Научно исследовательская деятельность педагога статьи. Научно-исследовательская деятельность как условие саморазвития педагога. Разработка программ саморазвития

Служить спорту верой и правдой

Александр Сергеевич Цуканов родился 31 декабря 1947 года. Окончил Каменск-Уральский алюминиевый техникум, потом Свердловский государственный педагогический институт. Председатель городского комитета по физической культуре и спорту с 1986 по 2004 гг. После изменений структуры комитета, с 2005 года по май 2008 года - начальник Управления по физической культуре и спорту Каменска-Уральского.

За большой вклад в развитие физической культуры и спорта в городе А.С.Цуканов удостоен звания «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», награжден почетным знаком «Отличник физической культуры и спорта».

Спортивные достижения А.С. Цуканова в легкой атлетике уникальны и вполне могли бы занять достойное место на страницах книги Рекордов Гиннеса.

Рождение спортсмена

Легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Каменский рабочий» во все времена считалась одним из главных спортивных событий года. Это были своего рода городские «Олимпийские игры». Ажиотаж вокруг эстафеты был необычайный. К этим соревнованиям основательно готовились не только легкоатлеты, но и лыжники, футболисты, конькобежцы, и представители других видов спорта. По результатам эстафеты физкультурные руководители судили обо всей спортивной работе в коллективе.

В 1961 году семикласснику Саше Цуканову доверили бежать один из самых трудных этапов 1100 метров (от автозаправки до - ДК «Юность») за первую сборную команду школы. То, что сотворил этот щупленький паренек на своем этапе, можно назвать спортивным подвигом. Никто не верил, что такое могло случиться. Произошло что-то невероятное! Приняв эстафету одиннадцатым, Александр пришел к финишу четвертым! В итоге команда школы № 35 стала третьим призером. И фотография главного «виновника» этого события занимает сейчас почетное место в школьном музее.

Много времени прошло с тех пор, много за плечами осталось соревнований, но ту эстафету Александр Цуканов помнит крепко. Наверное, тогда «родился в нем» настоящий Спортсмен.

Казалось бы, открыты все пути к вершинам спортивного мастерства. Но тут появились проблемы со здоровьем. Врач подросткового кабинета и физкультурного диспансера прямо-таки ошеломили родителей своим диагнозом, - у вашего мальчика ревматизм костей и проблемы с сердцем (недостаточность митрального клапана), ему противопоказаны физические нагрузки. Может быть, он и последовал бы советам врачей, не попадись ему в ту пору на глаза книжка о Валентине Стениной, чемпионке мира и Олимпийских игр по конькам.

История «Уральской молнии», как метко окрестил ее весь спортивный мир, потрясла мальчишку. Оказалось, что в детстве у нее были такие же проблемы со здоровьем, но она смогла их преодолеть и стала спортивной «звездой». Вот ей, а не врачам, поверил Саша. Он стал бегать, тайно, скрывая это от родителей и врачей.

В тех пробежках Александр Цуканов рождался заново, как спортсмен. Бег его напоминал опасную игру в «кошки-мышки» с жизнью. Одному ему известно, сколько раз он был близок к смертельной опасности.

Я не мог без отдыха пробежать и 100 метров, - вспоминает Александр Сергеевич. Пробегу немножечко по Байновскому саду и сажусь под кустик отдыхать. Успокоится сердце, опять встаю, и опять вперед. Постепенно дистанция увеличивалась, а время отдыха сокращалось.

…Через год врач подросткового кабинета Титова Валентина Ивановна не могла поверить, что перед ней находится тот самый паренек, которому прописан строгий покой. Чуда не было, были тренировки, благодаря которым организм окреп, неузнаваемой стала и электрокардиограмма.

Ну а дальше, были уже серьезные занятия, тренировки, соревнования, медали и победы. Оглядываясь назад, говорит Александр Сергеевич, я еще и еще раз благодарю судьбу за то, что она подарила мне спорт. И всем советую: занимайтесь спортом, физической культурой! Это самое лучшее лекарство для души и тела!

Лидер

За период учебы в школе и алюминиевом техникуме Александр Цуканов перепробовал заниматься многими видами спорта. Везде он фанатично тренировался и был в числе лучших лыжников, шахматистов, конькобежцев, футболистов, баскетболистов, показывая в юном возрасте в этих видах спорта результаты второго разряда.

Но по-настоящему все-таки его захватила легкая атлетика. В этом виде спорта он достиг высоких результатов, стал кандидатом в мастера спорта. В газетной спортивной хронике 60-х, 70-х и 80-х годов имя Цуканова - победителя и призера различных соревнований, упоминается бессчетное количество раз.

Многие годы Александр Цуканов был безоговорочным лидером в городе в беге на длинные дистанции, входил в состав сборной области, Центрального совета и РСФСР. Ему посчастливилось выступать в соревнованиях, на одной дорожке с прославленными бегунами Советского Союза и оказывать серьезную конкуренцию таким международным асам, как А.Макаров, Р.Шарафетдинов, В.Аланов, Б.Кузнецов. Кумиром в легкой атлетике для Александра Цуканова был великий бегун австралиец Рон Кларк. На него он равнялся, с него брал пример, от него черпал вдохновение для будущих побед. Результаты Александра Сергеевича Цуканова и сегодня остаются для многих наших бегунов хорошим ориентиром.

В 39 лет (!) Александр Цуканов выступил в марафоне (42 км 195 м), пробежав его третьим с результатом 2 часа 30 минут, и решил для себя: поставить точку на выступлении в соревнованиях. Правда, окончательно расстаться со спортом не получилось.

Продолжение следует …

В 1991 году узнав о ветеранских соревнованиях, Александр Сергеевич сразу же решил попробовать свои силы. И по сей день он является сильнейшим бегуном России, Европы и мира среди спортсменов-ветеранов. За годы занятий спортом, выступая в чемпионатах и первенствах России, Европы и мира Александр Цуканов завоевал 66 медалей, 32 из которых - золотые!

В 2012 году при его непосредственном участии и по его личной инициативе в Каменске был открыт Центра адаптивной физкультуры, которым Цуканов руководил до последних дней своей жизни.

Цуканов, Александр Николаевич

(р. 16. 11. 1954)

Род. в пос. Усть-Омчук Магаданской обл. в семье служащих. Окончил Литинститут (1987). Работал технологом на авиационном заводе в Уфе (1978-79), монтажником на строительстве Байкало-Амурской магистрали (1979-80), журналистом в Волгограде (1981-82). Директор изд-ва "Семь ветров" (с 1991).

Печатается с 1980: волгоградская газ. "Молодой ленинец". Автор кн. прозы: Тризна по неудачнику. Повесть. М., "Молодая гвардия", 1988; Дом за околицей. Рассказы. Волгоград, Нижне-Волжское изд-во, 1989; Расстрел в Новочеркасске. Трагедия продолжается. Волгоград, "РИЦ", 1991; Раб. Роман. Волгоград, изд-во Комитета по печати и информации, 1997.

Член СП СССР (1990).

Живет в Волгограде.

По материалам анкеты.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Цуканов, Александр Николаевич" в других словарях:

    Цуканов Николай Николаевич - Николай Николаевич Цуканов родился 22 марта 1965 года в поселке Липово Гусевского района Калининградской области. В 1983 году окончил СПТУ № 17 г. Гусева по специальности электрогазосварщик, работал на заводе Микродвигатель. В 1999 году окончил … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Виталий Николаевич Шкраба … Википедия

    Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия

    Приложение к статье Заслуженный изобретатель Российской Федерации Содержание 1 Республика Адыгея … Википедия

    Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика Адыгея … Википедия

    - … Википедия

    Состав: 1517 депутатов 750 членов Совета Союза, 767 членов Совета Национальностей. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф … Википедия

    - # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш … Википедия

    Состав: 1500 депутатов 750 в Совете Союза и 750 в Совете Национальностей. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х … Википедия

Книги

  • Приказано не умирать , Цуканов Александр Николаевич. Роман известного волгоградского писателя Александра Николаевича Цуканова (1954) об удивительной судьбе бывшего военного, а впоследствии старателя золотых приисковАркадия Цукана. Трудно…

Текст | Николай ФЕДОРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Александр Борисович Цуканов возглавил компанию «ПАРКойл», являющуюся крупным игроком на рынке нефтепродуктообеспечения Московского региона, в начале 2000-х годов. Компания эта в конце 90-х была создана для реализации знаменитой программы «Московское кольцо»: развития еще советского уникального кольцевого нефтепродуктопровода вокруг столицы в новых, рыночных условиях. Но из-за пробуксовки программы компания «ПАРКойл» вынуждена была, помимо оказания услуг с помощью инфраструктуры так и не завершенного «Московского кольца», заниматься «традиционными» оптовыми и розничными поставками нефтепродуктов с помощью бензовозов и АЗС. Начав с тесного партнерства с компанией «Роснефть» в рамках концессии на ее бензин, керосин и дизельное топливо, «ПАРКойл» под руководством Цуканова постепенно вошел в состав холдинга. И вот уже два с половиной года функционирует как дочерняя компания ведущей российской корпорации нефтяной отрасли, сочетая тем самым участие в большом государственном деле с работой на открытом конкурентном рынке. К такому сочетанию Александр Борисович всегда и стремился.

