Что такое религиозный фанатизм? Фанатизм — это вера минус любовь

Услышав словосочетание "религиозный фанатик" мы, скорее всего, представим себе террориста-смертника , опоясанного взрывчаткой. Или в лучшем случае сектанта, продающего квартиру, чтобы пожертвовать вырученные деньги своему гуру. А что можно сказать о тех, кого религиозные чувства приводят в ряды доноров или волонтеров?

Критерии религиозного фанатизма определить очень трудно. С точки зрения человека маловерующего или равнодушного к религии, фанатиком будет считаться уже тот, кто ежедневно молится, посещает храм раз в неделю и соблюдает посты. А тем, кто выполняет минимальные требования своей религии, могут показаться фанатиками более ревностные верующие, ведущие более аскетичный образ жизни. Где же мерило?

Есть такой плакат, популярный среди верующих разных конфессий: "Без любви все ничто". Он наглядно показывает, как лишенные любви добродетели превращаются в противоположные им пороки: справедливость превращается в жестокость, ум — в хитрость и так далее. "Вера без любви делает человека фанатиком", — гласит один из пунктов плаката.

Фанатик теряет способность видеть в другом человеке личность и признавать за ним право на свободу выбора. Люди в его шкале ценностей занимают последнее место после соблюдения традиции, политических интересов и его собственной значимости. Людьми легко можно пожертвовать, особенно если они "неверные", а цель — "праведная".

Никому не хотелось бы видеть в своем окружении таких верующих, какими их представляют в фильмах о Средневековье секулярные актеры: с нездорово горящими глазами, исступленных, экзальтированных. Нет более отталкивающих проявлений религиозности, чем фарисейство в сочетании с ханжеством и внутренней злобой. Именно таких персонажей изображают на популярных в Сети карикатурах: "полицию нравов" в черных платках и узколобых мракобесов, дышащих нетерпимостью.

С точки зрения православной аскетики изображенные на карикатурах и столь неприятные всякому нормальному человеку состояния называются "бесовской прелестью" и оцениваются как крайне опасные. Люди, которые путем экзальтации вообразили себя пророками и праведниками, на самом деле просто давно не заглядывали в свое сердце и разучились видеть, что оно полно злобы, а душа близка к погибели. Это инвалиды духовной брани, а не ее чемпионы.

Другая отличительная черта фанатиков — их сосредоточенность на земном, в то время как сердца людей, любящих Бога, устремляются к Небу. Зилоты очень любят создавать собственные политические доктрины: вот посадим на престол царя-батюшку, или, как вариант, установим всемирное исламистское государство, или сделаем президентом еще какого-нибудь пророка, и будет всем счастье. Сразу начнут поля колоситься, стада умножаться, корабли бороздить просторы Вселенной, а женщины одеваться скромно, сидеть дома и рожать по пятнадцать детей. Конечно, некоторое количество врагов — ну, какую-то пару миллиардов — придется уничтожить, но ведь это во имя всеобщего блага и процветания.

В то же время всю христианскую политическую доктрину можно выразить в словах, произнесенных Иисусом Христом на суде перед Понтием Пилатом: "Царство Мое не от мира сего". "…Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной", — писал апостол Павел в послании к Ефесянам. Для человека истинно верующего борьба с его личными страстями — гневом, сребролюбием, завистью, блудом и так далее — всегда будет важнее борьбы на политических выборах или на поле брани с оружием в руках, потому что именно от чистоты его сердца, а не от прихода его единомышленников к власти зависит его судьба в вечности.

Можно ли назвать опасными фанатиками тех, кто отдал жизнь за веру, христианских мучеников с первых веков и по сей день? Для человека во все времена считалось высшей доблестью отдать свою жизнь за то, что для него дороже всего, — родину, свой народ, правду. Обратите внимание — отдать свою, а не прихватить еще десяток-другой чужих. Мученики умирали не за "свои убеждения", не за "мир во всем мире", а за того, кто для них дороже всего мира, — за Христа.

У большинства людей, выросших в православной культуре, есть любимые святые, чьи иконы помещают дома в красном углу и в чью честь называют детей, предрекая им добрую судьбу. Жития святых могут быть очень разными, но есть у них одна общая черта — это ревность по Боге. Святые совершали много странных, с точки зрения обывателя, поступков, можно даже сказать, что вся жизнь Божиих угодников превращалась в один сплошной странный поступок. В святцах не найдется ни одного имени человека, которого нельзя было бы называть "слишком верующим" или "излишне ревностным". Святитель Николай Чудотворец раздал нищим все имущество, унаследованное им от родителей. Святая равноапостольная Нина в одиночку отправилась в незнакомую страну, не владея языком ее жителей, но надеясь обратить их в христианство. Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова отказалась от жизни при дворе, пожертвовала личные драгоценности на строительство обители милосердия и одна, без охраны, ходила спасать детей на страшную Хитровку. Блаженная Ксения Петербургская… да всем известно.

