Форма проявления научно исследовательской деятельности. Формы организации исследовательской деятельности. Виды научных исследований

Введение.

1.Определение понятия “научно-исследовательская деятельность ” и необходимость ее проведения в вузе.

2. Системный подход к организации научной работы студентов.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в вузе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

Целью этой работы является определение главных составляющих, структуры научно-исследовательской деятельности, её формирование средствами проблемного обучения, рассмотрение примера практической организации научно-исследовательской деятельности.

1. Определение понятия “научно-исследовательская деятельность ” и необходимость ее проведения в вузе.

В этой части работы будут описаны методы и формы привлечения студентов к научному исследованию, которым относится курсовое и дипломное проектирование. Рассматриваются элементы теории и методологии научно-технического творчества. Важным элементом научной деятельности является готовность к этой деятельности, поэтому в работе рассматриваются уровни готовности студентов в вузе. Рассмотреть методы и формы эмпирических и теоретических исследований. Определить понятие готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения.

И так, научно-исследовательская работа - это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Он делится на 2 временных отрезка, во время которого происходит обучение: учебное и внеурочное.

Основной формой научной работы студентов, выполняемой во вне учебное время, является участие студентов в научных исследованиях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научных учреждений вуза по госбюджету и хоздоговорной тематике.

Далее решается проблема осознанности и необходимости научно-исследовательской деятельности для студентов, и её положительное влияние на весь учебный процесс. Эта проблема освещается постановкой таких задач, как готовность студентов к научно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо, во-первых раскрыть структуру готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, во-вторых рассмотреть условия формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, а также выявить сущность понятия научно-исследовательская деятельность. Необходимо раскрыть возможности проблемного обучения и его роль в научно-исследовательской работе.

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле.

У большинства студентов представления о научно-исследовательской деятельности достаточно общие и неполные, кроме того, умения, соответствующие научно-исследовательской деятельности, практически отсутствуют или присутствуют фрагментарно. Большинство студентов не осознает социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности, 30 % студентов имеют низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, 70 % - средний уровень.

И так, научно-исследовательская деятельностью студентов - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Структура научно-исследовательской деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов: мотив, цель, объект, предмет, процесс, продукт.

Педагогические условия формирования готовности к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения:

1) использование возможностей проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности;

2) активизацию научно-исследовательской деятельности студентов на основе создания и разрешения проблемных ситуаций в учебном процессе;

3) взаимосвязь традиционного и проблемного обучения.

Именно эти шаги должны предприниматься педагогом в ВУЗе для формирования готовности студента к научно-исследовательской работе.

2. Системный подход к организации научной работы студентов.

Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников высшей школы. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности.Многие из разработчиков интересующей нас проблемы отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к творческому выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов.

Под системным подходом мы будем понимать такую организацию научной работы, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности, формирование качеств личности будущего специалиста, позволяющих ему нестандартно решать профессиональные задачи, владеть инновационными технологиями и методикой научной деятельности.

Структура системного подхода:

1. определение целей и задач научной работы;

2. создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности;

Осуществление системного подхода носит поэтапный характер. В организации и проведении научной работы со студентами большое значение придается мотивационному, диагностическому, проективному, деятельному , рефлексивному и коррекционному этапам. Реализация системного подхода предполагает поэтапное решение задач: выработка концептуальных положений, создание материальной и научно-методической базы; разработка графика научной работы в соответствии со спецификой факультета и границами учебного процесса; обеспечение грамотным научным руководством студентов; включение их в научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы.

Наука - специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания. Она ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности. 2

Предметный и объективный способы изучения мира, характерные для науки, отличают ее от иных способов познания. Отражая мир объективно, наука в то же время составляет лишь одну из сфер жизнедеятельности и творчества, она взаимодействует с моралью, религией, философией, искусством и др. 3

Наука может опираться на наличные формы обыденного познания объектов, но ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность знаний. Такой практикой является научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте, остальные связываются между собой логическими связями. В итоге возникают присущие науке характеристики: системная организация, обоснованность и доказательность знания. 4

В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и собственно науки. На первой стадии зарождающаяся наука еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможное состояния. Связи и отношения, операции с объектами также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий 5

Переход к собственно к науке связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные на этих связях, модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. 6

Наука является одним из наиболее мощных и влиятельных явлений, и независимо от того, являемся мы учеными или нет, для нас чрезвычайно важно иметь представление о том, что такое наука и научный метод. 7

Методология - путь познания, получения и объяснения необходимых фактов и раскрытия закономерностей исследуемых явлений. Философская методология - система наиболее общих принципов и методов научного познания. Общенаучная методология - учение о структуре, логической организации, выводах и средствах познавательной деятельности в области теории и практики. Часная или специальная методология - совокупность принципов и методов познания в конкретной науке. 8

Практическое применение мировоззрения к процессу познания рассматривается как методология - учение об исходных основах (принципах) познания и наиболее общих приемах (методах) исследования. Одно из важнейшщих методологических положений заключается в том, что в основе любого исследования всегда лежит некоторая сумма ранее накопленных знаний и определенное мировоззрение. 9

История мировой науки свидетельствует о том, что независимо от философских убеждений ученых, исходные основы процесса познания по своей объективной сущности являются диалектико-материалистическими. Исходным пунктом диалектического материализма как теории познания является признание первичности материи и вторичности сознания. 10

Одним из важнейших вопросов теории познания является критерий истиности знания. В материалистической диалектике таким критерием служит его практическая подтверждаемость. Основные законы диалектики - единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные и закон отрицания являются не только законами развития объективного мира, но и законами его познания. Диалектический метод объединяет объективный и субъективный моменты в познании.

Первый принцип. Важнейшим принципом является объективность рассмотрения явления, то есть отражения его таким, каким оно есть на самом деле, без всяких субъективных добавлений.

Второй принцип – всесторонность – обязывает исследователя наиболее полно отражать свойства и связи объекта исследования с другими исследованиями. Несоблюдение этого принципа в исследованиях по фихическому воспитанию, спортивной тренировке чаще всего проявляются в изолированном рассмотрении какой-либо одной стороны процесса обучения, что неизбежно приводит к необоснованномму преувеличению значения какого-то одного педагогического метода, средства, приема.

