Диссертационные исследования по уголовному праву, защищенные в университетах Российской империи (1815–1917 гг.). Рекомендованный список диссертаций

  • Сотрудники деканата экономического факультета
  • Научные мероприятия кафедры финансов и кредита
  • Именные стипендии
  • ВФ РЭУ провёл в Воронеже межрегиональный научно-практический семинар в рамках программы допобразования для госчиновников
  • Студенты ВФ РЭУ им. Г.В. Плеханова посетили Форум филиалов в Москве
  • Поздравляем магистров 2-го курса экономического факультета
  • Воронежских «плехановцев» - первокурсников посвятили в студенты
  • Обучение лиц с ОВЗ и инвалидов
  • Поздравление с днем учителя
  • Директор Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова вручил удостоверения госслужащим Липецкой областной администрации
  • Воронежский филиал подготовил новые программы для курсов повышения квалификации гос- и муниципальных служащих
  • Внутри-вузовский турнир выявил лучших теннисистов филиала
  • «Тренажерный зал» Плехановской Олимпиады школьников 2016 – 2017 .
  • Бонусы Олимпиады
  • Прошла первая встреча в рамках создаваемого в филиале бизнес-инкубатора
  • В Воронежском филиале университета начал работать «Философский семинар им. П.И. Новгородцева»
  • Директор ВФ РЭУ им. Г.В. Плеханова вошёл в экспертный совет областного департамента образования по рассмотрению конкурсных работ учёных
  • Компания «Леруа Мерлен» провела для студентов Воронежского филиала первый этап деловой экономической игры
  • В филиале прошла осенняя интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Выбранный в данный момент
  • Контент страницы

    25 октября в актовом зале второго корпуса Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялась осенняя интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Наши студенты уже несколько лет активно принимают участие в этих турнирах.

    В этом году в игре участвовали 8 команд, в том числе - команды студентов отделения среднего пофессионального образования, спортивного комитета, первокурсников, активистов и танцоров, а также команда студенческого с​овета вуза.

    Турнир состоял из трех блоков по 6 вопросов в каждом на такие темы как политика, искусство, компьютерные технологии, спорт, этикет и многие другие. Например, был в игре вот такой вопрос: «В переводе с французского это слово означает "место уединения". Хотя в современном Санкт-Петербурге этим словом именуют место массового посещения. Что это за слово? – Правильный ответ: «Эрмитаж». Но были и смешные ответы.​

    Организаторов из отдела социально-воспитательной работы филиала порадовал тот факт, что ребята действительно правильно отвечали на большинство вопросов, хотя некоторые из них вызвали жаркие споры. «Конечно, на игре не обошлось без апелляций, -рассказала «госпожа ведущая», специалист отдела СВР Ангелина Борзунова, - ведь наши студенты умеют отстаивать свою точку зрения по любым вопросам. Апелляции бывают довольно часто и на более масштабных турнирах, на которых мне удалось побывать, и зачастую они отклоняются, потому что многие вопросы требуют исключительно точного ответа, например, как в этот раз у нас на игре: если нужно закончить цитату, то ответ должен быть только один».

    Ангелина вела речь о таком вопросе-цитате одного из создателей популярного фильма: «В туристических буклетах, выпускавшихся после выхода кинотрилогии "Властелин колец", говорилось: "Потребовалось два года, чтобы снять трилогию, и миллионы лет, чтобы создать ИХ". Назовите ИХ». Ответом должно было стать единственно правильное слово: «Декорации», которое автор и употребил своих словах.

    После напряжённой, упорной борьбы первое место поделили команда спортивного комитета «Спорт-спорт-Турбоспорт» и наши университетские грации - команда танцевального коллектива «INSIGHT», которые оказались еще и умницами. Участница этой команды, студентка 3 курса Татьяна Переверткина рассказала: «Мы уже не первый год с девочками принимаем участие в этой игре, нам действительно очень нравится, всегда интересно проверить свои интеллектуальные способности и расширить кругозор. Вопросы всегда очень разные, абсолютно на различные темы, и даже если мы какой-то из них «не одолели», все равно узнали что-то новое».

    Все «интеллектуалы» получили грамоты, а победители по окончании игры поделили сладкий приз – вместе съели вкусный торт.




    КЛИМОВ

    Андрей Юрьевич

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

    ПОЛОЖЕНИЙ О ПРОИЗВОДСТВЕ В УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ

    В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1747 – 1837 ГГ.)

    Специальность 07.00.02 – Отечественная история

    диссертации на соискание учёной степени

    доктора исторических наук

    Пятигорск – 2008

    Работа выполнена в Пятигорском государственном технологическом университете


    Научный консультант –

    доктор исторических наук,

    кандидат юридических и

    педагогических наук, профессор

    Якушев Александр Николаевич

    Официальные оппоненты:



    Юсупов Павел Исаакович

    доктор исторических наук, профессор

    Иванов Юрий Анатольевич

    доктор исторических наук, профессор

    Орлов Игорь Борисович

    Ведущая организация –

    Ставропольский

    государственный университет


    Защита состоится 24 октября 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.194.01 при Пятигорском государственном технологическом университете по адресу: 357500, г. Пятигорск, пр-т 40 лет Октября, 56.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пятигорского государственного технологического университета.

    Учёный секретарь

    диссертационного совета,

    доктор исторических наук, доцент Г.Н. Рыкун

    I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
    Актуальность темы исследования. История создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи насчитывает более 100 лет (1814-1917 гг.), её истоки своими корнями уходят в 1747 год, когда императрицей был утверждён «Регламент императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге».

    Каковы предпосылки создания первого и последующих Положений о производстве в учёные степени в Российской империи? Кто из учёных университетов и чиновников Министерства народного просвещения причастен к разработке проектов и законопроектов Положений? Какова степень реализации научных идей, проектов и законопроектов в Положениях о производстве в учёные степени? На эти и другие вопросы мы так и не нашли ответов. Поэтому о научных трудах, раскрывающих создание Положений о производстве в учёные степени, не приходится и говорить, так как они полностью отсутствуют, хотя интерес к ним со стороны научной общественности огромен. Россия – одно из немногих государств, имеющих богатый исторический опыт создания Положений о производстве в учёные степени, о котором мы ничего не знаем.

    Одной из главных задач «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации 23 декабря 2005 г. № 803, является «совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикой» 1 .

    Осмысление богатейшего исторического опыта по созданию Положений о производстве в учёные степени в Российской империи поможет совершенствовать процедуру присуждения учёных степеней в нормативных правовых актах Российской Федерации.

    Выбор темы настоящего исследования обусловлен многими факторами.

    Во-первых, неразработанностью данной темы в исторической науке, отсутствием диссертаций и монографий, изданных в дооктябрьский, советский и постсоветский периоды по созданию Положений о производстве в учёные степени в Российской империи. Исследуемая тема важна ещё и потому, что позволит выявить механизм создания логически верной и обоснованной практически процедуры присуждения учёных степеней в Российской Федерации, суть которой – объективно оценить результаты диссертационных исследований.

    Во-вторых, высокой степенью теоретической значимости результатов диссертационного исследования в исторической науке, соответствующих дисциплинарному уровню, вносящих существенный вклад в развитие отдельных исторических дисциплин: отечественной истории, историографии, архивоведения и истории науки. Результаты исследования коренным образом меняют существующие теоретические представления об истории создания Положений о производстве в учёные степени в архивных документах Российской империи. Кроме того, выводы, сформулированные в результате исследования, не были ранее известны исторической науке. Открываются новые направления в разработке прикладных исторических исследований в области создания Положений о порядке присуждения учёных степеней в СССР и Российской Федерации.

    В-третьих, социальным заказом на исследование данной темы в рамках «Болонской декларации создания Европейского пространства высшего образования», аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)», научной программы Минобразования России «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России», научной отраслевой программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования», «Программы подготовки ведущих научных школ», «Грантов Президента для поддержки научных исследований молодых учёных-докторов наук».

