Религии зарубежной европы. Христианство в западной европе

Христианство в Европе в средние века

В истории европейского средневековья выделяют раннее средневековье (V–XI вв.), зрелое (XII–XIII вв.) и позднее (XIV–XVI вв.). Таким образом, в средние века частично входит и Возрождение, по крайней мере итальянское, которое датируется XIV–XVI вв. В других странах Европы Ренессанс наступил в XVI–XVII вв. Эти века называют также эпохой Реформации – протестантских реформ и религиозных войн.

V–VIII вв. – период «великого переселения народов». К IX в. в основном установились границы европейских государств. Франкское королевство в VI в. при Меровингах и в IX в. при Карле Великом (по его имени названа династия Каролингов) представляло собой громадную империю. В X в. при новой Саксонской династии возникает священная Римская империя германского народа. В IX в. образуется единое королевство Англия.

В 1054 г. произошел раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную, а в конце XI в. начинается эпоха крестовых походов, познакомивших европейские народы с культурой ислама и Византии. В эпоху Возрождения происходит образование национальных государств. Испания после открытия и завоевания Америки становится в XV в. самым мощным и влиятельным государством Европы и остается таковой до разгрома англичанами ее Непобедимой Армады (флотилии из нескольких сотен кораблей), после чего «владычицей морей» становится Англия. Италия в эпоху Возрождения представляет собой множество самостоятельных государств, из которых самыми известными являлись Флоренция – родина Возрождения, Венеция, Милан, Генуя.

О мифах европейских народов узнаем по средневековому эпосу, основу которого они составляли. В эпосе, выросшем из героической песни, сказочно-фантастическое (мифологическое) не отделено от реального. Самый известный немецкий эпос – «Песнь о Нибелунгах». Текст восходит к началу XIII столетия, но происхождение явно древнее. Встречаются различные временные пласты и противоречия между ними, что нормально для эпоса. Нибелунги – сказочные существа, северные хранители клада, за который ведется борьба. Они же богатыри на службе рыцаря Зигфрида, злодейски умерщвленного. Во второй части эпоса нибелунгами называют уже представителей бургундского королевства, разгромленного в 437 г. кочевниками гуннами во главе с Аттилой.

К XI в. вся Западная и Центральная Европа приняла христианство и подчинилась духовной власти римского папы. Еще одно двойное заимствование – варвары победили Рим, но взяли христианство, которое само победило Рим, завоевавший Иудею.

Западноевропейская культура средних веков, по Д. Фейблману, принадлежит к религиозному типу культур с доминирующим институтом католической церкви. Религиозный тип культуры, считает Д. Фейблман, в отношении культурного прогресса всегда играл запрещающую или ограничивающую роль и был консервативен.

Большое значение в религиозной жизни Европы имели монашеские ордена, из которых наиболее значительными были орден францисканцев, основанный христианским проповедником Франциском Ассизским (1181 или 1182–1226 гг.), орден доминиканцев, основанный испанским монахом св. Домиником в 1215 г., и орден бенедиктинцев, основанный св. Бенедиктом (V–VI вв.).

Для тех, кто хотел полностью посвятить себя Богу, создавались монастыри, в которых с помощью аскетизма, рассматриваемого как способ душевного творчества, а не просто умерщвление плоти посредством поста и вериг, монахи общались с Богом молитвой, понимаемой как «умное делание». Аскетизм в христианстве направлен на борьбу со страстями, а не удовольствиями, как у киников и стоиков. Монашество столь же характерно в средние века, как и рыцарство со своим особым моральным кодексом. Наиболее строгие монахи удалялись в скиты, становясь отшельниками. Монашество вдохновлялось борьбой духа с плотью как источником греха. «Голос плоти ослепляет дух», – говорил папа Григорий Великий. В миру же мы встречаем так называемых блаженных, или юродивых Христа ради.

Люди «не от мира сего», которые могли донести до других свои взаимоотношения с Богом, называются мистиками. Одним из наиболее известных в истории христианства был М. Экхарт (1260–1327). В своих проповедях он разделял человека на внешнего и внутреннего. Основная добродетель, которая, по Экхарту, более всего связывает человека с Богом – уединенность, отрешенность от мира. Уединенность – это нечувствительность ко всему, кроме Бога. Уединенность выше любви: любовь – когда человек любит Бога, уединенность – когда Бог любит человека. В соответствии со всей христианской традицией Экхарт положительно оценивает страдание, называя его тем зверем, который быстрее других примчит к уединению. Экхарт дополнил слова, которыми начиналась Нагорная проповедь Христа – «Блаженны нищие духом», своим изречением: «Блаженны нищие волей». Когда человек ничего не желает для себя, он сливается с волей Бога, полагал Экхарт.

Большое значение приобретает слово («В начале было Слово»), Августин Блаженный, христианский теолог и церковный деятель IV в., подчеркивал: все создается Словом. Здесь не только влияние платонизма, но и мистика тождества слова и вещи. Проповедь делается средством образования и видом литературного творчества. Бурно развивается жанр жития святых, зародившийся еще в Древнем Риме; сначала короткие рассказы об отдельных эпизодах, затем все более пространные. Важное место в христианской литературе заняли также апокрифы – книги, описывающие жизнь и смерть Иисуса Христа, апостолов и других персонажей Священной истории, не включенные Вселенскими соборами в состав Нового Завета.

Распространение христианства в Центральной Европе.

