную адаптацию и обеспечивают успешность социализации и индивидуализации личности одновременно, чему и призвано содействовать образование. Именно эти ценности являются основой гуманистических отношений в обществе.

Познание означает принятия знания как ценности, необходимости образования своей личности, познания как ведущей базовой потребности личности, наличие стремления к организации своей образовательной деятельности (смообразованию себя) и развитию своих познавательных способностей. Социальная компетентность базируется и «выращивается» прежде всего, на основе знания социальных норм, стремления к пониманию конкретного социума, интереса социальной деятельности и межличностному взаимодействию.

Больше всего учащихся – 36 человек имеют низкий уровень, что подтверждает, что у данных учащихся потребность в познании минимальная. Учащиеся избегают ситуаций, которые требуют от него приложений каких-либо усилий для решения познавательных задач или освоения способов учебой деятельности.

Личность означает призвание ценности и значимости любого человека как индивидуальности, веру в его силу, самобытность и личностный потенциал. Успешность коммуникации и социальной деятельности предопределяется восприятием себя (своей личности) как ценности и другого человека как ценности. Сформированность «Я – ценность» обеспечивает субъектную позицию в различных видах деятельности и в общении, активность, стремление к самоактуализации.

На среднем уровне большее количество учащихся – 34 человека, что свидетельствует, что учащиеся уделяют своему Я много внимания, стараются быть позитивными в своем самовосприятии, а также серьезно задумываются о способах самовыражения.

Сформированность «Другой – ценность» определяет позитивный настрой в межличностном взаимодействии, толерантность и успешность социальной адаптации. Больше всего учащихся признают индивидуальность другого как ценность, стараются уважать других людей, однако им не всегда удается овладеть безусловным принятием другого человека и конструктивно общаться, учитывая его индивидуальные способности – это 43 старшеклассника.

Общественно полезная деятельность рассматривается как ценность потому, что личность проявляется только через вклады в других людей, через те изменения в жизни других людей, которые мы привносим своими действиями, поступками, деяниями. Общественно полезная деятельность как ценность является видом самореализации человеком своих сил, возможностей, способностей и характеризует человека как субъекта собственной жизни, показывает степень его причастности к жизни общества, включенность в социум.

Средний уровень у большего количества исследуемых – 39 человек, показывает, что старшеклассники понимают и принимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдать ей часть своего времени и сил, но не всегда это выходит на уровень их личностной инициативы и самостоятельности в выборе форм общественно полезной деятельности.

Шкала «Ответственность как ценность» выявляет насколько старшеклассник чувствует ответственность за то, что случается с ним в его жизни. Большее количество учащихся имеют средний уровень, что свидетельствует о призвании старшеклассниками важности такого личностного качества, как ответственность, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда они понимают и осознают мотивы своих действий.

По мнению К. Роджерса и А. Маслоу, главным мотивом деятельности человека является его стремление к самоактуализации. Полноценное развитие личности предполагает открытость любому опыту, ориентацию на собственные интуитивные стремления больше, чем на рациональные мнения и решения других, чувство свободы, стремление к творчеству, эмоциональную насыщенность каждого момента бытия. Стремление к самоактуализации реализуется через опыт личных переживаний и поиска истины. Для исследования применяла модифицированный вариант «Самоактуализационного теста» Л.Я. Гозмана, Ю.Е. Алешиной и др. Лукьяновой М.И. Данный тест позволяет выявить следующие параметры: познавательные потребности; креативность; самопринятие; самоуважение.

Познавательные потребности - на низком уровне – у 20 учащихся, следовательно, у этих учащихся слабая степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире. На среднем уровне 16 учащихся – можно предположить среднюю степень выраженности стремления к познанию.

Шкала «Креативность» характеризует выраженность творческой направленности личности. На среднем уровне 17 учащихся выборки. У этих учащихся средняя степень выраженности творческой направленности; есть некоторая склонность к риску, но при этом присутствует осторожность и ориентация на общепринятые представления. В учебной деятельности ориентированы скорее на соблюдение правил, требований, чем на проявление инициативы.