    Министерство образования и науки Российской Федерации в федеральных целевых программах: «Федеральная программа развития образования» и «Интеграция науки и высшего образования России» предлагает сосредоточить усилия учёных на совершенствовании нормативной правовой базы в области образования вообще и научной аттестации кадров в частности.

    Данное исследование проводится в рамках комплексной программы научных исследований «История учёных степеней в России: ХVIII в. – 1918 г.», разработанной в 1996 г. доктором исторических наук, кандидатом юридических и педагогических наук, профессором А.Н. Якушевым.

    В-четвёртых, возможностью использования дореволюционного опыта по созданию Положений о производстве в учёные степени в современных условиях, в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

    Данное исследование, не имеющее аналогов в российской и зарубежной научной литературе, особенно важно для разработки стратегии и тактики совершенствования правовой базы в области порядка присуждения учёных степеней в Российской Федерации.

    Степень научной разработанности темы. Скрупулёзный анализ каталогов, библиографических пособий и указателей диссертаций М.С. Воинова 2 , А.А. Кондратьева 3 , Г.Г. Кричевского 4 , А.И. Маркевича 5 , Э.П. Ойссара 6 , А.Н. Якушева 7 , Всесоюзной книжной палаты 8 , Российской книжной палаты 9 и Российской государственной библиотеки 10 позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствуют исследования об истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи.

    Однако нельзя сказать, что отдельные вопросы, сформулированные в исследовании, не привлекали внимания советских и российских учёных в предшествующее время.

    Основоположником научного направления по истории учёных степеней в Российской империи является известный советский библиограф Г.Г. Кричевский, который в конце 40-х годов ХХ в. разработал исследовательскую программу сбора и библиографического описания магистерских и докторских диссертаций, защищённых в университетах дореволюционной России 11 . Часть этой программы им была реализована в 1984 г., когда в рукописном варианте был подготовлен библиографический указатель «Диссертации университетов России. 1805-1919 гг.» 12 . Как справедливо и точно отметил один из ведущих российских учёных в области истории высшей школы дореволюционного периода А.Е. Иванов, «...был создан беспрецедентно полный указатель магистерских и докторских диссертаций...» 13 . Свод содержал официальные названия диссертаций, сведения об их публикации и печатных на них рецензиях, регистрацию отчётов в периодических изданиях о публичных диссертационных диспутах, списки оппонентов, многоаспектный научно-справочный аппарат.

    Промежуточным отчётом о проделанной за 50 лет работе можно считать единственную и последнюю при жизни статью Г.Г. Кричевского об учёных степенях в университетах дореволюционной России 14 . В ней автор рассмотрел развитие законодательства и опыта его реализации в сфере присуждения учёных степеней, представил итоги статистической отчётности о лицах, утверждённых в учёных степенях в университетах и на факультетах Российской империи. Вывод, к которому пришёл учёный в этой статье, достаточно лаконичен: «История учёных степеней в России ждёт своих исследователей» 15 .

    Преемником в дальнейшей разработке проблемы правового регулирования и опыта присуждения учёных степеней в Российской империи является А.Е. Иванов. В своих монографиях 16 он значительно продвинул научно-историческую мысль. В структуре монографии «Учёные степени в Российской империи. ХVIII в. – 1917 г.» по сути представлены все аспекты исследуемой проблемы. Книга написана на основе опубликованных источников. Центральными среди них являются разработанные М.В. Ломоносовым проекты введения учёных степеней в структуру отечественной науки и высшего образования. Основной же массив документов по XVIII столетию составляют официальные материалы по истории Московского университета 17 . Непреходящую научную ценность имеют материалы, посвящённые истокам и причинам возникновения института присуждения учёных степеней в Российской империи.

    «1) роспись учёных степеней и соответствующих им разрядов наук;

    2) требования, предъявлявшиеся к соискателям учёных степеней (образовательный ценз, объём знаний, навыки и умения владения ими);

    3) соответствующие каждой из учёных степеней правила устных и письменных испытаний соискателей;

    4) правила защиты диссертации;

    5) указание на инстанции, утверждавшие результаты научной аттестации;

    6) роспись «преимуществ», сопряжённых с обладанием учёными степенями» 18 .

    С 1995 г. научное направление «История учёных степеней в России» возглавил профессор А.Н. Якушев, который разработал комплексную программу научных исследований 19 , реализуемую им и его учениками в рамках аспирантуры и докторантуры по истории науки и техники в Ставропольском государственном университете (1994-1999), в Невинномысском государственном гуманитарно-техническом институте (1999-2003) и в Пятигорском государственном технологическом университете (с 2003 г. по настоящее время).

    Заметную и значительную роль в исследовании проблемы научной аттестации кадров в Российской империи занимают научные работы А.Н. Якушева 20 по развитию законодательства о порядке присуждения учёных степеней. В них наиболее полно были выявлены и обобщены истоки и причины возникновения законодательства о научной подготовке и аттестации кадров в университетах Западной Европы и России; проанализировано примерно 250 нормативных правовых актов в области подготовки «профессорских стипендиатов» и присуждения учёных степеней в университетах России; раскрыты особенности развития процедуры присуждения учёных степеней в академиях Российской империи; проанализирована тематика защищённых юридических диссертаций в дореволюционной России; определены итоги реализации законодательства о порядке присуждения учёных степеней в университетах России вообще и на юридических факультетах в частности.

    Нравственным и поучительным примером подлинной преемственности поколений в научной школе является издание (посмертно) профессором А.Н. Якушевым рукописи Г.Г. Кричевского «Диссертации университетов России. 1805-1919 гг.» 21 .

    Заметным и давно ожидаемым событием в отечественной и столичной научной жизни стала монография Ф.А. Петрова о формировании системы университетского образования в России в первой половине XIX века 22 , вышедшая в свет в четырёх книгах, в которой достаточно скрупулёзно исследованы вопросы правового регулирования присуждения учёных степеней в университетских уставах и в Положениях о производстве в учёные степени.

    Непреходящую научную ценность представляет монография К.Т. Галкина «Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР» 23 . В первой части книги автор представил развитие и реализацию законодательных актов в сфере присуждения учёных степеней в Российской империи.

    Краткая историография вопроса свидетельствует, что история создания Положения о производстве в учёные степени в Российской империи, а тем более в архивных документах, даже в постановочном плане как проблема никем не была сформулирована, а значит, не была предметом специального исторического исследования. Тема диссертации важна ещё и тем, что в ней будут представлены содержание и механизм формирования государственной политики в области производства в учёные степени в Российской империи. Чаще всего проблема производства в учёные степени исследовалась учёными в историко-правовом аспекте. Развитие научного и профессионального правосознания по истории создания Положений о производстве в учёные степени в архивных документах Российской империи было незаслуженно обойдено вниманием историков. Поэтому мы пришли к пониманию необходимости проведения исследования именно по этой, ранее не исследованной теме.

    Цель исследования: показать предпосылки возникновения работ по выработке «единообразного» подхода при производстве в учёные степени в университетах Российской империи (1747-1817 гг.); представить становление, развитие и реализацию научных идей, концепций, проектов и законопроектов учёных университетов и чиновников Министерства народного просвещения в создании Положений о производстве в учёные степени на основе архивных материалов Российского государственного исторического архива, содержащих делопроизводственные документы Департамента народного просвещения Министерства народного просвещения Российской империи (1814-1837 гг.).

    Объект исследования: развитие и реализация правосознания и законодательства в области университетского образования Российской империи.

    Предмет исследования: становление, развитие и реализация научных идей, концепций, проектов и законопроектов учёных университетов и чиновников Министерства народного просвещения в создании Положений о производстве в учёные степени на основе законодательных актов и делопроизводственных документов Российской империи (1747-1837 гг.).

    Цель, объект и предмет исследования обусловили выдвижение следующих задач, решение которых составило содержание данной диссертации:

    1. Выявить, библиографически описать и изучить архивные дела и архивные документы Российского государственного исторического архива, отражающие делопроизводственные документы об истории создания Положений о производстве в учёные степени (1814 – 1837 гг.).

