Составной рюкзак. Походный рюкзак своими руками Анатомические рюкзаки с внутренним каркасом

В советские времена походный рюкзак своими руками шил почти каждый турист, ведь магазины были завалены мягкими абалаковскими или станковыми «Ермаками», новые модели мы видели только на фотографиях в журнале «Турист». Хотя, конечно, и пошив туристических рюкзаков был непростым делом, ведь в дефиците было все: от ткани до фурнитуры.

Но если у вас есть желание и свободный досуг, а в закромах припрятана подходящая ткань и фурнитура, то моя пошаговая инструкция о том, как сшить походный рюкзак на 90 литров (каркасный), поможет вам изготовить действительно полезное изделие.

Полезные статьи:

Походный рюкзак своими руками: материалы и фурнитура

Для того, чтобы сшить рюкзак туристический своими руками Вам понадобится:

Плотный капрон типа авизент или кордура – 3 кв. м или отрез 1,5*2 м
Тонкий капрон типа парашютного шелка или болоньи – 1 кв. м или отрез 1,5*0,70 м
Изолон (туристский коврик-пена) — 1 кв. м, толщиной 1 см
Стропа узкая, 25 мм – 7 м
Стропа широкая 45 мм – 2 м
Пряжка затягивающая – 14 шт.
Пряжка защелкивающаяся – 2 шт.
Пряжка защелкивающаяся, широкая на пояс – 1 шт.
Молния – 20 см, 1-3 шт. в зависимости от количества карманов
Молния – 30 см, 1 шт.
Тесьма для укрепления швов – 2 м, шириной 1-1,5 см
Веревка для тубуса – 1,30 м, диаметром 3 мм
Алюминиевая трубка – 2 шт., длина 70 см, диаметр 4 мм
или пластина – 2 шт., длина 70 см, ширина 2 см

Размеры на выкройке походного рюкзака указаны в сантиметрах, без учета припусков на швы. Если вы хотите сшить не 90 литровый, а 75 литровый рюкзак, то уменьшите все размеры «тела» рюкзака на 10 см, высоту спины рюкзака на 10 см, окружность тубуса на 20 см.

Как сшить рюкзак: раскрой основных элементов

Пошив туристического рюкзака начинается с раскроя его основных элементов. Не забудьте после раскроя подплавить края ткани зажигалкой, чтобы они не лохматились. Швы лучше прострочить капроновыми или лавсановыми нитками, зигзагом. Если машинка не шьет зигзагом, делайте две параллельные строчки.


Рис. 1.
«Тело» рюкзака 75*80-85 с обозначенными местами под карманы, если они вам нужны (рекомендую только один – центральный). Внизу в углах сразу можно пришить стропы, длинной по 40 см и шириной по 25 мм, усилив их косынками из ткани.

Рис. а, б. Выкройка карманов, в них необходимо вшить молнию (место ее вшивания оставляем на ваше усмотрение, советуем определиться с этим заранее, перед тем как начать шить рюкзак туристический своими руками).

Рис. 2. Спина рюкзака – 75*30 с днищем 26*33 из плотного капрона. Днище можно пришить и отдельно, но лучше раскроить их одним полотнищем, что уменьшает количество швов.

Рис. 3. Плечевые лямки: две из плотного капрона, две — из тонкого. Такой же формы надо вырезать две заготовки из изолона (пены). Вторую лямку нужно выкроить в зеркальном отображении.

Сшейте вместе плотную и тонкую деталь, пристрочив их друг к другу по контуру. Выверните и вставьте во внутрь полосу из изолона. Сверху плотной стороны лямки пришейте стропу шириной 25 мм, пристрочив ее в 3-4 местах поперек. Стропа должна оканчиваться там же, где и лямка и завершаться затягивающей пряжкой.

Рис. 4. Клапан 32*26. Вырежьте и сшейте, пришив тонкую ткань (Рис. в), как бы сделав коробочку. Вшейте молнию 30 см, либо по шву, либо по центру широкой стенки, сделав прорезь. По углам пришейте 4 затягивающие пряжки.

Шьем походный рюкзак: изготовление спины

Теперь приступим к самому сложному в таком деле как сшить походный рюкзак – изготовлению спины.


Рис. 5.
Возьмите раскроенную ранее спину рюкзака (Рис.2). Пришейте к ней 2 полосы шириной 2,5-4 см (тоннели для будущего каркаса — трубок или пластинок).

Под трубки подойдет стропа шириной 25 мм, под пластины – полоска плотного капрона. Пришейте 6 затягивающих пряжек как указано на Рис. 5, 4 стропы по 25 мм – по 2 вверху и внизу. По центру спины пристрочите петлю-ручку из стропы 25 мм на расстоянии 25 см от верхнего края.

Рис. 6. Готовые плечевые лямки пришить поверх петли-ручки. Если ваш рост 170-180 см — на расстоянии 50 см от нижнего края. Если выше – 55 см. Если ниже – 45 см. Если вы стараетесь не для себя, то перед тем как сшить рюкзак уточните этот параметр.

Рис. 8. Выкроите деталь из изолона и мягкого капрона. Сострочите их между собой.

Рис. 7. Нашейте деталь с Рис. 8 на спину рюкзака поверх лямок. Нижнюю часть детали (трапецию) пристрочите двумя строчками поперек спины, таким образом, чтобы между ними можно было вставить пояс.

Рис. 9. Пояс изготавливается также как плечевые лямки (Рис. 3) : сшиваются вместе плотная ткань, изолон, тонкая ткань. Поверх пристрочите широкую стропу (можно автомобильный ремень безопасности), пришейте с одной стороны защелкивающуюся широкую пряжку. К краям пояса пристрочите 2 дополнительные стропы шириной 25 мм, длиной по 40 см (они будут прикреплять пояс к «телу» рюкзака), по месту их «стыковки» с рюкзаком пришейте затяжные пряжки.