Шкала «Самоприятие» фиксирует степень принятия учащимся себя таким, какой он есть, вне зависимости от оценки своих достижений, достоинств и недостатков. Большее количество выборки на среднем уровне 24 учащихся - то есть прослеживается некоторая условность принятия себя. Отношение к себе нельзя назвать, безусловно, положительным.

Шкала «Самоуважение» диагностирует способность ученика ценить свои достоинства, положительные свойства характера, личностные качества, замечать их в себе и уважать себя за них. Низкая степень уважения к себе диагностируется у 13 учащихся. Можно предположить, что учащиеся не знают своих достоинств, не уверены в себе, как правило, не имеют своих суждений в каких-либо затруднительных ситуациях и потому постоянно сомневаются в выборе своего поведения. Средний уровень у большего количества исследуемых – 29 человек. У этих ребят средняя степень самоуважения, неполная уверенность в себе, не всегда способны оценить себя за свои достоинства и позитивные качества. Высокий уровень у одного человека. Этот учащийся верит в себя и свои возможности, при выборе своего поведения опирается на свое мнение по данному вопросу, высокий уровень самоуважения и знание своих достоинств.

При определении общего уровня сформированности у учащихся стремления к самоактуализации использовался уровневый интервал, разработанный Лукьяновой М.И. , рассчитанным для данной возрастной категории – старших подростков. Низкий уровень стремления к самоактуализации у 18 ребят, который проявляется в недостаточном познании себя, в неосознанности своих достоинств и стремлений, в отсутствии желания развивать свои способности и умения, расширять круг своих личностных возможностей. Большее количество учащихся имеют средний уровень, что говорит о том, что у этих учащихся стремление к самоактуализации не сформировано в достаточной степени. Учащиеся в определенной степени стремятся к достижению в некоторых сферах, но не всегда чувствуют уверенность и прилагают достаточные усилия.

Заключение. Проведенное исследование позволило практически отследить особенности протекания личностно ориентированного подхода в школе. По выявленным параметрам удалось выявить уровень развития каждого качества, которые в совокупности формируют социальную адаптацию личности.В результаты проведенного исследования есть возможность определить как индивидуальные методические рекомендации, так и общие для развития тех или иных качеств у воспитанников школы. Представим общие полученные рекомендации, распределив их по исследуемым параметрам.

  1. Субъектность.

    1.1. Формировать самостоятельность – способность к проявлению инициативы при выдоре целей и способов достижения успеха.

    1.2. Стимулировать личностную активность учащихся.

  2. Мотивация достижения успеха.

    2.1. Для коррекции завышенной самооценки у учащихся необходимо формировать мотивацию достижения через участие в разнообразных конкурсах, трудовых десантах.

    2.2. Давать учащимся задания проблемного характера, требующие продуктивного мышления.

    2.3. В ходе личностно ориентированного взаимодействия особое внимание обратить на формирование мотивации достижения как ядерной свойств личности.

  3. Ценностные ориентации

    3.1. Содействовать ценностной определенности учащихся, создавать условия для развития ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным.

    3.2. Формировать на уроках гуманистические ценности, которые направлены на призвание уникальности каждого человека и ценностной толекратнтности.

  4. Познание.

    4.1. Учить социальные нормы и правила, формировать стремление к пониманию конкретного социума, интереса к социальной деятельности и межличностному взаимодействию.

    4.2 Формировать любознательность у учащихся на уроках, развивать активную жизненную позицию, желание познать и изучать предложенный учебный материал.

  5. «Я – ценность».

    5.1. Формировать позитивное отношение к самому себе на основе самостоятельной обработки простых опросников и стремиться к изменению своих личностных качеств или изменения взгляда на создавшиеся обстоятельства.

  6. «Другой – ценность».

    6.1. Учить принимать других как индивидуальность, как личность, стремиться проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал собеседника.

  7. Общественно-полезная деятельность.

    7.1. Ориентировать учащихся в процессе обучения на общественную значимость выполняемого дела, деятельности.

    7.2. Формировать интерес к участию в общественно - полезном труде.

    7.3. Учить стремиться приносить пользу другим и бескорыстие.

    7.4. Нацеливать на значительность и значимость своей деятельности для других.

  8. Ответственность как ценность.

    8.1. Учить чувствовать ответственность за то, что случается с ним в его жизни.

    8.2. Формировать потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремиться анализировать свои поступки.

