Газпром-башня прорвала рекорд высоты. Деловой центр "Газпрома"

Бывший солист Мужского балета, руководитель ведущего модельного агентства северо-западного региона России, режиссёр всех главных фэшн-шоу Москвы и Петербурга. Это не три разных истории успеха, это всё - про одного и того же человека. Человека, способного воплощать в жизнь свои желания, понимающего, чего он хочет, не знающего страха перемен и до сих пор не сталкивавшегося с неудачами. Наверное, потому что фортуна очень любит таких людей, не ждущих, когда кто-то другой сделает их счастливыми, а способных самих фонтанировать этим счастьем и радостью каждого прожитого дня. Сергей Луковский, счастливый харизматик, подкупающий своей энергетикой. Сергей Луковский В отличие от балетных постановок, которые можно «прогонять» каждый сезон, практически не меняя, жизнь даже самого яркого фэшн-шоу длится не больше нескольких десятков минут. Не горько создавать «сиюминутное»? Создавать «сиюминутное» - и это счастье. Мы живем один раз – и каждый день, и каждая твоя работа должна быть лучшей. Я всегда очень серьезно и индивидуально подхожу к проектам. Когда ты работаешь, ты понимаешь, что нет ни одного шага назад и права на ошибки. Ты не имеешь права ни споткнуться, ни оступиться. Сергей Луковский По закостенелым стереотипам выходит, что Москва - для денег и вкалывания, Петербург - для тонкости, звонкости и культуры. Ты ставил шоу в обоих городах. Есть ли в столице какие-то положительные моменты, которые невозможны в Петербурге? Я - счастливый человек, потому что могу выбирать. Для меня Петербург – очень родное место. Да, действительно, города абсолютно разные, как и темп жизни. Если в Петербурге можно спокойно прогуливаться по улицам, то в Москве тебе придется бежать. В Петербурге развита интеллектуальная составляющая. Над тем, что происходит здесь, ты можешь думать – у тебя есть на это время. В Москве же не успеваешь следить за тем, что происходит. Москва - громадный город, отсюда и бОльшие потребности и бОльшие возможности. Наверное, это можно назвать положительным моментом. Если в Петебурге я провожу мероприятие на 700 человек, то в столице я должен провести это же мероприятие на 4000. С одной стороны, это сложнее, с другой стороны, интереснее. Но в определенный момент ты не сможешь отдаться полностью какому-то мероприятию, потому что у тебя сразу будет следующее. Мне все-таки спокойнее и жить, и работать в Петербурге: здесь я могу выложиться на 300 %.
Elle Fashion Days Victor & Rolf produced by Sergey Lukovsky / LMA Каждый раз твоё фэшн-шоу - это новые идеи, новое воплощение, новый сценарий. Нет права повторяться и всё время приходится соревноваться с самим собой в изобретательности и зрелищности. Где ты черпаешь вдохновение? Вдохновение и концепция всегда рождаются по-разному, будь то неделя моды или закрытое мероприятие в ресторане. Например, всё может решиться во время просмотра коллекции, знакомства с дизайнером или от услышанной музыки. Вдохновение, наверное, это соревнование с самим собой. Ты должен быть лучше «прошлого» себя и каждый раз это доказывать. Я не смотрю шоу других режиссеров, шоу с Милана, Лондона, Парижа, так как не хочу повторяться. Балет, модельное агентство, постановка показов. Что дальше? Как далеко ты заглядываешь в будущее? Есть ли планы на ближайшие три, пять, десять лет? Нет смысла строить планы, так как жизнь слишком сложная штука. Случиться может всё, что угодно. Что касается планов: работать, так как этим я живу. Род моей деятельности вряд ли изменится, и, будучи очень консервативным, я не хочу ничего менять. Не думаю, что материальные ценности - это предмет стремления. В жизни есть вещи гораздо более важные, чем слава и деньги. Я останусь в Петербурге таким, какой я есть сейчас, потому что мне это нравится. Главное – нужно научиться получать удовольствие от своего дела, и только тогда люди будут получать удовольствие от того, что ты создаешь. Я – научился. И в будущем не собираюсь изменять своему принципу!
Elle Fashion Days Trussardi produced by Sergey Lukovsky / LMA Можно обижаться, можно спорить, но сложно отрицать тот факт, что в менталитете русского человека особое место отведено его лени и желанию, где возможно, отдохнуть. Новый год русские празднуют по десять дней, майские праздники примерно столько же, о выходных мечтают с понедельника. И искренне радуются, когда удаётся улизнуть с работы пораньше. Трудолюбие - это про японцев, чёткое расписание - про немцев, фанатичная самоотдача работе - про американцев. Всё вместе - про Сергея Луковского. Его проекты - уже выполненные, задуманные и готовящиеся в данный момент - главный источник сил, вдохновения и счастья. Чем сложнее задача, чем грандиознее задумка, тем Луковскому лучше. Гиперответственный, он привык вникать сам в каждую мелочь, выкладываться по максимуму и ждать этого от других. И сто процентов самоотдачи - слишком мало, а вот триста - вполне достаточно.