Быть может, горячая вера — это то, что двигало людьми лишь в давние времена? Ничего подобного: в наши дни масса добрых дел совершается только потому, что в волонтерах действует религиозное чувство. У многих людей ревность по Боге находит выражение не только в продолжительности молитв и строгости постов, хотя и это важно, но в желании накормить бомжа и перевязать его раны, посетить сироту или одинокого старика, пожертвовать деньги тяжелобольному на операцию или сдать для него кровь. Число добровольцев было бы значительно меньшим, если бы они не видели образ Божий в тех, кому помогают.

На фото: картина Александра Пимоненко "Жертва фанатизма"

Необходимость отстаивания своей позиции очевидна, особенно если есть желание быть успешным. Но бывает, люди слишком далеко заходят в этом вопросе, возводят свою точку зрения в ранг абсолюта, теряя способность слышать другое мнение. Такие чрезмерно увлеченные последователи встречаются во многих сферах жизни, но больше всего удивляет религиозный фанатизм и экстремизм, так как в храме абсолютно не ожидаешь увидеть озлобленных людей, готовых на самые ужасные поступки ради своих убеждений.

Примеры религиозного фанатизма

Слишком большое увлечение религиозными идеями, желание сделать культ из своих религиозных убеждений или духовного лидера называют фанатизмом. Такое психологическое состояние человека обуславливает безоговорочную веру в какую-либо идею. Нередко фантики стараются навязать свои окружающим, причем способы для этого могут быть использованы самые разные. Примеры религиозного фанатизма можно найти в православии, исламе, иудаизме, католицизме и даже буддизме. Последнее время благодаря громким терактам в общественном сознании прочно утвердилась мысль, что религиозные фанатики – все сплошь мусульмане, но это не так.

Возможно, другие случаи и не получают настолько громкой огласки, но люди, убежденные в своей вере, готовые за нее умирать и убивать, есть везде. Достаточно вспомнить историю: крестовые походы, инквизиция, акты самосожжения староверов во время реформ Никона – все это яркие примеры религиозного фанатизма в христианстве, в том числе и православии. Поэтому не стоит на основании последних событий считать какую-то веру плохой или хорошей, здесь дело в организации, а не в самих догматах. Кроме того, разрушить человеческую жизнь можно и без массовых убийств, если вам доводилось общаться с фанатиком, то можете представить, насколько тяжело видеться с ним ежедневно. А если такие люди имеют еще и влияние в обществе, то нормальная жизнь становится практически невозможной. Поэтому стоит научиться распознавать зачатки фанатизма, чтобы уберечь себя и близких от подобного затуманивания сознания.

Причины религиозного фанатизма

Нужно различать причины разжигания и возникновения религиозного фанатизма. В первом случае преобладают политические предпосылки, так как над крайне увлеченными людьми, не способными к самостоятельным рассуждениям, власть захватить гораздо проще.

А вот что толкает людей становиться фанатиками? На этот счет мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что причиной является страх перед окружающей реальностью, и люди просто ищут способ почувствовать себя в безопасности, поэтому и стараются влиться хоть в какую-то группу единомышленников. Следствием такого страха становится агрессивность по отношению к остальным людям, так как в каждом, по мнению фанатика, таится угроза. Другие полагают, что религиозный фанатизм – это следствие недостатка любви в сердце человека, из-за неумения сочувствовать и сопереживать он старается всем навязать свою волю, считая себя единственным источником спасения для окружающих. Но как бы там ни было, страх или не любовь, все это лишь следствие одной общей причины – несовершенства психики, неумения человека адекватно воспринимать реальность и реагировать на нее. Так что избежать фанатизма можно только путем , необходимо тренировать свой разум, не стесняясь подвергать сомнению слова любых авторитетов, и не забывать о духовном наполнении, так как появление пустоты будет способствовать заполнению некачественными идеями и смыслами.

Не проглатывай веры больше, чем можешь переварить.
Генри Брукс Адаме

Религиозный фанатизм - это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Кроме религиозного, существуют другие распространенные варианты фанатизма - политический (партийный), спортивный, музыкальный и т.д.