Недра - в руках государства

- Александр Борисович, какую роль сегодня играют госкомпании в нефтяном секторе экономики?

- За последние два года серьезно усилилась роль государства в нашем секторе. Прежде всего с помощью таких компаний, как «Роснефть» и «Газпромнефть». Они сегодня, как известно, лидируют - и не только в нашей стране: борются за лидерство на мировом рынке. Такая значимая компания, как «Сургутнефтегаз», также находится под контролем государства, «Татнефть» и «Башнефть» - компании, находящиеся под контролем субъектов Федерации, но работающие очень широко по России. «Татнефть», например, как вы знаете, хорошо представлена на рынке нефтепродуктообеспечения Московского региона.

- А ЛУКОЙЛ? Тоже ведь корпорация с государственным участием.

- Безусловно, но в ней все-таки доминируют коммерческие, в том числе иностранные, акционеры.

- Но и акции «Газпромнефти» и «Роснефти» будут через некоторое время продаваться частным инвесторам, в том числе иностранным, - эти корпорации также будут государственно-частными. Наверное, правильнее назвать их все национальными корпорациями?

- Это самое точное выражение!

Кроме них на рынке действует ТНК-BP - корпорация с одним из иностранных собственников: она, как известно, принадлежит нашим финансово-промышленным группам и британской транснациональной корпорации British Petroleum.

В ТНК-BP, насколько известно, нет вольницы для британского партнера. Компания действует по российским законам, через контроль со стороны российских акционеров, ее призвали соблюдать национальные интересы нашей страны, ее важная роль на рынке - стимулирование эффективности и конкуренции.

Насколько известно, компаниям ТНК-BP и «Газпромнефть» на паритетных началах принадлежит НГК «Славнефть», в которой я начинал когда-то свою карьеру в секторе нефтепродуктообеспечения, выйдя в отставку со службы в российских Военно-воздушных силах.

- И еще вновь на рынке активизировалась компания «РуссНефть».

- Да, и ее следует рассматривать как конкурента. Пока непонятно, останется она частной компанией или станет государственной. Но ее ни в коем случае нельзя не учитывать.

То есть рынок очень конкурентный - несмотря на то, что подавляющее большинство вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) находятся в государственной собственности.

- А какую долю рынка нефтепродуктообеспечения Московского региона удалось взять под контроль «Роснефти»?

- Порядка 15-20%. За счет ресурсов двух игроков - нашей компании и компании «Кедр-М». Очень крупные доли имеют также ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и «Татнефть».

Критерий партнерства - патриотизм

- Насколько обоснованно, с вашей точки зрения, такое государственное доминирование?

- Абсолютно обоснованно. Доминирование на рынке в целом, контрольные пакеты большинства компаний должны оставаться за государством. Причем очень важно, чтобы государство не только не упускало, но и усиливало контроль за нефтяным сектором. Ведь нефть и все, что находится в наших недрах, - это национальное богатство, которое принадлежит народу.

Мы не должны отдавать его в руки частных компаний, как это уже делалось в период яростной приватизации начала 90-х годов. С какой стати? Ресурсы принадлежат народу России, большинство месторождений разрабатывались в советский период, инфраструктура нефтяной отрасли создавалась во времена СССР - ее создавал весь народ нашей страны.

В 90-е годы достояние страны оказалось в руках нескольких избранных, шла безудержная, экстенсивная эксплуатация месторождений. На скважинах ЮКОСа, например, 30-процентный недобор или недостаточно хорошее фонтанирование вели к остановке скважины. Капитал в основном вывозился за рубеж.

Я еще понимаю, когда деньги получены от того, что человек сам создал, произвел - он имеет возможность использовать их как ему вздумается. Но деньги, полученные от эксплуатации национальных природных богатств? Есть твои вложения, они стоят столько-то - вот этим доходом на вложенный капитал и распоряжайся, а не средствами от недр!

Потому государство действовало абсолютно правильно, пойдя на выкуп частных долей в нефтяном бизнесе, взятие этого сектора под контроль. Мы должны думать не только о том, чем будем жить сегодня, но и о том, что оставим своим потомкам.

Мое мнение: нефтедобыча должна быть целиком в государственных руках. И, конечно, в государственных руках должна быть инфраструктура нефтяной отрасли - как и сейчас, когда есть государственная компания «Транснефть» и влившаяся в ее состав компания «Транснефтепродукт». При этом жестко должны контролироваться государственные интересы, решение государственных задач, а не частных, коммерческих, как иной раз было раньше с некоторыми региональными «дочками» «Транснефтепродукта».

Нефтяники должны рачительно относиться к своей земле, а не быть неизвестно по какому праву бенефициарами от эксплуатации недр своей страны. Причем бенефициарами, которых интересует лишь собственный карман и совершенно не интересует развитие страны.

- Это могут быть и иностранные предприниматели, и российские…

- Конечно. Про иностранных я и не говорю - понятно, что они не будут действовать, сообразуясь с интересами России, если им не предпишет этого закон или контрольные органы. Но и многие российские бизнесмены, увы, считают себя гражданами мира, живущими только своими личными интересами и интересами своих семей.

Давайте обратимся к зарубежному опыту. Где за границей - в США, Франции, Норвегии, Великобритании, арабских странах - недра используются не в интересах народов этих стран? Этого нет нигде в мире! Наш опыт пореформенных лет в этом смысле уникален.

Но, конечно, я не призываю к возрождению Госплана и Миннефтепрома, административно-командной системы управления и социалистической системы распределения. В рыночной экономике должна быть соответствующая система институтов и отношений, обеспечивающая соотношение общенациональных и частных интересов.

Базовая модель для нефтяной отрасли, как мне кажется, - модель государственно-частного партнерства. То есть государственная собственность, обеспечивающая доминирование общенациональных интересов, сочетающаяся с активным привлечением частного капитала в качестве подрядчика для обеспечения продаж конечного продукта и сервиса.

Государственный капитал - это соблюдение национальных интересов, а частный капитал - это адаптивность, лучший учет текущих экономических факторов, изменчивой рыночной обстановки. Частный предприниматель не даст менеджерам государственных компаний превратиться в чинуш, в бюрократов, заставит государственную корпорацию работать в «темпе вальса», чего требует рыночная обстановка, своевременно обновлять оборудование, подходы, совершенствовать менеджмент.

- На нефтяном рынке должны сохраняться несколько крупных игроков, конкурирующих между собой?

- Безусловно. Если нефтяной рынок не будет конкурентным, не будет развития…

- А как вы относитесь к сохранению одной из компаний, находящейся в совладении со стороны иностранной корпорации?

- Я считаю, что с «чужими» игроками на рынке нельзя перебарщивать. Да, они несут международные подходы к ведению бизнеса и управлению, новые технологии. Это важно для развития нашего нефтяного сектора.

Но на рынке, как в спорте: если мы пригласим слишком много чужих игроков, легионеров, в нашу команду, мы погубим нашу поросль спортсменов, не дадим им развиваться.

Мы все - и менеджеры государственных организаций, и бизнесмены - должны в первую очередь быть патриотами. Руководствоваться при выборе партнеров, при выборе тех, с кем государство готово вступить в партнерские отношения по использованию недр страны, критерием патриотизма.

