Смотровая яма в гараже своими руками: поэтапное руководство. Создание ямы в гараже Смотровая яма в гараже

В нашей стране смотровая яма планируется первой во время строительства гаража. Она является отличным помощником любого автомобилиста, т. к. позволяет провести мелкие ремонтные или профилактические работы, а также диагностику, причем без особых материальных затрат. Из этой статьи вы узнаете, как сделать смотровую яму в гараже, какие материалы для этого потребуются, а также то, в чем вообще заключается ее польза.

Для чего нужна смотровая яма?

Ответ очевиден: она нужна для того, чтобы было удобнее обслуживать транспортное средство. Некоторые при поломках обращаются в специальные технические центры, однако большая часть автолюбителей предпочитает самые сложные операции проводить своими руками. И делать это в уютной и спокойной обстановке намного удобнее

Помимо практических работ, смотровая яма способна обеспечивать беспрепятственный доступ к:

  • ходовой автомобиля;
  • выхлопной трубе;
  • днищу;
  • поддону картера;
  • коробке переключения скоростей;
  • глушителю.

Теперь, ознакомившись с предназначением смотровой ямы, приступаем непосредственно к работе.

Как сделать смотровую яму самому

Процесс состоит из нескольких этапов, рассмотрим их.

Этап первый. Предварительная разметка

Вначале вы должны определить форму и размеры смотровой ямы в гараже. Этот крайне важный момент, поскольку яма будет обустраиваться в уже наличествующем гараже, из-за чего, соответственно, задача будет усложнена, да и условия для работы будут стесненными.

При выполнении разметки руководствуйтесь тем, что почва, которая образует стенки ямы, будет иметь некоторый уклон, в то время как сами размеры сооружения должны быть такими, чтобы работа в нем была максимально удобной. Это во-первых. А во-вторых, в дальнейшем вы должны с легкостью парковаться над ямой, не опасаясь того, что транспортное средство провалится в нее. Существуют определенные меры защиты от соскальзывания, но о них несколько позже.

Исходя из всего этого, рабочая ширина ямы должна составлять 70 см – в таком случае даже у самых малогабаритных моделей автомобилей будет порядка 15-20 см для маневров. При необходимости ширину можно увеличить.

Обратите внимание! Если вы счастливый владелец «Жигулей» с шириной колеи в 1,3 м, то можете увеличить ширину ямы до 80-85 см.

Длина конструкции также определяется из соображений удобства работы, однако при этом следует учитывать и площадь самого гаража. В любом случае это должно быть как минимум 2 м.

При помощи колышков с веревкой или небольшого количества извести обозначьте на полу периметр ямы, добавьте с каждой стороны толщину стенок (зависит от устойчивости почвы) и сделайте небольшой запас для уклона. Если речь идет, к примеру, о плотном суглинке, это должно быть приблизительно 25-30 см. А вот глубина должна быть такой, чтобы от макушки вашей головы до днища машины оставалось около 25 см. Приведем небольшой пример.

Пример .

Для этого используем все те же «Жигули». Клиренс этого автомобиля составляет примерно 16 см. И если ваш рост составляет, скажем, 1,8 м, то «чистая» глубина ямы должна колебаться в пределах 1,7-1,8 м. Хотя лучше сделать ее несколько большей, ведь в дальнейшем всегда можно обустроить фальшпол до требуемой высоты или, как вариант, подставить скамейку.

Этап второй. Подготовка оборудования и расходных материалов

В ходе работы понадобится:

  • правило;
  • бетономешалка;
  • емкость;
  • лопата;
  • саморезы;
  • бетон;
  • доски;
  • сыпучие стройматериалы;
  • шуруповерт;
  • рулетка.

Количество того или иного материала зависит от размеров будущего сооружения.

Этап третий. Земляные работы

Вам предстоит выкопать порядка 9 м³ земли, что сложно, особенно если почва прочная, а работы будут выполняться вручную. Это самый трудный из этапов, однако к работе можно привлечь профессиональных землекопов.

Выкопав траншею, оставьте часть земли в гараже либо рядом с ним – с ее помощью вы засыплете пазухи по окончании строительства стенок. Все остальное вывозите. Чтобы правильно рассчитать технику, необходимую для вывоза, помните: объем разрыхленной почвы будет примерно на ¼ превышать объем самой ямы.

После этого выровняйте дно траншеи и утрамбуйте его, используя мелкофракционный щебень. Для этого насыпьте щебень слоем толщиной 5-7 см и уплотните его при помощи трамбовки.

Обратите внимание! Работать в смотровой яме будет гораздо удобнее, если сделать в стенах ниши для материалов, инструментов и запасных частей. Такие ниши предусмотрите заранее, еще на этапе выполнения земляных работ.

Этап четвертый. Сооружение стен и пола

Есть два возможных материала, которые в данном случае могут использоваться:

  • кирпич;
  • бетон.

Рекомендуем прибегнуть ко второму варианту, т. к. он обойдется дешевле. Кроме того, конструкция получится более надежной, да и закладные элементы будут закреплены качественнее. Поэтому рассматриваем вариант с монолитным бетоном.

Шаг 1. Вначале поверх щебня соорудите бетонный пол толщиной 6-7 см. Упрочните его армирующей сеткой толщиной 3-4 см и размерами ячеек максимум 15х15 см.

Шаг 2. Приготовьте бетон в следующей пропорции (для 1 м³): «четырехсотый» цемент (300 кг) + щебень с размером фракции от 0,5 до 2 см (1210 кг) + вода (210 л) + песок (680 кг). Если замешиваете вручную, то воды понадобится несколько больше, хотя рекомендуется все же использовать бетономешалку – так готовый раствор будет более подвижным.

Шаг 3. Полученным раствором залейте пол.

Обратите внимание! Коэффициент прочности на сжатие такой поверхности будет составлять примерно 200, чего в данном случае вполне достаточно.

Шаг 4. Приготовьте раствор для стен. Пропорции здесь должны быть несколько иными: 360 кг того же цемента + 1168 щебня + 670 кг песка. Объем воды такой же – 210 л. Толщина стен будет составлять 15 см.

Шаг 5. Из ОСП-плит толщиной 1-1,2 см соорудите опалубку. В дальнейшем эти плиты могут потребоваться и для других нужд.

Шаг 6. Армируйте стены. Многие этим пренебрегают, но на качестве лучше не экономить. Для этого можете использовать ту же сетку, что и для пола.

Шаг 7 . Бетон заливайте послойно, высота каждого яруса должна составлять 30-40 см. Каждый ярус уплотняйте при помощи штыковой лопаты. В последнем ярусе обустройте «стаканы» цилиндрической формы, в которые потом установите светильники. Для этого в отверстия в опалубке поместите куски канализационной трубы (обязательно под углом).

Шаг 8. Из предварительно сваренных металлических уголков выполните обрамление ямы, для крепления используйте закладные анкеры, сделанные из кусков арматуры. Обрамление будет выполнять сразу несколько функций:

  • укрепление углов;
  • «обойма» для настила из досок;
  • поребрик для страховки (чтобы машина не соскальзывала).

Шаг 9. Обратная засыпка. В образовавшиеся зазоры засыпайте землю слоями по 15-20 см, тщательно утрамбовывая каждый из них.

Этап пятый. Гидроизоляция

Если в вашем регионе уровень подземных вод достаточно высокий, то дополнительно позаботьтесь о качественной изоляции. Здесь есть несколько возможных вариантов.