    2. Представить обзор источников об истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи.

    3. Дать характеристику степени научной разработанности темы диссертационного исследования в опубликованной научной литературе.

    4. Раскрыть предпосылки возникновения трудов по разработке «единообразного» подхода при производстве в учёные степени в Российской империи на основе анализа содержания законов, подзаконных актов и делопроизводственных документов.

    5. Показать развитие научных идей об учёных степенях, сформулированных преподавателями российских университетов И. Лангом, Г. Успенским, П.В. Кукольником, Д.С. Чижовым, М.Ф. Соловьевым, П. Кондыревым и П.С. Щепкиным.

    6. Проанализировать концепции производства в учёные степени, разработанные и представленные императорским Казанским университетом, Полоцкой иезуитской академией и экстраординарным профессором, доктором обоих прав Г.И. Солнцевым.

    7. Раскрыть сущность предложений императорских Московского, Дерптского, Виленского, Казанского и Харьковского университетов по предупреждению злоупотреблений в сфере производства в учёные степени в Российской империи.

    8. Представить мнения чиновников Министерства духовных дел и народного просвещения о проекте «Положения о производстве в учёные степени» в Российской империи.

    9. Установить степень реализации научного и профессионального правосознания об учёных степенях в «Положении о производстве в учёные степени» (1819 г.).

    10. Раскрыть сущность научных идей об учёных степенях профессоров и адъюнктов российских университетов: А.А. Альфонского, А.В. Болдырева, Д.С. Борзенкова, Н.Д. Брашмана, Х.Г. Бунге, Н.И. Бутырского, Н. Васильева, И.И. Давыдова, И.Н. Даниловича, Ф.А. Денисова, А.И. Дудровича, И.Е. Дядьковского, С.М. Ивашковского, М.Т. Каченовского, В.С. Комлишинского, В.М. Котельницкого, И.Я. Кронеберга, Ф.Л. Морошкина, Е.О. Мухина, Н.И. Надеждина, М.Г. Павлова, П.К. Павловича, М.А. Пальмина, Д.М. Перевощикова, М.П. Погодина, А.В. Рихтера, Н.Н. Сандунова, О.И. Сенковского, И.М. Снегирёва, М.И. Сухомлинова, А.Г. Терновского, Л.А. Цветаева, Д.С. Чижова, Ф.И. Чумакова, С.П. Шевырёва и П.С. Щепкина, сформулированных в период с 1819 по 1834 год.

    11. Проанализировать предложения российских университетов об изменении «Положения о производстве в учёные степени» (1819 г.) и создании новых «Правил об испытании на степень доктора» (1827-1828 гг.).

    12. Представить мнения и концепции чиновников Министерства народного просвещения в создании законопроекта «Положения об испытаниях на учёные степени» (1834-1837 гг.).

    13. Установить степень реализации научного и профессионального правосознания об учёных степенях в нормативных правовых актах и в «Положении об испытаниях на учёные степени» (1837 г.).

    14. Ввести в научный оборот комплекс из более 150 новых архивных документов Российского государственного исторического архива об истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи (1819, 1837 гг.).

    Источниковая база. В основу диссертационного исследования положены разнообразные неопубликованные и опубликованные источники: архивные документы Российского государственного исторического архива об истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи; законодательные акты (регламенты, уставы, Высочайше утверждённый доклад); собрания законодательных актов (Полное собрание законов Российской империи. [Собрания 1-2]; Свод законов Российской империи. Издание 1832 г.); сборники правовых актов Министерства народного просвещения (сборник постановлений и дополнение к нему, сборник распоряжений); делопроизводственные материалы университетов и Министерства народного просвещения Российской империи (распорядительный вид : инструкции, циркуляры; распорядительно-рекомендатель-ный вид : предложения, мнения, решения; докладной вид : доклады, донесения, представления, записки; протокольный вид : протоколы, журналы; отчётный вид – отчёты); документальные издания А.Н. Якушева и А.Ю. Климова об истории учёных степеней в законодательных актах и архивных документах Российской империи.

    В процессе работы над докторской диссертацией был изучен документальный комплекс Российского государственного исторического архива фонда 733 (Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения).

    В процессе исследования проработано 30 инвентарных описей, содержащих более 26000 архивных дел, 145 из которых были посвящены вопросам присуждения учёных степеней в Российской империи 24 , а 6 из них соответствовали предмету нашего исследования, а именно: «Дело об установлении единого порядка сдачи экзаменов на получение учёных степеней (24.04.1815 – 13.03.1817 гг.)», «Дело о выработке правил для получения учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении (07.11.1816, 06.07.1828 гг.)»; «Дело о доставлении университетами сведений о порядке присвоения ими учёных степеней и выдачи дипломов (13.11.1816 – 14.01.1817 гг.)»; «Дело о разъяснении Департаменту духовных дел Положения о присвоении учёных степеней (10.11.1819 – 30.12.1819 г.)»; «Дело о составлении Положения об испытаниях на учёные степени (1843 г.)» и «Дело об установлении порядка испытаний на присвоение учёных степеней (07.04.1837, 05.08.1841 гг.)»

    Предметом тщательного изучения стало «Полное собрание законов Российской империи» 25 . Это известное многотомное издание в отношении производства в учёные степени как раз не отличается полнотой, так как в нём отражены, как правило, только акты высшей государственной власти.

    Наиболее полные данные о развитии законодательства в области производства в учёные степени в Российской империи были представлены в трёх сборниках документов: «Сборнике постановлений по Министерству народного просвещения» 26 , Дополнениях к «Сборнику постановлений по Министерству народного просвещения» 27 , «Сборнике распоряжений по Министерству народного просвещения» 28 .

    Наибольшее количество сведений по истории производства в учёные степени было собрано в результате изучения материалов журнала Министерства народного просвещения, издававшегося с 1803 по 1917 год под разными названиями: «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения» 29 , «Журнал департамента народного просвещения» 30 , «Журнал Министерства народного просвещения» 31 . В «официальном отделе» этого журнала в течение века постоянно публиковались высочайшие указы и министерские распоряжения, касающиеся проектов и самих Положений о производстве в учёные степени, отражающие вопросы правового регулирования научной аттестации кадров в университетах и академиях Российской империи.

    Результатом поиска нормативных правовых актов, регулировавших производство в учёные степени в Российской империи, стали документальные издания 32 , выпущенные в свет профессором А.Н. Якушевым.

    В области истории создания Положений о производстве в учёные степени и правоприменительной практики в сфере присуждения учёных степеней в университетах Российской империи достаточно много информации было почерпнуто в процессе изучения «Всеподданнейших отчётов министра народного просвещения» 33 и «Извлечения из всеподданнейшего отчёта министра народного просвещения» 34 , а также отчётов о состоянии и деятельности университетов Российской империи: Московского 35 , Харьковского 36 , Санкт-Петербургского (Петроградского) 37 .

    Некоторые аспекты развития и реализации правосознания и законодательства в области производства в учёные степени рассмотрены нами при исследовании опубликованных документов по истории российских университетов.

    Обоснованная необходимость критического подхода к получаемой информации, учёту степени её научной достоверности вынудила автора тщательно отбирать материал, опираясь на те конкретные факты, которые подтверждались несколькими независимыми друг от друга источниками. В целом, проанализированные выше источники и литература позволили нам раскрыть исследуемую тему и все её аспекты достаточно глубоко, обеспечили полное и всестороннее решение задач, сформулированных в диссертации.


    А.Н. Якушев, доктор исторических наук, кандидат юридических и педагогических наук, профессор

    Д.А. Казначеев, кандидат исторических наук

    Анализ законодательства Российской империи в сфере производства в учёные степени позволил выявить ряд недостатков.