Рис. 10. Возьмите «тело» рюкзака (Рис.1) и нашейте на него стропы шириной 25 мм как показано на рисунке.

Детали Рис. 10 и Рис. 7 сшейте между собой в вывернутом виде – карманами и лямками вовнутрь, а швами наружу.

Усильте основные швы, пристрочив к ним тесьму.

Рис. 11. Выкроите тубус в виде трубы из мягкой ткани 30*110. Загните ткань с его широкой стороны, чтобы получилась кулиска и пристрочите. Ширина кулиски 1-2 см в зависимости от толщины веревки для утяжки тубуса, которую вы собираетесь в нее продеть.

Пришейте тубус к верху рюкзака. Выверните рюкзак. Вставьте в заранее пришитые полосы (Рис.5) алюминиевые пластины или трубки, нарезанные в размер перед тем, как сшить рюкзак. Пристегните клапан, вставьте пояс и заправьте в одну из его строп вторую часть пристегивающейся пряжки. Пристегните пояс тонкими стропами к рюкзаку.

Осмотрите рюкзак, если чего-то, по вашему мнению, не хватает – добавьте. Готово! Вам удалось успешно сшить походный рюкзак своими руками!

Возможно, вы усовершенствовав наши выкройки, сошьете более совершенный походный рюкзак своими руками.

Дмитрий Рюмкин специально для

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: И. Хныкин. Станковый рюкзак. Ветер странствий. Альманах, выпуск 13. «Физкультура и спорт». Москва, 1978 г.

В последние годы за плечами у туристов все чаще можно видеть станковый рюкзак. Несколько моделей появилось в продаже, еще больше самодельных конструкций. Мнения и суждения о достоинствах или недостатках этих рюкзаков по сравнению с традиционными разноречивы. В периодической печати неоднократно помещались материалы о станковых рюкзаках, в основном описательного характера. Однако анализ конструкций, выявление их особенностей, какая-либо аргументированная рекомендация по станковым рюкзакам должного освещения пока не получали.

Публикуя в порядке обсуждения данный материал, редакция считает, что затронутая проблема достаточно злободневна и подробный разбор ее поможет туристам выбрать правильную позицию в оценке станкового рюкзака. Кроме того, обсуждение темы могло бы оказать существенную помощь и предприятиям, выпускающим эту продукцию, и авторам самоделок - в улучшении станкового рюкзака.

В арсенале любого туриста рюкзак – самый необходимый предмет снаряжения. Однако в конструкции рюкзака заключены противоречия между его целью (максимальная вместимость) и средством ее достижения (максимальное удобство при передаче нагрузки на плечи).

Многовековой опыт по переноске тяжестей за спиной подсказал, что наиболее рационально такое положение груза, когда его центр тяжести расположен ближе к спине в районе лопаток. При подобном положении центра тяжести рюкзака будет минимальным плечо опрокидывающего момента, а значит, и величина самого момента, вызываемого рюкзаком, и как следствие – меньше напряжение мышц, удерживающих рюкзак. Меньшим будет и угол вынужденного наклона человека с грузом за спиной – наклона, вызываемого необходимостью ввести суммарную равнодействующую весов человека и рюкзака в пределы площадки опоры (рис. 1).

Существующие инструкции рекомендуют обеспечивать нужное положение центра тяжести путем рационального размещения отдельных предметов внутри рюкзака. Однако эта работа сложная, требующая опыта, времени, «свободы маневра» (последнее в условиях тесной палатки, в непогоду становится проблемой), а результаты ее незначительны. Гораздо эффективнее в целях сохранения объема и вместимости придать рюкзаку определенную форму, уменьшив его толщину при одновременном увеличении высоты. В этом случае центр тяжести рюкзака располагается надлежащим образом (см. рис. 1).

К сожалению, рюкзак традиционной конструкции (мягкий мешок), даже в лучших своих образцах (абалаковский или яровский), плохо поддается «формованию» в нужных направлениях. Высота в большинстве случаев ограничена точкой крепления лямок, попытка нарастить рюкзак требует усиления узла крепления. Остается проблемой и рациональная укладка. Все эти противоречия успешнее разрешаются в станковых рюкзаках.

Одним из первых в нашей стране появился рюкзак с внутренним прутковым каркасом передней стенки (рюкзак системы С. Н. Парфенова). Но такие системы я бы не считал «станковыми»: хотя металлический каркасик, повторяющий форму передней стенки рюкзака, и «ужесточает» ее, она по-прежнему несет в себе недостатки обычного мягкого, ибо сохраняются его форма и размеры, а за счет каркасика увеличивается и вес. Поэтому подобные конструкции вызвали негативную реакцию туристов и надолго определили их отрицательное отношение к станковым рюкзакам вообще.

Условимся, что под «станковым рюкзаком» мы будем понимать такую систему для переноски груза за спиной, которая состоит из двух самостоятельных элементов: жесткого станка с лямками и опорным поясом и мягких емкостей для груза, крепящихся к станку. Эта система позволяет упростить процесс укладки и избежать неудобств от непосредственного давления содержимого рюкзака на спину. Укладка ускоряется и за счет «устойчивости» системы при ее загрузке. Вес рюкзака фиксируется станком и через пояс и лямки рационально распределяется на плечи и поясницу, вызывая минимальное мышечное напряжение.