  1. Рубероид . Укладывается двумя слоями поверх битумной мастики. Нахлесты должны составлять 20 см, всех их также проклеивают горячим битумом. Срок годности такой изоляции – до 15 лет.
  2. Сухие проникающие смеси . Их разводят водой непосредственно перед применением. Смеси проникают вглубь структуры, но используются преимущественно в качестве дополнительной изоляции.
  3. Полимерные мембраны . Отличаются большим эксплуатационным сроком (до 50 лет). Монтаж предусматривает обустройство армированного каркаса и укладки слоя геотекстиля. Мембраны самоклеящиеся, нахлест должен составлять 10-30 см.
  4. Жирная глина + отходы нефтеперерабатывающей промышленности . Практически не используется.

На что еще обратить внимание?

  1. Если освещение будет обеспечиваться упомянутыми выше цилиндрическими углублениями, то потребуется прокладка кабеля и монтаж розетки. Если источник света будет переносным, то все это не нужно.
  2. Вентиляция может потребоваться для защиты ямы от конденсата, притока свежего воздуха и оттока различной химии. Проще всего сделать этого при помощи гибкого воздуховода, который следует вывести из ямы на высоту 25 см над уровнем пола.
  3. При проведении земляных работ крепите стены котлована в обязательном порядке! Используйте для этого доски с распорками.
  4. Наконец, при выполнении работ используйте средства индивидуальной защиты (ботинки, перчатки, при необходимости – респиратор и очки).

Смотровая яма в гараже своими руками: видео

Итог

Смотровую яму легко сделать самому. Конечно, проще делать ее еще на этапе строительства гаража, но и в готовом сооружении сделать это не составит труда. С таким «бункером» вам будет намного легче ремонтировать и обслуживать свой автомобиль.

В итоге отметим, что работать лучше с помощником. Он не только будет помогать или подавать инструменты, но и придет на помощь в экстренной ситуации.

Перед тем, как построить смотровую яму в гараже своими руками, давайте разберемся что это такое.

Смотровая яма – это рабочее пространство автомобилиста, которое должно быть максимально комфортным, позволяющим развернуться и встать в полный рост. Если эти условия не соблюдаются, починка даже крохотной проблемы превратится в кошмар, чего нельзя допускать.

Как правильно сделать яму в гараже?
Первым делом мы должны измерить длину, ширину и глубину, для того чтобы узнать размеры смотровой ямы в гараже своими руками.

Параметр длины рассчитывается из расчета длины машины. Прибавьте к ней один метр, это будет оптимальное пространство , удобное для работы.

Второй параметр опять же напрямую зависит от габаритов транспортного средства. В среднем, это – 75 см, но профессионалы пользуются и другим способом измерения оптимальной ширины: нужно вымерить, на каком расстоянии друг от друга находятся передние колеса. От полученного значения отнимается 20 см, чтобы быть уверенным, что во время заезда на яму, авто не провалится .

ВАЖНО: Перед тем, как делать яму в гараже, учтите, что ее ширина должна быть немного меньше ширины вашего транспортного средства, иначе машина попросту провалится.

И, наконец, последний параметр – глубина . Она исчисляется из расчета роста автомобилиста, к которому прибавляется 20 см. Полученные параметры нужно увеличить на 30 см , которые составят гидро- и теплоизоляция. После расчета можно составить чертеж ямы в гараже.

Смотровая яма в гараже своими руками: размеры — фото ниже:

Строительство

Получив нужные габариты, приступаем к строительству смотровой ямы в гараже своими руками. Конечно, сооружать смотровую яму, когда еще гараж не построен гораздо проще, здесь нужно выполнить эту работу до того момента, как полы будут залиты бетоном, но даже, когда вы задумались над тем, как сделать гараж с ямой своими руками, то этот вопрос вполне решаем.

Строительные работы заключаются в следующем:

  1. Подготовка котлована. Размечаем земельный участок согласно полученным габаритам. Перед тем, как выкопать яму в гараже, запасаемся лопатами и уровнем. Яма должна быть нужной глубины и с ровным дном.
  2. СПРАВКА: Как сделать смотровую яму в гараже, когда он уже построен? Размечаем пол, а, затем, по разметке, при помощи элетроинструмента прорезаем стяжку, после чего уже проводятся копательные работы.

  3. Формировка ровных стен. Также необходимо тщательным образом утрамбовывать днище котлована.
  4. Обустройство смотровой ямы в гараже: пола, стен и ниш.

Строим яму в гараже своими руками пошагово:

На грунт укладываем подушку из щебня, поверх которого, примерно на 5 см. насыпаем песок, утрамбовываем.

Следующий слой в этом «пироге» — это 30 см. глины . На глину уже кладется армированная сетка, которая становится костякомнашей конструкции, крепким, надежным, долговечным.

Сетка заливается бетоном . Делаем замес песка с цементом, в соотношении три к одному и заливаем толщиной в 7 см.

Ждем, когда бетон застынет и только после этого, обрабатываем пол раствором битумной мастики . Кладем рубероид и проклеиваем места стыков битумом, обязательно, горячим .

На рубероид укладывается пенопласт, а затем вся конструкция щедро заливается бетоном, примерно на 15 см. И опять ждем, пока бетон засохнет.

После того, как бетон высохнет, можно приступать к оформлению стен и ниш:

  1. Стены промазываются глиной, затем укладывается полиэтилен, который хорошо крепится к жирным сортам глины.
  2. На пленку накладывается слой рубероида и опять, как и в случае с полом, стыки проходим битумом.
  3. Повторяем технологию создания пола, и крепим слой пенопласта на стены, воспользовавшись любым строительным клеем.
  4. Самая сложная часть работы – возведение опалубки . Опалубка делается из фанеры, если вы хотите получить более долговечную конструкцию, то из досок, на расстоянии в 7 см. от стен.
  5. По периметру стены проводим армирование и заливаем бетонным раствором.

Заливать бетон нужно слоями, здесь нужно руководствоваться правилом , тише едешь, дальше будешь. Залить яму в гараже нужно в течении нескольких дней, каждый день – на 20 см. в высоту.

Когда бетон застынет, и вы останетесь довольны полученным результатом, убирайте опалубку , она теперь нам не нужна. Ну, а мы приступаем к следующему этапу, созданию ниш.

Как и при строительстве пола, и стен, при устройстве ниш, мы пользуемся арматурой и глиной . Вот только здесь нам уже не нужен бетон, будет смотровая яма в гараже своими руками из кирпича , которым облицовываются ниши. Если не нравится этот вариант и Вас интересует еще чем выложить смотровую яму в гараже, то воспользуйтесь керамической плиткой , это будет эффектнее.

Посмотрите, как сделать смотровую яму в гараже своими руками — фото:

Гидро- и теплоизоляция

Перед тем, как делать яму в гараже, нужно позаботиться также о гидроизоляции , ведь влажность недопустима в смотровой яме, где, мало того, что нужно работать в комфортных условиях, но и важно соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами автомобиля.

На сегодняшний день мы можем выбирать из широкого ассортимента материалов:

Полимерный. Это — материал, обладающий сложной синтетической структурой и превосходными гидроизоляционными свойствами. Разделяются две разновидности: многослойные и однослойные , первые обладают лучшими качествами и могут прослужить значительно дольше, до пятидесяти лет, вторые – дешевле. Полимерную гидроизоляцию укладывают на арматуру с ячейками размера 10х10.

Каркас обязательно покрываем геотекстилем . Полимерные пластины, если они с самоклеющейся основой, устанавливаются на 30 см внахлест, если мемтраны не самоклейки, то нахлест делается на 10 см. В обязательном порядке стыки между полимерными пластинами обрабатываются специальным клеящим составом.