Экстатические пляски сектантов во главе с лидером приводят их в состояние деиндивидуализации, растормаживания инстинктов и психофизического возбуждения, аналогичное опьянению психостимуляторами, вплоть до появления галлюцинаций. Во время рок-концертов происходит навязывание альфа-ритма, при этом ЭЭГ неотличима от гипнотической. У слушателей возникают общие для всего зала или стадиона эмоции, индивидуальность растворяется, растормаживаются стадные инстинкты. Резко повышается внушаемость по отношению к исполнителю - идолу, кумиру. Через какое-то время человек уже не может жить без наушников и рок-тусовки. Похожее воздействие оказывал бесноватый фюрер под аккомпанемент марширующих колонн чернорубашечников и толпы, скандирующей: «Зиг хайль!».

Религиозные фанатики обнаруживают также аддикцию отношений, желание, чтобы их единомышленники властвовали над остальными, стремление к разрушению и саморазрушению. Сознание адепта культа определяется групповыми ценностями, ответственность за жизнь самоотверженно передается лидеру. Аддиктивной мотивации фанатического поведения способствует обстановка групповой тайны, магические ритуалы, идеологический накал - все это заполняет «пустоту» реальной жизни аддикта. Характерна нетерпимость к инакомыслящим: «Кто не с нами, тот против нас».

Обращение к древним религиозным культам характерно для кризисных моментов истории страны. Так, на Кубе во время острого кризиса 1992-1993-х годов повсеместное распространение получили древний культ и черная магия африканского народа йоруба, и тогда Фидель Кастро и другие высшие лица государства стали появляться в белых одеяниях и совершать обряды религиозного омовения и очищения от всяких грехов. Тоталитарное общество приписывает вождям магические свойства, чтобы уповать на них. Гитлер был убежден в наличии у себя таких качеств и постоянно демонстрировал их. После захвата Польши он заявил: «Решающий фактор в этой борьбе - я сам! Никто не может заменить меня! Я верю в силу своего интеллекта. Никто и никогда не достигал того, чего достиг я! Судьба Рейха зависит только от меня. Я не остановлюсь ни перед чем. Я уничтожу каждого, кто будет противостоять мне!» Культ личности Сталина - земного Бога советских атеистов - не требовал от него подобных фраз. Но его убежденность в своих огромных магических возможностях гипнотизировала даже мировых лидеров, которые непроизвольно вставали при его появлении.

Членами религиозных фанатических групп становятся зависимые личности, неспособные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить нарциссическое ощущение всемогущества. Такие личности легко могут стать жертвой психологического лидера, проводящего массовые тренинги, как , или сеансы гипноза, как Кашпировский. Еще более масштабное воздействие оказывают финансовые пирамиды типа МММ, организованная преступность, тоталитарные государственные режимы, международные мафиозные кланы и религиозно-террористистические объединения. В религиозные секты легче всего вовлекаются лица, занятые интенсивным духовным поиском, стремящиеся к «Абсолютной Истине», часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы.

Для экстремистских религиозных культов характерно следующее: а) харизматические лидеры, считающие себя мессиями или обладателями особой силы (дара); б) тоталитарная (догматическая, абсолютистская) философия; в) тоталитарная система управления; г) требование беспрекословного подчинения уставу общины; д) сильный акцент на накапливании богатства для общины и е) почти полное отсутствие заботы об индивидуальном благополучии членов культа. От новообращенных обычно скрывают истинное положение дел, но как только они глубоко вовлекаются в культ, их подвергают процедуре «промывания мозгов». Полное изменение личности неофита занимает обычно от нескольких дней до нескольких недель, и после 4-7 лет жизни в культовой группе эти изменения становятся необратимыми.

  1. Средовой контроль. Контроль жизненной среды и общения в пределах этой среды. Сюда входит не только общение людей друг с другом, но и проникновение в сознание человека групповых представлений, которые постепенно становятся определяющим фактором при принятии решений.
  2. Мистическое манипулирование. Специальная технология планирования «случайностей» и «сверхъестественных» событий. Все манипулируют всеми ради более высокой цели.
  3. Требование чистоты. Установление невыполнимых стандартов поведения, что способствует созданию атмосферы вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя плохим и работает еще усерднее.
  4. Культ исповеди. Разрушение границ личности, предписывающее признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а используется в целях контроля.
  5. Священная наука. Вера в абсолютную научную и нравственную истинность групповой догмы, что не оставляет места для каких бы то ни было вопросов или альтернативных точек зрения.
  6. Внутригрупповой язык. Использование фраз и слов-клише с целью ограничить мышление членов группы абсолютными, черно-белыми формулами, понятными только для посвященных и устраняющими самостоятельное критическое мышление.
  7. Доктрина выше личности. Навязывание верований группы в противовес опыту, сознанию и целостности личности.
  8. Разделение существования. Вера в то, что члены группы имеют право на существование, а всяческие критики, диссиденты и иноверцы -не имеют. Для достижения целей группы оправданы любые средства.