Станковый рюкзак (рис. 2) позволяет уменьшить толщину емкостей до 200 мм и увеличить их высоту до 800 –1000 мм, что при оптимальной ширине 450 мм сохраняет полезный объем в 75– 90 дм 3 . Плечо опрокидывающего момента сводится к минимуму (100–120 мм). Это, на мой взгляд, главное и реально ощутимое достоинство станкового рюкзака. К сожалению, не во всех моделях это его свойство выявлено достаточно полно. Почти все станковые рюкзаки, и промышленного производства и самоделки, имеют суммарную высоту емкостей порядка 600 мм, зато толщину (в набитом состоянии) до 450 500 мм. Иными словами, основное достоинство системы используется плохо, что дискредитирует и саму идею.


Материал станка . В подавляющем большинстве конструкций станок выполнен из дюралюминиевых трубок. Оптимальным я бы считал диаметр 20–22 мм при толщине стенок 1–2 мм. Подобная трубка обеспечивает достаточную прочность и жесткость станка, удобство крепежа к ней емкостей и других деталей, «ухватистость» в руке. «Поставщиком» материала для самодельного станка может служить каркас старой кровати-раскладушки. Узлы и стыки элементов станка можно выполнить на накладках и трубчатых вставках с крепежом винтами МЗ. Отгибы надо брать готовыми из «колен» той же раскладушки.

Геометрия станка . Опыт многолетнего конструирования и эксплуатации станковых рюкзаков позволяет мне рекомендовать замкнутую систему, состоящую из двух прямых стоек, сходящихся кверху под небольшим углом и объединенных: сверху – общей вертикальной дугой, в средней части – горизонтальной, чуть вытянутой назад распоркой, к которой крепятся верхние концы лямок, и внизу – также общей горизонтальной дугой (возможен треугольный или П-образный элемент); эта часть служит своеобразной подставкой станку и поддерживает емкости снизу. В нижней части стойки стянуты матерчатым поясом шириной 200 – 250 мм, натяжение которого регулируется шнуровкой; поясом станок опирается на поясницу. В нижних отгибах стоек, в сквозных отверстиях, вдеты прямоугольные «колечки» из 1,5–2-миллиметровой стальной проволоки для крепления нижних концов лямок. Всякие добавочные распорки, вертикальные прутки между ними, лишние опорные пояса только усложняют и утяжеляют станок, а торчащие концы каркаса и распорки на уровне головы и шеи служат потенциальными источниками травм. А вот отсутствие верхней дуги на некоторых моделях исключает их подвеску и ограничивает удобство работы с рюкзаком.

В отличие от большинства существующих станков с параллельными стойками, рекомендуемое трапециевидное расположение стоек позволяет иметь на разных уровнях оптимальные расстояния между ними: внизу – 450–500 мм, что «держит» всю ширину емкости и не стесняет движений ног; у лопаток – 330–350 мм, что вместе с распоркой не дает емкостям «привалиться» к спине; на уровне головы – 250–270 мм, что вместе с дугой, располагаемой на 20–30 мм выше головы, исключает травмы при толчках и падениях. При изготовлении станка самим все размеры обязательно уточняются по конкретней фигуре. При промышленном производстве можно предложить освоить станки с изменяемой геометрией (хотя бы регулируемую по высоте среднюю распорку) или станки двух-трёх размеров. Вес станка-самоделки около 700 г. В заводских условиях реален станок (весом 400 – 500 г.

Лямки. Лямки из матерчатых «колбасок» с поролоновой набивкой легки, но при больших нагрузках могут вытягиваться жгутом и резать плечо, а при отрицательных температурах поролон теряет крутость. Войлочные 15 – 20 миллиметровые подкладки предпочтительнее, хотя и тяжелее. И те и другие гигроскопичны. На мой взгляд, лучшим материалом для лямок будет тканый (желательно из синтетики) ремень шириной 40–45 мм (например, от подвесной системы парашюта) с подшивкой тонкого (3–5 мм) войлока чуть большей ширины. Такая лямка хорошо передает нагрузку всей шириной, довольно прочная, в меру мягкая и хорошо шьется.

Оба верхних конца лямок пришивают к одной косынке (синтетика) шириной 150–200 мм и длиной, достаточной чтобы обернуть ею середину распорки станка и скрепить кнопками (турникетными) или шнуровкой. Нижние концы лямок более узкие и выполняются из капроновых лент (20–25 мм); они должны допускать регулировку их по длине (любым способом) и крепиться к колечкам нижних отгибов станка. «Съемность» лямок упрощает их изготовление и ремонт, допускает отдельное использование. Для удобства надевания рюкзака лямка (обычно правая) делается разъемной (колечко в верхней части и защелка-карабин в нижней).


Емкости. Для удобства размещения вещей емкость желательно разделить по высоте на две камеры. В существующих моделях это сделано путем выделения нижней, меньшей, части в самостоятельную камеру. Но при таком решении доступ в нижнюю камеру затруднен, пользоваться горизонтальной щелью, обрамленной зубчиками «молнии», неудобно, а вариант доступа через верхнюю камеру лишает смысла саму идею подобного разделения. Удобнее, по-моему, перенести линию раздела выше. Тогда верхняя (меньшая) камера может быть откидной (лучше всего назад) и служить своеобразным клапаном для нижней; при этом доступ в каждую их них прост и независим.