Третий принцип – развития – требует изучать явления в динамике, предполагает, что знание истории развития объекта позволит не только лучше узнать прошлое и понять настоящее, но и предвидеть будущее. Рассматривая закономерности процесса физического воспитания, исследователь должен помнить, что педагогическое воздействие накладывается на процессы естественного психического и биологического развития человека с одной стороны, а с другой – цели и задачи обучения детерминируются социальными запросами, которые также

Четвертый принцип – единство исторического и логического – обязывает следователя строить логику познания объекта таким образом, чтобы она отражала закономерности развития явления. При этом историческое развитие выступает как действенное развитие явления, а логическое – как отражение этого процесса в сознании. 16

Пятый принцип – единства и борьбы противоположностей. Этот принцип предполагает не просто раскрытие противоречивых тенеденций явления, но и анализ причин возникновения и путей разрешения противоречий. Внутренней движущей силой развития процесса обучения могут выступать противоречия между требованиями общества и действительным его состоянием, между стремлениями обучающихся и возможностями их реализации и т. д.

Задачи исследователя заключаются в раскрытии противоречий исследуемого явления и нахождения способов их преодоления, разрешения и использования для совыершенствования процесса обучения. Недооценка этих требований может привести к бесконфликтному анализу педагогических явлений, е необоснованному, одностороннему преувеличению роли отдельных фактов.

Актуальность темы исследования, постановкапробемы и изучение ее состояния в литературе Раскрытие сути проблемной ситуации определяет актуальность темы. Выявление противоречий между социальным заказом, значимостью темы, с одной стороны, и недостаточной разработанностью отдельных ее аспектов – с другой стороны. В результате осмысления проблемной ситуации формулируется проблема как “знание и незнание”.

Актуальность темы исследования, постановка пробемы и изучение ее состояния в литературе Сформулированная проблема следующим критериям: должна отвечать - отражать то, что нужно исследовать, исходя из потребности практики или самой науки; - содержать истинное предположение о том, что в известной сфере действует закон (или существует способ решения задачи), неизвестный науке; - содержать истинное предположение о том, выделенное неизвестное действительно является неизвестным.

Актуальность темы исследования, постановкапробемы и изучение ее состояния в литературе В исследовательской работе необходимо использовать исторический и логический методы исследования, позволяющие определить место и роль предстоящего исследования в общем ходе изучения предмета, воспользоваться опытом предшественников, рассмотреть предмет исследования в динамике, проследить общие тенденции его развития и построить научный прогноз.

Актуальность темы исследования, постановкапробемы и изучение ее состояния в литературе Работая с литературными источниками нужно критически анализировать их результаты, обращая внимание на то новое, что удалось получить автору работы, на сколько хорошо аргументированы основные теоретические положения и практические рекомендации автора, что вызывает сомнение или возражение, как согласуются результаты, полученные автором, с данными других исследований, что осталось невыясненным.

Определение объекта и предмета исследования Объект является первичным, детерминирующим источником знания. Объектом исследования по специальности 032100. 68 “Физическая культура” могут служить: процесс обучения, воспитания и спортивной тренировки в целом или какой-либо его компонент. Необходима связь предмета с объектом, проблемой, целью и задачами исследования.

Определение объекта и предмета исследования Для конкретизации аспекта рассмотрения объекта вводится понятие “предмет” исследования. Предмет исследования формирует задачи конкретного исследования в отношении объекта. Понятия объект и предмет исследования являются относительными. Но предмет исследования непосредственно, неразрывно связан с объектом.

Определение объекта и предмета исследования В педагогическом исследовании необходимо дать объекту содержательную характеристику, опираясь на которую можно обеспечить более успешное изучение предмета исследования.

Формулирование темы диссертации. Определение цели исследования Определив проблему исследования, магистрант должен конкретно поставить цель исследования, то есть ответить на вопросы “Для чего? Зачем? ” проводится данное исследование. Не следует путать цель исследования с его задачами, которые отвечают на вопрос “что нужно сделать” для достижения цели исследования.

Формулирование темы диссертации. Определение цели исследования В самом общем виде целью любого исследования является решение определенной проблемы. Целью исследования может быть изучение нового теоретического знания или нового способа решения какой-либо практической задачи, составляющей содержание проблемы. Сформулировать цель – значит описать тот ожидаемый теоретический или практический результат, который предполагается получить по окончании исследования.

Формулирование темы диссертации. Определение цели исследования. После определения объекта, предмета, проблемы и цели исследования, можно более точно сформулировать тему диссертационного исследования. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в области неразрешенных вопросов современной науки и практики. Тема должна иметь четко очерченные границы.

Выдвижение гипотезы и постановка задач исследования В результате изучения состояния проблемы формулируется гипотеза о возможном способе ее решения, справедливость этих предположений проверяется в дальнейшем ходе исследования. Гипотезой называется научно обоснованное, не противоречащее фактам предположение о причине, вызывающей какое-либо явление. Предположение, в основе которого лежат научные основания - факты.

Выдвижение гипотезы и постановка задач исследования От простого предположения гипотеза отличается рядом признаков. К ним относятся: - соответствие фактам, на основе которых и для объяснения которых она создана; - проверяемость; - приложимость к возможно более широкому кругу явлений; - возможная простота.

Выдвижение гипотезы и постановка задач исследования Различают два вида гипотез – описательная и объяснительная. Описательная гипотеза содержит предположение о возможных следствиях определенных причин. Объяснительная гипотеза содержит предположительное объяснение механизма явления. Она говорит о том, почему это должно получиться.

Выдвижение гипотезы и постановка задач исследования Создание гипотезы проходит следующие стадии: - постановку задачи по выявлению причины определенного явления; - тщательное изучение явления и его связей с другими явлениями; - выдвижение предположения о возможной причине, вызывающей явление.

Постановка задач исследования В магистерской диссертации задач бывает 34. 1. Теоретический анализ проблемы исследования 2. Разработать методику (педагогические условия, технологию). . 3. Определить эффективность. . . 4. Разработать методические рекомендации

Основные этапы научного исследования Первый этап (2005 -2006 гг.) - поисковотеоретический, его основное содержание составили: анализ научной литературы, диссертационных работ, составление понятийного аппарата. Основное внимание сосредоточено на физическом воспитании подростков в образовательных учреждениях. Основными методами исследования в этот период являлись: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогические наблюдения, беседы, анкетирование.