Под влиянием подобного воздействия докультовая личность больного вытесняется аддиктивной личностью, полностью подчиненной интересам группы. С. Хассен (2001) подробно описывает, как адепт культа отказывается от своих прежних целей, разрывает важные отношения, отдает группе все свое время и средства, работает на нее за гроши. Он плохо питается, мало спит, игнорирует признаки болезни, отказывается от медицинской и психологической помощи, пренебрегает советами врача. Изменяется его одежда, прическа, вес, диета; у него появляется безжизненный пристальный взгляд наркомана, меняется построение речи, мимики и манеры, снижается чувство юмора. Из экстраверта он может превратиться в интроверта и наоборот. Аналитическое мышление подменяется магическим. Ленивый превращается в трудоголика, безответственный - в ответственного, неряшливый - в опрятного, несобранный - в пунктуального. Прежние интересы и хобби исчезают, изменяются представления о честности. Поведение становится скрытным, уклончивым или оборонительным, а отношение к членам семьи - осуждающим. Он фанатично стремится обратить других в свою веру, использует жаргон «для посвященных», механически монотонно повторяет заученные постулаты. Семья и друзья становятся объектами проповеди, как будто нуждаются в спасении. Он оказывает давление с целью получить деньги для личных нужд и для группы. Утрачиваются связи с семьей и друзьями, он уклоняется от объятий и поцелуев, изолируется, не участвует в семейных событиях, большую времени проводит с группой, переселяется жить к другим членам группы. Меняются политические и религиозные убеждения, студенты переходят на вечернюю форму обучения, меняют специализацию или прекращают учебу.

В последние годы отмечается много случаев развития индуцированного бреда в религиозных группах, приводящих, в частности, к массовым самоубийствам, убийствам членов сект, насилию над детьми и другим тяжким правонарушениям (например, убийство 300 детей в Джонстауне, США в 1978 г.). Среди членов американского фан-клуба группы «Нирвана» самоубийц в 18 раз больше, чем по населению соответствующего возраста в целом.

Многие практикуют садистические ритуалы, в которые входит питье крови в смеси с мочой и вином, употребление наркотиков, истязание или убийство животных и людей. Жертвы этих ритуалов, оставшиеся в живых, обнаруживают посттравматическое стрессовое расстройство. Дети обычно подвергаются инцестуозному и групповому сексуальному насилию в особо извращенной форме и получают тяжкие телесные повреждения. Их запугивают тем, что теперь они прокляты, находятся во власти Сатаны, и он всегда будет знать, где они находятся и что они делают.

Дети редко рассказывают о случившемся по нескольким причинам. Перед ритуалом их подвергают действию наркотиков и гипноза с внушением забыть произошедшее, а если эпизод вспомнится - покончить с собой. Кроме того, сам эпизод настолько мучителен, что вытесняется из сознания в силу диссоциации. Чтобы ребенка можно было использовать в ритуальных целях и в дальнейшем, эта диссоциация усиливается искусственно. Для этого ребенка жестокими пытками доводят до состояния разъединения чувств и мыслей, в это время в расщепленное сознание внедряется культовая программа, эффективно закрывающая образовавшееся окно. Теперь она будет функционировать постоянно, оставаясь неосознанной для жертвы. Программа включает: а) самостоятельное возобновление контакта с сектой или позволение его члену секты; б) сообщение секте нужной информации устами измененной части личности; в) автоматическое нанесение себе телесных повреждений или самоубийство в случае невыполнения предписаний секты; г) саботирование лечения, направленного на освобождение от влияния секты.

У взрослых, переживших в детстве сатанинское ритуальное насилие, обнаруживается диссоциативное расстройство, обычно в форме множественной личности. У них выявляются следующие типы пережитого насилия: принудительный прием наркотиков, сексуальные действия, наблюдение мучений и смерти животных, причинение физической боли и пытки с предварительным наблюдением за аналогичными издевательствами над другими, наблюдение и принудительное участие в принесении в жертву взрослых и детей, сожжение заживо в гробу, принудительный каннибализм, угрозы убийства. Девушек и молодых женщин принуждают к заключению ритуального брака с Сатаной, принесению в жертву собственного ребенка; они подвергаются насильственному лишению девственности, принудительному кровосмесительному оплодотворению и т. п. К символам сатанизма относятся: пятиконечная и шестиконечная звезда, сломанный крест, свастика, треугольник, всевидящее око, стрелы молний, три шестерки, перевернутый крест и др.