  9. Стремление к самоактуализации.

    9.1. Учить строить взаимоотношения с другими людьми на основе равенства, уважения и признания ценности других людей.

    9.2. Учить учащихся выражать свое мнение по поводу обсуждаемой проблемы.

  10. Познавательные потребности.

    10.1. Стимулировать у учащихся стремление к приобретению знаний об окружающем мире.

  11. Креативность.

    11.1 Учить относиться к учебной деятельности с энтузиазмом, видя в ней возможности для новизны и ярких впечатлений.

  12. Самоприятие.

    12.1. Создавать ситуации, в которых учащиеся познают себя, принимают себя, позитивно относятся к себе как личности вне зависимости от оценки (своей и окружающих) своих достоинств и недостатков.

  13. Самоуважение.

    13.1. Учить ценить свои достоинства, положительные свойства характера, личностные характеристики, замечать их в себе и уважать себя за них.

    13.2. Развивать самостоятельность в освоении учебной деятельности, через выполнение различных видов деятельности.

Литература.

  1. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – с.86 – 106.
  2. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции// Дефектология – 2009. - №1. – с. 5 – 19.
  3. Реан А.А. Психология адаптации личности/ А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008, с. 23- 55.

Под основными, или базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера, личности. Это фундаментальные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Такие качества отличаются от остальных личностных свойств человека тем, что их истоки уходят в младенческий и ранний возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Жизненная устойчивость этих качеств объясняется, в частности, тем, что в начальный период формирования данных свойств мозг ребенка еще незрелый, а его способность к дифференциации раздражителей недостаточно развита.

Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие -- по крайней мере в начальный период -- в определенной степени зависит от генотипических, биологически обусловленных свойств организма. К числу таких личностных качеств относятся, например, экстраверсия (направленность внимания на внешний мир) и интроверсия (направленность внимания на внутренний мир), тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодействия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессознательного, оперантного и условнорефлекторного научения, подражания и ряда других.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возникает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его «внутренней позиции» -- довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. «Возникновение такого новообразования,-- пишет Л. И. Божович,-- становится переломным пунктом на протяжении всего онтогенетического развития ребенка».

Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До семи лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Формирующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высокого уровня, приводит к появлению у детей склонности к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный (самый благоприятный) период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем -- в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механизмов научения, подражание затем может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, суть которого заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрослых дети обычно довольствуются тем, что отстаивают свою самостоятельность в игре. Современные игрушки -- это заместители тех предметов, с которыми ребенок должен будет встретиться в реальной жизни по мере своего взросления.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т. е. на три года меньше.

Формирование личностных качеств у учащихся начальных классов

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее - ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений .

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Актуальность формирования УУД для начального общего образования обусловлена, в первую очередь, в достижении успешности всеми учащимися.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать
взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
-уровень развития речи;
-степень владения русским языком;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.

В связи с внедрением ФГОС НОО главная задача учителя состоит в том чтобы воспитать активного, любознательного, позитивного школьника. Моя задача сегодня показать опыт своей работы по формированию личностных УУД.

Каждый человек в жизни играет социальны роли: в отношениях на работе мы коллеги, в отношениях с детьми мы мамы, в отношениях с друзьями мы подруги, в семье мы жены, мамы, бабушки. Начиная с младшего школьного возраста, мы должны учить детей играть социальные роли, чтобы вырастить их достойными гражданам

и нашей страны. Разберем виды УУД в начальной школе более подробно.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

Возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

На формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

Снижается школьная тревожность;

Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

Возрастает сплоченность класса;

Меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

Растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

Дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

Дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

В контексте задач образования ценность овладения учащимися коммуникативными действиями и навыками кооперации диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Современное образование не может игнорировать то обстоятельство, что обучение всегда погружено в определённый социальный контекст и должно отвечать его требованиям и нуждам, а также всемерно способствовать становлению гармоничной личности.

К числу таких задач относятся толерантность и умение жить с другими в многонациональном обществе, что в свою очередь предполагает:

. осознание приоритетности многих общих для всех членов общества

проблем над частными;

. следование моральным и этическим принципам, отвечающим задачам

современности;

. понимание, что гражданские качества основаны на уважении друг

друга и обмене информацией, т. е. умении слушать и слышать друг друга;

. умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.