Битумный. Этот вариант гидроизоляции представлен несколькими видами: рубемаст , еврорубероид и рубероид , каждый интересен по своему, каждый имеет свои плюсы и минусы.

Установка битумной изоляции , пожалуй, самая простая, кроме того, этот материал относится к разряду экономичных, правда срок службы у него значительно ниже, всего 10 лет, если работа проведена качественно, годность увеличивается до 15 лет, но не более того.

Битумную изоляцию накладывают двойным слоем.

Сухие смеси. Это один из современных способов изоляции. Он эффективен, долговечен, позволяет ликвидировать даже микроскопические трещины в стенах и полу, что увеличивает срок службы смотровой ямы. Смеси, разбавленные водой в указанной на упаковке консистенции, наносятся на бетонный слой.

Если сухие смеси – это современный способ, который, однако, частенько применяется, как дополнительная изоляция, поддерживающая другую, полимерную или битумную, то смесь глины с нефтепродуктами – это самый старый способ изоляции. Он хорош тем, что прост в проведении работ и требует минимальных финансовых затрат.

Минус этого способа в том, что продукты нефтепереработки токсичны , и долго работать в яме, обработанной таким составом, специалисты не рекомендуют.

ВАЖНО: не забывайте всегда проклеивать стыки, будь то полимерный материал, битумный или какой-то другой. Не соблюдение этого условия может привести к разрушению всей конструкции и сведению на нет ваших трудов.

Теплоизоляция является не менее важным вопросом, ведь в нашей стране теплая погода устанавливается лишь на пять месяцев, тогда как остальное время – дожди, холода и трескучие морозы.

При устройстве смотровой ямы в гараже , в качестве долговечного, эффективного утеплителя может выступить материал полистирол . Положительными свойствами материала является минимальный процент водопоглощения, универсальность, превосходные теплоизоляционные характеристики. Минус – недолговечность, примерно 10 лет.

Последние штрихи

В качестве завершающих штрихов мы обозначим:

  • безопасность (железная решетка на яму);
  • ниши;
  • освещение;
  • вентиляция.

Безопасность подразумевает установку железной решетки на яму.

Смотровая яма в гараже — чем закрыть? Ни в коем случае нельзя, чтобы она была всегда открытой. Вы можете задуматься, забыться, не разглядеть… последствия такой невнимательности, обычно плачевны. Поэтому лучше закрывать решеткой на время отсутствия ремонта смотровой ямы в гараже.

Ниши в стене нужны для того, чтобы хранить в них инструменты, дабы не бегать каждый раз наверх за пассатижами или отверткой. Ниши служат и в качестве декора помещения, создавая непередаваемую словами атмосферу, располагающую к работе.

Для освещения необходимо провести проводку, установить в стене розетки. Можно, конечно, воспользоваться и переносной лампой, но это будет не столь удобно и эстетично.

Вентиляция – один из главных вопросов оформления смотровой ямы, потому что зачастую приходится использовать токсичные вещества, лаки, краски, дышать которыми в замкнутом помещении недопустимо. Поэтому уделите вопросу вентиляции значительную часть своего внимания.

Кроме того, вентиляция нужна для исключения возможности создания эффекта конденсата: повышенная влажность может привести к разрушению смотровой ямы и порче автомобиля, электро инструментов. Вентиляцию можно соорудить, выведя воздухоотвод от гаражного пола на 30 см. А для того, чтобы в вентиляционную трубу не попадал всякий мусор, она накрывается сеткой.

Теперь вы знаете, как сделать смотровую яму в гараже своими руками. Поверьте, это вовсе не так трудно, как кажется, глядя на столь объемную инструкцию. И, напоследок, нам остается пожелать вам только терпения и добра!

Как построить яму в гараже своими руками, смотрите видео:

Диагностическая яма всегда является желанным атрибутом гаража. Она позволяет с удобством осматривать низ автомобиля. Рукастый автолюбитель с ее помощью самостоятельно заменит масло или порванную манжету. Именно с нее следует начать обустройство гаража. Потратив некоторую сумму, яму можно соорудить с использованием наемного труда. Статья рассказывает, как сделать эту работу своими руками.

Из чего построить смотровую яму

Смотровая яма в гараже обычно сооружается из кирпича или монолитного железобетона. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Кирпичная кладка менее трудоемка, но не столь прочна и требует дополнительной затирки наружных кладочных швов перед нанесением гидроизоляции.

Железобетонные стены прочнее и более долговечны. К недостаткам можно отнести повышенную трудоемкость изготовления. Для заливки бетонного раствора необходимо сооружать опалубку, внутри которой вяжут арматуру. Требуется большое количество раствора. Своими руками возможно сделать как кирпичные, так и бетонные стены.


Размеры и положение смотровой ямы

Рациональнее отрывать смотровую траншею одновременно с закладкой фундамента гаража. Ширина канавы обычно составляет 70–80 см. Если взять ее менее 70 см, траншея будет тесной, шире 80 см - больше риск провалиться в яму, что нередко и случается. Хорошо, если поблизости окажутся несколько крепких ребят. Высотой траншею делают примерно 180 см, чтобы от головы до днища авто было около 15 см просвета. Длина должна быть не менее двух метров, а лучше - по длине автомашины плюс 1 метр.

Положение канавы может быть различным: по центру ворот или со смещением. В этом случае машина стоит в стороне от подполья с его сырым воздухом. Для осмотра или выполнения каких-либо работ придется маневрировать, чтобы заехать на канаву. Для более удобного входа смотровая яма в гараже может иметь Г-образную конфигурацию. Можно спускаться и подниматься по лестнице, не перекатывая машины.


Спускаться в яму по приставной лесенке неудобно и опасно. Лестница должна быть стационарной, при этом - удобной и безопасной. Наилучшим вариантом является изготовление ступенек одновременно с возведением ограждающей конструкции. При кирпичных стенах и ступени целесообразно выполнить из кирпича. Заливая стены из монолитного железобетона, следует заодно отлить ступени. Если же на этом этапе они по какой-то причине не были изготовлены, то лестницу можно сделать и позднее своими руками, когда будет выполняться обустройство смотровой канавы. Лестницу изготавливают деревянной - с креплением ступеней на тетивах или косоурах, а также металлической - с проступями из рифленого железа.

Как сделать подсветку смотровой ямы

Выполняя обустройство гаражного бокса, следует предусмотреть освещение смотровой ямы в гараже. Согласно правилам устройства освещения в ремонтных ямах применение ламп накаливания 220 В запрещается. Допускается использование источников света с лампами не более чем на 36 В. Для их питания применяют понижающий трансформатор. Хорошим вариантом являются светильники дневного света в герметичном корпусе. Если используется переноска на 24 В, кабель по технике безопасности должен быть длиной не менее четырех метров.

Вентиляция подполья

В ремонтной траншее из-за разности температур возникает повышенная влажность и образуется конденсат с осаждением на днище автомобиля. Чтобы избежать этого неприятного явления, смотровая яма в гараже должна иметь хорошую вентиляцию. Вытяжной канал выполняют из асбоцементной или пластиковой канализационной трубы, заложенной в щебеночную подготовку пола. Эту трубу необходимо соединить переходным коленом с вертикальным вытяжным стояком. Вытяжки из-под потолка гаражного бокса и траншеи должны быть самостоятельными. Если объединить их в одну - эффективность вентиляции технического подполья резко снизится.