Каждая камера снабжена самостоятельной горловиной с завязками. Формование емкости обеспечивается, кроме всего, внутренними завязками в вертикальной осевой плоскости емкости, а также притягиванием емкостей к станку стропами. Желательны два боковых кармана (при большой высоте основной емкости карманов может быть и 4, по 2 с каждой стороны). Карманы и камера-клапан служат для предметов первой необходимости, что позволяет дольше не распаковывать основную емкость. Карманы, заходя по ширине за стойки каркаса, служат дополнительным упором от приваливания емкостей к спине. Клапаны карманов и откидная камера-клапан пристегиваются кнопками-турникетами или капроновыми молниями (что надежнее от проникания снега). Деление емкости на три части можно осуществить, приподняв основную двухкамерную емкость уже описанной конструкции выше по станку и поместив третью емкость в виде отдельного тючка в образовавшийся зазор между каркасом и основной емкостью.

Крепление емкостей к станку. Я бы рекомендовал «пришнуровку» основной емкости к станку капроновой лентой (стропой), обматывая ее спирально вокруг трубок.

В этих целях на стенке и дне емкости должны быть пристрочены «пунктирно» ленты, образующие петли. Такой способ допускает быструю замену крепежной ленты при ремонтах и полное отделение станка при необходимости его использования для переноса отдельных крупногабаритных грузов. Кроме того, шнуровка препятствует перемещению верхнего узла крепления лямок по распорке и опорного пояса вверх по трубкам станка.

В станковом рюкзаке, в отличие от мягкого, отпадает надобность в большой прочности ткани, ибо нагрузка рассредоточена по контуру емкости, следовательно, уменьшена по величине. Материалом емкости может служить легкая синтетическая ткань (парашютная, болонья). Для надежности швы емкости можно обшить лентой, образовав «силовой» каркас. Вес такой емкости можно снизить до 300 г, что частично компенсирует вес станка. Распространенное в существующих моделях крепление емкости шпильками через люверсы в отбортовке сложнее, а в кустарных условиях трудновыполнимо. Большая высота станка (до 1000 мм) позволяет при незначительных доработках закреплять снаружи такие «трудные» грузы, как пила, ледоруб, лыжи, ружье, а также крепить дополнительный груз сверх емкостей.

Станковый рюкзак обладает еще одним достоинством. Его конструкция, в отличие от обычных, представляет более широкое поле деятельности для модернизации. Существует возможность отработать новые его модели, в том числе и более узкого, целевого (по видам туризма) назначения, а также вносить в конструкцию другие улучшения, продиктованные вкусом и привычками авторов или другими конкретными задачами.

Станковый рюкзак, изготовленный своими руками с учетом настоящих рекомендаций, может оказаться доступным и предпочтительным для широких масс туристов, чего не скажешь о покупных моделях (не говоря уже об их конструктивных недостатках). Надо только не забывать, что эксплуатация станкового рюкзака имеет свою специфику, которая состоит в приобретении навыков по его использованию, учитывающих более высокое расположение центра тяжести и общую высоту каркаса, а этот процесс требует внимания, терпения и времени. Особенно это важно для лыжных путешествий, где отсутствие необходимых навыков может привести к частым падениям на спусках.

Из всего сказанного с известной уверенностью можно заключить, что станковый рюкзак рациональной конструкции правомерно рекомендовать для пешего, горного и лыжного туризма. Для других видов использовать станковый рюкзак надо с осторожность; по крайней мере, у автора для этого нет необходимой информации.

Немного о перспективах. В промышленном освоении возможная конструкция из полимерных материалов с армированием (литье, штамповка). Такая технология могла бы дать станок принципиально новой формы – в виде сплошной фигурной спинки, легко трансформирующейся в грузовые нарты-саночки (рис. 3). Конечно, это лишь идеи, и говорить о них правомерно лишь в доказательство возможностей, заложенных и до сих пор не раскрытых в этой системе.

class="subtitle">

Когда вы идете в поход, вы хотите, чтоб вашей спине было максимально удобно. Даже если вы этого не знаете до похода, в горах вы понимаете это в течение первого часа. Потому что если неудобно вашей спине - неудобно вам, группе, руководителю, даже горы, кажется, грустнеют от того, что рюкзак неправильно сидит на спине. Так вот, чтоб спине было удобно, надо выбрать рюкзак с подходящим для вас каркасом .

Итак, вот они, виды “спины” у туристических рюкзаков .

Мягкие рюкзаки.

Каркас отсутствует , как класс, лямки нашиты тупо на мешок для вещей . Размер и плечевых, и поясных лямок можно регулировать , а вот размер под спину - никогда. Такой рюкзак вы выбираете в магазине раз и навсегда только под себя - либо он вам подходит, либо ищите рюкзак с другими параметрами. Засчет отсутствия каркаса такие рюкзаки могут весить очень мало - встречались экземпляры литражом 100 литров и весом в 600 грамм. Для сравнения: 80-литровый каркасный Deuter весит 3 кг(!) с копейками.

Попытайтесь представить себе мешок с лямками под плечи - примерно так и ощущается на себе мягкий рюкзак. Для того, чтоб в спину ничего не давило (а что-то будет давить, даже если набили рюкзак ватой сверху донизу), под спину внутрь обычно подсовывают что-то вместо каркаса . Чаще всего это каримат - либо свернутый в трубу, либо выложенный вдоль спины (кстати, именно отсюда пошел обычай сворачивать каримат внутрь рюкзака, а не привязывать рулоном снаружи).

В СССР мягкие рюкзаки были распространены повсеместно. Самый популярный вариант - “колобок” - до сих пор снится в кошмарах старым мастерам спорта по туризму. Сейчас же мягкие рюкзаки изменили свою нишу: их покупают в основном легкоходы , которым в походе важен каждый грамм. Чуваки кладут туда свои 5-8 килограмм драгоценного веса, и ходят таким образом без лишнего веса. Таким образом, мягкие рюкзаки удобны, когда вы не собираетесь нагружать себя едой и вещами до беспамятства.