Развивающий потенциал коммуникативных УУД не ограничивается сферой своего непосредственного приложения — общением и сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, в также личностную сферу школьников.

Без внедрения соответствующих педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции будут, как и сегодня, принадлежать сфере индивидуальных способностей ученика (в основном не соответствующих современным требованиям).

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий :

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение .

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Способы формирования личностных УУД

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:

Участие в проектах;

Творческие задания;

Зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

Самооценка события, происшествия;

Дневники достижений.

Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий:

Для развития ЛУУД нужно использовать разные образовательные технологии.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Технология проблемного диалога

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.

«Личный ежедневник первоклассника» сочетает в себе элементы традиционного дневника и «взрослого» ежедневника, а также даёт возможность развить у первоклассников организационные умения и умения самоконтроля и самооценки.

Дети сами в сентябре формулируют правила нашей жизни в школе, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Информационно-коммуникационная технология

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Изучение учебных предметов предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

Над формированием личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Выполняемая мною работа - эта часть пути для реализации стандартов второго поколения.

Заключение

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе

Это совокупность признаков, принципов, особенностей и способностей, определяющих уровень полезности системы и успешности ее взаимодействия в различных областях

Они являются частью характера человека, неким подмножеством особенностей, позволяющих наиболее эффективно реагировать на определенные воздействия, действовать и успешно достигать целей в определенной предметной области. Подробнее о характере и особенностях написано в методе Определение характера и темперамента .

Наличие определенных личных качеств является важнейшим признаком успешности, а их развитие – основным способом ее повышения. Рассмотрим подробнее основные качества успешного человека и методы их развития.

Интеллект

Это сложная модель поведения системы, использующая сознание, предсознание и подсознание для организации, управления, контроля и планирования деятельности , сохранения и использования воспринятой и синтезированной информации в памяти, личного развития и реализации предназначения , ограничиваясь совестью.

Позволяет определять действия и ресурсы на основе личного опыта и сгенерированных идей и объединять их в план для достижения целей.

При низком уровне развития интеллекта человек не способен заниматься полезной деятельностью, не может ее организовать, контролировать и управлять ею. Также не способен осознанно ставить цели, составлять план их достижения, преодолевать препятствия и действовать в их направлении.

При высоком уровне развития интеллекта человек полностью управляет своей жизнью, определяет оптимальные пути развития и достижения целей, осознает себя , занимается творчеством и непрерывно самореализуется.

Повышает успешность за счет определения оптимального пути достижения целей и наилучших способов преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления опыта и улучшения таких способностей как самосознание, постановка целей , планирование , воображение и т.п.

Подробнее это качество рассмотрено в методе Генерация полезных идей и .

Самодисциплина

Это способность начинать и завершать выполнение действий, получать ожидаемые результаты и достигать поставленных целей независимо от возникающих препятствий.

Препятствиями могут быть проблемы, потребности, вредные воздействия, лень, страх, отсутствие мотива или стимула и т.п. Причем подавляющее большинство из них являются внутренними.

Требует наличия воли для того, чтобы начать действовать, упорства для доведения дел до конца и целеустремленности для концентрации только на делах, приближающих к цели.

Воля

Это способность сознательно начинать выполнение действий, управлять ими и организовывать их для достижения целей.

Проявляется в начале выполнения действий для преодоления инертности и при возникновении препятствий.

Позволяет стать независимым от мнения и манипулирования других людей, а действовать только на основе личных решений, т.е. избавиться от реактивности при взаимодействии и стать более проактивным.

Быстрота принятия и реализации решений зависит от силы воли , на которую влияет самодисциплина, самостоятельность, решительность, самоуверенность и мужество. Чем лучше развиты эти качества, тем больше сила воли.

При низком уровне развития воли человек не начинает действовать самостоятельно, а только реагирует на внешние воздействия. Не может преодолевать препятствия, а просто прекращает достижение цели или переключается на другую цель.

При высоком уровне развития воли человек действует только на основе личного опыта и целей. Он мгновенно начинает действовать при принятии решения о достижении цели или при появлении препятствий на пути к ней.