Во главе фанатиков обычно встают харизматические личности, отличающиеся паранойяльными и нарциссическими чертами, иногда это эпилептики. Наполеон презирал человечество и заявлял: «Такой человек, как я, плюет на жизнь миллионов людей!» Гитлер говорил о себе: «То, чего мы требуем, настолько необычно и настолько сильно, что только душа и сама природа фанатика могла почувствовать влечение к этому. Это недоступно мелкому, усредненному уму бюргера» (Кох-Хиллебрехт, 2003).

П. Б. Ганнушкин (1998) был одним из первых, кто указал на связь сексуальности, агрессии и религиозного чувства. Воодушевление и экстаз религиозного фанатика во время молитвенного ритуала так же, как и во время политического митинга, рок-концерта или спортивного матча, вызывают у него выброс внутреннего наркотика - эндорфина - со всеми вытекающими последствиями. Мода на медитирование также в большой степени обусловлена его выделением в этом состоянии. Фанатики стремятся к уходу от своего Я в «мы», растворяясь в группе единомышленников, где они чувствуют себя в безопасности. «Но если в партию сгрудились малые//Сдайся враг, замри и ляг!// Партия - рука миллионопалая,//Сжатая в один громящий кулак» (В. Маяковский). Малые здесь - инфантильные конформисты, бессильные поодиночке и всесильные в стае. Мир для них делится на «наших» и «врагов», правоверных и неверных.

Терапия религиозного фанатизма

Для освобождения от влияния религиозной секты используется депрограммирование , которое состоит в развитии у пациента критического, гибкого, творческого и независимого мышления и коррекции ложных представлений относительно культовой жизни. Член культа исследует соответствующую идеологию в свете логики и известных ему фактов. С помощью наводящих вопросов его нацеливают на систематический анализ вскрытых противоречий. Новичков информируют о том, им придется посвятить свою жизнь этой группе, что их будущий супруг(а) и время вступления в брак будут выбраны за них лидером культа. Особенно полезно описать и объяснить процесс идеологической обработки, которой они были подвергнуты.

В процессе депрограммирования желание аддикта понять, что с ним происходит, нарастает до тех пор, пока не будет достигнуто состояние «ломки». Перед этим аддикт внезапно прекращает обсуждение, становится тихим и задумчивым или обнаруживает признаки шока. Затем у него наступает нервная дрожь, рыдания и паническая растерянность, рождается решение порвать с культом. Далее следует фаза неустойчивости, когда случайная встреча или телефонный звонок могут привести к рецидиву.

Окончательно от влияния секты можно освободиться только с помощью специально созданной команды близких и друзей аддикта, которые общими усилиями могут вернуть его к прежней жизни. Ядро команды составляют родные больного и его близкие друзья. В команду включаются также люди, с которыми адепт культа был связан до своего вступления в секту, другие семьи с аналогичными проблемами, бывшие члены секты. Подготовить такую команду для терапевтического вмешательства может семейный терапевт. Многих потенциальных членов команды обычно приходится убеждать в наличии проблемы. Людей, использующих защиту отрицанием, необходимо спрашивать: «Какие вам нужны доказательства, чтобы убедиться в существовании проблемы?» и предоставлять соответствующую информацию. Часто члены команды нуждаются в опровержении ошибочных представлений, мешающих эффективной работе команды.

Стивен Хассен (2001) перечисляет 10 подобных заблуждений: «Никакого контроля сознания не существует», «Любое влияние есть попытка контроля над сознанием», «Ведь он по-своему счастлив!», «Нельзя вмешиваться в жизнь взрослого человека», «Он имеет право верить во что хочет», «Он достаточно умен и разберется сам», «Он так слаб, что ищет руководства», «Уж лучше секта, чем его прежняя жизнь», «Он уйдет сам, когда будет готов», «Мы потеряли надежду».

В ходе терапии приходится преодолевать ряд когнитивных стереотипов членов команды.

  1. Абсолютизация прошлого опыта: он никогда не слушал моих советов, не послушает и сейчас.
  2. Сверхобобщение: в прошлый раз мы поссорились, он всегда ненавидел меня.
  3. Наклеивание ярлыков: да ты просто зомби!
  4. Самообвинение: это моя вина, что он вступил в секту.
  5. Отрицание: никто его не контролирует, просто сейчас он в растерянности.
  6. Рационализация: если бы не секта, она была бы сейчас среди своих наркоманов.
  7. Негативная фильтрация: мы чудесно провели вчерашний день, но он все равно вернулся в секту, это полный провал.
  8. Поляризация: он так усердно трудится в своей секте, хотя все равно ничего не добьется.
  9. Персонализация (предположение, что все происходящее имеет отношение ко мне): я оставила для него три сообщения, а он все равно не позвонил; должно быть, он знает, что я обратилась к консультанту.
  10. Чтение мыслей: конечно, ты расстроился, что я не предупредила тебя, прежде чем что-то делать.
  11. Ошибки контроля: я выбью из него эту дурь! (или наоборот: мои попытки безрезультатны).
  12. Эмоциональная аргументация: я так чувствую, что любой, кто верит в эту чушь, просто слабак.