В твоих шоу есть место форс-мажорам или юмору? Форс-мажору точно места нет, потому что всё делается заранее. Мы с моей командой составляем графики, чек-листы, прописываем рабочие дни. Я очень требователен, в том числе, и к моделям. У меня ни одна модель не имеет права опоздать. Что касается юмора, могу привнести его в постановку, но по мере необходимости. Юмор – очень серьезное дело, не везде уместное. Что приносит большее удовлетворение: готовить шоу, придумывать детали, доводить до идеала работу моделей или видеть готовый результат и реакцию зрителей, спокойно выдыхать: «поставили»? Я живу ради процесса. Конечно, когда идет шоу, я смотрю в зал на реакцию зрителя, но большее удовольствием мне доставляет сама подготовка. Реакция зрителя меня разочаровать не может, потому что я показываю только то, в чем я уверен на 200%. Если у меня будут какие-либо сомнения, я никогда показывать это не выпущу. Твой обычный рабочий день - это бесконечные часы аврала или чётко выверенный график с точным временем обеда, перекура и перерыва? Это чётко выверенный график без обеда, без перекура и без перерыва.
Aurora Fashion Week Russia / Presented by DEPESHA Thom Browne Fashion Show produced by Sergey Lukovsky / LMA На прошедшей недавно в Петербурге Aurora Fashion Week самым ожидаемым был показ коллекции американского дизайнера Тома Брауна, чей приезд в Россию организовал журнал DEPESHA. Ажиотаж был столь велик, а количество желающих своими глазами увидеть яркое шоу, настолько велико, что даже у счастливых обладателей vip-пропусков не было уверенности, что они попадут в зал. О том, чтобы получить сидячие места, для многих не было и речи. Именно Луковский стал режиссёром этого запоминающего действа, больше похожего на смелый и авангардный спектакль, нежели модный показ. Модели двигались по специальным дорожкам среди зрительских мест под мажорную и завораживающую музыку Прокофьева, останавливались в метре от восхищённых зрителей, давай возможность разглядеть все нюансы фантастических творений Брауна, а после дефиле превратились в живые скульптуры, которые можно было трогать и фотографировать. Sergey Lukovsky (LMA) and Thom Browne at DEPESHA cocktail reception at Mansarda restaurant in St. Petersburg, Russia Практически все западные дизайнеры, приезжающие в Петербург, работают с тобой и твоим модельным агентством. Что было самым интересным в работе с Томом Брауном в этом сезоне Aurora Fashion Week и Кусто в прошлом году? Механика работы, её стиль отличаются при сотрудничестве с западными дизайнерами? Я счастлив, что мне довелось поработать с такими профессиональными людьми, которые досконально знают своё дело и никогда не будут мешать работать таким же профессионалам, как они. Я безумно благодарен Тому Брауну за то, что он позволил мне воплотить на площадке свои желания и показать его коллекцию так, как увидел ее я. Постановка шоу, сценография, хореография полностью мои. Финал, когда модели остались на подиуме среди гостей, мы придумали совместно с Томом – он был открыт к взаимодействию. Стиль в работе с западными и российскими дизайнерами, конечно, отличается, и отличие огромное. В России нет должной индустрии. У нас многие занимаются самовыражением, а не бизнесом, не имея конкретной самоцели. Среди команды западных дизайнеров функции чётко разделены, поэтому дизайнер чётко знает свое дело и не вмешивается в обязанности других.