Этапы исследования Второй этап (2006 -2007 гг.) содержательно-процессуальный, разработаны модель и педагогические условия коррекции девиантного поведения, сформированы контрольная и экспериментальная группы, проведен педагогический эксперимент, сформулированы выводы. Методы исследования второго этапа:

Этапы исследования Третий этап (2007 -2008 гг.) - аналитикокорректирующий этап - обобщались результаты исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, систематизировались полученные данные, проводилась работа по внедрению результатов исследования в практику работы образовательных учреждений. Методы исследования третьего этапа:

Требования к методам исследования Специфической особенностью науки о физическом воспитании является отсутствие собственного частного метода. Это объясняется многообразием задач, решаемых физической культурой и спортом, а также влиянием физических упражнений на различные стороны и проявления человека; на его социальную и биологическую сущность; на двигательные качества и навыки; психические процессы, формирование моральных, этических и эстетических идеалов.

Требования к методам исследования Построение теории физического воспитания связано с широким кругом проблем, с привлечением частных методов педагогики, психологии, социологии, физиологии, медицины, биохимии, биомеханики, математики и других наук.

Требования к методам исследования В области физической культуры и спорта обычно используется комплекс методов. Основным требованием к методам исследования является их пригодность к решению поставленных задач.

Требования к методам исследования Используемые методы исследования должны обладать достаточной информативностью, воспроизводимостью и разрешающей способностью.

Требования к методам исследования Под информативностью понимается способность метода отражать те свойства объекта, которые предстоит изучить. Воспроизводимость - это способность давать идентичные результаты при повторном измерении на одном и том же объекте, находящемся в одном и том же состоянии.

Методы научного исследования Методы исследования онтогенеза личности Только в конце ХIХ- начале ХХ века к проблемам динамики личностного бытия начали подходить представители только что зарождающейся науки - психологии.

Методы научного исследования Этим проблемам были посвящены не только работы Зигмунта Фрейда. Попытку проследить психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единую систему координат эволюцию личности предпринял французский психолог, психиатор Пьер Жане (1859 -1947 гг.)

Методы научного исследования П. Жене, используя такие понятия, как «психическая энергия» , «психическая сила» , «психическое напряжение» , «психическая экономия» , не только объяснил нормальное психологическое развитие личности, но и даже пытался объяснить некоторая неврозы, например своеобразную психастеническую конституцию, исходя из эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

Методы научного исследования В настоящее время эти методы обозначаются как изучение возрастных «поперечных» срезов (Cross-Sectional) лонгитудинальный метод (Longitudinal). Метод поперчных срезов имеет дело с разными индивидами или популяциями одной и тойже возрастной группы.

Методы исследования онтогенетической эволюции личности Лонгитудинальный метод - проводит исследования на одних и тех же испытуемых или группах в ходе онтогенетического развития, то есть в регулярном, многократном и систематическом изучении этих испытуемых или групп в процессе их

Сбор фактологического материала Для решения задач любого исследования необходимы факты, на основании которых проверяется гипотеза. Фактический материал проявляется в результате проведения анкетных опросов, наблюдений и экспериментов. Новизна, статистическая значимость, точность научного факта определяются

Сбор фактологического материала Для того, чтобы данные, полученные в эксперименте, можно было рассматривать как научные факты, они должны отвечать следующим требованиям: а) выражать свойства, связи и отношения объектов, зафиксированных в эксперименте; б) иметь логическую форму высказываний; в) получаться на основе индукции посредством статистико-вероятностных способов обработки

Статистическая обработка результатов Практически ни одно исследование не обходится без использования статистических методов обработки и анализа полученного материала, что позволяет избежать непреднамеренного, случайного отбора, обеспечивающего репрезентативность исследования.

Оформление результатов НИР 1. Титульный лист магистерской диссертации 2. Содержание диссертации 3. Введение 4. Главы и параграфы диссертации 5. Выводы по главам 6. Правила цитирования 7. Правила ссылок на авторов

Оформление результатов НИР Для того, чтобы работа соответствовала стандарту необходимо соблюдать некоторые общие правила оформления рукописи. Содержание любой рукописи должно состоять из следующих разделов:

Оформление результатов НИР 1. Введение, где обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень изученности вопроса, определяются противоречия и проблема исследования. Определяется объект и предмет исследования, цель, гипотеза исследования, задачи. 2. Глава первая включает в себя теоретический анализ проблемы исследования

Оформление результатов исследования 3. Вторая глава включает в себя описание задач эксперимена, организацию и методики исследования, особенности испытуемых, схему наблюдения или эксперимента, способы регистрации изучаемых характеристик, методы обработки полученных материалов. Описание экспериментальной методики.

При организации обучения в начальной школе уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бажутова Н.В.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 546

Формы организации научно-исследовательской деятельности младших школьников

Ученье без размышлений – тщетный труд;
размышления без учения – пагубны.

Конфуций.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся, как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий), планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность.

При работе на этом возрастном этапе чаще всего используются учебные и факультативные занятия, групповые и коллективные формы работы.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
  • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Исследования можно классифицировать по-разному:

  • по количеству участников (коллективные, групповые, индиви-дуальные);
  • по месту проведения (урочные и внеурочные);
  • по времени (кратковременные и долговременные);
  • по теме (предметные или свободные),
  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное (либо индивидуальное) выполнение и защита проектно-исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках по предмету «Окружающий мир», поскольку этому способствует сам изучаемый материал.

При изучении предмета «Окружающий мир» широко используются такие методы, как моделирование, проведение экспериментов, наблюдение, что создает прекрасные условия для включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. Занятия на основе учебного исследования предполагают организацию познавательной деятельности школьников в соответствии с логикой научного познания и применением исследовательских методов: выдвижение проблемы, формулировка исследовательской задачи, гипотезы, выбор методов исследования, проверка гипотезы, конструирование нового знания, формулировка выводов (соотнесение достигнутых результатов с исследовательской задачей, выдвинутой гипотезой) из полученного знания.

Исходный момент в проектировании исследовательской деятельности младших школьников - формулировка проблемы и исследовательской задачи. Проблема для детей – это сложный вопрос, на который нельзя ответить сразу, поэтому нужно специально прийти к ответу, разыскать неизвестное. Исследование – это и есть поиск неизвестного.

При формулировании проблемы, а на ее основе – исследовательской задачи, основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов.