Члены семьи адепта нередко страдают какими-либо аддикциями, и бывает полезно привлечь адепта для того, чтобы помочь им избавиться от этих зависимостей. Впоследствии роли меняются, и успешное выздоровление родственника служит положительным примером для адепта. Во избежание рецидива следует учесть, что после выхода из секты бывшего адепта могут мучить чувства стыда и вины. Вместо того, чтобы искупить свою вину перед близкими, он может направить свои усилия на то, чтобы попытаться спасти друзей, оставшихся в секте, и это может затянуть его назад. Следует успокоить адепта, объяснив ему, что хотя его вина и велика, но не стоит преувеличивать ее. И лучшее, что он сможет сделать для оставшихся в секте друзей - это показать им пример творческой самостоятельной жизни.

Терапия выживших жертв ритуального насилия включает следующие этапы: а) установление терапевтического альянса; б) обследование и оценку; в) уточнение диссоциативной системы; г) вскрытие вытесненной информации и устранение диссоциативных барьеров; д) реконструкцию памяти и коррекцию представлений; е) противодействие внушенным представлениям; ж) десенсибилизацию запрограммированных сигналов; з) интеграцию прошлого, нахождение нового смысла жизни. Используются такие методы терапии, как катарсис, гипноз, самовыражение (ведение дневника, рисование, игра в песочном ящике), лекарственная терапия и стационарное лечение. Дополнительную помощь оказывает участие в группе взаимопомощи, работающей по принципу «Анонимных Алкоголиков». В процессе терапии необходимо быть готовым к развитию суицидоопасной депрессии. Это может быть результатом запрограммированности на суицид и/или неспособности интегрировать ужасающие компоненты воспоминаний. Крайне важно помочь больным осознать, что они не несут ответственности за случившееся, будучи жертвами запугивания, насилия и искусных манипуляций.

© Психология и психотерапия зависимостей. М. 2006

Фанатизм — это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. Религиозный фанатизм одного человека, может наделать зла более чем усилия двадцати соединившихся вместе преступников.

Введение

Фанатизм — это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека.

Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.

По своей сути религиозный фанатизм – это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.

1. Общая часть

Религиозный фанатизм — это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников, это идеологическая основа экстремистской деятельности.

Религиозная фанатическая идеология – это извращенная фантастическая программа преодоления острого конфликта между интересами определенной религиозной группы и ее социальных оппонентов, неадекватная форма разрешения нетерпимого, исторического социального положения определенной группы верующих.

Религиозный фанатизм превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих» форм идентификации:

Национальных, гражданских, родовых, имущественных, клановых, корпоративных.

«Чистая религиозность» требует очищения внешнего мира, так рождается религиозный экстремизм.

Членами религиозных фанатических групп становятся зависимые личности, неспособные брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующие себя уверенно лишь в группе, ведомой сильным лидером. Чем больше они теряют свою индивидуальность, тем сильнее нуждаются в идентификации с лидером и группой, чтобы получить ощущение всемогущества. Такие личности легко могут стать жертвой психологического лидера, проводящего массовые тренинги.

Еще более масштабное воздействие оказывают финансовые пирамиды типа МММ, организованная преступность, тоталитарные государственные режимы, международные мафиозные кланы и религиозно - террористические объединения.

В религиозные фанатические группы легче всего вовлекаются лица, занятые интенсивным духовным поиском, стремящиеся к «Абсолютной Истине», часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы.

2. Виды религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм встречается у верующих многих религий и провоцирует их на конфликты как с представителями своей, так и с последователями иных вероисповеданий.Главными видами фанатизма являются:

1) расовый;

2) националистический (шовинизм);

3) политический (фашизм, тоталитаризм);

4) религиозный (религиозная нетерпимость);

5) обрядовый - приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям;

5) пуританство - строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в самоцель;

6) прозелитизм - привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами;

7) религиозная экспансия - стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.

Всемирная история, к сожалению, полна случаев религиозной ненависти, которая толкала государства и народы на религиозные войны (гражданские и межнациональные) и на бесчеловечные гонения. Но и религиозная история народов полна ересей, расколов, гонений и отлучений, что ярче всего выразилось в исламизации завоеванных арабами и турками народов, инквизиции Западной церкви, иконоборчестве нескольких византийских императоров, и др.