Повышает успешность за счет преодоления все более трудных препятствий, выполнения все более сложных дел и достижения все более полезных целей.

Развивается аналогично самодисциплине – с помощью прогрессивного усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Упорство

Это способность продолжать и завершать выполнение начатых действий для достижения поставленной цели независимо от возникающих препятствий.

Часто используется при поражениях, когда нужно «встать на ноги» и продолжать двигаться к цели.

Проявление упорства, завершение всех дел и успешное достижение целей повышает мотивацию и уверенность в себе.

При низком упорстве человек завершает мало дел, причем только те, при выполнении которых не было препятствий. Если будет хоть что-то мешать, то человек сразу откажется от его выполнения или переключится на другое дело.

При высоком упорстве человек завершает все дела, получает необходимые результаты и преодолевает с помощью воли любые препятствия на пути к цели.

Повышает успешность за счет завершения всех запланированных дел, получения ожидаемых результатов и достижения всех поставленных целей.

Развивается также с помощью пошагового усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Целеустремленность

Это способность концентрироваться только на достижении текущей цели, не отвлекаясь на неважные дела, не поддаваясь лени и спонтанным желаниям.

При низкой целеустремленности человек часто отвлекается от текущего дела и целей, начинает выполнять другие дела, не связанные с текущей целью. Это значительно увеличивает срок и расходы на достижение цели.

При высокой целеустремленности человек выполняет только те дела, которые приближают к цели, и тратит личные ресурсы только на такие дела.

Повышает успешность за счет постановки и успешного достижения все более сложных целей, концентрации только на самых важных из них и минимизации затрат и времени на дела, не относящихся к цели – поглотителей времени.

Развивается с помощью сознательной концентрации на запланированном деле и постепенном увеличении продолжительности этой концентрации. Например, сначала можно концентрироваться только на текущем деле в течение 10-ти минут, затем 15, 20, 25… А затем делается эффективный перерыв на 5-10 минут для быстрого восстановления сил.

При этом важно найти оптимальное соотношение между концентрацией на деле и отдыхом, чтобы сохранить максимальную эффективность, не переутомиться и не перегореть.

Интенсивность

Это способность в течение определенного периода концентрироваться на одной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения.

Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует большей затраты ресурсов в единицу времени, что обычно является оправданной мерой для более быстрого получения результатов.

Предотвращает ведение деятельности в расслабленном, спокойном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

При низкой интенсивности человек может действовать очень медленно, часто делать перерывы, тратить ресурсы без пользы для текущих целей, что ухудшает состояние и значительно увеличивает срок достижения цели.

При высокой интенсивности человек выполняет действия на максимальной для себя скорости и с оптимальной тратой личных ресурсов. Делает минимум перерывов только для отдыха и восстановления сил, а не отвлекается на другие, бесполезные дела.

Повышает успешность за счет более быстрого достижения целей, хотя и с большими, но окупаемыми, затратами.

Развивается с помощью прогрессивного увеличения периода концентрации и максимального приложения усилий на одну цель.

Уверенность

Это состояние системы, в котором у нее есть знания о своей ответной реакции и реакции другой системы при оказании определенного воздействия.

Появляется при развитии и осознании как результат получения истинных знаний о себе, своих действиях и их последствиях. Минимизирует неопределенность, стресс, страхи и риски.

Необходима для понимания результатов, которые будут получены при выполнении определенных действий и оказании воздействия на себя или окружающую среду. Помогает сделать первый шаг к цели, снижает риск вредного воздействия и последствий, которые могут ухудшить состояние.

Уверенность в себе проявляется в речи, внешнем виде, одежде, походке, физическом состоянии.

При низкой уверенности человек может тратить много времени на определение безопасного и полезного воздействия, которое он может оказать на себя или другие системы, чтобы достичь определенной цели. При этом высока вероятность нанесения вреда, что может ухудшить состояния и отношения с другими системами.

При высокой уверенности человек может быстро определить необходимое воздействие, которое гарантированно приведет к необходимым последствиям и даст ожидаемые результаты. При этом риск нанесения вреда и ухудшения отношений будет минимальным.

Повышает успешность за счет точного определения, какое воздействие будет полезным, а какое вредным, что помогает воле сделать первый шаг к цели, который часто бывает самым трудным, т.к. нужно преодолеть свою инертность и внутренние препятствия.