Исследовательский подход требует использования различных приемов включения учащихся в поисковую деятельность. Это может быть поиск объектов по указанным признакам (листьям или плодам растений), установление признаков, по которым дети всегда смогут узнать тот или иной объект и др.

Одним из приёмов, позволяющих школьникам установить характерные особенности природного объекта и включить их в поиск, является сравнение. Сравниваются подобные объекты и объекты, отличающиеся по основному признаку.

Нахождение отличий можно организовать в ходе игры «Кто больше?» (кто найдет больше отличий).

Достаточно результативна такая форма организации исследовательского обучения, которая в литературе носит название экспресс-исследование. Она предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогом теме. Например, направляясь на прогулку после учебного дня, учащиеся получают индивидуальные или групповые задания для эмпирических исследований по предмету «Окружающий мир».

Исследовать:

  • какие птицы живут в окрестностях школы;
  • какие растут деревья;
  • какие насекомые встречаются на пришкольном участке;
  • выявить основные признаки зимы и др..

Организовать исследовательскую деятельность учащихся представляется возможным и на других уроках: русский язык, математика, литературное чтение, трудовое обучение и т.д.

Так на уроках литературного чтения организация исследовательской деятельности уместна при необходимости сравнительного анализа художественных произведений, например, народных сказок, или при сравнительном анализе жанровых особенностей, например, научно-познавательной статьи и художественного рассказа. Интересно проводить исследования на уроках трудового обучения. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.

Рассмотренные методы и формы организации исследовательской деятельности главным образом используются в урочное время, поэтому по своей продолжительности они кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на освоение программного материала, так и на более глубокое его изучение.

Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

Таким образом, учащиеся приобретают определенные исследовательские умения, что готовит их в конечном итоге к написанию исследовательских работ. Кроме того, применение всех вышеуказанных методов стимулирует активность учащихся в этом деле. Так учащимися моего класса в течение двух лет было представлено на школьный конкурс четыре исследовательских работы. Две были написаны на втором году обучения, две – на третьем.

Но к написанию исследовательской работы привлекаются не все учащихся класса, а только единицы. Поэтому наиболее приемлема индивидуальная форма, но, возможна и групповая.

При организации процесса выполнения исследовательской работы придерживаюсь следующих этапов:

  • Формулирование темы
  • Формулирование цели и задач
  • Теоретические исследования
  • Экспериментальные исследования
  • Анализ и оформление научных исследований
  • Внедрение и эффективность научных исследований
  • Публичное представление работ.

При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом : тема должна исходить из интересов и желания самого ребенка.

Проследим, как была выбрана тема учеником моего класса Волнухиным Иваном. Мной была подкинута идея ребенку по окончании 1 класса. Ивана заинтересовала эта проблема: из какого клубня картофеля – крупного или среднего (или из глазка) – можно вырастить хороший урожай, и он провел эксперимент по выращиванию картофеля, посадив разные по величине семена.

Данное исследование носило свободный характер, рассматривались вопросы, не касающиеся учебной программы.

Осуществление работы велось достаточно долго, около полугода. Нами был составлен план работы, согласно которому осуществлялся подбор и анализ литературы, проводился эксперимент по выращиванию картофеля. Безусловно, работа велась в тесном контакте с родителями. Результаты были оформлены в виде проектной работы и презентации.

Работа представлялась на городском конкурсе «Мы и биосфера» (отмечена дипломом I степени) и окружном конкурсе «Юные таланты Московии» (отмечена дипломом призёра) – 2013 г.

Именно участие в конкурсе «Юные таланты Московии» подвигло ученика продолжить работу над этим проектом, посадив на следующий год большее количество кустов картофеля. Целью своей работы он ставил подтверждение своей гипотезы о том, что урожайность картофеля зависит от величины посадочных клубней. Работа велась в течение всего лета, в августе Иван собрал урожай и сравнил результаты с экспериментом прошлого года и пришел к выводу, что его гипотеза подтвердилась: чем крупнее клубень, тем выше урожайность.

С этой работой Волнухин Иван опять участвовал в конкурсе «Юные таланты Московии» и был отмечен дипломом призёра (2014г.). На V Московском экологическом форуме учащихся эта работа была отмечена грамотой в номинации «За экспериментальный подход в агроэкологии».

Другое исследование было проведено Косяковым Игорем, инициатива исходила от самого ученика. Его заинтересовал вопрос, почему обычный конструктор, поначалу сделанный из деревянных деталей, завоевал мировую популярность и является брендом номер 1 на протяжении более 80 лет. Была поставлена цель: изучить историю создания Лего. Выделить наиболее значимые события и факты развития мирового бренда.

Работая над проектом, Игорь узнал, какая страна является родиной Лего, какие важные события повлияли на его развитие, как Лего стал всемирно известным брендом, а также приобрёл навыки работы с информацией: подыскивал источники, проводил анкетирование, анализировал данные, делал выводы. Результаты исследования были оформлены в виде презентации и проектной работы.

Данная работа тоже была представлена на конкурсе «Юные таланты Московии», автор исследования стал призёром конкурса.

Таким образом, форм и методов организации исследовательской деятельности достаточно много. А их выбор, применение целиком зависят от творчества и желания учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

2. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.

4. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ «Региональный социологический центр», 2006. - 128 с. - С.39-44.

5. Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Ю.Румянцева. – М.:Просвещение, 2001. – С.34.

6. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.


Организация исследовательской деятельности школьников

Часть 1

Основы организации исследовательской деятельности: теоретические основания, основные понятия, содержание, средства и формы, образовательный результат

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

Формирование исследовательских умений учащихся, организация исследовательского обучения в учреждениях образования является одной из самых актуальных проблем, так как федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование умения учеников самих получать ответы на поставленные вопросы. Выпускник должен уметь самостоятельно мыслить, видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это условие получает особую актуальностьв современном динамично развивающемся информационном пространстве. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс исследовательской деятельности школьников.

С точки зрения теории и практики образования научные исследования представляют наибольший интерес. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний.


Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимают деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Учебно-исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.



По мнению В. И. Андреева, специфика исследовательской деятельности школьника, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы .

Можно выделить два направления организации исследовательской деятельности учащихся: предметная исследовательская деятельность учащихся; проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся.

· предметная исследовательской деятельности учащихся включает алгоритм организации цикла учебного исследования – т. е. что, как и в какой последовательности делает ребенок. В процессе исследовательской деятельности (вне зависимости от области исследования) реализуются следующие этапы, характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности и определяет ее структурную модель.

· проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся - определяет существенные элементы исследовательской деятельности, воспроизводство которых позволяет фиксировать ее наличие в реальной практике, эти элементы должны учитываться при проектировании исследовательской деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

Выделим ключевые звенья (смысловые компоненты) проектирования и организации исследовательской деятельности.

1) Теоретические основания – научные концепции, на которых строятся представления об исследовательской деятельности и возможностях ее применения в образовательном процессе; описание успешных практик реализации проектно-исследовательской деятельности в различных социально-исторических условиях.

2) Основные понятия – те категории и термины, в которых может быть описана исследовательская деятельность учащихся и которые затем становятся рабочим языком при практической работе. Такой рабочий язык позволяет учителям перейти от языка эффективности усвоения учебной информации по каждому из предметов к языку развития учащихся средствами исследовательской деятельности на материале учебных предметов.

4) Средства и формы реализации исследовательской деятельности определяет, в каких формах образовательной деятельности (урок, кружок, поездка и др.) может быть реализована исследовательская деятельность.

5) Образовательный результат и критерии оценки его качества.

Определение основных смысловых компонентов еще не дает реального инструмента проектирования и организации исследовательской деятельности в конкретном учреждении образования. Для этого коллектив должен осмыслить имеющийся в учреждении опыт, выявить актуальность исследовательской деятельности для его развития, спланировать работу по конкретным направлениям. Последовательность этапов такой работы можно описать следующей цепочкой:

1. Раскрытие и конкретизация основных смысловых компонентов модели проектирования и организации исследовательской деятельности учащихся в педагогическом коллективе.

2. Выделение специфических особенностей учреждения образования (какие функции исследовательской деятельности могут эффективно «работают» в этих условиях).

3. Определение форм и направлений осуществления исследовательской деятельности, которые могут быть эффективно реализованы в условиях обозначенной специфики.

4. Включение указанных форм в учебный и годовой план учреждения образования.

Так, например, в условиях гимназии или лицея главной функцией исследовательской деятельности может быть организация на ее основе профильного обучения, поэтому здесь необходима разработка курсов по выбору, введение в базисную сетку часов на выполнение исследовательских проектов, организации системы индивидуального консультирования и защиты этих проектов. В школе организация исследовательской деятельности эффективна в работе разновозрастных групп при организации дополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования оказывается наиболее эффективным организация выездных форм работы, включая экскурсии и экспедиции и т.д. Очевидно, что задачи и формы исследовательской деятельности должны соответствовать контингенту учащихся, возрастным особенностям их развития, специфике познавательной мотивации, в противном случае учебные исследования могут оказаться неэффективными и даже вредными.

Рассмотрим подробнее основные смысловые компоненты организации исследовательской деятельности учащихся:

Теоретические основания.

В основе представлений об исследовательских навыках мышления лежат идеи выдающихся отечественных психологов: культурно-историческая теория Л.С.Выготского, идеи проблемного обучения И.Я.Лернера, концепция развивающего обучения В.В.Давыдова, теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева, идеи о развитии субъектности в онтогенезе В.И.Слободчикова. Концепция основывается на результатах работы ряда педагогических школ, предложивших модели организации исследовательского обучения с учащимися различного возраста: это проектный метод Д.Дьюи, обосновавший необходимость актуализации учебного материала для конкретного учащегося, концепция свободного воспитания С.Т.Шацкого, практика движения юношеских научных обществ и малых академий наук 1950-80-х годов.

Отдельно необходимо остановиться на следующих источниках концепции исследовательской деятельности учащихся:

Представления Л.С.Выготского о соотношении обучения и развития и конструировании педагогического процесса на основе создания зон ближайшего развития. «…существенным признаком обучения является то, что оно создает зоны ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, продлевая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка» В нашем случае механизмом создания зон ближайшего развития выступает проектирование и реализация исследовательских задач со школьниками – в условиях коллективной работы в рамках класса, тематической специализации, применения разнообразных форм работы и привлечения специалистов из сферы науки.

Принципы построения деятельностного содержания образования, разработанные В.В.Давыдовым. Центральным здесь является вопрос о «психологических новообразованиях», возникающих у учащихся в процессе учебной деятельности и разработке этого процесса исходя из наиболее эффективного возникновения и развития этих новообразований. Для младшего школьного возраста В.В.Давыдов выделяет «следующие основные новообразования: учебная деятельность и ее субъект; абстрактно-теоретическое мышление; произвольное управление поведением».

Важнейшим является разработанные В.В.Давыдовым представление о теоретическом мышлении. «В основе теоретического сознания и мышления лежит содержательное обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее основание.... Опираясь на это обобщение, человек способен затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы из генетически исходного, всеобщего ее основания. Теоретическое мышление как раз и состоит в том, чтобы создавать содержательное обобщение той или иной системы, а затем мысленно строить -эту систему, раскрывая возможности ее всеобщего основания». Таким образом, теоретическое мышление, в отличие от эмпирического, схватывает мир в динамике, позволяя вскрывать причинно-следственные связи, прогнозировать развитие ситуаций (этот его контекст остается скрытым, когда термин «теоретическое мышление» понимается в его бытовом лексическом значении). Исследовательская деятельность является эффективным средством развития теоретического мышления как позволяющая на конкретном материале фиксировать причинно-следственные связи, устанавливать результаты развития процессов, производить содержательные обобщения и восхождение «от частного к общему». В «теории учебной деятельности и ее субъекта» В.В.Давыдова «речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем в форме специфической учебной деятельности. В процессе ее осуществления школьник овладевает теоретическими знаниями. Их содержание отражает происхождение, становление и развитие какого-либо предмета». «…школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят диалоги и дискуссии о выборе лучшего пути поиска (именно в этих ситуациях и возникают зоны ближайшего развития). Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом».

«В процессе обучения и воспитания «человек присваивает ценности материальной и духовной культуры. Это осуществляется в ходе собственной деятельности, адекватно воспроизводящей те виды деятельности и способностей ранее живших людей, посредством которых эти ценности сами возникали и развивались» . Таким образом при воспроизводстве практики исследовательской деятельности воспроизводятся условия и нормы деятельности, возникшие и существовавшие в сфере науки и, соответственно, присвоение ценностей духовной и материальной культуры. Таким образом исследовательское обучение носит деятельностный характер.