В конце VII-VIII вв. христианство распространяется в Центральной Европе. Важнейшую роль в этом сыграли англосаксонские миссионеры св. Виллибред и св. Бонифаций. При этом важно отметить, что агло-саксы стремились поддерживать самые тесные отношения с Римом и, безусловно, были проводниками римского влияния в Европе. Так в самом начале своей миссионерской деятельности, которая протекала среди германского племени фризов, Виллибред отправился за санкцией в Рим, а после первых своих миссионерских успехов был рукоположен в Риме во епископа папой св. Сергием I в 695 г. Подобным же образом действовал и св. Бонифаций. План его деятельности был составлен совместно с папой Григорием II. Деятельности св. Бонифация среди фризов оказалась весьма успешной. В итоге в 731 г. Григорий II поставил Бонифация архиепископом над Баварией, Алеманией, Гессеном и Тюрингией, где он основал много монастырей. Главным центром христианства в Германии становится Фульда, основанная в 744 г. учеником св. Бонифация на участке, подаренном ему королем франков. В 753 г. римский папа ставит этот монастырь в прямую зависимость от Рима. Такая практика была введена впервые. В этом монастыре часто любил бывать св. Бонифаций. В нем он и был похоронен. Таким образом, христианство в Германии утверждалось при огромном влиянии Рима. Св. Бонифаций явился и основателем нескольких женских монастырей. Монастыри эти возглавлялись благочестивыми и энергичными настоятельницами и также являлись важнейшими центрами христианства в регионе. Особенно прославилась одна из настоятельниц – Лиоба, отличавшаяся умом и красотой, по свидетельству современников, «замечательная своим благоразумием, правой верой, терпимостью в надеждах, щедростью милостыни».

Св. Бонифаций сумел поспособствовать и реформированию христианской церкви в государстве франков.

Как известно, до прихода франков христианство было уже сильно распространено в Галлии. Сами франки были язычники, а начало их обращения в христианство было положено при короле Хлодвиге. В 493 г. Хлодвиг женится на Клотильде, племяннице короля бургундов, который был арианином. Однако сама Клотильда под влиянием галлов, которые по-прежнему проживали на территории франкского государства, стала православной. Она захотела обратить в христианство и Хлодвига. Благодаря ее настойчивости ей это удалось. Перелом в отношении Хлодвига к христианству наступил после победу над алеманами. Перед битвой Хлодвиг обещал «Богу Клотильды» креститься, если Тот поможет ему. В 498 г. он принимает крещение в Реймсе от рук св. Ремигия, который по преданию сказал Хлодвигу знаменитые слова: Сожги то, чему поклонялся, поклонись тому, что сжигал». Вместе с Хлодвигом приняла крещение его дружина (3000 воинов) и сестра.

Став православным христианином, Хлодвиг ведет успешные войны с арианскими королями Гундобальтдом бургундским и Аларихом II вестготским, победы над которыми способствовали утверждению православия в Центральной Европе.

Обращение Хлодвига в христианство привело по сути к возникновению национальной франкской церкви лишь номинально подчиненной Риму. Центрами христианства в королевстве стали Арль и Лион, епископ которого во 2-й половине VII в. именовал себя «патриархом». Впрочем, следует отметить, что церковная организация в тот период не имела четкого устройства. Прежняя, еще гало-римская иерархия соседствовала с новой, учрежденной по воле христианских франкских королей. Однако церковному единству способствовали часто проводившиеся соборы. На этих соборах избирались епископы. Для избрания епископа была необходима воля народа и клира, а также согласие епископа митрополии. Для избрания митрополита (позднее архиепископа) необходимо было согласие всех епископов митрополии. Однако, уже достаточно скоро важнейшим фактором при избрании на епископскую кафедру стала воля короля.

Для того чтобы стать епископом, не обязательно нужно было быть франком. Желательно, чтобы епископ был из богатой и знатной семьи. Это обеспечивало его преданность королю. Это было очень важно, ведь епископ, как правило, являлся самым главным человеком в городе, в руках которого была большая власть. Люди верили в то, что епископ является главным посредником между ними и Богом, поэтому очень его уважали и боялись.

Образованностью в тот момент франкские епископы не отличались. Однако указанный период времени дал франкской церкви целый сонм подвижников среди епископов. Епископ был очень близок клиру и народу. Отношения были почти семейными.

Престиж духовенства также был весьма высок. Если мирянин встречал священника, он должен был склонить голову.

Важную роль в церковной жизни королевства, так же, как в Англии и Германии, играли монастыри. Монастыри существовали в Гал­лии еще до франкского завоевания. Как и на Востоке, эти монашеские об­щины зависели от местных епископов. Новая практика началась после появления ирландцев. В 592 г. св. Колумбан и его двенадцать спутников ос­новали монастыри в Люксейле и Фонтэне, действуя в полной независимос­ти от епископов и местного канонического порядка. Вначале Брунгильда по­кровительствовала Колумбану, но вскоре ему было велено покинуть страну. Аскетическая строгость ирландского монашества была впоследствии разум­но смягчена после введения устава св. Бенедикта Нурсийского. В этой но­вой форме монастырь, сохранивший традицию независимости от местного епископского надзора, стал видным центром монашеского и миссионерско­го возрождения. Такой режим монашеской независимости облегчался сис­темой «частных церквей», которая позволяла основателям и ктиторам кон­тролировать хозяйственную и финансовую жизнь церковных учреждений.