Контуры котлована

Перед тем как размечать место в гараже под будущую траншею, необходимо выполнить чертеж ее поперечного сечения. За основу следует брать размер траншеи в свету. Например, ширина будет составлять 70 см. К этой величине нужно прибавить удвоенную толщину стенки. Если последняя равна 20 см, получится: 70 + (2 × 20) = 110 см. Добавить еще запас - по 5 см с каждой стороны. В конечном счете ширина траншеи внизу составит: 110 + (2 × 5) = 120 см. Для того чтобы облегчить впоследствии нанесение обмазочной гидроизоляции, стенки траншеи следует выполнять наклонными. Для этого достаточно ширину траншеи на полу гаража увеличить на 60 см (по 30 - на сторону). То есть, вверху ширина канавы будет равняться 180 см. По такому же принципу копают траншеи для фундамента.

Ковш или лопата

Если смотровая яма в гараже изготавливается одновременно с заливкой фундамента, есть смысл прибегнуть к услугам экскаватора. Вся работа будет выполнена за полдня. Расходы будут такого же порядка, как если нанять землекопов. Иногда бывает, что в сезон их еще и не найдешь. Ну а если пришла мысль устроить техническую траншею, когда гараж уже построен? Остается только один выход - выкопать котлован своими руками. Чтобы не делать лишней работы, какое-то количество вынутого грунта следует складировать недалеко от строительного плацдарма, поскольку земля понадобится для обратной засыпки пазух.

Основание траншеи от проникающей влаги должна защищать гидроизоляция. На утрамбованное дно котлована предварительно заливают 10-сантиметровую подбетонку. Для подготовки достаточно раствора марки М 150. По ширине подготовительный слой выполняют заподлицо с наружной поверхностью будущих стен траншеи. Для изоляции подошвы применяют любой вид рулонного изоляционного материала - рубероид, Бикрост, Акваизол, полимерные мембраны. Полотна следует отрезать с напуском на стены.

Поверх изолирующего слоя заливают бетонный пол. Марку берут прочнее - М 200. Толщины достаточно 7–8 см, но заливаемую поверхность лучше армировать дорожной сеткой 150 × 150 с толщиной проволоки 4 (3) мм.

Правила конструкции стен

Перефразируя Генри Форда, можно сказать - конструкция стен траншеи может быть любой, при условии, что она жесткая и прочная. Чтобы в недалекой перспективе стены не выпучились и не растрескались, следует знать - как их не нужно делать:

  • класть кирпичные стены в один ложок (толщиной 120 мм);
  • производить кладку из кирпича без армирования;
  • использовать для кладки силикатные изделия;
  • заливать бетонную смесь непосредственно в грунт (с наружной стороны канавы);
  • заливать бетон без арматуры;
  • использовать бутобетон.

Комбинированная стена

Ниже описывается один из возможных вариантов сооружения ограждающей конструкции своими руками. Наружные стенки котлована выкапывают наклонными, с запасом по ширине, чтобы обеспечить в дальнейшем доступ для гидроизоляционных работ. Выкладывают 4–5 рядов кирпичной кладки в полкирпича по всему внутреннему контуру будущего сооружения. Эта перегородка будет служить внутренней опалубкой. Наружную устанавливают, отступая 130 мм от сложенной стенки сразу на всю высоту траншеи, используя старые доски, листы фанеры, ДСП, ОСП и другие подобные материалы. Подпирают ее распорками и укосинами, после чего заливают бетонный раствор с верхним обрезом кладки.

Укладывают армирующую кладочную сетку шириной 250 мм с ячейкой 50 × 50 и толщиной проволоки 4 или 5 мм. Выкладывают следующий участок и снова устанавливают арматуру. Для лучшего сцепления с бетоном наружную поверхность кладки из кирпича выполняют «в пустошовку». Жесткость конструкции придадут замкнутые пояса из прутков арматуры диаметром 10 мм, заложенные внизу и вверху ограждения. Чтобы впоследствии оборудовать освещение смотровой ямы в гараже, предусматривают ниши для установки светильников. Гидроизоляция, если она предусмотрена проектом, выполняется после снятия наружной опалубки.

Обзорная канава и грунтовые воды

Не всегда, к сожалению, в гараже можно изготовить обзорную канаву. При расположении грунтовых вод (ГВ) под гаражом на глубине меньшей двух метров, не стоит и приступать к строительству. Жизнь показывает, что в этом случае не поможет никакая гидроизоляция стен. Когда ГВ находятся на отметке ниже 2,5 метра, траншею можно соорудить при условии, что будет выполнена качественная гидроизоляция наружных стен смотровой канавы. Ее можно выполнить своими руками из нескольких слоев оклеечного материала: рубероид, Технониколь, Стеклоизол, Гидростеклоизол и других. Оклеивают поверхности с помощью расплавленного битума. Существуют материалы проникающего действия: Гидротекс, Акватрон-6, Пенетрон. Они удобны тем, что наносятся на сырой бетон и сокращают время ожидания. Хорошим глиняным замком служит жирная мятая глина.


Глобальное утепление

Чтобы смотровая яма в гараже зимой не покрывалась инеем, ее можно утеплить. Для этого наружные стены, на которые нанесена гидроизоляция, необходимо оклеить плитами утеплителя - пенополистиролом толщиной 5 см. Если такой утеплитель уложить в 2 слоя под отмостку по периметру всего гаража, пол в гараже и траншея будут еще теплее.

Траншея в полнаката

Чтобы случайно не упасть в яму, нужно сделать поверх нее ограждающий настил. Самая простая конструкция - толстые поперечные доски, уложенные внутрь окантовки из уголков, установленной с помощью закладных элементов или закрепленной анкерными болтами. Для этой цели хорошо подходят отходы деревообработки - горбыли, уложенные выпуклостью вниз. Смотровая яма в гараже, закрытая ими, при взгляде снизу напоминает фронтовую землянку.

В заключение

Строительство смотровой траншеи напоминает заливку фундамента и проходит те же этапы:

  • разметка;
  • земляные работы;
  • изготовление подошвы;
  • возведение стен;
  • гидроизоляция;
  • утепление.

Закончив строительство траншеи из железобетона или кирпича, производят ее обустройство. Изнутри яму можно оштукатурить или облицевать кафелем. Такой «андеграунд», построенный своими руками, позволит водить автомобиль с полной уверенностью за его техническое состояние. Ведь подключив освещение смотровой ямы в гараже, можно регулярно оценивать состояние ходовой части своего авто.

Каждый автолюбитель рано или поздно сталкивался с вопросом ремонта своего «железного коня». В случае серьёзных повреждений, автомобиль приходится отгонять на станцию техобслуживания. В случае мелкой поломки, всё можно сделать самому. Но в этом случае придется изрядно попотеть, чтобы найти место, где вы сможете добраться до всех труднодоступных частей вашего авто. В решении этого вопроса поможет собственная смотровая яма, позволяющая провести все ремонтные работы своими руками, не потратив при этом ни копейки на аренду пандуса. К тому же, сделав всё самостоятельно, вы сэкономите на дорогих строительных бригадах.

Прежде чем приступать к непосредственному строительству гаражной ямы, предлагаем обратить внимание на все главные особенности этого объекта. Рассмотрите все преимущества и недостатки смотровых ям. Выделите для себя цель, которой будет вам служить это вспомогательное помещение. Любой этап строительства монолитных конструкций предусматривает ту или иную технологию работ. От того, насколько точно всё будет сделано, зависит срок эксплуатации гаражной ямы.

Предназначение смотровых ям

Иногда во время движения случаются казусы разного рода. Проезжая по неровной грунтовой дороге, вы можете услышать неприятный звук, а ещё хуже — почувствовать удар. Габариты автомобиля не всегда позволяют получить доступ к его днищу. К тому же, вы не станете после каждого подозрения ехать к знакомому автослесарю, а лучше осмотрите всё сами. В случае, если ваш автомобиль имеет низкую посадку, то доступ к открытым деталям ограничен. Если на установку домкрата попросту нет времени, то вам поможет смотровая яма.