Представления о становлении и развитии субъектности в онтогенезе, формировании и развития событийных общностей В.И.Слободчикова. Здесь важнейшим является вопрос о периодизации жизни и ведущих психических процессах в различных возрастах. С этой точки зрения принципиальным является дифференциация функций исследовательской деятельности при ее реализации с учащимися разного возраста. Так или иначе, исследовательская деятельность является средством становления субъектности ребенка, но для разных возрастов это становление имеет в каждом случае свою специфику.

Основные принципы построения рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева. Главное здесь – что специально культивируемый навык рефлексии собственных действий позволяет учащимся сформировать и предъявить себе модель эффективности собственных действий и механизм повышения этой эффективности.

Основные положения концепции проблемного обучения И.Я.Лернера, предполагавшего необходимость создания проблемных ситуаций в обучении как главного средства развития мышления. В соответствии с концепцией И.Я.Лернера исследовательский метод является высшей, наиболее продуктивной формой проблемного обучения и ведет к «перестройке в сознании интеллектуально развитого субъекта всех других знаний и умений, каким бы путем они ни были приобретены», выполняя таким образом интегрирующую функцию.

Идеи о средовом принципе построения образования С.Т.Шацкого. Здесь важно, что образование как процесс передачи предметно-знаниевых, опытных и ценностных оснований от старшего поколения к младшему наиболее эффективно происходит внутри среды, включающей, помимо учителя, специалистов из разных областей, несущих с собой соответствующую культуру и образцы профессиональной деятельности.

Концепция построения образовательного сообщества на принципах развития научных школ, в выделении которых существенными являются представления М.Г.Ярошевского. Наука как культурный институт выработала механизм воспроизводства научного сообщества, норм и традиций научно-исследовательской деятельности. По мнению многих исследователей, таким механизмом являются научные школы. Феномен научной школы рассматривался и педагогами. Так, С.И.Гессен писал: «Метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа».

М.Г.Ярошевский выделяет, среди прочих, следующие важные для нас признаки научной школы: наличие лидера, задающего вектор развития научной школы, наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели; общность подходов (или едина парадигма) совместной деятельности. В недавних исследованиях Н.А.Логиновой выделяются аналогичные признаки: наличие программы, разработанной лидером, непосредственное общение коллектива школы, наличие методического инструментария исследований, наличие внутренних стандартов оценки деятельности. На основе совместной разработки исследовательской программы ученических исследований и ее последующей реализации складывается единое видение, единый подход к исследовательской деятельности у членов педагогического коллектива и у выполняющих исследовательскую работу учащихся, происходит увязка и сближение функциональных связей «коллега-коллега» и «духовный наставник-младший товарищ», которые в дальнейшем определяют лицо проектно-исследовательской школы – разновозрастного коллектива образовательного учреждения.

Суть концепции исследовательской деятельности учащихся заключается в развитии деятельностного содержания образования на основе создания многопозиционной образовательной среды образовательного учреждения (учащиеся, педагоги, ученые, эксперты и др.). В процессе этой деятельности происходит формирование важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, развитие теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности личности школьника. Центральным звеном является деятельностное содержание образование, которое конкретизируется через систему представлений о структуре научной картины мира, приобретением личного опыта реализации исследовательских задач, выработке ценностных ориентаций обучающихся.

При этом на различных уровнях образования и для различных видов образовательных учреждений исследовательская деятельность учащихся имеет свои специфические функции. Их можно охарактеризовать следующим образом:

В дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;

В основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;

В старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения;

В дополнительном образовании – создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения;

В профессиональном образовании – повышения культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования.

Определимосновные понятия, используемые приорганизации исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством– руководителя исследовательской работы.

Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Назовем основные характеристики учебного исследования :

· выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от выделенных точек» или проблемная подача материала;

· развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

· развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);

· работа с первоисточниками при разработке версий;

· развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека.

Исследовательские способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему необходимо искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами организации исследовательской деятельности учащихся. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся формируется с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

Педагогический проект руководителя исследовательской работы – проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся.

Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Для этого необходимо создавать условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Он позволяет спланировать исследование так, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, т.к. предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, которое организовано проектным методом.

Учебное исследование и научное исследование . Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Проблема построения нового содержания образования уже давно обсуждается в педагогическом сообществе. В соответствии с современными достижениями личностно-ориентированной педагогики, компетентностного подхода. параметрами, определяющими содержание образования, являются:

Объем информации, обеспечивающий возможность построения ориентационных сетей человека в системе, накопленных человечеством знаний (или знание куда обратиться за той информацией, в которой в данный момент возникла необходимость);

Опыт организации и реализации предметной деятельности различного вида; знание о том, что и как необходимо сделать, чтобы самостоятельно достигнуть намеченного результата;

Практика выстраивания личностного отношения к предмету деятельности, ее последствиям через самореализацию. Знание о том, зачем-то или иное действие нужно или не нужно делать, представления о разнообразных последствиях этого действия, ценностный ориентации личности. Через освоение такой практики деятельность учащегося становится рефлексивной, а сам он субъективируется в этой деятельности;

Возможность и способность стоить эффективные коммуникации.

Назовем главные составляющие содержания образования при реализации исследовательской деятельности являются:

1) Построение ориентационных сетей учащихся, позволяющих им вписывать любое явление или информацию в общую систематику имеющейся у них картины мира.

2) Приобретение опыта реализации исследования, выражающееся в самостоятельном проведении исследовательского цикла от начала и до конца и освоении его структурных элементов.

3) Выстраивание личностного отношения к объекту исследования и его результатам, включая развитие рефлексивного мышления, а также способность эмоционально-нравственной оценки собственных действий.

4) Способность строить эффективные коммуникации для достижения результата, включая фиксацию недостающего ресурса, формирование запроса по его поиску, формулирование собственных наличных ресурсов для их предъявления как условия вступления в коммуникацию.

Сформулируем основную функцию, которую учебное исследование имеет в образовательном процессе: путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов.

Исследовательская деятельность здесь может выступать как:

Инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения общего образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей;

Способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования школа-вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;

Средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества. Это прежде всего - способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана – эффективной социализацией, историко-патриотическим и сословным воспитанием – в конечном счете, воспроизводством культуры социума от поколения к поколению.