После смерти Хлодвига в 511 г. королевство было разделено между его четырьмя сыновьями, затем на краткое время объединено под одним из них, Хлотаром I (558-561 гг.), и после его смерти вновь разделено между несколькими представителями династии Меровингов. Второе объединение (после 613 г.), произошедшее при правлении Хлотара II (584-629 гг.) и Дагоберта (629-639 гг.), называется золотым веком Меровингов. Именно тогда Париж стал центром политической и церковной жизни королевства.

Королей франкской династии Меровингов нельзя назвать слишком популярными. Единственным меровингским королем, вошедшим в историю с почет­ным прозвищем «Добрый», был Дагоберт I (629-639). Его ближайшим со­ветником и другом был Элигий, епископ Нойонский. Король путешествовал по стране, помогая бедным и защищая их от алчной аристократии. Он по­ощрял развитие искусств и много строил. В частности, он заново выстроил монашеский центр, существовавший вокруг гробницы св. Дени, традици­онно считавшегося первым епископом Парижским, которого впоследствии каролингские богословы отождествят со св. Дионисием Ареопагитом. Вме­сте с тем Дагоберт оставался сыном своего времени, и его личная жизнь была весьма беспорядочной. Он женился четыре раза и содержал целый гарем наложниц.



Помимо королей важную роль в политической и церковной жизни франского королевства играли женщины. Среди них были как подлинные святые, так и личности крайне отрицательные. Св. Радегунда, жена Хлотара I, основала монастырь Честного Креста возле Пуатье и стала его первой на­стоятельницей. Ее полной противоположностью были Фредегунда, которая начинала как любовница короля Хидельберта II, затем стала его женой, за­тем развелась с ним, а затем вновь вышла за него замуж. Она известна тем, что по ее приказу был убит во время совершения Литургии св. Претекстат, епископ Руанский. А знаменитая королева Брунгильда была казнена Лотаром II за убийства 10 королей (ее привязали к хвосту дикой ло­шади). Известно также, что она казнила св. Дезидерия, епископа Вьенского, лишь за то, что он дерзнул перечить ей.

В конце правления династии Меровингов св. Бонифаций проводит реформу церковной организации франкского королевства, которая к тому времени пришла в упадок. Дело в том, что знаменитый мажордом королевства Карл Мартелл раздавал епархии и монастыри своим воинам, которые вели отнюдь не благочестивый образ жизни. Церковное право не исполнялось, епископы и клир избирались вопреки нормам права, епископские кафедры по долгу оставались вакантными, Соборы собирались редко.

Св. Бонифаций собирает несколько соборов с целью упорядочить церковную жизнь. Самым главным из них стал общефранкский собор 745 г. На нем он восстановил церковную иерархию, установил целибат для духовенства и обязал епископов ежегодно объезжать свои епархии.

В Германии св. Бонифаций учредил новые епархии. Сам возглавил епископство Магонца (Майнца). Однако ненадолго. В 752 г., посвятив себе в преемники своего ученика, он уже восьмидесятилетним старцем отправился миссионерствовать в земли фризов на берега Северного моря. Там в 754 г. он принял мученическую кончину.

В то время как Франкская церковь не слишком часто поддерживала контакты с папством. Напротив, дипломатические связи меровингской династии с Ви­зантией были весьма интенсивными. Император Маврикий просил помо­щи Хидельберта II против ломбардов. В Галлии даже чеканили монету с изо­бражением императора; это показывает, что франки воспринимали себя как часть имперского мира. Послы короля Дагоберта посетили Константи­нополь, чтобы заключить соглашение с императором Ираклием. Хотя этот союз не слишком преуспел в военных действиях против ломбардов, благо­даря ему весьма укрепились культурные и религиозные связи между Ви­зантией и франками. Галликанская литургия носит следы византийского влияния. Император Юстин II подарил частицу Честного Креста Радегунде для ее монастыря.

Ситуация изменилась при новой династии франкских королей. К середине VIII в. лангобарды практически покончили с господством Византии в Италии. В этих условиях папам необходим был новый могущественный защитник. Такими защитниками для пап стали франкские короли.

В конце VII - начале VIII вв. началось разложение династии Меровингов. Так называемые «короли-бездельники» делегировали полномочия своим мажордомам, управлявшим страной. Один из них, Карл Мартелл, разбил наступавших арабов в знаменитой битве при Пуатье в 732 г., чем остановил их продвижение в Европу.

Последний грек на папском престоле, Захария, благословляет Пипина Короткого свергнуть последнего представителя династии Меровингов.

Первоначально Захарии удалось наладить неплохие отношения с лангобардами. Так в 742 г. король Лиутпранд передал папе несколько городов, захваченных им у византийцев. Однако этим не ограничились дипломатические и миссионерские успехи Захарии. Под его влиянием в 749 г. преемник Лиутпранда Ратхис вместе с женой и дочерью приняли монашество. Однако подчинить лангобардов влиянию Рима не удалось. Брат Ратхиса Фистульф выступает против Рима, поэтому папе был необходим союз с франками.