Развивается с помощью осознания себя и окружающей среды, своих способностей, позитивного отношения к себе, веры, что при выполнении правильных действий обязательно достигнешь успеха.

Организованность

Это способность упорядочивать личную деятельность и определять важность целей и дел для повышения вероятности успеха и минимизации затрат.

Проявляется при появлении большого количества неупорядоченных, хаотичных дел, выполнение которых может быть неэффективным из-за траты ресурсов на менее важные дела. Такие дела подробно описываются, определяются связи между ними, определяется их важность и полезность для самореализации и достижения цели жизни .

Главными средствами для организации являются планирование и систематизация своей деятельности. Для этого можно применять различные системы списков, папок, категорий и т.п. Также можно делегировать выполнение важных дел более компетентным специалистам. Подробнее инструменты для организации описаны в методе Организация личных целей и дел . Также вы можете прямо сейчас начать пользоваться мощным, бесплатным онлайн органайзером .

При низкой организованности человек имеет много дел, полезность и зависимость которых ему неизвестна. Он принимает решения хаотично, обычно в зависимости от настроения и желания выполнить наиболее интересное, но не обязательно полезное дело.

При высокой организованности у человека все важные цели и дела подробно описаны, структурированы и организованы в единую систему. С ее помощью он может быстро находить нужную информацию и принимать правильные решения в зависимости от текущих условий и имеющихся ресурсов. Но эта система требует траты дополнительных ресурсов для ее создания и актуализации информации в ней.

Повышает успешность за счет ясного представления того, что нужно сделать для достижения цели, и быстрого получения необходимой информации для принятия решений и выполнения действий.

Развивается с помощью прогрессивного усложнения системы организации деятельности для самореализации и непрерывной актуализации информации в ней. Этому способствует развитие целеустремленности и самодисциплины.

Мужество

Это способность сохранять текущее состояние или улучшать его при возникновении опасности или страха, препятствующих выполнению действий и достижению поставленной цели.

Страх – хороший помощник для определения правильности принимаемого решения. Чем больше человек боится что-то сделать и это точно не принесет вреда, тем это дело полезнее для его самореализации. Тогда нужно мужественно сделать первый шаг, который обычно является самым трудным, а дальше все пойдет как «по маслу».

При низком мужестве человек может полностью прекращать действовать при возникновении страха, даже если его причина не нанесет вреда. При этом он может переключиться на другие, менее полезные цели, отказавшись от тех, которые вызывают страх, но способных принести больше пользы (организовать компанию, занять более высокую должность, построить дом и т.п.)

При высоком мужестве человек преодолевает любой страх, и при его возникновении начинает и завершает все дела для достижения цели. При этом, чем сильнее страх, тем больше энергии он дает для выполнения действий.

Повышает успешность за счет преодоления все более сильных страхов, возникающих при достижении все более сложных, великих и полезных целей.

Развивается с помощью осознания источников страха, определения их вредности, путей ее минимизации и пошагового увеличения сложности выполняемых действий и достигаемых целей, которые вызывают страх.

Решение проблем

Это способность приобретать недостающие ресурсы для выполнения определенных действий и преодолевать препятствия для достижения целей.

Воображение

Это способность создавать мысленные образы в сознании независимо от окружающей среды, комбинировать их с реальными объектами, моделировать их взаимодействие и определять возможные последствия.

Используется для генерации оригинальных идей, которые могут быть реализованы в виде материальных (новый дом, машина, инструмент...) или идеальных (знания, теории, процессы, методы...) объектов.

Применяется системой в творческой деятельности для создания новых, уникальных объектов, используемых ею самой или окружающей средой и улучшающих состояние системы, среды или надсистемы.

При низком воображении человек использует только ту информацию, которую воспринял извне: увидел, услышал, попробовал. Это позволяет использовать в своей деятельности только то, что уже существует.

При высоком воображении человек непрерывно формирует мысленные образы новых и существующих систем, соединяет их вместе, моделирует их взаимодействие и оценивает полезность последствий этого. Если образ оценивается как полезный, то человек может реализовать его в реальном мире, создав что-то новое, улучшив существующее или уничтожив вредное.