Станковые рюкзаки.

Станковые рюкзаки появились на свет, как “доработанные” мягкие. По сути станковый рюкзак представляет собой тот же мешок, к которому приделана металлическая рама . В итоге вес самого рюкзака увеличивается в разы, но появляется возможность таскать много вещей на большие расстояния. Правда, это чертовски неудобно делать: в спину давит металлическая рама, а ни разу не анатомические лямки режут плечи и пояс.

Правда, есть и хорошая новость: в станковых рюкзаках, говорят, принципиально неважно, какой вес внутри рюкзака, и их можно грузить по полной. В результате станковые рюкзаки облюбовали водники, спелеологи и любители долгих экспедиций . И хипстеры, обязательно хипстеры! Потому что в старых фильмах рюкзаки выглядят именно так - а значит, лучше реквизита для тру-походов не существует:)

В итоге правило покупки станкового рюкзака выглядит так: либо вы знаете, зачем его покупаете, либо вы его не покупаете.

Анатомические рюкзаки с внутренним каркасом.

Эволюция станковых рюкзаков пришла к тому, что были изобретены рюкзаки со внутренним каркасом. Это на сегодняшний день абсолютный лидер рынка , 90% рюкзаков в любом туристическом магазине - именно такого типа.

Внутрь спины анатомического рюкзака вставлены жесткие пластины (из металла либо из пластика). Снаружи на ткань нашиты поясные и плечевые лямки, которые почти всегда можно регулировать под необходимый размер спины, изменяя расстояние между поясом и плечами. Пластины внутри рюкзака не дают твердым вещам давить вам в спину. К тому же - почти всегда - они изгибаются, давая рюкзаку возможность повторять формы спины или даже ее вентилировать. Благодаря такому внутреннему каркасу ходить с таким рюкзаком гораздо удобнее , чем с предыдущими версиями.

Главный минус анатомических рюкзаков - их в разы больший вес в сравнении с бескаркасными (сам каркас нехило весит, из чего бы он ни был сделан). Но, учитывая удобство использования, плюсы все-таки перекрывают этот единственный минус.

Анатомические рюкзаки со внешним каркасом (гибридной рамой).

Это как бы следующая модель станковых рюкзаков. Помните, в них совершенно не заботились о спине несчастного владельца, вынужденного ощущать на себе все детали металлической рамы? Так вот, анатомические рюкзаки со внешним каркасом эту проблему решают.

Каркас в таких рюкзаках вынесен наружу и обтянут сеткой. Сетка при одевании рюкзака принимает на 100% форму спины , что удобнее, чем с внутренним каркасом. Но есть и пара ньюансов. Во-первых, спина не регулируется : лямки обычно пришиты к самому рюкзаку. То есть, при покупке вам надо точно решить, подходит вам именно эта модель, или нет. Второй ньюанс - форма внутреннего пространства рюкзака. Из-за того, что такие анатомические рюкзаки сплюснуты со стороны рамы , их внутренний объем резко ограничивается, и запихнуть туда особо объемные вещи вроде спальников бывает практически невозможно. Приходится привязывать снаружи.

Без рюкзаков походный туризм немыслим. Каждому, кто надевает рюкзак, хочется, чтобы он был удобен прежде всего ему. Может быть, именно поэтому так много мнений об их конструкции, формах и размерах. Однако при изготовлении рюкзаков в первую очередь, как правило, учитывают общие, выработанные многолетней практикой требования. Рюкзаки должны: отвечать специфике вида туризма и целям похода; быть достаточно емкими, чтобы вместить весь походный груз, а при меньшем объеме – иметь приспособления для привязывания груза снаружи; изготовляться из прочного и желательно непромокаемого, но не тяжелого материала, сохраняющего эластичность и на морозе; обеспечивать быстрое извлечение самых нужных вещей без распаковки всего рюкзака, а также равномерное распределение нагрузки (конструкция рюкзака должна позволить снять излишнюю нагрузку с плеч). Последнее требование выполняется использованием станков, бедренных поясов и уширенных плечевых лямок (с эластичными прокладками) и анатомическими характеристиками рюкзаков. Выигрыш от этого несомненный – туристы могут переносить походное снаряжение значительного веса с меньшими затратами сил, при соблюдении мер безопасности.

Станковые рюкзаки отличаются друг от друга в основном формой каркаса, размерами и способами крепления емкости к нему. Каркасы делают из дюралевых (титановых) трубок диаметром 10-12 мм, сваренных или соединенных между собой болтами. Лучший материал для мешков – прочный капрон.

Отличительной особенностью универсального станкового рюкзака, является возможность использования станка и рюкзака вместе и каждого по отдельности.

Размеры рюкзака позволяют переносить самые объемные предметы туристского снаряжения. При его изготовлении использовано всего четыре металлических кольца для крепления плечевых ремней к низу рюкзака. Стягивающие ремни, или стяжки (2), можно завязать в петлях (8), даже не снимая рукавиц, что немаловажно в зимних походах.
Рюкзак изготовляется в такой последовательности: выкроить все детали; сшить верхний клапан и плечевые ремни (плечевые ремни проще всего сшить из капроновой ленты, сложенной в два слоя, сделав в широкой части Т-образное окончание: это обеспечивает их безотрывный пришив к рюкзаку); пришить с внутренней стороны мешка в месте крепления плечевых ремней второй слой капрона, петли для ремней, стягивающих рюкзак, плечевые ремни и клапан; сшить емкость мешка по длине и пришить наружный карман; пришить дно, стяжки, кольца и петли.
Снизу плечевых ремней необходимо пришить эластичные прокладки из войлока, фетра или пенополиэтилена, обшитые капроном.