О показе Тома Брауна потом говорили ещё долго: те, кто присутствовал, хвастливо и восхищённо, те, кто не смог попасть, мечтательно и чуть завистливо. Наверное, такой резонанс получают все работы Луковского, настолько они оригинальны, смелы и эффектны. достаточно вспомнить искусственный песчаный пляж для коллекции Татьяны Котеговой в Манеже Кадетского корпуса, фрик-шоу Tony&Guy, футуристические образы для Михаила Васильева - примеры, ставшие нестареющей классикой для новых поколений режиссёров и event-организаторов.
Estel Show Шоу какого дизайнера ты хотел бы срежиссировать? Всех! Творческие люди – они больны своим дело. У них интересный внутренний мир, и это притягивает. Я люблю разных людей, потому что к каждому из них нужен индивидуальный подход. Я работал со знаменитыми дизайнерами из разных стран, в том числе, в рамках недель моды Elle Fashion Days и Aurora Fashion Week: Maison Martin Margiela, Trussardi, Vivienne Westwood, Bernhard Willhelm, Thom Browne и др. И работа с каждым из них была бесценным опытом и интереснейшим процессом сотрудничества и поиском совместных идей. Конечно, было бы интересно поработать с таким мэтром, как John Galliano, и сделать шоу для Prada. Есть причины, по которым ты можешь отказаться от шоу, не браться за его режиссуру? Я, наверное, самый счастливый человек, так как работаю не ради денег, а ради удовольствия. Если мне что-то не нравится: коллекция, идея, интеллектуальная сторона мероприятия, я не берусь за проект. Но обычно стараюсь найти общий язык с заказчиком, прейти к положительному решению. У меня большой опыт, поэтому я заранее вижу – выйдет ли из этого что-то или нет. Со всеми заказчиками, кому я режиссировал шоу: будь то показ, открытие бутика или торгового центра, клиентский день или масштабное двухчасовое шоу причесок в виде спектакля или же открытие отеля – я поддерживаю отношения. Наше сотрудничество становятся постоянным, и мы быстрее понимаем, что должно получиться в итоге.
Сергей Луковский и Александр Нагорный Чем бывает наполнена жизнь обычного человека? Работа, семья, дом, заоблачные мечты и маленькие ежедневные радости и заботы. У Сергея Луковского его жизнь - это его проекты. Не от безысходности, а ради счастья. И это его осознанный выбор. Можно только позавидовать человеку, который не ждёт с нетерпением пятницы, чтобы забыть о скучной работе и не фантазирует по вечерам, чем он мог бы заниматься, если бы. Луковский делает то, что хочет, и совершенно точно находится на своём месте. А не к этому ли каждый из нас стремится?
Sergey Lukovsky in LMA studio Чем наполнен твой выходной день? Что это? Я настолько люблю свою работу, что даже в редком отпуске занимаюсь проектами! Если всё же есть возможность воспользоваться выходным, могу, начав утро с пробежки вдоль канала, продолжить день походом в кино и завершить его ужином в ресторане. Ты посвятил себя моде. Твоя работа и твоя жизнь напрямую связаны с красивыми людьми, красивыми вещами, красивыми яркими шоу. Не затирается понятие прекрасного, не становится предметом купли-торговли? Что для тебя значит «красота»? Красота не может затереться или надоесть. Думаю, как такового понятия у этого слова нет. Его значение субъективно. Я могу почувствовать красоту, но не смогу объяснить значение этого слова. Для меня красота – что-то нестандартное, возможно, нос с горбинкой, огромные брови или широко посаженные глаза. И это не только внешние данные. Квазимодо – он красив. Наверное, никто не ответит на вопрос, чем красива Джаконда. Наверное, это и есть красота. В чём заключаются простые человеческие слабости Сергея Луковского? Дорогая одежда, сладости, элитные вина, экзотические места? Шоколад «Особый». Анастасия Богарне специально для DEPESHA.