3. Причины религиозного фанатизма

Главными причинами религиозного фанатизма являются:

1) политические: политики, разжигая религиозный фанатизм в народе, издавна эксплуатируют силу религии и используют ее или для укрепления своей власти, или как предлог для экспансии;

2) психологические: психологические исследования показывают, что фанатизм является проявлением душевного неблагополучия, прибежищем невротических личностей, которые стараются скрыть от себя и других, прибегая к фанатизму, свой внутренний душевный конфликт и проистекающие из него агрессивность, комплекс неполноценности и эгоизм;

3) религиозные: возведение фанатизма в норму правил некоторыми религиями (например, в исламе распространение веры "огнем и мечом") или преувеличенная требовательность верующих к ближним, происходящая от неправильного понимания заповедей.

4. Последствие религиозного фанатизма

Последствия религиозного фанатизма для людей, общества и самих религий весьма разнообразны. Религиозный фанатизм:

1) создает у верующего иллюзию духовной самодостаточности и гарантированного спасения, усыпляя его совесть и внушая ему фарисейское сознание;

2) искажает веру, потому что лишает ее драгоценного качества - любви к ближнему, без которой вера мертва;

3) удушает свободу личности принуждением, гонениями, угрозами, наказаниями, насилием;

4) толкает своих жертв к уничтожению других человеческих жизней и цивилизаций в религиозных войнах;

5) вызывает антипатии у религиозно равнодушных людей или маловеров, склоняя их к атеизму, поскольку они убеждаются в том, что религии, вместо того чтобы облагораживать человека, разжигает в нем ненависть и побуждает к кровавым конфликтам.

5. Религиозные фанатики

Основной признак религиозного фанатика, отличающий его от очень религиозного человека, - это убеждение, что только через ими любимые организацию и учение можно прийти к Богу, а несогласные с этим их убеждением идут прямиком в ад.

Религиозный фанатик высокомерно, нетерпимо, агрессивно относится к иным духовным путям и школам. Духовным такого человека назвать нельзя. Часто такие люди совершенно не восприимчивы не только к мудрости, но даже к логике, к фактам и здравому смыслу. Они могут наизусть знать толстые религиозные труды, занимать высокую должность в своей организации и при этом не иметь элементарного понимания основ духовной философии. Религиозных фанатиков можно разделить на две группы:

1) Религиозные фанаты за идею (их церковь – самая крутая, учение – самое продвинутое, только они получают настоящие откровения от Бога, только они по-настоящему поклоняются, только у них самое правильное понимание Писания и так далее);

2) Религиозные фанаты своего религиозного лидера, который нередко становится для них и апостолом, и пророком, и отцом всех времен и народов.

Религиозный фанатик получает наслаждение не от своей деятельности, а от самого факта существования идеала или идеи. Он растворяется в своем пристрастии, хочет испытывать страсти и эмоции. Он не самодостаточен, оттого и творит себе кумира – из идеи или некой сильной и яркой личности. Что-то архиважное для себя он находит вне себя.

Подражая яркому религиозному лидеру, религиозный фанат как будто становится частичкой этой успешной личности, на нем отражается сияние человека, который чего-то достиг, взошел на пьедестал. Религиозный фанатик передает ответственность за себя в руки своего кумира и подчиняет всего себя чужой идее. Он тщеславный, но неуверенный в своих силах и возможностях человек. Ему легче жить отраженным светом своей идеи или своего идеала.

У религиозного фанатика есть потребность в единомыслии и единомышленниках. Он ищет себе подобных поклонников, среди которых он чувствует себя как среди своих, говорит с ними на одном языке, они «смакуют» свою идею или своего героя и прекрасно понимают друг друга.

Окружение религиозного фанатика – некое психическое объединение людей, наэлектризованных общим чувством, которое в кругу своих разрастается и может достичь неизвестных величин.

Религиозный фанатизм направлен на разрушение чужой культуры, религии, системы ценностей. Считая свою идею самой правильной и своего лидера самым «продвинутым», религиозный фанатик агрессивно ниспровергает другие идеи и авторитет других лидеров. Делается это в доказательство любви к своему лидеру. Потому что только его кумир истинный и его церковь лучше всех! Нередко религиозный фанатизм – это подростковая болезнь. Многие ее перерастают, но не все. В подростковом возрасте человек начинает отвергать прежних кумиров и авторитеты. Ни родители, ни учителя уже больше не удовлетворяют его духовных и моральных чаяний. Им необходимо чувствовать себя частью группы.

Религиозный фанат сам для себя по большому счету не представляет никакого интереса. Религиозный фанатизм обедняет человека как личность. Религиозными фанатиками легко манипулировать и управлять.