Люди, которым доверены национальные богатства, должны любить свою Родину, с уважением относиться ко всем этапам ее истории. Сегодня принято хаять социалистический строй и Советский Союз. Такого нет ни в одной стране мира. Французы до сих пор чтят Великую французскую революцию.

А у нас многие отрицают достижения советского строя - при этом пользуясь дорогами, построенными в то время, скважинами, нефтепроводами… Я не поклонник социализма, но считаю, что мы должны взять все положительное, что было в то время, и использовать сегодня. А когда мы только критикуем, возникает вопрос: что создано-то за пореформенные годы, что построено?

- Мало что…

- Вот именно.

Мы жили за железным занавесом - это плохо, была уравниловка - это плохо. Сегодня мы вышли на международный уровень, но это не значит, что должны воспитывать людей без Родины, вывозить деньги, полученные от продажи недр, за рубеж. И не значит, что должны способствовать сверхобогащению одних за счет обнищания других.

Страна для граждан или для избранных?

- Примером использования нефтяного рычага для развития экономики и повышения уровня жизни для нас могут быть другие нефтяные державы…

- Конечно. Например, ОАЭ, страна, в которой нет почти ничего кроме нефти - только пески, подняла многопрофильную экономику на нефтяном рычаге.

Когда в Арабских Эмиратах только обнаружили огромные нефтяные запасы, англичане посулили шейху Зияду и его семье колоссальные деньги, чтобы он выехал, его семья жила бы безбедно на протяжении многих поколений. В обмен ему было предложено отдать право управлять недрами иностранным корпорациям.

Шейх Зияд, не раздумывая, ответил отказом. «Богатства принадлежат всему нашему народу», - сказал он.

- Вместо того, чтобы думать только о своей семье, он подумал в первую очередь о своем народе?

- Совершенно верно! Какой это важный пример для нашей страны - наших политиков и крупных бизнесменов!

И сегодня каждый гражданин ОАЭ, страны с чуть более чем миллионным населением, получает свою долю от богатств страны. Открывается многотысячный счет на каждого родившегося, каждый получает возможность бесплатно учиться в лучших вузах мира. После получения образования его ждет либо государственная служба с высоким уровнем дохода, либо значительный беспроцентный кредит для открытия бизнеса. Те предприниматели, которые открывают бизнес в эмиратах, отстающих в развитии от эмиратов-лидеров, получают возможность вести бизнес вообще не платя налогов.

Огромные ресурсы тратятся на повышение уровня жизни. Для бедуинов создаются целые городки рядом с большими городами, чтобы их дети имели возможность получать современное образование и пользоваться современной медицинской помощью.

Но самое главное, что было сделано в ОАЭ, - на нефтяных богатствах созданы другие отрасли, прежде всего туристическая индустрия, которая уже приносит, например в Дубае, больший доход, чем добыча нефти. ОАЭ развивается как страна для своего народа.

- Это тот путь, который нам предстоит пройти…

- Мы по нему уже идем: президент и премьер пытаются остановить процесс вывоза капитала. Но очень важно продолжать этот процесс, развивать его, усиливать, заниматься формированием патриотической идеологии. Но прежде всего - воспитанием людей.

Выше кадров только солнце

- Идеологическим воспитанием, как в советское время?

- Да, представьте себе.

Успех работы компании обеспечивается тем, что доминируют менеджеры, которые прошли еще советскую школу: те, кому за сорок. На них сегодня держится любой бизнес, любое государственное учреждение. Потому что в них воспитана определенная идеология: они - патриоты, Родина для них - не пустой звук. Они помнят, что в первую очередь надо работать на страну. И их не нужно сегодня переделывать.

А вот те, кто моложе, подобной закваски уже не имеют. Я вижу это даже по своим сыновьям, которым 28 лет и 23 года. Когда формировалось мое поколение, идеологию вкладывали в нас школа, вуз, пионерская, комсомольская организации. Мои сыновья уже не застали этого.

Ни военный институт, ни академия МВД сегодня глубокого патриотического воспитания им не дали: пришлось компенсировать это в семье. В наше время ответственность семьи - с учетом плачевного состояния образования в нашей стране - очень выросла.

- То есть, если более молодые менеджеры получили настоящее воспитание благодаря родителям, на них можно полагаться, а если нет - то нет?

- Если нет, то предстоит трудная работа воспитания их в коллективе. Переделывать взрослого человека очень тяжело, очень часто это не получается. Вот и судите сами, какие у нас перспективы…

В компании «Роснефть» создана обстановка воспитания в коллективе, эта система работает - что очень важно для успеха, развития корпорации.

В результате менеджеры в корпорации - не хапуги, не работают на свой карман, они в первую очередь реализуют миссию компании. В «Роснефти» совершенно другая внутрикорпоративная обстановка, чем во многих компаниях частного сектора. Мне есть с чем сравнивать: я, как уже говорил, начинал работать в секторе нефтепродуктообеспечения в «Славнефти» в коммерческий ее период.

Кадры - центральный вопрос модернизационных преобразований, и соответственно высоки требования к службам персонала и кадровой работе топ-менеджмента. Как говорил наш отец-командир - начальник Центрального узла связи ВВС, «выше кадров только солнце».

- А в «Роснефти» система подбора и расстановки кадров соответствует этому принципу?

- Да. В «Роснефти» очень серьезно подходят к кадровой политике. Все должности вплоть до начальников отделов замещаются только по согласованию с центральным офисом. Порядка двух месяцев происходит проверка, согласование со всеми инстанциями.

Такая тщательность обоснованна. Потому что менеджеру будет доверен государственный ресурс, он должен это понимать. К тому же цена кадровой ошибки будет очень высока.

На данном этапе контроль очень строг. По мере того как менеджмент готов будет полностью заместить его самодисциплиной, соответствующей требованиям компании «Роснефть», он будет ослабляться.

Уроки кризиса

- Насколько важным этапом развития для «ПАРКойла» стал экономический кризис?

- Кризис был очень важен для нашего бизнеса - как и для всего российского бизнеса.

Главное его следствие - очищение бизнеса, повышение эффективности, «подтянутость» компаний. Потому что до кризиса многие расслабились, с легкостью стали относиться к деньгам.

Доступность банковских кредитов привела к тому, что люди и компании стали вести себя по принципу: «если нет денег, но очень хочется, то можно позволить себе купить». Это недопустимо. Кризис показал, что действовать подобным образом нельзя. Если ты берешь миллион, ты должен точно знать, что заработаешь три миллиона.

В нашем секторе также оказалось необходимо многое пересмотреть. Пришлось задуматься, не многовато ли мы тратим? Не слишком ли большие издержки? И в «большой» компании, и в «ПАРКойле» мы провели такой анализ.

При этом речь в наименьшей степени шла о зарплатах - зарплаты, как правило, отрабатывались. Но хозяйственные расходы - на транспорт, связь, офисные нужды - всегда ли они обоснованны? Выяснилось, что не всегда.

Когда мы закупаем компьютерную технику - всегда ли думаем, чтобы она не устаревала через год? Может быть, заплатить дороже, но купить компьютеры и софт, которые будут современны максимально длительный период и не потребуют замены? А как сотрудники относятся к компьютерному оборудованию, оргтехнике, офисному имуществу?..

Все эти огрехи мы проанализировали, все «пробоины» зашпатлевали. А поскольку не брали кредитов, которые не соответствовали нашему финансовому положению, и не начинали необоснованных инвестиционных проектов, смогли пережить самый тяжелый период кризиса с наименьшими потерями и показать себя на рынке, я считаю, с наилучшей стороны.

Сегодня происходит ребрэндинг компании: продвигаются новые фирменные цвета, потребитель принял их, и это лучшее свидетельство качества нашей работы.

- Какую роль в управлении издержками играет материнская компания?

- Политическую и методологическую: то есть определяет принципы контроля и дает для этого методологию. Средняя компания, такая как наша, не может самостоятельно выработать методологию анализа издержек - для этого нужны специалисты узкой квалификации, которые есть в «Роснефти», нужен их опыт, отработанный на управлении более чем 500 дочерними компаниями.