Посланцы Пипина приехали к Захарии в 751 г. Это были епископ Вюрцбургский и аббат Сен-Дени. Они задали папе вопрос: «Что лучше – чтобы один имел королевский сан, а другой нес все бремя власти или же, чтобы тот, кто несет бремя власти, имел бы и сан короля?» Папа ответил, что было бы лучше, чтобы королем назывался тот, кому принадлежит власть. В ноябре того же года Пипин созвал собрание вельмож и народа и получил согласие на государственный переворот. Произошел он бескровно. Последний король династии Меровингов Хильдерик III был пострижен в монахи, а св. Бонифаций коронует его сына Пипина Короткого. Так при поддержке папской власти началась династия Каролингов.

В тот момент византийцы практически теряют контроль над Италией. В том же 751 г. лангобарды захватывают оплот византийцев в Италии - Равенский экзархат и угрожают Риму.

Папам понадобился новый покровитель. Это побуждает папу Стефана II предпринять долгое путешествие в Галлию. Тогда происходит знаменитая встреча в Понтионе. Пипин Короткий бросился перед папой на землю, потом, как конюший взял лошадь папы под уздцы, сопровождая гостя. В церкви сам папа становится перед Пипином на колени и стоит до тех пор, пока тот не соглашается оказать ему помощь против лангобардов. А в аббатстве Сен-Дени Стефан II помазывает на царство самого Пипина, королеву и сыновей, одновременно возведя их в сан патрициев.

Итак король дает свое согласие на помощь Риму против лангобардов и, в 754 и 756 гг., и действительно предпримет 2 успешных похода против них. У этой встречи было два важных последствия. Франкское государство взяло на себя имперскую функцию по защите итальянских христиан, что будет иметь серьезные последствия. Кроме того, с помощью франков рождается папское государство. Территории вокруг Равенны и Рима, а также соединяющий их коридор дарственным актом Пипина были переданы «апостолу (Петру) и его представителю папе, а также всем его преемникам в вечную собственность». С этого момента папы перестают датировать официальные документы годом правления византийских императоров и начинают чеканить свою монету.

Для обоснования своей светской власти римской курией был создан фальшивый документ, т.н. "Константинов дар", согласно которому Константин Великий даровал папе Сильвестру в благодарность за исцеление от проказы главенство над 4 восточными патриархатами, а также императорские регалии, т.е. власть над Западной империей. То, что это подделка впервые доказывают Николая Кузанский и Лоренцо Валла (XV в.).

Христианство (продолжение)

Христиане подвергались гонению, первое упоминание о них не в христианских текстах, а в 60е гг. до н.э. Самые ранние христианские труды относятся к 125 г. У римлян первое упоминание христиан связано с большим пожаром, устроенном Нероном.

Христианство начало привлекать бедное население страны и солдат, и из-за этого верховные власти Рима начали испытывать беспокойство. Со 2го века начались гонения, христиан ловили и заставляли отказываться от своей веры. Верующих приводили в храм, ставили перед статуей Божественного Императора и предлагали принести жертву этому идолу и вознести ему молитву. Если человек соглашался, значит он был порядочным гражданином Рима.

К 4 веку количество христиан увеличилось (15% населения), император Константин решил принять эту религию. Он издал Миланский эдикт в 324 г., который признавал христианство полноправной религией, христианам возвращали их земли и свободу, а в 325 году император Константин объявил христианство государственной религией Римской Империи.

После 335 года характер христианства меняется. Почувствовав свою власть, оно становится воинственным, менее терпимым, более жестоким. Начинается чистка в храмах, внешняя политика христианской церкви становится агрессивной.

Семь Вселенских соборов. Это собрание христианских епископов, дьяконов и т.д., ученых в религии. Цель: выработка единых правил. Город Никея, 335 г., первый Вселенский собор (Никейский). Здесь был выработан символ веры.

Символ веры – это совокупность основных вероучительных положений христианства. Здесь говорится о том, как надо понимать природу божества, о миссии пришествия Христа, говорят о церкви и том, чем живет каждая верующая душа. Символ веры – это минимум христианской веры, при незнании которого человек не может считаться христианином.

Основные положения символа веры:

· Бог это единый творец всего сущего

· Бог это отец и вседержитель

· Ничто помимо бога не существует

· Верую в Христа, единого сына божьего (который был рожден еще до сотворения мира)

· Бог вечен

В 381 г. на втором Вселенском соборе(проходил в Константинополе) символ веры получил окончательное оформление, Никео Царьградский – символ веры.

Вопросы, обсуждавшиеся на собрании:

1. Триединство бога (бог одновременно и един /сущность/ и троичен/лицо/)

2. Богочеловечество Иисуса Христа (одна личность и две природы)

Епископ Арий, арианство. Выражал мнение, что Иисус просто хороший человек, а то, что он бог – это просто фигура речи. Его признали еретиком.

Христианство в Западной Европе

376 г. Образовались Западноримская и Восточноримская империи.

Наиболее могущественной Западная церковь стала в 13ом веке.

Реформация.

Реформация началась с деятельности Мартина Лютера, который хотел реформировать христианскую церковь, устранить неполадки, возвратить церкви ее первоначальный вид, указанный в библии.

Мартин Лютер был монахом августинского ордена. Он видел, что жизнь церкви отличается от порядка, описанного в святых текстах. Лютер отправился в Рим к Папе, чтобы попросить исправить непорядки, происходящие в Германии. Однако при папском дворе он понял, что непорядок творился не только в Германии, но и во всем католическом мире. Сами Папы потакали искусству, которое изображало языческих богов, тратили на художников множество денег.