Чем сильней религиозный фанатизм, тем человек все больше втягивается в происходящее. Его начинает переполнять какая-то незнакомая энергия. В этом странном состоянии он от себя отключается, начинает вместе со всеми искренне радоваться, горевать, ждать чуда.

Однако не нужно путать понятия религиозного фанатизма и догматизма. Религиозный догматик скрупулезно придерживается своих убеждений, традиций и веры. Он, как и религиозные фанатики, может восхищаться религиозным лидером и нередко считает представителей других религий еретиками.

Однако целью религиозного догматика является следование своей вере, удовольствие ему доставляет его собственная деятельность, он остается сам для себя целостным. Восхищение кем-то не переходит у догматика за грань разумного, не обедняет его личность, а только дополняет ее.

Заключение

Религиозный фанатизм – это болезнь, несущая огорчение и бедствие через заблуждение, помешательство, неспособность слышать и понимать других. А заражаются этой болезнью через страсти и пристрастия человеческие, в той или иной степени развитые в каждом человеке.

Стало быть, блюсти себя в страстях, бороться с ними, быть строгим самокритиком - это и есть способ оградить себя от религиозного фанатизма. Все дело в нас, и начинать нужно только с себя, но не с ограждения от других.

ФАНАТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. fanaticus - исступленный, неистовый) - слепая, доведенная до крайней степени приверженность религ. идеям и стремление к неукоснит. следованию им в практич. жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. История различных церквей, в части, христианской, знает немало примеров Ф. р. Особенно проявляет себя Ф. р. в религ. сектантстве. Характерной особенностью проявления Ф. р. является преобладание эмоц. начала над рациональным. Типы фанатиков бывают различные: от пассивно-созерцательного, мистического до активно-экстремистского. Ф. р. проявляется в различных формах: в беспрекосл. соблюдении религ. норм, обетов (напр., ) «аскетич. подвигах» (пустынничество и пр.), в навязывании «истинной веры» окружающим и т. д. Крайним выражением Ф. р. является . Ре-лиг.-фанатич. настроения используются церковью и эксплуатат. классами для разжигания ненависти к представителям др. вероисповеданий, расправы над «еретиками».

Атеистический словарь.- М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Смотреть что такое "ФАНАТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ" в других словарях:

    Религиозный фанатизм - Религиозный фанатизм это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его… … Википедия

    ФАНАТИЗМ - (фр., от лат. fanaticus иступлённый, изувер; от fanum капище, храм). Изуверство, грубое суеверие, преувеличенное религиозное усердие, преследование разномыслящих именем веры; чрезмерная привязанность к какой либо партии. Словарь иностранных словСловарь иностранных слов русского языка

    ФАНАТИЗМ - (от лат. fanaticus исступленный) ..1) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)2)] В переносном смысле страстная преданность чему либо … Большой Энциклопедический словарь

    ФАНАТИЗМ - ФАНАТИЗМ, фанатизма, мн. нет, муж. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный фанатизм. Он ослеплен фанатизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Фанатизм - (лат. fanurn храм, жертвенник) 1) полная поглощенность какой нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. 2) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям,… … Политология. Словарь.

    Фанатизм - (лат. fanaticus – исступлённый, от fanum – храм) – 1. изуверство, доведённая до крайности, до исступления преданность своей или обычно чужой вере, убеждениям, какому то человеку, сочетающаяся с нетерпимостью и агрессивностью к иным верованиям,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Фанатизм - Запрос «Фанатик» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Фанатизм (лат. fanatismus от fanaticus «фанатик» от fanum «храм») слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно философской,… … Википедия

    ФАНАТИЗМ - страстная привязанность к какому либо мнению, как правило, религиозному или политическому. Именно фанатизм лежал у истоков религиозных войн и инквизиции, а сегодня может привести к войнам идеологическим. Его принцип в том, чтобы не причислять к… … Философский словарь

    Фанатизм - (лат. – исступленный, неистовый) – слепая преданность своим взглядам и убеждениям, приверженность каким либо идеям, а также стремление им неукоснительно следовать в своей практической жизни. При этом фанатизм проявляется как нетерпимость к другим … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    фанатизм - а; м. [франц. fanatisme] 1. Образ мыслей и действий фанатика (1 зн.). С фанатизмом следовать чему л. Дикий ф. Религиозный ф. Ф. коллекционера. 2. Страстная преданность чему л., приверженность каким л. идеям, взглядам. ◁ Фанатический; Фанатичный… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Затерянные города. Реальность и вымысел , Джоэл Леви. Эта книга посвящена городам древности, некогда поражавшим человечество своим великолепием и неприступностью. Однажды оставленные и обратившиеся в руины, ныне онивсе еще волнуют наше…