Станок рюкзака выполнен в виде конуса с опорной площадкой. Для присоединения плечевых ремней используются скобы, которые крепятся на верхней перекладине гайками. На опорной площадке четыре скобы: в две продеваются петли с металлическими кольцами, а в две другие – петли для стяжек рюкзака. К нижней части станка крепится опорный пояс со шнуровкой для регулирования его натяжения.

Для того чтобы использовать станок без рюкзака, необходимо иметь два отдельных плечевых ремня.

Положительной чертой лучших образцов современных рюкзаков принято считать их приспособление к анатомическим особенностям человека, позволяющее сблизить центры тяжести человека и переносимого им рюкзака, равномерно распределить нагрузку, что дает возможность путешественникам с наименьшими физическими затратами переносить тяжелые грузы на большие расстояния (при этом сохраняется привычная прямая осанка).

Такие рюкзаки подразделяются на три группы: мягкие (бескаркасные), с жесткостями (своего рода внутренним каркасом из трубок, пластин фанеры и т. п.) и такие, несущий элемент которых составляет каркас – короб.

Среди бескаркасных зарубежных образцов оригинально сконструирован рюкзак “Як-пек” (“вьюк для яка”). Его форма – пример анатомичности: рюкзак с грузом максимально плотно прилегает к спине, вес распределяется не только на плечи, но и на поясницу, чему в определенной мере способствуют также перекрещивающиеся на груди лямки (крестообразная поддержка).

Переходными между мягкими и классическими каркасными являются рюкзаки, в которых прилегающая к спине сторона частично армирована металлическими или синтетическими пластинами, образующими внутренний каркас. Так называемый анатомический рюкзак получил широкое распространение.

В качестве внутреннего каркаса используются пластины из дюралюминия, которые выгибаются по форме спины. В то же время между спиной и рюкзаком остается зазор. Удачное сочетание спинной седловины с подушечкой и поясного ремня с бедренными упрочненными крылышками позволяет перенести вес рюкзака в основном на тазобедренную часть тела, разгрузив плечи. Конструкция рюкзака позволяет подогнать несущую систему к индивидуальным особенностям фигуры человека, разной форме и объему переносимого груза за счет изменения расстояния между плечевыми и поясным ремнями (путем укорочения или удлинения спинной подвески). Два ремня, соединяющие плечевые лямки с верхом рюкзака, устраняют нежелательное отклонение рюкзака назад и отдаление его центра тяжести от спины.

Анатомический модифицированный рюкзак, отличается от других рюкзаков этого же типа отсутствием каркасной жесткости. Его анатомичность достигается фигурной формой мягкой емкости, обеспечивающей прилегание почти по всей поверхности спины, в сочетании с опорным бедренным поясом и креплением плечевых ремней с учетом индивидуальных особенностей фигуры туриста.

Основную емкость рюкзака желательно шить из каландрированного лавсана, например ткани “Яхта”, или из технического капрона весом 150-220 г/м2, карманы и тубус – из плотного парашютного капрона, а дно – из непромокаемой ткани или плотного капрона.

Высота рюкзака не должна превышать 90-100, ширина – 45 (примерно ширина плеч), а толщина – 25 см. Рюкзак таких размеров вписывается в изгиб спины и устойчиво располагается на ней. Для удобства укладки вещей, особенно в зимних условиях, верхнюю часть рюкзака за счет увеличения размеров боковых стенок желательно сделать шире нижней. Размеры емкости по высоте можно уменьшать стягиванием тубуса, а по периметру – стяжками, которые можно размещать по бокам или на передней стенке.

Ремни и пояс должны удобно облегать плечи и бедра и не сминаться под тяжестью рюкзака. Наиболее удобна серповидная, а не прямая форма плечевых ремней. Важнейшая деталь анатомического модифицированного рюкзака – опорный бедренный пояс, расширенный с боков (больше загружаются бедра и снижается нагрузка на брюшной пресс). Боковые части пояса (закрылки) следует сделать более плотными, использовав, например, пластины пенополиэтилена, обшитые капроном. Пояс оканчивается пряжкой, которая должна быстро расстегиваться и легко регулировать длину пояса.

Клапан шьется трапециевидной формы, с продетой по периметру резинкой. На клапане можно сделать карман, закрывающийся с помощью молниевой застежки. Вместо карманов по бокам можно сделать два кармана на передней стенке.

Индивидуальная подгонка подвесной системы достигается правильным определением места пришивания плечевых ремней (расстояние от низа) и пояса.

Особого внимания заслуживают различные варианты крепления плечевых ремней. Ремни крепятся: к нижней кромке рюкзака через кольца на поясе; непосредственно к поясу вблизи вертикальной линии бедра; также к поясу, но со смещением на 12-15 см вперед.

Преимущества второго и третьего способов заключаются главным образом в том, что при расстегнутом поясе увеличивается длина плечевых ремней: облегчается одевание и особенно экстренное сбрасывание рюкзака. Однако третий способ не лишен недостатка: такое крепление стягивает пояс и нагружает мышцы живота. Каждый турист должен сам выбрать тот способ, который больше всего ему подходит. Длина плечевых ремней регулируется с помощью пряжек при надетом рюкзаке и застегнутом поясе.

Пряжки к рюкзакам используются самые разнообразные. Рамочная пряжка состоит из сваренной в месте соединения прямоугольной проволочной рамки (1) и алюминиевой подвижной перемычки (2). К свободному концу рамки для удобства работы на морозе рекомендуется пришить ремешок длиной 5 см. Эта пряжка обычно применяется для толстых ремней.

Для тонких и средней толщины ремней предпочтительны пряжки с подвижной рамкой и трехщелевые.

Охотнее всего туристы используют пряжки, применяемые для крепления акваланга (рис. 17, г) и состоящие из пластины (1) и двухщелевого хвостика (2), с помощью которого регулируется длина ремня. Для удобства пользования ремень пропускается так же, как в трехщелевой пряжке.

Быстрое разъединение и регулировка длины ремня обеспечивается пряжкой, состоящей из двух пластинок (рис. 17, д), щели которых расположены так, что ремень легко затягивается и прочно удерживается в нужном положении.

Для клапана рюкзака рекомендуется сочетание любой пряжки с карабинчиком (рис. 17, е). К передней стенке рюкзака через определенные промежутки можно пришить несколько колец, к которым и пристегивают карабинчики, регулируя таким образом натяжение ремня.

Затягивать горловину рюкзака можно пряжкой, изображенной на рис. 17, ж. Она состоит из рамки и клина (деревянного, металлического или пластмассового).
Для изготовления пряжек обычно используются дюралюминий или титан толщиной 1-2 мм и стальная пружинная и мягкая проволока диаметром 2-3 мм.

Охотник, отправляясь на промысел, обязательно берет ружье, оборудование, снаряжение, продукты, ряд нужных приспособлений. Для переноски всех этих предметов обязательно потребуется вместительный охотничий рюкзак. Такие изделия могут напоминать туристические, но они имеют ряд особенностей.

Виды рюкзаков

Все сумки, рюкзаки для охоты, туризма и рыбалки подразделяются по размеру, внутреннему объему. Классификация включает небольшие (рюкзаки «одного дня»), средние, большие изделия.

Малые вещмешки

Такие товары очень популярны у охотников. Их цена невысока, вместительности вполне хватает для одного похода. Обычно такие заплечные сумки имеют объем до 20 литров, отлично подходят для путешествия на небольшие расстояния, похода без ночевки, туристического выезда. В рюкзак для охоты вместится сменная одежда, вода, еда, средства гигиены, лекарства. Что касается материала, то есть модели брезентовые, с каркасом, подвесками, третьи - напоминают армейские вещмешки.

Модели среднего размера

Такие изделия имеют объем 25-60 литров, применяются для походов на более дальние расстояния. Они прочные, легкие, удобные в ношении, идеальны для поимки водоплавающей птицы, боровой дичи. В такой рюкзак войдет добыча, вещи охотника - одежда, термос, теплые вещи, капканы.

Большие модели

У профессионалов самые ходовые модели имеют внушительные габариты. Их внутренний объем - от 70 литров, туда поместится даже палатка, потому можно идти на промысел с ночевкой. Те же мешки применяются при заездах на охотничьи базы.

К минусам большого рюкзака можно отнести его серьезный вес при наполненности. При походе придется часто делать привалы, ведь нагрузка на спину будет значительной. По отзывам, лучшие модели имеют легкий анатомический каркас, такая конструкция облегчает ношение сумки.

Важно! При выборе стоит обратить внимание на систему подвески – плечевые лямки, ремни на груди, поясе, лямки для подгона модели. Все они должны регулироваться, чтобы рюкзак был удобен, не мешал при ходьбе, стрельбе.

Разновидности современных рюкзаков

Рыболовные, охотничьи переноски можно покупать в любых магазинах товаров для охоты – там представлен огромный выбор моделей. По конструкции они бывают стандартными, мягкими, каркасными, комбинированными.

Стандартные модели

Это наиболее недорогие станковые модели, напоминающие обычный военный вещевой мешок, но оснащенный укрепляющей железной рамой, прочными регулируемыми лямками (подвесом). Размер может быть любым, но большие модели из-за толстой металлической рамы выбирать не рекомендуется, они очень тяжелые. К минусам данной модификации рюкзаков следует отнести низкую эргономичность, высокую нагрузку на поясницу, спину.

Модели с учетом анатомических особенностей

Такие рюкзаки «ортопедические» - они мягкие, не сдавливают мышцы, позвоночник. Они похожи на прочные рюкзаки для туристов, имеют опоры для спины, лямки, пояс. Вес их минимален, надежность высока. Минус - риск повреждения хрупких предметов внутри сумки.

Каркасные конструкции

Разница между подобной переноской и стандартной моделью - в отсутствии рамы, наличии особых пластиковых пластин. То есть вес будет ниже, при этом все вещи внутри переноски будут надежно защищены от повреждений. Прочные пластины прилегают к спине, чем делают ношение рюкзака комфортным. Некоторые модели вместо пластика имеют вставки поролона, что еще больше облегчает их ношение.

Каркас рюкзака может иметь иную конструкцию. Все они делятся на такие виды:

  • внутренние и наружные;
  • сложные и простые;
  • с анатомическим профилированием,
  • без профилирования.

Наружные каркасы делают из пластиковых трубок, внутренние - из пластин. В зависимости от их количества, длины, ширины каркас может быть самым простым и усовершенствованным (сложным).

Рюкзак со стулом

Тем, кому на охоте приходится далеко идти, длительно выжидать, либо параллельно ходить на рыбалку, лучше выбрать комбинированную модель переноски. Существуют рюкзаки с чехлом для оружия, где можно удачно расположить ружье, но более популярны изделия со стулом. На такой стульчик можно в любой момент сесть, отдохнуть. Его конструкция удобна, потому он стоит даже на неровном основании. Правда, вес таких изделий внушителен и при заказе или покупке нужно учитывать собственные силы.

Критерии выбора

Заказать и купить изделие можно в интернет-магазине с доставкой, либо выбрать вещь вживую, примеряя. В любом случае, нужно учесть ряд важных параметров:

  1. Материал. Качество полотна, фурнитуры играет большую роль, низкокачественные рюкзаки быстро выходят из строя.
  2. Функциональность. При покупке надо в индивидуальном порядке определить, какие именно функции требуются охотнику (наличие кармашков, стула, количество отделов).
  3. Вес. Чем легче рюкзак, тем проще будет его носить.
  4. Вместительность. Она измеряется в литрах, напрямую обуславливает возможности переноски вещей в данном изделии.
  5. Силовая нагрузка. Большинство современных рюкзаков выполнено по особым лекалам, имеют такую конструкцию, которая не оказывает отрицательного влияния на позвоночник.

Рюкзак своими руками

Большинство хороших рюкзаков импортного, российского производства имеют высокую цену. Если представленные в магазине варианты не подошли, можно соорудить сумку своими руками. Нужно только найти выкройку в интернете, подобрать нужный материал, нитки, фурнитуру. Многие шьют рюкзаки из брезента, но лучше взять капроновый авизент - искусственный материал, который не дубеет, не замерзает, не набухает.

Расцветка не должна быть яркой - лучше купить ткань под «армию» - защитного цвета, в стиле милитари, камышовую, «буран». Подойдет также парашютная ткань, лишь бы она не была шуршащей, слишком жесткой, при этом являлась водостойкой, огнеупорной (желательно). Кусок еще более плотного материала следует купить для низа (основания), либо сделать его двойным. Для боковых кармашков применяют эластичный капрон, чтобы из него можно было без лишних звуков, движений доставать нужные предметы. Из прочного капрона также выполняют пояс, ремешки, крепления. Можно взять уже готовые ремни безопасности авто.

  • пояс - 10 мм толщиной, до 25 см шириной;
  • пряжка - крепкая, легко расстегивается любой рукой, без лишних временных затрат;
  • грузовая опора для снижения нагрузки на спину - из пенополиэтилена, обшитого тканью;
  • внутренняя часть - из хлопка (во избежание скольжения);
  • молнии, заклепки, кнопки - прочные, из надежного металла;
  • дно - из кожи, можно также применить пластиковую вставку.

Обратите внимание! Экономить на фурнитуре не нужно, иначе изделие быстро выйдет из строя. Для продления срока службы также рекомендуется проложить внутренние швы киперной лентой, чтобы снизить риск распускания ниток. Можно снизу изделия выполнить еще один большой карман, куда кладут часть вещей – так их не нужно будет искать на самом дне, доставать станет намного удобнее. Для пошива станкового рюкзака дополнительно нужно купить раму из алюминия, пластика, легкого сплава.

После подготовки всех составляющих, раскроя деталей приступают к пошиву. Отдельные детали сшивают на машинке, нередко требуется ручная строчка, применение саморезов, шила.

Что лежит в рюкзаке – наполнение

Обычно бывалые охотники и так отлично знают, что положить в рюкзак. Новичкам следует заранее составить перечень, подготовить наполнение - предметы, которые могут пригодиться на охоте. Оружие, снаряжение - основные составляющие, при этом конкретный выбор зависит от типа охоты, сезона. По погоде подбирается одежда (запасной комплект). Обычно берут с собой теплые вещи, особенно, когда планируется оставаться с ночевкой или до позднего вечера.

Дополнительно можно взять:

  • мыло, полотенце (или влажные салфетки);
  • документы - личные, на ружье, лицензию;
  • деньги;
  • еду, напитки (хлеб, чай, консервы, воду);
  • посуду (если нужно, котелок, кружку, чашку, ложку из металла);
  • аптечку с лекарствами первой помощи.

Тяжелые предметы обычно размещают внизу рюкзака, хрупкие - подальше от спины, сверху. Вещи первой необходимости надо положить в кармашки. Привязывать к рюкзаку снаряжение не рекомендуется, оно будет мешать при ходьбе. Если иного варианта нет, предметы следует плотно примотать, обернуть пленкой от дождя.

Правильное ношение рюкзака

При ношении сумки нужно следить, чтобы место крепления лямок было на середине лопаток, а широкий участок распределял нагрузку равномерно по спине. Рюкзак не должен съезжать вниз или находиться высоко, качаться в стороны. Также недопустимо, чтобы нагрузка на одну сторону была больше, чем на вторую - это вызывает проблемы с шеей.

Обзор популярных марок

В рейтинге лучших рюкзаков есть изделия производства России, Европы, реализуются даже китайские модели неплохого качества. Примером небольшой хорошей охотничьей сумки можно назвать модель Тактика 32 от Hunterman на 32 литра. Вообще, производители стараются объединить эргономичность, удобство, вместительность и высокое качество ткани. Ниже приведен обзор трех самых покупаемых рюкзаков.

Remington

Эта марка делает высококачественные рюкзаки, реализуя их по умеренной стоимости. Есть разные модели, с неодинаковым объемом, функционалом. Из небольших рюкзаков часто покупается модель Saddle Hunting (25 литров), имеющая прочные металлические вставки, камуфляжную расцветку.

Шанс

Рюкзаки Шанс делают из специального материала Оксфорда 600D, не реагирующего на влагу. Они имеют множество кармашков, разные объемы - от 30 литров. Ремни выполняются из кожи, заклепки - из металла, вверху есть ручка для подвешивания сумки.

MBE

Данная марка (Россия) реализует высококачественные изделия из материала Оксфорд. Большинство изделий бескаркасные, легкие, охотнику будет комфортно даже с рюкзаком на 60 литров и больше.

Выбирая рюкзак, нужно ориентироваться на собственные потребности, цену и качество. В этом случае он будет служить много лет и станет верным помощником на охоте.