Повышает успешность за счет определения новых возможных состояний, оригинальных путей достижения целей и преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления знаний о существующих системах, расширения парадигмы и прогрессивном усложнении формируемых мысленных образов реальных и возможных систем.

Генерация идей

Это способность с помощью воображения формировать новые идеи на основе личного опыта и уже имеющихся идей.

При низкой способности генерировать идеи человек использует только шаблоны и проверенные способы для достижения целей. Может использовать технологии, которые кто-то изобрел, но плохо адаптирует их к своей деятельности, поэтому они приносят мало пользы.

При высокой способности генерировать идеи человек легко придумывает и реализует новые, уникальные объекты, изобретает новые инструменты и методы. Разрабатывает новые и улучшает существующие технологии и внедряет их в свою деятельность, что позволяет успешнее и эффективнее достигать личных целей.

Повышает успешность за счет определения оригинальных путей к целям, использования новых технологий и создания уникальных объектов, которые могут дать преимущество или будут использованы как личные ресурсы.

Развивается с помощью накопления опыта, непрерывного поиска более подходящих способов выполнения действий и достижения целей, разработки и внедрения более сложных и полезных технологий, инструментов и методов. Этому способствует улучшение воображения.

Креативность

Это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные идеи и использовать ранее не применяемые средства для преодоления препятствий и достижения целей.

Позволяет находить оригинальные средства для выполнения определенных действий, которые еще никто не пробовал использовать.

Может привести как к понижению, так и к повышению затрат на достижение цели, но, как правило, скорость выполнения действий значительно увеличивается при применении оригинального средства.

Является основным средством для творческой деятельности, создания чего-то нового, уникального и улучшения окружающей среды.

При низкой креативности человек может выполнять действия только на основе известных решений, использует только проверенные технологии и никогда не применяет что-то новое.

При высокой креативности человек старается для каждого нового дела, новой цели найти более подходящий путь, чем тот, что известен. Он генерирует много идей для определения наилучших способов достижения успеха. Непрерывно ищет, создает и внедряет новые технологии в свою деятельность.

Повышает успешность за счет создания новых, уникальных систем, которые могут дать преимущества, достижения целей оригинальным, нешаблонным путем, который может быть менее затратным и более быстрым, чем известные.

Развивается с помощью постоянного поиска новых способов и средств выполнения действий и прогрессивного усложнения целей, достигаемых оригинальным способом, а не шаблонным. Этому способствует улучшение воображения и способности генерировать идеи.

Самосознание

Это способность анализировать и оценивать свое текущее состояние, мыслительные процессы в сознании и .

Позволяет сравнить текущее состояние с желаемым, определить разницу и с помощью интеллекта определить действия для перехода в него.

Также помогает определить внутренние мотивы, дающие энергию для начала и завершения выполнения действий.

При низком самосознании человек для принятия решения использует только внешнюю информацию. Он очень восприимчив к мнению других людей, не учитывает свои мысли и эмоции.

При высоком самосознании человек принимает решения только на основе личных мыслей, . Четко представляет, чего хочет, какой цели достичь и легко определяет то, чего ему для этого не хватает.

Повышает успешность за счет определения разницы между текущим и целевым состояниями, использования внутренних мотивов, мыслей и эмоций.

Развивается с помощью периодической концентрации на мыслях и эмоциях, определения их сути, причин и последствий и прогрессивном усложнении достигаемых целей, имеющих все большую разницу с текущим состоянием.

Это наиболее значимые качества успешного человека, развитие которых позволяет успешно достигать любых поставленных целей.

Причем многие из качеств связаны друг с другом и развитие одних улучшает другие. Например, воля, упорство и целеустремленность улучшают самодисциплину, а мужество и уверенность – решительность.

Развитие этих качеств и навыков позволяет подсознательно, автоматически взаимодействовать, быстро и адекватно реагировать на внешние воздействия и корректировать свою деятельность в зависимости от новых возможностей.

Рассмотрим более подробно, как можно развивать любое из качеств, чтобы оно как можно больше влияло на жизнь и помогало достигать успехов.