    1. Количество учёных степеней

    В конце XIX – начале XX вв. в научных кругах развернулась дискуссия по вопросу о количестве ученых степеней. Одна группа ученых (Н.М. Бубнов, А.С. Будилович) считала, что необходимо присуждать три ученые степени: кандидата, магистра и доктора, вторая группа (В.П. Амалицкий, А.И. Введенский, П.П. Граве, И.Я. Гурлянд, А.Н. Деревицкий, П.П. Пусторослев, В.И. Сергеевич, И.И. Толстой, Г.Ф. Шершеневич, В.Г. Щеглов) – две ученые степени: магистра и доктора или кандидата и доктора, в том числе и на медицинском факультете, третья группа (Л.Л. Гиршман, Д.Д. Гримм, Г.Ф. Дормидонтов, Г.П. Кириллов, Б.В. Струве) – одну ученую степень доктора.

    По выражению А.Е. Иванова «участников дискуссии по данной проблеме условно можно было бы разделить на «архаистов», «традиционалистов» и «новаторов». 1

    «Архаисты» (Н.М. Бубнов, А.С. Будилович) выступали за возвращение к трехступенчатой системе ученых степеней: «кандидат» - «магистр» - «доктор».

    Так профессор А.С. Будилович считал наиболее целесообразным такое решение вопроса об ученых степенях, при котором «были бы сохранены освященные традицией:

    а) звание действительного студента и

    б) ученые степени: кандидата (на медицинском факультете - лекаря), магистра и доктора, но условия приобретения двух последних были бы видоизменены в том направлении, чтобы степень магистра давалась кандидатам (лекарям) по особому экзамену без представления и защиты диссертации, а степень доктора - без нового экзамена, на основании одобренной факультетом и публично защищенной диссертации. При таком видоизменении степень магистра будет соответствовать нынешнему магистрантству (у медиков - докторантству), а степень доктора - совместит нынешние степени магистра и доктора» 2 .

    А профессор Н.М. Бубнов в триаде ученых степеней рассматривал магистерскую диссертацию как «переходную ступень к докторской от кандидатской для тех, кто не в состоянии представить сразу (а может и никогда) работу, достойную степени доктора, а между тем хочет и может заниматься в университете преподаванием и наукой». 3

    «Новаторы» (Л.Л. Гиршман, Д.Д. Гримм, Г.Ф. Дормидонтов, Г.П. Кириллов, Б.В. Струве) предлагали ограничить аттестационный аппарат одной докторской ученой степенью, согласно европейскому стандарту. Они исходили из необходимости облегчить достижение ученой степени доктора и ускорить подготовку профессоров для замещения вакантных кафедр в университетах. При этом они полагали, что представление одной диссертации освобождает время для научной деятельности.

    Профессор Б.В. Струве, обосновывая эту точку зрения, апеллировал к опыту германских университетов, где, подчеркивал он, благодаря отсутствию сложных условий, которыми «формально обставлена академическая дорога» в России, были созданы предпосылки «обилия научных сил и научной производительности». Он утверждал: «Молодому человеку, имеющему наклонность к научной работе и творческие способности, не приходится в Германии проходить чрез целый лес экзаменов и обязательных работ, способных только подавить творческий процесс самостоятельной мысли. Русский ученый, потратив свои молодые годы на преодоление формальных препятствий для достижения кафедры, зачастую теряет всякую энергию для продолжения ученых трудов и почти прекращает свою научную деятельность по получении степени доктора. При рассмотрении вопроса о средствах поддержания научного уровня профессорской среды имеет значение не столько тот багаж, с которым профессор всходит на кафедру, сколько тот, с которым он ее покидает» 4 .

    «Традиционалисты» (В.П. Амалицкий, А.И. Введенский, П.П. Граве, И.Я. Гурлянд, А.Н. Деревицкий, П.П. Пусторослев, В.И. Сергеевич, И.И. Толстой, Г.Ф. Шершеневич, В.Г. Щеглов) стояли за сохранение установленной системы ученых степеней – «магистр» - «доктор». При этом многие ее сторонники предлагали упразднить магистерскую диссертацию, заявляя, что подготовка двух диссертаций (магистерской и докторской) отнимает у ученого массу производительного времени. «Первую плохую работу, - говорил профессор А.И.Введенский, - нередко пропускают в надежде, что вторая окажется лучше, а когда появляется вторая, уже забывается, почему была пропущена первая. Забраковать же вторую диссертацию … очень тяжело: человек работал от 6 до 10 лет для приобретения докторства, зачастую голодал все то время, и в последнюю минуту приходится сказать ему, чтобы он еще подождал два-три года. Не даром подшучивают, что в Положении об ученых степенях есть важный пропуск: нет параграфа, который требовал бы, чтобы докторская диссертация была не хуже магистерской» 5 . Далее он пишет: «Требование двух диссертаций... принуждает всякого будущего профессора составить два сочинения настолько обширных, что каждое из низ порознь давало возможность правильно оценить его способность к самостоятельным научным исследованиям. Но многие, даже самые усердные и талантливые ученые, составив одно подобное сочинение, подолгу не находят подходящей темы для другого: они сплошь и рядом наталкиваются на небольшие и интересные темы, вполне пригодные для научных статей и брошюр, но должны или бросать их в погоне за целой книгой, или обрабатывать наспех. Гораздо целесообразнее дать возможность каждому ученому как можно скорее свободно отдаться такой работе, которая его наиболее интересует в данную минуту» 6 .

    Эта точка зрения имела достаточно твердых оппонентов. Они высказывались против понижения требований к соискателям ученых степеней, говорили о необходимости повышения уровня научной квалификации профессорско-преподавательских кадров при сохранении двух ученых степеней как двух естественных стадий развития ученого. По их мнению, именно последовательное представление двух диссертаций обеспечивает высокое научное образование.

    Например профессор В.Г. Щеглов решительно возражал против ослабления требований к диссертациям как главным «двигателям» отечественной науки. «В России, - утверждал он, - при скудности научных сил и малочисленности кандидатов в профессора, ученые степени занимают важное место в числе условий для замещения кафедр в университетах, где ученая степень представляет собой высший образовательный ценз, необходимый для обеспечения преподавания сообразно с научными требованиями. Две диссертации – магистерская и докторская – в этом случае не более, как две ступени в научной деятельности ученого, будущего или настоящего профессора» 7 .

    Исключение магистерской диссертации из научного арсенала, по мнению Щеглова, существенно принизило бы научно-педагогическую значимость института магистратуры в целом. «Магистерский экзамен, - констатировал он, обнаруживает не более как начитанность соискателя ученой степени в избранной специальности, его способность критически осмыслить изучаемый материал. Магистерская диссертация – первый опыт самостоятельной разработки вопроса, его анализ, а не синтез. Докторская диссертация – это уже синтез в научной деятельности ученого, выражение его научной зрелости и самостоятельности научного мышления» 8 .

    По мнению И.Я. Гурлянда «... в настоящее время, ... в России, где по сравнению с Западной Европой, отсутствуют другие факторы, способствующие развитию научной деятельности, сохранение двух ученых степеней, как некоторого стимула к научной работе, является вполне целесообразным. Не следует забывать, что такими могущественными факторами на Западе являются сильно развитое общественное мнение и серьезно поставленная ученая критика, гарантирующие правильный выбор преподавателей и надлежащую оценку их трудов. Между тем в России за последние 12 лет ни одна юридическая работа не была в достаточной мере освещена критикой. Не говоря уже о том, что ощущается крайний недостаток в органах печати, роль критиков берут на себя ученики профессоров, демонстрирующие свою способность писать отзывы" 9 .

    Необходимость двух ученых степеней - магистерской и докторской профессором П.П. Граве увязывалась с должностной градацией профессуры на ординарную и экстраординарную. Он утверждал: «Такое соотношение должности и степени представляется для нас необходимым в целях побуждения университетского преподавателя к более плодотворной учено-литературной производительности, потому что иначе мы рисковали бы, делая магистра ординарным профессором, долго, а может быть и никогда, не дождаться от него докторской диссертации» 10 .