Одно из самых высоких зданий России и Европы — современный небоскреб Лахта Центр — располагается в Приморском районе Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 2012 году, в эксплуатацию здание ввели в 2018, а открытие Лахта Центра намечено на конец 2019 года. Кроме штаб-квартиры «Газпрома», здесь будут функционировать офисы, научный и деловой центры, амфитеатр, спортивный клуб и прочая инфраструктура. Главной изюминкой башни станет смотровая площадка, откуда открывается панорама на Санкт-Петербург и Финский залив. Стоимость Лахта Центра оценивается в 2,5 млрд. долларов.

Ночное освещение Лахта Центра: панорама-google

Смотровая площадка Лахта Центра

Самым ожидаемым объектом комплекса считается обзорная площадка, которая будет располагаться на высоте 360 метров, на последнем этаже. Это будет панорамная площадка с углом обзора 360° и с телескопами для детального обзора. Для подъема посетителей будут работать высокоскоростные лифты. Планируется, что смотровая площадка Лахта Центра станет одной из самых популярных туристических достопримечательностей города.

Елка

Несмотря на то, что официальное открытие небоскреба еще не состоялось, Лахта Центр уже принимает участие в культурной жизни Северной столицы. В честь празднования Нового года 31 декабря на фасаде здания зажглась праздничная подсветка, превратившая башню в самую высокую в мире зеленую елку.

Видео новогоднего поздравления:

Веб-камера Лахта Центра

В настоящий момент на уровне смотровой площадки установлена веб-камера, которая в режиме реального времени транслирует панораму Санкт-Петербурга и Финского залива. Вы можете рассмотреть популярные достопримечательности города — парк имени 300-летия Санкт-Петербурга , стадион «Газпром Арена» , Яхтенный мост, Елагин остров и другие объекты.

План этажей и архитектура

В связи с широким освещением в СМИ строительства этого объекта, многих интересует вопрос «сколько этажей в Лахта Центре и что там будет находиться?». Согласно проекту, в башне 87 этажей, а общая площадь помещений составляет 400 тыс. кв. метров, из них под офисы определено — 130 тыс. кв. метров. Для перемещения между этажами планируется запустить почти 40 лифтов. Кроме основного здания, в комплекс входят еще два сооружения, которые располагаются по бокам от башни. Их высота варьируется от 22 до 85 метров.

Проект Лахта Центра

Кроме смотровой площадки и штаб-квартиры «Газпрома» в комплексе будут располагаться следующие объекты:

  • Панорамный ресторан Лахта Центра. Залы будут находится на 75 и 76 этажах (высота около 320 метров). Это будет приятной альтернативной обзорной площадке. По итогам отбора претендентов на создание ресторана, в начале 2019 года управляющая компания объявила победителя. Ими стали известные российские футболисты — братья Березуцкие, которые предложили концепцию ресторана русской кухни, основой которой станут продукты российского производства и уникальные рецепты со всех уголков страны.
  • Многофункциональный зал — трансформер и конгресс-центр. Уникальная особенность этого зала заключается в том, что при необходимости его можно разделить на два помещения. Это первый подобный объект в Санкт-Петербурге. Расположение кресел и конфигурация сцены могут изменяться под формат мероприятия. Планируется, что в зале-трансформере будут проходить концерты, спектакли, показы мод и другие события.
  • Научно-образовательный центр. Основной задачей научного центра будет популяризация науки среди населения. Центр будет открыт для широкой аудитории, здесь будут проводится образовательные мероприятия — лекции, выставки. Площадь для экспозиции достигает 7000 кв. метров.
  • Медицинский центр. Лечебно-диагностический комплекс Лахта Центра предназначен для оказания услуг жителям Приморского района Санкт-Петербурга. Оснащенный самым современным оборудованием, медцентр будет оказывать стоматологические, терапевтические, хирургические и другие услуги.
  • Спортивный комплекс. В Лахта Центре планируется создание большого спортивного центра, площадью 4600 кв. метров. Здесь будут располагаться тренажерные залы, залы групповых занятий, бассейны, центры релаксации и оздоровления.
  • Атриум, торговые площадки, экспозиции. Для работников офисов и посетителей небоскреба будут работать выставочные залы для арт-объектов и художественных произведений, мультимедийный зал, а также кафе, столовые и магазины.
  • Офисы. Управляющая компания предлагает для аренды офисы площадью от 650 до 2100 кв. метров. Подробную информацию у администрации, контакты можно найти на официальном сайте Лахта Центра.

У подножия башни, на территории выходящей к заливу, планируется возведение амфитеатра . Рассчитанный на 2000 мест, объект станем первым в Санкт-Петербурге сооружением подобного типа. Амфитеатр ориентирован на море, согласно замыслу архитекторов, сценой может выступать вода или береговая полоса.

Архитектурное решение

Поскольку здание Лахта Центра имеет экстремальную высоту, то при разработке проекта и строительстве большое внимание уделялось устойчивости и безопасности конструкции. Главная башня имеет центральное ядро из железобетона, внутри которого располагаются важнейшие коммуникации и зоны безопасности. Фундамент небоскреба стоит на 2080 сваях, а перекрытия и колонны сделаны из металла и бетона.

Архитектурная концепция Лахта Центра разработана компанией RMJM в 2011 году. По задумке авторов, очертания небоскреба идеально вписываются в ландшафт Санкт-Петербурга и составляют гармоничное сочетание со шпилями и куполами Петропавловского собора .

Остекление Лахта Центра выполнено без стыков, что придает зданию легкость — гладкие стены фасада отражают воду и облака.

Как добраться до Лахта Центра в Санкт-Петербурге

Метро у Лахта Центра

Ближайшая станция метро «Беговая» находится в шаговой доступности от небоскреба. Прогулка займет около 20 минут, однако пока башня не работает, полюбоваться ей можно с территории парка 300-летия Санкт-Петербурга.

Маршрут от метро до Лахта Центра:

В планах властей построить новую станцию метро «Лахта». Проект включен в план развития метрополитена до 2025 года.

Наземный транспорт

Рядом с Лахта Центром находится остановка общественного транспорта — «15-й км Лахта» . Здесь ходят автобусы № 101, 101а, 110, 211, 216 и маршрутки № 206, 210, 232, 305, 305а, 400, 405, 417, 425.

Кроме того, для поездок по Санкт-Петербургу можно воспользоваться приложениями от служб такси Uber, Gett, Яндекс. Такси, Maxim, Таксовичкоф и др.

Презентация Лахта Центра: видеоэкскурсия

Небоскреб «Лахта-центр» возвысился вверх на 35 этажей (147 метров) и установил новый рекорд среди всех зданий Петербурга.
Есть одно здание выше — телебашня, а это не считается. К тому же, в 2017 году здание будет еще в 2 раза выше, а к 2018 году высота небоскреба составит 462 метра. Он будет выше башни «Федерация» в деловом центре «Москва-Сити» в столице и станет самым высоким зданием в Европе.

До настоящего момента городской рекорд принадлежал светящейся в московском районе «Лидер тауэр», которое, кстати, является самым высоким зданием в мире в северных широтах. Из исторических зданий лидирует Петропавловский собор со своими 122 с половиной метрами, задуманный как главная доминанта города. Но технологии сильнее.

Напомним, строительство штаб-квартиры «Газпрома» сопровождалось боями градозащитников с властями, ведь изначально ее возведение планировалось не в Лахте на берегу Финского залива, а в Малой Охте на правом берегу Невы. Власти считали, что это станет новым символом Северной столицы, а жители были против башни почти в центре. Теперь люди и власти договорились. Планируется, что «мегасооружение» привлечет к нам финансовых воротил со всего мира. Оно уже попало в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый огромный фундамент в мире. Его без остановки заливали 49 часов.«Лахта-Центр» сегодня
«Лахта-центр» по плану в 2018
Фундамент-рекордсмен «Лахта-центра»
План строительства
Внутренний вид «Лахта-центра» по плану
Самое высокое здание в северных широтах в мире — «Лидер-тауэр» на пл. Конституции
Архитектурная доминанта Северной столицы до 1962 года (в том году была построена телебашня)

Историческая среда в Лахте? Вы хорошо знаете наш город? Центр города далеко, вопрос сейчас просто не актуален.

- Местные градозащитники продолжают настаивать, что башня станет доминантой, будет что-то закрывать. Она же по проекту 462 метра в высоту.

На самом деле, высота башни 462,7 метра. Как понимать утверждение градозащитников, что башня будет что-то закрывать? Закрывать вид на Приморское шоссе? Вид на жилую застройку? Вас это волнует? Она будет видна на фоне других объектов – согласна, но закрывать, или доминировать над значимыми историческими объектами однозначно не будет. Если дом красивый, зачем стремиться к тому, чтобы его никто не видел? Наш проект – очень красивый, придет время, все будут гордиться им.

Я видела одну фотожабу. На картинке была видна наша башня на фоне Медного всадника и подпись: «Видите, какой ракурс, там все испорчено, невозможно сфотографироваться». Не знаю… Я сама много раз фотографировалась рядом с Медным всадником, но никогда не фотографировала статую со стороны хвоста. Почему это людей волнует?

- А какое самое главное отличие проекта «Лахта центр» от печально известного «Охта центра»?

Это принципиально разные проекты. На Охте был запроектирован простой бизнес-центр – башня с офисными помещениями. Фактически получалось закрытое пространство, вещь в себе. Сотрудник приходил бы туда, работал, получал все, что ему необходимо, а в конце рабочего дня уезжал домой.

Остальные горожане могли попасть в «Охта центр», чтобы побывать на обзорной площадке или посидеть во вращающемся ресторане на 74 этаже.

В «Охта центре» не предполагалось создавать социальной инфраструктуры, а в «Лахта центре» предусмотрен очень большой объем дополнительных функций, которые по соотношению площадей будут доминировать над офисной составляющей.

Основной объем офисов в «Лахта центре» расположен в башне, а под ней раскинется целый город для жителей близлежащих районов и туристов. Общественная составляющая проекта включает спортивный и медицинский центры, магазины, конференц-залы, центр занимательной науки для детей и планетарий.

- Как родилась идея с планетарием?

Архитекторы всегда стремятся предложить некую фишку, изюминку. У нас на проекте их несколько. Идея планетария родилась не сразу. У нас было предусмотрено многосветное пространство, и мы все думали, как бы его использовать наилучшим образом. Месяца полтора мы прорабатывали этот вопрос, а потом – раз! И родился планетарий! Огромный шар, который как будто со всего размаха бросили в здание, и он прилип к фасаду. Очень эффектно. Его будет видно и с улицы, и с проезжающих машин, он станет еще одной причиной, чтобы к нам пришли люди.

- А сама башня стала больше, чем проект «Охта центра»?

Башня стала выше, больше в диаметре, изменилась по форме, по своей структуре. Это совершенно новый проект. Внешне осталось некоторое сходство, вроде бы да, одна и та же башня, но на самом деле башни совершенно разные.

- Есть конструктивные отличия?

Принципиальная конструктивная схема осталась без изменений, мы только смогли оптимизировать и уменьшить количество технических этажей, смогли отказаться от некоторых колонн, упростили балочную систему. И в лахтинском проекте существенно изменились решения по организации строительства, применены новые технологии. В настоящее время у нас успешно завершены работы по обустройству свайного основания башни и многофункционального здания. В Лахте под высотное здание заложены буронабивные сваи диаметром 2 метра, а на Охте были предусмотрены фундаменты в виде барет, которые значительно дороже. Это стало возможно, потому что на новом месте ситуация с грунтами намного лучше. Благодаря этому и другим решениям по оптимизации мы получаем хорошую экономию денежных средств в расчете на один квадратный метр.

- Какие параметры у башни?

Офисная часть займет порядка 120 тысяч квадратных метров, а всего полезной площади будет примерно 200 тысяч квадратных метров.

Башня офисная, и все, что с ней связано – это обслуживание офисных помещений. Верх башни у нас создан под общественные функции, там обзорная площадка, вращающийся ресторан и зона конференц-зала, которую можно будет сдавать в краткосрочную аренду для проведения каких-либо мероприятий. Остальная часть - офисы нашего инвестора.

- Не планируете сдавать площади другим компаниям?

В настоящее время все делается под нужды инвестора, но, возможно, какие-то площади будут сдаваться сторонним арендаторам.

- Проект на официальном сайте предполагает размещение комплекса апартаментов в здании, эти помещения также не будут распродаваться?

Не комплекс апартаментов, а гостиница на двести номеров, простая четырехзвездочная гостиница. Вы представляете, сколько у нас командировочных? Надо же их где-то размещать. Это же штаб-квартира.

- То есть апартаменты не будут выкупаться никем, включая топ-менеджмент компании?

Нет. Это чистая гостиница со своими логистическими решениями, доставкой и уборкой помещений. Если бы там были апартаменты под реализацию, мы бы многое изменили в проекте.

- Расскажите о пространстве вокруг башни.

На прилегающей территории делового квартала предусмотрена стоянка для туристических автобусов, есть выход к причальному сооружению, появится музейный комплекс «Полтава».

Входные группы в Восточной части предназначены для сотрудников, они оформлены очень красивой аркой, пролетом 99 метров, уникальным инженерным сооружением. Вокруг этой арки и развернется деловая и туристическая жизнь.

С юго-восточной части нашей территории начинается большая прогулочная зона, тянущаяся по пешеходному мосту до парка 300-летия Санкт-Петербурга. Пеший маршрут составит около 8 километров, прорабатывается вопрос о строительстве пешеходного моста и на Крестовский остров.

Пешеходная зона – это не дорожки шириной 1,5 метра, это пространство, где можно было бы проводить любые мероприятия, вплоть до майских демонстраций. На южной части нашей территории расположен амфитеатр.

- Можно чуть подробнее про амфитеатр?

Амфитеатр появился в проекте случайно. Было очень сложное объемно-пространственное решение эксплуатируемой кровли крытой автостоянки. Требовалось создать плавный переход с самой высокой отметки кровли к воде, и наш архитектор предложил расположить амфитеатр на 2 тысячи человек. Мы с радостью согласились, и у нас появилась еще одна «фишка».

В итоге у нас получилось пространство, где мы можем проводить любые мероприятия, связанные с открытым воздухом и водой. Мы хотим, чтобы с амфитеатра можно было наблюдать и водные фонтаны, и водные шоу, и театрализованные представления, соревнования...

Северная часть территории будет использована для обеспечения пешеходной доступности. Будут железнодорожные платформы, станция метро. На Северной площади мы планируем проводить выставки под открытым небом.

- В проекте на официальном сайте еще озеро фигурировало

Вам мало воды Финского залива? Озера не было, были и есть водные глади, а это нечто совсем другое. Возникли водные глади не случайно. Мы проводили аэродинамические испытания, чтобы определиться с ветровыми нагрузками на самой башне, а также с уровнем комфортности пешеходных зон.

В результате этой работы мы определили зоны, где возможен очень сильный ветер за счет нисходящих потоков воздуха. Мы эти зоны отметили красным на плане, а потом «красное» поменяли на «синее» и сделали там водную гладь. Люди по этим зонам ходить не будут, а проект получит декоративную и защитную функции для пешеходных зон.

- А как будет организован трансфер?

Станция метро ожидается только к 2025 году, поэтому придется 7 лет эксплуатировать объект без метро. Вопрос трансфера однозначно будет решен, но пока первое, что приходит в голову, это использовать развозку от станций метро «Старая деревни» и «Черная речка».

Также проектом предусмотрено достаточное количество машиномест (по нормативу следует создать одно машиноместо на 5 сотрудников и 1 машиноместо на 10 посетителей, но мы планируем сделать больше машиномест), а для туристических целей совместно с городом прорабатывается проект пересадочного узла – вот эти новые железнодорожные платформы «Лахта», перехватывающие парковки. Там же будут остановки общественного наземного транспорта. Все это должно начать функционировать к 2017 году.

- А сколько людей будет работать в башне?

Всего на территории комплекса будет ежедневно находиться около 10 тысяч человек: более 5 тысяч сотрудников офиса и около 4 тысяч посетителей и туристов.

- Можете назвать примерный объем инвестиций в проект?

Я не вовлечена в этот вопрос. Я только определяю обоснованность конкретных решений. Например, мы рассчитываем экономичность систем холодоснабжения. Я знаю, сколько денег мы на этом сэкономим. А общая стоимость проекта - это компетенция моего руководства.

- А если сравнить с проектом «Охта центр», то какой проект дороже?

Это вообще нельзя сравнить – объекты совершенно разные, но себестоимость строительства одного квадратного метра в проекте «Лахта центр» ниже, потому что здесь другая ситуация с грунтами. Нам просто очень повезло. И объем полезных площадей здесь значительно больше.

- Объект будет вводиться поэтапно или одной очередью?

Если бы у нас было как в ММДЦ «Москва-Сити», когда вся застройка разделена на отдельные этапы строительства, каждое здание вводится в эксплуатацию самостоятельно - мы были бы страшно счастливы, но у нас все здания – единое целое одного объекта. Проектная документация разработана без выделения очередей, без выделения пусковых комплексов, без выделения этапов строительства.

В нашем проекте инженерное обеспечение, транспортная доступность и все остальное создается комплексно, нельзя ввести в эксплуатацию одну башню. Мы хотели разделить на этапы, но не получилось, поэтому мы все будем вводить одновременно, за что нам строители сказали огромное спасибо (в кавычках). Нам придется разом вводить в эксплуатацию все 400 тысяч квадратных метров. Это будет подвиг, потому что в России такого не было, чтобы за один раз вводили сразу 400 тысяч квадратных метров.

- Расскажите, что сейчас происходит на объекте? Какой этап идет?

Работы идут полным ходом. Завершили сваи, закончены работы по откопке котлована башни. Это колоссальное сооружение - пять футбольных полей глубиной 20 метров. Это так красиво, что дух захватывает. Там диски распорные, стена в грунте, все массивное и добротное... Колоссальная строительная конструкция. Работу конструкций физически ощущаешь. Там работают внизу люди, они очень маленькие, потому как высота все равно дает о себе знать. Рядом залив, а в котловане сухо. Человек, далекий от строительства, не до конца понимает, насколько это сложно. Это просто Красиво с большой буквы, красиво с точки зрения возможностей человека, его инженерной мысли.