Исходя из этого можно сформулировать основные задачи, которые позволяет решать исследовательское обучение:

Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом – как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В этом смысле освоение исследовательского метода является приобретением общей компетентности исследователя, основой которой является способность строить достоверные представления об окружающем мире. Развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения.

Создание познавательной базы исследовательской компетентности – представлений об общей систематике знаний человечества, которая задается через сетку учебных предметов, определяемых базисным учебным планом.

Развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу.

Возможность введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества, освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.

Формы реализации исследовательской деятельности.

При организации различных форм исследовательской деятельности отправным является представление о дидактической единице исследовательской деятельности – совместно разрабатываемом учащимся и его руководителем исследовательском задании, в котором задаются нормы исследования (такие, как структура исследования, метод исследования, стандарт представления результатов), создаются условия для самостоятельного аргументированного выбора учащимся тематики и направлений исследований, объекта, версий объяснения результатов (анализа), самостоятельной рефлексии хода проведенного исследования.

Среди форм организации исследовательской деятельности выделим следующие:

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным (в качестве домашних) заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режиссурой научной дискуссии и формулировкой выводов.

2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований» в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей, отработка постановки и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий, презентация данных заданий на уроках. Следует обратить особое внимание на специфику применения дедуктивных принципов в подаче материала, поскольку в школьном возрасте такие методы еще не всегда доступны учащимся и требуют подробного фактологического сопровождения.

3. Курсы в рамках школьного компонента элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.

4. Программы дополнительного образования. Применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам, фиксация результата как законченной исследовательской работы.

5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

6. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения образования. Тут должна прослеживаться тесная взаимосвязь различных форм образовательной деятельности и реализации годового цикла исследовательской деятельности.

7. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.

8. Проведение научно-практических конференций и конкурсов - форм презентации исследовательской деятельности.

9. Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).

При проектировании и организации указанных форм педагог планирует ряд этапов, перечень которых в целом остается одним и тем же для всех форм организации исследовательской деятельности. Для адекватного проектирования исследовательской деятельности педагог на каждом из этапов должен четко представлять себе следующие существенные моменты:

Этап 1. Выбор педагогом образовательной области и предметного направления области будущей исследовательской деятельности учащихся. Он включает:

Связь с базовой программой соответствующего класса;

Наличие собственной практики научной работы в избранной области;

Возможность консультационной помощи специалистов.

Этап 2. Разработка программы вводного теоретического курса или занятия, что предполагает:

Доступность – соответствие учебной нагрузки возможностям учащихся (по сложности, продолжительности, включению в учебный план);

Опору на базовую программу (новые сведения опираются на базовые предметные программы, количество новых вводимых понятий и схем не составляет большей части программы);

Достаточность объема теоретического материала для возникновения у учащихся интереса к работе, выбору темы и постановке задач исследования.

Этап 3. Выбор темы, постановка целей и задач исследования, выдвижение гипотезы. Данный этап предполагает:

Соответствие выбираемой темы изученному теоретическому материалу;

Доступность темы и объема работы возможностям учащихся;

Наличие исследовательского характера темы, формулировка темы, ограничивающая предмет исследования и содержащая проблему исследования;

Соответствие задач цели, адекватность гипотезы.

Этап 4. Подбор и освоение методики исследования включает:

Методологическую корректность методики. Соответствие научному прототипу, обоснованность адаптации к специфике детского исследования;

Соответствие методики целям и задачам, предполагаемому объему и характеру исследования;

Доступность методики по освоению и реализации школьниками.

Этап 5. Сбор и первичная обработка материала. На данном этапе необходимо учитывать:

Доступность запланированного объема работ;

Доступность объекта исследования;

Адекватность используемой методики объекту и условиям исследования.

Этап 6. Анализ, выводы. Он включает:

Наличие обсуждения, сравнения данных с литературными источниками;

Соответствие результатов и выводов поставленным целям и задачам, сформулированной цели.

Этап 7. Презентация, которая включает:

Соответствие формата представляемого материала формальным требованиям;

Отражение этапов исследования;

Результаты

Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.

Первая – формальная – соответствие результата исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования и структуре модели исследовательской деятельности. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.

Хвостикова Елена Сергеевна

студент 4 курса, ФПОиБ, КГУ, г. Элисты

Очирова Елена Владимировна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогика КГУ, г. Элисты

Изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, трудное, болезненное, но настойчивое продвижение общества к рыночной экономике и демократическому устройству повысили степень свободы, расширили поле для проявления инициативы и свободного выбора, серьезно изменили цели, содержание и функции образования, раздвинули его горизонты. Все это привело к модернизации и развитию российского образования, одной из тенденций которой является переход учебных заведений от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Этот переход позволяет осуществить организацию исследовательской работы студентов. Педагогическое учебное заведение готовит студентов, прежде всего к практической работе. Но успех в практике невозможен без умения осмыслить собственную деятельность с научных позиций. Такое умение является важной составляющей методологической культуры педагога. Кроме того, методологическая культура учителя предполагает знакомство с логикой и методами педагогического исследования, овладение основными исследовательскими подходами и умениями. В стенах педагогических учебных заведений студенты делают первые шаги в этом направлении, и поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения .

Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому, все более очевидно, что в процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а развитие у выпускников способностей к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.

Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений. Способность студентов к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учителя .

Вопрос исследовательской деятельности студентов как один из аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов актуален в данное время, до сих пор недостаточно освещен в научной и методической литературе и может быть полезен всем, кто занимается разработкой учебно-методического комплекса для студентов по выполнению и защите выпускной квалификационной работы учебных заведений.

В современной литературеисследовательская деятельность - это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации. Такое умение получать новую информацию из окружающего нас мира и работать с ней необходимо сегодня человеку в повседневной жизни. Это связано с трансформацией социальной действительности, которая предлагает нам уже не мир готовых решений, а динамичный, постоянно развивающийся мир, требующий от нас умения самостоятельно искать оптимальные пути решения все новых и новых проблем.

Формирование учителя, соответствующего современным требованиям, начинается со студенческой скамьи. Выпускник должен быть исследователем, проектировщиком, разработчиком новых технологий образования и воспитания. Овладение исследовательскими навыками, способностью научно подойти к решению педагогической проблемы является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов .

Леонтович А.В. считает, что исследовательская деятельность - деятельность студентов, связанная с решением студентов творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении студентом функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции студентов в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента). «Исследование», под этим типом деятельности подразумевается извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.

Алексеев Н.Г., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. пишут, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения .

Рубинштейн С.Л. говорит о том, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Исследовательская деятельность понимается не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании студентами исследовательской работы, а шире .

Мы говорим об исследовательской деятельности студента, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков, что эффективно реализуется в процессе учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов в вузе.

Учебно-исследовательская деятельность студентов, как показывает опыт, не возникает в университете сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд:

· готовность студентов к этому виду работы;

· желание и готовность преподавателей руководить этим видом деятельности.

Преподаватели, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности, а в последующем и научно-исследовательской деятельности студента. При развитии исследовательской деятельности студентов основными задачами педагогов вуза становятся: актуализация исследовательской потребности студента; вовлечение в поисковую деятельность; поиск средств, активизирующий процесс познания; содействие в осознанном целеполагании; доведение студента до результативности в деятельности.

Под учебно-исследовательской деятельностью студентов понимается учебная деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

· постановка проблемы, формулирование темы;

· целеполагание, выдвижение гипотез;

· ознакомление с литературой по данной проблематике;

· овладение методами исследования;

· сбор собственного материала, его анализ;

· обобщение, выводы.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению темы исследования.

Структуру учебно-исследовательской деятельности определяют следующие компоненты: учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки.

Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач. Учебно-исследовательская деятельность - это процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование, как результатов решения, так и способов и процессов деятельности.

Научно-исследовательская деятельность студентов - процесс совместной творческой деятельности студента и преподавателя (научного руководителя) по выявлению сущности изучаемых явлений или процессов, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию. Основной целью научно-исследовательской работы студентов вуза является выявление талантливой молодёжи и повышение уровня научной подготовки специалистов среднего звена. Задачи научно-исследовательской деятельности студентов: привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ в единстве образовательного и творческого процессов; обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам; развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор; выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач; расширить знания по основным для данной специальности направлениям науки и техники; формировать потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности, навыки работы в творческих коллективах; способствовать профессиональной и социальной адаптации.

Научно-исследовательская работа студентов проводится в рамках научного студенческого общества, которое имеет свое название, эмблему, девиз. Для реализации поставленных целей необходимо: создать оптимальные условия для организации различных форм научно-исследовательской и научно-методической работы преподавателей и студентов; формировать интересы преподавателей и студентов к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований.

Формы организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов: участие преподавателей и студентов в работе научно-практических конференций, семинаров, «дней науки», грантах и др.; издание монографий, учебных пособий, методических указаний и т. п.; использование результатов научно-исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе; выступления на страницах печати, по радио и телевидению, Internet и др. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, развивает мышление, творческие способности у студентов, помогает формировать исследовательский опыт и интерес к научному познанию .

Исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, как деятельность, направленная на получение нового знания и структурная основа формирования исследовательского опыта. Следовательно, целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого формируется исследовательский опыт, как личностное приобретение учащегося.

Исследовательский опыт можно определить, как совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности, полученных в ходе исследовательской деятельности, которое в дальнейшем обеспечивают субъектное отношение к выполняемой деятельности, обращенность к своим возможностям в ходе выполнения последующей исследовательской деятельности, тем самым, способствуя формированию исследовательской компетенции .

Студент, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский опыт на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает полифункциональность , универсальность и надпредметность структурных составляющих исследовательского опыта. Данный опыт мобилен, подвижен, вариативен в любой ситуации и на любом предметном материале.

Многомерность исследовательского опыта подтверждается применением студентом структурных элементов исследовательского опыта в формировании не только исследовательской компетенции. Так, опыт самостоятельного получения информации из различных источников, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных необходим в формировании и проявлении ключевой информационной компетенции. Опыт использования для познания окружающего мира различных методов исследования необходим при становлении и проявлении проблемной ключевой компетенции. Навык выбора и использования выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); навык представления результатов и выводов исследования; опыт выступления с результатами исследования участвуют в формировании коммуникативной ключевой компетенции.

Другими словами, исследовательский опыт содержит структурные составляющие, являющиеся базовыми в формировании и проявлении многих ключевых компетенций, что определяет значимость его формирования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе факультета педагогического образования и биологии. В работе принимали участие студенты 4 курса бакалавриата направления «Педагогика». Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью первого этапа эксперимента было выявление уровня сформированности опыта исследовательской деятельности студентов. На втором этапе студентам были предложены проекты творческой направленности. Анализ работы над проектом «Техника вязания крючком как средство формирования эстетической культуры младших школьников на уроке труда» позволил выявить следующие показатели: у студентов не вызывала особых трудностей работа с литературой для теоретической части. Основную трудность вызвало введение при составлении методологического аппарата. Студенты не различают предмет и объект, не могут сформулировать цель и поставить задачи, не понимают логику своего исследования.

На третьем этапе эксперимента нами повторно определялся уровень сформированности опыта исследовательской деятельности студентов, в результате которого мы пришли к выводу, что формировать опыт исследовательской деятельности необходимо не только в учебной, но и во внеурочной работе, путем приобщения студента к общественной деятельности.

Таким образом, научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую работу студентов целесообразно рассматривать в контексте всего учебно-воспитательного процесса вуза, который включает в себя различные виды учебных занятий, внеаудиторную воспитательную работу, общественную деятельность, студенческое самоуправление, культурно-просветительскую, спортивную и иную работу. Каждый из этих видов деятельности направлен на подготовку специалистов высокой квалификации и на формирование опыта исследовательской деятельности.

Список литературы:

  1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст] /Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Академия, 2007. - 128 с.
  2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
  3. Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С.А. Лебедева, С.В. Тарасов // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 7. - С. 41-44
  4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей) [Текст]/ А.В. Леонтович. - М.: МГДД(Ю)Т, 2003. - 110 с.
  5. Пастухова И.П. основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ. средн. Проф. учеб. заведений [Текст] /И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. - М.: Академия, 2010. - 160 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности [Текст] /С.Л. Рубинштейн. //Учен. Зап. Высш. шк. Г. Одессы. - Одесса, 1922. - Т. 2. - С. 106.
  7. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 1. - С. 30-33.