    Обобщив и проанализировав мнения всех ученых по вопросу о количестве ученых степеней и требованиях, которые должны предъявляться к их соискателям, можно выделить следующие аргументы в пользу понижения требований к уровню знаний лиц, желающих получить ученые степени (ограничения аттестационного аппарата одной докторской ученой степенью или упразднения магистерской диссертации):

    1. Необходимо облегчить достижение ученой степени доктора наук, что увеличит число лиц, желающих заниматься наукой, и создаст здоровую конкуренцию в научной среде.

    2. Надо ускорить подготовку профессоров для замещения вакантных кафедр в связи с нехваткой научно-педагогических кадров в университетах, а также сложным материальным положением соискателей, многие из которых не имеют достаточных средств к существованию для того, чтобы посвятить долгие годы подготовке к испытаниям и написанию диссертаций.

    3. Большое количество экзаменов и требование представления двух обязательных научных работ подавляет «творческий процесс самостоятельной мысли», тогда как написание всего одной диссертации и сокращение числа экзаменов освобождает время для научно-исследовательской деятельности в сфере, интересующей ученого.

    Аргументы против понижения требований к уровню знаний соискателя были следующие:

    1. Необходимость поддержания высокого уровня научной квалификации профессорско-преподавательских кадров.

    2. Существование двух ученых степеней увязывается с должностной градацией научно-преподавательских кадров на доцентов и профессоров.

    3. Две диссертации - магистерская и докторская - это две естественные стадии развития ученого. Магистерская диссертация - первый опыт самостоятельной разработки вопроса, его анализ, в то время как докторская диссертация - это уже синтез в научной деятельности ученого, выражение его научной зрелости и самостоятельности научного мышления.

    4. В России отсутствуют такие факторы, способствующие развитию научной деятельности в Западной Европе, как сильно развитое общественное мнение и серьезно поставленная ученая критика, гарантирующие правильный выбор преподавателей и надлежащую оценку их трудов. В таких условиях сохранение двух ученых степеней является стимулом к научной работе, способствует развитию научной литературы в стране.

    Тщательно взвесив все «за» и «против», более сильными следует признать аргументы сторонников двух учёных степеней, выступающих за сохранение высоких требований к уровню знаний соискателей и необходимость представления двух диссертаций (магистерской и докторской).

    На профессорском совещании 1902 г. под председательством министра просвещения П.С. Ванновского советы всех университетов, кроме Варшавского, определенно высказались за сохранение двух степеней, и в Варшавском иное решение принято было лишь по большинству голосов. 11

    На правах рукописи

    КЛИМОВ
    Андрей Юрьевич

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

    ПОЛОЖЕНИЙ О ПРОИЗВОДСТВЕ В УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ

    В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1747 – 1837 ГГ.)

    Специальность 07.00.02 – Отечественная история

    Диссертации на соискание учёной степени

    Доктора исторических наук

    Пятигорск – 2008

    Работа выполнена в Пятигорском государственном технологическом университете

    ^ Научный консультант –

    доктор исторических наук,

    кандидат юридических и

    педагогических наук, профессор

    ^ Якушев Александр Николаевич

    Официальные оппоненты:

    ^ Юсупов Павел Исаакович

    доктор исторических наук, профессор

    ^ Иванов Юрий Анатольевич

    доктор исторических наук, профессор

    ^ Орлов Игорь Борисович

    Ведущая организация –

    Ставропольский

    государственный университет

    Защита состоится 24 октября 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.194.01 при Пятигорском государственном технологическом университете по адресу: 357500, г. Пятигорск, пр-т 40 лет Октября, 56.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пятигорского государственного технологического университета.

    Учёный секретарь

    диссертационного совета,

    доктор исторических наук, доцент Г.Н. Рыкун

    ^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность темы исследования. История создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи насчитывает более 100 лет (1814-1917 гг.), её истоки своими корнями уходят в 1747 год, когда императрицей был утверждён «Регламент императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге».

    Каковы предпосылки создания первого и последующих Положений о производстве в учёные степени в Российской империи? Кто из учёных университетов и чиновников Министерства народного просвещения причастен к разработке проектов и законопроектов Положений? Какова степень реализации научных идей, проектов и законопроектов в Положениях о производстве в учёные степени? На эти и другие вопросы мы так и не нашли ответов. Поэтому о научных трудах, раскрывающих создание Положений о производстве в учёные степени, не приходится и говорить, так как они полностью отсутствуют, хотя интерес к ним со стороны научной общественности огромен. Россия – одно из немногих государств, имеющих богатый исторический опыт создания Положений о производстве в учёные степени, о котором мы ничего не знаем.

    Одной из главных задач «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации 23 декабря 2005 г. № 803, является «совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикой»1.

    Осмысление богатейшего исторического опыта по созданию Положений о производстве в учёные степени в Российской империи поможет совершенствовать процедуру присуждения учёных степеней в нормативных правовых актах Российской Федерации.

    Выбор темы настоящего исследования обусловлен многими факторами.

    Во-первых, неразработанностью данной темы в исторической науке, отсутствием диссертаций и монографий, изданных в дооктябрьский, советский и постсоветский периоды по созданию Положений о производстве в учёные степени в Российской империи. Исследуемая тема важна ещё и потому, что позволит выявить механизм создания логически верной и обоснованной практически процедуры присуждения учёных степеней в Российской Федерации, суть которой – объективно оценить результаты диссертационных исследований.

    Во-вторых, высокой степенью теоретической значимости результатов диссертационного исследования в исторической науке, соответствующих дисциплинарному уровню, вносящих существенный вклад в развитие отдельных исторических дисциплин: отечественной истории, историографии, архивоведения и истории науки. Результаты исследования коренным образом меняют существующие теоретические представления об истории создания Положений о производстве в учёные степени в архивных документах Российской империи. Кроме того, выводы, сформулированные в результате исследования, не были ранее известны исторической науке. Открываются новые направления в разработке прикладных исторических исследований в области создания Положений о порядке присуждения учёных степеней в СССР и Российской Федерации.

    В-третьих, социальным заказом на исследование данной темы в рамках «Болонской декларации создания Европейского пространства высшего образования», аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)», научной программы Минобразования России «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России», научной отраслевой программы «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования», «Программы подготовки ведущих научных школ», «Грантов Президента для поддержки научных исследований молодых учёных-докторов наук».

    Министерство образования и науки Российской Федерации в федеральных целевых программах: «Федеральная программа развития образования» и «Интеграция науки и высшего образования России» предлагает сосредоточить усилия учёных на совершенствовании нормативной правовой базы в области образования вообще и научной аттестации кадров в частности.

    Данное исследование проводится в рамках комплексной программы научных исследований «История учёных степеней в России: ХVIII в. – 1918 г.», разработанной в 1996 г. доктором исторических наук, кандидатом юридических и педагогических наук, профессором А.Н. Якушевым.

    В-четвёртых, возможностью использования дореволюционного опыта по созданию Положений о производстве в учёные степени в современных условиях, в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

    Данное исследование, не имеющее аналогов в российской и зарубежной научной литературе, особенно важно для разработки стратегии и тактики совершенствования правовой базы в области порядка присуждения учёных степеней в Российской Федерации.

    ^ Степень научной разработанности темы. Скрупулёзный анализ каталогов, библиографических пособий и указателей диссертаций М.С. Воинова2, А.А. Кондратьева3, Г.Г. Кричевского4, А.И. Маркевича5, Э.П. Ойссара6, А.Н. Якушева7, Всесоюзной книжной палаты8, Российской книжной палаты9 и Российской государственной библиотеки10 позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствуют исследования об истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи.

    Однако нельзя сказать, что отдельные вопросы, сформулированные в исследовании, не привлекали внимания советских и российских учёных в предшествующее время.

    Основоположником научного направления по истории учёных степеней в Российской империи является известный советский библиограф Г.Г. Кричевский, который в конце 40-х годов ХХ в. разработал исследовательскую программу сбора и библиографического описания магистерских и докторских диссертаций, защищённых в университетах дореволюционной России11. Часть этой программы им была реализована в 1984 г., когда в рукописном варианте был подготовлен библиографический указатель «Диссертации университетов России. 1805-1919 гг.»12. Как справедливо и точно отметил один из ведущих российских учёных в области истории высшей школы дореволюционного периода А.Е. Иванов, «...был создан беспрецедентно полный указатель магистерских и докторских диссертаций...»13. Свод содержал официальные названия диссертаций, сведения об их публикации и печатных на них рецензиях, регистрацию отчётов в периодических изданиях о публичных диссертационных диспутах, списки оппонентов, многоаспектный научно-справочный аппарат.

    Промежуточным отчётом о проделанной за 50 лет работе можно считать единственную и последнюю при жизни статью Г.Г. Кричевского об учёных степенях в университетах дореволюционной России14. В ней автор рассмотрел развитие законодательства и опыта его реализации в сфере присуждения учёных степеней, представил итоги статистической отчётности о лицах, утверждённых в учёных степенях в университетах и на факультетах Российской империи. Вывод, к которому пришёл учёный в этой статье, достаточно лаконичен: «История учёных степеней в России ждёт своих исследователей»15.

    Преемником в дальнейшей разработке проблемы правового регулирования и опыта присуждения учёных степеней в Российской империи является А.Е. Иванов. В своих монографиях16 он значительно продвинул научно-историческую мысль. В структуре монографии «Учёные степени в Российской империи. ХVIII в. – 1917 г.» по сути представлены все аспекты исследуемой проблемы. Книга написана на основе опубликованных источников. Центральными среди них являются разработанные М.В. Ломоносовым проекты введения учёных степеней в структуру отечественной науки и высшего образования. Основной же массив документов по XVIII столетию составляют официальные материалы по истории Московского университета17. Непреходящую научную ценность имеют материалы, посвящённые истокам и причинам возникновения института присуждения учёных степеней в Российской империи.

    «1) роспись учёных степеней и соответствующих им разрядов наук;

    2) требования, предъявлявшиеся к соискателям учёных степеней (образовательный ценз, объём знаний, навыки и умения владения ими);

    3) соответствующие каждой из учёных степеней правила устных и письменных испытаний соискателей;

    4) правила защиты диссертации;

    5) указание на инстанции, утверждавшие результаты научной аттестации;

    6) роспись «преимуществ», сопряжённых с обладанием учёными степенями»18.

    С 1995 г. научное направление «История учёных степеней в России» возглавил профессор А.Н. Якушев, который разработал комплексную программу научных исследований19, реализуемую им и его учениками в рамках аспирантуры и докторантуры по истории науки и техники в Ставропольском государственном университете (1994-1999), в Невинномысском государственном гуманитарно-техническом институте (1999-2003) и в Пятигорском государственном технологическом университете (с 2003 г. по настоящее время).

    Заметную и значительную роль в исследовании проблемы научной аттестации кадров в Российской империи занимают научные работы А.Н. Якушева20 по развитию законодательства о порядке присуждения учёных степеней. В них наиболее полно были выявлены и обобщены истоки и причины возникновения законодательства о научной подготовке и аттестации кадров в университетах Западной Европы и России; проанализировано примерно 250 нормативных правовых актов в области подготовки «профессорских стипендиатов» и присуждения учёных степеней в университетах России; раскрыты особенности развития процедуры присуждения учёных степеней в академиях Российской империи; проанализирована тематика защищённых юридических диссертаций в дореволюционной России; определены итоги реализации законодательства о порядке присуждения учёных степеней в университетах России вообще и на юридических факультетах в частности.

    Нравственным и поучительным примером подлинной преемственности поколений в научной школе является издание (посмертно) профессором А.Н. Якушевым рукописи Г.Г. Кричевского «Диссертации университетов России. 1805-1919 гг.»21.

    Заметным и давно ожидаемым событием в отечественной и столичной научной жизни стала монография Ф.А. Петрова о формировании системы университетского образования в России в первой половине XIX века22, вышедшая в свет в четырёх книгах, в которой достаточно скрупулёзно исследованы вопросы правового регулирования присуждения учёных степеней в университетских уставах и в Положениях о производстве в учёные степени.

    Непреходящую научную ценность представляет монография К.Т. Галкина «Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР»23. В первой части книги автор представил развитие и реализацию законодательных актов в сфере присуждения учёных степеней в Российской империи.

    Краткая историография вопроса свидетельствует, что история создания Положения о производстве в учёные степени в Российской империи, а тем более в архивных документах, даже в постановочном плане как проблема никем не была сформулирована, а значит, не была предметом специального исторического исследования. Тема диссертации важна ещё и тем, что в ней будут представлены содержание и механизм формирования государственной политики в области производства в учёные степени в Российской империи. Чаще всего проблема производства в учёные степени исследовалась учёными в историко-правовом аспекте. Развитие научного и профессионального правосознания по истории создания Положений о производстве в учёные степени в архивных документах Российской империи было незаслуженно обойдено вниманием историков. Поэтому мы пришли к пониманию необходимости проведения исследования именно по этой, ранее не исследованной теме.

    ^ Цель исследования: показать предпосылки возникновения работ по выработке «единообразного» подхода при производстве в учёные степени в университетах Российской империи (1747-1817 гг.); представить становление, развитие и реализацию научных идей, концепций, проектов и законопроектов учёных университетов и чиновников Министерства народного просвещения в создании Положений о производстве в учёные степени на основе архивных материалов Российского государственного исторического архива, содержащих делопроизводственные документы Департамента народного просвещения Министерства народного просвещения Российской империи (1814-1837 гг.).

    ^ Объект исследования: развитие и реализация правосознания и законодательства в области университетского образования Российской империи.

    Предмет исследования: становление, развитие и реализация научных идей, концепций, проектов и законопроектов учёных университетов и чиновников Министерства народного просвещения в создании Положений о производстве в учёные степени на основе законодательных актов и делопроизводственных документов Российской империи (1747-1837 гг.).

    Цель, объект и предмет исследования обусловили выдвижение следующих задач, решение которых составило содержание данной диссертации:

    1. Выявить, библиографически описать и изучить архивные дела и архивные документы Российского государственного исторического архива, отражающие делопроизводственные документы об истории создания Положений о производстве в учёные степени (1814 – 1837 гг.).

    2. Представить обзор источников об истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи.

    3. Дать характеристику степени научной разработанности темы диссертационного исследования в опубликованной научной литературе.

    4. Раскрыть предпосылки возникновения трудов по разработке «единообразного» подхода при производстве в учёные степени в Российской империи на основе анализа содержания законов, подзаконных актов и делопроизводственных документов.

    5. Показать развитие научных идей об учёных степенях, сформулированных преподавателями российских университетов И. Лангом, Г. Успенским, П.В. Кукольником, Д.С. Чижовым, М.Ф. Соловьевым, П. Кондыревым и П.С. Щепкиным.

    6. Проанализировать концепции производства в учёные степени, разработанные и представленные императорским Казанским университетом, Полоцкой иезуитской академией и экстраординарным профессором, доктором обоих прав Г.И. Солнцевым.

    7. Раскрыть сущность предложений императорских Московского, Дерптского, Виленского, Казанского и Харьковского университетов по предупреждению злоупотреблений в сфере производства в учёные степени в Российской империи.

    8. Представить мнения чиновников Министерства духовных дел и народного просвещения о проекте «Положения о производстве в учёные степени» в Российской империи.

    9. Установить степень реализации научного и профессионального правосознания об учёных степенях в «Положении о производстве в учёные степени» (1819 г.).

    10. Раскрыть сущность научных идей об учёных степенях профессоров и адъюнктов российских университетов: А.А. Альфонского, А.В. Болдырева, Д.С. Борзенкова, Н.Д. Брашмана, Х.Г. Бунге, Н.И. Бутырского, Н. Васильева, И.И. Давыдова, И.Н. Даниловича, Ф.А. Денисова, А.И. Дудровича, И.Е. Дядьковского, С.М. Ивашковского, М.Т. Каченовского, В.С. Комлишинского, В.М. Котельницкого, И.Я. Кронеберга, Ф.Л. Морошкина, Е.О. Мухина, Н.И. Надеждина, М.Г. Павлова, П.К. Павловича, М.А. Пальмина, Д.М. Перевощикова, М.П. Погодина, А.В. Рихтера, Н.Н. Сандунова, О.И. Сенковского, И.М. Снегирёва, М.И. Сухомлинова, А.Г. Терновского, Л.А. Цветаева, Д.С. Чижова, Ф.И. Чумакова, С.П. Шевырёва и П.С. Щепкина, сформулированных в период с 1819 по 1834 год.

    11. Проанализировать предложения российских университетов об изменении «Положения о производстве в учёные степени» (1819 г.) и создании новых «Правил об испытании на степень доктора» (1827-1828 гг.).

    12. Представить мнения и концепции чиновников Министерства народного просвещения в создании законопроекта «Положения об испытаниях на учёные степени» (1834-1837 гг.).

    13. Установить степень реализации научного и профессионального правосознания об учёных степенях в нормативных правовых актах и в «Положении об испытаниях на учёные степени» (1837 г.).

    14. Ввести в научный оборот комплекс из более 150 новых архивных документов Российского государственного исторического архива об истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи (1819, 1837 гг.).

    ^ Источниковая база. В основу диссертационного исследования положены разнообразные неопубликованные и опубликованные источники: архивные документы Российского государственного исторического архива об истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи; законодательные акты (регламенты, уставы, Высочайше утверждённый доклад); собрания законодательных актов (Полное собрание законов Российской империи. [Собрания 1-2]; Свод законов Российской империи. Издание 1832 г.); сборники правовых актов Министерства народного просвещения (сборник постановлений и дополнение к нему, сборник распоряжений); делопроизводственные материалы университетов и Министерства народного просвещения Российской империи (распорядительный вид: инструкции, циркуляры; распорядительно-рекомендатель-ный вид: предложения, мнения, решения; докладной вид: доклады, донесения, представления, записки; протокольный вид: протоколы, журналы; отчётный вид – отчёты); документальные издания А.Н. Якушева и А.Ю. Климова об истории учёных степеней в законодательных актах и архивных документах Российской империи.

    В процессе работы над докторской диссертацией был изучен документальный комплекс Российского государственного исторического архива фонда 733 (Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения).

    В процессе исследования проработано 30 инвентарных описей, содержащих более 26000 архивных дел, 145 из которых были посвящены вопросам присуждения учёных степеней в Российской империи24, а 6 из них соответствовали предмету нашего исследования, а именно: «Дело об установлении единого порядка сдачи экзаменов на получение учёных степеней (24.04.1815 – 13.03.1817 гг.)», «Дело о выработке правил для получения учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении (07.11.1816, 06.07.1828 гг.)»; «Дело о доставлении университетами сведений о порядке присвоения ими учёных степеней и выдачи дипломов (13.11.1816 – 14.01.1817 гг.)»; «Дело о разъяснении Департаменту духовных дел Положения о присвоении учёных степеней (10.11.1819 – 30.12.1819 г.)»; «Дело о составлении Положения об испытаниях на учёные степени (1843 г.)» и «Дело об установлении порядка испытаний на присвоение учёных степеней (07.04.1837, 05.08.1841 гг.)»

    Предметом тщательного изучения стало «Полное собрание законов Российской империи»25. Это известное многотомное издание в отношении производства в учёные степени как раз не отличается полнотой, так как в нём отражены, как правило, только акты высшей государственной власти.

    Наиболее полные данные о развитии законодательства в области производства в учёные степени в Российской империи были представлены в трёх сборниках документов: «Сборнике постановлений по Министерству народного просвещения»26, Дополнениях к «Сборнику постановлений по Министерству народного просвещения»27, «Сборнике распоряжений по Министерству народного просвещения»28.

    Наибольшее количество сведений по истории производства в учёные степени было собрано в результате изучения материалов журнала Министерства народного просвещения, издававшегося с 1803 по 1917 год под разными названиями: «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения»29, «Журнал департамента народного просвещения»30, «Журнал Министерства народного просвещения»31. В «официальном отделе» этого журнала в течение века постоянно публиковались высочайшие указы и министерские распоряжения, касающиеся проектов и самих Положений о производстве в учёные степени, отражающие вопросы правового регулирования научной аттестации кадров в университетах и академиях Российской империи.

    Результатом поиска нормативных правовых актов, регулировавших производство в учёные степени в Российской империи, стали документальные издания32, выпущенные в свет профессором А.Н. Якушевым.

    В области истории создания Положений о производстве в учёные степени и правоприменительной практики в сфере присуждения учёных степеней в университетах Российской империи достаточно много информации было почерпнуто в процессе изучения «Всеподданнейших отчётов министра народного просвещения»33 и «Извлечения из всеподданнейшего отчёта министра народного просвещения»34, а также отчётов о состоянии и деятельности университетов Российской империи: Московского35, Харьковского36, Санкт-Петербургского (Петроградского)37.

    Некоторые аспекты развития и реализации правосознания и законодательства в области производства в учёные степени рассмотрены нами при исследовании опубликованных документов по истории российских университетов.

    Обоснованная необходимость критического подхода к получаемой информации, учёту степени её научной достоверности вынудила автора тщательно отбирать материал, опираясь на те конкретные факты, которые подтверждались несколькими независимыми друг от друга источниками. В целом, проанализированные выше источники и литература позволили нам раскрыть исследуемую тему и все её аспекты достаточно глубоко, обеспечили полное и всестороннее решение задач, сформулированных в диссертации.

    ^ Хронологические рамки исследования: 1747-1837 гг. Охвачен период в 90 лет, то есть он начинался с момента утверждения императрицей «Регламента императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге», в котором академическому университету предоставлялось право возводить «...в магистры, адъюнкты, профессоры и академики по примеру, принятому в университетах...»38, и завершился принятием «Проекта Положения об испытаниях на учёные степени»39.

    ^ Теоретической основой диссертации послужили труды учёных, принадлежащих к различным направлениям и школам и отражающих:

    – историю присуждения учёных степеней в университетах Западной Европы (Ф.Ф. Вержбовский, В.В. Игнатович, Г.И. Липатникова, М.В. Ломоносов);

    – теории и историю научного и профессионального правосознания по созданию Положений о производстве в учёные степени в Российской империи (М.В. Ломоносов, Ф.А. Петров и А.Н. Якушев);

    – теории правового регулирования присуждения учёных степеней в Российской империи (К.Т. Галкин, А.Е. Иванов, Г.Г. Кричевский, Ф.А. Петров, Е.В. Соболева и А.Н. Якушев);

    – исторический опыт присуждения учёных степеней в дореволюционной России (Д.И. Багалей, К.Т. Галкин, В.В. Григорьев, Н.П. Загоскин, А.Е. Иванов, Г.Г. Кричевский, Е.В. Петухов, С.П. Шевырёв и А.Н. Якушев);

    – итоговую статистику научной аттестации кадров в Российской империи (А.Е. Иванов, Г.Г. Кричевский, А.Н. Якушев).

    ^ Методологической основой исследования являются гуманистические и демократические ценности отечественной исторической и историко-правовой мысли; реалистический и всесторонний подход к анализу развития научного и профессионального правосознания, а также законодательства о производстве в учёные степени в Российской империи; принципы историзма, научной объективности и системности; рассмотрение общественных явлений в динамике, учитывая всю совокупность исторических фактов; отказ от монополии на историческую истину.

    Для решения поставленных задач автор использовал следующие методы исследования: анализ, синтез, формально-логический, историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, историко-сравнительный, проблемно-хронологический, периодизации и ретроспективный.

    ^ Новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые в отечественной исторической науке выявлены и библиографически описаны архивные дела и архивные документы Российского государственного исторического архива об истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи в период с 1814 по 1837 год; раскрыты предпосылки создания первого «Положения о производстве в учёные степени» (1819 г.); представлена концепция развития эмпирических и теоретических знаний отдельных русских учёных, научных сообществ университетов и чиновников Министерства народного просвещения о создании Положений о производстве в учёные степени (1814-1837 гг.), то есть была прослежена связь между тем, как научные идеи были трансформированы в научные концепции, научные концепции – в проекты положений, проекты положений – в законопроекты положений, законопроекты положений – в Положения о производстве в учёные степени.

    Полученные в итоге диссертационного исследования результаты убедительно свидетельствуют о том, что разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение в исторической науке. Сформулированные автором выводы и предложения относятся к высшему уровню новизны исследования – преобразованию. Они развивают соответствующие разделы отечественной истории и истории науки. Полученные результаты могут послужить основой для проведения прикладных исследований, но уже по другим темам, например, развитию идей, проектов и законопроектов о производстве в учёные степени в академиях Российской империи. Теоретические результаты данного исследования являются новыми. Ценность результатов – высокая.

    ^ Практическая значимость исследования. В использовании полученных результатов заинтересованы представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Российской академии наук, руководители диссертационных советов вузов России, учёные, докторанты, аспиранты, студенты и преподаватели вузов.

    Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы: 1) в научных исследованиях проблемы реализации государственной политики России в области воспроизводства научных кадров; 2) в законотворческом процессе при подготовке нормативных правовых актов, регулирующих научную аттестацию кадров в России; 3) при подготовке лекций, проведении семинарских и лабораторных занятий по отечественной истории, историографии и истории науки; 4) при подготовке спецкурсов по проблемам создания Положений о производстве в учёные степени в архивных документах Российской империи.

    Внедрение в практику полученных результатов может дать значительный социально-экономический эффект, выражающийся в улучшении качества научной аттестации кадров в Российской Федерации.

    ^ На защиту выносятся:

    1. Характеристика, систематизация и классификация архивных дел и архивных документов Российского государственного исторического архива, делопроизводственных документов университетов и Министерства народного просвещения, а также законодательных актов Российской империи о создании Положений о производстве в учёные степени в период с 1747 по 1837 год.

    2. Оценка научной разработанности вопросов предпосылок и истории создания Положений о производстве в учёные степени в Российской империи, итоговые суждения о их характерных чертах, особенностях и тенденциях.

    3. Основные предпосылки возникновения работ по выработке «единообразного» подхода при производстве в учёные степени в Российской империи на основе анализа содержания законов, подзаконных актов и делопроизводственных документов.

    4. Перечень, содержание и оценка научных идей и концепций отдельных русских учёных по разработке процедуры производства в учёные степени в Российской империи.

    5. Авторская концепция генезиса и эволюции Положений о производстве в учёные степени в Российской империи в предложениях Санкт-Петербургской академии наук (1747, 1803 гг.) и российских университетов (1814-1817, 1827-1828 гг.); результаты комплексного анализа, обобщения и сравнения научных идей, концепций и проектов Положений о производстве в учёные степени представителей научных сообществ академии наук и университетов в лице академиков, профессоров и адъюнктов.

    6. Авторская концепция эволюции Положений о производстве в учёные степени в Российской империи в предложениях попечителей учебных округов, в концепциях и законопроектах Положений о производстве в учёные степени, предложенных чиновниками Министерства народного просвещения (1818-1819, 1834-1837 гг.); оценка степени реализации научного и профессионального правосознания об учёных степенях в Положениях о производстве в учёные степени.

    ^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над докторской диссертацией. Этим обеспечивалась достоверность и полноценность оснований для каждого последующего этапа научных поисков. Приведём лишь основные формы апробации и внедрения в практику полученных результатов:

    1. По результатам исследования опубликованы 47 научных работ, из которых 6 монографий, 2 документальных издания, 4 сборника научных трудов, 33 научные статьи, из них 13 (в том числе 9 по историческим наукам) в рецензируемых журналах ВАК Минобрнауки России, таких как «Высшее образование в России», «Высшее образование сегодня», «Государственная служба», «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» (общественные и гуманитарные науки), «Научные проблемы гуманитарных исследований», «Право и образование» и «Закон и право»; 3 научные статьи в материалах международных научных конференций и 3 обзорных издания. Следует особо отметить, что по каждому параграфу докторской диссертации опубликованы монографии и научные статьи. Общий объём изданий составил 218, 3 печатных листа.

    2. Научная общественность была ознакомлена с результатами исследования на международных (Пятигорск, 2003; Минск, 2007, 2008; Витебск, 2007); всероссийских (Москва, 2005; Краснодар, 2005; Ставрополь, 2006); межвузовских и региональных научных конференциях.

    3. Результаты исследования легли в основу учебной и научно-информационной литературы, используемой студентами исторических и юридических факультетов вузов России в базовых, элективных и факультативных курсах студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов.

    4. Материалы исследования нашли применение при организации учебных, производственных и преддипломных практик, при выполнении курсовых и дипломных работ, при написании магистерских и кандидатских диссертаций на исторических и юридических факультетах университетов Юга России.

    ^ Структура диссертации. Предмет, цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, четырёх глав, десяти параграфов, заключения, библиографического списка, включающего свыше 390 источников и литературы, а также приложений, содержащих шесть таблиц.

    ^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются её объект, предмет, цель и задачи, хронологические рамки, источники и литература, теория и методология, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

    ^ В первой главе «Методология диссертационного исследования» выделяются два параграфа: «Обзор источников» и «Историографический обзор».

    В первом параграфе представлена полная характеристика историко-правовых источников об учёных степенях в Российской империи (1747-1837 гг.), соответствующих предмету, задачам и хронологическим рамкам диссертационного исследования.

    Источниковой базой докторской диссертации являются 12 архивных и обособленных архивных дел, и 115 архивных документов, которые впервые вводятся в научный оборот, 86 законов и подзаконных актов, 15 документальных изданий.

    В соответствии с «Аннотированным реестром описей»40 Российского государственного исторического архива (РГИА) фонд 733 содержит 236 описей, в которых имеется 109833 архивных дела. По теме исследования диссертантом изучены 30 описей, содержащих названия более 26000 архивных дел, из которых 145 непосредственно посвящены вопросам развития и реализации правосознания и законодательства о производстве в учёные степени в университетах и академиях Российской империи. Документы 6 архивных дел полностью соответствовали предмету диссертационного исследования.

    Основными источниками исследования и решения вопроса о развитии научных идей и концепций учёных университетов о производстве в учёные степени до принятия «Положения о производстве в учёные степени» (1819 г.) стали три архивных дела Российского государственного исторического архива: «Дело об установлении единого порядка сдачи экзаменов на получение учёных степеней (24.02.1815 – 13.03.1817 гг.)», «Дело о доставлении университетами сведений о порядке присвоения ими учёных степеней и выдачи дипломов (13.11.1816 – 14.01.1817 гг.)» и «Дело о выработке правил для получения учёных степеней с целью прекращения злоупотреблений при их присвоении (07.11.1816 – 06.07.1828 гг.)».

    Основополагающими архивными документами Российского государственного исторического архива, раскрывающими историю создания «Положения о производстве в учёные степени» (1819 г.) в университетах Российской империи, основанных на научных идеях учёных и предложениях университетов, являются: «Представление Совета Казанского университета», 24 февраля 1815 г. № 649; «Донесение А.К. Разумовского попечителям университетов», 14 июня 1815 г. №№ 1682-1685; «Донесение министра народного просвещения П.И. Голенищеву-Кутузову и другим попечителям учебных округов», 19 декабря 1816 г. № 4116-4122; «Донесение Совета императорского Харьковского университета попечителю Харьковского учебного округа», 30 декабря 1816 г. № 330; «Донесение попечителя Московского учебного округа Голенищева-Кутузова министру народного просвещения», 28 декабря 1816 г. № 973; «Мнение Полоцкой иезуитской академии о производстве в учёные степени», 24 декабря 1816 г. № 565; «Донесение попечителя Дерптского учебного округа министру народного просвещения», 5 января 1817 г. № 2; «Донесение попечителя Санкт-Петербургского учебного округа управляющему Министерством народного просвещения», 31 января 1817 г. № 92; «Донесение попе