Смотровая гаражная яма призвана помочь автовладельцу в решении следующих проблем:

  • получить доступ к повреждённым частям кузова;
  • демонтировать или установить детали (глушитель, коробку передач, карданный вал, двигатель, топливный бак, защита картера и др);
  • заменить расходные материалы (слить масло, поменять топливный и воздушный фильтра и др);
  • провести антикоррозийные работы днища автомобиля;
  • увеличить доступ к механизмам и деталям, в случае проведения совместных ремонтных работ.

Как видим, использовать гаражную яму можно по-разному. Важной особенностью этого помещения является – удобство. Если вы решили обустроить гараж смотровой ямой, то любой мелкий ремонт вам не страшен. К тому же все работы пройдут гораздо быстрее, поскольку вам не потребуется прибегать к использованию дополнительных механизмов, позволяющих получить доступ к днищу вашего авто.

Достоинства смотровых ям

Помимо своего полезного предназначения, смотровые ямы обладают рядом преимуществ, позволяющих автомобилистам сэкономить на вызове автослесаря.

К достоинствам гаражных ям можно отнести следующие:

  1. Яма облегчает самостоятельный ремонт автомобиля, поскольку увеличивает доступ к деталям, находящихся в «сложных» местах.
  2. Построив яму буквой «Г», вы сможете выделить небольшое полезное пространство. В нём можно обустроить склад инструмента и расходных материалов, или использовать в качестве погреба для домашних закруток.
  3. Поскольку помещение расположено ниже уровня грунта, то температура в нём круглый год практически не меняется. Это облегчает работу в жаркий период.
  4. Гараж, содержащий смотровую яму, существенно увеличивает стоимость строения, тем самым окупая все строительные мероприятия, на случай, если вы решили его продать.
  5. При умелом использовании и расположении в гараже можно обустроить собственное СТО. Если он находится на участке вблизи дома, то поможет существенно сэкономить. В этом случае, вы не потратите денег на проезд до работы, а за аренду помещения не заплатите ни копейки.

Оборудовав собственное парковочное место смотровой ямой, вы не только сэкономите на ремонтных работах, за которые придется платить другим лицам, но и освободите небольшое пространство, которого всегда так не хватает в гараже.

Размер смотровой ямы

Перед тем как приступать к строительным работам, обустройство ямы в гараже начинают с задания её размеров. Зачастую бывает так, что гараж превращается по большей части в склад ненужных вещей, которые настолько перекрывают всё полезное пространство, что для автомобиля остаётся совсем немного места.

Чтобы правильно спланировать размеры будущей ямы, советуем обратить внимание на следующее параметры:

  • размер котлована (учтите эту величину, которая должна быть на 300-350 мм больше ширины готовой ямы);
  • глубина ямы (этот показатель варьируется в зависимости от высоты хозяина гаража. Но лучше взять эту величину с запасом в 10-20 см. Главное — чтобы, стоя на полу ямы, вы могли свободно добраться до любой детали, расположенной в нижней части автомобиля. В случае чего, высоту можно компенсировать, установив на полу небольшие деревянные полы);
  • ширина ямы (должна быть на 20 см меньше расстояния между внутренними частями скатов вашего автомобиля. Это требование безопасности, которое уменьшает возможность наезда колеса непосредственно в яму);
  • длина ямы (для расчёта этого параметра достаточно прибавить к длине автомобиля минимум 1 м. Но учтите, что гараж не всегда позволяет обустроить вам яму желаемой длины. К тому же, форма базы автомобиля может перекрывать доступ к яме. В любом случае, она должна быть такой длины, чтобы вы могли спуститься в неё, при стоящей в гараже машине. Учтите этот параметр, если планируете обустраивать сразу два парковочных места);
  • близость грунтовых вод (лучше сразу узнать об этом, чем получить впоследствии неприятный сюрприз в виде затопленной ямы. В случае их близкого расположения, размеры придётся изменить, а иногда – вовсе отказаться от этой затеи).

Рассчитывая длину ямы, учтите размер трапа, по которому вы будете спускаться. Находясь внутри, ширина не должна ограничивать ваши движения, а голова – задевать днище автомобиля. Обратите также внимание на размер котлована, который может меняться в зависимости от материала стен. Обустраивая котлован, учтите что он должен быть увеличен в зависимости от материала стеновой поверхности.

Рассмотрим эти показатели для разных видов строительных материалов, а именно:

  • бетонная стена (ширина котлована увеличивается на 12-15 см в каждую сторону);
  • стена из газосиликатных блоков (котлован увеличивается на 20 см).

Помимо этого, учтите дренаж и слой гидроизоляции. В этом случае ширина котлована увеличивается ещё на 15-17 см. Удобно также обустроить в стенах смотровой ямы небольшие ниши. Проводя ремонтные работы, вам будет удобно положить туда инструмент. Если уровень дренажных вод будет выше чем 2,5 м, то придется дополнительно устанавливать дренажную систему, которая будет отводить лишнюю воду в канализацию. На предварительном чертеже обязательно отметьте все дополнительные детали, которые вы хотели бы увидеть в вашей яме, тогда вы получите отличный результат.

Смотровая яма в гараже своими руками. Подготовительные работы

Начиная строительство ямы в гараже, необходимо основательно подготовиться. Этот процесс достаточно тонкий, к тому же требует соблюдения правильной последовательности действий. Чтобы облегчить все работы, лучше сразу обзавестись всем необходимым, тогда результат станет вам на радость.

Инструменты и материалы

Практически любой вид строительных работ требует дополнительной помощи. Чтобы облегчить весь процесс, советуем сразу обзавестись помощником, с которым дело пойдёт в два раза быстрее. Правильный выбор стройматериалов и вспомогательного инструмента – залог качественного результата.

  • бетономешалка, отбойный молоток, перфоратор, болгарка;
  • сварочный аппарат, шуруповёрт, бетонный вибратор, трамбовка;
  • плоскогубцы, вязальный крючок, молоток, набор ключей, строительный нож;
  • лопаты, металлические вёдра, ванночка, шпатель, ковш, тёрка, полутёрок;
  • уровень, правило, рулетка.

Помимо вышеуказанных инструментов вам понадобятся следующие материалы:

  • песок, цемент, щебень;
  • брус 30х30 мм или 40х40 мм, доска дюймовка или влагостойкая фанера толщиной 10-15 мм, струганная доска 40-45 мм;
  • арматура 10-12 мм, катанка 6-8 мм, вязальная проволока 1,8-3 мм, металлический уголок 50х50 мм, профтруба 50 мм;
  • грунтовка, противоморозный пластификатор, гидроизоляционный материал (плёнка, рубероид или мастика), битумная лента, грунтовка по металлу;
  • макловица, кисть маховая, бита ph2, саморезы по дереву, гвозди, шпильки, буры, диски по дереву;
  • ПВХ трубы d=100 мм, коленья и соединители для вентиляционной системы;
  • кабель, гофрированная труба, клемники, олово, канифоль, элементы освещения, электроарматура;
  • штукатурка, плиточный клей, расшивка.

Если вы воспользуетесь нашим советом, и обзаведётесь всем необходимым, то значительно ускорите строительный процесс. Не лишним будет также позаботиться о дополнительной паре рук, поскольку некоторые монтажные процессы невозможно осуществить в одиночку.