Мартин Лютер вернулся на свою родину и составил 95 тезисов, касающихся в первую очередь богословских вопросов, и прибил их на дверь Виттенбергской церкви с тем, чтобы любой желающий смог вступить с ним в полемику, касающуюся этих тезисов.

1517 г. – начало Реформации, обнародование 95 тезисов.

От церковного руководства Лютеру последовал приказ отбросить гордыню и сидеть на попе ровно. Однако он вступил в открытую конфронтацию с церковным начальством, которое закончилось масштабными военными действиями. Лютер был не первым, кто обратил внимание на расхождение реальности и задумки церковной жизни. За сто лет до него Ян Гус в Чехии пытался провести улучшения, но его быстро задавили.

Лютера поддержали различные слои общества: князья, население городов. Все эти социальные группы (верхушка дворянства и свободные граждане) тяготились пристальным вниманием церкви, поэтому они встали на сторону Лютера. Это был политический и вероучительный акты.

Лютер учил, что церковь не должна претендовать на роль посредника в отношениях между людьми и богом. Продвигал идею самостоятельного изучения библии, поэтому он перевел библию с латыни на литературный немецкий язык (После этого разговорный немецкий стал литературным. Масштабы книгопечатания выросли). Главный пункт – требование спасения верой. Человек спасается верой, а не делами.

Жан Кальвин возглавлял Реформацию в Швейцарии. Проповедовал в Женеве, превратил ее в тоталитарное государство, подчиненное интересам религии. Кальвин перевел библию на французский. Жан Кальвин критиковал святых, мощи, помощь древности в современном мире. Кальвин считал, что все уже предопределено, место в раю забронировано и не важно, какую жизнь ты ведешь. Если бог любит человека, тот много зарабатывает. Поэтому протестанты научились работать много и с удовольствием.

После Реформации католическая церковь стала принимать репрессивные меры с одной стороны, а с другой – стали появляться более-менее либеральные течения.

За шесть первых веков истории христианства были достигнуты значительные успехи, позволившие христианской религии устоять перед лицом многочисленных угроз. Многие завоеватели с севера принимали христианскую веру. В начале 5 в. Ирландия, до 9 в. остававшаяся за пределами Римской империи и не подвергшаяся нашествиям иноземцев, превратилась в один из главных центров христианства, и ирландские миссионеры отправились в Британию и в континентальную Европу. Еще до начала 6 в. некоторые германские племена, обосновавшиеся в бывших пределах империи, приняли христианство.

В 6-7 вв. были обращены англы и саксы, вторгшиеся в Британию. В конце 7 и в 8 вв. большая часть территории современных Нидерландов и долины Рейна становится христианской. Еще до конца 10 в. началась христианизация скандинавских народов, славян Центральной Европы, болгар, Киевской Руси, а позднее венгров. До того, как арабское завоевание принесло с собой ислам, христианство успело распространиться среди некоторых народов Центральной Азии, а также исповедовалось небольшими общинами в Китае. Христианство распространилось также вверх по течению Нила, на территории, в настоящее время занимаемой Суданом.

Вместе с тем к первой половине 10 в. христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди недавно обращенных народов. После непродолжительного возрождения в эпоху Каролингской династии (8 - начало 9 вв.) монашество вновь пришло в упадок. Римское папство до такой степени ослабло и уронило свой престиж, что, казалось, его ожидает неминуемая гибель. Византия - наследница Восточной Римской империи, население которой было преимущественно греческим или грекоязычным, - устояла перед лицом арабской угрозы. Однако в 8-9 вв. восточную церковь потрясали иконоборческие споры, связанные с вопросом о допустимости почитания икон.

Со второй половины 10 в. начинается новый расцвет христианства, продолжавшийся около четырех веков. Христианство было официально принято скандинавскими народами. Христианская вера распространилась среди негерманских народов на побережье Балтийского моря и на равнинах России. На Иберийском полуострове ислам оттеснялся к югу, и в конце концов он удержался только на крайнем юго-востоке - в Гранаде. На Сицилии ислам удалось вытеснить полностью. Христианские миссионеры несли свою веру в Центральную Азию и Китай, жители которых были знакомы также с одной из восточных форм христианства - несторианством. Однако к востоку от Каспия и Месопотамии лишь небольшие группы населения исповедовали христианскую веру.

Особенно бурный расцвет христианство переживало на Западе. Одним из проявлений этого возрождения явилось возникновение новых монашеских движений, создавались новые монашеские ордена (цистерцианцы, а несколько позже францисканцы и доминиканцы). Великие папы-реформаторы - прежде всего Григорий VII (1073-1085) и Иннокентий III (1198-1216) - добились того, что христианство стало играть важную роль в жизни всех классов общества. В народе или в ученой среде возникали также многочисленные течения, которые церковь осуждала как еретические. Воздвигались величественные готические соборы и обычные приходские церкви, выражающие в камне веру христиан. Теологи-схоласты трудились над тем, чтобы осмыслить христианское вероучение в терминах греческой философии, прежде всего аристотелизма. Выдающимся теологом был Фома Аквинский (1226-1274).