Таким образом, наше участие в холдинге позволило повысить эффективность бизнеса «ПАРКойла» в период кризиса.

Работа по сокращению затрат, как я уже сказал, проводилась и в рамках всего холдинга. Были пересмотрены регламентирующие документы, определяющие политику затрат. А также документы по инвестиционной политике: в каких случаях имеет смысл вкладывать средства, покупать или строить новые объекты инфраструктуры, а в каких нет.

Таких вещей, как допускали многие раньше (вложим деньги, а там посмотрим, ошибемся - ничего, прибыль все покроет), больше нет. В новых, более жестких из-за кризиса финансовых условиях мы понимаем, что у менеджмента нет права на ошибку при вложениях средств.

Контроль распространяется и на политику продаж, где он особенно важен, учитывая, что кризис возродил такое ушедшее, казалось, безвозвратно явление на нашем рынке, как мошенничество со стороны покупателей.

Я в 1997-1998 годах пришел в этот сектор и прекрасно помню, что тогда некоторые компании предоставляли отсрочки платежа на 30-40 дней. Учитывая несовершенство судебной системы в то время, на этом нагрели руки тысячи мошенников. Поэтому все поставщики в конце 90 - начале 2000-х перешли на предоплату.

В конце последнего десятилетия стали предъявляться менее жесткие требования, а в кризис некоторые компании, стремясь идти навстречу клиенту, возродили значительные отсрочки платежа. Это привело к большим задержкам и невыплатам средств. Кроме того, появились трейдеры - компании якобы при деньгах, которые брали образовавшиеся свободные объемы нефтепродуктов на реализацию. Многие из них не вернули ни топливо, ни деньги. Сейчас в судах немало дел против них…

Жесткая корпоративная финансовая дисциплина заставляет четко смотреть покупателей. Если только дать слабину в этом вопросе, тут же наступит слабина в самих компаниях-поставщиках. Если те, кому я поставляю, могут умыкнуть или серьезно задержать деньги, менеджер компании продавца думает: «А почему бы мне так же не умыкнуть или не задержать, или не договориться с мошенником об откате?»

- То есть ваше условие - жесткая предоплата?

- Предоплата или оплата по факту отгрузки. За исключением структур, с которыми мы очень долго работаем - это небольшие сети АЗС либо автохозяйства. Это случаи, где риска нет вообще, так как предприятия по тому или иному виду договора, предусматривающему залог, отвечают по обязательствам своими активами.

В «Роснефти» есть система защиты бюджетов на год, квартал, месяц - система очень жесткая. Она требует от нас доказывать наши предложения по увеличению доходов и конкурировать за ресурс корпорации с другими компаниями нефтепродуктообеспечения, в том числе из других регионов.

Цуканов докажет, что он эффективнее реализует нефтепродукты, по лучшей цене - отдадут Цуканову, кто-то другой докажет, что реализация у него принесет компании больший доход, - ресурс получит он. Обид никаких у нас, топ-менеджеров компаний нефтепродуктообеспечения, нет, потому что решения принимаются по абсолютно прозрачной схеме, публично и гласно.

Финансы дочерних компаний находятся под жестким контролем - потому что им доверен ресурс государственной корпорации. И сама эта корпорация находится под тройным контролем: Администрации президента, Правительства РФ, совета директоров, возглавляемого заместителем председателя Правительства РФ Игорем Ивановичем Сечиным.

Потому реализуется и двойной-тройной контроль материнской корпорации над дочерними - как над компаниями в целом, так и над ее функциональными составляющими со стороны функциональных департаментов головной компании.

- А как вы работали раньше, до контроля со стороны головной компании?

- Раньше мы решали вопросы самостоятельно. Конечно, работали на результат, но иной раз довольно хаотично. И в принятии решений доминировали сиюминутные соображения. А теперь мы работаем планово и системно. Это совершенно другой стиль и другое понимание своих задач и миссии.

Самое главное, мы благодаря «членству» в холдинге видим всю вертикальную интеграцию - от обустройства месторождений до продажи бензина. Цепи прямых и обратных связей, которые открыты для нас, пронизывают организм корпорации в реальном времени. Синергический эффект от работы в едином организме позволяет повышать продуктивность во всех сегментах корпорации.

Наша компания в каждый момент времени и на перспективу понимает, сколько нефтепродуктов будет отгружено, какая требуется клиентская база… Так работать, я вам скажу, мне как менеджеру гораздо удобнее, чем преодолевать неопределенность по всем фронтам, что было характерно для нашей работы в чисто коммерческий период.

Наши решения сегодня ограничены не только рынком, но и внутрикорпоративными требованиями: увеличивать прибыль не только за счет открытия новых точек продажи, но за счет повышения качества сервиса. Качество удалось увеличить на 15-20% по всем точкам продажи - и розничным, и оптовым.

Конкуренция качества

- А как сейчас происходит конкуренция за долю рынка?

- Из-за кризиса произошли значительные изменения и в борьбе за долю рынка. Если раньше шла война за пакеты акций до победного конца, война любой ценой, развивалась экспансия без детального анализа эффективности приобретенных активов, то теперь такого нет. Сегодня все инвесторы, в том числе мы и наша головная компания, размышляют: стоит ли покупать, куда мы входим, стоит ли расширяться или правильнее повысить эффективность имеющихся активов.

Конечно, доли рынка, структура игроков все равно будут меняться. Но в этом изменении будет больше осторожности и больше расчета.

- И больше борьбы за качество, а не за количество?

- Вот именно. Мы и раньше делали акцент на сервисе, а сейчас мы внутренней политикой корпорации вынуждаемся делать акцент на нем и на эффективности управления - чтобы опережать конкурентов именно за счет этих факторов. И в нашем случае небольшая очередь на автозаправке - это подарок, высокая оценка нашей работы.

Клиент, несмотря на некоторое скопление машин, не уезжает на соседнюю заправку - он хочет обслужиться именно у нас. Потому что здесь ему предложат высокое качество продукта и высокий уровень сервиса.

Именно в борьбе за качество большинство нефтяных корпораций сегодня отдают предпочтение дочерним структурам перед франчайзинговыми компаниями. ТНК-BP, например, полностью отказалась от франчайзинга.

Позиция нашей корпорации, «Роснефти», менее радикальна. У холдинга есть франчайзинговые структуры, но, как правило, в регионах, где сама компания пока не представлена. В столичном регионе по франчайзинговой схеме холдинг почти не работает.

Важная тема в разговоре о конкуренции за качество - качество самого топлива. Например, продажи дизтоплива «Роснефти» очень выросли этой зимой - потому что у нас дизтопливо соответствует настоящей русской зиме. Конкуренты «Роснефти», видя зимы прошлых лет, расслабились, и техника на их дизтопливе в 20-градусный мороз встает. С нашим же дизтопливом никаких проблем нет…

- А в каких вы отношениях с компанией «Кедр-М» - другой компанией «Роснефти», специализирующейся на поставках нефтепродуктов в Московском регионе?

- Это конкуренция - но конкуренция управления, качества сервиса, контролируемая из центрального офиса. Тем более что стратегические планы компании состоят в том, чтобы произошло объединение в одну компанию, занимающуюся поставкой нефтепродуктов в Московском регионе. Менеджмент и одной и другой компании заинтересован в том, чтобы показать свою эффективность, чтобы сохранить или усилить позиции в единой компании.

- Как развивается «дочерний», отчасти аффилированный с «ПАРКойлом», бизнес в Тульской области?

- Компания в Туле очень активно растет. Это франчайзер «Роснефти». Наша компания передавала и передает ей технологии управления, сервисные технологии.

В Тульской области у «Роснефти» нет собственных компаний по поставке нефтепродуктов - имеется определенный пробел, и эта компания успешно заполняет его. Достойно несет в области знамя компании «Роснефть». Полностью выполняет все задачи компании, весь спектр, вплоть до перехода на обслуживание по пластиковым картам - а это для региона достаточно высокий уровень работы АЗС.

Раньше в Тульской области доминировали ТНК-BP и ЛУКОЙЛ - теперь им приходится потесниться. В прошлые годы они с легкостью выигрывали муниципальные и региональные тендеры на поставку нефтепродуктов и открытие новых точек нефтепродуктообеспечения, но сейчас в области уже 20 АЗС под флагом «Роснефти». И примерно половина тендеров выигрывается под этим флагом. Что положительно сказывается на ценах в рамках тендеров.

Вдохнуть жизнь в «Московское кольцо»

- На какой стадии сейчас возрождение проекта «Московское кольцо»?

- Проект пока не сдвинулся с той точки, в которой он был два года назад ( . - Ред.). Но, во-первых, этому помешал кризис, а во-вторых - смена менеджмента в корпорации «Транснефтепродукт», которая вошла в состав «Транснефти». Замена руководства - позитивное изменение: в компанию пришли, наконец, адекватные государственным задачам люди с государственным подходом, с которыми можно разговаривать об этом инфраструктурном проекте национального значения.

Я этой идеей живу. Когда я остыну к этому проекту, я сдам свои полномочия. Убежден, что проект принесет дополнительную прибыль «Роснефти». Уверен, мы эту тему сдвинем.

В ближайшие два месяца будут приняты необходимые решения: наша позиция по развитию кольца, эффективному использованию принадлежащей «ПАРКойлу» части нефтеналивной эстакады поддержана и топ-менеджментом «Роснефти», и новым топ-менеджментом «Транснефтепродукта».

Кольцо было в простое три года - надо будет проверить все технические составляющие, отшлифовать все инструкции, регламенты с точки зрения новых требований - и наконец запускать его на полную мощность.

Отдельные элементы проекта уже реализуются. Например, создается пул по стабилизации поставок керосина в аэропорты, разгрузке железнодорожных наливных станций и решению проблемы простоя вагонов. Здесь уже активная заинтересованная сторона - ОАО «РЖД».

Другой первоочередной проект состоит вот в чем. «Роснефть» в лице работающих в московском регионе компаний «ПАРКойл» и «Кедр-М» имеет в общей сложности 120 АЗС. Примерно 50% из них приходятся на столицу и столько же на область. «ПАРКойл», учитывая его оптовые мощности в рамках «Московского кольца», мог бы стать хорошим «распылителем» нефтепродуктов для подмосковной структуры поставки.

Сработает комплексное решение

- Много критики в обществе вызывает ценовая политика нефтяных корпораций на рынке нефтепродуктов - высокие цены…

- Давайте разберемся. У нас рыночная торговля нефтепродуктами? Рыночная. Можем ли мы работать себе в убыток? Очевидно, что нет.

- К тому же есть соображения энергоэффективности - правительство сознательно не ограничивает рост цен на энергоносители, чтобы она повышалась.

- Вот именно.

О формуле цены на бензин, керосин и дизтопливо много говорилось весь прошлый год. Для того чтобы этот разговор был результативным, нужен беспристрастный расчет стоимости затрат на производства 1 т топлива на НПЗ. Для этого нужно создать один опытный завод - новый, современный, находящийся в руках государства, и рассчитать нормативную себестоимость. Чтобы на нее с некоторым коэффициентом ориентировались нефтяные компании.

Потому что сегодня корпорации - кто во что горазд. Везде разные методики, везде особая ситуация. На каких-то нефтеперерабатывающих заводах стоит оборудование аж 50-х годов - и затраты очень велики, другие НПЗ поновее.

Да и сама нефть имеет разную себестоимость добычи. У «Татнефти», работающей в Поволжье, одна себестоимость, а у «Роснефти», у которой месторождения на северах, - совсем другая. Различается и стоимость доставки.

Определив такую эталонную себестоимость, можно будет переходить к регулируемой государством цене на топливо. Я и многие мои коллеги из бизнеса нефтепродуктообеспечения - за то, чтобы была такая цена. Она выгодна и государству, и гражданам, и компаниям нефтепродуктообеспечения, где ситуация станет понятной для них самих и, что немаловажно, прозрачной для налоговых органов.

Но есть еще одна проблема. В прошлом году нефтяные корпорации пошли-таки на небольшое снижение цены на бензин. Но разве в потребительском секторе цены в ответ снизились?

- Нет.

- Вот и весь разговор. Это решение сработало бы против инфляции, если бы было комплексным. А так оно привело только к увеличению маржи торговых сетей. Начинать распутывать ценовую цепочку Федеральной антимонопольной службе необходимо все-таки с торговых сетей.

- Подобный «модельный» завод был бы важен и для повышения качества нашей нефтепереработки?

- Конечно! Это сегодня тяжелейшая проблема российского нефтяного сектора. НПЗ нуждаются в радикальном обновлении. Ведь сегодня речь идет о переходе на Евро-3 и даже Евро-4, для чего нужна принципиально иная глубина переработки. Для того чтобы требовать от ВИНК инвестиций в нефтепереработку в нужном объеме, государство должно полностью понимать ситуацию.

Как сознание повлияет на бытие

- Выходит ли, по вашим данным, российская экономика из кризиса?

- Безусловно. Это особенно хорошо видно по поставкам дизтоплива, которые начали расти уже в конце 2009 года и сейчас увеличиваются все быстрее.

А раз так, самое время подвергнуть инвентаризации ту экономическую политику, которую проводит государство. Конечно, важный ее аспект - использование сырьевого рычага. ВИНК должны больше работать на страну, больше вкладывать в нефтепереработку, больше зарабатывать за счет нее. Больше вкладывать и в нефтяное машиностроение.

- Если заводы еще не устарели…

- Те, что устарели, надо перестраивать за счет как отечественных технологий, так и технологий из-за рубежа. Но заводы должны быть у нас, а не в Европе или в Китае. Нужно строить производства, давать людям работу в производительной экономике - прежде всего в регионах.

Сегодня мои коллеги в Калуге жалуются, что не могут там найти людей по рабочим специальностям. Рабочие стали дефицитом - ищут их в других областях. Почему? Да потому что в Калуге открылось производство завода «Фольксваген», открылось предприятие по производству техники LG.

Кроме того, важно обустраивать жизнь в регионах - строить там дороги, социальные объекты, современные торговые и развлекательные комплексы. Чтобы вся страна не тянулась, как сейчас, в Москву, не воспринимала ее как единственную в России землю обетованную, где есть полноценная жизнь…

Я часто бываю в Смоленске - по обмену опытом со «Смоленскнефтепродуктом», тоже дочерней компанией «Роснефти». Это предприятие, к слову, крупнее нашего - 80 с лишним заправок, и там есть чему поучиться. Это предприятие реализует дизельного топлива - свыше тысячи тонн в сутки.

Так вот, я вижу прекрасную трассу, которая ведет к городу - и отсутствие нормальных дорог в самом Смоленске. Сейчас пришел новый мэр, очень активный, есть все шансы, что дело развития города сдвинется с мертвой точки.

Производство, торговые и развлекательные комплексы, инфраструктура - все это очень важно для того, чтобы людям жилось нормально на своей малой родине, чтобы развивался средний класс. Чтобы люди не были озлобленными, готовыми чуть ли не убить за тысячу рублей. Чтобы было идеологическое воспитание подрастающего поколения.

Это не противоречит капиталистической системе. США - икона капитализма, но насколько там развит патриотизм! Почему же Россия, которая всегда славилась патриотизмом, сегодня поклоняется деньгам? Одни купаются в роскоши, а другие им завидуют…

Для того чтобы страна развивалась, ей нужно доминирование «партии патриотов», доминирование людей, ориентированных на национальные интересы на всех уровнях и государственной власти, и бизнеса. И необходим идейный стержень для страны.

Ведь именно правильное сознание людей способно изменить наше бытие. Как говорил булгаковский профессор Преображенский, беспорядок не в клозетах, а в головах. Когда наведем порядок в головах наших людей, тогда мы и сможем решить задачи модернизации, о которых говорит президент Дмитрий Анатольевич Медведев, и многие другие задачи развития нашей страны. Все предпосылки для такого развития, ресурсы любых видов в нашей стране имеются в изобилии.

Александр Борисович Цуканов родился в 1959 году. Окончил Харьковское высшее военное инженерное училище и экономический факультет Московского государственного университета сервиса.

C 1978 по 1999 год служил в Вооруженных силах. Подполковник запаса.

В 1999 и 2000 годах А.Б. Цуканов являлся руководителем направления АТК «МЕГАойл».

В 2000-2001-м - заместителем начальника департамента нефтепродуктообеспечения компании «Славнефть».

С 2001 по 2003 год Цуканов занимал должность руководителя ряда частных компаний в сфере нефтепродуктообеспечения.

В 2003-2004 годах - коммерческий директор ЗАО «Компания “ПАРКойл”».

С 2004 года по настоящее время Александр Борисович является генеральным директором ЗАО «Компания “ПАРКойл”».

Женат, имеет двоих сыновей.

(р. 16. 11. 1954)

Род. в пос. Усть-Омчук Магаданской обл. в семье служащих. Окончил Литинститут (1987). Работал технологом на авиационном заводе в Уфе (1978-79), монтажником на строительстве Байкало-Амурской магистрали (1979-80), журналистом в Волгограде (1981-82). Директор изд-ва "Семь ветров" (с 1991).

Печатается с 1980: волгоградская газ. "Молодой ленинец". Автор кн. прозы: Тризна по неудачнику. Повесть. М., "Молодая гвардия", 1988; Дом за околицей. Рассказы. Волгоград, Нижне-Волжское изд-во, 1989; Расстрел в Новочеркасске. Трагедия продолжается. Волгоград, "РИЦ", 1991; Раб. Роман. Волгоград, изд-во Комитета по печати и информации, 1997.

Член СП СССР (1990).

Живет в Волгограде.

  • - , император, сын Николая I. В 1856 дал амнистию декабристам, петрашевцам и др. Под влиянием поражения России в Крымской войне 1853-56 правительство А. II подготовило и провело...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - вице-адмирал, † 14 июня 1881...
  • - Главный тренер футбольной команды "Шинник" с января 1998 г.; родился 1 октября 1948 г. в г. Владивосток; окончил НГПИ, Высшую школу тренеров при ГЦОЛИФК в Москве в 1983 г.; играл в командах "Черноморец" , "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, сержант. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе 183 иап. 11 июля 1943 г. на Курской дуге в воздушном бою сбил 3 самолета противника, а четвертый - таранил...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - публицист, переводчик, издатель, приверженец спиритизма, один из основоположников науч. иссл. парапсихических явлений...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Исполнительный директор ЗАО Банкирский дом "Санкт-Петербург" с сентября 1998 г.; родился 4 июля 1966 г. в Ангрене Ташкентской области Узбекской ССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Император Всероссийский, сын императора Николая I и супруги его, императрицы Александры Федоровны, род. в стенах Московского Кремля 17 апр. 1818 г. Жуковский приветствовал его рождение вещими стихами: Да...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий кафедрой поликлинической терапии Красноярской государственной медицинской академии с 1999 г.; родился 24 апреля 1955 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор ОАО "Улан-удинский судостроительный завод". Родился 10 апреля 1946 г. в с. Баяндай Баяндаевского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Аксаков, Александр Николаевич, писатель о спиритизме, 1832 - 1903...

    Биографический словарь

  • - последователь спиритического учения - ум. в 1903...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российский ученый, племянник С.Т. Аксакова. Положил начало исследованию оккультных феноменов в Германии и России, особенно медиумизма и спиритизма. Издавал в Лейпциге ежемесячный журнал "Psychische Studien" ...
  • - основатель школы биохимиков, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. Народоволец; в 1885—1917 в эмиграции. Исследовал химизм фотосинтеза и окислительные процессы в клетке...

    Большой энциклопедический словарь

  • - драматург Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу, пьесу можно и прочесть. Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни...
  • - просветитель, писатель, мыслителъ, философ-материалист Вот как человек пресмыкается в стезе, когда он хочет уловить природу в ее действиях. Он воображает себе точки, линии, когда подражать хочет ее образам...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - композитор Музыка - это язык души; это область чувств и настроений...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Цуканов, Александр Николаевич" в книгах

Александр Николаевич Вертинский

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Александр Николаевич Вертинский И залезли мне в сердце девчонки, Как котята в чужую кровать. А. Вертинский. «Доченьки» Я горжусь знакомством с Александром Николаевичем Вертинским. Я влюблен в его дар, в его уникальное искусство. Знакомство наше состоялось случайно, по

ПУГОВОЧНИКОВ Александр Николаевич

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ПУГОВОЧНИКОВ Александр Николаевич Полковник Русской армииПолковник ВС КОНРРодился 4 сентября 1886 г. Русский. Из дворян Воронежской губернии. Окончил по 1-му разряду Николаевское кавалерийское училище. 5 мая 1905 г. в числе окончивших 78-й училищный выпуск, в чине корнета

МАЛЬЦЕВ Александр Николаевич

автора

МАЛЬЦЕВ Александр Николаевич (06.06.1952). Член Секретариата ЦК КПСС с 26.07.1991 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1985 г.Родился в городе Муроме Владимирской области. Русский. В 1979 г. окончил философский факультет Ленинградского государственного университета. Кандидат

ШЕЛЕПИН Александр Николаевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ШЕЛЕПИН Александр Николаевич (18.08.1918 - 24.10.1994). Член Президиума (Политбюро) ЦК КПСС с 16.11.1964 г. по 16.04.1975 г. Секретарь ЦК КПСС с 31.10.1961 г. по 26.09.1967 г. Член ЦК КПСС в 1952 - 1975 гг. Член КПСС с 1940 г.Родился в г. Воронеже в семье железнодорожного служащего. Русский. Среднюю школу, в

ЯКОВЛЕВ Александр Николаевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ЯКОВЛЕВ Александр Николаевич (02.12.1923). Член Политбюро ЦК КПСС с 28.06.1987 г. по 13.07.1990 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 28.01.1987 г. по 28.06.1987 г. Секретарь ЦК КПСС с 06.03.1986 г. по 13.07.1990 г. Член ЦК КПСС в 1986 - 1990 гг. Член ЦРК КПСС в 1971 - 1976 гг. Член КПСС в 1944 г. - августе 1991 г.Родился в

Лушков Александр Николаевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Лушков Александр Николаевич Капитан 2-го рангаРодился 2 августа 1888 г.{~1~} Из дворян Санкт-Петербургской губернии. Уроженец Кронштадта. Окончил Морской корпус в 1906 г. После плавания корабельным гардемарином на эскадренном броненосце «Слава» 6 апреля 1907 г. произведен в

Александр Николаевич Островский

Из книги автора

Александр Николаевич Островский Во взаимоотношениях талантливого драматурга и прославленного артиста много прекрасных страниц, но есть и заметные противоречия, какие-то спорные моменты, о чем свидетельствуют их современники. Несомненна близость их художественных и

Синицын Александр Николаевич

автора Аполлонова А. М.

Синицын Александр Николаевич Родился в 1913 году в гор.Туле в семье рабочего. После семилетки поступил в школу ФЗУ. Одновременно учился в Тульском аэроклубе, затем в летной школе. Работал летчиком-инструктором. С 1942 года - участник Великой Отечественной войны. Звание

Тюрин Александр Николаевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Тюрин Александр Николаевич Родился в 1909 году в городе Туле. После учебы в школе работал на заводе «Штамп». С марта 1942 года участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков. Был тяжело ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 18 мая 1943 года. После войны снова

Харитошкин Александр Николаевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Харитошкин Александр Николаевич Родился в 1922 году в селе Дощатое Выксинского района Горьковской области. Окончил среднюю школу и аэроклуб. Военную службу начал по путевке Ленинского комсомола с 1 сентября 1940 года. В Великую Отечественную войну прошел боевой путь от

Андрей Львович Цуканов Философия

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

Андрей Львович Цуканов Философия

АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ (р. 1818 - ум. 1881)Российский император с 1855 по 1881 г. Старший сын Николая I. Воспитателем Александра II был генерал П.П. Ушаков, наставником - поэт В.А. Жуковский. Александр II женился в 1841 г. на гессен-дармштадтской принцессе Максимилиане Вильгельмине

Александр II Николаевич

Из книги Российский царский и императорский дом автора Бутромеев Владимир Владимирович

Александр II Николаевич Весной 1818 года великий князь Николай Павлович с супругой Александрой Федоровной проводили Святую неделю в Москве, поклоняясь древним святыням. Здесь, 17 апреля, у великокняжеской четы родился сын-первенец, названный Александром.Хотя в то время

ЦУКАНОВ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

ЦУКАНОВ Пожалуй, только профессиональные филологи вспомнят, что цуканом на Руси называли представителей «цокающих» говоров, где вместо «ч» произносили «ц» (обычно на Севере) или «ц» вместо «с» (на Орловщине, в бывших Саратовской, Воронежской, Курской губерниях).А вот

30.45. Цуканов Артем Борисович

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

30.45. Цуканов Артем Борисович Цуканов Артем Борисович (рис. 160) родился 11 февраля 1980 г. Спортом Артем начал заниматься в 1985 г. Изначально это была спортивная гимнастика в ДЮСШ ЦСКА, в которой Цуканов дошел до второго взрослого разряда. Каратэ занимается с 1991 г. в спортивном

Исследовательская деятельность в работе учителя

Цель. Курс направлен на формирование у педагога представлений и умений организации, проведения и описания результатов исследовательской работы:

для представления работы на аттестационную комиссию с целью получения первой и высшей квалификационной категории;

для оформления заявок на гранты, конкурсы, премии и др.;

для разработки, реализации и описание результатов программ (концепций) развития образовательного учреждения;

для организации исследовательской работы учащихся.

1. Сущность педагогического исследования.

Методология как «знание о знании» и как система методов и исследовательских процедур. Методологическая рефлексия и основные элементы методологического аппарата исследования. Обоснование актуальности исследования. Проблема и тема исследования. Объект и предмет исследования. Цели, задачи, гипотеза в педагогическом исследовании. Логика исследования, его основные этапы. Взаимосвязь основных методологических характеристик исследования. Актуальные научные проблемы в системе физико-математического образования (акцент делается на информатику). Актуальные проблемы исследований.

2. Методы научного исследования

Теоретические и эмпирические, математические и статистические методы исследования. Общенаучные и собственно педагогические методы исследования. Психологические и социологические методы в педагогическом исследовании.

Использование теоретических методов. Анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация, абстрагирование, идеализация и другие методы теоретического анализа. Терминологический анализ и моделирование в педагогическом исследовании.

Эмпирические методы в педагогическом исследовании как способы сбора информации о педагогических фактах. Изучение и анализ литературных источников. Наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, экспертиза в педагогическом исследовании. Инструментарий исследования (анкеты, тесты, опросники и т. д.).

Математические и статистические методы в педагогическом исследовании.

3. Организация опытно-экспериментальной работы

Роль и место эксперимента в методическом исследовании. Формулирование проблемы, темы, гипотезы, критериев эффективности и др. Разработка программы опытно-экспериментальной работы: выбор экспериментальных объектов; разработка критериальной базы; выбор методик анализа исходного и конечного состояния объектов; определение временных интервалов, этапов опытной работы, исполнителей и т. д. Пилотажное исследование.

Выбор экспериментального плана. Классический и факторный эксперименты. Содержание и функции констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента. Социально-психологические, педагогические, организационные условия реализации идеи педагогического эксперимента. Проблема обобщения и распространения итогов экспериментальной работы.

Разработка и оформление программы авторского или авторизованного курса (факультатив, элективный курс, спецкурс, курс по выбору, дисциплина в рамках школьного компонента и др.), обоснование его актуальности, апробация и описание результатов.

4. Оформление и представление итогов научной работы.

Упорядочение, систематизация фактов, идей, положений. Типы данных и их статистическая обработка. Первичная и вторичная информация. Основные формы представления данных: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и т.п. Анализ и интерпретация результатов и формулирование выводов. Понятие квалификационной (курсовой) работы. План научной работы и рубрикация. Научный текст и научный стиль речи: лексика, педагогическая терминология, синтаксические конструкции; устойчивые формы и клише.

Защита научной (исследовательской, курсовой) работы, подготовка (и требования) презентации.

5. Исследовательская и проектная работа учащегося.

Научное общество учащихся. Виды исследовательских работ учащихся. Подготовка рефератов, докладов, тезисов, статей и др. Подготовка выступлений на конференциях. Использование информационно-коммуникационных технологий для организации исследовательской и проектной работы со школьниками.

Исследовательская деятельность педагога. Исследовательская деятельность учащихся

Научно - исследовательская деятельность педагога. Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Главная задача – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.

Компeтeнтность - это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Основными составляющими компетентности являются: знания, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности; умение использовать эти знания в конкретной ситуации и понимание, каким способом можно получить эти знания; адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования.

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Выделяют ряд основных компетентностей, приобретение которых, дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Одним из самых важных видов деятельности учащегося в образовательном процессе независимо от используемого подхода, является самостоятельная работа. Все мы прекрасно знаем, как организуется эта работа при традиционном подходе, но возникает вопрос: какие особенности имеет организация самостоятельной работы в свете компетентностного подхода. Учитывая сущность этого подхода, рассмотрим ряд особенностей. Так как речь идет о преподавании математики, то мы можем говорить о выполнении задач, которые должны быть составлены особым образом: чтобы условие вызывало необходимость в получении такого результата, при котором возникает познавательная потребность в новой информации или новом способе действий, типового решения либо не должно существовать, либо быть неизвестным. Необходимо наличие у учащегося возможностей или информационных ресурсов для выполнения задания, анализа действий, для открытия неизвестного. В процессе решения, учащийся должен проявить себя как личность, его действия должны зависеть, в первую очередь, от его мотивов и способностей. В качестве примера можно привести задачу: «Заготовлена изгородь длиной 480м. Этой изгородью надо огородить с трех сторон, примыкающий к реке, участок. Какова должна быть ширина и длина участка, чтобы его площадь была наибольшей при заданной длине изгороди?», а параллельно с ее решением необходимо составить и записать алгоритм решения задач на нахождение max/min функции. В ходе выполнения данного задания формируются познавательная, самообразовательная и социальная компетентности. Таким образом, мы стремимся исключить механическое запоминание, характерное для традиционного подхода, и помогаем учащемуся приобрести личный опыт.

Стоит так же обратить внимание на формирование заданий, входящих в домашнюю работу, для решения которых, может потребоваться консультация старшеклассника или взрослого человека. Говоря о самостоятельной деятельности, нельзя не сказать об исследовательской деятельности учащихся на уроке, так как это наиболее прогрессивный способ изучения математики, и одна из эффективнейших форм внеклассной работы по предмету. В концепции модернизации структуры и содержания российского образования одним из основных направлений является - создание условий для раскрытия способностей учащихся, подготовки их к жизни в высоко технологичном конкурентном мире. Социализация личности и реализация практико-ориентированного образования – цели развития исследовательской компетентности.

Главной задачей при организации данного вида самостоятельной деятельности является создание информационной среды, обеспечивающей решение следующих задач:

1)обеспечение самостоятельной работы необходимыми учебно-методическими материалами и программным обеспечением;

2)организация двухсторонней связи между учащимся и педагогом в различных диалоговых режимах;

3)контроль качества самообучения (самотестирование, контрольное тестирование, предоставление отчетов о проделанной работе и т.д.)

Еще одним важным моментом организации самостоятельной деятельности в условиях компетентностного подхода, является рефлексия, (анализ результатов деятельности), т. е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью. В заключении, хочется обобщить все изложенное выше указав на то, что, самостоятельная деятельность учащегося, должна быть, направлена на развитие:

1 мыслительных процессов и исследовательской активности;

2 умения видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении;

3 умения ставить перед собой задачу;

4 умения строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира;

5 умения выдвигать гипотезы и обосновывать их;

6 умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний.

Между учителем, осуществляющим исследовательскую деятельность в составе практико-педагогической деятельности для повышения эффективности последней и исследователем, профессионально осуществляющим научно-педагогическую деятельность, существует разница. Рассмотрим ее. Так, М.Н.Скаткин, под исследовательской деятельностью понимал научно-педагогическую деятельность как деятельность, направленную на добывание новых достоверных знаний о процессах обучения и воспитания, на раскрытие их сущности (внутренней структуры, возникновения, развития), на раскрытие объективных закономерных связей между педагогическими явлениями. Установленные сущность педагогического явления, его закономерные и необходимые связи с другими явлениями дают возможность предсказывать, а главное, управлять процессом, то есть намечать такую систему педагогической работы, которая обеспечивает успешное получение желательного результата, достижение намеченной цели. Соответственно, те, кто занимались добыванием этих знаний, назывались исследователями, а именно, учеными.

М.Н.Скаткин четко различал научно-исследовательскую деятельность и деятельность учителя-практика и методиста. Опытная работа педагога-практика не являлась исследовательской деятельностью, исходя из предъявленного им понимания миссии исследователя и его задач. Тем более, что передовой педагогический опыт конкретного педагога, хотя и опирается на объективные закономерности педагогического процесса, но не является обязательно следствием их рефлексии – без чего не возможно истинное педагогическое исследование. «Передовой учитель потому достигает высоких результатов в обучении и воспитании, что его деятельность согласуется с объективными закономерностями педагогического процесса, даже если он их сам и не осознает» Эти закономерности - объект научного анализа, источник выработки нового научного знания другим субъектом – исследователем. «Исследователь, не вмешиваясь в работу учителя, изучает ее в том виде, как она сложилась без его участия. Он как бы фотографирует то, что находит в школе в готовом виде, или, выражаясь образно, собирает урожай с поля, которого он не возделывал, собирает плоды с растений, которых сам не выращивал.» (там же). Исследователь – вне опытного процесса. Он его описывает, а затем преобразует и совершенствует школьную практику, организует и конструирует новый передовой опыт вследствие качественно отличной от практической педагогической деятельности – научно-исследовательской деятельности.

Среди лиц, приступающих к работе над кандидатским диссертациями по педагогике, значительное число учителей, директоров, завучей, методистов, инспекторов. В недавнем прошлом многие из них занимались методической работой, изучением и обобщением передового педагогического опыта. Освоив эти виды деятельности, они привносят их в свое диссертационное исследование. В результате, вместо диссертации нередко получается либо методическое пособие, либо описание передового опыта. Признавая, что в диссертации, как в научном исследовании, могут и должны найти место и анализ передового опыта, и методические рекомендации, но это – не главное. Главное – это научное исследование, назначение которого состоит в добывании новых достоверных знаний о процессах обучения и воспитания, в раскрытии их сущности (внутренней структуры, возникновения, развития), в раскрытии объективных закономерных связей между педагогическими явлениями. Вступая на творческий путь исследователя, учитель приобщается к новому виду деятельности, который отличается от привычной для него преподавательской работы своими целями, методами и результатами.

Различия между педагогической наукой и педагогической практикой характеризуются по их объектам, средствам и результатам, подчеркивает В.В. Краевский.

Объектом практической педагогической деятельности является человек, а исследовательской – само воспитание.

Средствами практической работы – методы и приемы обучения и воспитания, наглядные пособия, технические средства, а также содержание образования как «идеальное» средство, а научной – методы научного познания.

Результатом практической педагогической деятельности выступают обученность и воспитанность как качества личности, в то время как результатом научной деятельности – знания.

Таким образом, получение нового научного знания как атрибут исследовательской деятельности - цель деятельности ученых-педагогов. Формирование способностей учащихся и содействие становлению личности учащихся – цель деятельности педагогов-практиков. Исследователь, соответственно, связан с научно-педагогической деятельностью. Практический опыт педагогов-практиков – эмпирический материал для педагога-исследователя.

В.В.Краевским подчеркивается, что переход педагога от практической деятельности к научной не может осуществляться «сам собой», как плавное движение, по мере накопления опыта в другой области деятельности – практической. К тому же учитель не обязан «делать науку», но для того, чтобы заниматься этим делом, чтобы стать квалифицированным участником научно-исследовательской деятельности, как другой в своей сущности, педагог-практик должен получить специальную подготовку. Этот переход к собственно научной деятельности требует специальных знаний – уже не по педагогике, а о педагогике, т.е «о закономерностях функционирования самой педагогической науки, а также науки вообще, о том, как выделить и сформулировать предмет исследования, научную проблему гипотезу, как поставить эксперимент, каковы способы получения объективного научного знания – всего того, что составляет область методологии педагогической науки и методов педагогического исследования». В противном случае, как отмечает В.В.Краевский, происходит поиск и привлечение уже бытующих в разных науках истин для подтверждения эффективности практической работы, которая уже проведена без научного обоснования, на базе интуиции и личного мастерства педагога.

В качестве значимого фактора в успешной исследовательской деятельности В.В.Краевский рассматривает способность отчужденного наблюдения за результатами собственной педагогической деятельности, что несвойственно педагогу-практику и не всегда целесообразно, как условие успешности исследовательской деятельности. Ни знание педагогической науки, ни практический опыт не могут заменить специальной подготовки к новой профессии – научно-исследовательской. «Единственное и вряд ли чрезмерное пожелание учителю, собирающемуся заняться исследовательской работой и имеющему на то полное право – чтобы он изучил ее специфику и овладел методами научного познания».

Таким образом, в рамках рассуждений о соотношении педагогической науки и практики, это соотношение находит выражение в выделении двух различных видов деятельности. Отсюда, в контексте педагогической деятельности как подсистемы общественной деятельности, правомерно рассматривать существование двух различных профессиональных деятельностей – практической педагогической деятельности, разворачивающейся в пространстве педагогии и научно-педагогической (исследовательской) – в пространстве педагогики.

Для освоения исследовательской деятельности, как отличной от педагогической деятельности, педагогу-практику нужна специальная подготовка.

Вместе с тем позже, в работе, раскрывающей вопросы методологии образования, А.М.Новиков дополняет различия в научно-исследовательской деятельности и в инновационной деятельности, осуществляемой педагогом-практиком, ориентируясь на их результаты.

Научно-исследовательская деятельность всегда направлена на получение объективно нового результата, в то время как инновационная деятельность педагога-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый результат, значимый только для конкретного учителя или образовательного учреждения Мы считаем возможным рассматривать эти дополнения как своеобразные поправки к предыдущему тексту, поскольку инновационная деятельность в значительной мере осуществляется благодаря исследовательской деятельности педагогов-практиков (различного вида и уровня).

Не оспаривая выводы М.Н.Скаткина, В.В. Краевского и М.Н.Скаткина о том, что исследовательской деятельности необходимо учиться, нам представляется важным ответить на вопоос о том, как учиться

1)до и вне погруженности в исследовательский процесс, или находясь в исследовательском процессе,

2)вне педагогической практики или в процессе ее преобразования,

3)под руководством профессионального исследователя или в совместной с ним деятельности.

Поиск ответов на эти вопросы опирается на учет особенностей взаимодействия педагогической науки и практики, которое развивается, приобретая новое качество в современных условиях.

Новое взаимодействие обуславливает новые характеристики педагога-исследователя, как специфической фигуры в развивающемся образовании. Уточним его характеристики. Это – педагог-практик, который осознанно, самостоятельно и ответственно осуществляет исследования с целью содействия развитию образования и освоения нового педагогического профессионализма. Исследовательский процесс, в который вовлечен такой педагог, интегрирован с процессом освоения исследовательской деятельности. Средством такого интегрирования, обеспечивающим его результативность, выступает сопровождение (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, научно-методическое). Условием успешного освоения исследовательской деятельности и ее осуществления в указанных целях выступает наличие сообщества, объединяющего профессиональных исследователей и практиков, ориентированных на исследовательскую деятельность, а также тех, кто способствует осуществляемым исследованиям и необходимой для этого исследовательской подготовке. Все члены такого сообщества заинтересованы в результатах совместной деятельности – в появлении новых профессиональных компетенций, в преобразованиях практики, имеющих не только образовательный, но и социальный эффект, в новых педагогических знаниях, необходимых для преобразований. Взаимодействие между членами такого сообщества продуктивно (способствует росту каждого и всего сообщества в целом), сообщества носит продуктивный характер – оно обеспечивает профессионально-личностный рост каждого.

Эффективность деятельности педагога-исследователя определяется его включенностью в такое новое сообщество, как соорганизованный субъект.

Если вы можете обнаружить эти условия, способствующие становлению педагога-исследователя, Ваш путь освоения научно-исследовательской деятельности также может быть успешным!