Планирование котлована

В идеальном случае, яму лучше построить до начала монтажа стен гаража. Это делают в одно время с обустройством фундамента, предварительно всё распланировав. Строительство смотровой ямы в готовом помещении немного усложняет весь процесс, но и такой вариант возможен. Но мы всё равно советуем вам позаботиться обо всём заранее. Начиная строительство гаража с обустройства ямы, вы облегчите себе работу.

Для рытья котлована на открытой местности можно воспользоваться услугами строительной техники, такой как: трактор или гидромолот. В случае, если вы начали рыть яму в готовом сооружении, то всё придется делать собственноручно. К тому же, если гараж стоит на твёрдых породах, вам придётся длительное время высекать в скале яму необходимого размера. Иногда лучше перенести постройку на небольшое расстояние, чем мучатся над рытьём ямы в течение долгого времени.

Это потребует сильной физической силы, к тому же может быстро вывести из строя отбойный молоток, который и так стоит недёшево. Чтобы убрать несколько кубов почвы, вам придётся провести огромное количество ходок с вёдрами, в которых будет тяжёлый грунт. Планируя рытьё котлована, обязательно учтите наличие грунтовых вод. С этим вопросом лучше обратиться к местным геодезистам. В противном случае, ваше строение может попросту просесть или обрушиться.

Разметка смотровой ямы

Работа на этом этапе подразумевает разметку как внутри готового гаража, так и непосредственно перед началом его строительства. Начиная разметку смотровой ямы, обратите внимание на особенность таких работ для каждого случая. Обустраивая яму в построенном гараже, учтите, что её контур должен проходить не менее чем в 1 м от каждого из краёв строения. В таком случае, разметку проводят с помощью мела, которым наносят будущие размеры на пол гаража. Это поможет вам представить будущие габариты ямы.

В случае работ на улице, можно воспользоваться услугами тяжёлой строительной техники. Помимо этого, не исключены случаи, когда яму приходится рыть в затруднённом грунте, тогда вызова пневмомолота не избежать. Учтите также, что во время работ может пойти дождь, который зальёт вашу яму. Тогда вам придётся ждать, пока вода просочится в почву, а яма полностью высохнет. Чтобы разметить гаражную яму непосредственно на участке, поступают также, как при аналогичных работах с фундаментом. Достаточно иметь несколько металлических прутков, которые устанавливают по углам будущего котлована, после чего натягивают нить.

В любом случае, начиная работы такого рода, лучше посоветоваться с геодезистами. Уточните у них наличие близлежащих грунтовых почв. Поинтересуйтесь о свойствах грунта. Порой бывает так, что копать яму на некоторых участках не представляется возможным.

Смотровая яма своими руками. Пошаговая инструкция

Когда все подготовительные работы проведены, можно приступать к основному этапу строительства гаражной ямы. Советуем вам заранее поинтересоваться у специалистов о качестве и характере грунта. Не забудьте также обзавестись всем необходимым инструментом и материалом, чтобы не тормозить рабочий процесс. Стоит отметить, что помощь вам также не помешает, так что побеспокойтесь заранее о помощнике, а лучше — двух.

Обустройство котлована

После того как вы разметили котлован, можно приступать к рытью траншей. Этот процесс самый трудоёмкий и сложный, поскольку потребует сильной физической силы. В зависимости от размеров ямы, вам придётся вырыть и перетаскать от 6 до 12 кубов грунта. Если почва позволяет рыть котлован собственноручно, то можно сэкономить на вызове спецтехники. Но учтите, что в таком случае длительность землеройных работ увеличится в несколько раз.

Полезный совет: если копая котлован, вы обнаружили слой глины, то не торопитесь её выбрасывать в общую кучу. Лучше складировать её отдельно, она отлично подойдёт для заделки внешних пазух вокруг стен ямы.

Чтобы правильно обустроить котлован для будущей ямы, поступают следующим образом:

  1. Уплотните дно котлована с помощью ручной трамбовки.
  2. Засыпьте гравий по периметру котлована на слой не менее 10 см.
  3. Теперь подсыпьте песок. Слоя в 5 см будет достаточно.
  4. Утрамбуйте предыдущий слой, после чего снова подсыпьте гравий. Чем лучше будет утрамбован каждый слой, тем надёжнее будет основание гаража.
  5. Застелите котлован гидроизоляцией. Она должна полностью покрывать всю поверхность пола и стен. Если вы используете плотную полиэтиленовою плёнку (200 мкм), то учтите, что материал не должен лежать в натяжку.
  6. Теперь нужно смонтировать вентиляционную систему. Один канал закрепите на высоте 10-15 см от пола. Второй подведите к верхнему краю ямы на высоту 100-150 мм так, чтобы он располагался вблизи будущей стены.
  7. Из арматуры 6-8 мм и вязальной проволоки свяжите армопояс. Он должен покрывать всю поверхность дна котлована. Его располагают на высоте 5-7 см от дна. Для этого, можно уложить его на несколько кусков кирпича, они как раз имеют толщину в 6 см.
  8. Замешайте цементно-песчаный раствор с добавлением гравия в пропорции 2:2:1. Рекомендуем при каждом замесе добавлять в раствор специальный пластификатор. Он придаст пластичность массе, и отлично защитит бетон от трещин во время мороза.
  9. Залейте армирующую стяжку на высоту 10-12 см (с учётом высоты слоя «кирпич+решётка»). Лучше залить первый слой в 7-8 см и дать ему отвердеть. После этого можно заливать раствор на оставшуюся высоту.
  10. Дайте стяжке отвердеть. Для этого потребуется 2-4 дня, в зависимости от погодных условий.

Если вы планируете установить в яме вентиляционную систему, то лучше сразу об этом позаботиться. В случае, когда она будет проходить под фундаментом, а затем выводится через стену, необходимо вырыть отдельную траншею для труб. Подробнее об обустройстве вентиляции можно прочитать в следующем пункте.

Обустройство вентиляции

Со временем в яме появится неприятный затхлый запах. К сожалению этого не избежать, как бы вы не старались. Тем более на дне ямы всегда будут пятна от масла, топлива и других жидкостей, которые при испарении выделяют вредные вещества. Вентиляцию лучше сделать, если вблизи гаража протекают грунтовые воды, повышающие влажность смотровой ямы.

В любом случае, работы по прокладке вентиляционных труб необходимо проводить перед началом возведения стен и заливки бетоном. Можно сделать как автономный вариант, так и совмещённый с общей вентиляцией гаража. Трубы можно расположить в опалубке, или вмуровать в стену.

Расположение труб обусловлено размерами и формой гаража. Для вентиляции отлично подойдёт труба диаметром 100 мм. Но важно знать, что приточная труба должна быть поднята примерно на 0,5 м над землёй, после чего закрыться решёткой, чтобы избежать попадания крупных предметов. Вытяжную трубу поднимают на 2-2,5 м, и впоследствии монтируют «грибок», защищающий вентиляцию от попадания влаги и мусора. Для проверки эффективности системы, поднесите зажжённую свечу к приточному отверстию. Если пламя начало засасывать, или оно вовсе потухло, то вы сделали всё верно.

Обустройство освещения

Чтобы нахождение внутри ямы было комфортным, лучше сразу позаботиться о её освещении. Некоторым достаточно налобного фонарика или другого осветительного прибора, но мы бы советовали сделать стационарную систему освещения. Электромонтаж – дело тонкое, поскольку требует определённых навыков и знаний. Если вы никогда не работали с электричеством, то лучше доверить этот вопрос специалисту.

Чтобы проконтролировать правильность выполнения электромонтажных работ в смотровой яме, используйте следующие показатели:

  • использование напряжения в 220 В неприемлемо для обустройства ям. В таком случае применяют напряжение в 36 В;
  • вся электроарматура должна располагаться вне ямы;
  • кабель должен прокладываться в специальном металлическом рукаве гофрированного типа;
  • в качестве осветительных элементов лучше использовать низковольтные лампы (12 V или 36 V). Установка такого рода производится в паре с автоматом необходимого номинала, который должен быть расположен в отдельном щитке;
  • осветительные приборы лучше утопить в стене, тогда они не будут мешать рабочему процессу;
  • используйте влагозащищённый вариант розеток и выключателей.

Также можно воспользоваться некоторой хитростью. Расположив элементы освещения равномерно, вы добьётесь более яркого освещения. К тому же, в качестве отделочного материала можно использовать кафельную плитку светлого оттенка, она отлично отражает свет, делая яму ещё ярче. Неплохо использовать лампы дневного света, позволяющие выявить поломку быстрее и точнее.

Чтобы лучше разобраться в вопросе обустройства гаража смотровой ямой, советуем посмотреть следующее видео, которое поможет сделать всё самостоятельно:

Смотровая яма для гаража из бетона своими руками

Вот мы и подошли к последнему вопросу, связанному с обустройством гаражной ямы. Если работы на предварительном этапе вы выполнили верно: пол не потрескался, гидроизоляция проведена верно, вентиляция функционирует, проводка разведена и защищена, то можно приступать к возведению стен ямы. В качестве материала можно использовать как бетон, так и штучный материал. Мы бы советовали обустраивать яму с помощью бетона, поскольку он надёжнее и долговечнее.

Чтобы построить смотровую яму на завершающем этапе, необходимо провести следующие действия:


Если вы смонтировали по периметру металлический уголок, то его можно использовать в качестве шаблона для крышки ямы. Изготовив деревянный щит, его можно поместить на металлическое основание, тем самым обезопасив автомобиль от случайного заезда в яму. В случае укладки профтрубы по периметру смотровой ямы, вы получите отличный колесоотбойник.

Теперь, когда наша смотровая яма готова, можно приступать к финишной отделке поверхности. Мы советуем обустроить яму с помощью кафеля. Обязательно прогрунтуйте поверхность перед укладкой плитки. Не забудьте также тщательно расшить швы, тогда смотровая яма прослужит вам не один десяток лет.

Смотровая яма в гараже своими руками, фото





Март 24th, 2016 Admin

Ремонт автомобиля зачастую связан с обширным комплексом работ. В некоторых случаях получить доступ к узлам и агрегатам можно только снизу, чего невозможно сделать без подъемника или смотровой ямы. Первый в силу своей дороговизны и большого энергопотребления используется в автосервисах, а вот вторую вполне возможно сделать в собственном гараже.

Наличие ямы существенно облегчит ремонт и обслуживание машины, однако чтобы сделать ее, придется немало потрудиться. Сегодня мы расскажем вам о том, каким образом можно самостоятельно обустроить смотровую яму.

Как сделать смотровую яму в гараже

Сначала вам надо будет сделать несколько предварительных шагов:

1) Отыскать и изучить документы о том, какого типа почва в районе вашего гаража, насколько глубоко она промерзает, на какой глубине располагаются грунтовые воды и др. Эти данные сильно повлияют на конфигурацию вашей ямы (глубину и степень гидроизоляции);

2) Составить подробный чертеж с указанием размеров ямы и ее расположения относительно стен гаража;

3) Определить необходимые строительные материалы, купить их и привезти в нужное место, то же касается и инструментов.

Проектирование смотровой ямы для гаража

На стадии составления чертежа важно определиться, где конкретно будет яма:

  • По центру гаража, если в нем располагается только автомобиль и необходимые для него предметы, вроде эксплуатационных жидкостей, запасной резины и пр.;
  • Ближе к одной из стен, если гараж – это еще и хранилище различных хозяйственных вещей, т.е. используется и в роли сарая. Но помните, слишком близко к стене яму располагать нельзя, иначе она может рухнуть!

Не забудьте также предусмотреть настил для ямы из досок, который будет закрывать ее, когда она не используется.

Какие должны быть размер смотровой ямы для легкового автомобиля

1) Длина должна совпадать с таковой у автомобиля с прибавкой в 1 м., который нужен для обустройства ступеней;

2) Ширина опять же зависит от ширины авто, но не желательно делать ее более 80 см.;

3) Глубину следует сделать, исходя из вашего роста. При этом надо учесть, что у вас, стоящего в яме, над головой должно быть 15 см. – это комфортное расстояние, позволяющее не тянуться к днищу машины, а спокойно доставать до него.

Рассчитав все размеры, наметьте контуры будущей ямы на полу гаража и приступайте к делу.

Что нужно для рытья траншеи под смотровую яму

На данном этапе вам понадобиться лопата и, вероятно, бур. Последний нужен, если почва каменистая, и лопатой ее не взять. Выбранный грунт можно использовать для сельскохозяйственных целей, переместив плодородную почву на огород (если он у вас есть). Глину и камни лучше сложить отдельной кучей – они пригодятся, если вам понадобятся компоненты для бетона. Также их можно употребить на поднятие пола гаража.

В процессе рытья котлована не забудьте, что по краям у ямы должно быть не менее 50 см. (это нужно для создания стен), а запас по глубине надо сделать в размере 30 см. (на гидроизоляцию), и еще не забудьте сделать припуск на пол для ямы, толщину которого определите самостоятельно.

Возводим стены смотровой ямы

Перед возведением стен необходимо сделать ровный пол. Лучший способ – это бетонная стяжка, но можно применить и асфальт.

У смотровой ямы в обязательном порядке должны быть стены, иначе она неминуемо начнет осыпаться. Вариантов создания стен довольно много, ниже рассмотрены самые распространенные из них:

1) Наиболее простой вариант – это применить рубероид или фольгоизол, поверх которого будет ряд «покрашенных» отработкой досок (это замедляет процесс гниения) или шифер, но не волнистый, а плоский.

2) Можно оштукатурить стену, накинув грубую «шубу» на металлическую сетку, а после ее высыхания вывести ровные стены с помощью новой порции раствора.

3) Если вы настроены, построить по-настоящему долговечное сооружение, и размеры вашего гаража позволяют сделать это, то стены лучше возвести из кирпича.

Оптимальная толщина стены – это 0,5 или 1 кирпич. В идеале они должны быть новыми, но если бюджет ограничен, можно воспользоваться и б/у. Главное, чтобы они были ровными и не пережженными. Если кирпичи старые, их надо очистить от загрязнений. Раствор для кладки лучше выбрать классический, состоящий из цемента и песка в пропорции 1:3. Если вы новичок, в смесь лучше добавить жидкого мыла или побольше воды. Раствор станет более жидким и будет дольше застывать, что даст вам большой запас времени на кладку и исправление огрехов.

Естественно, стены надо делать ровными. Для этого перед кладкой следует натянуть шнурку. Для контроля в процессе кладки используйте отвес или строительный уровень.
При желании в кирпичных стенах можно соорудить небольшие ниши. Во время ремонта в них будет удобно складывать инструменты, запчасти и прочую мелочевку.

Какой бы способ возведения стен вы не выбрали, их необходимо укрепить обвязкой, чтобы конструкция была прочной и не могла разрушиться. Для этой цели отлично подходит стальной уголок 50×50×5 мм. Из него надо сварить контур, причем таким образом, чтобы, сверху можно было беспрепятственно уложить крышку из досок, о которой говорилось выше.

Готовую кладку можно оставить в исходном виде или оштукатурить, а потом покрасить в любой цвет. Кроме того, пол для теплоты можно покрыть деревянным настилом.
Если вы житель Крайнего Севера, важно позаботиться о теплоизоляции. В качестве утеплителя лучше применить 5-ти сантиметровый пенополистирол. Несмотря на небольшой объем, данный материал обладает замечательными теплоизолирующими свойствами.

Что делать если близко грунтовые воды?

Как уже было сказано выше, при рытье ямы крайне важно знать, где начинаются грунтовые воды. Если отыскать соответствующие документы не получилось, придется бурить скважину или копать яму. Вода появилась уже на глубине 2 м.? Тогда без гидроизоляции не обойтись, иначе весной ваша яма превратится в мини-пруд с талой водой. Причем делать гидроизоляцию надо, строго до начала заливки пола и возведения стен.

Как подобрать гидроизоляционный материал

В настоящий момент наиболее широкое распространение получили 3 типа гидроизоляции:

  • Полимерные мембраны.

Считаются самым надежным материалом. Срок эксплуатации – неограниченный. Ввиду столь выдающихся качеств материал очень дорогой, и не всякий автовладелец сможет осилить его покупку. К тому же для его нанесения требуется особое оборудование, пользоваться которым могут лишь специалисты. Из-за этих факторов подробно рассматривать его мы не будем;

  • Рулонные материалы на основе битума (рубероид, рубемаст, фольгезол, бризол и пр.).

Имеют доступную цену и очень просты в использовании – специальных знаний не требуется. Но срок службы у такой гидроизоляции ограничен – 10, максимум, 15 лет, после чего ее надо полностью менять.

  • Проникающая гидроизоляция.

Весьма действенный способ предотвратить поступление воды. Дороже по сравнению с рулонными материалами, но зато имеет неограниченный срок эксплуатации.

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже: этапы проведения

Начинать гидроизоляцию следует с пола. Вначале плотно утрамбуйте поверхность, далее насыпьте на нее ровный слой глины, на глину – песок, а на него – щебенку. Каждый из слоев тщательно утрамбовывайте. Общая толщина всех этих слоев должна составлять30 см.

  • Рулонно-битумные материалы

Прежде, чем укладывать их, на поверхность надо нанести особую грунтовку (глубокого проникновения) в 2 слоя. Каждый из них должен полностью высохнуть перед нанесением нового или укладкой рубероида.

Рулонную гидроизоляцию правильнее всего будет укладывать П-образными полосами, давая нахлест20 см. Углы надо подворачивать, дабы полосы оставались на ровном участке пола или стены.

Стыки проклеиваются с помощью расплавленного битума, но можно использовать и растворитель для битума, который подплавит рубероид, и он схватится. Излишки полосы выведите по ступеням за пределы ямы – обрежете потом. После 1-го слоя (вдоль и поперек), дайте битуму в стыках остыть, и приступайте к слою №2. В процессе следите, чтобы стыки слоев не совпадали друг с другом.

  • Проникающая гидроизоляция

Этот тип гидроизоляции представляет собой сухую смесь, которая перед применением разбавляется водой. Чтобы приготовить раствор, на1 кг. смеси требуется около0,3 л. воды.

Очень важно тщательно промешать смесь, чтобы не осталось комков. Затем раствор наносится на стену 1-миллиметровым слоем. Если стены у ямы кирпичные, то требуется нанести еще один слой на готовую стену, чтобы надежно закупорить все поры в кирпичах. Принцип работы герметика основан на том, что он, покрывая поверхность сплошным слоем, не дает влаге просочиться, как бы «связывая» ее.

В совокупности с гидроизолированной кирпичной стеной он выдерживает давление воды вплоть до 20 атм. Срок службы у него не ограничен.

Как сделать вентиляцию смотровой ямы в гараже

Система вентиляции в яме – это вещь, без которой совершенно невозможно обойтись.

Особенно это актуально для автомобилистов, чьи «железные кони» работают на сжиженном газе, так как при утечке пропан стремится вниз (он тяжелее воздуха), а значит, он неминуемо попадет в яму.

Вытяжку сооружают до этапа гидроизоляции, чтобы не повредить герметик или рубероид. Правильная вентиляция состоит из 2-х частей – приточной и вытяжной.

Первая представляет собой трубу, выведенную через стену на улицу. Через нее в яму будет попадать чистый воздух. Вторая – это тоже труба, установленная напротив проточной, однако выводится она не через стену, а через крышу. Верхний ее конец должен возвышаться над гаражом не более чем на метр. Трубы могут быть как стальными, так и пластмассовым, но предпочтение лучше отдать изделиям из пластика – они гораздо меньше весят, проще монтируются и совершенно не подвержены коррозии.

Освещение смотровой ямы в гараже – как провести свет

Работать в смотровой яме можно и без стационарных источников света, ограничившись лишь налобным фонариком. Однако света он дает мало и лишь в ограниченном секторе. Поэтому все же лучше обзавестись нормальным освещением. Как и при прокладке любой проводки, важно соблюдать ряд правил:

1) Если у вас нет соответствующего образования, работу по созданию электросхемы лучше доверить специалисту, чтобы он сделал ее с соблюдением всех норм по безопасности;

2) Освещение должно быть равномерным, возможно, вам понадобятся несколько световых приборов;

3) Все выключатели, предохранители и розетки не должны располагаться в яме – только в самом гараже;

4) Если вы планируете установить розетку, рассчитанную на 3-х фазный ток, не забудьте надежно заземлить ее.

Провод, по которому электричество будет подаваться в яму, должен иметь сечение 4 мм2 или более. Желательно, чтобы материалом, из которого он сделан, была медь. Провод должен быть с ненарушенной изоляцией, в идеале, двойной.

Лампы, подходящие для освещения гаража, бывают низко- и высоковольтными:

Для работы низковольтных ламп рядом со счетчиком необходимо смонтировать понижающий трансформатор.

Что касается типа ламп, то в самой яме лучше использовать лампы дневного света. Из-за их продолговатой формы размещать их целесообразно в небольших углублениях в стенах, иначе они могут мешать. Приобретать такие светильники лучше с защитным кожухом, поскольку открытая лампа долго не прослужит из-за влаги и загрязнений.

Лампы накаливания в яме использовать не надо. Они нагреваются во время работы, и если их задеть, легко обжечься. Свет от них чересчур яркий, что вредит зрению. Кроме того, они потребляют много энергии, а при перепаде напряжения могут заискрить и лопнуть, что чревато травмами и возгоранием.

Люминесцентные лампочки хороши, поскольку обладают широкой вариацией оттенков, потребляют немного электричества и долго служат. Однако для ямы они не подходят, поскольку чувствительны к холоду – когда температура окружающей среды опускается ниже 5 градусов, они становятся ненадежными. Утилизировать их надо особым образом, поскольку они содержат ртуть.

Энергосберегающие лампы обладают всеми достоинствами люминесцентных и почти полным отсутствием недостатков, за исключением более высокой цены и сложной утилизации: в них тоже есть ртуть.

Светодиодные лампы наиболее совершенны, поскольку они сочетают все положительные характеристики других лампочек. Ртути в них нет, однако цена весьма высока, а для хорошего освещения их нужно несколько штук, что не всем по карману.

Также в гараже полезно иметь лампу-переноску или мобильный 36-вольтовый светильник. Они могут пригодиться, если понадобится рассмотреть место ремонта получше.

При монтаже проводки и осветительных приборов строго соблюдайте правила противопожарной безопасности! Помните, любые недоработки в этом вопросе могут обернуться трагедией.