Восточно-западная схизма. Возрождение переживали также христианские церкви православного Востока - прежде всего Византийская церковь, в сфере влияния которой находились Греция, Малая Азия, Балканы и Россия. Это возрождение носило отчасти монашеский, а отчасти богословский характер.
Однако со временем возникла и стала расширяться трещина, разделившая западную ветвь церкви, возглавляемую папой Римским, от восточной ее ветви, главой которой был патриарх Константинопольский. Причины раскола носили отчасти социальный характер, поскольку постепенно развивавшиеся и обострявшиеся культурные и языковые различия проявились в долгом соперничестве за первенство авторитета и власти двух имперских столиц, восточной и западной, и, соответственно, - двух церквей, олицетворяемых этими столицами. Не последнюю роль сыграли также и различия в восточной и западной богослужебной практике. Споры возникли и по поводу западной формулировки Никейского символа веры, в котором первоначально говорилось об исхождении Святого Духа от Отца и в который Западная церковь включила слова, указывающие на то, что Дух исходит не только от Отца, но и «от Сына».

Невозможно назвать точную дату окончательного раскола между Восточной и Западной церквами. Обычно в качестве такой даты называют 1054, однако позже единство церкви было опять восстановлено, так как после того, как в 4-м крестовом походе (1204) крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, византийский престол занял Балдуин Фландрский (1171-1205), провозгласивший объединение Восточной и Западной церквей под властью папы Римского. Впрочем, греки ненавидели латинян, и в 1261, когда крестоносцы были изгнаны из Византии, установленная ими уния распалась. Последующие попытки возобновить эту унию - с целью заручиться поддержкой Запада в борьбе против Османской империи - завершались успехами в высших эшелонах власти, но не находили сочувствия среди населения.

Крестовые походы. Характерной чертой средневекового христианства в Западной Европе стали крестовые походы. Первый поход был предпринят по призыву папы Урбана II в 1096, чтобы получить контроль над святыми местами в Палестине, которые постоянно посещались христианскими паломниками. Был захвачен Иерусалим и несколько других палестинских городов и установлено латинское Иерусалимское королевство. Последующие крестовые походы предпринимались для того, чтобы защитить это королевство или возвратить ему утраченные территории. Однако в результате этих походов мусульмане не только не были вытеснены из Палестины, но, напротив, объединились между собой и укрепились, что позволило им в конце концов одержать верх и стать безраздельными хозяевами этих земель. Последний оплот крестоносцев пал в 1291. Крестоносцы посеяли недоверие к себе и ненависть среди местного населения, что привело к резкому обострению отношений между Западом и Ближним Востоком в 12 в.

Османская экспансия. Начиная с середины 14 в. территории, где было распространено христианство, существенно сократились, под угрозу было поставлено само его существование. В 1453 османы захватили Константинополь, центр православия. В том же веке они появились под стенами Вены, успев захватить всю Грецию и Балканы и едва не превратив Средиземное море во внутреннее море своей империи. Османы не искореняли христианство в захваченных ими областях, однако лишали христиан почти всех прав. В результате вселенские патриархи были фактически вынуждены покупать свой сан у султанов, и многие из епископов, назначаемых в балканские церкви, не владели даже языком своей паствы. Принятие ислама монголами, под властью которых находилась вся Средняя Азия, и особенно походы Тамерлана (1336-1405) привели к значительному сокращению числа христиан в этом регионе и к полному исчезновению христианства во многих землях.

13 декабря 2013 года председатель выступил с докладом «Христианство в современной Европе: новая реальность» на I Московском международном форуме .

Сегодня мы говорим о том, как взаимодействуют религиозные традиции на нашем Европейском континенте, в нашей стране и в нашем городе. Я думаю, что было бы правильно сейчас обратиться к той ситуации, в которой мы оказались после событий, происходивших в нашей стране в последние 25 лет, и сравнить ситуацию, сложившуюся у нас, с той ситуацией, которая складывается в странах Европейского Союза. Это необходимо сделать, потому что фактически мы имеем дело с конфликтом очень разноплановых ценностных систем.

Говоря об опыте нашей страны, следует отметить, что последние 25 лет были отмечены совершенно беспрецедентным возрождением религиозной жизни. Причем это возрождение коснулось всех религиозных традиций, всех тех, кто здесь присутствует — это и православные христиане, и христиане других конфессий, это и мусульмане, и иудеи, и буддисты. Представители всех традиционных вероисповеданий Российской Федерации могут засвидетельствовать, что религиозное возрождение коснулось самым прямым образом каждую из представляемых ими конфессий. Так, для Русской Православной Церкви, которая является Церковью многонациональной и объединяет православных верующих не только России, но также других сопредельных государств, эти годы стали временем совершенно беспрецедентного воссоздания своих структур. Достаточно сказать, что мы открывали по тысяче храмов в год или по три храма в день. Я думаю, что в истории мирового христианства вообще не было подобных прецедентов.

В этом году мы вспоминали Миланский эдикт императора Константина, изданный в 313 году. Может быть, и тогда возрождение церковной жизни происходило с подобной скоростью, но, к сожалению, по тем временам мы не имеем статистики, а по нашим временам статистика имеется. И она говорит о совершенно беспрецедентном масштабе возрождения религиозной жизни. Например, на момент празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году в русской Православной Церкви было 20 монастырей, а сейчас у нас их 805, и почти на каждом заседании Священного Синода мы принимаем решения об открытии новых монашеских обителей. А что такое монастырь? Это ведь не только стены, здания, но и люди, причем не те, кто просто пришел в храм на воскресную службу, а потом продолжает жить своей жизнью, — это люди, которые отказываются от семьи, от естественных для человека условий труда и отдыха и принимают на себя подвиг жертвенного служения. И все эти 800 с лишком монастырей наполнены сегодня монахами и монахинями — людьми, которые отреклись от мира для того, чтобы служить Богу.

Задумаемся об этом феномене и о том, что все это происходит в эпоху, которую на Западе называют постхристианской, потому что многие в западных странах уверены, что время расцвета христианства, да и вообще религии, далеко позади, что религия — феномен прошлого и современное человечество должно двигаться в сторону все большего и большего ухода от религиозных ценностей. Это, к сожалению, и происходит в целом ряде стран Европейского Союза.

Если 25 лет назад Советский Союз был атеистическим государством, а Европа напоминала нам о религиозных ценностях, даже прилагала усилия для того, чтобы защитить эти ценности, и мы не раз и не два обращались к нашим европейским партнерам по межрелигиозному и межхристианскому диалогу для того, чтобы защитить право наших людей исповедовать свою религию, то сегодня эти два мира как бы поменялись ролями. Ныне в нашем обществе наблюдается расцвет религиозных традиций, реальная, а не декларируемая свобода вероисповедания, а в европейском обществе все чаще и чаще мы наблюдаем случаи гонений на религию, дискриминацию по религиозному признаку и намеренное стремление вывести религиозные традиции из общественного пространства.

Одной из иллюстраций этого процесса является стремление целого ряда западных политиков изгнать религиозные символы из общественного пространства. На днях в Норвегии одна из ведущих телевизионных новостей была отстранена от своих обязанностей из-за того, что во время эфира у нее на шее висела цепочка с крестиком. Демонстрация главного христианского символа, по мнению руководства телеканала, могла стать источником раздора и преступлений. Давайте вдумаемся в эту логику: крестик на шее может стать источником раздора и преступлений. Я вспоминаю советские времена, когда у нас в школе учителя срывали крестики с учеников, если замечали, что за воротничком рубашки видна цепочка. А сейчас мы наблюдаем подобные явления в Европейском Союзе, который на весь мир декларирует демократические ценности, свободу вероисповедания и гордо ставит себя в пример другим странам, регионам, цивилизациям.

В настоящее время в Европейском Союзе политик не имеет права мотивировать свои поступки религиозными соображениями. Когда мэр французского города Арканг Ж.М. Коло по религиозным соображениям отказался регистрировать однополый союз, ему выставили претензии и сейчас этому человеку грозит тюремное заключение и штраф за дискриминацию. При этом солидарность с ним выразили 20 тысяч французских градоначальников и их заместителей, входящих в организацию «Защита детства». Но к их голосу никто прислушиваться не будет, как никто не прислушивается к голосу людей, которые вышли на многотысячные демонстрации после того, как во Франции был принят закон о признании однополых союзов в качестве одной из разновидностей брака. В общей сложности более миллиона человек приняло участие в этих демонстрациях, их разгоняли дубинками и слезоточивым газом, и руководство Франции проигнорировало эти протесты, которые говорят о том, что политика французского государства так же, как и многих других европейских государств, идет в разрез с общественным мнением — мнением большинства — и является, по сути дела, насильственным навязыванием людям идеологических установок, которые нарушают традиционный жизненный уклад.

Сегодня в Европе господствует нравственный релятивизм, то есть представление о том, что каждый человек или сообщество может устанавливать для себя собственную шкалу нравственных ценностей, которая необязательно должна соотноситься с общечеловеческими ценностями. В этом контексте сегодня происходит целенаправленный демонтаж семейных ценностей, основанных на христианской традиции. Казалось бы, что может быть очевиднее семейных ценностей, ведь все религиозные традиции — например, тех, которые присутствуют в этом зале, — единодушно свидетельствуют, что брачный союз между мужчиной и женщиной имеет Богом установленную природу и что благословение Божие выражается в том, что у семейной пары должно быть столько детей, сколько благословит Бог, а не столько, сколько они сами запланируют.

На Западе сейчас господствует совершенно другая установка: браком может быть объявлен любой союз людей любого пола и в любом количестве. При этом любому такому союзу дается право усыновлять детей, то есть, по сути, передавать следующим поколениям свои идеологические установки. Это демонтаж ценностной системы, причем мы говорим не о религиозной ценностной системе или о ценностной системе какой-то конкретной религии, но о той системе ценностей, которая была универсальна для всего человечества и позволяла народам земного шара плодиться и размножаться по заповеди Господней.

Сегодня эта нравственная система, которая основана на представлении о семье как богоустановленном союзе мужчины и женщины, созданном по любви и для рождения детей, подвергается сознательному демонтажу. Происходит это под влиянием секулярной идеологии, основанной на нравственном релятивизме, и настаивает на том, что абсолютных моральных ценностей вообще не существует, что все они относительны и если тот или иной человек своим поведением не нарушает права других людей, то он может вести тот образ жизни, который пожелает, и проповедовать ценности, которые считает нужными для устроения своей жизни и жизни окружающих людей.

Эта идеология сознательно внедряется в систему образования. Недавно министр образования Франции заявил, что в школе ученики должны избавиться от всех форм детерминизма — семейного, этнического, социального или интеллектуального. Согласно инструкциям возглавляемого им министерства, с нового учебного года во французских школах слова «мальчик» и «девочка» будут заменены словами «друзья» и «дети», так как «мальчик» и «девочка» — это роли, которые на себя берут люди в юном или детском возрасте, а при желании они могут эти роли поменять.

Также указывается, что родители — это не мама и папа, которых Господь дал ребенку, а просто два человека, которые могут быть одного пола, и совершенно необязательно они должны называться мамой и папой — их могут именовать «родитель № 1» и «родитель № 2» или еще как-либо иначе. И все это будет называться семьей, будет приравнено к традиционному браку, а права этих сожительств будут законодательно закреплены в качестве брачных союзов.

Демонтаж ценностной системы, который сегодня происходит в Европейском Союзе, конечно, не может нас не беспокоить, поскольку хотя наша страна, слава Богу, не состоит членом Европейского Союза, она безусловно, является частью европейского культурного и цивилизационного пространства. И мы должны понимать, что ценностные установки, которые сегодня навязываются в Европе и которые один из выступавших здесь сегодня назвал сатанинскими, конечно, проникают и будут проникать к нам, причем любое сближение с Европой будет непременно связано с навязыванием нам данных норм и установок. Это уже происходит в тех соседних странах, которые получают приглашения к различного рода ассоциациям с Евросоюзом, — при этом им ставят условием принятие законов о легализации однополых союзов и тому подобные вещи.

Сегодня нашу страну критикуют за то, что у нас якобы отсутствует демократия. Некоторые господа из Германии даже объявили о том, что они будут бойкотировать нашу сочинскую Олимпиаду, потому что, оказывается, сексуальные меньшинства у нас дискриминируются: якобы принятый в России закон о недопустимости пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних нарушает права этих меньшинств. Лучше бы данные господа заявили протест против массового истребления христиан на Ближнем Востоке — что-то не слышно голосов этих европейских политиков в защиту христиан, которых похищают, которых уничтожают, которым отрезают головы. Когда монахинь похищают так называемые сирийские оппозиционеры, вся эта публика помалкивает — им это неинтересно. А вот когда в России вводится закон, якобы дискриминирующий сексуальные меньшинства — не потому что им запрещено существовать, не потому что их реально лишают прав, а потому что им запрещается пропагандировать свои взгляды среди несовершеннолетних, — это сразу вызывает негодование и протест. Думаю, очень хорошо, что такие люди не будут присутствовать на наших спортивных мероприятиях, — пусть они живут в гетто, которое сами для себя пытаются создать. Жалко те миллионы людей, которые оказываются заложниками сатанинской и антихристовой политики.

Уверен, что людей, которые сознают гибельность и самоубийственность этой политики, сегодня в Европе очень много. И они, конечно, смотрят с надеждой на Россию. Может быть, неслучайно вчера в послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент говорил о консерватизме, цитируя замечательного русского религиозного философа Николая Бердяева, который говорил, что консерватизм препятствует не движению вверх и вперед, а движению назад и вниз. Сегодня наша страна, по сути дела, оказалась защитницей консервативных ценностей, здорового консерватизма в самом положительном смысле этого слова. Он абсолютно необходим на фоне нравственного беспредела, который мы наблюдаем в современном европейском обществе.

Очень хотелось бы надеяться на то, что религиозные конфессии Российской Федерации и религиозные конфессии нашего города будут и далее объединять свои усилия для защиты традиционных ценностей, на которых на протяжении веков строилась жизнь всего человечества и нашего народа.

Мы должны помнить слова, с которыми Господь обратился к израильскому народу: «Два пути предложил я тебе — благословение и проклятье, путь жизни и путь смерти, избери жизнь, чтоб жил ты и потомство твое» (см. Втор. 30:19). Нравственные ориентиры, которые проповедуются традиционными религиями, направлены как раз на то, чтобы люди избирали жизнь, чтобы жили они и их потомство. А те ориентиры, которые сегодня предлагает нам западная секулярная цивилизация, ведут самым прямым и непосредственным образом к постепенному вымиранию европейских народов. Разве демографический кризис, который охватил страны Западной Европы, не является прямым следствием идеологии, направленной на разрушение семьи, которая в течении нескольких десятилетий внедрялась в сознание людей? Это ее прямое следствие, следовательно, эта идеология является самоубийственной не в переносном, а в прямом смысле для европейского населения.

Вчера Президент сказал о том, что впервые за последнюю четверть века в нашей стране переломилась демографическая тенденция, что рождений зафиксировано больше, чем смертей. Я думаю, что это очень радостная новость. Во многом новая ситуация, в которой мы сейчас оказались, является следствием государственной политики по защите семьи и пропаганде семейных ценностей, но это также и следствие консолидированной позиции традиционных религий Российской Федерации.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы жили в процветающем государстве, в процветающем городе, чтобы население их увеличивалось и нравственные ценности всегда занимали важное место в жизни нашего общества.

Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

Материалы по теме

[Статья]

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций

Митрополит Волоколамский Иларион: Религиозную жизнь невозможно вести на дистанции [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: Физические недостатки не являются препятствием для общения с Богом [Интервью]

Блаженнейший митрополит Онуфрий выступил против проведения «Марша равенства» в Киеве

В.Р. Легойда: Насильственное утверждение приоритета гендерной идеологии перед семейными ценностями угрожает свободе

В Санкт-Петербурге прошло заседание Рабочей группы по обсуждению перспектив диалога между Русской Православной Церковью и Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии

Гонения на христиан на Ближнем Востоке - главная тема, которую будут обсуждать Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион: В Великий пост Церковь призывает каждого человека к серьезному переосмыслению собственной жизни [Интервью]