Метод развития личных качеств

Для успешной самореализации необходим достаточно высокий уровень развития личных качеств. Можно улучшать одновременно несколько качеств. А лучше выбирать те качества, которые наиболее полезны для достижения текущих целей, и концентрироваться только на их улучшении.

Все эти качества являются врожденными – они есть у каждого человека. Но изначально они находятся в пассивном состоянии и практически не влияют на деятельность. Для того чтобы они приносили больше пользы при достижении целей, их нужно непрерывно развивать.

Главное при развитии качеств – это понимание того, что они не могут мгновенно улучшиться. Их следует развивать прогрессивно и регулярно в зависимости от текущих целей. А при прекращении развития они будут ухудшаться, деградировать.

Улучшение любого качества основано на постепенном, пошаговом усложнении действий, которые выполняются с его применением. Для развития качеств можно применять следующий метод:

1. Нужно выбрать качество и узнать о нем, как можно больше, чтобы появилось его четкое понимание: его определение, как оно проявляется, что происходит с состоянием, как реагируешь на внешние воздействия, как влияешь на окружающую среду и т.п. Для этого можно воспользоваться их описанием в этой главе и поискать дополнительную информацию в Интернете.

Например, интенсивность - это способность концентрироваться на конкретной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения. Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует больших затрат, что обычно является оправданной мерой за более быстрое получение результатов. Предотвращает ведение деятельности в расслабленном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

2. Описать идеальный уровень развития этого качества на 10 баллов из 10: каким может быть это качество лично для меня, каким будет мое поведение, в каких ситуациях его можно использовать…

Например, применять при выполнении любых дел. Действовать максимально быстро, не отвлекаться на посторонние дела. Иметь поддерживающую среду. Уделять немного времени на анализ дел, выяснять поможет ли оно достичь цели. Если появится намерение его выполнить, то решительно приступать к нему. Устанавливать сроки на выполнение дела. Заранее определять награду за его завершение в срок.

3. Определить текущий уровень развития этого качества по шкале от 1 до 10. Для этого достаточно спросить себя: «Насколько я доволен этим качеством в себе по шкале от 1 до 10» и прислушаться к возникающим эмоциям, они подскажут субъективный, но самый точный ответ.

Например, 4

4. Описать несколько простых шагов , действий, которые можно выполнить для развития этого качества на 1 балл. Описать, что конкретно можно делать, в каких ситуациях, что для этого использовать и т.п., чтобы качество немного улучшилось. При этом достаточно основываться на личном опыте и своем представлении об этом качестве в идеальном виде.

Например, перед началом выполнения дела определять его срок и награду. Организовывать поддерживающую среду, чтобы ничего не мешало его делать.

5. Затем описать шаги для развития качества еще на 1 балл, и еще на 1, и еще… И так дойти до таких шагов, которые улучшат качество до 10 баллов из 10, т.е. до идеального уровня.

Например, выполнять фактические действия с максимальной скоростью (быстро ходить, быстро печатать, быстро говорить и т.п.). Немного времени тратить на анализ дела, отвечать на вопрос «Зачем его делать?». Сразу выполнять дела, которые нужны для достижения целей и которые сам хочешь выполнить. Делегировать нужные дела, но которые не хочется выполнять. Решительно действовать, чтобы не упускать возможностей.

6. Выбрать шаги, с которых можно начать развитие качества в ближайшее время и начать выполнять эти шаги.

Например, устанавливать сроки и награды, организовывать поддерживающую среду и не отвлекаться на посторонние дела.

7. Периодически повторять этот метод и актуализировать свои ответы.


Этот метод нужно выполнить для каждого качества, которое полезно развивать в ближайшее время для текущих целей. Можно составить список качеств, нарисовать шкалу рядом и отметить на ней текущий уровень этого качества. Например, так:

Периодически, например, раз в неделю, можно актуализировать этот список, отмечать текущий уровень развития и анализировать динамику изменений. Можно выбирать то качество, которое стало самым приоритетным и выполнять те действия, которые помогут улучшить именно его.

Это поможет определить, каких качеств сейчас больше всего не хватает или какие нужно улучшить для достижения текущих целей.

Можно повесить этот список в нескольких видных местах, регулярно просматривать его, вспоминать те шаги, которые решено было выполнить первыми для их улучшения и выполнять их при подходящих условиях.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !