Автоматизированная информационная система кафедра. Качество высшего образования

С 01 апреля 2016 г. документационное сопровождение обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования в части подготовки кадров и стипендиальных приказов осуществляется только через автоматизированную информационную систему МПГУ АИС ВУЗ (согласно распоряжению от 31.03.2016 г. № 27 проректора по административной работе С.Д.Каракозова).

Благодаря оперативному перераспределению функционала среди сотрудников отдела планирования и организации образовательного процесса (начальник Т.И.Михайлова) удалось перейти к своевременному согласованию приказов по движению студенческого контингента в АИС ВУЗ. Сроки согласования проектов приказов соблюдены Управлением согласно новому регламенту – не более 2-х рабочих дней.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

14 / 07 / 2016

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет




24 / 04 / 2019

С 15 по 19 апреля в МПГУ прошел очный этап курсов повышения квалификации по программе «Разработка образовательных программ подготовки педагогов в соответствии с ФГОС ВО 3++ и организация образовательного...

17 / 04 / 2019

Центр социологических исследований совместно с Учебно-методическим управлением МПГУ, Управлением профессиональной ориентации и содействия трудоустройству, провели исследование «Мониторинг востребованности образовательных программ и удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников МПГУ». Исследование проводилось...

05 / 04 / 2019

3 апреля 2019 года в корпусе гуманитарных факультетов прошло рабочее совещание с заместителями руководителей учебных подразделений. Открыла совещание проректор по учебно-методической работе Л.А. Трубина. В своем выступлении Л.А. Трубина подробно...

02 / 04 / 2019

27 марта 2019 года в МПГУ состоялся вебинар «Подходы к проектированию образовательных программ с учетом ПООП, разработанных Московским педагогическим государственным университетом». В рамках вебинара были представлены ПООП, разработанные в МПГУ:...

14 / 03 / 2019

12 марта 2019 г. состоялось деканское совещание. Участники совещания обсудили опыт участия Института детства и Факультета дошкольной педагогики и психологии в проектах по модернизации педагогического образования. В своем выступлении директор...

11 / 03 / 2019

1 марта 2019 года состоялось заседание рабочей группы при Учебно-методическом совете МПГУ по книгообеспечению образовательных программ. Открывая заседание, первый проректор, председатель Учебно-методического совета МПГУ В.П. Дронов подчеркнул значимость предложенной повестки...

11 / 03 / 2019

27 февраля 2019 года заместители руководителей институтов и факультетов МПГУ по учебной работе обсудили актуальные вопросы подготовки образовательных программ к процедуре государственной аккредитации. Проректор по учебно-методической работе Л.А. Трубина подчеркнула...

19 / 02 / 2019

12 февраля 2019 года в Главном корпусе МПГУ было проведено деканское совещание. Участники совещания обсудили проблемы повышения конкурентоспособности образовательных программ МПГУ в международном образовательном пространстве и задачи подготовки к государственной...

04 / 02 / 2019

24 января 2019 г. прошел семинар рабочей группы психолого-педагогических и методических кафедр УМС МПГУ. Участники семинара обсдили проблемы проектирования и организации практики в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++. Открыла...

27 / 12 / 2018

Поздравляем обучающихся МПГУ с назначением стипендии Правительства города Москвы в 2018-2019 уч.г. Стипендия Правительства города Москвы назначается обучающимся по итогам конкурсного отбора за участие в общественно-значимых мероприятиях, проводимых в городе...

27 / 12 / 2018

Поздравляем обучающегося 2 курса магистратуры Аржанова Артема Игоревича (Институт физики, технологии и информационных систем) с победой в открытом Всероссийском конкурсе на назначение стипендии Правительства Российской Федерации в 2018 – 2019...

15 / 11 / 2018

13 ноября 2018 г. прошло очередное деканское совещание, на котором были рассмотрены вопросы формирования содержания образования, проанализирована эффективность образовательных программ через показатели востребованности выпускников на рынке труда. Открыл совещание ректор...

14 / 09 / 2018

11 сентября 2018 г. в Главном корпусе МПГУ под руководством первого проректора В.П.Дронова прошло первое в новом учебном году деканское совещание. Проректор по связям с общественностью Татьяна Николаевна Владимирова поделилась...

19 / 01 / 2018

17 января 2018 года ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков принял участие в конференции на тему «Теология и прогресс», которая состоялась в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия.

12 / 01 / 2018

10 января 2018 года состоялось рабочее совещание при ректоре, посвященное вопросам расселения обучающихся в общежития университета.

26 / 12 / 2017

Перспективы более тесного взаимодействия Московского педагогического государственного университета и Россотрудничества по привлечению в вуз талантливой молодежи из-за рубежа и повышения уровня подготовки педагогических кадров для русского зарубежья в контексте задач приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» стали предметом встречи проректора по межрегиональным и международным связям МПГУ Людмилы Васильевны Дудовой с начальником Управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества Марком Андреевичем Калининым, которая состоялась в университете 19 декабря 2017 года.

12 / 10 / 2017

10 и 11 октября 2017 г. на базе Московского педагогического государственного университета прошел семинар «Результаты реализации модели независимой оценки качества образования для сферы высшего образования», организованный Федеральной службой по надзору...

12 / 09 / 2017

11 сентября в Главном корпусе МПГУ в зале ученого совета прошло совещание ректора Алексея Владимировича Лубкова с руководителями административно-управленческих подразделений университета – управлений, отделов и других административно-управленческих структур.

30 / 08 / 2017
24 / 08 / 2017

23 августа 2017 г. на базе Московского политехнического университета Рособрнадзором было организовано совещание «Фонды оценочных средств для проведения процедур оценки качества высшего образования: унификация, разработка, экспертиза. Требования и перспективы разработки...

24 / 08 / 2017

23 августа 2017 года Отдел планирования и организации образовательного процесса УАП и ООП провел первое совещание с диспетчерами по вопросам организации учебного процесса в новом учебном году. В работе совещания...

12 / 07 / 2017

Управление академической политики и организации образовательного процесса проводит работу по отбору обучающихся МПГУ, претендующих на именную стипендию Правительства Москвы в 2017-2018 учебном году.

22 / 06 / 2017

20 июня в МПГУ состоялось совместное заседание Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и Президиума ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки, в котором приняли участие ведущие вузы страны.

14 / 06 / 2017

13 июня 2017 г. в Главном корпусе МПГУ было проведено последнее в этом учебном году деканское совещание. Участники совещания заслушали вопрос «О содержании и методах преподавания дисциплины «История» базовой части...

08 / 06 / 2017

7 июня 2017 г. в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ прошел четвертый этап эксперимента Рособрнадзора по объективной оценке знаний студентов. Ответственность за координацию подготовки и проведения эксперимента, инструктаж участников эксперимента, подготовку...

03 / 06 / 2017

2 июня 2017 г. в Московском Городском Гольф Клубе прошла церемония награждения лауреатов Стипендией «Макдоналдс – 2017 г.». 11 студентов МПГУ входят в число лучших работников «Макдоналдс» в России, успешно...

17 / 03 / 2017

15 марта 2017 г. в Главном корпусе МПГУ состоялось заседание Учебно-методического совета (далее – УМС) университета. Председатель УМС, первый проректор В.П.Дронов озвучил первостепенные задачи деятельности УМС в связи с обновлением...

24 / 11 / 2016

23 ноября 2016 г. в образовательных организациях г.Москвы состоялась обязательная диагностика грамотности чтения учеников 8-х классов. Московский центр качества образования пригласил студентов МПГУ принять участие в данном мероприятии в качестве...

10 / 11 / 2016

8 ноября 2016 г. работники Управления академической политики и организации образовательного процесса приняли участие в вебинаре на тему “Результаты независимой оценки качества образования вузов РФ 2016”. В ходе пресс-конференции были...

01 / 11 / 2016

31 октября 2016 г. в зале ученого совета МПГУ состоялся ученый совет. Начальник Управления академической политики и организации образовательного процесса Е.А.Окунькова представила к утверждению список председателей государственных экзаменационных комиссий по...

30 / 10 / 2016

28 октября 2016 г. в соответствии с планом работы Управления академической политики и организации образовательного процесса состоялась консультативная встреча по вопросам формирования индивидуальных приказов по студенческому контингенту и заполнения справок...

28 / 10 / 2016

27 октября 2016 г. в корпусе гуманитарных факультетов прошла презентация программы стажировки Правительства Москвы «Москва моими глазами», организованная Городским центром профессионального и карьерного развития (подведомственное учреждение Департамента образования города Москвы)....

26 / 10 / 2016

25 октября 2016 г. в Главном корпусе МПГУ прошло деканское совещание. Открыл совещание первый проректор В.Д.Нечаев и вручил сертификаты участникам третьего этапа эксперимента Рособрнадзора, проходившего в МПГУ в июне и...

22 / 10 / 2016

20 и 21 октября 2016 г. делегация от МПГУ в лице представителей УАПиООП (Е.А.Окунькова, Е.А.Бирюкова, В.А.Акимов), профессорско-преподавательского сообщества (Г.В.Талина, И.В.Калмыкова) и студенческого контингента (А.А.Оджо) приняла участие в семинаре по подведению...

22 / 10 / 2016

21 октября 2016 г. в корпусе гуманитарных факультетов была проведена встреча-консультация со специалистами, ответственными за аудиторный фонд факультетов/институтов с разработчиками АИС “ВУЗ” (Аудиторный фонд). На встречу были приглашены диспетчеры, специалисты...

20 / 10 / 2016

19 октября представители от Управления академической политики и организации образовательного процесса были приглашены к участию в VII отраслевой конференции «Управление вузом в современных условиях», организованной экспертным центром корпорации «Галактика» по работе с вузами и Институт управления образованием РАО.

17 / 10 / 2016

Согласно плану работу Управления академической политики и организации образовательного процесса в октябре 2016-2017 уч.г. проводится выборочный мониторинг организации учебного процесса (оформление учебной документации, реализации расписания учебных занятий). Ответственные за проведения...

17 / 10 / 2016

Прошла серия рабочих совещаний, в том числе под руководством проректора Л.Л.Босовой, Управления академической политики и организации образовательного процесса (Е.А.Окунькова, Е.А.Бирюкова) и Управления информационных технологий (П.В.Никулина) по вопросу внедрения в АИС...

17 / 10 / 2016

Рабочая группа в составе представителей Управления академической политики и организации образовательного процесса, административно-хозяйственного отдела КГФ, Управления информационных технологий, Управления безопасности, помощников проректора в период с 03.10 2016 по 07.10.2016 г.г....

17 / 10 / 2016

Работники Управления академической политики и организации образовательного процесса являются активными участниками мероприятий, организованных профсоюзным комитетом работником и трудящихся МПГУ. Выражаем благодарность председателю профсоюза МПГУ В.В.Пустовойтову и председателю профсоюза от управлений...

12 / 10 / 2016

11 октября 2016 г. работники Управления академической политики и организации образовательного процесса приняли участие в вебинаре, посвященном вопросу создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам...

08 / 10 / 2016

7 октября 2016 г. произведена передача дел по аспирантуре и докторантуре в Управление академической политики и организации образовательного процесса. Отдел образовательных программ аспирантуры будет работать по адресу: г.Москва, м.Таганская (кольцевая),...

06 / 10 / 2016

5 октября 2016 г. представители Управления академической политики и организации образовательного процесса были приглашены на совещание директоров и главных бухгалтеров филиалов МПГУ под руководством проректора по административной политике С.Д.Каракозова. В...

Министерство образования и науки Российской Федерации

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени И.И. ПОЛЗУНОВА

Кафедра «Информационные системы в экономике»

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «КАФЕДРА» НА ПРИМЕРЕ АЛТГТУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ

ДП 351400.07.000П3

Дипломник группы ПИЭ-11 __________________А.М. Дмитриев

Руководитель проекта

д.т.н., профессор _________________О.И. Пятковский

Нормоконтролер

к.т.н., доцен ____________________Г.Д. Ряшина

БАРНАУЛ 2006

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия в мире наблюдается кризис образования, вызванный, с одной стороны, увеличением роли образования в обществе, а с другой - недостаточностью его финансирования.

В России кризис образования вырос до уровня национальной безопасности, он обуславливает экономическую, военную, технологическую безопасность, которая невозможна без квалифицированных кадров, высоких технологий и современных научных разработок.

Таким образом, эффективное управление ресурсами является сложной и одной из первоочередных задач, стоящих перед российским образованием. Вместе с тем, эффективное управление в современной динамичной внешней и внутренней среде организации невозможно без мощной информационной поддержки.

Специфика объекта управления, которым является образовательная деятельность, и слабое развитие информационных систем для образовательной отрасли делают актуальной задачу разработки автоматизированных систем информационной поддержки управления ресурсами процессов жизненного цикла образовательной деятельности вуза и его основных производственных подразделений – кафедр.

Эффективное и качественное управление кафедрой основанное на применении информационных технологий является одним из основных условий для ее успешного развития, а также выпуска востребованных рынком труда специалистов. Что в свою очередь увеличивает конкурентоспособность кафедры на рынке образовательных услуг.

На кафедре Информационных систем в экономике (ИСЭ) разработки по автоматизации деятельности кафедры начались достаточно давно. При этом были накоплены теоретические и практические знания необходимые для основательной разработки системы.

Внедрение информационной системы на кафедрах является важным шагом в комплексной автоматизации всего вуза.

Целью дипломного проекта является проектирование, реализация и последующее внедрение автоматизированной информационной системы для автоматизации кафедры вуза. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить теорию управления образовательными учреждениями и вузами;

изучить проблемы организации управления вузом;

проанализировать деятельность кафедры ИСЭ АлтГТУ и построить процессную модель;

спроектировать информационную систему;

частично реализовать программное обеспечение системы;

внедрить реализованные части системы на кафедре;

получить и проанализировать результаты проделанной работы.

Материал в дипломном проекте располагается в той последовательности, в которой происходило его изучение и обработка.

В первом разделе дипломного проекта рассматриваются общие теоретические вопросы организации управления вузом и проблемы качества образования, приведен опыт других вузов. Также приведен обзор программных продуктов.

Во втором разделе дипломного проекта описывается объект дипломного проектирования – кафедра ИСЭ АлтГТУ, дается краткая характеристика, описывается документооборот и описываются бизнес-процессы. Приводится техническое задание на разработку автоматизированной системы, в котором формулируются требования к системе. Также представлен технический проект, содержащий структуру системы и ее взаимосвязь с другими системами, приведены основные проектные решения по структуре, информационному, программному и техническому обеспечению и описание основных алгоритмов и методов решений.

В третьем разделе дипломного проекта дается описание разработанной системы, приводится расчет экономической эффективности проекта.

В заключении приводятся результаты, достигнутые в ходе дипломного проектирования.

Высшее профессиональное образование

Качество высшего образования

Важнейшая задача сферы образования – удовлетворение образовательных потребностей общества в целом и каждого обучаемого в частности. Потребности общества - иметь людей готовых разрабатывать конструкции и технологии, производить, организовывать и управлять, осуществлять подготовку новых поколений, обеспечивать существование и развитие человека и общества. Потребности обучаемого – иметь гарантированную профессию и уровень знаний, достаточный для реализации его способностей, продвижения по иерархии, престижа, получения определенного дохода и так далее . Образовательные потребности каждого субъекта различны, поэтому, чем шире спектр образовательных услуг, тем больше возможность у потребителя найти образ своей потребности.

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов) .

Образование - это процессы и одновременно результаты этих процессов, представленные в виде определенного набора знаний, навыков, умений, культурных и нравственных установок, приобретаемых личностью. Применительно к высшему образованию - это процессы и виды деятельности вузов, направленные на подготовку специалистов в той или иной области на основе передачи обучающимся определенной совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для реализации успешной профессиональной деятельности. Кроме того, высшее образование предполагает, что выпускники вуза должны обладать высоким культурным уровнем развития.

Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к АлтГТУ в частности:

быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов (чаще всего - по специальностям, связанным с работой именно в условиях рыночных отношений), при избытке других (традиционные технические специальности);

неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей;

ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников;

усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах;

низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения.

Все эти и многие другие проблемы заставляют серьезно задуматься о коренном пересмотре подхода к обеспечению качества образования. Наиболее эффективным и комплексным будет системный подход к обеспечению качества, основанный на создании системы качества, соответствующей стандартам серии ИСО 9000. Такой подход апробирован на многих промышленных предприятиях и в организациях, занимающихся сферой услуг .

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией .

Согласно стандартам ИСО (ISO) серии 9000 , под качеством следует понимать степень соответствия свойств какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам). Таким образом, качество высшего образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам. При этом следует учитывать, что к определению качества высшего образования необходим многосторонний подход . Во-первых, перед высшим образованием ставятся определенные цели, как внешние, так и внутренние. Оно должно соответствовать установленным стандартам и нормам. Для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество самих требований (целей, стандартов и норм) и необходимые качественные ресурсы (образовательные программы, кадровый потенциал, контингент абитуриентов, материально-техническое обеспечение, финансы и т. д.), то есть качество условий (вложений в образование). При соблюдении этих двух аспектов качества важную роль играет качество образовательных процессов (научная и учебная деятельность, управление, образовательные технологии и т. д.), непосредственно реализующих (обеспечивающих) подготовку специалистов. И наконец, еще одним элементом качества образования является качество результатов деятельности вуза (текущие и итоговые результаты обучения студентов, характеристики карьерного роста выпускников и т. д.). Взаимосвязь всех аспектов качества высшего образования представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Качество образования

Все составляющие качества высшего образования достаточно важны и должны рассматриваться совместно.

Но, как правило, говоря о качестве высшего образования, чаще имеют в виду качество результатов образовательной деятельности вуза, а все остальное рассматривается как необходимые условия получения этих результатов. При этом в зависимости от конечного потребителя результатом образовательной деятельности вуза можно считать:

предоставляемые образовательные услуги, если потребителем является личность (студент, слушатель системы повышения квалификации и т. д.),

выпускаемых специалистов, если потребителем является работодатель (предприятие, организация, в том числе и сам вуз), государство или общество.

С практической точки зрения большой интерес представляет качество выпускников вуза.

Иногда бывает целесообразнее производить атаки не на всю систему, а на определенных сотрудников, непосредственно работающих с нею. Для целевых атак я обычно использую bruteforce, phishing и MITM-атаки в локальных сетях университета. Также не стоит недооценивать великую социальную инженерию.

Bruteforce

Брутфорс - метод поиска и взлома пароля путем перебора всех теоретически возможных вариантов.

Разработчики студенческих порталов и АИС зачастую забывают про капчу или ограничения по количеству попыток авторизации. Я встречал университеты, где пароли всех преподавателей состояли из четырех цифр, которые они не могли сами изменить. Чтобы сменить пароль, нужно подать заявление на имя декана. Кстати, подводный камень этих систем в том, что через неделю после сессии портал закрывается и возможность изменить оценку через интерфейс пропадает. И чтобы изменить оценку, преподаватель должен написать заявление проректору и уплатить штраф. Поэтому многие преподаватели, заметив подмену оценок, ничего не предпринимают (а возможно, думают, что раз изменили оценку, значит, так угодно руководству). Обычно данная атака производится по набору широко распространенных паролей.

Моя попытка проделать подобное с интранетом (АИС) Казахстанско-Британского технического университета удалась на ура. Существует куча готовых решений для брута по веб-формам, самые популярные из них: THC Hydra, WBF. Gold, Medusa.

Phishing

Фишинг - одна из разновидностей социальной инженерии, основанная на незнании пользователями основ сетевой безопасности. В частности, многим неизвестен простой факт: сервисы не рассылают писем с просьбами сообщить свои учетные данные, пароль и прочее.

Успех многих фишинговых атак крылся в индивидуальном подходе к каждому сотруднику. Порой я менял закладки в браузерах на рабочих компьютерах преподавателей на подготовленный фишинговый сайт. В идеале можно было бы даже подменить файл hosts, чтобы URL был идентичен, но на подобные действия не всегда хватает времени. Иногда я слал письма с подменой почтового адреса от имени руководства (даже если у тебя возникнут сомнения, вряд ли ты станешь задавать вопросы начальству).

Такому методу атаки остаются подвержены многие университеты, использующие одну сеть для выхода в интернет студентов и сотрудников. Любой злоумышленник может произвести атаку и перехватить нужные пакеты, содержащие пароли. Уютные библиотеки с доступом в интернет - одно из моих любимых мест в стенах вузов. Однако, если не знаешь IP компьютера своего преподавателя, придется нелегко, если учесть интенсивность использования сети.

ВЫВОДЫ

Как ты смог увидеть на примере моей статьи, ни одна система не защищена на 100%, а бюрократические автоматизированные системы не всегда оказываются безопасными решениями. Но даже если отбросить уязвимость самого ПО, то всегда остается человеческий фактор. Я считаю, сотрудникам вузов просто необходим инструктаж по информационной безопасности.

Хотя, вероятно, руководители университетов еще не скоро займутся ИБ своих порталов, так что по-прежнему можно будет использовать уязвимости и манипулировать с оценками. Ну а если тебе не удается найти уязвимости, то необходимо вспомнить старую историю про двух мышек, упавших в молоко. Юзай си, оставайся анонимным и не болтай лишнего;). Последнее особенно актуально.

Почти четыре года назад меня исключили из университета без права на восстановление. Причина была в том, что я сменил оценки порядка четырехсот студентов. Возможно, никто бы и не узнал о произошедшем, однако мой одногруппник рассказал руководству университета, что я помог ему с оценками (восстановить их уже было нельзя, так что мой GPA остался впечатляющим). Кстати, меня до сих пор проклинают студенты этого вуза за то, что больше доступа к порталу вне стен университета нет. Поэтому прежде, чем что-либо сделать, всегда думай о последствиях своих действий.